Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию. Внеклассное открытое мероприятие по правовому воспитанию учащихся "знатоки права"
Сценарий внеклассного мероприятия по правовому воспитанию
"Права детства"
Фролова Марина Ивановна, учитель начальных классов
Описание работы:
сценарий данного внеклассного мероприятия предназначен для учащихся начальных классов. Элементы сценария так же могут использовать воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов. Игра-путешествие рассчитана на 35-40 минут.
Цель:
способствовать формированию правовой культуры учащихся.
Задачи:
- Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское обслуживание, о праве на семью;
- Развивать умение рассуждать, делать выводы;
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.
Ход мероприятия:
Орг.момент. Эмоциональный настрой. Упражнение: "Здравствуй, дружок!" Здравствуй, дружок! Скорей становись со мною в кружок. (дети выходят и становятся в круг вместе с педагогом) Давай улыбнемся и скажем: «Привет!» Солнцу привет! Гостям всем привет! Вы готовы поработать? (дети: Да!) Вы готовы отвечать? (дети: Да!) Вы готовы, если надо, Что-то вспомнить и узнать? (дети: Да!) Ну а главное – готовы Вы сегодня рассуждать? (дети: Да!) (дети рассаживаются на свои места) Сообщение темы мероприятия. Учитель: -Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но прежде, чем попасть туда, нам необходимо отгадать кроссворд. Отгадав его, мы узнаем ключевое слово, это и будет темой нашего занятия. Разгадывание кроссворда: «Кто помог выгнать лису с заячьей избушки?» (петух) . «Кто пятился задом в басне Крылова « Лебедь, рак и щука» (рак) . «Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей» (айболит) . «Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь?» (волк) . «Имя сестрицы, братец которой превратился в козленочка?» (Аленушка) . Учитель: Какое же ключевое слово получилось? Учащиеся: Права. Учитель: Правильно, это слово ПРАВА. И сегодня мы с вами будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Основная часть мероприятия.
Учитель
Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в удивительное путешествие по стране правовых знаний?
Учащиеся:
Готовы.
Учитель:
Тогда вперёд! Путешествуя по стране правовых знаний...
(вбегает Незнайка)
Незнайка:
Каких знаний? Правовых? Там, что ходят только на право?!
Учитель:
Причем здесь направо? В стране правовых знаний можно много узнать интересного и нового о самом важном для всех людей– о правах!
Незнайка:
О чем, о чем? О каких таких правах?
Учитель:
Права – это правила, по которым живут все люди.
Почемучка:
А я живу без всяких там прав и прекрасно себя чувствую.
Учитель:
Ошибаешься, ты пользуешься многими правами. Поехали с нами в путешествие, и мы с ребятами тебе это докажем.
Учитель:
А поедем мы вот на этом транспорте:
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут.
Незнайка:
Я знаю, знаю... Это машина.
Учащиеся:
Нет! Неправильно! Это поезд.
Учитель:
Правильно, ребята, это поезд.
Учитель:
А вот и первая станция: станция "Забытых вещей". Ребята, посмотрите, что это?
Учащиеся:
Сундучок.
Учитель:
А давайте посмотрим, что же в нем находится?
(педагог приглашает ребенка открыть сундучок и достать Свидетельство о рождении)
.
Учитель:
Что это за документ?
Учащийся:
Свидетельство о рождении.
Незнайка:
Это о чьём это рождении?
Учитель:
Свидетельство о рождении - это первый документ каждого человека. Выдается он после рождения каждого ребёнка.
Учитель:
О каком праве он вам напоминает?
Учащиеся:
О праве на имя, фамилию, отчество.
Незнайка:
А вот и неправда! Имя у всех детей одно – Незнайка.
Учитель:
Нет, Незнайка, имена у всех разные. Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно имя?
Учащиеся:
Чтобы нас не перепутали, различали.
Учитель:
Правильно. Смотри, Незнайка, сколько ребят у нас в классе. Практически у всех разные имена. Давай проверим!?
Игра «Шляпа знакомств».
Учитель:
Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя.
(дети по очереди называют фамилию, имя)
Педагог:
Вот видишь, Незнайка, у каждого из ребят есть свои фамилия и имя. И они пользуются этим правом с рождения.
(звучит минусовка песни Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Учитель:
Ну, что ребята, поехали дальше?!
(Незнайка читает: "Сказочная")
Учитель:
Наша следующая станция, как уже успел прочитать Незнайка, "Сказочная"
(просмотр фрагмента русской народной сказки «Петушок-золотой гребешок», где лиса хватает петушка и убегает)
.
Учитель:
Вспомнили сказку?
Учащиеся:
Да
Учитель:
Как она называется?
Учащиеся:
Петушок - золотой гребешок.
Учитель:
Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Что ею было нарушено?
(ответы детей)
Учитель:
Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали. Именно право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу и нарушила лиса-плутовка.
Незнайка:
Ой - ой, подумаешь. Право на жизнь.... Я вот могу жить и без этого вашего права: права на жизнь и свободу.
Учитель:
Ну, не скажи, Незнайка. Многие столетия и даже тысячелетия в мире существовало рабовладение. Владельцы рабов считали, что не все люди равны. Например, люди с другим цветом кожи или рожденные в другой стране могли быть обращены в рабов. С ними и обращались не как с людьми, а как с существами второго сорта или как с неодушевленными предметами. Если рабовладелец жестоко относился к своему рабу, для него не было никакого наказания. Например, древнее государство, название которого Спарта, славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного осматривали и решали: если крепкий, здоровый ребенок – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как ты думаешь, Незнайка, правильно поступали жители Спарты?
(Незнайка отвечает)
Незнайка:
Ой, как страшно. Если бы я родился в те далекие времена, меня могли сбросить со скалы, ведь я часто болею!
Учитель:
Ребята, а что надо делать, чтобы не болеть?
(ответы детей)
Учитель:
Правильно, ребята, чтобы не заболеть, необходимо бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
Незнайка:
А я вижу впереди станцию "Медицинскую".
Учащийся:
Он под деревом сидит
Приходи скорей лечиться
И корова и волчица
И жучок, и червячок
И медведица!
(К.Чуйковский "Айболит")
Учитель:
О ком идет речь? Что он делает? О каком праве он вам напоминает?
(ответы детей)
Учитель:
Верно, это доктор Айболит, который лечит всех зверей и птиц, а отрывок из книги К.Чуйковского "Айболит" напоминает нам о праве на медицинский уход.
Незнайка:
А что же мне нужно сделать, если я вдруг заболел?
Учащиеся:
Обратиться к врачу.
Учитель:
Правильно. И все врачи окажут медицинскую помощь.
(звучит минусовка песни Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Учитель:
Ну, а мы подъезжаем к следующей станции, название которой я предлагаю вам отгадать в загадке:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» - Что получится?
Учащиеся
(хором)
: Семья.
Учитель:
О каком праве напоминает вам разгадка этой загадки?
Учащиеся:
Разгадка этой загадки напоминает нам о том, что каждый имеет право на семью.
Учитель:
А что вы знаете об этом праве?
Учащиеся:
У каждого человека должны быть папа и мама, бабушка и дедушка, а ещё может быть братик или сестрёнка.
Незнайка:
Кто хочет поиграть со мной в игру?
Игра «Назови ласково».
Незнайка кидает мяч одному ребёнку и произносит: "бабушка". Учащийся должен поймать мяч и кинуть его обратно, одновременно назвать это слово ласково: "бабуля".
(слова членов семьи для игры: бабушка, дедушка, сын, мама, дочь, брат, сестра, тётя, дядя, папа)
Учитель:
Едем дальше.
Учащиеся:
Да!
Незнайка:
Ой, да это же станция, от которой мы начали своё путешествие: "Школьная".
Учитель:
Верно, Незнайка. Это станция "Школьная" и наше путешествие подошло к концу.
Незнайка:
Спасибо, ребята, что взяли меня с собой в путешествие. Как много нового я сегодня узнал.
Заключительная часть мероприятия
Учитель:
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Учащиеся:
Да.
Учитель:
Так о чём же мы с вами сегодня разговаривали?
Учащиеся:
О правах.
Учитель: