Волго-балтийский судоходный канал. От Рыбинского водохранилища до Онежского озера: плавание по Волго-Балтийскому водному пути - River Pilgrim - журнал Михаила Архипова — ЖЖ Волго балтийский водный путь


Волго-Балтийским водным путем названа грандиозная транспортная система водных трасс, протянувшаяся на 1100 км в северо-западной части России и соединившая между собой Балтийское море и р. Волгу. Он является сложным звеном единой глубоководной системы сообщения всей европейской части Российской Федерации, которая объединяет транспортные , выходящие к Белому, Балтийскому, Черному, Каспийскому, Азовскому морям.

(ВБВП) проходит через:

  • Рыбинское водохранилище;
  • озера: Белое, Онежское, Ладожское;
  • реки: Шексна, Ковжа, Вытегра, Нева, Свирь;
  • каналы: Мариинский, Онежский, Волго-Балтийский (Волго-Балт).

Разводной понтонный автомобильный мост через Волго-Балтийский канал в селе Анненский мост

ВБВП имеет минимальную ширину 50-70м при глубине 4 м и позволяет прохождение судов, грузоподъемность которых достигает 5000 тонн. Большинство из них являются самоходными грузовыми судами, перевозящими грузы без перевалки. Важнейшими грузами, транспортируемыми этим водным путем, являются:

  • железорудный концентрат – через Кандалакшу с Кольского полуострова до Череповецкого меткомбината;
  • череповецкие черные металлы, донбасский и кузбасский уголь, калийные соли из Соликамска, серный колчедан с Урала – для обеспечения северо-западных районов и на экспорт;
  • хибинские апатиты и апатитовый концентрат, карельские граниты и диабаз, зерновые — в разные районы страны;
  • лес, пиломатериалы из Вологодской, Архангельской – в Санкт-Петербург, южные регионы страны и на экспорт;
  • баскунчакская соль – в Мурманск;
  • нефть и продукты ее переработки – в северо-западные регионы, Прибалтику, на экспорт;
  • грузы импортного производства – из Санкт-Петербурга в разные регионы России.

Пассажирские маршруты соединяют Санкт-Петербург с Москвой, Ростовом-на-Дону, Пермью, Астраханью, а большинство речных круизов до «северной столицы» также проходят по этому пути.

Волго-Балтийский канал
Переправа Анненский мост

История водного пути своими корнями уходит в создание Мариинской водной системы , сооруженной еще в XIX веке. После ее капитальной реконструкции в 60-х годах прошлого столетия она была названа Волго-Балтийским водным путем.

С XVIII века для России выход к Балтийскому морю являлся стратегической целью. Этому способствовало и возрастание значения новой столицы — Петербурга, которое требовало установления удобного транспортного сообщения, в том числе и водного, со всеми внутренними регионами государства.

Для решения этих задач были созданы и открыты водные системы:

  • в 1709 г. – Вышневолоцкая;
  • в 1811 г. – Тихвинская;
  • в 1810 г. – Мариинская.

Последняя система, начинаясь около Рыбинска, проходила далее по рекам, озерам, искусственному Мариинскому каналу. В нее входили и обводные каналы, созданные для обеспечения безопасности плавания небольших судов, курсирующих по Ладожскому, Белому, Онежскому озерам:

  • Онежский;
  • Новоладожский;
  • Белозерский.

Экономическое значение Мариинской системы для того времени трудно переоценить. На тот момент это было выдающееся гидротехническое сооружение, однако и оно вскоре перестало удовлетворять возрастающие транспортные потребности страны, что и повлекло необходимость поиска новых современных решений.

Водоемы Европейской части России связаны в единую сеть, пригодную для плавания грузовых и пассажирских судов, яхт и катеров. Между Санкт-Петербургом и Москвой ходят настоящие «плавучие отели» — хорошо оборудованные теплоходы. Движение возможно благодаря тому, что в 1964 году Волго-Балтийский канал объединил озера и реки на северо-западе России. Первоначально путь назывался Мариинским, а в 1964 году получил свое современное название. Речные круизы по Волго-Балту стали увлекательным и престижным видом отдыха россиян и зарубежных туристов.

Мариинка — предшественница Волго-Балта

Попытки соединить бассейн Волги и предпринимались еще в годы правления Петра Великого, но только в 1810 году открылась для движения судов Мариинская водная сеть. Этот грандиозный проект гидростроителей Российской империи был удостоен высшей награды на Международной Парижской выставке (1813 год). Началом Мариинской системы был Рыбинск, затем движение осуществлялось по реке Шексна, оз. Белому, р. Ковже, Мариинскому каналу, пересекавшему водораздел Волжского и Балтийского бассейнов. Далее трасса продолжалась по р. Вытегра, оз. Онежскому, р. Свири, оз. Ладожскому и р. Неве. Общая протяженность водной магистрали составила порядка 1100 км. В 1829 году Мариинский путь соединили с Белым морем каналами, проложили обводные искусственные русла. Самая масштабная реконструкция системы началась в 1960-х годах, когда был построен Волго-Балтийский канал. Карта новой трассы местами совпала с Мариинкой, но часть ее инженерных сооружений осталась в стороне. Водная трасса, начинавшаяся у города Череповец, обеспечила связь бассейнов 5-ти морей: Балтийского, Белого, Азовского, Черного и Каспийского.

Водная магистраль между Волгой и Балтикой

На реках Нева и Свирь до создания современной водной транспортной системы были проведены дноуглубительные работы. В 1964 году на месте просуществовавшей 150 лет Мариинки начала действовать новая магистраль. Был построен более глубокий Волго-Балтийский канал с меньшим, чем в царское время, количеством шлюзов, современной системой управления. Инженерно-гидротехническую систему дополнили 3 гидроэлектростанции, десятки земляных дамб и другие сооружения. Общая протяженность трассы от Невы до входа в Рыбинское водохранилище достигла 857 км. Перевозки пассажиров открыл рейс теплохода «Красногвардеец», который отправился в последних числах июня 1964 года из Ленинграда в Ярославль.

Современный Волго-Балтийский водный путь

Маршрут от Санкт-Петербурга до города Череповца последовательно включает в себя: р. Неву, оз. Ладожское, р. Свирь, оз. Онежское, Волго-Балтийский канал, пересекающий водораздел между Каспийским и Балтийским бассейнами. Длина искусственного русла, соединяющего Рыбинское водохранилище с Онежским озером, превышает 360 км. Перепад высот северной части водораздела — 113 м, Волжской — 13,5 м. В Волго-Балтийский канал входят многочисленные гидротехнические сооружения (гидроузлы, шлюзы, водохранилища), их строительство привело к подъему уровня воды на некоторых участках на десятки метров. Изменились очертания берегов, появились новые островки. На дне Шекснинского или Череповецкого водохранилища, расположенного на территории Вологодской области, остались старые шлюзы Мариинки.

Речной круиз — увлекательное путешествие на яхте, теплоходе, катере

Каналу — это плавание по Волге, Неве, другим рекам, а также озерам, каналам. По основным маршрутам ходят комфортабельные пассажирские теплоходы. В графике их движения предусмотрены остановки, чтобы путешественники осмотрели достопримечательности на берегах водоемов и островах. После интересных экскурсий туристы отдыхают в уютных каютах, питаются в ресторанах, предлагающих гостям отведать разнообразные блюда. На круизных судах организован досуг пассажиров, на берегу проходят «зеленые стоянки» (пикники, купание, спортивные и другие развлечения).

Особенности территории, по которой проложен Волго-Балтийский водный путь

Карта холмистой равнины, прерываемой болотистыми понижениями рельефа, не дает полного представления об удивительных ландшафтах. На берегах простираются луга и мелколесья с торфяными болотами. Климат территории — умеренный, но его условия в немного отличаются. Здесь северные ветры могут вызвать штормы, в ноябре они создают опасные условия для плавания. Течение на всем протяжении канала слабое, средняя высота ветровых волн — 1,5 м. Самые благоприятные для путешествия месяцы — июнь и июль. Лето на северо-западе России — умеренно теплое, меньше сила ветра и волнение на Ладоге. Наступает пора белых ночей, что позволяют круглосуточно любоваться красотой северной природы.

Жемчужины в «ожерелье» Волго-Балтийского пути

Ладожское и Онежское озера принадлежат к группе крупнейших природных водоемов Европы. Котловины своим происхождением обязаны леднику, возникшему более 100 веков назад. Максимум глубины Ладоги составляет более 230 м, Онеги — 120 м. На берегах озер виднеются «бараньи лбы» — так называются валуны, обработанные языками ледника.

Живописные леса и скалы чередуются с песчаными пляжами. Преобладают ель и сосна, встречаются береза, осина, вяз, ольха. Лето радует пышным травостоем, богатством цветов и ягод. Фауна насчитывает десятки видов млекопитающих и птиц, среди которых много водоплавающих. Прекрасно себя чувствуют в водоемах промысловые окунь, карп и другие). Экологически чистый озерно-лесной край, удаленный от мегаполисов и промышленных гигантов Волго-Балтийский канал, словно созданы для путешествий и отдыха. Ладога и Онега — не единственные природные жемчужины в ожерелье Волго-Балта. Белое озеро, водохранилища вносят свою лепту в поддержание имиджа популярной рекреационной зоны. На берегах есть удобные лодочные пристани, паркинги, кафе, детские площадки и беседки для отдыха.

Увлекательные Волго-Балтийские путешествия

Природа Северо-Запада РФ радует великолепными видами озерно-лесного, болотного и речного края. Заповедные места привлекают сотни тысяч путешественников. Туристы, которые отправляются из Санкт-Петербурга в Москву и в обратном направлении, увидят в самом сердце России приметы далекого исторического прошлого. Так, по аналогии с египетской пустыней, населенной в древности отшельниками-последователями раннехристианского учения, монастыри Белозерья получили название «Русская Фиваида».

Популярные круизные направления:

  • однодневные экскурсии на остров Валаам по озеру Ладожскому;
  • посещение острова Кижи и музея-заповедника;
  • экскурсии на теплоходе по Ладожскому и Онежскому озерам;
  • путешествие по Волго-Балту с посещением столицы России и другие маршруты.

Контрасты Волго-Балта

Городские пейзажи при удалении от Санкт-Петербурга на восток и юг, а от Москвы — на север, постепенно сменяются на ландшафты озерно-лесного края. Перед взором пассажиров круизного теплохода или яхты проплывают старинные постройки, чудесные уголки природы. Во время путешествия по Волго-Балту можно посетить Санкт-Петербург и пригороды, осмотреть достопримечательности Москвы, монастыри, исторические места — Углич, Ярославль и другие.

С душевным трепетом многие путешественники и паломники отправляются на остров Валаам в акватории известный монастырь. Над водной гладью Онеги высится остров Кижи, славу которому создали образцы русской архитектуры XVIII века. По мере приближения к столице проплывают мимо ухоженные ровные берега и грандиозные бетонные сооружения, слышны тихие всплески речной воды за бортом круизного теплохода. Незабываемые впечатления получают туристы от контрастов северной природы и урбанизированных ландшафтов главных городов России Москвы и Санкт-Петербурга.

Одним из самых запоминающих моментов нашего путешествия на Теплоходе «Дмитрий Фурманов» было, безусловно, прохождение шлюзов Волго-Балта. Про это я сегодня и расскажу. Итак, Волго-Балтийский канал входит в состав и замыкает Волго-Балтийский водный путь (ранее - Мариинская водная система) - систему каналов, рек и озёр на Северо-Западе России, соединяющий Волгу с Балтийским морем. Путь проходит через Рыбинское водохранилище до города Череповец, реку Шексна, Белозерский канал, реку Ковжа, Мариинский канал, реку Вытегра, Онежский канал, Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и реку Нева. Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера составляет не менее 4 метров, что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5 000 тонн. Продолжением Волго-Балтийского пути является Беломорско-Балтийский канал и Северо-Двинская водная система. Соответственно, через Волгобалт можно попасть не только к Балтийскому и Каспийскому, но и к Белому, Чёрному и Азовскому морям.


В начале XVIII века после победы России в Северной войне и выхода к Балтийскому морю, роль Петербурга все возрастает. В связи с этим появилась надобность в новых удобных водных сообщений новой столицы с внутренними районами страны. Был спрос, стали строить. Так было создано 3 водных пути - Вышневолоцкая водная система (движение открыто в 1709 г.), Тихвинская (1811 г.) и наша Мариинская водная система (1810 г.). Мариинская водная система была сооружена в 1799-1810 гг., потом переустраивалась в 1890-1896 гг., и после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название - Волго-Балт.

2. Нижне-Свирский гидроузел и его шлюз (напор 11,0 м; 17,30 м над уровнем моря; камера 198 × 21,5 м). Именно это место является самым узким на всем Волго-Балтийском водном пути.

А это Нижне-Свирская ГЭС имени академика Г. О. Графтио. Она вместе с Волховской ГЭС и с Верхне-Свирской ГЭС входит в состав Каскада Ладожских ГЭС, при этом является второй (нижней) ступенью Каскада. Из себя станция представляет низконапорную русловую гидроэлектростанцию. Сейчас её установленная мощность составляет 99 МВт, при этом в год она в среднем вырабатывает 490,5 млн кВтч. Нижне-Свирская ГЭС входит в состав компании ПАО «ТГК-1». Сейчас в состав сооружений станции входит: здание ГЭС, три насыпных земляных плотины, бетонная водосбросная плотина, однониточный однокамерный судоходный шлюз (не входит в состав «ТГК-1») и ОРУ-35 и ОРУ-220 кВ. Общая протяжённость подпорных сооружений гидроузла составляет 1,86 км. Напорные сооружения ГЭС образуют Нижне-Свирское водохранилище. Более подробно про саму станцию можно у меня почитать:

19 декабря 1927 года состоялась закладка Нижне-Свирского гидроузла, который впервые возводился на мягких грунтах основания. За пять лет строительства (1928 - 1933 годы) был сооружен сложнейший гидроузел, состоящий из бетонной водосливной плотины, гидростанции, судоходного шлюза и береговых земляных дамб. Шлюз в составе гидроузла размерами 200×21,5×4,5 м с напором 12 м стал первым бетонным сооружением на трассе Мариинского водного пути.

4. Нижне-Свирский шлюз расположен на реке Свирь, у посёлка Свирьстрой, на трассе Волго-Балтийского водного пути. Шлюз был построен в 1927 - 1936 годах вместе с Нижне-Свирской гидроэлектростанцией. Шлюз этот однониточный однокамерный. Длина камеры составляет 198 м, а ширина - 21,5 м. Верхние и нижние ворота шлюза двустворчатые.

Первоначально трасса Мариинской водной системы соединяла собой Рыбинск, Шексну, Белое озеро, Ковжу, Мариинский (с 1886 г. - заменивший его Ново-Мариинский) канал, проложенный через водораздел между бассейнами Каспийского и Балтийского морей, Вытегру, Онежское озеро, Свирь, Ладожское озеро и Неву (около 1054 верст). Собственно, Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского озера. В 1829 году был открыт Северо-Двинский канал, соединивший Шексну и озеро Кубенское. Он соединил систему через Сухону и Северную Двину с Белым морем. Для более безопасного плавания небольших судов по Белому, Онежскому и Ладожскому озёрам были проложены обходные каналы - Белозерский, Онежский, Ново-Свирский, Ново-Сясьский и Ново-Ладожский. Первые суда по Мариинскому водному пути прошли уже в 1808 году. За первые два года работы Мариинской системы по ней в сторону Петербурга прошло 2012 судов грузоподъёмностью до 160 т. Система стала основной транспортной коммуникацией, связавшей Петербург с центральными районами страны. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу. К концу XIX в. Мариинская водная система имела протяжённость 1145 км. От Рыбинска до Санкт-Петербурга в среднем можно было добраться за 110 суток, минуя 28 деревянных шлюзов. На трассе Мариинской системы насчитывалось 39 маломерных судоходных шлюзов, из них 34 были деревянными. Система трижды капитально перестраивалась, при этом габариты её сооружений и пути каждый раз увеличивались. Последняя реконструкция была произведена в 1896 году с расчётом на суда грузоподъёмностью до 600 тонн. Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехническим сооружением и имела большое стратегическое и экономическое значение. Кстати, в 1913 году она была даже удостоена на Всемирной выставке в Париже Большой золотой медали. Но со временем, в начале XX века Мариинская система уже не удовлетворяла транспортные потребности России и было решено создать новый канал.

5. Верхне-Свирский гидроузел и его шлюз (напор 15,9 м; 32,60 м над уровнем моря; камера 281 × 21,5 м).

6. Верхне-Свирский шлюз. Он был построен в 1951 году, но свою работу начал только в 1952 году. Этот шлюз однониточный однокамерный. Его габариты 290×21,5×14 м. Камера шлюза вмещает в себя в среднем по два корабля на одно шлюзование. Через шлюз проходит дорога в ближайшие поселки и деревни, на другой стороне реки относительно города.

Строительство нового Волго-Балтийского водного пути было начато в 1940 году, но в 1941 году из-за начала Великой Отечественной войны стройку пришлось законсервировать. Возобновлена она была после завершения ударной послевоенной гидростройки - Волго-Дона. После ВДСК большое количество строительной техники было переброшено на Волго-Балт, был создан трест Волгобалтстрой, но в 1953 году после смерти И. В. Сталина строительство было законсервировано, хотя к этому времени уже были выкопаны котлованы и даже началась укладка бетона в конструкции шлюзов № 1 и № 2. В 1955 году Правительство СССР вновь решило продолжить стройку, но заказчиком уже стало не МВД, а Министерство речного флота, причем было выдвинуто условие о сокращении сметы строительства.

Новый проект был несколько пересмотрен, так вместо 9 шлюзов стало 7, также была изменена схема возведения водораздельного канала и т.д. С 1959 года Волго-Балтийский водный путь был объявлен первоочередной стройкой семилетки. В дальнейшем проект также корректировался по мере необходимости. Так, например, по первоначальному проекту предполагалось создать на Волго-Балтийском водоразделе мощный гидроузел с насосной станцией для подачи воды на нужды шлюзования. Ленинградские же инженеры предложили вместо этого понизить уровень канала на водораздельном участке и создать единый водораздельный бьеф протяженностью 270 км с включением в него Белого озера. Оно превращалось, таким образом, в резервуар, питающий весь этот участок самотечной водой. Правда, объем земляных работ при этом увеличивался, зато исключалось сооружение двух шлюзов и двух плотин, а сокращение числа шлюзов не только удешевляло стоимость строительства, но и увеличивало пропускную способность водного пути, а также сводилась к минимуму и необходимость в затоплении части территории.

8. Мы впервые проходили шлюзы, для нас это было в диковинку и вызывало массу эмоций!

9. К крюкам вот таких поплавков и пришвартовываются корабли.

Важно отметить и следующий факт, что все шлюзы Балтийского склона (за исключением Пахомовского) имеют одинаковую высоту - 13,5 м и полностью стандартизированы по конструкции, что позволило при их сооружении взаимозаменять детали по мере необходимости.

В июне 1964 года Волго-Балтийский водный путь был сдан в эксплуатацию. Первым из пассажирских судов по Волго-Балту прошел теплоход «Красногвардеец». 27 октября того же года правительственная комиссия приняла водный путь в постоянную эксплуатацию. Несколько позже ему было присвоено имя В.И. Ленина. На канале было построено 7 шлюзов, 3 ГЭС, 5 водосбросов, 25 земляных плотин и дамб, 74 км искусственных каналов, 35 км асфальтированных дорог, 384 км ЛЭП и 10 подстанций и др. Но самое главное со строительством Волго-Балтийского канала замкнулся Волго-Балтийский водный путь, который обеспечил соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.

А это уже Верхне-Свирская ГЭС. Пока на ней мне быть не приходилось, но уверен, что всё ещё впереди. Она также стоит на реке Свирь в Ленинградской области, у города Подпорожье. Входит в Свирский каскад ГЭС. В состав сооружений ГЭС входят: водосбросная бетонная плотина длиной 111 м; земляная намывная плотина длиной 312,8 м и наибольшей высотой 31 м; земляная дамба длиной 350 м; однониточный однокамерный судоходный шлюз и конечно здание самой ГЭС длиной 118 м. Сегодня установленная мощность ГЭС составляет 160 МВт, а в год она вырабатывает порядка 589,3 млн кВтч электроэнергии. Верхне-Свирская ГЭС также работает под флагом ПАО «ТГК-1».

Общая протяжённость пути между Онежским озером и городом Череповцом составляет 368 км. Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами же несколько отклоняясь от неё. На Волго-Балтийском водном пути 5 мощных гидроузлов с 7 однокамерными однониточными шлюзами. На северном склоне 4 гидроузла - Вытегорский, Белоусовский, Новинковский и Пахомовский - расположены на подъёме от Онежского озера до водораздела (80 м). Пятый гидроузел (Череповецкий) - на южном склоне на Шексне, в 50 км выше Череповца. На северном склоне трасса пути совпадает с руслом реки Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами. Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на Вытегре до Череповецкого гидроузла на Шексне. Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному каналу длиной 40 км (от Пахомовского гидроузла до посёлка Анненский Мост), далее по реке Ковже, Белому озеру и Шексне. Трасса южного склона проходит по Шексне, находящейся в подпоре Рыбинского водохранилища.

15. Украшают шлюз башни с вот такими корабликами.

Все шлюзы Волго-Балта железобетонные, т. н. «обжатого» профиля, с размерами камер 270×18 м. Глубина на порогах шлюзов и на транзите первоначально была установлена 3,65 м. и впоследствии увеличена до 4,0 м.

Вытегорский гидроузел расположен в 14 км от Онежского озера и состоит из плотины, гидроэлектростанции и шлюза №1. Кстати, в городе Вытегра сохранился старый шлюз - единственный музеефицированный деревянный шлюз Мариинской системы. Шлюз был построен в 1959-1961 годах. Его торжественное открытие состоялось 21 мая 1961 года.

17. Вытегорский гидроузел. Шлюз № 1. Именно с него и началось строительство Волго-Балта. В состав гидроузла входит и Вытегорская ГЭС № 31 мощностью 1,52 МВт.

Шлюз №1 Волго-Балтийского канала (Волго-Балта) - однокамерный. Расположен он в черте города Вытегра (Вологодская область), на участке между рекой Вытегра и Вытегорским водохранилищем. Длина камеры шлюза - 269,9 метров, ширина -17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны реки Вытегры) - 4,1 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №2, - 4,45 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 13,1 метра. Ширина нижнего подходного канала составляет 40 метров, верхнего - 46 метров. Нижний подходной канал имеет причальную стенку длиной 245 метров, которая находится у правого берега, а верхний подходной канал имеет причальную стенку длиной 280 метров, находящуюся со стороны левого берега.

18. Около нижних ворот шлюза, со стороны реки Вытегры, находится вот такой неразводной автомобильный мост, с пешеходным движением, высотой 17,6 метра от проектного уровня и 15,9 метра от расчетного. Кстати, Вытегорское водохранилище - это самый крупный искусственный водоем на Волго-Балте. Его длина - 10 км, а ширина - до 2,5 км.

В 2 км от Вытегорского расположен Белоусовский гидроузел со шлюзом №2, построенный аналогично первому гидроузлу. Он тоже однокамерный.

19. Белоусовский гидроузел. Шлюз № 2. В состав гидроузла входит Белоусовская ГЭС № 32 мощностью 0,76 МВт.

Этот шлюз был построен в 1959-1961 годах. Его торжественное открытие состоялось 21 мая 1961 года. Длина камеры шлюза - 269,9 метров, ширина - 17,75 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №1) - 4,4 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №3, - 4,4 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,75 метров. Ширина нижнего подходного канала составляет 50 метров, верхнего -60 метров. Нижний подходной канал имеет причальную стенку длиной 245 метров, которая находится у правого берега, а верхний подходной канал имеет причальную стенку длиной 280 метров, находящуюся со стороны левого берега. Около верхних ворот шлюза, со стороны шлюза №3, сооружен разводной мост.

21. Свое название он получил по названию поселка Белоусово, расположенного в 1 км к северу от гидроузла

Сегодня Волго-Балт - это сложный комплекс инженерных объектов, включающий в себя 4 900 километров эксплуатируемых водных путей, в том числе 3 270 километров с гарантированными габаритами, 11 шлюзов с напором от 11 до 18 метров, три гидроэлектростанции, 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, 9 мостовых переходов, 8 маяков в Ладожском озере, более 5 000 знаков судоходной обстановки.

На расстоянии 11 км от второго шлюза построен Новинкинский гидроузел, включающий в себя шлюзы №3, №4 и №5. Новинковская лестница интересна как с инженерной точки зрения, так и с эстетической. В этом месте на протяжении трех километров суда как бы въезжают по лестнице на высоту более, чем 40 метров. Необходимость такого небольшого расстояния между шлюзами была вызвана тем, что река Вытегра здесь имела резкое падение - до 4 метров на 1 км своего русла. Пожалуй, это самое примечательное место на Волго-Балтийском канале, опять таки из-за небольшого расстояния между шлюзом №3 и №4 небольшое и с верхнего бьефа четвертого шлюза внизу видна вся живописная долина.

23. Новинковский гидроузел. Шлюз № 3

24. Каждый шлюз уникален, люди на них работают творческие, у каждого разбиты клумбы - глаз путешественника радуется, глядя на эту красоту:)

Шлюз №3 Волго-Балтийского канала (Волго-Балта) и тут оригинальным не буду, тоже однокамерный. Он был построен в 1961-1963 годах. Длина камеры шлюза - 264 метра, ширина - 17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №2) - 4,03 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №4, - 4,23 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,9 метров.

Эксплуатацией данного пути занимается ФБУ «Администрация «Волго-Балт», которая является территориальным органом государственного управления речным транспортом в системе министерства транспорта РФ. Средняя продолжительность навигации на Волго-Балтийском водном пути составляет 180-190 суток.

30. Новинковский гидроузел. Шлюз № 4.

Он был построен в 1961-1963 годах. Длина камеры шлюза - 264 метра, ширина - 17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №3) - 4,02 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №5, - 4,41 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12 метров.

34. Новинковский гидроузел. Шлюз № 5

Он был построен в 1961-1963 годах. Длина камеры шлюза - 264 метра, ширина -17,6 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №4) - 4 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №6, - 4,40 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,75 метров.

36. Мы всё гадали, куда же денется постик через канал, на нём до последнего стояли люди-зеваки, а он раз и отъехал в сторону

37. Пахомовский гидроузел. Шлюз № 6

Пахомовский гидроузел со шлюзом №6 занимает особое место в системе Волго-Балта. Это самый высоконапорный и глубокий шлюз, высота его подъема составляет около 20 метров. Этим шлюзом заканчивается северный склон и начинается водораздел, ведущий к южному склону Волго-Балтийского канала.

Он был построен в 1963-1964 годах. Длина камеры шлюза - 264 метра, ширина - 17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №5) - 5,8 метров, на верхнем пороге, а со стороны водораздельного бьефа, - 5 метров. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 16,25 метра. У нижних ворот шлюза, со стороны Новинковского водохранилища, расположен неразводной автомобильный мост, высотой 15,77 метра от расчетного уровня.

Далее от шлюза №6 до Череповецкого гидроузла проходит единый водораздельный блеф протяженностью около 270 км, включающий водораздельный канал длиной в 39 км, реку Ковжу - 70 км, Белое озеро - 45 км и реку Шексну (от ее истока в Белом море до гидроузла) - 121 км.

На южном склоне Волго-Балта, на реке Шексне, находится Череповецкий гидроузел с параллельными шлюзами №7 и №8, опускающими суда на 13 метров. Шлюз №7 - старый, а с 1989 года здесь действует вторая нитка - шлюз № 8.

41. Шекснинский (Череповецкий) гидроузел. Шлюз № 8 (вторая нитка; камера 310 × 21,5 м).

43. Вдали виднеется Шекснинская ГЭС мощностью 84 МВт

Шлюз №7 Волго-Балтийского канала был построен в 1964-1966 годах. Длина камеры шлюза - 266 метров, ширина - 17,8 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,2 метра. В 1980-1994 годах в составе Шекснинского гидроузла был построен еще один судоходный шлюз - шлюз №8, расположенный параллельно шлюзу №7 с восточной стороны.

Строительство второй нитки шлюза (в дополнение находящемуся западнее шлюзу №7) было вызвано значительным ростом грузооборота по каналу в советское время. Технический проект был разработан Ленинградским отделением Гидропроекта. Его строительство осуществлялось при полном напоре Шекснинского водохранилища в условиях действующего шлюза №7, но затянулось почти на 15 лет. Так строительные работы были начаты ещё в 1980 году, а завершены только в 1990 году. Первое шлюзование состоялось в 1994 году. Но зато в проекте были учтены перспективы увеличения глубин на Волго-Балтийском водном пути, а также предстоящая переброска стока северных рек через створ Шекснинского гидроузла в Волжский бассейн.

Длина камеры шлюза - 310 метров, ширина - 21,5 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,2 метра. Пульт управления шлюза размещается в пролёте между устоями нижней головы в мостовой конструкции, которая одновременно используется для прохода людей и прокладки коммуникаций с одной стороны шлюза на другую. Сразу за нижней головой расположен горизонтально-поворотный автодорожный мост, время разводки которого составляет 2 минуты. Для возможности выполнения ремонтных работ в период эксплуатации шлюза предусмотрен двухконсольный козловой кран, передвигающийся по всей длине камеры шлюза с выходом на нижнюю и верхнюю головы.

Далее нас ждал Угличский гидроузел, который состоит из двух основных объектов: ГЭС с примыкающими водосливной плотиной и мостом, и однокамерного шлюза с судоходным каналом, врезанных в левый берег немного севернее плотины. Как и многие здания той поры, все они оформлены в величественном классическом стиле.

49. Угличский шлюз однониточный. Его длина - 290 м, ширина - 30 м, глубина - 17,5 м.

Угличский шлюз начал функционировать с сентября 1941 года. В 1964 году в камере шлюза были установлены плавучие рымы, за которые швартуются суда. Это дало возможность ускорить шлюзование. Чтобы наполнить камеру шлюза, необходимо 110 000 м³ воды. Для наполнения камеры шлюза необходимо около 15 минут, а для опорожнения - около 7 минут. За это время теплоходы поднимаются или опускаются почти на 12 метров. Наполнение происходит не из подходных каналов, а из Волги. Сброс воды происходит также в Волгу. Это создает спокойный режим в подходных каналах.

52. А далее нас встречает Шлюз №1 Канала имени Москвы, именно этот канал соединяет реку Москву с Волгой.

53. Шлюз №1 расположен в городе Дубне Московской области. В шлюзе суда поднимаются/опускаются на 11 метров. Полезная длина камеры шлюза 290 м, ширина - 30 м, глубина на пороге 5,5 м. Этот шлюз тоже однокамерный.

54. Преодолев этот шлюз, суда попадают в Иваньковское водохранилище и далее следуют по каналу в Москву, либо по акватории водохранилища вверх по Волге на Конаково, Завидово и Тверь, но это уже другая история...

55. Спасибо команде теплохода-пансионата "Дмитрий Фурманов" и компании Инфофлот за интересное и познавательное путешествие, с вами было очень здорово!

Хотите отдохнуть ещё лучше, чем мы, жмите на картинку и выбирайте свой круиз на ваш вкус. Кстати, они продают круизы, как на свои теплоходы, так и теплоходы партнёров, причём по всему миру!

Введение

Волго-Балтийский водный путь

Значение Волго-Балтийского водного пути

Заключение

Список использованной литературы

Издревле реки были на русской земле самыми удобными и недорогими путями сообщения. Именно поэтому все крупные города на Руси обязательно основывались на берегах рек. Имена всех русских столиц - Киева, Владимира, Санкт-Петербурга, Москвы - неразрывно связаны с названиями рек - Днепра, Клязьмы, Невы, Москва-реки.

Значение речного транспорта в России было столь велико, что 205 лет назад для поддержания его устойчивой работы и планомерного развития императором Павлом I был учрежден "Департамент для произведения и правления всех дел по водяным коммуникациям". Это была первая в истории России централизованная государственная служба путевого хозяйства и гидросооружений.

Однако, особенно бурно российские внутренние водные пути усовершенствовались в пору развитого социализма: в 30-70 годы прошлого столетия. Именно тогда были созданы уникальные межбассейновые соединения (Волго-Балтийский, Беломоро-Балтийский, Волго-Донской каналы, Канал имени Москвы) и цепи водохранилищ. Благодаря этим гидротехническим объектам удалось соединить в единую судоходную систему все сколько-нибудь крупные реки европейской части России.

Не только Москва, но и десятки других российских городов получили право именовать себя "портами пяти морей", поскольку появилась возможность дешевой и беспрепятственной доставки грузов и пассажиров по рекам до Балтийского, Белого, Черного, Азовского, Каспийского морей или между ними. В те же годы значительно были улучшены судоходные условия на реках Сибири и Дальнего Востока. Россия по праву имела статус великой речной державы, поскольку столь обширной системой внутренних водных путей не обладала ни одна другая страна. Но этот статус Россией ныне безоговорочно утрачен.

Речное судоходство в России приходит в упадок. За минувшее десятилетие в России из разряда судоходных выведены тысячи километров речных путей. Практически полностью потеряла судоходность Клязьма. Такая же участь грозит постигнуть Волго-Балтийский канал. Волго-Балтийский канал – это система высоконапорных шлюзов, объединенных в канал. Он представляет собой единую глубоководную систему, соединившую пять морей. По протяженности своей протяженности (361 км) Волго-Балтийский превосходит Панамский канал в четыре с половиной раза, а Суэцкий – в два. Находится данное сооружение в федеральной собственности.

В последнее время произошло резкое ухудшение проходимости судов по каналу. Продолжительность кругового рейса от Ярославля до морского порта Санкт-Петербург увеличилась с 12 до 18 дней. Состояние канала особенно резко ухудшилось за пять последних лет. Если раньше глубина канала гарантированно составляла 4 м, то сейчас она едва дотягивает до 3 м 60 см. Поэтому приходится не полностью нагружать суда. Чем меньше глубина, тем меньше возможность заполнить трюмы грузом. Из-за этого же замедляется и скорость движения. Проявляя осторожность, суда движутся по каналу медленнее обычного. Около шлюзов скапливаются очереди судов. Каждое судно на остановках теряет не менее суток. Каждые 10 см глубины – это 200 т груза.

Уменьшается объем перевозимых грузов - уменьшается и прибыль судовладельцев. Отсутствие прибыли приводит к закрытию бизнеса. Сейчас состояние канала можно назвать катастрофическим: берега местами оползают, это не позволяет выдерживать габариты судового хода. По словам местных властей и экспертов, на поддержание канала в рабочем состоянии в год требуется порядка 300 миллионов рублей, а те суммы, которые выделяются федеральным центом в десятки раз меньше.

Недостаток финансирования, направляемого на поддержку этого сооружения угрожает тем, что с лица России может быть сметена Вологодская область.

Волго-Балтийский Водный Путь - (б. Мариинская водная система) - в Российской Федерации. Соединяет Волгу с Балтийским м., а через Беломорско-Балтийскийканал с Белым м. Проходит через Рыбинское вдхр. до г. Череповец, р.Шексна, Белозерский канал, р. Ковжа, Мариинский канал, р. Вытегра, Онежский канал, р. Свирь, Ладожское оз. и р. Нева. Мариинская водная система сооружена в нач. 19 в.; с 1964, после коренной реконструкции, -Волго-Балтийский водный путь. Длина ок. 1100 км, глубина не менее 4 м.Суда до 5000 т.

Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина (бывшая Мариинская водная система), искусственный водный путь, соединяющий Волгу с Балтийским морем, а через Беломорско-Балтийский канал и с Белым морем.

Выход России к Балтийскому морю в начале 18 в., возрастание роли Петербурга требовали удобных водных сообщений с внутренними районами страны. Было создано 3 водных пути - Вышневолоцкая водная система (движение открыто в 1709), Тихвинская (1811) и Мариинская (1810). Мариинская водная система начиналась у Рыбинска, трасса шла по Шексне, Белому озеру, Ковже, искусственному Мариинскому (позднее Новомариинскому) каналу, проложенному через водораздел между бассейном Волги и Онежского озером, затем по Вытегре, Онежскому озеру, Свири, Ладожскому озеру и Неве (всего около 1100 км ). Собственно Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского озера. Отходящий от Шексны Северо-Двинский канал (открыт в 1829) дал выход через Сухону и Северную Двину к Белому морю. Трудности плавания небольших плоскодонных судов по озёрам заставили впоследствии проложить обходные каналы - Белозерский, Онежский и Новоладожский. Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехническим сооружением и имела большое экономическое значение, но к началу 20 в. она уже не удовлетворяла транспортные потребности страны, несмотря на проведённую в конце 19 в. реконструкцию.

Создание нового водного пути между Онежским озером и Волгой началось после Великой Отечественной войны 1941-45, развернулось в 1960; 5 июня 1964 В.-Б. в. п. был открыт. Этот путь - звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части СССР, обеспечившее соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.

Общая протяжённость пути между Онежским озером и г. Череповцом - 368 км . Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами же несколько отклоняясь от неё. На В.-Б. в. п. 5 мощных гидроузлов с 7 однокамерными однониточными шлюзами. На северном склоне 4 гидроузла - Вытегорский, Белоусовский, Новинковский и Пахомовский - расположены на подъёме от Онежского озера до водораздела (80 м ). Пятый гидроузел (Череповецкий) - на южном склоне на Шексне, в 50 км выше Череповца.

На северном склоне трасса пути совпадает с руслом р. Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами. Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на Вытегре до Череповецкого гидроузла на Шексне. Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному каналу длиной 40 км (от Пахомовского гидроузла до посёлка Анненский Мост), далее по р. Ковже, Белому озеру и Шексне. Трасса южного склона проходит по Шексне, находящейся в подпоре Рыбинского водохранилища.

В.-Б. в. п. доступен для судов грузоподъёмностью около 5000 т , грузы перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Резко возросла скорость перевозок (Череповец - Ленинград 2,5-3 сут против 10-15 до реконструкции). Значительно вырос грузооборот В.-Б. в. п. по сравнению со старой Мариинской системой; увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Важнейшие грузы: с Кольского полуострова (через Кандалакшу) железорудный концентрат на Череповецкий металлургический комбинат; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на Юг, в Прибалтику, Ленинград и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли - для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт; баскунчакская соль (особенно для Мурманска); зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт. Через Ленинград на В.-Б. в. п. поступают импортные грузы для разных районов страны. В пассажирском движении значительно число туристских теплоходов (маршруты из Ленинграда в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь и др.).

В 2004 году исполнилось сорок лет, как началось сквозное движение по Волго-Балтийскому водному пути (ВБВП). Практически одновременно с началом эксплуатации стали вести интенсивную реконструкцию, чтобы увеличить его пропускную способность. В результате выполнения нескольких программ на трассе была обеспечена глубина 4 метра, при минимальной ширине на отдельных участках 50-70 метров. При соблюдении условий ограничения скорости, расхождений и обгонов появилась возможность пропускать суда грузоподъемностью до 5 тыс. т. К концу 80-х на трассе было извлечено 45 млн т грунта, но работы, запланированные для пропуска теплоходов-"пятитысячников", так и не были закончены. К 1990 году пропускная способность Волго-Балта исчерпала себя. Объем перевозок в оба направления составил 15,7 млн т. В эту навигацию ученые кафедры управления транспортом Волжской государственной академии водного транспорта по заданию Волжского пароходства выполнили расчеты и оценили влияние эксплуатации толкаемых составов на пропускную способность Волго-Балтийского водного пути.

Условия судоходства на Волго-Балтийском водном пути отличаются крайней сложностью. В целом на протяжении 855 км водных путей имеются 24 участка, где установлены те или иные ограничения движению судов. Это означает расхождение на пониженных скоростях, и расхождение только на прямолинейных участках. Есть участки, где расхождения и обгоны запрещены. Общая их длина - 163 км, что составляет 19,1% от всей протяженности канала. Сложность судоходства усугубляют 9 судоходных шлюзов с малыми (по сравнению с Волго-Камским каскадом) габаритами. Подходные каналы шлюзов имеют незначительную ширину судового хода, причальные палы или отсутствуют, или не обустроены.В навигацию-2004 судоходная компания к ранее работавшим на направлении Ярославль-Санкт-Петербург выпустила еще три большегрузных (5 тыс. т) толкаемых состава. Но поскольку они не были включены в типовую схему, то каждое их проследование по ВБВП осуществлялось по специально разработанным правилам и в сопровождении лоцмана. Основным аргументом специалистов канала, возражающих против включения этих составов в типовую схему, стала их длина - 170,2 м.

Р. Свири , Онежскому оз., Волго-Балтийскому каналу и соединяется с Рыбинским водохранилищем на р. Волге . Полная длина Волго-Балтийского водного пути от Санкт-Петербурга (мост Лейтенанта Шмидта на Большой Неве) до Череповца (Рыбинское водохранилище) составляет 861 км.

Мариинский водный путь (Волга–Шексна–Белое озеро–Ковжа–водораздельный канал–Вытегра–Онежское озеро–Свирь–Ладожское озеро–р. Нева) пропустил первые суда уже в 1808 г. За первые два года работы Мариинской системы по ней в сторону Петербурга прошло 2012 судов грузоподъёмностью до 160 т. Система стала основной транспортной коммуникацией, связавшей Петербург с центральными районами страны. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу. В 1829 г. был открыт Северо-Двинский канал , соединивший систему через реки Сухону и Северную Двину с Белым морем.

В 60-е гг. XIX в. в связи с быстрым ростом экономики России мощность Мариинского канала была признана недостаточной. В августе 1882 г. начались работы по его модернизации, завершившиеся в 1886 г. Вслед за этим началось строительство обходных Приладожских каналов – Новосвирского и Новосясьского.

К концу XIX в. Мариинская водная система имела протяжённость 1145 км. От Рыбинска до Санкт-Петербурга в среднем можно было добраться за 110 суток, минуя 28 деревянных шлюзов. На трассе Мариинской системы насчитывалось 39 маломерных судоходных шлюзов, из них 34 были деревянными. В комплекс сооружений входили: шлюзы на р. Ковже (св. Константина, св. Анны и один полушлюз); соединительный канал до дер. Верхний Рубеж с шестью шлюзами; водораздельный пункт – Маткоозеро; 20 шлюзов на р. Вытегре. Питание системы осуществлялось из Ковжского озера , для чего его уровень путем создания плотин на Ковже и Пурасе был поднят на 2 м. Для безопасного сообщения вокруг Белого, Онежского и Ладожского озёр были прорыты обходные каналы: Сясьский (1765–1802; длина 10 км); Свирский (1802–1810; длина 53 км); Онежский (1818–1852; длина 20 км); Белозерский (1843–1846; длина 67 км; имел два шлюза со стороны Шексны – «Удобство» и «Безопасность» и один со стороны Ковжи – «Польза»).

Система трижды капитально перестраивалась, при этом габариты её сооружений и пути каждый раз увеличивались. Последняя реконструкция была произведена в 1896 г. с расчётом на суда грузоподъёмностью до 600 т.

Для своего времени Мариинская система представляла собой шедевр русской инженерной мысли, имела большое экономическое значение и была удостоена в 1913 г. на Всемирной выставке в Париже Большой золотой медали.

Несмотря на проведённую в конце XIX в. реконструкцию, Мариинская система уже не удовлетворяла транспортным потребностям страны, устарела и стала препятствием для создания Единой глубоководной системы Европейской части страны в первой трети XX в.

Самым коротким по сравнению с Мариинским и Вышневолоцким маршрутом на Волго-Балтийском пути была Тихвинская водная система – одна из трёх водных систем, соединявших Волгу с Балтийским морем. Строилась Тихвинская водная система с 1802 по 1811 гг. по проекту и под руководством инженера де Волана. Водная дорога с Волги на столичный Петербург начиналась на месте современного Рыбинского водохранилища , проходила по рекам Чагодоще, Горюн, Соминке, далее по Тихвинскому соединительному каналу, по рекам Тихвинке , Сяси, Ладожскому озеру и р. Неве. Длина всей системы составляла около 698 км, из них на шлюзованные участки приходилось около 188 км. Всего было 62 основных шлюза, 105 пристаней, в том числе Весьегонск, Сомино, Тихвин, Колчаново, Реброво и Сясьские Рядки. Пароходство в обе стороны осуществлялось по рекам Мологе и Сяси, на остальном пути использовалась конная тяга. Суда шли от Рыбинска до Санкт-Петербурга 29 дней. В течение 150 лет Тихвинская водная система была жизненно необходима северо-западному региону страны, но постепенно надобность в ней становилась всё меньше и меньше. К середине XX в. Тихвинская водная система почти перестала использоваться; была официально закрыта в 1956 г., но полная ликвидация местного судоходства по ней затянулась до 1968 г.

Создание нового водного пути между Онежским озером и р. Волгой началось в 1940 г., было приостановлено в годы Великой Отечественной войны, затем продолжалось в 1947–1953 гг. Работы на трассе вновь возобновились в 1955 г. и особенно активно велись в 1961–1963 гг.

Волго-Балтийский водный путь был открыт 5 июня 1964 г. и стал одним из важных звеньев Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России, обеспечившим соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому , Чёрному и Азовскому морям.

Трасса Волго-Балтийского водного пути сооружена на месте старой Мариинской системы, однако существенно спрямляет ряд излучин рек и вместо обходных каналов проходит непосредственно по крупным водоёмам .

Главные составляющие Волго-Балтийского водного пути: Волго-Балтийский канал, Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро и р. Нева.

Общая протяжённость пути между Онежским озером и г. Череповцом составляет 368 км. Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами несколько отклоняясь от неё. На Волго-Балтийском водном пути пять мощных гидроузлов с семью однокамерными однониточными шлюзами. На Северном склоне четыре гидроузла (Вытегорский, Белоусовский, Новинковский и Пахомовский) расположены на подъёме от Онежского озера до водораздела (80 м). Пятый гидроузел (Череповецкий) расположен на Южном склоне на р. Шексне, в 50 км выше г. Череповца.

На Северном склоне трасса пути совпадает с руслом р. Вытегры и проходит по водохранилищам , образованным гидроузлами. Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на р. Вытегре до Череповецкого гидроузла на р. Шексне. Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному каналу длиной 40 км (от Пахомовского гидроузла до пос. Анненский Мост), далее по р. Ковже, Белому озеру и р. Шексне. Трасса Южного склона проходит по р. Шексне, находящейся в подпоре Рыбинского водохранилища.

Волго-Балтийский водный путь доступен для судов грузоподъёмностью до 5000 т, грузы перевозятся без перевалки. Суда идут непосредственно по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Скорость перевозок грузов из Череповца в Санкт-Петербург составляет 2,5–3 суток против 10–15 суток, ранее затрачиваемых на этот путь по Мариинской системе; значительно вырос грузооборот, увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Важнейшие грузы, перевозимые по Волго–Балтийскому водному пути: железорудный концентрат с Кольского полуострова на Череповецкий металлургический комбинат; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на юг страны, в Санкт-Петербург и на экспорт; чёрный металл из Череповца; уральский серный колчедан; соликамские калийные соли в северо-западные районы и на экспорт; баскунчакская соль; зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы в северо-западные районы и на экспорт в прибалтийские страны. Через Санкт-Петербург и Волго-Балтийский водный путь поступают импортные грузы для разных районов страны. В пассажирском движении значительно число туристических теплоходов, работающих на маршрутах из Санкт-Петербурга в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь и др. На шлюзах Волго-Балтийского пути в 2013 г. было осуществлено 40410 шлюзований. В разгар навигации на контроле диспетчеров одновременно находилось до 500 судов и составов.

Средняя продолжительность навигации на Волго-Балтийском водном пути составляет 180–190 суток.

Работоспособность Волго-Балтийского водного пути (Свирский, Вытегорский, Шекснинский районы гидросооружений и судоходства, Невско-Ладожский, Череповецкий, Новгородский и Гвардейский районы водных путей и судоходства) поддерживают подразделения ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей».

На судоходной трассе организовано комплексное обслуживание судов, в которое входит: обеспечение лоцманской проводкой, снабжение топливом и маслом, продовольствием и водой, приём нефтесодержащих и хозяйственно-бытовых вод, оказание помощи рейдовыми буксирами и другие услуги. В настоящее время для обеспечения бесперебойной работы гидросооружений на шлюзах, водосбросах и переправах установлено 12 автономных источников энергоснабжения.

Д.В. Козлов, К.Д. Козлов

Выбор редакции
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...

12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....