Закон о приставах и об исполнительном производстве. Закон «Об исполнительном производстве Кто и как должен исполнять судебные решения


Исполнительное производство представляет собою совокупность методов и действий, направленных на реализацию судебных решений. Выполнение постановлений суда регулируется законом №229-ФЗ«Об исполнительном производстве», вступившим в силу 2 октября 2007 года.

Документ состоит из 130 статей, регулирующих все процессы, начиная с принципов и задач, и заканчивая новыми редакциями о признании должника банкротом. В законе об исполнительном производстве прописаны действия, обязанности и права всех участников от судебных приставов, граждан и юридических лиц (взыскателей и должников) до третьих сторон, которые в той или иной мере влияют на выполнение судебных решений.

Основные положения

Согласно ФЗ-229, основная задача исполнительного производства - точная и своевременная реализация судебных актов, которые в свою очередь призваны защищать нарушенные права граждан и организаций.

Поэтому все юридические и физические лица, органы государственной власти обязаны выполнять законные требования судебных исполнителей. Невыполнение либо препятствие работе приставов влечет за собою ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

«Механизм» исполнительного производства запускают в действие следующие документы:

  • судебные приказы;
  • исполнительные листы;
  • алиментные соглашения;
  • акты Пенсионного фонда;
  • постановления судебных приставов и другое.

Лица, чьи интересы затрагивает исполнительное производство, оповещают повесткой. Если судебный документ требует незамедлительного реагирования, то допускают действия без предварительного уведомления. Чаще всего, по понятным причинам, не оповещают при аресте денежных средств и имущества.

Взыскание на зарплату и иные доходы

При получении судебного листа пристав в первую очередь запрашивает фонды для выявления места работы неплательщика. Заработная плата является основным источником погашения существующих задолженностей физических лиц. Федеральный закон об исполнительном производстве допускает списание до 50% средств с регулярных доходов, а в случае с возмещением ущерба, вреда здоровью и выплатой алиментов до 70%.

Лица, выплачивающие периодические платежи должнику, обязаны удерживать денежные средства в соответствии с исполнительным документом. Расходы на перевод отчислений производят за счет неплательщика.

В случае смены места работы (источника иных регулярных доходов) лицо, производящее выплаты, обязано уведомить об изменениях приставов, а также предоставить отчет о произведенных взысканиях. Известить исполняющие органы о новом месте работы входит в обязанности должника.

Взыскание имущества

Если главной задачей исполнительного производства является защита интересов граждан и организаций от неправомерных действий третьих лиц, а основным принципом - соблюдение законности, то действиями для решения поставленных задач признаются :

  • создание условий для выполнения требований;
  • вызов ответчиков и их представителей;
  • запрос необходимых сведений, в том числе и персональных данных;
  • проверка финансовой информации;
  • давать постановления третьим лицам (работодателю, банкам и т. д.) о поручении выполнения условий судебного решения;
  • накладывать арест на денежные средства и имущество;
  • входить без разрешения в нежилые помещения;
  • входить без разрешения собственника в жилые помещения с письменного разрешения старшего судебного пристава;
  • изымать арестованное имущество, производить его оценку;
  • производить розыск должника, его банковских счетов, имущества как самостоятельно, так и с привлечением ОВД;
  • взыскивать исполнительский сбор;
  • вынести запрет на выезд за пределы РФ и другое.

Таким образом, 229 ФЗ «Об исполнительном производстве» дает приставам широкий спектр действий. Которые, однако, не могут затрагивать имущество и финансы, необходимые для проживания. Также ФЗ-229 защищает близких и родственников неплательщика, уберегая их частную собственность.

Следует знать: «Если у родственника должника сохранены чеки на товары либо есть свидетели, подтверждающие факт дарения, то это имущество не может быть изъято». Например, в опись имущества не попадут вещи, принадлежащее супругу или иным членам семьи. Также не подлежит изъятию то, что необходимо для осуществления профессиональной деятельности должника.

Следует знать: «Судебные приставы не могут отнять автомобиль у таксиста, так как он нужен ему для получения дохода. Не опишут и компьютер, если на нем осуществляется профессиональная деятельность».

Важные изменения федерального закона 2018-2019 годов

Новыми редакциями закона об исполнительном производстве были внесены следующие важные поправки:

  1. Увеличена сумма задолженности, о которой сообщают работодателю должника, а также организациям и лицам, уполномоченным на выплату пенсий, стипендий и иных систематических выплат - согласно новой редакции от 27 декабря 2018 года, максимальная ее сумма составляет с 08 января 2019 года 100 000 руб. вместо ранее действовавшего лимита в 25 000 руб.
  2. Появилась новая норма, регламентирующая особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина (юр. лица). Данная норма нашла отражение в статье 109.4, введенной редакцией от 23 апреля 2018 года.
  3. Статья 65 с 07 марта 2018 года дополнена пунктом об обязанности судебного пристава проинформировать взыскателя о возникшем у него праве обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим, если в течение календарного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его местонахождение.

Также необходимо помнить, что с 01.10.15 граждане могут быть признаны банкротами наравне с юридическими лицами. Под действия закона попадают граждане-предприниматели и должники - владельцы фермерских хозяйств.

А.С.Пономаренко,
Юрист информационно-правового
консорциума "Кодекс"

1 февраля 2008 года вступает в силу Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" , который заменит Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ с аналогичным названием.

Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) во многом сохраняет существующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, но многие положения нового Закона отличаются от Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве », некоторые изложены впервые.

В Закон включены совершенно новые разделы, регулирующие такие важные вопросы, как:

- сроки в исполнительном производстве;

- извещения и вызовы в исполнительном производстве;

- взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления;

- порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества;

- сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.

В данном комментарии рассмотрены наиболее важные изменения, которые произойдут в исполнительном производстве с вступлением в силу нового Закона об исполнительном производстве .

Новый Закон по-новому определяет условия исполнения требований, содержащихся в судебных и иных актах, органами, организациями, гражданами, не являющимися органами принудительного исполнения. Так, взыскатель может непосредственно направить исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте в банк или иную кредитную организацию, а исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, - в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи. Одновременно с исполнительным документом взыскатель должен представить заявление, содержащее сведения, перечисленные в части 2 статьи 8 , части 2 статьи 9 Закона .

Новый Закон расширяет перечень исполнительных документов: он относит к исполнительным документам не только нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов, но и их нотариально удостоверенные копии.

Закон обязывает судебного пристава-исполнителя при направлении для исполнения постановления о возбуждении исполнительного производства прикладывать к постановлению копию исполнительного листа. Оригинал исполнительного листа должен находиться в материалах исполнительного производства.

Новый Закон детально регламентирует правила исчисления сроков в исполнительном производстве. Данному вопросу посвящена целая глава. Стоит обратить внимание на положение, согласно которому в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона).

Закон содержит совершенно новый раздел, касающийся правил извещения и вызовов в исполнительном производстве, и устанавливает, что лица, участвующие в исполнительном производстве, могут быть извещены об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываться к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий одним из следующих способов:

- повесткой с уведомлением о вручении;

- телефонограммой;

- телеграммой;

- с использованием электронной, иных видов связи и доставки;

- лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку или иное извещение.

При этом если повестка, иное извещение доставляются по почте или лицом, которому судебный пристав-исполнитель поручил их доставить, то дата и время их доставления адресату фиксируются на документе, подлежащем возврату в подразделение судебных приставов. Закон конкретно не указывает, как будет фиксироваться дата и время извещения, доставляемого иным видом связи. По-видимому, данный способ фиксации будет установлен подзаконным актом.

Важно отметить, что по правилам Закона адресат считается извещенным, если повестка, иное извещение вручены лично адресату или кому-либо из проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи с их согласия. Если повестка, иное извещение адресовано организации, то оно вручается любому из работников данной организации.

Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, может быть направлено по одному из следующих адресов:

- по адресу, указанному в исполнительном документе;

- по иному адресу, указанному лицом, участвующим в исполнительном производстве, или его представителем;

- по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.

Если извещение адресовано организации, то Закон устанавливает, что оно может быть направлено.

Утвержденный 02.10.2007 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" был принят Госдумой 14 сентября и одобрен СФ 19.09 того же года. В нормативном акте определен порядок и условия принудительной реализации постановлений и решений судебных и иных органов, а также их служащих, в полномочия которых входит право возлагать на МО, регионы, РФ, организации, граждан обязанности по передаче другим субъектам либо в бюджеты соответствующих уровней денежных средств и других материальных ценностей, по совершению установленных действий в их пользу или воздержанию от этого. Рассмотрим далее некоторые положения 229-ФЗ от 02.10.2007 г.

Ключевые задачи

Исполнительное производство обеспечивает правильную и своевременную реализацию и иных структур, служащих, а в установленных законодательством случаях и других документов для защиты законных интересов, прав и свобод организаций и граждан. Порядок и условия передачи субъектам денежных средств бюджета соответствующего уровня определяются в БК.

Принципы

ФЗ-229 определяет следующие ключевые положения осуществления деятельности, связанной с принудительной реализацией постановлений уполномоченных структур:

  1. Своевременность совершения действий и применения установленных мер воздействия.
  2. Законность. Деятельность уполномоченных служащих и органов должна соответствовать положениям действующих нормативных актов, конституционных в первую очередь.
  3. Соотносимость объема требований и принудительных мер, применяемых к должникам.
  4. Уважение достоинства и чести граждан.
  5. Неприкосновенность минимума имущества. Нормами определяется объем материальных ценностей, который необходим для существования должника и его родственников.

Уполномоченные инстанции

Рассматриваемый устанавливает, что принудительная реализация актов судов и прочих органов, а также должностных служащих входит в компетенцию ФССП и территориальные органы службы. Приставы-исполнители применяют принудительные меры воздействия к должникам в пределах полномочий. Их права определяются федеральным законодательством.

Обязательность требований служащих ФССП

"Об исполнительном производстве" устанавливает, что постановления приставов распространяются на все государственные/муниципальные органы, всех юридических и физлиц. Требования служащих подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории страны. В случае неисполнения предписаний приставы принимают меры, предусмотренные в комментируемом законе. Несоблюдение требований, воспрепятствование осуществлению служащими их функций влекут ответственность, установленную нормативными актами.

Должники

229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет, что в случаях, установленных нормативными актами, требования, присутствующие в постановлениях судов, иных органов, решениях должностных лиц, реализуются структурами, организациями, государственными и муниципальными в том числе, банками и прочими кредитными предприятиями, гражданами и служащими. Указанные субъекты соблюдают предписания на основании документов, указанных в ст. 12.

Соблюдение требований банковскими и другими кредитными организациями

ФЗ-229 допускает направление документа о взыскании средств либо их аресте в соответствующую финансовую структуру непосредственно заинтересованным лицом. Вместе с ним субъект предоставляет в банковскую или другую кредитную организацию заявление. В нем должны содержаться:


ФЗ-229 устанавливает, что документ, поступивший для осуществления взыскания в банковскую или другую кредитную структуру после отзыва лицензии, возвращается субъекту, его направившему, без удовлетворения требований.

Нюансы

В ст. 9 ФЗ-229 определен порядок реализации требований, предусмотренных в решении суда, иного органа или служащего, предприятием, осуществляющим периодические выплаты должнику. Документ, на основании которого устанавливается взыскание суммы, меньшей 25 тыс. р., может направляться в организацию или лицу, начисляющему обязанному субъекту пенсию, зарплату, стипендию и пр., непосредственно кредитором. Вместе с этой бумагой он должен предоставить заявление. В нем также указываются реквизиты счета для перечисления, ФИО, сведения документа, подтверждающего личность гражданина-взыскателя, или ИНН, название, код зарубежной организации, регистрационный номер, адрес постановки на учет и нахождения кредитора-организации.

229-ФЗ "Об исполнительном пр-ве" устанавливает, что реализация судебных постановлений, решений иных органов и служащих в отношении иностранных юридических и физлиц, субъектов, не имеющих гражданства, осуществляется по правилам комментируемого нормативного акта.

Виды документов-оснований

"Об исполнительном производстве" определяет следующие категории бумаг, в соответствии с которыми осуществляется взыскание служащими ФССП:

  1. Судебные приказы.
  2. Исполнительные листы. Они выдаются судебными инстанциями общей юрисдикции и арбитражами в соответствии с актами, принимаемыми ими.
  3. Соглашения о выплате алиментов. Эти документы и их копии должны заверяться нотариусом.
  4. Удостоверение, выданное комиссией по трудовым спорам.
  5. Постановления органов, осуществляющих функции контроля, о взыскании средств с приложением бумаг, в которых присутствуют отметки банковских или иных кредитных структур, осуществляющих обслуживание расчетных и прочих счетов должника, о частичном/полном невыполнении требований вследствие отсутствия на р/с достаточного объема денег.
  6. Судебные акты, решения других институтов власти, должностных лиц по административным делам.
  7. Постановление пристава.
  8. Акты иных органов в предусмотренных нормами случаях.

При потере подлинника документа, в качестве основания для реализации вмененных должнику требований выступает его дубликат. Он выдается судом, другим органом, должностным лицом, вынесшим соответствующее постановление/решение, в установленном порядке. Документ, по которому начато исполнительное производство, содержится в материалах дела. Пристав направляет постановление соответствующему субъекту с приложением копии ИЛ.

Требования к документам

В исполнительных бумагах указываются:

  1. Название и адрес нахождения судебной инстанции, выдавшей документ, инициалы и фамилия служащего.
  2. Наименование материалов или дела, на основании которых предоставлен ИЛ, их номера.
  3. Дата вынесения акта судом или иным органом, должностным лицом.
  4. Календарное число вступления в действие решения или указание на немедленную реализацию требований, указанных в нем.
  5. Резолютивная часть постановления. В ней должно присутствовать требование о возложении на субъекта обязанности по передаче заявителю средств либо другого имущества, совершению в пользу последнего определенных действий или воздержанию от них.
  6. Дата выдачи исполнительной бумаги.

В документа также должны присутствовать сведения о заявителе и должнике:

Указанные правила по оформлению не распространяются на соглашение о выплате алиментов, удостоверенное нотариально, судебный приказ, а также постановление служащего ФССП. Если до выдачи исполнительной бумаги предоставлена рассрочка/отсрочка реализации требований, то в ней указывается начало течения срока реализации предписаний. Документ, который предоставляется на основании судебного акта либо являющийся им, подписывает судья и заверяет гербовой печатью. Исполнительная бумага, выданная в соответствии с постановлением иного органа или являющаяся решением другой структуры, визируется ее должностным лицом. На ней также ставится печать.

Постановление пристава

Этот документ должен содержать следующие сведения:


Дополнительно

Пристав или другой служащий ФССП может по собственной инициативе либо по заявлению участников производства исправить арифметические ошибки или описки, допущенные в постановлении. Данная процедура осуществляется оформлением акта о внесении исправлений в ранее составленный документ. Постановление пристава должно быть исполнено в срок, указанный в нем. Обжалование акта осуществляется в порядке подчиненности вышестоящему служащему ФССП или в судебной инстанции. В последнем случае заявитель должен руководствоваться положениями процессуального законодательства.

"Об исполнительном производстве"*1

_____
*1 В связи с большим объемом текст официального документа не приводится.

Комментарий

А.Н. Игнатенко ,
консультант "АКТ РСМ Топ-Аудит"

1. Общая характеристика Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), вступивший в силу с 1 февраля 2008 года, признал утратившим силу ранее действовавший одноименный Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ (далее - Закон N 119-ФЗ).

На первый взгляд, Закон N 229-ФЗ существенно изменяет отдельные институты и процедуры исполнительного производства, однако делать вывод о полноценной реформе исполнительного производства пока еще рано. Для этого потребуется определенное время для наработки необходимого массива судебной практики.

В то же время можно отметить, что Законом N 229-ФЗ введен ряд новелл исполнительного права, которые не были включены в Закон N 119-ФЗ.

Например, Закон N 229-ФЗ содержит новые разделы, регулирующие такие важные вопросы, как:

- сроки в исполнительном производстве (последствия пропуска срока, восстановление пропущенных сроков, приостановление и продление сроков и т.д.);

- извещения и вызовы в исполнительном производстве (содержание повесток и иных извещений, порядок их доставки и вручения, последствия отказа от принятия повестки или иного извещения либо неявки за их получением и т.д.);

- взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления;

- сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.

Однозначно положительно должны быть оценены правоприменительной практикой такие новшества Закона N 229-ФЗ, как легализация ограничения права выезда должника за пределы Российской Федерации, установление права судебного пристава - исполнителя проникать в жилые помещения для исполнения судебных актов, усовершенствование порядка исполнения исполнительных документов при обращении взыскания на отдельные виды имущества.

Следует также отметить, что упраздненный Закон N 119-ФЗ содержал множество пробелов, которые не позволяли эффективно применять его на практике и затрудняли взыскание долгов с должников. Например, неурегулированными были вопросы оценки имущества должника и хранения такого имущества.

Законом N 229-ФЗ предусмотрено обязательное привлечение профессионального оценщика в большинстве спорных случаев, однако при этом следует отметить, что осталась нерешенной проблема использования такого термина, как "рыночная цена". Законодательство об оценочной деятельности в Российской Федерации не содержит определения этого термина. Соответственно остается неясным, каким из видов стоимости - инвестиционной, рыночной, ликвидационной или кадастровой - должен руководствоваться профессиональный оценщик при определении рыночной цены имущества. Более того, исходя из сущности этого понятия рыночная цена не может быть определена до момента совершения сделки по реализации имущества, где цена и будет зафиксирована.

По нашему мнению, Закону N 229-ФЗ присущи отдельные недостатки, например предоставление судебному приставу - исполнителю права самостоятельно решать вопрос о приостановлении исполнительного производства, установление фактически внесудебного порядка взыскания долга с третьего лица при обращении взыскания на права требования должника.

В тексте Закона N 229-ФЗ имеются и явные нестыковки. Так, предусмотрено право взыскателя направить судебный акт или акт другого органа для удержаний из заработной платы, дополнительно подчеркнем, судебный акт , а не исполнительный документ. В то же время далее в Законе N 229-ФЗ говорится уже о том, что работодатель принимает к исполнению исполнительный документ . Соответственно возникает вопрос: взыскатель предъявляет исполнительный документ или судебный акт? Между этими понятиями существует значительная разница.

В целом Закон N 229-ФЗ нельзя охарактеризовать однозначно отрицательно или положительно. О способности этого нормативного акта регулировать соответствующие общественные отношения можно делать вывод по судебной практике, для накопления которой потребуется определенное время.

2. Основные положения

По сравнению с прежним нормативным актом законодатель уточнил сферу действия Закона N 229-ФЗ.

В ст. 1 Закона N 119-ФЗ приводились условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо по совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Таким образом, исходя из буквального толкования вышеприведенной нормы следовало, что судебный пристав - исполнитель был вправе возлагать установленные законом обязанности только на граждан и на организации.

В Законе N 229-ФЗ данный перечень расширен: в него включены не только вышеуказанные лица, но и Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые для целей этого Закона приравниваются к организациям.

Новеллой Закона N 229-ФЗ стало введение на законодательном уровне задач и принципов исполнительного производства.

Так, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В ст. 4 Закона N 229-ФЗ приводится перечень принципов исполнительного производства:

- законность;

- своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

- уважение чести и достоинства гражданина;

- неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

- соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Принципы любой отрасли права являются основными положениями данной отрасли, из сущности которых исходит законодатель, осуществляя правовое регулирование. Таким образом, судебный пристав - исполнитель обязан руководствоваться данными положениями в процессе осуществления возложенных на него функций.

Важная норма закреплена и в ст. 3 Закона N 229-ФЗ, где впервые законодателем установлено верховенство настоящего Закона перед всеми иными федеральными законами, составляющими законодательство об исполнительном производстве.

Следовательно, положения иных федеральных законов, которые составляют законодательство об исполнительном производстве и противоречат Закону N 229-ФЗ, не должны применяться.

Согласно Закону N 119-ФЗ и во исполнение его Правительство РФ имело право принимать соответствующие нормативные правовые акты. Теперь, после вступления в силу Закона N 229-ФЗ, таким правом обладает и Президент Российской Федерации.

Законодателем уточнен в Законе N 229-ФЗ порядок действий взыскателя по предъявлению в банк или иную кредитную организацию исполнительных документов, в которых содержатся требования о взыскании денежных средств.

Так, установлено, что в данном случае взыскатель должен одновременно с исполнительным документом представить заявление, в котором должны быть указаны:

- фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

Кроме того, представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и вышеуказанные сведения не только о взыскателе, но и о себе.

Законодателем также впервые введены особенности процедур по обращению взыскания периодических платежей и о взыскании денежных средств в сумме, не превышающей 25 000 руб. Сразу отметим, что под периодическими платежами понимаются для целей применения данной нормы заработная плата, пенсии, стипендии и т.д.

Исполнительные листы, содержащие требования о взыскании периодических платежей и денежных средств в сумме, не превышающей 25 000 руб., могут быть направлены непосредственно лицу, которое выплачивает должнику денежные средства, в частности заработную плату, стипендию и т.д.

Кроме того, вместе с исполнительным документом взыскателю необходимо предъявить заявление, в котором он должен указать:

- реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;

- фамилию, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, ИНН (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

- наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

Кроме того, представитель взыскателя должен представить документ, удостоверяющий его полномочия.

Из новелл Закона N 229-ФЗ следует отметить положения ст. 10 и 11.

Так, при исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на них распространяются положения Закона N 229-ФЗ.

Законом N 229-ФЗ также установлено, что порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и самим Законом N 229-ФЗ.

3. Исполнительные документы

В ныне не действующем Законе N 119-ФЗ нормы, посвященные исполнительным документам (закрепляющие перечень таковых и предъявляемые к ним требования), были приведены в главе I наряду со многими другими значительными положениями исполнительного права (например, возбуждение исполнительного производства, место и время совершения исполнительных действий и т.д.), что значительно затрудняло работу с данным нормативным актом.

Неудивительно, что законодатель выделил в Законе N 229-ФЗ нормы, опосредующие исполнительные документы, в отдельную главу.

В целом перечень исполнительных документов не претерпел существенных изменений, однако нельзя не отметить один исполнительный документ, который не был назван в приведенном в ст. 7 Закона N 119-ФЗ перечне, - постановление судебного пристава - исполнителя.

Согласно Закону N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом - исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению.

В Законе N 229-ФЗ приводятся также обязательные реквизиты, которые должно содержать такое постановление:

- наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

- дата вынесения постановления;

- должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

- наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

- вопрос, по которому выносится постановление;

- решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

- порядок обжалования постановления.

Установлен также порядок внесения изменений в такое постановление в случае описок или явных арифметических ошибок.

4. Сроки в исполнительном производстве

Институт сроков в исполнительном производстве является новым для отечественного законодательства. Ранее сроки в исполнительном производстве регулировались общими нормами; теперь же Закон N 229-ФЗ содержит отдельную главу, полностью посвященную срокам в исполнительном производстве. Причем необходимо сразу оговориться, что основные положения о сроках и правилах их исчисления схожи с аналогичными в гражданском праве.

Отметим основные правила исчисления сроков, которые установлены для исполнительного производства.

Сроки в исполнительном производстве определяются:

- календарной датой;

- указанием на событие, которое должно наступить;

- периодом, в течение которого то или иное действие может быть совершено.

Сроки в исполнительном производстве могут исчисляться годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

По общему правилу, течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

Статья 16 Закона N 229-ФЗ регулирует момент окончания сроков в исполнительном производстве.

Так, срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока. Срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последний день этого месяца. Срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока.

Особые правила в Законе N 229-ФЗ определены для установления момента окончания срока, определенного календарной датой. Такой срок истекает:

- в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если им предписано совершить определенные действия до этой даты;

- в день, указанный в исполнительном документе.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до 24.00 последнего дня установленного срока. Таким образом, если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были поданы в соответствующий орган или уполномоченному их принять лицу либо сданы на почту до 24.00 последнего дня установленного срока, то установленный срок не считается пропущенным.

Соответственно пропуск срока, установленного для совершения того или иного исполнительного действия может повлечь наступление ответственности. Кроме того, пропуск срока не освобождает лицо от исполнения требований исполнительного документа.

Если лицо пропустило установленный срок для обжалования действий судебного пристава - исполнителя, то оно не сможет обжаловать эти действия: жалоба подлежит возврату подавшему ее лицу и считается неподанной.

Однако если даже срок был по каким-либо причинам пропущен, у лица имеется возможность его восстановления.

Например, пропущенный срок для подачи жалобы может быть восстановлен, если одновременно с жалобой заинтересованное лицо подало ходатайство о восстановлении пропущенного срока и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока - разумным.

Установлено, что восстановление пропущенного срока отдельным постановлением не оформляется и выражается в принятии жалобы к рассмотрению по существу, в то время как отказ в восстановлении пропущенного срока оформляется постановлением должностного лица службы судебных приставов, рассмотревшего ходатайство.

Копия вышеуказанного постановления, которое может быть обжаловано, направляется лицу, обратившемуся с ходатайством.

Восстановление пропущенных сроков для обращения в суд по вопросам исполнительного производства производится судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно Закону N 229-ФЗ течение всех сроков приостанавливается одновременно с приостановлением исполнительного производства. Со дня возобновления исполнительного производства течение сроков продолжается.

Отдельно в Законе N 229-ФЗ оговариваются сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, а также основания перерыва и восстановления такого срока.

По общему правилу, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. В случае же установления судом отсрочки или рассрочки исполнения срок предъявления исполнительного документа составляет три года с момента окончания срока, на который установлена рассрочка (отсрочка).

Из данного правила имеется ряд исключений. Так, судебные акты по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Для отдельных исполнительных документов могут быть определены отдельные сроки их предъявления к исполнению.

Так, удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи, а судебные приказы - в течение трех лет со дня их выдачи.

Однако рассмотренный срок для предъявления исполнительного документа к исполнению может быть прерван и согласно ст. 22 Закона N 229-ФЗ основаниями для такого перерыва являются:

- предъявление исполнительного документа к исполнению;

- частичное исполнение исполнительного документа должником.

После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется, причем время, истекшее до прерывания, в новый срок не засчитывается.

Но вышеуказанные правила прерывания сроков не распространяются на судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

Статья 23 Закона N 229-ФЗ содержит важные правила, касающиеся восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению при наличии уважительных причин такого пропуска. Сразу обратим внимание читателей, что такой срок может быть восстановлен исключительно в отношении исполнительного листа или судебного приказа.

5. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Наряду со сроками в исполнительном производстве новым для российского исполнительного производства является институт извещений и вызовов.

Согласно Закону N 229-ФЗ лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу - исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав - исполнитель поручает их доставить.

Однако из этого правила предусмотрено исключение.

Так, если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав - исполнитель имеет право совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.

В соответствии с Законом N 229-ФЗ лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава - исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава - исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом.

В Законе N 229-ФЗ приведен перечень реквизитов, которые должны содержаться в повестке или ином извещении, а именно:

- наименование и адрес подразделения судебных приставов;

- наименование адресата;

- указание, в качестве кого извещается или вызывается адресат;

- наименование или номер исполнительного производства, по которому извещается или вызывается адресат;

- дата, время и место совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения.

В повестке должны быть также указаны последствия неявки лица по вызову (таким последствием, в частности, может быть привод).

Законом N 229-ФЗ подробно регламентированы правила доставки и вручения повестки указанному в них лицу.

При отказе адресата принять повестку или иное извещение лицо, доставляющее их, делает соответствующую отметку на повестке или ином извещении, которые возвращаются в подразделение судебных приставов.

Кроме того, Закон N 229-ФЗ содержит перечень оснований для признания лица, участвующего в исполнительном производстве, извещенным, в том числе:

- отказ адресата от получения повестки, иного извещения;

- неявка адресата за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу, несмотря на получение почтового извещения.

6. Исполнительное производство

6.1. Общие положения

Процедурам исполнительного производства посвящена глава 5 Закона N 229-ФЗ.

Напомним читателям журнала, что в Законе N 119-ФЗ нормы, регулирующие процедуру исполнительного производства, приводились в главе I наряду с такими институтами, как общие положения исполнительного производства, источники исполнительного права и т.д.

Несомненно, что законодатель выделением исполнительного производства в отдельную главу подчеркнул значимость таких норм.

Сразу отметим, что регулированию исполнительного производства теперь посвящено гораздо больше статей, нежели в Законе N 119-ФЗ, что позволяет сделать вывод о возросшей степени государственного воздействия на сферу исполнительных отношений.

Законом N 229-ФЗ детально регламентируется содержание такого важного документа, как заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства; в Законе N 119-ФЗ подобной регламентации не было.

Согласно ст. 30 Закона N 229-ФЗ заявление о возбуждении исполнительного производства подписывается взыскателем либо его представителем, который прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В данном заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом N 229-ФЗ.

В отличие от Закона N 119-ФЗ, Закон N 229-ФЗ четко устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства без заявления взыскателя по следующим основаниям:

- если в процессе принудительного исполнения исполнительного документа судебным приставом - исполнителем было вынесено постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом - исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В данном случае речь идет о так называемом дополнительном исполнительном производстве;

- если необходимо совершение исполнительных действий (применения отдельных мер принудительного исполнения) на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава - исполнителя, ведущего конкретное исполнительное производство, и если таким приставом вынесено постановление о поручении произвести то или иное исполнительное действие (применить меры принудительного исполнения) тому судебному приставу - исполнителю, к подведомственности которого отнесена территория, на которой должны быть совершены данные действия или меры;

- если суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу - исполнителю.

Правила о сроках добровольного исполнения исполнительного документа, устанавливаемые судебным приставом - исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства, также претерпели в Законе N 229-ФЗ существенную корректировку.

Сам срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа остался прежним - его определение относится к компетенции судебного пристава - исполнителя, но в любом случае он не может быть более пяти дней.

Однако в Законе N 119-ФЗ данный срок исчислялся со дня возбуждения исполнительного производства, а в Законе N 229-ФЗ - со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено этим Законом.

Кроме того, законодатель также установил, что срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа определяется только в случае, если такой исполнительный документ поступил в судебному приставу - исполнителю впервые.

Статья 30 Закона N 229-ФЗ предусматривает ряд случаев, при которых судебный пристав - исполнитель не устанавливает срок для добровольного выполнения должником требований исполнительного документа.

К таким случаям относятся:

- возбуждение дополнительного производства.

Напомним читателям журнала, что основным исполнительным производством является производство, возбужденное на основании требований взыскателя, изложенных в исполнительном документе, судебным приставом - исполнителем, в то время как после окончания основного исполнительного производства судебный пристав - исполнитель возбуждает дополнительное исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом - исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

- последующие предъявления исполнительного документа;

- восстановление на работе;

- административное приостановление деятельности;

- конфискация имущества;

- возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах.

Данный перечень является закрытым.

Несомненно, важным структурным элементом Закона N 229-ФЗ является ст. 31, в которой приведен исчерпывающий перечень оснований отказа судебным приставом - исполнителем в возбуждении исполнительного производства, что может произойти в следующих ситуациях:

- исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

- исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство и он направил исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 Закона N 229-ФЗ;

- истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

- документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам;

- не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

- исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 43 Закона N 229-ФЗ или в случае, если исполнительное производство имело место по вопросу взыскания штрафа за преступление и приговор был отменен в части наложения данного штрафа;

- исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по следующим основаниям:

- фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе;

- фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

- выплата штрафа в полном объеме;

- замена штрафа другим видом наказания или отмена наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования;

- смерть должника-осужденного или объявление его умершим;

- исполнительный документ не подлежит в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Важной гарантией соблюдения прав взыскателя является то, что устранение обстоятельств, предусмотренных пятью из вышеперечисленных пунктов, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу - исполнителю в установленном Законом N 229-ФЗ порядке.

Следует отметить, что судебный пристав - исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в трехдневный срок, исчисляемый со дня поступления к нему исполнительного документа.

Кроме того, согласно Закону N 229-ФЗ копия постановления судебного пристава - исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения вышеуказанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.

Серьезной доработке в Законе N 229-ФЗ подверглись правила определения места совершения исполнительных действий.

Рассмотрим ситуации, при которых судебному приставу - исполнителю необходимо совершить определенные исполнительные действия на территории, которая не относится к участку его деятельности.

Закон N 119-ФЗ предусматривал следующий порядок действий пристава - исполнителя.

Судебный пристав - исполнитель составлял соответствующий акт и направлялся на вышеуказанную территорию. В течение суток по прибытии он уведомлял о необходимости совершения исполнительных действий на данной территории соответствующую службу судебных приставов, которая либо оказывала содействие прибывшему судебному приставу - исполнителю, либо отказывала ему в этом и поручала дальнейшее исполнение исполнительного документа судебному приставу - исполнителю, действующему на данной территории. В случае отказа прибывший судебный пристав - исполнитель был обязан передать исполнительный документ в службу судебных приставов по месту дальнейшего совершения исполнительных действий с извещением об этом взыскателя, суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ.

Было также установлено, что исполнительный документ, направленный (переданный) одной службой судебных приставов, одним подразделением или судебным приставом - исполнителем в другие службы судебных приставов, подразделения или другому судебному приставу - исполнителю, должен быть принят к исполнению теми, кому он был направлен (передан). Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями или судебными приставами - исполнителями не допускались.

Закон N 229-ФЗ детально регламентирует институт поручения исполнения тех или иных исполнительных действий (мер принудительного исполнения).

В принципе, данный институт уже был рассмотрен выше, однако представляется важным еще раз обратить внимание читателей журнала на порядок действий судебного пристава - исполнителя такой ситуации.

Судебный пристав - исполнитель вправе поручить соответствующему судебному приставу - исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава - исполнителя и утверждается старшим судебным приставом. Согласно вышеуказанному постановлению судебным приставом - исполнителем, к которому оно поступило, возбуждается исполнительное производство. На время исполнения поручения основное исполнительное производство может быть приостановлено.

Закон N 229-ФЗ предусматривает иной порядок действий, нежели Закон N 119-ФЗ, в случае если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание, отсутствует по прежнему местонахождению должника.

Согласно Закону N 119-ФЗ судебный пристав - исполнитель незамедлительно составлял в таком случае акт и не позднее следующего дня после дня его составления направлял исполнительный документ вместе с копией этого акта судебному приставу - исполнителю по новым месту жительства должника, месту его нахождения либо по новому месту нахождения имущества должника, о чем одновременно извещал взыскателя, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Закон N 229-ФЗ установил иную процедуру действий судебного пристава - исполнителя в данной ситуации.

Так, судебный пристав - исполнитель продолжает исполнительное производство в порядке поручения (такой порядок рассмотрен выше) или составляет акт и оканчивает исполнительное производство.

После этого копия постановления судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства, акт с приложением исполнительного документа и копии всех материалов исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения вышеуказанного постановления, направляются в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации или в его подразделение для возбуждения исполнительного производства по новому месту жительства должника, месту его пребывания или по новому местонахождению его имущества, о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ. Копия исполнительного документа должна остаться в оконченном исполнительном производстве.

6.2. Передача исполнительных производств между подразделениями судебных приставов - исполнителей

Законом N 229-ФЗ детально регулируется процедура передачи исполнительных производств из одного подразделения судебных приставов - исполнителей в другое.

Так, согласно ст. 33 Закона N 229-ФЗ главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

При этом главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации выносит соответствующее постановление о такой передаче.

Вышеуказанное постановление не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется соответствующим главным судебным приставам субъектов Российской Федерации и старшим судебным приставам, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Старший судебный пристав, получив вышеуказанное постановление, незамедлительно информирует об этом судебного пристава - исполнителя, ведущего соответствующее исполнительное производство. Судебный пристав - исполнитель оканчивает исполнительное производство по соответствующему основанию.

Кроме того установлено, что по исполнительному производству, переданному из одного подразделения судебных приставов в другое, судебный пристав - исполнитель совершает исполнительные действия и применяет меры принудительного исполнения:

- в пределах территории Российской Федерации - по согласованию с главным судебным приставом Российской Федерации, о чем извещаются соответствующие главные судебные приставы субъектов Российской Федерации;

- в пределах территории одного субъекта Российской Федерации - по согласованию с главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, о чем извещаются старшие судебные приставы соответствующих подразделений судебных приставов.

6.3. Сводное исполнительное производство

Согласно Закону N 229-ФЗ если в отношении одного должника возбуждены несколько исполнительных производств имущественного характера, а также если в отношении нескольких должников возбуждены исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя, то такие исполнительные производства объединяются в сводное исполнительное производство.

Законом N 229-ФЗ установлено, что если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации нескольких субъектов Российской Федерации, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом Российской Федерации. Причем контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, то по ним возбуждается сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей или на старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Главный судебный пристав Российской Федерации и главные судебные приставы субъектов Российской Федерации обязаны создать банки данных, содержащие сведения о ведении сводных исполнительных производств.

6.4. Время и сроки совершения исполнительных действий (мер принудительного исполнения)

В соответствии с Законом N 119-ФЗ в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, совершение исполнительных действий допускалось только в случаях, не терпящих отлагательства, или в случае, если по вине должника их совершение в другие дни было невозможным.

Кроме того, исполнительные действия могли вестись с 22 часов до 6 часов по местному времени только в случаях, создававших угрозу жизни и здоровью граждан.

Причем и в случае с нерабочими днями, и в случае с совершением исполнительных действий в период с 22 часов до 6 часов судебный пристав - исполнитель должен был получить письменное разрешение старшего судебного пристава.

В Законе N 229-ФЗ данный порядок существенно изменен.

Совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения как в нерабочие дни, так и в рабочие дни с 22 часов до 6 часов допускаются только в ситуациях, не терпящих отлагательства, включая случаи:

- если создается угроза жизни и здоровью граждан;

- если исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

- если исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, состоит в исполнении определения суда об обеспечении иска;

- если взыскание обращено на имущество должника, подверженное быстрой порче.

Таким образом, перечень ситуаций, при которых исполнительные действия могут совершаться в рабочие дни в период с 22 до 6 часов и в нерабочие дни, значительно расширен.

Необходимо также отметить, что, в отличие от Закона N 119-ФЗ, Закон N 229-ФЗ предусматривает, что в данных случаях судебный пристав - исполнитель должен получить письменное разрешение старшего судебного пристава на совершение исполнительных действий в нерабочие дни и в рабочие дни в период с 22 до 6 часов, причем старший пристав должен незамедлительно уведомить об этом главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.

Изменились и нормы, касающиеся определения сроков совершения исполнительных действий. Причем общий срок исполнительного производства не изменился: по общему правилу, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом - исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Ранее Закон N 119-ФЗ предусматривал только один тип исключений из этого правила, включающий перечень требований исполнительных документов, которые подлежали незамедлительному исполнению:

- о взыскании алиментов, заработной платы или иной платы за труд в пределах платежей, исчисленных за один месяц, а также о взыскании всей суммы долга по этим выплатам, если исполнительным документом было предусмотрено ее немедленное взыскание;

- о восстановлении на работе или в прежней должности незаконно уволенного либо переведенного работника;

- по другим делам, если немедленное исполнение требований было предусмотрено исполнительным документом или федеральным законом.

Слово "незамедлительно" заменено в Законе N 229-ФЗ формулировкой "требования должны быть исполнены не позднее рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов" , что, естественно, позволяет более точно определить момент исполнения соответствующего требования.

Вышеуказанный перечень дополнен Законом N 229-ФЗ рядом разнотипных требований и оснований, исполнение по которым производится в иные сроки, чем предусмотренные общим правилом.

Так, согласно Закону N 229-ФЗ постановление судебного пристава - исполнителя, поступившее в порядке поручения от другого пристава - исполнителя, должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня его поступления в подразделение судебных приставов.

Кроме того, в Закон N 229-ФЗ введена норма, согласно которой требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава - исполнителя, - не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава - исполнителя об обеспечительных мерах, в том числе поступившее в порядке поручения от другого пристава - исполнителя, если самим постановлением не установлен иной порядок его исполнения.

По нашему мнению, такие правила исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, полностью отвечают сущности обеспечительных мер, установленных нормами гражданско-процессуального права.

Напомним читателям журнала, что обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

Для наиболее оперативной защиты прав заявителя заявление об обеспечении иска рассматривается в день его поступления в суд без извещения ответчика, других лиц, участвующих в деле.

Представляется крайней важным отметить, что в Законе N 229-ФЗ впервые в одной статье - 36-й - приведены все периоды времени, которые не включаются ни в общий двухмесячный срок исполнения требований исполнительного документа, ни в специальные сроки.

Так, в вышеуказанные сроки не включается время:

- в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением;

- в течение которого исполнительное производство было приостановлено;

- отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;

- со дня объявления розыска должника-организации, а также имущества должника до дня окончания розыска;

- со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава - исполнителя в суд, в другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом - исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения;

- со дня вынесения постановления о назначении специалиста до дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы;

- со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов, но не более двух месяцев со дня передачи последней партии вышеуказанного имущества для реализации.

Кроме того, согласно Закону N 229-ФЗ истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

6.5. Отсрочка (рассрочка) исполнения и приостановление исполнительных действий

Законом N 229-ФЗ предусмотрен ряд положений, уточняющих правила об отсрочке и рассрочке исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения.

В Законе N 119-ФЗ было определено, что при наличии обстоятельств, препятствовавших совершению исполнительных действий, судебный пристав - исполнитель по своей инициативе или по заявлению сторон, а также сами стороны были вправе обратиться в суд или в другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или о рассрочке его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения.

Закон N 229-ФЗ ввел дополнительные правила, которые сводятся к следующему.

В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.

Кроме того, в случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.

Существенно изменились нормы, регламентирующие приостановление исполнительного производства.

В Законе N 119-ФЗ все основания для приостановления исполнительного производства делились на две большие группы: в зависимости от того, приостанавливалось исполнительное производство в обязательном порядке или же приостановление производства являлось правом уполномоченного органа.

Напомним читателям журнала правила приостановления исполнительного производства согласно Закону N 119-ФЗ.

Так, исполнительное производство в обязательном порядке подлежало приостановлению в случаях:

- смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускало правопреемство, а также в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;

- утраты должником дееспособности;

- участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

- оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допус

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...