Законы хаммурапи кража. Вавилонский царь хаммурапи и его законы


Хаммурапи перед богом Солнца Шамашем. Верхняя часть стелы с Законами

Классы вавилонского общества в Законах Хаммурапи

Вавилонское право, как и любое древнее право, не делилось на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и т. п. Общество, каким оно обрисовано в Законах Хаммурапи, состоит из свободных общинников (авилум ), царских людей (мушкенум ) и рабов (вардум ). Положение царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя очень большие наделы и были одновременно и общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов. Иначе говоря, между свободой и рабством внутри категории царских людей существовали многочисленные промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность мушкенума Законы Хаммурапи оценивают «дешевле», чем авилума (§ 196 и сл.), но зато имущество мушкенумов охраняется более строго: ведь оно фактически есть составная часть царского имущества (§ 8).

В этот период некоторые остатки правоспособности еще сохраняют и рабы: раб дворца или мушкенума мог вступить в брак со свободной женщиной, а дети от такого брака считались свободными (§ 175 – 176). Своих детей от рабыни ее господин мог признать своими законными детьми (со всеми вытекающими отсюда для них правами), но если даже он их таковыми и не признал, после смерти господина они и их мать получали свободу (§170 – 171). Раб, купленный в чужой стране, в Вавилонии должен был быть отпущен на свободу без выкупа, если выяснялось, что он вавилонянин. За оскорбление действием, нанесенное свободному, и за оспаривание своего рабского состояния раб подлежал не внесудебной расправе, а наказанию по суду (отрезанию уха – § 205 и 282).

Авилумы и мушкенумы в Законах Хаммурапи , Законы Хаммурапи о рабах .]

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Законы Хаммурапи о долгах

Наконец, долговое рабство было ограничено сроком в три года (долговым рабом мог стать сам должник, или его раб, или член семьи), и даже продажа свободнорожденного человека в рабство была ограничена тем же сроком (§ 117). В связи с долгами существовал и другой вид временной утраты свободы – заложничество (§ 114 – 116). Заложника кредитор, видимо, брал насильно и держал его в своего рода частной долговой тюрьме, чтобы принудить должника к уплате.

Кредиторами чаще всего выступали торговые агенты (тамкары ), которые были государственными чиновниками, но одновременно вели разного рода коммерческие дела также и на свои собственные средства. В каждом крупном городе существовало объединение таких купцов (карум – «пристань»), осуществлявшее административный надзор за тамкарами и ведавшее их взаимными расчетами и расчетами с государством. Тамкары вели международную торговлю как лично, так и через помощников (шамаллу ), т.е. странствующих торговцев, не располагавших собственными средствами. Другим важным видом деятельности торговых агентов было, как уже отмечено, ростовщичество . Займы натурой предоставлялись под условием роста в одну треть, а займы серебром – в одну пятую основной суммы, как правило, на короткий срок – до урожая. Из деловых документов видно, что существовали и другие виды роста (вплоть до сложных процентов). Законы Хаммурапи пытаются до известной степени оградить должников от злоупотреблений со стороны кредиторов: разрешается в некоторых случаях отсрочка уплаты долга (§ 48); допускается замена серебра другими материальными ценностями (§ 51 и 96); запрещается забирать в покрытие долга урожай поля или сада (§ 49 и 66); устанавливается наказание за обмер и обвес при выдаче и возвращении ссуды (§ 94).

Полный вид стелы с кодексом Хаммурапи

Законы Хаммурапи о сельском хозяйстве

Сельское хозяйство было основой всей жизни в Месопотамии, неудивительно поэтому, что Законы Хаммурапи уделяют ему очень большое внимание. Основным типом хозяйства было мелкое, крупные землевладельцы обрабатывали свои земли либо посредством предоставленных в их распоряжение низших категорий царских людей, либо сдавая их мелкими участками в аренду из доли урожая (1/3 или 1/2 урожая – § 46) или за твердую плату вперед (§ 45). На арендаторе лежала обязанность вести хозяйство добросовестно, обеспечивая надлежащий доход (§ 42 – 44). Срок аренды мог быть продлен, если арендатор из-за стихийных бедствий потерпел убыток (§ 47). Земледелец обязан содержать в исправности оросительные сооружения и несет ответственность за убыток, который причиняет соседям его нерадивость (§ 53 – 56). Крупный и мелкий скот передавался для пастьбы специальным пастухам (наемным или царским людям), которые несли ответственность за потраву (§ 57 – 58), а также за любой ущерб в стаде, происшедший по вине пастуха (§ 263 – 267).

[Подробнее - см. в отдельных статьях Законы Хаммурапи о сельском хозяйстве и земельной собственности , Законы Хаммурапи об аренде .]

Профессии в Законах Хаммурапи

Работа по найму была, видимо, распространена довольно широко, наемниками могли быть и свободные люди, и рабы. Законы Хаммурапи подробно регулируют тарифы заработной платы для очень многих видов труда, от самого квалифицированного (врач, ветеринар, строитель, корабельщик) до труда ремесленника (кирпичник, кузнец, плотник, сапожник, ткач и т.п.), а также и неквалифицированных видов труда (§ 215 – 224, 253 – 274). Работников нанимали, как правило, на короткий срок – на время сева или особенно жатвы – либо поденно на время, необходимое для выполнения конкретной работы. Поэтому и тарифы наемной платы в основном поденные. Наемник несет материальную и «уголовную» ответственность за причинение хозяину убытков. Плата наемному работнику была рассчитана на возможность прокорма им семьи в течение периода найма.

Семейное право в Законах Хаммурапи

Большое внимание Законы Хаммурапи уделяют семье (§ 127 и сл.). Брак считается законным лишь при соблюдении определенных юридических формальностей (§ 128): требовалось заключить при свидетелях брачный контракт, который обычно был устным, но при наличии особых обстоятельств (см. далее) мог быть и письменным. Семья была моногамной, и супружеская неверность со стороны жены каралась смертью (§ 129). Законы Хаммурапи устанавливают подробные правила для разбора обвинений такого рода (§ 130 – 136). Однако муж мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признать своими законными детьми (§ 170). При определенных обстоятельствах (болезнь жены – § 148; женитьба на жрице, которой не полагалось иметь детей, – § 145; дурное поведение жены – § 141) муж мог взять вторую жену. В случае женитьбы на богатой жрице или вообще на богатой женщине, а также для урегулирования вопроса о детях (и о возможной второй жене) составлялся письменный брачный договор. Целью брака было рождение детей, которые унаследуют семейное имущество и будут поддерживать культ предков, без чего эти последние обречены на муки голода в загробном мире. Поэтому Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (§ 159 – 164); о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (§ 151 – 152); об имущество жены (§ 150). Вавилонский брак не был, вопреки тому, что об этом часто пишут, «браком-куплей»: размер приданого был больше, чем размер выкупа (§ 163 – 164). Если же брак и сохранял формальное сходство с покупкой, то объясняется это тем, что древнее право просто не знает иного способа передачи патриархальной власти над человеком, чем купля-продажа (даже и в римском праве освобождение сына из-под отцовской власти оформлялось как фиктивная продажа).

Наследование в Законах Хаммурапи

Столь же детально Законы освещают вопросы наследования (§ 165 и сл.). Лишение наследства допускалось только в случае Двукратной тяжкой провинности со стороны сына (§ 167 – 168). В случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей (по соглашению с их кровными родителями) или найденышей (§ 185 и сл.) . Наконец, подробно рассматривается в Законах Хаммурапи вопрос об имуществе жриц. В Вавилонии было принято посвящение девочек в храмы для службы богам, и эти девочки становились затем жрицами разных рангов, в том числе и весьма высоких . Они получали определенную долю в родительском имуществе (§ 178 и сл.), а после их смерти наследниками становились, как правило, их братья.

Принцип талиона в Законах Хаммурапи

Вавилонское право не знало деления на гражданское и уголовное. Законы Хаммурапи уделяют много внимания наказаниям за различные проступки и преступления – от нарушения обязанностей, связанных со службой, до посягательств на имущество и преступлений против личности. Для Законов Хаммурапи характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений – от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. За некоторые особо тяжкие, с точки зрения законодателя, преступления Законы Хаммурапи назначают квалифицированные виды смертной казни: сожжение за инцест с матерью (§ 158), сажание на кол жены за соучастие в убийстве мужа (§ 153). В остальных случаях Законы Хаммурапи устанавливают либо наказание по принципу талиона (т.е. наказания равным за равное, или «символического», когда, например, отсекают «согрешившую» руку), либо денежную компенсацию.

Принцип талиона известен из более ранних месопотамских законодательных источников, но только в Законах Хаммурапи он проводится столь широко и последовательно. Широко распространено ошибочное представление о талионе как о «пережитке кровной мести». В действительности же кровная месть исходит из принципа коллективной вины и коллективной ответственности, унаследованного от первобытнообщинного строя. В связи с развитием представлений о личности возникает и представление об индивидуальной вине и индивидуальной ответственности. Кроме того, возникшее гражданское общество заинтересовано в том, чтобы распри не длились бесконечно, что практически неизбежно при кровной мести. Поэтому вводится принцип обязательной денежной компенсации, а затем и принцип талиона, представлявшийся наиболее справедливым для правосознания той эпохи. Иначе говоря, развитие ответственности идет по пути индивидуализации, наказание же приобретает все более публичный характер.

Судопроизводство во времена Хаммурапи

Судебный процесс в Вавилонии был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы процессов не велись, хотя некоторые наиболее важные моменты могли фиксироваться письменно. Решения и приговоры тоже, как правило, были устными. Основными доказательствами были свидетельские показания (см., например, § 9 – 11) и документы. В некоторых случаях при отсутствии иных способов установления истины прибегали к «божьему суду». «Божий суд» мог иметь две формы: 1) водная ордалия и 2) клятва во имя богов. Водная ордалия осуществлялась путем погружения подозреваемого в воду реки, и если он тонул, считалось, что Река (т.е. бог реки) покарала виновного. Если ему удавалось выйти из воды благополучно, он считался оправданным (§ 2) . Клятва богам, по тогдашним представлениям, неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ принести клятву – доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т.е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиненный, будь его вина доказана.

«Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сирота и вдова жили в справедливости,- в Вавилоне, город, славу которого вознесли Энлиль и Ану, в храме Э-Сагиле,основа которого прочна как небо и земля, — чтобы суд происходил в стране, и приговоре выносились по справедливости, я начертал драгоценные слова на стеле и поставил перед изображением моим царя справедливого».

Кодекс Хаммурапи – древнейший источник права Вавилона представлял свод законов и правил, принятых царем Хаммурапи (правил 1792-1750 г. до н.э.). Свод регулирует правила поведения людей в обществе в условиях стремительно расширяющей свои границы империи.

К моменту смерти Хаммурапи территория включала большую часть современного Ирака, простиралась вдоль рек Тигр и Ефрат вверх по течению Персидского залива.

Сборник включает около 300 законов, касающихся различных вопросов:

  • наказания за убийство, нападение;
  • порядок развода;
  • возврат долгов;
  • оплату сборов ремесленниками;
  • обложение налогами сельского хозяйства;
  • споры о пивоварении.

Кодекс написан на стеле из черного диорита высотой 2,25 м. В настоящее время он хранится в музее Лувр в Париже. Артефакт был найден в районе Сузы на территории современного Ирана при проведении земляных работ экскаваторами. Археологическую экспедицию по факту обнаружения древнего города возглавил Жак де Морган.

Историки предполагают, что камень доставили в Сузы в XII в. до н.э. по приказу Эламского правителя, имя которого удалось прочитать на стеле.

Первоначально свод правил Хаммурапи был нанесен на стелу в храме Сиппар в современном Ираке. Сиппар считался домом бога солнца Шамаш. На стелу нанесено изображение Хаммурапи, окруженного лучами солнца, исходящими от плеч Шамаша. Предполагается, что подобные письмена существовали и в других городах помимо Вавилона, который полностью находился под властью царя.

После смерти царя написанный им свод законов приобрел форму классической формы закона. Археологи нашли сотни табличек с текстами, скопированными из кодекса, датируемые примерно в V в. до н.э., то есть спустя тысячелетие после смерти Хаммурапи.

Что такое кодекс Хаммурапи

Термин «Кодекс Хаммурапи» является современным и назван по аналогии с « » XIX в. Сегодня ученые размышляют о том, являлся ли свод полным сборником законов и исполнялись ли они.

Независимо от вариантов ответов, сам Хаммурапи в предисловии к кодексу заявляет о том, что его право на издание законов даровано богами.

«Ану и Энлиль даровали власть Хаммурапи, набожному царю, для установления справедливости в стране, искоренения зла и унижений, чтобы возвыситься как Шамаш над человечеством, освещая землю…» (Перевод «Новый Свод Хаммупари», Дитер Виель, издание Американского, 2012)

Виды наказаний по праву Вавилона

Каждое правило в своде сопровождается описанием наказания за его невыполнение. Приговор должен выносится суровым. Смертная казнь указана более 30 раз и полагалась за совершение деяний:

  • кражи из ;
  • воровства в дворце;
  • предоставление убежища беглому рабу.

Тяжесть наказания зависела от социального статуса преступника и обвинителя. Правило «око за око» применялось только в отношении граждан, принадлежащих к одной касте.

Например, если человек из элитных слоев общества сломал кость простолюдину, ему полагалось выплатить один фунт серебром в качестве наказания. Если гражданин ударил кого-то выше себя по социальному статусу, в отношении него применялось суровое наказание:

«Если человек ударил по щеке другого с высоким социальным статусом, ему назначается наказание – порка на публике 60 ударов кнутом».

Женщины несли неравные наказания наряду с мужчинами по праву Вавилона. Закон гласит: «Если мужчина свидетельствует о чье-то жене о том, что она совокуплялась не с мужем, она должна прыгнуть в реку ради супруга » (перевод Дитера Ваиля).

Однако в некоторых случаях женщина, в зависимости от обстоятельств, получала имущество в наследство. Существовали законы, защищающие женщину, если муж ее был взят в плен на войне, и ей приходилось жить с другим мужчиной, когда ее питание заканчивалось. В своде регламентировались правила, устанавливающие порядок наследования женщиной имущества с братьями в случае смерти отца.

Судебный процесс по праву Вавилона

В законе явсно сказано, что обязанность доказывания вины лежит на обвинителе. Обвиняемый должен предоставить сведения, подтверждающие его правоту.

К примеру, в отношении штрафа за убийство:

«Если человек сделал заявление против другого лица, и обвинил его в убийстве, но не может обосновать его вину, обвинитель должен быть убит ». (Перевод Дитера Виеля).

Для решения дел создан судейский институт. Хаммурапи управлял и был не в состоянии рассмотреть и принять решение по каждому делу. В его отсутствие процесс велся под руководством мужчин из общин, избранных на место судей.

Штрафы для судей, которые пытались изменить решение общины были суровы: «он обязан возместить в 12-кратном размере ушерб, указанный в решении суда».

Как возник кодекс Хаммурапи

Хаммурапи бы не единственным правителем на Ближнем Востоке, создавшем систему права. В книге «Письмо, право и управление в старовавилонской Месопотамии» (Издание Чикагского университета, 2010) профессор Доминик Шарпен, руководитель Практической школы высших исследований в Париже, пишет о том, что ученым были известны три свода правил до кодекса Хаммурапи.

Самым старейшим из них является кодекс Ур-Намму, царя Ура, написан примерно за три столетия до свода Хаммурапи. Годы правления царя Ура – 2111-2094 до н.э.

Хаммурапи при принятии законов, вероятно, опирался на личным опыте решения спорных ситуаций и брал за основу предыдущие правила.

Особенности кодекса Хаммурапи

Ученые отметили, что при чтении свода Хаммурапи возникают некоторые проблемы в трактовании законов. Например, Шарпен отмечает, что закон распространяется не на каждый возникающий спор и содержит противоречия.

«Один закон предусматривает смертную казнь за хранение документа вором », — отмечает ученый, — «с другой стороны, если человек передал на товары без свидетелей и договора, и хранитель отрицает хранение имущества, то иск не имеет оснований ».

Какова главная цель создания стелы?


Вопрос, над которым ведется дискуссия в научных кругах до сих пор – это установление истинного предназначения стелы Сиппара. Шарпен отмечает, что если даже законы были легко читаемы, то кодекс сложно признать .

Раскрытие тайны лежит, по-видимому, в эпилоге стелы. В нем описаны два момента:

  1. Хаммурапи постановляет любому в царстве, кто имеет спор, подойти к стеле, «понять свою проблему и услышать решение ее в своем сердце ». Другими словами, кодекс Хаммурапи демонстрировал правосудие и царскую власть и давал гражданам уверенность в правосудии, чтобы они не чувствовали себя униженными и обиженными.
  2. Никто из последующих царей после Хаммурапи не могут изменить или игнорировать свод правил. Для тех, кто сделает это, Хаммурапи отправляет проклятие: «Ану, отец богов, тот назначил меня править, лиши власти того, будь то человек, господин или царь, разбей его посох и прокляни его судьбу » (перевод Н.Дитера Виеля).

Памятник древнего Вавилона – кодекс Хаммурапи гласит о том, что справедливость должна навсегда быть установлена на земле.

Законы Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - шестого царя первой вавилонской династии были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама). Сейчас хранятся в Луврском музее в Париже.

Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в XII в. до н.э. Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - около 630 г. г. до н.э.) в Ниневии Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1970. С. 110. .

Клинописный текст состоит трех частей: введения, законов и заключения. В первой и последней части Хаммурапи характеризует себя и свое правление, а также указывает цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого и т.д. В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы.

Текст законов начинается с торжественного вступления, стиль которого напоминает культовые эпические поэмы:

"Когда славнейший Анум, царь Ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, устанавливающий судьбы страны, вручили Мардуку, первородному сыну Эйи, главенство над всеми людьми, возвеличили его среди Игигов, назвали Вавилон его славным именем, возвысили его над четырьмя странами света и установили в нем вечное царствие, чьи основания прочны, подобно небесам и земле, тогда-то меня, Хаммурапи, правителя заботливого и богобоязненного, дабы справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых, дабы сильный не притеснял слабого, дабы подобно Шамашу, над черноголовыми я восходил и страну озарял, Анум и Эллиль, дабы плоть людей была ублаготворена, назвали по имени" Садиков В.Н. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М, 2005. С. 35. .

Таким образом, провозглашается религиозно-правовое основание власти царя и цель издания им законов. Затем Хаммурапи перечисляет свои благочестивые деяния, которые он совершил в качестве представителя каждой общины своего государства, в отдельности перед богом этой общины, и тем самым утверждает законность своей власти над каждой из них. Иначе говоря, он рассматривает своё царство как своего рода личную унию между всеми "новыми" общинами - от Ура и Эреду у персидского залива до Ашшура и Ниневии на среднем Тигре. В то же время ново и важно, что подчеркивается "вечность" царской власти в Вавилоне. Характерно, что, перечисляя все эти общины, он первыми упоминает Ниппур и Эреду - древнейшие культовые центры Двуречья, а затем уже Вавилон, бог которого Мардук был отождествлен с богом Асаллухи, сыном Энки, главного божества города Эреду. Здесь же приводится и длинная, чрезвычайно пышная титулатура Хаммурапи: "Накопитель богатства и изобилия, Семя царственности, Царь благоразумия, Сень страны, Ярый телец, забодавший противника, Укротитель врагов, Пастырь людей" и т.п. Наконец, вводимый словом "отныне", начинается собственно текст законов.

Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п.), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой. Впрочем, и нормы, регулирующие "простейшие" случаи, текстом законов подразумеваются как существующие: нетрудно даже указать, исходя из внутренней логики построения сборника законов, места в тексте где они могут быть вставлены Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1970. С. 112. .

Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву. Сами же вавилонские юристы такого различия не проводили, и его не знает ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом "если" после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий. При издании текста законов современными учеными он был разбит на "параграфы", или "статьи", снабженные нумерацией (сам текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть). Всего таких параграфов - 282 История Древнего Востока: материалы по историографии. Учебное пособие / Под ред. В.И. Кузищина, А.А. Вигасина. М., 1991. С. 27. .

Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по "предмету" регулирования, а расположение норм внутри групп и переходы от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 - 5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и " изменение " судебного решения судьёй. Следующие статьи (п. 6 - 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается пртивоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел (п. 26 - 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за "дезертирство"), как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т.е. как бы за "кражу"). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 (первый в следующей группе) - тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п. 42-88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:

п. 89-126 - торговые и коммерческие операции.

п. 127-195 - семейное право.

п. 196-214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.

п. 215-282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один) Садиков В.Н. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М, 2005.С. 34. .

В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена ​​из других источников, например, цитат законов на глиняных табличках.

Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и является одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.

Основное внимание уделено описанию наказаний за различные правонарушения. Законы предусматривают строгую систему наказаний: практически любая кража карается смертной казнью.


2. Структура Свода законов Хаммурапи

Сборник законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога. В законах Хаммурапи регулируются гражданские, обязательственные, трудовые, брачно-семейные, уголовные и уголовно-процессуальные отношения. Этот сборник не имеет четкой системы изложения материала, однако определенная внутренняя система в кодексе прослеживается:

  • ст.1-5 - суд и судопроизводство; направленные против произвола и волокиты в судах, устанавливается ответственность недобросовестных судей;
  • ст.6-126 - вопрос собственности, ее защита, устанавливается наказание за посягательство на нее;
  • ст.127-195 - брак, семья, наследование. Рассматриваются вопросы о формах и условия заключения брака, возможные условия многоженства, развода, имущественные и личные отношения супругов, предусмотрены различные преступления против семьи, регулируются вопросы наследования имущества умерших;
  • ст.196-214 - преступления против личности, ее жизни, чести и достоинства;
  • 215-282 - нормы по труду.

3. Основные законы

1. Если человек начнет, клянясь, обвинять другого человека в убийстве, а этого не докажет, то ее надо убить.

2. Если человек обвинит другого человека в колдовстве, но не докажет этого, то обвиняемый должен пойти к Реке и броситься в воду. Если Рика поглотит его, то обвинитель может забрать его дом, а когда река этого человека очистит и он останется невредимым, то того, кто обвинял ее в колдовстве, надо убить, тот, кто прыгал в реку, получает дом того, кто его обвинял.

3. Если человек выступит в судебном деле свидетелем обвинения, но не докажет этого, и если это судебное дело касалось жизни, то этого человека надо убить.

4. Если же она выступила свидетелем в судебном деле по хлебу или серебра, то она должна понести наказание, применяемое в таком судебном деле.

5. Если судья будет рассматривать судебное дело, примет решение, изготовит документы с печатью, а затем свое решение изменит, то этого судью следует изобличить в изменении решения, и он должен уплатить сумму иска в этом судебном деле в 12-кратном размере, а также должна быть на собрании поднят со своего судебного места и не должен возвращаться и заседать с судьями в суде.

6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека нужно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, или овцу, или осла, или что-нибудь другое, то этот человек - вор, его надо убить.

8. Если человек украдет либо вола, или овцу, или осла, или свинью, или лодки, то, когда это божье или Дворцовой, она может отдать его в 30-кратном размере, а если оно принадлежит мушкенуму, - она ​​может возместить в 10-кратном размере, если же вору нечем отдать, то его надо убить.

9. Если человек, у которого что-то пропало, схватит пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет захвачена пропала вещь, скажет: "Мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях", - а хозяин пропавшей Кстати скажет: "Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь", - то покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь, и свидетелей, при которых он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых было совершено покупку, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец - вор, и его надо убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенного им серебро из дома продавца.

10. Если покупатель не приведет продавца, продавшего ему, и свидетелей, при которых он купил, а только хозяин пропавшей вещи приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то покупатель - вор, его надо убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь.

11. Если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он лжец, клевещет, его надо убить.

12. Если продавец чужой вещи ушел к судьбе (умер - О.ПИ.), то покупатель получает в пятикратном размере иск, поданный в этом деле, из дома продавца.

13. Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи назначают ему срок до окончания шестого месяца. Если на шестой месяц своих свидетелей он не приведет, то она лжец, должен понести наказание, налагаемое в таком судебном деле.

14. Если человек украдет малоричного сына человека, то ее надо убить.

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или мушкенума, или рабыню мушкенума, то ее надо убить.

16. Если человек скрыл в своем доме беглого раба или рабыню, принадлежащих дворцовые или мушкенуму, и не приведет их на клич глашатая, то этого хозяина дома должно убить.

17. Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его господину его, то хозяин раба должен дать ему два сикля (сикль (1/60 мины) - единица веса, равная 8,4 г) серебра.

18. Если этот раб не назовет своего хозяина, то должны привести его в двирець, изучить его дело и вернуть его хозяину его.

19. Если она оставит этого раба в своем доме, а потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека надо убить.

20. Если раб сбежит из рук того, кто его поймал, то этот человек должен поклясться перед богом раба и будет свободным от ответственности.

21. Если человек сделает пролом в доме, то перед этим проломом его должно убить и зарыть.

22. Если человек ограбит и будет схвачен, то ее надо убить.

23. Если грабитель не будет схвачен, то ограбленный человек должен, клянясь, показать перед богом все, что у нее пропало, а община и рабианум (рабианум - староста общины), на земле и в рамках которых осуществлен грабеж, должны возместить ему, что у нее пропало.

25. Если в доме человека вспыхнет огонь и человек, пришедший тушить его, обратит свой взор на пожитки хозяина дома и возьмет что-то из пожитков хозяина дома, то этого человека должно бросить в этот огонь.

26. Если редум или баирум (редум и баирум - воины, отбывавших службу у царя и получавших за это земельный участок и другое имущество в пользование), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет или, наняв наемника, пошлет его вместо себя, то этого редума или баирума надо убить; нанятый им может забрать его дом.

27. Если редум или баирум в плен, находясь на царской службе, а после него его поле и сад будут отданы другому и тот будет нести его воинскую повинность, то если он вернется и достигнет своего поселения, нужно вернуть ему его поле и сад, и он будет сам нести свою повинность.

28. Если редум или баирум в плен, будучи на царской службе, а его сын может нести повинность, то надо отдать ему поле и сад и он будет отбывать повинность своего отца.

30. Если редум или баирум из-за бремени своей повинности бросит свое поле, сад и дом и будет отсутствовать, и после него другой возьмет его поле, сад и дом и будет нести его повинность в течение трех лет, то если он вернется и потребует свое поле, сад и дом, не надо отдавать их ему. Тот, кто взял их и отбывал его повинность, сам будет нести ее.

31. Если же он будет отсутствовать только один год и вернется, то надо отдать ему его поле, сад и дом, и он сам будет нести свою повинность.

34. Если декум или лубуттум (декум или лубуттум - командирские должности в армии) примет пожитки редума, повлечет ущерб редуму отдаст редума в аренду, передаст редума на суде более сильному или возьмет себе подарок, который дал редуму царь, то этого декума или лубуттума надо убить.

35. Если человек купит у редума крупных или мелких животных, которых дал ему царь, то он теряет свое серебро.

36. Если человек купит поле, сад или дом редума, баирума или того, кто приносит доход, то его табличку надо разбить, а также он теряет свое серебро. Поле, сад и дом возвращаются их хозяину.

40. Надитум (надитум - жрица), тамкар (тамкар - торговец или ростовщик, находящегося на службе у царя) или обязанный другой повинностью могут отдать свое поле, свой сад, свой дом за серебро. Покупатель должен нести повинность, связанную с полем, садом или зданием, которые он купил.

42. Если человек арендует поле и не вырастит на нем хлеб, то ее нужно уличить в том, что она не выполняла необходимые работы в поле, и она должна отдать хозяину поля хлеб, как ее соседи.

43. Если она не обработает поле и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как ее соседи, а поле, которое она забросила, должна вспахать, заборонуваты и вернуть хозяину поля.

44. Если человек арендует на три года целину, но из-за лени не обработает поле, то на четвертый год он должен поле вспахать, заборонуваты и вернуть поле хозяину поля, а также видмириты ему по 10 курру (курру - 252,6 литров) хлеба за один бур (1 бур - 6,35 га).

45. Если человек отдаст земледельцу за арендную плату свое поле, а затем Адад (Адад - бог грома, молнии, дождя) затопит поле или наводнение унесет урожай, то убытки падают только на земледельца.

46. Если она не получит арендной платы или отдаст поле за половинную или третичную судьбу, то хлеб в поле земледелец и хозяин поля должны делить по условленным соотношением долей.

48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет урожай, или вследствие насухо в поле не вырастет хлеб, то она может в этом году хлеб своему позичкареви не отдавать и уничтожить свой документ; также и проценты за этот год она может не отдавать.

52. Если земледелец не вырастит на поле хлеб или кунжут, то это не должно менять его договора.

53. Если человек проявит лень и не закрепит гать своего поля и, как следствие того, что поле не было запружено ней, в ее гатци произойдет прорыв, а водой будет затоплена землю общины, то человек, гатци которой произошел прорыв, должен возместить хлеб, который она потеряла.

54. Если она не может возместить хлеб, то надо отдать ее движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной земли общины, хлеб которых снесла вода.

60. Если человек даст садоводу поле для насаждения сада, а садовод посадить сад и выращивать сад в течение четырех лет, то на пятый год хозяин сада и садовод делят между собой поровну; хозяин сада должен выбрать и взять свою судьбу первым.

78. (Якщо. ..) человек, живущий в доме, отдаст хозяину (дома) полностью (его) годовую арендную плату, но хозяин дома приказом (же) жи (льцю) ос (нити) до окончания (его) срока, то хозяин дома, зара (ди) того, что он заставил жильца (освободить) его дом до окончания (его) срока, (теряет) серебро, которое дал ему жилец.

89. Если тамкар даст (хлеб) или серебро в долг под проценты, то на одну курру (он может взять 100 ка (ка - 0,84 л) зерна как процент), если он дал в долг под проценты серебро, то на один сикль серебра он может взять 1/6 сикля и шесть е (е - 0,046 г) как процент.

102. Если тамкар даст заем шамаллуму (шамаллум - мелкий торговец, который одновременно выполняет поручения там кара) серебром, а тот несет убытки там, куда отправится, то он должен вернуть тамкару основную сумму.

104. Если тамкар даст шамаллуму хлеб, шерсть, масло или другой какой-то товар для продажи, то шамаллум должен подсчитать серебро и отдать тамкару. Шамаллум должен получить документ с печатью о серебре, которое он отдает тамкару.

105. Если шамаллум будет невнимательным и не примет документ с печатью о серебре, которое он дал тамкару, то серебро, на которое не дано документа с печатью, не прилагается к счету.

106. Если шамаллум возьмет в тамкара серебро и отрицать об этом перед своим тамкаром, то этот тамкар должен разоблачить шамаллума перед богом и свидетелями в получении серебра и шамаллум должен отдать тамкару серебро, которое он взял, в тройном размере.

109. Если в доме шинкарки сговариваются преступники и она не схватит этих преступников и не приведет к дворца, то эту шинкарку надо убить.

113. Если человек за человеком долг хлебом или серебром и без ведома хозяина хлеба возьмет хлеб из кладовой или току, то этого человека должно изобличить в том, что она взяла хлеб из кладовой или тока без ведома хозяина хлеба, и она должна вернуть все взят хлеб, а также теряет все, данное им в долг.

115. Если человек за человеком долг хлебом или серебром и будет держать ее представители, а закладник умрет в доме взявшего его заложником, за своей судьбой, то это не основание для претензий.

116. Если закладник умрет в доме взявшего его в учреждение, от побоев или дурного обращения, то хозяин закладник имеет разоблачить своего тамкара: если взятый в залог - сын человека, то надо убить сына тамкара, если он - раб человека, тамкар должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все, данное им в залог.

117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или отдаст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме позичкаря или ростовщика три года, на четвертый год надо отпустить их на свободу.

120. Если человек засыплет свой хлеб на хранение в доме человека, и в хлебной кладовой возникнет недостача или хозяин дома, открыв кладовку, возьмет хлеб или вовсе откажется, что хлеб засыпан в доме, то хозяин хлеба должен, клянясь, указать перед богом свой хлеб, и хозяин дома должен отдать хозяину хлеба взятый у него хлеб в двойном размере.

124. Если человек отдаст человеку на хранение серебро, золото или что-то другое при свидетелях, а та откажется перед ней, то этого человека должно изобличить, и он должен вернуть все, от чего отказывалась, в двойном размере.

127. Если человек, у которого ничего не пропало, скажет: "У меня пропало нечто", - и опозорит своих соседей, то ее соседи должны, клянясь, разоблачить его перед богом в том, что у нее ничего не пропало, и она должна отдать своим соседям в двойном размере то, что она посягала.

128. Если человек возьмет жену без письменного договора, то эта женщина - не жена.

129. Если жена будет захвачено такой, что лежит с другим мужчиной, то надо их связать и бросить в воду. Если хозяин женщины сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своему рабу.

130. Если мужчина изнасилует женщину, которая не познала мужчину и живет в доме своего отца, и ляжет на ее лоно, а его схватят, то этого человека должно убить; эта женщина освобождается от ответственности.

131. Если жену обвинит под клятвой ее муж, а лежащей с другим мужчиной она не была захвачено, то она должна поклясться богом и может вернуться в свой дом.

132. Если против жены человека будет протянут палец (она будет обвинен) через другого человека, а лежащей с другим мужчиной она не была схвачена, то для своего мужа она должна броситься в реку.

134. Если человек будет пленные и в доме отсутствуют средства для питания, то его жена может войти в дом другого, эта женщина не виновата.

135. Если человек будет пленные и в доме отсутствуют средства для питания, и поэтому его жена войдет в дом другого и родит детей, а потом ее муж вернется и достигнет своей общины, то эта женщина должна вернуться к своему первому мужу, дети следуют за своими родителями.

138. Если человек бросает свою первую жену, которая не родила ему детей, то он должен отдать ей серебро в объеме ее выкупа, а также возместить ей приданое, которое она принесла из дома ее отца, и может бросить ее.

141. Если жена, которая живет в доме мужа, захочет уйти и станет растрачивать, разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее нужно изобличить, и если человек решит бросить ее, - он может бросить ее, он может ей в дорогу не давать никакой платы. Если ее муж решит не бросать ее, то он может жениться на другой женщине, а женщина должна жить в доме своего мужа как рабыня.

144. Если человек возьмет брак с бесплодной женой, эта бесплодная женщина даст своему мужу рабыню и создаст таким образом детей, а этот человек захочет взять наложницу, то этого не надо позволять этому человеку, он не может взять наложницу.

146. Если человек возьмет брак с бесплодной женщиной, она даст своему мужу рабыню и та родит детей, а затем эта рабыня станет равняться в своей хозяйки, то, по-скольку она родила детей, ее хозяйка не может отдать ее за серебро, она может наложить на нее знак рабства и причислить к остальным рабыням.

150. Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего через суд, мать может отдать то, что будет после него, своему сыну, которого любит; брату она не должна отдавать.

153. Если жена разрешит умертвить своего мужа из-за другого мужчины, то эту жену надо посадить на кол.

159. Если человек, который принес брачный дар в дом своего тестя, отдал выкуп, обратит свой взор на другую женщину и скажет своему тестю: "Я не возьму твоей дочери", - то отец девушки может забрать все, что ему было принесено.

160. Если человек принесет в дом тестя брачный дар и отдаст выкуп, а затем отец девушки скажет: "Я не отдам тебе своей дочери", - то он должен вернуть в двойном размере все, что было принесено ему.

165. Если отец подарит своему наследнику, приятному для его глаз, поле, сад или дом и напишет ему документ с печатью, то после того, как отец уйдет к судьбе, когда братья станут делиться, он должен принять дар, данный ему отцом, и сверх того, они должны поделить между собой достояние отцовского дома поровну.

168. Если отец захочет изгнать своего сына и скажет судьям: "Я изгоняю своего сына", - то судьи должны изучить его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.

169. Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они должны на первый раз простить его, если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить своего сына наследства.

170. Если человеку его супруга родит детей и его рабыня также родит ему детей и отец при жизни скажет детям, которых родила ему рабыня: "Мои дети", - зачислит их в детей жены, то после того, как отец уйдет к судьбе, дети супруги и дети рабыни должны делить между собой достояние отцовского дома поровну; наследник, сын супруги, при разделе должен выбрать и взять свою долю первым.

175. Если либо раб дворца, либо раб мушкенума женится со свободной и она родит ему детей, то хозяин раба не может претендовать на то, чтобы детей вернуть в рабство.

187. Если человек усыновит несовершеннолетнего, которым пренебрегают, и вырастит его, то этого питомца нельзя требовать назад через суд.

188. Если какой-то ремесленник возьмет малолетнего для воспитания и научит его своему ремеслу, то его могут потребовать обратно через суд.

189. Если он не научит его своему ремеслу, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.

192. Если усыновленный евнухом или усыновленный зикрум (жрицей) скажет отцу, что вырастил его, или матери, которая вырастила его: "Ты не мой отец" или "Ты не моя мать", - то ему надо отрезать язык.

195. Если сын ударит своего отца, то ему надо отрезать пальцы.

196. Если человек повредит глаз другому человеку, то нужно повредить ее глаз.

197. Если она сломает кость человека, то надо сломать ее кость.

198. Если он повредит глаз мушкенума или сломает кость мушкенума, то он должен отвесить одну мину серебра.

199. Если он повредит глаз раба человека или сломает кость раба человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.

200. Если человек выбьет зуб человека, равной себе, то надо выбить ей зуб.

201. Если она выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

202. Если человек ударит по щеке высшего по положению, чем она сама, то надо на собрании ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи.

203. Если кто-то из людей ударит по щеке кого-либо другого из людей, кто ровня ему, то он должен отвесить ему одну мину серебра.

204. Если мушкенум ударит по щеке мушкенума, то он должен отвесить десять сиклей серебра.

205. Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то надо отрезать ему ухо.

206. Если человек ударит человека в драке и ранит ее, то этот человек должен поклясться: "Я ударил его случайно", а также заплатить врачу (за лечение).

207. Если и умрет от побоев, то она должна поклясться, и если покойник - кто-то из людей, он должен отвесить 1/2 мины серебра.

208. Если покойник - кто-то из мушкенумов, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

209. Если кто-то из людей ударит дочь человека и приводить выдворение ее плода, то он должен заплатить за ее плод 10 сиклей серебра.

210. Если эта женщина умрет, то надо убить его дочь.

211. Если он приведет побоями дочери мушкенума выдворение ее плода, то он должен отвесить 5 сиклей серебра.

212. Если эта женщина умрет, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.

213. Если он ударит рабыню человека и приводить выдворение ее плода, то он должен отвесить два сикля серебра.

214. Если эта рабыня умрет, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

215. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и вылечит этого человека или снимет бельмо человека бронзовым ножом и вылечит глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра.

216. Если больной кто-то из мушкенумов, то он должен получить пять сиклей серебра.

217. Если больной - раб человека, то хозяин раба должен отдать врачу два сикля серебра.

218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и повлечет этому человеку смерть или снимет бельмо человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, то ему надо отрезать пальцы.

219. Если врач сделает тяжелый надрез бронзовым ножом рабу мушкенума и приводить ему смерть, то он должен возместить раба за раба.

220. Если он снимет бронзовым ножом его бельмо и повредит его глаз, то он должен отвесить серебром половину его покупной цены.

221. Если врач увеличит сломанную кость человеку или вылечит болезненную опухоль, то больной должен отдать врачу пять сиклей серебра.

222. Если больной кто-то из мушкенумов, то он должен отдать три сикля серебра.

223. Если больной - раб человека, то хозяин раба должен отдать врачу два сикля серебра.

226. Если парикмахер без ведома хозяина раба голыми рабский знак не своего раба, то этому парикмахеру надо отрезать пальцы.

228. Если строитель построит человеку дом и завершит ему его, то и должна дать ему подарок в два сикля серебра за каждый cap (cap - мера площади равная 35 м?) площади дома.

229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу некачественно, так что построенный им дом рухнет и приведет смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

230. Если он вызовет смерть сыну хозяина дома, то надо убить сына этого строителя.

231. Если он вызовет смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба.

232. Если он уничтожит пожитки, он должен возместить все, что он уничтожил, за то, что построил дом некачественно, так, что он рухнул, должен отстроить дом, рухнул, за свой счет.

244. Если человек наймет вола или осла и того разорвет в степи лев, то убытки падают только на его хозяина.

245. Если человек наймет быка и приводить его падеж невниманием или побоями, то она должна хозяину вола возместить вола за вола.

249. Если человек наймет быка и его поразит бог, так что он умрет, то человек, нанял вола, имеет поклясться богом и быть свободным от ответственности.

257. Если человек наймет земледельца, то он должен давать ему восемь курру хлеба в год.

274. Если человек наймет какого-нибудь ремесленника, то... плата землекопов 5 (е) серебра, плата сапожника (... е) серебра, (плата ко) Валево (... е) серебра, столяру 5 ше серебра, (плата) плотника 4 ше серебра, (на) день она должна давать.

280. Если человек купит в неприятельской стране раба или рабыню и когда она придет в Страну (Вавилон), хозяин раба или рабыни узнает своего раба или рабыню, то если эти раб или рабыня - дети страны их нужно отпустить на волю без серебра.

282. Если раб скажет своему хозяину: "Ты не мой хозяин", - то тот должен изобличить его как своего раба, а потом его хозяин может отрезать ему ухо.



Введение

Стела Хаммурапи

Законы Хаммурапи

Брачно-семейные отношения

Имущественные отношения

Уголовное право и судебный процесс

Заключение

Список литературы


Введение


Прежде чем приступить к рассмотрению законов Хаммурапи, необходимо узнать, кем же собственно был их создатель.

Хаммурапи - царь Вавилона <#"justify">Стела Хаммурапи


Правление царя Хаммурапи (1792-1750) ознаменовано созданием сборника законов. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право в стране». Данная кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).

Один из участников экспедиции вспоминал: "Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком - свод клинописных знаков...".

Но ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр - национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права - Законник царя Вавилона Хаммурапи.

Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках.


Законы Хаммурапи


Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в которой должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность.

Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя, боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.

Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.

Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.

Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.

Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящена труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

Законы Хаммурапи, как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.

Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.

Об экономическом неравенстве и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.

Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и коллективной (храмов), так и в частной собственности. Их ряды пополнялись главным образом за счет военнопленных. Они входили в состав имущества господина, которое можно было отчуждать и передавать по наследству.

Материальной основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которою входили также земли храмов.

Все государство было разделено на области, во главе которых были поставлены царские наместники. Главной заботой наместников было поддержание в порядке ирригационных сооружений и прорытие новых каналов, для чего они могли привлекать на работы местное население. Кроме того, они следили за сбором царских доходов и отправкой их царю, собирали пошлины с купцов, осуществляли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, командовали отрядами из воинов, сидевших на царской земле, собирали военное ополчение и т.п.

Для контроля над деятельностью местных правителей и проведения в жизнь царской воли на места посылались специальные гонцы или "царские посланцы", наделявшиеся царем огромными полномочиями.

В древневавилонском государстве сохранились и органы общинного управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако его глава - рабианум - назначался царем. К ведению общинного совета относилось управление неразделенной общинной землей, разрешение земельных споров и споров о пользовании водой, сбор налогов, наблюдение за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских функций, в частности поддержание общественного порядка.


Брачно-семейные отношения


Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть мог требовать от будущего зятя выкуп за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.).

Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности.

Правовой статус женщины в древнем Вавилоне тесно связан с ее семейным положением. В семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи и ему принадлежит право распоряжаться женой. С точки зрения права вавилонскую женщину времен Хаммурапи нельзя назвать полностью беззащитной, хотя в общественном сознании ее роль еще долго сводилась к тому, что она - собственность мужа. С одной стороны замужняя женщина могла иметь свое имущество, распоряжаться собственным, нажитым в браке имуществом, сохраняла право на приданное, могла наследовать после мужа вместе с детьми, а с другой стороны она имела ограниченное право на развод, подчинялась мужу.

Для замужней женщины, пишет З.М.Черниловский, практические возможности независимой хозяйственной деятельности были не велики. Но незамужняя женщина могла при известных условиях (если она пользующаяся привилегиями жрица, если она не состоит под опекой и пр.) действовать вполне самостоятельно и с широким размахом.

Вавилонский брак скреплялся договором между семьями жениха и невесты или жениха и семьей невесты, но на содержание его в Вавилоне могла оказывать влияние и женщина. Например, она могла потребовать особого договора с будущим мужем, лишавшего его права закладывать ее за долги (ст. 151). «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена» (ст. 128). Ни ранний возраст невесты, ни отсутствие согласия женщины не были препятствием для заключения брака. В ряде случаев не было препятствием к браку и рабское положение мужа (ст. 175-176).

Одним из распространенных условий брака была выкупная плата («тархатум»), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения («библум»). Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы (ст. 159), со стороны тестя - двойную плату того и другого.

Если женщину, изменившую мужу, бросали в воду (когда муж ее не прощал), то и длящаяся измена мужа, который "ходит из дома и очень позорит свою жену", давала право женщине уйти от мужа со своим приданым в дом отца. Это право она приобретала и, тогда, когда муж покидал общину или клеветал на нее.

Оправдывался также уход женщины к другому мужчине "из-за пропитания" - в случае отсутствия мужа. После возвращения мужа она должна была вернуться к нему, дети же должны "были идти за своими отцами" (ст. 135).

Брак в Вавилоне не считался нерасторжимым. По закону оставление мужем жены оговаривалось определенными условиями. Муж не мог покинуть даже больную проказой жену (ст. 142). Он мог уйти от бесплодной жены, дав ей выкуп и вернув приданое (ст. 138). Но он не мог ввести в дом в этом случае наложницу, если жена предоставляла ему рабыню с целью рождения детей. Рабыня, однако, не могла "равняться с госпожой" (ст. 146). Только расточительную и позорящую мужа жену можно было покинуть без всякой выкупной платы, оставив ее "в доме в качестве рабыни" (ст. 141).

Особо в законах Хаммурапи говорилось о правосудие в отношении женщин, на характер наказаний наложило отпечаток положение женщины в семье. Закон предусматривает ответственность жены за неверность, распутное поведении её. Так, ст. 129 предусматривает: «Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду», или ст. 153 гласит: «если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины, то эту женщину должно посадить на кол».


Имущественные отношения


Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Царский земельный фонд складывался как в результате превращения храмовых земель в государственные, так и в результате захвата и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками; право на различные повинности в пользу государства.

Общинники были экономически неоднородны. Хотя формально каждый общинник мог быть рабовладельцем, фактически ими могли стать только состоятельные люди, общинная знать, выделившаяся в результате имущественного расслоения. Наблюдается массовое обнищание свободных крестьян-общинников и ремесленников, вынужденных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.

Только владение землей в общине делало человека, независимо от его служебного и социального положения, полноправным.

Закон выделяет государственную (царскую) и церковную собственность. Формировался институт частной собственности. Право собственности на недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным.

Верховным собственником земли являлся царь, который на правах владения предоставлял ее земледельцам-общинникам и воинам. За пользование землей община платила царю налог - ренту. За несение службы воин получал от царя "имущество илку", в состав которого входили: земля, инвентарь, дом, рабы. Со временем данное имущество переходило от отца к старшему из сыновей, который продолжал нести военную службу. "Имущество илку" было изъято из гражданского оборота и не могло служить объектом различных гражданско-правовых сделок.

Значительное развитие в Вавилоне получило обязательственное право. Обязательства возникали:

) из договора;

) из причинения вреда.

Договор мог быть заключен при наличии сторон, объекта сделки, свидетелей. При этом хозяин вещи должен был быть действительным ее собственником и мог гарантировать приобретателя от эквиции, то есть от претензии на данную вещь со стороны третьего лица. Кроме того, хозяин вещи должен был предупреждать приобретателя о всех скрытых недостатках объекта сделки. Договор оформлялся в письменной форме и регистрировался специальным чиновником. Ответственность за неисполнение договора была различна. Должник отвечал своей личностью или личностью членов своей семьи, которые теряли свободу. Нередко неисполнение договора влекло за собой имущественную ответственность, выражавшуюся в обязанности возместить ущерб контрагенту в трех- и даже шестикратном размере.

Изменить договор можно было только по обоюдному согласию контрагентов. Исключение из этого правила допускалось в особых случаях, когда исполнение обязательства становилось невозможным по независящим от той или другой стороны обстоятельствам (например, из-за стихийных бедствий). Наиболее распространенными видами договорных отношений являлись купля-продажа, займ, личный и имущественный найм. Каждая сделка имела свои особенности. Для договора купли-продажи существенным является указание цены вещи. При этом покупатель должен был уплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность за то, что именно он приобрел данную вещь.

Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору грабительский процент - 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации - 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма - найме домов, судов, повозок и др.

Помимо того, древневавилонскому праву были хорошо известны договоры хранения (поклажи), товарищества и др. При регулировании имущественных отношений закон во всех случаях защищал интересы собственника. Лицо, причинившее объективный вред имуществу, обязано было возместить ущерб собственнику.

В классовом обществе огромную роль играл институт наследования, с помощью которого накопленные богатства оставались в руках одной и той же семьи.

В Вавилоне наследование осуществлялось по закону, который предписывал соблюдать следующие правила:

Дети, независимо от пола, получают равную долю наследства.

Долю умершего наследника получают его дети.

Усыновленные лица наследуют на равных основаниях с другими наследниками.

Преступники-рецедивисты лишаются права наследования.

Наследование по завещанию, связанное с предоставлением наследователю широкой или в той или иной степени ограниченной свободы в распоряжении наследственным имуществом, приходит в Вавилон позднее, в связи с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений.

Обладатель имущества илку обязан был лично выполнять военную службу в пользу государства. В случае если он наймет заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, то имущество переходило заместителю, а наниматель подвергался смертной казни (ст.26). Если воин попадал в плен, то участок и сад илку передавался взрослому сыну под условием несения службы. Если сын малолетен, то матери передавалось 1/3 поля и сада, чтобы она могла воспитать сына.

Общинная собственность на землю. Земля была разделена между селениями (общинами). Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителям данной местности - "соседями" во временное пользование по жребию.

Частная собственность на землю. Земля приобреталась без особых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать. Закон решительно защищал частную собственность: Вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы.

Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, первый привлекал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он придавался смерти как клеветник.

Рабы-вердум - составляли собственность хозяина. Их продают, дарят, отдают взаймы, передают по наследству. Если в Египте основным источником права являлся военный плен, то в Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и при определенных условиях и жители Вавилона. Правда, ст. 117 говорит о том, что рабство по задолженности - это срочное рабство, которое не может продолжаться более 3-х лет.

В Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки в отношении своего имущества. Но после смерти раба имущество переходило хозяину.

Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония - очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.


Уголовное право и судебный процесс


Судебная власть, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от административной власти. Царь и царские чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он мог и сам рассматривать важнейшие дела, но чаще всего направлял их в нижестоящие судебные органы. Царь пользовался правом помилования преступников.

Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума", которые председательствовали в судебных коллегиях. В первом случае коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а во втором -либо из членов общинного совета, либо из общинного совета в полном составе в небольших общинах. В больших городах судебные функции осуществляли специальные "царские судьи", подчинявшиеся непосредственно царю и действовавшие в соответствии с его инструкциями.

Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы.

В Законнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства: "Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев". Уголовно-правовой защите подлежали: политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Вавилона:

) Наказание есть возмездие за вину, поэтому оно должно быть по возможности "равным" преступлению: око за око, зуб за зуб (принцип талиона). Однако данный принцип осуществляется только в отношении людей одинакового общественного положения. Применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности). Применение талиона иногда сопровождалось объективным вменением, т.е. ответственностью без вины. Пример: "Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину - должно этого строителя убить. Если же он причинит смерть сыну хозяина дома - должно убить сына строителя". В данном случае была применена смертная казнь к лицу, которое никакого отношения к строительству дома не имело. Статьи

) Принцип "устрашения" проявлялся в упоминании смертной казни, как наказания за преступление, более чем в 30 случаях. Статьи

) Преступление могло быть искуплено штрафом, если закон предусматривал эту возможность для тех или иных определенных случаев. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, уплатив штраф за совершенное преступление, тем самым могли избежать более сурового наказания.

) Сохранение в уголовном законодательстве пережитков родо-племенного строя (доклассовый обычай; коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной местности, санкционированный самосуд и др.). Институт соучастия, умышленные и неумышленные преступления не были известны в то время. Однако уголовный закон Вавилона знает понятие смягчающих вину обстоятельств.

Суд в Вавилоне не был отделен от администрации. Различия между процессом гражданским и уголовным не существовало. Дело возбуждалось по инициативе истца или потерпевшего. Обвинение и защиту поддерживали стороны. Судебный процесс носил публичный и состязательный характер. Доказательствами на суде служили: показания свидетелей, клятва, письменные акты и др. Если данных доказательств не хватало, то для установления истины прибегали к ордалию ("суду божьему").

Суть ордалия заключалась в испытании соответствующего лица, в результате которого оно признавалось правым или неправым. Для этого подсудимый должен был погрузить руку в кипящую воду или захватить рукой раскаленное железо и т.п. И по заживаемости руки за определенное время судья определял "истину". Строго каралось лжесвидетельство, клевета. Судебные протоколы и решения не подлежали изменениям. Высшей аппеляционной инстанцией был царь.

Судебник Хаммурапи не дает общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признаются преступными. Ничего не говорится в законах о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью.

В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.

Вместе с тем, закон сохраняет не мало пережитков первобытных отношений:

а) ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст. ст. 23,24);

б) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст. ст. 116, 210, 230);

в) изгнание преступника из данной местности или "из дома";

г) сохранение в ряде случаев принципа талиона "Равным за равное" (ст. ст. 196, 197).

За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер.

Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний: смертная казнь (более чем в 30 случаях); членовредительские наказания; телесные наказания (удары плетью); наложение знака бесчестия; изгнание из родной местности или дома; денежные взыскания; увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем.

Преступления против личности: преступления против личности, нечаянное убийство, к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол); ответственность врача, причинивший смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действовал принцип талиона: виновного постигла та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимался определенный штраф; похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст.14); закон хаммурапи имущественный наследование

Преступления против собственности: кража имущества из дворца или храма (ст. 8) (каралась смертной казнью); кража домашних животных (возмещение в 30 кратном размере или, в случае неуплаты - смертная казнь); кража с взломом стены (наказывалась закапыванием вора у стены); кража во время пожара (виновного бросали в огонь).

Преступления против семьи и половые преступления: среди преступлений, подрывающих устои семьи, законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение, например, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками (связь матери и сына наказать, отца с дочерью - изгнанием отца); преступные действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишался руки).


Заключение


При Навуходоносоре I (ок. 1124-03 до н. э.) и его наследниках Вавилон вновь стал столицей независимого государства, но к X веку до н. э. над Месопотамией утвердили свое господство ассирийцы. В течение трех веков Вавилоном правили ассирийские цари и их наместники. Им постоянно бросали вызов кочевые племена арамеев и халдеев.

Ассирийцы хорошо относились к Вавилону благодаря его положению священного города, и город обычно поддерживал их в борьбе против племен. Однако в 689 году до н. э. ассирийский царь Синахериб, не желавший мириться с постоянной нестабильностью в регионе, разрушил Вавилон. И хотя его преемник постарался исправить этот акт святотатства, с того времени вавилоняне склонялись к объединению с врагами Ассирии. В конце концов, под предводительством халдейского царя Набопаласара они вступили в союз с мидянами, иранским народом, и в конце VII века до н. э. разрушили Ассирию.

Сын Набопаласара, Навуходоносор II (605-562 до н.э.), был одним из величайших завоевателей в истории. Основанное им царство простиралось от Суэца до Ирана. Он отобрал у Египта Сирию и Палестину, ликвидировал древнееврейское царство Иудею и разрушил Иерусалим. Подобно своим предшественникам-ассирийцам, Навуходоносор II сломил дух враждебного ему населения, силой переселяя целые племена. Наиболее известен нам из Библии "вавилонский плен" евреев.

При Навуходоносоре Вавилон находился в зените своей славы. Археологами найдены следы таких сооружений, как террасы Висячих садов и Великой храмовой башни, давшей начало библейской легенде о Вавилонской башне. В то время Вавилон был почти наверняка самым большим городом в мире, и им продолжали восхищаться еще несколько столетий. Помимо того, что они сберегли шумерскую культуру, вавилоняне совершили ряд важных открытий в области математики и астрономии, которые были переданы грекам, а через них - современному миру.

Нововавилонское царство внезапно прекратило свое существование в 539 г. до н. э., когда город был завоеван персами под предводительством Кира Великого. Согласно легенде, Киру удалось отвести в сторону воды Евфрата, который тогда протекал через город, и армия персов вошла в город по руслу реки!


Список литературы


Белявский В.А. Тайны Вавилона. - М.: Вече, 2001

Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. - М., 2006

Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. - М.: Азбука, 2003

. «История государства и права зарубежных стран» / Под ред. Н. А. Крашенинниковой. - М., 2004

История государства и права зарубежных стран. \ Под ред. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А.Жидкова. - М., 2006


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...