Жизнь школы. Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера Правила поведения в условиях криминогенного характера


Реферат на тему:

«Правила поведения в криминальных ситуациях»

1. Первые действия человека, попавшего в экстремальную ситуацию

2. Террористическая атака

· Общие правила безопасности

· Поведение в толпе

· Поведение в транспорте

3. Действия, при разных типах нападения

· Ограбление

· Нападение, с целью унизить жертву

· Изнасилование

· Избиение

· Нападение, с целью убийства


1. Первые действия при попадании в экстремальную ситуацию

Чтобы адекватно действовать в экстремальной ситуации, необходимо по возможности следовать следующему плану действий:

1. Прежде, чем принимать какое-то решение, проанализируйте ситуацию, в какой вы оказались.

2. Попробуйте, насколько это все будет возможно, оценить человека, противостоящего вам, обратив внимание непосредственно на его физические и психические данные, настроение и возможные особенности в поведении.

3. Приведите себя в состояние, которое позволит вам не только действовать, однако и думать.

4. Определите тактику своего поведения зависит от всего объема поступившей к вам информации и ведите себя согласно с ней.

Многие допускают одну из 2-ух ошибок – переоценивают свои возможности, либо сильно их занижают. И то, а также другое делает вас потенциальной жертвой. Следовательно, необходимо уметь различать опасности действительные и мнимые, правильно оценивать людей и контролировать себя.

Необходимо выбрать такую линию поведения, которой меньше всего от вас ожидают нападавшие:

Абсолютно никогда не провоцируйте противника к обострению конфликта, не отвечайте грубостью на грубость, оскорблением на оскорбление

Не вступайте ни в какие споры и конфликты

Нельзя недооценивать напавшего, относиться к нему снисходительно. Считайте его опасным противником и будьте готовы к защите

Всегда смотрите в глаза тому, с кем говорите. Если на вас кричат, отвечайте тихо и спокойно. Тон обязан быть твердым, но в то же время не агрессивным. Старайтесь выглядеть уверенным в себе и своих действиям

Если у Вас нет шансов рассчитывать на собственные силы или на помощь, постарайтесь сбежать

Оцените место действия, выберите наиболее выгодную для Вас позицию (учитывайте при этом пути возможного отступления, а кроме того использование подручных средств ‑ бутылка, палка, тяжелые предметы). Передвигаясь, старайтесь не оставлять противника за своей спиной. С тактической точки зрения выгоднее развернуться спиной к стене.

2. Террористическая атака

Общие правила безопасности

К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Следует проявлять особую осторожность на многолюдных мероприятиях с тысячами участников, в популярных развлекательных заведениях, гипермаркетах.

1. Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов.

2. Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра.

3. У семьи должен быть план действий в чрезвычайных обстоятельствах, у всех членов семьи должны быть записаны номера телефонов, адреса электронной почты.

4. Необходимо назначить место, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации.

5. В случае эвакуации возьмите с собой набор предметов первой необходимости и документы.

6. Всегда узнавайте, где находятся резервные выходы из помещения.

7. В доме необходимо укрепить и опечатать входы в подвалы и на чердаки, установить домофон, освободить лестничные клетки и коридоры от загромождающих предметов.

8. Нужно организовать дежурство жильцов вашего дома, которые будут регулярно обходить здание, наблюдая, все ли в порядке, обращая особое внимание на появление незнакомых лиц и автомобилей, разгрузку мешков и ящиков.

9. Если произошел взрыв, пожар, землетрясение, никогда не пользуйтесь лифтом.

10. Старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло, помните, что паника может спровоцировать террористов и ускорить теракт, а также помешать властям предотвратить преступление или уменьшить его последствия.

Поведение в толпе

Террористы часто выбирают для атак места массового скопления народа. Помимо собственно поражающего фактора террористического акта, люди гибнут и получают травмы еще и в результате давки, возникшей вследствие паники. Поэтому необходимо помнить следующие правила поведения в толпе:

1. Выберите наиболее безопасное место. Оно должно быть как можно дальше от середины толпы, трибун, мусорных контейнеров, ящиков, оставленных пакетов и сумок, стеклянных витрин, заборов и оград.

2. В случае возникновения паники обязательно снимите с себя галстук, шарф.

3. При давке надо освободить руки от всех предметов, согнуть их в локтях, застегнуть одежду на все пуговицы.

4. Нельзя хвататься за деревья, столбы, ограду.

5. Надо стараться всеми силами удержаться на ногах.

6. В случае падения необходимо свернуться клубком на боку, резко подтянуть ноги, и постараться подняться по ходу движения толпы.

7. Не привлекайте к себе внимание провоцирующими высказываниями и выкрикиванием лозунгов.

8. Не приближайтесь к агрессивно настроенным лицам и группам лиц.

9. Не вмешивайтесь в происходящие стычки.

10.Постарайтесь покинуть толпу.

Безопасность в транспорте

Чтобы избежать опасности или снизить возможный ущерб в случае

теракта, необходимо следовать несложным правилам.

1. Ставьте в известность водителя, сотрудников милиции или

2. дежурных по станции об обнаруженных подозрительных предметах

3. или подозрительных лицах.

4. Стать объектом нападения больше шансов у тех, кто

5. слишком броско одет, носит большое количество украшений или

6. одежду военного покроя и камуфляжных расцветок.

7. Чтобы не сделать себя мишенью террористов-фанатиков,

8. избегайте обсуждения политических дискуссий, демонстративного

9. чтения религиозных или порнографических изданий.

10. В случае захвата транспортного средства старайтесь не

11. привлекать к себе особого внимания террористов.

12. В случае штурма безопаснее всего лежать на полу, а если

13. это невозможно, необходимо держаться подальше от окон.

14. Любого, кто держит в руках оружие, антитеррористическая

15. группа воспринимает за террориста. Не прикасайтесь к оружию, или

16. другому имуществу террористов. По возможности постарайтесь не

17. двигаться до полного завершения операции.

3. Как действовать при разных типах нападения.

Ограбление

При ограблении лучше спокойно достать все ценное и передать преступнику, чем рисковать жизнью, вызывая в нем агрессию, это лучший план действий если перед вами группа преступников, а людей вокруг нет.

Нападение с целью унизить жертву

Нападения с целью унижения жертвы происходят в последнее время все чаще. Это избиения и изнасилования, которые совершаются преступниками для поднятия собственной самооценки. Поэтому оцените нападающего, постарайтесь понять, что им движет.

Изнасилование

Западные психологи выделили три типа мотивации насильников гнев, власть и садизм.

1. Если мотивом изнасилования выступает гнев, преступник агрессивен, зол, старается не разговаривать, и унижает жертву. Такой тип постарается связать и избить, подавить, его цель причинить вам боль, отомстить за себя.

Действия : Вызвать сочувствие у насильника, сделать это можно сообщив о менструации, беременности, проблемах со здоровьем; можно вызвать отвращение, например, рвотой; покажите, что и вам очень плохо, и вы не можете быть объектом для мести.

2. Насильник, который хочет самоутвердиться, унижая жертву, старается управлять, командовать. Первое, что он сделает, это постарается запугать вас. Такой насильник может часами разговаривать с жертвой с позиции хозяина. Обычно это несостоявшиеся, закомплексованные субъекты. Действия: покажите, что не уважаете преступника, демонстрируйте спокойствие и силу; Начните учить его жизни, скажите, что он все делает не так, надо по-другому и т.д.

3. И злобный и властный насильники видят в вас жертву, поведите себя иным способом например обрадуйтесь, начните радостно хлопать в ладоши, скажите что давно о таком мечтали, расскажите пару скабрезных анекдотов, и главное не показывайте свой страх, и насильник не сможет достичь своей цели, он просто не сможет возбудиться если игра идет не так как он запланировал.

4. Садизм в качестве мотива выступает крайне редко, это 3-2% среди всех изнасилований, но насильники-садисты редко оставляют свою жертву в живых. Главная цель садиста причинить боль, он может резать, прижигать сигаретой. Он получает удовольствие от боли. Покажите что и вам очень плохо, и вы не можете быть объектом для мести. Если на вас нападает насильник садист - сопротивляйтесь, ваши слезы и крики только радуют его, поэтому действуйте, не будьте пассивны, двум третям девушек которые сопротивляются насильнику, удается избежать изнасилования. Не стоит бояться разозлить его своими действиями, в данном случае это не героизм, а необходимость бороться за жизнь. Действия: сопротивляйтесь, ваши слезы и крики только радуют его, поэтому действуйте, не будьте пассивны. Не стоит бояться разозлить его своими действиями, в данном случае это не героизм, а необходимость бороться за жизнь.

Избиение

· Первое правило при столкновении с агрессивной группой – это не вступать в дискуссию. Любой начатый ими разговор это провокация для дальнейших действий, поэтому не стоит опускаться до их уровня, помните, что они оскорбляют вас сознательно.

· Вербальное общение с превосходящим противником бессмысленно.

· Нестандартное поведение может спасти вашу жизнь. Например, начните кричать «Пожар», это единственное слово которое всегда привлекает внимание окружающих. Если вы находитесь в городе разбейте витрину, или забегите в магазин, в каждом магазине даже в ночное время есть охранники, даже если вы разобьете что-то, возмещение материального ущерба, для ваших родных предпочтительнее покупки гроба. Не стоит бежать в подъезд, вам никто не поможет, жители, конечно, вызовут милицию, но впускать вас в квартиру никто не будет, помните об этом.

Основное правило безопасности в криминогенной ситуации - правило ПИД предвидеть, избегать, действовать.

1.Старайтесь не привлекать к себе внимания:

ü не показывайте окружающим имеющиеся у вас деньги и ценные вещи (дорогой мобильный телефон);

ü женщины не надевайте дорогие украшения и одежду, излишне подчеркивающую вашу сексуальность, если предстоит возвращение домой в темное время суток.

2. Выбирайте безопасный маршрут :

ü не старайтесь выбрать кратчайшую дорогу, проходящую через безлюдные и плохо освещенные пространства и проходы;

ü безопаснее идти по краю тротуара навстречу движения, а при угрозе из притормозившей рядом машины, громко кричите и бегите в сторону, противоположную движению

3. Не будьте излишне доверчивыми с незнакомыми людьми:

ü никогда не садитесь в чужую машину;

ü никогда не заходите в чужие дома и квартиры, даже если вас об этом убедительно просят;

ü не откровенничайте с посторонними людьми и не давайте свой адрес и домашний телефон без крайней необходимости;

ü остерегайтесь на улице любых азартных игр;

ü на железнодорожном транспорте, на вокзале, в сквере не пейте предложенные посторонними людьми напитки: в них могут быть подмешены снотворные или наркотические вещества:

4. Будьте максимально сосредоточены и осторожны в местах повышенного риска:

ü ожидая лифт, стойте не перед дверью, а в стороне спиной к стене,входите в лифт только тогда, когда убедитесь, что в кабине нет незнакомых людей. Оказавшись в лифте с незнакомцем, не поворачивайтесь к нему спиной и наблюдайте за его действиями;

ü применяйте хитрость

5. Избегайте мест, в которых наиболее вероятна встреча с преступником:

ü не находитесь на улице в одиночку в темное время суток на неосвещенных улицах и подворотнях, безлюдных парках, улицах, пустырях;

ü старайтесь в одиночку не посещать общественный туалет;

ü старайтесь не садится в пустой автобус, трамвай, а если сели¸ то держитесь поближе к водителю;

6. Не лишайте себя информации о происходящем вокруг:

ü не оглушайте себя наушниками плеера или демонстративно громкого магнитофона:

ü не находитесь в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, на природе, на транспорте;

7. Всегда демонстрируйте окружающим спокойствие и уверенность:

ü поддерживайте физическую форму, следите за своей осанкой;

ü избегайте в свой жизни физического перенапряжения, конфликтов, ссор, затаенных обид - все это вызывает психическую подавленность и усталость, что часто и привлекает преступника.

8. Выстраивайте свои отношения с людьми безопасного типа личности:

ü помните, что общение с людьми криминальной среды, требует от вас соблюдения законов этой среды;

ü остерегайтесь людей с проявлениями психопатических наклонностей (патологической ревностью, жестокостью, агрессивностью, пытающих ограничить вашу свободу и подавить ваше «Я»).

9. Применяйте хитрость и смекалку в опасных ситуациях:

ü имитируйте, что вы не одна;

ü при угрозе сексуального характера попытайтесь сломать намерения преступника, предложив другое место, заявив о месячных или венерической болезни.

Необходимая оборона

Необходимая оборона – это правомерная защита от посягательства путем причинения вреда посягающему лицу. Согласно ст. 37 УК РФ «не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны».

Условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны, относящиеся к защите:

Ø Во – первых, защищаются права и интересы не только самого обороняющегося, но и других лиц, общества и государства

Ø Во – вторых, вред может быть причинен только посягающему, но не третьим лицам.

Ø В – третьих, отсутствие превышения пределов необходимой обороны, т. е.умышленных действий, явно не соответствующих характеру и степени общественной опасности посягательства. (например, физического насилия на малозначительные посягательства в виде словесных оскорблений).

Условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны, относящиеся к посягательствам:

Ø Во-первых, посягательство должно быть общественно опасным, т. е причиняющим или способным причинить вред охраняемым уголовным законом интересам личности, общества и государства, при этом посягательство может быть как преступным, так не преступным. (со стороны невменяемых и лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность)

Ø Во-вторых, посягательство должно быть реальным (действительным), т. е. существующим объективно, в реальной действительности, а не в воображении.

Ø В–третьих, посягательство должно быть наличным. Для признания существования этого условиях необходимо определить начальный момент посягательства (момент непосредственно самого общественно опасного посягательства, так и наличие реальной угрозы посягательства) и конечный момент посягательства. посягательство признается оконченным, если угроза причинения вреда обороняющемуся миновала (нападение отражено или прекращено самим нападающим).

Недопустима необходимая оборона против:

Ø малозначительных посягательств (физическое насилие на словесное оскорбление)

Ø посягательств, которые ожидаются в будущем.

Ø против действий, которые сами совершены в состоянии необходимой обороны

Ø посягательства, угроза которого уже миновала

Поправка в УК , введенная Федеральным законом в 2003 г.: «не является превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения» (хулиган напал с палкой, а вы убили его ножом или убитый имел имитатор пистолета).

Мнимая оборона – оборона против воображаемого, кажущегося, но в действительности не существующего посягательства.

Крайняя необходимость - причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости(например, повреждение строения для предотвращения дальнейшего распространения пожара; ликвидация животного, чтобы избежать травм или гибели людей).

Согласно ст. 39 УК РФ «не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости».

Условия правомерности причинения вреда в состоянии крайней необходимости, относящиеся к созданию опасности:

Ø Во–первых, опасность может быть вызвана любым источником(проявлением стихийных сил природы, нападением животных, неисправностью механизмов, физиологическими и патологическими процессами, протекающими в организме человека, опасные для его жизни и здоровья (болезнь, голод), задержание преступника), а не только общественно опасными действиями физических лиц, как это имеет место при необходимой обороне

Ø Во-вторых, опасность должна быть реальной (действительной), т. е. объективно существующей, а не мнимой.

Ø В-третьих, опасность должна быть наличной, т. е. такой, которой уже ущерб причинен или причиняется, если не принять меры по ее устранению.Недопустимы действия с причинением вреда для устранения опасности, которая не возникла или уже миновала.

Условия правомерности причинения вреда в состоянии крайней необходимости, относящиеся к устранению опасности:

Ø Во-первых, чрезвычайный характер действий по устранению опасности. В отличие от необходимой обороны, крайняя необходимость дает для устранения опасности весьма ограниченный набор средств, в связи с чем она и именуется крайней необходимостью.

Ø Во-вторых, вред причиняется третьим, т. е. посторонним лицам (физическим или юридическим), а не тем, кто создал опасность, т. к. причинение ущерба лицу, создавшему опасность, осуществляется в состоянии необходимой обороны

Ø В-третьих, отсутствие превышения пределов крайней необходимости, т. е причинения вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожающей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Причиненный в состоянии крайней необходимости вред должен быть обязательно менее значительный, чем предотвращенный, а не равным и, тем более, не большим.

План-конспект для 6 класса

Тема:

«Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях»

Урок практического применения знаний, умений, навыков

Выполнил:

Остапенко Алексей

431 группа

Балашов 2009


Тип урока: Урок практического применения знаний, умений, навыков.

Цели урока:

Обучающая - закреплять знания по правилам безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте; правилам общения с незнакомым человеком по телефону. Закреплять знания как избежать мошенничества, его основных видов, знание основных черт мошенничества, правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.

Развивающая - развивать мышление, долговременную память, устную речь.

Воспитательная - воспитывать у учащихся умение безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.

Оборудование: плакат – «Криминогенные ситуации».


План урока

1) Организационный момент.(2мин.)

2) Актуализация знаний.(3мин.)

3) Формирование элементарных навыков на основе применения их в стандартных условиях..(5мин.)

4) Формирование дифференцированных обобщенных умений.(7мин)

5) Творческое применение обобщённых знаний, умений, навыков в условиях постоянно изменяющихся или приближенных к жизни.(20мин.)

6) Подведение итогов.(5мин.)

7) Постановка домашнего задания.(3мин.)


Литература

1. ОБЖ, 6 класс Учебник для общ.- обр. учр./Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С., 1-е изд.-М: Изд-во АТС, 1996.-160с.: ISBN 5-7841-0004-1

2. ОБЖ 6 класс/Авт.-сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2005.-116с. ISBN 5-7057-0618-9

3. http://www.edu-zone.net/show/35901.html

4. http://www.humanism.ru/education/kurses/practical_thinking/practical_thinking_theme4/


Учитель заходит в класс, приветствует учеников. Ученики встают, здороваются с учителем. Учитель объявляет тему урока: Тема нашего урока: «Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях». В тему входят такие аспекты как:

1. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.

2. Правила общения с незнакомым человеком по телефону.

3. Мошенничество, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни мошенничества.

4. Правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.

Целью нашего урока является закрепление, и отработка на практике правил безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте; правил общения с незнакомым человеком по телефону. Закрепить знания как избежать мошенничества, его основных видов, знание основных черт мошенничества, правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.

При общении с незнакомым человеком:

Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице.

Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину. Как бы он тебя не уговаривал и чтобы не предлагал.

Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь, что тебе ничего не нужно.

Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.

Посторонний – это человек, которого ты не знаешь, даже если он и говорит, что знает тебя или твоих родителей.

Незнакомый человек звонит в дверь:

Ни в коем случае не открывай дверь, пока не посмотришь в глазок. Если человек за дверью тебе не знаком и под разными предлогами просит открыть дверь, позвони соседям и сообщи об этом.

Не вступай с незнакомцем ни в какие разговоры. Помни, что под видом почтальона, слесаря, работника РЭУ злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру.

Если незнакомец пытается открыть дверь, срочно звони в милицию по тел.02. назови причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зови на помощь знакомых или соседей.

Запомни! Ни при каких обстоятельствах не открывай дверь незнакомому человеку, если ты дома один.

Незнакомый человек в подъезде дома:

Не заходи в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек. Сделай вид, что ты что-то забыл и задержись у подъезда.

Не подходи квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде. Выйди из подъезда и подожди, пока незнакомец выйдет на улицу, после чего позвони соседям и попроси их проверить, нет ли посторонних на других этажах.

При угрозе нападения подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери, кричи «Пожар!», «Помогите»), постарайся выскочит на улицу.

Оказавшись в безопасности, немедленно сообщи в милицию, расскажи соседям, родителям.

Проявляй внимание и бдительность. Старайся заметить возможную опасность и избежать ее.

Незнакомый человек в лифте:

Если в вызванном тобой лифте находится незнакомый человек, не входи в кабину.

Отойди от лифта и через некоторое время вызови лифт снова.

Если ты все же вошел в лифт с незнакомцем, вызывающем подозрение, нажми одновременно кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверями. После ответа диспетчера, нажми кнопку нужного этажа и завяжи разговор с диспетчером. Диспетчер слышит тебя и при необходимости вызовет милицию и лифтера.

Не стой в лифте спиной к пассажиру, наблюдай за его действиями.

При попытке нападения подними крик, шуми, стучи по стенкам лифта, защищайся любым способом. Постарайся нажать кнопку «Вызов диспетчера» и любого этажа.

Если двери открылись, постарайся выбежать, зови на помощь соседей. Оказавшись в безопасности, немедленно вызови милицию и сообщи приметы нападавшего.

Запомни! Входи в лифт, убедившись, что на площадке нет постороннего.

Безопасность на улице:

Постарайся возвращаться домой засветло.

Если задерживаешься, обязательно позвони домой, чтобы тебя встретили.

Двигайся по освещенным, людным улицам, желательно в группе людей.

Избегай пустырей, парков, стадионов, темных дворов, подворотен, тоннелей.

При угрозе нападения подними шум, кричи, зови на помощь, а также смело применяй средства самозащиты.

Отказывайся от предложения незнакомых людей проводить или подвести тебя.

Если заметишь, что кто-то преследует тебя, наблюдая за ним, перейди на другую сторону улицы; если догадка подтвердилась – беги к освещенному участку улицы или туда, где есть люди.

Как не стать жертвой мошенников:

Никогда не принимай предложения совершить сомнительную, по твоему мнению сделку, даже если она кажется очень выгодной.

Приобретая дефицитный товар с рук, встречайся с продавцом там, где можно спокойно и без спешки рассмотреть или примерить приобретаемую вещь.

При покупке, прежде чем отдать деньги, еще раз посмотри товар, расплачивайся не выпуская его из рук.

Не доверяй свои вещи посторонним людям.

Не принимай участие в сомнительных розыгрышах призов и лотереях, особенно на улице, в переходах, у метро, на вокзалах, рынках.

Никогда не играй в азартные игры, даже с друзьями.

Не вступай в игру, правила которой тебе недостаточно хорошо известны.

Никогда не соглашайся на нарушение норм этики и закона.

Предложим учащимся такую ситуацию: вы решили зайти к другу в соседнюю квартиру отдать видеокассету. Только отошли от двери - она захлопнулась, а ключи остались дома.

Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия в необходимой логической последовательности:

1. Ждать родителей на лестничной клетке.

2. Зайти к другу и позвонить родителям.

3. Попросить рабочих с соседней стройки открыть замок.

4. Подождать родителей у друга.

Ответ: 2;4.

Учитель даёт творческое задание: разделиться на пары по собственному желанию, придумать сценки, и обыграть на следующем занятии. Сценки на тему криминогенные ситуации.

Ученики делятся на произвольные группы по 3-4 человека. Идёт живое обсуждение поставленного задания. Ученики придумывают сценки.

К доске выходит первая группа: общение с незнакомым человеком. Один из учеников изображает ребенка, ещё двое играют незнакомых взрослых которые пытаются заманить его в машину. «Ребёнок» говорит что ему ничего не нужно, что он их не знает, не чего не хочет. «Ребёнок» начинает звать на помощь, и как можно быстрее направляется к родителям, и тут же обо всём им рассказывает.

К доске выходит вторая группа: ситуация- незнакомый человек звонит в дверь. Распределение ролей такое же. Незнакомые «взрослые» стучаться в квартиру. «Ребёнок» подходит к двери, смотрит в глазок, если глазка нет спрашивает: «Кто там». Взрослые под разными предлогами пытаются попасть в квартиру. «Ребёнок» звонит соседям и обо всём рассказывает. Если незнакомцы пытаются открыть дверь, срочно звонит в милицию по тел.02. называет причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зовёт на помощь знакомых или соседей.

К доске выходит третья группа: незнакомый человек в подъезде дома. Один из учеников изображает ребенка, другой играет незнакомого взрослого. Ученик который играет ребёнка заметив за собой незнакомого человека не заходит в подъезд своего дома делая вид что что-то забыл. «Ребёнок» не подходит к квартире и не открывает её если на площадке находится незнакомый, он выходит на улицу и дожидается ухода. Потом рассказывает родителям.

Четвёртая группа: незнакомый человек в лифте. Распределение как в третьем выступлении. Если в вызванном лифте находится незнакомый человек «ребёнок» не заходит.

Пятая группа: поведение на улице. Распределение: один ученик-ребенок; второй-родитель; третий-незнакомец. «Ребёнок» возвращаясь домой засветло задержался по какой то причине. Он(она) звонит одному из родителей с просьбой встретить. Он(она) двигается по освещённым улицам в группе людей избегая пустырей. Если он(она) замечает, что кто-то преследует, наблюдая за ним, переходит на другую сторону улицы; если догадка подтвердилась – бежит к освещенному участку улицы или туда, где есть люди.

| Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера

Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс

Урок 3
Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера





В этой и последующих главах рассказано о правилах безопасного поведения в криминогенных ситуациях и об ответственности людей, в том числе подростков, за преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

В наше время для некоторых категорий людей, которые не имеют психологических и моральных барьеров, легко и просто совершить насилие, а отсутствие свидетелей и беззащитность жертвы укрепляют их уверенность в своей безнаказанности. Поэтому безопасность каждого человека в обществе во многом определяют условия его жизнедеятельности и знание правил безопасного поведения в криминогенных ситуациях, которые изложены ниже.

На улице

Не надевайте одежду, излишне подчеркивающую вашу фигуру, а также избегайте дорогих украшений, если вам предстоит возвращаться домой поздно вечером.
Если у вас есть с собой деньги (особенно крупные), избегайте мест большого скопления народа. Старайтесь держаться подальше от рынков, любой толпы. Никогда не считайте деньги на виду у всех, не вытаскивайте их из кармана и не показывайте окружающим. Не держите деньги в карманах, в которые легко проникнуть вору. Менее доступны для него внутренние карманы, застегнутые на пуговицы или заколотые булавками.
Особенно оберегайте свои сумки и карманы в многолюдных местах: в универмагах, на рынках, в переполненном транспорте. Носите сумочку прижатой к телу и помните: если кто-то выхватывает ее у вас - отдавайте не раздумывая. На всякий случай кладите ключи и кошелек во внутренние карманы.
Если возникла необходимость выйти из дома в темное время суток, старайтесь избегать малолюдных и плохо освещенных мест, пустынных скверов, на улицах держитесь подальше от стен домов: в подворотне и за углом может таиться опасность. Правильнее идти по улице навстречу движению: так вы не подвергнетесь внезапному нападению из машины. Держитесь ближе к краю тротуара. Не пользуйтесь плохо освещенными подземными переходами.
Находясь на улице, не откровенничайте с посторонними людьми. Не давайте свой адрес и домашний телефон без крайней необходимости. Нужно помнить, что, общаясь с вами, злоумышленник может придумать благовидный предлог и установить, когда вы бываете дома, когда намереваетесь выехать на дачу, отправиться в отпуск.
Не «голосуйте» на дороге и не принимайте предложения подвезти вас от незнакомых водителей. Если вам угрожают из притормозившей рядом машины, громко кричите и бегите в сторону, противоположную движению.
Остерегайтесь на улице любых азартных игр (даже в шахматы можно проиграть состояние) или заключения пари. Если к вам подходит цыганка и предлагает «сказать всю правду», знайте, что перед вами мошенница. Она обязательно попросит вас положить на ладонь что-нибудь из золотых вещей (кольцо, сережки, перстень) или деньги. Если вы это сделаете, с вещью, которую вы положили на ладонь, можете попрощаться. На улице нужно остерегаться всех людей, предлагающих какие-либо выгодные на первый взгляд сделки.
Возвращаясь домой поздно, договоритесь, чтобы вас встретили, или возьмите такси. Всегда просите водителя подождать, пока вы не войдете в дом.
Пользуясь банкоматами и платными телефонами, никогда не стойте спиной к потенциальной опасности. По возможности стойте лицом к улице и обращайте внимание на любые подозрительные вещи. Старайтесь не класть сумку или кошелек на банкомат и не сжимать их между ног: их легко могут у вас выхватить.
Находясь на улице в вечернее и ночное время, никогда не пользуйтесь плейером, иначе вы не сможете услышать приближающиеся шаги потенциального преступника.
Не вытаскивайте без необходимости на людях дорогой мобильный телефон.
Если вам показалось, что вас кто-то преследует, проверьте это: меняйте темп ходьбы, перейдите несколько раз на противоположную сторону улицы. Если ваши подозрения подтвердились, бегите туда, где могут быть люди, или просто к освещенному месту. Если преследование продолжится, зовите на помощь. Если есть свисток, свистите, не переставая убегать. Если вас все же преследуют и настигли вблизи жилища, то не только зовите на помощь, но и кричите «Пожар!», «Горим!», в случае острой опасности разбейте окно нижнего этажа. Все это найдет среди жильцов гораздо более скорый отклик.

Всегда исходите из конкретных и реальных обстоятельств, в случае необходимости не стесняйтесь обращаться за помощью к посторонним людям (в безопасных местах всегда можно обнаружить надежных людей: в магазинах это продавцы, менеджеры, кассиры, в аптеках - фармацевты, в банках - охранники, банковские служащие, в церкви - настоятель, священник, сторож, в парикмахерской или мастерской - мастер, в школе - учителя, охранники).

В общественных местах

Если вы один (одна), будьте сдержанны и внимательны, не фамильярничайте с незнакомыми, старайтесь ничем не привлекать к себе внимания.
В кафе, в ресторане садитесь подальше от выхода, лучше спиной к стене, не садитесь в мало освещенные углы. Наиболее безопасны столики, расположенные рядом со стойкой.
Будьте внимательны и осторожны с людьми, подсевшими за ваш столик. Никогда не ввязывайтесь в разногласия или ссоры, не пытайтесь усмирять или примирять ссорящихся людей.
Если вам надо поменять валюту, меняйте ее только в специально предназначенных для этого местах. Не делайте этого на улице, на рынке: там очень много шансов получить взамен своих фальшивые деньги.
Не делайте покупки с рук или у людей, вызывающих подозрение. Старайтесь не покупать товар намного дешевле его стоимости: это или ворованная вещь, или подделка (особенно часто мошенники предлагают купить за бесценок «золотые» украшения).
Не говорите посторонним, что именно вы хотите приобрести. Не принимайте предложения продавца пройти в подсобку, попросите вынести товар.
Прежде чем принять какое-либо предложение, проанализируйте, чем оно может для вас обернуться, доверяйте всегда своему внутреннему чувству, а если попали в беду, обратитесь за помощью к родителям.
Если у вас много пакетов и сумок с покупками, возьмите такси. Вы переплатите какую-то сумму, но зато в сохранности довезете вещи домой.
Старайтесь не посещать в одиночку общественный туалет: это место, к сожалению, небезопасно. Вы знаете по многим фильмам, что именно в общественных туалетах часто происходят разбойные нападения, сексуальные насилия или сексуальные домогательства.
Если вы отправляетесь с друзьями в магазин или на праздник, обязательно договоритесь, где будете встречаться, если разминетесь. Ни в коем случае не уходите с обозначенного места, даже если к вам будут подходить посторонние люди и предлагать свою помощь.

На массовом мероприятии

Если вы отправляетесь на массовое мероприятие (митинг, спортивные соревнования на стадионе, концерт популярной музыкальной группы), то подготовьтесь заранее.
Не берите с собой колющие и режущие предметы, а также кино-, фото-, видеотехнику (без крайней необходимости), плакаты на шестах и палках.
Не надевайте обувь на высоких каблуках, длинную одежду, галстук, шарф, не берите сумки и зонты с длинными ручками. Шнурки от обуви потуже затяните, а их свободные концы заправьте в ботинки.
Не выделяйтесь в общей массе различными знаками и символикой на своей одежде.
Распущенные волосы соберите в пучок, а лучше - спрячьте под косынку или головной убор.
Застегните молнии и пуговицы на верхней одежде, закройте клапанами все карманы.
Обязательно возьмите с собой паспорт или другой удостоверяющий личность документ.

Находясь на массовом мероприятии, выполняйте правила безопасности.

На стадионе не демонстрируйте ваше отношение к той или другой команде, не используйте цвета и символику одной из команд, занимайте места подальше от групп фанатов.
Немедленно уйдите подальше от центра конфликта при возникновении беспорядков, лучше постарайтесь вообще покинуть стадион или площадь.
Если вы попали в толпу, не пытайтесь сразу выбраться из нее, осмотритесь, постарайтесь найти товарища по несчастью (вдвоем легче выбираться из толпы).
Не идите против направления движения толпы, избегайте ее центра и краев, постарайтесь не приближаться к витринам, решеткам, фонарным столбам и т. д.
Уклоняйтесь от всего неподвижного на пути (вас могут просто раздавить), не цепляйтесь ни за что руками (их могут сломать). Руки надо держать свободно, согнув в локтях и прижав к телу. Нельзя держать руки в карманах.
Старайтесь устоять на ногах любой ценой, не стесняйтесь хвататься за бегущих рядом людей - это вопрос вашей безопасности.
Упав на землю, свернитесь клубком на боку, прикройте голову руками. При малейшей возможности старайтесь вновь подняться на ноги. Для этого быстро подтяните к себе ноги, сгруппируйтесь и рывком попытайтесь встать. Попытка встать на колени, а потом подняться не удастся, при этом вы рискуете получить дополнительные травмы.

Тема урока: Уголовная ответственность несовершеннолетних

Компьютерная версия урока.

план-конспект урока в 10-м классе

Цели урока:

    Изучить законодательство

    Дать учащим­ся понятие об уголовной ответственности несовершеннолетних.

    Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

    Виды наказаний, назначаемых несовершен­нолетним

    Показать, что главной целью ответственно­сти несовершеннолетних являются меры воспи­тательного воздействия.

    Научить учащихся, как не стать жертвой преступления

    Показать пути и готов­ность к принятию самостоя­тельных решений.

Учебные вопросы:

    Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Задачи:

    познакомить учащихся с особенностями уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

    ознакомить обучающихся с основными видами наказаний несовершеннолетних

    рассказать об основных правилах поведения в ситуациях криминогенного характера

Место проведения урока – класс информатики.

Материальное обеспече­ ние : персональный компьютер, видеопроектор, Уголовный кодекс Российской Федерации, учебник ОБЖ 10 класс

Состав участников: учащиеся образовательного учреждения

Тип урока: урок развивающего обучения на основе содержательной интеграции.

Интеграция : ОБЖ- обществознание- право

ХОД УРОКА:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

(проверка готовности к уроку, цели, задачи, тема урока ).

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА: (видеоурок)

Первый учебный вопрос.

Основные положения Уголовного кодекса Российской Федерации

Начинаю урок с сообщения о том, что количество преступлений, особенно со­вершенных несовершеннолетними, ежегодно ра­стет. Многие правонарушители сознаются, что преступления могло бы и не быть, если бы они знали, что за такое деяние последует уголовная ответственность. По российскому законодатель­ству, совершеннолетними признаются граждане, достигшие восемнадцати лет. Именно с этого воз­раста гражданин несет полную ответственность перед законом. Законом установлено, что уголов­ная ответственность за все виды правонаруше­ний наступает с 16-летнего возраста. Есть пере­чень преступлений, за которые уголовная ответ­ственность наступает с 14-летнего возраста.

Лицо считается достигшим соответствующе­го возраста не в день своего рождения, а после ноля часов следующих за ним суток.

Особенность ответственности несовершеннолет­них, совершивших преступления, состоит в том, что им могут быть назначены не только меры наказания, но и принудительные меры воспитательного харак­тера. Это полностью соответствует «Минимальным стандартным правилам, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних», при­нятым Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г. Согласно названному документу, суд должен принимать во внимание не только обстоятельства и тяжесть преступления, но и особенности личности правонарушителя и обстоятельства дела.

Преступления разного рода, разной меры тяжести - от мелкой кражи и вплоть до убийства, совершают, к сожалению, не только матерые уголовники, криминальные элементы, но и совсем молодые люди, несовершеннолетние, даже дети. Наказание за их преступления предусмотрены Уголовным кодексом (УК) Российской Федерации, который вступил в силу с 1 января 1997 года.

На этом уроке мы познакомимся с основными положениями Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Задачами Уголовного Кодекса являются:

охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Уголовный Кодекс устанавливает основания и принципы уголовной ответственности для граждан Российской Федерации.

Согласно российскому уголовному праву , человек подлежит уголовной ответственности и наказанию за свои деяния, если они были осознаны им, т.е. когда он был способен регулировать свое поведение с ясным сознанием и проявлением воли. Человек не может быть привлечен к уголовной ответственности, если он действовал против своей воли, т.е. под влиянием физического принуждения, либо непреодолимой силы. Итак, основанием для уголовной ответственности является совершения деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным кодексом.

«Состав преступления» - это совокупность признаков, указанных в уголовном законе, характеризующих конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления.

Общественная опасность - это способность деяния причинить вред общественным отношениям, объективное свойство, позволяющее оценить поведение человека с позиции определенной социальной группы. В случае наличия всех признаков состава преступления, для совершенного преступного деяния, оно является необходимым и достаточным условием для привлечения лица к уголовной ответственности.

В Уголовном Кодексе преступление определяют, как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом под угрозой наказания. Уголовному наказанию подлежит только преступное поведение, выразившееся в конкретном противоправном действии, при этом не подлежат уголовной ответственности антиобщественные свойства личности, ее помыслы и убеждения.

Под преступным поведением понимается сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках способных руководить ими. Бездействие – пассивная форма преступного поведения, которая в отличии от действия – малейшего движения,- заключается в воздержании от всякого движения, то есть в невыполнении лицом того действия, которое оно должно и могло бы выполнить.

В зависимости от характера и степени общественной опасности преступные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом, подразделяются:

преступления малой тяжести - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы. Это такие преступления, как оставление в опасности (ст. 125), оскорбление (ст. 130) и т.д.

преступления средней тяжести - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы. Это, например, доведение до самоубийства (ст.110), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), незаконное предпринимательство (ст.171) и др.

тяжкие преступления - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. Это, например, нарушение правил безопасности

под преступным поведением понимают сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими. Бездействие -пассивная форма преступного поведения, которая в отличие от действия - малейшего движения транспорта (ч.З ст.263).

особо тяжкие преступления - умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание лишение свободы свыше десяти лет или более строгое наказание. К этой группе преступлений относят, например, убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105) или бандитизм (ст.209).

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости. В этом случае лицо не осознает фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) из-за хронического или временного психического расстройства, а также возможного слабоумия или иного болезненного состояния психики. Однако, лица, совершившие преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежат уголовной ответственности. Ведь при совершении преступного деяния они сохраняют контакт с окружающей средой, и их действия носят мотивированный характер. Уголовный Кодекс устанавливает возраст, по достижении которого несовершеннолетний может подлежать уголовной ответственности, -16 лет, а в отдельных случаях - 14 лет.

В связи с этим ПОМНИТЕ! Состояние алкогольного опьянения не освобождает от уголовной ответственности и не является смягчающим вину обстоятельством.

Умышленное преступление - преступное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом, когда лицо сознает и желает наступления последствие своего преступления.

Преступление, совершенное по неосторожности - преступное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности, когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Как правило, это происходит из-за переоценки своих возможностей (показать силу, ловкость, знание и т.д.) или в силу
сложившихся обстоятельств, в которых совершается преступление (ночное время, отсутствие людей и т.д.).

Однако запомним, что лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, а также происхождения, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств. Любой человек, совершивший преступление, подлежит уголовной ответственности. При этом не имеет значения занимаемая должность или социальное положение лица, совершившего преступление, или его личных качеств.

На данном занятии вы получили первые представления об основных положениях Уголовного Кодекса Российской Федерации, и узнали, что понимается под составом преступления и какие меры наказания предусмотрены Уголовным Кодексом для граждан Российской Федерации и особенно несовершеннолетних.

Вопросы для закрепле­ния:

1. Совокупность каких признаков определяют состав преступления?

2. Что понимается под преступным поведением человека?

3. Какие лица не подлежат уголовной ответственности?

Второй учебный вопрос.

Особенности уголовной ответственности для несовершеннолетних

Наша жизнь во многом зависит от знаний об уголовной ответственности Российское уголовное право признает субъектом преступления только физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Однако к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцати лет:

- за убийство (ст. 105);

- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);

- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст112);

- похищение человека (ст. 126);

- изнасилование (ст. 131);

- насильственные действия сексуального характера (ст. 132);

- кражу (ст. 158);

- грабеж (ст. 161);

- разбой (ст. 162);

- вымогательство (ст. 163);

- неправомерное овладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166);

- терроризм (ст. 205);

- захват заложника (ст. 206);

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);

- вандализм (ст. 214);

- хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226);

- хищение, либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);

- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

В Уголовном кодексе есть самостоятельный раздел об уголовной ответственности несовершеннолетних. К ним относятся все лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст. 88):

- штраф;

- лишение права заниматься определенной деятельностью;

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- арест;

- лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, либо иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Для трудны подростков, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, применяются наказания в виде ареста (краткосрочного лишения свободы в условиях строгой изоляции обязательных работ), Арест назначается не совершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от одного до четырех месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицам в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним, осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается:

Несовершеннолетним мужского пола осужденным впервые к лишению свободы, также несовершеннолетним женского пола воспитательницы колониях общего режима;

Несовершеннолетним мужского поларанее отбывавшими лишение свободы, - в воспитательных колониях усиленного режима.

Лишение свободы - самое строгое наказание, которое может назначаться несовершеннолетнему. В системе воспитательных мер воздействий для несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, может быть применено
освобождение от уголовной ответственности. Оно используется, если будет признано, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Принудительные меры воспитательного воздействия:

- предупреждение;

- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

- возложение обязанности загладить причиненный вред;

- ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, например, запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания, вне дома после определенного времени суток.

Перечисленные принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения и отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости. Назначаются они, прежде всего, в целях исправления несовершеннолетних, а если этого не происходит, то материалы направляют в суд.

Итак, в дополнение к знаниям основных положений Уголовного Кодекса Российской Федерации, вы получили представление об особенностях уголовной ответственности для несовершеннолетних.

Вопросы к занятию:

1. С какого возраста по российскому уголовному праву наступает уголовная ответственность?

2. За какие преступления может привлекаться несовершеннолетний, достигший 14-ти лет?

3. В каких случаях может применяться наказание в виде ареста?

4. Назовите принудительные меры воспитательного воздействия?

Третий учебный вопрос.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

Не будет большим преувеличением сказать, что не меньшее количество жертв, чем войны, эпидемии, стихийные бедствия, приносит человечеству преступность, преступные элементы, криминал. Криминальный, криминогенный - это и означает преступный. Для начала, мы поговорим о том, как обезопасить себя от нападения, грабежа и насилия, т.е. о правилах поведения в ситуациях криминогенного характера.

Жизнь и опыт людей показывают, что соблюдение основных правил безопасного поведения: предвидеть опасности, избегать их по возможности, действовать грамотно и решительно - позволяют уберечь себя от возможных опасностей криминального характера.

Статистика преступлений говорите многоликости криминальных ситуаций. Вместе с тем их можно разделить по месту совершения: например, в доме и вне вашего жилища, а также по целям: это преступления против личности или с целью овладения имуществом. Назовем некоторые экстремальные ситуации криминального характера. Это, прежде всего, жилище и его защита. Здесь применяются: запоры окон и дверей, балконов, охранная сигнализация, информационная безопасность и страхование имущества. К зоне повышенной криминальной опасности относятся вокзалы, парки, стадионы, пляжи и другие места скопления людей. Опасны ситуации, связанные с
применением оружия, в том числе и провокационные, а также захваты и угоны транспортных средств. Во всех этих ситуациях необходимо знать правила поведения при контакте с террористами и преступниками. Дать какие-либо конкретные рекомендации на все случаи жизни практически невозможно, но предвидеть криминогенную ситуацию гораздо проще, чем действовать в ней. Прежде всего, следует быть внимательным, научиться замечать мельчайшие детали, анализировать критическую ситуацию, т. е. научиться чувствовать, откуда и в какой момент может появиться преступник. Если, все же, вы столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить приметы, по которым его можно будет задержать и вести следствие:

запомните, как он был одет и какой примерно его возраст;

какие волосы на голове, длинные они или короткие, какого цвета или он лысый;

цвет глаз, глубоко они сидят или навыкате;

какого размера у него рот, нос и уши;

особенности лица: шрамы, усы, борода и т.д.;

наличие на теле татуировки, на каком месте и что на ней изображено.

Выработайте у себя привычку внимательно осматриваться, попадая в новое место. Категорически стоит отказаться, особенно девушкам, от вечерних прогулок через пустыри или заброшенные строительные площадки. Лучше сделать крюк и пройти по людной улице, чем сэкономить десять минут и стать жертвой преступников. Если все же возникла необходимость пройти по безлюдному участку, то подождите, пока появятся люди из метро или автобуса. В крайнем случае, попросите кого-нибудь вас проводить, но при этом будьте особо осторожны. Избегайте помощи лиц в состоянии опьянения, неопрятно одетых и ведущих себя развязно. Лучше всего обратиться к милиционеру, военному или человеку, гуляющему с собакой.

При движении в ночное время держитесь подальше от зданий, чтобы из-за угла или из подворотни кто-то неожиданно не выскочил. Если впереди на пустынной улице стоит автомобиль с людьми, лучше обойти его стороной.

При подходе к дому убедитесь, кто заходит вместе с Вами в подъезд - житель дома или подозрительный попутчик, преследователь. Не следует входить в лифт вместе с незнакомыми людьми, особенно с пьяными или возбужденными. При ожидании лифта опасно стоять напротив дверей, нужно отойти чуть в сторону, чтобы вас не могли втолкнуть силой. Если вас преследуют на лестнице, то не стесняйтесь, звоните в двери соседей и зовите на помощь громкими криками «Пожар». Возможен приход незваных гостей в Вашу квартиру. Поэтому никогда не открывайте дверь, если не знаете, кто звонит, особенно если вы дома одни. Мы считаем, что в своем жилище живем как в крепости, однако, к сожалению, это не всегда так, и у себя дома мы можем подвергаться нападениям преступников. Чтобы не допустить злоумышленников в свое жилище, необходимо поставить надежные двери, решетки на окнах и охранную сигнализацию.

Находясь в общественных местах, необходимо вести себя осторожно - не вступайте в споры и ссоры, не пытайтесь усмирить опасно ссорящихся людей. В магазине не пересчитывайте крупные деньги, не афишируйте дорогостоящие вещи.

В общественном транспорте также необходимо соблюдать ряд правил - не садитесь поздно вечером в пустой автобус или троллейбус, а если садитесь, то ближе к водителю, не держите деньги и документы в заднем кармане брюк.

Никогда не пейте предложенных посторонними людьми воду, пиво, водку, т.к. в них могут быть подмешены снотворные или наркологические вещества.

На этом занятии Вы узнали, что жизнь и здоровье часто зависят
от соблюдения основных правил безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. Проявление бдительности, предусмотрительности позволит уберечь себя от преступных посягательств во многих случаях.

Вопросы для закрепле­ния:

1. Приведите примеры экстремальных ситуаций криминального характера.

2. Какие особенности безопасного поведения в ночное время?

3. Особенности безопасного поведения в общественных местах и на транспорте?

Объясняю непонятные вопросы.

Подводя итоги урока, крат­ко останавливаюсь на особен­ ностях уголовной ответственности несовершеннолетних и правилах поведения в ситуациях криминогенного характера .

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА:

Домашнее задание:

- выучить записи в тетради

- и зучить статьи 87-96 Уголовного кодекса Российской Федерации

- прочитать Смирнов А. Учебник ОБЖ 10 класс, страница 23-28

Итоги урока: какие моменты урока были наиболее трудны, в чем состоит трудность. Ответы на вопросы. Отметки обучающимся.

Руководитель занятия:

учитель

преподаватель ОБЖ МОУ СОШ № 7 И.П.Иванов

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...