Беседы по пожарной безопасности в лесу. Беседа: "Профилактика лесных пожаров и борьбы с ними"

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Одной из главных задач в предупреждении возникновения и распространения лесных пожаров является работа по проведению лесопожарной профилактики и особенно лесопожарной пропаганды среди населения. Уже несколько лет подряд сотрудники лаборатории охраны и защиты лесов организуют проведение комплекса мероприятий по противопожарной пропаганде в школах города Бийска и Бийского района. Комплекс данных мероприятий носит характер проводимых декад, или своеобразных месячников и включает разные методы и приемы.

К одному из приемов можно отнести проведение бесед, как одного из главных звеньев массово-разъяснительной и воспитательной работы.

В данной статье представлен сценарий проведения одной из бесед, которую можно проводить не только, как внеклассное мероприятие, но и как форму проведения учебного занятия.

Тематика предлагаемой беседы рассчитана на школьников 8-11 классов. В качестве ведущих могут выступать как сами учащиеся, так и их педагоги.

Для повышения эффективности данного вида лесопожарной пропаганды ее желательно сопровождать демонстрацией слайдов, видеороликов, видеофильмов или их фрагментов. Мы практикуем использование студенческих видеоклипов и видеороликов, авторских видеофильмов. Применяем и профессиональные видеофильмы.

Если вблизи школы находится лесохозяйственное предприятие, то для проведения беседы можно пригласить сотрудников лесничества. В нашем случае к проведению беседы привлекались студенты и преподаватели Бийского лесхоза-техникума.

Сценарий беседы о профилактике лесных пожаров.

Тема: «Условия возникновения и развития лесных пожаров».

Цели и задачи беседы:

  • Сформировать представление о важности бережного отношения к природе.
  • Осознать опасность и последствия от лесных пожаров.
  • Предвидеть и предупредить возможность возникновения лесного пожара.

Ведущий (Педагог): Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем цикл бесед о лесных пожарах. Но прежде чем мы приступим к разговору, я предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет о лесном пожаре в селе Николаевка, Михайловского района Алтайского края.

Демонстрируется видеосюжет из видеофильма «Огненный сентябрь».Просмотр видеосюжета создаст в аудитории проблемную ситуацию, повысит мотивацию.
После просмотра и обсуждения видеосюжета ведущий обращается к слушателям аудитории :

Можете ли вы ответить на вопрос: Как звали у древних славян бога молнии, огня и грома? (Древние славяне поклонялись богу - Перуну. От имени бога Перуна произошло название науки о пожарах -пирология.)

Как вы думаете, какое название получила наука, изучающая лесные пожары? (Наука, занимающаяся изучением лесных пожаров называется «Лесная пирология»).

Слайды 3-4

В разговоре дается четкое определение понятия лесного пожара «Лесной пожар – это неуправляемое (стихийное) распространение огня по лесной площади (территории)». При демонстрации слайда 4 обсуждаются причины возникновения лесных пожаров.

Все вы и на уроках физики и химии и в быту сталкивались с процессом горения. Можете ли вы объяснить, как происходит процесс горения, что для этого необходимо?
(После ответов) Верно. Горение представляет собой совокупность явлений, которыми сопровождается реакция, проходящая под воздействием высокой температуры, кислорода воздуха и горючих материалов.

Что нужно сделать, чтобы прекратить процесс горения, а значит предотвратить лесной пожар?» (Исключить один из элементов процесса горения: кислород, горючий материал, огонь).

Ведущий (Педагог): Скажите, какой из трёх элементов процесса горения можно условно отнести к инородному в лесу? (Источник огня) .

После ответов ведущий просит назвать источники огня в лесу (Варианты правильных ответов: горящие спички , непотушенные окурки, незатушенный костер и д.р.)

Ведущий (Педагог): В лес источники огня попадают с деятельностью человека. Но существуют и естественные источники огня, самым распространённым из них являются молнии, возникающие при сухих грозах. Что может загореться в лесу в первую очередь, при каких условиях?»

После ответов учащимся предлагается посмотреть на слайды 7, 8, где представлены пни, сухое дерево, растущее дерево, сухая и зеленая трава.

Ведущий (Педагог): Как вы думаете, одинаково ли в процессе горения поведут себя эти горючие материалы?

Демонстрация слайдов 7, 8. По данным слайдам слушателям даётся возможность провести сравнение разных горючих материалов представленных на слайдах.
После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что от характеристики состояния горючего материала (например: влажности, равномерности распределения по территории, времени года) зависит вид лесного пожара, особенность его распространения.

Ведущий (Педагог): Сейчас мы с вами поговорим о лесных горючих материалах и их роли в развитии лесных пожаров.

Слайды 9-10

Обычно с этой группы горючих материалов чаще всего и начинаются лесные пожары. Поэтому их называют проводниками огня. Почему это происходит? Влажность данного вида растительности изменчивая. Она непосредственно связана с влажностью воздуха, которая меняется в течение суток.
Травы и кустарнички самостоятельно гореть не могут,так как у них достаточно устойчивая (постоянная) влажность.Высыхает данная группа горючих материалов за счет присутствия в них лишайника,или мха.
Эта группа горючих материалов поддерживает процесс горения.

Слайды 11-14

Большой запас естественной захламленности в лесу усиливает процесс горения и даже способствует возникновению верхового пожара. Данную группу горючих материалов относят к проводникам огня. При горения пней, бурелома могут сохраняться очаги горения. Как вы думаете, почему это происходит?

(Идет обсуждение, в результате которого выясняется, что вода не сразу проникает в горящие толстые ветви, пни, бурелом. Для этого необходимо длительное время или наличие особых веществ в огнетушащих растворах)

Хвоя, охвоенные ветви и сучья в пологе древостоя горят лишь при верховых пожарах. (Слайд 15)
Стволы, ветви растущих деревьев сгорают при верховых пожарах редко.Данный горючий материал относят к группе поддерживающих процесс горения

Демонстрируя слайд №16 ведущий задает вопрос: «Как вы думаете почему сами деревья не включают ни в одну из групп горючих материалов?»

(При обсуждении данного вопроса учащиеся вспоминают о плотности древесины, о том что древесина живых деревьях насыщена влагой,что необходимо очень длительное время для ее высыхания).

Весь горючий материал специалисты - пирологии объединили в три класса.
Проводники горения - мхи и лишайники с мелким опадом; лесная подстилка и торф; валежник и пни;
Поддерживающие горение - травы и кустарнички; подрост и подлесок; хвоя, охвоенные ветви и мелкие сучья;
Задерживающие распространение горения некоторые кустарнички и травы (люпин многолетний, бадан), кустарники (сахалинская гречиха, серая ольха, многие виды спиреи) и деревья (липа, осина).

Ведущий (Педагог): Как вы думаете, для чего работникам лесного хозяйства, необходимо знать группы и классы лесных горючих материалов?

Обсуждая вопрос учащиеся приходят к выводу, что знание характеристики лесных горючих материалов позволит предсказать развитие лесного пожара, а значит вовремя предпринять меры по его ликвидации. Растения, относящиеся к классу горючих материалов задерживающих процесс горения, можно использовать для создания некоторых видов противопожарных барьеров, например противопожарных опушек.
Далее можно провести небольшое закрепление выданного материала.
На доске (или при помощи слайдов) ведущий предлагает : «Напишите слова: липа, лишайник, пни. Из предложенных объектов уберите лишний и обоснуйте свой ответ».
(Учащийся должен зачеркнуть лишний объект и пояснить, почему он его выбрал. Липа относится к классу задерживающих процесс горения, а два других объекта к проводникам огня).
Ведущий приглашает учащегося к доске и предлагает: «Напишите слова: лесная подстилка, подрост, древостой. Расставьте стрелками направление распространения огня и поясните свой выбор».
(Учащийся направляет стрелки от лесной подстилки к подросту, а от подроста к древостою, объясняя это тем, что возникший огонь по лесной подстилке может перейти на подрост, а затем при благоприятных условиях подняться в кроны деревьев. В результате может возникнуть и верховой пожар).

Ведущий (Педагог): Вот и подошел к концу наш разговор. Сегодня мы с вами познакомились с условиями, необходимыми для возникновения и распространения лесных пожаров, узнали о горючих материалах и их роли в развитии лесных пожаров.

На фоне слайда №22 ведущий задает вопрос: Ответьте пожалуйста на вопрос: «Для чего всё, о чем мы сегодня говорили необходимо знать?»
(После ответов)
Действительно, знание всех, рассмотренных нами вопросов необходимо для прогнозирования пожара. Это знание позволяет вовремя предупредить распространение пожара, подготовиться к борьбе, правильно разработать тактику тушения пожара.
Для разработки тактики тушения лесного пожара необходимо знать способы борьбы.Этому вопросу будет посвящена наша следующая встреча.
Для того, чтобы наша следующая беседа прошла успешно,подумайте дома над вопросом «Что общего между военными сражениями и сражениями с лесным пожаром?» (Слова сопровождаются слайдом №23)

До новой встречи!

Если осталось достаточно времени, можно продемонстрировать фрагменты видеофильма о лесных пожарах.
(В нашем случае демонстрировался видеофильм «Когда Перун сердится».)

Список используемой литературы:

1. Е.А. Щетинский «Охрана лесов» ВНИИЛМ 2001 г.
2. М.Г.Червонный «Охрана лесов» Москва «Лесная промышленность» 1981 год.
3. Интернет ресурсы: официальный сайт Рослесхоза www.rosleshoz.gov.ru , официальный сайт Авиолесоохрана

Цель: расширять представление детей о пользе леса в жизни человека. Формирование экологической грамотности, бережного отношения к природе. Углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров в лесу. Подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей, формировать чувство повышенной опасности огня.

Задачи:

  1. Воспитательные задачи: воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам, чуткости, пониманию многообразных тайн, скрытых в природе и бережному отношению к ним.
  2. Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, расширять словарный запас детей по теме пожарная безопасность
  3. Обучающие задачи: сформировать представление детей о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о необходимости бережного отношения к лесным богатствам. закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы"

Методы: поисковые, наглядные, словесные, игровые.

Оборудование:

  • технические средства обучения: ноутбук;
  • плакаты «береги лес!» ;

Предварительная работа:

  • ознакомление с правилами противопожарной безопасности
  • беседа на тему: «Будь осторожен с огнем»
  • чтение художественной литературы: К. Чуковский «Путаница» , С. Михалков «Дядя Степа» (отрывок, Л. Толстой «Пожарные собаки» , А. Найденов «Мыши и спички»
  • отгадывание загадок
  • рассматривание картинок, плакатов о пожарной безопасности.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, угадайте мою загадку.

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!

(Лес)

Воспитатель: Правильно, лес! Молодцы! Сегодня мы поговорим о нашем зелёном друге – лесе, о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о бережном отношении к нему. Нет на свете человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако с каждым днём леса всё больше нуждаются в защите. Тема нашего занятия “Берегите лес”.

Воспитатель: Для этого отправимся в путешествие. Закройте глазки и представьте, что вы в лесу. В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес. Лес задерживает влагу, помогая человеку выращивать человеку хороший урожай.

А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. Лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей.

Воспитатель: Мы в лесу гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения (обсуждение ситуаций, проговаривание, что не так, а затем вывод правила) .

Воспитатель: Люди любят ходить в лес гулять, собирать ягоды, грибы, шишки. Но не все понимают важность природы и лесов. Приходит весна и люди выезжают на природу, разжигают костры, которые приводят к пожарам. Самый страшный враг леса – это пожар. Причины возникновения пожаров в лесу – костры.

Воспитатель: Ребята, когда я шла в детский сад, ко мне подошли обеспокоенные лесные зверюшки. Я спросила у них, что случилось. Они мне поведали:

Лесные жители встревожены ужасно,
В лесу горит костер, а это так опасно.
Здесь ребята суп варили,
А костер не потушили.

Скорей спешим сюда,
В лесу пожар, нужна вода.
Воспитатель: Кто же нам поможет?
(ответы детей)

Воспитатель: Ну вот, сейчас пожарные им помогут. Сегодня мы поговорим с вами о таком страшном бедствии, как лесной пожар. Страшное зрелище – лесной пожар. Большие беды происходят в лесу во время пожара: гибнут животные и растения, мертвеет почва, воздух наполняется едким, отравляющим дымом! Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. И хотя в нашей стране имеется наземная и воздушная служба охраны лесов от пожаров, но любой пожар легче предупредить, чем тушить. Эту беду в лес приносит человек. Люди разводят костер в лесу. Это могут быть туристы или охотники. Они знают, что прежде, чем разжечь костер, нужно выбрать безопасное место подальше от деревьев и кустарников, убрать слой травы вместе с корнями и землей (дерн) . А потом костер следует затушить: залить водой или засыпать землей. Кострище можно закрыть дерном, а можно оставить для других туристов. Бывает, дети приходят в лес одни и играют там с огнем. Ребята, расскажите, чем это может закончиться. Чтобы такого не случилось, лесничие вывешивают у дороги в лес специальные знаки – запрещающие въезд, запрещающие разводить костры, призывающие беречь лес.

Воспитатель: Если, всё же взрослые люди решили развести костёр в лесу, то необходимо расчистить место для костра от травы намного шире, чем будет сам костёр. День должен быть безветренным. Нельзя оставлять костёр без присмотра. Уходя, обязательно нужно потушить костёр, тщательно залив его водой.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а может ли стать причиной пожара в лесу мусор, который нерадивые туристы не убрали после себя? (ответы детей.) Даже крошечное стеклышко может выжечь весь лес. Не знаете как? А очень просто: если на него попадет солнечный лучик, то он разогреет траву или ветки под стеклышком до такой степени, что они могут загореться. Мусор нужно сжечь на костре. А то, что не горит, собрать в пакеты и вынести за территорию леса

Воспитатель:. А еще случаются подземные пожары, когда горят торфяные болота. Такой пожар распространяется медленно, почти без доступа кислорода. Незатушенные пожары могут продолжаться даже зимой под толстым слоем снега.

Воспитатель: А знаете ли вы, почему нельзя жечь сухую траву? Сейчас таких любителей много появилось. Многие люди стараются жечь прошлогоднюю траву, так как думают, что от этого трава будет расти лучше. Но получается наоборот: корни трав выгорают, от этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе не вырастает. При этом погибает масса насекомых и их куколок. В лесу, на месте, где был костер, трава не растет три года, а то и больше.

Воспитатель – При пожаре людям на помощь приходит пожарная охрана. С давних пор пожарные борются с огнем. Это люди мужественные, сильные, потому что их профессия очень опасна. А спешат они на помощь на пожарных машинах. Не только пожарные машины помогают тушить пожар. На помощь людям часто приходят пожарные вертолеты, самолеты.

Воспитатель: А кто знает, как человек может самостоятельно потушить огонь, если он не большой? (затоптать, накрыть одеждой, залить водой, засыпать землей) . Но помните, что это можно делать только взрослым.

Воспитатель: А если огонь большой и человек понимает, что не справится, как он должен поступить тогда? (ответы детей) . Правильно нужно позвонить в пожарную часть. Какой же у нее номер? Подскажите мне, ребята. (01) А что мы должны назвать по телефону? (Назвать свое имя и фамилию; сказать что случилось; указать место, где это произошло) .

Воспитатель: А можем ли мы с вами помочь лесу и предупредить лесные пожары? (ответы детей) .

Воспитатель: Конечно, во-первых мы должны сами соблюдать правила поведения в лесу (не разводить костры, не бросать зажженные спички, не оставлять стёкла, которые в солнечную погоду действуют как увеличительные стёкла и могут стать причиной пожара) .

Воспитатель: А во – вторых, мы можем рассказать об этом другим людям. Я предлагаю вам помочь лесу в предупреждении пожаров. У меня есть красочные плакаты, которые мы сможем развесить в лесу и люди, которые их увидят, вспомнят о правилах, и не будут их нарушать.

В небе – дым, над лесом – жар.
Вылетаю на пожар!
Весь огонь водой зальет
Мой пожарный самолет.

А вы, дети, никогда не разводите огонь сами, помните – спички не игрушка! А если заметили пожар в лесу, сообщите взрослым или позвоните в МЧС по телефону 112.

Физкультминутка

Ручки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Ручки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.

Заключение.

– Какую пользу приносит лес человеку?

– Что значит любить природу?

– Что для этого необходимо помнить и делать?

Лес нужно беречь, т.к. это наш дом, наше богатство. В лесу растёт много трав, деревьев, цветов, ягод, грибов. Лес приносит нам большую пользу. Мы должны бережно относиться к лесным богатствам, ко всему живому, что нас окружает.

Если вы сами будете помнить об этом и напоминать об этих правилах своим родным, близким и друзьям – вы будете молодцы! Хочется надеяться, что вы никогда не станете причиной гибели леса.

Берегите русский лес
Он источник всех чудес!
Чтобы не было пожаров
Не горели бы дома

Не берите, дети, спички
Вы без спросу никогда!
Хоть огонь нас согревает,
Но бывает и жесток

Очень быстро он сжигает
Осторожней с ним, дружок!
Даже малую бумажку
Никогда не поджигай

Береги деревья, пташек
Все вокруг оберегай!

Эльвира Мальцева

В группе со своими детьми мы провели беседу по пожарной безопасности и решили сделать одну коллективную работу. Работа выполнена в различной технике : аппликация из бумаги, из ниток, квиллинг. Тема нашей беседы - "Пожар в лесу ". Представляем Вашему вниманию беседу с детьми подготовительной группы и фотографии нашей коллективной работы.

"ПОЖАР В ЛЕСУ "

Дорогие ребята! Представьте, что погожим летним деньком вы собрались на прогулку в лес. В лесу тепло и сухо . Прикоснешься ли к шершавой ветке. К головкам колючей травы, присядешь ли на пригорке, усыпанном пожелтевшими иголками хвои, - все душистое и сухое. В такие дни особенно опасно разводить в лесу огонь !

А знаете ли вы, почему вспыхивают лесные пожары ?

Иногда поджечь может и молния. Но случается это редко. Чаще всего причиной лесных пожаров становится небрежность и неосторожность людей. Пожар начинается из-за брошенной горящей спички, непотушенной сигареты, непогашенного костра и даже осколка толстого стекла. Да, не удивляйтесь! Осколок стекла может собрать солнечные лучи в одну точку (ее называют фокусом) и сыграть роль зажигательной линзы. Сначала начнут тлеть тонкие былинки и прутики, иголочки хвои, потом сухие ветки и валежины. Языки пламени с каждой минутой становятся все больше, взвиваются все выше, захватывая кусты и деревья.

Запомните, что небольшое пламя можно затоптать ногами, сбить ветками или засыпать землей, но тушить лесные пожары могут только взрослые - пожарные и спасатели , используя специальную технику, самолеты, вертолеты.

Как вы думаете, что нужно сделать человеку, который оказался в зоне лесного пожара ?

Следует срочно покинуть опасное место. Нужно уходить быстрым шагом против ветра, лучше по просеке, дороге, по берегу реки или ручья.

Если в лесу много дыма , надо смочить водой платок или одежду и

дышать через мокрую ткань, а убегать от пожара следует , пригнувшись к земле.






888
Беседа - инструктаж по безопасности для старших дошкольников «Пожар в лесу и поле»

Беседа – инструктаж

«Пожар в лесу и поле »

Задачи : углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров в лесу ; продолжать учить правилам пожарной безопасности в природе .

Оборудование и материалы : иллюстрации.

Ход проведения:

Сегодня поговорим с вами об огне.

Видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев ? (ответы детей)

Расскажите, как выглядит огонь (ответы детей) Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, колеблются, дрожат. Вокруг огненного пламени вьется дым.

Представьте, что погожим солнечным днем вы собрались на прогулку в лес или поле с родителями . Там много разных растений, деревьев. А так же встречается сухая трава, высохшие листья, сухие сучки и былинки.

Скажите, почему вспыхивают лесные пожары ? (ответы детей) Верно, причиной лесных пожаров становятся , прежде всего, небрежность и неосмотрительность людей. Люди разжигают костры или ставят мангалы для приготовления шашлыка. Но разводить костры нельзя во время сильного ветра, рядом с сухой травой, под деревьями, радом с хвойными деревьями. За ним нужно постоянно следить. Пожары вспыхивают из-за непотушенного костра, горящего уголька, брошенной спички. Ветер быстро раздувает маленькую искру по сухой траве и начинается сильный пожар . Сначала тлеют тонкие сухие былинки, а потом ветки и деревья.

А вы знаете, что нужно делать, чтобы не случилось пожара ? (ответы детей) Чтобы пожара не случилось , нужно убирать за собой весь мусор, не разводить костры в запрещенных местах, заливать водой разведенный костер и не играть со спичками. Но если случился пожар , то тушить его могут только взрослые – пожарные и спасатели , используя специальную технику, самолеты, вертолеты.

Как вы думаете, что нужно сделать человеку, который оказался в зоне лесного пожара ? (ответы детей) Правильно, необходимо покинуть это место. А если много дыма, надо смочить водой платок (минеральной водой, если нет простой) или одежду и дышать через мокрую ткань. Убегать от пожара следует , пригнувшись к земле.

Инструкции :

1. Нельзя разводить костры рядом с хвойными деревьями, под кроной дерева, во время сильного ветра, рядом с сухой травой.

2. Нельзя играть со спичками.

3. Костры и мангалы нужно заливать водой.

4. Тушить пожары могут только взрослые.

5. При пожаре необходимо покинуть место.

Вопросы к детям :

От чего возникают пожары в лесу и поле ?

Где нельзя разводить костры?

Что нужно делать, если начался пожар ?

Что нужно делать, если много дыма?

Публикации по теме:

Беседа для старших дошкольников Отгадайте загадку: Я не шляпа, но с полями. Не цветок,но с корешком. Разговариваю с вами Всем понятным.

Традиционно в Куртамышском районе среди детских садов проходит конкурс игровых программ по пожарной безопасности. Этот год не стал исключением.

В роли Пожарника был инструктор по физическому воспитанию Анатолий Карпов. Соревновались две команды старшей и подготовительной группы.

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию картину на тему: "Пожар в лесу". Я использовала технику "многослойная пластилинография".

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Пожар в лесу» Цель: расширять представление детей о пользе леса в жизни человека. Программное содержание: Закреплять у детей умение создавать сюжетную.

Сценарий театрального представления по пожарной безопасности «Пожар в теремке» Данная разработка рассчитана на показ как театрального представления силами детей старшего дошкольного возраста, так и кукольного спектакля.

Перспективный план работы по формированию основ безопасности на дороге у старших дошкольников Старшая группа (5-6 лет) Тема Сентябрь Правила перехода проезжей части, движение по улице - Дать представление о том, что ходить по улице.

Цель:

1) Дать детям представление о роли леса в жизни человека;

2) Объяснить причины и последствия лесных пожаров;

3) Сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара.

Ход беседы:

I. Сообщение темы.

Мы часто с вами говорим о правилах поведения в школе, в столовой, о культуре общения , о правилах вежливости .

Сегодня поговорим о правилах поведения в природе. Такие слова как «Сохранить природу – сохранить жизнь» - это и есть тема нашей беседы.

II .Основная часть.

Беседа:

- Попытайтесь ответить на вопросы: Что такое природа? Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?

(Примерные ответы учащихся:

1.Лес – наше богатство, зелёный наряд нашей Земли, чистый воздух, дом зверей и птиц.

2.Без леса, природы человек не может жить, всё взаимосвязано.

3.Лес – дом для зверей и птиц, а также для растений).

-Лес – это дом многих живых существ. А можно ли навредить природе, всему живому? (Да) .

-Большой вред природе наносят пожары.

-Что является основной причиной возникновения лесных пожаров?

· брошена горящая спичка, окурок;

· механизатор оставил в лесу промасленный обтирочный материал, заправлял технику без соблюдения правил техники безопасности , курил рядом с заправляемой машиной и т. д.;

· люди разводили костер в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев, в старых горельниках;

· люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;

· осколок стекла, брошенного на солнечном месте, сфокусировал солнечные лучи как зажигательная линза;

· хозяйственные работы в лесу (корчевка взрывами, сжигание мусора, строительство дорог) велись людьми с нарушениями правил ТБ;

· охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;

· такое явление природы, как молния;

· самовозгорание сухой растительности и торфа.

-Кто чаще всего виноват в возникновении лесных пожаров?

(Человек)

Учитель: И это действительно так. На сегодняшний день доля естественных пожаров (от молний) составляет около 7% - 8%, то есть возникновение большей части лесных пожаров связано с деятельностью человека.

Что такое пожар знает каждый. Но, уходя из леса, оставляя костры, бросая непогашенные сигареты, пустую стеклянную посуду, люди совсем не задумываются о том, к каким последствиям всё это может привести.

-Ребята, а что может произойти вследствие такой халатной деятельности человека?

(Лесные пожары уничтожают все живое. Если даже после них остаются живые ослабленные древостои, они зачастую заселяются вредителями леса. Такие леса перестают быть объектом отдыха; они требуют длительных лесоводственных мер по восстановлению. Также пожар наносит огромный вред и здоровью человека.)

-Как же нужно вести себя в лесу, чтобы не навредить природе, уберечь от пожара?

(1.Никогда не поджигайте сухую траву на полях или полянах в лесу. Если вы увидите, как это делают другие, постарайтесь остановить их и объяснить, какую опасность это представляет;

2.Прежде чем развести костер, сгребите лесную подстилку с кострища и вокруг нее в радиусе одного метра;

3. Хорошо залейте костер перед уходом. После этого разгребите золу и убедитесь, что под ней нет тлеющих углей, если сохранились – залейте ещё раз.

4.Постарайтесь объяснить вашим друзьям и знакомым, что их неосторожность может послужить причиной пожаров)

-Как бы вы поступили, если б увидели зарождающийся пожар?

(Если очаг возгорания имеет незначительную площадь, вы можете принять решение самостоятельно его локализовать и потушить. Постарайтесь правильно оценить сложившуюся ситуацию. Не переоценивайте свои силы. При наличии поблизости водоема заливайте огонь водой, можно сбивать пламя мокрой материей. Горящую траву можно потушить, используя «веник » из сломанных веток. При этом нужно наносить удары скользящими движениями, как бы подметая, в сторону основного огня. «Веник» необходимо после каждых нескольких ударов проворачивать в руках, чтобы он сам не загорелся, а его нагревшаяся сторона успевала немного остыть. Оптимальным будет изыскать возможность скорейшего уведомления специальных служб. Таковыми могут быть службы МЧС (телефон «01»), егеря, лесничие)

-А что нужно делать, если вы всё же оказались в опасной зоне пожара?

(Выходите из опасной зоны быстро, перпендикулярно направлению движения огня; если невозможно уйти от пожара, войдите в водоём или накройтесь мокрой одеждой; оказавшись на открытом пространстве или поляне, дышите, пригнувшись к земле, – там воздух менее задымлён, рот и нос при этом прикройте ватно-марлевой повязкой или тканью; после выхода из зоны пожара сообщите о его месте, размерах и характере в противопожарную службу, администрацию населённого пункта, лесничество)

Учитель: Вмешательство человека в жизнь леса нельзя остановить. Оно неизбежно будет продолжаться и дальше. Но всем надо стремиться к тому, чтобы причинять лесу наименьший вред, чтобы лес как можно меньше страдал от нашего вмешательства в его жизнь. Уничтожение леса вызывает уменьшение кислорода в воздухе, шумовое загрязнение, ухудшение микроклимата и ландшафта, уменьшение урожая, эрозию и потерю плодородия почв, обмеление и загрязнение рек, озер, болот, загрязнению атмосферы пылью и болезнетворными бактериями, ухудшение здоровья и сокращение продолжительности жизни человека. Народная мудрость гласит: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!»

Я думаю, что на нашей планете жизнь без леса не возможна! Уважаемый человек, не руби и не сжигай дерево, на котором ты сидишь!

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...