Буржуазное право достоинства и недостатки. Буржуазное право и государство


Это система норм или правил поведения, выражающих прежде всего волю и интересы господствующих кругов.

Выступая в качестве важнейшего рычага или средства воздействия государства на общественные отношения и институты, право служит укреплению базиса капиталистического общества, закреплению системы использования наемного труда, освящению и утверждению капиталистического общественного и государственного строя. С помощью права господствующий класс закрепляет частнокапиталистическую систему хозяйства, защищает свою власть от посягательств со стороны других классов, обеспечивает свое экономическое и социально-политическое господство.

Буржуазное право ставит превыше всего и охраняет капиталистическую собственность на землю, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства. Об этом свидетельствуют многочисленные нормативно-правовые акты, принятые в разных странах на разных этапах развития капитализма.

Буржуазное право, в отличие от феодального, отвергает деление на сословия и все связанные с ним привилегии. Место ленного, церковного и иного подразделения феодального права в условиях капитализма занимает частное и публичное право. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли права, как гражданское, семейное, торговое и другие, направлено на регулирование общественных отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индивидуальных собственников или отдельных объединений. Публичное право, складывающееся из конституционного, административного, уголовного, бюджетно-налогового и других отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые (публичные) интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы.

Основными формами или источниками буржуазного права являются законы, нормативные акты (правительственные декреты, ведомственные приказы, решения, постановления, инструкции и т. п.), издаваемые исполнительными государственными органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгрессом - в США, Парламентом - в Великобритании, Национальным собранием - во Франции, Бундестагом - в Германии и т. п.) или путем проведения референдумов и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений. Среди законов, подразделяющихся на конституционные и обыкновенные, особо выделяются первые. Основные причины такого выделения заключаются в следующем.

Во-первых, конституционные акты выступают не только как сугубо юридические, но и как политические и идеологические документы. Конституции капиталистических государств отражают и закрепляют сложившееся в обществе соотношение социальных сил, а также характер взаимоотношений выражающих их интересы общественно-политических институтов.


Во-вторых, конституции закрепляют, создают политико-правовые гарантии и охраняют экономическую, социально-политическую и духовную власть господствующих кругов, привилегированное положение общественно-политических институтов капитала.

В-третьих, буржуазные конституции и развивающее основные конституционные положения текущее законодательство фиксируют структуру политической системы капиталистического общества, ее экономические, социально-политические и идеологические основы, наиболее важные принципы организации и деятельности политической системы.

В-четвертых, конституции капиталистических государств призваны способствовать последовательному упорядочению и развитию системы организаций буржуазии, повышению их роли и эффективности. Закрепляя систему сложившихся в обществе экономических, социально-политических и иных отношений, государственный и общественный строй, конституции буржуазных государств тем самым должны создавать определенные предпосылки не только для стабилизации внутриклассовых (между различными фракциями господствующего класса), но и в известной мере межклассовых взаимосвязей, для последующего развития опосредствуемых ими общественно-политических институтов.

Значительное место в системе источников буржуазного права занимают в настоящее время нормативные акты, издаваемые или санкционируемые разными органами исполнительной власти. Данное явление, наблюдающееся во всех без исключения высокоразвитых капиталистических странах, отражает процесс значительного усиления в последние десятилетия исполнительной власти и относительного ослабления, утраты своего первоначального конституционного назначения законодательной власти. Высшие органы государственной власти, обладающие исключительным правом на издание законов, нередко передают в порядке уступки часть своих законодательных полномочий правительству, благословляя тем самым его на принятие актов, фактически имеющих силу закона. Передача законодательных

полномочий центральному органу в лице правительства или другим исполнительным органам получила название делегирования, а совокупность актов, издаваемых в порядке реализации исполнительными органами новых, законодательных функций получила название делегированного законодательства.

Делегирование законодательства может осуществляться формально-юридическим или фактическим путем. В первом случае издается специальный закон о передаче определенных законодательных полномочий от парламента к правительству, а во втором - законодательные полномочия к исполнительным органам переходят без принятия каких бы то ни было уполномочивающих актов. В конституциях некоторых капиталистических государств, принятых в послевоенный период, содержатся специальные статьи, предусматривающие возможность делегирования законодательства. В качестве примера может служить конституция Испании 1978 г., прямо предусматривающая в ст. 82, что «Генеральные Кортесы могут передавать правительству полномочия принимать акты, имеющие силу закона» и что «законодательная делегация должна быть представлена специальным уполномочивающим законом, когда речь идет о выработке детализированных актов, и простым законом, когда речь идет о переработке нескольких текстов в один».

Практика делегирования законодательства умаляет роль представительных органов в области правотворчества. Она находится в явном противоречии с провозглашенными буржуазией на ранних стадиях развития капитализма демократическими принципами парламентаризма и конституционализма.

Наряду с названными формами или источниками буржуазного права важное значение имеет прецедент. Будучи известен еще рабовладельческому праву, прецедент представляет собой определенное действие или решение вопроса, которое в последующем, при аналогичных обстоятельствах рассматривается как некий эталон, образец.

Прецеденты подразделяются на административные и судебные. Последние выступают в виде судебных решений, рассматриваемых как обязательные «образцы» при вынесении решений последующими инстанциями. Наибольшее распространение судебный прецедент как источник права нашел в правовых системах Англии, Австралии, Канады, США и ряда других стран.

Буржуазное право – особый исторический тип права, которому присущи общие признаки. Право сформировалось в процессе преодоления и отрицания феодального права. На смену партикуляризма пришло единое национальное право в пределах того иного государства. На смену принципа сословности пришло признание единой гражданской правоспособности и формально-юридического равенства перед законом.

Но формирование буржуазного права с одной стороны Великобритании, а с другой стороны континентальной Европы, шло разными путями.

Английская буржуазная революция носила консервативный и незавершенный характер, поэтому прежнее феодальное право не было полностью уничтожено.

Институты буржуазного права Англии формировались с использованием источников и юридических конструкций феодального права. Это и предопределило следующие основные черты английского буржуазного права:

1. Основным источником остался судебный прецедент.

2. Английские юристы хорошо знали Римское право, но оно не стало источником английского буржуазного права.

3. Буржуазное право Англии не признает деление права на публичное и частное. Вплоть до конца ХIХ в. сохранились две системы: общее право и право справедливости. В 1874 г. была проведена судебная реформа в Англии, в результате которой была создана единая судебная система и возникло единое прецедентное право.

4. В английском праве вплоть до настоящего времени слабо выражена систематизация.

5. Для английского правоведения юристов характерен индуктивный стиль юридического мышления, т.е. разрешения конкретных правовых вопросов предполагает анализ, поиск конкретных, сложных судебных решений в прошлом. Эти черты права были восприняты в странах, бывших колониях.

Так сформировалась англосаксонская правовая система.

56, Преступления и наказания по английскому праву. Уголовное право.

Уголовное право. Особое значение статутное право имело для уголовного права. В 1861 г. было принято несколько важных законов: о повреждении имущества, о подлогах и т. д. Появившийся в 1919 г. Акт о краже вобрал 73 ранее сданных статута. Он предусматривал уголовную ответственность за все имущественные преступления (кража, кража со взломом, шантаж, разбой, мошенничество, незаконное присвоение и т. д.). Изданный в 1913 г. Акт о подлоге документов также консолидировал 73 прежде действовавших узаконения.



Накануне первой мировой войны в 1911 г. издается закон о шпионаже, который крайне расплывчато трактовал это понятие. Вступление Велико­британии в войну ознаменовалось принятием Акта о защите королевства. Правительство на время военных действий получило широкие полномочия по «обеспечению безопасности и обороны государства».

После революции середины XVII в. жестокие и мучительные нака­зания отменялись. За тяжкие преступления применялись: смертная казнь, ссылка, каторжные работы от 3 лет и пожизненно, тюремное заключение, за мелкие проступки - телесные наказания и штраф.

В разгар рабочего движения в 1920 г. был принят закон о полномочиях правительства при чрезвычайных обстоятельствах. Под эту формулировку подпадали действия лица или группы лиц, которые угрожают «снабжению и распределению продовольствия, воды, топлива или могут нарушить работу транспорта, лишить общество или его значительную часть предме­тов первой необходимости». Изданием королевской прокламации прави­тельство могло в любой момент принять в данной ситуации все меры, которые сочло необходимым «для обеспечения общественного порядка». На практике чрезвычайные полномочия осуществлял министр внутренних дел. На основании этого закона была подавлена забастовка горняков в апреле 1921 г. и всеобщая забастовка в мае 1926 г. В октябре 1925 г. 12 руководителей компартии на основании закона о подстрекательстве к мятежу, изданного еще в 1797 г., были осуждены на срок от 6 до 12 меся­цев тюремного заключения.

В июле 1927 г. парламент принял закон о трудовых конфликтах и профессиональных союзах. Рабочие называли его «хартией шрейкбрехе-ров». Всякая забастовка объявлялась незаконной, если ее целью не явля­лось «содействие урегулированию трудового конфликта в данной отрасли, а также если она рассчитана как средство принуждения правительства». Подстрекатели к таким действиям могли быть подвергнуты штрафу в 10 фунтов стерлингов или тюремному заключению до 3 месяцев, а при отягчающих обстоятельствах - до 2 лет. Члены профсоюзов не могли собирать деньги на создание политического фонда. Под страхом уголовно­го наказания закон запретил некоторые стачки солидарности, а также преследующие политические цели. За убытки, причиненные запрещенной стачкой, материальную ответственность нес профсоюз. Профсоюзам не разрешалось накладывать взыскания на штрейкбрехеров, а последние могли добиваться удовлетворения своих претензий через суд. Воспрещались за­бастовки государственных служащих. Закон ограничивал право предпри­нимателей на локауты, но запрет носил формальный характер. Этот акт утратил силу лишь в 1946 г.

Изданный в 1934 г. закон о подстрекательстве и неподчинении (закон о смуте) предусматривал жестокие наказания для тех, кто пытался скло­нять лиц, состоящих на службе в военно-морском флоте, к нарушению присяги, кто хранил и распространял «возмутительные сочинения», т. е. литературу, содержащую призывы к неповиновению, нарушению долга верности. На практике закон применялся не только к военным морякам, но и к гражданским лицам.

В 1936 г. был принят закон об общественном порядке, который резко ограничил свободу митингов, демонстраций, собраний. Полиция могла на 3 месяца запретить любую демонстрацию. Закон был направлен против фашистов, но его иногда применяли и против деятелей левого движения.

Уголовный процесс. В английском суде коронный магистрат обладает большими правами: давая наставления присяжным, он может высказывать свое мнение о достаточности или недостаточности улик, чем зачастую предрешает характер будущего вердикта. Если же судья не со­гласен с мнением присяжных, он может предложить им пересмотреть вердикт. Английский магистрат - активная сторона в процессе, широко использующая свои процессуальные права для защиты классовых инте­ресов господствующих кругов.

Присяжные рекрутировались из имущих слоев. Согласно акту 1825 г., «судьями факта» могли быть лица, владеющие на правах собственности землей или домом, имуществом, годовой доход от которых не менее 20 фунтов в год. Выносимые коронным судьей приговоры практически нельзя было отменить. Только в 1907 г. издается Акт об уголовной апелля­ции. До этого право обжалования приговоров представлялось крайне сложным ввиду трудно преодолимых формальностей. Под напором про­грессивных сил правящие круги пошли на введение института уголовной апелляции для осужденных по обвинительному акту. По делам суммарного производства сохранилось существовавшее положение.

Прежде неправосудный приговор можно было отменить лишь в том случае, если корона соглашалась выдать «приказ об ошибке». Обжалуемый приговор подлежал отмене только при условии, если правовая погрешность усматривалась из протокола заседания суда. Собственно, к этому и своди­лась вся процедура. Акт 1907 г. упразднил «приказы об ошибке» и ввел апелляцию двух видов: 1) «апелляция против осуждения» и 2) «апелля­ция против приговора». В первом случае оспаривались: а) юридическое основание осуждения (вопрос права), б) фактическое обстоятельство, легшее в обоснование обвинительного приговора, в) смешанные обстоя­тельства (вопросы факта и права).

Апелляция против приговора касалась вынесенного коронным судом наказания. Законодатель установил, что лишь обжалование по юридиче­ским мотивам являлось безусловным правом осужденного и не зависело от разрешения суда. Правда, последний, разбирая в суммарном порядке такого рода прошение, мог его отвергнуть как «поверхностное и назой­ливое».

Для принесения жалобы по другим основаниям требовалось согла­сие апелляционной инстанции. Более того, апеллянт подвергался серьез­ному риску: суду разрешалось назначить более суровую меру наказания, чем обжалуемая, а также вынести решение о желательности высылки жалобщика за пределы Великобритании. Закон не запрещал участвовать в разбирательстве по второй инстанции тем магистратам, которые вынесли оспариваемый приговор. Считалось, что «доверие и беспристрастность судьи высшего суда почти безусловны».

Возможность обжалования затруднялась еще и тем, что по закону 1907 г. копии процессуальных документов выдавались за плату, и вообще все судебные расходы нес апеллянт. Из изложенного видно, что вероят­ность пересмотра неправосудных приговоров была минимальной. Тем не менее многие юристы Великобритании введение апелляции объявляют «революцией в уголовном процессе».

Особым видом обжалования являлось так называемое «резервирова­ние дел», ведущее свое происхождение от обычая обсуждать наиболее сложные юридические казусы на совещаниях магистратов. Данная форма апелляции всецело зависела от усмотрения суда. В 1848 г. был учрежден особый суд резервированных дел. В 1873 г. его юрисдикция была пере­дана Высокому, а с 1908 г.- апелляционному суду по уголовным делам. Если с согласия вынесшего приговор судьи дело было «резервировано», то последующее разбирательство происходило по нормам акта 1848 г., учредившего Суд резервированных дел, а не закона об уголовной апел­ляции 1907 г.

Английское уголовно-процессуальное право долгое время не знало института пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Судей­ский просчет корректировался короной применением прерогативы помило­вания на основе Акта об устроении 1701 г. Закон об уголовной апелляции 1907 г. установил, что теперь судебная ошибка могла быть исправлена: 1) путем направления соответствующего уголовного дела для заключения в апелляционный суд по уголовным делам; 2) передачей министру внут­ренних дел для его пересмотра в апелляционном порядке или 3) на основе помилования осужденного короной.

В 1908 г. как интегральная часть Высокого суда учреждается апел­ляционный суд по уголовным делам в составе лорда-главного судьи и младших судей отделения суда королевской скамьи. Сюда следовало при­носить жалобы на приговоры центрального уголовного суда, суда ассизов и суда четвертных сессий. По акту 1907 г. решения этой инстанции могли быть аннулированы только палатой лордов. Но последняя принимала к Своему производству ходатайства такого рода лишь в том случае, если генерал-атторней удостоверял, что в связи с разбирательством обжалуе­мого приговора возникли принципиальные для английского права пробле­мы. Уголовный апелляционный суд рассматривал дело в присутствии осуж­денного и представителя обвинения.

Деятельность судов суммарной юстиции регламентировалась законами 1859 и 1879 гг. В этих случаях не применялись даже те куцые процес­суальные гарантии, которые предусматривал закон об уголовной апелля­ции 1907 г. По общему правилу заявления о пересмотре приговоров, вы­несенных органами суммарной юстиции, подавались в постоянный комитет суда четвертных сессий. В тех городах, где имелся рекордер, такого рода жалобы он разрешал единолично.

Судебная система Англии, как и всякая другая, допускала трагические ошибки, не раз казнили невинных людей. Вспомним слугу Сэма в «Пик-викском клубе» у Диккенса: «Дело сделано, и его уже не исправишь, как говорят в Турции, когда отрубят голову, кому не надо».

57,58Французская революция 1789 - 1794гг.

Причины революции.

Этавпы революции.

3. Конституционная монархия.

5. Конституция 1791 г.

1. Решающий удар по феодально-абсолютистскому строю нанеслаФран­цузская революция 1789 - 1794 гг. Она сыграла важную роль в процессе утверждения конституционного порядка и новых демократических прин­ципов организации государственной власти. Французская революция XVIII в. дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, расчистила почву для дальнейшего развития капитализма как передового для своего времени общественно-полити­ческого строя, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилиза­ции.

Революция 1789 - 1794 гг. явилась закономерным результатом длительного и прогрессировавшего кризиса изжившей себя и ставшей главной помехой на пути дальнейшего развития Франции абсолютной монархии. Неизбежность революции была предопределена тем,что абсолютизм:

перестал выражать общенациональные интересы;

защищал средневековые сословные привилегии;

защищал исключительные права дворянства на землю;

поддерживал цеховой строй;

установил торговые монополии и др.

В конце 70-х гг. XVIII в. торгово-промышленный кризис, вызванный не­урожаями голод привели к росту безработицы, к обнищанию городских низов и крестьянства. Начались крестьянские волнения, перекинувши­еся вскоре в города. Монархия вынуждена была пойти на уступки - 5 мая 1789 года были открыты заседания Генеральных штатов, не собирав­шихся с 1614 г.

17 июня 1789 года собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля - Учредительным собранием. Попытка королевского двора разогнать Учредительное собрание привела к восстанию в Париже 13-14 июля.

2. Ход Французской революции 1789 - 1794 гг. условно делится на следую­щиеэтапы:

Первый этап - создание конституционной монархии (14 июля 1789 года -. 10 августа 1792 года);

Второй этап - установление Жирондистской республики (10 августа 1792года - 2 июня 1793 года);

Третий этап - утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года -27июля 1794 года).

3. Началомпервого этапа революции считаетсядень 14 июля 1789 года, когда восставший народ штурмом взял королевскую крепость - тюрьму Бастилию, символ абсолютизма. На сторону восставших перешла боль­шая часть войск, и почти весь Париж оказался в их руках.

В последующие недели революция распространилась по всей стране. Народ смещал королевскую администрацию и заменял ее новыми выборны­ми органами - муниципалитетами, в которые вошли наиболее автори­тетные представители третьего сословия. В Париже и провинциальных городах буржуазия создавала свои вооруженные силы - Национальную гвардию, территориальное ополчение. Каждый национальный гвардеец должен был за свой счет приобрести вооружение и снаряжение - усло­вие, которое закрывало доступ в национальную гвардию неимущим гражданам. Первый этап революции стал периодом господства крупной буржуазии - власть во Франции оказалась в руках политической группировки, пред­ставлявшей интересы богатых буржуа и либеральных дворян и не стре­мившейся к полной ликвидации старого строя. Их идеалом являлась конституционная монархия поэтому в Учредительном собрании они получили название конституционалистов. В основе их политической де­ятельности лежали попытки прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок.

4. 26 августа 1789 года Учредительным собранием был принят программ­ный документ революции- Декларация прав человека и гражданина.

Декларация провозглашала принципы демократического государствен­но-правового строя - народный суверенитет, естественные и неотъем­лемые права человека и разделение властей, - а также устанавливала взаимосвязь этих принципов.

Ст. 1 Декларации заявляла: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". В качестве естественных и неотъемлемых прав в ст. 2 провозглашались:

Свобода;

Собственность;

Безопасность;

Сопротивление угнетению.

Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому (ст. 4). Статьи 7, 9, 10 и 11 утверждали свободу личности, свободу совести, вероисповедания, слова и печати. Ст. 9 провозглашала принцип презумпции невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их винов­ность не будет доказана в установленном законом порядке. Идея о суверенитете была закреплена ст. 3. Она служила обоснованием принципа народного представительства. Ст. 6 декларировала право всех граждан лично или через своих представителей участвовать в образова­нии закона, который объявлялся выражением общей воли. Статьи 13 и 14 устанавливали порядок, размеры налогов, а также про­должительность их взимания.

Ст. 15 провозглашала право граждан требовать отчета от каждого долж­ностного лица по вверенной ему части управления. Ст. 17, последняя, объявляла право на собственность неприкосновенным и священным.

5. Одновременно с составлением Декларации Учредительное собрание приступило к выработкеконституции.

Окончательный текст конституции был составлен на основе много­численных декретов и решений, имевших конституционный характер и принятых в 1789 - 1791 гг.: декреты об отмене деления на сословия, о церковной реформе, об уничтожении старого административного де­ления страны, об упразднении цехов и т. д. Конституцией утверждались основные принципы, определяющие ста­тус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы.

Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Она была утверждена 3 сентября 1791 года, а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.

  • 1) Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную;
  • 2) Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого "народного представительства" (парламента);
  • 3) Ответственность правительства перед парламентом;
  • 4) Несменяемость судей;
  • 5) Существование местного самоуправления;
  • 6) Провозглашение традиционных политических свобод - слова, собраний и т.д.

Национальная правовая система; рождалась во всех странах в противовес партикуляризму феодального права. В центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, его права провозглашались как неотчуждаемые и священные.

  • 1) Роялистысторонники короля, представители "старого" феодального дворянства и английского духовенства, выступали за сохранение абсолютизма и существующей церкви.
  • 2) "Джентри"новое дворянство.
  • 3) Протестантизмодно из основных направлений в христианстве, отколовшееся от католицизма в XVI в. Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества и пр.
  • 4) Пуританепротивники абсолютизма, выступали с лозунгами "очищения" английской церкви, завершения формации и вывод церкви из-под королевской власти.
  • 5) Пресвитерианедвижение объединяло крупную буржуазию и верхушку "джентри", которые выступали за ограничение королевской власти, установление своего политического господства, реформу церкви на принципах протестантизма и утверждения в церковно-административных округах пресвитеров из числа наиболее состоятельных граждан.
  • 6) Индепепдентыоппозиционное течение, которое выражало интересы средних слоев буржуазии и обуржуазившегося дворянства, выступавших с требованиями ограничения королевской власти, признания свободы совести, свободы слова и т.д.
  • 7) Левеллерывыделились в ходе Английской революции XVlIa., объединяли представителей мелкобуржуазных слоев города и деревни, выступали с наиболее радикальными требованиями, которые выразили в "Народном манифесте" 1647г. - народный суверенитет, установление республики, всеобщее избирательное право для мужчин, возврат земель, утраченных в ходе "огораживания", реформа общего права.
  • 8) Дштерытечение, которое оформилось в ходе революции из пролетарских слоев города и деревни, выступали за уничтожение частной собственности на землю и предметы потребления.
  • 9) Английская революцияреволюцию принято делить на четыре этапа: 1) конституционный (ноябрь 1640-го - август 1642 г.); 2) первая гражданская война (1642-1646гг.); 3) борьба за углубление демократического содержания революции (1646 - 1649 гг.); 4) индепендентская республика (1649-1653гг.).
  • 10) "Бредская декларация" (1660г.) новый король Карл II гарантировал декларацией новой господствующей элите сохранение статуса-кво и отказ от преследований.
  • 11) Хабеас Корпус Акт (акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями - 1679г.)был призван ограничить возможности тайной расправы со сторонниками оппозиции, но приобрел гораздо более широкое значение. Согласно закону, любой подданный, задержанный за уголовное деяние (исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право обратиться в суд с целью выяснения истинных причин ареста.
  • 12) "Билль о правах" (1689г.) (Англия) утверждал верховенство парламента в законодательной и финансовой политике. Билль запретил: 1) приостанавливать действие законов или их использование без согласия парламента; 2) взимать налоги и сборы в пользу короны без согласия парламента; 3) содержать постоянную армию в мирное время без санкций парламента. феодальный революция буржуазный отношение право
  • 13) "Акт об устроении" (1701г.) кроме разрешения вопроса о порядке престолонаследия, содержал еще два важнейших положения: 1) вводился так называемый принцип контрсигнатуры, по которому акты, издаваемые королем, действительны только при наличии подписи соответствующего министра; 2) устанавливался принцип несменяемости судей.
  • 14) "Конституционный прецедент" неписаные, условные правила. Наиболее важными из утвердившихся в XVIII веке были: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.
  • 15) Ответственное правительство (Англия) это английский кабинет (конца XVIII в.) министров, который становится обособленным от короля высшим органом управления, состоящим из основных должностных лиц государства - лидеров парламентского большинства и коллективно ответственных перед парламентом.
  • 16) Вигиполитическая партия в Великобритании (XVIII в.). Она выражала интересы торгово-промышленной буржуазии. В середине XIX в. на ее основе сложилась.
  • 17) Либеральная партия. Ториполитическая партия в Великобритании (XVIII в.). Она выражала интересы крупных землевладельцев и финансовой буржуазии. В середине XIX в. на ее основе сложилась Консервативная партия.
  • 18) Акт о парламенте (1911г.) акт ограничивал полномочия палаты лордов. По новому положению для финансовых биллей согласия палаты лордов не требовалось, для нефинансовых - в случае трехкратного отклонения законопроекта на протяжении двух лет - он становился законом и без одобрения палаты лордов.
  • 19) Протекторат (конец XIX в.)форма колониальной зависимости. Формально независимые государства, имели ограниченный суверенитет в силу навязанных Англией договоров и присутствия колониальных войск (Афганистан, Кувейт, Ирак).
  • 20) Реальная собственность право собственности, к которой относились земли, растения, здания, документы.
  • 21) Акт "о мыльных пузырях" (начало XVII в.)издан был английским парламентом, по которому образование акционерных компаний без специального государственного разрешения не допускалось.
  • 22) Публичные компании (1908 г.)компании, которые могли беспредельно расширять свой капитал путем эмиссии и продажи акций, но обязаны были нести публичную ответственность.
  • 23) Частные компании, которые могли объединять не более 50 человек, сами формировать весь свой капитал, не могли продавать посторонним лицам свои доли, но не были связаны публичной отчетностью.
  • 24) Тризн разновидность преступления, измена.
  • 25) Фелония тяжкое уголовное преступление.
  • 26) Мисдиминор проступок.
  • 27) Англо-саксонская система права к ее характерным признакам можно отнести традиционную архаичность форм, превалирование судебного прецедента, как источника права, отсутствие кодификации и деления права на частное и публичное преступление.
  • 28) Декларация Независимости (1776г.) провозгласила суверенитет народа, выражающийся в республиканской форме правления.
  • 31 "Статьи конфедерации"
  • 29) (1781 г.) первая в истории США конституция. В статьях конфедерации отсутствовало понятие единого гражданства, каждое государство сохраняло за собой право содержать армию и флот, начинать войну (если подвергнется нападению), принимать и назначать послов, заключать договора и соглашения. Фактически это был лишь союз государств.
  • 30) Конституционный конвент (США) собрался в Филадельфии весной 1787г., состоял из 55 делегатов из 12 штатов. Единственной его целью было пересмотреть "Статьи конфедерации". Итогом 4-месячной работы стал текст конституции, которая действует в своих положениях и поныне.
  • 31) Конгресс (США) по конституции осуществлял законодательную власть, состоял из двух палат: палаты представителей и сената. Важнейшими полномочиями конгресса было принятие законодательства, прежде всего в области финансов.
  • 32) Президент (США) глава государства; он является главнокомандующим, имеет право помилования и отсрочки исполнения приговора, с согласия сената назначает высших должностных лиц страны, имеет право отлагательного вето.
  • 33) Верховный суд (США) возглавляет общефедеральную судебную систему. Члены Верховного суда назначались президентом с одобрения сената и исполняли свои полномочия пожизненно.
  • 34) "Билль о правах" (1791г.) (США) принципиальной его основой стало признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан; говорил о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями; гарантировал народу право ношения и хранения оружия; запрещал постой солдат в домах в мирное время без согласия их владельцев; провозглашал неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества; устанавливался суд присяжных, запрещал безвозмездное изъятие частной собственности.
  • 35) Дж. Вашингтон (1732-1799) 1-й президент США (1789-1797), главнокомандующий армией колонистов в Войне за независимость в Сев. Америке 1775-1783 гг. Пред. Конвента (1787) по выработке Конституции США.
  • 36) Губернатор выборный глава исполнительной власти.
  • 37) Гражданская война между "севером" и "югом" (1861-1865 гг.)Ее результатом стали ликвидация рабства и установление политического равенства всех граждан независимо от цвета кожи.
  • 38) Французская революция выделяют три основных этапа: 1) 14 июля 1789г.- 10 августа 1792г. - установление конституционной монархии; 2) 10 августа 1792г. - 2 июня 1793г.- установление республиканского строя; 3) 2 июня 1793г.- 27 июля 1794г. - якобинская диктатура.
  • 39) Декларация прав человека и гражданина (1789г.) (Франция) сформулировала основные принципы будущего общественно-политического и правового устройства. Декларация относила к "естественным и неотъемлемым" правам человека свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.
  • 40) Первая конституция Франции (1792 г.) Франция была объявлена конституционной монархией. Высшим органом государственной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем.
  • 41) Конвент высший орган государственной власти при якобинцах. Ему принадлежало право издания и толкования законов.
  • 42) Комитет общественной безопасности одна из комиссий Конвента. Наделенный правом расследования контрреволюционной деятельности, ареста и предания суду врагов республики, этот комитет стал одним из важнейших органов в системе якобинской диктатуры.
  • 43) Революционный трибунал занимал важное место в системе новой власти. В нем вводилось ускоренное судопроизводство, приговоры считались окончательными, а единственным наказанием была смертная казнь.
  • 44) Хартия 1830 г. новая конституция во время июльской монархии во главе с королем Луи-Филиппом. Хартия несколько расширила гражданские права, снизила имущественный и возрастной цензы для избирателей.
  • 45) Новая конституция 1848 г. (Франция)была принята при Второй республики. Объявляла основами республики семью, труд, собственность и общественный порядок.
  • 46) Парижская коммуна 1871 г. вошла в историю как первая попытка создать совершенный тип государства.
  • 47) Гражданский кодекс (ГК)единый законодательный акт, содержащий в систематическом изложении нормы гражданского права, направленные на регулирование имущественных и связанных с ними личных отношений.
  • 48) Уголовный кодекс (УК)систематизированный законодательный акт, который определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них. Состоит из общей части (принципы, относящиеся ко всем видам преступлений) и особенной (предусматривающей наказание за различные составы преступлений).
Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни Никитина Татьяна Исааковна

§ 4*. Становление права Нового времени в США

25 мая 1787 г. в американском городе Филадельфия открылся Учредительный конвент для выработки конституции. Бурные обсуждения продолжались почти четыре месяца. Дело шло успешно, не в последнюю очередь благодаря усилиям председателя конвента, будущего президента США Дж. Вашингтона. 17 сентября 1787 г. Конституция США была подписана большинством делегатов. Это была первая писаная конституция буржуазного государства, государства Нового времени. Она закрепила важнейшие особенности государства и права современной эпохи, в частности принципы демократии и разделения властей, ведущую роль права в регулировании общественных отношений.

В Европе первыми на путь становления буржуазных правовых отношений встали Нидерланды, Великобритания, Франция. Но, как считают ученые, буржуазная модель общественно-политического и экономического развития на ясной правовой основе была реализована наиболее последовательно в США.

Успехи страны сами американцы объясняют твердым следованием принципам свободного общества, демократии, справедливости, хозяйственной инициативы, самостоятельности, предприимчивости. Эти идеалы окрепли в период кризиса европейского абсолютизма, бурного экономического роста Старого и Нового Света, в век Просвещения и промышленной революции. С ликвидацией различных видов феодальной внеэкономической зависимости и несвободы появились широкие возможности для развития торговли, производства товаров и услуг, накопления капиталов. Для этого требовалась свобода труда, собственности, инициативы, передвижения…

Буржуазное право, находившееся на подъеме и развивавшееся под влиянием идей раннего либерализма, предоставило людям эту свободу. Оно сохранило единственную, но мощнейшую форму зависимости человека – зависимость экономическую: от материальных и финансовых потребностей, от тех, у кого есть деньги, работа и, следовательно, власть. Если средневековое право наряду с религией было призвано главным образом сдерживать произвол, усмирять подданных, подчинять их (отсюда его жестокий характер), то перед буржуазным правом вставали другие задачи. С одной стороны, нужно было в максимально возможной степени освободить граждан от всех форм личной зависимости, дать им свободу предпринимательской, производственной и коммерческой деятельности. С другой – что, может быть, важнее – гарантировать выполнение закрепленных в праве норм общественной жизни, в том числе и средствами весьма жесткого принуждения. Собственность стала главной общественной ценностью, объектом поклонения, фетишем, притягивавшим к себе жадные взоры и требовавшим усиленной защиты. Один пример. В американском фильме из истории первой половины XIX в. некий добрый христианин помогает чернокожей рабыне бежать от рабовладельца на свободный Север. Хозяин девушки наказывает его так, как было принято наказывать тех, кто покушался на чужую собственность: сжигает его дом, отнимает имущество.

Осмыслить и конституционно закрепить основы политической жизни в демократическом государстве предстояло жителям колоний одного из самых могучих европейских государств – Великобритании. Война за независимость 1775–1783 гг. сблизила различные в конфессиональном, национальном, имущественном и иных отношениях группы людей, населявших Северную Америку. Борьба за национальный суверенитет приблизила их к восприятию идей прав человека, гражданских и политических свобод. В политических настроениях победившего народа преобладали мотивы республиканизма, федерализма, конституционализма, демократии. Конечно, поначалу понимание демократии и равенства было весьма ограниченным. Например, сохранялось рабство. Вопрос о политических правах женщин не был актуален и не поднимался в общественной дискуссии. Никто даже не задумывался о политических правах чернокожих, коренных жителей Северной Америки. Но народом Соединенных Штатов в самом конце XVIII в. был сделан ясный выбор, в тех условиях очень нелегкий, в пользу демократического пути развития на основе верховенства права.

Не следует забывать, что в основе американской демократической правовой модели лежали идеи европейской либеральной политической философии, в частности, взгляды Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.

Первые руководители американского государства охотно использовали социальные, политические и правовые теории европейского Просвещения.

Америка стоит на свободе отдельной личности. На том, что абстракция – государство, теория, утопия – не вмешивается в жизнь конкретного, уникального человека… В Декларации независимости сказано не о счастье, а о «праве на поиски счастья». И каждый волен понимать эту фразу по-своему. Это и есть свобода, конкретная, реальная свобода человека жить так, как он хочет.

П. Вайль, А. Генис, литературоведы

История демократического государства в США началась с конституционного урегулирования проблем федеративного устройства, разделения полномочий между федеральным правительством и правительствами штатов. При этом центральная власть отнюдь не выглядела слабой в отношениях с местными властями. В известной степени она оказалась более эффективной, чем в тогдашних абсолютистских монархиях Европы, например во Франции и Испании.

Конституция устанавливала правила формирования законодательной, исполнительной и судебной властей путем демократических выборов. Избирался и глава государства – президент. Одним из важнейших достижений американской демократии стало то, что она избежала двух основных опасностей: полного подчинения законодательных органов власти непосредственному волеизъявлению избирателей, с одной стороны, и концентрации всей власти в одной из ее ветвей – с другой. Добиться этого удалось за счет всемерного укрепления федеральной (центральной) власти при разумном развитии местного самоуправления, что для нашей страны может служить полезным примером.

В целом не только в США, но и в других странах в Новое время право постепенно демократизировалось. По главным критериям и свойствам оно оказалось более прогрессивным, чем то, что ему предшествовало и существовало наряду с ним, оно оказалось адекватным идее правового государства. Реализовывался принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Суд все более освобождался от влияния сильных мира сего. Приобрел практическое значение принцип презумпции невиновности. В жизнь вошли юридические аксиомы, обеспечивающие справедливость взаимоотношений человека и закона: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др. Самое главное достижение юриспруденции Нового времени – реальность открытого, гласного суда. Цивилизованное судопроизводство резко снизило возможности для произвола, обеспечило защиту интересов личности даже в том случае, если человек находится в оппозиции к правящему режиму. Центральной темой истории права Нового и Новейшего времени является тема прав человека, о чем пойдет разговор в последующих разделах учебника.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие социально-экономические потребности определили основные черты буржуазного права?

2. В каком документе США закреплены правовые гарантии демократического пути развития? Как принимался этот документ?

3. Каково основное содержание Конституции США?

4. Какие идеи европейского Просвещения повлияли на становление американской демократической правовой модели?

5. Какие недостатки проявились в ранний период существования американского государства?

6. Какие демократические правовые процедуры закреплены в Конституции США?

7. Какие черты буржуазного права сделали его адекватным правовому государству?

Это интересно

В преамбуле к Конституции Франции, принятой в 1946 г. (действовала до 1962 г.), в частности, говорилось:

«На другой день после победы, одержанной свободными народами над режимами, которые пытались поработить… человеческую личность, французский народ снова провозглашает, что всякое человеческое существо без различия расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами. Он снова торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанные законами Республики…

Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной.

Всякий человек, преследуемый за свою деятельность в пользу свободы, имеет право убежища на территориях Республики…

Каждый человек может защищать свои права и свои интересы с помощью профсоюзной организации и присоединяться к профсоюзу по своему выбору.

Право стачек осуществляется в рамках законов, которые его регламентируют…

Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом государства».

Выдающиеся мыслители и правоведы Нового времени

Беккариа Чезаре (1738–1794) – итальянский просветитель, правовед. В трактате «О преступлениях и наказаниях» выступал против смертной казни, других устрашающих наказаний, пыток, отстаивал необходимость доказательности обвинения, соразмерности преступления и наказания.

Вашингтон Джордж (1732–1799) – первый президент США, главком армии колонистов в Войне за независимость, председатель Конвента по выработке Конституции США.

Гоббс Томас (1588–1679) – английский философ. Теоретик общественного договора. Лучшей формой государственного правления считал монархию. Заключая общественный договор, народ дает монарху власть над собой в обмен на закон. Монарх стоит над личностью и государством, но не вмешивается в частные дела подданных, их экономическую, хозяйственную деятельность.

Джефферсон Томас (1743–1826) – американский политический деятель, правовед. Автор проекта Декларации независимости США, статута «О религиозной свободе». С 1801 по 1809 г. – президент США.

Локк Джон (1632–1704) – английский философ, крупнейший теоретик либерализма как политического учения. Внес вклад в разработку теории правового государства. Личность ставил выше государства, доказывая, что человек от рождения обладает неотчуждаемыми правами – на жизнь, свободу и собственность. Государство подчиняется обществу, а общество– личности. Государство должно защищать права человека, а власть необходимо разделить на законодательную и исполнительную при ведущей роли законодательной.

Монтескье Шарль Луи (1689–1755) – французский просветитель. В книге «Дух законов» описал совокупность факторов, определяющих содержание и действенность права как регулятора жизнедеятельности людей. Крупнейший теоретик разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Наполеон! Бонапарт (1769–1821) – император Франции. Создатель Французского гражданского кодекса (1804), известного также как Кодекс Наполеона. Созданный под влиянием римского права и идей Французской революции, кодекс закрепил принципы равенства граждан перед законом, свободы распоряжения собственностью, последовательного проведения норм договорной свободы и др.

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью (из Декларации независимости США, 14 июля 1776 г.).

Исследуем документы

B Америке народ сам выбирает тех, кто создает законы, и тех, кто их исполняет; он же избирает суд присяжных, который наказывает нарушителей закона. Все государственные институты не только формируются, но и функционируют на демократических принципах. Так, народ прямым голосованием избирает своих представителей в органы власти и делает это, как правило, ежегодно, чтобы его избранники находились в более полной зависимости от народа. Все это подтверждает, что именно народ управляет страной. И хотя государственное правление имеет представительную форму, нет сомнения, что в повседневном управлении обществом беспрепятственно проявляются мнения, предрассудки, интересы и даже страсти народа.

В Соединенных Штатах, как во всякой стране, где существует народовластие, страной от имени народа управляет большинство. Это большинство состоит главным образом из добропорядочных граждан, которые либо по природе своей, либо в силу своих интересов искренне желают блага стране. Именно они постоянно привлекают к себе внимание существующих в стране партий, которые стремятся или вовлечь их в свои ряды, или же опереться на них (А. де Токвиль, французский историк и политолог).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Достоинства и недостатки буржуазного права.

2. Соответствовало ли покорение Дикого Запада и вытеснение индейцев принципам буржуазного демократического права?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История государства и права зарубежных стран автора Батыр Камир Ибрагимович

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги автора

Из книги автора

Раздел IV. Государство и право нового времени Эпоха Нового времени охватила относительно непродолжительный период - XVII–XIX вв. Однако в мировой истории государственных укладов и правовых институтов она стала важнейшей (с позиций современного представления об

Из книги автора

Становление американского права Основным историческим источником права США было английское общее право. Оно появилось в стране вместе с первыми английскими колониями. Возможность обращения к традициям общего права колонисты рассматривали в качестве одной из

Из книги автора

§ 60.3. Формирование нового права Французская революция заняла исключительное место среди революций Нового времени не только своим социальным размахом и кардинальным переустройством политической системы. В ходе ее было практически сломано старое право. Выработка новых

Из книги автора

44. Политическая мысль Нового времени Эпоха буржуазных революций в Европе положила конец средневековью, началось Новое время. У людей появилась возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о

  • 7. Основные признаки государства, отличающие его от самоуправления доклассового общества.
  • 8. Признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества.
  • 9. Причины возникновения права и его отличие от социальных норм первобытнообщинного строя.
  • 10. Критический анализ основных теорий происхождения государства и права.
  • 11. Проблема определения сущности государства в отечественной и зарубежной научной литературе.
  • 12. Понятие и признаки государства.
  • 13. Учение об исторических типах государства: формационный и цивилизационный подходы.
  • 14. Рабовладельческое государство и право.
  • 15. Феодальное государство и право.
  • 16. Буржуазное государство и право.
  • 17. Понятие формы государства.
  • 18. Форма правления: понятие и виды.
  • 19. Монархия как форма государственного правления: понятие и виды.
  • 20. Республика как форма государственного правления: понятие и виды.
  • 21. Форма государственного устройства: понятие и виды.
  • 22. Федерация как форма государственного устройства: основные принципы и виды.
  • 23. Понятие, структура и виды политических режимов.?
  • 24. Понятие и классификация функций государства.
  • 25. Характеристика основных функций современного российского государства.
  • 26. Формы осуществления функций государства.
  • 27. Понятие и основные черты механизма государства.
  • 28. Органы российского государства: понятие, виды и система.
  • 29. Основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.
  • 30. Понятие и структура политической системы общества.
  • 31. Место и роль государства в политической системе российского общества.
  • 32. Понятие, классификация и роль общественных объединений в политической системе.
  • 33. Основные формы взаимодействия органов государства и общественных объединений.
  • 34. Соотношение государства и права.
  • 35. Понятие и основные принципы правового государства.
  • 36. Основные проблемы формирования правового государства в России.
  • 37. Понятие, признаки и сущность права.
  • 38. Проблемы правопонимания в зарубежной и отечественной научной литературе.
  • 39. Государство, экономика, политика и право.
  • 40. Принципы права: понятие и классификация.
  • 41. Основные функции права.
  • 42. Понятие и виды социальных норм.
  • 43. Право и иные социальные нормы, их соотношение.
  • 44. Взаимодействие права и морали.
  • 45. Понятие и структура правосознания.
  • 46. Виды и уровни правосознания, его роль в жизни общества.
  • 47. Правосознание юриста: понятие и основные черты.
  • 48. Понятие, содержание и роль правовой культуры в жизни общества.
  • 49. Правовое воспитание как средство формирования правосознания и правовой культуры.
  • 50. Понятие и признаки норм права.
  • 52. Классификация норм российского права.
  • 53. Понятие правотворчества. Субъекты, стадии и принципы правотворческого процесса.
  • 56. Закон как форма права: основные признаки и виды законов.
  • 57. Понятие и виды подзаконных нормативных актов.
  • 58. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  • 59. Формы права, санкционированные государством.
  • 61. Понятие и структура системы права.
  • 62. Основания выделения и виды отраслей в системе права. Предмет и метод правового регулирования.
  • 63. Система права, система законодательства и правовая система. Их соотношение.
  • 64. Краткая характеристика основных отраслей российского права.
  • 60. Основные правовые системы современности.
  • 66. Понятие и основные формы реализации правовых норм.
  • 67. Понятие применения права и его основные черты.
  • 68. Стадии процесса применения норм права.
  • 69. Понятие и виды актов применения права.
  • 70. Пробелы в праве и пути их устранения.
  • 71. Понятие и социальное назначение толкования норм права.
  • 72. Основные способы толкования права.
  • 73. Виды толкования права. Толкование права по объему.
  • 74. Нормативный акт, акт применения права и акт толкования права. Их соотношение.
  • 75. Понятие и основные признаки правового отношения.
  • 76. Понятие и виды правоотношений.
  • 77. Субъекты правовых отношений: свойства и виды.
  • 78. Правовой статус личности: понятие и виды.
  • 79. Организации как субъекты правоотношений. Юридические лица.
  • 80. Содержание правоотношений: фактическое и юридическое.
  • 81. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения.
  • 82. Объекты правоотношений.
  • 83. Понятие и классификация юридических фактов.
  • 84. Понятие и основные черты законности.
  • 85. Основные принципы (требования) законности. Законность и целесообразность.
  • 86. Правопорядок: основные черты и соотношение с законностью.
  • 87. Система гарантий законности и правопорядка.
  • 88. Правомерное поведение: основные черты и виды.
  • 89. Понятие и основные признаки правонарушений.
  • 90. Понятие и виды правонарушений в российском обществе.
  • 91. Состав правонарушения.
  • 92. Понятие и основные признаки юридической ответственности.
  • 93. Цели, принципы и основания возникновения юридической ответственности.
  • 94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
  • 95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.
  • 96. Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии.
  • 16. Буржуазное государство и право.

    История и теория развития буржуазного государства и права заключает исторический опыт, который представляет интерес для современной России. Сегодняшняя Россия совершает переход к буржуазной государственности, поэтому исторический опыт, накопленный буржуазными государствами, очень важен для понимания путей развития российского государства и права. История свидетельствует, что буржуазное государство возникает в результате буржуазно-демократических революций XVI-XVIII вв. в странах Западной Европы. Возникновение буржуазного государства в различных страхах происходило по-разному. В Англии и Германии молодая буржуазия шла на определенный компромисс с дворянством. Следствием этого компромисса явилось возникновение буржуазного государства в форме конституционной монархии. В тех же странах, где буржуазные революции заканчивались решительной победой буржуазии, возникали буржуазные республики. Несмотря на многообразие политических форм буржуазное государство по сущности характеризовалось принадлежностью власти буржуазному классу. Буржуазия, приходя к власти, усовершенствовала машину государства и приспособило государство к осуществлению своих нужд. Экономической основой буржуазного государства являлся капиталистический способ производства (частная собственность и эксплуатация наемного труда). Появление самого буржуазного государства по сравнению с государством феодальным явилось историческим шагом вперед.

    Но с момента своего возникновения буржуазное государство не стоит на месте, оно находится в постоянном развитии, и история его развития сложна и дискуссионна. Развитие буржуазного государства рассматривается по трем основным этапам:

    1) период утверждения капитализма XVIв.-1871 г. Этот период характеризуется относительной прогрессивностью буржуазного общества и самой буржуазии как выразителя интересов большинства населения.

    2) период превращения капитализма в империализм 1871-1917 гг. В этот период происходило обострение социальных противоречий буржуазного общества, возникали экономические и политические кризисы, обострилась борьба между буржуазией и пролетариатом.

    3) период общего кризиса капитализма 1917 г. - настоящее время. Капитализм не выдержал критики. Именно в этот период буржуазное государство претерпело изменения. Оно приобрело опыт сглаживания социальных противоречий, стабилизировался институт буржуазной демократии, сложилось буржуазное гражданское общество на основе принципов свободы и правовой связанности государства в своей деятельности.

    Сущность буржуазного государства выражается в его основных функциях. Во внутренней функции буржуазное государство осуществляет:

    1) функцию регулирования межклассовых отношений (в советский период - подавление революционного движения);

    2) функцию охраны частной собственности;

    3) функцию идеологического воздействия, пропагандируемую через СМИ;

    4) фискальную (налоговую) функцию;

    5) функцию социально-бытовой работы, которая проявляется в заботе о различных слоях буржуазного общества путем установления пенсий, пособий;

    6) особую функцию - экономическую. История ее становления довольно поучительна. А. Смит писал, что "государство должно уподобляться ночному сторожу". Буржуазия на первых этапах боялась государственного вмешательства, однако кризисы, которые стали потрясать буржуазный строй, вынудили буржуазных экономистов и политиков пересмотреть свое отношение к государству. Возникла концепция Кейнса: разработка "рецептов" на предотвращение экономических кризисов. Он утверждал, что время, когда государство было "ночным сторожем" прошло, и государство должно осуществлять активную экономическую политику. Согласно этой концепции, эталоном осуществления государством экономической функции является:

    1) создание государственного сектора в экономике;

    2) выкуп убыточных частных предприятий и их переход под защиту государства, превращение их в элементы государственного сектора, не превышая 30% объема. Практическое развитие буржуазного строя выявило, что если к государству попадет более 30%, это ведет к застою в промышленности, а менее 30% не позволяют государству активно влиять на экономику;

    3) политика предоставления кредита для поощрения развития отдельных отраслей промышленности;

    4) осуществление системы заказов на производство определенной продукции;

    5) политика налогообложения, государство устанавливает цены, что способствует стабильности;

    6) попытки планирования и прогнозирования отдельных отраслей хозяйства.

    Во внешней деятельности буржуазное государство осуществляет функции:

    1) защиты своей территории;

    2) поддержания мира, сотрудничества с другими странам;

    3) охраны мирового порядка.

    Формы правления буржуазного государства достаточно разнообразны. Чаще всего это республики и монархии. Республика характеризуется тем, что во главе государства стоит выборный коллегиальный орган. Республики делятся на президентские и парламентские. В президентских республиках президент формирует правительство и руководит им в повседневной жизни. Парламентские республики характеризуются тем, что правительство ответственно перед парламентом, глава правительства избирается парламентом и подотчетен ему. В мире наблюдается тенденция к президентской форме правления. Буржуазные монархии характеризуются наследственным характером власти. Основные формы буржуазной монархии - дуалистическая и конституционная. При дуалистической монархии монарх назначает высших министров и чиновников и руководит ими. При конституционной монархии власть ограничена, но монарх обладает правом отлагательного вето, хотя выступает скорее как символ, олицетворяющий нацию. По формам государственного устройства буржуазные государства бывают федеральными и унитарными. Особенность буржуазной федерации состоит в том, что отдельные субъекты не могут выйти из нее. С точки зрения политического режима, как правило, в буржуазном мире режимы бывают демократическими и авторитарными. При демократическо-либеральном режиме: правовой характер деятельности, значительный объем прав и свобод. Авторитарные режимы возникают в результате прихода к власти военных или в результате исторического становления личной власти какого-либо политика.

    Буржуазное право выглядит как возведенная в закон воля класса капиталистов. Буржуазное право, как и государство, прошло достаточно сложный исторический путь развития. В нем наблюдались как периоды демократические, так и периоды кризиса. Буржуазия постаралась закрепить демократические права и свободы в конституциях и других законодательных актах. Буржуазная свобода трактуется как разрешение делать все, что не запрещено законом. Понимание буржуазной свободы воплотилось в принцип договоров. Важнейшей идеей буржуазного права является принцип законности. Он сложился в эпоху прихода к власти буржуазии. Развитие государства и общества привело не только к возникновению экономики и политики, но и кризисов законности - сложных и емких явлений. Их основные черты:

    1) издание законов, противоречащих конституции (чрезвычайные законы);

    3) судебный и административный произвол: рассмотрение юридических дел не на основе закона, а на основе политической целесообразности;

    4) использование армии для разгона собраний, митингов и т.п.

    Эти признаки можно проследить и в сегодняшней российской действительности. В истории России прослеживаются все основные черты кризиса законности, выражающегося в параде суверенитетов субъектов РФ, а также в "войне законов". Кризис законности - это не постоянное явление. Как свидетельствует развитие стран Западной Европы, вместе с экономической и политической стабильностью стабилизируется и правовая законность.

    Буржуазное право проходит в своем развитии деление всех правовых систем на англосаксонское право и континентальное право. Континентальное право базируется на кодификации, англосаксонское - это обычное право, базируется на судебном прецеденте. Англосаксонское право, в отличие от континентального, не знает деления на частное и публичное право. Особенностью континентальной системы является то, что оно организует свои институты на основе римского права, важнейшей чертой которого является защита частной собственности.

    Социалистическое государство и право

    Выбор редакции
    Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

    Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

    Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

    Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
    Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
    Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
    Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
    РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
    Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...