Чья подведомственность. Понятие подсудности в гражданском судопроизводстве


Подведомственность

относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Относимость определенных категорий дел к ведению различных гос-ных или иных органов и организаций, управомоченных в силу своей компетенции рассматривать соответствующие дела и разрешать их по существу. Каждый гос-ный вправе и обязан действовать в пределах собственной компетенции, т.е. рассматривать и разрешать только дела, подведомственные ему (отнесенные к его компетенции в силу прямого указания закона или иного нормативного правового акта). Установление П. означает получение ответа на вопрос, какой именно орган () правомочен разрешить данный вопрос по существу.

Напр., П. гражданских дел суду предполагает разграничение компетенции судов общей юрисдикции и др. судов, в т.ч. арбитражных и третейских судов, и определяется по правилам гл. 3 ГПК*. Согласно ст. 25 ГПК судам общей юрисдикции подведомственны: а) дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является , кроме случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов; б) дела по спорам, возникающим из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении между гос-ными предприятиями, учреждениями, организациями, кооперативными организациями, их объединениями, др. общественными организациями, с одной , и органами железнодорожного или воздушного транспорта, с др. стороны, вытекающие из соответствующих международных договоров; в) дела, возникающие из административно-правовых отношений, перечисленные в ст. 231 ГПК; г) , перечисленные в ст. 245 ГПК. Судам подведомственны и др. дела, отнесенные законом к их компетенции. Суды также рассматривают дела, в которых участвуют , иностранные предприятия и организации, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

П. дел арбитражному суду определяется по правилам ст. 22 АПК РФ*. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: а) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; б) между РФ и ее субъектами, а также между субъектами РФ.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры: а) о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами; б) об изменении условий или о расторжении договоров; в) о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; г) о признании права собственности; д) об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; е) о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения; ж) о возмещении убытков; з) о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов гос-ных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; и) о защите чести, достоинства и деловой репутации; к) о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке; л) об обжаловании отказа в гос-ной регистрации либо уклонения от гос-ной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в др. случаях, когда такая предусмотрена законом; м) о взыскании с организаций и граждан штрафов гос-ными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания; н) о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Помимо экономических споров рассматривает и иные дела, в т.ч.: а) об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; б) о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. В случаях, установленных АПК РФ и др. федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Федеральным законом могут быть отнесены к П. арбитражного суда и др. дела. От П. необходимо отличать .


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "подведомственность" в других словарях:

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ, подведомственности, мн. нет, жен. (офиц.). отвлеч. сущ. к подведомственный. Установить подведомственность этих дел. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - разграничение компетенции между различными орга нами. Каждое государственное учреждение или общественная организация вправе рассматривать и разрешать только те вопросы, которые отнесены к их ведению. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - относимость нуждающихся в государственно властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат… … Юридический словарь

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - (юридическое), разграничение компетенции между различными органами. Означает, что государственные учреждения (например, суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные законом к их ведению … Современная энциклопедия

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - разграничение компетенции между различными органами. Каждый из них (напр., суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные к его ведению … Большой Энциклопедический словарь

    подведомственность - ПОДВЕДОМСТВЕННЫЙ, ая, ое; вен, венна. Находящийся в ведении, в управлении кого чего н., подчинённый кому чему н. Учреждения, подведомственные министерству. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Подведомственность - разграничение компетенции между различными органами. Каждый из них (напр., суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные к его ведению. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

    подведомственность - сущ., кол во синонимов: 1 подчиненность (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Подведомственность - относимость определенных категорий дел к ведению различных гос ных или иных органов и организаций, управомоченных в силу своей компетенции рассматривать соответствующие дела и разрешать их по существу. Каждый гос ный орган вправе и обязан… … Энциклопедия права

    Подведомственность - (юридическое), разграничение компетенции между различными органами. Означает, что государственные учреждения (например, суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные законом к их ведению. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Подведомственность - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Понятие подведомственность употребляется в теории и законода … Википедия

Книги

  • Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика применения законодательства , Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров. В сборнике систематизированы материалы судебной и судебно-арбитражной практики применения норм ГПК РФ, АПК РФ и других федеральных законов, устанавливающих правила о подведомственности и…

Введение…………………………………………………………...………..3

1.Понятие подведомственности и подсудности гражданских дел……...5

2.Родовая подсудность в гражданском процессе………………………...9

3.Территориальная подсудность в гражданском процессе…………….13

Задача ……………………………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………..20

Список использованной литературы…………………………………….22


ВВЕДЕНИЕ

Подведомственность - относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанно­го органа или третейского суда.

Подсудность - это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.

Проблема подведомственности и подсудности гражданско-правовых споров занимает одно из самых актуальных мест в теории гражданского процесса. В настоящее время особую значимость этому вопросу придает осуществляемая в России административная реформа и реформа судебной системы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и характеристика подсудности и подведомственности гражданских дел и ее видов. Правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Очень важно уметь отличать подсудность от подведомственности. Подсудность представляет собой процессуальный институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы. В этом и есть отличие подсудности от подведомственности. Последняя, регулирует отнесение юридических дел к различным правоохранительным органам, в компетенцию которых входит их разрешение.

Тема, выносимая на рассмотрение, имеет некоторые общие аспекты с темой подсудности уголовных дел изучаемой в рамках курса «Уголовно-процессуальное право», а также с соответствующими темами административного права.

В правоприменительной деятельности, вопросы подведомственности и подсудности, оказывают первейшее влияние на весь ход гражданского судопроизводства, способствуют единообразному формированию практики применения законодательства, упорядочивают процедуру разрешения споров. В правоприменительной практике указанные институты определяют общие подходы к осуществлению правосудия, способствуют правильному пониманию и толкованию и применению норм процессуального права.

Основной задачей является изучение главы 3 (подведомственность и подсудность) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской федерации». При изложении материала в работе использовались новейшие нормативные акты, был проведен анализ Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и иных источников.

Теоретической базой данной контрольной работы являются научные труды представителей юридической науки М.Л. Викут, И.В. Решетникова, М. К. Треушникова и другие.


1.Понятие подведомственности и подсудности гражданских дел

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляют различные юрисдикционные органы, как государственные, так и негосударственные .

К государственным органам, которые осуществляют правосудие, относятся суды конституционные (уставные), суды общей юрисдик­ции, арбитражные суды и административные суды.

К негосударственным органам, имеющим право рассматривать гражданско-правовые споры, относятся смешанные органы (комис­сии по трудовым спорам) и общественные образования (третейские суды).

В некоторых случаях защиту гражданских прав и охраняемых зако­ном интересов специфическими методами осуществляют исполни­тельные федеральные органы и органы местного самоуправления, нотариат. Но действия таких органов по защите гражданских прав можно обжаловать в суд.

Коллективные трудовые споры рассматриваются в особом порядке, Предусмотренном гл. 61 ТК.

Таким образом, юридические вопросы разрешают различные госу­дарственные, смешанные и общественные органы, которые в силу ука­зания закона имеют на это право.

Подведомственность - относимость нуждающихся в государст­венно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанно­го органа или третейского суда.

Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, альтернативной, условной или определяемой по связи требований.

Исключительная подведомственность. Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами. Такой вид называется исключительной подведомственностью. Это понятие означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Условная подведомственность. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок образования комиссий по трудовым спорам, их компетенция, срок обращения в комиссию по трудовым спорам, порядок рассмотрения спора регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. ст. 384 - 389). Порядок разрешения коллективных трудовых споров также состоит из ряда этапов (ст. 401 Трудового кодекса РФ).

Подсудность - распределение дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, между судами - установление конкретного суда, который должен рассмотреть данное дело. Подсудность включает как компетентность, или власть, принадлежащую тому, или другому суду постановить решение по делу, так и соответствующую этой власти обязанность заинтересованных лиц подчиняться данному компетентному суду.

Подсудность - это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции .

В соответствии с ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции образуют федеральные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации (ст. 4).

Система федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней:

а) районные суды;

б) верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области (Еврейской), суды автономных округов;

в) Верховный Суд Российской Федерации.

Военные суды приравниваются либо к районным судам, либо к верховным судам республик, краевым, областным судам (ст. 26 ГПК РФ)

Подсудность гражданских дел судам определенного уровня судебной системы называется родовой подсудностью.

Все гражданские дела с точки зрения их родовой подсудности делятся на четыре типа: одни дела подсудны по первой инстанции мировым судьям, другие - районным судам, третьи - верховным судам республики, областным, краевым судам, городским судам городов Москвы и Санкт-Петербурга, суду автономной области, судам автономных округов, четвертые - Верховному Суду Российской Федерации.

Родовая подсудность определяется характером (родом) дела, предметом спора, иногда субъектным составом материального правоотношения (например, при усыновлении детей иностранцами).

По родовой подсудности происходит отграничение компетенции мировых судей от районных судов по рассмотрению дел по первой инстанции, районных судов от компетенции судов субъектов Федерации и последних - от компетенции Верховного Суда Российской Федерации.

В качестве признака определения подсудности, кроме рода дела, выступает также территория, на которой функционирует конкретный суд. Признак территории функционирования суда позволяет определять, какому из однородных судов (из множества районных либо судов субъектов Федерации) подсудно данное дело.

Этот вид подсудности называется территориальной (местной) подсудностью. Правила территориальной (местной) подсудности позволяют распределять гражданские дела для рассмотрения по первой инстанции между однородными судами.

В теории гражданского процессуального права территориальную подсудность разделяют на подвиды: общая территориальная подсудность, подсудность по выбору истца (альтернативная), исключительная подсудность, договорная подсудность и подсудность по связи дел.

Понятие подведомственности в гражданском судопроизводстве

Подведомственность - это отнесение спора о праве или иного юриди­ческого дела к компетенции определенного органа. Подавляющее боль­шинство таких дел разрешается судами, хотя, как будет показано в даль­нейшем, некоторые споры переданы в ведение других органов.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 129 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 219 ГПК).

Виды судов, рассмотривающие гражданские дела

В нашей стране существует несколько разновидностей судов, рассмат­ривающих дела в порядке гражданского судопроизводства: 1) суды общей юрисдикции;

2) арбитражные суды;

3) третейские суды.

Подведомственность подвергается определен­ной классификации в зависимости от наличия или отсутствия специаль­ных обязательных (или возможных) процедур в связи с передачей дела в суд. Если таких процедур нет и дело должно быть направлено непосред­ственно в определенный суд и никуда более, подведомственность именуется исключи­тельной. Она характерна для большинства дел, подлежащих судебному рассмотрению.

Иногда, однако, обращение в суд допускается лишь после того, как сторонами будет предпринята попытка урегулировать возникшие разно­гласия между собой. В таких случаях принято говорить об условной подведомственности.

В ряде ситуаций передаче дела в суд должно предшествовать его рас­смотрение в административном порядке.

Альтернативная подведомственность, когда дело, в принципе подлежащее судебному рассмотрению, может быть пе­редано на решение иного юрисдикционного органа по инициативе истца или по соглашению сторон. Например, гражданско-правовые споры, под­ведомственные как суду общей юрисдикции, так и арбитражному суду, могут быть переданы в третейский суд по взаимному согласию истца и ответчика.

Понятие подсудности в гражданском судопроизводстве

Один из основных вопросов, стоящих перед судьей, принимающим решение о возбуждении гражданского дела, - вопрос о подсудности, т.е. вопрос об определении пределов компетенции данного суда по рассмот­рению и разрешению данного дела.

Институт подсудности - разграничению компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы.

Систему судов общей юрисдикции в настоящее время составляют фе­деральные суды общей юрисдикции и суды обшей юрисдикции субъектов РФ. Система федеральных судов общей юрисдикции, в свою очередь, со­стоит из трех звеньев: 1) районные суды; 2) суды на уровне субъектов Федерации: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (городские суды Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов; 3) Верховный Суд РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции в соответствии с Законом о судебной системе и принятым в его развитие Федеральным конституци­онным законом "О военных судах Российской Федерации" относятся также военные суды. В систему военных судов входят гарнизонные воен­ные суды и окружные (флотские) военные суды, создаваемые по террито­риальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба. Выше­стоящей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является действующая в составе Верховного Суда РФ Военная кол­легия.

Подсудность подразумевает компетенцию судебных органов как судов первой инстанции. Институт подсудности, таким образом, имеет целью разграничение компетенции между различными судами, действующими в качестве судов первой инстанции. Общим для всех судов РФ является их полномочие разрешать гражданские дела в качестве суда первой инстан­ции. Однако каждый из них вправе рассматривать лишь те дела, которые законом отнесены к его компетенции.

Дифференциация компетенции судов общей юрисдикции зависит от рода дел, подлежащих разрешению, и от территории, на кото­рую распространяется юрисдикция того или иного суда. Соответственно различают два вида подсудности: родовую (предметную) подсудность и территориальную (пространственную, местную) подсудность.

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

Исключительная подве­домственность означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произве­дение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность

Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариаль­ном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Условная подведомственность

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых тре­бований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

Подсудность и подведомственность гражданских дел в судах общей юрисдикции.

Подведомственность - это отнесение спора о праве или иного юриди­ческого дела к компетенции определенного органа. Подавляющее боль­шинство таких дел разрешается судами, хотя, как будет показано в даль­нейшем, некоторые споры переданы в ведение других органов.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 129 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 219 ГПК).

Виды судов, рассмотривающие гражданские дела

В нашей стране существует несколько разновидностей судов, рассмат­ривающих дела в порядке гражданского судопроизводства: 1) суды общей юрисдикции; 2) арбитражные суды; 3) третейские суды.

Подведомственность подвергается определен­ной классификации в зависимости от наличия или отсутствия специаль­ных обязательных (или возможных) процедур в связи с передачей дела в суд. Если таких процедур нет и дело должно быть направлено непосред­ственно в определенный суд и никуда более, подведомственность именуется исключи­тельной. Она характерна для большинства дел, подлежащих судебному рассмотрению.

Альтернативная подведомственность, когда дело, в принципе подлежащее судебному рассмотрению, может быть пе­редано на решение иного юрисдикционного органа по инициативе истца или по соглашению сторон. Например, гражданско-правовые споры, под­ведомственные как суду общей юрисдикции, так и арбитражному суду, могут быть переданы в третейский суд по взаимному согласию истца и ответчика.

Понятие подсудности в гражданском судопроизводстве

Один из основных вопросов, стоящих перед судьей, принимающим решение о возбуждении гражданского дела, - вопрос о подсудности, т.е. вопрос об определении пределов компетенции данного суда по рассмот­рению и разрешению данного дела.

Институт подсудности - разграничению компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы.

Систему судов общей юрисдикции в настоящее время составляют фе­деральные суды общей юрисдикции и суды обшей юрисдикции субъектов РФ. Система федеральных судов общей юрисдикции, в свою очередь, со­стоит из трех звеньев: 1) районные суды; 2) суды на уровне субъектов Федерации: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (городские суды Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов; 3) Верховный Суд РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции в соответствии с Законом о судебной системе и принятым в его развитие Федеральным конституци­онным законом "О военных судах Российской Федерации" относятся также военные суды. В систему военных судов входят гарнизонные воен­ные суды и окружные (флотские) военные суды, создаваемые по террито­риальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба. Выше­стоящей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является действующая в составе Верховного Суда РФ Военная кол­легия.

Подсудность подразумевает компетенцию судебных органов как судов первой инстанции.Институт подсудности, таким образом, имеет целью разграничение компетенции между различными судами, действующими в качестве судов первой инстанции. Общим для всех судов РФ является их полномочие разрешать гражданские дела в качестве суда первой инстан­ции. Однако каждый из них вправе рассматривать лишь те дела, которые законом отнесены к его компетенции.

Суд как обязательный субъект гражданских процессуальных правоотношений. Состав суда. Отводы составу суда (основания). Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел.

Статья 7 ГПК РФ. Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел

Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных ФЗ случаях коллегиально.

В случае, если ГПК судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда .

Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов.

Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций суды рассматривают коллегиально .

Принцип сочетания единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел означает, что дела в суде первой инстанции рассматриваются коллегиально или единолично, в суде кассационной инстанции - коллегиально в составе трех членов суда, а в суде надзорной инстанции - коллегиально в составе не менее трех членов суда.

Все участники судопроизводства по конкретному гражданскому делу являютсясубъектами гражданских процессуальных правоотношений , возникших в связи с его рассмотрением.

Субъекты гражданского процессуального права занимают различное правовое положение, наделены неодинаковым кругом процессуальных прав и обязанностей. Поэтому по своей процессуальной роли, возможностям воздействия на ход гражданского процесса, по характеру заинтересованности в исходе дела все субъекты гражданского процессуального права делятся на три большие группы :

суды, т.е. органы, осуществляющие правосудие в его различных формах;

лица, участвующие в деле;

В каждом процессуальном кодексе России (ГПК, АПК, КАС) встречается термин «подведомственность дел», без расшифровки. Так что это такое?

С помощью этого института определяется уполномоченный на рассмотрение спора между лицами орган. Перед , до и в целом или с , нужно разобраться с подведомственностью. В законодательстве РФ такой термин не имеет определения.

Подведомственность можно определить как полномочия судов, арбитражных, третейских судов, нотариата, государственных органов разрешать определенные правовые вопросы. К примеру, может осуществляться с помощью обращения в комиссию. Нарду с этим, подведомственность — это возможность защитить свои права.

Рассмотрим подробнее принципы подведомственности дел и ее разновидности.

Разновидность подведомственности дел

По форме защиты выделяют следующие виды подведомственности:

  • судебная — заключается в компетенции различных видов судов (например, арбитражный суд, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ).
  • административная — полномочия административных органов (органов власти);
  • общественная — полномочия нотариата, третейских судов и иных органов, которые носят общественную, или смешанную общественную и государственную направленность.

Чаще всего термин подведомственность дел употребляется касательно судебной подведомственности. И эти правила обязан учитывать каждый, кто намерен обратиться в суд за защитой прав.

Судебная подведомственность дел

Включает несколько видов:

  • исключительная (единичная), когда рассмотрение дела является только компетенцией суда, и принятие решения иным органом исключено;
  • альтернативная, когда дело может быть рассмотрено по существу по выбору заявителя. В суде либо другом органе, определенном федеральным законодательством. В случае обращения в суд альтернативность утрачивается. Уполномоченный орган власти не вправе будет рассматривать спор. В случае обращения сначала в орган власти (как ), право на обращение в суд не утрачивается;
  • договорная – выбор органа происходит по желанию сторон (например, третейский суд);
  • императивная (условная) подведомственность дел, когда законом предусмотрен строгий порядок разрешения спора, т.е. соблюдение досудебного порядка.

Суды осуществляют правосудие исключительно исходя из подведомственности дел. При нарушении подведомственности, суд вынесет определение об . А если иск был принят, дело подлежит прекращению.

Следует заметить, при предъявлении в суд с искового заявления, содержащего несколько требований, часть которых относятся по подведомственности к судам общей юрисдикции, другая — к арбитражному суду, если разделение требований недопустимо, иск подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

При наличии возможности разделения исковых требований, судья выносит определение о принятии требований в части, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в удовлетворении в части, подведомственной арбитражному суду.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

Подведомственность дел отличается от подсудности. Последняя — разграничивает полномочия суда по рассмотрению спора в системе судов общей юрисдикции (мировой, районный, суд субъекта РФ, Верховный суд).

Суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские дела с участием граждан и организаций, органов власти, кроме тез дел, которые подведомственны арбитражным судам (подробности — ниже).

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ) судам общей юрисдикции подведомственны:

Судам также подведомственны другие дела, определенные законом к их компетенции. В суды общей юрисдикции РФ могут обращаться и иностранные граждане и лица без гражданства, но с учетом норм международного частного права.

Подведомственность дел арбитражным судам, дела административного судопроизводства

Арбитражные суды рассматривают только определенные категории дел, имеющих экономический характер и связанных с предпринимательской деятельностью. Во-первых, это определенный статус и у истца, и у ответчика (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель). Во-вторых спор должен быть связан с предпринимательской или экономической деятельностью. Безусловно, если предприниматель обращается с иском по личным вопросам (к примеру, расторжение договора купли-продажи жилья, используемого для проживания семьи).

Но есть ряд дел, которые рассматривают только арбитражные суды. Независимо от того, являются ли их участниками предприниматели. Это дела о несостоятельности (банкротстве), об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, о защите деловой репутации в предпринимательской сфере и т.п. (перечень приведен в ст. 29 АПК РФ).

Что касается подведомственности , их рассмотрение подсудно судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...