Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц


Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если сами­ми законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на сле­дующих основаниях:

По истечении срока действия акта, на который он был принят;

В связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (кос­венная отмена);

На основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве реализуется на основа­нии территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распро­страняются на данной территории.

В зависимости от юридической силы и иных характеристик действие нормативных актов может распространяться как на территории всего государ­ства (например, федеральные законы), так и на определенной ее части (на­пример, законы субъектов Российской Федерации).

Под государственной территорией принято понимать:

Сухопутную территорию (часть земной поверхности в пределах государ­ственных границ),

Внутренние и территориальные воды (море шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива),

Ее недра,

Воздушное пространство над ними,

Территории посольств,

Гражданские морские и воздушные суда под флагом государства в мо­мент их нахождения в открытом море или воздушном пространстве,

Военные корабли и летательные аппараты, где бы они ни находились.

В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства.

Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом.

Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их террито­риальных границ.

Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в преде­лах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.

Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сде­лок по некоторым делам о наследстве допускается использование иностран­ного законодательства.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управо­моченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять право­вые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территори­альными пределами функционирования актов.

На основании общего правила нормативные акты должны распростра­няться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотвор­ческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства).

На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в от­ношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организа­ций, иностранцев, лиц без гражданства.

Действие нормативных актов по кругу лиц не ограничивается территори­ей только своей страны: применяется принцип гражданства, согласно которо­му, например, граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблю­дать законы Российской Федерации.

Например, если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам Россий­ской Федерации, даже если это деяние не является преступлением в той стра­не, где он его совершил.

Для определения действия налогового законодательства по кругу лиц применяется принцип резидентства, согласно которому налоговые резиденты независимо от места своего нахождения обязаны соблюдать законодательство РФ о налогах и сборах.

Существуют и другие особенности действия нормативных актов по кругу

Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции право­творческого органа (например, Конституция РФ или УК РФ).

Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, во­еннослужащим, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, и т.д.).

Свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

Им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы и Вооруженных Силах России и т.д.);

Представители иностранных государств (главы государств и прави­тельств, дипломатический персонал, сотрудники посольств и члены их семей) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правона­рушения, совершенные на территории РФ, решается дипломатическим путем.

Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами зако­нодательства двух и более государств.

Беженцы, покинув свою страну в силу каких-то чрезвычайных обстоя­тельств (преследование, стихийное бедствие, военные действия), также стано­вятся субъектами правоотношений нескольких государств.

В отличие от них вынужденные переселенцы (перемещенные лица) поки­дают (по разным причинам) не суверенное государство, а какой-либо регион данной страны.

Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативно-правовых актов, для всех в России в соответствии с Конституцией РФ признается и га­рантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека со­гласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Контрольные вопросы и задания

1. Дополните предложение: «Нормативные акты имеют..., ... и... преде­лы своего функционирования».

2. Чем обусловлено действие нормативного акта во времени?

3. Дополните следующие предложения:

- «Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты па­лат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей террито­рии РФ по истечении. дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен вступления их в силу».

- «Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на

следующих основаниях: по.............................. , на который он был принят; в... с...

Ранее. (косвенная отмена); на. . . конкретного органа об.

Акта (прямая отмена)».

4. На основании каких принципов реализуется действие нормативного ак­та в пространстве?

5. Дополните следующие предложения:

- «Территориальный принцип предполагает действие нормативного акта в пределах. или. .. функционирования. ., полномочия которого рас­

пространяются на данной территории».

- «В зависимости от юридической силы и иных характеристик действие нормативных актов может распространяться как на. . . (например, феде­ральные законы), так и. . . . (например, законы субъектов Российской

Федерации)».

6. Что принято понимать под государственной территорией?

7. Дополните следующие предложения: «В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета. законода­тельства.

Акты. органов действуют в пределах территориальных границ федера­ции в целом.

Акты. федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ.

Нормативные акты. . . действуют в пределах административных

границ каждого из этих органов».

8. Что такое экстерриториальный принцип действия нормативных актов?

9. Что означает действие нормативных актов по кругу лиц?

10. Дополните следующие предложения:

- «На основании общего правила нормативные акты должны распростра­няться, которые находятся на территории (как на госу­

дарства, так и на... и лиц)».

- «На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении, ... органов, ... организаций, ..., ».

11. Что означает принцип гражданства в действии нормативных актов по кругу лиц?

12. Что означает принцип резидентства в действии нормативных актов по кругу лиц?

13. Дополните следующие предложения:

- «Существуют и другие особенности действия нормативных актов по кругу лиц.

Так, некоторые акты могут иметь значение для всех. и. ., находя­

щихся на территории юрисдикции правотворческого органа (например, Кон­ституция РФ или УК РФ).

Другие нормативно-правовые акты могут иметь. . и адресоваться

лишь. . лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, лицам, прожи­

вающим в районах Крайнего Севера, и т.д.)».

- «Свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

Им........................... права и обязанности (право избирать и быть избранны­

ми в государственные органы, обязанность службы и Вооруженных Силах России и т.д.);

Представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал, сотрудники посольств и члены их семей) наделя­ются правом. . (.).

Вопрос об их уголовной и административной ответственности за право­нарушения, совершенные на территории РФ, решается... путем».

14. Адресатами какого законодательства являются лица с двойным граж­данством (бипатриды), беженцы и вынужденные переселенцы?

15. Составьте список литературы по вопросу 2.5. («Действие норматив­ных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц »), используя базу дан­ных научно-технической библиотеки СГАУ, а также источники других биб­лиотек, различные Интернет-ресурсы.

Пространстве и по кругу лиц

Для правильного применения нормы права крайне важно знать пределы ее действия. Пределы действия норм права определяются, как правило, пределами действия нормативного правового акта͵ в которых данные нормы содержатся.

В теории права выделяют три параметра, определяющие пределы действия нормативного правового акта: действие во времени, в пространстве и по кругу лиц .

Действие нормативного правового акта во времени ограничено моментом его вступления в силу и моментом утраты юридической силы.

Обязательным условием вступления нормативного правового акта в юридическую силу является его официальное опубликование .

По общему правилу федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10= т и д н е й после дня их официального опубликования.

Из этого общего правила есть ряд исключений .

1. Иной порядок вступления в силу должна быть установлен в самом нормативном правовом акте или в специальном сопутствующем документе (к примеру, в Федеральном законе от 29 декабря 2004 ᴦ. № 191-ФЗ ʼʼО введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерацииʼʼ). При этом должна быть установлен как более длительный, чем общий, срок вступления нормативно-правового акта в силу, так и сокращенный. Установление сокращенных, по сравнению с общим, сроков вступления нормативных правовых актов в силу не должно становится правилом для правотворческого органа, так как не обеспечивает населœению возможность своевременного ознакомления с новыми нормами права.

Срок вступления в силу нормативного правового акта может устанавливаться путем указания определœенной даты или периода, по истечении которого акт вступает в силу. Требования к порядку вступления нормативных правовых актов, регулирующих те или иные общественные отношения, бывают установлены в основном документе, регулирующем данную сферу. Так, в соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

2. Нормативным правовым актом или специальным сопутствующим документом должна быть предусмотрено поэтапное, дифференцированное вступление в силу этого акта. В таком случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статьей обозначаются определœенными сроками либо связываются с наступлением определœенных условий. К примеру, статей 13 Федерального закона от 30 ноября 1994 ᴦ. № 52-ФЗ ʼʼО введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерацииʼʼ предусматривалось, что глава 17 ГК РФ вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса РФ.

3. В соответствии с пунктами 5, 6 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 ᴦ. № 763 ʼʼО порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной властиʼʼ акты Президента и Правительства Российской Федерации, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера вступают в силу со дня их подписания, а аналогичные ведомственные нормативные правовые акты - со дня их государственной регистрации в Минюсте России, в случае если самими актами не установлен более поздний срок.

Важно отметить, что нормативные правовые акты Российской Федерации вступают в силу одновременно на территории всœей Российской Федерации. Вместе с тем нормативным правовым актом должна быть установлен и иной порядок, когда предусматривается для разных субъектов Российской Федерации различные сроки вступления акта в силу.

Что касается нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, то общие требования к порядку их принятия и вступления в силу установлены статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 ᴦ. № 184-ФЗ ʼʼОб общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерацииʼʼ. Так, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации должны быть обнародованы. Порядок обнародования должен устанавливаться конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

При этом крайне важно помнить, что в случае, в случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен иной порядок вступления таких актов в силу, то применению подлежит федеральный закон.

Субъектами Российской Федерации, как правило, устанавливаются следующие основные правила вступления нормативных правовых актов в силу :

· Нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования;

· иные нормативные правовые акты, как правило, вступают со дня их официального опубликования;

· в ряде субъектов нормативно-правовые акты вступают по истечении определœенного срока после официального опубликования (к примеру, акты Президента Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия вступают в силу одновременно на всœей территории Республики Бурятия по истечении десяти календарных дней после их официального опубликования);

· подзаконные нормативные правовые акты, как правило, вступают со дня их подписания (к примеру, постановления Правительства Санкт-Петербурга, не затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, указы Президента Республики Татарстан);

· иной порядок вступления в силу должна быть установлен самим нормативным правовым актом.

Вступление нормативных правовых актов со дня их подписания допустимо только при условии, что такие акты не затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина. В противном случае в соответствии со статей 15 Конституции Российской Федерации они не влекут юридических последствий и не подлежат применению.

Порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления должен определяться уставом муниципального образования.

Как правило, уставами и муниципальными правовыми актами преимущественно закрепляется момент вступления в силу нормативного правового акта органа местного самоуправления - со дня официального опубликования. Иной порядок вступления акта в силу должна быть предусмотрен самим актом при условии его опубликования.

Следующим важным моментом для установления пределов действия во времени является момент утраты нормативным правовым актом силы (прекращения его действия). Существуют следующие способы прекращения действия нормативных правовых актов:

1. Прямая отмена нормативного правового акта. Этот способ наиболее целœесообразен для правильного применения норм права. Здесь содержится указание на время прекращения действия официального документа.

2. Фактическая отменаданного нормативного правового акта другим нормативным правовым актом, принятым по тому же вопросу. Данный способ достаточно часто имеет место, однако отсутствие прямого указания на отмену нормативного правового акта или на его отдельных положений нередко приводит к затруднениям на практике, поскольку полная ясность для правоприменителя относительно действий того или иного документам во многих случаях не наступает. Проблема также состоит по сути в том, что законодательно не установлены сроки приведения федеральных нормативных правовых актов в соответствии с вновь принятыми актами. В результате возникают коллизии норм права.

3. Истечение срока,на который был принят нормативный правовой акт, в случае если такой срок был установлен.

4. Изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативные правовые акты. Так, утратили смысл и в связи с этим прекратили свое действие без специальной отмены многие нормативные правовые акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания.

5. В соответствии со ст.125 Конституции Р Ф нормативный правовой акт или его отдельные положения утрачивают силу в случае признания их неконституционными Конституционным Судом Российской Федерации, а также он должна быть признан недействующим в порядке судебного контроля, осуществляемого судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

По общему правилу нормативный правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после его вступления в силу, до момента утраты им юридической силы.

Из указанного правила есть два исключения: обратная сила нормативного правового акта и ʼʼпереживаниеʼʼ нормативного правового акта.

Обратная сила нормативного правового акта состоит по сути в том, что вновь принятый акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли до его вступления в силу. Нормативный правовой акт может иметь обратную силу в случае прямого указания на это законодателя. К примеру, статья 11 Федерального закона ʼʼО введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерацииʼʼ предусматривает, что действие статьи. 234 ГК РФ (ʼʼПриобретательная давностьʼʼ) распространяются и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года (дата введения в действие ГК РФ) и продолжается в момент введения в действие части первой ГК РФ.

Обратная сила всœегда придается нормативным правовым актам, смягчающим или устраняющим ответственность за совершение правонарушения. Это положение закреплено в статье 54 Конституции Российской Федерации и конкретизируется в специальных отраслевых нормативных правовых актах (к примеру, в ч. 1 ст. 10 УК РФ).

В целях недопущения ухудшения положения граждан в законодательстве установлены и ограничения на придание нормативному правовому акту обратной силы . Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 54 и 57), принцип обратной силы не может применяться к законам, которые устанавливают или отягчают ответственность, а также вводят новые налоги или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков. Ограничения на придание нормативному правовому акту, устанавливающему или отягчающему ответственность, обратной силы нашли закрепление и в ряде международных документов (ч. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах).

По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним нормативным правовым актом правовых последствий можно выделить простую и ревизионную обратную силу . При ревизионной - действие нормативного правового акта распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий. Так, в связи с принятием в 60-х годах нового гражданского законодательства требовался пересмотр договоров купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания.

Простая обратная сила нормативного правового акта пересмотра юридических последствий не предполагает.

ʼʼПереживаниеʼʼ нормативного правового акта состоит по сути в том, что отмененный акт продолжает действовать и после утраты им юридической силы . ʼʼПереживаниеʼʼ нормативного правового акта может иметь место, в случае если для приведения старых общественных отношений в соответствие с новым нормативным правовым актом требуется определœенный срок. К примеру, в соответствии с пунктом 2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Пределы действия нормативного правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативный правовой акт может действовать на всœей территории государства, на какой-то определœенной части страны (к примеру, Федеральный закон от 31 мая 1999 ᴦ. № 104-ФЗ "Об особой экономической зоне Магаданской областиʼʼ) и - в отдельных случаях - за пределами государства (к примеру, Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Как правило, нормативные правовые акты распространяют свое действие на всю территорию государства. Это правило вытекает из характеристики власти государства как власти суверенной. К территории государства обычно относят: сухопутное пространство, недра земли в пределах государственных границ; внутренние воды; территориальные воды; континœентальный шельф; воздушное пространство над сушей и водным пространством и т.д. Вместе с тем, выделяют условную территорию государства (военные суда под флагом государства; гражданские морские, речные, воздушные суда под флагом государства, находящиеся в водах или в воздушном пространстве данного государства либо нейтральных водах или в международном воздушном пространстве; территории посольств, миссий, консульств государства за рубежом и др.).

Наиболее важное значение проблема территориального действия нормативных правовых актов приобретает в федеративных государствах. Пространство, на котором действует данный акт, определяется компетенцией правотворческого органа, его местом в системе органов государства. Так, федеральными органами государственной власти могут приниматься нормативные правовые акты:

Обязательные к исполнению на всœей территории РФ;

Действующие на ограниченной части государства.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать нормативные правовые акты, действие которых распространяется на всю территорию такого субъекта или на ее часть (к примеру, закон субъекта Российской Федерации об утверждении границ муниципального образования). Акты органов местного самоуправления действуют в пределах границ соответствующих муниципальных образований. При этом такие акты также могут распространяться на территорию муниципального образования или на ее часть (к примеру, генеральный план посœелœения, принятый к части территории посœелœения).

Из общего правила действия нормативных правовых актов в пространстве есть исключение - так называемое ʼʼэкстерриториальное действиеʼʼ , суть которого состоит в распространении действия нормативных правовых актов государства за его пределами. Как правило, экстерриториальность проявляется в отношениях с иностранными гражданами и организациями, а также с гражданами и организациями, находящимися за границей. К примеру, в соответствии со статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации граждане и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации, в случае если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

Пределы действия нормативного правового акта по кругу лиц определяются кругом субъектов, на которых распространяются предписания такого акта.

Как правило, действие нормативных правовых актов распространяется на всœех субъектов, находящихся на соответствующей территории. При этом из этого правила существует ряд исключений.

1. Действие нормативного правового акта может распространяться только на определœенную группу лиц (к примеру, Федеральный закон от 24 ноября 1995 ᴦ. № 181-ФЗ ʼʼО социальной защите инвалидовʼʼ, Федеральный закон от 27 мая 1998 ᴦ. № 76-ФЗ ʼʼО статусе военнослужащихʼʼ и др.). Такие акты могут предусматривать наделœение данных категорий лиц специфическими правами, льготами, налагать на них обязанности, применять к ним специфические меры ответственности.

2. Ряд нормативных правовых актов распространяется только на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев. Лица без гражданства и иностранные граждане не бывают участниками целого ряда правоотношений, они не имеют тех прав и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства (большинство избирательных и политических прав, право занимать государственные должности, служба в вооруженных силах и др.). К данным категориям лиц предъявляются определœенные требования пребывания их на территории государства и т.д.

3. Действие норм уголовного, административного законодательства, а также ряда других законодательных актов Российской Федерации не распространяются на дипломатических представителœей иностранных государств и членов их семей, которые в соответствии с нормами международного права пользуются дипломатическим иммунитетом.

Ряд особенностей привлечения к административной и уголовной ответственности установлен в отношении отдельных категорий граждан (члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы). Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 8 мая 1994 ᴦ. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не бывают привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (гл. 52) предусмотрены особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судей, прокуроров, следователœей, адвокатов и др.).

Пространстве и по кругу лиц - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Пространстве и по кругу лиц" 2017, 2018.

  • 5. Наличие системы права (право издавать законы).
  • 6. Гос-во имеет символы и атрибуты (герб, флаг, гимн).
  • 6. Государство и политические партии.
  • 7. Власть как признак государства. Отличие государственной власти от иных форм властвования.
  • 8. Понятие и классификация функций государства. Пределы государственного вмешательства в сферу гражданского общества.
  • 10. Формы государственного правления.
  • 11. Формы государственного устройства.
  • 12. Место и роль государства в политической системе общества.
  • 13. Типология государства. Множественность подходов.
  • 14. Политический режим.
  • 1. Демократический
  • 2. Антидемократический (авторитарный, тоталитарный, фашистский и др.)
  • 15. Политическая система общества: понятие и структура.
  • 16. Правовое государство: понятие, признаки.
  • 17. Соотношение и взаимосвязь государства и права.
  • 19. Соотношение права и закона.
  • 20. Легализация и легитимация государственной власти.
  • 21. Понятие правовой системы. Виды правовых систем современности.
  • 22.Деформация правосознания. Правовой нигилизм и пути его преодоления в рф.
  • 23.Принципы права: понятие, виды.
  • 24.Функции права: понятие, виды.
  • 26.Правотворчество: принципы, формы стадии.
  • 27. Нормативно- правовой акт. Понятие, виды.
  • 28. Сущность права. Назначение права в обществе.
  • 29. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  • 30. Систематизация нормативных актов и ее виды.
  • 31. Юридическая техника.
  • 32.Прававое регулирование: понятие, предмет стадии. Способы и типы правового регулирования.
  • 33. Механизм правового регулирования
  • 34.Соотношение права и морали.
  • 35.Механизм государства: понятие, значение, структура.
  • 36.Норма права: понятие, признаки, виды.
  • 37.Структура правовой нормы и способы её изложения в законе.
  • 38.Понятие правового отношения его структура.
  • 39.Правовой статус: понятие и структура. Виды правового статуса.
  • 40.Социологический и психологический подходы к понятию права.
  • 41,42.Субъективное право: понятие, структура, значение и юридическая обязанность.
  • 43.Юридические факты их классификация. Фактический состав.
  • 44,45.Реализация права: понятие виды. Применение права: понятие стадии.
  • 46.Пробелы в праве и пути их восполнения.
  • 47.Акты применения права: понятие, виды, структура. Требования к актам применения права.
  • 48,49.Толкование права: понятие, виды толкования по объему. Способы толкования.
  • 50. Виды толкования по субъектам.
  • 51.Правомерное поведение: понятие, виды, значение.
  • 52.Правонарушение, его состав. Виды правонарушений.
  • 53.Юридическая ответственность: понятие, основания и виды.
  • 54.Правовое сознание, его роль в правовом регулировании.
  • 55.Правовая культура: понятие, виды.
  • 56.Законность: понятие и принципы.
  • 57.Законность и правопорядок.
  • 58.Гарантии законности.
  • 59.Единство государственной власти и её разделения на «ветви».
  • 60.Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
  • 62. Государство и церковь(конфессии).
  • 16,63.Проблемы создания правового государства.
  • 64.Социальное государство и его функции.
  • 65.Государство и гражданское общество.
  • 66.Нормативистская теория.
  • 67.Юридические коллизии и их разрешение.
  • 68.Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  • 69.Тгп в системе юридических наук.
  • 70.Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения.
  • 29. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Определить действие НПА – значит установить с какого времени он вступил в силу и с какого времени прекратил свое существование.

    НПА может вступить в силу:

    Со дня принятия правотворческим органом

    По истечении установленного срока после его опубликования (зак-ны через10 дней, указы через 7)

    Со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие;

    С момента подписания (характерно для подзаконных актов);

    С даты фактического получения акта исполнителями (характерно для подзаконных актов);

    С даты утверждения (регистрации) акта.

    Установление точного времени вступл. в силу важно, т.к. лишь с этого момента, его предписания подлежат исполнению. Новый НПА распространяет свое влияние только на те отн-ния, которые возникают после его вступл. в силу.

    НПА утрачивают силу

    По истечении срока действия акта;

    В связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший акт

    На основании прямого указания компетентного органа о его отмене.

    Закон обратной силы не имеет (ретроактивность) (общее правило).

    Исключение:

    В самом законе говорится о том, что его нормы имеют обратную силу;

    Если закон смягчает или устраняет ответственность.

    Действие законов в пространстве (по территории)

    Пределы действия определяются территорией, на которую распространяется суверенная власть конкретного государства, либо территорией, указанной в самом законодательном акте районы Крайнего Севера и т.д.)

    Выделяются : - территориальное действие;- экстерриториальное действие (за пределами гос-ва)

    Территория гос-ва – это земная, водная поверхность, воздушн. пространство, недра в пределах госуд. границы, в том числе территор. вод, континентальных шельфов.

    Условная территория – это посольства, консульства, терр. воинских подраздел. дислоцируемых за границей, терр. гр. кораблей, салоны возд. судов наход. на нейтр. терр. и иных.

    Действие законов по кругу лиц

    Распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений в отношении официальных представителей других государств, дипломатов и других лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.

    Исключения :

    1. лица пользующиеся правом экстерриториальности, дипломатического иммунитета

    2. Иностранцы, лица без гражданства не могут быть субъектами некот. прав по законодат. страны пребывания.

    3. Гражданин одного гос-ва наход на территор. др. гос-ва и совершивший преступлен. м.б. привлечен к ответственности в стране пребывания и в стране гражданином кот. он является.

    4. Специальные субъекты права, на кот. кроме общих норм распростран. еще и спец. прав. нормы, кот. не имеют значения для всех др. граждан.

    30. Систематизация нормативных актов и ее виды.

    Систематизация НПА – это деятельность направленная на упорядочение, приведение действующих нормативно-правовых актов в единую, согласованную, цельную систему.

    Значение : В рез-те систематиз. устран. противоречия м/у правовыми нормами, отмен. или измен. устаревшие нормы и созд. новые более совершенные, отвеч. потребн. общественного развития.

    Виды систематизации законодательства: кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.

    Учет – это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии НПА, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необход. прав. информации в массиве актов взятых на учет.

    Учет осущ. практически всеми гос. органами и юр. лицами, для удовлетв. собств. портебн. а правовой информ, либо в коммерч. целях для обеспеч прав. инф. иных субъектов.

    Для быстрого находж. прав. инф. при учете созд. информац-поисковые системы, т.о. задачей учета явл. сбор и поддерж. НПА в сост. позволяющ. оперативно находить нужную прав. инф.

    Кодификация - форма систематизации, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт.

    Признаки кодиф:

    1. кодифик. деят-тью заним. только компет. правотворч. органы

    2. В рез-те кодиф. созд. новый НПА включ. нормы существенно отлич. от ранее действовавших

    3. Кодиф. акт явл. сводным актом, т.к. в нем сводятся во едино нормы находивш. ранее в разл. актах, но регулир. одну и ту же сферу общ. отношений.

    4. Кодиф. акт явл. основным среди актов, кот. действ. в данной сфере общ. отношений. Он регулирует важную, значительную область общ. отношений.

    5. Рассчитан на длительное время действия.

    Виды: Основы законодательства; Кодексы; Уставы; Положения; Регламенты.

    Инкорпорация - форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания.

    Виды инкорпорационных актов

    Сборник;

    Собрания;

    Свод законов.

    Виды инкорпорации

    по субъекту:

    Официальная - издание компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений;

    Неофициальная - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, учеными, практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов.

    По способу упорядочения:

    Хронологическая - форма систематизации, при которой упорядочение производится по времени опубликования и вступления в законную силу НПА.

    Систематическая (предметная) - упорядочение действующих НПА по предметному признаку, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.

    Консолидация – множественность НА преодолевается путем их сведения в один укрупненный акт. Новый укр. Акт полностью заменяет вошедшие в него НА поскольку заново принимается компетентным правотворч. органом.

    Не меняется содержание правов. регулир. обществ. отношений. Все норм. установленые ранее принят. актов объед. в новом акте без изменений. В лучшем случае провод. их редакционная правка. Устраняются противоречия, повторы, длинноты фразы и т.д.

    Отличается от инкорп. конечным рез-м, т.е. появляется вновь созд. акт., акты утрачивают свою силу.

    Нормативные акты, содержащие нормы гражданского , под-лежат обязательному официальному опубликованию. Такое опублико-вание важно и для определения момента вступления соответствую-щего акта в силу, и для ознакомления с содержанием его правил всех участников правоотношений. Кроме того, официальное опубликова-ние содержит и официальный (общеобязательный) текст такого акта, которым надлежит руководствоваться.

    Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей территории РФ. При этом по общему правилу они не имеют обратной си-лы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК).

    Это традиционное для всякого развитого правопорядка положение имеет, однако, и ряд необходимых исключений:

      1. сам гра-жданский закон может предусмотреть распространение своего действия и на отношения, возникшие до вступления его в силу;
      2. если закон изменил продолжительность давностного срока по какому-либо требованию, возникшему до введения его в действие, но предъявленному в суд после этого момента, то соответствии с общим правилом п. 2 ст. 4 ГК новый закон применяет-ся к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его в действие, но на основе существовавших до этого момента правоот-ношений. Следовательно, требование, предъявленное в суд после введе-ния в действие нового закона, подпадает под действие новых давностных сроков, хотя его основой и служит ранее возникшее правоотношение.

    Особые правила предусмотрены для договоров, заключенных до вве-дения в действие нового закона (устанавливающего в этом отношении обязательные, императивные предписания), но исполняемых после этого момента. С тем чтобы обеспечить точное, надлежащее исполнение взя-тых на себя сторонами договора обязательств, отражающее важнейший принцип договорного права, закон сохраняет здесь силу за условиями ранее заключенного договора (п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 422 ГК), несмотря на их противоречие новым императивным правилам. Тем самым в сущности как бы продлевается действие старого, ранее действовавшего законода-тельства, на котором основывались условия заключенных договоров.

    Конечно, в новом законе может быть прямо предусмотрено распро-странение его действия и на отношения, вытекающие из ранее заклю-ченных договоров. Например, Закон о введении в действие части вто-рой ГК РФ в ч. 1 ст. 8 распространил действие правил Кодекса об ос-нованиях, последствиях и порядке расторжения договоров отдельных видов на все действующие договоры независимо от даты их заключе-ния. В этом случае общее правило п. 2 ст. 422 ГК не применяется.

    Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц

    Федеральный характер гражданского законо-дательства предопределяет его действие на всей территории РФ. Ограничение территориального действия правил, регулирующих имущественный оборот, может вводиться лишь феде-ральным законом и только в случаях, когда это необходимо для:

      • обес-печения безопасности государства;
      • защиты жизни и здоровья людей;
      • охраны природы и культурных ценностей (абз. 2 п. 3 ст. 1 ГК).

    Правила гражданского законодательства распространяются на со-ответствующие отношения российских субъектов гражданского права:

      1. , юридических лиц и публично-правовых образований;
      2. иностранцев, лиц без и иностранных юридических лиц (применяются также к гражданским правоотношениям с учас-тием данных лиц,если иное не предусмотрено федеральным законом - абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК; условия и порядок такого применения регулируются нормами меж-дународного частного права - см. разд. VI ГК).

    Федеральный закон сам может установить ограничения сферы сво-его применения определенным кругом лиц. Так, Федеральный закон «Об акционерных обществах» до определенного им момента не распространяет действие ряда своих правил на акционерные общест-ва, созданные в результате

    Под действием закона понимается «обязательность исполнения закона в течение определенного времени, на определенной территории (в пространстве) и в отношении конкретного круга лиц, организаций, и иных субъектов права» .

    Точное установление границ действия законов является первейшим условием правового регулирования. От того, когда вступает в действие закон, на какую территорию он распространяется, в определенной степени зависит его эффективность, достижение целей правового регулирования. Так, чрезмерно быстрое (после утверждения) введение в действие крупного и сложного закона может вызвать затруднения в работе органов государственной власти, поставить в невыгодное положение отдельных субъектов, повлечь за собой трудности в решении практических вопросов.

    Действие законов во времени. Законы начинают действовать с момента вступления их в силу.

    Словарь русского языка определяет время как «1) продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами; 2) промежуток той или иной длительности, в который совершается, совершилось или совершится что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет; 3) определенный момент, в который произошло, произойдет или происходит что- нибудь; 4) период, эпоха» .

    Установленные временные параметры взаимодействуют с правовыми отношениями в процессе регулирования поведения людей.

    Момент времени - «мгновение, отражающее начало (окончание) взаимодействия правовых субъектов, материальных тел, состояний, событий в правовом пространстве. Это понятие фиксирует с помощью указания наступления юридического факта начало или окончание каких-либо прав в виде определенного календарного срока, даты (например, подготовки или принятия закона, вступления его в силу или отмены)» .

    Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу законов:

    1. Закон вступает в силу с момента его принятия законодательным органом. В этом случае закон сразу приобретает юридическую силу и, следовательно, порождает юридические последствия еще до его официального опубликования. Такой способ вступления в силу законов не может иметь широкого распространения, поскольку нельзя ожидать от лиц строгого соблюдения законов, если последние в той или иной форме еще не доведены до их сведения.

    2. Закон начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. В Российской Федерации согласно статье 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

    В отношении отдельных актов законодательства федеральным законодателем может быть установлен иной порядок вступления их в силу.

    В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

    3. Закон вступает в силу со времени, указанного в самом законе или в законе о введении его в действие. Разрыв во времени между официальным опубликованием и вступлением закона в силу необходим не только для ознакомления с вновь принятым законом всех заинтересованных субъектов, но и для прочного усвоения его содержания лицами, осуществляющими применение права.

    Установление точного строка вступления в силу закона важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению.

    Новый закон распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после вступления его в силу. В сфере правового регулирования существует общее правило - «закон обратной силы не имеет».

    Обратная сила закона означает распространение действия нового закона на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения в действие нового закона. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Этот принцип является общим для всех отраслей права. Так, например, в Российской Федерации он применен в гражданском (ст. 4, 422 Гражданского кодекса РФ), уголовном (ст. 10 Уголовного кодекса РФ) законодательстве.

    Вместе с тем Конституция Российской Федерации содержит и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в статьях 54 и 57. Одновременно Конституция Российской Федерации не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение субъектов права.

    Обратная сила - это ревизионная сила закона. Такой закон предполагает пересмотр (ревизию) уже урегулированных в соответствии с ранее действовавшими законами прав и обязанностей. Закон, имеющий обратную силу, обязывает пересмотреть правоприменительные акты о размере выплат, привлечении к уголовной ответственности, признании права собственности и т. д.

    Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: а) если в самом законе об этом сказано; при издании подобного рода актов должны тщательно «просчитываться» все возможные юридические и иные последствия; б) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

    Законы утрачивают свою силу (прекращают действие) по следующим основаниям:

    1) по истечении срока действия, если закон был принят на определенный срок и этот срок истек;

    2) в связи с изданием нового закона, заменяющего ранее действующий закон (косвенная отмена);

    3) на основании прямого указания законодательного органа об отмене закона (прямая отмена).

    Таким образом, действие законов во времени характеризуется двумя основными моментами: а) вступлением закона в силу; б) утратой им юридической силы.

    Однако большая часть нормативных правовых актов принимается без указания срока их действия. В этих случаях считается, что акт действует неопределенно-длительный срок, до тех пор пока правотворческий орган не примет специального решения о признании его утратившим силу полностью или частично. До принятия такого решения акт признается действующим даже в тех случаях, когда он фактически устарел и не реализуется в конкретных отношениях. Ибо применяется принцип: государственное право не может быть изменяемо соглашением частных лиц.

    Действие закона в пространстве. Действие закона определяется территорией, на которую распространяются властные полномо- чия органа, его принявшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

    Действие законов в пространстве зависит от уровня государственного органа, принявшего данный закон, и от его юридической силы.

    Законы распространяют свое действие:

    На территорию страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы);

    Территорию субъекта Российской Федерации (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации);

    Территорию, указанную в самом законе.

    Действие законов по кругу лиц. На территории Российской Федерации законы действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные законы, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц.

    Таким образом, закон начинает действовать, порождать определенные права и обязанности только тогда, когда он вступает в силу. Именно с этого момента закон становится обязательным для адресатов правовых норм.

    Выбор редакции
    В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

    Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

    Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

    Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
    Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
    Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
    В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
    Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
    Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...