Финансовая правоспособность. Индивидуальные субъекты финансового права


К индивидуальным субъектам финансового права относятся физические лица. Они являются субъектами налогового права , а также субъектами права на получение государственных финансовых ресурсов.

В число физических лиц как субъектов налогового права входят граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, к категории физических лиц как субъектов налогового права относятся индивидуальные предприниматели, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (ст. 11 НК РФ).

Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью. Сущность финансовой правоспособности физического лица, как отмечают ученые, состоит в государственной воле , т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит – вводит его в сферу отношений, регулируемых правом, в качестве активной единицы, способной иметь юридические права и обязанности в отношении определенных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания.

Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством.

Финансовая правоспособность физического лица характеризуется прежде всего через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.

Права и обязанности физического лица, через которые раскрывается его финансовая правоспособность, перечислены, в ст. 21, 23 НК РФ.

Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности , которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности.

Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая является средством реализации финансовой правоспособности физического лица. Вторая проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.

Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает но достижении определенного возраста.

В финансовом праве он не определен. Однако п. 2 ст. 107 НК РФ устанавливает возраст наступления налоговой деликтоспособности физического лица – 16 лет. Учитывая, что деликтоспособность является составляющей дееспособности можно утверждать, что налоговая дееспособность в целом возникает у физического лица с 16-летнего возраста.

Физические лица как субъекты налогового нрава выступают прежде всего в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Такой вывод следует из ст. 19 НК РФ, согласно которой "налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы".

Физические лица в соответствии с действующим законодательством являются плательщиками налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, транспортного налога и т.д.

Физические лица относятся к субъектам налогового права и выступая в качестве налоговых агентов (ст. 24 ПК РФ). Такой вывод следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых агентов. Так, в частности предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюджетные фонды – сумму единого социального налога.

Правосубъектность физического лица, выступающего в качестве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 НК РФ), а также обязанности, зафиксированные в ст. 24 НК РФ. Обязанности налоговых агентов были перечислены в параграфе 3.4.

Физические лица являются субъектами финансового права и в отношении права получения из бюджета средств в форме субсидий (ст. 78 БК РФ).

В большинстве случаев финансовая правосубъектность физического лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности. Но возможно и их несовпадение. Это имеет место в тех случаях, когда несовершеннолетние являются собственниками имущества и доходов, составляющих объект налогов и сборов. До достижения этими лицами налоговой дееспособности, т.е. 16 лет, от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители.

Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ "законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации", т.е. родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).

Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого лица. Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распределяются между несовершеннолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями, опекуном или попечителем.

  • См.: Бегичев Б. К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972.
  • См.: Гражданское право / под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М., 1995. Ч. 1. С. 92.

Субъекты финансов – это юридические или физические лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью, которые могут иметь собственные и самостоятельно распоряжаться ими.

Виды субъектов финансов

Субъектов финансов много, но принято их группировать на три основных вида. Существуют такие финансовые субъекты:

1) Собственные домашние хозяйства;

2) Организации, фирмы и т. д.;

3) Государство.

Существует и множество терминов, которыми принято обозначать субъектов финансов. Каждый из них по сути верный, но они отличаются формулировкой. Множество терминов образовалось из ряда причин. Во–первых, национальное законодательство по своей сути имеет определенную специфику, из которой вытекает множество аспектов. Во–вторых, при формулировке юридических и финансовых понятий необходимо учитывать множество различных факторов, которые характеризуют действие терминологии только на определенной ограниченной юрисдикцией территорией.

Домашние хозяйства

Домашние хозяйства могут организовывать как отдельные личности, так и целые семьи. В системе государственной экономики роль таких образования тяжело переоценить, потому как именно домашние хозяйства поставляют производствам необходимые объемы сырья для изготовления товаров. Часто рассматривая этот вопрос, речь идет именно о самостоятельных домашних хозяйствах, которые занимаются производством сырья для изготовления продуктов питания. Они поставляют на фрукты, овощи, молочные и мясные продукты, древесину, сдают землю в аренду и прочие виды услуг и товаров. Собственные , которые накапливаются лицами, ведущими домашнее хозяйство, часто выступают в роли инвестиций для расширения производства.

Организации

Организации, фирмы, холдинги и прочие субъекты финансовой деятельности, которые непосредственно принимают участие в рыночных отношениях. Они оказывают разнообразные услуги по продаже товаров. Денежная часть от этих продаж покрывает расходы, которые понесло в процессе производства товаров. Кроме того, прибыли, полученные от продажи товаров и оказания услуг, хватает, чтобы из процентных отчислений можно было еще проводить инвестиционные операции.

Государство

Под этим понятием сразу в понимании предстают несколько трактовок. Его можно трактовать как в широком, так и в узком смысле. В первом случае под государством подразумевается форма организации политической единицы. Так же наряду с этим, часто применяется термин «страна». Государство через систему регулирования своих институтов осуществляет управление обществом и его структурами. Для управления социальными структурами государством созданы органы власти (органы управления).

Финансовые ресурсы, находящиеся у государства, нужны для качественного функционирования государственных систем управлений в целом и их структурных подразделений в частности.

Такие группы субъектов финансового права рассматриваются при обсуждении бюджетных финансовых правоотношений. Органы управления финансовой системой выступают и реализовывают свои полномочия от имени всех граждан Российской Федерации.

Коллективные субъекты финансового права

Такими субъектами являются общественные и государственные предприятия, под которыми подразумеваются структурные подразделения государственного аппарата судебной, законодательной и исполнительной власти, а так же организации местного самоуправления.

Совокупность юридических прав и обязанностей коллективных субъектов финансового права свидетельствуют о том, что данные субъекты являются самостоятельными единицами в системе хозяйствования.

Так же под субъектами финансового права подразумеваются отдельные коммерческие структуры и предприятия различных форм собственности. Они создаются и финансируются, преследуя коммерческие интересы учредителей, которые имеют цель – получение прибыли. Подобные организации связаны с общей государственной финансовой системой посредством выплаты налогов и взносов в государственную казну из своих доходов. Размер выплаты налогов зависит от цифры, указанной в декларации про доходы той или иной фирмы. Кроме налогов финансовой системой, предусмотрено так же внесение и других обязательных платежей. Если фирма имеет дочерние предприятия или филиалы, то им законом Российской Федерации позволено вносить платежи и налоги по месту их деятельности, то есть в регионе непосредственного местонахождения филиала, а не по адресу центрального административного здания.

В отдельную группу субъектов финансовых отношений следует выделить организации, основанные на праве оперативного управления. Эти организации напрямую подчиняются государству.

На современном этапе, учитывая тенденции массового перехода на рыночные отношения внутри государственного отечественного рынка, наблюдается образование и развитие новых форм функционирования предприятий, сутью которых - есть их объединения на добровольных засадах с целью совместного инвестирования, ведения бизнеса и получения доходов. Среди таких объединений – различные ассоциации, союзу, финансово – промышленные группы.

Так же в последнее время возросло количество государственных образований муниципального типа, которые имеют свою специфику структуры и функционирования. Можно сказать, что система их функционирования упрощена по сравнению с системой работы остальных субъектов рыночных отношений.

Если речь идет о некоммерческих организациях, которые не ставят главной целью получение прибыли, и которые создаются для удовлетворения духовных и культурных потребностей общества, то необходимо заметить, что они тоже платят определенные взносы, хоть и значительно меньшие по размерам в сравнении с компаниями, образованными с целью получения доходов.

Индивидуальные субъекты финансовой системы

Такими субъектами являются юридические или физические лица, которые задействованы в системе хозяйствования. Они так же обязаны выплачивать налоги и взносы из собственной прибыли. Участники финансовых отношений в финансовой системе Российской Федерации в соответствии с установленным законом порядком имеют право так же выступать участниками государственной финансовой деятельности, то есть быть субъектами подразделений государственного управления на различных уровнях.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Субъект финансового права - этолицо, обладающее ф и - нансовой правосубъектностью, благодаря чему оно может участвовать в финансовом правоотношении.

Финансовая правосубъектность лица - это совокупность его финансовой правоспособности, финансовой дееспособности и финансовой деликтоспособности.

Финансовая правоспособность - это способность иметь предусмотренные законом финансовые права и обязанности.

Финансовая дееспособность - это способность лица самостоятельно либо через своих законных представителей приобретать, осуществлять, изменять, прекращать финансовые права и обязанности.

Финансовая деликтоспособность - это способность лица самостоятельно нести ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо за неправомерную реализацию своих прав и обязанностей.

Различия между правоспособностью и дееспособностью

играют роль только применительно к физическим лицам, которые приобретают финансовую правоспособность с момента рождения, а финансовую дееспособность - лишь по достижении определенного возраста.

У остальных субъектов финансового права правоспособность и дееспособность возникают с момента их образования одновременно и в полном объеме.

Дееспособность и деликтоспособность взаимосвязаны настолько, что в большинстве случаев неотделимы друг от друга. Существует лишь несколько случаев, когда деликтоспо- собность и дееспособность разделяются между двумя лицами.

Например: при реорганизации юридического лица его де- ликтоспособность переходит к правопреемнику.

Субъекты финансового права подразделяются на три группы {схема№40):

Общественно-территориальные образования.

Коллективные субъекты.

Индивидуальные субъекты.

I. В группу, объединяющую общественно-территориальные образования, входят {схема №41):

Российская Федерация;

субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт- Петербург), автономная область, автономные округа;

муниципальные образования;

административно-территориальные единицы, входящие в состав муниципального образования;

административно -муниципальные образования особого режима (имеются в виду административно-муниципальные образования, на территории которых расположены объекты Минобороны РФ. См. Закон РФ «О закрытом территориально- административном образовании»).

Российская Федерация является субъектом финансового права в отношении:

материальных и процессуальных бюджетных прав; права на установление федеральных налогов и сборов; права на взимание и взыскание федеральных налогов и сборов;

прав в области государственного кредита; права денежной эмиссии.

Субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении:

материальных и процессуальных бюджетных прав; права на установление региональных налогов и сборов; права на взимание и взыскание региональных налогов и сборов;

прав в области государственного кредита, конкретизированного как право на выпуск долговых обязательств, которые обеспечиваются казной субъекта РФ.

Муниципальное образование является субъектом финансового права в отношении:

права формирования и исполнения местного бюджета;

права установления местных налогов и сборов;

права выпуска муниципальных займов;

прав на получение финансовой помощи:

а) из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

б) субвенций и иных форм помощи, предусмотренных бюджетным законодательством субъекта РФ.

II. Коллективные субъекты финансового права - это ор-ганизованные, обособленные, самоуправляющиеся группы людей, наделенные правом выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое.

К коллективным субъектам финансового права относятся (схема№ 42):

Органы государственной власти, которые, в свою очередь, подразделяются на:

представительные органы власти. Они являются коллективными субъектами, когда осуществляют государственный финансовый контроль через свои комитеты и комиссии;

исполнительные органы власти. Они являются коллективными субъектами, когда участвуют в составлении проектов бюджетов и в их исполнении. Исполнительные органы власти подразделяются на:

а) исполнительные органы власти общей компетенции: Правительство РФ и соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ;

б) исполнительные органы власти специальной компетенции:

¦ Минфин РФ и финансовые органы субъектов РФ;

Федеральное казначейство;

Министерство по налогам и сборам;

3) Банк России является субъектом финансового права:

когда выполняет свои обязанности с федеральным бюджетом и государственными внебюд-жетными фондами (ст. 23 Закона о Банке России);

когда 50% прибыли перечисляет в доход феде-рального бюджета (ст. 26 Закона о Банке России);

когда получает из бюджета средства на обслу-живание государственного внутреннего долга; когда осуществляет денежную эмиссию.

Уполномоченные кредитные организации, т.е. банки, получившие лицензию на осуществление банковских операций с иностранной валютой.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», уполномоченные банки являются агентами валютного контроля. В этом качестве они наделены властными полномочиями, так как обладают правом валютного контроля своих клиентов.

Другие организации и юридические лица:

бюджетные учреждения;

органы, регистрирующие организации и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства либо рождения и смерти;

органы, регистрирующие недвижимое имущество, являющееся объектом налогообложения;

органы опеки и попечительства, воспитательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения;

органы, уполномоченные совершать нотариальные действия;

органы, выдающие лицензии, свидетельства и иные подобные документы; государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, остальные юридические лица.

Они обладают финансовой правосубъектностью в отношении:

прав на получение бюджетных средств в порядке ассигнований;

прав на получение бюджетных кредитов; обязанностей по уплате налогов и сборов;

обязанностей налоговых агентов;

обязанностей представлять в налоговые органы информацию и т.д.

III. Индивидуальные субъекты финансового права (схема № 43) - это физические лица, выступающие как:

граждане РФ;

иностранные граждане и подданные;

лица без гражданства;

граждане, осуществляющие предприниматель-скую деятельность без образования юридического лица;

должностные лица: сборщики налогов и (или) сборов; нотариусы государственных нотариальных контор, должностные лица органов исполнительной власти и учреждений, уполномоченные взимать пошлину за совершение нотариальных действий.

Индивидуальными субъектами финансового права физические лица. Они являются субъектами налогового права, а также субъектами права на получение государственных финансовых ресурсов и в ряде случаев - субъектами права контроля и предоставления информации.,

К физическим лицам как субъектам налогового права относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Кроме того, к категории физических лиц как субъектов го права относятся индивидуальные предприниматели, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы (ст. 11НКРФ).

Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью. Сущность фи-нансовой правоспособности физического лица состоит в государственной воле1, т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит - вводит его в сферу отношений, регулируемых вом в качестве активной единицы, т.е. такой, которая способна иметь права и обязанности в отношении определен

ных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правооб л ад ания.

Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством.

Финансовая правоспособность физического лица характеризуется прежде всего через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Го-сударство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем стедень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в.законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.

Обязанности и права физического лица, через которые раскрывается его финансовая правоспособность, зафиксированы, в частности, в ст. 21, 23 и 24 НК РФ.

Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой спо-

См.: Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972.

собность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности,

Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.

" Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает по достижении определенного возраста.

В финансовом праве возраст наступления финансовой дееспособности физического лица не определен. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособнос- ти физического лица - 16 лет. Учитывая, что деликтоспособ- ность является составляющей дееспособности, можно утверждать, что налоговая дееспособность в целом у физического лица возникает с 16 лет.

Физические лица как субъекты налогового права выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Такой вывод следует из ст. 19 НК РФ, установившей, что «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

Физические лица в соответствии с действующим законодательством плательщиками налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, акцизов, налога на добавленную стоимость, налога с продаж и т.д.

Физические лица являются субъектами налогового права, выступая и в качестве налоговых агентов (ст. 24 НК РФ). Такой вывод следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых агентов. Так, в частности, предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюджетные фонды - сумму единого социального налога.

1. Правосубъектность физического лица, выступающего в качестве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 РФ), а также обязанности, зафиксированные в ст. 24 НК РФ. Среди них обязанности:

правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Физические лица являются субъектами финансового права и в отношении права получения из бюджета средств в форме субвенций и субсидий (ст. 69 БК РФ). Кроме того, в ряде случаев физические лица являются субъектами финансового права в отношении прав на получение денежных средств из государственных внебюджетных фондов. Так, в частности, в соответствии с Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г.1, Фонд социального страхования РФ производит ежемесячно и еди-новременно страховые выплаты физическим лицам, имеющим право на получение выплат в связи со смертью застрахованных идр.

Наконец, в ряде случаев специфическим субъектом финансового права выступают нотариусы. В соответствии со ст. 22, 37, 38 Основ Российской Федерации о нотариате от

февраля 1993 г. нотариусы контролируют уплату при совершении юридически значимых действий в пользу ее пла-тельщиков. Кроме того, в соответствии с п.6 ст. 85 НК РФ нотариусы, осуществляющие частную практику, являются субъекта-

ми финансового права в отношении сообщать о нота

риальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения.

В большинстве случаев финансовая правосубъектность физического лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности, однако в ряде случаев возможно их несовпадение. Это имеет место в тех случаях, когда несовершеннолетние являются собственниками имущества и доходов, составляющих объект налогов и сборов. В этом случае до достижения этими лицами налоговой дееспособности, т.е. 16 от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители. Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ, т.е. родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).

Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого лица.

Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распре-деляются между несовершеннолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном и попечителем.

Контрольные вопросы и задания

Дайте понятие субъекта финансового права.

Есть ли различие между понятиями «субъект финансового права» и «субъект финансового

В каких качествах государство выступает как субъект финансового права?

В чем выражается компетенция государства как субъекта финансовой деятельности?

В каких случаях Российская Федерация выступает как субъект финансового права?

В каких случаях субъекты Российской Федерации выступают как субъекты финансового права?

Охарактеризуйте муниципальное образование как субъект финансового права.

Какие субъекты относятся к коллективным субъектам финансового права?

В каких случаях коллективными субъектами финансового права являются представительные и исполнительные органы государственной власти?

В каких случаях коллективными субъектами финансового права является Центральный банк РФ, а также коммерческие банки?

В каких случаях коллективными субъектами финансового права являются организации?

Охарактеризуйте физическое лицо как субъект финансового права.

В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.
В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежа-51 щих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. Первые возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований. Процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, являются вторичными и гарантирующими (обеспечивающими) относительно материальных правоотношений.
По субъектам финансового правоотношения, возникающего между:
органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;
вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
финансовыми органами и гражданами;
самими финансово-кредитными органами.
По структуре их юридического содержанияна простые и сложные ;
По своему объекту – на имущественные и неимущественные ;
По юридическому характеру взаимоотношений участников – на вертикальные и горизонтальные;
По форме проявления – на двусторонние и многосторонние.

3.2. Объекты и субъекты финансовых правоотношений

Объект правоотношения - это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.
Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в ее распоряжении и охраняемым государством. Объекты финансовых правоотношений разнообразны. Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой финансово-правовой норме.
Объектом могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта финансового права: вещи, деньги, ценные бумаги, работа, услуги, доход, добавленная стоимость и др. Например, по финансовому законодательству централизованные и децентрализованные финансы – объект имущественных финансовых правоотношений, по банковскому законодательству для банков объект – ценные бумаги, выпуск и использование которых используется для извлечения прибыли. По законодательству о налогах и сборах объектом являются налоги, которые исчисляются и уплачиваются в бюджет физическими и юридическими лицами.
В качестве объектов могут быть и действия людей (работа, услуги и т. п.).
Например, объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:
обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности) (риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам);
осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков) (риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов).
При совершении противоправных действий осуществляется посягательство на материальные или нематериальные блага. В целях защиты субъективного права в отношении соответствующих объектов компетентные органы принимают индивидуальные решения в рамках охранительных правоотношений. Например, решение о взыскании налогов и сборов, решение об отзыве лицензии у банка за нарушение ведения банковских операций, привлечение к ответственности по итогам выездной налоговой проверки, за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Субъекты финансовых правоотношений - это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности.
Их называют также субъектами права. Следовательно, субъектом финансового правоотношения является индивидуально определенный реальный участник конкретного правоотношения.
Субъектами финансовых правоотношений могут быть юридические и физические лица и, как исключение, социальные общности.
Статус субъекта (участника) финансового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно права.
Субъекты финансового правоотношения имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют планомерное аккумулирование, распределение и использование государственных (муниципальных) денежных фондов в публичных целях, т. е. обладают правосубъектностью в финансовой сфере.
Финансовая правосубъектность – предусмотренная нормами финансового права способность (возможность) быть участником финансовых правоотношений.
Финансовая правосубъектность представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов – финансовой правоспособности и финансовой дееспособности. Финансовая правоспособность - это предусмотренная нормами финансового права способность субъекта иметь финансовые права и нести обязанности, предусмотренные финансово-правовыми актами. Возникает с момента рождения и прекращается смертью физического лица. Финансовая дееспособность - это предусмотренная нормами финансового права способность и юридическая возможность субъекта самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Для физического лица характеризуется достижением определенного возраста и возможностью самостоятельно отдавать отчет своим действиям и руководить ими.
Финансовая правосубъектность, таким образом, выступает своеобразным правовым средством включения субъектов финансовых правоотношений в сферу правового регулирования финансового законодательства и является обязательной предпосылкой финансово-правового статуса.
Финансово-правовой статус – это установленная законодательством совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государственно-территориальных образований и их органов, непосредственно закрепляемых за конкретными субъектами финансового права.
Основная часть субъектов финансовых правоотношений – физические лица. К ним относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.
Финансово-правовой статус физических лиц включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы финансового права. Например, статус налогоплательщика физическое лицо получает при наличии имущественных благ (при получении дохода, приобретении в собственность движимого и недвижимого имущества).
Среди субъектов финансового права – физических лиц выделяются особые группы – индивидуальные предприниматели и финансовые резиденты.
Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В финансово-правовых отношениях индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, субъектами банковских и расчетных правоотношений. Государственная регистрация физического лица в форме индивидуального предпринимателя и, как следствие, установление государственного контроля за подобной деятельностью позволяют индивидуальным предпринимателям приобретать статус аудиторов, получать лицензии на проведение отдельных валютных операций, осуществлять профессиональную деятельность на рынке государственных ценных бумаг и т. д.
Понятие «финансовые резиденты» нормативно не определено, однако применяется налоговым и валютным законодательством и служит важным элементом правового статуса участников финансовых отношений. По общему правилу налоговыми и валютными резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Физические лица вступают в различные финансовые правоотношения как напрямую, так и опосредованно. Наибольшее число индивидуальных субъектов участвует в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях.
Юридические лица как субъекты финансовых отношений характеризуются специальной правосубъектностью.
Специальная правосубъектность организаций в финансовой сфере выражается в их компетенции, т. е. совокупности полномочий, прав, обязанностей, которыми наделена организация для осуществления своих функций, достижения поставленных перед ними целей. Организации различаются по компетенции, закрепленной в нормативных правовых актах: законе, уставе, положении и т. п.
Организации могут быть государственными и негосударственными. Как субъектов финансовых правоотношений их можно подразделить на следующие группы.
Первая группа: государство в целом. Российская Федерация и субъекты РФ могут быть участниками финансовых правоотношений.
Применительно к финансовому праву государство в целом является субъектом относительно: материальных и процессуальных бюджетных прав; установления федеральных налогов и сборов; взимания налогов; возврата и ответственности за излишне взысканные налоги и сборы; государственного кредита; денежной эмиссии; валютного регулирования. Таким образом, Российская Федерация выступает в качестве суверена и казны, причем применительно к различным сферам финансовой деятельности эти критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так и отдельно (например, в отношении денежной эмиссии или государственного кредита).
Российское государство – субъект финансового права не только в целом, но и посредством субъектов РФ, через которые также реализуется суверенитет Российской Федерации. Субъекты РФ являются субъектами финансового права также в бюджетных отношениях, в отношениях по установлению и взиманию региональных налогов и сборов, а также в отношениях по поводу государственного кредита.
Вторая группа: органы государства, выполняющие функции управления и принуждения, обладающие властными полномочиями в сфере финансов и финансовой деятельности (законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные и иные органы федерального и регионального уровня). Они выступают субъектами финансовых отношений при распределении бюджетных средств, проведении финансового контроля, выдаче кредитов.
Третья группа: государственные и муниципальные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
Четвертая группа: муниципальные образования. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как муниципальный район – несколько поселений, объединенных общей территорией, городское поселение, сельское поселение, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления, для реализации которых ему необходимо осуществлять финансовую деятельность, т. е. быть субъектом финансового права.
Муниципальное образование является субъектом финансового права относительно: муниципальной бюджетной деятельности; введения местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов; финансовой деятельности муниципальных предприятий. Права и обязанности муниципальных образований как субъектов финансового права от их имени реализуют соответствующие органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования.
Пятая группа: общественные организации. К ним относятся партии, профсоюзы, творческие союзы, спортивные общества, фонды, юридические консультации и другие организации и добровольные объединения граждан. Все они наделяются специальной правосубъектностью (компетенцией) для реализации задач и целей, ради которых они созданы. Например, в банковской, страховой деятельности и т. д. Многие из них признаются в качестве юридических лиц, следовательно, выступают в качестве субъектов финансово-имущественных правоотношений.
Шестая группа: коммерческие организации. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, действующие в сфере частного бизнеса. Все они являются юридическими лицами и, соответственно, являются субъектами финансовых, налоговых, валютных правоотношений.

3.3. Юридические факты в финансовом праве

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Рассматриваемые факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в нормах права: прямо – в гипотезе, косвенно – в диспозиции, санкции. Как только в жизни появляются факты, указанные в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, т. е. лица – адресаты нормы приобретают права и обязанности, названные в ее диспозиции (санкции).
Диспозиция финансово-правовой нормы предписывает, каким может или должно быть поведение активной стороны. Действия лиц, совершаемые в соответствии с предписаниями диспозиции финансово-правовой нормы, являются юридическими фактами, реализующими права и обязанности. Следовательно, фиксируя права и обязанности, диспозиция косвенно указывает на юридические факты.
Кроме того, факты называются юридическими потому, что вместе с нормами права определяют конкретное содержание взаимных прав и обязанностей сторон. Например, содержание прав и обязанностей налогоплательщика при отсрочке, рассрочке налоговых платежей устанавливается не столько нормами налогового кодекса, сколько договором между налогоплательщиком и налоговым органом, а последний является юридическим фактом.
Очень часто для возникновения правоотношения требуется фактический состав, т. е. совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий (так, для возникновения кредитных правоотношений необходимы достижение определенного возраста, наличие трудового стажа, зарплаты и решение банка о выдаче кредита).
Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий – планового аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, предусмотренных нормами финансового права.
Юридические факты в финансовом праве представляют собой разнообразные жизненные обстоятельства, а потому их можно классифицировать по различным основаниям. Важнейшим является деление юридических фактов, во-первых, по тем последствиям, которые они влекут, и, во-вторых, по их волевому содержанию.
Правообразующие факты вызывают возникновение финансовых правоотношений. Например, приобретение земельного участка образует возникновение обязанности по уплате земельного налога; получение кредита на основании кредитного договора; заключение трудового договора и т. д.
Правоизменяющие факты изменяют финансовые правоотношения.
Например, изменение ставки по налогу, введение налоговой льготы.
Правопрекращающие факты обусловливают прекращение финансовых правоотношений. Таковыми являются действия лица по исполнению юридической обязанности (уплата долга кредитору прекращает отношение по договору займа). Однако правоотношение может прекращаться не только в результате реализации субъективных прав и обязанностей, но и вследствие, например, смерти человека (субъекта права), гибели человека (субъекта права), гибели вещи (объекта правоотношения).
Один и тот же факт способен вызвать несколько юридических последствий. В частности, смерть гражданина одновременно может вызвать возникновение правоотношения по наследованию, прекращению налоговой обязанности, изменение правоотношения по кредитному договору.
По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния (действие или бездействие).
События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (пожар от удара молнии, истечение срока, естественная смерть человека и др.).
Действия - волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия совершаются в рамках предписаний действующих финансово-правовых норм. Они подразделяются на индивидуальные юридические акты и юридические поступки. Индивидуальные юридические акты - внешне выраженные решения людей, направленные на достижение правового результата в финансовой сфере. К ним относятся акты применения права (решения судебных и административных органов), договоры между организациями, заявления граждан и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия. Юридические поступки есть фактическое поведение людей, составляющее содержание реальных жизненных отношений (например, уплата налогов, возврат долга, передача вещей и денег по договору купли-продажи). Юридические поступки вызывают правовые последствия независимо от того, были они направлены на достижение указанных последствий или нет. Неправомерные действия - это преступления и проступки, идущие вразрез с предписаниями норм финансового права.
Бездействие – это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).

3.4. Способы защиты прав субъектов финансового права

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых восстанавливаются (признаются) нарушенные (оспариваемые) права и осуществляется воздействие на правонарушителя.
Нормативными финансово-правовыми актами федерального уровня предусмотрены следующие способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений: президентский, административный, судебный, прокурорский, самозащита прав.
Президентский способ защиты, обусловлен специальным (особым) статусом Президента РФ.
Президентский способ защиты носит публично-властный характер, так как он всегда связан с реализацией властных полномочий Президента РФ как гаранта Конституции РФ, так как именно он обеспечивает согласованное функционирование и эффективное взаимодействие органов государственной власти.
Это обусловлено тем, что важной особенностью Конституции РФ является то, что Президент РФ как бы не входит ни в одну из трех ветвей власти, хотя именно он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция РФ возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Это отражено в ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, согласно которой «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской
Федерации, прав и свобод человека и гражданина» и ч. 3 ст. 80: «Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства».
Правовое положение Президента РФ характеризуется прежде всего тем, что он является главой государства, из чего следует, что он – первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международной арене. Исходя из сложившейся международной практики это означает, что его заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении, для этого не требуется каких-либо специальных полномочий.
Важно подчеркнуть, что Президент РФ всегда действует ex officio, т. е. на основании факта, что именно он является главой суверенного государства.
В финансовой сфере Президент РФ также занимает особое положение. Например, с Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ начинается стадия составления проекта федерального бюджета, в котором определяется бюджетная политика страны на очередной финансовый год. Это объясняется тем, что Президент РФ как глава государства наделен правом обращения с посланиями к федеральному законодательному органу, правом законодательной инициативы и отлагательного вето.
Также Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере .
Административный способ защиты предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. Процессуальный порядок реализации административного способа защиты проще, решение жалобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном месячный срок рассмотрения, если иное не установлено законодательством. Кроме того, административный порядок предполагает упрощенное производство по поданной жалобе, вынесение решения по ней. Вместе с тем административный порядок в ряде случаев не отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений. Соответственно в различных по виду финансовых отношениях имеются свои особенности в его применении. Например, в соответствии со ст. 137 НК РФ в административном порядке со стороны налогоплательщиков или налоговых агентов обжалованию подлежат акты налоговых органов как ненормативного, так и нормативного характера.
Вместе с тем Налоговый кодекс РФ устанавливает два условия, соблюдение которых необходимо для защиты нарушенных прав налогоплательщиков или налоговых агентов:
1) ненормативные акты налоговых органов, а также действия или бездействие должностных лиц этих органов должны, по мнению налогоплательщика или налогового агента, нарушать его права;
2) нормативные правовые акты налоговых органов обжалуются в порядке, предусмотренном не НК РФ, а иным федеральным законодательством.
Судебный порядок защиты прав субъектов финансового права. Эта возможность гарантирована им федеральными конституционными законами: от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», а также Арбитражным процессуальным, Бюджетным и Налоговым кодексами РФ.
В основной части финансовых отношений для граждан действует общий порядок, предусмотренный Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Право на обжалование имеет любой гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, незаконно на него возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препятствия для осуществления его прав и свобод. Юридические лица – субъекты финансового права – вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором. К экономическим спорам относятся споры: о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции в бесспорном порядке, с нарушением требований закона или иного нормативного акта; о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания; о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке.
Выбор редакции
Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве. Семья жила в коммунальной квартире. Отец мальчика был простым рабочим, но...

Юрий Казаков Тихое утро Еще только-только прокричали сонные петухи, еще темно было в избе, мать не доила корову и пастух не выгонял стадо...

Биография Бродского тесно связана с Лениградом, где 24 мая 1940 года родился будущий поэт. Образ послевоенного Ленинграда сохранился в...

Безмолвные пришельцы из космоса - метеориты - прилетающие к нам из звездной бездны и падающие на Землю, могут иметь любые размеры,...
В предыдущем посте была дана оценка опасности астероидной угрозы из космоса. А здесь рассмотрим, что будет если (когда) метеорит того или...
К методам, широко используемым при изучении генетики человека относятся: генеалогический, популяционно-статистический, близнецовый, метод...
Между творениями первой и второй половин XVIII века проходит четкая граница, и произведения, созданные в начале века, сильно отличаются...
(Пока оценок нет) Имя: Дарья Михайловна Гром (Дарья Снежная)Дата рождения: 21 февраля 1988 годаМесто рождения: Россия, г. Кострома...
Кашель, насморк, простуда - это то, чем ежегодно болеет каждый. Обычно подобные проявления болезни не вызывают серьезных беспокойств. Но...