Государственный долг российской федерации, расходы на обслуживание государственного долга российской федерации. Обслуживание внутреннего долга Обслуживание государственного внутреннего долга российской федерации производится


Обслуживание государственного долга

Процесс управления госдолгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.

Управление государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).

Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает: формирование государственной долговой политики; определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели; установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом; установление границ задолженности.

Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления государственным долгом, как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.

Обслуживание госдолга связано с перераспределением доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты ЦБ. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.

Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются инвестиции, поскольку останутся не реализованными инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящей процента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск.

Расходы на обслуживание государственного долга РФ в 2010 году прогнозируются в размере 304,0млрд.долларов США. Процентные платежи (обслуживание государственного и муниципального долга) в январе 2010г. составили 17,1 млрд.рублей, их удельный вес в общем объеме произведенных расходов федерального бюджета составил 2,6%.

Проблемы управления государственным долгом

Для решения возникающих проблем федерального бюджета необходима выработка стратегической программы управления государственным долгом как составной частью долга Российской Федерации. При этом нельзя не учитывать, что в развивающейся экономике на стадии экономического роста управление долгом осуществляется в соответствии с темпами роста ВВП, доходов всех секторов экономики, налоговой базы, а в определенных обстоятельствах - относительно низкой реальной ставкой по долговым обязательствам с длительными сроками заимствования средств.

Стратегия управления государственным долгом должна базироваться на согласовании динамики долга с темпами экономического роста и снижением затрат на его обслуживание. Соблюдение этих условий, как правило, позволяет при увеличении абсолютных масштабов заимствования сохранять отношение государственного долга к ВВП примерно на одном уровне, не допуская ситуации, при которой долг начинает негативно воздействовать на экономику. Основными проблемами, рассматриваемыми при решении вопросов о новых заимствованиях, являются эффективность заимствований, определение допустимых размеров и источников их покрытия, оценка влияния заимствований на социально-экономическое развитие.

Условия современной экономики определяют необходимость формирования специальной стратегической программы мониторинга и управления государственным долгом, включая займы субъектов РФ и органов местного самоуправления. Одновременно должен быть обеспечен мониторинг внешней задолженности банков и предприятий. Сложность проблемы заключается в том, что государственный долг разнороден, а составляющие его элементы нуждаются в специфических механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую степень неопределенности и нуждаются в специальном анализе для выбора наиболее эффективных методов регулирования.

Стратегическая программа обслуживания и погашения государственного долга должна быть согласована с методами управления государственным бюджетом в целом, размерами его дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.

В программе управления долгом следует предусмотреть:

ѕ балансирование налоговых и неналоговых доходов бюджета и эмиссионной деятельности с размерами государственного долга, его динамикой с целью стабилизации и возможного уменьшения госдолга, прежде всего внешнего;

ѕ меры по реструктуризации государственного долга и аннулированию его кредиторами;

ѕ возможности рефинансирования задолженности государства;

ѕ уменьшение расходов на обслуживание государственного долга с учетом инфляционного обесценивания основной суммы долга и затрат на его обслуживание;

ѕ источники валюты для погашения и обслуживания внешней задолженности;

ѕ сокращение государственных расходов;

ѕ контроль за заимствованиями субъектов РФ;

ѕ контроль за заимствованиями хозяйствующих субъектов.

Участие Банка России в обслуживании внешнего долга носит в основном пассивный характер в связи с формированием валютных резервов, осуществлением валютной политики и политики валютного курса рубля. Обеспечение устойчивости национальной валюты в основном реализуется в рамках регулируемого валютного рынка.

Неразвитость институциональной основы государственных заимствований, определяя в значительной мере негативные тенденции в этой сфере, проявляется в виде ряда обстоятельств, среди которых - сложившаяся система сосредоточения в одном ведомстве функций государственного заимствования, включая все стадии и элементы данного института. Соединение в одном финансовом центре разных по механизмам и инструментам финансовых потоков при одновременном сочетании исполнительных и контрольных функций несет в себе опасность серьезных нарушений в указанной сфере. Решение проблемы выделения функций государственных заимствований, включая все структурные элементы процесса, в частности определение стратегии государственных заимствований, эффективности и обслуживания как внешних, так и внутренних долгов, в объект относительно самостоятельного управления является главной задачей в области повышения эффективности института государственных заимствований и предотвращения угроз национальной безопасности.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА

ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА

(debt service) Платежи, производимые в соответствии с долговым контрактом. В обслуживание долга входят своевременная уплата процентов и платежи в счет погашения основной суммы долга. Если долг является долгосрочным, его обслуживание в значительной мере состоит из процентных платежей. При краткосрочном долге подавляющая часть платежей в связи с обслуживанием долга приходится на погашение основной суммы. Если частное лицо, фирма или страна испытывают трудности с обслуживанием долга, то чем более краткосрочными являются их долги, тем серьезнее их проблемы. Таким образом, связанные с обслуживанием долга проблемы могут быть существенно облегчены, если кредиторы согласятся конвертировать краткосрочные долги в долгосрочные.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА" в других словарях:

    Обслуживание долга платежи в счёт погашения ссуды, обычно ежемесячные Обслуживание государственного долга Коэффициент обслуживания долга … Википедия

    Выплаты основного долга и процентов кредитору со стороны должника в соответствии с условиями предоставления кредита. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Выплата процентов плюс возврат кредиторам основной части долга, то есть погашение задолженности за определенный отчетный период.. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011 … Финансовый словарь

    Обслуживание долга - (debt service, debt servicing) процесс выплат заемщиком платежей в погашение основного долга и процентов по нему … Экономико-математический словарь

    обслуживание долга - Процесс выплат заемщиком платежей в погашение основного долга и процентов по нему. Тематики экономика EN debt servicedebt servicing … Справочник технического переводчика

    ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА - выплата основной суммы долга и процентов по нему. Часть выручки от экспорта товаров и услуг, выраженная в процентах, выделяемая на обслуживание внешней задолженности, называется нормой О.д. Повышение нормы О.д. свидетельствует об ухудшении… … Внешнеэкономический толковый словарь

    ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА Большой бухгалтерский словарь

    ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА - своевременное, в соответствии с согласованным графиком, погашение должником основного долга и процентов кредитору … Большой экономический словарь

    Обслуживание долга - DEBT SERVICING . Регулярные платежи в счет погашения основного долга, выплата начисленных процентнов и административных сборов … Словарь-справочник по экономике

    Обслуживание долга - Выплата процентов плюс возврат кредиторам основной части долга, то есть погашение задолженности … Инвестиционный словарь

Книги

  • Организация деятельности центрального банка , Акопов В.С.. В учебнике освещаются ключевые вопросы структуры организации деятельности и функций центральных банков. Дано теоретическое обоснование выполняемых центральнымибанками функций и…

19.1. В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее – Основные направления) главной задачей на предстоящую трехлетку является обеспечение плавного перехода к полностью рыночному финансированию дефицита бюджета, при этом планируется планомерное его снижение по отношению к ВВП на 1 процентный пункт ежегодно в 2017 - 2019 годах. Роль средств суверенных фондов в качестве источников финансирования дефицита бюджета будет снижаться, в структуре источников его финансирования будет расти доля внутренних заимствований. При этом объем заимствований на внешних рынках будет определяться в первую очередь задачей по поддержанию ликвидности рынка суверенных еврооблигаций. В Основных направлениях указано, что реализация такой стратегии финансирования дефицита позволит сохранить уровень государственного долга в приемлемых объемах – до 17 % ВВП.

Государственный долг в 2017 году по сравнению с оценкой 2016 года увеличится с 13 445,2 млрд. рублей (16,2 % ВВП) до 13 972,2 млрд. рублей (16,1 % ВВП), или на 527,0 млрд. рублей (на 3,9 %), в 2018 году – до 15 177,1 млрд. рублей (16,4 % ВВП) , или на 1 731,9 млрд. рублей (на 12,9 %), в 2019 году – до 16 651,9 млрд. рублей (16,8 % ВВП) , или на 3 206,7 млрд. рублей (на 23,9 %). При этом доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2017 - 2019 годах будет увеличиваться и составит 74,1 %, 76,3 % и 76,8 %, доля государственноговнешнего долга снижаться – 25,9 %, 23,7 % и 23,2 % соответственно.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по сравнению с оценкой 2016 года увеличится с 9 867,8 млрд. рублей до 12 788,4 млрд. рублей в 2019 году, или на 2 920,6 млрд. рублей (в 1,3 раза). Прогнозируется увеличение объема государственного внешнего долга Российской Федерации с 3 577,4 млрд. рублей в 2016 году до 3 863,5 млрд. рублей в 2019 году, или на 286,1 млрд. рублей (на 8 %).

Динамика объема и структуры государственного долга в 2014 – 2019 годах (на конец года) представлена в следующей таблице.

(млрд. рублей)

2014 год, отчет 2015 год, отчет 2016 год, закон 2016 год, оценка 2017 год, проект 2018 год, проект 2019 год, проект
Государственный долг Российской Федерации 10 299,1 10 951,9 12 317,5 13 445,2 13 972,2 15 177,1 16 651,9
% к ВВП 13,2 13,6 15,7 16,2 16,1 16,4 16,8
% к предыдущему году 136,4 106,3 112,5 122,8 103,9 108,6 109,7
% к 2016 году 103,9 112,9 123,9
в том числе:
Государственный внутренний долг 7 241,2 7 307,6 8 817,8 9 867,8 10 351,6 11 580,9 12 788,4
% к ВВП 9,3 11,2 11,9 11,9 12,5 12,9
% к предыдущему году 126,5 120,4 114,4 104,9 111,9 110,4
% к 2016 году 104,9 117,4 129,6
Государственный внешний долг 3 057,9 3 644,3 3 499,7 3 577,4 3 620,6 3 596,2 3 863,5
% к ВВП 3,9 4,5 4,4 4,3 4,2 3,9 3,9
% к предыдущему году 167,5 119,2 98,2 101,2 99,3 107,4
% к 2016 году 101,2 100,5
Справочно:
ВВП 77 945,1 80 804,3 78 673,0 82 815,0 86 806,0 92 296,0 98 860,0
Курс рубля к доллару США 61 63,3 67,5 67,5 68,7 71,1
Государственный внешний долг в млрд. долларов США 50,0 55,1 55,1 53,6 52,8 53,6

Анализ приведенных данных показывает, что в 2017 - 2019 годах по сравнению с оценкой 2016 года наряду с увеличением абсолютного объема государственного долга Российской Федерации увеличивается его отношение к ВВП с 16,2 % до 16,8 % в 2019 году, при этом государственный внутренний долг увеличится с 11,9 % ВВП до 12,9 % ВВП в 2019 году, внешний долг уменьшится с 4,3 % ВВП до 3,9 % ВВП соответственно.

Проектом паспорта государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» значение целевого показателя «Государственный долг Российской Федерации по отношению к валовому внутреннему продукту, не более» снижено в 2016 году с 14,3 % до 20 %, такое же значение показателя предусматривается и в 2017 - 2019 годах. Таким образом, объем государственного долга Российской Федерации в предстоящем периоде прогнозируется на уровне до 17 % ВВП, то есть сохранится на относительно безопасном уровне.

Данные об изменении объема государственного долга в 2008 – 2019 годах представлены на следующей диаграмме.

В целях определения безопасных уровней объемов и структуры государственного долга в мировой практике используются различные показатели долговой устойчивости. При проведении анализа показателей долговой устойчивости с бюджетных позиций оцениваются соотношения государственного долга правительства и показателей, характеризующих состояние государственного бюджета.

Основные использующиеся в мировой практике показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, применительно к Российской Федерации в 2014 – 2019 годах приведены в следующей таблице.

Наименование показателя 2014 год 2015 год 2016 год (оценка) 2017 год (прогноз) 2018 год (прогноз) 2019 год (прогноз) Критерий (индика-тивные значения)
Государственный долг Российской Федерации, % ВВП 13,2 13,6 16,2 16,1 16,4 16,8 < 50 %
Доля государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации, % 70,3 66,7 73,4 74,1 76,3 76,8 > 50 %
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета, % 2,8 3,3 3,9 4,5 5,3 5,4 < 10 %
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета, % 5,6 10,1 9,4 11,9 11,9 11,6 < 10 %
Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета, % 80,2 100,6 103,6 108,2 112,2 < 250 %
Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг, % 9,6 12,7 17,1 16,3 15,6 15,3 < 220 %
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг, % 0,8 1,7 1,3 1,9 2,3 1,6 < 25 %

Из приведенных в таблице данных видно, что такие показатели, как отношение государственного долга к ВВП, доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета, отношение государственного долга к доходам федерального бюджета даже с учетом роста их значений в 2017 - 2019 годах не превышают пороговых значений. В то же время коэффициент, характеризующий отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета, согласно параметрам законопроекта в 2017 - 2019 годах незначительно превышает пороговый уровень .

Коэффициент покрытия, показывающий отношение объема платежей на погашение и обслуживание государственного долга к общему объему заимствований, в 2017 - 2019 годах составит 84,7 %, 92,9 % и 91,9 % соответственно (в 2015 году его значение составило 195,2 %, в 2016 году – 104,8 %). Снижение указанного соотношения в основном обусловлено значительным увеличением объемов государственных заимствований Российской Федерации за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в рассматриваемом периоде. На фоне наблюдающегося за последние два года значительного роста совокупного объема спроса со стороны инвесторов на их условиях резкое увеличение объемов государственных заимствований может привести к ухудшению условий размещения государственных облигаций (росту доходности и сокращению сроков заимствований в условиях ограничения емкости российского долгового рынка и горизонта инвестирования его участников), а также к значительному увеличению объема государственного внутреннего долга Российской Федерации и увеличению долговой нагрузки на федеральный бюджет в части его обслуживания.

19.2. верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2018 года предусматривается в размере 10 351,6 млрд. рублей, что на 483,8 млрд. рублей, или на 4,9 %, выше предельного объема государственноговнутреннего долга по состоянию на 1 января 2017 года, установленного Федеральным законом № 359-ФЗ с учетом изменений.

Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга (по состоянию на конец года) в 2015 – 2019 годах представлена в следующей таблице.

2015 год, отчет 2016 год (Федеральный закон № 359-ФЗ с учетом изменений) 2017 год, проект 2018 год, проект 2019 год, проект 2019 год к 2016 году, %
млрд. рублей струк-тура, % млрд. рублей струк-тура, % млрд. рублей струк-тура, % млрд. рублей струк-тура, % млрд. рублей струк-тура, % %
Государственный внутренний долг, всего 7 307,6 9 867,8 10 351,6 11 580,9 12 788,4 129,6
в том числе:
государственные ценные бумаги 5 573,1 76,3 6 141,1 62,2 7 205,2 69,6 8 301,0 71,7 9 388,8 73,4 153,7
государственные гарантии 1 734,5 23,7 3 726,7 37,8 3 146,4 30,4 3 279,9 28,3 3 399,6 26,6 91,2

Анализ приведенных данных показывает, что рост государственного внутреннего долга обусловлен увеличением долга по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. При этом доля долга по государственным ценным бумагам в объеме государственного внутреннего долга увеличится с 69,6 % в 2017 году до 73,4 % в 2019 году, по государственным гарантиям – уменьшится с 30,4 % в 2017 году до 26,6 % в 2019 году.

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2017 году составит 7 205,2 млрд. рублей, что на 1 098,0 млрд. рублей, или на 18 %, больше, чем в 2016 году, и на 1 632,1 млрд. рублей, или на 29,3 %, больше, чем в 2015 году. За 2017 – 2019 годы он увеличится в 1,5 раза и к концу 2019 года составит 9 388,8 млрд. рублей.

В соответствии с Основными направлениями Минфином России для дополнительного привлечения заемных средств планируется выпуск новых специальных государственных ценных бумаг для населения.

В соответствии со статьей 13 законопроекта и Программой государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации (далее – Программа гарантий) на 2017 год (приложение 45 к Законопроекту) предоставление государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации (далее также – гарантии) предусматривается в 2017 году в объеме 190,1 млрд. рублей.

Планируемый объем предоставления гарантий в 2017 году значительно ниже объемов государственных гарантий, предусмотренных программами государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации в 2012 – 2016 годах. Так, планируемый объем в 2017 году на 67,9 % ниже общей суммы гарантирования 2016 года (592,5 млрд. рублей), на 66,2 % ниже общей суммы гарантирования 2015 года (563,3 млрд. рублей).

При этом в течение ряда лет наблюдается негативная тенденция по неисполнению Программ гарантий: за 2011 год объем фактически выданных гарантий составил 48,1 % суммы гарантирования по Программе гарантий, за 2012 год – 67,8 %, за 2013 год – 68,3 %, за 2014 год – 77,1 %, за 2015 год – 37 %. За январь – октябрь 2016 года исполнение Программы гарантий составляет лишь 0,2 % установленного объема (592,5 млрд. рублей).

Данные об объемах предоставления государственных гарантий в валюте Российской Федерации в 2017 - 2019 годах по целям гарантирования представлены в следующей таблице.

Цель гарантирования Объем предоставления госгарантий в 2017 году, млн. рублей Доля в общем объеме, % Объем предоставления госгарантий в 2018 году, млн. рублей Объем предоставления госгарантий в 2019 году, млн. рублей
По кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов либо на иные цели, установленные Правительством Российской Федерации 100 000,0 52,6 100 000,0 100 000,0
По кредитам либо облигационным займам, привлекаемым дочерними или зависимыми организациями Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», а также дочерними и зависимыми организациями указанных юридических лиц на цели приобретения принадлежащих АО «РОСНАНО» пакетов акций российских акционерных обществ или долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью 6 400,0 3,4 не предусмотрено не предусмотрено
По кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса на реализацию проектов, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы» 43 724,7 не предусмотрено не предусмотрено
По кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории Северо-Кавказского федерального округа, на реализацию инвестиционных проектов по созданию туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе 8 000,0 4,2 9 000,0 9 000,0
По кредитам либо облигационным займам, привлекаемым акционерным обществом «РОСНАНО» на реализацию инвестиционных проектов в сфере наноиндустрии, финансирование инвестиционных фондов нанотехнологий, а также на погашение кредитов либо облигационных займов, привлеченных АО «РОСНАНО» ранее на реализацию целей, указанных в уставе АО «РОСНАНО» 21 100,0 11,1 13 400,0 не предусмотрено
По кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории Северо-Кавказского федерального округа, на реализацию инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа 10 000,0 5,3 10 000,0 10 000,0
По кредитам, привлекаемым ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» на финансирование работ по организации серийного производства деталей двигателей и мотогондол перспективных двигателей для гражданской авиации 899,2 0,5 1 115,6 726,9
Итого 190 123,9 133 515,6 119 726,9

Основной объем гарантий, планируемых к предоставлению в 2017 году, приходится на цель гарантирования «по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов либо на иные цели, установленные Правительством Российской Федерации». В соответствии с законопроектом в 2017 году по указанной цели гарантирования планируется предоставить государственные гарантии в объеме 100,0 млрд. рублей, что составляет 52,6 % общего объема предоставления, предусмотренного Программой.

Объем предоставления гарантий по указанной цели составляет в 2016 году 175,3 млрд. рублей, или 29,6 % общего объема гарантирования; в 2015 году – 297,5 млрд. рублей, или 52,8 %; в 2014 году – 97,5 млрд. рублей, или 14,1 %; в 2013 году – 97,5 млрд. рублей, или 15,9 %; в 2012 году – 128,5 млрд. рублей, или 26 %.

Следует отметить недостаточный уровень исполнения Программ гарантий по указанной цели гарантирования за последние годы. Так, в 2012 году из предусмотренного объема фактически предоставлено государственных гарантий на сумму 67,6 млрд. рублей, или 52,6 % установленного объема гарантирования, в 2013 году гарантии не предоставлялись, в 2014 году фактически предоставлено 44,0 млрд. рублей, или 45,1 %, в 2015 году – 50,9 млрд. рублей, или 17,1 %. По состоянию на 1 октября 2016 года согласно Государственной долговой книге Российской Федерации гарантии по указанной цели не предоставлялись.

Также на протяжении ряда лет основной объем государственных гарантий приходился на цель гарантирования «по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа». Так, в 2012 году объем гарантий по указанной цели составил 40,4 % общего объема, предусмотренного Программой государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации за 2012 год; в 2013 году – 65,2 %; в 2014 году – 71,8 %; в 2015 году – 4,6 %; в 2016 году – 35,3 %. В 2017 году предоставления государственных гарантий по указанной цели не предусмотрено.

В 2017 году значительный объем предоставления государственных гарантий планируется по цели гарантирования «по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса на реализацию проектов, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы», который составляет 23 % общего объема, предусмотренного проектом Программы гарантий.

Следует отметить, что существуют риски неисполнения запланированных объемов предоставления государственных гарантий, предусмотренных Программой гарантий на 2017 год. Так, по состоянию на 1 октября 2016 года предоставлено всего 2 государственные гарантии на сумму 1 072,0 млн. рублей, или 0,2 % от объема, предусмотренного Программой государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2016 год. При этом Счетная палата неоднократно отмечала неравномерность предоставления государственных гарантий в течение года. Так, основной объем предоставления государственных гарантий приходится ежегодно на декабрь.

Основной объем планируемых к предоставлению в 2017 году государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации приходится на гарантии с правом регрессного требования или с уступкой прав требований к лицу, по обязательствам которого представлена государственная гарантия Российской Федерации, – 83,6 % общего объема. Предоставление государственной гарантии без права регрессного требования запланировано АО «РОСНАНО» в размере 21,1 млрд. рублей (объем государственного гарантирования АО «РОСНАНО» в 2016 году составляет 35,5 млрд. рублей) и по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории СКФО, на реализацию инвестиционных проектов на территории СКФО, – в размере 10,0 млрд. рублей.

Проектом Программы гарантий на 2017 год на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации предусматриваются бюджетные ассигнования:

за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета по гарантиям, предоставляемым с правом регрессного требования, – 80 573,4 млн. рублей;

по расходам федерального бюджета по гарантиям, предоставляемым без права регрессного требования и без уступки прав требования, – 11 169,9 млн. рублей.

По информации Минфина России, объем планируемых бюджетных ассигнований на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации в 2017 году в связи с увеличением объема обязательств увеличился по сравнению с установленным на 2016 год Федеральным законом № 359-ФЗ: по источникам финансирования дефицита федерального бюджета – на 39 635,2 млн. рублей, или в 2 раза, по расходам федерального бюджета – на 6 479,2 млн. рублей, или в 2,4 раза.

Анализ фактического использования бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение государственных гарантий по возможным гарантийным случаям, показал, что в 2014 – 2015 годах исполнение государственных гарантий не осуществлялось, за январь – сентябрь 2016 года гарантом исполнены обязательства в сумме 133,84 млн. рублей.

До настоящего времени Минфином России меры по реализации бюджетных полномочий по организации составления проекта федерального бюджета в части осуществления методологического руководства при формировании проекта программы государственных гарантий не приняты. Нормативный акт Минфина России по утверждению порядка формирования проекта программы государственных гарантий Российской Федерации (в том числе по целям и объемам гарантирования, наличию или отсутствию права регрессного требования гаранта к принципалу, а также по наличию иных условий, в том числе осуществления анализа финансового состояния принципала при предоставлении гарантии) не принят.

Следует отметить, что Счетная палата еще в своем заключении на отчет об исполнении федерального бюджета за 2015 год отмечала, что нормативный документ Минфина России, определяющий порядок формирования проектов программ государственных гарантий Российской Федерации, в том числе в валюте Российской Федерации, не утвержден.

19.3. В соответствии со статьей 1 законопроектаверхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2018 года предусматривается в сумме 53,6 млрд. долларов США , или 48,7 млрд. евро, что на 1,5 млрд. долларов США, или на 2,7 %, меньше верхнего предела внешнего долга по состоянию на 1 января 2017 года, установленного Федеральным законом № 359-ФЗ с учетом изменений.

Динамика объема и структуры государственного внешнего долга (на конец года) представлена в следующей таблице.

(млн. долларов США)

2015 год, отчет 2016 год, оценка 2017 год, проект 2018 год, проект 2019 год, проект
сумма струк-тура, % сумма струк-тура, % сумма струк-тура, % сумма струк-тура, % сумма струк-тура, %
Государственный внешний долг Российской Федерации - всего 50 002,4 52 803,0 53 558,8 52 806,8 53 585,9
в том числе:
кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте 2 209,9 4,4 1 693,3 3,2 1 529,6 2,9 1 317,1 2,5 1 093,7
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте 35 916,6 71,8 37 653,8 71,3 37 373,3 69,8 35 633,8 67,5 35 436,3 66,1
государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 11 875,9 23,8 13 455,9 25,5 14 655,9 27,4 15 855,9 17 055,9 31,8

При расчете объемов государственного внешнего долга Российской Федерации на указанные даты использованы следующие прогнозные курсы валют: 64,9 рубля за 1 доллар США для расчета долга на 1 января 2017 года; 67,6 рубля за 1 доллар США для расчета долга на 1 января 2018 года; 68,1 рубля за 1 доллар США для расчета долга на 1 января 2019 года; 72,1 рубля за 1 доллар США для расчета долга на 1 января 2020 года. Для пересчета в доллары сумм долга, выраженного в евро, использован коэффициент 1,10, за исключением долга на 1 января 2017 года, рассчитанного с применением коэффициента 1,11.

Наиболее значительная часть государственного внешнего долга Российской Федерации приходится на государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. На 1 января 2017 года и 1 января 2018 года она будет составлять соответственно 71,3 % и 69,8 % суммы государственного внешнего долга, выраженной в долларах США, что несколько ниже, чем на 1 января 2016 года (71,8 %). В 2018 и 2019 годах доля государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, еще немного снизится и составит 67,5 % и 66,1 % соответственно.

Прогнозируется, что доля долга по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте составит на 1 января 2017 года и 1 января 2018 года соответственно 25,5 % и 27,4 % (по сравнению с 23,8 % на 1 января 2016 года), на 1 января 2019 года и 1 января 2020 года – 30 % и 31,8 %. Доля долга перед МФО, правительствами иностранных государств и по депозитному соглашению с Центральным банком Ливии будет продолжать снижаться: с 4,4 % на 1 января 2016 года до 2 % на 1 января 2020 года.

На 1 января 2016 года государственный внешний долг по облигациям внешних облигационных займов Российской Федерации (далее – ОВОЗ) составил 35 911,2 млн. долларов США (2 617,3 млрд. рублей). В 2016 году были размещены ОВОЗ на сумму 3 000,0 млн. долларов США, и с учетом погашения в сумме 1 273,1 млн. долларов США на 1 января 2017 года долг по еврооблигациям составит 37 650,5 млн. долларов США (2 443,5 млрд. рублей).

Управление государственным и муниципальным долгом - это система мероприятий государства и муниципального образования по установлению порядка, условий выпуска и размещения долговых обя­зательств, а также по выплате доходов и погашению займов. Управление государственным долгом РФ осуществляет Правительство РФ либо уполномоченный им Минфин России, а управление государственным долгом субъекта РФ - высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо финансовый орган субъекта РФ. Вопросы управления муниципальным долгом возлагаются на исполнительно­-распорядительный орган муниципального образования (местную ад­министрацию) в соответствии с уставом муниципального образования.

Комплекс мероприятий по управлению государственным долгом в основном касается двух аспектов - методов управления и порядка обслуживания. Под методами управления понимаются способы регу­лирования выпущенных в обращение займов. При этом, если раньше законодательство вообще не затрагивало вопросы применения тех или иных методов и государство могло в одностороннем порядке изменить размер доходности займа, увеличить срок действия или осуществить отсрочку погашения ранее выпущенных займов 1 , а иногда и аннулиро­вать государственный долг (отказаться от долговых обязательств), то в настоящее время применение методов управления государственным долгом строго ограничено бюджетным законодательством РФ.

К числу методов управления относятся реструктуризация долга, новация, предоставление отступного, конверсия, предоставление рас­срочки, списание и прекращение долговых обязательств.

Реструктуризация долга - это основанное на соглашении пре­кращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения.

Новация - это основанная на соглашении замена первона­чального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством, предусматривающим иной предмет или способ ис­полнения (ст. 414 ГК РФ). Такой метод был использован в отношении обязательств по государственным краткосрочным бескупонным об­лигациям и облигациям федеральных займов со сроком погашения до 31 декабря 1999 г.

Обязательство по государственным займам может быть изменено по соглашению сторон предоставлением отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Заключение договора об отступном произво­дится с владельцами государственных ценных бумаг, не осуществивших новацию в установленные сроки.

В отношении государственного внешнего долга наряду с реструкту­ризацией применяется метод конверсии. Конверсия внешнего долга - средство, обеспечивающее сокращение общей суммы внешней задолжен­ности, облегчение условий внешнего долга за счет замещения основных обязательств иными, менее обременительными для государства-должника.


Если долговое обязательство РФ не предъяв­лено к погашению (не совершены кредитором определенные условия обязательства или установленные НПА действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответ­ствующими федеральными законами, или истек срок государственной гарантии РФ, указанное долговое обязательство считается прекра­щенным и списывается с государственного внутреннего долга (если иное не предусмотрено федеральными законами). Минфин России по истечении указанного выше срока издает акт о списании с государ­ственного внутреннего долга не предъявленных к погашению долговых обязательств, выраженных в валюте РФ. Списание с государственного внутреннего долга осуществляется посредством уменьшения объема долга по видам списываемых долговых обязательств, выраженных в валюте РФ, на сумму их списания без отражения указанных сумм в ис­точниках финансирования дефицита федерального бюджета. Однако данное положение не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям и на долговые обязательства РФ перед субъектами РФ и муниципальными образованиями. Выпуски государственных цен­ных бумаг РФ, выкупленные (переоформленные) в полном объеме Минфином России до наступления даты их погашения, могут быть признаны по решению указанного министерства досрочно погашенными.

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются финансовые операции по выплате доходов по госу­дарственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним или дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета. Обслуживание долговых обязательств РФ осуществляется Банком России, кредитной организацией или другой специализированной финансовой органи­зацией.

В РФ установлена единая система учета и ре­гистрации государственных заимствований. Минфин России ведет го­сударственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (Государствен­ная долговая книга РФ). Такие же книги ведутся в каждом субъекте РФ и муниципальном образовании. В них вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий), о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

Сведения о долговых обязательствах субъекта РФ, муници­пальных образований подлежат передаче Минфину России, который устанавливает объем информации, порядок и сроки ее предоставления. Ответственность за достоверность переданной информации несет фи­нансовый орган субъекта РФ.

Обслуживание долга - процесс выплаты основной задолженности (обязательства), а также процентов кредитодателю со стороны заемщика (должника) с четким следованием условиям договора по выданному займу.

Обслуживание долга (в истории) - периодические (месячные) платежи ростовщику-кредитору.

Обслуживание долга: историческая сущность

Получатель займа (должник) с учетом взятых на себя обязательств (или обязательств граждан государства) каждый месяц должен совершать процентные платежи и погашение основной части задолженности (предоставленной кредитором ссуды). Распределение ссуды по особой схеме. Определенный срок арендатор выплачивает банковскому учреждению только «интерес». Все средства идут на покрытие 2/3 тех средств, которые банк должен получить в форме премии. Только после этого начинаются отчисления на счет основной части займа в конце срока платежей и в счет покрытия основного долга.

Последовательность платежей по процентам и «тела» долга может показаться неважной (несущественной). Но с позиции ростовщика (банка) это ключевой момент (особенно с учетом регламентации сделок с частным покрытием). Центральный банк позволяет выпускать не больше 90% более имеющихся в банковского учреждения резервов - депозитов физлиц, залогового имущества и так далее. Грубо говоря, кредитор может предоставить сто рублей в кредит из десяти рублей, которые у него есть в резерве на момент оформления данного займа. Средства предоставляются по частям, траншами и часто в безналичной форме.

Банку важно, чтобы мощность его мультипликатора постоянно росла, поэтому сначала должны погашаться проценты, а уже после - главный , который и обеспечен залогом. После совершения процентных выплат (обеспечения мультиплицирования) погашение основной суммы займа происходит как продажа обеспечения (залога) в рассрочку.

По сути, банку интересен только процент, преобладающий на общей суммой займа и позволяющий получить дополнительный доход. В свою очередь, продажа задолженности в рассрочку дополнительной прибыли не приносит. Как только получен «интерес», банковское учреждение «переводит» клиента из финансовой части экономки в реальную.

Процесс обслуживания долга лучше всего просматривается на уровне государства. Здесь данный процесс является одним из главных направлений политики. Страна берет на себя ряд обязательств по выполнению сразу нескольких функций - гаранта, кредитодателя и заемщика. При этом процесс управления государственным займом и его обслуживание - комплекс мероприятий, реализуемых со стороны государства, и направленных на своевременное погашение задолженности, совершение эмиссии и размещения облигаций, контроль вторичного рынка долговых бумаг, регулирование государственного займа и так далее.

Процесс регулирования и контроля всех процессов возлагается на ЦБ и Минфин РФ, которые и определяют объемы займов, их характер, бюджетный дефицит и так далее. В задачу структур входит разработка институционального обеспечения и кредитной политики.


Процесс управления долгом и его обслуживания направлен на реализацию определенных целей социального, экономического и политического характера. Все они определятся прогрессом в обществе и текущим состоянием в сфере экономики государства.

Обслуживание долга: задачи, особенности управления, эффективные инструменты

В процессе обслуживания долга государство ставит задачи, призванные решить вопрос своевременного погашения займа, а именно :

Снижение стоимости основной задолженности;

Эффективное применение средств, которые были привлечены в виде займа, а также создание мощной системы контроля и учета совершенных и будущих выплат;

Усиление инвестиционной составляющей кредитов, то есть направление средств на развитие той или иной сферы;

Регулирование общего объема долговых обязательств страны, их удержание на определенном уровне, а также поддержание курса;

Привлечение дополнительного капитала (при необходимости) на наиболее выгодных для предприятия-эмитента условиях;

Установление приоритетов в кредитной политике страны, а также гарантия своевременного обслуживания долга и его покрытия.

В системе управления госдолгом основные действия направляются на его своевременное обслуживание, ведь расходуются с бюджетных денег. То есть задача государства - своевременно пополнять казну для того, чтобы обслуживать задолженность. В противном случае возможно начисление штрафных процентов или даже . В ситуации, когда речь идет об инвестиционных займах, обязательства могут погашаться за счет прибыли от реализованного проекта.


Обслуживание долга страной предполагает:

Проведение операций, направленных на размещение обязательств по долгу;

Выплату прибыли по своим обязательствам;

Покрытие (погашение) имеющейся задолженности. Платежи могут совершаться частично (с учетом плана, графика) или путем совершения отчислений в погашения.

Погашение задолженности - своевременный возврат долга (вместе с процентами) в полном объеме. Если за период действия займа были начислены штрафы, то и они должны быть выплачены.

Задача обслуживания долга (на государственном уровне) возлагается на ЦБ РФ, а также его отделения. При этом берет на себя задачи главного агента. Что касается услуг агентов в отношении обслуживания долга, то они оплачиваются за счет федеральных денег.

С позиции инвестора лучший вариант - четкое соблюдение условий кредитного соглашения, получение прибыли и своевременное покрытие займа. При этом проценты и «тело» кредита выплачиваются в срок и в полном объеме. Но на фоне роста государственного долга подобные явления становятся все более редкими. Как следствие, государство вынуждено использовать различные инструменты при обслуживании долга .

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...