Гражданская оборона лекции в мчс. Силы гражданской обороны


Кто во что горазд

Эта игра предназначена для детей младшего школьного возраста. Она научит серьезно и ответственно относиться к роли лидера.

Всем предлагается приказать ведущему что-нибудь сделать. После того как все приказания произнесены вслух, игрокам сообщают правила игры. Они заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.

«Мы пойдем гулять»

Игра, предназначенная для дошкольников и младших школьников, научит ребят убеждать других, а не навязывать собственное мнение.

Ведущий говорит: «Мы идем гулять в лес. Пусть каждый скажет своему соседу справа, что ему нужно взять с собой, и объяснит, почему именно эта вещь понадобится на лесной прогулке».

Когда играющие по очереди поговорят с соседом, ведущий объявляет, кого он возьмет на прогулку, а кого нет. Делает он это так: если играющий просто сообщает соседу, что нужно взять, но не может подробно объяснить причину, его на прогулку не берут.

Если же играющий старается убедить соседа в необходимости захватить тот или иной предмет и придумывает невероятные причины, приводит различные доводы, его непременно надо взять.

Лучше, если в то время, когда двое разговаривают, остальные будут их слушать и делать для себя выводы. Тогда тем, кого не взяли на прогулку, легче впоследствии исправиться.

«Военные действия»

Игра рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Ребята делятся на две команды. В каждой должен быть «полководец», остальные – «воины». «Полководец» разрабатывает план «военных действий», а остальные должны ему подчиняться. Задача «полководца» – постараться так организовать свое «воинство», чтобы все члены команды четко выполняли его приказания. Он должен придумывать различные способы «нападения» на другую команду, достаточно интересные, и саму игру организовать весело и увлекательно. Если «полководец» не может повести за собой «воинов», его немедленно переизбирают. Обладателем лучших лидерских качеств в конце игры можно признать того «полководца», чья команда победила.

«Капитан»

Игра

В начале игры выбирается ведущий – «капитан». Остальные игроки делятся на две команды. Первая команда – «матросы», а вторая – «пираты». «Капитан» отдает различные приказания, а «матросы» должны их выполнять, но только в том случае, если приказания четкие и ясные. Когда на «матросов» нападают «пираты», «капитан» должен продумать план «боя». В конце игры каждый из игроков дает свою оценку действиям «капитана» по пятибалльной системе.

Игра продолжается, но уже с другим «капитаном». Когда каждый попробует себя в роли «капитана», подводятся итоги. Победителем станет участник, набравший больше очков.

«На обидчивых воду возят»

Для детей младшего школьного возраста.

Игроки делятся на две команды. Члены первой будут «обидчивыми», а участники второй команды, наоборот, будут пытаться переубедить «обидчивых». Сначала выступает первая команда. Ее члены могут разыграть сценку или рассказать историю из собственной жизни – относительно того, как их кто-то когда-то сильно обидел. Или можно рассказать, как сам игрок невольно или специально обидел кого-то.

Члены второй команды должны внимательно прослушать рассказ или посмотреть «сценку» – театрализованное представление. После этого они должны подробно обсудить обрисованную ситуацию и сказать свое мнение. Они могут сказать, почему нельзя было обижаться в данном случае. Или наоборот, можно сказать, какие меры нужно было принять.

Ведущий внимательно наблюдает за игрой и действиями всех ребят. Затем наиболее убедительные и активные игроки второй команды получают заработанные очки. Потом команды меняются ролями. Члены второй команды становятся «обидчивыми», а первая команда, наоборот, пытается их переубедить. Игра продолжается. В конце ведущий подводит итоги.

Победителями считаются те, кто получил больше очков. Именно эти ребята могут считать себя самыми сознательными и сдержанными в проявлении различных эмоций, в том числе и обиды.

Поиск «клада»

Для детей младшего школьного возраста.

Ведущий берет какую-то маленькую вещь и прячет ее в комнате. Все игроки, кроме одного, должны знать, куда он спрятал этот предмет. Смысл игры – один из ребят находится в неведении относительно местонахождения предмета. Его задача – отыскать эту вещь.

Когда он приступает к поискам, ведущий и остальные игроки начинают намеками и подсказками говорить ему, где находится предмет. Ищущий по ходу поисков обязательно проявит какие-то эмоции, например нетерпение, радость, обиду и т. д. Задача ведущего – следить за этими эмоциями, а потом оценить по балльной системе. Чем меньше эмоций проявил игрок, тем больше баллов он получит. И, соответственно, наоборот, чем более эмоционален был играющий, тем меньше баллов он получает.

Чтобы у игрока было больше поводов проявить свои эмоции, можно сначала намеками отправить его в поиск в одном направлении, а когда поиск затянется – дать ему понять, что направление выбрано неверно. Соответственно, игрок рано или поздно проявит раздражение, злость или обиду на тех, кто так долго «водит его за нос». Это и будет своеобразной проверкой его умения сдерживать свои эмоции.

Такую «проверку» должен пройти каждый игрок. Разумеется, предмет, который следует найти, нужно каждый раз прятать в разные места. Игра продвигается точно таким же образом: один ищет спрятанный предмет, а другие дают ему направления. Каждый в результате игры набирает определенное количество очков. В конце игры подводятся итоги. Победителем становится тот, у кого очков больше.

Сюрприз

Для детей младшего школьного возраста.

К игре желательно подготовиться заранее: сделать небольшие подарки-сюрпризы, завернуть их в красивую обертку. Вложите, например, несколько коробочек одна в другую, наподобие матрешки, и красиво заверните.

Ведущий вызывает кого-то из играющих и торжественно вручает ему подарок. Игрок начинает развертывать этот подарок, а ведущий заинтересовывает его, говоря: «Твой подарок – чудесная вещь… Это игрушка, изготовленная в далекой теплой стране, она пользуется большой популярностью во всем мире…». На самом деле игрушка может быть простой свистулькой или еще какой-то мелочью. Важно смотреть на реакцию участника игры, пока он будет разворачивать подарок.

Если игрок не выразит своих эмоций, спокойно справится с заданием и развернет игрушку, его сдержанность можно отметить довольно-таки высоко.

На всех этапах важно следить за эмоциями игроков, особенно после того, как они увидят игрушку. Таким образом проходит «испытание» ребят. В конце игры подводятся итоги. Побеждают те, кто наберет больше очков.

Игру можно разнообразить и таким образом: каждый игрок должен развертывать свой подарок неторопливо, так, чтобы не повредить упаковку и оберточную бумагу. В этом также проявляется умение сдерживать свои эмоции. Нетерпеливый игрок будет стараться как можно быстрее увидеть сюрприз, поэтому он не проявит аккуратности и осторожности.

«Таланты и поклонники»

Для детей младшего школьного возраста.

Дети могут комплексовать по самым различным поводам. Например, они не умеют рисовать. Задача игры – помочь избавиться от комплекса.

Ведущий по очереди предлагает ребятам что-то нарисовать. Через некоторое время рисунки выносятся на всеобщее обсуждение. Каждый изображает то, что он умеет. Если участник игры умеет хорошо рисовать, он может набросать что-то сложное, если нет – рисунок может быть самым простым.

Ведущий начинает обсуждать рисунки. Особое условие – нельзя говорить, что рисунок плохой, нужно только подчеркивать его достоинства. Все ребята поддерживают обсуждение каждого рисунка, высказывая свое мнение. Можно отметить, что очень талантливо подобраны краски, что сам замысел очень интересен, и т. д. В игре нет победителей и побежденных, каждый имеет право высказать свое мнение о рисунках, а также представить свою работу на всеобщее обозрение. Автор самого талантливого рисунка может быть поощрен призом, а самый активный участник разговора – призом или грамотой.

«Талантливый собеседник»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Дети часто испытывают комплексы при общении. Эта игра как раз и поможет постепенно избавиться от излишней застенчивости.

Участники игры делятся на пары. Один из пары начинает разговор, а задача второго – поддерживать беседу. Ведущий предлагает каждой паре свою тему для разговора. Темы могут быть самыми разными, например о погоде, природе, школьных делах, обсуждение какого-то фильма, книги и так далее. Можно обсудить любую проблему, в том числе и выбор одежды на дискотеку или на день рождения.

Игра проходит следующим образом: сначала каждая пара как бы репетирует свой диалог. А потом должна показать свой диалог всем присутствующим. То есть играющие спокойно беседуют между собой, а остальные внимательно слушают. Таким образом каждая пара демонстрирует остальным свое умение общаться. Ведущий по согласованию со всеми присутствующими назначает определенное количество очков каждой паре. Затем игроки меняются. В игре нет победителей и побежденных, но игроки, набравшие максимальное количество очков, могут быть поощрены каким-то призом.

Тренинговое занятие для младших школьников

Тема «Солнышко с лучами»

Цель: повышение самооценки ребёнка.

Задачи:

1. Снятие психического и эмоционального напряжения.

2. Развитие лучшего понимания себя

3. Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности

Форма проведения: тренинг
Оборудование: альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Возраст : школьники 7 - 9лет.

Ход мероприятия:

Педагог-психолог: Ребята для выполнения нашего упражнения нам потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Нарисуйте, пожалуйста, солнышко с лучами. (Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в переделах листа и чем ему нравится.)

Педагог-психолог: А теперь расскажите о вашем солнышке.

Солнышко - какое оно?

Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…

А теперь представь, что солнышко - это вы. У солнышка ваше имя.

Подпишете, своё имя на солнышке. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

Учащиеся: перечисляют достоинства своего солнышка.

Педагог-психолог: - Вы перечислили, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе…Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то ваше замечательное качество. Какие вы?

Можно помочь детям, которые растерялись, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Педагог-психолог: Ребята наша задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И для этого я позволяю вам немного пофантазировать, прихвастнуть.

Не стоит возражать, даже если считаете, что это качество или привычка у них не развито или вообще отсутствует. Так можно услышать, что ребёнок считает своими достижениями

Самое главное работать в позитиве, и можно увидеть, как меняется настроение детей. И результат не заставит себя ждать.

Педагог-психолог: Ребята скажите, понравилось вам наше занятие?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Педагог-психолог: А дома вы можете нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или учительницы. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.

На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Тренинговое занятие для школьников

Тема "Класс глазами каждого"

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

    Создание благоприятного психологического климата;

    Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

    Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;

    Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Возраст : школьники 11 - 14лет.

Состав участников: 10 – 12 человек.

Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию.

Режим работы : 45 минут

Актуальность : невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Структура тренинга:

    Приветствие – 4 минуты

    Цель, задачи – 3 минут

    Разминка – 2минут

    Основная часть - 40 минут

    Рефлексия – 5 минут

    Орг. конец – 3 минуты

Ход тренингового занятия:

    Разминка – погружение – 2 минуты

    Упражнение «»Фотография нашего класса – 7 минут

    Упражнение «Если птичка, то какая» – 10 минут

    Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут

    Упражнение «Горячий стул» – 10 минут

    Упражнение «Моя проблема в общении» – 7 минут

    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» - 5 минут

    Орг.конец. – 5 мин.

Структура : ученики рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Ход занятия

1. Приветствие (2 мин).

Цель: Установление контакта с детьми.

Ведущий, представляется и говорит о целях тренинга.
Инструкция:

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж, затем представляется и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.

Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы.

Правила работы в группе.

Время : 2 минуты.

Ресурсы : ватман с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
1.Слушать друг друга.
2.Не перебивать говорящего.
3.Уважать мнение друг друга.
4.Я –высказывание.
5.Безоценочность суждений.
6.Активность
7.Правило «СТОП»
8.Конфедециональность.

2. Разминка – погружение

Время : 2 мин.
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

    У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

    Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

    Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

    Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;

    Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

    Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

3.Основная часть.

Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).

Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом.

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности. Ход упражнения: каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано « Я могу!». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем все записи зачитываются участниками занятия. Подводя итоги работы, - подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплоченнее .

Упражнение: «Моя проблема в общении»

Время: 15-20 мин.

Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе )?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Упражнение «Счёт до десяти» Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов. Обсуждение:

    Что вы чувствовали?

    Если не получилось, то почему?

Упражнение «Горячий стул»

Время: 10 мин.

Цель:

Инструкция: В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах

Обсуждение : первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Упражнение « Если птичка, то какая»

Время. 10-15 минут.

Инструкция. «Сейчас одним из вас предоставляется возможность потренироваться в наблюдательности, а то, что ждет других, пока останется в секрете. Кто хочет быть ведущим?» После того, как ведущий найден, тренер просит его встать и отвернуться от группы. Можно попросить его выйти из комнаты. Группе же дается следующее задание: «Загадайте какого-то одного игрока. Однако так, чтобы ведущий не понял, кого вы хотите загадать (в том случае, если он рядом). Используйте жесты».

Процедура проведения. Далее тренер предлагает ведущему отгадать, кого же загадала группа. Однако вопросы можно задавать только особого рода, сравнивая загаданного участника с различными видами животных, растений, рыб, птиц и т. д. При этом ведущий может задать не более 3 вопросов. Вопросы могут быть на разные ассоциации. Вопросы строятся следующим образом: если цветок, то какой? если птичка, то какая? На каждый вопрос ведущий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. После того как игрок отгадан либо раскрыт (когда ведущий не может отгадать), тренер предлагает группе продолжить. При сохранении интереса в группе можно пройти три круга.

Упражнение: « Фотография нашего класса»

Каждый участник получает чистый лист бумаги. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе. Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.

Процедура "Спасибо за приятное занятие"

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Орг. конец: Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания. Рефлексия:

    Какие чувства испытывали?

    Что нового узнали о себе, о группе?

    Чему научились?

    Как это пригодиться в будущем?

    Что было важным?

    Над чем вы задумались?

    Что происходило с вами?

    Что нужно развивать на будущее?

Залина Айларова
Мини-тренинг для детей младшего школьного возраста «Рука помощи»

Мини тренинг "Рука помощи "

Участники : дети младшего школьного возраста

Цель : развивать чувство принадлежности к группе. Снятие напряжения, уметь рассказывать о себе.

Оборудование для занятия :

Ватман, ручки, фломастеры, бумага для записей, мешок, микрофон;

разные игрушки, магнитофон.

Структура занятия

I. Организационный часть :

1. Приветствие 5 мин.

2. Правила работы в группе 3 мин.

II. Основная часть.

1. Упражнение «Доброе утро» 15 мин.

2. Упражнение «Три лица» 15мин.

3. Упражнение «Быстрые превращения» 15 мин.

4. Упражнение. «Корова» 30 мин.

5. Упражнение «Змейка» 10 мин.

6. Упражнение «Истории из мешка» 30 мин.

III.Рефлексия

9. Упражнение. «Раскрасить любовью» 10мин.

2. Упражнение «Доброе утро» .

Цели : Используемый в игре микрофон поможет начать занятия нетрадиционным, особым, образом, укрепляющим чувство собственного достоинства участников. Каждый участник получает возможность поприветствовать своих одноклассников и рассказать, что его в этот день радует, что он хочет сделать, какое у него настроение. Это чрезвычайно эффективный ритуал, он пробуждает у участников интерес, стимулирует их готовность прислушиваться друг к другу и, самое главное, дарит им возможность почувствовать себя в центре всеобщего внимания.

Инструкция : Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла вам микрофон. Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать в этот микрофон, а остальным надо будет его спокойно выслушать. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем нам : «Доброе утро» и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать нам также, каков у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня у него дома.

Может случиться, что некоторые из детей не захотят ничего гово-рить. Не настаивайте. Когда Вы будете проводить этот ритуал впервые, начните говорить в микрофон сами, а затем передайте его кому-нибудь из детей .

Микрофон можно использовать в самых разных ситуациях : когда кто-нибудь из детей дает инструкцию классу, поет песню, рассказывает что-нибудь смешное или интересное.

3. Упражнение «Три лица» .

Цели : Все любят сюрпризы. Игра "Три лица" дарит участникам сюрприз и, кроме того, позволяет им задействовать свою интуицию и любовь к подражанию. Задание состоит в том, чтобы без слов достичь сов-падения выражений лица. Если это удается, участники начинают гордиться и спрашивают себя, как это вообще у них могло получиться. Можно предлагать эту игру перед началом различных занятий, особенно в том случае, если при их проведении будут необходимы сотрудничество и интуиция.

Инструкция : Я покажу вам сейчас три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы мне подражали.

Сначала я покажу вам печальное лицо. Вспомните, как выглядит грустный человек. А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Какие жесты нам лучше всего делать руками , чтобы выразить печаль?

Сейчас я покажу вам свирепое лицо. Все представили, как это вы-глядит? Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки.

Третье лицо - счастливое. Для этого давайте все широко улыбнемся и прижмем руку к сердцу.

Вы поняли, как выглядят эти три лица? Давайте попробуем еще раз : печальное, свирепое и счастливое.

Теперь разделитесь на пары и встаньте со своим партнером спиной к спине. Давайте еще раз повторим все три выражения лица. Сделаем все по очереди печальное лицо, свирепое, а потом счастливое. Теперь вы сами будете выбирать одно из трех лиц. Когда я сейчас досчитаю до трех, вам надо будет быстро повернуться к партнеру и показать ему выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы, не сговариваясь заранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер. Готовы? Раз, два, три. Покажите свое лицо партнеру. Какая пара выбрала одно и тоже лицо?

Дайте детям возможность еще немного потренироваться самим. За-тем объедините пары в четверки. Каждая пара в четверке должна шепотом договориться, какое выражение лица она хочет показать другой паре. Потом пары становятся спиной друг к другу, и Вы снова даете команду. Увеличивайте количество человек в группе до тех пор, пока весь класс разобьется на две больших команды.

Можно дополнять предлагаемые выражения лица соответствующими звуками и жестами. Это дает всем больше свободы в игре и делает ее еще увлекательнее.

4. Упражнение «Быстрые превращения» .

Цели : Здесь мы используем метод креативного движения, благодаря которому участники смогут получить возможность для выражения своих фантазий, в качестве творческой паузы, например, после длительной "сидячей" работы.

Инструкция : Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить. (Включите музыку и остановите ее примерно через одну минуту.)

Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. (Снова включите музыку на 30 секунд.)

Теперь все - роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы. (Снова поставьте музыку на 30 секунд.)

Другие превращения : грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун на короткую дистанцию, улыбающийся ма-некен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.

5. Упражнение «Корова» .

Участники делятся на две команды по 3-4 человека. Их задача : быстрее и лучше нарисовать рисунок на заданную тему. Можно обсудить, договориться, но выходить рисовать по одному

6. Упражнение «Змейка» .

Участники строятся друг за другом. Первый голова змеи, последний – хвост. Голова змеи выполняет разные движения. Хвост повторяет. Задача не растерять хвост.

7. Упражнение «Истории из мешка»

Инструкция : Я принесла вам большой мешок, в котором множество разных вещей. Каждый из вас может один раз засунуть туда руку и что-нибудь достать.

Теперь разойдитесь по двое и придумайте историю, в которой были бы задействованы оба ваших предмета. У вас пять минут времени. После этого каждая пара расскажет нам свою историю.

Когда Вы будете повторять эту игру можно попросить участников не только рассказать, но и разыграть их историю.

Анализ упражнения :

Нравится ли тебе играть с другими детьми?

Интересный ли предмет ты выловил из "волшебного мешка"

8. Упражнение «Раскрасить любовью» .

Цели : Чтобы действительно хорошо ладить с людьми, нам необходимо ощущать их любовь и поддержку. Иначе в критических ситуациях мы теряем самообладание и не можем сдержать раздражения.

Эта игра замечательна тем, что она создает в группе обстановку взаимной любви, а также закладывает основы устойчивых дружеских от-ношений между детьми. Мы советуем вам почаще повторять эту игру, ка-ждый раз с новыми партнерами. Хотя, конечно, это не единственная процедура, помогающая создать в классе атмосферу общности и дружелюбия.

Здесь предлагается вариант игры, при котором дети сотрудничают друг с другом в парах.

Инструкция : Как вы показываете другим людям, что вы их любите? Каким образом вы сами понимаете, что другой человек вас любит?

Сейчас разделитесь, пожалуйста, на пары. Теперь вытяните руки вперед и представьте себе, что они покрыты чудесным цветом любви. (Вы сами тоже вытяните руки вперед.) Какой цвет вы для себя выберете? Я хочу, чтобы вы показали сейчас друг другу, как сильно вы друг друга любите. Для этого вы сейчас "раскрасите" друг друга цветами любви, нежности, добра, ласки. Я покажу вам сейчас, как это можно сделать.

Вы подходите по очереди к нескольким участникам и начинаете их "раскрашивать" - легкими круговыми движениями рук скользите сверху вниз по голове, плечам, рукам , туловищу, ногам. Таким образом, вы как бы растапливаете льдинки недоверия. Скажите также каждому участнику, какой цвет Вы для него выбрали.

Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

Сначала приготовьте свои ладошки для "раскрашивания": потрите их друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладони становятся все теплее и теплее. Пока вы трете ладошки, подумайте о том, как много любви в вашем сердце. (15 секунд.)

Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они. Теплые? Слегка покалывают? Они наполнены энергией? Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их. (5 секунд.)

Ощутите эту любовь в своих ладонях (5 секунд., и почувствуйте, как ладони «окрашиваются» цветом любви, добра, нежности. (5 секунд.)

А теперь откройте глаза и начните раскрашивать друг - друга по очереди.

Положите руки сверху на голову вашего партнера. Если вы действительно «окрашиваете» его любовью, пошлите ему ласковые и нежные мысли. Представьте себе, что вы полностью покрываете его выбранным вами цветом любви и добра. Начните с головы и постепенно спускайтесь ниже. «Окрашивайте» уши, потом щеки, затылок. Через плечи опускайтесь по рукам к ладоням . Наконец, от бедер по ногам переходите к коленям и ступням. (30 - 60 секунд. Регулируя необходимую интенсивность, более старшим детям эту инструкцию можно давать медленнее, чтобы весь процесс длился 2-3 минуты.)

Теперь поменяйтесь ролями. (Повторите, пожалуйста, всю инструкцию заново.) Теперь у вас есть несколько минут, чтобы обсудить друг с другом ваши ощущения.

Анализ упражнения :

Что ты чувствовал, когда "окрашивали" тебя?

Что ты чувствовал, когда "окрашивал" своего партнера?

Видел ли ты тот цвет, в который тебя "окрашивал" твой партнер?

Испытывал ли ты какие-нибудь ощущения в ладонях, когда "окрашивал" своего партнера?

Какие нежные и ласковые мысли ты посылал своему партнеру?

Что было для тебя трудно в этой игре?

Заключительная часть. Обсуждение, обмен впечатлениями.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗАНЯТИЙ ПО ГО и ЧС

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

(Темы 1-7)

Даны учебные материалы по темам Примерной программы обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сборник предназначен в помощь руководителям учебных групп на ОНХ при проведении занятий по изучению способов защиты от чрезвычайных ситуаций в мирное время и от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Принципы И ПОРЯДОК

составления методической разработки и проведения занятия (лекции)

В общем плане схема поэтапной подготовки к занятию (лекции) представлена в приложении 1. По аналогии такую схему можно применить и к другим видам занятий.

В ходе первого и второго этапов определяются и осмысливаются конструктивные вопросы, раскрывающие основное содержание занятия (лекции), определяется целевая установка на конкретную аудиторию, формулируется основной тезис, направленный на решение задачи и сверхзадачи занятия (лекции).

Под задачей занятия (лекции) понимается конкретная цель, которую руководитель занятия намеревается достигнуть в данной аудитории по заданной теме. Оставить в памяти слушателей определенную информацию, добиться понимания ее роль и место в общей системе знаний по данному разделу обучения; доказать необходимость использования этих знаний для перестройки деятельности в нужном направлении.

Сверхзадача - это то "сквозное действие", которое проходит красной нитью через одно, а иногда серию, систему занятий. Решается она не столько путем доказательств, сколько методом и приемами убеждения с использованием различных средств, воздействующих на чувства и подсознание слушателей.

Расплывчатая формулировка задачи занятия (лекции) - одна из главных ошибок, которая допускается некоторыми, особенно, начинающими педагогами. В результате, как показывает опыт, занятия (лекции) без четко поставленной задачи и, при этом, не сориентированные на конкретную аудиторию не достигают цели. Воспринимаются они слушателями без интереса .

В общем виде формулирование конкретных целей представлено в таблице:

Общая задача

занятия

(лекции)

Целевые установки

1. Проинформировать

2. Убедить

3. Научить

4. Призвать к действию.

Довести до понимания, доказать, продемонстрировать, разъяснить

Воодушевить, сосредоточить, повести

В соответствии с поставленной задачей формулируется главный тезис - .т е. основная мысль, идея, положение, которые проходят через всю лекцию или занятие от выступления до заключения.

Результатом работы на третьем этапе являются общий план и композиция занятия (лекции).

План занятия (лекции) включает:

1.Тему - название предмета (явления, события), о котором пойдет речь.

2. Социальную задачу - общественную значимость данной темы

3. Цель занятия (лекции) - осознанное намерение руководителя занятия (лектора).

4. Главный тезис - ведущая мысль, идея, положение.

При этом основными вопросами могут быть:

1. Постановка проблемы - возможные пути решения проблемы - альтернативные подходы.

2. Предлагаемое решение - выход на деятельность.

Композиция занятия (лекции) - это детально разработанный план занятия (лекции), но с учетом его ориентирования на аудиторию. Композиция более сложная и многослойная конструкция, чем план. Она опирается не только на логику и психологию, но и на эстетическое чувство руководителя занятия и слушателей. Возможная композиция занятия (лекции) представлена в приложении 2.

Композиция занятия (лекции) должна учитывать естественную динамику восприятия информации слушателями, которая включает четыре фазы;

Начало восприятия (психологическая подготовка к восприятию основного вопросамин.;

Оптимальная активность восприятия - 25-30 мин.;

Фаза усилий - 10-15 мин,;

Фаза выраженного утомления.

Незнание руководителем занятия (лектором) этих физических и психологических возможностей человека, приводит зачастую к тому, что на определенных этапах интереснейших по содержанию занятий (лекций), слушатели перестают слушать руководителя занятия, отвлекаются, внимание их рассеивается, а иногда просто начинают засыпать.

Исходя из сказанного, занятие (лекцию) необходимо строить в следующем порядке.

Первые 4-5 минут, пока аудитория настраивается, необходимо сделать вступление в соответствии с рекомендациями, данными в приложении 2.

Следующие 25-30 минут подается сложный для восприятия материал.

В последующие 10-15 минут (в фазе усилий) необходимо принимать определенные меры для активизации внимания слушателей путем переключения на материал, обеспечивающий повышенный интерес (показательные примеры, практические советы и т. д.).

После перерыва необходимы 1-2 минуты для того, чтобы настроить слушателей на дальнейшее восприятие занятия (лекции), а далее, как и на первом часе.

При разработке содержания занятия (текста лекции), а в последующем и проведении занятия (чтении лекции), необходимо внимательно относиться к построению фраз.

Для слушающего лекцию длина фраз не имеет значения, но их глубина (количество слов в одной фразе) может оказать существенное влияние на восприятие содержания занятия (лекции). Это диктуется возможностями оперативной памяти человека. Исходя из этого, фразы должны включать не более 10 слов не зависимо от длины каждого из них. Так они лучше воспринимаются и конспектируются слушателем. Недопустима, так же, череда коротких фраз - это быстро утомляет слушателя.

Иллюстрации к занятиям (лекциям) нужны тогда, когда содержание материала и характер изложения требуют наглядного сопровождения, как одного из средств раскрытия этого содержания.

Сколько слайдов, схем, плакатов необходимо готовить? На этот вопрос вряд ли возможен однозначный ответ. В том, что они необходимы, вопросов не может возникнуть. Эта необходимость возникает из биологических и физических возможностей человека. Наши органы чувств созданы природой и настроены на восприятие таким образом, что через зрение к нам поступает около 80% информации, через слух - до 15%, и только 5% информации мы воспринимаем через другие органы чувств. Из этого следует, что для лучшего восприятия материала занятия (лекции), нужна его наглядность. Что касается количества иллюстративного материала, то в специальной литературе по этому вопросу даются противоречивые мнения. В одном они сходятся: на занятии (лекции) должны быть 1-2 опорные схемы (плаката), к которым руководитель занятия неоднократно обращается. При большем их количестве внимание слушателя рассеивается, а, следовательно, ухудшается и восприятие материала.

При рассмотрении отдельных положений (фрагментов) опорной схемы могут использоваться слайды. Их количество диктуется содержанием занятия (лекции) и определяется руководителем занятия. Если руководитель занятия хорошо владеет графикой, то весьма полезно предусмотреть в ходе занятия (лекции) время на выполнение рисунков и схем на доске.

Весь иллюстрированный материал должен быть прост для восприятия и нагляден. Зачастую, многие схемы и плакаты исполнены настолько мелким шрифтом, что слушатели плохо видят их даже из первых рядов. В этом одна из причин возникновения психологического барьера между руководителем занятия и слушателем.

Итак, занятие или лекция написаны, подготовлен иллюстрированный материал; начинается четвертый этан - редакционный. Сюда входят вычитка материалов занятия (лекции) и подготовка к проведению занятия (чтению лекции). В ходе подготовки проводится читка (произнесение текста вслух), окончательное редактирование и тренировка. Этот этап один из ответственных, В ходе тренировки руководитель занятия должен мысленно представить аудиторию, предусмотреть возможную ее реакцию и на этой основе окончательно утвердиться в порядке и способах доведения материала до слушателя. Окончательная готовность руководителя занятия определяется степенью его владения материалом занятия (лекции), когда он будет способен произносить текст не прибегая к написанному, а используя только план и тезисы, исполненные на отдельных небольших листах (карточках). Это возможно только после нескольких тренировок и достаточном опыте.

Проведение занятия (чтение лекции) - 5-й по счету, но главный по значимости этап.

Чтобы занятие (лекция) имели успех, надо, во-первых, завоевать внимание слушателей и, во-вторых, удерживать это внимание до конца занятия (лекции).

Рассмотрим некоторые способы привлечения внимания и удержания интереса.

Прием соучастия. Он используется для привлечения внимания слушателей, когда руководитель занятия как бы приглашая их к диалогу, делает соучастниками рассмотрения материала занятия (лекции). Здесь возможны выражения: "Представим себе, что...", "Вообразите, что...", "Многие из вас…"; "Мы с вами бывали неоднократно свидетелями такой сцены..." и т. д.

Прием персонификации. Суть его заключается в том, что каждая новая мысль облекается в живой пример из жизни или художественных произведений.

Однако этими двумя приемами не следует злоупотреблять. Они уместны в тех случаях, когда необходимо привлечь внимание слушателей в ходе занятия (лекции). Для этого необходимо следить за аудиторией и чувствовать моменты, когда начинает слабеть ее внимание.

Сильным приемом является подача материала, как проблемного. Суть его заключается в сталкивании противоречивых фактов. Здесь возможны ситуации затруднений и постановка проблемных вопросов (противоречия, парадоксы, "сократический диалог", полемические элементы).

Из сказанного, пожалуй, наибольшее непонимание вызывает термин " сократический диалог ". Он заключается в следующем:

1. Осмысливается одно положение, выдвинутое и аргументированное руководителем занятия.

2. Осмысливается противоположное ему, но столь же аргументированное положение.

3. Противоречие обнаруживается и фиксируется в сознании слушателей, что создает проблемную напряженность.

4. Исследуются противоречия и пути к их разрешению

5. Разрешение проблемы, открытие истины.

При чтении лекции говорить следует громко, ясно, отчетливо, не монотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность и сила. Ни в коем случае в тоне не должно быть менторства и назидательности - это отталкивает аудиторию от руководителя занятия.

Темп речи разными авторами предлагается от 60-80 до 90-120 слов в минуту. Чтобы материал занятия (лекции) хорошо запомнился слушателями, темп речи должен составлятьслов в минуту. При подаче материала под запись темп речи необходимо снижать до 30-40 и даже 20-30 слов в минуту.

Возвращаясь к композиции занятия (лекции), исходя из темпа речи текст двухчасовой лекции по своему объему может составлять 22-23 машинописных страницы, а одночасовой лекции - 13-15 страниц без учета продиктовки отдельных положений.

Речь надо строить так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д., или чтобы переход от одного положения к другому был естественным. При этом направление мысли должно осуществляться в следующем порядке: тезис - мотивировка - раскрытие сути явления - объяснение - утверждение.

Занятие (лекция) допускает юмор, иронические замечания в соответствии, конечно, с содержанием. Но остроты и шутки требуют чувства меры, обоснованности и тонкого умения их подачи.

В некоторых занятиях (лекциях) нельзя обойтись без цитат. Но цитаты имеют смысл лишь тогда, когда они дополняют и подкрепляют излагаемые положения.

Взор руководителя занятия не должен быть привязан к какой-то одной точке в аудитории, надо смотреть в аудиторию так, чтобы создавалось впечатление обращения то к одному, то к другому слушателю, а то и ко всем сразу. Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к руководителю занятия и достигается взаимопонимание между слушателями и руководителем занятия (лектором).

Руководитель занятия не должен быть скованным в своих движениях, но и не быть излишне суетливым с неоправданной или театральной жестикуляцией. Жест и мимика оживляют речь, но ими надо пользоваться осторожно, Они должны быть естественными и соответствовать содержанию занятия (лекции). Очень нелепо выглядит руководитель занятия, читающий безотрывно текст и одновременно жестикулирующий рукой в знак утверждения или отрицания той или иной мысли.

Мимика и жесты - это атрибуты нашего поведения. Мы свыклись с ними, они являются чертами нашего характера и проявляются независимо от нашего сознания. Здесь можно пожелать только одного - умерить их количество, если вы очень эмоциональны, но ни в коем случае не надо пытаться создать искусственный образ, тренируясь перед зеркалом.

Не следует все время расхаживать перед аудиторией и делать однообразные движения, и, тем более, недопустимо метание от трибуны к плакату (схеме, и т. п.) и обратно.

Для поддержания дисциплины на занятии (лекции), путь один - привлечение внимания аудитории. Для этого необходимо, как минимум, интересный материал, хорошая композиция занятия (лекции), правильный стиль и тактичность в поведении руководителя занятия.

Приложение 1

Этапы разработки и проведения занятий

1 этап

Аналитический

Проблемный анализ темы, формулировка основных вопросов, поиск ответов на эти вопросы в теории. Подбор пособий, литературы, схем, слайдов. Установления связи темы данного занятия с другими темами.

Теоретическая концепция занятия (лекции)

2 этап

Стратегический

Определение «образа» аудитории, формулировка целевой установки, задачи и сверхзадачи, формулировка главного тезиса

Главный тезис занятия

3 этап

Тактический

Подбор материалов, фактов, иллюстраций, выбор приемов и способов, активизации слушателей, определение средств привлечения внимания и интереса слушателей на разных этапах занятия

Общий план и композиция занятия

4 этап

Редакционный

Вычитка-исправление ошибок и неточностей, удаление слов и выражение не свойственных письменной речи, избавление от повторов, неблагозвучных сочетаний, очистка текста от речевых штампов, упрощение синтаксического строя речи

Отредактированный, произнесенный вслух текст занятия

5 этап

Рабочий

(аудиторный)

Ориентация в конкретной аудитории и корректировка тактики проведения занятия в соответствии с реальной ситуацией

6 этап

Контрольно-итоговый

Самоанализ, уяснение причин достоинств и недостатков занятия, изучение мнения слушателей, совершенствование текста занятия с учетом итогового контроля

Отредактированный текст и рабочий план занятия

Приложение 2

Композиция занятия

Элементы

Назначение

Целевые

действия

Приемы и средства

зачин

Подготовить аудиторию к восприятию

Завладеть вниманием, возбудить интерес, дисциплинировать

Что-то удивительное: случай факт, история и т. п.

Завязка

мысли

Поставить проблему

Доказать актуальность, выявить противоречие, заинтриговать новым

Прием сопереживания, парадоксальная ситуация, контрастное положение

Изложение

Довести план

Обеспечит понимание цели общения

Обращение к интересам, потребностям, краткое описание ссылки на социальные задачи документа

1 учебный

вопрос

Представить предмет изучения

Раскрыть основное понятие

Определение, деление, понятия трактовка, опорная схема, сигнал, образ и т. д.

2учебный

вопрос

Довести сущность до понимания

Выдвинуть тезис и обосновать новое, дать оценку элементов, опровергнуть антитезис

Доказательство (методы мышления и способы убеждения), взгляды, мнения, свойства, аргументы и т. п.

3 учебный

вопрос

Дать установку на деятельность

Связать теорию с практикой. Предложить решение

Данные эксперимента, показательные примеры, официальные установки

Напоминание

Закрепить главную мысль занятия

Напомнить основной тезис

Возвращение к проблеме, самый сильный аргумент или факт,

Обобщение

Убедиться, что цель занятия достигнута

Усилить впечатление от занятия, подвести к заключению, добиться одобрения и принятия мысли.

Подытоживающие утверждения, эмоциональные средства, яркий пример, цитата.

Пожелания

Направить деятельность слушателей

Поставить задачи, мобилизовать, сориентировать, призвать

Перспективы, обращения, лозунги

ТЕМА 1.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

КАК СИСТЕМА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР

ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ

ОТ ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ

ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

Законодательство РФ

в области гражданской обороны (ГО)

Федеральный закон "О гражданской обороне" с дополнениями и изменениями, принятыми Федеральными законами от 9.10.2002 г. и от 01.01.2001 г. , определяет правовое поле работы органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления , организаций независимо от их организационно-правовыхформ и форм собственности.

В развитие этого закона приняты Постановления Правительства РФ "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны", "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы" и ряд других.

Согласно Федеральному закону "О гражданской обороне" (ст. 10) граждане Российской Федерации: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Основные задачи обучения населения определяет Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, которое утверждено постановлением Правительства РФ № 000 от 2.11.2000 года.

В этом Положении прописано, что основными задачами обучения населения в области ГО являются:

Изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приёмов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

Совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;

Выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб приёмами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Предназначение и задачи гражданской обороны

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основные задачи в области гражданской обороны определены в ст. 2 Федерального закона "О гражданской обороне". Это:

обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведение мероприятии по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

срочное захоронение трупов в военное время;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

гражданской обороны

Структуру гражданской обороны РФ составляет совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Структура ГО соответствует принятой в РФ системе организации хозяйственного и военного управления.

Повседневное управление ГО осуществляют органы, уполномочен­ные на решение задач в области ГО. Возглавляет систему органов, осуществляющих управление ГО, МЧС России. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны; территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Рос­сийской Федерации.

Организация гражданской обороны

Российской Федерации

Организация и ведение ГО базируется на ряде принципов.

Первый заключается в том, что "организация и ведение ГО является одной из важнейших функций государства". Этот принцип исходит из прав и обязанностей личности, общества и государства, изложенных в соответствующих положениях Конституции РФ, Федеральных законов "О безопасности" и "Об обороне", на защиту и по защите от внутренних и внешних угроз. Так, Федеральных закон "О безопасности" рассматривает безопасность как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Государство гарантирует безопасность каждому гражданину страны, обеспечивает достижение ее проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Организация и ведение ГО также осуществляется проведением единой государственной политики РФ в области ГО, при этом государство выполняет три важнейших функции: обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи поражённым и по­страдавшим (социальная); сохранение мобилизационных и людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная); сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (экономическая). Выполнение вышеуказанных функций, в свою очередь, и предопределяет необходимость рассмотрения организации и ведения ГО в качестве одной из важнейших функций государства.

Второй важнейший принцип организации и видения ГО заключается в том, что подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время. При этом основное внимание уделяется формированию нормативных правовых основ функционирования гражданской обороны, организации системы управления и оповещения, созданию и подготовке сил гражданской обороны, накоплению запасов материально-технических средств, а также обучения населения в области ГО.

Руководство гражданской обороной

В Российской Федерации руководство гражданской обороной осуществляет Правительство РФ, а государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти, в территориально-административных образованиях и организациях осуществляют их руководители. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения, в том числе за создание и накопление фондов коллективных и индивидуальных средств защиты, за подготовку сил, необходимых для реше­ния задач ГО, обучение населения и персонала объектов на подведомственных уровнях.

Начальники ГО в рамках своих полномочий имеют право: вводить в действие планы ГО; принимать решение об эвакуации; издавать приказы по вопросам ГО.

Силы гражданской обороны

В состав сил ГО входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, - Войска ГО, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Для решения задач ГО могут привлекаться воинские части и подразделения Вооружённых Сил РФ, а также аварийно-спасательные службы.

Деятельность Войск ГО осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её частях.

В мирное время эти войска участвуют в аварийно-спасательных работах, в локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

На потенциально опасных объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение, представляющих высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, создаются нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .

Гражданская оборона на объектах экономики

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

Планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

Проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

Осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

На каждом объекте должны быть обеспечены: защита людей от различных ЧС; устойчивость его функционирования и проведение в случае необходимости аварийно-спасательных и других неотложных работ.

На объекте создаётся орган, уполномоченный на решение задач ГО. Кроме того, руководитель объекта, как лицо, несущее персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите работников объекта, может назначать из числа своих заместителей или других работников, ответственных по эвакуационным мероприятиям, по инженерно-техническому и материально-техническому обеспечению, которые курируют вопросы ГО в части их касающейся.

На объекте создаются нештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, которые могут включать группы: разведывательные (ПРХН); оповещения и связи; медицинские; аварийно-технические; противопожарные; охраны общественного порядка; по обслуживанию убежищ и укрытий; автотранспортная; материально-технического снабжения; энергетики и светомаскировки. Руководят ими, как правило, начальники отделов, цехов, других структурных подразделений, на базе которых они созданы.

ТЕМА 2.

ОПАСНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

За последние годы в мире произошли существенные изменения в военно-политической и социально-экономической областях. В то же время значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Особенность вооружённой борьбы в будущем будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одно­временно и экономика страны, и гражданское население.

Вооружённые силы XXI века, по мнению американских военных специалистов, должны использоваться не столько для ведения традиционных военных действий, сколько для того, чтобы лишить противника возможности сопротивления за счёт поражения его наиболее важных объектов экономики и инфраструктуры. Это может достигаться широким использованием сил специальных операций, ударами крылатых ракет воздушного и морского базирования, а также массированным использованием средств радиоэлектронной борьбы, что уже имело место при нанесении США и НАТО ударов по Ираку и Югославии. Так, объектами активного воздействия в ходе агрессии против Югославии был тыл страны. При этом ВВС НАТО выполнили 9300 боевых самолёто-вылетов, суммарная мощность ударов кото­рых по тротиловому эквиваленту превысила 15 тыс. тонн. В результате этих ударов было выведено из строя до 70% объектов оборонной промышленности, 35% объектов энергоснабжения , более 40 круп­ных мостов.

По мнению экспертов, военные действия в будущем приобретут значительно больший пространственный размах и станут более скоротечными, однако это не будет означать обязательного сокращения продолжительности войн.

В случае возникновения на территории России локальных вооружённых конфликтов и развёртывания широкомасштабных боевых действий источниками ЧС военного характера будут являться опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. К ним относятся:

опасности, которые возникают от прямого действия средств поражения. Они могут привести к травматическим поражениям осколками, инфекционным заболеваниям, радиационным и химическим поражениям. В перспективе к ним могут добавиться поражения, вызванные применением новых видов оружия, основанного на новых физических принципах (психотропного, информационного, метеорологического, геофизического, инфразвукового и др.);

опасности, которые могут возникнуть опосредованно через разрушение зданий, гидродинамических, химически и радиационно опасных предприятий, вследствие возникновения пожаров, очагов биологического заражения. Воздействие их на людей принято называть вторичными факторами поражения;

опасности, связанные с нарушением среды обитания человека, которые могут привести к его гибели или нанести существенный вред здоровью. К ним относятся воздействия средств поражения приводящие к потере жилищ, нарушениям систем водоснабжения и продовольственного снабжения, разрушению системы медицинской помощи населению и т. п.

Следует отметить, что опасности военного времени имеют характерные, только им присущие особенности:

они планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и поэтому имеют более сложный и изощрённый характер, чем природные и техногенные опасности;

непосредственно средства поражения применяются также только человеком, через его волю и через его замысел. Поэтому в реализации опасностей военного времени меньше стихийного и случайного, оружие применяется, как правило, в самый неподходящий момент для жертвы агрессии и в самом уязвимом для нее месте;

развитие средств поражения всегда опережает развитие адекватных средств защиты от их воздействия. В любом случае в течение какого-то промежутка времени имеется превосходство средств нападения над средствами защиты;

для создания средств нападения используются самые последние научные достижения, привлекаются лучшие научные силы, лучшая научно-производственная база. Всё это ведёт к тому, что от некоторых средств поражения фактически невозможно найти средств и методов защиты;

анализ тенденций эволюции военных опасностей говорит о том, что современные (будущие войны) всё чаще носят террористический, антигуманный характер, мирное население воюющих стран превращается в один из объектов вооружённого воздействия с целью подрыва воли и способности противника оказывать сопротивление.

Указанные опасности будут возникать при применении противником современных обычных средств поражения, ядерного, химического, биологического и другого оружия.

ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ

Ядерное оружие является наиболее мощным средством массового поражения. Действие его основано на использовании внутриядерной энергии, освобождающейся при ядерных превращениях, носящих характер взрыва. Ядерные взрывы могут быть высотные, воздушные, наземные (надводные) и подземные (подводные). Точка, в которой произошёл взрыв, называется центром, а её проекция на поверхность земли (воды) - эпицентром ядерного взрыва.

Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности и электромагнитный импульс являются поражающими факторами ядерного взрыва.

Ударная волна - область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны со сверхзвуковой скоростью. Она наносит поражение прежде всего высоким избыточным давлением, которое почти мгновенно сжимает тело человека, вызывает повреждения внутренних органов, кровоизлияния, разрывы тканей. Воздействие оказывает также и скоростной напор. Он обладает сильной метательной способностью и может отбросить человека или ударить его об окружающие предметы. Для защиты от ударной волны необходимо использовать заглублённые и герметичные сооружения или устойчивые к ударам объекты техники.

Выбор редакции
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...

Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...

Безусловно, гадание по теням берет свое начало еще в Древнем Египте и с большим успехом продолжает использоваться в наши дни. С давних...

1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....
Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...
НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...