Как организовать налоговый учет на предприятии. Проблемы организации налогового учёта на предприятии


ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Требования, предъявляемые к организации налогового учета, существенно отличаются от требований, по которым строится финансовый учет. Таким образом, основной особенностью главы 25 части второй НК РФ, отличающей ее от других глав Налогового кодекса и иных законодательных актов, регулирующих налоговые правоотношения , является установление необходимости организации ведения налогового учета параллельно бухгалтерскому. Основным участком налогового учета является налоговый учет расходов. От правильности формирования данных налогового учета расходов в конечном счете зависит правильность определения налоговой базы, и разногласия с налоговыми органами возникают, как правило, по поводу правомерности принятия отдельных видов расходов к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль . Следует отметить, что и до введения в действие главы 25 НК РФ у налоговых органов прослеживалось стремление подчинить бухгалтерский учет фискальным целям. Значительная часть изменений была направлена на уточнение порядка определения налогооблагаемой базы, в результате учетные показатели отличались от объектов налогообложения . Для целей налогообложения не имело практического значения, какой объем затрат предприятие включало в фактическую себестоимость. Принципиальное значение имела правильность определения «налоговой себестоимости», то есть себестоимости, которая является одной из составляющих при расчете налогооблагаемой прибыли. На практике это означало, что бухгалтерский учет себестоимости продукции на предприятии должен был выполнять две функции: с одной стороны – обеспечить получение достоверных данных о фактической себестоимости продукции (работ, услуг) с целью определения общего финансового результата деятельности предприятия, с другой – обеспечить учет расходов в целях налогообложения для правильного исчисления налога на прибыль..

Это и привело к ситуации, когда для учета формирования такого комплексного показателя, как налогооблагаемая база, данных балансовых счетов и документальных регистров бухгалтерского учета стало недостаточно. Именно эта недостаточность, а в ряде случаев и противоречивость системы бухгалтерского учета и налогообложения, послужила базой для более широкого внедрения разнообразных форм и методов специального налогового учета, отличного по своей методологии от учета финансового.

Понятие налогового учета является сравнительно новым для отечественной системы законодательного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимость обособленного формирования данных о размере налоговой базы возникла одновременно с появлением различий в нормативном регулировании группировки и детализации данных для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

В связи с этим перед производственными предприятиями встала необходимость в организации налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу па прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой - минимизировать обусловленные этим издержки .

В настоящее время перед предприятиями-налогоплательщиками остро стоит проблема выбора между двумя принципиально различными подходами: организации налогового учета как самостоятельной автономной системы и как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета, выступающего в качестве базовой системы.

Учитывая то, что налоговый учет является важным инструментом всей налоговой системы , анализ его принципов неотделим от правовых проблем общего состоянии налоговой системы. В связи с этим возникла необходимость углубленного исследования теоретических и практических аспектов организации и функционирования института налогового учета как составной части налогового менеджмента на производственном предприятии. Несмотря на то что проблемы организации налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, практика убедительно доказывает необходимость детального изучения их в свете ныне осуществляемой налоговой реформы.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ постановка налогового учета всецело находится в ведении налогоплательщика. Статья 313 НК РФ определяет понятие «налоговый учет» как систему обобщения информации для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов. При этом основной причиной введения налогового учета признают наличие различий между правилами бухгалтерского учета и порядком формирования налоговой базы по налогу на прибыль..

В соответствии с НК РФ определена также цель налогового учета - формирование полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций. Обобщены также основные принципы ведения налогового учета:

налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно;

применяется последовательно от одного налогового периода к другому;

непрерывно и в хронологическом порядке отражает все операции и объекты учета для целей налогообложения;

основывается на нормах и правилах определения налоговой базы по налогу на прибыль, установленных 25 главой НК РФ.

Одной из основных целей, стоящих перед должностными лицами, ответственными за организацию налогового учета, является точное определение категорий имущества, используемого при непосредственном производстве продукции, выполнении работ , оказании услуг, а также персонала, заработная плата которого подлежит включению в прямые расходы организации. Если при этом будет допущена ошибка, неминуем пересчет налоговой базы и задолженности перед бюджетом. Занижение базы может иметь место в том случае, когда расходы, которые должны относиться к прямым, будут включаться в состав косвенных и списываться на уменьшение налоговой базы вне зависимости от объемов реализации готовой продукции , выполненных работ или оказанных услуг и от объемов незавершенного производства.

Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном или налоговом периоде, также уменьшает доходы от реализации отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства .

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль и является составляющей учетно-аналитической системы.

Целями налогового учета являются:

формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций;

обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета. Списание сумм дебиторской и кредиторской задолженности оказывает непосредственное влияние на формирование налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, так как эти процессы включаются в расходы (доходы) организации.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

1) обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии ;

2) объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;

3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль». Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

Основным недостатком является то, что кодексом не предложена единая для всех налогоплательщиков система обобщения информации (аналогичная Плану счетов бухгалтерского учета). Хотя методы учета финансовой и управленческой информации уже сложились и вряд ли можно (и нужно) придумать что-то новое для целей налогового учета, однако, рационально определить состав налоговых счетов для обобщения информации и их взаимосвязь, разработать аналитические регистры - отнюдь не тривиальная задача..

Сегодня проблемой постановки налогового учета озабочены многие специалисты. Качественно решить эту задачу на промышленном предприятии невозможно без знания технологических особенностей процесса выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также без учета организационной структуры организации. Причем это касается любого промышленного предприятия.

Кроме того, учетный процесс зависит от решения ряда специфических для производства вопросов. Например:

Что понимать под прямыми расходами конкретного производства?

Как учитывать передачу изделий (работ, услуг), передаваемых из одних подразделений в другие структуры основного или вспомогательного производств ?

Учитывать ли незавершенное производство в каждом цехе или можно определять его в целом по предприятию?

Чтобы ответить на эти вопросы, проанализируем положения главы 25 НК РФ. Ключевыми для понимания налогового учета в производстве являются следующие ее статьи:

· 318-я «Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию»;

· 319-я «Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных»;

· 254-я «Материальные расходы».

В настоящее время отсутствуют методические рекомендации по налоговому учету, основанные на специфике отраслей промышленности. Поэтому у налогоплательщика остается единственная возможность решать проблемные вопросы налогообложения декларированием методов учета в учетной политике предприятия для целей налогообложения.

Учетная политика является реальным инструментом управления предприятием в части налогового планирования его деятельности и снижения налоговых обязательств. Значение роли учетной политики уже доказано: при налоговых проверках на нее ссылаются налогоплательщики, ее положения принимают судебные инстанции в качестве доказательств при разрешении налоговых споров.

От того, насколько рационально будет организован налоговый учет и верно выбраны способы и методы учета, зависит финансовое положение организации.

Поскольку настоящая налоговая ситуация характеризуется массой противоречий и разночтений в практическом применении главы 25 НК РФ, перечислим способы и элементы учета, которые рекомендуется в условиях попроцессного метода производства освещать дополнительно при формировании учетной политики предприятия для целей налогообложения.

1. Отношение структурных подразделений к основному или вспомогательному производству.

2. Прямые расходы в части определения персонала и основных средств отдельных структурных подразделений, относящихся к производственным.

3. НЗП: порядок распределения прямых расходов в случае, если при производстве продукции используется несколько видов сырья и выделить основной не представляется возможным.

4. Методы оценки НЗП. Для определения доли НЗП в исходном сырье следует установить, что принимать в расчет в качестве исходного сырья.

5. Формирование НЗП по работам (услугам). Предприятие должно самостоятельно определить критерий объема работ (услуг), в соответствии с которым производится оценка НЗП (например, в натуральных измерителях или в стоимостном выражении).

6. Критерий и метод, используемый каждым подразделением, при распределении прямых расходов по продукции, работам (услугам), по направлениям их потребления.

7. Создание амортизируемого имущества собственными силами для внутрипроизводственного потребления (или иных целей). Необходимо установить критерий и механизм определения косвенных расходов , относящихся к ОС (НМА).

8. Производство продукции из давальческого сырья. Предприятие в учетной политике должно установить методы и способы выделения НЗП, относящегося к данному виду сделки, и определить порядок распределения расходов в части работ по выпуску продукции из давальческого сырья.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 01.01.01г. ;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000г. ;

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» № 1/2008 утверждена приказом Минфина РФ от 6 октября 2008г. № 000н;

4. Мясников, ситуации налогового учета прочих расходов./ . – «Налоговый вестник», - 2008. – с 345;

5. Уткина, организации: бухгалтерский и налоговый учет. / . – Система Гарант, 2008. – с 246;

6. Петров, учет / . – Бератор – Паблишинг, 2008. – с 306.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Организация системы налогового учёта на предприятии

В соответствии с Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2002 года все организации обязаны определять облагаемую базу по налогу на прибыль по данным налогового, а не бухгалтерского учета. Таким образом, организации являющиеся налогоплательщиками по налогу на прибыль должны кроме бухгалтерского учета вести еще и налоговый учёт.

Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового Кодекса. Налоговый учёт -- это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Он осуществляется в целях формирования достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. Кроме того, налоговый учет необходим при обеспечении информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль.

Согласно Налоговому кодексу РФ информация о налоговом учёте должна отражать порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчётном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. Организации предоставляется право самостоятельно организовывать систему налогового учёта, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета и условий хозяйственной деятельности. Налоговый учет ведётся последовательно от одного налогового периода к другому.

Организация обязана разрабатывать приказ об учётной политике организации для целей налогообложения, который утверждается соответствующим приказом руководителя.

Систему налогового учёта организации выбирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением руководителя).

В связи с изменениями, введёнными законодательством по налогу на прибыль, осложнились задачи ведения учёта в организациях. Налоговый учёт доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль отделен от бухгалтерского учёта и становится самостоятельным направлением учёта фактов хозяйственной жизни организаций.

В настоящее время в практической деятельности организаций сложились три подхода к ведению налогового учёта:

1. Формирование данных налогового учёта на счетах бухгалтерского учёта.

2. Параллельное ведение бухгалтерского и налогового учёта.

3. Ведение учёта по правилам налогового учёта.

1. Первый подход основан на том, что данные налогового учёта получают на основе регистров бухгалтерского учёта и первичных документов, а также дополнительных расчетов доходов и расходов по правилам налогового учёта. Этот подход получил законное обоснование после внесения изменений в главу 25 и статью 313 Налогового Кодекса Федеральным законом от 29.05.2002 №57-ФЗ.

В статье 313 записано: "В случае, если в регистрах бухгалтерского учёта содержится недостаточно информации для определения налоговой базы …налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учёта дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учёта, либо вести самостоятельные регистры налогового учёта".

Этот подход к ведению учёта менее трудоемок и более гибок в условиях постоянно меняющегося налогового законодательства.

Основная идея "встраивания" налогового учёта внутрь бухгалтерского учёта базируется на выявлении сходств и различий бухгалтерского и налогового учета подходов в группировке объектов учета. В бухгалтерском и налоговом учёте могут применяться одинаковые и различные методы группировки (классификации) и оценки объектов учёта. Даты получения доходов и осуществления расходов также могут признаваться одинаково или по-разному в бухгалтерском и налоговом учёте.

Так курсовые разницы, штрафы, пени, неустойки, списанная дебиторская и кредиторская задолженность в бухгалтерском и налоговом учёте отражаются в составе внереализационных доходов и даты признания доходов и расходов совпадают. Не совпадают подходы с точки зрения бухгалтерского и налогового учета по амортизации основных средств, расходов на НИОКР, суммовых разниц у покупателя и поставщика и других доходов и расходов. В таких случаях необходимо дополнять регистры бухгалтерского учёта реквизитами и /или дополнительно вести расчёты и ведомости налогового учёта.

Очевидно, что применение первого подхода наиболее осуществимо сегодня, так как не требует значительных затрат времени и денежных средств. При этом каждая организация-налогоплательщик должна четко определить основные различия в отражении операций и имущества для целей бухгалтерского и налогового учета и разработать способы корректировки бухгалтерских форм и/или дополнительные формы регистров налогового учета. Для средних и малых предприятий, а также организаций, ведущих учёт вручную в журналах-ордерах или в электронных таблицах Excel, применять этот подход можно на постоянной основе.

Применение первого подхода также может быть первоначальной стадией

2. Параллельное ведение бухгалтерского и налогового учёта - Данный подход основан на параллельном ведении бухгалтерского и налогового учёта на основе первичных документов. При этом подходе отдельно формируются регистры бухгалтерского учёта и бухгалтерская отчетность по правилам бухгалтерского учёта, а также регистры налогового учёта и декларация по налогу на прибыль по правилам налогового учёта.

Вполне понятно, что осуществление второго подхода возможно только в системе компьютерной обработки данных, поэтому на рынке программных продуктов предлагаются системы налогового учета, адаптируемые для конкретных организаций. При внедрении программ компьютерного учета особое внимание следует обратить на постановку технического задания для ведения налогового учета. Предварительно должно быть проведено обследование системы бухгалтерского учета и учетной политики предприятия. На основе понимания сходств и различий бухгалтерского и налогового учета и задачи оптимизации налогообложения разрабатывается концепция налогового учета (далее по тексту - Концепция) и учётная политика для целей налогообложения. Концепция и учётная политика служат основанием для разработки стандарта налогового учёта, который является техническим заданием для внедрения выбранного программного продукта. Практическое осуществление данного подхода требует значительных затрат времени и средств организации.

3. Ведение учёта по правилам налогового учёта - Такой подход основан на ведении учёта по правилам налогового учёта, в связи с чем, возникает необходимость провести корректировку учётных данных для их соответствия правилам бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности. Применение такого подхода может повлиять на оценку аудиторов о достоверности бухгалтерской отчётности, так как согласно п.6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", достоверной и полной считается отчётность, сформированная из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учёту.

Требования к системе налогового учёта и составлению отчётности по налогу на прибыль изложены в главе 25 Налогового Кодекса.

Основные требования ведения налогового учёта определяют:

Объекты учёта;

Правила группировки доходов и расходов;

Порядок признания доходов и расходов, в том числе и для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств;

Методы налогового учёта;

Требования к составлению регистров налогового учёта.

Основные правила составления отчетности определяют:

Налоговый и отчётный период;

Ставки налога;

Алгоритм расчёта налоговой базы.

Объектами налогового учёта являются имущество и хозяйственные операции налогоплательщика.

Для целей налогового учёта применяется следующая группировка доходов:

Доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;

Внереализационные доходы;

Доходы, учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения.

Расходы группируются:

На расходы, связанные с производством и реализацией;

Внереализационные расходы;

Расходы, учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения

Под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходы, связанные с производством и /или реализацией подразделяются на 4 группы:

Материальные расходы;

Расходы на оплату труда;

Суммы начисленной амортизации;

Прочие расходы.

Из состава прочих расходов выделены расходы на ремонт основных средств, на освоение природных ресурсов, на НИОКР, на обязательное и добровольное страхование имущества.

Порядок признания расходов для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств различен.

Определен особый порядок признания расходов по:

Формированию резервов по сомнительным долгам;

Гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

Определению расходов при реализации товаров;

Отнесению процентов по долговым обязательствам к расходам.

Налоговым Кодексом определены два метода налогового учёта:

1.-- метод начисления

2.-- кассовый метод.

Порядок признания доходов и расходов при различных методах налогового учёта различен.

При определении расходов методом начисления, расходы на производство и реализацию подразделяются на:

Прямые расходы

Косвенные.

Разделение расходов на прямые и косвенные связано с оценкой незавершенного производства и является фактором прямого действия на расчёт налога на прибыль.

К прямым расходам на производство и реализацию относятся:

1. расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, и (или) образующих их основу, либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг;

2. расходы на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;

3.расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

4.единый социальный налог, начисленный на расходы по оплате труда;

5.суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Все иные суммы расходов по производству и реализации являются косвенными.

В концепции налогового учёта излагаются способы налогового учёта имущества и хозяйственных операций. Это способы учёта:

1. состояния объектов основных средств и начисления амортизации основных средств;

2. доходов от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;

3. расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком;

4. доходов от реализации покупных товаров, стоимости реализованных покупных товаров и прямых расходов по покупным товарам;

5. доходов от реализации и выбытия амортизируемого имущества, остаточной стоимости реализованного амортизируемого имущества и расходов, связанных с его реализацией;

6. доходов от реализации прочего имущества, цены приобретения реализованного прочего имущества и расходов, связанных с его реализацией;

7. доходов от реализации прав требования как реализации финансовых услуг, стоимости реализованного права требования;

8. доходов от реализации права требования до наступления срока платежа, стоимости реализованного права требования до наступления срока платежа;

9. доходов от реализации права требования после наступления срока платежа, стоимости реализованного права требования после наступления срока платежа;

10. убытка, образовавшегося при уступке права требования;

11. доходов от реализации товаров, продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств; расходов и убытков обслуживающих производств и хозяйств, понесенных при реализации товаров, работ и услуг; убытков от деятельности обслуживающих производств и хозяйств;

12. убытков прошлых лет обслуживающих производств и хозяйств с расчетом сумм, учитываемых в уменьшение прибыли обслуживающих производств и хозяйств отчётного периода;

13. внереализационных доходов, в том числе доходов в виде штрафов, пеней, и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

14. внереализационных расходов, в том числе расходов в виде штрафов, пеней, и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

15. прямых расходов незавершенного производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

16. прямых расходов, принимаемых к уменьшению налогооблагаемой базы при реализации товаров, (работ, услуг) собственного производства;

17. расходов и убытков будущих периодов;

18. доходов по операциям с ценными бумагами, а также доходов в виде дивидендов;

19. расходов на ремонт основных средств;

20. расходов на освоение природных ресурсов;

21. расходов на формирование НИОКР;

22. расходов на формирование резервов по сомнительным долгам;

23. расходов на формирование резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

В концепции налогового учёта излагается перечень и порядок расчетов:

1. налоговых баз и (или) исключений из налоговых баз;

2. доходов при безвозмездном получении имущества;

3. рыночных цен по однородным или идентичным товарам, работам, услугам;

4. сумм резерва на конец отчетного периода;

5. убытка от реализации амортизируемого имущества, принимаемого для целей налогообложения;

6. убытка при реализации права требования как реализации финансовых услуг;

7. убытка при реализации права требования в соответствии со статьей 279, п.1 НК РФ;

8. убытка при реализации права требования в соответствии со статьей 279, п.2 НК РФ;

9. убытков будущих периодов по истечении 45 дней от даты уступки права требования;

10. убытка обслуживающих производств и хозяйств, не учитываемых для целей налогообложения;

11. суммы убытков прошлых лет по объектам обслуживающих производств и хозяйств, учитываемых в уменьшение прибыли текущего периода;

12. остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных (ст. 319 НК РФ) и корректировки суммы прямых расходов;

13. расходов по торговым операциям;

14. корректировки амортизации по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование и переведенным на консервацию;

15. суммы списания убытков, уменьшающих налоговую базу отчетного (налогового периода).

Концепция налогового учета может реализоваться в стандарте налогового учета (для компьютерной обработки данных) или в инструкции по заполнению налоговых регистров (для обработки данных в электронных таблицах или вручную).

Критерии признания расходов

В налоговом учёте признаются только те расходы, которые экономически целесообразны, связаны с деятельностью, направленной на извлечение дохода, и подтверждены документами (ст. 252 НК РФ). Причем документы должны быть оформлены в соответствии с российским законодательством.

Если расход одновременно можно отнести к нескольким группам, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он их отнесет. Расход может быть учтен в налоговом учёте только один раз.

При определении расходов методом начисления они признаются в том отчётном периоде, в котором они были произведены. При определении расходов кассовым методом в налоговом учете они признаются после того, как будут оплачены.

Включение в расходы покупной стоимости товарно-материальных запасов - К издержкам обращения не относится покупная стоимость товара. Термин "покупная стоимость товара" используется в НК РФ для обозначения стоимости товара согласно условиям договора купли-продажи. Покупная стоимость товара учитывается в составе расходов при их реализации в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ.

При реализации покупных товаров доходы от реализации можно уменьшить на стоимость приобретения этих товаров (покупную стоимость). Стоимость товаров определяется одним из четырех методов, утвержденных в учётной политике для целей налогообложения:

1. по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

2. по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

3. по средней стоимости;

4. по стоимости единицы товара.

Требование налогового законодательства о создании регистров налогового учета поставило российские компании перед необходимостью вести три вида учёта -- управленческий, бухгалтерский и налоговый. Чтобы минимизировать затраты на ведение различных видов учета, необходимо автоматизировать учетную функцию и интегрировать налоговый учет с системами бухгалтерского и управленческого учета.

Особенности налогового учёта кассовых операций - Общие требования по организации налогового учёта установлены статьей 313 НК РФ. Статьей 313 НК РФ установлено, что налоговый учёт - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом.

Система налогового учёта, в отличие от бухгалтерского учёта, пока не регламентирована законодательно. В соответствии со ст. 313 НК РФ: «…система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя».

Понятие налогового учёта является сравнительно новым для отечественной системы законодательного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимость обособленного формирования данных о размере налоговой базы возникла одновременно с появлением различий в нормативном регулировании группировки и детализации данных для целей бухгалтерского учёта и для целей налогообложения.

В связи с этим перед производственными предприятиями встала необходимость в организации налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу па прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой -- минимизировать обусловленные этим издержки.

В настоящее время перед предприятиями-налогоплательщиками остро стоит проблема выбора между двумя принципиально различными подходами: организации налогового учета как самостоятельной автономной системы и как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета, выступающего в качестве базовой системы. При этом ввиду того, что для бухгалтерских подразделений предприятий практически невозможно самостоятельно разработать методику организации и ведения налогового учета по причине отсутствия методологической поддержки со стороны государства, большое значение приобретает оказание аудиторскими организациями сопутствующих услуг по постановке системы налогового учета.

Учитывая то, что налоговый учет является важным инструментом всей налоговой системы, анализ его принципов неотделим от правовых проблем общего состоянии налоговой системы. В связи с этим возникла необходимость углубленного исследования теоретических и практических аспектов организации и функционирования института налогового учета как составной части налогового менеджмента на производственном предприятии. Несмотря на то что проблемы организации налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, практика убедительно доказывает необходимость детального изучения их в свете ныне осуществляемой налоговой реформы.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ постановка налогового учета всецело находится в ведении налогоплательщика. Статья 313 НК РФ определяет понятие «налоговый учет» как систему обобщения информации для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов. При этом основной причиной введения налогового учета признают наличие различий между правилами бухгалтерского учета и порядком формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с НК РФ определена также цель налогового учета -- формирование полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций. налоговый доход расход отчетность

Рассмотрим подробнее варианты взаимодействия финансового и налогового учета при формировании налоговой отчетности (рис. 1).

Рис. 1. Варианты формирования налоговой отчетности

Обобщены также основные принципы ведения налогового учета:

Налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно;

Применяется последовательно от одного налогового периода к другому;

Непрерывно и в хронологическом порядке отражает все операции и объекты учета для целей налогообложения;

Основывается на нормах и правилах определения налоговой базы по налогу на прибыль, установленных 25 главой НК РФ.

Законодательством также предусмотрены различные варианты обобщения информация для целей налогового учета. Налогоплательщик может выбрать одну из схем формирования налоговой декларации.

Преимуществом первого варианта является то, что данные для формирования налоговой базы поступают непосредственно из налоговых регистров, которые, в свою очередь, формируются непосредственно по первичным учетным документам. Взаимодействие финансовой и налоговой составляющей бухгалтерского учета в этом варианте сведено к минимуму, общими документами для подсистем учета являются только данные первичных документа.

Недостатком такой схемы является ее высокая стоимость по сравнению с другими вариантами, связанная с привлечением большего числа дополнительного персонала, со значительным увеличением объема учетных документов.

Преимуществом второго варианта является относительно небольшой объем учетной работы.

Однако комбинированные регистры могут быть использованы в случае сходных методов группировки данных в финансовом и налоговом учете, при разных правилах учета они не применимы. Например, когда организация применяет разные способы начисления амортизации в налоговом и финансовом учете применение комбинированных регистров нецелесообразно.

При различных правилах учета желательно наряду с финансовыми и комбинированными регистрами применять аналитические регистры налогового учета. Такая схема позволяет в максимальной степени использовать данные финансового учета и сближает налоговую и финансовую подсистемы бухгалтерии.

Разработка комбинированных регистров налогового и финансового учета предполагает дополнение существующих регистров необходимыми реквизитами. В дальнейшем набор таких регистров требует систематизации для определения доходов и расходов организации при расчете налогооблагаемой прибыли с учетом особенностей конкретной организации-налогоплательщика.

Рассмотрев в динамике проблему взаимодействия системы бухгалтерского учета и налогообложения и оценив отечественный опыт в построении моделей их сосуществования, можно сделать вывод, что национальная концепция развития системы бухгалтерского налогового учета должна строиться исходя из следующих ключевых принципов (рис. 2).

Рис. 2. Ключевые принципы системы налогового учета

Принцип единства систем бухгалтерского учета и налогообложения заключается в создании системы учета, отвечающей рыночной экономике. При формировании соответствующего интереса со стороны широкого круга пользователей отчетности государство должно исходить из приоритета бухгалтерских правил, поступаясь в разумных пределах интересами налогообложения.

Методика расчетов налоговых сумм и документальное оформление налоговых отношений в целом должны исходить из основ классического бухгалтерского учета, а не наоборот.

Построение модели взаимоотношений бухгалтерского учета и налогообложения требует системности в процессе накопления и обобщения данных о налоговых обязательствах в учете, а также их отражения в отчетности. В ее основе должна быть схема отражения данных на счетах бухгалтерского учета, которая бы, с одной стороны, не нарушала целостность учета, а с другой -- приводила к системному формированию информации, нужной для налогообложения. Это позволит реализовать одну из основных целей бухгалтерской отчетности -- обеспечить все группы заинтересованных пользователей данными, достаточными для дальнейшей обработки и интерпретации в интересах и целях каждой из групп.

Существующая же система налогового учета не позволяет оценить влияние отдельных элементов и статей доходов и расходов на величину отклонения налогооблагаемой прибыли от учетной. Отсутствие возможности установить взаимосвязь налоговой и бухгалтерской прибыли не позволяет инвесторам оценить влияние налоговой составляющей на финансовый результат деятельности организации. Более того, без знания факторов, которые влияют на величину налоговой базы, определяя ее отклонения от финансового результата организации, невозможно проанализировать действующую систему налогообложения и определить те изменения, внесения которых она требует для дальнейшего совершенствования.

Принцип гармонизации системы бухгалтерского учета и налогообложения предполагает, что оптимизация функционирования и дальнейшего развития бухгалтерского учета и налогообложения, совершенствование их взаимоотношений во многом определяются сопоставимостью и однородностью понятийного аппарата вышеуказанных систем. Гармонизация применяемых системами терминов и определений приведет к согласованию объектов учета и налогообложения и, как следствие, к ликвидации противоречий, возникающих между бухгалтерским учетом и налогообложением. При разработке общих понятий следует также учитывать правовое толкование соответствующих понятий, содержащихся в нормах гражданского права.

Принцип правового взаимодействия системы бухгалтерского учета и налогообложения предусматривает, что нормы налогового законодательства должны находить отражение в правилах бухгалтерского учета и наоборот.

Экономическая сбалансированность интересов налогоплательщика и государства основывается на том факте, что превалирование контрольной функции налогообложения над остальными функциями налоговой системы недопустимо, так как ведет к игнорированию государством интересов хозяйствующих субъектов.

Прозрачность системы учета предполагает, что налоговый учет в современном его виде привел к усложнению систем учета на предприятиях. Существующая налоговая методика исчисления результатов деятельности организации приводит к усложнению процедуры расчета налоговых обязательств. Появление дополнительных учетных процедур требует от налогоплательщиков увеличения штата работников и расходов на оплату труда.

Налоговый учет ведется на основе данных первичных документов в аналитических регистрах бухгалтерского и налогового учета.

Регистры налогового учета представляют собой формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 Налогового Кодекса без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и /или любых машинных носителях. Формы и порядок отражения в регистрах данных налогового учета и первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно.

Основанием записи в регистре налогового учета являются первичные учетные документы, в том числе справка бухгалтера. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.

Для сдачи отчетности устанавливается налоговый период и отчетный период.

Отчетный период -- для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи, -- месяц, два месяца и т.д.; первый квартал, полугодие и 9 месяцев.

Налоговый период -- календарный год.

Налоговая база определяется в соответствии с порядком налогового учета доходов и расходов, принятым в Налоговом Кодексе. Установлены особенности определения налоговой базы по отдельным видам доходов и видам деятельности:

1.-- доходов от долевого участия;

2.-- доходов простого товарищества;

3.-- по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств;

4.-- по доверительному управлению имуществом;

5.-- при передаче имущества в уставный капитал (фонд);

6.-- при уступке права требования;

7.-- по операциям с ценными бумагами.

Расчет налога ведется по различным ставкам (0%, 6%, 15%, 24% - для российских организаций и 10% и 20% -- для иностранных организаций не связанных с деятельностью постоянного представительства) в зависимости от вида получаемых доходов. Сумма начисленных налогов уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Расчет налоговой базы ведется в целом по организации, включая обособленные подразделения.

Организация налогового учёта в организации начинается с разработки концепции налогового учета организации. Концепция налогового учета представляет собой основные теоретические принципы ведения налогового учета и составления отчетности.

Концепция налогового учета организации включает общие положения по организации системы налогового учета, изложенные в Налоговом Кодексе, и выбранные организацией конкретные формы и способы учета доходов и расходов и порядок признания доходов и расходов.

Концепция налогового учета разрабатывается применительно к хозяйственной деятельности организации и учетной системе. Разработка может осуществляться специалистами со стороны или своими силами

При формировании концепции налогового учета конкретной организации, принимаются допущения об отсутствии отдельных объектов налогообложения, либо выборе определенного варианта налогооблагаемой базы из числа возможных.

Формы и способы ведения налогового учета зависят от:

1.-- форм и методов ведения бухгалтерского учета;

2.-- системы обработки учетных данных и организации информационной системы;

3.-- количества фактов хозяйственной жизни, которые подлежат налоговому учету;

4.-- специфики деятельности организации.

Порядок признания доходов и расходов определяется организацией в соответствии с требованиями налогового Кодекса и выбранными вариантами учета, определяемыми учетной политикой для целей налогообложения.

Разработка системы бухгалтерского и налогового учета взаимосвязана - невозможно поставить налоговый учет, не проведя анализ системы бухгалтерского учета и необходимые корректировки бухгалтерского учета.

Транспортный налог и порядок его расчета

Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты по данному налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

Деловая ситуация

ООО «Гранит» реализовало имущественный комплекс за 60 000 000 руб., остаточная стоимость имущественного комплекса 68 000 000 руб. Акт приёма-передачи и свидетельство о праве собственности на нового вла-дельца оформлен 25 сентября 200…г., оплата от покупателя поступила 20 декабря 200…г. В учётной политике ООО «Гранит» предусмотрен «кассовый метод» признания доходов и расходов.

1) Необходимо начислить НДС на реализованный имущественный комплекс.

2) Составить бухгалтерские проводки по начислению и перечисле-нию НДС в бюджет.

Согласно ст. 158 НК РФ налоговая база при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса определяется отдельно по каждому из видов активов предприятия.

В случае, если цена, по которой предприятие продано ниже балансовой стоимости реализованного имущества, для целей налогообложения применяется поправочный коэффициент, рассчитанный как отношение цены реализации предприятия к балансовой стоимости указанного имущества.

В сводном счете-фактуре цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент.

По каждому виду имущества, реализация которого облагается налогом, в графах "Ставка НДС" и "Сумма НДС" указываются соответственно расчетная налоговая ставка в размере 15,25 процента и сумма налога, определенная как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25 процента процентная доля налоговой базы.

Определим сумму НДС по этой сделке. Для этого сначала рассчитаем поправочный коэффициент.

Поскольку балансовая стоимость активов предприятия превышает цену его реализации, необходимо определить К 1:

60 000 000 руб. : 68 000 000 руб. = 0,882.

Таким образом, налоговая база составляет: 68 000 000 *0,882 = 60 000 000 руб.

Умножив эти величины на расчетную ставку НДС в размере 15,25%, бухгалтер рассчитает суммы НДС по этой сделке: 60 000 000 *15,25% = 9 150 000 руб. (по основным средствам, товарам и материалам).

Передача ценных бумаг и дебиторской задолженности в составе реализуемого предприятия НДС не облагается.

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91-1 субсчет "Выручка"-- 60 000 000 руб. -- отражена выручка от продажи имущественного комплекса;

ДЕБЕТ 91-1 субсчет "НДС" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"-- 9 150 000 руб. -- начислен НДС с реализации.

ООО «Гранит» определяет доходы и расходы в целях налогообложения по кассовому методу. Это написано у него в учетной политике. При использовании кассового метода доход от реализации этого объекта признается на дату поступления средств на счета в банках или в кассу организации. Основанием является пункт 2 статьи 273 НК РФ. Если же в результате реализации основного средства получен убыток, то он приравнивается к прочим расходам и учитывается для целей налогообложения прибыли в особом порядке, установленном пунктом 3 статьи 268 Кодекса. Такой убыток включается в состав прочих расходов не сразу, а равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Списывать убыток надо начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было реализовано.

Поэтому в декларации по налогу на прибыль за 4 квартал … года бухгалтер ООО "Гранит" должен указать убыток от реализации имущественного комплекса в размере части, соответствующей сроку полезного использования.

Список использованных источников

1. Налоговый кодекс. Правовая информационная система «Гарант»

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебн. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2011. - 384с.

3. Глухов В.В., Дольдэ И.В. «Налоги. Теория и практика». Санкт-Петербург «Специальная литература» 1996 год.

4. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 640с.

5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2009. - 457с.

6. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: «ИНФРА-М», 2009 - 328с.

7. Основы налогового права. Под ред. С. Пепеляева, М.: Право, 2009 - 322 с.

8. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Под ред. Петровой Г.В. М.: Инфра-М, 2008 - 289 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные этапы формирования налоговой политики предприятия. Модели ведения налогового учёта. Организация процесса налогового планирования на предприятии. Комбинированный балансовый метод налогового планирования. Специальные методы налоговой оптимизации.

    шпаргалка , добавлен 22.02.2011

    Цели ведения налогового учета. Аналитические регистры налогового учёта. Виды и ведение регистров. Ответственность за несоставление регистров налогового учета. Общая схема постановки налогового учета. Схема формирования регистров в налоговом учете.

    контрольная работа , добавлен 26.07.2010

    Сущность и функции налогового учёта в некоммерческих организациях, его влияние на финансово-хозяйственную деятельность. Порядок ведения налогового учета в некоммерческой организации, методы оценки уровня его организации, расчет и анализ эффективности.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2012

    Единый налог на вмененный доход как важный неотъемлемый элемент структуры налоговой системы Российской Федерации. Рассмотрение основных особенностей применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов предпринимательства.

    дипломная работа , добавлен 01.10.2014

    Изучение организации налогового учета на предприятии в свете существующего законодательства. Характеристика регистров аналитического учета и порядок их ведения. Цели и принципы ведения налогового учета. Ведение регистров формирования отчетных данных.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2016

    Организация налогового учета на предприятии. Характеристика регистров аналитического учета и порядок их ведения. Метод начисления амортизации в целях налогообложения. Ответственность за несоставление регистров налогового учета. Расчет налоговой базы.

    контрольная работа , добавлен 01.05.2014

    Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом РФ. Система основных положений налогового учета. Проблемы законодательного регулирования налогового учета. Состав, структура и классификация регистров налогового учета на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2009

    Изучение особенностей ведения налогового учета при упрощенной системе налогообложения, ее достоинства и недостатки. Анализ достоинств и недостатков данного специального налогового режима. Особенности и порядок заполнения Книги учета доходов и расходов.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2016

    Сущность, задачи и условия перехода на упрощенную систему налогообложения. УСНО для целей бухгалтерского и налогового учета. Организация, ведение налогового учета, учет доходов и расходов. Ведение книги учета доходов и расходов. Достоинства и недостатки.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Ставка налога и методы налогообложения. Плательщики акцизов и перечень подакцизных товаров. Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (отчетном) периоде. Организация и ведение налогового учета на предприятиях.

Для этих целей используется обычная учетная политика предприятия. Чаще всего в ней выделяют отдельный раздел. Нормы, регулирующие правила формирования и раскрытия учетной политики, содержатся в нормативном документе (Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденном приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н). Но, по моему мнению, основные моменты в части, не противоречащей налоговому законодательству, можно использовать и в целях формирования учетной политики, в целях расчета налоговых баз.

Более того, в ст. 313 НК РФ прямо указывается, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. То есть налогоплательщик не просто может, а обязан сформировать учетную политику для целей организации налогового учета.

Структурируем учетную политику

При формировании учетной политики для целей налогового учета рекомендуем выделять два раздела, аналогично разделам, посвященным бухгалтерскому учету.

Первый раздел - организационно-технический. В нем можно указать организационно-технические аспекты ведения налогового учета. Также в данном разделе можно прописать форму и содержание регистров налогового учета по налогу на прибыль и НДС, форму аналитического регистра налогового учета для целей определения налоговой базы по НДФЛ, способ ведения налогового учета (например, в специализированной программе 1С или электронных таблицах), перечень должностных лиц, имеющих право подписи счетов-фактур, и т. п.

Второй раздел – методический. В нем будут регламентированы особенности ведения налогового учета.

На что следует обратить особое внимание при формировании системы налогового учета?

Налог на прибыль

Основные средства и нематериальные активы

  • порядок определения первоначальной и остаточной стоимости объектов основных средств и нематериальных активов.

Это обуславливается тем, что возникает немало споров с налоговыми органами относительно включения ряда расходов, связанных с приобретением актива, в его первоначальную стоимость или в состав прочих и внереализационных расходов.

  • конкретные сроки полезного использования основных средств в пределах временного интервала согласно классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1);
  • определение нормы амортизации по основным средствам, бывшим в эксплуатации, если применяется линейный метод.

Норма амортизации устанавливается с учетом или без учета срока эксплуатации основных средств предыдущими собственниками (п. 7 ст. 258 НК РФ).

  • метод начисления амортизации (линейный или нелинейный);
  • применяется ли так называемая амортизационная премия в отношении основных средств (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Если учетной политикой предусмотрено применение такой премии, то должно быть оговорено, применяется ли единый размер амортизационной премии или возможны какие-нибудь особенности.

  • применяются ли понижающие или повышающие коэффициенты к нормам амортизации основных средств (п. 13 ст. 258 НК РФ);
  • порядок определения остаточной стоимости объектов в случае, если используется нелинейный метод начисления амортизации.

Материальные расходы и товары

  • порядок формирования покупной стоимости товаров.

Налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров (ст. 320 НК РФ).

Соответственно, в учетной политике должен быть прописан конкретный порядок формирования покупной стоимости товарных активов.

  • метод оценки материальных расходов и покупных товаров при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) (п. 8 ст. 254 НК РФ) и при реализации покупных товаров (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Законодательство допускает выбор следующих методов оценки: по стоимости единицы запасов, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
  • нормы для списания топлива и смазочных материалов.

Поясним, что контролеры настаивают на применении для целей налогового учета «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р. Однако есть судебные решения, согласно которым указанные «Нормы...» носят рекомендательный характер. Нормирование расходов горюче-смазочных материалов в целях налогообложения прибыли НК РФ не предусмотрено.

Учет расходов

  • состав прямых и косвенных расходов. Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг);
  • величина суточных, принимаемая для целей исчисления прибыли;
  • порядок расчета процентов в налоговом учете.

Например, согласно ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% по долговым обязательствам в иностранной валюте.

  • критерии сопоставимости условий по долговым обязательствам. В учетной политике можно конкретизировать нормы НК РФ: «При этом под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные одной и той же категорией кредиторов (физическими лицами или юридическими лицами) в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения»;
  • порядок учета расходов на ремонт основных средств.

Налогоплательщик может учесть рассматриваемые расходы в составе прочих расходов, а может, для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств, создавать резервы под предстоящие ремонты (ст. 260 НК РФ).

В учетной политике следует указать, создается резерв или нет. Если принято решение о создании резерва, нужно обговорить норматив отчислений и срок его создания, а также порядок подтверждения сумм резерва (плановой стоимости ремонта).

Создание резервов

НК РФ предоставляет возможность создания резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ), резерва по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ), по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ).

Таким образом, в учетной политике, во-первых, должен быть зафиксирован факт создания резервов, во-вторых, особенности их формирования.

В отношении резерва по сомнительным долгам целесообразно указать виды задолженности, суммовые или временные критерии, по которым создается резерв, его размер (в процентах от выручки, т. к. норматив установлен в процентах от выручки).

По «трудовым» резервам необходимо определить, на что конкретно создается резерв (на отпуска или вознаграждения), обозначить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Нормы, касающиеся резерва по гарантийному обслуживанию, должны содержать информацию о предельном размере отчислений в этот резерв.

Учет доходов

  • выбор метода определения доходов и расходов (кассовый метод или метод начисления).

Для этого требуется, в первую очередь, учесть норматив выручки, установленный законодательством. Налогоплательщик может выбирать метод, если средняя сумма его выручки (без НДС) за предыдущие четыре квартала не превышала 1 млн руб. за каждый квартал.

  • порядок распределения доходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, а также в случае, если связь между доходами и расходами не может быть обозначена четко или устанавливается косвенным путем;
  • порядок исчисления налога на прибыль при наличии обособленных подразделений.

В целях конкретизации долей прибыли, приходящихся на обособленные подразделения, налогоплательщик должен выбрать, какой из показателей будет применяться – среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

НДС

  • применяется ли право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. На такое освобождение согласно ст. 145 НК РФ имеют право налогоплательщики, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.;
  • порядок отнесения сумм налога к вычету в случае осуществления облагаемых и необлагаемых операций.

Налогоплательщик должен разработать и описать в учетной политике порядок расчета пропорции, в которой суммы «входного» НДС будут учитываться по операциям, как облагаемым налогом, так и не подлежащим налогообложению (освобожденным от налогообложения).

  • способы ведения раздельного учета (облагаемых и не облагаемых НДС операций, а также операций, облагаемых по ставкам 18 и 0%);
  • особенности исчисления и уплаты НДС в случае, когда организация имеет обособленные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс.

Кислов Д.В., к.э.н.

Введение

2.1 Виды регистров

2.2 Ведение регистров

2.3 Ответственность за несоставление регистров налогового учета

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Введение

С введением в действие Федерального закона от 06.08.2001 №110-ФЗ (25 глава НК) произошло законодательное закрепление ведения налогового учета. Налоговый учет доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль отделен от бухгалтерского учета и становится самостоятельным направлением учета фактов хозяйственной жизни организаций.

Ведение параллельно двух учетов - бухгалтерского и налогового - непростая задача для организации, постановка налогового учета всецело находится в ведении налогоплательщика. Вместе с тем, налоговый учет должен быть органически взаимосвязан с бухгалтерским.

Налоговый учет имеет свои особенности:

Обеспечивает полное представление о всех операциях, связанных с деятельностью налогоплательщика, и о его финансовом положение;

Имеет главную цель - определение момента возникновения и величины налогового обязательства;

Имеет специфических пользователей - службы налогового контроля.

Следовательно, аналитический учет должен быть организован так, чтобы был раскрыт порядок ее формирования.

Аналитический учет представляет собой регистры, в которых отражены необходимые показатели.

Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Цель контрольной работы - исследование организации налогового учета на предприятии.

В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:

Изучение организации налогового учета на предприятии в свете существующего законодательства;

Характеристика регистров аналитического учета и порядок их ведения.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 21 страница.


1. Организация налогового учета на предприятии

Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ).

Цели ведения налогового учета:

Формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Из этого следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения (табл. 1). Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы.

Таблица 1 - Различия между видами учета

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Нормативная база Налоговое законодательство Общепризнанные принципы бухгалтерского учета
Цель Рассчитать размер подлежащих к уплате налогов Записать, классифицировать, суммировать и анализировать данные о деятельности, выдать финансовые отчеты
Метод получения данных Обобщение данных, отраженных в документации Одновременное ведение записей (сплошной и непрерывный учет)
Отчетный период Годовой, квартальный и т.д. Годовой, квартальный и т.д.
Форма отчета Специально установленные формы Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств
Получатель отчета Руководитель, налоговые органы Руководитель, все заинтересованные органы

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Создание единой системы налогового учета как аналогичного бухгалтерскому учету отдельного обязательного порядка сбора и систематизации данных о проводимых организацией операциях, влекущих налоговые последствия, законодательством не предусмотрено.

Каждая организация в зависимости от набора и специфики проводимых операций имеет право самостоятельно выбрать способ регистрации данных о проведенных операциях, который определяет порядок их учета при формировании налоговой базы, исходя из законодательно установленного принципа - последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

Общие подходы к формированию налоговой учетной политики по налогообложению прибыли приведены в ст.ст.313, 314 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждаемой соответствующим приказом руководителя (ст. 313 НК РФ).

Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике отразить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную политику, применяются с начала нового налогового периода.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

1) обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;

2) объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;

3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль».

Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

Данные налогового учета должны отражать:

Порядок формирования суммы доходов и расходов;

Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

Сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

Порядок формирования сумм создаваемых резервов;

Сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1. Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.

2. Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета.

3. Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей НК РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст.315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).

Общая схема постановки налогового учета на предприятии представлена в приложении 1. По данным схемы можно сделать вывод, что первичные документы служат основой для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения.

Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Таким образом, первичные документы служат основанием для организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

Наименование регистра;

Период (дату) составления;

Измерители операции в натуральном и денежном выражении;

Наименование хозяйственных операций;

Подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Еще одно немаловажное замечание касается формата отражения данных в регистрах налогового учета. В соответствии со ст.314 НК РФ корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается - отражаются только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма. Однако, чтобы облегчить встречную сверку данных бухгалтерского и налогового учета, весьма полезным может оказаться включение в форму регистра налогового учета корреспонденции счетов (но как справочной, а не основной информации).

Согласно ст.314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

При составлении регистров должно быть обеспечено достижение целей:

Минимизация трудозатрат для дальнейшей обработки информации;

Возможность переносить данные налоговых регистров в налоговую декларацию непосредственно или после незначительной обработки;

Возможность проводить последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.

Расчет налоговой базы составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными гл.25 НК РФ. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

1. Период, за который определяется налоговая база.

2. Сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде.

3. Сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации.

4. Прибыль (убыток) от реализации.

5. Сумму внереализационных доходов.

6. Сумму внереализационных расходов


2. Аналитические регистры налогового учёта

2.1 Виды регистров

Для организации налогового учета ФНС рекомендовало ведение следующих регистров учета (приложение 2). (Рекомендации МНС России «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами гл.25 НК РФ). Данный документ носит рекомендательный, а не обязательный характер.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. В отношении проводимых учреждением операций по признанию задолженностей и иных установленных НК РФ объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг).

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, сведения о которых используются более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени. Содержащиеся в регистрах сведения о величине показателей используются для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистр учета поступлений целевых средств некоммерческими организациями формируется для обобщения информации по денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), поступившим некоммерческим организациям, включая бюджетные учреждения, в течение налогового периода в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, пп. 6 и 8 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 2 ст. 251 НК РФ (целевые средства) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. В соответствии со ст. 251 НК РФ ведение учета доходов и расходов целевых средств, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с получением доходов от реализации, и внереализационных доходов и расходов производится раздельно.

В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления, в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг и прав. Ведение регистра учета поступлений целевых средств в течение налогового периода производится в хронологическом порядке с указанием вида поступлений - наименования полученных целевых средств и присвоенного кода.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, указанном гл. 25 НК РФ. Под промежуточными понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в декларации, то есть их значения хотя и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя. Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры формирования отчетных данных обеспечивают информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой Декларации.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в Регистры учета состояния единицы налогового учета или Регистры промежуточных расчетов.


Данных информационных ресурсов по учету налогоплательщиков и в отдел учета и отчетности для открытия карточек лицевых счетов. В случае поступления платежей от организаций, не состоящих на налоговом учете в данной налоговой инспекции, карточки лицевых счетов не открываются, информация по ним заносится в Ведомость невыясненных документов до установления всех реквизитов налогоплательщика или ввода...

На гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и на выплаты в пользу работников, то есть на оплату отпусков и вознаграждений за выслугу лет. 1.2. Методология налогового учета резервов предприятия Резерв на предстоящую оплату отпусков и вознаграждений за выслугу лет. Создается в случае колебаний из-за сезонности указанных расходов и позволяет равномерно распределить затраты...

РФ и местные бюджеты, необходимо определить сроки представления данных расчетов налоговым органам по месту нахождения филиала (представительства), а также головному подразделению для ведения налогового учета в целом по предприятию. Естественно, необходимо также предусмотреть правила утверждения самой учетной политики в целях налогообложения (кто утверждает, сроки принятия учетной политики на...


Разрешено исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года без ретроспективного пересчета. Это новшество существенно упростит составление отчетности. 1.2 Автоматизация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса Руководителю российского предприятия сегодня приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает его постоянно держать под...

Выбор редакции
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...