Избыточные требования по 44 фз фас. Избыточные требования погубят рынок такси


Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение , установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

4. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

выдержка из таблицы 3

Размер зерен, мм, мельче

Высокоплотные

Государственным и муниципальным заказчикам,

Уполномоченным органам Иркутской области

В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе Иркутским УФАС России проведено исследование вопроса об обоснованности действий заказчиков (уполномоченных органов) при формировании аукционных документаций. В соответствии с установленными требованиями участникам закупок необходимо указать в заявках конкретные значения материалов, используемых в ходе выполнения работ. Так, в настоящее время общепринятой практикой среди заказчиков (уполномоченных органов) является следующее описание характеристик требований материалов, в частности, асфальтобетонной смеси: необходимо указать размер зерен в процентах по массе для асфальтобетонной смеси в соответствии с требованиями, указанными в таблице 3 ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия» (далее ГОСТ),

выдержка из таблицы 3

Вид и тип смесей и асфальтобетонов

Размер зерен, мм, мельче

Горячие:

Высокоплотные

90-100

70-100

56-100

Кроме того, заказчики в дополнение к требованиям о гранулометрическом составе асфальтобетонной смеси устанавливают также требования: остаточная пористость, предел прочности при сжатии, водостойкость, трещиностойкость и т.д. В силу указанного ГОСТ (раздел 4) определена классификация асфальтобетонной смеси, а именно: в зависимости от вида минеральной составляющей (п.4.1), вязкости используемого битума и температуры при укладке (п.4.2), наибольшего размера минеральных зерен (п.4.3), величины остаточной пористости (п.4.4), содержания в них щебня (гравия) (п.4.5), показателей физико-механических свойств и применяемых материалов (п.4.6).

Согласно полученных Иркутским УФАС России заключений специалистов установлено, что «качество асфальтобетонной смеси, изготовленной на заводе характеризуется рядом показателей: степенью соответствия фактических содержаний компонентов их проектным значениям, температурой нагрева, однородностью перемешивания компонентов (щебня, песка, минерального порошка, битума, различных добавок). Их определяют путем испытания проб смеси, отобранных из отдельных замесов. Согласно п.1.6 «Методических рекомендаций по оценке однородности дорожного асфальтобетона» 1980 года показатели качества асфальтобетонной смеси - это статистические величины. Под влиянием большого количества производственных факторов происходят колебания состава температуры, однородности асфальтобетонных смесей, поэтому невозможно получить асфальтобетонную смесь с абсолютно одинаковыми показателями».

Таким образом, при подготовке заявки на участие в закупке потенциальные участники лишены возможности достоверно указать конкретные характеристики асфальтобетонной смеси.

В этой связи, Иркутское УФАС России полагает, что допустимым с точки зрения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о контрактной системе) и ГОСТ, будет такое описание заказчиком характеристик асфальтобетонной смеси, которое соответствует установленной стандартом классификации этого материала, при этом требования об указании конкретных значений составных частей смеси, в виду вышеизложенного, может рассматриваться как необоснованное ограничение числа участников, являться нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе.

Предлагаем учитывать указанное заключение при осуществлении закупок.

Иркутское УФАС России при осуществлении контрольных функций будет руководствоваться указанной позицией.

полная версия статьи

Согласно положениям статьи 33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Вместе с тем, при составлении описания объекта закупки должно быть использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Заказчики часто при описании объекта закупки устанавливают показатели, которые сложно или невозможно проверить при приемке товаров без специальных экспертиз. Как вариант, заказчик устанавливает требования к товару, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара и т.д.

Распространенным примером является установление требований к химическому составу товара, как следствие, участник закупки должен указать (угадать) в своей заявке показатели требуемого состава.

При рассмотрении жалоб на вышеуказанные требования заказчика (химический состав или иные характеристики, которые невозможно проверить сопоставлением с технической документацией на товар, визуальным осмотром, проверкой параметров при включении аппарата и т.д., т.е. без специальных экспертиз, познаний и т.д.), органы антимонопольной службы указывают на избыточность требований (излишние требования) при описании объекта закупки по 44-ФЗ.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что избыточные или излишние требования при описании объекта закупки по 44-ФЗ являются оценочными категориями, критерии которых не указаны в действующем законодательстве (Закон 44-ФЗ, Закон 223-ФЗ, Закон 135-ФЗ и т.д.).

Согласно п. 3 Письма ФАС России от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Анализируя и систематизируя практику антимонопольной службы, могу рекомендовать заказчикам при составлении технического задания изначально продумывать, каким образом будет проводиться проверка запрашиваемых показателей, т.к. при рассмотрении жалобы это будет ключевым вопросом при разбирательстве в ФАСе или суде.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Как показывает практика контрольных органов, требования, указанные в Вашем вопросе, могут быть признаны избыточными. В связи с тем, что на момент подачи заявки участника такие требования могут быть ему неизвестны или которые при приемке продукции нельзя проверить без проведения экспертизы.

Не предъявляйте в описании объекта закупки избыточные требования

Не устанавливайте требования к характеристикам объекта закупки, которые на момент подачи заявки участнику не известны или которые при приемке продукции не сможете проверить.

Характеристики из таблицы выше участник узнает только по результатам испытаний. Однако участник закупки не обязан иметь на складе товар в момент, когда подает заявку. Заказчик, в свою очередь, не вправе требовать, чтобы участник подробно описал в заявке химический состав, компоненты товара, показатели технологии производства, испытания товара, показатели, значения которых станут известны при испытании определенной партии товара после производства. Поэтому заказчик, который установил требования к составу товара, нарушил часть 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Вывод следует из письма ФАС от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16, письма Минэкономразвития от 17 февраля 2016 г. № ОГ-Д28-1794.

Пример: заказчик установил характеристики, которые станут известны только по результатам испытаний

Заказчик установил требование к товару «Краски водно-дисперсионные»: «Указать в первой части заявки конкретные значения массовой доли нелетучих веществ и времени высыхания до степени 3 при температуре (20 ± 2) °С» . Согласно ГОСТ 28196-89, конкретные значения массовой доли нелетучих веществ и времени высыхания определяют по результатам испытаний конкретной партии товара после его производства. Комиссия УФАС признала, что такие требования ограничивают конкуренцию и содержат признаки административного нарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, - решение Московского УФАС от 14 июня 2017 г. по делу № 2-57-6535/77-17. Аналогичный вывод следует из решений Краснодарского УФАС от 27 марта 2017 г. по делу № ЭА-368/2017, от 27 марта 2017 г. по делу № ЭА-397/2017, от 13 июня 2017 г. по делу № ЭА-1221/2017, Московского УФАС от 8 июня 2017 г. по делу № 2-57-6272/77-17, от 27 июля 2017 г. по делу № 2-57-8717/77-17, ФАС России от 24 июля 2017 г. по делу № К-915/17.

Пример: заказчик установил характеристики, которые не сможет проверить

Заказчик установил требования к бетону: «…предел прочности при сжатии после пропаривания (для цемента) не менее 220 кгс/см². Группа по эффективности пропаривания (для цемента) 1 или 2. Предел прочности (для цемента) при изгибе в возрасте 28 суток не менее 5,4 МПа. Предел прочности (для цемента) при сжатии в возрасте 28 суток не менее 39,2 МПа...» . Комиссия УФАС признала, что заказчик установил избыточные требования, которые не сможет проверить при приемке, и выдала предписание устранить нарушения - решение Санкт-Петербургского УФАС от 20 июля 2015 г. по делу № 44-2288/15. Аналогичный вывод следует из постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30 ноября 2016 г. № Ф06-14488/2016.

Как описать строительные и ремонтные работы

При описании строительных и ремонтных работ заказчики чаще всего допускают две ошибки - включают в документацию излишние требования и не показывают проектно-сметную документацию. Нарушения ведут к жалобам участников и судебным разбирательствам, которые тормозят сроки закупки. Расскажу на примерах, как верно описать работы и материалы, а какие требования контролеры и судьи посчитают излишними.

Определитесь, какие строительные или ремонтные работы должен выполнить подрядчик. В техническое задание включите перечень и объем работ, а также укажите:

  • срок, в который подрядчик должен выполнить работы;
  • срок гарантии на выполненные работы;
  • требования о том, что работы должны отвечать законодательству РФ, государственным стандартам, требованиям СНиП и другим нормативным правовым актам;
  • требования к качеству и безопасности работ;
  • требование передать заказчику технические и другие документы, когда подрядчик завершит и сдаст работы;
  • требования к результатам работ. При этом в документации о закупке или проекте контракта пропишите порядок приемки работ.

Правила, по которым заказчик описывает объект закупки, установлены в статье 33 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик вправе объединить в один лот строительные работы, поставку оборудования и монтаж, но только если закупает оборудование, которое неразрывно связано с объектом строительства. Подробнее в рекомендации.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Ежегодно ФАС выявляет огромное количество нарушений закона 44-ФЗ. Причем большая их часть связана с тем, что заказчики неправильно описывают объект закупки в документации, предъявляя завышенные требования к его характеристикам. В статье расскажем о том, какие существуют характеристики объекта закупки, и приведем примеры нарушений, которые заказчики допускают при их описании.

Какие характеристики заказчики описывают в документации

Описывая объект закупки, заказчики указывают характеристики четырех типов: качественные, технические, эксплуатационные и функциональные.

Качественные . Это свойства, характеристики и признаки объекта закупки, которые подтвердят, что он способен полностью удовлетворить нужды заказчика. Они являются критериями оценки заявок и окончательных предложений. Описание качественных характеристик должно быть дано с использованием стандартных показателей, обозначений, терминов и так далее.

Технические . В описании объекта закупки заказчик приводит информацию, которая определяет его технические свойства. При этом он может описывать их развернуто и детализировано, с приведением конкретных примеров и параметров. Также заказчик может описать, например, регламент или порядок действий при выполнении работ, оказании услуг. Допустимо использовать эскизы, чертежи, фотографии. Как и в случае с качественными характеристиками, при описании следует руководствоваться техническими регламентами и стандартами.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Эксплуатационные . Сюда относятся параметры, которые обеспечивают надежность и работоспособность объекта закупки, его эффективное использование. Например, это такие параметры, как прочность, долговечность, устойчивость и многие другие. В качестве эксплуатационных характеристик заказчик может указать также и расходы, которые придется понести для поддержки объекта в работоспособном состоянии.

Функциональные . В эту группу характеристик включаются сведения об объекте закупки, свидетельствующие о его способности исполнять свои функции. Функциональные характеристики описывают основное назначение товара и условия его эксплуатации.

Важно помнить, что заказчик сам определяет, какие именно характеристики указать. В связи с этим рекомендуется составлять документацию закупки с привлечением специалистов, которые разбираются в закупаемом объекте профессионально. Кроме того, важно учесть требования тех лиц, которые непосредственно будут его использовать в своей работе (например, удобство и простота в обращении).

Примеры нарушений из практики ФАС

Чаще всего заказчики устанавливают излишние характеристики в описании объекта закупки, что вводит участников в заблуждение либо ограничивает конкуренцию. Далее рассмотрим несколько примеров реальных нарушений, допущенных заказчиками.

Достаточно часто заказчики указывают характеристики, информацию о которых производители обычно не предоставляют. Например, в закупке бордюрного камня заказчик установил обязательные требования к характеристикам воды, с применением которой он изготавливался. Участник справедливо расценил, что такие требования являются излишними. В ФАС подтвердили - имеет место нарушение законодательства, поскольку указанную информацию производитель не предоставляет. Следовательно, поставщик, да и сам заказчик, не может ее знать.

Порой заказчики уделяют излишнее внимание отдельным деталям в ущерб описанию самого объекта. Пример - закупка работ по устройству велосипедной парковки. Составляя документацию, заказчик подробно описал, из каких материалов должны быть произведены элементы велопарковки. Многостраничное техническое задание содержало требования к составу проволоки, извести, мешковины и другим материалам. А вот то, какой же должна быть сама парковка, заказчик осветил очень скудно. Он указал лишь цветовое решение и физические параметры - длину, ширину и высоту. При этом не было упомянуто о сооружениях, которые должны располагаться на парковке, например, пункте проката велосипедов, скамейках. ФАС усмотрела в действиях заказчика нарушение: отсутствие необходимых требований к самому объекту закупки при излишних требованиях к материалам, из которых он изготовлен.

Иногда заказчики могут увлечься описанием объекта настолько, что приводят характеристики товаров, работ или услуг, которые не имеют прямого отношения к закупке. Например, в контракте на закупку снегоуборочных работ заказчик написал, что исполнитель несет материальную ответственность в случае нанесения ущерба третьим лицам при выполнении работ. Ничего особенного в этом нет - само по себе это требование соответствует законодательству. Однако в техническом задании заказчик установил требование к бетонной смеси, которую исполнитель должен будет использовать при возмещении ущерба, нанесенного имуществу третьих лиц. Участник обратился в ФАС, которая постановила - заказчик установил излишнее требование. Ему следовало лишь заручиться согласием поставщика на исполнение условий госконтракта, в том числе и по возмещению ущерба третьим лицам. Он же потребовал указать сведения о товаре, который вообще не относится к объекту закупки.

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...