Какой конституционный строй рф. Основы конституционного строя российской федерации


Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство будет политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, ϲʙᴏбоды, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, кᴏᴛᴏᴩый занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в данных нормах, будет основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некᴏᴛᴏᴩых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика кᴏᴛᴏᴩого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека; как светское государство, в кᴏᴛᴏᴩом никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

  • человек, его права и ϲʙᴏбоды как высшая ценность;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая ϲʙᴏбода как условие развития экономической системы;
  • разделение властей;
  • гарантии местного самоуправления;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Рассматривая человека, его права и ϲʙᴏбоды в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина, — указывается в ст. 2 Конституции, — обязанность государства». Этот принцип будет основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

На основании ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России будет ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается втом, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и ϲʙᴏбодных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или приϲʙᴏение властных полномочий в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Стоит сказать - полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание ϶ᴛᴏго принципа — характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она будет целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Стоит отметить, что основой равноправия субъектов РФ будет конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем ϶ᴛᴏ положение будет программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство - ϶ᴛᴏ особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и ϲʙᴏбод человека. Гражданство будет основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и ϲʙᴏбодами на территории государства пользуются исключительно его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

Рыночные отношения могут развиваться исключительно в условиях экономической ϲʙᴏбоды и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, ϲʙᴏбодном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, ϲʙᴏбоде экономической деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в т.ч. на землю. При ϶ᴛᴏм земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей территории.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную — будет избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, ɥᴛᴏбы они ϲʙᴏей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, ϲʙᴏбод и исполнения обязанностей. Провозглашение ϶ᴛᴏго принципа в ст. 10 Конституции также будет программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. На основании ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места ϶ᴛᴏго органа в системе разделения властей.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ — исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) — судебную власть; Президент РФ — глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура — органы надзора.

Не стоит забывать, что важным принципом формирования правового государства будет установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах ϲʙᴏих полномочий.

Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается втом, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность.
Стоит отметить, что особенностью реализации данных принципов будет конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия кᴏᴛᴏᴩых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Россия — конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции.
Стоит отметить, что основным в проявлении принципа приоритета закона будет конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15) Содержание ϶ᴛᴏго принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и будет законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, ϲʙᴏбоды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15)

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых данными организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все данные нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации будут частью ее правовой системы. Гарантией реализации ϶ᴛᴏго принципа будет конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особый порядок изменения положении Конституции , составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание ϶ᴛᴏго принципа входят два основных положения;

  • положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
  • никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Конституционный строй – это определенная форма организации государства, закрепленная в его конституции и характеризует основные принципы, лежащие в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Основы конституционного строя принято подразделять: политические, экономические, социальные и духовные.

Основы конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный ха­рактер данного государства.

Основами конституиирнного строя согласно Конституции РФ являются:

признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

демократический характер государства;

правовой характер государства;

социальный характер государства;

федеративная форма государственного устройства;

республиканская форма правления;

признание частной собственности, равенство всех форм собст­венности;

суверенитет;

единое экономическое пространство.

Все нормы Конституции, иное законодательство связаны основа­ми конституционного строя. Это значит, что нельзя принять поправку к Конституции, иной нормативно-правовой акт, ко­торые не соответствуют основам конституционного строя. На­пример, нельзя включить в Конституцию норму об унитарном характере государства, пока одной из основ конституционного строя является федерализм.

Политические и духовные основы конституционного строя.

Ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократия – это такая форма организации государства, при которой единственным источником власти является народ.

Демократический характер государства выражается, прежде всего, в народовластии, а также в признании защиты прав и свобод гражданина, в разделении властей, в гарантии местного самоуправления, политическом многообразии, многопартийности, в свободе экономической деятельности, в многообразии форм собственности.

Признаки демократического и правового государства во многом пересекаются. Для правового государства характерно: верховенство права, верховенство закона, разделение властей, соблюдение и защита прав человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.

Федеративное устройство основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправие и самоопределение народа.

Главным признаком республиканской формой правления является выборность и сменяемость главы государства.

Форму правления РФ можно определить как смешанную (президентско – парламентская республика), сочетающую признаки президентской и парламентской республики.

Духовные основы конституционного строя РФ характеризуются светским характером государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Экономические и социальные основы конституционного строя РФ. Экономическими основами являются единство экономического пространства РФ, свободной перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности.

Социальные основы. Ст.7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, что означает, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и иных пособий государственной защиты.

1. Основные права человека делятся на три большие группы:

Личные права;

Политические права;

Экономические, социальные и культурные права.

Личные права определяют статус человека как биосоциального

организма. К ним относятся: У право на жизнь;

Право на достоинство;

Право на свободу;

Право на личную неприкосновенность;

Право на неприкосновенность жилища;

Право на выбор места жительства и свободное передвижение;

Право на пользование родным языком и определение нацио­нальности;

Право на информацию и защиту информации;

Право на свободу совести; I право на свободу мысли и слова;

Право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.

Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности - государства. Как правило, политиче­скими правами обладают лишь граждане данного государства. (Отсюда понятие "права человека и гражданина": права челове­ка принадлежат всем лицам, проживающим в данном государст­ве, права гражданина-его гражданам).

Основные политические права человека и гражданина в России:

Право на объединение;

Право на проведение собраний, митингов и демонстраций;

Право участвовать в управлении государством;

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;

Иные политические права.

Экономические, социальные и культурные права определяют ста­тус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни. Группа осно­вополагающих экономических, социальных и культурных прав:

Право частной собственности;

Право на свободное предпринимательство;

Право на труд;

Право на отдых;

Право на образование;

Право на забастовку;

Право на жилище;

Право на медицинское обслуживание;

Право на социальное обеспечение;

Право на поддержку в старости;

Право на участие в культурной жизни;

Право на свободу творчества.

Данная классификация в Конституции не указана, но нормы Основного закона, регулирующие права и свободы человека, расположены в тексте Конституции в соответствии с приве­денной классификацией. Перечень прав и свобод, закрепленных конституционно, не является исчерпывающим и не умаляет дру­гих прав, не названных в Конституции.

5.5. Конституционные обязанности человека и гражданина

Наряду с субъективными правами - мерами возможного пове­дения существуют и обязанности - меры должного поведения человека в обществе. Обязанности необходимы для поддержа­ния жизнеспособности государства и порядка в нем.

Основные обязанности человека и гражданина в России: Обязанности граждан РФ

1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы страны. Эта норма как самостоятельная в Конституции не сформулирована, но она вытекает из смысла и содержания Основного Закона страны и касается любого лица, находящегося на ее территории. Если в стране не будут соблюдаться законы и существовать режим законности, то все провозглашенные права и свободы останутся пустыми декларациями.

2. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Содержанием ее является необходимость финансирования государства. Налоги и сборы позволяют создать механизм перераспределения доходов людей от более обеспеченных к менее обеспеченным.

Налоги и сборы формируют государственный бюджет, за счет которого и живет страна.

3. Обязанность по охране природы и окружающей среды (ст. 58). Природа и окружающая среда - сфера обитания человека. Если ее не сохранить или нарушить баланс, то встает вопрос о сохранении человека как биологического вида. Следовательно, выполнение этой обязанности каждым - вопрос выживания человечества и каждого отдельного человека.

4. Обязанность защиты Отечества и несение военной службы (ст. 59). Несмотря на то, что эти обязанности содержатся в одной статье Конституции, их объем и субъекты различны. Защита Отечества - это долг каждого гражданина, необходимость его выполнения наступает в экстремальной ситуации - в случае вооруженной агрессии против России. Что же касается военной службы, то обязанность по ее несению касается только лиц мужского пола, достигших 18 лет, на условиях либо профессиональной, либо срочной службы. Действующее законодательство предусматривает и службу в запасе.

По мотивам противоречия воинской службы убеждениям и вере она может быть заменена альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

5. Обязанность получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43). В Российской Федерации оно установлено в объеме 9 классов. Особенность этой обязанности состоит в том, что возложена она на родителей либо лиц, их заменяющих, поскольку в том возрасте, в котором ребенок идет в школу, он еще не может осознать необходимость получения образования.

6. Обязанность по сохранению исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44). Смысл этой нормы состоит в осознании человеком себя как личности, а формирование качеств личности напрямую зависит от уровня культуры и образования, который, в свою очередь, является результатом исторического процесса. Существование любой нации, любого народа невозможно без бережного отношения к его истории и культуре.

Исходя из анализа вышеперечисленных обязанностей видно, что они защищают не только интересы государства, но и всего общества в целом и его отдельных индивидов.

Некоторые права одновременно являются и обязанностью (напри­мер забота о детях, посещение начальной и средней школы).

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года, как высший нормативно-правовой документ страны, обладающий наибольшей юридической силой. Конституция России закрепляет основы конституционного строя, устройства государства , образование органов власти, систему местного самоуправления, а также свободы и права граждан страны.

Первая попытка принять конституцию в России была предпринята Екатериной II в 1730 году, которая основала так называемое Уложение, представлявшее из себя, по сути, сословную конституцию. Для этого она созвала специальную Уложенную комиссию. Позже были попытки Александра I и Александра II, но первой конституцией России стали «Основные государственные законы Российской империи», принятые в 1906 году. Затем было три варианта Конституции СССР (1924 года, 1936 года, 1977 года). До 1993 года в Российской Федерации действовала Конституция РСФСР 1978 года с некоторыми поправками.

Разработка Конституции шла очень тяжело. Кроме множества противоречий в новых и старых нормах и законах (а за основу была взята Конституция РСФСР), было еще и множество споров, разногласий и конфликтов среди представителей законодательной и исполнительной власти.

В результате противостояние президента и компании (Ельцин, Черномырдин) против Верховного Совета и компании (Хасбулатов, Руцкой) вылилось в вооруженное столкновение у Дома советов с участием танков и ОМОНа, а также немалым количеством пролитой крови, в том числе гражданской. В итоге 12 декабря 1993 года состоялось всенародное голосование, в котором 58% граждан проголосовали за проект новой Конституции. Всенародное голосование намеренно не называли референдумом, чтобы обойти проволочки, связанные со сложным законом о референдуме.

Структура Конституции РФ.

Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов:

  1. Преамбула (закрепляет демократические ценности и определяет место РФ в мире).
  2. Раздел первый:
    • Глава 1. Основы конституционного строя.
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
    • Глава 3. Федеративное устройство.
    • Глава 4. Президент Российской Федерации.
    • Глава 5. Федеральное Собрание.
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации.
    • Глава 7. Судебная власть и прокуратура.
    • Глава 8. Местное самоуправление.
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
  3. Раздел второй (заключительные и переходные положения).

Поправки к Конституции.

Субъекты, имеющие право предлагать изменения Конституции и внесение поправок:

  1. Президент.
  2. Совет Федерации.
  3. Государственная Дума.
  4. Правительство РФ.
  5. Законодательные органы субъектов РФ.
  6. Группа из не менее 20% членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Основные отличия от Конституции РСФСР:

  1. Ликвидация системы Советов.
  2. Изменение структуры понятия частной собственности на землю и недра.
  3. Ликвидация должности Вице-президента.
  4. Уравнение полномочий субъектов Федерации.
  5. Изменение срока полномочий президента с 5 до 4 лет (после 2012 года стало 6 лет).
  6. Ликвидация предела возраста кандидата в президенты (было 65 лет).
  7. Образование Федерального Собрания РФ.
  8. Изменение текста присяги президента.
  9. Изменения в названии, полномочиях и прочие перемены касательно некоторых субъектов федерации .
  10. Множество изменений в структуре законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.

Конституционный строй Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ :

  1. Демократия (народовластие).
  2. Федерализм .
  3. Россия - социальное государство (политика призвана обеспечить достойную жизнь гражданам страны).
  4. Россия - светское государство (никакая религия не может быть государственной или обязательной).
  5. Идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (кроме тех идеологий, которые разжигают расовую, национальную или религиозную рознь и вражду).

Форма правления РФ - демократическое государство с республиканской формой правления.

Согласно заявлению Дмитрия Медведева, Россия - президентская и, ни в коем случае, не парламентская республика. Правительство проводит курс президента, а не наоборот. Президент - это и Глава государства, и Верховный главнокомандующий.

Федеральное Собрание - высший орган законодательной власти, состоящий из двух палат:

  • верхней - Совет Федерации ;
  • нижней - Государственная Дума .

Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти, состоит из Председателя и федеральных министров.

Судебную власть представляют Конституционный Суд и Верховный Суд .

12 декабря объявлено государственным праздником - Днем Конституции (согласно указа президента Российской Федерации), а также считается нерабочим днем.

Конституция - это основной закон государства и общества, регули­рующий важнейшие стороны их внутренней организации.

Конституция состоит из преамбулы (вступительной части), двух разделов (первый раздел состоит из девяти глав и 137 статей и пропи­сывает основы существующего строя; второй раздел содержит заклю­чительные и переходные положения).

Основные черты Конституции:

1) высшая юридическая сила (ей подчиняются все остальные норма­тивно-правовые акты);

2) основополагающий характер (прописывает основы существую­щего строя);

3) стабильность (рассчитана на долгий срок действия и имеет осо­бый порядок внесения поправок или изменения каких-либо поло­жений);

4) прямое действие (вступает в силу без утверждения высших долж­ностных лиц).

Принципы конституционного строя:

1. Народовластие: Россия - демократическое государство, носите­лем суверенитета и единственным источником власти в котором явля­ется народ.

2. Федерализм: равноправие и самоопределение народов, прожива­ющих на территории РФ. Разграничение полномочий Федерации и ее субъектов.

3. Правовое государство: верховенство права в деятельности орга­нов государственной власти.

4. Разделение властей : государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

5. Приоритет прав человека: человек, его права и свободы - выс­шая ценность. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неот­чуждаемые права человека и гражданина закрепленные международ­ными договорами и декларациями.

6. Социальное государство: государство берет на себя ответствен­ность по социальной защите граждан, его деятельность должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

7. Государственный суверенитет: верховенство, единство и незави­симость государственной власти РФ.

8. Экономическое многообразие и свобода экономической дея­тельности: многообразие форм собственности и их равная защита: частной, государственной, муниципальной. Гарантируется свободная конкуренция.

9. Политический плюрализм: наличие многообразных политиче­ских структур, функционирующих в обществе, многопартийность.

10. Идеологический плюрализм: идеологическое многообразие, до­пускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой.

11. Светское государство: церковь отделена от государства. Каж­дый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена как государ­ственная.

Основные положения Конституции

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 8.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономи­ческого пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финан­совых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической дея­тельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным об­разом частная, государственная, муниципальная и иные формы соб­ственности.

Статья 12. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномо­чий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в си­стему органов государственной власти.

Статья 15. 4 . Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрен­ные законом, то применяются правила международного договора.

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения - гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 5): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти , приоритет прав и свобод человека и гражданина , политические и экономические основы государства и общества.

Схема 5. Система основ конституционного строя России.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos - власть народа) означает, что:

  • во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
  • во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
  • в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума .

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства - унитарной и федеративной - Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

  • признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
  • закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
  • устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Формирование правового государства - сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма , повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество . Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

  • во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
  • во-вторых, переход к другой - монархической - форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
  • в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ .

Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой . Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4-7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, Основным Законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика. Именно такая смешанная форма республики является преобладающей формой правления в современном мире. Смешанная форма правления закреплена и для субъектов РФ Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), в которых термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым. Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает в том числе и произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения, потере жизнедеятельной инициативы людей, возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма сложно (прежде всего в силу неблагоприятной экономической ситуации).

Социальное же правовое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда , обеспечение государственной поддержки семьи , материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция РФ прямо не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства закреплен в отраслевом законодательстве, в частности в Законе РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» с изм. и доп. и Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изм. и доп. В России нормативно закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; религиозным организациям допустимо обучать детей религии в таких учреждениях только вне рамок образовательной программы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления .

С рассмотренными характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти: единство и разделение власти, источник власти, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.

Экономические и политические основы конституционного строя

В последние десятилетия отмечается тенденция к расширению объекта конституционно-правового регулирования за счет включения сюда основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества . Принципиально важно, что правовым регулированием вообще и конституционно-правовым регулированием в частности должны охватываться именно основы указанных сфер общественных отношений, поскольку чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества свидетельствует о недемократическом, неправовом характере такого государства. Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

В подходе к государственному регулированию экономической деятельностью в России в 1990-х гг. произошли принципиальные изменения: государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики . Именно такой подход закреплен в российском Основном Законе .

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ): единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции ; многообразие и равенство форм собственности .

Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка , финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.

Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из первых рыночных российских законов был Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В-третьих, данному конституционному положению не соответствует ряд норм отраслевого (налогового, таможенного, административного) законодательства, допускающих лишение имущества частных лиц без судебного решения, в частности, о бесспорном списании с административных правонарушениях и др.). Однако Суд пояснил, что не исключено временное изъятие имущества у частных лиц в административном порядке в целях реализации публичных интересов (в частности, при совершении таможенных и иных административных правонарушений). Такие меры превентивного характера направлены на обеспечение сохранности имущества, которое подлежит конфискации, и сами по себе не влекут прекращения права собственности на это имущество. Моментом же прекращения права собственности на конфискованное имущество у частных лиц и, соответственно, возникновения права государственной собственности на это имущество является вступление в законную силу решения суда либо истечение срока на обжалование решения о конфискации. Кроме того, судебного решения не требуется для изъятия имущества у частных лиц за совершенные правонарушения в случаях, когда гражданин или юридическое лицо добровольно соглашается заплатить определенную сумму (например, штраф).

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики. Конституция РФ не закрепляет политическую систему общества , исходя из того, что эта система в конечном счете создается инициативой свободных личностей . В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами , как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям , преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов , религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Выбор редакции
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...

© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...

Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...

Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...
Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....
В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...