Кто обучался землеустройство кадастр и мониторинг земель. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр


Статья 149. Назначение и содержание землеустройства

1. Землеустройство является системой мероприятий по обеспечению соблюдения земельного законодательства Республики Казахстан, направленного на регулирование земельных отношений, организацию рационального использования и охрану земель. 2. Землеустройство проводится на землях всех категорий независимо от принадлежности по форме собственности и форм хозяйствования на них. Установленные в результате проведения работ по землеустройству целевое назначение, режим использования земель и их охраны, ограничения и обременения, границы земельных участков, данные о качестве и количестве земель и другие данные, рассмотренные и утвержденные в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, являются для субъектов земельных правоотношений обязательными для исполнения. 3. Землеустройство включает и обеспечивает: 1) разработку республиканских, областных и региональных схем (проектов) землеустройства, зонирования земель и программ использования, улучшения и охраны земельных ресурсов на основе ландшафтно-экологического подхода; 2) составление проектов межхозяйственного землеустройства по образованию и упорядочению существующих землепользований, отвод и установление границ земельных участков на местности; 3) определение и установление на местности границ (черты) населенных пунктов, составление проектов их земельно-хозяйственного устройства; 4) установление на местности границ административно-территориальных образований, особо охраняемых природных территорий и других земельных участков с особыми условиями пользования и охраны земель; 5) разработку проектов землеустройства, рекультивации нарушенных и освоения новых земель, а также других проектов, связанных с использованием и охраной земель; 6) проведение инвентаризации земель, выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель; 7) проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ; 8) составление тематических карт и атласов состояния и использования земельных ресурсов. Сноска. В статью 149 внесены изменения - Законом РК от 10 января 2006 года N 116 116 ).

Статья 150. Проведение землеустройства

Примечание РЦПИ! В статью 150 предусмотрены изменения Законом РК от 15.07.2011 № 461-IV (вводятся в действие с 30.01.2012).

1. Землеустройство проводится по решению местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) либо по ходатайству заинтересованных собственников земельных участков и землепользователей. Землеустройство, проводимое по инициативе заинтересованных собственников земельных участков или землепользователей, осуществляется на основании их заявок, подаваемых в соответствующий местный исполнительный орган. 2. Землеустроительные работы выполняются юридическими лицами и гражданами, получившими в установленном порядке лицензии на производство землеустроительных работ в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании. V095689 3. Порядок и технология выполнения землеустроительных работ устанавливаются нормативными правовыми актами , утверждаемыми центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, которые обязательны для всех исполнителей землеустроительных работ. 4. Согласованная в установленном порядке землеустроительная документация утверждается: 1) (исключен - Законом РК от 10 января 2006 года N 116 116 ) ; 2) собственниками земельных участков и землепользователями, другими заказчиками - проекты внутрихозяйственного землеустройства и проекты, связанные с рациональным использованием земель, сохранением и повышением плодородия почв, разрабатываемые и осуществляемые за их счет, по согласованию с уполномоченными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) по месту нахождения земельного участка; 3) уполномоченными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) по месту нахождения земельного участка - землеустроительная документация, связанная с формированием границ земельных участков, установлением их на местности, изготовлением плана земельного участка, а также материалы топографо-геодезических и картографических работ, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ по землеустройству, по составлению специальных тематических карт состояния и использования земельных ресурсов. 5. Изменения в землеустроительную документацию вносятся только с разрешения органа, утвердившего данную документацию. 6. Исполнение проекта землеустройства включает: перенесение проекта на местность; освоение всех элементов проекта, оформление и выдачу землеустроительных материалов и документов. Сноска. В статью 150 внесены изменения - Законами РК от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ); от 12 января 2007 года N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования).

Статья 151. Землеустроительный процесс

1. Землеустроительный процесс включает следующие стадии: возбуждение производства землеустроительного действия; подготовительные работы; разработку прогнозов, схем, программ и проектов землеустройства; рассмотрение, согласование и утверждение землеустроительной документации; исполнение проекта землеустройства. 2. Участниками землеустроительного процесса являются заказчик по проведению землеустройства, разработчик землеустроительной документации, третьи лица, права и законные интересы которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, а также государственные органы и другие лица, согласовывающие и утверждающие землеустроительную документацию. 3. Права участников землеустроительного процесса: 1) заказчик по проведению землеустройства имеет право: участвовать лично или через представителя во всех стадиях землеустроительного процесса; знакомиться с материалами землеустроительного производства; вносить на рассмотрение свои предложения; участвовать в разрешении разногласий, возникших в процессе землеустройства; 2) разработчик (физическое или юридическое лицо, занимающееся проектными и изыскательскими работами, а также осуществляющее исполнение землеустроительных проектов) имеет право: получать необходимую информацию по землеустройству в государственных органах; строить отношения с заказчиками на договорных условиях; проводить без особого на то разрешения контроль за ходом реализации проектов землеустройства, информировать о его результатах местные исполнительные органы и вносить предложения по улучшению практики использования и охраны земель; вносить предложения по совершенствованию или переработке устаревших схем и проектов землеустройства; 3) третьи лица, права и законные интересы которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, имеют право: участвовать при обсуждении вопросов землеустройства и получать информацию о ходе и результатах землеустройства, затрагивающую их интересы; обжаловать неправомерные действия, затрагивающие их интересы в процессе землеустройства, в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 4. Обязанности участников землеустроительного процесса: 1) все участники землеустроительного процесса обязаны: соблюдать земельное законодательство Республики Казахстан; выполнять требования компетентных государственных органов по вопросам использования и охраны земель; обеспечивать соблюдение в землеустроительном процессе прав собственников земельных участков и землепользователей; 2) исполнительные органы, согласовывающие и утверждающие проектную документацию, обязаны рассмотреть ее в течение месяца; 3) заказчик по проведению землеустройства обязан: определить цель, задачи, содержание, особые условия и сроки проведения землеустройства; предоставить необходимые документы и материалы; организовать финансирование работ; в течение одного месяца принять выполненные работы или выдать мотивированный отказ; 4) разработчик землеустроительной документации обязан: выполнять все работы в соответствии с действующими инструкциями и методическими указаниями, а также договором; привести земельные участки, на которых проводились обследовательские, изыскательские и иные работы с нарушением почвенного плодородного слоя, в первоначальное их состояние; нести ответственность за достоверность, качество и экологическую безопасность мероприятий, предусмотренных землеустроительной документацией.

Статья 152. Государственный земельный кадастр

1. Государственный земельный кадастр представляет собой систему сведений о природном и хозяйственном положении земель Республики Казахстан, местоположении, целевом использовании, размерах и границах земельных участков, их качественной характеристике, об учете землепользования и кадастровой стоимости земельных участков, иных необходимых сведений. В государственный земельный кадастр также включается информация о субъектах прав на земельные участки. Составной частью земельного кадастра является мелиоративный кадастр орошаемых земель, представляющий собой систему сведений о мелиоративном состоянии орошаемых земельных участков, оценке их качественных характеристик по природным и ирригационно-хозяйственным условиям, об учете их использования. 2. Организация ведения земельного кадастра в Республике Казахстан осуществляется центральным уполномоченным органом . 3. Государственный земельный кадастр Республики Казахстан (земельный кадастр республики, областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) является составной частью государственной системы кадастров Республики Казахстан и ведется по единой системе на всей территории Республики Казахстан. Государственный земельный кадастр Республики Казахстан ведется специализированными республиканскими государственными предприятиями, по отношению к которым центральный уполномоченный орган является органом государственного управления. 4. Сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом. 5. Формирование сведений государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, аэрокосмических, картографических, землеустроительных работ, почвенных, геоботанических обследований и изысканий, работ по мониторингу земель, количественного и качественного учета земель, составлением земельно-кадастрового дела на конкретный земельный участок, изготовлением земельно-кадастровых карт и идентификационного документа на земельный участок. 6. Данные государственного земельного кадастра являются основой при планировании использования и охраны земель, при проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель, а также для формирования единого государственного реестра земель, ведения правового и других кадастров, определения размера платежей за землю, учета стоимости земельных участков в составе недвижимого имущества и стоимости земли в составе природных ресурсов. 7. Единицей учета и хранения данных государственного земельного кадастра является земельный участок, выделенный в замкнутых границах, закрепляемый в установленном порядке за субъектами земельных правоотношений. 8. Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Республики Казахстан, независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и разрешенного характера использования земельных участков. Сноска. В статью 152 внесены изменения - Законом РК от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ).

Статья 153. Содержание государственного земельного кадастра Государственный земельный кадастр включает следующие виды работ: 1) формирование кадастрового дела земельного участка; 2) учет количества и качества земель; 3) учет собственников земельных участков и землепользователей, а также других субъектов земельных правоотношений для целей государственной регистрации; 4) государственную кадастровую оценку земель и бонитировку почв; 5) накопление, обработку и ведение банка данных о земельных участках и их субъектах, а также другой земельно-кадастровой информации на бумажных носителях и в электронном виде; 6) ведение автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра; 7) изготовление и ведение земельно-кадастровых карт, в том числе цифровых; 8) ведение земельно-кадастровой книги и единого государственного реестра земель; 9) изготовление идентификационных документов на земельный участок; 10) присвоение кадастровых номеров земельным участкам; 11) изготовление паспортов земельных участков. Сноска. Статья 153 в редакции - Законом РК от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ).

Статья 154. Учет земельных участков для целей регистрации

1. Учет земельных участков для целей регистрации и находящегося на них недвижимого имущества является необходимым условием, обеспечивающим государственную регистрацию прав собственности и других прав, а также обременение на недвижимое имущество. 2. Производство работ по учету земельных участков для целей регистрации осуществляется за счет средств заказчиков.

Статья 155. Кадастровое деление территории Республики Казахстан

1. Кадастровое деление территории Республики Казахстан осуществляется в целях присвоения земельным участкам кадастровых номеров. Единицей кадастрового деления территории Республики Казахстан являются учетные кварталы. 2. Каждому земельному участку в целях определения местоположения (идентификации) присваиваются кадастровые номера. 3. Границы учетных кварталов, которые в последующем используются в правовом кадастре, по согласованию с органами архитектуры и градостроительства, государственной регистрации прав на недвижимое имущество определяются уполномоченными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) по месту нахождения земельного участка и утверждаются соответствующими местными исполнительными органами. 4. Перечень кодов, присваиваемых областям, городам республиканского значения, районам и городам областного (районного) значения для целей формирования кадастровых номеров земельных участков, устанавливается Правительством Республики Казахстан. Сноска. Статья 155 с изменениями, внесенными законами РК от 10.01.2006 N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ); от 25.03.2011 № 421-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 156. Земельно-кадастровая документация

1. Земельно-кадастровая документация на всех уровнях учета включает: базовую, периодически обновляемую и ежегодно составляемую. 2. К базовой земельно-кадастровой документации относятся: 1) земельно-кадастровые дела; 2) земельно-кадастровая книга; 3) единый государственный реестр земель; 4) земельно-кадастровые карты. 3. Структура, состав, содержание и формы земельно-кадастровой документации, а также порядок ее ведения устанавливаются центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами.

Статья 157. Порядок ведения государственного земельного кадастра

1. Государственный земельный кадастр ведется на бумажных носителях и может вестись с использованием электронных систем сбора, обработки и хранения информации. 2. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается законодательством Республики Казахстан.

Статья 158. Предоставление сведений государственного земельного кадастра и пользование информацией кадастра

1. Сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка. 2. Документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и электронных носителях. При наличии расхождений в сведениях, записанных на бумажных носителях, и сведениях, записанных на электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан. 3. Сведения кадастра о земельных участках соотносятся с земельно-кадастровыми картами (планами). 4. (Исключен - Законом РК от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ). 5. Государственные органы, государственные предприятия и должностные лица, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, обязаны обеспечить достоверность сведений, включаемых в земельно-кадастровую документацию. Примечание РЦПИ! В пункт 6 предусмотрено изменение Законом РК от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012). 6. Сведения земельного кадастра, не содержащие государственных секретов и иных ограничений, являются общедоступными и предоставляются заинтересованным физическим и юридическим лицам на платной основе. Предоставление сведений земельного кадастра в государственные органы осуществляется на бесплатной основе за счет предусмотренных на эти цели бюджетных средств. Сноска. В статью 158 внесены изменения - Законом РК от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ).

Статья 159. Мониторинг земель

1. Мониторинг земель представляет собой систему базовых (исходных), оперативных, периодических наблюдений за качественным и количественным состоянием земельного фонда, проводимых в целях своевременного выявления происходящих изменений, их оценки, прогноза дальнейшего развития и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов. 2. Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды и одновременно базой для ведения мониторинга других природных сред. В соответствии с международными научно-техническими программами Республика Казахстан может принимать участие в работах по глобальному мониторингу земель. 3. Объектом мониторинга земель являются все земли Республики Казахстан независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования земель.

Статья 160. Задачи мониторинга земель

1. Задачами мониторинга земель являются: 1) своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов; 2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, землеустройства, контроля за использованием и охраной земель и иных функций государственного управления земельными ресурсами. 2. Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель. В зависимости от территориального охвата осуществляется республиканский, региональный либо локальный мониторинг земель. 3. Источниками информации для мониторинга земель служат результаты систематических наблюдений, съемок, обследований, инвентаризаций, материалы государственного контроля за использованием и охраной земель, архивные данные, другие сведения о качественном состоянии земель.

Статья 161. Ведение мониторинга земель

1. Организацию ведения мониторинга земель осуществляет центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами. 2. Реализация межгосударственных и международных программ по мониторингу земель осуществляется в порядке и на условиях, определяемых соглашениями и договорами, заключенными Республикой Казахстан с другими государствами. 3. Порядок ведения мониторинга земель и пользования его данными определяется Правительством Республики Казахстан.

Статья 162. Методы получения и использования информации мониторинга земель

1. Для получения необходимой информации при ведении мониторинга земель применяются методы дистанционного зондирования, наземных съемок и наблюдений, а также фондовые данные. 2. Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в соответствующих территориальных органах по управлению земельными ресурсами. 3. Полученные результаты мониторинга земель накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы. 4. Граждане, предприятия и учреждения, международные организации, иностранные юридические и физические лица пользуются данными мониторинга земель в установленном порядке.

Статья 163. Финансирование мероприятий по обеспечению осуществления земельных отношений

1. Землеустройство, проводимое при установлении границ областей, столицы и городов республиканского значения, ведение земельного кадастра и мониторинга земель, составление паспортов земельных участков сельскохозяйственного назначения и иные работы, проводимые по решению Правительства Республики Казахстан, осуществляются за счет бюджетных средств. 2. Землеустройство, проводимое при установлении границ районов, городов областного, районного значения, аульных (сельских) округов, поселков, аулов (сел), зонирование земель, перевод сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой, земельно-хозяйственное устройство населенных пунктов и иные работы, проводимые по решению местных исполнительных органов, осуществляются за счет бюджетных средств. 3. Землеустройство по заявкам частных собственников земельных участков и землепользователей осуществляется за счет их средств. Сноска. В статью 163 внесены изменения - Законом РК от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ).

25.00.26 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, КАДАСТР И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ

Формула специальности

Области исследований

1. Разработка системы кадастрового состояния земель в условиях перехода к многоукладному землепользованию.

2. Научно-методическое обеспечение земельно-оценочных работ (по всем категориям земель).

3. Разработка научных основ изъятия и введения федерального автоматизированного земельного кадастра.

4. Состав оценочных качественных и количественных показателей в ГЗК.

5. Принципы сбора, документирования, накопления, обработки и хранения сведений о земельных участках. Разработка единой методики по ведению земельного кадастра.

6. Научные основы сравнительной качественной характеристики почв (бонитировки почв).

7. Информационное обеспечение Государственного земельного кадастра.

8. Обоснование выбора первичной единицы при проведении учета качества земель.

9. Охрана земель — основа комплексного подхода к использованию земель с учетом их зональных и региональных особенностей (предотвращение деградации земель, экологическое состояние земель, защита земель от водной и ветровой эрозии, защита от заражения сельскохозяйственных угодий, рекультивация нарушенных земель).

10. Разработка проектов землеустройства на основе освоения адаптивно-ландшафтного земледелия.

11. Принципы проектирования ландшафтных систем земледелия в адаптивном землеустройстве.

12. Приоритетные проблемы экологизации землепользования (адаптация сельскохозяйственного производства к конкретным ландшафтным условиям, «вписывание» сельскохозяйственного производства в природную среду).

13. Оптимизация структуры ландшафтного земледелия в проектах землеустройства на ландшафтной основе.

14. Устойчивость агроэкосистем (создание природоохранной системы в виде заповедных, водоохранных, рекреационных и санитарно-гигиенических зон наряду с полезащитными лесонасаждениями, экологически обоснованными мелиорациям земель и т.д.).

15. Мелиорация агроландшафтов в системе адаптивного земледелия.

16. Регулирование основных показателей (параметров) и режимов функционирования агроэкосистем в адаптивно-ландшафтном земледелии.

17. Формирование высокопродуктивных и экологически устойчивых агроландшафтов и совершенствование систем земледелия на ландшафтной основе.

18. Государственное регулирование земельных отношений в рыночных условиях.

19. Оптимизация форм хозяйственного использования земель. Научное обоснование движения и использования земельных долей.

20. Ландшафтно-сельскохозяйственная типизация территории в адаптивно-ландшафтных системах сельскохозяйственного производства.

21. Конструктирование региональных агроландшафтных систем.

22. Научные основы организации землепользования (типизация земельных массивов в агроландшафте, организация природоохранной инфраструктуры, особенности организации территории фермерских хозяйств).

23. Мониторинг земель как научное направление (концепция, методология, технология); системный подход.

24. Научные основы, цели, функции, содержание и организация мониторинга земель (федеральный, региональный и локальный уровни).

25. Обоснование системы контролируемых показателей слежения за состоянием земель.

26. Картографическое обеспечение мониторинга земель (атласы земель на федеральном уровне, а также на регионы страны, создание базовых, инвентаризационных, прогнозных и других карт).

27. Ландшафтно-экологическое районирование территории России и ее отдельных регионов с выявлением территорий распространения основных процессов деградации земель.

28. Агроэкологический мониторинг в интенсивном земледелии; компоненты агроэкологического мониторинга; цели, задачи,

структура, биогеохимические подходы к ведению мониторинга.

29. Разработка земельно-информационной системы (ЗИС) как основной части геоинформационной системы (ГИС) на основе современных информационных и геоинформационных технологий.

30. Правовой механизм формирования системы государственного земельного кадастра.

31.Организационно-правовые формы землепользования и землевладения.

32. Землеустройство и земельный кадастр как организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами.

33.Земельные правовые отношения как основа формирования систем землеустройства, кадастра и мониторинг земель.

34. Земельный кадастр как основа государственной регистрации прав на землю и иную недвижимость.

Смежные специальности

12.00.06 — «Природоресурсное право, аграрное право, экологическое право»

08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч. экономика природопользования, землеустройство)»

25.00.23 — «Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов»

25.00.24 — «Экономическая, социальная и политическая география»

25.00.33 — «Картография»

25.00.35 — «Геоинформатика»

25.00.36 — «Геоэкология»

Отрасль наук: географические науки

(за исследования по пп. 2, 5 — 7, 9 — 14, 17. 20 — 22, 23 — 29)

биологические науки

(за исследования по пп. 4 — 6, 14, 16, 22, 28)

технические науки

(за исследования по пп. 1, 2, 5, 7 — 9, 14, 15 — 17, 23 — 25, 29)

сельскохозяйственные науки

(за исследования по пп. 1, 2. 4, 6, 8 — 17, 19 — 22, 27 — 29)

юридические науки

(за исследования по пп. 1 — 5, 18, 19, 22, 32 — 34)

92 4 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: Волков С. Н., д-р экон. наук, профессор, (председатель), академик РАН, ректор Государственного университета по землеустройству (ГУЗ), заведующий кафедрой землеустройства Вершинин В. В., д-р экон. наук, профессор (зам. председателя), директор НИИ земельных ресурсов, зав. кафедрой почвоведения, экологии и природопользования ГУЗ Абрамченко В. В., статс-секретарь - заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Алакоз В. В., президент Российской ассоциации частных землемеров Буров М. П., д-р экон. наук, профессор, академик РАЕН, руководитель Центра инновационных програм Финансового университета при Правительстве РФ Варламов А. А., д-р экон. наук, профессор, членкорреспондент РАН, заведующий кафедрой землепользования и кадастров ГУЗ Вашанов В. А., д-р экон. наук, профессор, зам. председателя СОПС Минэкономразвития и РАН Емельянова Т. А., д-р экон. наук, профессор кафедры экономики недвижимости ГУЗ Лойко П. Ф., д-р экон. наук, профессор, член-корреспондент РАН Огарков А. П., член-корреспондент РАН, д-р экон. наук, профессор кафедры городского кадастра ГУЗ Раклов В. П., заведующий кафедрой картографии ГУЗ, академик РАЕН, профессор Хлыстун В. Н., д-р экон. наук, профессор, академик РАН, заведующий кафедрой экономики недвижимости ГУЗ Цыпкин Ю. А., д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга, Государственный университет по землеустройству, г. Москва РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: Москаленко К. А., генеральный директор НП ИД «Панорама» Косинский В. В., главный редактор журнала, академик РАЕН, д-р экон. наук, профессор СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ Проекты внутрихозяйственного землеустройства - основа рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения Волков С.Н., д-р экон. наук, профессор, академик РАН, зав. кафедрой землеустройства, Государственный университет по землеустройству, г. Москва О сново дляосвоения иор анизации рационалноо исползования <...>

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО,_КАДАСТР_И_МОНИТОРИНГ_ЗЕМЕЛЬ_№4_2017.pdf

Стр.4

Рашева А. Т. Функционирование системы регистрации обьектов недвижимости в Иссык-Кульской области Кыргызской Республики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56 Статья посвящена рассмотрению системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Управление земельными ресурсами Клюшин П. В., Савинова С. В., Лошаков А. В., Кипа Л. В. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края. . . .61 В работе приводится анализ рационального использования земельного фонда Ставропольского края с 2000 по 2015 г. и, в первую очередь земель сельскохозяйственного назначения. ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Земельное право Шеломенцев В. Н. Перспективы территориально-правового устройства Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69 В статье показано, что государственная власть через реформы и нормативно-правовые акты закрепляет и развивает территориальную целостность Российской Федерации. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ Экология землепользования Лукьянова Т. С., Хуторова А. О., Шумилов Ю. В. Современное состояние заболоченных территорий Подмосковной Мещеры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73 Статья посвящена краткой истории формирования ландшафтов Подмосковной Мещеры, современному использованию ее ресурсов и перспективам их возможной рекультивации. Чернов А. В., Нестерова О. П., Димитриев В. Л. Влияние ЭМ-технологии на плодородие серых лесных почв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78 Использование ЭМ-технологий на основе комплекса микроорганизмов в сельскохозяйственном производстве позволяет улучшить показатели плодородия серых лесных почв. ГЕОДЕЗИЯ И ГЕОИНФОРМАТИКА Геоинформационные технологии Кодиров А.А., Зайцев А.К. Влияние геодезических погрешностей на стоимость строительства автодорог. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82 Анализируется влияние погрешностей определения высот рельефа, превышений, уклонов и длин трассы автодороги на стоимость ее строительства в горных условиях Таджикистана. ВЕСТИ ВУЗОВ Международная научно-практическая конференция, посвященная 95-летию землеустроительного факультета Омского ГАУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88 29 марта прошла международная научно-практическая конференция «Геодезия, землеустройство и кадастры: вчера, сегодня, завтра». НОВЫЕ КНИГИ Планирование и организация землеустроительной и кадастровой деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91 Информация о подписке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 3

Стр.5

CONTENTS Introduction Volkov S.N. Interfarm land management projects – the base of rational use and protection of agricultural lands ..................... 5 LAND MANAGEMENT Land management innovations Volkov S.N. Legal and economic encouragement of land management works for development, rational use, and conservation of rural lands .............................................. 6 Chursin A.I., Antropov D.V., Tikhonova E.А. Agro-climatic zoning of Penza region for land management needs ................................................. 12 Sokolov S.A. The structure and amount of transaction costs on land market (by example of Moscow region). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Buyanin A.I. The influence of airfields on adjoining lands ............... 24 Land management history Kosinskiy` V. V., Volgirev A. P. Arithmetic training of the North Russia peasants in 1912–1913 for efficiency improvement of their farms ....... 34 REAL ESTATE CADASTER Cadastral valuation Lipski S.A. Cadastral valuation and cadastral activities: similar problems and different legal solutions ..................... 42 Komarov S.I., Volokitina A.A. The land payment system in municipalities ................. 47 Rasheva A. T. Functioning of the Real Estate Objects Registration System in the Issyk-Kul Region of the Kyrgyz Republic .............. 56 LAND RELATIONS Land administration Klyushin P.V., Savinova S.V., Loshakov A.V., Kipa L.V. Rational use of agricultural lands in Stavropol territory ........ 61 LAND LEGISLATION Land law Shelomentzev V.N. Territorial and legal organization of the Russian Federation in future ............................................... 69 NATURE MANAGEMENT Land use ecology Lukyanova T.S., Khutorova A.O., Shumilov Y.V. The current state of boggy territories in the Meshchyora national park ........................................... 73 Chernov A.V., Nesterova O.P., Dimitriyev V.L. Impact of em-technology on fertility of gray forest soils ...... 78 ГЕОДЕЗИЯ И ГЕОИНФОРМАТИКА Геоинформационные технологии Kodirov A.A., Zaytcev A.K. Influence of geodetic errors on the construction cost of highways ........................................ 82 MESSAGES OF HEI The international scientific and practical conference devoted 95-yars land management faculty of the Omsk GAU ......... 88 NEW BOOKS Planning and organization of land use planning and cadastral activities ...................................... 91 Information on a subscription ............................. 92 4 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: Волков С. Н., д-р экон. наук, профессор, (председатель), академик РАН, ректор Государственного университета по землеустройству (ГУЗ), заведующий кафедрой землеустройства Вершинин В. В., д-р экон. наук, профессор (зам. председателя), директор НИИ земельных ресурсов, зав. кафедрой почвоведения, экологии и природопользования ГУЗ Абрамченко В. В., статс-секретарь - заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Алакоз В. В., президент Российской ассоциации частных землемеров Буров М. П., д-р экон. наук, профессор, академик РАЕН, руководитель Центра инновационных програм Финансового университета при Правительстве РФ Варламов А. А., д-р экон. наук, профессор, членкорреспондент РАН, заведующий кафедрой землепользования и кадастров ГУЗ Вашанов В. А., д-р экон. наук, профессор, зам. председателя СОПС Минэкономразвития и РАН Емельянова Т. А., д-р экон. наук, профессор кафедры экономики недвижимости ГУЗ Лойко П. Ф., д-р экон. наук, профессор, член-корреспондент РАН Огарков А. П., член-корреспондент РАН, д-р экон. наук, профессор кафедры городского кадастра ГУЗ Раклов В. П., заведующий кафедрой картографии ГУЗ, академик РАЕН, профессор Хлыстун В. Н., д-р экон. наук, профессор, академик РАН, заведующий кафедрой экономики недвижимости ГУЗ Цыпкин Ю. А., д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга, Государственный университет по землеустройству, г. Москва РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: Москаленко К. А., генеральный директор НП ИД «Панорама» Косинский В. В., главный редактор журнала, академик РАЕН, д-р экон. наук, профессор

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель представляют собой виды контрольно-учетных мероприятий, которые проводятся на государственном уровне. Для выполнения каждого из них предусмотрен определенный порядок. Далее рассмотрим эти мероприятия более подробно.

Землеустройство и мониторинг земель: общие сведения

Данные понятия имеют общие черты. Так, землеустройство представляет собой исследование состояния почвы, планирование и организацию рационального использования участков. В рамках данной области осуществляются мероприятия по охране, образованию новых и упорядочению существующих объектов, установлению их границ. Мониторинг земель является комплексной системой наблюдений за состоянием ресурса.

Цели наблюдений

Мониторинг земель проводится для своевременного обнаружения изменений, их анализа. На основании полученных результатов вырабатываются рекомендации по устранению и предупреждению последствий неблагоприятных процессов. Мониторинг обеспечивает государственный земельный кадастр необходимой информацией. Сведения, полученные в ходе наблюдений, способствуют более рациональному использованию ресурса. Они также обеспечивают контроль над охранными мероприятиями. В задачи мониторинга земель входит также прогнозирование вероятных изменений. Полученными сведениями пользуются не только государственные органы. Информация о состоянии ресурса доступна всем заинтересованным гражданам и организациям.

Особенности мероприятий

Мониторинг земель охватывает все участки на территории России вне зависимости от их форм собственности, характера использования и целевого назначения. В рамках данной сферы осуществляется систематическое наблюдение различными способами. К основным из них относят:

  • Лабораторные исследования.
  • Фондовый анализ состояния почв.
  • Дистанционное зондирование.

В ходе данных мероприятий обнаруживаются изменения и осуществляется оценка состояний угодий, участков, полей, объектов землепользования. Анализируются также процессы, касающиеся снижения плодородия, загрязнения почв тяжелыми металлами, пестицидами, радионуклидами и прочими токсическими соединениями. Мониторинг земель включает в себя также исследование территорий населенных пунктов, очистных сооружений, объектов газо- и нефтедобычи, свалок, удобрений, водохранилищ, складов ГСМ и так далее. Кроме того, осуществляется качественная оценка участков и определение их имущественной ценности.

Классификация и исполнители

Ведение мониторинга земель осуществляется Федеральной надзорной службой в сфере природопользования и экологии, а также Агентством по учету объектов недвижимости. В мероприятиях участвуют также Госстрой, Минсельхоз России и прочие заинтересованные исполнительные органы. Мониторинг сельскохозяйственных земель может быть периодическим (раз в год или более), оперативным (фиксируются текущие изменения) или базовым. В зависимости от территории, которая попадает в зону охвата, наблюдения могут быть локальными, региональными или федеральными.

Кадастр и мониторинг земель

Результаты проведенных наблюдений и оценок закладываются в основу предложений, которые разрабатываются и согласовываются с Минприроды и Федеральной надзорной службой в сфере природопользования и экологии. После утверждения они направляются в Федеральную службу госрегистрации, кадастра и картографии. Все эти органы анализируют полученные материалы и каждый год, не позже 30 апреля представляют Правительству страны доклад об использовании и состоянии ресурсов.

Учетная система

Земельный кадастр представляет собой систематизированную сводку документированных данных о природном, экономическом и правовом положении участков. Правила его составления и внесения изменений установлены в ЗК РФ. Индивидуализация и описание в Едином госреестре участков наделяет каждый из них такими характеристиками, которые позволяют выделить его среди прочих территорий и выполнить его экономическую и качественную оценку. Учет сопровождается присвоением кадастрового номера каждому наделу.

Цели системы

Единый реестр создается для информационного обеспечения:

  • Муниципального и государственного управления ресурсами.
  • Мероприятий, которые направлены на повышение и сохранение плодородия почв.
  • Госконтроля охраны и использования земли.
  • Экономической оценки участков и учета их стоимости в составе системы природных ресурсов.
  • Государственной регистрации права на недвижимость и сделок с ней.
  • Землеустройства.
  • Определения обоснованной платы за пользование участком.

Все сведения, содержащиеся в кадастре, имеют открытый доступ. Исключение составляют данные, отнесенные законодательством к категории закрытой информации.

Карта

Планирование и организация использования ресурсов

Данные мероприятия проводятся землеустроительными организациями. В качестве объектов в данной области выступают участки на территории страны, муниципальных и прочих административных единицах, особые зоны, а также их части. В законодательстве установлены юридические основы землеустройства. Порядок, регламентированный нормативными актами, позволяет обеспечивать рациональное использование и охрану земли, формировать благоприятную окружающую среду, улучшать ландшафт.

Внутриэкономическое планирование

Оно представляет собой комплекс мероприятий (деятельность), направленных на обеспечение рационального использования юрлицами и гражданами участков для осуществления на них сельскохозяйственного производства. Внутриэкономическое планирование также касается территорий, на которых проживают общины малочисленных коренных народов ДВ, Сибири, Севера, а также лица, приравненные к ним.

Территориальная организация

Данный вид землеустройства касается исследования состояния земель, планирования их рационального использования и охраны. Оно распространяется на все участки вне зависимости от формы их собственности и целевого назначения. Мероприятия включают в себя работу по определению границ новых наделов, уточнению пределов уже имеющихся.

Субъекты

Таковыми признаются:

  • Федеральные органы госвласти, действующие от имени Российской Федерации.
  • Регионы страны.
  • Органы административно-территориальных единиц.
  • Граждане.
  • Организации, предприятия, учреждения.

Существует также категория специальных субъектов. К ним относят общины малочисленных коренных народов и лица, к ним приравненные.

Рационализаторское предложение

В течение последних нескольких лет в рамках административной реформы, которая проводится государством, часто высказывается мнение о формировании единой службы по охране земельных ресурсов. Она должна функционировать на базе Федерального учетного агентства. В целом данная точка зрения принимается многими экспертами. Это обусловлено важностью вопроса сохранения почв от загрязнения и прочих неблагоприятных факторов, снижающих ее плодородие. В связи с этим возникает необходимость осуществления контроля над состоянием ресурса и обеспечения его охраны специализированной службой. Зачастую многие существующие сегодня уполномоченные надзорные органы, ввиду своей загруженности, не могут обеспечить эффективное решение данной задачи.

Дополнительная информация

Согласно Постановлению Правительства №177, регламентирующему организацию и осуществление государственного экологического мониторинга (окружающей среды), мероприятия по наблюдению и анализу полученных сведений касаются не только земель. Они распространяются на водные объекты, леса, воздух, состояние недр, внутренних морских вод, территориального моря РФ, континентального шельфа, объектов животного мира. Мероприятия также касаются и особой экономической зоны страны. Здесь необходимо отметить, что результаты, полученные в ходе наблюдений, имеют тесную связь друг с другом, поскольку от состояния почв, например, зависит состояние объектов животного мир, лесов и так далее. В качестве Федерального органа, выполнявшего деятельность в сфере земельного кадастра, выступало агентство "Роснедвижимость". По Указу Президента №1847 данная инстанция была упразднена.

Кадастр- систем-ный свод сведений, получаемый период-ки или путем непре-ых наблюд-й над соотв-щим объ-м. ГКН -систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с настоящим ФЗ недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим ФЗ сведений. Земля -важ.часть ОПС, хар-ся почв-м покровом, релье-м, недрами, растител-ю, поверх. и грунт. водами, явл-ся гл.сред-ом произ-ва в сел. и лес-м хоз-ве и матер-м базисом для чел-й деят-ти. Первые сведения о кад.работах, проводимых с целью учёта земель в Др.Египте с указанием границ ЗУ и их площадей, отн-ся к 3-гыс. до н.э.(ДР Китай, ДР Египет, ДР Рим, Месопотамия) Осн.его назначение закл-сь в сборе дани с покорен.земель. Уже тогда были эл-ты графич.отобр-ния кад.данных, о чём свид-ет содержание глиняных табличек. Термин "кадастр" впервые был введён во Фр. во времена НаполеонаI при проведении зем.реформы. Возникновение кад-ра в Рос. связывают с правлением ИванаIV, в связи с поместной раздачей земель за службу. Со времен ИванаIV начали составлять планы землевладений, земли подразделять по качеству. В 1680 г. был издан Писцовый наказ по проведению единовременного повсеместного межевания, а в 1684 г. нов. писцовый наказ о всеобщем валовом межевании всех земель гос-ва. В Рос. была введена единообразная и более крупная единица обложения "БОЛЬШАЯ МОСКОВСКАЯ СОХА". Размер ЗУ, принимаемый в качестве СОХИ, был установлен неодинаковым и различался в зав-ти от кач-ва земель и от того, в чьем владении он нах-ся. Для учета земель были введены ВОТЧИННЫЕ книги, в кот. записывались этапы купли-продажи земель, обмен, передача др. владельцу. Все эти работы м. считать средневековым зем. кад-ром. Нов. этап начался с межевания земель при ПетреI, переросшим при ЕкатеринеII в генеральное межевание земель Рос. Империи. Все работы проводились с помощью геодез.приборов, с достаточно высокой степенью точ-ти. После реформы 1861 г. возникла необх-ть в земельно-оценочных работах и опр-нии доходности земель. Так возник земской зем.кадастр, работы по кот. проводились до 1917 г. Начиная с 1919 г. учет земель проводился для нужд социалистич. землеус-ва. Наркомземом РСФСР были утверждены Инструкция по учету земель для надобностей социалистич. землеуст-ва и Инструкция о формах и порядке производства гос.записи землепользователей. Содержание, порядок учета земель и регистрация землепользователей определялись ЗК РСФСР и Инструкцией гос.записи землепользований, утвержденной в 1923г. В 1954 г. был установлен единый регистационный док-т на первичные землепользования (кроме колхозного) – Акт на право пользования землей. Основы земельного законодательства СССР и Союзных республик (1968 г.) содержали специальный раздел, определявший цели, назначение и составные части ГЗК; тем самым впервые законодательно вводился зем.кадастр в полном его объеме. 10.07.77 г. Принято Положение о ведении ГЗК, кот. утвердило содержание кадастровой документации. С конца 80-х годов начался нов. этап в ведении зем.кадастра: было принято бол. кол-во нормативно- правовых док-тов. 1990г (нояб)- земел. Реформа.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...