Федеральный государственный экологический контроль. Каково значение экологического мониторинга в последние годы? Производственный и общественный экологический надзор


Экологический контроль рассматривается отечественной правовой системой как комплекс правоустанавливающих норм и одновременно как перечень конкретных мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление и пресечения нарушения законодательства в сфере охраны природной среды.

Таким образом, можно выделить следующие аспекты экологического контроля:

  • Функция государственного управления. Государство в лице уполномоченных органов обобщает информацию о состоянии правоотношений в сфере экологического права и охраны окружающей среды, после чего реализует ее в принятии конкретных нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу. Именно государство уполномочено разрабатывать нормы в отношении охраны природных объектов, которые должны соблюдать все субъекты;
  • Реализация законодательных норм на практике. Государство не ограничивается принятием комплекса нормативных актов, оно еще и контролирует их исполнение. В случае нарушения указанных норм по охране окружающей среды государство имеет возможность привлечь виновных лиц к различным видам ответственности.

Виды экологического контроля

Виды экологического контроля нашли свое отражение в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

Также экологический контроль можно разделить по отдельным видам в зависимости от стадии контроля:

  • Предупредительный экологический контроль. Происходит на стадии подготовки к осуществлению хозяйственной деятельности (согласование, проектирование, получение разрешений на допустимый вред окружающей среде и т.д.). Позволяет предусмотреть профилактические меры для недопущения причинения вреда объектам природного мира, а также предотвратить потенциально опасную экологическую деятельность на стадии согласования.
  • Текущий экологический контроль. Осуществляется в рамках текущей хозяйственной деятельности и состоит в контроле за хозяйствующими субъектами. Такой контроль заключается в запросе документальной информации, выездных проверках и инспекциях.
  • Последующий экологический контроль. Заключается в сборе информации по итогам хозяйственной деятельности, ее обобщении и систематизации с целью дальнейшего регулирования природоохранных мероприятий.

Формы экологического контроля

В экологическом праве выделяют следующие формы экологического контроля:

  • Информационный экологический контроль. Реализовывается путем постоянного мониторинга за ситуацией в сфере охраны окружающей среды и позволяет своевременно отслеживать положительные или негативные изменения как в отношении отдельных объектов природы, так и в экологической ситуации в целом.
  • Карательный (принудительный) экологический контроль. Состоит в применении мер властного принуждения к субъектам, нарушающим нормы экологического права. Привлечение к ответственности осуществляется в пределах установленных санкций.

Методы экологического контроля

По методам проведения экологический контроль подразделяется на следующие виды:

  • Инспекционный экологический контроль. Уполномоченные органы в сфере охраны окружающей среды имеют право проводить инспекции хозяйствующих субъектов на предмет контроля за выполнением норм по охране окружающей среды. В процессе проверки инспекционные органы имеют доступ ко всей разрешительной и технической документации организации;
  • Аналитический экологический контроль заключается в анализе информации, полученной в ходе инспекционного контроля, а также обязательной отчетности хозяйствующих субъектов;
  • Инструментальный экологический контроль производится путем сбора проб и анализов на предмет причинения вреда объектам окружающей среды и дальнейшего их исследования в лабораторных условиях.

К сожалению, за последние годы слово «экология» из нейтрального превратилось во всем известное понятие. «К сожалению» же потому, что люди стали обращать внимание на окружающую природу только после того, как она начала давать серьезные «сбои» в виде внезапных засух, ураганов и прочих нехарактерных явлений. А потому нет ничего удивительного в том, что современные виды экологического контроля постоянно совершенствуются и становятся все более жесткими.

Основные виды

Итак, согласно действующему в нашей стране законодательству, контроль делится на три большие группы:

  • Государственный (сюда относится, в частности, муниципальный экологический контроль).
  • Производственная проверка.
  • Общественный.

Определение понятия

Если же говорить о смысле этого понятия, то под «контролем» в этом случае понимается целая система мероприятий, которые направлены на выявление и немедленное пресечение фактов загрязнения окружающей среды. Также экологический контроль предусматривает определенную (вплоть до уголовной) ответственность за несоблюдение ведения той документации, которая оговорена в соответствующих нормативно-правовых актах.

Основные цели контроля

Основные цели контроля, вне зависимости от его вида, заключаются в следующем:

  • Добиться, чтобы организации полностью соблюдали экологическое законодательство, а также предотвратить его невыполнение.
  • Добиться соблюдения основных правил сохранения окружающего нас мира, в том числе посредством использования механизмов судебной и исполнительной власти.
  • Также контроль в этом случае нужен для обеспечения полной экологической безопасности объектов производства.

Какими принципами должен руководствоваться контроль окружающей среды?

Во-первых, все мероприятия, проводимые в данной области, должны быть совершенно независимы от внешнего давления. Кроме того, контролирующие органы всегда должны действовать с той позиции, что любая хозяйственная деятельность несет потенциальную угрозу экологической безопасности данной местности, а все предприятия в этом плане еще опаснее.

Лицо, ведущее экологический контроль, должно требовать неукоснительного соблюдения всех правовых нормативов и законов, принятых в сфере экологического законодательства, от руководства компаний, чья деятельность представляет прямую или косвенную опасность экологическому состоянию региона. В деле экологического контроля обязательно должны участвовать органы государственной власти, включая таковые для каждого субъекта РФ, а также органы местного самоуправления. Помимо этого, допускается привлечение физических и юридических лиц.

Если какая-то хозяйственная или иная деятельность непредсказуема по последствиям для окружающей среды, контролирующие органы имеют право требовать ее прекращения. Кроме того, эти же инстанции имеют право на лоббирование непринятия тех проектов (в том числе законодательных, на государственном уровне), которые в перспективе могут привести к разрушению естественной среды обитания для растений, животных, самого человека. Особенно это важно, если есть перспектива полного разрушения старого биоценоза, относящегося к национальному парку, заповеднику, иной охраняемой территории.

Контролирующие органы также несут ответственность (вплоть до уголовной) за соблюдение/несоблюдение законов экологического законодательства.

Субъекты и мероприятия экологического контроля

К субъектам относятся: все органы, на местах представляющие государственную власть от лица Российской Федерации, органы власти каждого субъекта страны, а также местное самоуправление, физические и юридические лица. Здесь следует помнить, что во многих случаях экологическое регулирование возможно только от лица прямого представителя федеральной власти в регионе. К примеру, только такие органы могут вынести решение о прекращении работы предприятия, деятельность которого прямо угрожает экологической стабильности местности.

Экологический мониторинг всегда должен проводиться максимально быстро, четко и полно. Кстати, по времени осуществления он делится на предварительный, текущий и последующий. Как нетрудно догадаться, предварительный проводится перед каким-то мероприятием (например, в преддверии открытия нового завода). Текущий же осуществляется на всем протяжении работы этого предприятия. В рамках же последующего контроля проводится проверка уже проведенных экологических мероприятий. Любые проверки, соответственно, бывают плановыми и внеплановыми, по результатам которых иногда накладываются экологические штрафы.

Что же касается смысла всего этого, то он – превентивный. Проще говоря, любое мероприятие экологического мониторинга направлено на недопущение норм законодательства в этой сфере, так как эти нарушения могут повлечь серьезное ухудшение экологической обстановки в районе, вплоть до его полной непригодности для жизни человека на протяжении жизни нескольких поколений.

Расшифровка типов экологического контроля

Наконец, все виды экологического контроля предполагают организацию правомерного и рационального использования всех видов имеющихся в данной местности природных ресурсов (возобновимых и невозобновимых). Они различаются по субъектам, объектам проверки, используемым при этом методам.

Характеристики государственного мониторинга

Это важнейший тип экологического мониторинга (во всех странах, а не только в Российской Федерации). Его положения и мероприятия распространяются на все органы государственной власти, предприятия, он действует в отношении физических и юридических лиц. Таким образом, он является как бы надведомственным, за исполнением его положений прямо следит Федеральная служба по экологическому надзору.

Впрочем, государственный контроль все равно может влиять на органы экологического мониторинга, так как правительство может иметь обратное мнение. В частности, организации природоохранного толка могут не желать открытия нового предприятия, но если оно важно для интересов государства, то мнением экологов вполне могут пренебречь. Конечно же, это не означает отмены постоянного мониторинга деятельности завода с тем, чтобы окружающей среде во время этого процесса не был нанесен значительный вред.

Кто контролирует инспекторов, ответственных за государственный экологический мониторинг?

Государственный контроль может осуществляться как специально созданными, так и общими органами в правительстве РФ. За расстановку кадров на уровне государства отвечает президент. Именно он назначает на ключевые посты министров и контролеров. Кроме того, он же имеет право на председательство при заседаниях Правительства, что позволяет президенту принимать значимые решения в сфере экологического законодательства. На региональном уровне за ведение экологического мониторинга отвечают полномочные представители президента РФ.

Но в этом случае их полномочия (в основном) ограничены проверкой освоения бюджетных сумм, выделенных на цели контроля экологического состояния местности. Природоохранный же мониторинг на уровне государства осуществляется, когда министры заслушивают доклады от своих подчиненных на местах, принимая решения о дальнейших действиях.

Нужно отметить, что за текущее экологическое обследование отвечают следующие органы: организации в сфере природопользования, атомный и технологический надзор, задействована даже Федеральная кадастровая служба. Ее сотрудники обязаны соблюдать нормативы землепользования и препятствовать попыткам отчуждения земель природоохранного и сельскохозяйственного типов в личное пользование.

Все органы, на законодательном уровне ответственные за проведение экологического мониторинга, обязаны постоянно взаимодействовать друг с другом, а также местным самоуправлением, общественными организациями и движениями, а также с юридическими и физическими лицами. К примеру, с ними со всеми активно работает Федеральная кадастровая служба.

Характеристики производственного контроля

Как можно понять, производственный контроль – это непосредственный экологический мониторинг обстановки непосредственно на производственном объекте. Как ни странно, но этот тип мониторинга стоит выше муниципального. На это обстоятельство указывают многие правозащитники, работающие в природоохранной сфере: так как мнение начальства производства значит больше выводов органов местного самоуправления, очень часты ситуации со злоупотреблениями и нарушением экологического законодательства.

Производственный контроль экологической безопасности может осуществляться только уполномоченными лицами самого промышленного объекта. В общем-то, это единичный пример того, как в одном лице сочетаются функции природопользования и мониторинга. За неисполнение своих обязанностей руководитель предприятия может быть привлечен к ответственности, в том числе и уголовной.

Цели производственного контроля

Экологический мониторинг на каком-нибудь заводе имеет две наиболее ярко выраженные цели:

  • Контроль за надлежащим природопользованием, обеспечение безопасного использования ресурсов природных недр, недопущение выбросов и прочих технологических аварий, угрожающих жизни и здоровью людей, проживающих в данной местности.
  • Соблюдение нормативных и законодательных актов в области природоохранной деятельности, действующих на территории Российской Федерации.

Аспекты и направления хозяйственной деятельности, которые охватывает программа производственного экологического контроля, следующие:

  • Выявление и устранение факторов, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.
  • Изучение влияния на природу готовой продукции, которую выпускают различные объекты экологического контроля (заводы, фабрики, сельскохозяйственные предприятия).
  • Введение инновационных технологий, позволяющих снизить воздействие на внешнюю среду, в производственный процесс.
  • Предупреждение аварийных ситуаций и выбросов токсичных веществ (как и все виды экологического контроля).
  • Проведение пятиминуток и семинаров по теме «Экологическая безопасность» среди персонала.
  • Аналогичное взаимодействие с населением и общественными организациями.
  • Общая работа в области снижения рисков ответственности.

Прочие цели и задачи

Ведомственный экологический контроль имеет также иные задачи, за выполнение которых ответственное лицо несет персональную ответственность:

  • Контроль всех работ, ЧП при которых будет представлять прямую угрозу экологической безопасности местности.
  • Максимальная минимизация всех видов производственных рисков (опять-таки, чреватых сложностями с экологией).
  • Повышение эффективности использования всех видов ресурсов, внедрение технологий, позволяющих значительно снизить количество отходов.
  • Организация инструктажей и прочая деятельность, предотвращающая развитие аварийных ситуаций и прочих ЧП на объекте.
  • Ведение всей положенной экологической документации, своевременное ее заполнение.
  • Быстрое и своевременное предоставление всей экологической информации уполномоченным лицам.
  • Работа с персоналом предприятия, его экологическое воспитание.

Общественный экологический мониторинг и его задачи

Этот вид контроля осуществляется профсоюзами, трудовыми коллективами и обычными общественными организациями, а также неравнодушными гражданами (по собственной инициативе). Сюда же относится экологическая полиция. Данный вид экологического мониторинга характеризуется тем, что его представители могут требовать посещения и осмотра любого объекта, деятельность которого может представлять опасность для окружающей среды. Исключение составляют только те случаи, когда эти данные относятся к категории государственных тайн.

Общественность ценна тем, что может выявить те проблемы, которые по каким-то причинам (чаще всего – намерено) оказались вне поля зрения государственных служб. Кроме того, сами граждане могут создавать эффективно функционирующие альтернативные информационные каналы, по которым информация об экологических бедствиях и ЧП разносится значительно быстрее. Такой экологический контроль окружающей среды хорошо себя зарекомендовал не только в нашей стране, но и во многих других государствах.

Также общественные организации, имеющие в своем составе неравнодушных юристов, зачастую доводили до суда такие дела, которые коррумпированные чиновники на местах хотели бы замять. Именно по этой причине экологическая полиция очень важна даже в масштабах государства.

К сожалению, законодательно прописанных рычагов воздействия у общественных экологических организаций не так уж и много. А потому, когда им требуется поднять вопрос о каком-то серьезном правонарушении, часто прибегают к практике, когда видного государственного или общественного деятеля «подключают» к работе на правах независимого гражданского консультанта. Такие организации могут осуществлять свою деятельность как параллельно, так и независимо от государственных контролирующих органов. Использовать они могут те полномочия, которыми их наделило государство на законодательном уровне.

Вот какие виды экологического контроля существуют у нас в стране. Если ответственные лица выполняют свою работу качественно, организации эти могут предотвращать все виды серьезных аварий.

Каково значение экологического мониторинга в последние годы?

За последние 10-12 лет в Российской Федерации все-таки наметилась тенденция к восстановлению реальной производственной сферы. После 20 лет полного упадка многие поняли, что реальная экономика без этого функционировать не может даже теоретически. Для государства это хорошо, но проблема в том, что нормы и правила экологического законодательства соблюдаются далеко не всеми.

Это чревато многими проблемами, самой страшной из которых является угроза экологического бедствия при выбросе ядовитых или радиоактивных веществ. Значение экологического мониторинга как раз-таки заключается в предотвращении подобных эксцессов, а также в соответствующей «обработке» личного состава предприятий и населения.

Кроме того, главной задачей экологов является приучение всех к мысли, что окружающая среда – это не что-то абстрактное и далекое, что природные бедствия являются прямой угрозой жизни и здоровью как одного человека, так и всего человечества в целом. К сожалению, многие граждане об этом совершенно не задумываются. Именно для исправления сложившейся ситуации экологическое законодательство в нашей стране постоянно дорабатывается и дополняется.

В результате изучения данной главы студент должен: знать:

  • ? понятие контроля в сфере охраны окружающей среды;
  • ? понятие и содержание государственного экологического надзора;
  • ? о субъектах государственного экологического надзора;
  • ? об общественном экологическом контроле;
  • ? о производственном экологическом контроле;
  • ? о видах проверок, проводимых субъектами экологического надзора; уметь :
  • ? охарактеризовать государственный экологический надзор;
  • ? сформулировать понятие контроля в сфере охраны окружающей среды;
  • ? определить полномочия государственных инспекторов при проведении проверок соблюдения экологического законодательства;
  • ? раскрыть порядок проведения государственного экологического надзора.

Понятие и виды экологического контроля и надзора

Одной из обязанностей хозяйствующих субъектов является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды (природоохранных требований), под которыми в ст. 1 Закона об охране окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Обеспечение соблюдение обязательных экологических требований осуществляется посредством различных правовых инструментов: юридической ответственности, контроля за соблюдением установленных требований, экологического мониторинга, экологической экспертизы, выдачи специальных разрешений на негативное воздействие на окружающую среду.

Экологический контроль и надзор являются одними из традиционных механизмов обеспечения соблюдения требований экологического законодательства. Данный правовой инструмент имеет ярко выраженную административно-правовую природу, осуществляется в рамках публично-правовых отношений.

В настоящее время экологический контроль и надзор разграничиваются в экологическом законодательстве. Под контролем в области охраны окружающей среды (экологическом контролем) в cm. / Закона об охране окружающей среды понимается система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Среди видов экологического контроля в Законе об охране окружающей среды выделяются производственный экологический контроль и общественный экологический контроль.

Наряду с экологическим контролем в Законе об охране окружающей среды выделяется государственный экологический надзор, под которым понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный экологический надзор включает в себя большое количество надзорных направлений".

  • ? государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • ? государственный земельный надзор;
  • ? государственный надзор в области обращения с отходами;
  • ? государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • ? государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
  • ? государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;
  • ? государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
  • ? государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • ? государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
  • ? федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);
  • ? федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • ? федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • ? федеральный государственный охотничий надзор;
  • ? государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • ? государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. За отсутствие такой программы наступает административная ответственность.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения".

  • ? об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • ? об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • ? об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • ? о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
  • ? о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • ? о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:

  • ? о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
  • ? о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
  • ? об обращении с отходами производства и потребления;
  • ? о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченные территориальные управления Росприроднадзора или органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В отличие от производственного экологического контроля общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль ) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Порядок проведения общественного экологического контроля не установлен в законодательстве, поэтому общественный экологический контроль может осуществляться в любых формах, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации, например путем направления жалоб, петиций и предложений в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, проведения митингов, пикетов, демонстраций, обращения в правоохранительные органы в том числе в природоохранную прокуратуру.

Представители общественной организации «Охрана природы» обратились к администрации предприятия легкой промышленности в связи намерением провести общественную проверку соблюдения предприятием требований законодательства в области охраны окружающей среды. Администрация отказала в предоставлении доступа на территорию предприятия и возможности ознакомиться с документами по охране окружающей среды на предприятии. Что бы вы порекомендовали сделать представителям общественной организации?

Общественный экологический контроль может осуществляться отдельными гражданами , однако более эффективным шагом является объединение граждан в инициативные группы, которые не подлежат регистрации, либо даже создание общественных объединений, в уставе которых будет определено в качестве цели создания охрана окружающей среды, осуществление общественного экологического контроля.

При осуществлении общественного экологического контроля важно руководствоваться не только положениями экологического законодательства, но и Конституцией Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными законодательными актами.

Большую помощь в проведении общественного экологического контроля может оказать Федеральный закон от 21.07.2014№ 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в котором под общественным экологическим контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Указанным законом установлены цели, задачи, принципы общественного контроля. Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:

  • 1) общественные наблюдательные комиссии;
  • 2) общественные инспекции;
  • 3) группы общественного контроля;
  • 4) иные организационные структуры общественного контроля.
  • 9 Ответ. Понятие «Вред окружающей среде» (экологический вред), характеристика и основные показатели.
  • 10Ответ. Понятие «Экологическая безопасность окружающей среды» основные показатели и характеристика.
  • 11 Ответ. Природно-антропогенный объект, компоненты, характеристика, свойства и роль в охране окружающей среды.
  • 12 Ответ. Предмет и цель охраны окружающей среды на разных этапах развития природы и общества.
  • 13.Ответ. Различные аспекты охраны окружающей среды, их характеристика.
  • 14.Ответ. Исторические этапы взаимодействия человека с окружающей природной средой.
  • 15.Ответ. Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 16.Ответ. Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 17.Ответ. Мониторинг окружающей среды, процедуры, их составная часть и порядок их реализации.
  • Измерительная система;
  • 22.Ответы. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7- фз и реализация основных положений закона в современных условиях.
  • 23.Ответ. Основные принципы системы эколого-экономического мониторинга окружающей среды, их характеристика.
  • 24.Ответ. Экологический мониторинг и экологический контроль окружающей среды, содержание, задачи и направления практического применения.
  • 25.Ответ. Правовые и организационные основы экологического мониторинга.
  • Правовые и организационные основы мониторинга
  • Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
  • 26.Ответ. Организация систем мониторинга на предприятиях с разным технологическим циклом.
  • 27.Ответ. Основные направления природоохранной деятельности в Российском законодательстве.
  • 28.Ответ. Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации.
  • 29.Ответ. Экологическое нормирование, цель, задачи и принципы реализации.
  • 30.Ответ. Основные международные соглашения и протоколы по охране окружающей среды, их реализация в России.
  • 31.Ответ. Качество окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, их классификация.
  • 32.Ответ. Нормирование качества окружающей среды, основные принципы и практические подходы.
  • 34.Ответ. Экологические нормативы охраны окружающей среды и порядок их применения.
  • 35.Ответ. Производственно-хозяйственные нормативы охраны окружающей среды и их особенности.
  • 36.Ответ. Технологические нормативы охраны окружающей среды, их общая характеристика и отраслевые различия.
  • 37.Ответ. Рекреационные нормативы охраны окружающей среды и их характеристика.
  • 38.Ответ. Научно-технические нормативам и их отраслевые особенности.
  • 39.Ответ. Основные оценочные нормативы качества воздушной среды.
  • 40.Ответ. Система оценки качества водных ресурсов, характеристика основ- ных показателей.
  • 42.Ответ. Основные нормативы и показатели оценки качества продуктов питания.
  • 43Ответ. Оценка радиоактивного загрязнения окружающей среды.
  • 44.Ответ. Нормирование и лимитирование выбросов загрязняющих веществ.
  • 45.Ответ. Нормирование и лимитирование сбросов загрязняющих веществ.
  • 46.Ответ. Понятие и состав административного механизма управления в сфере охраны окружающей среды.
  • 47.Ответ. Экологическая экспертиза составные элементы и порядок реализации.
  • 48.Ответ. Экологическая стандартизация и сертификация, содержание и формы.
  • 50.Ответ. Мониторинг окружающей среды и ведение государственных природных кадастров.
  • 51.Ответ. Экологический контроль: понятие и виды. Понятие экологического контроля
  • Виды экологического контроля:
  • 52.Ответ.Классификация природных ресурсов и их характеристика.
  • 54.Ответ. Объекты и принципы охраны окружающей среды и х характеристика и особенности.
  • 55.Ответ. Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды в России.
  • 56.Ответ. Возможности предотвращения и снижения антропогенных воздействий на атмосферный воздух.
  • 57.Ответ. Пути предотвращения и снижения антропогенных воздействий на водные объекты.
  • 58.Ответ. Особенности охраны и рационального использования земельных ресурсов в России.
  • 59.Ответ. Особенности охраны и управления заповедными территориями России.
  • 51.Ответ. Экологический контроль: понятие и виды. Понятие экологического контроля

    Любая из существующих форм контроля утрачивает свою популярность. Государство пытается уйти от активного вмешательства в сфере деятельности физических и юридических лиц. Однако полностью отказать от такого контроля нельзя.

    Ст. 64-69 «Об охране окружающей среды».

    Экологический контроль - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, а также обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды.

    Ст. 64 Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

    Виды экологического контроля:

    Государственный – самый эффективный, сложный важный. Ст. 65 – осуществляется ФОИВ РФ и ОИВ субъектов. Существуют специальные положения Правительства, которые регулируют более специфические, отраслевые виды экологического контроля. Перечень объектов должен быть сформулирован Правительством РФ. Такие постановления существуют. Ст. 66: вводится такая должностная единица как государственный инспектор в области охраны ОС. Этот инспектор наделён следующими правами: посещать в целях проверки любые объекты всех форм собственности; знакомиться с необходимыми документами; обязан наблюдать соблюдение нормативов, стандартов и технических регламентов; вправе проверять работу очистных сооружений; проверять деятельность предприятия в целом; вправе предъявлять требования и предписания об устранении; вправе привлекать виновного к административной ответственности. Гораздо более подробно статус такого инспектора в ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    Установлен порядок проведения проверок. Все проверки делятся на плановые (3 года, для источников повышенной опасности – 2 года) и внеплановые – могут проводиться по различным основаниям. При внеплановой проверки проверяемый должен быть минимум за 2 недели. Проверки могут быть фактическими, а могут быть письменными. Достаточно подробно урегулирован порядок проведения этих проверок; проверяемый всегда может присутствовать при проверке.

    При широчайшем объёме правомочий, инспекторам могут стать известны некоторые виды информации, которые не находятся в открытом доступе. Он обязан сохранять в тайне эти сведение.

    Есть противоречия: Закон Об охране ОС не предусматривает муниципального экологического контроля, 131-ФЗ тоже не предусматривает таких полномочий. Муниципальный контроль не является экологическим в соответствии с положениями существующего законодательства.

    Производственный (ст. 67). Кроме того, существуют два специальных стандарта. На любом предприятии создаётся специальная служба – экологическая служба. Количество специалистов, которое в него входит – индивидуально. Контроль осуществляется работниками самого предприятия. Если экологические требования не соблюдается, то экологическая служба должна проинформировать об этом руководство; если руководство не реагирует, то служба должна обратиться к государственному экологическому инспектору. Производственный контроль динамично развивается. Помимо специалистов на предприятиях, создаются ещё и специальные лаборатории. Производственный экологический контроль собственно является содержанием понятия экологический менеджмент.

    Общественный экологический контроль (ст. 68). Реализуется самим гражданами индивидуально или общественными объединениями в области охраны окружающей среды. Нужно понимать, что здесь всё зависит от активности жизненной позиции гражданина.

    Принцип многообразия форм экологического контроля создан, чтобы наиболее всестороннее и полно выявлялись нарушение в сфере охраны окружающей среды.

    Деятельность СПб в области экологического контроля. Раньше был принят специальный закон, сейчас от его действия отказались. Результатом введения этого закона появилось новое явление: введение экологического паспорта – информационно-аналитического программного комплекса о состоянии окружающей среды на территории СПб. Это экологический паспорт способствует реализации общественного экологического контроля.

    Выбор редакции
    Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

    Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

    Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

    Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
    Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
    Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
    Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
    РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
    Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...