Лекции по гоичс. Организация гражданской обороны Российской Федерации


1. Общие положения.

Во все времена опасности сопровождали человека, который был вынужден бороться за свое существование с окружающей средой, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и другими явлениями. Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличенные частоты проявления стихийных бедствий аварий и катастроф обострили проблему, связанную с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действию в чрезвычайных ситуациях. Овладение принципами безопасной жизнедеятельности так же как и практическими навыками действий в экстремальных ситуациях, поможет решить и другие воспитательные задачи, грамотно применить весь комплекс полученных знаний, если этого потребуют обстоятельства.

2. Цели и задачи.

Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Научить предвидеть, распознать и правильно действовать в экстремальных ситуациях в природе и в обществе;

3. Проведение «Урока безопасности».

Тема: «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (наводнение, пожар, землетрясение)».

Время: 40 минут.

1. Вводная часть 7 минут.

Просмотр документального фильма «Крымск мы с тобой».

2. Основная часть 30 минут.

Проведение урока с помощью интерактивной презентации.

3. Заключительная часть

Просмотр мульт. фильма «Правила поведения при наводнениях, землетрясениях, пожарах» 3 минуты.

Конспект урока по теме «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (наводнение, пожар, землетрясение)».

Ребята! Сегодня вы узнаете какие опасности могут подстерегать вас, когда вы находитесь дома, на улице, в школе, на отдыхе, а также научитесь правилам поведения в опасных ситуациях.

Тема нашего урока «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (наводнение, пожар, землетрясение)».

Слайд 1.

Чрезвычайная ситуация – это опасность, угрожающая сразу многим людям.

Слайд 2.

Чрезвычайные ситуации могут быть природные, техногенные и экологические.

Мы с вами будем говорить о природных чрезвычайных ситуациях. Наибольшую опасность для человека представляют наводнения, землетрясения и пожары.

Слайд 3.

Наводнение это временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, мосты, дороги, линии электропередач. Причины наводнения:

Обильные осадки, дожди;

Интенсивное таяние снега;

Образование заторов (льдины весной);

Разрушение плотин и дамб;

Слайд 4.

Наводнения приводят к гибели людей, непоправимому экологическому вреду, наносят материальный ущерб, охватывая громадные территории. Затапливается множество населённых пунктов, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций. Полностью парализуется хозяйственная и производственная деятельность.

Почти каждый месяц мы получаем сообщения о наводнениях, произошедших в разных точках мира. Они составляют 40 процентов от всех стихийных бедствий. Вы, наверное, все слышали, что одним из масштабных наводнений этим летом было наводнение в городе Крымске.

Слайд 5.

Шли проливные дожди, в результате которых поднялся уровень воды в реке. Очевидцы наводнения в Крымске вспоминают, что 6 июля 7-метровая волна за 15 минут накрыла город…

Слайд 6.

В считанные минуты стихия уничтожила небольшой городок.

Фотографии очевидцев наводнения в Крымске производят страшное впечатление – разрушенные дома, поваленные деревья, затопленные машины, уничтоженное имущество. По данным МЧС, в Крымском районе погибли 171 человек.

Слайд 7.

22 августа 2012 года из-за проливных дождей произошло наводнение в поселке Новомихайловский Туапсинского района.

Слайд 8.

Накануне в регионе было объявлено штормовое предупреждение из-за сильных дождей. Система оповещения сработала четко. Эвакуацию людей провели вовремя.

Слайд 9.

В поселке Новомихайловский оказались затоплены 600 домов, а также больница, школа. Благодаря своевременному предупреждению жителей о надвигающейся стихии удалось избежать большого количества жертв, но все равно погибли 4 человека.

Слайд 10.

Наводнение - это реальная чрезвычайная ситуация, которая может возникнуть на территории Апшеронского района, учитывая наше географическое положение.

Слайд 11.

На территории Апшеронского района протекают 5 рек, а многие населенные пункты района расположены вблизи этих рек: Апшеронск омывает река Пшеха и река Туха, рядом с Хадыженском протекает река Пшиш и река Хадажка, через поселок Мезмай протекает река Курджипс.

Слайд 12.

16 октября 2010 октября в Апшеронском районе в результате продолжительных ливней произошел подъем уровня рек, в результате чего вода затопила 409 домов, пострадало восемь населенных пунктов, жертв избежать удалось, но более тысячи человек попали в зону бедствия.

Наиболее сильно пострадали населенные пункты: ст. Кабардинская, ст. Куринская, г. Хадыженск.

Слайд 13.

После этого наводнения на территории района была создана система оповещения о наводнении.

В населенных пунктах, в которых имеется угроза наводнения, установлены сирены оповещения системы С-40, предназначенные для предупреждения населения об угрозе чрезвычайных ситуаций и, в первую очередь, об угрозе наводнения.

Слайд 14.

Установлена система раннего оповещения о резком подъеме воды в реках с выводом сигнала SОS на сотовые телефоны должностных лиц района, а именно, на телефон главы района, глав поселения, ситуационный центр Апшеронского района. Система представляет собой автоматические датчики на опорах мостов, которые срабатывают при резком подъеме воды в реке.

Слайд 15.

В каждом поселении Апшеронского района имеются в наличии ручные громкоговорители-мегафоны, которые, вместе с сигнальными громкоговорящими устройствами (СГУ), установленными на автомобилях специальных служб (полиция, пожарные), также служат для оповещения населения о чрезвычайной ситуации.

Слайд 16.

Каждый из вас должен знать, как действовать во время наводнения .

Слайд 17.

1. Как только сработает сигнал о наводнении «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками транспортных средств. Необходимо без промедления покинуть зону затопления. Как можно быстрее найдите возвышенное место и поднимитесь на него, чтобы вода вас не смыла.

2. Не тратьте время на сбор вещей, денег, документов - все это помогут восстановить местные власти. Минуты промедления могут стоить жизни.

3. По возможности необходимо помочь эвакуироваться родственникам, инвалидам и людям преклонного возраста.

Слайд 18.

4. Если рядом с вами находится инвалид, или другой человек, который не может передвигаться самостоятельно, срочно сообщите об этом по телефону 01, 010 (с сотового телефона) или 2-52-64(ситуационный центр Апшеронского района).

5.Если эвакуация невозможна, поднимитесь на чердак или крышу дома. Привлекайте внимание спасателей кусками пестрой или белой ткани, привязанной к антенне или палке, в ночное время подавайте сигнал фонарями или факелами.

Слайд 19.

6. Не взбирайтесь на деревья, столбы и непрочные сооружения, они могут быть смыты водой.

7. Если наводнение застало внезапно, главное – выбраться из воды или не попасть в несущийся поток. Используйте автомобильные шины, колеса, столы, мебель чтобы удержаться на воде.

8. При нахождении в безопасном месте, если срочная помощь не нужна, следует оставаться там до спада воды.

Следующее стихийное бедствие, о котором мы поговорим, – землетрясение.

Слайд 20.

Человечество давно знакомо с этим бедствием, которое уже унесло много миллионов жизней, и которое в настоящее время невозможно заранее предсказать.

Землетрясение - это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре.

Слайд 21.

Землетрясения характеризуются разрушением зданий, сооружений, пожарами и человеческим жертвами.

Мы живем в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному. Деревянные и бревенчатые здания наиболее устойчивы. Стойкость кирпичных и панельных домов зависит от качества стройматериалов и условий эксплуатации. Здания с большим количеством остекления очень опасны из-за вероятности разброса осколков стекла. Это опасно и для тех, кто находится снаружи.

Самые безопасные места в помещении – это углы пересечения капитальных стен, дверные проемы в капитальных стенах, рядом с массивной устойчивой мебелью.

Слайд 22.

Как необходимо вести себя при землетрясении .

Если землетрясение застало вас в доме:

1. В нашем районе преобладают, в основном, невысокие малоэтажные строения, поэтому если здание, в котором вы находитесь, невысокое, например, кирпичный дом и есть возможность немедленно покинуть его, то в этом случае необходимо осторожно и быстро покинуть здание, отбежать от него на безопасное расстояние.

Слайд 23.

2. Если не удалось покинуть здание, постарайтесь добраться до безопасного места и защитить голову от падающих предметов. Можно спрятаться под обеденный или письменный стол, верстак и другую прочную мебель. Наибольшую опасность представляют падающие сверху предметы, камни, балки и т. д.

3. Не пытайтесь покинуть здание до окончания сильных подземных толчков. Не пользуйтесь лифтом.

Если землетрясение застало вас на улице:

1. Отойдите на открытое место.

2. Не подходите к поврежденным зданиям, оборванным проводам, столбам и линиям электропередач, не стойте под мостами, навесами.

3. Не возвращайтесь в дом, пока землетрясение не закончится.

4. Если вы находитесь в машине, нужно остановиться и выйти из нее.

Если вы оказались в завале:

1. Осмотрите себя, пошевелите руками и ногами. Если у вас кровотечение, постарайтесь остановить его подручными средствами.

2. Устройтесь поудобнее, уберите от себя острые обломки.

3. Старайтесь не кричать напрасно. Лучше стучите по плитам металлическим предметом. Звать на помощь надо в тех случаях, когда рядом не слышно гула работающей техники и доносятся чьи-то голоса.

Слайд 24.

Следующее стихийное бедствие-это пожар.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей, уничтожение материальных ценностей. Пожары возникают стихийно (до 10%) или по воле человека (до 90%).

Причины пожаров:

Неосторожное обращение с огнем;

Молнии;

Поджоги.

Слайд 25.

Пожар опасен высокой температурой горения и быстрой, неконтролируемой скоростью движения огня, а также, возможностью отравления продуктами горения.

Пожары по месту возникновения делятся на лесные и пожары в зданиях и сооружениях.

Слайд 26.

Основными причинами возникновения лесных пожаров является деятельность человека. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных.

По характеру распространения огня лесные пожары бывают низовыми и верховыми. При низовых пожарах огонь движется со скоростью 1 км/ч. только по надпочвенному слою, верховые – 3-10 км/ч, охватывающие кроны деревьев. Для Апшеронского района наиболее характерны низовые лесные пожары.

Слайд 27.

Как действовать во время лесного пожара.

1. Выходить из горящего леса необходимо в направлении, перпендикулярном распространению огня, то есть по «горелому» лесу.

2. Двигаться вдоль речек, ручьев, по воде.

3. Рот и нос прикрывать влажной ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем.

Слайд 28.

В случае пожара в зданиях и сооружениях нужно действовать следующим образом.

1. Немедленно покинуть загоревшееся здание и сразу же позвонить в пожарную команду по телефону 01, 010 (с мобильного телефона) или 2-52-64 (ситуационный центр Апшеронского района).

2. Никогда не прячьтесь в загоревшейся квартире в комнаты, не объятые огнем, а еще хуже в кладовках, в ванных.

3. Не открывайте во время пожара окна, двери, балконы. Свежий воздух только усиливает разбушевавшийся огонь.

Слайд 29.

Если вы звоните в пожарную часть и сообщаете о пожаре, то наши пожарные будут благодарны, если все вы четко сообщите:

Где происходит пожар, адрес.

Что горит.

Свое имя и фамилию.

Это нужно знать для того, чтобы пожарные быстро смогли оказать помощь.

Не паникуйте, говорите по телефону чётко и спокойно.

Помните! Дети в тушении пожара не участвуют!

Будем надеяться, что в нашем районе такие стихийные бедствия, как землетрясение, пожар, или наводнение, не случатся. Но вы с родителями во время каникул и отпусков можете оказаться в тех местах, где возможно возникновение подобных чрезвычайных ситуаций. Поэтому важно знать, что делать в этом случае.

Мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях.

Слайд 30.

Хочется надеяться, что вам никогда не придется оказаться там, где жизнь человека подвергается риску. Но если все-таки это произойдет, то самое главное – не паникуйте и вспомните все, о чем мы говорили на уроке. Скачать мульт. фильм «Правила поведения при наводнениях, землетрясениях, пожарах».


Пораженному надо оказывать помощь непосредственно на месте происшествия, если в этот момент ничто не угрожает его жизни или жизни других людей.

В первую очередь необходимо прекратить действие поражающих факторов: термического (высокой или низкой температуры), электрического, механического (статического или динамического), химического (воздействие отравляющих веществ или АХОВ) и психогенного. Поражающие факторы могут действовать изолированно или совместно в различных комбинациях.

Первая медицинская помощь при терминальных состояниях

Под терминальным состоянием подразумевают этапы умирания организма, когда вследствие воздействия разнообразных патологических процессов резко угнетается скоординированная деятельность жизненных функций органов и систем, поддерживающих гомеостаз. В этот момент компенсаторные механизмы резко истощены или оказывают повреждающее воздействие, и без специального лечения организм не в состоянии самостоятельно справиться с возникшими нарушениями.

  1. Реанимационные мероприятия немедленно начинает тот, кто первым оказался в непосредственной близости от пострадавшего. Необходимо немедленно начать сердечно-легочную реанимацию (СЛР), пытаясь голосом вызвать помощь.
  2. Реанимационные мероприятия оказывают в том месте, где обнаружен пострадавший. Не следует пытаться перенести пострадавшего в подходящее помещение, специально укладывать на кушетку и т.п.
  3. Массаж сердца можно и должно проводить без предварительной дифференциальной диагностики механизмов прекращения кровообращения (асистолия, фибрилляция, неэффективная сердечная деятельность).

Комплекс реанимационных мероприятий включает методы временной остановки кровотечения; иммобилизацию подручными средствами; восстановление проходимости верхних дыхательных путей; искусственную вентиляцию легких по методу «из рта в рот», «изо рта в нос»; технику закрытого массажа сердца.

Массаж сердца и искусственную вентиляцию легких (ИВЛ) необходимо продолжать либо до восстановления сердечной деятельности и дыхания, либо до передачи пораженного медицинским работникам. В тех случаях, когда в течение 30 минут при правильно проводимой сердечно-легочной реанимации признаки клинической смерти сохраняются (самостоятельного сердцебиения и дыхания нет), реанимационные мероприятия прекращаются.

Сердечно-легочная реанимация (СЛР) не проводится только при наличии признаков «действительной» или биологической смерти. Такими объективными признаками являются: гипостатические пятна («трупные пятна») на коже — прежде всего лица, шеи, области груди и затем по всему телу, трупное окоченение мышц, остекленение и высыхание глазного яблока с резким расширением зрачков.

Эффективность реанимационных мероприятий оценивается по следующим признакам:

  1. Появление реакции зрачков на свет. Сужение зрачков говорит о поступлении крови, обогащенной кислородом, в мозг больного. Если зрачки остаются широкими и при этом не реагируют на свет, можно думать о гибели мозга.
  2. По ходу проведения закрытого массажа сердца его эффективность контролируется помещением двух пальцев на область проекции сонных артерий; при этом в момент сжатия сердца должна ощущаться пульсация сонной артерии. Появление пульсации на сонных артериях после кратковременного (не более 3-5 сек) прекращения массажа свидетельствует о восстановлении самостоятельной сердечной деятельности. Если реанимацию проводят два человека, то контроль над пульсом на сонных артериях и состоянием зрачков осуществляет реаниматор, проводящий ИВЛ.
  1. Восстановление спонтанного дыхания. Если самостоятельное дыхание в процессе СЛР восстанавливается, становится устойчивым и достаточным по объему, цели первичной СЛР можно считать достигнутыми. Однако не следует забывать о СЛР и в этом случае больной (или пострадавший) не должен ни на минуту выпадать из поля зрения реаниматоров.

Первая медицинская помощь при механических травмах

Механические травмы могут быть в виде ранений с кровотечениями, ушибов, вывихов, переломов, травм головы.

Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран и различаются в зависимости от характера поврежденных сосудов (артериальное – алая окраска, пульсирующая струя, венозное – темный цвет, непрерывное вытекание, капиллярное – кровоточит вся поверхность раны, паренхиматозное – при повреждении внутренних органов). Кровотечения у пострадавших останавливают возможными способами в зависимости от размера раны и имеющихся средств (наложение жгута, давящей повязки, проводят туалет раны и обезболивание).

Переломы могут быть закрытыми (без нарушения целостности кожных покровов) и открытыми. Основные признаки переломов: боль, припухлость, кровоподтек, ненормальная подвижность в месте перелома, нарушение функции конечности, повреждение кожных покровов. При переломах и вывихах осуществляют иммобилизацию соответствующих частей тела (шины Дитерикса, Крамера, подручные средства), также обезболивание.

При ушибах получаются разрывы кровеносных сосудов с излиянием крови в окружающие ткани, поэтому место ушиба всегда припухает и образуются синяки. В этом случае необходимо охладить место ушиба, прикладывая лед или тряпку, смоченную холодной водой, а затем плотно забинтовать его.

Черепно-мозговая травма может быть закрытой (сотрясение головного мозга или его ушиб, сдавление, диффузное аксональное повреждение) или закрытой. У пострадавшего в зависимости от вида травмы головы могут быть кратковременная потеря сознания, ретроградная амнезия, боль при движении глазных яблок, бледность кожных покровов, ригидность, парез, паралич (ушиб головного мозга), гематомы, постепенное затуманивание сознания (сдавление).

Первая медицинская помощь при травмах черепа и мозга включает: восстановление сознания (аммиак, 10%); пострадавшего укладывают на бок и оберегают голову от резких перемещений; осуществляют остановку кровотечения (если существует); голову фиксируют ватно-марлевым или резиновым кольцом; применяют сорбенты; пострадавшего срочно и осторожно доставляют в лечебное учреждение.

Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавления

При оказании медицинской помощи на первом этапе необходимо решить следующие задачи: устранить или ослабить болевые и психоэмоциональные влияния на организм пострадавших; предотвратить или уменьшить поступление токсинов из поврежденных конечностей или других участков тела; обеспечить своевременную и надежную эвакуацию пострадавших в специализированное лечебное учреждение.

Первая помощь оказывается на месте происшествия. Устранение боли, уменьшение психоэмоционального напряжения у пострадавших в очаге катастрофы следует осуществлять при первой возможности еще до освобождения их от сдавливающего фактора (вводят промедол, седативные средства). Освобождение пострадавшего начинают с головы, туловища. Одновременно проводят борьбу с асфиксией (придание удобного положения, очистка верхних дыхательных путей, ИВЛ и т. д.). Патологический процесс после освобождения конечности может развиваться очень быстро, поэтому целесообразно кратковременное наложение жгута. После наложения асептических повязок на раны, тугого бинтования и охлаждения конечности (при соответствующих условиях) жгут следует снять. Следует помнить о том, что длительное нахождение жгута способствует углублению патологических изменений тканей конечности. Иммобилизация проводится подручными средствами или табельными шинами. При отсутствии тошноты и рвоты дают обильное питье (желательно соле-щелочного раствора – 3-4 чайных ложки поваренной соли, полторы — 2 чайных ложки питьевой соды на литр воды), чай. Показана ингаляция кислорода. Эвакуация пораженных с СДС должна осуществляться в первую очередь, лежа на носилках, наиболее щадящим транспортом.

Первая медицинская помощь при ожогах

При оказании первой помощи при ожоге обработки ожоговой поверхности не проводят. Накладывают асептическую повязку или специальную противоожоговую повязку, если она имеется. Допускается применение влажно-высыхающей повязки с антисептиками или антибиотиками.

После предварительного обезболивания (1-2 мл 1% раствора промедола) выполняют туалет ожоговой раны: кожу вокруг ожога протирают 0,25% или 0,5% раствором нашатырного спирта, тёплой мыльной водой или раствором антисептика, после чего обрабатывают спиртом или раствором йодоната. Далее протирают тампоном, смоченным раствором антисептика (фурациллин 1:5000, хлорацил, риванола), затем 0,25% раствором новокаина и осторожно снимают посторонние наслоения, инородные тела, обрывки поверхностного слоя кожи. Целые пузыри не удаляют. Очень напряжённые пузыри подсекают у основания.

При поверхностных ожогах до 30% площади поверхности тела можно использовать повязки с нежирными кремами, мазями Вишневского, синтомициновой эмульсией, растворами фурациллина, хлорацила, антибиотиками на 0,5% растворе новокаина (мономицин, канамицин, полимиксин и т.д.).

Первая медицинская помощь при отравлении продуктами горения

Первая медицинская помощь в очаге поражения:

— надеть противогаз в комплексе с гопкалитовым патроном или патроном ДПГ-1;

— немедленно удалить пострадавшего из зоны заражения (при отсутствии противогаза — первостепенное мероприятие!).

Первая медицинская и доврачебная помощь вне зоны заражения:

— снять противогаз;

— освободить от стесняющей дыхание одежды, согреть;

— ингаляция кислорода;

— искусственное дыхание при его ослаблении (ручные дыхательные приборы);

— при ослаблении сердечной деятельности — 1 мл кордиамина, 1 мл 10% раствора кофеина бензоата натрия подкожно;

— немедленно эвакуировать на первый этап медицинской эвакуации или в ближайшее лечебное учреждение.

Первая медицинская помощь при электротравмах

Основной причиной смерти при электротравме является прекращение сердечной деятельности и остановка дыхания. Поэтому срочно надо в таком случае:

— соблюдая технику безопасности, освободить пораженного от дальнейшего воздействия электротока;

— при необходимости провести оживление (закрытый массаж сердца и ИВЛ методом “изо рта в рот” или “изо рта в нос”);

— наложить сухую повязку на место ожога;

— пораженного быстро доставить в больницу;

Для прекращения действия тока необходимо использовать резиновые перчатки, обувь на резиновой подошве, сухие палки, доски.

Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях

Психиатрическая помощь при ЧС представляет собой комплекс медико-психологических и психиатрических мероприятий, для нейтрализации острых психологических расстройств, нормализацию психического состояния не только пострадавших, но и медицинских работников первого контакта, а также спасателей.

Основные направления психиатрической помощи:

а) соответствие сил и средств психиатрической помощи задачам по ее оказанию на этапах медицинской эвакуации;

б) своевременное привлечение специалистов данного профиля (по принципу взаимного дополнения, а не дублирования на различных этапах);

в) адекватная сортировка и быстрая эвакуация пострадавших из очага поражения;

г) своевременное усиление отдельных этапов оказания психиатрической помощи;

д) сочетание лечебных и реабилитационных мероприятий.

Психологическая помощь осуществляется с целью:

а) предоставления возможности человеку выразить свои переживания;

б) предоставления пострадавшим полной информации о ЧС;

в) поддержания и внушения человеку уверенности в себе;

г) побуждения к скорейшему возвращению к нормальной деятельности.

При оказании пострадавшим психологической помощи руководствуются следующими принципами:

а) безотлагательность;

б) приближенность к зоне ЧС;

в) ожидаемость восстановления;

г) единство психотерапевтического воздействия;

д) простота психотерапевтического воздействия;

е) преемственность психологического сопровождения.

Опыт ликвидации последствий различного рода аварий и чрезвычайных ситуаций свидетельствует о том, что наибольшие затруднения возникают при организации первой медицинской и доврачебной помощи пострадавшим психиатрического профиля.

Первоочередной задачей в этих случаях является выявление пострадавших с психомоторным возбуждением, обеспечение безопасности их и окружающих, ликвидация обстановки растерянности, исключение возможности возникновения массовых панических реакций. Эффективность первой медицинской и доврачебной помощи обусловлена подготовленностью медперсонала и наличием необходимых медикаментозных средств.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗАНЯТИЙ ПО ГО и ЧС

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

(Темы 1-7)

Даны учебные материалы по темам Примерной программы обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сборник предназначен в помощь руководителям учебных групп на ОНХ при проведении занятий по изучению способов защиты от чрезвычайных ситуаций в мирное время и от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Принципы И ПОРЯДОК

составления методической разработки и проведения занятия (лекции)

В общем плане схема поэтапной подготовки к занятию (лекции) представлена в приложении 1. По аналогии такую схему можно применить и к другим видам занятий.

В ходе первого и второго этапов определяются и осмысливаются конструктивные вопросы, раскрывающие основное содержание занятия (лекции), определяется целевая установка на конкретную аудиторию, формулируется основной тезис, направленный на решение задачи и сверхзадачи занятия (лекции).

Под задачей занятия (лекции) понимается конкретная цель, которую руководитель занятия намеревается достигнуть в данной аудитории по заданной теме. Оставить в памяти слушателей определенную информацию, добиться понимания ее роль и место в общей системе знаний по данному разделу обучения; доказать необходимость использования этих знаний для перестройки деятельности в нужном направлении.

Сверхзадача - это то "сквозное действие", которое проходит красной нитью через одно, а иногда серию, систему занятий. Решается она не столько путем доказательств, сколько методом и приемами убеждения с использованием различных средств, воздействующих на чувства и подсознание слушателей.

Расплывчатая формулировка задачи занятия (лекции) - одна из главных ошибок, которая допускается некоторыми, особенно, начинающими педагогами. В результате, как показывает опыт, занятия (лекции) без четко поставленной задачи и, при этом, не сориентированные на конкретную аудиторию не достигают цели. Воспринимаются они слушателями без интереса .

В общем виде формулирование конкретных целей представлено в таблице:

Общая задача

занятия

(лекции)

Целевые установки

1. Проинформировать

2. Убедить

3. Научить

4. Призвать к действию.

Довести до понимания, доказать, продемонстрировать, разъяснить

Воодушевить, сосредоточить, повести

В соответствии с поставленной задачей формулируется главный тезис - .т е. основная мысль, идея, положение, которые проходят через всю лекцию или занятие от выступления до заключения.

Результатом работы на третьем этапе являются общий план и композиция занятия (лекции).

План занятия (лекции) включает:

1.Тему - название предмета (явления, события), о котором пойдет речь.

2. Социальную задачу - общественную значимость данной темы

3. Цель занятия (лекции) - осознанное намерение руководителя занятия (лектора).

4. Главный тезис - ведущая мысль, идея, положение.

При этом основными вопросами могут быть:

1. Постановка проблемы - возможные пути решения проблемы - альтернативные подходы.

2. Предлагаемое решение - выход на деятельность.

Композиция занятия (лекции) - это детально разработанный план занятия (лекции), но с учетом его ориентирования на аудиторию. Композиция более сложная и многослойная конструкция, чем план. Она опирается не только на логику и психологию, но и на эстетическое чувство руководителя занятия и слушателей. Возможная композиция занятия (лекции) представлена в приложении 2.

Композиция занятия (лекции) должна учитывать естественную динамику восприятия информации слушателями, которая включает четыре фазы;

Начало восприятия (психологическая подготовка к восприятию основного вопросамин.;

Оптимальная активность восприятия - 25-30 мин.;

Фаза усилий - 10-15 мин,;

Фаза выраженного утомления.

Незнание руководителем занятия (лектором) этих физических и психологических возможностей человека, приводит зачастую к тому, что на определенных этапах интереснейших по содержанию занятий (лекций), слушатели перестают слушать руководителя занятия, отвлекаются, внимание их рассеивается, а иногда просто начинают засыпать.

Исходя из сказанного, занятие (лекцию) необходимо строить в следующем порядке.

Первые 4-5 минут, пока аудитория настраивается, необходимо сделать вступление в соответствии с рекомендациями, данными в приложении 2.

Следующие 25-30 минут подается сложный для восприятия материал.

В последующие 10-15 минут (в фазе усилий) необходимо принимать определенные меры для активизации внимания слушателей путем переключения на материал, обеспечивающий повышенный интерес (показательные примеры, практические советы и т. д.).

После перерыва необходимы 1-2 минуты для того, чтобы настроить слушателей на дальнейшее восприятие занятия (лекции), а далее, как и на первом часе.

При разработке содержания занятия (текста лекции), а в последующем и проведении занятия (чтении лекции), необходимо внимательно относиться к построению фраз.

Для слушающего лекцию длина фраз не имеет значения, но их глубина (количество слов в одной фразе) может оказать существенное влияние на восприятие содержания занятия (лекции). Это диктуется возможностями оперативной памяти человека. Исходя из этого, фразы должны включать не более 10 слов не зависимо от длины каждого из них. Так они лучше воспринимаются и конспектируются слушателем. Недопустима, так же, череда коротких фраз - это быстро утомляет слушателя.

Иллюстрации к занятиям (лекциям) нужны тогда, когда содержание материала и характер изложения требуют наглядного сопровождения, как одного из средств раскрытия этого содержания.

Сколько слайдов, схем, плакатов необходимо готовить? На этот вопрос вряд ли возможен однозначный ответ. В том, что они необходимы, вопросов не может возникнуть. Эта необходимость возникает из биологических и физических возможностей человека. Наши органы чувств созданы природой и настроены на восприятие таким образом, что через зрение к нам поступает около 80% информации, через слух - до 15%, и только 5% информации мы воспринимаем через другие органы чувств. Из этого следует, что для лучшего восприятия материала занятия (лекции), нужна его наглядность. Что касается количества иллюстративного материала, то в специальной литературе по этому вопросу даются противоречивые мнения. В одном они сходятся: на занятии (лекции) должны быть 1-2 опорные схемы (плаката), к которым руководитель занятия неоднократно обращается. При большем их количестве внимание слушателя рассеивается, а, следовательно, ухудшается и восприятие материала.

При рассмотрении отдельных положений (фрагментов) опорной схемы могут использоваться слайды. Их количество диктуется содержанием занятия (лекции) и определяется руководителем занятия. Если руководитель занятия хорошо владеет графикой, то весьма полезно предусмотреть в ходе занятия (лекции) время на выполнение рисунков и схем на доске.

Весь иллюстрированный материал должен быть прост для восприятия и нагляден. Зачастую, многие схемы и плакаты исполнены настолько мелким шрифтом, что слушатели плохо видят их даже из первых рядов. В этом одна из причин возникновения психологического барьера между руководителем занятия и слушателем.

Итак, занятие или лекция написаны, подготовлен иллюстрированный материал; начинается четвертый этан - редакционный. Сюда входят вычитка материалов занятия (лекции) и подготовка к проведению занятия (чтению лекции). В ходе подготовки проводится читка (произнесение текста вслух), окончательное редактирование и тренировка. Этот этап один из ответственных, В ходе тренировки руководитель занятия должен мысленно представить аудиторию, предусмотреть возможную ее реакцию и на этой основе окончательно утвердиться в порядке и способах доведения материала до слушателя. Окончательная готовность руководителя занятия определяется степенью его владения материалом занятия (лекции), когда он будет способен произносить текст не прибегая к написанному, а используя только план и тезисы, исполненные на отдельных небольших листах (карточках). Это возможно только после нескольких тренировок и достаточном опыте.

Проведение занятия (чтение лекции) - 5-й по счету, но главный по значимости этап.

Чтобы занятие (лекция) имели успех, надо, во-первых, завоевать внимание слушателей и, во-вторых, удерживать это внимание до конца занятия (лекции).

Рассмотрим некоторые способы привлечения внимания и удержания интереса.

Прием соучастия. Он используется для привлечения внимания слушателей, когда руководитель занятия как бы приглашая их к диалогу, делает соучастниками рассмотрения материала занятия (лекции). Здесь возможны выражения: "Представим себе, что...", "Вообразите, что...", "Многие из вас…"; "Мы с вами бывали неоднократно свидетелями такой сцены..." и т. д.

Прием персонификации. Суть его заключается в том, что каждая новая мысль облекается в живой пример из жизни или художественных произведений.

Однако этими двумя приемами не следует злоупотреблять. Они уместны в тех случаях, когда необходимо привлечь внимание слушателей в ходе занятия (лекции). Для этого необходимо следить за аудиторией и чувствовать моменты, когда начинает слабеть ее внимание.

Сильным приемом является подача материала, как проблемного. Суть его заключается в сталкивании противоречивых фактов. Здесь возможны ситуации затруднений и постановка проблемных вопросов (противоречия, парадоксы, "сократический диалог", полемические элементы).

Из сказанного, пожалуй, наибольшее непонимание вызывает термин " сократический диалог ". Он заключается в следующем:

1. Осмысливается одно положение, выдвинутое и аргументированное руководителем занятия.

2. Осмысливается противоположное ему, но столь же аргументированное положение.

3. Противоречие обнаруживается и фиксируется в сознании слушателей, что создает проблемную напряженность.

4. Исследуются противоречия и пути к их разрешению

5. Разрешение проблемы, открытие истины.

При чтении лекции говорить следует громко, ясно, отчетливо, не монотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность и сила. Ни в коем случае в тоне не должно быть менторства и назидательности - это отталкивает аудиторию от руководителя занятия.

Темп речи разными авторами предлагается от 60-80 до 90-120 слов в минуту. Чтобы материал занятия (лекции) хорошо запомнился слушателями, темп речи должен составлятьслов в минуту. При подаче материала под запись темп речи необходимо снижать до 30-40 и даже 20-30 слов в минуту.

Возвращаясь к композиции занятия (лекции), исходя из темпа речи текст двухчасовой лекции по своему объему может составлять 22-23 машинописных страницы, а одночасовой лекции - 13-15 страниц без учета продиктовки отдельных положений.

Речь надо строить так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д., или чтобы переход от одного положения к другому был естественным. При этом направление мысли должно осуществляться в следующем порядке: тезис - мотивировка - раскрытие сути явления - объяснение - утверждение.

Занятие (лекция) допускает юмор, иронические замечания в соответствии, конечно, с содержанием. Но остроты и шутки требуют чувства меры, обоснованности и тонкого умения их подачи.

В некоторых занятиях (лекциях) нельзя обойтись без цитат. Но цитаты имеют смысл лишь тогда, когда они дополняют и подкрепляют излагаемые положения.

Взор руководителя занятия не должен быть привязан к какой-то одной точке в аудитории, надо смотреть в аудиторию так, чтобы создавалось впечатление обращения то к одному, то к другому слушателю, а то и ко всем сразу. Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к руководителю занятия и достигается взаимопонимание между слушателями и руководителем занятия (лектором).

Руководитель занятия не должен быть скованным в своих движениях, но и не быть излишне суетливым с неоправданной или театральной жестикуляцией. Жест и мимика оживляют речь, но ими надо пользоваться осторожно, Они должны быть естественными и соответствовать содержанию занятия (лекции). Очень нелепо выглядит руководитель занятия, читающий безотрывно текст и одновременно жестикулирующий рукой в знак утверждения или отрицания той или иной мысли.

Мимика и жесты - это атрибуты нашего поведения. Мы свыклись с ними, они являются чертами нашего характера и проявляются независимо от нашего сознания. Здесь можно пожелать только одного - умерить их количество, если вы очень эмоциональны, но ни в коем случае не надо пытаться создать искусственный образ, тренируясь перед зеркалом.

Не следует все время расхаживать перед аудиторией и делать однообразные движения, и, тем более, недопустимо метание от трибуны к плакату (схеме, и т. п.) и обратно.

Для поддержания дисциплины на занятии (лекции), путь один - привлечение внимания аудитории. Для этого необходимо, как минимум, интересный материал, хорошая композиция занятия (лекции), правильный стиль и тактичность в поведении руководителя занятия.

Приложение 1

Этапы разработки и проведения занятий

1 этап

Аналитический

Проблемный анализ темы, формулировка основных вопросов, поиск ответов на эти вопросы в теории. Подбор пособий, литературы, схем, слайдов. Установления связи темы данного занятия с другими темами.

Теоретическая концепция занятия (лекции)

2 этап

Стратегический

Определение «образа» аудитории, формулировка целевой установки, задачи и сверхзадачи, формулировка главного тезиса

Главный тезис занятия

3 этап

Тактический

Подбор материалов, фактов, иллюстраций, выбор приемов и способов, активизации слушателей, определение средств привлечения внимания и интереса слушателей на разных этапах занятия

Общий план и композиция занятия

4 этап

Редакционный

Вычитка-исправление ошибок и неточностей, удаление слов и выражение не свойственных письменной речи, избавление от повторов, неблагозвучных сочетаний, очистка текста от речевых штампов, упрощение синтаксического строя речи

Отредактированный, произнесенный вслух текст занятия

5 этап

Рабочий

(аудиторный)

Ориентация в конкретной аудитории и корректировка тактики проведения занятия в соответствии с реальной ситуацией

6 этап

Контрольно-итоговый

Самоанализ, уяснение причин достоинств и недостатков занятия, изучение мнения слушателей, совершенствование текста занятия с учетом итогового контроля

Отредактированный текст и рабочий план занятия

Приложение 2

Композиция занятия

Элементы

Назначение

Целевые

действия

Приемы и средства

зачин

Подготовить аудиторию к восприятию

Завладеть вниманием, возбудить интерес, дисциплинировать

Что-то удивительное: случай факт, история и т. п.

Завязка

мысли

Поставить проблему

Доказать актуальность, выявить противоречие, заинтриговать новым

Прием сопереживания, парадоксальная ситуация, контрастное положение

Изложение

Довести план

Обеспечит понимание цели общения

Обращение к интересам, потребностям, краткое описание ссылки на социальные задачи документа

1 учебный

вопрос

Представить предмет изучения

Раскрыть основное понятие

Определение, деление, понятия трактовка, опорная схема, сигнал, образ и т. д.

2учебный

вопрос

Довести сущность до понимания

Выдвинуть тезис и обосновать новое, дать оценку элементов, опровергнуть антитезис

Доказательство (методы мышления и способы убеждения), взгляды, мнения, свойства, аргументы и т. п.

3 учебный

вопрос

Дать установку на деятельность

Связать теорию с практикой. Предложить решение

Данные эксперимента, показательные примеры, официальные установки

Напоминание

Закрепить главную мысль занятия

Напомнить основной тезис

Возвращение к проблеме, самый сильный аргумент или факт,

Обобщение

Убедиться, что цель занятия достигнута

Усилить впечатление от занятия, подвести к заключению, добиться одобрения и принятия мысли.

Подытоживающие утверждения, эмоциональные средства, яркий пример, цитата.

Пожелания

Направить деятельность слушателей

Поставить задачи, мобилизовать, сориентировать, призвать

Перспективы, обращения, лозунги

ТЕМА 1.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

КАК СИСТЕМА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР

ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ

ОТ ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ

ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

Законодательство РФ

в области гражданской обороны (ГО)

Федеральный закон "О гражданской обороне" с дополнениями и изменениями, принятыми Федеральными законами от 9.10.2002 г. и от 01.01.2001 г. , определяет правовое поле работы органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления , организаций независимо от их организационно-правовыхформ и форм собственности.

В развитие этого закона приняты Постановления Правительства РФ "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны", "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы" и ряд других.

Согласно Федеральному закону "О гражданской обороне" (ст. 10) граждане Российской Федерации: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Основные задачи обучения населения определяет Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, которое утверждено постановлением Правительства РФ № 000 от 2.11.2000 года.

В этом Положении прописано, что основными задачами обучения населения в области ГО являются:

Изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приёмов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

Совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;

Выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб приёмами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Предназначение и задачи гражданской обороны

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основные задачи в области гражданской обороны определены в ст. 2 Федерального закона "О гражданской обороне". Это:

обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведение мероприятии по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

срочное захоронение трупов в военное время;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

гражданской обороны

Структуру гражданской обороны РФ составляет совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Структура ГО соответствует принятой в РФ системе организации хозяйственного и военного управления.

Повседневное управление ГО осуществляют органы, уполномочен­ные на решение задач в области ГО. Возглавляет систему органов, осуществляющих управление ГО, МЧС России. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны; территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Рос­сийской Федерации.

Организация гражданской обороны

Российской Федерации

Организация и ведение ГО базируется на ряде принципов.

Первый заключается в том, что "организация и ведение ГО является одной из важнейших функций государства". Этот принцип исходит из прав и обязанностей личности, общества и государства, изложенных в соответствующих положениях Конституции РФ, Федеральных законов "О безопасности" и "Об обороне", на защиту и по защите от внутренних и внешних угроз. Так, Федеральных закон "О безопасности" рассматривает безопасность как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Государство гарантирует безопасность каждому гражданину страны, обеспечивает достижение ее проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Организация и ведение ГО также осуществляется проведением единой государственной политики РФ в области ГО, при этом государство выполняет три важнейших функции: обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи поражённым и по­страдавшим (социальная); сохранение мобилизационных и людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная); сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (экономическая). Выполнение вышеуказанных функций, в свою очередь, и предопределяет необходимость рассмотрения организации и ведения ГО в качестве одной из важнейших функций государства.

Второй важнейший принцип организации и видения ГО заключается в том, что подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время. При этом основное внимание уделяется формированию нормативных правовых основ функционирования гражданской обороны, организации системы управления и оповещения, созданию и подготовке сил гражданской обороны, накоплению запасов материально-технических средств, а также обучения населения в области ГО.

Руководство гражданской обороной

В Российской Федерации руководство гражданской обороной осуществляет Правительство РФ, а государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти, в территориально-административных образованиях и организациях осуществляют их руководители. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения, в том числе за создание и накопление фондов коллективных и индивидуальных средств защиты, за подготовку сил, необходимых для реше­ния задач ГО, обучение населения и персонала объектов на подведомственных уровнях.

Начальники ГО в рамках своих полномочий имеют право: вводить в действие планы ГО; принимать решение об эвакуации; издавать приказы по вопросам ГО.

Силы гражданской обороны

В состав сил ГО входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, - Войска ГО, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Для решения задач ГО могут привлекаться воинские части и подразделения Вооружённых Сил РФ, а также аварийно-спасательные службы.

Деятельность Войск ГО осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её частях.

В мирное время эти войска участвуют в аварийно-спасательных работах, в локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

На потенциально опасных объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение, представляющих высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, создаются нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .

Гражданская оборона на объектах экономики

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

Планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

Проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

Осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

На каждом объекте должны быть обеспечены: защита людей от различных ЧС; устойчивость его функционирования и проведение в случае необходимости аварийно-спасательных и других неотложных работ.

На объекте создаётся орган, уполномоченный на решение задач ГО. Кроме того, руководитель объекта, как лицо, несущее персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите работников объекта, может назначать из числа своих заместителей или других работников, ответственных по эвакуационным мероприятиям, по инженерно-техническому и материально-техническому обеспечению, которые курируют вопросы ГО в части их касающейся.

На объекте создаются нештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, которые могут включать группы: разведывательные (ПРХН); оповещения и связи; медицинские; аварийно-технические; противопожарные; охраны общественного порядка; по обслуживанию убежищ и укрытий; автотранспортная; материально-технического снабжения; энергетики и светомаскировки. Руководят ими, как правило, начальники отделов, цехов, других структурных подразделений, на базе которых они созданы.

ТЕМА 2.

ОПАСНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

За последние годы в мире произошли существенные изменения в военно-политической и социально-экономической областях. В то же время значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Особенность вооружённой борьбы в будущем будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одно­временно и экономика страны, и гражданское население.

Вооружённые силы XXI века, по мнению американских военных специалистов, должны использоваться не столько для ведения традиционных военных действий, сколько для того, чтобы лишить противника возможности сопротивления за счёт поражения его наиболее важных объектов экономики и инфраструктуры. Это может достигаться широким использованием сил специальных операций, ударами крылатых ракет воздушного и морского базирования, а также массированным использованием средств радиоэлектронной борьбы, что уже имело место при нанесении США и НАТО ударов по Ираку и Югославии. Так, объектами активного воздействия в ходе агрессии против Югославии был тыл страны. При этом ВВС НАТО выполнили 9300 боевых самолёто-вылетов, суммарная мощность ударов кото­рых по тротиловому эквиваленту превысила 15 тыс. тонн. В результате этих ударов было выведено из строя до 70% объектов оборонной промышленности, 35% объектов энергоснабжения , более 40 круп­ных мостов.

По мнению экспертов, военные действия в будущем приобретут значительно больший пространственный размах и станут более скоротечными, однако это не будет означать обязательного сокращения продолжительности войн.

В случае возникновения на территории России локальных вооружённых конфликтов и развёртывания широкомасштабных боевых действий источниками ЧС военного характера будут являться опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. К ним относятся:

опасности, которые возникают от прямого действия средств поражения. Они могут привести к травматическим поражениям осколками, инфекционным заболеваниям, радиационным и химическим поражениям. В перспективе к ним могут добавиться поражения, вызванные применением новых видов оружия, основанного на новых физических принципах (психотропного, информационного, метеорологического, геофизического, инфразвукового и др.);

опасности, которые могут возникнуть опосредованно через разрушение зданий, гидродинамических, химически и радиационно опасных предприятий, вследствие возникновения пожаров, очагов биологического заражения. Воздействие их на людей принято называть вторичными факторами поражения;

опасности, связанные с нарушением среды обитания человека, которые могут привести к его гибели или нанести существенный вред здоровью. К ним относятся воздействия средств поражения приводящие к потере жилищ, нарушениям систем водоснабжения и продовольственного снабжения, разрушению системы медицинской помощи населению и т. п.

Следует отметить, что опасности военного времени имеют характерные, только им присущие особенности:

они планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и поэтому имеют более сложный и изощрённый характер, чем природные и техногенные опасности;

непосредственно средства поражения применяются также только человеком, через его волю и через его замысел. Поэтому в реализации опасностей военного времени меньше стихийного и случайного, оружие применяется, как правило, в самый неподходящий момент для жертвы агрессии и в самом уязвимом для нее месте;

развитие средств поражения всегда опережает развитие адекватных средств защиты от их воздействия. В любом случае в течение какого-то промежутка времени имеется превосходство средств нападения над средствами защиты;

для создания средств нападения используются самые последние научные достижения, привлекаются лучшие научные силы, лучшая научно-производственная база. Всё это ведёт к тому, что от некоторых средств поражения фактически невозможно найти средств и методов защиты;

анализ тенденций эволюции военных опасностей говорит о том, что современные (будущие войны) всё чаще носят террористический, антигуманный характер, мирное население воюющих стран превращается в один из объектов вооружённого воздействия с целью подрыва воли и способности противника оказывать сопротивление.

Указанные опасности будут возникать при применении противником современных обычных средств поражения, ядерного, химического, биологического и другого оружия.

ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ

Ядерное оружие является наиболее мощным средством массового поражения. Действие его основано на использовании внутриядерной энергии, освобождающейся при ядерных превращениях, носящих характер взрыва. Ядерные взрывы могут быть высотные, воздушные, наземные (надводные) и подземные (подводные). Точка, в которой произошёл взрыв, называется центром, а её проекция на поверхность земли (воды) - эпицентром ядерного взрыва.

Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности и электромагнитный импульс являются поражающими факторами ядерного взрыва.

Ударная волна - область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны со сверхзвуковой скоростью. Она наносит поражение прежде всего высоким избыточным давлением, которое почти мгновенно сжимает тело человека, вызывает повреждения внутренних органов, кровоизлияния, разрывы тканей. Воздействие оказывает также и скоростной напор. Он обладает сильной метательной способностью и может отбросить человека или ударить его об окружающие предметы. Для защиты от ударной волны необходимо использовать заглублённые и герметичные сооружения или устойчивые к ударам объекты техники.

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 74

Донецкого городского совета

Донецкой области

Чрезвычайные ситуации

и порядок действий при них

Внеклассное мероприятие

Подготовила и провела

Зеленская А.Ф.,

учитель начальных классов

Цели и задачи: Ознакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями и порядком действия при них, обобщить знания о стихийных бедствиях и сигналах гражданской обороны;

развивать умения правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;

воспитывать навыки самодисциплины, организованности, уверенности в своих силах и стремление помочь тем, кто в этом нуждается.

Оборудование: иллюстрации и видео по теме,

бутылочки с хлором и нашатырным спиртом,

бейджики для знатоков,

слова-анаграммы,

ватно-марлевые повязки, респиратор, противогаз,

свеча.

Ход мероприятия

1. Организация класса.

2. Проведение мероприятия.

Учитель : В хорошо известной всем песне есть такие слова: "Буквы разные писать..., вычитать и умножать..., книжки добрые любить... учат в школе". Сейчас к этим словам можно добавить, что в школе учат, как избежать опасности и как сохранить жизнь и здоровье, если беда всё-таки случилась.

Посмотрите на фотографию нашей планеты из космоса. Какая она? (Ответ: красивая, нежная, чудесная, голубая, добрая, беззащитная, мать-Земля).

Но она может быть и такой: не сосем добрая, не совсем хорошая.

Какие цвета здесь преобладают? (Тёмные, чёрные). Что значат эти цвета? (Печаль, горе, смерть).

Почему грустит наша планета? (Она болеет).

Люди часто, не задумываясь, делают Земле больно: разрушают её недра, вмешиваются в воздушное пространство, меняют русло рек, засоряют воздух и воду, уничтожают растения и животных. Земля болезненно реагирует на это и часто отвечает нам "взаимностью" – стихийными бедами, от которых рушатся города, сёла, дороги, мосты. К сожалению, часто это приводит к гибели людей.

1 ученик : Живём мы в мире неспокойном

(всё ж и надеясь, и любя),

чтоб не сдаваться страшным войнам,

нам надо защищать себя.

2 ученик : Звезда ли там на небосклоне,

ракета ль рвётся разрушать?

Всё о гражданской обороне

нам надо досконально знать.

3 ученик : И научиться, лень отбросив,

быть наготове каждый миг,

опасности услышать крик.

4 ученик : Всё выполняя так, как надо,

о людях помнить, о себе,

чтоб не погасла наша радость,

чтоб устоять любой беде.

Учитель : На сегодняшнем занятии вы узнаете о наиболее характерных ЧС, познакомитесь с порядком действий в таких ситуациях.

Что такое ЧС? (Такие ситуации, которые приводят к нарушению нормальной жизни, а иногда – гибели людей, уничтожению материальных ценностей).

Существует три группы ЧС: природные (стихийные бедствия), техногенные, социальные.

Как вы понимаете эти названия, приведите примеры.

Построение ассоциативного куста.

Природные ЧС – землетрясения, извержение вулканов, обвалы, сели, смерчи, пыльные бури, ливни, грозы, крупный град, сильные снегопады, туман, засуха, суховеи, торнадо, цунами, наводнения, лесные пожары, пожары на хлебных полях и т.д. А сейчас о некоторых интересных природных ЧС расскажут наши знатоки.

Знаток 1 : Град – это комочки снега, покрытые льдом, чаще всего имеющие форму шара и размером с горох. Но бывают случаи, когда размеры градин достигают размера куриного яйца, яблока и даже арбуза. Самые крупные градины были замечены в Индии и Китае весом до 7 кг.

Чем опасен град? Бывают случаи поражения градом коров, лошадей, людей. Однажды в Китае градина весом до 3 кг убила слона, а на Кавказе град величиной с куриное яйцо убил около 2 тыс. овец. В Воронеже град разломал черепицу на крыше дома, пробил металлическую крышу автобуса.

Как защититься от него? (Спрятаться в помещениях, в подъездах, подземных переходах).

Знаток 2 : Сильные бури, ураганы, как правило, сопровождаются ливнями и приводят к затоплению местности. Зимой 1933 г. в американском городе Лос-Анджелесе прошёл необычный золотой дождь. Ночью над городом пронеслась сильная песчаная буря. Утром дворники вышли на улицы, чтобы смести с мостовых и тротуаров принесенный ураганом песок. Но их мётлы скользили по кучкам жёлтого песка, не сметая его. Дворники удивились, а когда взяли в руки песок, сразу почувствовали его необыкновенную тяжесть. Оказалось – золото!!! Оказывается, буря подняла в воздух вместе с обычным песком и золотую россыпь. Ветер высыпал тогда на город золотых крупинок на 64 тыс. долларов.

Знаток 3 : Смерч – вертикальные или слегка наклонённые к горизонту вихри – воронкообразные возмущения воздуха. Они рождаются и над землёй и над водой. Дома с закрытыми дверями и окнами "взрываются" в момент прохождения над ними смерча; целые стены вываливаются наружу, из сосудов высасывается и разбрызгивается жидкость. Были случаи, когда куры, попавшие в полосу прохождения смерча, мгновенно оказывались без единого пера. Энергия смерча очень сильна: он способен сорвать и опрокинуть ж/д мост, тяжёлый грузовой автомобиль или поднять в воздух и затем бросить на землю десятитонный самолёт. Большую опасность представляют поднятые в воздух и разлетающиеся во все стороны доски, кирпичи, железо.

В Белоруссии в Гомельской области летом под дождевыми облаками возник смерч, который выбрал из местной речки до самого дна воду, а затем вылил её на луг вместе с речной рыбой. Воздушным потоком в смерче оказались поднятые над землёй и переброшенные на расстояние до 100 метров трактор, сенажная башня, ж/д вагон, автомобиль с шофёром и пассажиром, дерево, вырванное с корнем из земли.

А какие стихийные бедствия характерны для нашей местности? (Туманы, засухи, суховеи, пожары на хлебных полях, гололёд и др.).

Учитель : Статисты утверждают, что на Земле каждый стотысячный человек гибнет от природных катастроф. Согласно подсчётам, количество жертв за последние сто лет составляет 16 тысяч ежегодно. А в течение последних 20 лет стихийные беды забрали жизни более 3 млн людей. Давайте подумаем о порядке действий в случае некоторых природных катастроф.

Ученик 2 : Пожар – это опасность от огня. Обнаружив возгорание, необходимо немедленно позвонить по номеру 101. Главное – не пугаться, позвать взрослых. Если пламя небольшое, можно тушить его песком, землёй, мокрой одеждой. Если в помещении много дыма, пробираться к выходу надо ползком. Если пожар застал вас в лесу, выходить из него надо против ветра, закрыв голову и лицо одеждой.

Ученик 3 : Землетрясение – это колебание земной коры, мощное проявление внутренних сил земли. Если вы находитесь в это время в доме, необходимо сразу выйти из него. Из одноэтажного дома можно выбраться через окно. Из многоэтажного – нужно выходить по ступенькам. Лифтом пользоваться нельзя. На улице нужно отойти от дома на расстояние, равное его высоте, дальше от электрических столбов. Идти нужно в направлении сквера, широкой улицы, спортивной площадки. Если землетрясение застало вас в помещении, станьте возле внутренней стены в дверном отверстии. Когда колебания уменьшатся, быстро оставьте помещение.

Ученик 4 : Наводнение – это значительное затопление местности, которое возникает вследствие поднятия уровня воды в реке, озере, море. Наводнения возникают во время продолжительных ливней, таяния снегов или ветрового нагона воды. Если возникла угроза затопления, необходимо выходить в безопасное место – на возвышенность, верхние этажи, чердаки, крыши. Если вы оказались в воде, сбросьте с себя тяжёлую одежду и плывите по течению к ближайшему незатопленному участку. Можно воспользоваться плавающими вблизи предметами: досками, брёвнами.

Учитель : А теперь, когда вы так много узнали о природных ЧС, попробуйте отгадать такие загадки:

1. Целый город налегке утонул вдруг в молоке (Туман ).

2. Сначала блеск, а потом треск (Молния , гром ).

3. Свищет, воет и ревёт и дубы с корнями рвёт (Ураган ).

4. Любит запросто порою столб воды гулять по морю. Опустился на лужок, завертелся как волчок. С шумом сена два стожка он унёс под облака (Смерч ).

5. Какой (мы часто это слышим) горох стучит по нашим крышам? (Град ).

6. Это что за пулемёт? Ну и сеет! Ну и бьёт! По реке и по лугам, по деревьям, по кустам (Дождь ).

Ученик 5 : Помимо природных ЧС, существуют и социальные – это захват заложников, самолётов, кораблей, оружия; терроризм.

5 ученик : В день гражданской обороны

вновь припомни неуклонно:

это надо твёрдо знать,

а не знаешь – изучать.

6 ученик : Научись обороняться,

от потерь оберегаться,

и спасать себе подобных,

и ни в чём не пасовать.

7 ученик : Это долг твой пред собою,

перед каждою судьбою –

и любое поле боя

не сумеет испугать.

Ученик 6 : Техногенные ЧС – аварии на транспорте: катастрофы самолётов, поездов, автомобилей; аварии на предприятиях, электростанциях; аварии в системе жилищного обеспечения; взрывы на шахтах.

Работа с анаграммами

Л, Р, Х, О (хлор), И, М, А, К, А, М (аммиак).

Учитель : Сегодня мы познакомимся с двумя веществами, которые в небольшом количестве очень нужны людям. Это аммиак (нашатырный спирт), который помогает привести человека в чувство, если он потерял сознание, и хлор, который помогает бороться с вредными микробами.

Ученик 7 : Хлор – зеленовато-жёлтый газ с резким запахом. Он тяжелее воздуха. Облако хлора движется в направлении ветра низко над землёй, скапливаясь в низменностях, подвалах. Хлор поражает органы дыхания, слизистую оболочку, кожу. Признаками поражения является сильная грудная боль, резь в глазах, слезоточивость, сухой кашель, отдышка.

Учитель : Молекулярная масса воздуха – 29, а хлора – 71.

Во сколько раз хлор тяжелее воздуха? (В 3 раза ).

Ребята, в Первую мировую войну немцы использовали хлор как первое химическое оружие. Ветер дул в сторону окопов русской армии, и много солдат погибло от удушия. Но внезапно ветер меняет направление и дует в другую сторону, поэтому погибло много и немецких солдат.

Как вы думаете, почему это случилось? Объясните это явление.

Ученик 8 : Аммиак – бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, легче воды. Хорошо растворяется в воде. Пары аммиака с воздухом образуют взрывоопасные смеси. Он поражает слизистую оболочку, кожу. Признаками поражения являются слезоточивость, тошнота, нарушение координации движения. Особенно опасны его действия на молодых людей, детей.

Учитель : В Донецкой области наиболее характерны техногенные ЧС, связанные именно с этими химическими веществами. На всех хладокомбинатах используют большое количество аммиака. В селе Каменское находится Кальчинское водохранилище, где, как дезинфицирующее вещество, используют хлор.

В мире каждые сутки регистрируют около 20 химических аварий.

Как же мы узнаем об аварии, которая может случиться на этих предприятиях? (При помощи сигнала предупреждения "Внимание всем" – непрерывные гудки поездов, автомобилей, предприятий; в школах – прерывистые звонки).

Что нужно делать, услышав сигнал? (Быстро включить радио или телевизор и слушать информацию).

А информацию можно услышать такую: "Внимание, внимание! Говорит штаб гражданской обороны. Граждане, случилась авария на Донецком хладокомбинате с выбросом аммиака. Облако воздуха направляется с Азотного посёлка на северо-запад. Населению, проживающему в этом районе, срочно оставить дома и учреждения и направляться в сторону шахты "Октябрьская". Перед выходом наденьте ватно-марлевые повязки, которые смочите в двухпроцентном растворе лимонной кислоты или уксуса. Об услышанной информации сообщите соседям, помогите престарелым и больным людям. Будьте внимательны к сообщениям штаба ГО".

Дети упражняются в надевании ватно-марлевых повязок.

Практическая работа . Выполнение тестов в тетрадях по основам здоровья. (С. 62).

Учитель : Сегодня нельзя не вспомнить об аварии на Чернобыльской АЭС, которая стала общечеловеческой катастрофой. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 г. над четвёртым реактором Чернобыльской АЭС темноту разорвало пламя. Из-под контроля человека вышел, казалось бы, прирученный атом, превратив воду в яд, плодородную почву – в мёртвую землю, зелёные леса, плодородные сады, многолюдные города и сёла – в территорию, которая с тех пор на всегда несёт печать мёртвой зоны.

8 ученик : Дымы над городом черны,

деревьев скрюченные ветки

торчат, как скорбные отметки

экологической войны.

9 ученик : Есть жизнь вокруг, но жизнь иная,

Не та, что прежде здесь была,

Есть здесь вода, но не живая,

Земля, увы, заражена.

10 ученик : Чернобыль! Горькой полосою

Идёшь ты над моей страной.

Несметной силою людскою

Ты прикрываешь мир собой.

Учитель : Мы, живые, должны всю жизнь помнить о жертвах Чернобыля. За чьи-то ошибки мы платим человеческой жизнью. Я хочу сейчас зажечь свечу, пусть она напомнит нам о страшных ранах земли. (Видеоролик об аварии на ЧАЭС ). (http://video.yandex.ua/#search?text=%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&where=all&filmId=9153220-08-12)

3. Итог мероприятия.

Планета – это наш дом, и мы должны заботиться о ней. Нам необходимо быть дисциплинированными, чуткими, помогать ближним в беде и делать всё, чтобы наша Земля была цветущей и радостной.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

В. Ю. Микрюков «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» Москва – 2000

В. В. Полишко, Н. А. Буянов «Основы безопасности жизнедеятельности» Смоленск- 1995

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЛА ШКОЛЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОЖАРЕ Организовать и контролировать выход людей из горящего помещения; Плотно закрыть дверь помещения; Члены звеньев пожаротушения и охраны общественного порядка формирований ГО приступают к выполнению своих обязанностей в соответствии со штатным расписанием; Принять дальнейшее участие в эвакуации из здания школы через ближайший безопасный выход, используя в случае необходимости, окна первого этажа; Организуют защиту органов дыхания детей от угарного газа; В месте сбора проверяют количество эвакуированных учащихся и докладывают директору или лицу, его замещающему; Учителя, не занятые в учебном процессе, обеспечивают порядок и организованность эвакуации, борются с паническими явлениями.

ПРИ УГРОЗЕ ТЕРАКТА Сообщить окружающим, администрации школы. Отвести людей на безопасное расстояние от взрывоопасного предмета, выставить оцепление. НЕ ТРОГАТЬ ВЗРЫВООПАСНЫЙ ПРЕДМЕТ!!! Начать эвакуацию детей из помещения (здания). Знать порядок эвакуации, свои обязанности при проведении эвакомероприятий.

ПРИ ЗАХВАТЕ В ЗАЛОЖНИКИ Не паниковать. Подготовиться к суровому испытанию. Не делать резких движений. Выполнять требования террористов. Запоминать приметы, клички террористов. При штурме здания лечь лицом вниз, закрыв голову руками.

Признаки взрывчатых устройств Наличие проводов. Наличие изоляционной ленты. Тикание, щелчки внутри бесхозного пакета, сумки, коробки. Запах суповой приправы. НЕ ТРОГАТЬ ВЗРЫВООПАСНЫЙ ПРЕДМЕТ!!!

СТРУКТУРА ГО ШКОЛЫ Органы управления ГО: руководство ГО школы: начальник ГО - директор школы заместитель НГО - заместитель директора по УВР уполномоченный по ГО и ЧС - преподаватель-организатор курса ОБЖ штаб ГО: НШГО - преподаватель-организатор курса ОБЖ заместитель начальника ГО по эвакуационным вопросам, председатель объектовой эвакокомиссии заместитель начальника ГО по материально- техническому обеспечению - заместитель директора по АХЧ заместитель НШГО по оперативным вопросам - заместитель директора по УВР - оперативный дежурный штаба ГО - документовед

В целях управления эвакуацией сотрудников школы и неработающих членов их семей в загородную зону, укомплектовать эвакуационную комиссию в количестве 3-х человек: председатель ОЭК - организатор эвакуации - регистратор - 3 . В целях оказания помощи местным органам управления в загородной зоне по размещению эвакуируемых школы назначить оперативную группу школы в составе: начальник оперативной группы - член оперативной группы -

В целях выполнения практических мероприятий по защите рабочих и служащих школы в ЧС создать на базе школы следующие формирования ГО: 4.1. Пост РХБН в составе 3-х человек: начальник ПРХБН - разведчик-дозиметрист - разведчик-химик - 4.2. Звено пожаротушения в составе 4-х человек: командир звена - пожарный – ответственный за готовность огнетушителей - пожарный – ответственный за готовность первичных средств пожаротушения пожарный – ответственный за готовность огнетушителей -

4.3 . Звено охраны общественного порядка в составе 4-х человек: командир звена - охранник - патрульный - регулировщик - 4.4. Санитарный пост в составе 4-х человек: начальник санитарного поста - Сандружинницы: - - -

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...