Лтп в ссср. Что такое лечебно-трудовые профилактории в беларуси


Называемая «принудительное лечение алкоголизма», имеет в России давнюю историю. На территории бывшего СССР постоянно исправно действовала система ЛТП (лечебно-трудовых профилакториев). Условия и порядки в этих заведениях мало чем отличались от тюремных. Принцип лечения в них был прост: человека просто изолировали от привычного окружения, лишали возможности выпить и принуждали много работать. Медицинская помощь страдающим этим тяжелым недугом поставлена была из рук вон плохо, то есть, по сути ее просто не было. А о психическом состоянии пациентов и говорить нечего – этот аспект был совсем забыт.

Принудительное лечение алкоголизма – насильственное выведение больного на стадию вынужденной ремиссии. Результат – эта ремиссия продолжалась, как правило, ровно столько, сколько пациент находился за стенами ЛТП. Как только он попадал в привычную среду, то сразу снова начинал употреблять спиртные напитки.

Ведь тяга к алкоголю никуда не пропадала, а только усиливалась. Достаточно вспомнить всем известный эпизод из знаменитой Гайдаевской комедии «Кавказская пленница». Когда Шурик случайно попал в ЛТП, он встретился с обитателями сего заведения, и они помогли ему бежать, проявив при этом недюжинную изворотливость. Ведь алкоголики думали, что он бежит за спиртным. Но это комедия, и она вызывает веселую улыбку. Но «грешно смеяться над больными людьми». На самом же деле в местах принудительного лечения алкоголизма царила унылая и порой страшная атмосфера безысходности, подпитываемая неистребимой жаждой алкоголя его пациентов.

Попасть в ЛТП можно было просто, по заявлению родных. Как правило, пациентами ЛТП становились действительно глубоко больные люди. Ведь какая мать или жена отправит своего любимого ребенка или мужа в такое место где принудительно лечать от алкоголизма, не имея на это самых веских причин? Только когда становилось совсем уж невмоготу терпеть пьяные дебоши, приходилось идти на лечение алкоголизма принудительно.

Принудительное лечение алкоголизма в современной России

Закон о принудительном лечении алкоголизма в России может быть принят уже скоро, ведь проект его находится на рассмотрении в Государственной Думе . Была создана специальная комиссия, которая дала положительный отзывна изменения в статье 34 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, а также пересмотр статьи 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». В свете новых изменений в законодательстве можно будет отправлять на принудительное лечение алкоголиков и наркоманов, совершивших за год более 2х административных правонарушений. Причем лица, находящиеся на принудительной форме лечения, будут проходить эту процедуру отдельно от тех, кто пошел на лечение на добровольно.

Принудительное лечение алкоголизма: за и против

Грядущее перемены в законодательстве буквально всколыхнули не только депутатов самых различных думских фракций, но и всю общественность. Тысячи людей на различных форумах и в СМИ высказывают свое мнение, касающееся предполагаемых нововведений.

Елена Сокольчик,главврач Московского научно-практического центра наркологии считает наркоманию и алкоголизм психическими заболеваниями, ведь так принято во всем мире. А почему психически нездоровых людей принудительно лечить можно, а наркоманов и алкоголиков нельзя? Можно и даже нужно, считает она. Ведь они наносят огромный вред обществу, и, в особенности, своим близким. Нужно хотя бы временно их изолировать. Если внести поправки в закон «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании», можно будет добиться периода длительного периода ремиссии у наркозависимых и больных алкоголизмом, что облегчит лечение болезни в будущем.

Люди, больные хроническим алкоголизмом, редко самостоятельно осознают глубину своей проблемы. Почти каждый из них уверен, что он пьет просто по привычке. Стоит ему только захотеть – и оп-ля – он мигом перестанет пить самостоятельно. И не нужны ему никакие врачи, ведь он совершенно здоров!

Но почему-то пока все дела да случаи: то Новый год, то всевозможные дни рождения, то горе, то радость, то хочется просто расслабиться после работы. А если работы уже нет – ну почему бы не выпить, ведь делать все равно нечего. Причину можно найти всегда. Как говорил герой известного фильма «На игле», причина всегда одна – тебе просто хочется кайфа! Правда, он сказал это о наркотиках, но, как говорят в народе «хрен редьки не слаще». И решение бросить пить все откладывается и откладывается.

Алкоголики никогда не замечают страданий, которые приносят своим семьям. Не обращают внимания на то, что их дети и жены запуганы и зачастую лишены самого необходимого. В доме постоянно скандалы и пьяные дебоши. В семье просто праздник, когда папа приходит с работы трезвым, но это торжество, как правило, длится недолго.

Противники нового закона упирают на свободу личности и непопрание прав человека. Но ведь семьи алкоголиков тоже имеют свои права. Кто же позаботится о них? Приняв новый закон, это сможет осуществить государство!
Систему ЛТП, безусловно, нужно видоизменить, но современной России она нужна обязательно!


Назад в ЛТП

Депутаты Госдумы намерены возродить лечебно-трудовые профилактории. При этом авторы законопроекта предлагают помещать в ЛТП алкоголиков и наркоманов без их согласия, без разрешения их законных представителей и без постановления суда.

Депутаты Госдумы намерены возродить лечебно-трудовые профилактории. При этом авторы законопроекта предлагают помещать в ЛТП алкоголиков и наркоманов без их согласия, без разрешения их законных представителей и без постановления суда.

Алкоголизм и наркоманию в нашей стране депутаты, похоже, собираются искоренять старым проверенным способом, то есть загнать злоупотребляющих граждан в лечебно-трудовые профилактории, наподобие тех, что существовали в Советском Союзе. Соответствующий законопроект был предложен депутатами Астраханской областной думой. Остальные депутаты это предложение поддерживают. По их мнению, «если человек пьян и опасен, его надо лечить принудительно». Кроме депутатов, за принятие нового закона о принудительном лечении ратуют также Наркоконтроль и МВД РФ.

Напомним, что еще в 2005 году, выступая на заседании правительства столицы, прокурор Москвы Анатолий Зуев предложил «возродить существовавшую в стране в прошлые годы систему оказания социальной помощи и реабилитации лицам, находящимся в алкогольной зависимости». По словам прокурора, это позволило бы «сократить число разводов в семьях, уменьшить уровень бытового насилия, а также детской беспризорности». К возрождению лечебно-трудовых профилакториев не раз призывали власти в разных регионах РФ.

На самом деле ЛТП в СССР лечебными учреждениями, по большому счету, не были, а являлись частью пенитенциарной системы. Не случайно они находились в ведении не Минздрава СССР, а МВД. Да и разработаны они были в рамках борьбы с преступностью. Первый лечебно-трудовой профилакторий был открыт в 1964 году в Казахской ССР, затем такие заведения стали открываться в Российской Федерации и других республиках СССР. В марте 1974 года вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков», которым устанавливалось, что в ЛТП должны направляться хронические алкоголики, уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития. Лечение в этих «профилакториях», согласно «Энциклопедии алкоголя», заключалось в назначении больших доз препарата «Антабус» в первый месяц пребывания, что было, по сути, частью наказания за пьянство. Побег из ЛТП подлежал уголовному наказанию.

По мнению специалистов, с ЛТП в Советском Союзе была парадоксальная ситуация, потому что человек, не совершивший уголовного преступления (по существу - больной человек), оказывался лишенным всех прав и свобод. Это усугубляло болезнь и негативно влияло на физическое и психическое здоровье человека. В государственных органах управления неоднократно обсуждался вопрос о передаче ЛТП из МВД СССР в Минздрав СССР. В 1993 году Верховный Совет Российской Федерации принял решение о ликвидации ЛТП, которое вступило в силу с 1 июля 1994 года.

Кстати, попасть в лечебно-трудовой профилакторий во времена советской власти было не так просто. В некоторых случаях люди сами, желая избавиться от недуга, через наркологические диспансеры добровольно оформлялись в лагеря трудового перевоспитания. Но большинство граждан направлялось в ЛТП в принудительном порядке, по решению суда. Сегодня законодатели решили и вовсе обойтись без лишней волокиты. Как пишет газета «Новые Известия», авторы законопроекта предложили разрешить госпитализировать и изолировать от общества хронических алкоголиков и наркоманов «без постановления суда, их согласия и без разрешения их законных представителей. Единственным основанием для принудительного лечения будет являться «систематическое нарушение общественного порядка» указанными гражданами».

Между тем специалисты уверены, что карательными методами проблему пьянства и наркомании победить нельзя. Они говорят, что советский метод ЛТП был неэффективен и практически не оставлял человеку шансов на излечение. К тому же во многих случаях находившиеся в ЛТП лица злостно нарушали режим и даже совершали преступления. Руководитель медицинских программ Фонда «Нет наркомании и алкоголизму» Сергей Полятыкин в интервью газете «Новые Известия» отметил, что для излечения алкоголика или наркомана, очень важно его собственное желание вылечиться. «Нужны квалифицированные специалисты - врачи, психотерапевты, психологи и консультанты, имеющие собственный опыт выздоровления», - заявил эксперт. Поддерживает Полятыкина и психологи. По их мнению, принудительное лечение от наркомании или алкоголизма - нонсенс. По словам психолога Ольги Дроздовой, избавление от зависимости возможно, только если человек сам этого захочет.

Кроме того, некоторые юристы и правозащитники высказывают опасение, что новый закон, если он будет принят, станет удобным инструментом для расправы с неугодными людьми.

Ответить на пост

Я работала в ЛТП. Знаю, что матери и жены был довольны. Они хоть на время.но освобождались от присутствия алкоголика в доме. Кто-то после лечения бросал пить,а кто-то возвращался повторно. Некоторые даже рады были, потому что могли просто каждый день питаться. Они сами зарабатывали, т.к. на территории было производство.Надо возобновить ЛТП.


Почему государство "плюнуло" на пьющих, особенно запойных. Страшная ситуация. Алкоголизм не та болезнь чтоб спрашивать о желании лечиться. Они мучают кто живет рядом, сами мучаются. Если очень захотеть то можно достучаться до сознания пьющего, пропадают хорошие специалисты. Наркологи сидят и ждут когда к ним кто-то явится, наверняка карточки там уже половина умерших. Это не та статься чтоб бюджет пополнять. Его компенсируют и не зависимые от спиртного, пусть не боятся производители. Недавно ушел наш знакомый, церроз печени. Такой парень был, красавец, умница с высшим образованием. Всем пофиг.


Сын все больше и больше пьет,с работы выгоняют,зарпалату домой не приносит,сидит фактически на шее родителей.а ему уже 30 лет.Занимает деньги у дружков.у них круговая порука.все не женатые.ни семьи,ни детей.ничего в жизни не надо,только мозги залить и так и жить с залитыми мозгами.Сколько можно такое терпеть и как мне как матери видеть пьяного.в непотребном виде сына???государство споило детей этим пивом.Кто бежит за Клинским???Все телеканалы призывали к этому и теперь молодежь так и бегает за пивом.У него пивной алкоголизм.Он говорит что все время хочется пива и что такого если я хочу выпить.Как жить с этим и что делать.Лечиться не хочет добровольно,так как не считает себя алкоголиком.говорит,а кто сейчас не пьет,а какой алкоголик скажите мне признает себя таковым,да попробуй ему это сказать и он тебе глаза за это выцарапает.Пора давно принимать меры по лечению за счет государства таких людей,не только изоляции.а настоящего правильного лечения,чтобы уже до такого состояния больше не возвращаться.Гибнет молодежь,работоспособная часть населения.государство не должно быть равнодушным к этому и принять все меры по искоренению алкоголизма.



я своего брата скоро замочу наверное. пьёт уже 12 лет, нигде не работает, ноги не ходят, многие "органы" тоже утратили свои функции, но пить не бросает. лечение помогает, но не больше месяца. кусок стыдобухи. мать плачет ночами. жаль ЛТП отменили. хоть на годик бы его отправить подальше от дружков, водки и от нас


я своего брата скоро замочу наверное. пьёт уже 12 лет, нигде не работает, ноги не ходят, многие "органы" тоже утратили свои функции, но пить не бросает. лечение помогает, но не больше месяца. кусок стыдобухи. мать плачет ночами. жаль ЛТП отменили. хоть на годик бы его отправить подальше от дружков, водки и от нас


Вячеслав

Конечно,как мера изоляции на время.Да.Как лечение-нет.Сосед мой два раза "Лечился",да так и умер,40 не было.А сейчас и сын у меня запойный.А вообще,виновато государство.Не родители и окружающие.


Закон нужно уже давно было принять, все спиваются молодежь, женщины. У меня пьет сын уже 16 лет, превратил нашу жизнь в ад, хождение по инстанциям о его изоляции ничего не дает, хотя бы еще пожить ради младшего сына


Закон нужно вводить скорее! Моя мать сходит с ума от алкоголика мужа и сына, друг другу наливают. Она недавно ушла из дома, снимает квартиру, т.к.после моей свадьбы отец с братом не смогли остановиться. Отец пришел в себя, хочет маму вернуть, а брат и вовсе пропал, хотя временно не пил-5 дней. Не работает нигде, везде выгоняли. З/п пропивает. Отец на пенсии, у него группа на сегодняшний день- рак почки. Пить нельзя, пьет. Оба агрессивных мужика в доме. Мы измучались. И я боюсь за маму, т.к.живу в другом городе.Звоню по 5 раз в день. Поддерживаю материально, как могу. Мы с ней не алкоголички почему-то! Может хоть кто-то услышит, помогите. Брат беспредельщик, куда его деть? Не не хотим, чтобы невинные люди страдали из-за дурака, почему нужно ждать чье-то смерти, какой-нибудь девочки или мальчика. Социально опасных людей нужно изолировать от общества, и гуманизм тут совсем не вписывется. До такой степени довел, что мать уже не рада, что у нее такой сын есть!


как близкого друга вылечить от запоя?

1 июля 1994 года в соответствии с указом президента Бориса Ельцина в России была ликвидирована система лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) для хронических алкоголиков.

В 1972 году после принятия очередных решений партии и правительства о борьбе с пьянством и алкоголизмом Генеральная прокуратура СССР провела проверку лечебно-трудовых профилакториев и пришла к совершенно неожиданным, хотя и вполне закономерным выводам.

Имеющиеся в Прокуратуре СССР материалы свидетельствуют о том, что при исполнении законов о принудительном лечении злостных пьяниц и наркоманов допускается много нарушений. Специальные учреждения для осуществления принудительного лечения — лечебно-трудовые профилактории — организованы еще не во всех союзных республиках. В Армянской ССР Указ о принудительном лечении злостных пьяниц и наркоманов принят 26 мая 1971 г., а в Азербайджанской ССР — 26 августа 1965 г., однако до настоящего времени в этих республиках лечебно-трудовые профилактории не созданы.

Трудовое перевоспитание лиц, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях, должным образом не организовано. В нарушение закона во многих профилакториях не имеется собственной производственной базы, вследствие чего злостные пьяницы и наркоманы выводятся на работу за пределы профилактория на контрагентские производственные объекты и нередко работают там без какого-либо наблюдения за ними со стороны администрации лечебно-трудового профилактория.


В целом по стране из общего числа занятых трудом алкоголиков и наркоманов в I полугодии 1972 г. на собственном производстве профилакториев использовалось лишь 49,8% (в I полугодии 1971 г.— 50,2%). В профилакториях отдельных республик этот показатель еще более низкий: в Эстонской ССР на собственном производстве профилакториев использовалось всего 28,1%, в Молдавской ССР — 29,3%, Туркменской ССР — 33,0%, Белорусской ССР — 38,7%.

Необходимое условие эффективности принудительного лечения — изоляция алкоголиков и наркоманов не обеспечивается, в результате многие из них по-прежнему пьянствуют, нарушают общественный порядок и дисциплину, совершают побеги и другие правонарушения.

Только в I полугодии 1972 г. количество допущенных в профилакториях нарушений режима и дисциплины в сравнении с тем же периодом прошлого года увеличилось почти в три раза и на каждую тысячу среднесписочной численности составило 274 (в I полугодии 1971 г. на каждую 1000 чел. их было 100). В некоторых республиках уровень нарушений режима в ЛТП еще более высокий (РСФСР, Эстонская, Туркменская, Грузинская). Подавляющее большинство допущенных нарушений режима составляет пьянство — 52,1%, а также отказы от работы — 6,8%, мелкое хулиганство — 6,2%.

Слабая изоляция, плохой надзор, недостатки в проведении политико-воспитательной работы способствуют совершению водворенными в лечебно-трудовые профилактории лицами многочисленных преступлений.


Так, если в? полугодии 1971 г. на каждую 1000 чел. среднесписочной численности преданные суду за совершенные преступления в ЛТП составляли 13, то в I полугодии 1972 г. их было 14; в ЛТП ряда союзных республик отмечается еще более высокий уровень преступности: в Эстонской ССР — на 1000 чел. 41, Казахской ССР на 1000 чел.— 33, РСФСР на 1000 чел.— 16. Обращает внимание то, что уровень преступности в ЛТП значительно выше преступности в исправительно-трудовых колониях, где число преданных суду в I полугодии 1972 г. в целом по стране на каждую 1000 чел. составляло 3, Эстонской ССР — 8, Туркменской ССР — 7, РСФСР — 3.

В ЛТП не полностью обеспечивается требование закона о проведении необходимого противоалкогольного лечения злостных пьяниц. В ряде профилакториев (Якутская АССР, Северо-Осетинская АССР) многие алкоголики не подвергались такому лечению иногда по несколько месяцев. Одной из причин этого является недостаточное число в ряде ЛТП врачей-наркологов. Вместе с тем алкоголики, отказывающиеся от добровольного лечения в обычных условиях и направленные именно в связи с этим в профилактории для принудительного лечения, нередко продолжают отказываться от такого лечения и в профилакториях. Однако эффективные меры к таким лицам не применяются.

Предусмотренный законом режим изоляции алкоголиков должным образом также не обеспечивается. В соответствии с установленным порядком лицам, находящимся в ЛТП, может быть в исключительных случаях (стихийные бедствия, смерть родственников) предоставлен краткосрочный, десятидневный, отпуск. Однако администрация многих профилакториев широко практикует предоставление алкоголикам отпусков по различным надуманным мотивам, никак не являющимся исключительными ("обработка огорода", "ремонт жилья", "по семейным обстоятельствам" и т. п.). В результате исключение превращается в правило.

В ЛТП Новосибирской области, например, за неполных шесть месяцев было отпущено в краткосрочные отпуска около 300 алкоголиков из 500 содержащихся в профилактории. Здесь же практиковалось направление алкоголиков в командировки на 3-5 дней. Аналогичные нарушения были установлены в профилакториях г. Киева, Николаевской, Омской областей, Приморского края и некоторых других. Алкоголики в отпусках пьянствуют, совершают антиобщественные поступки, нарушают сроки возвращения из отпуска либо возвращаются принудительно, причем нередко после поступления жалоб от родственников.

Администрацией многих ЛТП нередко представлялись к сокращению срока пребывания в профилактории злостные пьяницы, недостаточно изученные, без учета устойчивости оказанного на них лечебно-трудового и воспитательного воздействия либо вообще из числа нарушителей режима.

Неизлечившиеся алкоголики, досрочно освобожденные из профилакториев, продолжают систематически злоупотреблять спиртными напитками, злостно нарушают общественный порядок, что вынуждает вновь направлять их в лечебно-трудовые профилактории. Возврат таких лиц в ЛТП весьма значителен и не только не сокращается, а даже возрастает. Если в I полугодии 1971 г. возврат в ЛТП лиц, ранее отбывавших принудительное лечение, составлял 11,3%, то в I полугодии 1972 г. их число увеличилось до 12,3%. Еще более значителен их возврат в Украинской ССР — 18,4%, Белорусской ССР — 24,4%, Узбекской ССР — 19,0%, Латвийской ССР — 27,2%, Таджикской ССР — 22,5%, Эстонской ССР — 18,1%, Туркменской ССР — 21,4%.


Отдельными работниками ЛТП допускались факты недобросовестного отношения к исполнению своего служебного долга, неправильного поведения, злоупотреблений по службе и иные нарушения законности.

В Николаевской области работники профилактория Бинюк и Мансуров неоднократно группами по 5-6 человек привлекали алкоголиков на работы для удовлетворения личных нужд. Алкоголик Иванов, например, в доме Бинюка в течение месяца выполнял обязанности домработника, а у Мансурова работал на огороде.

В ЛТП Ивановской области работник милиции Орлов и прораб Волков на рабочем объекте организовали пьянку совместно с группой лиц, находившихся в этом учреждении на принудительном лечении от алкоголизма.

В ЛТП Курганской области находящиеся на принудительном лечении алкоголики доставили с объекта работы в состоянии сильного алкогольного опьянения контролера Горбунова. Работники милиции УВД Крымской области Соколов и Кучерук, конвоируя в ЛТП Полтавской области трех женщин — Козину, Шустер и Невырягу, систематически с ними в пути пьянствовали. Все они прибыли в профилакторий пьяными. Администрация ЛТП поместила прибывших на ночлег до вытрезвления в одной комнате.


Некоторыми органами милиции материалы и ходатайства общественных организаций и коллективов трудящихся о принятии мер к злостным пьяницам нередко проверяются формально и поверхностно. Не всегда соблюдаются требования закона о направлении в ЛТП лиц лишь из числа уклоняющихся от добровольного лечения или продолжающих пьянствовать после лечения, нарушающих трудовую дисциплину, общественный порядок и правила социалистического общежития, несмотря на принятые к ним меры общественного или административного воздействия. Представляемые милицией в суд материалы нередко недостаточны для решения вопроса по существу, а порой и без квалифицированных медицинских заключений психоневрологических учреждений.

Только судами РСФСР за период 1971 г. из 18 890 рассмотренных материалов по 935 в удовлетворении ходатайств о направлении граждан в ЛТП было отказано, из них возвращено органам милиции на дополнительную проверку — 619, прекращено производством — 310, а по 9 материалам возбуждены уголовные дела.

Вместе с тем в ЛТП часто направлялись лица, не нуждающиеся в принудительном лечении, или такие, которые не могут подвергаться принудительному лечению по состоянию здоровья.

В Мордовской АССР по представлению милиции судом был направлен в ЛТП гр. Кособоков. При проверке прокуратурой этого дела оказалось, что Кособоковым общественный порядок и правила социалистического общежития не нарушались, мерам общественного либо административного воздействия он не подвергался и даже не выяснялся вопрос, являлся ли он алкоголиком.


В Челябинской области (Магнитогорский ЛТП) на принудительном лечении находился гр. Кудряшов. В его деле вместо медицинского заключения имелся чистый бланк, скрепленный печатью и подписями двух врачей. Реквизиты этого бланка оказались не заполнены, однако суд по таким документам направил Кудряшова, как хронического алкоголика, на принудительное лечение в профилакторий.

Многие граждане после помещения их в лечебно-трудовые профилактории вскоре освобождались досрочно в связи с наличием у них различных тяжелых заболеваний.

Только за I полугодие 1972 г. из лечебно-трудовых профилакториев было освобождено досрочно по болезни 2711 чел., или 14,0% к общей численности освобожденных; в некоторых республиках этот показатель еще более значителен: РСФСР — 20,8%, Казахская ССР — 14,5%.

Установлены также случаи, когда органы милиции и суда лиц, совершивших преступления, вместо привлечения к уголовной ответственности направляли в ЛТП (г. Киев, Кировская, Сумская области).

Администрацией отдельных лечебно-трудовых профилакториев в нарушение закона допускались случаи приема и содержания в ЛТП граждан на основании так называемых маршрутных листов с последующей высылкой постановлений судов. Иногда органами милиции направлялись в ЛТП лица, на которых судебные постановления вообще не выносились. Такой факт, например, имел место в ЛТП г. Симферополя в отношении гр. Збанко, который в течение 4 месяцев незаконно содержался в профилактории без постановления суда. Збанко был освобожден только после телеграфного подтверждения об отсутствии на него в суде какого-либо производства.


Органами милиции нередко нарушались установленные законом сроки исполнения постановлений суда о направлении алкоголиков в ЛТП. Установлены случаи, когда алкоголики, подлежащие направлению в ЛТП, часто длительные сроки (от 10 до 30 дней) задерживались милицией в КПЗ (Киевская, Ворошиловградская области, Якутская АССР). В отношении лиц, находившихся на свободе, такие постановления нередко задерживались исполнением в милиции по несколько месяцев (Ростовская, Киевская, Ворошиловградская, Кировская области, Башкирская АССР).

Некоторые суды вопреки закону допускали назначение сроков принудительного лечения ниже низшего предела. В Иркутской области, например, Ангарский народный суд гр. Бабушкина направил в ЛТП сроком на 6 месяцев.

В ЛТП Красноярского края содержался осужденный к лишению свободы Новокрещенов лишь потому, что районным судом Тувинской АССР ему было определено наказание: "один год лишения свободы в ИТК общего режима для алкоголиков и наркоманов". Только через несколько месяцев по протесту прокурора Тувинской АССР этот приговор был изменен и Новокрещенов переведен для отбывания наказания в исправительно-трудовую колонию общего режима.

Органы прокуратуры, осуществляя надзор за законностью в ЛТП, принимали необходимые меры к наведению в профилакториях предусмотренного законом порядка.

В I полугодии 1972 г. прокуроры произвели 195 проверок соблюдения законности в профилакториях (в I полугодии 1971 г.— 177). В целях устранения выявленных нарушений закона прокурорами внесено в I полугодии 1972 г. 82 представления (в I полугодии 1971 г.— 63). По материалам проверок и представлений в несколько раз увеличилось число должностных лиц ЛТП, привлеченных к дисциплинарной ответственности.

Однако эффективность принятых органами прокуратуры мер в ряде случаев еще недостаточна, так как отдельные начальники ЛТП, устраняя одни нарушения законности, вскоре допускают другие: иногда на представления прокуратуры даются отписки вместо принятия реальных мер к обеспечению в ЛТП надлежащего порядка и законности. Прокурором Башкирской АССР, например, министру внутренних дел республики было внесено представление, в котором ставился вопрос об устранении выявленных нарушений законности в Стерлитамакском ЛТП. В представлении особое внимание обращалось на наличие серьезного послабления в режиме содержания алкоголиков, распространенности побегов, пьянства и других правонарушений, а также безнаказанности многих правонарушителей. Это представление было рассмотрено коллегией МВД Башкирской АССР, однако исчерпывающие меры по наведению надлежащего порядка и дисциплины приняты не были. В результате 15 ноября 1971 г. из этого ЛТП совершил побег алкоголик Еркеев, в прошлом пять раз судимый за различные преступления, который в ночь на 18 ноября 1971 г. в г. Ишимбае с особой жестокостью совершил соединенное с ограблением убийство семьи Сумароковых (убил Сумаркова, его жену и их 5-летнюю дочь)...

В целом же, несмотря на принимаемые меры, в работе по назначению и исполнению принудительного лечения имеется еще много нарушений законности, а эффективность принудительного лечения злостных пьяниц остается еще низкой. Значительная часть ранее освобожденных из профилакториев продолжает злоупотреблять спиртными напитками, многие из них нарушают общественный порядок и правила социалистического общежития...


Справка:

Первый ЛТП на территории СССР был создан в 1964 в Казахстане. Передовой опыт быстро заметили, и заведения подобного типа стали открываться в РСФСР и других республиках. В марте 1974 вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». Им устанавливалось, что в ЛТП должны направляться лица, «уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития».

По аналогии с «пятой колонной» контингент ЛТП стали в народе именовать «пятой бригадой». Ныне они остались лишь в Приднестровье и Беларуси.

Фактически ЛТП являлись местом ограничения свободы, где основным методом лечения был принудительный труд больного. В то же время пребывание в ЛТП не считалось тюремным сроком и позволяло временно изолировать алкоголиков и пьяных нарушителей общественного порядка без отправки их в исправительные учреждения .

История

Первый ЛТП на территории Советского Союза был открыт в 1967 году (по другим сведениям - в 1974 году) в Казахской ССР . Затем такие заведения стали открываться в РСФСР и других республиках. 8 апреля 1967 г. вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании злостных пьяниц (алкоголиков)». Им устанавливалось, что в ЛТП должны направляться лица, «уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития». Срок пребывания в ЛТП устанавливался от 6 месяцев до 2 лет, решение о направлении в него принимал местный судья. За побег из профилактория устанавливалась уголовная ответственность .

Нарушения прав лиц, содержавшихся в ЛТП

Положения о лечебно-трудовых профилакториях, принятые в республиках СССР, и нормативные акты МВД СССР распространяли режим принудительного лечения в ЛТП, близкий к режиму отбывания уголовного наказания, на лиц, не совершивших преступных деяний, что обуславливало нарушения их конституционных прав и свобод. Большинство ограничений прав лиц, содержащихся в профилакториях, не вызывалось необходимостью лечения. Лица освобождались из ЛТП не по медицинским показаниям, а по истечении срока содержания, установленного судом.

Как отмечали специалисты в области наркологии, говорить об эффективности «лечения», проводившегося в профилакториях, нет никаких оснований. Кроме того, многие «пациенты» начинали в ЛТП приём других средств, вызывающих изменение психического состояния. Значительная часть лиц, освобождавшихся из ЛТП, сразу после освобождения напивалась до тяжёлой степени алкогольного опьянения . Известный психиатр и нарколог директор Института исследований проблем психического здоровья профессор В. Д. Менделевич пишет, что «эффективность ЛТП близка к нулю. Дело в том, что ЛТП базируются на принципе принуждения - туда приводили людей, закрывали их на замок, но не лечили. В итоге они выходили оттуда и продолжали принимать наркотики». С другой стороны, глава ФСКН В. П. Иванов утверждал, что «эта бюджетно финансируемая отрасль обеспечивала реабилитацию свыше 70 тысяч нарко- и алкоголезависимых человек ежегодно» .

Директор ННЦ наркологии профессор Н. Н. Иванец указывает на ряд крупных недостатков, присущих организации ЛТП: «плохо организованный лечебный процесс с минимальным участием психотерапевтов ; недостаточную реабилитационную работу с больными; организацию трудотерапии зачастую без учета особенностей личности пациента; нередко чрезмерно строгий (фактически тюремный) режим». Он также пишет, что процент длительных ремиссий после лечения в ЛТП был очень низким, нередко наблюдался даже обратный эффект - усиление прогредиентности течения алкоголизма и дальнейшая десоциализация пациента .

Правозащитники в СССР называли лечебно-трудовые профилактории частью советской карательной системы. 25 октября 1990 года Комитетом Конституционного надзора СССР было принято заключение, согласно которому некоторые из норм действовавшего тогда законодательства СССР в этой сфере были признаны несоответствующими Конституции СССР и международным нормам в области прав человека .

В 1994 году система принудительного лечения была отменена в России указом Бориса Ельцина . Эта норма была подтверждена в 2003 году указом Владимира Путина . В настоящее время ЛТП продолжают работать в таких странах бывшего СССР, как Белоруссия , Туркмения и Казахстан . В Белоруссии в 1991 году было принято специальное законодательство, сохраняющее ЛТП как институт, но не предусматривающее обязательного принудительного лечения. Закон действует в отношении алкоголиков и наркоманов, нарушающих законные права и интересы других лиц в связи со злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Фактически речь идет об алкоголиках и наркоманах, которые терроризируют собственные семьи. Суд направляет таких людей в ЛТП в целях изоляции от общества и медико-социальной реабилитации. В противном случае к таким людям следовало бы применять уголовный закон, что далеко не всегда является лучшим способом решения проблемы. Также как и ранее в ЛТП СССР, в современных ЛТП Белоруссии, согласно законодательству Республики Беларусь, применяется обязательное привлечение к труду . По состоянию на 2016 год, в Беларуси действует 9 ЛТП . Из них - 6 мужских (№1 Светлогорск, №4 Витебск, №5 Вселюб/Новогрудок, №6 Дзержинск, №7 Могилёв, №8 Новополоцк) и 3 женских (№2 Староселье, №3 Павловка, №9 Витебск).

Общественное мнение Согласно опросу «Левада-Центр», проведённому в 2015 году, 81 % россиян поддерживают возрождение ЛТП в России .

См. также

Примечания

  1. Принудительное лечение алкоголизма - Освобождение (рус.) . Освобождение. Проверено 14 октября 2015.

Http://сайт/ru/news/66186 2013 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-02T09:44:28+0300 ru http://сайт/files/images/sources/ltp-1.jpg Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»

Правозащитный центр «Весна»

В рамках проведения мониторинга за местами принудительного содержания граждан в Республике Беларусь, Правозащитный центр «Весна» предлагает к вниманию данный материал о системеЛТП, законодательстве о принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, а также практике его применения. В статье также приведен краткий анализ соответствия норм действующего национального законодательства, регулирующих принудительную изоляцию лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, положениям Конституции страны и международным нормам в области прав человека.

I. Исторический контекст

Система, унаследованная от СССР

Первый Лечебно-трудовой профилакторий появился в СССР в 1967 году на территории Казахской ССР. В дальнейшем система ЛТП активно использовалась для принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушающих общественный порядок и правила "социалистического образа жизни". Граждане направлялись в ЛТП по постановлению районных судов сроком от 6 месяцев до 2 лет. Решение суда являлось окончательным и обжалованию в кассационном порядке не подлежало. За побег из ЛТП была установлена уголовная ответственность. Правозащитники в СССР называли ЛТП частью советской карательной системы.
25 октября 1990 г. Комитет Конституционного надзора СССР принял Заключение, в соответствии с которым некоторые нормы действующего тогда законодательства СССР в этой сфере, в том числе и союзных республик, были признаны несоответствующими Конституции СССР и международным нормам в области прав человека. Комитет Конституционного надзора пришел к выводам, что, согласно законодательству, принудительное лечение в ЛТП (т.е. ограничение свободы, близкое к уголовному приговору) распространяется на лиц, которые не совершали никаких преступлений.
После распада СССР система ЛТП была ликвидирована в большинстве бывших советских республик. В 1993 году Указом Президента России Бориса Ельцина лечебно-трудовые профилактории были ликвидированы в России (Указ вступил в законную силу 1 июля 1994 года). В настоящее время ЛТП существуют только в Беларуси, Туркменистане и непризнанной Приднестровской Молдавской Республике.
В Беларуси система ЛТП после 1991 года фактически не применялась. Возрождение практики началось в конце 90-х годов, и в последние годы получило широкое распространение. ЛТП находятся в компетенции Министерства внутренних дел (МВД). Изоляция граждан в ЛТП регулируется Законом Республики Беларусь от 4.01.2010 г. № 104-3 "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", нормами ГПК Республики Беларусь (параграф 12 главы 30 (особое производство) ГПК), Правилами внутреннего распорядка в ЛТП, утвержденными Постановлением МВД от 09.10.2007 г. № 264.

II. Национальные правовые основы

Долгое время процедура направления и содержания в ЛТП регулировалась Законом "О мерах принудительного воздействия в отношении алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц", который был принят Верховным Советом БССР 21 июня 1991 года, с изменениями и дополнениями, которые были внесены в этот Закон в 1994, 2000 и 2008 гг. В декабре 2009 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь был принят новый Закон "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", вступившего в законную силу 4 января 2010 г. Согласно принятому Закону были внесены изменения в ГПК Республики Беларусь, глава 30 которого (особое производство) была дополнена параграфом 12 "Особенности рассмотрения дел о направлении гражданина в ЛТП, продолжения срока пребывания в ЛТП, прекращение пребывания в ЛТП."

Лечебно-трудовой профилакторий - организация, входящая в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

В соответствии со ст. 4 данного Закона, направлению в ЛТП подлежат:

Граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три или более раз привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с действующим Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

Граждане, которые обязаны компенсировать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Не подлежат направлению в ЛТП:

Граждане, не достигшие 18 лет;
Мужчины старше 60 лет;
Женщины старше 55 лет;
Беременные женщины;
Женщины, которые воспитывают детей в возрасте до одного года;
Инвалиды 1 и 2-й групп;

Граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их пребыванию в ЛТП.

В соответствии со статьей 5 Закона, лица, привлеченные три и более раза в течение года к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, направляются в учреждения здравоохранения для обследования и установления диагноза о хроническом алкоголизме или наркомании. Согласно ст. 5 Закона, гражданин имеет право обжаловать данное направление вышестоящему начальнику органа внутренних дел или прокурору, или в суд.

В случае установления диагноза о хроническом алкоголизме, наркомании или токсикомании соответствующее медицинское заключение передается начальнику органа внутренних дел, который в течение 10 дней после его получения выносит предупреждение о возможности направления в ЛТП. Данное предупреждение объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено с вручением письменной копии. Согласно ст. 6 Закона, гражданин имеет право обжаловать вынесенное ему предупреждение вышестоящему начальнику органа внутренних дел, прокурору или в суд.

В соответствии со ст. 7 Закона начальник органа внутренних дел в течение 10 дней после получения информации о привлечении лица, которое было предупреждено о возможности направления в ЛТП, к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих средств, в течение года после указанного предупреждения направляет этого гражданина на медицинское освидетельствование.

Начальник органа внутренних дел или его заместитель в течение 10 дней после получения медицинского заключения о том, что указанный гражданин является больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также о том, что у него отсутствуют заболевания, препятствующие его пребыванию в ЛТП, подают в суд заявление о направлении этого гражданина в ЛТП.

Например. Гражданин А. выражался нецензурно в общественном месте, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения. После этого он был задержан милицией, предстал перед судом и получил административное наказание в виде 15-суточного административного ареста за мелкое хулиганство. Через несколько недель после его освобождения органы внутренних дел задержали его во время распития алкогольных напитков в общественном месте, в результате чего он был оштрафован. После этого, на протяжении года он ещё дважды привлекается к административной ответственности в виде штрафов за появление в пьяном виде, оскорбляющем общественную нравственность в общественном месте. Все эти события произошли в течение года, и районный орган внутренних дел направил его на медицинское освидетельствование в целях установления наличия заболевания алкоголизмом. После получения соответствующего медицинского заключения гр. А в течение 10 дней был официально предупрежден начальником РУВД о возможности его направления в ЛТП, если в течение года после предупреждения он будет привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном употреблением наркотических веществ или других одурманивающих веществ.

В следующий раз, когда его задержат в состоянии алкогольного опьянения за совершенное в таком состоянии правонарушение, и он будет привлечен к административной ответственности в течение года после вынесенного предупреждения, представители правоохранительных органов еще раз доставят гр. А. в больницу, чтобы подтвердить у него наличие хронического алкоголизма. Представитель правоохранительных органов передаст все документы в районный суд общей юрисдикции, который в рамках особого гражданского судопроизводства (согласно ст. 361 - 393.12 ГПК Республики Беларусь) вынесет решение о направлении в ЛТП (изоляции) гр. А. сроком на 1 год. Дело рассматривается с участием прокурора и лица, подлежащего направлению в ЛТП. В случае неявки последнего судья оформляет принудительный привод данного лица в суд. Решение суда по делу может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней. Лицо, в отношении которого рассматривается дело, имеет право пользоваться юридической помощью адвоката.

Таким образом, изоляция в ЛТП не является санкцией за совершение конкретного административного правонарушения, а выносится в связи с болезнью гр. А хроническим алкоголизмом и совершенными им прежде правонарушениями в состоянии алкогольного опьянения, за которые он уже понёс наказание в рамках административного судопроизводства.

Суды, в соответствие со ст. 393.9 ГПК Республики Беларусь, должны рассматривать дела в течение 10 дней, в открытом заседании с участием заинтересованного лица. Лицо может быть представлено адвокатом. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в вышестоящем суде. Согласно ст. 8 Закона срок изоляции в ЛТП составляет 12 месяцев. Однако в ряде случаев, указанных в ст. 55 Закона (наличие нескольких дисциплинарных взысканий, отсутствие в ЛТП более суток без уважительной причины, несвоевременно возвращение в ЛТП из социального отпуска), пребывание гражданина по решению суда может быть продлено на срок до 6 месяцев.

Правовой статус лиц, изолированных в ЛТП, остается непонятным. Они не являются осужденными к лишению или ограничению свободы и не находятся под административным арестом.

Закон предусматривает, что лица, содержащиеся в Лечебно-трудовых профилакториях, пользуются теми же правами, что и граждане Республики Беларусь, но с некоторыми ограничениями. Эти ограничения вытекают из необходимости обеспечения принудительной изоляции и медико-социальной реабилитации с принудительной работой, как это предусмотрено законом. На практике это означает, что лица, содержащиеся в ЛТП, не имеют права самовольно его покидать, обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, за ними устанавливается контроль и надзор. Лица, содержащиеся в ЛТП, согласно ст. 47 Закона, обязаны работать, отказ от трудоустройства или самостоятельное прекращение работы влекут наложение мер дисциплинарного воздействия применительно к таким лицам (размещение в дисциплинарной комнате сроком до 10 суток). Наличие нескольких дисциплинарных взысканий влечет за собой увеличение срока пребывания в ЛТП до 6 месяцев по решению суда. В отношении изолированных лиц используется личный досмотр, досмотр личных вещей. Лицам, которые содержатся в ЛТП, не разрешается держать личные документы, деньги (либо другие запрещенные предметы); администрация профилактория обеспечивает сохранность их личных документов и денег.

Статья 16 Закона предусматривает применение физической силы и специальных средств сотрудниками ЛТП и военнослужащими внутренних войск в отношении изолированных лиц в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

*Конституция Беларуси

В соответствии со статьей 26 Конституции Республики Беларусь, никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не доказана в порядке, установленном законом и вынесеным приговором суда, вступившим в законную силу. Лишение свободы может применяться только к личности, которая была признана виновной в совершении преступления, т.е., если ее вина была подтверждена приговором суда. Тем не менее, продолжительность и условия изоляции в ЛТП во многом сравнимы с лишением свободы, и в соответствии с международным нормами в области прав человека является ничем иным, как лишением свободы.

Статья 14 Конституции устанавливает работу как право, а не как обязанность. Таким образом, принудительное привлечение к труду граждан, предусмотренное Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в полном противоречии с Конституцией Республики Беларусь, поскольку применяется вне рамок исполнения приговора суда в связи с совершенным преступлением.

* Закон "О здравоохранении"

Принудительное лечение лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией, противоречит Закону Республики Беларусь "О здравоохранении". Согласно этому закону, лечение в Беларуси имеет добровольный характер и не является обязательным. Статья 46 предусматривает одно исключение: принудительное лечение страдающих от заболеваний лиц, представляющих угрозу для здоровья населения, и которые отказываются от лечения. В этом случае принудительное лечение назначается решением суда, принятым в рамках специального гражданского производства (ст.ст. 391 - 393 Гражданско-процессуального кодекса). Официальный перечень заболеваний, которые представляют собой опасность для населения, утвержденный Постановлением Министерства здравоохранения в 2002 году. Хронический алкоголизм и наркомания не включен в него.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает еще два исключения из добровольного характера медицинской помощи. Во-первых, оно позволяет осуществлять принудительное лечение по приговору суда, связанном с уголовным преследованием в связи с совершенным преступлением. Этот вид принудительных мер медицинского характера регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Еще одно исключение касается принудительного психиатрического лечения лиц, страдающих психическими заболеваниями, и представляющих собой угрозу для себя либо окружающих.

Принудительные меры медицинского характера, применяемые в ЛТП, находятся за пределами существующих положений, которые предусмотрены законодательством Беларуси, упомянутом выше. Практика принудительных мер медицинского характера, установленных Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в противоречии с Законом Республики Беларусь "О здравоохранении", и нарушает законные права граждан и их личную неприкосновенность.

Такая сверхрепрессивная политика "медико-социальной реадаптации" вызывает особое беспокойство в стране, где деятельность правоохранительных органов вызывает много нареканий. В случае ЛТП эта "реабилитация" применяется к тысячам больных людей (около 4000-5000 человек ежегодно), которые нуждаются в настоящей медицинской или социальной помощи.

На протяжении последних нескольких лет правительство Беларуси ввело ряд новых правил, которые расширили сферу применения этого закона и еще больше ограничили права лиц, страдающих от зависимостей. Например, Декрет Президента № 18 от 24 ноября 2006 года разрешает государству забирать детей из семей алкоголиков или наркоманов без судебного решения. Согласно данному Декрету, такие родители решением районного суда (в рамках гражданского судопроизводства) обязуются компенсировать государству затраты на содержание детей в государственных детских учреждениях и подлежат принудительному трудоустройству. Такие родители получают статус "обязанных лиц", о чем им ставится штамп в паспорте. При систематическом нарушении трудовой дисциплины, связанной с употреблением алкоголя "обязанные лица" подлежат направлению в ЛТП. За уклонение от такой работы эти лица подлежат административному аресту, а затем и уголовной ответственности в виде ограничения свободы с направлением в учреждения открытого типа с обязательным привлечением к труду. Белорусский Президент Александр Лукашенко лично высказался относительно необходимости создания в Беларуси трудовых лагерей для лиц, лишенных родительских прав, и что на таких людей не должны распространяться права человека.

III. Международные стандарты в области прав человека

Закон Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них" и практика заключения граждан в ЛТП, их принудительное лечение и принудительный труд также являются серьезными нарушениями международных договоров в области прав человека, ратифицированных Республикой Беларусь. В частности, они противоречат Статье 8 и Статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (запрет на принудительный труд и право на личную свободу), Статье 6, которая гарантирует "право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или принимает " и Статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (право на наивысший доступный уровень здоровья, которое включает в себя право на свободу от принудительного лечения). Так же данная практика включает принудительный труд, что запрещено Конвенцией № 29 МОТ, подписантом которой является Беларусь и которая определяет принудительный труд как "всякую работу или услугу, к которой принуждается лицо под угрозой какого-либо наказания и которую это лицо не принимает добровольно”. Исключения предусмотрены для работы в результате приговора в судебном порядке, однако в данном случае изоляция в ЛТП выносится судом в рамках гражданского, а не уголовного процесса - т.е., не в связи с совершенным правонарушением или преступлением, что не предусмотрено белорусским законодательством.

Таким образом, Правозащитный центр «Весна» считает, что существующая в стране практика принудительной изоляции граждан, страдающих алкоголизмом и наркоманией, находится в противоречии с международными стандартами в области прав человека, а также нарушает права, гарантированные гражданам Беларуси Конституцией страны.

Выбор редакции
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....

Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...

Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...