Международное публичное право вид отношений. Международное публичное право: состав и нормы регулирования


Одним из основных обязательных платежей налогов, которые уплачивают организации, признается налог на прибыль. Формируется на основании полученных финансовых результатов. Объектом налогообложения служат уменьшенные на величину расходов полученные доходы субъектов.

Налог на прибыль организаций

Любые действующие организации, не использующие льготные режимы налогообложения, признаются плательщиками налога на прибыль. К ним относятся российские и иностранные учреждения, действующие на территории РФ.

Обязанности по начислению данного налога отсутствуют у следующих категорий субъектов:

  • предприятия, имеющие отношение к организации Олимпийских игр 2014 года (до начала 2017 года), организации футбольного ЧМ 2018 года;
  • организации, использующие льготные системы (УСН, ЕСХН, ЕНВД).

Под прибылью понимают полученные за отчетный период экономическим субъектом доходы, уменьшенные на величину произведенных затрат. Поступления могут быть реализационными, то есть полученными в результате основной деятельности (продажа или перепродажа товаров, оказание услуг), и внереализационными (курсовые разницы, проценты по вкладам). При этом не все доходы участвуют в формировании прибыли. Согласно положениям НК РФ, к ним относят:

  • денежные средства, полученные как задаток, аванс;
  • суммы косвенных налогов (НДС);
  • имущество или имущественные права как вклад в УК;
  • средства, полученные как безвозмездная помощь;
  • средства, полученные в результате заключения кредитных договоров, получения займов;
  • целевое финансирование;
  • иные полученные средства, не признающиеся доходом, согласно законодательству.

Большое значение при определении прибыли и расчете последующего налога имеют расходы. Стоит учесть, что в данном случае налогоплательщики вправе принять во внимание лишь экономически обоснованные затраты, имеющие непосредственное отношение к деятельности по получению прибыли.

В качестве расходов учитываются материальные затраты, оплата труда персоналу, арендные, коммунальные платежи, расходы на получение необходимых услуг, оплата себестоимости товаров и прочие.

В целях налогообложения расходы должны быть не только обоснованы с экономической точки, но и документально подтверждены. В ином случае контролирующие органы вправе заявить о неправомерности уменьшения налогооблагаемой базы.

Как и доходы, расходы делятся на реализационные (участвующие непосредственно в основной деятельности, например, закупка товаров, оплата услуг) и внереализационные (оплата банковских услуг, кредитных и заемных процентов).

Методы начисления при расчете налога

Как правило, при определении налога на прибыль большее число субъектов предпочитают использовать метод начисления. Но в то же время НК РФ при некоторых обстоятельствах допускает применение и кассового метода.

Следует напомнить, что при первом способе учета в качестве доходов и расходов берутся операции, фактически совершившиеся. Однако они не всегда сопровождаются непременным движением денежных средств. Оплата за какой-либо товар или услуги, а также прочие расчеты, могут наступить позже. При этом данный факт не влияет на формирование прибыли. При кассовом же методе начисления доходы и расходы признаются непосредственно в момент их оплаты.

Правом на применение кассового метода при расчете налога могут воспользоваться небольшие фирмы, чья ежеквартальная выручка за последний год не превысила в среднем 1 миллион рублей. НДС при расчете не учитывается.

Также необходимо учесть, что кассовый метод для определения прибыли запрещен к применению следующими организациями:

  • банки, кредитные организации, учреждения МФО;
  • участники простого товарищества, договора по доверительному управлению имуществом, инвестиционного товарищества;
  • разработчики новых месторождений углеводородного сырья.

Доходы при кассовом методе

Выручка от перепродажи товаров, реализации продукции собственного производства, оказания услуг признается как доход организации. Момент ее определения зависит от применяемого метода.

Кассовый метод предполагает, что выручка образуется при наличии следующих обстоятельств:

  • фактическое поступление выручки в кассу, на расчетные счета;
  • день получения имущественных прав, иных активов;
  • погашение задолженности перед налогоплательщиками другими способами.

Таким образом, доходами при кассовом методе признается выручка организации, совершаемая по факту.

Расходы при кассовом методе

Если организация выбрала кассовый метод начисления при расчете прибыли, расходы субъекта учитываются иными способами, чем при методе начисления. Проведенные затраты могут классифицироваться как расходы только после их оплаты по факту, при этом неважно, были ли они до этого уже учтены у налогоплательщика.

Для подтверждения материальных расходов (за исключением затрат на приобретение сырья, товаров), расчетов с персоналом кассовым методом необходимо наличие следующих факторов:

  • фактическая оплата задолженности через кассу или расчетный счет;
  • в момент погашения обязательств иным способом.

Затраты на оплату сырья и покупку товаров для перепродажи признаются в момент их реализации. Амортизационные отчисления подтверждаются в момент их начисления. Расходы по оплате налогов учитываются в периоде погашения задолженности.

Расчет налога

Итоговые суммы полученной прибыли определяются в зависимости от применяемого организацией метода учета ―кассового или по начислению. Ниже приведена таблица основных их отличий.

Критерии применения Определение доходов и расходов
Метод начисления Кассовый метод
Кто может использовать Все плательщики налога на прибыль При условии, что средняя ежеквартальная выручка не выше 1 000 000 рублей за последние 4 квартала
Ограничения по применению Отсутствуют Организации, входящие в состав простого товарищества, участники договоров о доверительном управлении имуществом
Определение доходов Дата реализации, перехода прав собственности При фактическом поступлении денежных средств
Определение расходов Образуются по мере их начисления, вне зависимости от фактической оплаты Возникают по факту перечисления денежных средств, также может быть учтен момент отгрузки, погашения обязательств

Выбранный метод необходимо закрепить в учетной политике. Если организация потеряла право на применение кассового метода, то метод начисления требуется начать использовать с начала налогового периода, в котором произошло нарушение.

1. Может ли наша организация использовать кассовый метод учета, если средняя квартальная выручка по итогам прошедших 4 месяцев не превысила 1 миллион рублей, но в 1 из отдельно взятых кварталов ее объем превысил 1,4 миллиона рублей?

Для того чтобы понять, имеется ли возможность использовать кассовый метод расчета при определении прибыли, необходимо воспользоваться данными предыдущих 4 кварталов. Общую сумму выручки за этот период без учета НДС следует разделить на 4. Если полученный показатель окажется менее 1 миллиона рублей, субъекта может применять кассовый метод на законных основаниях.

2. Здравствуйте. Недавно зарегистрировали новую организацию. Режим налогообложения ― общий. Учитывая, что больших денежных средств в качестве выручки от продажи нашей продукции не предвидится, вправе ли мы сразу использовать для удобства расчетов кассовый метод при определении прибыли?

Законодательство не содержит запрета на применение кассового метода расчета непосредственно после регистрации. Учитывая это, допускается применение кассового метода с соблюдением следующих условий: контроль за объемами выручки, организация не должна быть ограничена при выборе метода учета в силу специфики своей деятельности. Если произойдет превышение сумм среднеквартальной выручки, то следует далее использовать уже метод начисления в том периоде, в котором было зафиксировано превышение.

3. Наша организация применяет общий режим налогообложения. Ввиду наличия небольших оборотов, применяется кассовый метод расчета прибыли. В 3-м квартале были уплачены нашим контрагентам существенные суммы в качестве предоплаты за товар. Можно ли учесть эти фактически перечисленные с расчетного счета денежные средства как расход?

Расходами признаются лишь те операции, в результате которых субъект погашает свои имеющиеся обязательства. Суммы, перечисленные авансов, погашением задолженности не являются, следовательно, принимать их в качестве расходов без факта поступления товара (услуги) не получится.

Существует большое количество инструментов, которые позволяют получить представление о текущем положении дел любой организации, если есть начальные данные. Одним из них является кассовый метод. Что он собой представляет? Какая специфика при его использовании есть? Обо всем этом можно узнать из статьи.

Общая информация

Первоначально давайте определимся с тем, что собой представляет кассовый метод учета доходов и расходов. С первого января 2002 года налогообложение организаций может осуществляться по двум вариантам. Первый - метод начисления. Это основной инструмент для большинства субъектов деятельности. Его мы рассматривать не будем. Второй вариант - это кассовый метод. Он менее популярен. Почему именно так?

Загвоздка в том, что организации (кроме банков) могут определить дату возникновения доходов или расходов только в тех случаях, если за четыре квартала выручка без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 миллион рублей за каждый из периодов. К чему это ведёт? А к тому, что кассовый метод учета доходов и расходов позволяет бухгалтеру работать с ними только в момент фактического перемещения денег, когда осуществляется оплата, средства поступают в кассу или на счет. Поэтому организация должна тщательно следить за балансом.

Кассовый метод

Если говорить по-простому, то этой подход, когда доходы и траты считаются в день привлечения средств на счет или их расходования. Работать подобным образом могут индивидуальные предприниматели и компании всех форм собственности, у которых квартальный доход не превышает значения в один миллион рублей. В законодательстве нет четкого требования, что это применимо к каждому месяцу. Главное, чтобы такое среднее значение было получено после суммирования годового подсчета. Хотя здесь есть своя «льготная» категория, которая не может претендовать на использование кассового метода учета доходов.

  1. Кредитные/потребительские кооперативы.
  2. Банки и организации, занятые в микрофинансовом секторе.
  3. Фирмы, регистрация которых была проведена на территории иных государств.
  4. Часть организаций, обладающих лицензиями на недропользование.
  5. Предприятия, что работают в рамках договора доверительного управления.

Специфические моменты

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые выбрали кассовый метод учета расходов и доходов, обязаны закрепить это положение в учетной политике документально на весь будущий налоговый период. При этом хочется обратить внимание, что использование подобного инструментария является исключительно добровольным.

Применение кассового метода не является обязательством субъекта налогообложения. Перейти на его использование можно или во время регистрации, или с начала нового календарного года. В этом случае организации придётся контролировать размер своей прибыли и соблюдать определённые ограничения в договорах, которые заключаются. Конечно, увеличение дохода является приятным и желанным последствием, но это повлечёт за собой изменение формы работы организации.

Рассмотрим пример

Существует общество с ограниченной ответственностью «Калина». Оно хочет изменить свою работу с первого квартала 2018 года и начать считать доходы и расходы кассовым методом. Для этого следует посчитать, соответствует ли выручка ООО «Калина» установленному законодательством пределу. Данные выглядят следующим образом:

  1. І кв. 2017 г. - 0,6 млн р.
  2. ІІ кв. 2017 г. - 0,8 млн р.
  3. ІІІ кв. 2017 г. - 1 млн р.
  4. IV кв. 2017 г. - 1,3 млн р.

Суммируем показатели, и без учета НДС у нас выходит 3,7 миллиона рублей. Ежеквартальная величина равняется 925 тысячам. И на этом простейшем примере видно, что лимит не превышен, поэтому общество с ограниченной ответственностью «Калина» обладает правом использовать кассовый метод.

Работа бухгалтера

Когда выбирается кассовый метод признания расходов и доходов, то всем ответственным работникам предприятия следует не забывать, что законодательством предусмотрено отражение всех движений средств. Как с этим работать? Самое главное законодательное требование - все доходы, которые получает организация, обязаны быть учтены исключительно на дату их поступления. И неважно, что конкретно произошло. Поступили денежные средства за услуги или товары или же в результате перехода имущества и даже взаимозачета - всё это должно быть отображено в соответствующей документации.

Описание расходов

При практическом использовании этого подхода не следует забывать о том, что отражение трат должно быть осуществлено только после того, как они фактически пошли на ту или иную операцию. В этом, казалось бы, простом деле существует ряд тонкостей. Возьмем, к примеру, заработную плату, проценты за кредитные средства или материальные расходы. Эти расходы кассовым методом учитываются сразу, как только были осуществлены. А цену сырья и материалов предприятие может отразить не только сразу после покупки, но и после списания в производство.

Давайте рассмотрим небольшой пример. При налоговом учете ООО «Три дерева» использует кассовый метод. 14 июня 2017 года эта структура закупила материалы для запуска производственного цикла. Общая сумма закупки была на уровне 118 тысяч рублей, из которых 18 т. - это НДС. В тот же день была осуществлена единовременная и полная оплата, а 17 июня материалы стоимостью в 60 тысяч рублей без учета НДС были переданы цеху производства.

И здесь возникает вопрос о том,как эту ситуацию отразить по налогу на прибыль. На самом деле всё просто. Первоначально был оплачен весь объем материалов. День, когда списали их часть, следует брать во внимание, а озвученную цифру в 60 тысяч рублей указывать в расходах. Именно с такой точки зрения и нужно считать налог на прибыль. Кассовый метод на первый взгляд может показаться чем-то довольно сложным, но стоит посидеть и разобраться с тем, что он собой представляет, и никаких проблем не возникнет.

Потеря права работать по этой схеме

В определённых обстоятельствах юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть лишен возможности оформлять свою деятельность по кассовому методу. Поэтому, независимо от желания субъекта, от него придётся оказаться. Само же юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны перейти на метод начисления. Но делать это придётся не сразу, а с наступления нового календарного налогового периода. Итак, ограничения могут возникнуть в таких случаях.

  1. При заключении договора простого товарищества или при передаче имущества в доверительное управление.
  2. Если сумма доходов, что были получены от проведенных сделок и операций, превысила установленный законом лимит.

Во избежание последствий необходимо следить, есть ли право работать по этой схеме. Ведь если для этого не будет причин, то организация может получить штраф от контролирующих органов за нарушения порядка ведения отчетности.

Доходы от долевого участия в других организациях

Часто бывает, что получателем выгод в какой-то структуре является юридическое лицо. А если допустить, что оно использует кассовый метод? Как отображать все изменения и движения денежной массы в этом случае? И у многих в одном аспекте возникает заминка, а именно: когда оформлять доходы? Для многих ответ прост: в дату, когда было получено извещение о прибылях. Но на самом деле оформлять доходы следует на то время, когда произошло фактическое поступление денег на счет в банке или же в кассу организации.

Если выгода приобретается в виде имущества, то необходимо ориентироваться на дату подписания акта приёма/передачи. Также следует учитывать ещё один момент: если источник дохода - это иностранная организация, то взимаемая сумма определяется налогоплательщиком, исходя из размера полученных дивидендов, а также налоговой ставки в 15%. Чтобы избежать дополнительных потерь, следует учитывать международные договоры.

Наиболее неприятный для предпринимателей вариант - это попасть под двойное налогообложение. Если выплачивает дивиденды российская организация, то все выплаты в данном случае регулируются вторым пунктом статьи 275 НК РФ. При этом на партнера возложена задача подсчитать и удержать налог на доходы. Здесь есть подводный камень. При получении средств от российских субъектов экономической деятельности их не рассматривают как внереализационные доходы. Ведь в таком случае придётся дважды заплатить налог на прибыль, первоначально источнику денег, а потом и самому налогоплательщику.

Нюансы

Вот мы и рассмотрели, что собой представляет кассовый метод. Но только в общих чертах. Существует ещё большое количество различных специфических моментов, которые нужно изучать по нормативной документации. В качестве примера напоследок можно рассмотреть работу с иностранной валютой. Если организация получает доход благодаря положительной или отрицательной курсовой разнице, что образовалось вследствие продажи или покупки денег, то указывается дата перехода права собственности на эти материальные ценности.

Когда может возникнуть подобная ситуация? Она имеет место быть, если курс продажи иностранной валюты превышает установленный Банком России. В целом, возможных вариантов специфических случаев великое множество. Кассовый метод - надежный и простой способ учитывать доходы организации, на который стоит обратить внимание.

Учёт доходов и расходов может вестись двумя способами - методом начисления и кассовым методом. Принципиальная разница между ними в том, что при начислении доходы и расходы учитываются в том периоде, к которому относятся. При кассовом методе учета доходов и расходов - когда оплачены. Но существует много нюансов.

Кассовый метод - право или обязанность

Кассовый метод удобен тем, что основной принцип учета - движение денежных средств, то есть не возникает ситуации, характерной для метода начисления, когда работа выполнена, деньги еще не получены, но уже есть реализация, то есть необходимо заплатить налог.

Такой принцип понятен и удобен для небольших организаций или ИП, а также в том случае, если организация работает, предоставляя отсрочку платежа клиентам. И возникает вопрос - кто вправе применять указанную систему учета, а в каких случаях это применение обязательно. Ведь кассовый метод означает, что получение аванса также является доходом и необходимо платить налог, даже если работа еще не выполнена и аванс, возможно, придется вернуть.

В первую очередь необходимо сказать, что применяться кассовый метод может при разных системах налогообложения:

  • общей системе налогообложения (ОСНО),
  • упрощенной системе налогообложения (УСН).

Для УСН альтернативы не существует, применяется только кассовый метод. А в отношении общей системы ситуация другая - это право выбора, которое предоставлено не всем налогоплательщикам. Если метод начисления может применяться любой организацией на ОСНО, то кассовый метод необходимо закрепить в учетной политике и можно применять при ряде ограничений и условий.

Кассовый метод при УСН

Кассовый метод характерен тем, что доход определяется по фактическому поступлению денежных средств в кассу или на расчетный счет. Кроме того, доход будет считаться полученным, если обязательство по оплате погашено другим образом - зачетом, отступным, новацией. Но даже в этом случае будут считаться те доходы, которые фактически получены в результате этой операции. Например, если достигнуто соглашение погасить долг за выполненные работы и отступное меньше, чем сумма задолженности, в доходах будет отражена фактически полученная сумма по отступному, а не та, которую должны были заплатить.

Важной особенностью учета доходов при кассовом методе является тот факт, что полученные авансы тоже учитываются как доход. Очевидно, что аванс может быть возвращен - клиент можете передумать, организация может не выполнить свои обязательства, то есть ситуация с возвратом аванса достаточно часто возникает. И в этом случае специально оговорено, что если аванс впоследствии возвращается, то доход можно уменьшить (абз. 3 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Но при этом надо учитывать, что уменьшить можно доход, полученный по этой системе — УСН. То есть если в периоде возврата аванса дохода нет или организация перешла на другую систему налогообложения, например ЕНВД, то уменьшить доход будет проблематично (Письмо Минфина РФ от 06.07.2012 N 03-11-11/204).

Расходы также учитываются по кассовому методу (п. 2 ст. 346.1 НК РФ), то есть по мере оплаты или погашения задолженности. Но при этом в отличие от признания доходов факта оплаты недостаточно. Расходом может быть признано только исполненное обязательство поставщика - поставлен товар, выполнена работа или оказана услуга, при этом оплата является обязательным условием. То есть аванс учитывать в расходах нельзя. При этом в отношении ряда расходов установлены особенности признания расходов. Например, товар для перепродажи можно учесть в расходах только после реализации этого товара (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Перечень расходов приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ , при этом расходы должны соответствовать общим критериям расходов, установленным гл. 25 НК РФ .

Кассовый метод при ОСНО

Условия применения и ограничения установлены п. 1 ст. 273 НК РФ , в частности, не могут применять кассовый метод при ОСНО:

  • банки;
  • микрофинансовые организации;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • участники договора доверительного управления имуществом;
  • участники договора простого товарищества.

Помимо ограничений по видам деятельности общее ограничение, установленное п. 1 ст. 273 НК РФ для всех организаций, - выручка без НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не должна превышать 1 млн руб. за каждый квартал.

Это означает, что каждый квартал необходимо анализировать полученную выручку за предыдущие периоды и рассчитывать среднюю величину. При этом календарный год не является периодом отсчета, в расчет принимаются любые кварталы подряд, то есть для подтверждения права применения кассового метода в третьем квартале надо брать для расчета данные 1, 2 квартала текущего и 3, 4 кварталов предыдущего годов. И если суммарно выручка будет превышать установленную величину, то налогоплательщику необходимо будет применять метод начисления начиная с 1 января (п. 4 ст. 273 НК РФ).

Расходы в случае применения кассового метода при ОСНО определяются с особенностями, установленными

Международное публичное право самостоятельная отрасль права, регулирующая международные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения.

Сущность любой отрасли права определяется ее предметом, объектом и методом.

Предмет регулирования международного публичного права – отношения суверенных и независимых друг от друга государств.

Объект регулирования международного публичного права – публичные общественные отношения, касающиеся материальных и нематериальных благ, действий или воздержаний от действий.

Методы международного публичного права – совокупность приемов, способов, применяемых при изучении (исследовании) отношений суверенных и независимых друг от друга государств.

Виды методов международного публичного права:

1) политико-правовой (нормы международного права осуществляются субъектами при помощи политических средств;

2) морально-правовой - использование механизма действия морали для реализации норм международного права;

3) идейно-правовой - воздействие на международные отношения через идеологию, упрочение позиций международно-правового сознания, разъяснение целей, принципов и норм, создание убежденности в необходимости их осуществления;

4) организационно-правовой - принятие организационных мер по реализации норм международного права как внутри государства, так и в международных отношениях;

5) специально-правовой - применение специфических правовых средств воздействия на международные отношения.

Освоение студентами (будущими юристами) дисциплины «Международное право» позволяет им понять специфику отрасли права, в которой творцами международно-правовых норм является не какой-то наднациональный орган, а сами субъекты международного права путем свободного согласования воль суверенных государств. Важность дисциплины диктуется и кризисными явлениями в международных отношениях, связанными с формированием элементов однополярного мира.

Учебный курс «Международное публично право» способствует формированию у студентов понимания того, что международное сотрудничество государств в условиях новых глобальных проблем современности (международного терроризма, экологической и продовольственной безопасности, роста народонаселения и др.) возможно только на основе общепризнанных и проверенных временем принципов и норм международного права.

Вплоть до Второй мировой войны международное право аккумулировало нормы международного публичного и частного права. Тем не менее уже в начале XX в. наметился процесс стремительного роста принципов и отраслей международного частного права. После Второй мировой войны международное право как бы распалось на две части: международное публичное право и международное частное право. Термин «международное публичное право» закреплен в ст. 38 Статута Меж­дународного суда ООН, а также в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о прогрессивном развитии международного права и его кодифика­ции от 11 декабря 1946 г. В преамбуле этой резолюции указывается на необходимость тщательного и всестороннего изучения всего, что было уже достигнуто в области развития международного права и его кодификации, а равно «изучения проектов и деятельности официальных и неофициальных учреждений, направляющих свои усилия для содействия прогрессивному развитию и формулировке публичного и частного международного права» Однако и самом Уставе ООН при­меняется термин «международное право» (ст. 13).



В Положении о Комиссии международного права (КМП), утвер­жденном на II сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 ноября 1947 г., указано, что КМП занимается преимущественно вопросами международного публичного права.

Международное право, можно определить как систему юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, создаваемых путем согласования воль участников этих отношений и обеспечиваемых в случае необходимости принуждением, которое осуществляется государствами, а также международными организациями1. Данное определение является общепризнанным. Отметим вместе с тем, что правом на принудительное обеспечение выполнения норм международного права обладают практически все субъекты международного права.

Международное публичное право наиболее тесно соприкасается с международным частным правом. Выражение «международное частное право» (Private international law) впервые применил американский судья Дж. Сторн в 1834 г. Субъектами обеих отраслей являются государства, международные межправительственные организации и в отдельных случаях транснациональные корпорации и даже индивиды. Источниками международного публичного и частного права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Основные принципы международного публичного права являются таковыми и для частного права.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция 1. Международное публичное право - особая правовая система

§ 1. Наука международного публичного права

Предметом науки международного публичного права является исследование сущности и закономерностей развития международно-правовых норм. Она изучает также источники, в которых зафиксированы нормы международного публичного права. В ее задачу входит выявление причин принятия тех или иных норм международного публичного права, их целевого назначения, особенностей, эффективности действия, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.), с внутригосударственным правом.

Она исследует также сущность конкретных международно-правовых институтов, взаимосвязи между ними, тенденции их развития. При этом нормы международного публичного права изучаются в процессе их реализации, в связи с конкретными общественными отношениями, на которые они воздействуют, поэтому в предмет международно-правовой науки входят также международные правоотношения.

Большое внимание уделяется истории развития конкретных международных норм и институтов.

И, наконец, российская наука международного публичного права занимается исследованием зарубежной международно-правовой науки.

Таким образом, предмет российской науки международного публичного права образуют следующие компоненты:

нормы и институты международного публичного права;

отношения, регулируемые этими нормами и институтами;

тенденции развития международно-правовой системы и вопросы ее взаимодействия с внутригосударственным правом;

зарубежная наука международного публичного права.

Российская международно-правовая наука является неотъемлемой частью мировой международно-правовой науки. Вклад отечественных ученых в ее развитие трудно переоценить.

В конце XIX--начале XIX в. В.Ф. Малиновский выдвинул ряд важных положений о международно-правовых мерах охраны международного мира и безопасности, послуживших одними из оснований для разработки права международной безопасности. Примерно в это же время Л.А. Комаровский разработал теоретические основы деятельности международных судов.

В начале нашего столетия В.Э. Грабарь подробно исследовал историю развития международного публичного права, а Ф.Ф. Мартене опубликовал первый в России курс международного публичного права, ставший на многие десятилетия общепризнанным учебником не только у нас в стране, но и за рубежом.

Советская международно-правая наука продолжила традиции русских авторов. Сформировались научные школы в Екатеринбурге, Казани, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, ряде других городов. Мировое признание получили труды Г.И. Тункина, Ф.И. Кожевникова, Д Б. Левина, Д.И. Фельдмана, других ученых. Был издан шеститомный «Курс международного публичного права » (1967--1970).

Советские ученые принимали активное участие в разработке проектов многих международных договоров, являлись членами международных органов.

В настоящее время, несмотря на переживаемые нашим государством трудности, российская наука международного публичного права продолжает оставаться частью мировой международно-правовой науки.

За последнее время опубликовано около десятка учебников и учебных пособий, некоторые из которых выдержали несколько изданий; завершено начатое в 1989 г. издание нового «Курса международного публичного права» в семи томах. В монографиях исследуются теоретические ж тросы международного публичного права, его применение во внутригосударственных отношениях. Выходит большое количество периодических изданий («Государство и право», «Правоведение», «Московский журнал международного публичного права », «Российский юридический журнал» и др.), публикующих материалы по международно-правовой тематике.

На проводимых ежегодно заседаниях Российской Ассоциации международного публичного права обсуждаются проблемы прогрессивного развития международного публичного права, реализации международно-правовых норм.

Российские ученые представлены в Международном Суде ООН, Комиссии международного публичного права, комитетах по правам человека, других международных органах, оказывают существенное влияние на мировую политику, играют важную роль в формировании международной позиции РФ.

§ 2. Международное публичное и международное частное право

Существует несколько точек зрения по вопросу о соотношении международного публичного и международного частного права.

Согласно одной из них, международно-правовая система состоит из двух подсистем: международного публичного права, регулирующего отношения между государствами и другими его субъектами, и международного частного права, регулирующего гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения с участием иностранных предприятий и граждан.

В соответствии с другой точкой зрения международное частное право представляет собой независимую правовую систему и включает в себя нормы как международного публичного права, так и национальных правовых систем.

Третьи ученые считают, что международное частное право -- это подсистема, объединяющая нормы национального права различных государств.

По моему мнению, международное частное право является не самостоятельной правовой системой, а комплексным образованием, включающим в себя как международно-правовые, так и внутригосударственные нормы, регулирующие более или менее однородные отношения. Иными словами, международное частное право -- искусственное образование, объединяющее три группы норм (международно-правовые, нормы права РФ, нормы права иностранных государств) для удобства изучения. Выделение международного частного права отражает объективную тенденцию возрастания роли международного публичного права в регулировании внутренних правоотношений в РФ.

Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о международном частном праве как о научной дисциплине, но не как об отрасли международного или национального права или отдельной правовой системе (подсистеме)

§ 3. Понятие публичного международного публичного права

В настоящее время в мире существуют два типа правовых систем -- международное публичное право и внутреннее право государств.

Будучи равнопорядковыми юридическими явлениями и существуя независимо друг от друга, международное публичное право и национальное право отдельных государств имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права.

Во-первых, они представляют собой совокупность юридических принципов и норм (обязательных для субъектов правил поведения), выполнение которых может быть обеспечено принудительно.

Во-вторых, международное публичное право и внутригосударственное право обладают сходной структурой: в этих правовых системах имеются основные принципы, пронизывающие все их правовое пространство; они делятся на отрасли, подотрасли, институты; и, наконец, «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.

В-третьих, и международное право, и внутригосударственное право используют практически одни и те же юридические конструкции и термины. Однако поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, международно-правовые понятия и категории не всегда идентичны имеющимся в национальном праве.

В то же время международное и внутригосударственное право представляют собой самостоятельные системы права. Помимо общих черт имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовой системы. В их числе: отличия по предмету регулирования, способам создания и обеспечения правовых норм, источникам, субъектам права и другим характеристикам.

1) По предмету регулирования.

Как известно, внутригосударственное право призвано прежде всего регулировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Эти отношения, как правило, ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции.

Международное право, напротив, регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного публичного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных организаций, государствоподобных формирований). Правда, в некоторых случаях международное публичное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц, например, правоотношения, возникающие при международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов и т.д. Однако основной предмет регулирования международного публичного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.

2) По способу создания правовых норм.

Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное направление правового регулирования -- «вертикальное», «сверху -- вниз». Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании не участвуют.

Нормы международного публичного права, напротив, создаются «горизонтально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения.

3) По источникам права (формам воплощения международных норм).

Любые правовые нормы зафиксированы в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д.

Международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций.

Необходимо отметить, что в последнее время в российской правовой системе стали активно использоваться источники, сходные по форме с международно-правовыми. Речь идет о соглашениях между органами власти РФ и субъектов РФ, а также договорах субъектов Федерации между собой. Органы власти отдельных субъектов РФ склонны рассматривать данные договоры в качестве международно-правовых. Однако субъекты Федерации не являются субъектами права международных договоров, а регулируемые этими договорами отношения не выходят за рамки чисто внутригосударственных, поэтому указанные соглашения не могут быть признаны международными договорами; они имеют характер источников внутригосударственного права (подробнее см. гл. 4 настоящего пособия).

4) По субъектам права.

Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.

Круг субъектов международного публичного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного публичного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями (подробнее см. гл. 5). В некоторых случаях международно-правовые нормы регулируют деятельность субъектов национального права. Однако правосубъектность этих лиц производна от воли основных субъектов международного публичного права, принявших соответствующие международно-правовые нормы, поэтому они не являются субъектами права международных договоров и не могут рассматриваться в качестве субъектов международного публичного права.

5) По способу обеспечения исполнения норм

Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принудительной силой государства. В международных отношениях отсутствует образование, стоящее над всеми субъектами международного публичного права, «надгосударство», поэтому обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного публичного права (индивидуально или коллективно).

Учитывая вышеизложенное, международное публичное право можно определить как особую систему права -- совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного публичного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

§ 4. Предмет регулирования международного публичного права

Как и любая правовая система, международное публичное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.

К межгосударственным относятся отношения:

1) между государствами;

2) между государствами и нациями, борющимися за независимость.

Международно-правовые нормы направлены, прежде всего на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений -- государствами. Собственно говоря, международное публичное право складывалось и развивалось (до самого недавнего времени) исключительно как межгосударственное.

Что касается отношений между государствами и народами, борющимися за независимость, можно заметить, что они представляют собой по сути как бы «предгосударства» и отношения с ними -- это отношения с будущими государствами, если, конечно, такие государева будут созданы.

Однако международное публичное право регулирует и отношения немежгосударственного характера -- т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время круг участников международного общения чрезвычайно расширился, и многие отношения, например, обеспечение и защита прав человека) перешли из категории дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства, в сферу общих интересов государств.

Международными немежгосударственными являются отношения:

1) между государствами и международными организациязли, а также государствоподобными образованиями;

2) между международными организациями;

3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами -- с другой;

4) между физическими и юридическими лицами.

Иногда предмет регулирования международно-правовых и внутригосударственных норм совпадает, как, например, в отношениях с участием иностранных предприятий и граждан. В этом случае, речь можно вести о комплексном, чаще всего совместном, регулировании определенных правоотношений нормами обеих правовых систем; данные отношения приобретают характер комплексных правоотношений.

§ 5. Функции международного публичного права

Под функциями международного публичного права понимаются основные направления воздействия международного публичного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования.

Нужно сказать, что функции эти многообразны и зависят не только от объекта международно-правовое воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правого регулирования тех или иных сфер отношений.

Основное социальное назначение международного публичного права заключается в организации международных отношений, отвечающей современному уровню человеческой цивилизации. Результатом действия международного публичного права является возникновение, упорядочивание, прекращение или сокращение каких-то отношений.

Собственно юридическими функциями международного публичного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.

Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным.

Второй функцией международного публичного права является регулятивная функция. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушений международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.

§ 6. Система международного публичного права

Международное публичное право как особая система права представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.

Ядро современного международного публичного права, его «конституцию» образуют основные принципы международного публичного права. Основные принципы -- это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они пронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовые нормы, а также поведение субъектов международного публичного права должны соответствовать положениям основных принципов.

Международное право, как и внутреннее право любого государства, подразделяется на отрасли. Отрасли международного публичного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

Например, отрасль «право международной безопасности» регулирует отношения по обеспечению международного мира и безопасности, «право международных организаций» -- порядок создания и деятельности международных организаций, их отношения с другими субъектами международного публичного права и т.д. В качестве «несущей конструкции» каждой отрасли выступают основные принципы международного публичного права, однако каждая отрасль имеет и свои, отраслевые принципы (например, принцип запрещения национального присвоения космического пространства в космическом праве).

Относительно числа и названия отраслей международного публичного права в международно-правовой науке имеется множество точек зрения.

На мой взгляд, в международном праве сформировались следующие отрасли:

право международной правосубъектности (регламентирует правовое положение государств, наций и народов, борющихся за независимость, международных организаций и государствоподобных формирований как субъектов международного публичного права и включает в себя также институты признания и правопреемства);

право международных договоров;

право международных организаций;

право международных конференций и совещаний;

право внешних сношений;

право международной безопасности;

международное гуманитарное право;

международное публичное право в период международных конфликтов;

право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;

международное морское право;

международное воздушное право;

международное космическое право;

международное атомное право;

право охраны окружающей среды;

международное экономическое право.

Отрасли международного публичного права в свою очередь состоят из более простых образований -- подотраслей и институтов.

Международное гуманитарное право, например, образуют две подотрасли: «гуманитарное право в мирное время» и «гуманитарное право в период вооруженных конфликтов». Предмет регулирования этих подотраслей един -- обеспечение и защита прав человека. В период вооруженных конфликтов «включается» в действие целый комплекс не применявшихся в мирное время международных норм о повышенной защите человека в условиях военного конфликта. Эти нормы и образуют подотрасль «гуманитарного права в период вооруженных конфликтов».

Международно-правовой институт -- более мелкий элемент правовой системы. Он представляет собой группу международных норм, регламентирующих более или менее однородные отношения; однако отношения, составляющие предмет регулирования института, хотя и отличаются качественным своеобразием, позволяющим вычленить их из массы других, «не дотягивают» до статуса отраслевых. Примерами могут служить институт гражданства в гуманитарном праве, институт действительности договоров в праве международных договоров и др.

Необходимо заметить, что некоторые отрасли и институты международного публичного права носят комплексный характер: значительная часть норм этих образований входит в состав двух или нескольких отраслей международного публичного права или институтов. Так, нормы института консульской защиты граждан, задержанных в иностранном государстве за совершение преступления, имея свою «основную прописку» (С.С. Алексеев) в отрасли «право внешних сношений», входят в состав и международного гуманитарного права, и права международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Наконец, первичными «кирпичиками», из которых образовано международное право, являются международно-правовые нормы (см. лекц. 2).

§ 7. Основные принципы международного публичного права

Как уже говорилось, «конституцию» международного публичного права образуют его основные принципы. Они представляют собой основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов.

Принципы международного публичного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность.

Все принципы международного публичного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.

Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.

Поскольку основные принципы международного публичного права представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного публичного права.

Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму Так, семь принципов международного публичного права (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Содержание основных принципов было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного публичного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), других международных документах. Применительно к европейским условиям содержание основных принципов было конкретизировано актами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинкским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др.

Рассмотрим содержание основных принципов международного публичного права подробнее.

I. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что:

все государства юридически равны;

все государства должны уважать правосубъектность других государств;

все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных договорах и др.;

территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного публичного права

государства свободно выбирают свои политические, экономические, социальные и культурные системы;

государства обязаны добросовестно выполнять свои международные обязательства.

II. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все государства в между народных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Государства на основе общепризнанных принципов и норм международного публичного права должны добросовестно выполнять свои международные обязательства в отношении поддержания мира и безопасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Запрещается также пропаганда войны.

Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.

Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются законными.

Государства также обязаны воздерживаться от репрессалий, связанных с применением вооруженных сил, от организации и поощрения иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Государства обязаны воздерживаться от насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение.

III. Согласно принципу мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.

Международное публичное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении международных споров играет ООН.

IV. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства:

не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства;

не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а также

не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от. оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

Однако принцип невмешательства во внутренние дела не является абсолютным. Он не затрагивает принудительных мер, применяемых по решению Совета Безопасности ООН для обеспечения международного мира и безопасности (см. гл. VII Устава ООН).

V. Принцип территориальной целостности государств. Государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного публичного права. Никакая оккупация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

VI. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват часта или всей территории другого государства.

VII. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека -- составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружественных отношений и сотрудничества между ними. Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления народом права на самоопределение являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса, свободно избранного народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение.

Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с целями ООН. При этом, однако, государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

IX. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и принципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств государства обязаны добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

§ 8. Кодификация и прогрессивное развитие международного публичного права

Международное публичное право -- постоянно развивающаяся правовая система, в которой активно осуществляются процессы кодификации.

Кодификация международного публичного права -- это более точное формулирование и систематизация международно-правовых норм в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины. Кодификация может быть отраслевой или внутриотраслевой.

Под прогрессивным развитием международного публичного права понимается подготовка проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств.

Важную роль в кодификации и прогрессивном развитии международного публичного права играет Комиссия международного публичного права ООН, деятельность которой регулируется Положением 1947 г. (с последующими изменениями), утвержденным Генеральной Ассамблеей ООН. Комиссия имеет своей целью содействие прогрессивному развитию международного публичного права и его кодификации. Хотя Комиссия занимается преимущественно вопросами международного публичного права, она рассматривает и вопросы частного права. За период своей деятельности Комиссия разработала большое число проектов международно-правовых актов в различных отраслях международного публичного права.

Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты в области права международных договоров, права международных организаций, права внешних сношений, международного публичного права в период вооруженных конфликтов.

наука международный публичный право

Лекция 2 . Нормы международного публичного права. Международные правоотношения

§ 1. Понятие нормы международного публичного права

Международное публичное право (как и внутригосударственное право) состоит из юридических норм. Международно-правовая норма -- это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного публичного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.

Большинство международно-правовых норм создается в два этапа:

2) дача субъектами международного публичного права согласия на юридическую обязательность согласованных правил поведения.

Иногда эти две стадии могут совпадать по времени, скажем, когда международный договор вступает в силу в момент его подписания. В данном случае подписание договора означает окончательное согласование текста договора (правила поведения) и одновременно придание согласованному тексту силы международной договорной нормы.

Отсутствие в международном правиле поведения юридической обязательности позволяет говорить о наличии лишь первого этапа создания международно-правовой нормы.

Вместе с тем существуют международно-правовые нормы, которые создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах (нормах jus coges).

В отличие от внутригосударственного права императивность международно-правовой нормы означает, что она «принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного публичного права, носящей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами, юридическую силу; все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать.

Процесс создания императивной нормы выглядит следующим образом:

1) согласование воль субъектов международного публичного права относительно правила поведения;

2) согласование воль этих субъектов относительно придания данному правилу поведения высшей юридической силы в данной правовой системе;

3) дача субъектами международного публичного права согласия на юридическую обязательность согласованного правила поведения.

Императивные нормы международного публичного права образуют каркас, своего рода «конституцию» в международно-правовой системе и обеспечивают ее внутреннюю согласованность и непротиворечивость. Императивными нормами являются основные принципы международного публичного права, некоторые положения Устава ООН и другие нормы, отступление от которых в международных отношениях недопустимо.

§ 2. Структура норм международного публичного права

В общей теории права признано, что нормы права с точки зрения логико-юридического подхода имеют трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция). В правовой норме содержится прежде всего указание на условие, при котором норма подлежит применению, затем изложение самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила (С.А. Голунский, М.С. Строгович).

Специфика международных отношений заключается в том, что субъекты международного публичного права сами выполняют роль гаранта принятых норм. Меры ответственности и санкции в международном праве отделены от самих правил поведения. Государства и другие субъекты международного публичного права чаще всего сами выбирают меры принуждения из числа допускаемых международным правом по отношению к правонарушителям. Поэтому в отличие от внутригосударственного права международные правовые нормы состоят обычно из двух элементов -- гипотезы и диспозиции.

Гипотеза международно-правовой нормы содержит описание условий, при наличии которых применяется правило поведения. Согласно, например, ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Диспозиция нормы международного публичного права указывает на само правило поведения субъекта международного правоотношения. Так, ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает: лица, утверждающие, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, нарушено, и исчерпавшие все внутренние средства правовой защиты (гипотеза), могут представить в Комитет по правам человека письменное заявление об этом (диспозиция).

Иногда международные нормы состоят лишь из одной диспозиции. Так, ст. 3 Соглашения СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г. определяет, что статус беженца и вынужденного переселенца подтверждается выдачей соответствующего документа.

Санкция как элемент международно-правовой нормы встречается редко. Международные нормы содержат санкции главным образом применительно к правоотношениям частного характера. Например, на основании ст. 36 Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. продавец несет ответственность по договору и по Конвенции за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее. Статья 4 Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. устанавливает ответственность перевозчика за груз.

§ 3. Виды норм международного публичного права

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выделить нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, ж нормы-обязанности, нормы-запреты.

Нормы-принципы устанавливает основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств все государства обязаны добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, других источников международного публичного права. Как уже говорилось, помимо норм-принципов, для всей международно-правовой системы существуют отраслевые нормы-принципы.

Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве. Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г., «таможенное законодательство» (для целей Конвенции) означает все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. каждый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения: «никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, Их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств -- участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств -- участников Соглашения производится по месту жительства.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного публичного права.

Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например. Устав ООН, нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы деиствуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, согллашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного публичного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

§ 4. Реализация международно-правовых норм

Международно-правовые нормы действуют, лишь когда они реализуются. Под реализацией понимается осуществление участниками международных правоотношений установленных в международно - правовых нормах правил.

Юридическими формами осуществления международно-правовых норм являются соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение -- это способ действия главным образом норм-запретов. Устанавливая запрет совершения геноцида (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.), международно-правовые нормы тем самым предписывают субъектам выдерживаться от указанного поведения.

Путем исполнения реализуются чаще всего нормы-обязанности. На основании ст. 3 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. участвующие в Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в Пакте.

Нормы-правомочия осуществляются в форме использования. Например, ст. 29 Конвенции СНГ о правах и основных свободах чёловека 1995 г. закрепляет право граждан принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Применение как форма реализации международных норм сочетает в себе различные поведенческие акты. В соответствии со ст. 1 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов

1956 г. Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции. Указанная норма, с одной стороны, обязывает государства и других участников правоотношений руководствоваться положениями Конвенции, с другой -- предоставляет физическим и юридическим лицам право использовать ее положения в необходимых случаях.

§ 5. Механизм реализации международно-правовых норм

Осуществление международно-правовых норм обеспечивается соответствующим юридическим механизмом. Существуют международно-правовой и национально-правовой механизмы реализации или имплементации (лат. implere -- выполнять) норм.

Международно-правовой ммеханизм имплементации представляет собой совокупность международных средств, обеспечивающих осуществление норм международного публичного права. Его образуют:

система международных конференций, организаций и органов, а также иных структур, на которые возложено осуществление международных норм. Например, в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН вправе принимать меры по обеспечению международного мира и безопасности;

совокупность норм международного публичного права, содействующих осуществлению других международных соглашений. Так, одновременно с заключением Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г. были приняты соглашения между СССР и Бельгией, Италией и некоторыми другими государствами об инспекциях в связи с Договором.

Национально-правовой механизм имплементации составляет совокупность внутригосударственных средств, обеспечивающих реализацию норм международного публичного права, а именно:

система органов государства, участвующих в имплементации международно-правовых норм. Так, Президент РФ, принимая указ о порядке реализации конкретного международного договора, обеспечивает его реализацию во внутригосударственных отношениях;

совокупность норм национального права, обеспечивающих эффективное осуществление внутри страны международно-правовых норм (подробнее см. гл. 7).

§ 6. Международные правоотношения

Результатом реализации международно-правовых норм являются международные правоотношения -- отношения, урегулированные этими нормами.

Состав международных правоотношений образуют субъекты, содержание и объекты.

Под субъектами правоотношений понимаются участники правоотношений, имеющие международные субъективные права и юридические обязанности. Субъектами международных правоотношений могут быть государства, нации, борющиеся за независимость, международные организации, государствоподобные образования, юридические лица (предприятия и организации), физические лица (граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды), т.е. все те лица и образования, чье поведение регулируется нормами международного публичного права.

Субъективное право -- это право, принадлежащее конкретному субъекту международного правоотношения. Субъективное право -это возможное поведение; его реализация зависит от воли субъекта правоотношения.

Юридическая обязанность -- это должное поведение субъекта. Если субъективным правом можно не воспользоваться, то от юридической обязанности участник правоотношения отказаться не вправе.

Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны: право одного участника правоотношения соответствует обязанности другого.

Субъективные права и юридические обязанности направлены на то, что называют объектом правоотношения.

Объектами международных правоотношений могут быть предметы материального мира (территория, имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.).

При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов.

Юридические факты в международном праве -- это конкретные обстоятельства, с которыми международное публичное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.

В зависимости от волевого содержания юридические факты и международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия-- это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).

Существующие международные правоотношения крайне разнообразны.

В зависимости от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международные правоотношения. Регулятивные правоотношения -- это отношения, возникающие на основе норм международного публичного права, устанавливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания правонарушителя,

Можно выделять также материальные и процессуальные правоотношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют процедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.

По субъектному составу различают межгосударственные правоотношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 настоящей главы). По форме различаются международные правоотношения в собственном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотношения -- состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).

По времени существования можно выделять срочные и бессрочные правоотношения (например, при заключении бессрочного договора между государствами).

Лекция 3 . Источники международного публичного права

§ 1. Понятие и виды источников международного публичного права

Нормы международного публичного права всегда существуют в какой-либо форме, зафиксированы в виде определенного правового источника. Источником международного публичного права принято считать форму выражения международно-правовой нормы.

Международно-правовые документы не содержат исчерпывающего перечня источников.

Правда, некоторые ученые (Г.В. Игнатенко, С.А. Малинин) рассматривают в качестве такового ст. 38 Статута Международного Суда ООН, которая гласит:

Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного публичного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

Все ли указанные документы и правила являются источниками международного публичного права? На мой взгляд, на этот вопрос следует дать отрицательный ответ. К источникам международного публичного права могут быть бесспорно отнесены лишь международные договоры и обычаи.

Что понимается в ст. 38 под «общими принципами права, признанными цивилизованными нациями»? В теории международного публичного права однозначного ответа на этот вопрос нет, однако большинство юристов-международников склоняются к тому, что это -- так называемые «юридические максимы» типа: «последующая норма отменяет предыдущую», «специальная норма отменяет общую», «норма с большей юридической силой отменяет норму с меньшей силой», «равный над равным власти не имеет» и т.д. Какова юридическая природа такого рода положений?

Подобные документы

    Частное и публичное право: из истории становления и развития в зарубежных странах и в России. Критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права. Международное публичное и частное право в правовой системе России, проблемы их соотношения.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2011

    Значение взаимодействия международного публичного и частного права, особенности их взаимодействия и проблема соотношения. Анализ проблемы "противоположности" компонентов публичного и частного в международном праве, превалирования первого над вторым.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Частное и публичное право: из истории становления и развития. Критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права. Частное и публичное право в системе РФ: отрасли и правовые блоки. Международное публичное и частное право в России.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2007

    Международное публичное право - правовая система, регулирующая отношения между государствами, организациями и другими субъектами международного общения; источники, функции, основные принципы, кодификация. Российское государство и международное право.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2011

    Понятие международного публичного права, его функции, субъекты и объекты. Причины повышения его роли в современном мире. Основные особенности международного публичного права: особенности объекта, субъекта процессов правотворчества и правоприменения.

    контрольная работа , добавлен 07.02.2010

    Понятие и структура международного публичного права, его основные элементы и взаимодействие. Порядок соотношения международного публичного и частного, национального права на современном этапе. Процедура принятия решения в совете безопасности ООН.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2010

    Направления развития и совершенствования права. Система права, ее структурные элементы и значение. Определение подхода к построению системы права. Публичное и частное право. Характеристика отраслей российского права. Международное публичное право.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Понятие, сущность и основные особенности международного права, международное публичное и частное право, их соотношение. Источники, понятие, структура и реализация, субъекты и принципы, кодификация и прогрессивное развитие, отрасли международного права.

    лекция , добавлен 21.05.2010

    Установление взаимосвязей между правовыми категориями международного и международного частного права. Действие общих принципов международного права в сфере правоотношений с иностранным элементом. Значение международных договоров в их регулировании.

    реферат , добавлен 09.10.2014

    Соотношение международного и внутригосударственного права. Международное публичное и международное частное право. Внешняя политика и дипломатия. Понятие и классификация основных принципов современного международного права. Суверенное равенство государств.

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...