Мобильная GPS навигация на копе. Программы


О навигаторе для копа можно говорить часами. И в своих статьях я уже делал заметки на эту тему. Но как-то так выходит, что периодически на тематических форумах многие начинающие камрады вновь и вновь задают вопросы о выборе навигатора и как им пользоваться на копе.

Чтобы много не писать и не описывать технические моменты разных навигаторов и возможности многих программ, от которых у некоторых коллег буквально «сносит голову», настолько они хороши, я расскажу свою историю. Из неё можно легко понять, как я подошел к вопросу выбора навигатора, почему, и уже на основе всего изложенного сделать для себя какие-то выводы.


Все начиналось стандартно: когда-то я мечтал о кладах, в детстве с друзьями-мальчишками мы прятали монетки, фантики, какие-то железки. Повзрослев, меня захлестнула работа, семья, учеба, быт. В какой-то момент, когда жизнь относительно выровнялась и вышла на уровень, когда все идет достаточно ровно, как-то возникла потребность в новых эмоциях. Не знаю, как Вы, но я не собираюсь просидеть всю жизнь в затворках офиса, занимаясь только заработком и накопительством денег.


А бары, кафе, развлечение периода юности – это уже не то, всё пройдено и сделаны какие-то выводы, так сказать, пришло понимание, что «хорошо, а что – не совсем». В общем, в один из дней я и два моих друга, проезжая мимо одного поля обратили внимание, как какой-то человек чем-то машет в поле, периодически что-то копает. В тот день мы узнали о кладоискательстве, заболели этой темой, и вот уже давно неизлечимо больны поиском.


Первый поиск с металлодетектором

Сначала были простые выходы в поля, спонтанные выходы. После – лес и заброшенные деревни. Интересно, но среди моих друзей определились свои приоритеты в поиске: кто-то любит побродить по распашке, кто-то выискивает старые заброшенные дома и подвалы. Мне же по душе поиск в лесу. Если подойти к вопросу серьезно, то проработав всю зиму с картами, можно найти массу интересных троп, каких-то перекрестков в лесу, интересных мест, да и развалины в лесах встречаются.


Первые мои выходы в лес были не очень удачными. Все дело в том, что если идти по незнакомому лесу, там, где нет троп, а сплошная растительность, то даже с компасом можно поплутать так, что о поиске уже и говорить не придется. И у меня так было. Возможно, сказывается отсутствие специальных навыков, но несколько раз я терялся, причем так, что даже сам начинал уже дергаться по этому поводу.


Кроме того, одно дело найти место для поиска на карте, и другое – определить точку на местности. На карте все смотрится красиво, а вот в лесу – это лес, деревья, кусты. Иногда вообще ничто не выдает того, что тут ранее были люди, была жизнь.


Желание приобрести навигатор

После случая, когда я вышел от машины в 7 километрах (благо, хоть связь была), было четко принято решение о приобретении навигатора. Вот и первый ответ, почему для поисковика нужен навигатор. В моем случае – определяющим было не определение места поиска, а возможность выйти к людям, куда мне нужно, вернуться на исходную точку.


Затем начался процесс выбора навигатора. Поначалу возникло желание приобрести модель, куда можно установить несколько программ (одну из которых необходимо нелегально скачать). Плюс модели в том, что в режиме реального времени можно переключаться между старой и новой картой. Но напрягало пару моментов:


  1. Нет желания «колдовать» над пиратской сборкой.
  2. Мне был нужен навигатор, который бы «жил» от комплекта батарей не менее 6-10 часов.
  3. Так как в лесу сигнал не всегда устойчивый, то я искал модель с ГЛОНАСС и GPS.

Возможно, есть и другие варианты, но в руку мне лег навигатор от всемирно известного производителя Garmin (хотя, у меня уже есть один, данной фирмы). Причем, модель (Etrex 20) поддерживает и спутниковые снимки, но для этого нужно приобретать отдельную подписку. Почитав форумы, изначально возникло желание перепрошить (и потерять гарантию) прибор, чтобы можно было спокойно загружать в него космоснимки.


Но, я решил повременить с этим действом (и правильно сделал), так сказать, немного изучить прибор. Как оказалось, эта маленькая вещица настолько мне подходит, что сейчас я без него в лесу, как без рук (в хорошем смысле слова, понятно, что компас на всякий случай, всегда со мной). Все дело в том, что дома, работая за ПК, с помощью программ транслирующих спутниковые снимки земли, можно без труда определить координаты любой точки. Таким образом, сидя с чашечкой чая, можно не торопясь составить план выхода, вбить все точки в навигатор.


Как Вы понимаете, та же история и со старыми деревнями. Я не занимаюсь «склейкой» карт. Достаточно чисто визуально определить на старой и новой карте хотя бы один объект, который присутствует на обеих картах, и уже внимательно просматривая спутник (играя приближением и удалением), можно с легкостью найти исчезнувший объект, коих в лесах много, поверьте.


Нашли – поставили точку, и будьте уверены, что именно на это место Вы точно выйдете, без всяких дополнительных программ и сложностей. Главное, не забудьте прихватить с собой 1-2 комплекта запасных батарей для навика. Вот и вся хитрость.

Это мой путь, моя копарьская история, именно так я подходил и подошел к выбору навигатора. И уже привык настолько, что другого и не нужно.

Что касается карт для навигатора – это отдельная тема, о чем я коротко обязательно расскажу.

P.S. Да, чуть не забыл: – это лишь инструмент для поиска, который помогает выйти на интересное место. Первостепенно – это анализ карт, которые можно сравнивать с помощью программных средств (я сравниваю визуально), или просто просматривая две карты, которые открыты в разных окнах на ПК (я так и делаю, мне так проще, привычнее).


Кстати, иногда старую карту можно наложить на спутниковое изображение (в настольной бесплатной версии программы от известного «поисковика» в интернете), я к этому методу прибегаю не так часто, хотя он, весьма, и весьма не плох.


Ваш Александр Максимчук!
Лучшая награда для меня как автора - Ваш лайк в социальные сети (расскажите друзьям об этой статье), также подписывайтесь на мои новые статьи (просто укажите в форме ниже свой адрес электронной почты и Вы будете первыми читать их)! Не забывайте комментировать материалы, а также спрашивайте любые интересующие Вас вопросы по поводу кладоискательства! Я всегда открыт к общению и стараюсь отвечать на все Ваши вопросы, просьбы и замечания! Обратная связь на нашем сайте работает стабильно - не стесняемся!

Работа любой спутниковой навигационной системы, будь то американская GPS или российская ГЛОНАСС, основана на работе космических спутников Земли, которые, находясь на околоземных орбитах, собирают и передают пользователю, через систему обработки данных, сведения о его местоположении. В частности работу GPS обеспечивает 24 спутника, которые вращаются на орбитах высотой примерно 17 тысяч километров.

Разрабатывалась и создавалась эта система по заказу Министерства обороны США, которая и сейчас управляет ею. Для использования в гражданском секторе GPS была открыта в восьмидесятых годах двадцатого века и на данный момент, она обеспечивает точно определение координат объектов на поверхности Земли 24 часа в Сутки при любой погоде.

Сам принцип установления местоположения объектов на Земле при помощи системы глобального позиционирования достаточно прост: движущиеся по околоземным орбитам на скорости 3 км/сек. спутники, совершающие при этом два полных оборота вокруг нашей планеты, циклически передают радиосигналы навигации на GPS-приемники, которые при помощи полученных сигналов, определяют на основании метода триангуляции, свои координаты.
Программное обеспечение приёмника постоянно сравнивает время излучения сигнала современен его приёма, получившаяся при этом разность даёт возможность вычислить расстояние до спутника. Это расстояние и кладётся в основу определения местоположения устройства.

Основным назначением системы является определение с высокой точностью скорости и пространственных координат подвижных объектов на поверхности Земли. Использование системы GPS абсолютно бесплатно, вам необходимо будет лишь купить специальный GPS-приемник или оснащённое им устройство. Такой приёмник оснащён антенной, мощным процессором, а так же дисплеем и клавиатурой для управления аппаратом.
Производители GPS-устройств, количество которых превышает 150 компаний по всему миру, производят больше тысячи подобных гаджетов в различном исполнении и разнообразным программным обеспечением.

Принципы выбора GPS-приемника

Для правильного выбора GPS-приемника необходимо в первую очередь определиться для чего именно вы будете использовать это устройство. Исходя из этого, вы и будете подбирать устройство, имеющее необходимые вам функции, например, поддержку электронных карт. Правильный подбор функционала аппарата напрямую связан с расходом денежных средств на его приобретение. Например, существуют случаи, когда устройство планируется применять для работы на соревнованиях по различным видам спорта или на давно известных маршрутах.


В таких случаях можно будет использовать программное обеспечение составляющее маршруты передвижения при помощи компьютера, а карты вам в этом случае не понадобятся.

Кроме функционала, ещё одним критерием подбора GPS-навигатора является размер и вес прибора. Так, если планируется им пользоваться в основном в машине, то вес аппарата принципиального значения иметь не будет и вы можете выбрать устройство с набольшим размером экрана. Навигаторы, предназначенные для эксплуатации в автомобиле, обязательно должны иметь встроенную внешнюю антенну или выход на неё.

Носимыми навигаторами, например, являются eTrex, Geko, GPS 12. Автомобильные - GPSMAP 176 и 276, а так же некоторые другие. Так же существуют и универсальные устройства, так как являются GPS III+ и V, eMap и GPSMAP 76, GPSMAP 60C, Garmin Quest.

Третьим критерием выбора навигатора является наличие на нём цветного экрана. Прибор, оснащённый им дороже, но позволяет значительно более наглядно представить ваше местоположение и маршрут следования. Если же у вас недостаточно материальных средств – вам вполне будет достаточно и обычного монохромного дисплей с четырьмя градациями серого цвета. Близоруким людям рекомендуется приобретать устройство с низким разрешением, например eMap, 3+.

Технические характеристики GPS-навигаторов

При выборе навигатора существуют те технические характеристики, на которые нежно обращать своё внимание. К примеру, такие параметры устройства как количество запоминаемых маршрутов и точек на них для большинства потребителей не имеют абсолютно никакого значения, так как для этого можно применить компьютер. Маршрут же отлично можно создать самостоятельно из трека при помощи программы OziExplorer. А вот что стоит запомнить и на какой показатель стоит ориентироваться, так это количество точек в треке, ведь чем больше таких точек в треке, фиксирующем ваш путь, тем более длинный «след» навигатор запомнит.

Если вам нужен прибор для производства картографических работ, для вас будет важен такой показатель, как объём памяти, он должна быть как можно больше. Так же для такого аппарата необходим универсальный прибор для подключения различных видов карт памяти, которые снимут в принципе вопрос ограничении их объёма.

Если вам нужны какие-либо оригинальные функции или характеристики работы навигатора, лучше всего будет узнать о них у менеджера магазин, в котором вы собираетесь купить навигатор. Например, такой не известный широкой публике показатель как количество поддерживаемых карт в eMap, которое равно 225, отыскать в свободном доступе не так просто. Конечно, такие специфические параметры не заинтересуют покупателя в своей массе, но для специалистов в области эксплуатации GPS-навигаторов она может представлять большой интерес.

Время работы

Продолжительность работы – один из самых важных параметров работы навигатора, Самый большой срок работы показывают аппараты, питающиеся от четырёх элементов «АА», однако развитие технологий энергосбережения привело к тому, что и «двухбатарейные» аппараты практически сравнялись в продолжительности работы без подзарядки или смены батареи. Например, GPSMAP 60C может работать, питаясь от двух элементов «АА», до 30 часов непрерывно.
Эти данные, заявленные производителем, подтверждаются и потребителями, эксплуатирующими навигатор.

Кстати, помимо покупки более дорогого прибора, невостребованные вами функции, такие как барометрический высотометр или магнитный компас, которые использует сравнительно малое количество потребителей GPS-навигаторов, значительно увеличивают расход электроэнергии. Так что ещё раз напоминаем вам, перед покупкой прибора точно определиться для каких именно целей он приобретается.

В том же случае, когда вы совсем не разбираетесь в навигаторах и даже примерно не ориентируетесь в его функциях, вам придётся делать свой выбор на основании соотношении цена/качество. Так же берите во внимание внешний вид и цену модели.

Одним из самых распространенных навигаторов, который используют как неопытные пользователи, так и профессионалы в области навигации, является Gаrmin eTrex Legend. Это малогабаритный и недорогой навигатор, который поддерживает электронные карты и имеет экран высокого разрешения. Из более дорогих моделей, подходящих для новичка, можно назвать GPSMAP 276C, GPSMAP 60CS, Garmin Quest.. Эти навигаторы нового поколения. Они значительно более удобны в эксплуатации, а так же обладают очень интересными функциями, которые значительно облегчают жизнь его владельцу. Впрочем, покупка любого, даже самого отличного навигатора всегда ограниченна финансовыми возможностями покупателя.

Точность определения координат

Приобретая спутниковый навигатор, обращайте так же внимание на такой параметр, как точность определения прибором координат нахождения объекта на местности. Производитель обычно указывает точность до 100 метров. Бывают и более точные приборы, однако, на практике точность определения координат зачастую резко отличается от заявленной на несколько десятков и, даже, сотен метров. Наиболее распространенные случаи падения точности навигаторов происходят тогда, когда все навигационные спутники находятся на одной лини, а так же, когда количество работающих над данной местностью спутников меньше четырёх. Правильной работе GPS-навигаторов мешают так же плохие погодные условия, например мокрый снег, облачность и туман при неудачном размещении спутника.

Даже в том случае, если вы видите вчерашний трек на 100 метров в стороне от сегодняшнего, это ещё не значит, что прибор дефектный и его придётся менять. Это всего лишь означает, что такова точность вашего навигатора и его информация близка к истине. Поэтому при покупке уточните у продавца, сколько спутников «видит» навигатор и каков уровень их приёма. Для определения точности имеет большое значение и расположение спутников относительно горизонта: чем меньше они удалены друг от друга, и ближе к зениту, тем точность ниже.
Так, например, четыре спутника, находящиеся у линии горизонта и удалённые относительно друг друга на 90° дадут самую минимальную погрешность.

Ценовые категории GPS-приёмников

Цена GPS-навигаторов зависит от той категории, к который относится конкретный прибор.
Самыми популярными навигаторами являются устройства диапазоне от 120 до 880 долларов. Обычно это массовые модели ориентированные удовлетворение базового спроса пользователей.

В самую низшую ценовую категорию входят приборы по цене от 120 до 160 $, сюда входят так называемые «приставки», то есть такие GPS-приемники, которые могут работать только совместно и ПК и КПК. Эти приборы не являются в полном смысле слова автономными навигаторами, так как не могут работать без компьютера. Они вышли на рынок как приборы второго поколения и уже успели порядком устареть. Обычно ими пользуются в качестве дополнительных.

Навигаторы ценового диапазона ценой от 140 и до 220 $ ничем особенно не отличаются от устройств низшего ценового диапазона, это тоже простые приёмники без особенных функций. Различия между этим и предыдущим ценовым диапазоном заключаться, в основном во внешнем виде, диаметре экрана и присутствии в навигаторе базы городов. Они обычно выпускаются во влагозащищённом и противоударном корпусе, но есть и неутопляемые модели, например GPS 72, которая просто незаменима для рыбаков и туристов-водников.

В данный момент очень трудно выделить наиболее популярную модель, однако, можно отметить следующие навигаторы.
Geko-101, стоимостью 150 $. Он отличается небольшими размерами, работает от двух элементов питания «ААА», не имеет выхода на внешнее питание, а так же COM-порт. В этой модели нет функции создания маршрутов, а трек содержит только 3 000 точек. Аппарат отлично подойдёт тем туристам, рыбакам, альпинистам, а так же охотникам и путешественникам, так как он обладает малым весом и габаритами.

Навигатор eTrex стоит 170 $, обладает эргомичным дизайном, а его управление рассчитано для левой руки. Питается прибор от двух батарей «АА», трек содержит 1 536 точек. Имеется возможность работы от внешнего источника питания – не более 5 Вт.

Легендарным навигатором из этой ценовой категории можно назвать GPS 12, которая стоит 190 $. Считается самым качественным по приему навигатором из этого ценового диапазона. Однако, весит данная модель имеет большой вес, поэтому она питается от четырёх элементов «АА», что позволяет ей значительно дольше работать по сравнению с другими навигаторами.

Диапазон от 270 до 290$. Это переходный класс, рассчитанный на профессионального потребителя со специальными требованиями. Здесь так же трудно выделить топовую модель, но можно упомянуть eTrex Summit, который стоит 285 $. Эта модель оснащена барометрическим высотометром, встроенным компасом. Отлично подойдёт для спелеологов и альпинистам.

Аппараты стоимостью от 300-480$. Это устройства умеющие поддерживать электронные карты местности и условно можно их отнести к третьему поколению навигаторов. При их выборе необходимо учитывать такой момент: аппараты, произведённые для европейского и иных рынков обладают встроенной картой мира, а выпущенные для американского - только карту Америки. Для дополнительной загрузки карт местности в этих приборах вмонтирована специальная память.

Лидером здесь является, без сомнения, eTrex Legend, который продаётся по 315 $. Навигатор умеет поддерживать карты для чего наделён памятью в 8 Мб. У прибора маленький экран, что можно отнести к недостаткам, зато самый длинный трек в классе – 10 000 точек, что весьма пригодиться автомобилистам.

Наиболее удобным вариантом для всех в этой ценовой категории можно назвать навигатор eMap DLx по 385 $. Устройство имеет разъём для установки карт памяти, причём, карта объёмом 16 Мб уже включена в комплект поставки. Несомненными плюсами гаджета можно назвать большой экран, а так же выход на внешнюю антенну, а минусом – очень короткий трек, всего лишь 2 048 точек и лишённые подсветки кнопки. Корпус прибора пропускает влагу, поэтому на открытом воздухе при наличие осадков его лучше не использовать. Есть в наличие сигнализации, питание которой, как и самого навигатора осуществляется от двух батарей «АА».

Так же хорош навигатор eTrex Vista за 440 $. Он оснащён 24 Мб памяти, магнитным компасом и барометрическим высотометром. Питается от четырёх элементов «АА», а так же внешнего источника на 32 Вт. Из недостатков можно назвать небольшой экран с низким разрешением и короткий трек в 1 900 точек, что компенсируется высоким качеством устройства, а так же количеством дополнительных опций.

Высшей ценовой категорией среди навигаторов считается диапазон цен от 550 до 780$. Здесь безоговорочно лидирует GPSMAP 176 стоимостью 650 $. Это самый удобный и востребованный автомобильный навигатор. Он имеет самый крупный экран из всех рассмотренных нами моделей, который имеет высокое разрешение, а так же удобное управление. Присутствует разъём для установки карт памяти, а так же мощный процессор, который позволяет быстро обрабатывает информацию со спутника и ускоряет процесс «прокрутки» карты. Однако, для него обязательна к использованию внешняя антенна. Питается от четырёх аккумуляторов «АА». Из недостатков можно назвать короткий трек в 2 500 точек.

Отдельно стоить упомянуть новые модели навигаторов, которые продаются в самом широком ценовом диапазоне от 450-880$. Это приборы четвертого поколения eTrex (Legend)Vista Color, GPSMAP 76C(S), GPSMAP 60C(S) и GPSMAP-276С. Они имеют полноценные цветовые экраны TFT, встроенную память от 24 до 128 Мб, USB 2.0, современное меню, автопроложение маршрута и трек в 10 000 точек. Из недостатков таких устройств можно отметить низкое разрешение экрана у некоторых спутников навигаторов, а так же большую стоимость аппарата. Для автомобилистов из навигаторов можно рекомендовать GPSMAP 276C, а для пеших путешествий GPSMAP 60.

Аксессуары к спутниковым навигаторам



Наиболее востребованными аксессуарами для навигаторов являются:
- интерфейсный кабель для соединения навигатора с ПК. Стоит 15-25 $, хотя обычно он входит в комплект большинства приборов;
- «прикуриватель». Он даёт возможность подключить навигатор напрямую к автомобильной бортовой сети, экономя при этом на аккумуляторных батареях;
- кабель обмена данными с бортовым компьютером - 30-35;
- внешняя антенна навигатора, обыкновенная или индуктивная от 45 до 110 $;
- чехлов для навигатора – от 10 до 25 $;
- крепление для автомобиля, велосипеда, мотоцикла. Выполняется обычно виде кронштейна, дающего возможность регулировки аппарата в двух плоскостях для комфортной работы с ним от 30 до 40 $.
- карты памяти для хранения и загрузки карт местности объёмом от 8 до 128 Гб. Стоимость 10 – 100 $.

Использование навигатора GPS

Перед началом использования спутникового навигатора вам необходимо для начала установить его в удобном для вас месте автомобиля, мотоцикла или велосипеда при помощи специального кронштейна или крепления на винтах или присосках. Обычно устройство крепления поступает в продажу вместе с навигатором, поэтому при его установке предпочтительнее пользоваться штатным устройством. Стоят монтировочные кронштейны не дорого - 30-60 $.

В том случае, если ваш навигатор не имеет наружной антенны, его необходимо закрепить так, что бы он оказался как можно глубже под лобовым стеклом. В том случае, если ваш автомобиль имеет систему подогрева ветрового стекла, то навигатор может работать с перебоями. В этом случае вам обязательно придётся использовать наружную антенну.

Так же, в процессе установки необходимо тщательно проверить питание навигатора и, при необходимости, произвести его подключение к бортовой сети автомобиля. Обычно разброс допустимой мощности, потребляемой аппаратом, составляет 6-40 Вт. В комплекте навигатора идёт кабель питания, через который навигатор и подключается к сети. Подключать прибор необходимо, тщательно изучив инструкцию, так как в подключении навигаторов разных моделей есть свои нюансы.
В том случае, если кабель навигатора не подходит к разъему бортовой сети, вам придётся воспользоваться переходниками. При этом не старайтесь приспособить кабели питания от других моделей или использовать телефонные зарядные устройства во избежание короткого замыкания и последующего пожара.

Кроме стационарного питания, практически все модели спутниковых навигаторов имеют возможность работать от аккумуляторов или «пальчиковых» батарей «АА» или «ААА». В том случае, когда совместно с батареями используется внешнее питание, они начинают медленно разряжаться, поэтому рекомендуется их в таком случае извлечь. Дольше всего устройство работает на алкалиновых батареях, которые необходимо менять раз в полгода для сохранности внутреннего аккумулятора.

После установки на место навигатора и подключения его к сети необходимо хорошо изучить инструкцию к прибору и проверить на практике все его функции. Обычно, самые простейшие действия, такие как отметка текущей токи нахождения, прокладка маршрута до запланированной точки, определение координат, не вызовут у вас особых вопросов, но составление сложного маршрута или навигация по уже пройденному пути, составит известную сложность даже для опытного пользователя спутникового навигатора. Так что инструкция к навигатору должна быть всегда у вас под рукой.

Надеемся, что информация, изложенная в нашей статье, поможет всем любителям активного отдыха, а так же профессионалам, нуждающимся в точном определении своего положения на местности, правильно подобрать спутниковый навигатор и правильно его эксплуатировать даже в самых сложных природных условиях.

Много раз повторял, 99% процентов я копаю по монетам. И мой основной источник точек копа это старинные карты. Да, трактиры и постоялые дворы по ним уже копать это не сливки снимать, но хутора легко выдают по 5-15 монет. А их очень много. В последнее время для меня коп на хуторах, это вообще превратился в серийный процесс. Ставишь 10-15 точек в одном районе, выезжаешь и копаешь. Если в течении часа не вылезло ни одной монеты, переезжаешь дальше.

Для такого процесса использую свой небольшой набор программ навигации. На большом компьютере это Ozi Explorer и SASPlanet. В поле на одном телефоне Androzic и на втором мобильная версия Ozi Explorer.

По большому гамбургскому счету, можно и совсем обходится только мобильными версиями. Все тоже самое и прекрасно все работает. Но все равно сначала смотрю на большом ПК, тут экран большой и можно одним взглядом охватить хоть целую губернию.

Программа Ozi Explorer

Лично для меня программа Ozi Explorer, это самый основной инструмент навигации для копа (и вообще ориентирования за городом). Ее смысл и назначение, работа с растровыми (изначально рисованными не на компьютере) картами. Есть картинка карты и она соответствует какой-нибудь сетке координат — ее всегда можно воткнуть в Ozi Explorer и привязать к системе GPS. Даже нарисованная от руки карта может быть использована!

Старые карты для Ozi Explorer у меня есть привязанные листы 3 верстовки и 10 верстовки. Кстати, супер подробные (детализированные) карты ПМГ, Планы Генерального Межевания — хуже всего совпадают с действительностью навигации.


Современные карты для Ozi Explorer. Конечно же это километровка генштаб СССР. Есть некоторые районы 500 метровок. Иногда использую военные карты РККА и немецкие. Но отнюдь не для копа по ВОВ, по ним очень хорошо вычислять хутора которые снесли перед войной (сгоняли в колхозы).


Также есть обзорные карты 5 и 10 километровки. Часто подгружаю созданные самостоятельно, карты спутниковых снимков (делаю с помощью SASPlanet, это очень легко).

Androzic

Непосредственно в поле на копе, в качестве навигатора использую телефон на Андроиде. (бесплатная). Эта программа понимает файлы большого брата Ozi Explorer и имеет практически весь базовый функционал. По крайней мере есть все то, что надо и присутствует в мобильных версиях Ozi Explorer.




Ozi Explorer для WM

Второй телефон у меня на Windows Mobile. Да, согласен, телефоны на Винде унылое говно отстали от жизни но… Как это не неприятно будет для Google (система Андроид от него), у меня телефон на WM на порядок стабильнее чем на Андроиде. И навигация работает быстрее и лучше. Если я поставил на запись трек, на WM могу быть уверен что я ничего не потеряю, и дома смогу детально рассмотреть где я походил. На Андроиде это бабка в платке, может записать а может и не записать.


Второй большой инструмент для работы с картами на большом компьютере. Основное преимущество в том, что SASPlanet качает карты сама (из разных источников) и умеет делать наложение карты. Например векторное обозначение дорог и городов карт Google, на старую карту 10 верстовку Стрельбицкого. Или спутниковые снимки Google, а векторная карта от Яндекс. Плюс мега бонус, все эти наложения можно сохранить в формате для Ozi Explorer.

Когда я писал о списке «Экип на коп», наверно я пропустил пункт мобильный телефон. Но он всегда со мной, еду я на коп или нет, поэтому и не вспомнил. А есть телефон, есть и навигация на копе по старой карте 19 века.

Для поиска с металлоискателем, по большому гамбургскому счету я применяю всего четыре типа карт. Карты генштаба, спутниковые карты, трех верстовка 1860-90 годов, и 10-верстовки 1912 год Стрельбицкий или 1826 год Шуберт. Карты либо уже привязаны и готовы к навигации GPS, либо качаются из просторов интерент. Какие программы навигации я использую на копе с металлоискателем.

Программы

А если со мной есть телефон (у меня их два), значит в нем у меня есть и карты. Телефоны без GPS и возможности навигации уже много лет как игнорирую. Требования у меня к такому девайсу простые. Полноценный GPS, не простой a-gps берущий координаты от мобильных вышек (точность очень приближенная), а именно берущий координаты от спутников. Возможность запустить программу либо Ozi Explorer, либо его аналог работающий с этим форматом растровых карт. Ну может еще экран не совсем маленький, ну это уже не обязательно.

Телефонов у меня два. Один работает на операционной системе Windows Mobile, второй на Андроиде. Для первого есть фирменная мобильная версия программы Ozi Explorer (платная). Для второго применяю программу Androzic (бесплатная).

Программа Ozi Explorer

Изначально, программа Ozi Explorer задала стандарт навигации по растровым (рисованным или сканированным) картам. Сейчас это лидерство давно размыто, появились и другие разработчики программ, но формат карт заданный Ozi Explorer приходится учитывать всем, ибо карт под него сделано много.

Я встречал советский генштаб всего мира, привязанный в Озике… Феерично «полазить» по Арктике или читать восточные, азиатские, африканские названия населенных пунктов на русском языке.


Преимущества Ozi Explorer состоит в том, что есть версия для большого компьютера, есть мобильная версия программы. Все совместимо в любом сочетании. Можно поставить точки копа на большом экране и сохраненный файл перенести в телефон. Можно записанный трек передвижения скопировать на большой компьютер, и вечером спокойно проанализировать свой поход на большом экране.

Программа Androzic

С появлением операционной системы Андроид, разработчик Ozi Explorer очень долго тупил тормозил с мобильной версией для них. Вот и появилась альтернатива монстру, Androzic.

Преимущества Androzic были изначальными. Достаточная простая. И самое главное есть была полная обратная совместимость с форматами Ozi Explorer.

В последнее время производитель Ozi Explorer вдруг почувствовал деньги в мобильной версии под Андроид, и устроил войну всем, кто пытается использовать их форматы карт. Последние версии для конвертации карт шифруют данные, чтобы другие программы не могли их применять. Глупо… Лучше бы шлифовали свой функционал. Кстати, на Андроиде я даже не пытался ставить фирменную программу Ozi Explorer. Androzic работает хорошо, посему лучше быть ему.

Карты

Как и говорил выше, в мобильной навигации на копе я применяю всего четыре типа карт. Генштаб, спутниковые карты, трехверстовки и 10-верстовки.


Генштаб, это чаще советский. Иногда использую карты довоенные РККА, которые либо уже привязаны в Ozi Explorer, либо привязываются за 5 минут. Даже довоенный генштаб имеет одну из лучших точность, которую можно использовать как эталон (например привязать другую карту с использованием базовой карты генштаба).

Спутниковые карты, применяю чаще всего снимки от Google. Можно и Яндекс, но зачастую их снимки по качеству очень низкие. Причем не только в цвете. Можно увидеть районы закрытые облаками, и детализация Google выше. Для загрузки спутниковых карт себе в телефон, использую программу SASPlanet (естественно она сразу создает файлы привязки понятные и для Ozi Explorer, и для Androzic.

Трех верстовки 1860-90 года имеют точность по меньше генштаба. При выходе на копе по карте трех верстовке, можно рассчитывать на погрешность 50-150 метров. Но если представить что в 19 веке не было аеро фото съемки, точность трех верстовки для того времени можно считать фантастической. Где скачать привязанные 3-х верстовки, о них я писал .

3-х верстовка в телефоне. Пошагово с нуля. .

И 10-ти верстовки. Не скажу что так часто пользуюсь ими, и все же для обзора «старинной местности» отлично подходят. Есть большие трактиры (чаще всего каменные и поэтому легко определяемые на местности, по кирпичу), есть большие хутора. Где взять и как применять старые 10-ти верстовки на копе с металлоискателем, писал .

Современная промышленность выпускает огромное количество и реликвий, рассчитанных как на опытных так и начинающих пользователей. Но в практике поисковика, облазившем все окрестные поля, леса, усадьбы и старые здания, наступает момент, когда он чувствует что достиг определенного уровня в своем мастерстве, "набил руку", так сказать, и готов к новым, более сложным поисковым мероприятиям. Но мероприятия эти, как нам всем известно, немыслимы без наличия архивной, изустной (опрос местных жителей) и другой исторической информации, которую поисковики собирают порою не один год. Одним из источников такой информации являются старинные географические карты. Раньше некоторые поисковики занимались тем, что переносили координаты интересных для поиска мест со старинной карты на современную через кальку, потом в широком пользовании появилась программа GoogleEarth и заниматься переносом карт и поиском мест для раскопок стало гораздо легче. Тем не менее, прогресс не стоит на месте - на текущий момент времени появилось много новшеств, облегчающих поиск мест для исследований. Одним из таких новшеств, является спутниковый навигатор. Но казалось бы - что особенного в спутниковом навигаторе, кроме точного целеуказания, как он может помочь при работе с историческими картами? Ответ довольно прост - нужно поставить на прибор дополнительное альтернативное программное обеспечение.

Итак, для эксперимента был приобретен сравнительно дешевый (1790 рублей) портативный (автомобильный) спутниковый навигатор фирмы с говорящим названием Prestigio (Кипр), произведенный естественно в Китае, модель Geovision 4050 .



Приведу его краткие характеристики : процессор Mstar MSB2521A семейства ARM9 с тактовой частотой 500MHz, объем флеш памяти 4GB, объем RAM-128MB, TFT дисплей с тач-скрином, слот для карт MicroSD на 8GB, батарея LI-poly/1050mAh. Прибор оснащен операционной системой Windows CE. NET6.0 и картами Navitel - впрочем как и большинство навигаторов данной ценовой категории. Для работы со старинными картами нам нужно установить программу OZIExplorer для мобильных устройств, но чтобы более полноценно работать с картами нужно установить и версию программы для Windows на свой компьютер. Первое что нужно учесть – это какой процессор у нашего навигатора на базе Windows CE. Процессоры встречаются двух видов в основном - это ARM, но встречаются и MIPS, для того чтобы это узнать достаточно заглянуть в паспортные данные. Затем заходим на официальный сайт www.oziexplorer.com и скачиваем нужное нам ПО в соответствии с моделью процессора навигатора или скачиваем архив статьи берем нужные файлы там. После распаковывания архива на компьютере, появившуюся папку записываем на карту памяти навигатора или на внутреннюю память навигатора.


В меню навигатора заходим в Настройки и указываем путь к OziExplorer.exe , чтобы при запуске навигации запускалась программа Ozi, затем выходим в основное меню и жмем на кнопку Навигация.


Помимо этого, для полноценной работы с программой, нам понадобится keygen и русификатор программы - все это берем в архиве статьи. Если вы являетесь обладателем китайского навигатора, то скорей всего Windows CE не русифицирован (либо русифицирован, но не тем русификатором) и вам потребуется дополнительно скачать и установить русификатор из архива статьи.


Русификация Windows CE. Устанавливаем русификатор на карту памяти и вставляем карту в навигатор. Включаем навигатор, заходим в Настройки, жмем на значок Путь, убираем галочку со значка «запускать автоматически» (если в вашем навигаторе имеется значок выхода в Windows, то можно сразу перейти на карту памяти и запустить Rus_WinCE.EXE ). Далее указываем путь к папке с русификатором и выбираем файл Rus_WinCE.EXE , выходим в основное меню и жмем на кнопку навигация, через несколько секунд ваш навигатор полностью русифицирован. Затем входим в спящий режим, именно в спящий, ждем 30-40 секунд выходим из спящего режима и перезагружаем навигатор. Для отключения Demo режима надо использовать keygen. Если вы уже пробовали безуспешно зарегистрироваться, создав ключ, то надо удалить лицензию, в самой программе - есть опция. Запустить на компе keygen и запустить программу OZI на навигаторе. В появившемся окне ввода имени и серийного номера, снизу указан ID устройства. В keygen набрать имя в формате xxxx-xxxx-xxxx (латиницей), ниже вставить ID и нажать кеу. В программе, в окне ввода кода, вставить имя и сформированный номер (включить клавиатуру нажав на кнопку КВ в окне ввода ключа). По окончании ввода нажать ОК. На экране должно высветится сообщение о том что ключ прошёл. Программа уже не в Demo режиме. Выйти из программы и усыпить навигатор, не выключать. Вывести из сна и выключить навигатор. Теперь русифицируем OziExplorer. Распаковываем, фаил Russian.cel кидаем в папку с OziExplorer. Запускаем OziExplorer заходим File > Help > Change Language в появившемся окне жмем OK и выходим из OziExplorer. При следующей загрузке OziExplorer появится окно выбора языка, выбираем RUSSIAN и наслаждаемся работой в программе на родном языке! Для того чтобы полноценно работать с картами нужно установить программу OZIExplorer и на компьютере. Для этого установите на свой комп эту программу, взятую с официального сайта или из архива статьи. Русифицировать и ставить ключ, отключая демо режим нужно по аналогии с установкой OZI в навигатор (все файлы есть в архиве). Теперь качаем старые карты (с привязкой Ozi, есть в сети, на торрентах), размещаем их в папке Maps, самой программы, туда же в папку Maps надо закинуть и современную карту. Когда качаете файлы смотрите чтобы они имели формат map или ozf (а то не откроются в программе).


Когда все карты будут закинуты в папку maps, запускаете программу, в верхнем ряду нажимаете Файл-загрузить карту из файла - выбираете любую карту и загружаете.


Кликаете мышью на любое место на карте и правой кнопкой "найти карту, указанную курсором " - программа выдает вам карты для этой позиции (старые, новые, все которые, подходят для этих координат).


Теперь можно заниматься наложением, отметкой точек, редактированием и так далее, а затем залить эту карту в папку maps программы OZI на навигаторе - на снимках - карта Менделе 1850года.


Ну а после удачного копа можно и послушать музыку на обратном пути - в навигаторе имеется проигрыватель как музыкальных так и видеофайлов, да и полезно разряжать литий-полимерные аккумуляторы до конца, а потом заряжать с нуля - так они дольше служат. Заряда батареи в автономном режиме хватает примерно на 3 часа - этого вполне достаточно чтобы найти нужную точку. В заключении хочется пожелать вам множество хороших и ценных находок! С вами был Электродыч.

Обсудить статью СПУТНИКОВАЯ НАВИГАЦИЯ ПРИ ПОИСКАХ КЛАДОВ

Выбор редакции
Биография Бродского тесно связана с Лениградом, где 24 мая 1940 года родился будущий поэт. Образ послевоенного Ленинграда сохранился в...

Безмолвные пришельцы из космоса - метеориты - прилетающие к нам из звездной бездны и падающие на Землю, могут иметь любые размеры,...

В предыдущем посте была дана оценка опасности астероидной угрозы из космоса. А здесь рассмотрим, что будет если (когда) метеорит того или...

К методам, широко используемым при изучении генетики человека относятся: генеалогический, популяционно-статистический, близнецовый, метод...
Между творениями первой и второй половин XVIII века проходит четкая граница, и произведения, созданные в начале века, сильно отличаются...
(Пока оценок нет) Имя: Дарья Михайловна Гром (Дарья Снежная)Дата рождения: 21 февраля 1988 годаМесто рождения: Россия, г. Кострома...
Кашель, насморк, простуда - это то, чем ежегодно болеет каждый. Обычно подобные проявления болезни не вызывают серьезных беспокойств. Но...
Если вам снится, что у вас красивые длинные волосы, то вас ждут радостные известия, преданная дружба и благополучие. Мужчине такой сон...
Организм человека всегда старается предупредить о развитии в нём серьезных нарушений путём появления видимых признаков, указывающих на...