Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации. Нарушение правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств как уголовное преступление


Непосредственным объектом данного преступления является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. В качестве второго дополнительного объекта выступают жизнь и здоровье, так как нарушение правил движения, не повлекшее причинение вреда жизни или здоровью человека, относится к административным правонарушениям.

Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Предмет преступления - автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие «другое механическое транспортное средство» частично раскрывается в примечании к данной статье, где говорится о троллейбусах, тракторах и иных самоходных машинах, мотоциклах и других механических транспортных средствах. 1

Содержание термина «механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная машина»; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Таким образом, нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются данной статьей. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

Под признаки ст. 264 УК не подпадает нарушение Правил дорожного движения при управлении боевыми, специальными или транспортными машинами, например, Министерства обороны РФ, МВД России. Нарушение правил вождения этих машин военнослужащими рассматривается как преступление против военной службы и квалифицируется по ст. 350 УК.

Лицо, управляющее транспортным средством или иной самоходной машиной, может нести ответственность по статье 264 УК РФ в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Если же указанное лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации не по статье 264, а по статье 143 УК РФ, а в соответствующих случаях - по статьям о преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества.

Объективная сторона преступления выражается в:

    нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;

    причинении тяжкого вреда здоровью человека;

    причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями.

    Диспозиция ст. 264 УК является бланкетной и отсылает прежде всего к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 с последующими изменениями и дополнениями*(763). Вместе с тем правила эксплуатации транспорта, отдельные особенности перевозок грузов могут регулироваться и другими нормативными актами. К ним относятся, например, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г 1 ; Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденное приказом Министерства транспорта РФ от 9 марта 1995 г. №27 2 .

    Нарушение правил, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта, выражается в нарушении правил безопасности движения и правил, обеспечивающих безопасность эксплуатации транспортных средств.

    Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Оно регламентировано специальным нормативным актом - Правилами дорожного движения Российской Федерации, введенными в действие 1 июля 1994 г. 3 , а эксплуатация транспортных средств - Основными Положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. Кроме того, существуют правила (инструкции, наставления, указания) технической эксплуатации для отдельных видов транспортных средств, учитывающие их специфику, правила перевозки пассажиров и грузов на которых видах и типах транспортных средств, и т.д.

    Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

    Уголовная ответственность по данной статье наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

    Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков, управлении транспортным средством в нетрезвом виде и т.п.

    Эксплуатация транспортных средств запрещается, если: не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы; нарушена герметичность гидравлического тормозного привода; суммарный люфт в рулевом управлении превышает установленные значения; неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача прицепного звена и т.д. Игнорирование указанных запретов образует нарушение правил эксплуатации транспортного средства. Последнее может проявляться и в несоблюдении правил перевозки пассажиров или перевозки груза, правил технической эксплуатации и содержания подвижного состава автомобильного транспорта и др. 1

    Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

    К последствиям преступления согласно закону относится причинение тяжкого вреда здоровью человека; его содержание раскрывается в статье 111 УК РФ.

    Между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями должна существовать причинная связь.

    Правила безопасности движения установлены в целях обеспечения безопасности управления транспортным средством в процессе его движения, т.е. с момента трогания с места и до полной остановки. Так, нарушением правил безопасности движения являются, например, выезд на встречную полосу движения, несоблюдение требуемого скоростного режима на определенных участках дороги, нарушения правил обгона и пр.

    Правила безопасности эксплуатации транспортных средств — это совокупность мер, обеспечивающих надлежащее техническое состояние транспорта и соблюдение установленных правил его эксплуатации. Их нарушение может, например, выразиться в поездке на технически неисправной автомашине, в перевозке людей на транспорте, для этого не предназначенном.

    В литературе поднимался вопрос о том, в чем заключается рассматриваемое преступление: в одновременном нарушении правил безопасности и движения, и эксплуатации или для привлечения к ответственности достаточно нарушения только правил безопасности эксплуатации. Этот вопрос возник в связи с тем, что по делу О. прокурор внес протест о переквалификации деяния по статьям о преступлениях против личности на том основании, что О. нарушил только правила эксплуатации транспортного средства, не нарушив при этом правил движения. Верховный Суд РФ протест отклонил, указав, что ответственность за автотранспортное преступление наступает за нарушение как правил эксплуатации, так и правил движения.

    В доктрине уголовного права предлагалось исключить из диспозиции рассматриваемой нормы указание на нарушение правил эксплуатации транспортных средств и квалифицировать причинение вреда личности при их нарушении по статьям о преступлениях против личности. Однако это мнение не нашло поддержки. Следует заметить, что правила эксплуатации установлены не только в Правилах дорожного движения, но и в некоторых других документах, учитывающих специфику транспортных средств и характер их работы. В тех случаях, когда нарушение этих правил ставит под угрозу безопасность движения, в результате чего наступают указанные в законе последствия, объектом, в первую очередь, является безопасность движения, а не личность. Нарушение же правил технической эксплуатации и иных правил предосторожности, например, при ремонте, заправке горючим, производстве погрузочно-разгрузочных и других работ, посягает на жизнь и здоровье личности, на безопасные условия труда, а не на безопасное функционирование транспорта.

    Так, П. находился на закрепленной за ним машине на территории базы передвижной механизированной колонны. Заведующая складом попросила его с помощью автомашины подтолкнуть ближе к складу стоявший на путях железнодорожный вагон. П. подъехал к вагону и с помощью бревна длиной 2 м 40 см, которое держали грузчики В. и Ф., подавая назад машину, попытался сдвинуть вагон. В этот момент бревно упало на землю, и кузовом автомашины, которая продолжала движение, грузчик В. был прижат к вагону и скончался на месте. Действия П. были квалифицированы по ч. 1 ст. 264 УК 1996 г. Однако машина в данном случае использовалась не как транспортное средство, и П. допустил нарушение правил при выполнении разгрузочных работ. Если бы П. был должностным лицом, его могли бы привлечь к ответственности по ст. 143 УК 1996 г. за нарушение правил охраны труда. При данных обстоятельствах действия П. были переквалифицированы на статью, предусматривающую ответственность за неосторожное лишение жизни.

    Для привлечения виновного к ответственности по ст. 264 УК следует установить факт нарушения правил, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения или эксплуатации. Ответственность возможна, если указанные в законе последствия наступили в результате нарушения конкретного пункта Правил дорожного движения или иного нормативного акта. Отсутствие указания на конкретный пункт нарушенных правил, так же как и ссылка на общие правила предосторожности, влечет прекращение дела по ст. 264 УК. Так, было прекращено дело М. (сбил пешехода) вследствие того, что в обвинительном заключении и приговоре отмечалось такое нарушение Правил дорожного движения, как вовремя не остановился и не предотвратил столкновения, без указания конкретного их пункта.

    Нарушение правил безопасности функционирования транспортных средств, перечисленных в ст. 264 УК, может совершаться путем как действия, так и бездействия. В доктрине уголовного права отмечалось, что чаще всего эти преступления совершаются путем бездействия, когда лицо, управляющее транспортным средством, не выполняет определенные правила, которые вменяются ему в обязанность соответствующими актами. Однако выделить в чистом виде бездействие при управлении транспортным средством крайне трудно, так как зачастую имеет место смешанное бездействие. Например, лицо, управляя неисправным транспортным средством, знало о его неисправности.

    Вторым обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 264 УК, являются указанные в законе последствия: это причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ч. 1), смерть человека (ч. 2) и смерть двух или более лиц (ч. 3). В момент принятия и вступления в силу Кодекса в ч. 1 ст. 264 предусматривалось и такое последствие, как причинение крупного ущерба. Однако Федеральным законом от 25 июня 1998 г. крупный ущерб был исключен из числа последствий, предусмотренных ч. 1 этой статьи. Понятия тяжкого и средней тяжести вреда здоровью даны в ст. 111 и 112 УК.

    В тех случаях, когда в результате нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил безопасности движения и эксплуатации транспорта наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264 УК, действия должны квалифицироваться только по той части, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкие последствия.

    По совокупности преступлений деяния с различными последствиями могут квалифицироваться, если они совершены в разное время и наступившие последствия являлись результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средст 1 .

    Третьим обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 264 УК, является причинная связь между нарушением правил, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта, и наступлением указанных в законе последствий. Установление причинной связи при совершении транспортных преступлений представляет значительную сложность. Наибольшее количество ошибок при квалификации транспортных преступлений — это ошибки в причинной связи (приблизительно каждое третье дело среди отмененных приговоров). 2

    Так, О. осужден за нарушение Правил дорожного движения, повлекшее смерть человека. Следуя по улице пос. Малаховка во время движения задним ходом с одной улицы на другую в нарушение запрещающего это делать пункта Правил дорожного движения, О. не принял всех мер предосторожности и совершил наезд на пересекавшую дорогу М., причинив ее здоровью легкий вред. Однако в результате этого повреждения у М. возникли воспаление, некроз ткани правого бедра и сепсис, от которого она умерла в больнице. По заключению экспертизы причинная связь между причиненным О. повреждением и возникшим впоследствии воспалением налицо, но она не прямая, так как основное значение для неблагоприятного исхода имело предшествующее травме состояние травмированной конечности вследствие гипертонической болезни. Отсутствие прямой причинной связи должно влечь за собой прекращение дела. Ответственность по ст. 264 УК возможна лишь в случае, когда допущенное нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспорта причинно связано с наступлением последствий, предусмотренных этой статьей.

    Установление прямой причинной связи по делам о транспортных преступлениях представляет зачастую особую сложность, поскольку последствия таких преступлений подчас являются результатом взаимодействия нескольких участников дорожного движения, нарушения частично обусловлены состоянием дороги или средств, обеспечивающих безопасность движения, особенностями погоды и пр. Часто сопричинителем последствий транспортных происшествий выступает сам потерпевший. Вина пешехода не исключает ответственности лица, управляющего транспортным средством, если им были нарушены Правила дорожного движения, что повлекло в совокупности с поведением потерпевшего причинение указанных в ст. 264 УК последствий. При отсутствии нарушений Правил дорожного движения ответственность водителя должна быть исключена.

    Так, М. был осужден к пяти годам лишения свободы за нарушения Правил дорожного движения. Его признали виновным в том, что он ехал через перекресток с повышенной скоростью и сбил перебегавшего улицу несовершеннолетнего Б., который от полученного ранения скончался.

    Приговор был отменен по протесту прокурора, и при следующем рассмотрении дела было установлено следующее. М. проезжал через перекресток с дозволенной на этом участке дороги скоростью. Навстречу ему двигалась грузовая машина. Неожиданно сзади встречной машины на расстоянии 1,4 м выбежал подросток Б. М. резко затормозил машину и повернул ее вправо, однако предотвратить наезд не смог, и Б. ударился о левую переднюю часть автомашины. Согласно заключению дорожно-транспортной экспертизы, в сложившихся дорожных условиях у М. не было технической возможности предотвратить наезд, и дело было прекращено.

    Нарушение Правил дорожного движения одним из водителей не освобождает других водителей от обязанности принять зависящие от них меры для предотвращения аварии 1 . Однако водитель не может нести ответственность за аварию, вызванную неправильными действиями другого водителя или аварийным состоянием дороги при отсутствии нарушения им Правил дорожного движения.

    При характеристике объективной стороны преступления определенное значение имеет такой ее факультативный признак, как место его совершения. Законодатель не включил его в число обязательных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК. Однако в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. говорится, что ответственность за рассматриваемое преступление «наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, например, на шоссе, улице, железнодорожном переезде, во дворе, на полевых работах, при движении на территории предприятия» (п. 6) 1 .

    В доктрине уголовного права это разъяснение вызвало возражения. Отмечалось, что на территории предприятия Правила дорожного движения могут не действовать. Это касается, например, внутрицехового транспорта (автокранов, автокаров), безопасность работы которого регламентируется отраслевыми правилами техники безопасности. Однако представляется, что даже при таких обстоятельствах определяющим квалификацию должен служить характер работы. Так, перемещение внутри предприятия самоходного автокрана к месту его работы с нарушением правил безопасности движения может влечь за собой квалификацию по ст. 264 УК в случае причинения указанных в законе последствий. Причинение того же вреда в процессе осуществления этим краном производственного процесса является нарушением правил по технике безопасности или преступлением против личности.

    Наиболее распространенным нарушением Правил дорожного движения являются наезды на пешеходов и велосипедистов. Так, в 2007 г. они составили в Москве более 61% от общего числа дорожных происшествий. Время совершения дорожно-транспортного происшествия также относится к числу факультативных признаков объективной стороны. Однако его установление важно для разработки профилактических мероприятий. Самый высокий уровень аварийности из года в год отмечается в июне-октябре с максимумом в августе. Наибольшее количество ДТП приходится на период от 11 до 18 часов (37,6%) и с 18 до 22 часов (26,3%). 1

    1.2 Субъект и субъективная сторона преступления

    Субъективная сторона транспортных преступлений характеризуется неосторожной виной, которая может быть в виде как легкомыслия, так и небрежности. При легкомыслии виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности лицо не предвидит наступление общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть. При легкомыслии виновный может надеяться на свой опыт, стаж работы, надежность техники и другие объективно существующие обстоятельства, хотя обязанность предвидеть последствия и не допустить их возложена на него правилами безопасности движения. При небрежности он не сознает возможности аварии. При этом как при легкомыслии, так и при небрежности нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения, может быть осознанным и неосознанным. Теоретически неоправданно устанавливать различные формы вины в отношении деяния и его последствий. Закон не требует при совершении неосторожных преступлений установления формы вины в отношении деяния в материальных составах преступления. В нем говорится об осознанности опасности своего поведения лишь при умышленных преступлениях. В неосторожных же преступлениях, согласно закону, учитывается лишь возможность осознания наступления общественно опасных последствий.

    Умышленное нарушение правил безопасности функционирования транспорта, повлекшее указанные в ст. 264 УК последствия, к числу транспортных преступлений не относится. Это преступление против личности, собственности и пр. в зависимости от направленности умысла и наступивших последствий.

    Не является преступлением такое нарушение правил безопасности функционирования транспорта, при котором лицо, управляющее транспортным средством, не должно и не могло предвидеть наступление указанных в ст. 264 УК последствий. Здесь имеет место невиновное причинение вреда (казус).

    Мотив нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта на квалификацию не влияет. Им чаще всего бывает стремление проявить удаль, лихачество, пренебрежительное отношение к таким правилам. Иногда мотивом является производственная необходимость, как ее понимает виновный. Учет характера побуждений лица, толкнувших его на нарушение правил, имеет большое значение при индивидуализации наказания.

    Субъектом рассматриваемого преступления может быть вменяемое, достигшее 16 лет лицо, управляющее одним из видов транспортных средств, перечисленных в ст. 264 УК. В некоторых случаях фактический возраст бывает выше, так как к управлению отдельными видами транспорта допускаются только лица более старшего возраста (например, трамваем).

    При квалификации содеянного по ст. 264 УК не имеет значения, были ли у гражданина водительские права или нет, закреплено ли за ним транспортное средство по работе или является частной собственностью (в том числе и его), допустил ли он нарушение во время исполнения служебных обязанностей либо во внерабочее время.

    Существенным признаком субъекта преступления, предусмотренного ст. 264 УК, является то, что во время совершения такового он управлял транспортным средством. Так, Верховный Суд РФ отменил приговор по делу Б., указав, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК, может быть только лицо, управляющее транспортным средством. Обстоятельства этого дела таковы: Б-ин подъехал на автомашине к зданию и вышел из машины. Затем он крикнул Б., находившемуся в машине на месте рядом с водительским, чтобы тот повернул ключ зажигания и прогрел машину. Б., не проверив, находится ли рычаг переключения скоростей в нейтральном положении или автомобиль стоит на ручном тормозе, повернул ключ зажигания, в результате чего машина резко дернулась и поехала назад, придавив Б-на, который скончался. Б. был осужден по ч. 2 ст. 264 УК. Ошибка суда вызвана неправильным определением признаков субъекта, которым может быть только лицо, управляющее транспортным средством и допустившее нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта в процессе движения.

    Таким образом, субъект рассматриваемого преступления – специальный.

    В практике имели место случаи неправильной квалификации действий лиц, управляющих учебной машиной с двойным управлением. Так, курсант С. выехал с инструктором Г. для практической езды на учебной автомашине ГАЗ-51. В процессе поездки в кузов необорудованной машины с разрешения Г. сели трое граждан. Следуя со скоростью 67,5 км/ч, С. на крутом спуске не справился с управлением, растерялся, а Г. не принял своевременных мер к предотвращению аварии, в результате чего автомашина перевернулась. Один из пассажиров скончался, а двум другим были причинены телесные повреждения. С. и Г. были осуждены по ч. 2 ст. 264 УК 1996 г.).

    Позднее дело С. прекратили по следующим основаниям: хотя С. находился за рулем (до этого с ним было проведено всего два занятия), однако учебной машиной, оборудованной двойным управлением, фактически управлял инструктор Г., который был обязан своевременно выключить сцепление и затормозить машину. Однако Г. в нарушение Правил дорожного движения посадил в кузов не оборудованной для перевозки людей машины трех пассажиров, производил учебную езду на дороге со сложными условиями движения и не выполнил требования Правил о внимательном наблюдении за дорожной обстановкой и своевременном принятии мер к снижению скорости и остановке транспорта 1 .

    Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств предусмотрена законодательством большинства зарубежных стран.

    В уголовных кодексах Узбекистана (ст. 266), Кыргызстана (ст. 281), Таджикистана (ст. 212), Казахстана (ст. 296) рассматриваемый состав преступления сконструирован так же, как в Кодексе РФ, за исключением некоторых квалифицирующих это деяние признаков. Например, в ч. 3 ст. 266 УК Узбекистана в качестве особо квалифицирующих признаков предусмотрены: а) человеческие жертвы; б) катастрофы; в) иные тяжкие последствия.

    Уголовный кодекс Литвы отягчающим обстоятельством нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта признает совершение его в состоянии опьянения (ст. 246). Кроме того, в Кодексе имеется самостоятельная статья об ответственности водителя трактора или другой самоходной машины за нарушение правил безопасности производства работ, повлекшее причинение определенного вреда личности или собственности (ст. 247). Наличие такой статьи позволяет четко разграничить нарушения соответствующих правил водителями самоходных машин при их движении и при использовании для производства специальных работ.

    Уголовный кодекс ФРГ нарушением правил безопасности движения (ст. 315с) признает, во-первых, управление транспортом лицом в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием другого одурманивающего средства, а также лицом, имеющим психический или физический недостаток, лишающий его возможности безопасно вести транспортное средство; во-вторых, непредоставление права преимущественного проезда, нарушение правил обгона, неправильное движение по пешеходным дорожкам, превышение допустимой скорости движения, несоблюдение правил правостороннего движения на участках дороги с пониженной видимостью, неправильный разворот на автобанах или улицах, отсутствие обозначения стоящих или останавливающихся транспортных средств, вследствие чего они становятся плохо видимыми. Такие нарушения признаются умышленными и влекут за собой при наличии угрозы жизни или здоровью другого человека или чужой вещи, имеющей значительную стоимость, наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет или денежный штраф. Более легкое наказание предусмотрено за неосторожное поставление в опасность или неосторожное деяние. Таким образом, в перечне ст. 315с УК ФРГ нашли отражение наиболее опасные и частые нарушения правил безопасности движения.

    В Уголовном кодексе Польши в гл. XXI «Преступления против безопасности движения» также предусмотрена ответственность за умышленное нарушение правил безопасности движения сухопутного транспорта, если такое нарушение угрожает жизни или здоровью многих людей либо имуществу в больших размерах (ст. 173, ч. 1). Наказание зависит от того, действовал ли виновный умышленно или неумышленно, от тяжести последствий. Наказание в соответствии со ст. 178 назначается за указанное преступление в размере до верхнего предела, установленного в санкции наказания, увеличенного наполовину.

    Более строгая ответственность за управление автомобилем или мотоциклом лицом, находящимся под влиянием токсических, наркотических или психотропных веществ, а равно алкогольных напитков, предусмотрена законодательством Испании.

    Детально регламентирована ответственность за транспортные преступления в Дорожном кодексе Франции.

    В доктрине российского уголовного права неоднократно высказывалось пожелание предусмотреть в статье 264 УКФ об ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств такое отягчающее наказание обстоятельство, как совершение нарушения в состоянии опьянения.

    Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности.

    2. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

    2.1 Квалифицированные виды преступления

    В зависимости от наступивших последствий выделяются основной (ч. 1 ст. 264), квалифицированный и особо квалифицированный составы (ч. 2 и 3 ст. 264). В качестве квалифицирующего признака указано последствие в виде смерти одного человека, а особо квалифицирующего – двух или более лиц.

    Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, -наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

    Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29. 06. 95 г. № 647, установлено, что к числу погибших относятся люди, умершие на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершие от его последствий в течение 7 последующих суток. Это означает, что действия виновного могут быть квалифицированы как повлекшие смерть человека, если пострадавший умер в течение 7 суток с момента дорожно-транспортного происшествия.

    В связи с этим заслуживает внимания позиция судебной практики по делу Б-ва. Народным судом он был осужден по ч. 2 ст. 264 УК за то, что, не имея водительского удостоверения, при управлении автомобилем допустил нарушение требований п. 8.12 Правил дорожного движения, в результате чего причинил смертельные повреждения В. и легкие телесные повреждения с расстройством здоровья А. Заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации в протесте поставил вопрос об изменении приговора ввиду неправильного применения уголовного закона. Президиум областного суда протест удовлетворил, указав следующее.

    Как видно из показаний Б., он и А. в качестве пассажиров ехали в автомобиле, управляемом водителем В. В поселке Комсомольский тот задним ходом подъехал к дверям кафе и вместе с А. вышел из кабины для разгрузки товара, а он (Б.) остался в кабине автомобиля. Было холодно, и Б., находясь рядом с местом водителя, по просьбе В. повернул ключ зажигания с целью прогреть машину, не проверив, находится рычаг переключателя скоростей в нейтральном положении или автомобиль стоит на ручном тормозе. При повороте ключа зажигания машина резко дернулась и поехала назад, прижав задней частью к стене В. и А. За руль, как показал Б., он не садился, никакого маневра или управления автомобилем не осуществлял. Из совокупности собранных доказательств по делу следует, что Б. автомобилем не управлял.

    Согласно ч. 2 ст. 264 УК РФ, уголовной ответственности подлежит лишь лицо, управляющее автомобилем и допустившее нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Осуществляя поворот ключа в замке зажигания автомобиля, Б. не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был предвидеть эти последствия, т.е. проявил небрежность, что повлекло причинение смерти В. и легких телесных повреждений А. С учетом этого действия Б. подлежат переквалификации с ч. 2 ст. 264 УК РФ на ч. 1 ст. 109 УК РФ, предусматривающей ответственность за причинение смерти по неосторожности. Дело в отношении В. прекращено в связи с его смертью.

    2.2 Квалифицированные виды преступления

    Согласно ч. 3 ст. 264 УК Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее РФ ее по неосторожности смерть двух или более лиц, -наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2007.

    Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ(в ред. Федеральных законов от 27.05.1998 № 77-ФЗ, от 25.06.1998 № 92-ФЗ, от 09.02.1999 № 24-ФЗ, от 09.02.1999 N 26-ФЗ, от 15.03.1999 № 48-ФЗ, от 18.03.1999 № 50-ФЗ, от 09.07.1999 № 156-ФЗ, от 09.07.1999 № 157-ФЗ, от 09.07.1999 № 158-ФЗ, от 09.03.2001 № 25-ФЗ, от 20.03.2001 № 26-ФЗ, от 19.06.2001 №83-ФЗ, от 19.06.2001 № 84-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ, от 17.11.2001 № 144-ФЗ, от 17.11.2001 №145-ФЗ, от 29.12.2001 № 192-ФЗ, от 04.03.2002 №23-ФЗ, от 14.03.2002 № 29-ФЗ, от 07.05.2002 № 48-ФЗ, от 07.05.2002 №50-ФЗ, от 25.06.2002 № 72-ФЗ, от 24.07.2002 № 103-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 31.10.2002 № 133-ФЗ, от 11.03.2003 № 30-ФЗ, от 08.04.2003 № 45-ФЗ, от 04.07.2003 № 94-ФЗ, от 04.07.2003 №98-ФЗ, от 07.07.2003 № 111-ФЗ, от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 21.07.2004 № 73-ФЗ, от 21.07.2004 № 74-ФЗ, от 26.07.2004 № 78-ФЗ, от 28.12.2004 №175-ФЗ, от 28.12.2004 № 187-ФЗ, от 21.07.2005 №93-ФЗ, от 19.12.2005 № 161-ФЗ, от 05.01.2006 № 11-ФЗ, от 27.07.2006 №153-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 30.12.2006 № 283-ФЗ, от 09.04.2007 № 42-ФЗ, от 09.04.2007 № 46-ФЗ, от 10.05.2007 № 70-ФЗ, от 24.07.2007 № 203-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 04.11.2007 № 252-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 06.12.2007 № 333-ФЗ, от 06.12.2007 № 335-ФЗ, от 14.02.2008 № 11-ФЗ) // КонсультантПлюс.

    Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 8 декабря 2001 года № 174-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 24.07.2002 № 98-ФЗ, от 24.07.2002 № 103-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 31.10.2002 № 133-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 04.07.2003 № 92-ФЗ, от 04.07.2003 № 94-ФЗ, от 07.07.2003 № 111-ФЗ, от 08.12.2003 № 161-ФЗ, от 22.04.2004 № 18-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 02.12.2004 № 154-ФЗ, от 28.12.2004 № 187-ФЗ, от 01.06.2005 №N 54-ФЗ, от 09.01.2006 №13-ФЗ, от 03.03.2006 № 33-ФЗ, от 03.06.2006 № 72-ФЗ, от 03.07.2006 № 97-ФЗ, от 03.07.2006 № 98-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 30.12.2006 № 283-ФЗ, от 12.04.2007 № 47-ФЗ, от 26.04.2007 № 64-ФЗ, от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 06.06.2007 № 90-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ, от 27.11.2007 № 272-ФЗ, от 03.12.2007 № 322-ФЗ, от 03.12.2007 № 323-ФЗ, от 06.12.2007 № 335-ФЗ, от 04.03.2008 № 26-ФЗ, от 11.06.2008 № 85-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.12.2003 № 18-П, Определением Конституционного Суда РФ от 09.06.2004 № 223-О, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П, от 11.05.2005 № 5-П, от 27.06.2005 № 7-П, от 16.05.2007 № 6-П, от 20.11.2007 № 13-П, от 16.07.2008 № 9-П) // КонсультантПлюс.

    Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // КонсультантПлюс.

    Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждены постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 г // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 47. Ст. 4531.

    Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденное приказом Министерства транспорта РФ от 9 марта 1995 г. №2 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1996. № 3. С. 3-11.

    Правила дорожного движения Российской Федерации, введенные в действие 1 июля 1994 г. (в ред. постановления Правительства России от 12 декабря 2005 г. № 767// КонсультантПлюс.

    Всегда заставляет водителей задуматься о более безопасном вождении автомобиля и не садиться нетрезвыми за руль, потому что в результате таких необдуманных действий страдают и погибают невинные люди, и ломаются судьбы самих водителей, которые не думают о наступлении печальных и трагических последствий, когда нарушают правила движения на дорогах.

    Несоблюдение ПДД и последствия

    Невыполнение правил движения на дороге не всегда карается только привлечением к административной ответственности и уплатой штрафа. Это также грозит уголовными санкциями, если в случае дорожного происшествия по вине водителя пострадали или погибли люди. Так указывает статья Уголовного кодекса РФ 264. При этом самые печальные последствия здесь ожидают не только пострадавших, но и самого виновника, который в случае доказанной вины будет вынужден отбывать наказание, после чего простится с вождением своего транспорта на срок до 3 лет.

    Состав злодеяния

    Лицо может быть признано виновным только в том случае, если в его действиях будет обнаружен весь состав деяния, который имеет все соответствующие признаки. Статья уголовного кодекса РФ 264 гласит о наказании лица только в том случае, когда в его действиях имеется несоблюдение правил вождения, в результате чего был причинен сильный вред здоровью человека, либо наступила смерть одного или нескольких людей.

    По данной статье выходит следующее:

    • субъектом будет являться водитель, управляющий транспортом, который считается средством с высокой долей опасности для окружающих людей;
    • субъективная сторона будет показывать отношение лица к содеянному дорожному злодеянию, признание его вины и неосторожность действий;
    • объектом будет выступать безопасность вождения и использование транспорта, а также жизнь и здоровье пассажиров и пешеходов;
    • объективная сторона будет состоять из: нарушенных правил движения на дороге, а также использования транспорта; причинения сильного вреда здоровью участникам движения на дороге либо смерти, а также из связи между последствиями дорожного деяния и нарушенными правилами.

    Для того чтобы признать водителя виновным в ДТП, в котором пострадали или погибли люди, нужно иметь полный и доказанный состав данного деяния.

    Ответственность

    За совершение дорожной аварии и доказанной вины водителя ему грозит немалый срок, который будет зависеть от тяжести последствий происшествия на дороге.

    Аналогичные санкции, только за тяжкий вред здоровью, содержит Уголовный кодекс РФ 2016, статья 264 которого по первой части предусматривает наказание до 2 лет в изоляции от общества с лишением права на управление транспортом до 3 лет.

    УДО

    Добиться досрочного освобождения при осуждении за дорожную аварию достаточно сложно, а сейчас практически невозможно, особенно если пострадавшая сторона жаждет мести за смерть близкого человека, либо сам пострадавший человек не хочет, чтобы его обидчик раньше времени покинул колонию. Поэтому при ДТП с летальным исходом пешехода или пассажира, где 264 ч. 3 статья Уголовного Кодекса РФ считается основополагающей, о досрочном освобождении можно забыть, тем более что теперь суд учитывает мнение пострадавших, на основании чего и выносит свое решение.

  2. 33. Хищение предметов имеющих особую ценность
  3. Часть 2 ст. 164 ук предусматривает ответственность за рассмат­риваемое деяние, если оно:
  4. 34.Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.
  5. 35.Преступления связанные с предпринемательской деятельностью,(составы 169,171 ук рф)
  6. 36.Легализация денежных средств или иного имущества,приобетённых преступных путём.
  7. 37.Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (общ хар-ка,виды)
  8. 38.Изгтовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов.
  9. 39.Контрабанда
  10. 40.Неправомерные действия при банкротстве.Преднамеренное банкротство.Фиктивное банкротство.
  11. 41.Уклонение физического лица или организации от уплаты налогов или сборов (составы 198-199.2 ук рф)
  12. 199.1 Ук рф
  13. 199.2 Ук рф
  14. 42.Геноцид.Экоцид
  15. 43. Террористически акт.Заведомо ложное сообщение о террористическом акте.
  16. 44.Захват заложника
  17. 45.Организация незаконного вооруженного формирования и участие в нём.
  18. Часть 2 ст. 208 устанавливает ответственность за участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом.
  19. 46.Бандитизм
  20. 47.Организация преступного сообщества (организации).
  21. 48.Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава.
  22. 49.Массовые беспорядки.
  23. 50.Хулиганство.Отграничение от смежных составов.
  24. 51.Нарушение правил безопасности на обьектах атомной энергетики, на взрывоопасных обьектах.
  25. 52.Преступные деяния, связанные с ядерными материалами и радиоактивными веществами (составы 220,221 ук рф)
  26. 220 Ук рф
  27. 221 Ук рф
  28. 53.Преступления связанные с оружием,его составными частями,боеприпасамы,взрывчатыми веществами и взрывными устройствами (составы 222,223,226 ук рф)
  29. 222 Ук рф
  30. 223 Ук рф
  31. 226 Ук рф
  32. 54.Вовлечение и занятие проституцией. Организация занятие проституцией.
  33. 55.Преступления, связанные с наркотическими веществами или психотропными средсвами (составы 228-229 ук рф)
  34. 55. Преступления, связанные с наркотическими веществами или психотропными средствам (общая характеристика, виды преступлений, анализ конкретных составов, предусмотренных ст. 228-229 ук рф)
  35. 56. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта
  36. 57.Общая характеристика экологических преступлений
  37. 58. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации ж.Д., воздушного, водного транспорта.
  38. 59. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
  39. 60. Преступления в сфере компьютерной информации.
  40. 61. Государственная измена. Шпионаж
  41. 62. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
  42. 63. Вооруженный мятеж
  43. 64.Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
  44. Экстремизм
  45. 65. Диверсия
  46. 66. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
  47. Часть 2 ст. 282 ук рф предусматривает в качестве квалифицирующих признаков те же деяния, совершенные:
  48. 67. Посягательства на сохранность гос. Тайны
  49. 68. Злоупотребление должностными полномочиями
  50. 69. Превышение должностных полномочий
  51. 70, 71. Получение взятки. Дача взятки
  52. 72. Служебный подлог. Халатность
  53. 74. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
  54. Часть 2 ст. 294 ук рф устанавливает ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Согласно ст. 5 упк рф:
  55. 75. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие
  56. 76. Заведомо ложный донос и ложные показания
  57. Часть 2 ст. 307 ук рф предусматривает ответственность за те же деяния, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
  58. 77. Побег из места лишения свободы…
  59. 78. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Применения насилия
  60. 79. Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества
  61. 80. Преступные действия, связанные с официальными документами
  62. 81. Организация экстремистского сообщества. Орг. Деятельности экстремистской организации.
  63. Орг. Деятельности экстремистской организации.
  64. 82. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы
  65. 59. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

    Непосредственный объект – безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

    Согласно ФЗ безопасность дорожного движения – состояние процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Предмет преступления – автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Другое механическое транспортное средство – частично раскрывается в примечании к комментируемой статье, где говорится о троллейбусах, тракторах и иных самоходных машинах, мотоциклах и различных механических транспортных средствах.

    Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые трактора и самоходные машины.

    Таким образом, нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются комментируемой статьей. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Иные самоходные машины – любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины. Это экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.

    Объективная сторона преступления выражается:

      В нарушении ПДД или эксплуатации транспортных средств

      В наступлении тяжкого вреда здоровью человека

      В причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями.

    Следовательно – состав преступления материальный.

    Субъективная сторона преступления в силу прямого указания закона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям.

    Субъект общий (16 лет), управляющий транспортным средством.

    60. Преступления в сфере компьютерной информации.

    Под компьютерными преступлениями понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства.

    Непосредственный объект общественные отношения в сфере компьютерной информации.

    Виды преступлений:

    1) неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ).

    Предмет преступления – охраняемая законом компьютерная информация, которая находится на машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

    Объективная сторона – неправомерный доступ к указанной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

    Незаконный доступ означает, что у лица, осуществляющего сбор, обработку, поиск и т. п., нет права на осуществление такой деятельности. Способы совершения могут быть различными – использование чужого пароля, кода, чужого имени, хищение носителей информации и т. п.

    Уничтожение информации – удаление ее полностью или частично из ЭВМ, с материальных носителей.

    Блокирование информации – совершение действий, в результате которых возникает невозможность дальнейшего использования компьютерной информации.

    Модификация – это любые изменения компьютерной информации, за исключением изменений, осуществляемых исключительно в целях обеспечения функционирования ЭВМ, программ для ЭВМ или баз данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

    Копирование – воспроизведение информации на другом материальном носителе при сохранении неизмененной первоначальной информации.

    Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

    Субъект преступления по ч. 1 – общий, а по ч. 2 – может быть как общим, так и специальным (если деяние совершается лицом с использованием своего служебного положения или лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети);

    2) создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ).

    Объективная сторона заключается в следующих альтернативных действиях:

    – создание программ для ЭВМ, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

    – внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

    – использование таких программ или машинных носителей с такими программами;

    – распространение таких программ или машинных носителей с такими программами.Субъективная сторона – прямой умысел. Субъект преступления – общий;

    3) нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ).

    Объективная сторона выражается в нарушении правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, повлекшем уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, при условии, что это деяние причинило существенный вред.

    Субъективная сторона – вина в форме умысла или неосторожности. Субъект преступления – лицо, имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

    РФ (в новой редакции) предусматривает ответственность за нарушение ПДД субъектом, управляющим механическим ТС, если оно по неосторожности повлекло тяжкий ущерб здоровью. Рассмотрим далее норму подробнее.

    Статья 264 УК РФ: наказание

    За нарушение ПДД или порядка эксплуатации ТС лицом, управляющим трамваем, автомобилем и прочим механическим транспортным средством, повлекшее по неосторожности тяжкий ущерб здоровью, предполагается:

    1. Не менее 3 лет ограничения свободы.
    2. Принудительные работы до 2 лет. В дополнение суд может наложить запрет на выполнение определенной деятельности либо пребывание на конкретных постах не меньше 3 лет.
    3. Арест до полугода.
    4. Тюремное заключение на период до 3 лет. В дополнение суд может установить запрет на занятие конкретной деятельностью либо нахождение на определенных постах на такой же срок.

    Отягчающие обстоятельства

    Статья 264 УК РФ (часть вторая) устанавливает ответственность за указанные выше деяния, совершенные субъектом в состоянии опьянения. В этом случае виновному грозит одно из наказаний:

    1. Принудительные работы до 3 лет.
    2. Тюремное заключение до 4 лет.

    Дополнительно к каждому из указанных выше наказаний добавляется запрет на занятие конкретной деятельностью или пребывание на некоторых постах до 3 лет.

    Квалифицирующие составы

    Статья 264, часть 3, УК РФ определяет ответственность за неисполнение ПДД либо порядка эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности гибель человека. За указанное деяние виновному назначается:

    1. Принудительные работы до 4 лет.
    2. До 5 лет тюрьмы.

    Дополнительно за это деяние ч. 3 статьи 264 УК РФ устанавливает запрет на занятие конкретной деятельностью или пребывание на некоторых постах на период до 3 лет. В том случае, если смерть одного человека стала следствием нарушения ПДД или порядка эксплуатации ТС, совершенного субъектом в состоянии опьянения, гражданину грозит тюремное заключение на 2-7 лет. При этом дополнительно ему будет запрещено осуществлять некоторые виды деятельности или находиться на конкретных постах до 3 лет. В случае гибели 2 и более лиц назначается:

    1. До 5 лет принудительных работ.
    2. До 7 лет тюрьмы.

    К указанным наказаниям дополнительно вменяется запрет на нахождение на определенных постах либо выполнение конкретной деятельности на протяжении 3 лет. Если смерть 2 и более лиц стала следствием нарушений, допущенных в состоянии опьянения, виновному назначается тюремное заключение до 9 лет. Дополнительно вменяется запрет на осуществление деятельности определенных видов или пребывание на конкретных постах на протяжении 3 лет.

    Примечания

    Под прочими механическими средствами рассматриваемая норма и статья 264.1 УК РФ предусматривает самоходные дорожно-строительные и другие машины, трактора, а также иные ТС, для управления которыми предоставляются специальные права. В качестве субъекта, пребывающего в состоянии опьянения, выступает лицо, если в отношении него установлен факт употребления им спиртосодержащих веществ. Наличие их в организме определяется присутствием абсолютного этилового спирта в количестве, превышающем возможную общую погрешность измерений, предусмотренную законодательством. Субъект также признается находящимся в состоянии опьянения, если будет установлен факт принятия им психотропных/наркотических веществ, или если лицо отказалось от прохождения медосвидетельствования на основаниях и в порядке, определенных нормами.

    Статья 264 УК РФ с комментариями

    Общие вопросы, связанные с квалификацией рассматриваемого преступления, разъясняются Постановлением Пленума ВС № 25 от 09.12.2008 г. Деяние, ответственность за которое устанавливает статья 264 УК РФ, направлено на безопасность при использовании ТС. В качестве дополнительного объекта выступает жизнь и здоровье физлиц.

    Предмет преступления

    Им является механическое ТС. Оно должно быть самоходным, то есть оснащаться автономным двигателем. Статья 264 УК РФ указывает на некоторые виды ТС. К ним, в частности, относят трамваи, автомобили. Транспортным средством для целей рассматриваемой нормы признаются и иные ТС, выполняющие не только непосредственно транспортные, но и прочие функции. К ним, в частности, относят сельскохозяйственные (комбайны, к примеру), дорожные (асфальтоукладчики, автогрейдеры и проч.), погрузочные (автокраны и др.) машины. Не относят к указанной категории ТС мопеды и иные машины, приводимые в движение мотором, рабочий объем которого не больше 50 см 3, и максимальная конструктивная скорость - не больше 50 км/ч, а также велосипеды, оборудованные подвесным двигателем и иные средства с подобными характеристиками.

    Специфика

    Новая статья УК РФ 264 устанавливает, что субъекты, управлявшие приведенными выше ТС и допустившие нарушения ПДД либо правил их эксплуатации, повлекшие по неосторожности нанесение тяжкого ущерба здоровью либо гибель человека, при наличии соответствующих оснований несут ответственность по ч. 1 или 3 ст. 268. Данное положение установлено пунктом вторым пленарного постановления №25. Если мотор машины вышел из строя, и она перемещается вручную, то предмет деяния отсутствует. По факту преступление может квалифицироваться как нарушение действующих правил по безопасной работе транспорта (статья 268). Машина может находиться на буксире у другого ТС и перемещаться им. В этом случае при нарушении водителем транспортируемого автомобиля установленных правил наступает ответственность по рассматриваемой норме.

    Особенности обвинительного заключения

    Органы предварительного расследования и суд должны указать конкретные пункты ПДД или правил эксплуатации, которые были нарушены субъектом, и в чем конкретно состояли действия лица. Если в заключении содержатся отдельные пункты, невыполнение которых не соответствует реальным обстоятельствам дела, установленным на заседании, в соответствии с положениями ст. 237 УПК, судья по собственной инициативе либо по ходатайству стороны может вернуть дело прокурору для оформления обвинения надлежащим образом. При этом данная процедура не должна быть связана с восполнением неполноты проведенного дознания либо предварительного расследования и не должна ухудшать положение обвиняемого.

    Объективная часть

    Статья 264 УК РФ определяет ответственность за нарушение порядка эксплуатации ТС или ПДД, нанесение тяжкого ущерба здоровью, смерть одного или нескольких лиц. Вождение транспортного средства - управление машиной в процессе ее движения. Оно начинается с момента, когда ТС трогается с места, и завершается остановкой всей ходовой части. Нарушение порядка вождения может выражаться, например, в превышении скорости, невыполнении порядка проезда через перекрестки, неправильном обгоне и проч. Эксплуатацией называют комплекс технических и организационных процедур по безопасному использованию ТС в соответствии с его характеристиками и предназначением. Нарушение этих мероприятий может выражаться, к примеру, в перевозке негабаритного груза, стоянке в неположенном месте, буксировке на слабом тросе, передаче управления средством ненадлежащему лицу, перевозке пассажиров на неоснащенной для этого машине и проч.

    Причинная связь

    Статья 264 УК РФ действует в том случае, если нарушения виновного повлекли соответствующие последствия. Причинная связь исключена, если несоблюдения правил не было. К примеру, пешеход по своей неосторожности попал под заднее колесо или сознательно бросился под автомобиль. Присутствие физического взаимодействия между перемещающимся транспортом и потерпевшим не указывает на наличие причинной связи. Она имеется в преступлениях, ответственность за которые устанавливает статья 264 УК РФ. Нормативный характер обуславливает причинную связь в случаях отсутствия физического взаимодействия. К примеру, водитель будет отвечать за нанесение ущерба в ситуации, когда собственными неправильными действиями он создал помехи движению, вследствие чего остальные участники были вынуждены причинить вред другим субъектам. Так, гражданин, выехавший на встречку, должен понести наказание за последствия, если им были созданы препятствия для водителя, управляющего встречным транспортом, который не имел возможности предотвратить столкновение и остановиться, выехал на тротуар и сбил пешехода. Действия последнего будут квалифицироваться как или невиновное нанесение ущерба.

    Техническая возможность предупреждения происшествия

    В ПДД устанавливаются требования, направленные на блокирование нарушений. Так, в них указывается порядок реагирования водителя на неправомерные действия, допускаемые иными субъектами, а также на возникновение различных препятствий для нормального движения. Например, к гражданину, ослепленному светом от встречной машины и не остановившему ТС, совершившему наезд на пешехода вследствие этого, применяется статья 264 УК РФ. При решении вопроса, касающегося причинной связи, определяется наличие у субъекта технической возможности предотвратить последствия. Если ее не было, и будет установлено, что авария была спровоцирована не им, а другими участниками движения, ответственность исключается. При определении возможности предупредить происшествие необходимо исходить из дорожной обстановки, которая предшествовала аварии. Опасность для движения считается возникшей в момент, когда у субъекта была объективная возможность обнаружить ее.

    Субъективная часть

    Преступление по рассматриваемой статье относится к категории неосторожных. При умышленном нанесении вреда (к примеру, наезд на гражданина из мести) определяется посягательство на личность. В качестве субъекта по комментируемой статье выступает вменяемое физлицо с 16 лет, управляющее ТС, предназначенным для транспортировки грузов, установленных на нем, или людей. Виновным может признаваться не только водитель, который сдал необходимые экзамены и получил удостоверение, но и иное лицо, в том числе то, у которого данный документ был изъят за допущенные ранее нарушения. В связи с этим при рассмотрении обстоятельств необходимо установить, не был ли гражданин лишен прав на управление транспортом по ст. 12.8 КоАП за факт нахождения за рулем в состоянии опьянения. Если он подтвердится, то отбытый им срок по указанной статье засчитывается в период дополнительного наказания по уголовному делу в виде запрета на осуществление деятельности определенных видов. В частности, речь идет о лишении права управлять транспортом.

    Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК). Непосредственным объектом данного преступления является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Согласно Закону РФ "О безопасности дорожного движения" от 15 ноября 1995 г., безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

    Предмет преступления - автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие "другое механическое, транспортное средство" частично раскрывается в примечании к данной статье, где говорится о троллейбусах, тракторах и иных самоходных машинах, мотоциклах и иных механических транспортных средствах. Содержание термина "механическое транспортное средство" шире содержания термина "самоходная машина"; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на.-любые тракторы и самоходные машины (Правила дорожного движения Российской Федерации 1993 г.). Таким образом, нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см, и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются данной статьей. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

    Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т. п.).

    Лицо, управляющее транспортным средством или иной самоходной машиной, может нести ответственность по ст. 264 УК в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Если же указанное лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации не по ст. 264 УК, а по ст. 143 УК, а в соответствующих случаях - по статьям о преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества.

    П. находился на закрепленной за ним автомашине на территории базы передвижной механизированной колонны. Заведующая складом Т. попросила его с помощью автомашины подтолкнуть ближе к складу стоявший на путях железнодорожный вагон. П. согласился выполнить эту работу и подъехал к вагону. С помощью бревна, которое держали грузчики В. и Ф. он, подавая назад автомашину, пытался сдвинуть вагон. В этот момент бревно упало на землю, и кузовом машины, которая продолжала движение, грузчик В. был прижат к вагону. От полученных повреждений он скончался.

    Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР, изменив по протесту прокурора приговор суда, в определении указала, что смерть потерпевшего В. наступила не в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, а в процессе выполнения работ, не являющихся транспортными. Действия виновного, выразившиеся в несоблюдении правил техники безопасности при проведении таких работ и повлекшие гибель человека, следует расценивать как неосторожное убийство.


    Действия тракториста, совершившего наезд на потерпевшего, наоборот, были необоснованно квалифицированы по ст. 106 УК РСФСР (неосторожное убийство).

    К. в нетрезвом состоянии намеревался ехать на тракторе в лес за дровами. Вместе с ним в кабине находился его брат В. Решив выехать с места стоянки трактора через лежащие у дома хлысты, К. развернул трактор на месте и поехал по ним. Проехав шесть метров, трактор соскользнул с хлыстов, зацепил за них рамой и стал буксовать. Чтобы съехать с хлыстов, К, предложил брату В. подложить под гусеницы кряжи. Когда В. стал подкладывать кряж под левую гусеницу, К. включил заднюю передачу, чтобы подать трактор назад. В. стал подталкивать ногой кряж, и в этот момент его ноги затянуло под гусеницу. От полученных телесных повреждений потерпевший на следующий день умер.

    Верховный Суд РСФСР, отменяя по протесту прокурора все состоявшиеся по делу судебные решения, исходил из того, что имело место транспортное преступление, а не преступление против личности. При новом рассмотрении дела К. был осужден по ч, 2 ст. 211 УК РСФСР (ст. 264 УК РФ).

    Объективная сторона преступления выражается: 1) в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; 2) в наступлении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо в причинении крупного ущерба; 3) в причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями.

    Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Основными принципами обеспечения его безопасности являются:

    приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

    приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

    соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

    программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (Закон "О безопасности дорожного движения").

    Дорожное движение регламентировано специальным нормативным актом - Правилами дорожного движения Российской Федерации, введенными в действие 1 июля 1994 г., а эксплуатация транспортных средств - Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения от 23 октября 1993 г. Кроме того, существуют правила (инструкции, наставления, указания) технической эксплуатации для отдельных видов транспортных средств, учитывающие их специфику, правила перевозки пассажиров и грузов на некоторых видах и типах транспортных средств и т. д.

    Правила устанавливают определенный порядок дорожного движения, иначе говоря, определяют сферу правового регулирования. Эта сфера охватывает общественные отношения, связанные только с дорожным движением, и не распространяется на другие виды движения (например, водное). Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая в себя пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам. Следовательно, речь идет о движении, которое осуществляется не только по "дорогам", но и в иных местах: во дворе, на закрытых производственных территориях, в поле, на строительных площадках, автомобильных стоянках, железнодорожных переездах и т. п.

    Уголовная ответственность по данной статье наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

    Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков и т. д., управлении транспортным средством в нетрезвом виде и т. п.

    Эксплуатация транспортных средств запрещается, если: не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы; нарушена герметичность гидравлического тормозного привода; суммарный люфт в рулевом управлении превышает установленные значения; неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройство тягача прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи); имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа и т. д. (Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств). Игнорирование указанных запретов образует нарушение правил эксплуатации транспортного средства. Последнее может проявляться и в несоблюдении правил перевозки пассажиров или перевозки груза, правил технической эксплуатации и содержания подвижного состава автомобильного транспорта и др.

    Правилами учета все происшествия подразделяются на 9 видов:

    1. Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным на путях) транспортным средством.

    2. Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды происшествий.

    3. Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению).

    4. Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет

    (опора моста, столб, дерево, мачта, строительные материалы, ограждение и т. д.).

    5. Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся и такие происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, кирпичи и т. д.).

    6. Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

    7. Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

    8. Наезд на животных - происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

    9. Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К их числу относятся: сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновение или опрокидывание); падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

    Порядок учета и регистрации дорожно-транспортных происшествий определяется Правилами учета дорожно-транспортных происшествий от 24 апреля 1984 г. Правилами предусмотрено, что к числу погибших относятся люди, не только умершие на месте происшествия, но и скончавшиеся от полученных травм в течение 7 суток с момента дорожно-транспортного происшествия. К раненым относят каждого пострадавшего в происшествии, который был госпитализирован или которому назначено амбулаторное лечение.

    В государственную статистическую отчетность, осуществляемую МВД Российской Федерации, включаются все дорожно-транспортные происшествия, при которых были зарегистрированы погибшие или раненые люди. Остальные регистрируются и анализируются на региональном уровне, а также отдельными министерствами и ведомствами - владельцами транспортных средств.

    Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

    Действия водителей транспортных средств, повлекшие указанные в данной статье последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, а при погрузке или выгрузке грузов, ремонта транспортного средства, производстве строительных работ, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве определенных работ.

    В литературе часто встречается утверждение, что характерной особенностью рассматриваемого преступления является утрата контроля за транспортным средством, наличие так называемого периода его неуправляемости * .

    * См., например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А. В. Наумова . М, 1996. С. 650.

    Действительно, иногда в силу объективных неблагоприятных условий, дефицита времени, отсутствия должного мастерства или по другим причинам водитель не может контролировать либо прервать развитие событий, предотвратить наступление вредных последствий, но это не дает оснований для подобного вывода. Нет, например, периода неуправляемости в ситуации, когда водитель, не убедившись в безопасности, начинает движение, задним ходом и совершает наезд на потерпевшего. Аналогичное положение складывается и при нарушении правил перевозки пассажиров и т. д.

    К последствиям преступления согласно закону относятся: 1) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека; 2) причинение крупного ущерба. Содержание первого последствия раскрывается в ст. 111 и 112 УК, а второго - исходя из конкретных обстоятельств происшествия. Это может быть уничтожение или существенное повреждение транспортного средства либо груза, гибель животных и т. д.

    При рассмотрении дел о преступлениях, квалифицированных по ч. 1 ст. 264 УК, в связи с причинением крупного ущерба суды не должны ограничиваться в приговорах общей ссылкой на то, что виновным причинен крупный ущерб, а указывать конкретный размер ущерба и мотивы, по которым он признан крупным.

    Между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями должна существовать причинная связь.

    Майкопским районным судом Республики Адыгея О. осужден по ч. 3 ст. 211 УК РСФСР (ст..264 УК РФ).

    Отменяя в отношении его судебное решение, Верховный Суд РФ сослался на то, что причиной автотранспортного происшествия явилось превышение потерпевшим - водителем Б., находившимся в состоянии опьянения, скорости движения, в связи с чем он не принял своевременных мер к торможению вплоть до полной остановки автомашины перед ясно видимым препятствием, допустив столкновение, повлекшее гибель его самого и пассажира. Между нарушением Б. Правил дорожного движения и наступившими последствиями имеется причинная связь. В свою очередь, допущенное О. нарушение не является причиной дорожно-транспортного происшествия, поэтому в его действиях отсутствует состав преступления.

    Субъективная сторона преступления в силу прямого указания закона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям. Лицо, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие); лицо, управляющее транспортным средством, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, не предвидит возможности наступления указанных в законе последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность).

    Мотивы и характер допущенного нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, отношение виновного к этим нарушениям должны учитываться при выборе вида и размера назначаемого наказания. .

    Тверским областным судом В. осужден по ст. 102 (п. "б", "д", "з") и ч. 1 ст. 212" УК РСФСР (ст. 105 и 166 УК). Согласно приговору преступления им совершены при следующих обстоятельствах. 7 июля 1993 г. В. вместе с рабочими по заготовке леса ТОО "Труженик" распивал спиртные напитки. Около 21 часа В. и рабочий К. пришли в деревню, где В. самовольно завел трактор ДТ-75, принадлежащий указанному ТОО, и вместе с К. поехал к месту распития спиртных напитков. Проехав мимо сидевших на бревне людей, В. развернул трактор и из хулиганских побуждений с целью умышленного убийства двинулся прямо на них. Трое успели отскочить в сторону, а на П., С. и П-ва осужденный наехал трактором. От полученных множественных телесных повреждений они скончались.

    Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ оставила приговор без изменения. Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос о переквалификации действий В. с п. "б", "д", "з" ст. 102 УК РСФСР на ч. 3 ст. 211 УК РСФСР. Президиум Верховного Суда РФ протест удовлетворил, указав следующее. Обосновывая.вину В. в умышленном убийстве трех человек, суд сослался на показания свидетелей, подтвердивших факт наезда трактора, управляемого В., на П., С. и П-ва, заключение

    судебно-медицинских экспертов о причине смерти потерпевших. Каких-либо других убедительных доказательств, свидетельствующих об умысле В. на убийство названных лиц, в приговоре не приведено. При таких фактах Президиум считает, что совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о грубом нарушении В. правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а не об умышленном убийстве. Содеянное В. подлежит квалификации по ч. 3 ст. 211 УК РСФСР.(ст. 264 УК).

    Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности.

    При учебной езде за ошибочные действия обучаемого, повлекшие указанные в законе последствия, несет ответственность инструктор.

    Курсант спортивно-технического клуба г. Махачкалы С. примерно в 18 часов вместе с инструктором этого же клуба Г. выехал для учебной езды на учебной машине ГАЗ-51. В селе Ачач-Аул с разрешения Г. в кузов необорудованной машины сели А., Ц. и М.

    Следуя по трассе Ростов - Баку в сторону г. Махачкалы, С. на крутом спуске не справился с управлением, растерялся, а Г. не принял своевременно мер к предотвращению аварии, в результате чего автомашина перевернулась. А. от полученных повреждений скончался, М, и Г. причинены соответственно легкие и менее тяжкие телесные повреждения.

    Верховный Суд РСФСР отменил приговор Махачкалинского городского суда, которым С. был осужден по ч. 2 ст. 211 УК, и дело в отношении него прекратил за отсутствием состава преступления. Ответственность за автоаварию несет в этом случае Г., являвшийся инструктором учебной езды.

    Вместе с тем надо иметь в виду, что согласно Правилам (п. 1.2) обучаемый тоже относится к водителям, поскольку он управляет транспортным средством и обязан выполнить все требования правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Поэтому в случае, если курсант пренебрег указаниями инструктора и грубо нарушил указанные правила, то он подлежит ответственности по данной статье.

    В зависимости от наступивших последствий выделяются основной (ч. 1), квалифицированный и особо квалифицированный составы (ч. 2 и 3 ст. 264). В качестве квалифицирующего признака указано последствие в виде смерти одного человека, а особо квалифицирующего - двух или более лиц.

    Если в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264 УК, то вменяются в вину все последствия, а действия квалифицируются по той части, которая предусматривает более тяжкие последствия.

    По совокупности преступлений деяния с указанными различными последствиями должны квалифицироваться в тех случаях, когда они совершены в разное время и наступившие последствия явились результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...