Об организации.


Права, свободы человека - самая высока ценность в нашем обществе. Не последнее место среди прочих занимает право проживания в благоприятных условиях. С целью его соблюдения сформулирована концепция экологического общественного контроля. Через него (вероятно) получится решить проблему недостаточности экологической функции на федеральном уровне. В то же время специалисты обращают внимание: реальные подвижки будут лишь в том случае, когда удастся сформулировать такую концепцию с учетом правовых норм, а также реализовать ее постулаты на практике.

Новейшие тенденции

Природа и общество в последнее время взаимодействуют более тесно. В некоторой степени это даже можно назвать «демократичным». Во многом это реализовано через имеющийся в настоящее время экологический общественный контроль, так как организации и отдельные активисты могут принимать меры по улучшению обстановки и контролировать исполнение обязательств, возложенных на власть. Многие признают, насколько действительно важно в настоящее время отследить предприятия, управленческую деятельность властных структур, чтобы решения, важные для окружающей среды, формулировались и успешно принимались.

Правила и реальность

Функции экологического общественного контроля заключаются в отслеживании исполнения ряда значимых процедур. Сами процедуры отражены в действующем законодательстве, здесь же прописано, каковы их особенности, конкретные механизмы воплощения буквы закона в реальность. В то же время не зря считается, что на практике соблюдается декларированное правовыми актами далеко не всегда. И здесь на помощь правовой системе приходят общественные объединения.

…или право имею?

Во многом экологический общественный контроль обусловлен правовыми нормами, принятыми еще в период РСФСР. Именно тогда в Земельном кодексе были сформулированы возможности, закрепленные за общественностью и в наше время. Из декларированного следовало, что все граждане, также организации и сообщества, управленческие структуры, объединения вправе принимать участие в изучении различных вопросов, если при этом решается судьба земельного участка: его изъятия или предоставления для нужд сельского хозяйства, строительства, промышленности. Это распространялось исключительно на те участки, изменение которых сказывалось на интересах широких слоев населения.

Как следует из нормативной документации, отвод участков земли должен сопровождаться выявлением общественного мнения по этому вопросу. Для этого организуются референдумы, интервьюирование, гражданские собрание. В то же время законодательство не содержит четкого описания того, как процедура должна происходить, а также нет корректных однозначных определений, какова юридическая сила выражаемого обществом мнения, поэтому в ряде случаев происходит замалчивание ситуации или мягкий отвод внимания от острого вопроса. Чтобы избежать этого, необходимо сделать более сильным общественный экологический контроль России, а его возможности и функциональность обосновать правовыми нормативными постулатами.

Как это должно работать?

В идеале общественный экологический контроль осуществляется через слушания, в которых принимают участие все заинтересованные граждане. При этом в рамках такого собрания необходимо проверить, в какой степени выполняют требования, установленные законодательством относительно экологии, а также оценить, как запланированная деятельность может сказаться на окружающей среде.

Как отмечают эксперты, в нашей стране общественный экологический контроль осуществляется с учетом существенных пробелов в законодательстве. Если исправить эту ситуацию, граждане будут иметь действительно сильные позиции, а значит, смогут контролировать работу над решениями, важными для экологической обстановки.

Общественная экспертиза

Эта задуманная эффективной форма общественного экологического контроля имеет точно такие же проблемы, как и описанная выше система. В то же время эффективный подход к организации работы и осуществлению принятых решений на деле позволяет держать под контролем ситуацию, если планируется создание опасных объектов, вести деятельность, связанную с повышенным уровнем опасности. В рамках общественной экспертизы независимые специалисты могут исследовать все факторы экологической напряженности и определить, к появлению каких новых приведет введение в эксплуатацию спорного объекта или начало работ над ним.

Общественная организация экологического контроля, активисты в настоящее время могут косвенно контролировать, каким образом на федеральном уровне происходит распоряжение природными ресурсами. Это касается только тех, что считаются собственностью державы. Организовано это через процедуру экологического обоснования - обязательное мероприятие, сопровождающее выдачу специализированной лицензии. Чтобы правильно оформить обоснование, необходимо сперва пройти экспертизу, производимую силами общественных объединений.

Правые гарантии

Общественный экологический контроль осуществляется в целях сохранения условий обитания нашей цивилизации адекватными. Задача производимых в его рамках мероприятий - защита окружающей среды и контроль деятельности отдельных элементов общества, в том числе предприятий и объединений, заинтересованных в создании потенциально опасных объектов. Чтобы общественные организации, взявшие на себя задачи обеспечения контроля, могли настаивать на сохранении справедливости, законодательством им даны возможности обращения к судебным инстанциям для защиты интересов и прав, декларированных законом.

В этом аспекте порядок проведения общественного экологического контроля предполагает направление обращения в адрес судебной инстанции, если активность некоторого лица выглядит незаконной, принимаемые им решения противоречат нормативным актам. Обратиться за помощью к правоохранительной системе можно в ситуации, когда госорганы бездействуют, должностные лица, ответственные за этот вопрос, не проявляют положенной активности. В то же время есть строгое ограничение: допустимо обращаться только по таким вопросам, которые прямо связаны с экологическими интересами, правовыми возможностями граждан державы.

Как это работает?

Государственный производственный и общественный экологический контроль в нашей державе организованы во многом через информационные потоки - основную форму осуществления разрешенной законодательством деятельности. Общественные организации вправе использовать доступные им методы требования данных от госорганов, предприятий относительно деятельности по охране природы. Также у общественности есть право доступа к сведениям, отражающим текущую обстановку. Оно декларировано несколькими вступившими в силу законами федерального уровня.

Отслеживание объектов общественного экологического контроля (потенциально опасных предприятий, ситуаций, спорных вопросов) на основании полученной официальной информации от частных лиц и госинстанций, госорганов позволяет в судебном порядке обжаловать решения, а также отсутствие активности либо, наоборот, принятие каких-либо мер, если таковое приводит к нарушению общественных, гражданских экологических прав.

Как улучшить?

Как говорят специалисты, повышение эффективности этой системы было бы достигнуто, если бы цели общественного экологического контроля удалось прописать в законодательстве предельно четко и корректно, вместе с тем на федеральном уровне организовать взаимодействие контролирующих структур как государственных, так и от общества. При этом важно сотрудничать, а не просто вступать в полемику. Участие должна принимать и прокуратура, ответственная за соблюдение принципов справедливости и равноправия.

Демократия и возможности

Как говорят специалисты по общественным, политическим наукам, именно сформированность гражданского сообщества - одно из ключевых показателей демократичности державы. Гражданское общество может быть источником положительного влияния на правовые отношения, связанные с экологической обстановкой. При этом сообщество должно иметь своеобразное, специфическое место в правовой системе, чтобы оказывать реальное влияние на состояние окружающей среды через продвижение и блокирование решений «власть имущих».

Общественные слушания, экспертные мероприятия, контроль - все это позволяет защитить права каждого человека, проживающего в нашей стране, на хорошее состояние экологии.

Что говорят аналитики?

Общепризнанной считается позиция, что в настоящее время в державе наблюдается серьезная нехватка целостного подхода к проблемам, связанным с экологией. Мероприятия, которые регулярно организуются, имеют довольно низкий уровень эффективности. Следовательно, на государственном уровне улучшения качества применительно к обстановке в мире вокруг так и не наблюдается. Что касается местного самоуправления, то здесь существующие подходы провоцируют коррупцию.

Одновременно с этим опросы показывают, что граждане откровенно недовольны тем, как складывается экологическая обстановка в пределах державы. Нарастает напряжение; и без того сложное (немалую роль играет экономический кризис) время сопряжено с дополнительным нагнетанием обстановки, обусловленным пренебрежением экологическими нормативами, законами, правилами. Уже не раз профессиональные исследователи пытались сформулировать, какие причины привели к подобной ситуации. Есть несколько подходов, объяснений, разработанных разными школами. Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны, приверженцев и несогласных.

Слова и дело

Как отмечают аналитики, правоведы, современное законодательство в нашей стране богато сложными и длинными формулировками, якобы призванными обеспечить возможность контроля над экологической обстановкой гражданам и общественным организациям. В то же время на практике ситуация складывается совершенно иначе: несмотря на обилие слов, реальной пользы от них нет, так как все выражения слишком расплывчатые. Суть общественного контроля в законодательных документах отсутствует, хотя описанию самого этого явления уделено немало внимания.

Еще более важно отсутствие алгоритмов, к которым можно было бы прибегать ради реализации возможностей. В настоящее время регулирование таково, что отдельные институты, субъекты просто не могут быть эффективными. В то же время специалисты отмечают: есть все задатки к улучшению системы, и доработка, ежели таковая будет иметь место, позволит повысить качество контроля общества над состоянием среды и факторами, его определяющими.

А если на примерах?

Довольно показательна тринадцатая статья федерального закона, посвященного вопросам охраны окружающей среды. Из формулировок нормативного акта следует, что должностные лица, равно как и госорганы, должны по мере сил помогать отдельным людям, образованиям и объединениям, имеющим некоммерческий характер, дабы таковые могли реализовывать свои права применительно к охране среды. С другой стороны, в законах нет никаких конкретных нормативов, декларирующих ответственность, если органы и лица не исполняют возложенное на них тринадцатой статьей обязательство.

Сходная обстановка наблюдается с двадцать шестой статьей федерального закона, посвященного охране атмосферы. В нем установлено, что со стороны общества процедуры контроля должны организовываться в порядке, определенном нормами применительно к общественным объединениям, охране среды. Конечно, это свидетельствует о необходимости охранных мероприятий, но формулировка настолько расплывчатая, что никакого реального смысла, практического применения, как утверждают правоведы, не имеет.

Об организации

Общероссийская общественная организация по защите окружающей среды

«Общественный экологический контроль России» (сокр. ООО «ОЭКР»)

Зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации

р/с 40703810500000000138 в ОАО «Гранд Инвест Банк»,к/с30101810100000000680,

БИК 044525680

Валютный счет в USD 40703840138000000317 ;

номер транзитного счета 40703840438991000317 в ПАО Сбербанк России г.Москва,

СДО № 01825 корр/сч.30101810400000000225 ,

БИК044525225

Созданная в целях расширения общественных отношений в области защиты законных прав и интересов граждан на благоприятную окружающую среду и соблюдение законодательства по ее охране и оздоровлению. Приоритетом в работе организации, было выбрано, решение задач поставленных руководством страны на заседании Совета безопасности по вопросам экологии и природопользования, которое прошло в Кремле 09.06.2011 года.

ООО «ОЭКР» формировалось на базе Общероссийского Фонда «Правозащитник России», исполнительным директором которого был бывший заместитель Управляющего делами Уполномоченного по правам человека, а ныне председатель Совета ООО «ОЭКР», член Общественного совета при Минприроды России В.П.Волошин. В течение трех месяцев в ООО «ОЭКР» влилось 46 региональных отделений в субъектах РФ, среди которых Республики Адыгея, Башкортастан, Дагестан, Коми, Марий Эл, Татарстан, Бурятия, Мордовия, Удмуртия и др., Краснодарский, Приморский, Ставропольский края, Воронежская, Калининградская, Калужская, Костромская, Ивановская, Иркутская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Тульская, Тюменская, Челябинская и др. области, города Санкт-Петербург и Москва. На сегодняшний день в ООО «ОЭКР» уже 61 региональных отделений, в том числе в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь.

Мы объединяем в своих рядах людей различных профессий и возрастов, среди нас 14% — экологов-экспертов, 4 % ученых (профессоров, докторов и кандидатов наук), 5% изобретателей и разработчиков современных инновационных технологий в сфере экологии и защиты окружающей среды, 5% студентов профилирующих колледжей и ВУЗов, 10% — трудовая молодежь, рабочие, фермеры и работники агропрома, спортсмены и представители культуры.

Организация учредила Профессиональный союз экологов России, как членскую организацию Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ, лидером которой является депутат Государственной Думы ФС РФ 6-го созыва Сергей Алексеевич Вострецов. Он же возглавляет Координационно-попечительский совет ООО «ОЭКР».

За прошедшие годы в Организации проведены Объединительный съезд общественного экологического контроля, четыре Пленума Совета с присутствием всех представителей региональных отделений, множество мероприятий по правовому просвещению и экологическому всевобучу. Так, только в Год охраны окружающей среды (2013) ООО «ОЭКР» совместно с Общественной палатой РФ провели в регионах более 80 круглых столов, общественных слушаний, семинаров и других массовых мероприятий.

В 2014 году Организация выиграла Президентский грант по выполнению социально-значимого проекта «Развитие института общественных инспекторов-экологов» и успешно его выполнила. Было проведено 18 двухдневных семинаров, несколько инструкторско- методических занятий, в т.ч. в ОП РФ. Всего подготовлено более 1000 общественных инспекторов-экологов в 18 регионах страны. Проект продолжается за счет собственных средств Организации.

В 2015 году по инициативе Совета ОЭКР были проведены «круглые столы» в Государственной Думе по вопросам экологического регулирования в Крыму и городе Севастополь, по общественному экологическому контролю и его взаимодействию с органами власти, в Общественной палате РФ о наилучших доступных технологиях и роли общественности в модернизации производства и утилизации отходов производства и потребления. А в 2016 году Организация провела в Общественной палате РФ совместн
о с Комиссией по экологии и охране окружающей среды ОП РФ круглый стол по подготовке и планированию мероприятий в 2017 году – Году экологии. Все они проходили при участии депутатов ГД, законодательных собраний субъектов РФ, членов общественных палат, научного и бизнес сообщества.

В мае 2016 г. в ОП РФ по инициативе Организации прошел круглый стол «О готовности детско-юношеских лагерей и оздоровительных комплексов побережья Черного моря к летнему сезону». До этого было организовано проведение независимого общественного контроля группой экспертов ООО «ОЭКР» в детском курорте федерального значения г. Анапа. К сожалению результат оказался плачевный – превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в разы. Как результат, на побережье вспыхнули случаи инфекционных заболеваний детей и их родителей. В той же Анапе по причине обнаружения кишечной палочки заболели десятки отдыхающих. Это стало причиной отмены проведения детско-юношеского экологического Форума «Гармония – Анапа — 2016», в рамках которого планировалось провести учредительную Конференцию Общероссийской молодёжной общественной организации «Движение за экологию и активный досуг “БУРЕВЕСТНИК”, в качестве молодежного крыла ООО «ОЭКР». Но Форум обязательно состоится, только на этот раз в Крыму в районе детского курорта г. Евпатории.

Как и прежде главное в деятельности ОЭКР было и остается — проведение организационно-структурных и технических мероприятий по расширению дискуссионной площадки общественного экологического контроля, привлечении заинтересованных граждан на борьбу с беззаконием и коррупцией в области охраны окружающей среды, налаживания общественно-государственного взаимодействия с органами власти в целях экологического развития страны и ее безопасности. В этих целях Организация готова к сотрудничеству со всеми заинтересованными лицами и структурами, объединениями как государственного экологического контроля, так и с НКО, предприятиями любой формы хозяйственной деятельности, предлагает заключить соглашения о сотрудничестве в сфере общественного экологического контроля с предприятиями, органами социального назначения, муниципальными и федеральными органами власти, СМИ и общественными организациями. Путем создания на волонтерской основе штабов, пунктов, постов, общественных приемных и «горячих линий» общественного экологического контроля, ОЭКР активно участвует в проведении мониторинга окружающей среды, предупреждения природных и техногенных угроз и аварий, оповещения населения и оказании помощи пострадавшим от них.

Многие «оэкровцы» за бесстрашные и благотворительные поступки награждены медалями МЧС России «За содружество во имя спасения», другими знаками отличия.

Особенно ярко проявилась деятельность организации в оказании помощи населению и ликвидации последствий стихийного бедствия в Крымске Краснодарского края летом 2012 года. Сотни волонтеров-экологов, причем, не только из Кубани и близлежащих городов и поселков, но и активисты ООО «ОЭКР» из других областей Северного Кавказа, Юга и Центральной России, из Москвы и Санкт-Петербурга участвовали в рекреационных и спасательных работах после невиданного наводнения, собирали и сами жертвовали благотворительные средства, одежду, обувь, постельное белье, предметы первой необходимости и медикаменты, детские принадлежности. Волонтеры-экологи ООО ОЭКР» участвовали в тушении пожаров и оказывали помощь населению при ликвидации их последствий на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Организация проводит и участвует в митингах, шествиях, пикетированиях, выражая гражданскую позицию по проблемам экологии и социальным вопросам жизнеобеспечения, защищая тем самым права людей на благоприятную окружающую среду и достойную жизнь.

ООО «ОЭКР» активно сотрудничает со многими общественными организациями и приглашает к такому сотрудничеству всех, кому дорога природа, кто болеет за ее сохранение и оздоровление. Надежными партнерами Организации стали Центр экологических проблем экологии, ДОСААФ России, Ассоциация «Социальная сфера России», общественные организации и фонды такие, как «Союз десантников России», «Офицеры России», «Экоград», Центр развития социальной политики и международной интеграции «МОСТ», «Экологические технологии очистки», «Дети Мира», «Центр инновационных технологий и социальной экспертизы», «Экологическое содружество», «Экобезопасность», «Корпорация «Центр мировой экологии», ряд ВУЗОВ и специальных учебных заведений, научные сообщества, правозащитные и благотворительные организации и многие другие – всем им мы приносим искреннюю благодарность за сотрудничество.

06.03.2013 года ООО «ОЭКР» под № 36 вступила в Национальную технологическую платформу «Технологии экологического развития» под патронажем Географического общества России (Протокол №7 заседания Управляющего Комитета ТП от 06.03.2013 г.).

11 июля 2017 года в Москве состоялся Второй съезд Общероссийской общественной организации «Общественный экологический контроль России», посвященный Году Экологии - 2017, требованиям Президента РФ В.В.Путина по экологическому развитию и экологической безопасности государства.

Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)

1. Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и имеет многолетнюю историю. Впервые термин "общественный контроль" был использован в январе 1956 г., когда постановлением Совета Министров РСФСР был утвержден "Устав Всероссийского общества содействия охране природы и озеленению населенных пунктов". Однако долгие годы общественный экологический контроль не имел самостоятельного значения и был придатком системы государственных контрольных органов.

Целью проведения общественного экологического контроля является проверка соблюдения требований экологического законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, а также оказание содействия компетентным органам в проведении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Проведение данных мер будет способствовать реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращению нарушений экологического законодательства.

Правовую основу участия общественности в экологическом контроле составляют Конституция РФ, Закон РФ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ЛК РФ, ВК РФ и иные нормативные акты.

По критерию видов (направлений) общественного экологического контроля, следует выделить контроль за состоянием отдельных видов природных объектов (например, объектов животного мира в соответствии со ст. 10 Закона о животном мире), контроль за осуществлением экологически значимой хозяйственной и иной деятельности (радиационная безопасность, соблюдение экологических требований в сельском хозяйстве, градостроительной деятельности и т.д.), контроль за осуществлением экологических процедур общего характера (своевременностью, полнотой и достоверностью предоставления компетентными органами экологической информации, участие в общественных экологических экспертизах и т.д.).

Общественный экологический контроль, как и государственный, осуществляется в форме предупредительного и текущего. Предупредительный контроль может проявляться в участии граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в проведении общественных обсуждений в ходе осуществления ОВОС, референдумах по экологическим вопросам, участии в проведении общественной экологической экспертизы, а также направлением своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе. Текущий экологический контроль граждане, общественные и иные некоммерческие объединения осуществляют, предъявляя требования органам государственной власти, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам о предоставлении информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, сообщая компетентным органам об известных им экологических правонарушениях, обращаясь в суд с исками об отмене решений о строительстве, реконструкции или эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на природу и т.д.

2. Проведение общественного экологического контроля (в том числе в форме предупредительного контроля - общественной экологической экспертизы) является одним из вариантов контроля гражданского общества за деятельностью органов публичной власти и коммерческих структур. Аналогичные по своей сущности инструменты гражданского общества мы обнаружим, например, при рассмотрении деятельности Общественных палат (федеральной, региональных, муниципальных), осуществляющих экспертизы законопроектов и осуществляющих поиск компромисса в не всегда простом диалоге формирующегося в России гражданского общества и государства.

В осуществлении указанных форм общественного экологического контроля могут принимать участие не только специализированные экологические общественные и иные не коммерческие объединения, но и профессиональные союзы. Так, согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством (текущий контроль).

Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов (предупредительный контроль).

3. Результаты общественного экологического контроля, оформленные в форме обращений, жалоб или иных предусмотренных законодательством формах, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению. Например, граждане вправе обратиться с обращением в орган местного самоуправления, в котором высказать предложения по совершенствованию его работы в области охраны окружающей среды, либо с требованием о предоставлении информации о намечающемся строительстве и необходимости учета общественного мнения в соответствии с градостроительным и экологическим законодательством. Должностные лица соответствующего органа местного самоуправления обязаны в течение месяца дать письменный ответ гражданам по существу обращения. В противном случае такие муниципальные должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 32 Закона о местном самоуправлении).

Появление подобных норм в федеральных и региональных законах вполне оправдано в свете нередкого противостояния экологической общественности и органов власти, которое иногда принимает крайние формы.

Однако в целом, сегодня система общественного экологического контроля еще продолжает формироваться. Наиболее перспективная сфера, которую он может занять - это создание дополнительных информационных возможностей для работы государственного экологического контроля. Дублирование функций государственного экологического контроля представляется малоэффективной задачей. В тоже время при налаженном взаимодействии с государственными контрольными органами, общественные объединения и граждане могли бы оперативно предупреждать компетентные органы о существующей экологической обстановке во дворе, микрорайоне, квартале и т.д.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...