Организация и проведение аварийно-спасательных работ. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чс Основы организации аварийно спасательных и других неотложных работ асднр


«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Преподаватель – организатор ОБЖ МБОУ СОШ17 Титова Галина Геннадьевна




Одна из важнейших задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны - проведение спасательных и аварийно- спасательных работ в ЧС и АСДНР в очагах поражения ЧС природные техногенные биолого- социальные военные по характеру источника


Наиболее характерные последствия ЧС: Радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества Разрушения возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях. Химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте, перевозящем указанные вещества Массовые пожары являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности Затопления возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружениях, цунами, селях и других природных явлениях Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений


АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ В ОЧАГАХ ПОРАЖЕНИЯ Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Цель: розыск и деблокирование пострадавших, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация из опасной зоны.






Задачи разведки: - определение зоны и характера чрезвычайной ситуации; - определение мест нахождения пострадавших и их состояния; - установление степени радиоактивного, химического, биологического заражения; - оценка состояния объектов (строения, инженерные коммуникации, линии связи, источники воды) в зоне чрезвычайной ситуации; - выявление очагов пожаров; - определение подъездных путей к месту работ и путей эвакуации пострадавших и населения; - определение плана проведения поисково-спасательных работ. Разведку проводят наземным, воздушным, водным и подземным способами. Для обозначения зоны чрезвычайной ситуации, характера и уровня заражения устанавливают специальные щиты со съемными карточками, на которые наносят информацию. Для этой же цели используют также стены, конструкции, заборы, стволы деревьев, дорожные знаки.



Транспортное обеспечение включает в себя определение объема и характера перевозок, учет всех видов транспорта, определение сроков и мест погрузки и разгрузки, маршрутов, организацию контрольных пунктов и фиксацию сроков их прохождения, резерв транспортных средств.






Гидрометеорологическое обеспечение предусматривает передачу органам управления и командирам формирований сведений о состоянии и прогнозе погоды в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.




В сферу материального обеспечения входят снабжение спасательных формирований продовольствием, питьевой водой, средствами и имуществом противохимической, противорадиационной и медицинской защиты, специальной одеждой, строительными материалами, топливом и смазочными материалами, а также организация мест приема пищи, отдыха и специальной обработки. В задачи медицинского обеспечения входят конкретные меры по сохранению здоровья и работоспособности спасателей, оказанию помощи пострадавшим и больным, их доставке в медицинские учреждения и предупреждению инфекционных заболеваний.


Основное содержание аварийно - спасательных работ действия по спасению людей. При большинстве чрезвычайных ситуаций их осуществляют в четыре этапа: поиск и обнаружение пострадавших; обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и работы по их деблокированию; оказание пострадавшим первой медицинской помощи; эвакуация пострадавших из зон опасности на пункты сбора или в медицинские учреждения. Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения


Под санитарной обработкой понимают удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление аварийно химически опасных веществ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова людей, а также с надетых на них средств индивидуальной защиты, одежды и обуви при выходе из зоны заражения. Санитарная обработка может быть частичной и полной.





Полная санитарная обработка заключается в обмывании всего тела теплой водой с мылом и обязательной смене белья, а при необходимости и всей одежды. При загрязнении радиоактивными веществами люди подвергаются полной санитарной обработке в том случае, если после частичной санитарной обработки загрязнение кожных покровов и одежды продолжает оставаться выше допустимых величин. По возможности полную санитарную обработку надо провести не позднее 35 ч с момента загрязнения. При загрязнении аварийно химически опасными веществами достаточно провести тщательную и своевременную частичную санитарную обработку. Обмывание в этом случае можно проводить с гигиенической целью. При заражении бактериальными средствами полной санитарной обработке должны подвергаться все люди, находившиеся в очаге бактериологического поражения, независимо от того, были ли ими использованы средства защиты и проводилась ли частичная санитарная обработка.


С целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, проводят первоочередные мероприятия по их жизнеобеспечению, которые заключаются в удовлетворении потребностей населения в жизненно важных видах средств и услуг по установленным нормам и в обеспечении: водой для медицинских, хозяйственно - питьевых и коммунально - бытовых нужд; продуктами питания: зерно, мука, хлебобулочные и макаронные изделия, мясо, рыба, молоко, детское питание, картофель, овощи, соль, чай, сахар, фураж для животных; жильем: развертывание и сооружение временных жилищ (палатки, юрты, землянки, сборные дома и т. п.); использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, санаториев, пансионатов, лагерей, домов отдыха и т. д.); предметами первой необходимости: верхняя одежда, обувь, постельные принадлежности, бытовая посуда, минимум предметов галантереи и парфюмерии (мыло, нитки, иголки и т. д.) и прочие товары (табак, спички, керосин и т. п.); информацией о возможности и факте чрезвычайной ситуации и правилах поведения в ней;


Медицинского и санитарно - эпидемиологического обслуживания: первая медицинская помощь населению, обеспечение его медикаментами и медицинским имуществом, сортировка пострадавших и оказание им квалифицированной и специализированной помощи, направление пострадавших на стационарное лечение, выполнение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий; потребностей в транспорте для перевозки пострадавших в районы отселения и подвоза материальных ресурсов; минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно - прачечном и ритуальном обслуживании. Содержание конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и некоторых других факторов.


Прежде всего обеспечивают людей продуктами питания, предметами первой необходимости, медицинским обслуживанием и средствами, транспортом и необходимой информацией. Большое значение имеет организация и проведение практической работы по морально - психологической поддержке пострадавшего населения. Она заключается главным образом в изучении настроений различных категорий населения, нейтрализации негативных слухов и проявлений паники, пресечении грабежей и мародерства


АСР в очагах поражения включают: разведку маршрутов движения и участков работ; локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ; подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ; розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов; вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них людей; подачу воздуха в заваленные ЗС с поврежденной фильтро вентиляционной системой; оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадав- шим и эвакуацию их в лечебные учреждения; вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы; санитарную обработку людей, ветеринарную обработку с/х животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продоволь- ствия, воды и т.д.


Другие неотложные работы - это деятельность по всесто- роннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работос- пособности. АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате пос-ледствий ЧС


Другие неотложные работы в очагах поражения включают: прокладывание колонных путей и устройство проходов в зава- лах и на зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопровод- ных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному прове- дению спасательных работ; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ; обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений; санитарная очистка территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей; создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей.


ЛИТЕРАТУРА: Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от г. 151-ФЗ. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от г. 68. Федеральный закон от г. 28 «О гражданской обороне» Закон Москвы 46 от г. «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». «Наставление по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС, часть 1 «Организация и технологии ведения АСДНР при крупных авариях на химически опасных объектах». М., ВНИИ ГОЧС, 1999 г. "Наставление по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС", часть 2 «Организация и технологии ведения АСДНР при землетрясениях». М., ВНИИ ГОЧС, 2001 г.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) является одной из основных задач ГО и РСЧС в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;

вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;

санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.

В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая медицинская и первая врачебная помощь, оказываемая непосредственно в зоне бедствия, а также специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).

Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую очередь на транспорт грузят тяжелораненых, а затем пораженных средней тяжести, которые могут ехать сидя, последними – легкопораженных.

Основное требование к организации первой медицинской помощи – оказывать ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществлять их эвакуацию в лечебные учреждения.

Другие неотложные работы – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;

укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

ремонт и восстановление разрушенных линий вязи и коммунально-энергетических сетей;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, вида применяемого оружия и масштаба военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения.

В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР.

Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС (планах ГО) предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновения ЧС и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.

В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирования. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении ГО составляют войска ГО и нештатные формирования ГО. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.

Второй эшелон – для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.

Резерв – для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.

Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

Для обеспечения беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ) по решению председателя КЧС или начальника ГО создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Основу ООД составляет сводный отряд (команда), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инженерными, радиационной и химической защиты).

ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и др. работы.

Успешное проведение АСДНР достигается:

своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку;

быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;

высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава;

знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;

заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения АХОВ, мест расположения и характеристики защитных сооружений;

непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.

Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возможных

чрезвычайных ситуаций организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на основе соответствующих программ и планов.

Основными заблаговременными мероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешной ликвидации чрезвычайных ситуаций, являются:

подготовка должностных лиц, органов управления, формирований и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

создание группировок сил, нацеленных на защищаемые территории;

проведение необходимого технического оснащения органов управления и сил РСЧС;

поддержание в готовности органов управления, сил и средств РСЧС;

создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

планирование возможных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;

осуществление постоянного контроля за обстановкой в стране (регионе, на территории субъекта Российской Федерации), связанной с чрезвычайными ситуациями.

Успех ликвидации чрезвычайной ситуации в решающей степени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности управления проведением аварийно- спасательных и других неотложных работ.

В основе организации этих работ лежат заблаговременно разработанные планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций для соответствующий территории, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки и анализа возможных решений на проведение работ.

В целях согласования содержания планов исходные данные необходимые для планирования доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Со стороны вышестоящих органов управления РСЧС осуществляется методическое руководство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председателями соответствующих вышестоящих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

В региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разрабатываются планы действий (взаимодействия), являющиеся составными частями федерального плана по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в границах региона и органами военного командования. В соответствии с решением начальников РЦ МЧС России, в спасательных воинских формированиях, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций и размещенных на территории региона, разрабатываются применительно к обслуживающим территориям планы приведения в готовность и планы действий.

Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в зависимости от характера и масштаба чрезвычайной ситуации и конкретных потребностей в тех или иных силах могут привлекаться:

федеральные, региональные и территориальные поисково- спасательные отряды и службы МЧС России;

спасательные воинские формирования, подразделения и формирования гражданской обороны;

военизированные и невоенизированные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств Российской Федерации;

штатные и нештатные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

противопожарные части и подразделения ГПС МЧС России, других министерств и ведомств Российской Федерации;

специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, поисково- спасательные подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска и воинские формирования;

подразделения Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.

Привлечение сил различной принадлежности для ликвидации

чрезвычайных ситуаций проводится в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, положениями о территориальных и функциональных подсистемах РСЧС, положениями, руководствами и соглашениями о взаимодействии между министерствами и ведомствами Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение поисково-спасательных служб и аварийных

формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в

соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые предусматривают применение этих сил на определенных объектах и территориях, планами взаимодействия, которые предусматривают возможность использования этих сил на других объектах и территориях и в соответствии со специальными решениями, обусловленными возникшей необходимостью использовать эти силы во внеплановом порядке.

Решение на привлечение аварийно-спасательных служб и аварийных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций принимаются уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Ведомственные аварийно-спасательные, аварийно-

восстановительные и специальные формирования привлекаются к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с заранее разработанными планами взаимодействия, решением председателей ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям, в том числе по запросам территориальных и местных КЧС и ОПБ..

Спасательные воинские формирования постоянной готовности, а также сводные мобильные отряды соединений и воинских частей, которые в мирное время содержатся в сокращенном составе, привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций решением Министра МЧС России.

При внезапном возникновении чрезвычайной ситуации на территории региона части гражданской обороны (сводные мобильные отряды воинских частей) могут задействоваться решением начальника соответствующего РЦ МЧС России с немедленным докладом Министру МЧС России.

На период выполнения аварийно- спасательных и других неотложных работ спасательные воинские формирования могут передаваться в оперативное подчинение руководителю ликвидации ЧС или КЧС и ОПБ на соответствующих территориях или объектах.

Специально подготовленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций силы Министерства обороны Российской Федерации (соединения, воинские части и подразделения инженерных войск, войска радиационной, химической и биологической защиты, аварийно- спасательные подразделения), другие воинские формирования привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется в соответствии с решением руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций и решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, которые являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации. На отдельных участках зоны чрезвычайной ситуации в ходе аварийно- спасательных и других неотложных работ решения в соответствии с поставленными задачами и выводами из оценки обстановки, сложившейся на участках их действий, принимают руководители (начальники) действующих там формирований (подразделений). Руководители всех уровней несут личную ответственность за принимаемые решения, использование подчиненных сил и результаты работ.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения. Все эти работы проводятся в максимально сжатые сроки.

Неотложные работы проводятся в целях всестороннего обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.

В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан в соответствии с действующим законодательством Российской федерации в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение.

Для ведения аварийно-спасательных работ создается группировка сил гражданской обороны. В зависимости от обстановки эта группировка может быть сразу введена в очаг поражения или выводится в загородную зону. Из загородной зоны группировка может выдвигаться к очагу по нескольким маршрутам. Успешное ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается быстрым вводом формирований в очаг поражения, высокой выучкой личного состава формирований, знанием и соблюдением мер безопасности в процессе работы, непрерывным управлением, организацией взаимодействия сил и средств формирований, непрерывным ведением спасательных работ в любое время суток и время года.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ условно подразделяется на 3 этапа:

начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ;

первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;

второй этап – завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Силы и средства группировки выводятся из зоны работ на основании решения руководителя или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. В целях организованного вывода разрабатывается, специальный план, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, по локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Аварийно-спасательные работы проводятся с целью поиска и эвакуации людей за пределы зон действия опасных и вредных для жизни и здоровья факторов, оказания первой помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения.

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горно-спасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.

Неотложные работы проводятся, как правило, в целях блокирования, локализации или нейтрализации источников опасности, снижения интенсивности, ограничения распространения и устранения действий поражающих факторов в зонах применения современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Эти работы предназначены для обеспечения успешного проведения спасательных работ. Их содержанием может являться:

  • устройство безопасных проездов в завалах и на заражённых участках местности;
  • локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и других сетях в интересах ведения спасательных работ;
  • укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ;
  • ремонт и восстановление повреждённых и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;
  • ремонт и постепенное восстановление повреждённых защитных сооружений.

Аварийно-спасательные и неотложные работы характеризуются большим объёмом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и большим напряжением сил личного состава формирований, привлекаемых для их проведения. Они проводятся, как правило, в условиях сильных разрушений, массовых пожаров, заражения атмосферы и местности и при воздействии других неблагоприятных факторов.

Завалы, образовавшиеся в результате разрушений, могут перекрыть выходы из защитных сооружений, затруднить ввод сил гражданской обороны в очаг поражения, снизить их манёвренность, затруднить выход к объектам спасательных работ.

Заражение атмосферы и местности вызовет необходимость ведения работ в средствах индивидуальной защиты (противогазах, защитных комбинезонах и др.). Это будет затруднять организацию и ведение работ, потребует более частой смены работающих формирований из-за опасности облучения личного состава сверхдопустимыми дозами и повышенной утомляемости.

Проведение мероприятий медицинской защиты

Мероприятия медицинской защиты в зонах чрезвычайных ситуаций проводятся с целью предотвращения или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей от воздействия последствий применения средств поражения и опасных факторов стихийных бедствий, производственных аварий и техногенных катастроф.

Эти цели достигаются применением профилактических медицинских препаратов (например, антидотов (противоядий) и др.) и с помощью своевременного оказания медицинской помощи поражённым гражданам.

Первая помощь пострадавшим до их эвакуации в лечебное учреждение оказывается непосредственно в очагах поражения в ходе спасательных и других неотложных работ. Оказание первой помощи осуществляется с участием заранее сформированных из населения санитарных постов и санитарных дружин, в состав которых входят лица, специально обученные общим приёмам оказания первой помощи.

Первая помощь оказывается пострадавшим непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации. Её оказывают лица, специально обученные общим приёмам оказания первой помощи.

Выводы

  1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах чрезвычайных ситуаций проводятся с целью срочного оказания помощи населению.
  2. Аварийно-спасательные работы проводятся для того, чтобы ограничить масштабы чрезвычайной ситуации или локализовать её.
  3. Задачами других неотложных работ является устранение аварий и повреждений в целях предотвращения увеличения человеческих жертв и материальных потерь от пожаров, аварий, обвалов, обрушений и т. д.

Вопросы

  1. С какой целью проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах чрезвычайных ситуаций? Обоснуйте свой ответ.
  2. Какие мероприятия проводятся при аварийно-спасательных работах?
  3. Какие мероприятия проводятся при выполнении неотложных работ?
  4. Что, на ваш взгляд, является первоочередной задачей спасателей при прибытии в зону чрезвычайной ситуации? Продумайте и обоснуйте свой ответ.

Задания

  1. Подготовьте устное сообщение на тему «Организация и предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной природной ситуации».
  2. С помощью Интернета и средств массовой информации подберите примеры вывода (вывоза) гражданского населения из зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  3. Подготовьте сообщение на тему «Неотложные работы в жилом доме после взрыва бытового газа».
  4. Подготовьте сообщение на тему «Аварийно-спасательные работы в зоне наводнения» (на примере наводнений в Ленске или других местностях).

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) – это совокупность первоочередных работ в зоне (зоне поражения), заключающихся в соответствии с «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» определяет составные части этих работ: раздельно: (АСР) – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуации, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов; неотложные работы (НР) – деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию пострадавшему населению помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

  • разведку маршрутов и участков работ;
  • локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
  • подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
  • поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий и сооружений, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений, оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
  • вывоз (вывод) населения из опасных зон; санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных;
  • дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание (обезвреживание) территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки, что обусловлено необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т.п.).

Неотложные работы включают:

  • прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);
  • локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
  • укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
  • ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
  • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий;
  • санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации (зоне поражения);
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

В реальных условиях отделить аварийно-спасательные работы от других неотложных работ затруднительно, причем для значительной части работ их различие – чисто условное. Поэтому в практике аварийно-спасательного дела и закрепился общий термин – аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяется на три этапа:

  1. Начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведению работ.
  2. Первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств.
  3. Второй этап – завершение аварийно-спасательных и других неотложных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям и вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Успех аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций (зонах поражения) достигается:

  • заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств и к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий), в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;
  • экстренным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации (последствий военных действий), включая организацию эффективной разведки, приведение в готовность и создание в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременный ввод ее в зону чрезвычайной ситуации (зону поражения);
  • непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимального решения и последовательным претворением его в жизнь, подтверждением устойчивого взаимодействия сил, привлекаемых к работам;
  • непрерывным ведением работ до полного их завершения, с применением современных технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей сил и средств;
  • неуклонным выполнением установленных режимов работ и мер безопасности; организацией бесперебойного обеспечения работ и жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава, привлекаемого к работам.

Источники: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Под общей редакцией Воробьева Ю.Л.. - М., 2002; Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты: Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природ, и техногенного характера. - М., 1999.

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...