Отчего горят леса беседа для учащихся. Занятие для детей «Пожар в лесу


(4,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.









Назад Вперёд







Назад Вперёд

Цели: формирование представления об основных правовых документах:"Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка"; коррекция мышления и активно-волевых дефектов поведения через игру;

  • познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка;
  • на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции;
  • показать единство прав и обязанностей;
  • расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике;
  • воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.

Оборудование: толковый словарь С.И.Ожегова, брошюры - "Декларация", "Конвенция", "Конституция"; плакаты для оформления зала;карточки с определениями, ноутбук, (презентации статей, правовой и сказочной викторины); аудиозапись и костюмы для театрализованного представления.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Постановка цели занятия.

Ребята, сегодня наша встреча посвящена теме "Ваши права ".

Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме.

2. Вступительная беседа.

Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).

За точным определением обратимся к словарю Ожегова.

ПРАВО - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.

Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.

20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка. (карточка). - Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).

Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это директор, завуч, социальный педагог, воспитатели и многие др.

Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что, если случится Третья мировая война, она уничтожит все человечество.

Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

В результате, 10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека. (Показ документа).

Это документ, в котором государства пообещали своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так-как по-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети.

(карточка) - Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка". (Показ документа).

- Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".

В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

3. Театрализованное представление.

(Звучит торжественная музыка, в записи дикторский текст)

- "Внимание! Внимание! Прослушайте официальное заявление! Отныне и навеки все права и свободы детей будут находиться в руках Мадам Конвенции".

(Звучит торжественная музыка. На сцене появляется Мадам Конвенция).

Мадам Конвенция. Я, Конвенция прав ребенка, обещаю помогать детям всегда, везде и всюду! Мои юные друзья, с помощью сказочных героев я хочу познакомить вас с моими помощницами - Статьями. Встречайте наших любимых героев.

Буратино (выбегает под музыку) (загадочно). Крекс! Пекс! Фекс! Ну вот, дело сделано! А теперь я буду ждать, когда вырастет дерево с золотыми монетами, чтобы я мог купить моему дорогому папе Карло миллион новых курток!

(Под музыку появляются Кот и Лиса с оружием в руках).

Кот и лиса. А ну-ка, руки вверх! Где ты прячешь деньги, негодный мальчишка? Немедленно отдай их нам!

Буратино. Ни за что! Они мои! Моему бедному папе Карло необходима новая куртка!

Мадам Конвенция. Ты абсолютно прав, Буратино! Вот послушайте вместе с другими ребятами, что расскажет об этом Статья 16.

(под музыку входит Статья)

Статья 16. Первое! "Каждый человек имеет право владеть имуществом"!

Второе! "Никто не может лишить его имущества"!

Мадам Конвенция. Так что, Кот Базилио и Лиса Алиса, вы нарушаете права Буратино и можете понести заслуженное наказание! Уходите лучше по добру - поздорову!

(Кот и Лиса неохотно уходят).

Статья. А ты, Буратино, пойдешь со мной, я расскажу тебе еще много интересного, чтобы тебя больше никто не мог обмануть!

(Статья и Буратино уходят под музыку).

(Звучит русская народная мелодия. На сцене появляются Баба Яга и Ивашка).

Баба Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!

Ивашка. Зачем это?

Баба Яга. Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!

Ивашка. Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте!

Мадам Конвенция. Не беспокойся милый Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас Статью 37 встретим и послушаем!

(Выходит под музыку Статья).

Статья 37. "Ни один ребенок не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению"!

Мадам Конвенция. Вам все понятно, Баба Яга?

Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!

(Уходит).

Ивашка. Вот спасибо, люди добрые! Думал все, мне конец, съест Баба Яга!

Статья. Пойдем-ка, дружок, будем с тобой изучать Конвенцию прав ребенка!

Ивашка. С удовольствием! (Уходят под музыку).

(Под музыку из сказки выбегает Красная Шапочка, навстречу ей - волк).

Волк. Здравствуй, Красная Шапочка!

Красная Шапочка. Здравствуйте, господин Волк!

Волк. Куда ты идешь?

Красная Шапочка. К бабушке.

Волк. А где живет твоя бабушка?

Красная Шапочка. Надо идти вон по той дороге!

Волк. Понятно! Ну, все, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал! У меня дела! (Поглаживает свой живот, злорадно смеется и убегает).

Мадам Конвенция. Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит твои права и права бабушки.

Красная Шапочка. А что же делать?

Мадам Конвенция. Для начала послушай Статью 6!

(Выходит Статья 6).

Статья 6. Каждый ребенок имеет право на жизнь!

Красная Шапочка. Уважаемая Статья, помогите мне, пожалуйста!

Статья. Пойдем, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!

Красная Шапочка. Спасибо Вам большое! Пойдемте!

Мадам Конвенция. Ну вот, друзья, вы и познакомились со мной и моими помощницами статьями! (Выходят под музыку статьи).

Но это еще не все! Вы с нами еще обязательно встретитесь.

Все хором. Изучайте ваши права! (Уходят под музыку).

4. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.

Какие еще права детей вы можете назвать? (Отвечают дети).

(на доску вывешиваются права)

В Конвенции 54 статьи о правах ребенка. Я назову вам 10 самых важных, которые вы должны знать.

С некоторыми статьями Конвенции мы познакомимся подробнее. Внимание на экран.

(1 слайд) Статья 1 "Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста".

До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 - за свои поступки отвечаете вы сами.

(2 слайд) Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".

Это главное право каждого человека. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве приходится сталкиваться с вопросами о ценности жизни.

Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях?

Было в древности государство Спарта - вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому - помогать...

(3 слайд) Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".

У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.

Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?

Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении (4слайд). Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!

А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.

Как он называется? (паспорт) (5 слайд.)

На следующих страницах изображена Красная площадь, герб России, фото, ФИО, дата и место рождения. (6 и 7 слайды)

Паспорт меняется в 20 лет и 45.

(8 слайд) Статья 13 "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение".

Ребенок может высказывать вслух все, что думает; написать и даже напечатать в газете или журнале. Только помните, прежде, чем что-то сказать или написать, нужно хорошо подумать.

(9 слайд) Статья 16 "Каждый имеет право на владение имуществом, на неприкосновенность жилища".

Никто не имеет права лишать вас имущества или жилища. С этой статьей вас уже познакомили сказочные герои.

(10 слайд) Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"

Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.

(11 слайд) Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".

А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.

К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других. (12 слайд).

Вы обязаны уважать права других людей. (Карточку на доску).

(13 слайд) Статья 32 "Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации".

Что означает слово "эксплуатация"? (Из словаря С.И. Ожегова: "Эксплуатация - это присвоение результатов чужого труда").

Незаконное использование в собственных целях труда других людей. При 8-ми часовом рабочем дне у взрослых, дети с 14 до 16 лет имеют право работать по 4 часа в день, с 16 до 18 лет - 6 ч в день в свободное от учебы время с согласия родителей или опекунов.

Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами.

Вы скажете: "Не имеете права использовать труд детей".

Скажите, вы будете правы?

Конечно - же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание.

(14 слайд) Статья 37 а) "Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким видам обращения и наказания"; б) " Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным способом".

Арест или задержание ребенка осуществляется согласно закону и лишь в качестве крайней меры.

Со скольки лет наступает уголовная ответственность? (С 16 лет, за особо тяжкие преступления - с 14 лет).

Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.

Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.

Я предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых.

5. Физкультминутка (под музыку).

Ш. Актуализация новых знаний. Правовая викторина.

А сейчас мы проведем викторину и узнаем, кто из вас самые лучшие знатоки прав. Членами жюри мы попросим быть наших гостей.

Выбрать и назвать правильный ответ.

1. Назовите основной закон государства. (Декларация, Конвенция, Конституция.)

2. Какой международный документ закрепляет права детей? (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребёнка.)

3. В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребёнка: 1949, 1989, 1990.

4. Что такое право?(Закон, совокупность правил, обязанность.)

5. Ребёнок - это человек, :

Который ходит в школу, который ходит в детский сад, которому не исполнилось 18 лет.

6. Какие дети имеют право на особый уход и защиту?

Дети-инвалиды, дети в возрасте с 15 до 18 лет, все дети имеют такое право.

7. Ребёнок имеет право: на жизнь, свободно выражать своё мнение, оба ответа верны.

8. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью? (с 18 лет, с 14 лет, с 20 лет.)

Задание 2. "Сказочная викторина". (Презентация 3)

Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.

Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"

Какую статью нарушила Лиса? (статью 6)

Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

(2 слайд)- Как называется эта сказка? Кто её написал? (рус. нар. сказка "Маша и Медведь", в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого).

Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)

Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".

Как должна ответить Маша, защищая свои права?:... (Не имеешь права лишать меня свободы).)

Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) "Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению".

Какую статью нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)

Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).

Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.

Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).

Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".

(Подведение итога викторины. Награждение знатоков права).

IV. Повторение ранее изученной темы.

Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.

Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).

Напоминаю точное определение.

(Читаю с доски определение).

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Вспомним высказывание известного политического деятеля XX века К. Маркса.

-(Читают хором) "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав".

Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.

Кто сможет ее назвать? "Уважать права других людей". (Ставлю карточку в обязанности).

Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.

Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".

Эти слова принадлежат древнему философу - мыслителю Китая Конфуцию.

V. Заключительная часть. Обобщение.

С какими важными документами вы сегодня познакомились?

Какой организацией они были приняты?

Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).

Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.

А сейчас послушаем стихи.

1 . Мы граждане, но все же дети,
Бывает, для защиты повод есть.
Поэтому Конвенцию придумали на свете,
Чтоб знали мы права и отстояли честь.
5. Закон я понял, но все же, друзья,
Не очень я взрослый - вот беда.
Меня не послушают, могут побить,
Как самому мне вопросы решить?
2 . Конвенция дает всем равное право,
Чтоб детских слез гораздо меньше стало,
О счастье детей не только мечтают,
Проблем не боятся, их вместе решают.
6. Не бойся, с тобою семья,
Воспитатель в беде не оставит тебя.
На свете много хороших людей -
Помогут они, держись веселей.
3. Пятьдесят четыре - ни много, ни мало
Много есть законов для счастья детей,
Чтоб нарушений меньше стало
На планете нашей всей.
7. До 18 лет права твои
Охраняют взрослые люди, они
Готовы тебя поддержать всегда.
Теперь ты понял?
В общем - да!
4. Главное право на жизнь и свободу,
На любовь и семейную заботу.
На учебу, отдых, увлеченье.
Социальную защиту и леченье.

VI. Итог занятия.

Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?

Нужно ли знать свои права?

Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя).

Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности.

Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни. Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за участие и внимание.

Цель: Ознакомить учащихся с неотъемлемыми правами, закреплёнными в Конвенции о правах ребёнка, с правами и обязанностями, записанными в Уставе школы; привлечь внимание детей к проблемам соблюдения прав человека; повторить определение понятий «права» и «обязанности»; формировать систему правовых знаний; способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ; развивать у учащихся нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации; на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение прав человека; помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав; развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию; формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.

Оборудование: Устав школы, иллюстрации, дидактический материал, презентация.

Ход мероприятия:

I . Организационный момент.

II . Объявление темы и цели мероприятия.

III . Работа по теме.

1. Слово учителя.

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

Тема нашего классного часа «Права и обязанности учащихся» , поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чём состоит их отличие друг от друга?

2. Работа с классом.

Давайте сначала разберём понятия «право» и «обязанность».

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.

Что такое, например, право на жизнь? (Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свободу.)

Неукоснительное соблюдение норм права - это священный долг и обязанность каждого гражданина России.

Мы живём в правовом государстве, значит, права каждого из нас охраняются законом. Все наши права и обязанности изложены в правовых документах: Конституция, акты, Федеральные законы, кодексы, уставы.

Каждый человек, имея права, должен иметь и обязанности, т. к. государство даёт свободу человеку, а он должен взамен тоже что-то предлагать.

Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, её сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определённые вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

Ребята! В чём отличие прав и обязанностей? (Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.)

3. Слово учителя.

С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

4. Обсуждение «У кого больше прав, у детей или взрослых?»

У ребёнка до его совершеннолетия могут быть такие права: право на жизнь, на личную свободу, на жилище, право вступать в различные организации, право на бесплатное обучение, на высказывание личного мнения в рамках дозволенного.

Затем права человека расширяются, например, с 16 лет ребёнок может работать при согласии родителей, в 18 лет он имеет избирательное право, т.е. полноправно участвует в выборах, референдумах, может вступать в брак, иметь личную собственность и открывать личное дело.

Но с расширением прав, у человека расширяются и обязанности (уплата налогов, воинская обязанность, уход за родителями и детьми).

3. «Чтобы твои права не нарушались».

Для того, чтобы твои личные права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей.

Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных.

Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.

5. Твои личные права (отличающиеся от юридических).

У каждого человека есть свои личные права, когда он может рассчитывать только на себя.

Какими же могут быть эти права?

Просить о помощи или эмоциональной поддержке;

Протестовать против несправедливого обращения или критики;

На собственное мнение или убеждение;

Совершать ошибки, пока не найдёте правильный путь;

Не обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;

Побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;

На свои собственные чувства - независимо от того, понимают ли их окружающие;

Менять свои решения;

Добиваться перемены договорённости, которая вас не устраивает.

Вы не обязаны:

Следовать за толпой;

Любить людей, приносящих вам вред;

Делать приятное неприятным людям;

Выбиваться из сил ради других;

Чувствовать себя виноватым за свои желания;

Мириться с неприятной ситуацией;

Жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

Выполнять неразумные требования;

Отказываться от своего «Я» ради кого бы то ни было.

6. Работа с Уставом школы (часть 4. Права и обязанности учащихся).

7. Составление таблицы.

Найдите связь вашей повседневной жизни с правами человека.

Что я делал (а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

Ночью спал

Право на отдых и здоровье

Завтракал, обедал

Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье

Смотрел телевизор

Право на доступ к информации и СМИ

Сходил в школу

Право на образование

Лечил зубы

Право на медицинскую помощь.

Посещал кружки и секции

Право на всестороннее развитие

Играл в компьютер

Право на отдых и досуг

Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

Право на справедливое вознаграждение

Встречался с друзьями

Право на свободу мирных собраний

Отвечал на уроке. Защищал своё мнение.

Право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

8. Просмотр презентации «Твои права и обязанности».

9. Разбор ситуаций.

Ситуация 1. На урок ученица пришла в джинсах с металлическими шипами, яркой красной кофте с глубоким вырезом, чрезмерно наложенным макияжем. Учитель сделал замечание…

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными. Учитель прав.

Ситуация 2. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учёт в КДН.

Ситуация 3 . Между одноклассниками Артуром и Костей произошёл спор, после которого мальчики подрались. В результате у Кости был сломан нос, а Артур получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ:

Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 4. Катя завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Катю.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Ситуация 5. Мальчика Колю воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу, заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причём Коля всё время с ней соглашается.

Вопрос. Какое право было нарушено по отношению к Коле?

Правильный ответ:

Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Коля сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование.

Ситуация 6. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос. Будут ли ребята наказаны?

Правильный ответ:

Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления.

Ситуация 7. Группа подростков пришла в городской парк. Погуляли, поели, мусор разбросали, поломали скамейки и ушли.

Вопрос. Какие обязанности они нарушили?

9. Групповая работа «Права ученика в школе».

Разделившись на группы по 4-5 человек, обсудить и оформить на листах А4 «Права ученика в школе».

Затем каждая группа представляет свои проекты, зачитывает их и идёт обсуждение по предложенным правам.

IV . Подведение итогов.

А теперь, давайте подведём итоги нашего соревнования.

Таким образом, каждый ребёнок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребёнка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Теперь вы знаете всё по данной теме, цель нашего урока достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!

МОУ «АЗОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Правовой лекторий

Твои права и обязанности (по Уставу школы)

Классный руководитель.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...