Почему в перечень основных мероприятий. Перечень основных мероприятий


Эксцизионная биопсия. Для исследования берется самый ранний из появившихся лимфатических узлов, который удаляется полностью. При удалении узел не должен быть поврежден механически. Нежелательно для гистологического исследования использовать паховые лимфатические узлы, если имеются вовлеченные в процесс другие группы лимфатических узлов. Пункционная биопсия для начальной диагностики недостаточна.

Соскоб с кожи для цитологического исследования, а также гистологическое исследования участка кожного покрова при подозрении на поражение кожи.

Трансторакальная биопсия медиастинальных лимфатических узлов, эновидеоторакоскопическая биопсия медиастинальных лимфатических узлов.

Лапаротомическая верификация забрюшинных лимфатических узлов.

Гистологическое исследование ткани лимфатического узла должно сопровождаться иммуногистохимическим исследованием.

УЗИ: а) всех групп периферических лимфатических узлов, включая шейные, над- и подключичные, подмышечные, паховые, бедренные, парааортальных, подвздошных;

б) брюшной полости.

Компьютерная томография органов грудной клетки и брюшной полости.

Рентгенография костей при наличии жалоб у больного на боли, а также при выявлении изменений на сцинтиграммах.

Клинический анализ крови, включая содержание эритроцитов, гемоглобина, тромбоцитов, лейкоцитарную формулу, СОЭ.

Биохимический анализ крови, включая исследование креатинина, мочевины, билирубина, общего белка, трансаминаз, ЛДГ, щелочной фосфатазы.

Биопсия костного мозга (трепанобиопсия крыла подвздошной кости). Цитологического исследования недостаточно.

Позитронно-эмиссионная томография

Перечень дополнительных диагностических мероприятий:



Остеосцинтиграфия.

Рентгенография костей.

Сцинтиграфия лимфатических узлов с галлия цитратом.

Сцинтиграфия костной системы при подозрении на поражение костей

Люмбальная пункция (при лимфобластных лимфомах или при подозрении на поражение ЦНС) для исследования спинномозговой жидкости.

Магнитно-резонансная томография головного мозга

Компьютерная томография головного мозга.

Цитогенетическое исследование пунктата костного мозга

Рентгеноскопическое исследование желудка и кишечника

Ирригоскопия

Колоноскопия, Ректороманоскопия

14. Цели лечения - уменьшение размеров лимфоузлов, печени и селезенки, исчезновение (или уменьшение) симптомов опухолевой интоксикации.

· Тактика лечения.

15.1. Немедикаментозное лечение:

режим и диета в зависимости от тяжести состояния пациента и наличия сопутствующей патологии

Медикаментозное лечение

Лечение больных проводится с учетом иммуноморфологического варианта лимфомы (лимфоидное преобладание или нет), стадии заболевания и наличия или отсутствия тех или иных факторов риска.

Лечение в I-II стадии

В I стадии лимфом НСЗ до и после лучевой терапии проводятся 2 цикла ПХТ по схеме флюдарабин 25 мг/м 2 в/в ежедневно 5 дней или схема СОР. В случае CD 20+ вариантов рекомендовано сочетанное применение ритуксимаба (375 мг/м 2 – 6 введений) вместе с ПХТ по схеме R-СОР. Альтернативным вариантом могут быть 3 цикла ПХТ с последующей лучевой терапией без дополнительной химиотерапии после облучения, если к моменту начала лучевой терапии была достигнута полная ремиссия.

Больным с опухолями ВСЗ в I стадии до начала лучевой терапии и после неё требуется провести по 3 цикла ПХТ. В комбинацию препаратов должны быть включены антрациклины (R-CHOP, СНОР).

Во IIА стадии всем больным независимо от степени злокачественности следует проводить 6 курсов ПХТ: 3 до и 3 после лучевой терапии. Облучению подлежат только исходные зоны поражения (традиционный режим гамма-терапии до СОД 32-36 Грей). Профилактическое облучение всех групп лимфатических узлов нецелесообразно.

Лечение в III-IV стадии.

Для значительной части пациентов с лимфомами НСЗ в III-IV стадии процесса не существует излечивающей терапии.

Первичная химиотерапия включает использование схем:

R-FC* - ритуксимаб 375 мг/м 2 в 0-й день, флударабин 25 мг/м 2 в/в в 1-3-й день и циклофосфамид 400 мг/ м 2 в 1-3 день. Курсы повторяются каждый 28 день, всего 6- 8 курсов;

R-FCМ* - ритуксимаб 375 мг/м 2 в 0-й день, флударабин 25 мг/м 2 в/в в 1-3-й день и циклофосфамид 200 мг/ м 2 в 1-3 день, митоксантрон – 8 мг/м2 в 1й день;

FМ - флударабин 25 мг/м 2 в/в в 1-3-й день и митоксантрон 10 мг/ м 2 в 1 день;

R-FМD* - ритуксимаб 375 мг/м 2 в 0-й день, флударабин 25 мг/м 2 в/в в 1-3-й день и митоксантрон 10 мг/ м 2 в 1 день дексаметазон – 20 мг в сутки в таблетках в 1- 5 день;

R-CHOP* - ритуксимаб 375 мг/м 2 в 0-й день, циклофосфан 750 мг/м 2 в 1-й день, адриабластин 50 мг/м 2 в 1-й день, винкристин 1,4 мг/м 2 в 1-й день и преднизолон 40 мг/м 2 внутрь в 1-5-й дни. Курсы повторяются каждый 21 или 14 день, всего 6- 8 курсов;

*Добавление к схемам ритуксимаба (375 мг/м 2 – в 0-й день, 6 введений) показано в случае CD 20+ вариантов (также см. таблицу «Рекомендованные схемы лечения с ритуксимабом при В-клеточных лимфомах»).

При достижении полной или частичной ремиссии (в том числе после индукционной терапии с включением ритуксимаба), показано проведение поддерживающей терапии ритуксимабом в течение 2 лет: по 375 мг/м 2 ритуксимаба в виде в/в инфузии каждые 2 месяца. Целесообразность поддерживающей терапии ритуксимабом убедительно доказана: использование современных терапевтических подходов позволило впервые продемонстрировать увеличение показателя общей выживаемости больных при фолликулярной лимфоме.

При рецидиве лимфомы мантийной зоны эффективно применение Бортезомиб (Велкейда) в дозе 1,3 мг/м2 в/в в 1, 4, 8 и 11 дни, перерыв 10 дней (с 12 по 21 день), всего 4 введения за цикл. Рекомендуется проводить лечение до достижения полной ремиссии с проведением 2-х консолидирующих циклов после достижения полной ремиссии (в среднем до 17 циклов).

При В-клеточных, CD20+ НХЛ НСЗ, фолликулярных или трансформирующихся НХЛ, в том числе, рефрактерные к ритуксимабу применяют Зевалин.

Завершающим этапом лечения у больных с III стадией является лучевая терапия. Облучению подвергаются очаги исходного поражения в суммарной дозе 36 Гр. При IV стадии болезни лучевая терапия не является обязательным компонентом лечения, хотя проведение ее не исключено.

У больных с III–IV стадиями НХЛ при полной ремиссии в результате химиолучевого лечения целесообразно применять поддерживающую терапию интерфероном α-2β в режиме 3 млн. МЕ подкожно 3 раза в неделю на протяжении 18 месяцев.

Основным лечебным подходом при III–IV стадии лимфом ВСЗ является ПХТ. Первой линией является схема R-CHOP - ритуксимаб 375 мг/м 2 в 0-й день, циклофосфан 750 мг/м 2 в 1-й день, адриабластин 50 мг/м 2 в 1-й день, винкристин 1,4 мг/м 2 в 1-й день и преднизолон 40 мг/м 2 внутрь в 1-5-й дни. Курсы повторяются каждый 21 или 14 день, всего 6- 8 курсов. Добавление к схемам ритуксимаба (375 мг/м 2 – в 0-й день, 6 введений) показано в случае CD 20+ вариантов.

В III стадии после ПХТ следует лучевая терапия в СОД 36-40 Гр на зоны исходного поражения. Облучению подлежат зоны первичного поражения: общая доза на зоны с полной регрессией опухоли после химиотерапии – 36 Гр, при частичной регрессии – 40 Гр. У больных с IV стадией проведение лучевой терапии необязательно, но целесообразно облучить очаги с большой исходной массой опухоли. Облучению подлежат зоны первичного поражения: общая доза на зоны с полной регрессией опухоли после химиотерапии – 36 Гр, при частичной регрессии – 40 Гр. У больных с IV стадией проведение лучевой терапии необязательно.

Лечение лимфобластных лимфом и лимфом из мелких клеток с нерасщепленными ядрами (лимфома Беркитта и типа Беркитта) проводится по программам лечения острых лимфобластных лейкозов.

При химиотерапии агрессивных НХЛ следует стремиться к достижению полной ремиссии. Необходимо избегать снижения доз цитостатических препаратов и удлинения интервалов между курсами. При склонности к нейтропении оправдано назначение с профилактической целью гемопоэтических ростовых факторов.

Для лечения рецидивов предложен ряд схем ПХТ, включающих препараты, которые редко используют на первых этапах лечения: цитозар, цисплатин, метил-гаг, митоксантрон. Эффективность повторного лечения заметно ниже первичного.

В случаях второго, третьего рецидивов, а также первичной рефрактерности назначение стандартных доз химиопрепаратов бесперспективно. Основным видом лечения в этом случае должна быть высокодозная химиотерапия в условиях специализированных клиник.

Основные схемы ПХТ можно увидеть из таблиц (ниже).

Схемы химиотерапии НХЛ низкой степени злокачественности:

Название схемы Препараты и пути введения Доза, мг/м 2 Дни введения Периодич-ность, дни
I ЛИНИЯ
Флюдарабин Флюдарабин в/в 1-5
Флюдарабин Флюдарабин в таблетках 1-5
R-FC* ритуксимаб флударабин в/в циклофосфамид в/в или флударабин в таблетках циклофосфамид в таблетках 0-й 1-3 1-3 1-3 1-3
R-FCМ* 0-й 1-3 1-3
FM флударабин митоксантрон 1-3
R-FMD* 20 мг в сут 0-й 1-3 1-5
СОР Циклофосфан в/в или в/м Винкристин в/в Преднизолон внутрь 1,4 1-5 1–5 21-28
LVPP Хлорамбуцил внутрь Винбластин в/в Прокарбазин внутрь Преднизолон внутрь 1–14 1; 8 1–14 1–14 42-44
MAP Митоксантрон в/в Цитарабин п/к Преднизолон внутрь 1; 2 1–5 1–5
MCP Митоксантрон в/в Хлорамбуцил внутрь Преднизолон внутрь 1–10 1–10 21-28
R-CHOP* Ритуксимаб Циклофосфамид в/в Доксорубицин в/в Винкристин в/в Преднизолон внутрь 1,4 0-й 1–5
MVLP Митоксантрон в/в Тенипозид (VM26) в/в Хлорамбуцил внутрь Преднизолон внутрь 1–5 1–5
NOPP Митоксантрон в/в Винкристин в/в Прокарбазин (натулан) внутрь Преднизолон внутрь 1,4 1–14 1–5
OPEN Винкристин в/в Преднизолон внутрь Этопозид в/в Митоксантрон в/в 1,4 1–5 1–3
CVPP 1; 8 1; 8 1–14 1–14
Мабтера (поддерживающая терапия) Ритуксимаб 1 раз в 2 месяца
СОР Циклофосфамид в/в или в/м Винкристин в/в Преднизолон внутрь 1,4 1-5 1–5 21-28
CVPP Циклофосфамид в/в Винбластин в/в Прокарбазин внутрь Преднизолон внутрь 1; 8 1; 8 1–14 1–14
II ЛИНИЯ – лечение рецидивов и рефрактерных форм
Флюдарабин Флюдарабин в/в 1-5
Флюдарабин Флюдарабин в таблетках 1-5
CAP Циклофосфамид в/в Доксорубицин в/в Преднизолон внутрь 1–5
R-FCМ* ритуксимаб флударабин циклофосфамид митоксантрон 0-й 1-3 1-3
CEMP Митоксантрон) в/в Этопозид в/в Цисплатин в/в Преднизолон в/в 1–5 1–5
CEPP(B) Циклофосфамид в/в Этопозид в/в Прокарбазин внутрь Преднизолон внутрь Блеомицин в/в 1; 8 1–3 1–10 1–10 1; 5
Зевалин Ибритумомаб тиуксетан Ритуксимаб 15 Мbq на кг массы тела 1, 8 Однократно
MEPD Митоксантрон в/в Этопозид в/в Цисплатин в/в Дексаметазон внутрь 1–3 1–5 21–28
MIV Митоксантрон в/в Ифосфамид в/в Этопозид в/в 1–3
N-BECOP Митоксантрон в/в Этопозид внутрь Преднизолон внутрь Винкристин в/в Циклофосфамид в/в Блеомицин в/в 1,4 1–3 1–5
VEMP Митоксантрон) в/в Этопозид в/в Циклофосфамид в/в Преднизолон внутрь 1–5
R-FMD* ритуксимаб флударабин митоксантрон дексаметазон внутрь 20 мг в сут 0-й 1-3 1-5 28 -36
BVCPP Кармустин в/в Винбластин в/в Циклофосфамид в/в Прокарбазин внутрь Преднизолон внутрь 1–10 1–10
ACOB Доксорубицин в/в Циклофосфамид в/в Блеомицин в/в Винкристин в/в Преднизолон внутрь Преднизолон внутрь 1,2 50>0 1; 15; 29 1; 15; 29 8; 22; 36 8; 22; 36 1–28 29–36
ASAP Доксорубицин в/в инфузионно 48 ч Солю-Медрол в/в Цисплатин в/в инфузионно 96 ч Цитарабин в/в инфузионно 2 ч после платины 1–2 1–5 1–4 35–42
BACOP Блеомицин в/в Доксорубицин в/в Циклофосфамид в/в Винкристин в/в Преднизолон внутрь 1,4 1; 5 1–5 21–28
BACOD-E Блеомицин в/в Доксорубицин в/в Циклофосфамид в/в Винкристин в/в Дексаметазон внутрь Этопозид в/в 1–5 6–8
Название схемы Препараты и пути введения Доза, мг/м 2 Дни введения Периодич-ность, дни
CAPBOP Циклофосфамид в/в Доксорубицин в/в Прокарбазин внутрь Блеомицин п/к Винкристин в/в Преднизолон внутрь 1,4 1–7 15–21 21-28
CytaBEP Цитарабин в/в Блеомицин в/м Этопозид в/в Прокарбазин внутрь 1; 8; 15 1; 8; 15 1–3 10–21
LOPP/ABE Хлорамбуцил внутрь Винкристин в/в Прокарбазин внутрь Преднизолон внутрь Доксорубицин в/в Блеомицин в/в или в/м Этопозид в/в 1,2 1–7 1–7 1–10 8–10 8–10

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

Оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

Эвакуация и рассредоточение;

Инженерная защита населения и территорий;

Радиационная и химическая защита;

Медицинская защита;

Обеспечение пожарной безопасности;

Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой–либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает, прежде всего, при любой чрезвычайной ситуации включение электрических сирен, прерывистый звук которых означает передачу единого сигнала опасности «Внимание всем!». Услышав этот сигнал, необходимо немедленно включить репродуктор (радиоприемник, телевизор) и прослушать информацию о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации о поведении в этих условиях.

Для выполнения задач по оповещению на всех уровнях РСЧС (федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом) создаются специальные системы централизованного оповещения.


На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения. Их задачей является доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб; руководителей (дежурных служб) организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Решение на использование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель. Руководители на своих подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения имеют право приостанавливать трансляцию программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно–правовых форм и форм собственности. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение и немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руководителю.

Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться в автоматизированном и в неавтоматизированном режиме. В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами сети связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания. В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи, ведомственных сетей связи и сетей вещания.

Значительная роль в решении указанной задачи отведена общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения. Эта система предназначена для своевременного и гарантированного оповещения и доведения информации об опасностях и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, а также для подготовки населения к действиям в таких ситуациях.

Использование системы предполагает отображение сигналов оповещения, предупреждающей, учебной и другой информации на электронных табло в местах массового пребывания людей и на других типах оконечных устройств (мобильных телефонах, персональных компьютерах) в виде специальных выпусков, электронных плакатов, видеороликов, бегущей строки.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В некоторых ситуациях (катастрофическое затопление, длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам (схема 5).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для ее проведения является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток. Вывоз (вывод) населения в этом случае может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуация может быть общей или частичной. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация предусматривает вывоз (вывод) из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т. п. Выбор варианта проведения эвакуации проводится с учетом масштабов распространения


В статье рассматривается перечень энергосберегающих мероприятий, утвержденный приказом Минстроя России № 98/пр от 15 февраля 2017 года.

В «Перечне мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению энергоэффективности использования энергетических ресурсов, в том числе при капитальном ремонте общего имущества МКД», утвержденных приказом Минстроя России № 98/пр от 15 февраля 2017 года, среди шести основных мероприятий по ограждающим конструкциям и трех дополнительных к таким, которые приводят к реальной экономии энергии, относится только одно!

Вот эти основные мероприятия: «1. Уплотнение входных дверей в подъезды; 2. Заделка и герметизация межпанельных соединений (швов); 4. Повышение теплозащиты крыши, устройство теплого чердака; 5. Повышение теплозащиты пола чердака; 6. Повышение теплозащиты оконных и балконных дверных блоков ЛЛУ» и дополнительные: «15. Повышение теплозащиты пола и стен подвала; 16. Остекление балконов и лоджий; 17. Дополнительное секционирование входных тамбуров».

Отличие энергосберегающих мероприятий в эксплуатируемых зданиях от реализуемых в новом строительстве, например, при дополнительном утеплении чердачных или цокольных перекрытий, в том, что в новом строительстве они приводят к уменьшению теплопотерь смежных помещений , и проектировщики учитывают это снижением площади поверхности нагрева отопительных приборов, а соответственно при эксплуатации будет достигнуто сокращение теплопотребления на отопление этих помещений.

При капитальном ремонте, если система отопления дома вместе с отопительными приборами не заменяется и не пересчитывается, и в процессе капитального ремонта дополнительно не устанавливаются автоматические терморегуляторы на отопительных приборах (а установка этих клапанов в Перечне рассматривается как дополнительное мероприятие в отличие от утепления перекрытий), то уменьшение теплопотерь приведет только к повышению температуры воздуха в смежных помещениях. А поскольку система водяного отопления запроектирована единой на весь дом, включая и места общего пользования (вестибюли подъездов, лестнично-лифтовые узлы), локальное снижение теплопотерь в отдельных помещениях не позволяет провести сокращение подачи теплоты в эти помещения. Подобные мероприятия должны рассматриваться не как энергосберегающие, а как повышающие качество коммунальной услуги по отоплению дома, и внедрять их следует только там, где эта услуга не выполняется полностью.

Из реальных энергосберегающих мероприятий остается только одно - «3. Повышение теплозащиты наружных стен до действующих нормативов» (цитирую в кавычках, подчеркивая как обязательное решение «до действующих нормативов», поскольку в предыдущих федеральных документах, за исключением СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий, такого утверждения не было. Еще более энергоэффективным решением является повышение теплозащиты оконных и балконных дверных блоков квартир также «до действующих нормативов», но поскольку теперь они не являются общедомовым имуществом, при реализации этого мероприятия надо договариваться с жителями квартир. И напомним, утепление стен должно выполняться на всех фасадах здания, а замена оконных блоков во всех квартирах одновременно. При этом получается одинаковое снижение теплопотерь всех помещений здания, что можно учесть перенастройкой контроллера, регулирующего подачу теплоты в систему отопления.

Для получения энергетической эффективности от реализации двух последних решений необходимо сопровождать их установкой автоматизированного узла управления (АУУ) подачей теплоты на отопление на вводе в дом внутриквартальных сетей отопления (при теплоснабжении от ЦТП или квартальной котельной) и подключения к ним центральной системы отопления (СО). Устройство АУУ включает замену элеватора на циркуляционно-подмешивающий насос с установкой регулирующего клапана, автоматически изменяющего расход воды из тепловой сети в систему отопления по команде контроллера, путем поддержания заданного графика температур теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, в зависимости от изменения температуры наружного воздуха и с учетом теплового баланса здания и возможного запаса тепловой мощности системы отопления.

Это наименее затратное известное решение не нашло отражения в рассматриваемом Перечне основных мероприятий по модернизации системы отопления, но приводится более дорогое, аналогичное по энергоэффективности: «9. установка (модернизация) ИТП с установкой теплообменника отопления и аппаратуры управления отоплением, с настройкой параметров теплоносителя в системе отопления в зависимости от температуры наружного воздуха», которое в дальнейшем можно назвать АИТП (автоматизированный индивидуальный тепловой пункт). Такое решение нами рекомендуется при модернизации системы горячего водоснабжения - переносе узла приготовления горячей воды из ЦТП в ИТП с установкой теплообменников ГВС (мероприятие 10 основного Перечня) и СО (мероприятие 9 основного Перечня), циркуляционных насосов в местной системе ГВС и СО и аппаратуры управления теплопотреблением системами ГВС и СО.

При этом обязательны основные мероприятия Перечня: «7. Установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии» (имеется в виду при вводе в дом тепловых сетей централизованного теплоснабжения и устройстве АИТП - учета общего расхода теплоты на ГВС и СО, и отдельно расхода холодной воды на горячее водоснабжение, по которому определяется теплопотребление на ГВС, а по разности общего расхода и на ГВС - теплопотребление на систему отопления) и «8. Установка коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды» . В последнем случае имеется в виду, что в дом подводятся отдельно внутриквартальные сети отопления и горячего водоснабжения от ЦТП и устройство АУУ - учет проводится отдельно теплосчетчиками расхода тепловой энергии, потребляемой системой отопления, и тепловой энергии и расхода горячей воды системой горячего водоснабжения.

В отношении обязательности «установки линейных балансировочных вентилей и балансировки системы отопления» (мероприятие 11 основного Перечня) в было показано, что правильное распределение теплоносителя по стоякам обеспечивается при проектировании благодаря рекомендациям СНиП: при гидравлическом расчете трубопроводов оставлять до 70% потерь давления в стояке и только 30% на общих участках подающего и обратного розливов. При этом установка балансировочных клапанов не требуется в секционных системах отопления жилых домов 2 и 3-го поколений индустриального домостроения, как и в одно подъездных домах башенного типа, не превышающих в плане 30х20 м, и СНиПом не рекомендуется. Максимальная длина плеча таких систем (при подводе теплоносителя в центр системы) не превышает 20 м, а количество стояков на отдельной ветке системы не более 5-7 шт., что чрезвычайно мало, чтобы испытывать трудности в распределении теплоносителя. И в конечном итоге, даже там где могут быть рекомендованы балансировочные вентили, они не сокращают расход теплоносителя, а только способствуют его правильному перераспределению с тех стояков, где расход был больше, к тем, где его было недостаточно.

Следующие 3 мероприятия в Основном перечне относятся к системе электроснабжения, и в данной статье не рассматриваются.

Предложения

1. При капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов последовательность выполнения основных мероприятий , проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению энергоэффективности использования энергетических ресурсов, должна быть:

а) при теплоснабжении от ЦТП или квартальной котельной по отдельным внутриквартальным сетям отопления и горячего водоснабжения - установка коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии отдельно на систему отопления и горячего водоснабжения с одновременным устройством автоматизированного узла управления системой отопления (АУУ) и заменой элеваторов на малошумный циркуляционно-подмешивающий насос;

б) при переносе узла приготовления горячей воды из ЦТП в МКД - установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, поступающей из тепловой сети в дом, водосчетчика холодной воды, поступающей в водонагреватель горячего водоснабжения, и аппаратуры управления теплопотреблением системами ГВС и СО в АИТП.

Реализация этого решения за счет перенастройки контроллера АУУ на температурный график с учетом увеличения доли внутренних теплопоступлений в тепловом балансе МКД с повышением температуры наружного воздуха позволяет сократить подачу тепловой энергии на отопление по сравнению со стандартным проектным графиком не менее чем на 13% от годового теплопотребления. При наличии запаса тепловой мощности в системе отопления, когда ожидаемая расчетная нагрузка системы отопления, определенная по стандарту НОП 2.01-2014 , меньше проектного значения, например на 20% (что наблюдается даже в большей степени во всех МКД построенных с 2000 года), экономия тепловой энергии достигает 36% и более, за счет пересмотра расчетных параметров температур и расхода теплоносителя, циркулирующего в системе отопления. Так при запасе поверхности нагрева отопительных приборов Кзап = 1,2 и расчетных температурах теплоносителя без запаса t1p = 95 °C и t2р = 70 °C требуемые значения температур при расчетной для проектирования отопления температуре наружного воздуха должны быть в подающем трубопроводе системы отопления tр1тp. = 84 °C, а в обратном - tр2тp. = 63 °C. При переносе узла приготовления горячей воды из ЦТП в АИТП достигается дополнительная экономия тепловой и электрической энергии, из-за исключения внутриквартальных сетей горячего водоснабжения и сокращения объемов циркуляции.

И только после установки перечисленного выше оборудования следует осуществлять утепление наружных стен всех фасадов здания и по договоренности с жителями, желательно одновременно с утеплением стен, выполнять замену окон на более энергоэффективные, герметичные, с возможностью «щелевого» проветривания или наличием воздухопропускных клапанов для обеспечения вентиляции квартир. Вместе с этим возможно при необходимости утепление цокольных перекрытий, совмещенных покрытий или устройство «теплого» чердака. Уплотнение входных дверей в подъезды должно выполняться при текущем ремонте.

2. В условиях выполнения капитального ремонта при ограниченном финансировании оставление в Перечне мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению энергоэффективности использования энергетических ресурсов, мероприятий по выполнению локального утепления ограждающих конструкций здания и не обеспечивающих реальную экономию потребляемой энергии, предоставит возможность недостаточно честным исполнителям отчитываться о якобы соблюдении требований повышения энергоэффективности, выполняя эти недорогостоящие, но не энергоэффективные мероприятия, вместо накапливания средств для проведения утепления стен фасадов и замене окон в квартирах, действительно способствующих экономии энергии.

Оценка энергоэффективности энергосберегающих мероприятий, рекомендуемая постановлением Правительства РФ от 17 января 2017 года № 18 «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта МКД», путем сравнении теплопотребления до и после выполнения мероприятий с пересчетом на одинаковые климатические данные, носит случайный характер и не дает возможности оценить правильность режима теплопотребления, истинные резервы экономии и установить класс энергетической эффективности МКД.

Для правильной оценки надо фактическое теплопотребление до и после реализации мероприятий пересчитать на нормируемый отопительный период и сравнивать с ожидаемым расчетным расходом тепловой энергии за отопительный период после проведения капремонта , определенным по стандарту НОП 2.01-2014 . Если фактическое потребление системой отопления превышает более чем на 5% ожидаемый расчетно-нормативный расход тепловой энергии на отопление МКД, анализируются причины такого отклонения и намечаются мероприятия по их устранению.

3. В «Изменениях к постановлению № 18 от 25 января 2011 г.», утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 марта 2017 г. № 275, следует отменить исключение установки устройств автоматического регулирования потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от температуры наружного воздуха из первоочередных требований энергетической эффективности при реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем теплоснабжения многоквартирных домов и удалить ограничение применения этого устройства при новом строительстве «условиями наличия технической возможности». Какое может быть отсутствие технической возможности на стадии проектирования нового здания? Это условие практически позволяет не выполнять постановление Правительства РФ в данной области.

4. В связи с невыполнением основного положения постановления Правительства РФ № 18 от 25.01.2011 г. об «уменьшении показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании с января 2011 г. (на период 2011-2015 гг.) - не менее чем на 15% по отношению к базовому уровню, с 1 января 2016 г. (на период 2016-2020 гг.) - не менее чем на 30% по отношению к базовому уровню и с 1 января 2020 г. - не менее чем на 40% по отношению к базовому уровню» следует не вводить изменения в это постановление, а заменить его на новое с учетом новой градации повышения энергетической эффективности зданий , в том числе общественных и административных, установления новых базовых значений удельного годового расхода потребляемых зданием энергетических ресурсов и новой таблицы классов энергетической эффективности, отвечающей новой градации повышения энергоэффективности зданий.

Литература
1. Ливчак В.И. Выбор приоритета в авторегулировании теплоотдачи систем отопления жилых зданий. «Инженерные системы» АВОК Северо-Запад, №1-2016 г.
2. Ливчак В.И. Вместо замены изношенного оборудования в ЦТП и перекладки сетей горячего водоснабжения - устройство ИТП в зданиях. «Энергосбережение», №1-2008г.
3. Рекомендации Р НП «АВОК» 3.3.1-2009. Автоматизированные индивидуальные тепловые пункты в зданиях взамен центральных тепловых пунктов.
4. Ливчак В.И. Сомнения в обоснованности энергоэффективности некоторых принципов автоматизации систем водяного отопления. «Новости теплоснабжения», №6-2012 г.
5. Стандарт Национального объединения проектировщиков «Требования к содержанию и расчету показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания» СТО НОП 2.1-2014, М. 2014. Презентация в статье В.Ливчака Об энергетическом паспорте зданий. «ЭНЕРГОСОВЕТ» №1-2015 г.
6. Ливчак В.И. Доведение энергоэффективности многоквартирных домов нового строительства до нормируемого значения. «ЭНЕРГОСОВЕТ» №2-2015 г.

Указом Президента Российской Федера­ции от 19 ноября 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви­дации последствий стихийных бедствий. В январе 1994 г. этот комитет был преобразован в Министерст­во по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий Российской Федерации (МЧС России).

МЧС России является федеральным органом ис­полнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области гражданской обороны, защиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера, обеспечения пожарной безопас­ности, а также координирующим деятельность феде­ральных органов исполнительной власти в указанной области.

В систему МЧС России входят:

    региональные центры по делам гражданской обо­роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий;

    органы, специально уполномоченные решать за­дачи гражданской обороны и задачи по предупрежде­нию и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    Государственная противопожарная служба;

    войска гражданской обороны;

    образовательные, научно-исследовательские уч­реждения и иные организации, находящиеся в веде­нии МЧС России.

Для решения гуманитарных задач в МЧС России существует Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Основными задачами МЧС России являются:

    Реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

    Осуществление по решению Президента Россий­ской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской оборо­ны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за преде­лами Российской Федерации.

    Осуществление в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России.

    Осуществление управления в области граждан­ской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной без­опасности, а также координация деятельности феде­ральных органов исполнительной власти в указанной области.

    Осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской оборо­ны, защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информацией.

Мчс России в пределах своей компетенции осу­ществляет следующие основные мероприятия:

    издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением;

    проводит в установленном порядке проверки го­товности министерств и ведомств к осуществлению мероприятий гражданской обороны;

    в случае возникновения чрезвычайных ситуаций запрашивает в установленном порядке от министерств и ведомств, субъектов РФ информацию, необходимую для выполнения возложенных на министерство задач;

    привлекает в установленном порядке отдельных специалистов и организации для участия в проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычай­ных ситуаций;

    осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности министерствами и ведомствами, органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, ор­ганами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Россий­ской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации;

    заключает в установленном порядке с междуна­родными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий сти­хийных бедствий и оказанием иностранным государ­ствам гуманитарной помощи.

Создание МЧС России стало первым шагом в деле построения в стра­не современной системы предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций. Министерство выступи­ло в роли организатора этой системы. В апреле 1992 г. Правительством РФ было утверждено «Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)». В 1995 г. эта сис­тема была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций.

Целью создания системы является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами, решаемыми РСЧС, являются:

    разработка и реализация правовых и экономиче­ских норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функ­ционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

    обеспечение готовности к действиям органов уп­равления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    подготовка населения к действиям в чрезвычай­ных ситуациях;

    прогнозирование и оценка социально-экономиче­ских последствий чрезвычайных ситуаций;

    создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    осуществление государственной экспертизы, над­зора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    осуществление мероприятий по социальной за­щите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций; проведение гуманитарных акций;

    реализация прав и обязанностей населения в об­ласти защиты от чрезвычайных ситуаций, в том чис­ле лиц, непосредственно принимающих участие в их ликвидации;

    международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС состоит из функциональных и территориаль­ных подсистем, которые действуют на федеральном, региональном, территориальном, местном и объекто­вом уровнях.

Функциональные подсистемы создаются феде­ральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемы создаются в субъек­тах Российской Федерации для предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций в пределах их терри­торий и состоят из звеньев, соответствующих админист­ративно-территориальному делению этих территорий.

На каждом уровне РСЧС создаются координацион­ные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и сред­ства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обес­печения.

Координационными органами РСЧС являются:

    на федеральном уровне - Правительственная ко­миссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопас­ности федеральных органов исполнительной власти;

    на территориальном уровне (в пределах террито­рии субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу­аций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

    на местном уровне (в пределах территории муни­ципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обес­печению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

    на объектовом уровне - комиссия по предупреж­дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

    на федеральном уровне - МЧС России, структур­ные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедст­вий МЧС России;

    на территориальном и местном уровнях - соот­ветствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу­аций на территориях субъектов Российской Феде­рации и территориях муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

    на объектовом уровне - структурные подразде­ления или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органами повседневного управления единой систе­мы являются:

    центры управления в кризисных ситуациях, ин­формационные центры, дежурно-диспетчерские служ­бы федеральных органов исполнительной власти;

    центры управления в кризисных ситуациях регио­нальных центров;

    центры управления в кризисных ситуациях орга­нов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных ор­ганов федеральных органов исполнительной власти;

    единые дежурно-диспетчерские службы муници­пальных образований;

    дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

При рассмотрении третьего вопроса необходимо познакомить студентов с основными режимами функционирования РСЧС, указав, что РСЧС в зависимости от складывающейся обстановки может функциониро­вать в следующих режимах:

    режим повседневной деятельности;

    режим повышенной готовности;

    режим чрезвычайной ситуации.

Для координации деятельности в области защиты от чрезвычайных ситуаций создается комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу­аций и обеспечению пожарной безопасности объекта (организации). В ее состав входят наиболее подготов­ленные, опытные и ответственные специалисты струк­турных подразделений объекта. Эта комиссия осу­ществляет руководство разработкой и проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности работы потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функ­ционирования организаций и объектов при возникно­вении чрезвычайной ситуации.

В состав комиссии, как правило, входят руководи­тель объекта или его первый заместитель (председа­тель комиссии), один из заместителей руководителя и начальник штаба по делам ГОЧС (заместители пред­седателя комиссии), заместитель главного инженера, главные специалисты объекта (технолог, механик, энергетик, начальник производства), инженер по тех­нике безопасности, начальник финансового органа, начальник отдела кадров, юрисконсульт, начальники служб. Рабочим органом комиссии является штаб (от­дел, сектор) по делам ГОЧС.

Для выявления причин возникновения чрезвычай­ной ситуации, прогнозирования и оценки ее масшта­бов и характера, выработки предложений по ликвида­ции из состава комиссии по ЧС объекта формируются оперативные группы.

Комплекс мероприятий по защите населения от ЧС включает в себя:

§ оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

§ эвакуацию и рассредоточение;

§ инженерную защиту населения и территорий;

§ радиационную и химическую защиту;

§ медицинскую защиту;

§ обеспечение пожарной безопасности;

§ подготовку населения в области ГО и защиты от ЧС и другие.

Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз.

Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Составной частью общего комплекса мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются мероприятия радиационной и химической защиты. Важность этих мероприятий для защиты населения обусловлена наличием в стране большого числа опасных радиационных и химических объектов, а также сложившимся на территории страны состоянием радиационной и химической безопасности.

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;
предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...