Политико правовые взгляды гроция. Политико-правовые взгляды немецких просветителей


Голанский ученый юрист Гуго де Грот жил и творил в конце 16 века- 1 половине 17 века. Гуго Гроций является теоретиком договорного происхождения государства и естественного права, основоположник науки международного права. Гроций считал что государство должно обеспечивать общую пользу являясь союзом свободных людей. Государство - это результат общественного договора сознательной деятельности людей. Договор о создании государства рассматривается Гроцием как исходное понятие теории государства. Как основа самого государства. Верховная государственная власть обладающая государственным суверенитетом издает законы, осуществляет правосудие, назначает должностных лиц и руководит ими, взимает налоги, решает вопросы войны и мира, заключает международные договоры. Государство обязано признавать и сохранять частную собственность своих граждан, Гоций был не согласен с идей народного суверенитета и поддерживал идею государственного суверенитета, считая волю государства, более важной чем волю граждан, носителем гос. суверенитета может быть либо одно лицо либо несколько лиц. Без согласия правителей народ не может сменить форму правления.

20. Учение Гуго Гроция о естественном праве и праве народов.

Гроций первый изложил концепцию естественного права, которая основана на не на воле бога, а на природе человека. У людей есть стремление к мирному общению. Это стремление и есть источник права независимый от позитивного права. Право коренится в самой природе человека и не зависит от законов установленных у разных народов. Главный источник естественного права - разум человека. Принципы естественного права – не трогать чужого добра, возвращать то что нам не принадлежит, исполнять обещания, возмещать причиненный вред, все это соответствует природе общественно разумных существ то есть людей. В установленном человеческом обществе праве выделяются божественное и человеческое право, а в человеческом праве выделяют внутри государственное и международное. Источником человеческого права является воля людей, но выше всего в иерархии остается естественное право которое никем не может быть изменено. В работах о праве войны и мира, свободное море, Гроций решал актуальные проблемы международного права. Он осуждал агрессивные войны, требовал защиты женщин стариков, военнопленных, раненных. В международном праве должны решать не сила а договор. Если война все же началась надо стремится к заключению мира. и соблюдению принципов естественного права

21. Политико-правовое учение Томаса Гобса.

Новое время это эпоха зарождения капиталистических отношений в западной Европе. развитие политической мысли связано с целой плеядой выдающихся мыслителей. одним из основоположников общественного договора является английский мыслитель томас гоббс. в работе левиафан или материя форма и власть государства в которой государство сравнивает с библейским чудовищем левиафаном. он описывает хаос естественного до государственного. В это естественном состоянии были только конфликты, шла война всех против всех. люди по природе своей злые алчные жестокие но будучи разумными нашли выход из хаоса - общественный договор. в естественном состоянии действовало естественное право - это свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы т.е. собственной жизни и следовательно делать все то, что по его собственному суждению и разумению является наиболее подходящим для этого средства. на путь общественного человека толкая и естественные законы которыми человеческий дух наделен изначально это некие моральные установки. всего гобс рассматривает около 20 естественных законов. главный самый фундаментальный естественный закон гласит необходимо стремится к миру и следовать ему. все прочие должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира. важнейшим среди них является отказ каждого от своих прав в той мере в какой этого требуют интересы мира и самозащиты это второй естественный закон. из второго закона вытекает третий закон - люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения. в противном случае последние не будут иметь никакого значения. в третьем естественном законе содержится источник и начало справедливости. естественные законы выражающие разумную моральную природу человека действуют и естественном состоянии но только как тенденции подавляемые страстями естественного права. для полного проявления этих законов необходим договор устанавливающий государство. его власть придает этим законам повелительную силу права. государство таким образом выступает как институт делающим человека разумным и моральным существом каким он не может быть в естественном состояние. согласно общественному договору люди согласились передать права суверену подчинится ему в обмен на закон. политика и её носитель государство учреждаются людьми путем договоренности между собой. индивиды доверяю единому лицу власть над собой. государство это и есть лицо использующее разные средства включая силу как оно считает необходимым для поддержания мира и порядка в обществе. гобс утверждал что заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, освободится из под действия верховной власти. по его мнению могут существовать 3 формы государства - монархия аристократия и демократия которые различаются не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти а пригодностью осуществления той цели для которой они были установлен. лучшая форма по гобсу это абсолютная монархия.

Гуго Гроций (1583-1645 гг.) - известный голландский юрист, государственный деятель и писатель. Восьмилетним мальчиком он писал уже латинские стихи; в одиннадцать лет он стал студентом Лейденского университета. Здесь он удивлял своих учителей своими обширными знаниями. 15-летний Гроций участвовал в посольстве, отправленном во Францию, ко двору Генриха IV. Король уже раньше знал Гроция по Оде, посвященной ему, и, представляя его своим царедворцем, воскликнул: "Вот чудо Голландии". В Орлеане Гроций изучал право. Вернувшись на родину, он занялся адвокатурой, выступая иногда и на ученом поприще. В 1601 году он был назначен историографом Голландской республики, в 1607 году генерал-фискалом, в 1613 году ратспенсионарием (синдик) в Роттердам.

В результате успешной революционной борьбы против гнета испанского короля и феодалов (1565-1609 гг.). Нидерланды (республика соединенных провинций) добилась независимости, власть в ней стала принадлежать торговой буржуазии. Между группами буржуазии и дворянства Нидерландов шла борьба за власть, приняв участие в этой борьбе, Гроций был заключен в тюрьму сторонниками враждебной группировки, но бежал во Францию, где провел 11 лет, пользуясь пенсией от Людовика ХIII. После неудачной попытки вернуться снова на родину он, по предложению шведского Канцлера перешел на службу к Стокгольскому двору и был назначен Шведским послом в Париже (1634 г.). В 1645 г. Гуго Гроций вышел в отставку и в том же году умер.

Теория права

Исходный пункт учения Гроция - природа человека, социальные качества людей, а не божественном.

Гроций делит право на:

естественное право;

волеустановленное право.

Естественное право - предписание человеческого разума, в зависимости от которого то или иное действие в соответствии или противоречии разумной природе человека, признается одобряемым или порицаемым. Участвующие в общении людей, будучи существами разумными, всегда оценивают, что из поступков согласуется со стремлением к общению, а что противоречит ему.

Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми.

На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума):

Воздержись от присвоения чужого.

Верни чужую вещь, если она оказалось в твоем владении.

Возмести выгоду за пользование чужой вещью.

Договора должны выполняться.

Возмести ущерб, причиненный по твоей вине.

Воздаяние людям заслуженного наказания.

Право в целом видится Гроцию весьма многоплановым явлением. Он выделяет в нем, например, наряду с правом естественным, еще и право волеустановленное, т.е. имеющее своим источником волю. Последнее, в свою очередь подразделяется на две ветви:

право человеческое;

право божественное.

Человеческое право складывается из права внутригосударственного (исходящего от гражданской власти) и права народа (получающего "обязательную силу волею всех народов или многих из них"). Проводя эти и другие разграничения внутри человеческого права, Г. Гроций постоянно подчеркивает, что прародительница такого права - "сама природа человека", и потому все производные от естественного права образования должны соответствовать его началам, т.е. человеческое право должно соответствовать естественному праву. Сколько-нибудь значительной роли божественному праву Гроций не отводит: "Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом..."

Поэтому естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право (т.е. предписания религии).

Вопрос частной собственности

Частная собственность не является естественным правом, а является позитивным правом.

Но! В силу перечисленных положений естественного права посягать на нее нельзя.

Исходная, стержневая категория его доктрины - понятие и содержание справедливости и естественного права - раскрывается через частноправовые институты. Поэтому справедливость, как условие общежития "целиком состоит в воздержании от посягательства на чужое достояние".

Теория государства

Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние". В этом состоянии отсутствовала частная собственность, все было общее, не было начальства. Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, вести изысканный образ жизни, появились различные пороки, произошел переход от первобытной общности имущества к распределению сперва движимых, а затем и недвижимых вещей. В отношениях людей ослабилась справедливость, возникли ссоры. Появилась частная собственность.

Естественные качества людей такие, как:

общительность (люди тянутся к людям);

разум (люди могут договориться и общаться между собой).

Эти качества побудили их заключить договор о создании государства. Итак, государство создается на основе договора людей. Теория договорного происхождения государства противостояла феодальной концепции "богоустановленности" власти. Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, оттуда ведет свое происхождение гражданская власть.

Целью государства является правопорядок, охрана частной собственности, ибо общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспеченно каждому общими силами и его общего согласия". Государство же, по Гроцию, "есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

Признакам государства является верховная, суверенная власть, к атрибутом которой относится издание законов (как в области религиозной, так и светской), правосудие, назначение должностных лиц и руководства их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Общим носителем верховной власти (т.е. суверенитета) является государство в целом (как совершенный союз), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц - сообразно законам и правам того или иного народа.

Первостепенное внимание к проблемам международного права требовало специального исследования вопроса как о носителе верховной власти, так и о формах правления.

Каждая существенная форма правления, а Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатных вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику имеет своим источником общественный договор, а поэтому соответственно носителям суверенитета является лицо, или группа лиц, или собрание, либо сочетание лиц и собраний, обладающих атрибутами верховной власти. Носителем верховной власти представляют государство не только в международных связях, но и в отношениях с собственным народом. До заключения общественного договора суверенитет принадлежал народу, поэтому при создании государства народ мог избирать любую форму правления, но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям, и не может без их согласия изменить форму правления, ибо договоры, согласно естественному праву, должны исполнятся. Поэтому Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться, хотя бы и несправедливым предписанием властей. Однако в эту концепцию Г. Гроций вносит ряд существенных корректив, в частности, о праве подданных сопротивляться верховной власти. Это было во многом обусловлено необходимостью обосновать правомерность борьбы народа Голландии за свою независимость от Испании.

Гроций юридическими доводами стремится доказать, что если король помышляет против всего народа и ведет истребительную войну, то это оправдывает восстание народа. Поскольку при заключении общественного договора люди вряд ли возложили на себя "суровую обязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть, необходимость вооруженного сопротивлению насилию начальствующих лиц", и народ, заключая этот договор, не мог дать права вести истребительную войну. Если монарх ведет такую войну то, он не выполняет условия общественного договора, и подданые вправе считать общественный договор расторгнутым.

Оправдывается также сопротивление узурпатору, незаконно захватившему власть. Народ может изменить образ правления, если это право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором, либо если договор расторгнут правителями государства.

Международно-правовые взгляды главной причиной написания "Трех книг о праве войны и мира" было стремление Гроция доказать, что во время войны глас закона не заглушается грохотом оружия. Естественное право сохраняет свое действие и во время войны. Основой международных отношений считал не силу, а право и справедливость.

Г. Гроций отчетливо осознавал, что в современном мире нельзя избежать войн. Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: "По природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки". Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что "справедливой причиной начало войны может быть не что иное, как правонарушение". Справедливым он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества - это нормальная реакция, ответ на совершенное правонарушение.

Несправедливые войны (войны захватнические, войны в целях овладения чужым имуществом, покорение других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов). Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал Гроций "обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету". Они ответственны за все то, чем сопровождается война, и за ее последствия.

Признавая войны неизбежными, он вместе с тем настоятельно призывал воюющие стороны по возможности смягчать ужасы и жестокости войны; щадить женщин, детей и стариков, по-человечески обращаться с военнопленными, не обрушать гнев победителей на мирных граждан побежденной страны, не допускать напрасных захватов и истребление имущества враждебного народа и т.д.

Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права.

Учение Гроция о праве войны и мира было направленно на формирования нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами. В этой связи одним из принципов международного права считал незыблемость договоров между государствами.

Книги Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы были внесены в индекс запрещенных книг, но тем не менее уже два столетия гуманистические идеи в области международного права не теряют своей ценности и актуальности.

Гуго Гроций является пионером рационалистической идеи, естественного права нового времени.

Ему принадлежит введение социальной аксиомы - человек по своей природе есть свободное создание, предназначенное для социального общежитие. Эта аксиома противоречила тому, что было на практике, и поэтому в этой аксиоме содержался большой революционный смысл (революция 1640г. в Англии).

Гуго де Гроот Гроций (1583-1645 гг.) родился в г. Делфте. В 11 лет поступил и в 15 лет закончил университет и получил ученую степень доктора права. Занимался адвокатской практикой. В 1607 г. назначен обер-прокурором при Верховном суде Голландии и Новой Зеландии. В связи с участием в религиозно-политической борьбе в 1619 г. был предан суду и приговорен к пожизненному заключению. В 1621 г. бежал в Париж, где пробыл до 1631 г. С 1634 г. стал шведским посланником при французском дворе, отказавшись предварительно от голландского гражданства. В 1644 г. по собственной просьбе освобожден от должности. В следующем году отправился через Голландию в Швецию, на обратном пути произошло кораблекрушение, Гроций больной добрался до Ростока, где и умер.

Основные произведения: Сочинение «Свободное море», вышедшее в 1609 г. В 1625 г. вышел его труд «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права». Написал более 90 произведений по юриспруденции, филологии, истории. Кроме того он был поэтом, драматургом. Писал на латыни. Автор стихов на религиозные, социальные, семейные темы, а также трагедий на библейские сюжеты («Адам изгнанный»).

Теоретические воззрения Г. сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Ж.Бодена.

Государство - это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Признак государства – верховная власть, к атрибутам которой Гроций относил: издание законов, правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Происхождение государства . Было время, когда существовало естественное состояние , т.е. не было государства и частной собственности. Но постепенно люди утратили простоту общения, началось насилие, появилась угроза жизни. И тогда разум привел их к мысли о необходимости объединения, т.е. по мысли Гроция, государство – результат сознательной деятельности людей, и возникновение его явилось следствием договора. Форма правления. Каждая существующая форма правления имеет своим источником общественный договор. При создании государства народ мог избрать любую форму правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия ее изменить, ибо договоры должны соблюдаться (Pacta sunt servanda). Относительно разновидностей форм правления Г. Гроций придерживался взглядов древнегреческих мыслителей: единодержавная власть (монархия), власть знатнейших вельмож (аристократия) и гражданская община (демократия). Симпатии его явно находились на стороне аристократического или монархического правления.



Право. Вслед за Аристотелем он делит право на естественное и волеустановленное. Он считает, что право коренится в стремлении человека к спокойному и направленному разумом общению с другими людьми. Это стремление свойственно каждому индивиду. Право же есть сумма норм, которые оформляют и закрепляют правила этого общения. Нормы права: воздержание от незаконного приобретения чужого имущества, возвращение этой вещи, соблюдение данных обязательств, возмещение виновным причиненного вреда, заслуженное наказание провинившихся в чем-либо и т.д. Это право естественное. Оно «столь незыблемо, что не может быть изменено даже Богом».

Наряду с естественным правом есть и позитивное (волеустановленное) право, включающее право человеческое (внутригосударственное и международное, т.н. право народов) и божественное, основанное на естественном праве. Источник естественного права – природа человека, источник человеческого права – соглашение между людьми, народами, государствами. А поскольку человеческое право получает свою силу от естественного, то «природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права».

Международное право. Г. Гроций считается отцом науки международного права. Вопросы международного права он соотносит с общей проблематикой права и государства, пытаясь с точки зрения юриспруденции, а не политики анализировать итоги Тридцатилетней войны<. Гроций приходит к выводу, что предметом юриспруденции являются вопросы права и справедливости. Это отличает ее от предмета политики, изучающей вопросы целесообразности и пользы.

Отношения между государствами и должны строиться на принципах права, т.е. в основе этих отношений должны лежать право и справедливость. Это есть «право народов». Источниками этого права являются соглашения, а также разум человека. Оно существует даже тогда, когда государства находятся в состоянии войны друг с другом. Войны делятся на справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические, правонарушающие). Несправедливые войны подлежат запрету. Необходим специальный орган, который обладал бы полномочиями разрешать споры между государствами. Его идеалом было единое мировое сообщество, которое состоит из суверенных государств, отношения между которыми регулируются рациональными принципами международного права.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI–XVII ВЕКОВ)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ПЕРИОДА БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ГОЛЛАНДИИ

Первая буржуазная революция произошла в Нидерландах – в самой развитой для того времени стране (республике семи провинций и нескольких областей) .

Начало буржуазной революции совпало с победой Голландии в освободительной войне против феодальной Испании (1565–1609 гг.). После этого открылись возможности для бурного развития капитализма в Нидерландах. Новый общественный уклад обусловил развитие передовых идей, которые обосновывали его легитимность. Их доктринальной основой выступала теория естественного права.

Политико-правовая доктрина Гуго Гроция

Голландский правовед Гуго Гроций (1583–1645) является одним из создателей новой рационалистической философии права и государства, основанной на теории естественного права. Он сформулировал ее в трактате "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625 г.). Труд был написан Гроцием в эмиграции (во Франции), куда ученый был вынужден бежать, спасаясь от преследования враждебной религиозной секты. В 1627 г. трактат по распоряжению папы римского был внесен в перечень запрещенных книг.

Учение о праве. По мнению Гроция, учение о естественном праве составляет "естественную, неизменную часть юриспруденции" как науки. Мировоззренческая основа его правовой доктрины опирается на тезис о том, что все люди от рождения равны и наделены природой естественными страстями, стремлениями, разумом. Основываясь на этом положении, Гроций вводит в научный оборот новое понимание права: право есть совокупность предписаний человеческого разума, без которых невозможно существование самого индивида.

Потребность в праве обусловлена природой человека: внутренне присущим каждому индивиду стремлением к спокойному общению с себе подобными; способностью человека руководствоваться в этом общении разумом. Однако присущая каждой личности склонность к совместной жизни, природная общительность людей нуждаются в социальных регуляторах, которые опосредуют подобное взаимодействие. Такими регуляторами выступают предписания естественного права, представляющие собой требования человеческого разума. В этом смысле право рассматривалось как набор правомочий индивида, закрепленных в социальных нормах. Среди них целый ряд предписаний естественного права: "как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи, и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".

Согласно Гроцию, в условиях бурного развития рыночных отношений именно право призвано быть мерилом справедливости. Будучи разумным существом, человек оценивает поступки людей на основе их соответствия или несоответствия целям совместного общения. По мнению Гроция, "общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия" . Поэтому справедливость как условие общежития "целиком состоит в воздержании от посягательств на чужое достояние". Следовательно, право рассматривалось как нравственное свойство, присущее индивиду. По природе своей индивид обладает только справедливыми притязаниями на вещи и действия, в соответствии с которыми он поступает законно, сообразно началам естественного права.

В зависимости от источника происхождения мыслитель выделяет два вида права:

  • 1) право естественное, источником которого является "сама природа человека";
  • 2) право волеустановленное, источником которого выступает воля субъекта.

По субъекту – носителю воли Гроций подразделяет волеустановленное право на:

  • 1) право божественное, основанное на "свободной воле Бога, повиноваться которой беспрекословно повелевает нам наш разум";
  • 2) право человеческое.

Человеческое право также неоднородно, оно включает:

  • 1) право народов, т.е. нормы, приобретшие "обязательную силу волею всех народов или многих из них";
  • 2) внутригосударственное право, т.е. предписания органов публичной власти.

Признавая существование божественного права, Гроций утверждал верховенство естественного права. По этому поводу он замечал: "Естественное же право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом... Подобно тому, как бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро" . Исходя из этого естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право.

Различная природа предписаний естественного права и иных правовых установлений позволяет Гроциго развести понятия "закон" и "право".

Понятие "право" имеет следующие отличия от понятия "закон":

  • источником права выступает человеческий разум, естественные права, а природа закона коренится в воле, а потому причисляется Гроцием к волеустановленному праву;
  • в основе права лежит справедливость, в то время как закон держится на силе.

Следовательно, Гроций использует два понимания закона:

  • 1) в узком понимании закон есть волеустановленное право, идущее от гражданской власти;
  • 2) в широком смысле иод законом понимаются правила нравственных поступков.

Однако даже в широком смысле Гроций не отождествляет закон и право, поскольку они имеют различные источники происхождения, не совпадают и по содержанию.

Закон и право различаются по механизму реализации правовых предписаний. Это выводит Гроция на проблему соотношения силы и права. Данная тема была чрезвычайно актуальна в период написания трактата, поскольку в это время шла Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.). В обоснование своей позиции мыслитель исходил из того, что право есть внутреннее свойство индивида, которое опирается на стремление человека к справедливости. По мнению Гроция, соблюдение справедливости сообщает совести спокойствие, а несправедливые поступки причиняют терзания и муки. Хотя человек, как существо разумное, обладает только справедливыми притязаниями, иногда его поступки не согласуются со стремлением к общежитию. В этом случае люди принуждаются силой к соблюдению справедливости. Это делается с помощью законов, которые выступают средством осуществления права. Следовательно, Гроций не отрицал роль силы в обеспечении права: "Право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь". Такой силой является государство.

Общие проблемы права, правообразования, его источников, механизма реализации правовых норм Гроций переносит на анализ отношений между государствами. Принципы равенства, сотрудничества и взаимопомощи должны составлять, по мнению ученого, основы нового мирового порядка. Он считается одним из создателей основополагающих принципов международного права. Как полагал Гроций, в основе международных отношений должны лежать справедливость и соображения пользы всех государств. Эти принципы закрепляются и внешне выражаются в нормах права (право народов), которые создаются соглашениями между государствами. Право народов не должно противоречить естественному праву. Он допускал, что решение определенных вопросов в отношениях между государствами возможно не на основе права народов, а с помощью силы, т.е. войн.

Опираясь на принципы справедливости, он различал войны грабительские , захватнические, которые он осуждал и за которые, как он считал, инициаторы должны нести международно-правовую ответственность, и войны справедливые, оборонительные, которые он одобрял.

Однако начавшаяся война должна вестись по определенным правилам , которые бы минимизировали страдания мирного населения. Среди таких принципов Гроций выделял:

  • гуманное обращение с пленными;
  • следование нормам естественного права, воспрещающим истребление мирного населения (стариков, женщин, детей), напрасное уничтожение имущества воюющих сторон;
  • стремление к скорейшему заключению мира;
  • неукоснительное соблюдение международных договоров и т.д.

Учение о государстве. Основываясь на теории естественного права, Гроций одним из первых стал развивать договорную теорию возникновения государства. Он отрицал Божественный Промысел в создании государства, полагая, что "первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть" .

Источником, побудившим людей к созданию государства, являлось их стремление к общению, которое направлялось разумом человека. Существовавшее до государства "естественное состояние" общества, при котором взаимодействия между людьми были примитивными, заметно усложняется с появлением частной собственности, возрастающего многообразия интересов.

В основе государства как общественного договора лежат отношения господства и подчинения, которые складываются между монархом и подданными. Сущность государства Гроций видел в том, что это "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы" .

Государство определяется Гроцием не только с точки зрения его социального назначения – реализации общезначимых потребностей, но и как особая форма организации публичной власти, способная их осуществить. Специфика данной формы гражданской власти в суверенитете. Суверенитет государства выражается в ряде признаков:

  • исключительное право на издание законов;
  • осуществление правосудия;
  • назначение должностных лиц;
  • взимание налогов;
  • право на заключение международных договоров, решение вопросов войны и мира.

Следовательно, государство заключает договор между пародом и носителем государственного суверенитета. Гроций, с одной стороны, признавал законной любую форму правления, в которой источником власти выступал общественный договор. По этой причине носителями суверенитета могут выступать монарх, группа лиц (аристократия), собрание лиц, уполномоченных и избранных народом (республика), или сочетание выборных и назначенных лиц. С другой стороны, парод, избравший определенную форму правления, должен повиноваться правителям и без их согласия не может изменить данную форму правления.

Позднее Гроций заметно расширил полномочия подданных, включая их право на вооруженное сопротивление насилию:

  • народ вправе изменить форму правления, если такое правомочие указано в общественном договоре или если договор расторгнут самим правителем;
  • при чрезвычайных обстоятельствах народ также имеет право изменить систему правления. Такими обстоятельствами, по Гроцию, могут быть случаи "крайней необходимости", когда правитель, "проникнутый враждебным духом, замышляет гибель всего народа" или "ради благополучия одного народа... задумал гибель другого, чтобы устроить там колонии" .

Последним тезисом он обосновывал правомерность освободительной войны Голландии против испанского короля.

Несмотря на весь рационализм политико-правового учения Гроция, оно носит достаточно умозрительный Гроций Г. О праве войны и мира. С. 47.

  • Гроций Г. О праве войны и мира. С. 45.
  • Там же. С. 47.
  • Гроций Г. О праве войны и мира. С. 375.
  • Гуго Гроций - 1583-1645гг.

    Юрист. Писатель.

    Является отцом Международного права. Т.к. его работы посвящены аспектам права войны и мира (Jusgentium).

    1. О праве войны и мира 1625.

    2. Трактат о праве добычи. - опросы о свободе мореплавания.

    Нидерланды становятся республикой в этот период.

    По его мнению природа человека являются определяющими в развитии общества, а не божественные установления.

    Он разделяет: естественное право и право волеустановленное.

    Естественное право - предписания человеческого разума. В зависимости от которого, при условии соответствия или противоречия разумной природы признается одобряемым или порицаемым.

    Источником является человеческий разум. Разум стремиться найти формы и способы спокойного и стабильного существования.

    Гроций считает - из требования разума вытекают справедливые и четкие правила:

    1. Воздержись от присвоения чужого.

    2. Верни чужую вещь, если она оказалась в твоем владении.

    3. Возмести выгоду за пользование чужой вещью.

    4. Договоры должны выполняться.

    5. Возмести ущерб причиненный по твоей вине.

    6. Воздаяние за совершенные правонарушения.

    Данные правила позволяют человеку регулировать спокойное общение с себе подобными.

    Волеустановленное право:

    право человеческое

    право божественное.

    1. Человеческое право складывается из права внутригосударственного, которое содержит нормы естественного права и права народов, которое обладает обязательной силой для всех народов. Право традиционно делится на частное и публичное. Все производные от естественного права должны соответствовать его началам.

    2. Божественное право - воля бога, но естественное право незыблемо настолько, что не может быть изменено и самим богом. Божественное право должно соответствовать естественному праву.

    По мнению Гуго Гроция естественное право является приоритетным.

    Основным является вопрос частной собственности.

    Частная собственность не является естественным право. Является позитивным правом. Но в силу принципов естественного права посягать на частную собственность нельзя.

    Гуго Гроций акцентирует внимание на государстве.

    Государство - возникает в результате договорных отношений. Догосударственная стадия - естественное состояние, но в силу естественных качеств люди стремятся к защите имущества и жизни и потому договариваются о совместном общежитии для противостояния насилию.

    Цель государства - охрана частной собственности и правопорядок.

    Гос-во - союз свободных людей заключенный ради соблюдения права и достижения общей пользы.

    Благоденствие - идеал существования самого государства

    Признаком государства является суверенная власть.

    Носителем верховной власти является государство в целом. Абсолютным обладателем суверенитета. Конкретным обладателем может быть одно или несколько лиц. Форма правления значения не имеет. Важна цель.

    Носитель верховной власти представляет гос-во в международных отношениях. Т.к. народ не может быть субъектом международных отношений.

    Поскольку суверенитет передан государству - неподчинение гос-ву незаконно.

    Страх толпы - толпа - власть циклопов, которых нельзя остановить.

    В случае если явно или не явно народ охраняет за собой право и часть определенного суверенитета и не представляет право вести войну против себя самого, то он вправе восстать против монарха, но чтобы это не привело к потрясению государства и гибели многих подданных.

    Международно-правовые взгляды ГГ.

    Естественное право сохраняет свое действие и во время войны. Т.о. именно не сила, а право и справедливость являются определяющими в международных отношениях, даже если идет война. Война не противоречит естественному праву, поскольку каждый является защитником своего права. Кроме того существуют войны справедливые и несправедливые.

    Справедливые - войны, причиной которых явилось правонарушение против народа (оборонительные, на защиту имущества, территорий)

    Несправедливые - захватнические, покорение др. народов.

    Зачинщики войн ответственны за все, чем сопровождается война и за ее последствия.

    Войны неизбежны. Гроций призывает установить правила ведения войы:

    1. не допускать напрасных захватов.

    2. Щадить женщин, детей, стариков

    3. Военнопленных.

    4. не воевать против мирных граждан.

    Войну надо вести из принципов естественного права, но и стремиться заключать мир.

    Такие правила позволят резко уменьшить количество несправедливых войн, и сократится само количество войн.

    Человек - явление социальное, создание свободное, предназначенное для социального общежития в интересах достижения общей пользы.

    Приоритет учения Гроция отдается человеку.

    Книги Гроция были запрещены церковью.

    Выбор редакции
    09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...

    © Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...

    Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...

    Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
    КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...
    Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....
    Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....
    В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
    Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...