Правовое государство - понятие и основные признаки.


Юридический Институт Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

Аннотация:

This article discusses the concepts and main features of the rule of law. The historical excursus of this concept is given. Also, the main problems in the creation of the rule of law in the Russian Federation are considered.

Ключевые слова:

правовое государство; гражданское общество; разделение властей; государство; гражданин; права и свободы человека; Российская Федерация

legal state; civil society; separation of powers; state; citizen; human rights and freedoms; Russian Federation

УДК-340

Закон - владыка над правителями,

а они - его рабы. (Платон)

Введение.

Термин правовое государство является либеральной политической теорией. Многие государства, которые встали на развитие демократических институтов также развивают активно идею правового государства. Правовое государство - это очень сложное понятие, политическая идея, которую очень тяжело реализовать на практики.

Актуальность.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что такое правовое государство? Как можно построить правовое государство? Какие условия необходимы для развития институтов и механизмов правового государства? Также эта тема очень актуальна для России, так как эта политическая идея достаточно новая, и её пытаются развивать на политико-правовой почве нашего государства. Именно для России необходимо изучить все условия, сущность и значение этого термина.

Цель и задачи исследования

Цель исследования - изучить понятие правового государства. Задачи исследования:

1) Изучить понятие правового государства.

2) Выделить основные черты правового государства.

3) Рассмотреть исторический экскурс понятия правового государства.

4) Выделить проблемы создания правового государства в Российской Федерации.

Научная новизна.

Научная новизна заключается в анализе понятия и основных черт правового государства, проведение исторического метода исследования этого понятия.

Основная часть.

Правовое государство - это такая форма организации власти в стране, когда вся деятельность государства полностью подчиняется нормам права, и полностью реализуются установленные законом права, свободы человека и гражданина.

По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько считают, что у правового государства существуют две основных черты правового государства:

Свобода человека, его права

Ограничение правом государства.

Правовое государство рассматривается в нескольких значениях:

Как деятельность верховных органов власти, которые подчиняется судебным решениям

Как признак конституционного режима

Как проявление законности или верховенства права,

Рассматривается как противоположность диктатуре, неограниченной власти в стране, деспотизму, полицейскому государству.

Можно выделить основные цели правового государства:

Создание условий, для правомерных действий всех субъектов права, полная реализация прав и свобод граждан

Охрана общественных отношений, а также морали, справедливости, свободы, равенства, прав, достоинств.

Правовое государство может существовать, при наличии следующих институтов:

1) Назначение наказание за совершенные правонарушения, в соответствии с нормами и законами государства.

2) Юридическое равенство всех граждан. Этот принцип заключается в том, что граждане обладают одинаковой правовой защитой.

3) Наличие независимых, беспристрастных, доступных правоохранительных органов: полиции, суда,

4) Деятельность органов государственной власти должна быть четко регламентирована законами.

Существует две теории, которые объясняют сущность и правовою природу правового государства.

Согласно первой теории - формальная теория правового государства основана на теории правового позитивизма, и выражается в практической деятельности государства, эффективности и предсказуемости правовых процедур. Право представляет собой совокупность обычаев, традиций закрепленные в качестве закона. При этом нормативно-правовые акты отражают представления о морали, о справедливости, свободе, равенстве граждан. Главная функция по их мнению - это формальное соблюдение правовых норм и процедур.

Согласно второй теории - содержательная теории правового государства, она основана на теории естественного права, теории справедливости законов, наличия неотчуждаемых прав человека, которые обладают высшей ценностью. Согласно этой теории правовое государство не только охраняет права и свободы человека и гражданина, но и созидает определенный эталон, стандарт политического и правового поведения граждан. Важным является вопрос -каким должно быть право? Опираясь на естественную теорию происхождения права «несправедливый закон - это не закон». Это нашло закрепление в ряде конституциях Европейских государств, так в конституции Швейцарии.

Существует несколько условий, или принципов, при которых может существовать правовое государство:

1.Верховенство закона. Этот принцип заключается в том, что закон на территории государства обладает высшей юридической силой, и иные нормативно-правовые акты должны соответствовать им. Можно выделить несколько черт это признака правового государства:

Деятельность органов государственной власти и должностных лиц должны соответствовать законам и подзаконным актам.

Правовые нормы могут изменяться только согласно действующим, оговоренным законом процедуре.

Существуют легальные способы воздействия на правительство с целью выполнения ими законов.

Государство является единственным источником легального применения силы.

Деятельность правоохранительных органов должна быть в рамках закона и эффективной, доступной.

2. Равенство всех перед законом. Можно выделить основные черты этого принципа правового государства:

Законы относятся ко всем гражданам государства в одинаковой мере

Равенство перед правосудием,

Равенство не зависимо от происхождения, нации, расового, этнического, классового, полового признака, отношения к какой-нибудь религии.

Решения судов распространяется на всех граждан.

Общий, а не конкретный характер правовых норм. Нормы права должны иметь общий характер, а не издаваться для решения каких-то конкретных задач, не должно быть правовой дискриминации.

Равный доступ к правой защиты, охраны и системы. Из-за существующего социального неравенства, часто получается, что определенные люди, слои населения имеют некоторые преимущества в силу своего имущественного статуса при защите своих прав в суде.

3. Возможность исполнять принятые законы. Этот принцип имеет следующие черты:

Законы должны быть понятными, доступными для населения

Законы должны очень четко регулировать вопросы противоправности и наказуемости за определенные деяния.

Законы не должны противоречить общественным устоям, представлениями о справедливости, морали.

4. Независимость судебной власти. Этот принцип имеет следующие черты:

Независимость от исполнительной, и законодательной ветвей власти.

Реализация принципа разделения властей.

Если судебная власть связана с исполнительной, то подзащитный не сможет себя защитить, если судебная власть связана с законодательной, то свобода подзащитного является предметом произвольного регулирования.

5. Правосудие. По мнению профессора Нью-Йоркского университета Джереми Уолдрону, правосудие в правовом государстве должно иметь следующие черты:

Рассмотрение и вынесение решения по делу должно быть беспристрастно на основании фактов, законов

Судьи независимы от других ветвей власти, на них не кто не оказывает давление

Улики и доказательства собираются в установленном законом порядке

Право на присутствие на судебном процессе

Право на защиту и помощь адвоката

Право оспорить обвинение в суде

Право предоставлять свои доказательства

Право знать мотивацию суда при вынесении решения

Право обжаловать решения суда в вышестоящую инстанцию - апелляция, надзорная инстанция.

6. Защита прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип имеет следующие черты:

Законы не должны ограничивать всеобщие права и свободы человека и гражданина

Основа - естественная теория происхождения права

Учет местной традиции и культуры народов, то есть какие именно права у данного народа являются высшей ценностью.

7. Наличие высокой правовой культуры. Этот принцип имеет следующие черты:

Законность рассматривается как культурная ценность

С помощью закона осуществляется защита своих интересов

Ответственность граждан перед государством,

Ответственность государства перед гражданами,

Развитие институтов гражданского общества

Децентрализация государственной власти,

Защита собственности и рынка.

8. Наличие конституционного режима в государстве. Этот принцип имеет следующие основные черты:

Система сдержек и противовесов. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, приводит к ограничению какой либо власти.

Открытость и подотчетность, подконтрольность правительства перед другими органами власти - парламентом, генеральным прокурором, омбудсменом, Средствами массовой информации.

Разделение власти между различными социальными группами

Право отражает компромисс между разными социальными слоями населения

Политическое равенство граждан при создании законов

Конституция содержит, обеспечивает и гарантирует основные прав и свободы человека и гражданина.

9. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

10. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

11. Федерализм - разделение власти на центральную, власть субъектов и местную власть.

История развития представлений о правовом государстве.

Свод законов царя Хаммурапи - это первый кодекс, который ограничивал власти чиновников, и право толкование законов имелось только у судей.

Древние Афины. Законы рассматривались как средство борьбы с тиранией. Только собрание полноправных граждан экклесия могло издавать нормативные акты, которые были обязательны для всех членов общества. Судьи избирались по жребию, все граждане имели право на равный доступ к правосудию. Высшим органом правосудия был - суд присяжных. Конфликты в области торгового права должны были разрешаться на основании компромисса. При этом многие критиковали афинскую демократию, как считал Аристотель должна быть не власть народа, а власть законов.

Древний Рим. В период Римской республики имелись определеннее черты правового государства:

Более четкое разграничение исполнительной и законодательной ветвей власти

Наличие сильной и независимой судебной власти

Равенство граждан перед законом

Общедоступность законов

Право - это способ разрешения конфликтов

Определенный высокий уровень правосознания и правовой культуры.

В период средневековья, римское право стало очень тесно связанным с католическим правом. Согласно мнению Фомы Аквинского, законность - это естественный порядок, основанный Богом, и состоящий из законов Божьих. Католическая церковь активно вмешивалась в светские дела европейских государств. Григорий VII установил новое правило: преподавание канонического права в европейских университетах, которое обладало большой юридической силой перед королевским правом.

В арабском халифате, нормы ислама стали частью шариата. Церковные суды существовали наряду с светскими и осуществляли наблюдение за законностью и защитой прав граждан, они обеспечивали интерпретацию религиозных норм, равенство всех верующих.

В 1215 году принимается Великая Хартия Вольностей. Это первый законодательный акт, который ограничивал власть короля (монарха): король не мог без согласия Парламента вводить новые налоги, наказание в виде ограничение гражданских прав назначались только по суду присяжных заседателей.

В статуте княжества Литовского 1588 года содержалось правило, что в государстве должны господствовать законы, а не власть. Также происходило разделение государственной власти.

В период Реформации возникает много философов, которые уже задумываются об идеях правового государства:

  1. Томас Гоббс считал, что люди обладают страхом перед другими людьми и ищут защиту у государства, в виде законов. Когда все равны перед законом, то исчезает страх перед согражданами.
  2. Джон Локк считал, что государство само вызывает страх. Поэтому необходимо власть ограничить определенными рамками, законы должны соблюдать сами правители, признание естественных прав человека, верховенство закона.
  3. Шарль Монтескье считал, что только принцип разделения властей может обеспечить независимость судебной власти.
  4. Иммануил Кант считал, что цель государства - это обеспечение мирной жизни граждан и защита права собственности. Право должно представлять мораль, основу конституции. Согласно категорическом императиву И.Канта любому нравственному принципу можно придать форму обязательного всеобщего закона, который обязывает людей к действиям независимо от возможного результата. Кант считал, что закон должен быть «самодержавен» и независим.

Идеи правового государства нашли свое отражение в Билле о правах 1689г, в Декларации независимости США, Билле о правах США, Французской Декларации прав и свобод человека и гражданина. Эти правовые акты имели определенные последствия:

Запрет государству ограничивать неотчуждаемые права человека

Государство обязано обеспечить ряд прав человека

Повышение независимости судебной власти

Появление стандарта легитимности верховной власти.

Во второй половине XX века принимаются Всеобщая Декларация прав и свобод человека, Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказание за него. Создаются Международный уголовный суд и Европейский суд по правам человека. Теоретически развивали идею правового государства ряд философов: Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг, Макс Вебер, Джон Ролз, Фридрих Хайек.

Существует несколько трудностей при создании правового государства:

Создание разветвленной системы судов,

Произвол при толковании законов

Различное понимание субъектов права, в правовом государстве

Обеспечение законности правоохранительной системы

Правовое ограничение произвола власти

Строгое соблюдение законов может привести к неопределенному результату

Подробность и сложность законов может привести к определенному политическому кризису.

Не формируются общественные идеалы.

Критика правового государства.

Иеремия Бентам считал, что власть принадлежит правильным людям, поэтому не надо её ограничивать.

Анархисты вообще отрицали государство, и ограничение государственной власти.

Карл Маркс считал, что правовое государство отражает интересы только буржуазии, и не могут служить защитой интересов пролетариата.

Сторонники Технократии считают, что властью должны обладать специальные компетентные для этого люди. За место верховенства закона придет верховенство знания.

Из-за вынесения оправдательного приговора в отношении явных преступников по нарушению формы процессуальных отношений в суде, при водит к определенной критике судебной системы.

По мнению Джона Ролза правовое государство предоставляет определенную информацию людей друг о друге, и повышает требования к моральному поведению людей в обществе.

С точки зрения либерализма правовое государство является одним из центральных институтов. Правовое государство защищает права человека на жизнь, собственность свободу слова. Правовое государство сыграло большое значение на развитие западной цивилизации. Является фундаментом демократии.

Создание правового государства в Российской Федерации имеет некоторые основные черты:

Долгое время идея правового государства отвергалась советской идеологией как буржуазный принцип

Идея правового государства является новой, впервые была провозглашена на XIX Всесоюзной конференции, потом в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, и Конституции РФ.

В.Д. Зоркин председатель Конституционного суда РФ считает, что правовое государство - это центральное понятие континентальной правовой системе, и на современном этапе существует много теорий и проблем в области создания правового государства.

На сегодняшний день существует несколько основных проблем при создании правового государства в Российской Федерации:

Процесс создания правового государства растягивается на некоторый промежуток времени, нужно длительный промежуток времени

Российское государство сейчас находится в определенном кризисе: существует ряд проблем в государстве: рост преступности, рост коррупции, расцвет бюрократизма, сложное положение в области прав человека

Необходимо учитывать российскую правовой менталитет при заимствовании западных политических идей, а идея правового государство - это западная политическая идея. Необходимо учитывать черты русской политической и правовой культуры, правового нигилизма, слабость демократических черт, бюрократическое засилье.

В.А. Четвернин считает, что правовое государство - это некоторое абстракция, то есть идеал, который невозможно достичь, но к которому многие западные страны стремятся.

Необходимо учитывать историческое развитие России, её традиции и культуру.

Результаты исследования.

Правовое государство - это термин, который обозначает организацию власти, когда в государстве существует верховенство права, и реализация субъективных прав граждан.

Правовое государство может быть создано при наличии следующих условий: верховенство закона, равенство всех перед законом, исполнимость законов, независимость правосудия, защита прав человека и гражданина, наличие конституционного режима в стране.

Идея правового государства развивалась постепенно начиная от Древней Греции, Древнего Рима, и заканчивая XX веком с развитием международного права.

Российская Федерация встала на путь развития правового государства, но при этом существует ряд проблем, которые необходимо решать: правовая культура, политическая активность, коррупция, преступность, менталитет русского народа.

Заключение.

Таким образом, правовое государства - это такая форма организации публичной власти, при которой происходит защита и реализация прав и свобод граждан, и происходит верховенство права и подчинение этому праву государственных органов.

Библиографический список:


1. Правовое государство. [Электронный ресурс] Режим доступа: // http: //ru.m.wikipedia.org. (обращение на 25.08.2018)
2. Теория государства и права: учебник / кол. авторов; отв. ред. А,В, Малько. – 4 –е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2015. – 400 с.
3. Кудинов А./ Демократия как общественно-политическое явление: от истоков к современности/Современные тенденции развития науки в молодежной среде: Межвузовский конкурс научно-исследовательских работ, 1 марта – 30 мая 2017 г.: сборник статей участников / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО ЕГУ им. И.А. Бунина. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, 2017. – 883 с.
4. Обществознание. Карманный справочник. 9-11 классы: учебно-методическое пособие/ О.А. Чернышева.- Ростов на Дону: Легион. 2013. - 367 с.
5. История Отечественного государства и права: в 2 частях учебник для академического бакалавриата/ под редакцией О. И. Чистякова – 5 е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2016. – 510 с.
6. История политических и правовых учений Учебник для вузов 2 издание стереотип/ Под общей редакцией академика РА доктора юридических наук профессора В.С. Нерсяцанца - М.: Издательство Норма 2004 г.- 736 с.

Рецензии:

19.09.2018, 20:08 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия : Адибекян Оганес Александроич. Статья Кудинова А.С. продолжает показывать широту познавательных достижений автора в совокупности множества разных тем. Как уже его критиковали, используемый материал учебный. Даны оценочные позиции по историческим эпохам, странам, мыслителям. Все силы привлечены к разъяснению того, что представляет собой правовая характеристика государственной власти. Статья представит интерес для мало просвещенных в данном вопросе читателей, для неполитологов, неюристов. Другую ценность, кроме изучения и изложения, известных вещей указать рудно. Отсюда трудность рекомендации работы к публикаци. В статье не обособлены пренебрежения действующими законами высоко стоящими политическими деятелями, без исключения президентов, даже парламентов. Если этого нет, то это не поддерживает недовольство несоблюдением важных законов. Если продолжить замечания, то термин - понятийно-словесное обозначение чего-то часто и ответственно рассматриваемых вещей, объектов, событий. Его нельзя считать «теорией», раз «теория» состоят из массы терминов. А есть ли «неправовое государство»? Хоть одно можно указать? Если монарх принял решение, не согласующееся со всем составом действующих прав, то это его продукт присоединяется к составу государственных прав, изменяет их. Но если республиканский орган что-то сделал с игнорированием действующих законов, то это не исключение правового характера государства, а неуважение этого характера, преступление. Известны случаи увольнения президента, судебного преследования его после исчерпания полномочий, даже роспуск парламента. Почему этих вещей нет в статье нет? Как быть с тем, что десяток губернаторов Российской Федерации попало под суд? Кроме познавательных слабостей есть и грамматические: «… черт это признака…», «… действующим оговоренным законом процедуре...», «… закона и эффективной, доступной. », «… за место верховенства закона придет верховенство знания.» Но это уже неуважение «грамматических прав».

20.09.2018, 21:48 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия : Актуальность статьи не вызывает сомнений. Основные квалификационные требования соблюдены. Рекомендуется к публикации

тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и независимая судебная власть, обеспечено верховенство закона и равенство перед ним.

Отличное определение

Неполное определение

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ

тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. Принцип правового государства подразумевает безусловное подчинение всех властных органов системе права, наличие реального разделения властей, строгий общественный контроль за сложившейся публичной политической сферой. Власть и гражданин, государство и общество выступают здесь равными субъектами права. При этом форма правления в правовом государстве может быть различной: от демократической республики до конституционной монархии (например, в Великобритании). Идея правового государства разрабатывалась в Европе и США с начала Нового времени; классиками ее явились Д.Локк, Т.Джефферсон, И.Кант и др. представители либерально-демократической традиции. Причинной основой развивающегося правового государства является становящееся гражданское общество; их развитие - длительный рефлексивный (обоюдообусловленный) процесс. Правовое государство выступает при этом представителем и гарантом многообразных интересов гражданского общества в политической сфере. Правовое государство означает создание между властью и гражданином целой системы права, законодательства, регулирующей их взаимоотношение на договорной, контрактной основе (см: "Политика и право", "Общественный договор"). Ролевая функция правового государства как минимального государства, сводится в гражданском обществе к установлению определенных, известных всем правил игры. Если сторонники либеральной традиции полагают, что право, ограничивающее власть, кладется отношениями, вызревающими внутри гражданского общества, то "юридический позитивизм" (Г.Еллинек, Р.Иеринг, Г.Кельзен) источником права провозглашает само государство, которое тем самым само себя ограничивает; получается, что всякое государство правовое. Ренессанс идеи правового государства в ХХ в. связан с именами М.Фридмана и Ф.А.Хайека, а также с т. н. "неоконсервативной революцией" рубежа 70-80 гг. ("рейганомика" и "тэтчеризм").

Отличное определение

Неполное определение ↓

Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Признаки правового государства:

  1. Верховенство закона: все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона — в России оно выражается главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции. В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу;
  2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека - государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах;
  3. Последовательно проведённый принцип разделения властей, взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;
  4. Взаимная ответственность государства и гражданина - за нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя.

Предпосылки создания и функционирования правового государства:

  1. производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства;
  2. режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
  3. высокий уровень политического и правового сознания людей;
  4. юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства;
  5. важнейшей предпосылкой является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Правовое государство - это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона во всех сферах общественной жизни, где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Осуществляется взаимная ответственность государства и личности (все, что не дозволено законом власти, ей запрещено), где соблюдается прочный режим законности и стабильности правового порядка.

Три ветви власти

Принцип разделения властей означает, что каждая государственная власть (исполнительная, законодательная, судебная) осуществляет присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Это делается для ограничения возможных злоупотреблений.

Понятие о правовом государстве было выдвинуто впервые в работах великих мыслителей эпохи Просвещения, которые ввели в политическую практику понятия: общественный договор, естественные права человека. Правовое государство, по мнению философа И. Канта, можно построить лишь тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание. Это означает, что члены общества будут высоко ценить свою нравственную и политическую свободу и осознавать свою ответственность перед обществом.

Основные признаки правового государства

Прежде всего для правового государства характерно верховенство права.

Верховенство основного закона заключается и в том, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы. Эти законы обязательны для всех - от главы государства до рядового гражданина. Превышение власти чиновниками, выход за пределы своей компетенции нарушает принцип правового государства.

Правовое государство подразумевает обязательное существование гражданского общества, в котором граждане, имея собственные, часто различающиеся интересы, выражают их индивидуально или объединяясь в общественные организации. Гражданское общество является социальной основой правового государства, которое в свою очередь должно примирять различные интересы граждан.

Немаловажным принципом является гласность права. В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения. Для правового государства характерно не только верховенство права и закона, но и справедливость законов. Высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина. В правовом государстве эти права и свободы, основанные на естественном праве, закреплены в Конституции и гарантируются государством. Конституция РФ пронизана таким подходом к правам человека. В этом правовое государство тождественно конституционному демократическому государству. За личностью признаются неотъемлемые права; неприкосновенность человека обеспечивается законом.

Правовое государство в отличие от деспотического или тоталитарного, ограничивает себя комплексом норм. Они включают разделение властей на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них имеет строго очерченные полномочия. Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга. Необходимо, чтобы при этом они взаимодействовали и сотрудничали.

Важным признаком правового государства является принцип взаимного контроля. Он подразумевает, что граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путём волеизъявления корректировать, подправлять их действия.

Ещё одним признаком правового государства является приоритет международного права.

Важным принципом является независимость суда. Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплён в статье 120 Конституции РФ; о нём говорится и он обеспечивается и в ряде других статей - о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства. Но положения Конституции нуждаются в детализации и дополнении рядом законодательных и нормативных актов.

Принцип приоритета права означает: рассмотрение всех вопросов с позицией права, соединение нравственно-правовых ценностей с формально-регулятивными, необходимость идеологически-правового обоснования решения государственных органов.

Принцип правовой защищенности человека и гражданина: равенство сторон и взаимной ответственности государства и гражданина, особый тип регулирования и формы правоотношений, стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

Принцип единства права и закона: должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам, быть принятым легитимным органом государственной власти и при издании должен быть использован весь комплекс правовых средств.

Он означает, что законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения. Во-первых, указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы. Во-вторых, в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдаётся международному договору. Включение данного принципа в Конституцию РФ означает, что Россия стремится вписаться в мировое сообщество, являясь его членом, уважающим международные законы, в выработке которых она сама участвует.

Для правового государства очень важно развитое правосознание граждан. Жители страны должны знать о её законах, о своих правах и обязанностях, соблюдать законы. Это способствует развитию конституционной демократии.

Рассмотрим понятие правового государства. Для начала стоит упомянуть то, что человечество было таким как сейчас не всегда, а государство ранее не служило "правовое государство" возникло только в двадцатом веке. Идея его воплотилась в жизнь отнюдь не сразу и не во всех странах мира.

Понятие и принципы правового государства

Оно является значительным достижением современной цивилизации. Что включает в себя понятие правового государства? Под данным термином подразумевается такое государство, которое существенно ограничено в своей власти установленным правом, непосредственно подчиняется воли суверенного закона, которая в свою очередь четко выражена в конституции. Призванием же его является -обеспечение основных свобод, а также прав личности. Да, данное понятие правового государства является верным. Рассмотрим теперь его признаки. К ним можно отнести следующие:

Право господствует абсолютно в каждой Это означает, что в одинаковом правовом положении находятся и высшие органы власти, и обычные люди. Должностные лица не могут злоупотреблять своими позициями, так как расплата за подобные действия последует незамедлительно.

Система, которая осуществляет надзор за соблюдением всех действующих законов, действует слаженно, непрерывно, эффективно.

Разделение властей должно быть реальным. Речь о том, что должны соприкасаться лишь самый минимум, и то при необходимости. Система сдерживания и противовесов обеспечивает независимость отдельных органов государственной власти.

Свободы и права людей должны быть гарантированы. Государство обязано признать то, что именно они являются высшей ценностью. Оно должно стремиться к тому, чтобы система защиты этих свобод и прав постоянно совершенствовалась и развивалась.

Личность и государство должны отвечать за свои поступки друг перед другом.

Право и закон должны быть едины. Речь о том, что любые НПА должны полностью соответствовать естественно-правовым началам, а также международно-правовым нормам, которые касаются прав людей.

В государстве должен быть идеологический, а также политический выражается в многопартийности, существовании огромного количества общественных объединений и так далее.

Понятие правового государства является довольно-таки сложным. Какие из перечисленных здесь признаков являются самыми важными? Они все важны одинаково.

Правовое государство создает такие условия, которые необходимы для возникновения Оно подразумевает то, что не только государство будет контролировать людей, но и сами люди будут контролировать друг друга.

Да, закон соблюдают не только граждане, но и должностные лица государственных органов. Это означает, что и наказание за его несоблюдение должны нести все без исключения.

К предпосылкам образования правового государства стоит отнести многообразие форм собственности, самостоятельность, а также экономическую независимость индивидуумов, свободу предпринимательства, суверенитет народа, демократию, непротиворечивое законодательство, гражданское общество, высокий уровень общественной и политической культуры.

Личность в правовом государстве развивается свободно и беспрепятственно, каких-либо серьезных барьеров или преград на пути своего становления она не встречает. Такое образование никогда не возникнет само по себе, так как оно является продуктом целенаправленного развития всего общества. Нельзя сказать, что оно существует в нашей стране. То, что имеется на сегодняшний день в России, можно назвать лишь иллюзией правового государства.

Правовое государство - это продукт нового времени, а точнее - XX в. Раньше человечество его не знало, хотя, конечно же, существовавшие государства использовали право как средство управления. Правовое государство - это государство, приобретшее новые качества и занимающее более высокую ступень в развитии государственности.

Правовое государство - это государство, где право перестало быть средством воплощения воли правящей элиты, а стало мерилом жизни не только для граждан, но и для нее самой.

Теория правового государства была создана на 150 лет раньше появления первых государств такого рода. Ее основателями считают английского мыслителя Дж. Локка (1632-1704), французского просветителя Ш. Л. Монтескье (1689-1755), немецкого философа И. Канта (1724-1804) и других ученых XVIII в. Практическое воплощение теория правового государства нашла в середине XX в. в таких странах, как США, Англия, Франция, Германия, и других развитых странах.

Правовому государству, в отличие от государства, которое таковым не считается, присущи следующие признаки.

1. Господство (верховенство) права . Это понятие означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон может считаться основой правового государства, а лишь тот, который отвечает сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы справедливости. Законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры, что позволяет их оценить с разных сторон и избежать ошибок. Принятые законы не должны противоречить конституции и международно-правовым нормам. Но не только в создании качественных законов выражается господство права. Самое главное состоит в другом: законам должна подчиняться и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов и должностных лиц в той же мере, как и для граждан.

2. Разделение властей . Человеческий опыт показывает, что концентрация власти в одних руках очень часто приводит к злоупотреблению властью. Вот почему очень важно и то, как государственная власть организована, в каких формах и какими органами она осуществляется.

Сначала о терминах. Строго говоря, термин «разделение властей» является не совсем точным. В самом деле, что такое власть? Власть - это способность подчинять поведение других людей своей воле, навязывать свою волю. Как можно разделить такую способность? Наоборот, органы государственной власти должны действовать в одном направлении, иначе это будет уже не власть, а сюжет из басни Крылова про лебедя, рака и щуку.

Действительно, государственная власть должна быть единой. Однако сам процесс осуществления власти неоднороден. Он включает выработку общих правил существования государства (т. е. законотворчество), практическое осуществление этих законов, а также контроль за их выполнением. Для выполнения каждой функции создается особая ветвь власти: законодательная, исполнительная, судебная. Следовательно, речь идет о распределении функций в государственном управлении, о рассредоточении, о распределении государственных дел. Разделение властей поэтому означает, что каждая ветвь власти независима, не подчиняется другим ветвям, не обязана следовать их указаниям в осуществлении своих функций.

Однако этим теория разделения властей не исчерпывается. Для того чтобы предотвратить злоупотребление властью, предусматривается система сдержек и противовесов, или инструментов контроля ветвей друг за другом. Так, парламент при определенных условиях может быть досрочно распущен королем или президентом. Президент может наложить вето на законопроект, принятый парламентом. Правительство может быть досрочно отправлено в отставку по требованию парламента. Глава правительства, министры во многих странах назначаются с согласия парламента. Президент за совершение преступлений может быть отстранен парламентом от должности в порядке импичмента. Судьи назначаются на должность или парламентом, или президентом. Конституционный суд может признать акты других ветвей власти противоречащими конституции.

Воплощение принципа разделения властей позволяет:

  1. предотвратить злоупотребление властью;
  2. повысить профессионализм в государственном управлении;
  3. осуществлять контроль за действиями государственных органов;
  4. возлагать на виновных должностных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении.

Эти достоинства несомненны, что свидетельствует о том, что разделение властей - это большое достижение человечества в деле социальной организации.

Человечество уже много отдало за воплощение в жизнь принципа разделения властей, и борьба во многих странах за него продолжается.

3. Широкие и реальные права и свободы личности . Право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность личности и жилища, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и др. закрепляются в конституции. Но этого мало.

В правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации.

Конкретное право - это кусочек свободы. О том, что личность свободна, мы можем говорить только тогда, когда круг этих прав достаточно широк. Но он не может быть беспредельным. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

4. Взаимная ответственность государства и личности . Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости.

Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают произвол с ее стороны. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями; ответственность правительства перед представительными органами; импичмент президента; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными людьми; в некоторых случаях государство возмещает имущественный вред гражданам, причиненный незаконными действиями должностных лиц.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Выбор редакции
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...

© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...

Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...

Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...
Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....
В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...