Причины возникновения гражданского общества. Гражданское общество


Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп.

Гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:

Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

  • получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;
  • удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
  • удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.
Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.
Яндекс.ДиректВсе объявленияКупальники на eBay! eBay без посредников! Купальники в широком ассортименте! rover.ebay.com

Современное гражданское общество

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает:

  • семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
  • общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
  • органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
  • механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;
  • негосударственные средства массовой информации.
В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:

  • признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
  • признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
  • утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
  • создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.
Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:
  • выработка общей стратегии общественного развития;
  • определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
  • стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
  • демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
  • зашита границ и обеспечение общественного порядка.
За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некоторые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.

В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в этом процессе.

Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, правовых норм жизни.

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические и исторические предпосылки формирования гражданского общества………………………………………………………………………..5

2. Особенности и структура гражданского общества………………………….7

3. Формирование гражданского общества в России………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….13

Список используемой литературы……………………………………………...14

Введение

Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

Первое и, пожалуй, самое важное значе­ние тер­мина «общество» - отдельное, конкретное общество, являющееся относительно самостоятельной единицей исторического развития. Этот смысл слова «общество» очень часто не отличают от другого его значения - общества вообще, в котором выражается то общее, что присуще всем конкретным отдельным обществам, независимо от их типа, индивидуальных особенностей, времени существования и т.п. А отличать эти два смысла слово «общества» крайне необходимо для любого обществоведа.

Выделение отдельного конкретного общества позволяет поставить вопрос о том, имеет ли общество самостоятельное существование или его бытие есть производное от существования составляющих его индивидов. С самого начала теоретического подхода к исследованию общества в философской и исторической мысли существовали два основных ответа на этот вопрос.

Один из них заключался в том, что общество представляет собой простую совокупность, сумму индивидов. Поэтому единственными реальными объектами социального исследования являются люди. Никаких других не существует. Такую точку зрения нередко называют социологическим номинализмом. Подобного рода взгляд нашел свое предельно четкое выражение, например, в одном из мест работы известного русского историка, историософа и социолога Н.И. Кареева (1850-1931) «Введение в изучение социологии» (СПб.,1897). Последний писал: «Личность есть единственное реальное существо, с которым имеет дело социология. Народы или отдельные классы одного и того же народа суть собирательные единицы, состоящие из отдельных личностей».

Сходного взгляда придерживался известный немецкий социолог М. Вебер (1864-1920). Наиболее четко он изложен в работе «Основные социологические понятия».

Для других (например, юридических) познавательных целей или для целей практических, - писал он, - может быть, напротив, целесообразно или даже неизбежно рассматривать социальные образования («государство», «ассоциацию», «акционерное общество», «учреждение») совершенно также, как отдельных индивидов (например, как носителей прав и обязанностей или как субъектов совершающих релевантные в правовом отношении действия). Для понимающей социологии, интерпретирующей поведение людей, эти образования - просто процессы и связи специфического поведения отдельных людей, так как только они являют собой понятных для нас носителей осмысленных действий».

Теоретические и исторические предпосылки формирования гражданского общества

Формирование и становление правового государства, демократии неразрывно связаны с развитием гражданского общества . Исторически идея гражданского общества относится к античности (Древняя Греция, Древний Рим), к философии Аристотеля и Цицерона. Однако понятие «гражданское общество» появилось в Новое время, и особенно после Французской буржуазной революции XVIII века. В трудах Ш. Монтескье, Дж. Локка, Т. Гоббса концепция гражданского общества базировалась на идеях естественного права (право на жизнь, свободу и собственность) и общественного договора. Гражданское общество, по их мнению, является результатом соглашения, по которому общество и го­сударство добровольно на взаимной основе договариваются о правовых формах и методах сотрудничества. В то же время гражданское общество может существовать лишь в таком госу­дарстве, которое выражает интересы граждан. Английский эко­номист Адам Смит разработал материальную основу гражданского общества, главными элементами которого стали частная собст­венность, рыночная экономика, экономическая независимость людей.

Значительный вклад в дальнейшую разработку концеп­ции гражданского общества внес Гегель. Гражданское общество для Гегеля – это сфера частной жизни граждан, представляющая собой сложное сочетание интересов частных лиц, классов, различных групп и институтов, взаимодействие которых регулируются правом, фундамент гражданского общества образуют частная собственность, общность интересов и формальное (то есть оформленное законами) равенство граждан.

В отличие от своих от предшественников Гегель рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. По Гегелю, гражданское общество должно функционировать наряду с государством, а не внутри него. Гражданское общество он рассматривает как особую стадию на пути от семьи к государству: государство – высшая по сравнению с гражданским обществом ступень развития.

На ограниченность концепции Гегеля обратил внимание К. Маркс. Полемизируя с Гегелем, он не противопоставлял государство гражданскому обществу, а доказывал, что государственная власть не должна навязывать свою волю последнему. Государство, осуществляя властные функции, должно опираться на потребности и интересы гражданского общества, разумно выражать и защищать их, искать варианты сближения, преодоления возникающих противоречий.

В XX веке идея гражданского общества приобрела еще большую актуальность. Это было связано как с появлением тотали­тарных и авторитарных режимов и необходимостью борьбы с ни­ми за демократию, так и с процессом упрочения демократических ценностей, принципов и институтов.

Таким образом, гражданское общество – это продукт исторического развития человечества, высшая форма самореализации личности. Оно появляется в период перехода от феодализма к капитализму по мере роста благосостояния, культуры и самосознания народов. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности экономической самостоятельности граждан на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и появление гражданских прав. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности.

Особенности и структура гражданского общества

Понятие «гражданское общество» используется как в широком, так и в узком смысле. Гражданское общество в широком смысле охватывает все сферы человеческой деятельности, которые находятся вне непосредственного влияния государства и его институтов. Из такой трактовки вытекает, что гражданское общество в той или иной мере всегда существовало в человеческом социуме, принимая на каждом этапе его развития конкретную форму.

В более узком , наиболее распространенном смысле, понятие «гражданское общество» связано с существованием демократических институтов и правового государства, которое, обеспечивая верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни, гарантирует свободу личности, её основных интересов и прав, в том числе на различные формы общественной и гражданской самоорганизации людей для достижения их экономических, социальных и духовных интересов. В этом смысле гражданское общество рассматривается как добровольно сформировавшиеся первичные негосударственные структуры в различных сферах человеческой деятельности и совокупность сопутствующих им негосударственных отношений – экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, нравственных, религиозных, производственных, личных и прочих.

Главным действующим субъектом гражданского общества является суверенная личность , свободно ста­вящая цели своей деятельности и определяющая спосо­бы их достижения. Это один из основных признаков гражданского общества.

Гражданское общество – система самоорганизующаяся и саморазвивающаяся. Вместе с тем опыт высокоразвитых стран свидетельствует, что он функционирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее, когда для этого создаются определенные благоприятные условия.

К ним относятся:

1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).

2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития личности, её внутренняя свобода; способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим образом:

Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода , здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как частная жизнь людей, обычаи, традиции, семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества.

Наконец, третий , высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентации. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений негосударственные средства массовые информации и т.д.

Обобщая рассмотренные выше характеристики гражданского общества выделим следующие общие позиции, признаки гражданского общества:

Во-первых , это общество социально ориентированного рыночного хозяйства, в котором обеспечена свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, многообразия форм собственности.

Во-вторых , это общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека.

В-третьих , это общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека.

В-четвертых , это общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов.

Формирование

Процесс формирования гражданского общества в России на­чался во второй половине XIX века после отмены крепостного права в 1861 году и реформ местного самоуправления и судеб­ной системы.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости дало резкий толчок к развитию капиталистических отношений.

Российская буржуазия, владея крупной частной собственностью, но, не имея доступа к политической власти, начинает борьбу за гражданские права. Появля­ются независимые от государства образовательные, медицин­ские и другие общества, в которые объединяется активная часть буржуазии.

В 60-70 годы XIX века проводятся земская и городская реформы. В выборах в органы местного самоуправления - земские собрания и управы, городские суды и управы - принимают участие представители всех сословий, имеющие част­ную собственность.

Судебная реформа 1864 года установила равенство всех граждан России перед законом. Формально судьи становились независимыми от исполнительной власти. Были введены глас­ность и состязательность судебного процесса, должности адвока­та и прокурора.

В годы первой русской революции 1905-1907 годов появи­лись политические партии и первый законодательный орган Российского государства, сформировавшийся на основе избира­тельного права - Государственная Дума.

После Октября 1917 года в стране была введена жесткая централизованная власть и до начала 90-х годов государственная власть контролировала все стороны жизни общества.

Формирование гражданского общества в России имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на весь этот процесс.

Во-первых , в психологии граждан России сформировалась привычка подчинения сильной власти, которая всегда брала на себя всё решение важнейших вопросов общественной жизни.

Во-вторых , в российском сознании традиционно сильны коллективистские начала, привычки вести совместную жизнедеятельность.

В-третьих , основная часть населения России никогда не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства.

Становление и развитие гражданского общества в России встречаются с большими трудностями. Несмотря на начавшиеся в 1985 году преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение собственности через приватизацию не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем хотя и перестала быть государственной, однако осталась в руках представителей прежнего класса уже как частная собственность.

Экономическая политика государства пока недостаточно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса. Имевшие место обесценивание денежных вкладов, достаточно высокий уровень инфляции, сильный налоговый процесс, ограничивающий предпринимательскую деятельность, отсутствие развитой частной собственности на землю не позволяли делать серьезные вложения средств в производство, в землю, не способствовали становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.

Существуют устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные прежним режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества.

Вследствие известных ошибок и просчетов реформаторов, в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения, им отторгаются важнейшие ценности гражданского общества - конкуренция, демократия, рынок.

В этих условиях государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового государства.

Сейчас в обществе активно обсуждается, внесённый фракцией «Единая Россия» в Гос. Думу законопроект о негосударственных организациях, который можно расценить как стремление государства часть гражданского общества прикормить, а часть – прикрыть. Этот законопроект содержит такие положения, как принудительная регистрация всех неправительственных организаций, возможность запрещения без определения четких условий, расширяется круг учреждений, которые могут контролировать неправительственные организации и другие, свидетельствующие о том, что нам ещё, очень далеко до правового государства и гражданского общества.

Заключение

Современные ученые утверждают, что будущее всего человечества - за гуманистическим обществом, обладающим качественно иными характеристиками по отношению к современному западному обществу. Главное его отличие состоит в том, что оно ориентировано преимущественно на развитие личностей, а не на материальное производство. Новый исторический период, явившийся результатом предшествующих «двух столетий новаторства в сфере производства», основывается на переходе к «новой экономике». Одной из отличительных особенностей такой экономики является «тенденция творческого разрушения» - безостановочное стремительное вытеснение «старых» технологий новейшими.

Стремительный характер развития технологий и непредсказуемость направлений, в которых это развитие будет происходить в ближайшие годы, диктуют необходимость своевременно инвестировать значительные средства в формирование «человеческого капитала», обладающего значительным творческим потенциалом и высоким уровнем интеллекта. Это ставит задачу коренной перестройки системы образования в мире. Речь идет о формировании трудовых кадров, готовых и способных продолжить образование на протяжении всей жизни, мобильных на рынке рабочей силы, способных к творческому мышлению, общаться на различных условиях. При этом в непрерывном образовательном процессе вынуждены участвовать все возрастные группы.

Академик Н.Н. Моисеев отмечает, что общество в обозримом будущем сохранит свою мозаичность и всю палитру национальных культур, вероисповеданий и политических воззрений. Как бы не были сильны тенденции к экономической интеграции, мир, во всяком случае ближайших десятилетий, останется разобщенным (хотя в нем и появляются объединения типа западноевропейского) и полным разнообразных противоречий непредсказуемой остроты. Но это будет мир «нового индивидуализма», стремящийся к тому, чтобы личность могла максимально проявить свои способности. Создание такого рационального общества, составляет условие выживания.

1. Зернов Д.П. Политология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.

2. Политология в вопросах и ответах. Под ред. Радугина А.А., М., Центр, 2001.

3. Тавадов Г.Т. Политология. М., Академия, 2004.

4. Шилобод М.И. Основы политологии. М., Гардарики, 2004.

5. Драгунский Д. Спираль страха. – Новое время, 2005, № 47.

Непременное условие существования гражданского общества:

1. Демократизация всей общественной жизни.

2. Индивидуальная свобода граждан.

3. Обеспечение широких прав и свобод человека.

4. Право на частную собственность.

5. Право на реализацию экономических и политических интересов, желаний, стремлений.

6. Возможность ассоциаций, объединений (политических партий, общественных движений, союзов, добровольных и любительских обществ и т.д. самых различных форм, содержания, направления), не противоречащих конституции данного государства.

7. Обеспечение сотрудничества на основе равенства и партнерства, консенсуса между всеми субъектами гражданского общества.

8. Ответственность граждан перед государством.

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

Гражданское общество формируется преимущественно снизу, постепенно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с развитием политических институтов современного государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга.

Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система, каковой является гражданское общество, постоянно испытывает давление со стороны государства. Недостаточная развитость гражданского общества подталкивает государство к узурпации его прав, присвоению себе функций гражданского общества. В результате в условиях тоталитарных режимов происходит огосударствление общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости от государства общественной жизни. Государство стремится здесь подчинить себе все общество, охватить своим влиянием все сферы его жизнедеятельности.

При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни. Решение общественных проблем осуществляется путем компромисса между государством и обществом.

Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества представляет сегодня необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности. Попытки же в короткий срок ввести принципы правового государства еще до формирования элементов гражданского общества не могут быть успешными и чреваты разрушительными последствиями.

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государствопризвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп.

Гражданское общество - это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе :

    интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода - наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности - частная собственность;

    свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;

    индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Таким образом, по Локку, гражданское общество - люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство - права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляютосновные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

    получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;

    удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;

Традиция обособления общества от государства стала формироваться в средние века. В ХШ веке Ф. Аквинский обосновывал приоритет церкви над государством в вопросах заботы о жизни людей и спасения их душ. То есть борьба церкви и государства за приоритет в управлении подразумевала идею самостоятельности общества от обоих институтов.

Государство, призванное защищать интересы всего общества, может на практике защищать интересы только самой могущественной группы. Эта группа монополизирует право на применение насилия для контролирования определенной территории, поддержания на ней соответствующего порядка и регулирования на ней социальных конфликтов. Угроза утраты возможности пользования ресурсами территории и населения должно заставлять эту группу защищать свою страну и от внешних посягательств.

В любом случае в повседневной жизни абсолютное большинство людей занято самостоятельным удовлетворением своих разнообразных частных (личных и групповых) интересов. С этой целью индивиды образуют или вступают в имеющиеся производственные, потребительские, профессиональные, возрастные, религиозные, научные, идеологические, спортивные и другие корпорации и союзы. Все эти объединения и составляют сферу гражданского общества. Данные объединения носят политический характер в том смысле, который ему придавал Аристотель, говоря, что человек – это политическое, т.е. общественное существо. Каждое из этих объединений, так или иначе, вступает в отношения с другими такими же объединениями. Внешние для институтов гражданского общества отношения, а также рамки внутренних отношений и призвано регулировать государство. Так осуществляется равновесие и взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных интересов, и обнаруживается тесная взаимосвязь гражданского общества с государством.

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы, только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп. В реальной жизни разделение государства и гражданского общества достаточно условно. В политической науке оно необходимо для понимания механизмов общественной жизни, фиксирования уровня политического развития.

Гражданское общество – это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Идея гражданского общества претерпела известную эволюцию, которая отразила процесс становления автономных от государства сфер жизни людей. Исторические концепции и практические модели гражданского общества возникли на основе идей и опыта, укорененных в различных традициях.


Одна из моделей гражданского общества сложилась в итальянских городах - республиках эпохи Возрождения. Эту традицию выразил Н. Макиавелли, который сформулировал три важнейшие ценности гражданского общества: 1) мир и безопасность граждан; 2) наслаждение своим имуществом и богатством; 3) право каждого иметь и отстаивать свои убеждения.

Другая традиция сложилась в германских государствах. Появлению свободного гражданина во многом способствовала гильдия, как форма объединения ремесленников, торговцев. Гильдия защищала своих членов и оказывала влияние на управление городами.

Третья, либеральная традиция берет начало в теориях Дж. Локка, А. Смита и других мыслителей. Понятие «гражданское общество» было введено ими для отражения исторического развития человеческого общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному состоянию.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:

· Интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода – наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности – частная собственность;

· Свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;

· Индивиды заключают между собой общественный договор, т.е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Таким образом, по Локку гражданское общество – это люди, добровольно объединённые в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д.), то государство – права гражданина (политические права, т.е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Это состояние достигается с появлением государства и налаживанием устойчивых социальных отношений между гражданами и их объединениями. В своем подлинном виде гражданское общество и правовое государство появляются в условия развития рыночных отношений. Считается, что реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества . Институты гражданского общества можно разделить на три группы:

· организации, в которых индивид получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т.д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т.п.

· организации, где индивид удовлетворяет потребности в продолжение рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т.д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

· организации, в которых индивид удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстоять свои частные интересы, возможность их удовлетворения по своему усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества. Права гражданина – это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Эта связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защита от незаконного ограничения.

Выбор редакции
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....

Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...

Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...