Пространстве и по кругу лиц. §2


НПА – правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.

Порядок действия нормативных актов - определенные в нормативных ак­тах общие правила их вступления в силу, распространения на территорию и находящихся на ней лиц, прекращения действия.

1.Во времени: - означает период t в течении кот-го дей-ует его предприсание.

По общему правилу, нормативно-правовые акты применя­ются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во време­ни, имеют в виду три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу; прекращение его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона).

НПА всту­пают в силу одним из следующих способов:

1) с момента или истечении определенного срока после его офиц-оного опубликования .

(По этим общим правилам законы, другие НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

НПА Президента РФ по истечении 7 дней после их официального опубликования, а акты Правитель­ства РФ - со дня их подписания, акты ФОИВ вступа­ют в силу с момента опубликования)

2) срок предусмотренный самим НПА

3) срок предусмотренный др.актом о введении его в действие.

Прекращение действия нормативного акта происходит в ре­зультате:

1) истечения срока, на который был принят юридический до­кумент;

2) принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг обще­ственных отношений;

3) объявление об утрате юр-кой силы НПА (прямое указание на отмену, кот-ое может содержаться в акте более высокой юр.силы или в акте того же уровня)

4) устаревания юридического документа в связи с исчезнове­нием обстоятельств, которые подлежали регулированию (пример, утратили свою актуальность, а потому и прекратили свое действие НПА регламентирующие правовой статус советов народны депутатов т.к. исчезли эти органы).

Вопрос о действии нормативных актов во времени имеет еще два аспекта.

1) Нормативно-правовой акт не имеет обратной силы Исключение составляет уголовное право, в котором по гуманным мотивам действует правило: «уголовный закон имеет обратную силу, если им смягчается или устраняется наказуемость деяние».

2) нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (так называемое переживание закона).

2. В пространстве - это тер­риториальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.

Экстерриториальность – пространство нах-ся за пределами гос-ва, но на кот-ые распространяются Н.А.этого гос-ва.

К территории государства приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские мор­ские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве.

3. По кругу лиц обус­ловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находятся в сфере действия законода­тельства государства, в котором они пребывают. Принцип экстерриториальности (определенные части территории государства - здания иностранных посольств, мис­сий или их средства транспорта, а также дипломатические пред­ставители иностранных государств признаются не находящими­ся на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того го­сударства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются).

Действие уголовного закона во времени

В каждом случае применения УК РФ возникает необходимость установления временных пределов его действия. В соответствии со ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Закон считается действующим с момента его вступления в силу после принятия, и его действие распространяется на все время, пока он не будет отменен или заменен новым законом, либо на время, указанное непосредственно в законе при его принятии.

В зависимости от содержания уголовно-правовой нормы различают три типа действия уголовного закона во времени:

  • уголовно-правовые нормы, устраняющие преступность деяния, смягчающие наказание или иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на события, произошедшие до вступления в юридическую силу уголовного закона;
  • уголовно-правовые нормы, устанавливающие преступность деяния, усиливающие наказание или иным образом ухудшающие положение лица, совершившего преступление, обратной силы не имеют, и их действие распространяется только на те события, которые произошли после вступления уголовного закона в юридическую силу;
  • уголовно-правовые нормы, не изменяющие правовой статус лица, совершившего преступление (не ухудшают и не улучшают его положение), вступают в действие с момента вступления уголовного закона в юридическую силу и распространяются на любые события, независимо от времени их совершения.

«Обратная сила уголовного закона» позволяет избегать злоупотреблений в применении уголовно-правовых норм. Такой порядок принят в международной практике и впервые закреплен в ст. 10 УК РФ.

Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

Действие уголовного закона по кругу лиц

Уголовное право, в отличие от других , ограничивает круг участников правоотношений. Уголовную ответственность могут нести только физические лица. сугубо индивидуальна. Кроме того, физическое лицо должно обладать рядом признаков, к которым относятся: возраст, вменяемость, наличие дополнительных особенностей, связанных с должностными, служебными, семейными и другими обязанностями.

Несмотря на то что одним из основных принципов уголовного права провозглашается принцип равенства, уголовно-правовые нормы действуют по кругу лиц не совсем одинаково. Это связано со спецификой служебной деятельности.

Так, не подлежат уголовной ответственности иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом. Как правило, такие лица объявляются персонами нон грата (нежелательными лицами) и высылаются за пределы Российской Федерации. Однако дипломат, совершивший преступление на территории России, может отвечать по уголовным законам того государства, которое он представлял.

Определенным иммунитетом к уголовной ответственности обладают: Президент РФ, депутаты Федерального Собрания, судьи. Привлечение к уголовной ответственности таких лиц усложнено и связывается с выполнением определенных процедур. Для привлечения Президента РФ к ответственности необходимо провести процедуру отрешения его от должности (импичмент) в соответствии с требованиями Конституции РФ.

Для при течения к уголовной ответственности депутата Государственной Думы или депутата Совета Федерации необходимо, чтобы орган, членами которого они являются, лишил их депутатской неприкосновенности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалифицированной коллегии судей. Судьи Конституционного Суда привлекаются к уголовной ответственности только с согласия Конституционного Суда.

Действие уголовного закона по кругу лиц очень ярко проявляется и в правилах выдачи лиц, совершивших преступление. Эти правила гласят, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. В этом проявляется забота государства о своих гражданах. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, но совершившие преступление вне ее пределов, могут быть выданы иностранному государству для привлечения их к ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором.

В ч. 2 ст. 11 УК РФ определено, что его действие распространяется и на исключительную экономическую зону Российской Федерации. Ее правовой режим аналогичен континентальному шельфу. И ответственность за преступные нарушения такого режима также предусмотрена ст. 253 УК РФ.

Исключительная экономическая зона устанавливается в морских регионах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) Российской Федерации и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих Российской Федерации островов. Российская граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальные моря) Российской Федерации. Разграничение особой экономической зоны между Россией и другими иностранными государствами, побережья которых противолежат с побережьем Российской Федерации, осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации путем соглашения на основе международного права с целью достижения справедливого решения. Создание исключительных экономических зон осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Российская Федерация в таких зонах имеет исключительное право на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, морском дне и в его недрах, на управление такими ресурсами, а также на любые виды деятельности по экономической разработке зоны. В такой зоне могут создаваться искусственные острова, установки и сооружения, осуществляться научные исследования мер по защите и сохранению морской среды.

Необходимо подчеркнуть, что в исключительной экономической зоне наказуемыми по УК РФ являются только деяния, сопряженные с незаконным созданием зон безопасности, исследованиями и разработкой естественных богатств зоны. Поэтому, например, если вне территориальных вод в исключительной экономической зоне на иностранном судне будет совершено убийство, то реакция на него не входит в юрисдикцию Российской Федерации. При совершении преступления на приписанных к порту воздушном, морском, речном судне, находящихся вне пределов России в нейтральном воздушном или водном пространстве, ответственность наступает по УК РФ. Имеются в виду гражданские самолеты, вертолеты, пароходы, яхты и т.д. В случае совершения преступления на судне в территориальных и внутренних водах или воздушном пространстве другой страны ответственность наступает по законодательству последней.

К территории Российской Федерации приравниваются военные воздушные, морские и речные суда РФ вне зависимости от той территории, на которой они находятся (ч. 3 ст. 11 УК).

Территория посольств Российской Федерации в иностранных государствах и машины послов под флагом РФ территориями Российской Федерации не являются. Вместе с тем здания посольств, автомашины послов пользуются дипломатическим иммунитетом.

Законом Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 г. определено, что они являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов. Они простираются до глубины, доступной для геологического изучения и освоения. К недрам относится пространство под сухопутной поверхностью и водной территорией, определенной Государственной границей Российской Федерации.

Под воздушным пространством согласно ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ 1997 г. "понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем". Боковой границей воздушного пространства России является вертикальная поверхность, проходящая по сухопутной и водной государственной границе страны. Высотный предел, отделяющий воздушное пространство страны от космоса, не установлен. Международные обычаи и практика исходят из того, что космическое пространство, имеющее международный режим, начинается с высоты 100-110 км над уровнем моря.

Договором о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства 1967 г. установлено, что юрисдикция государств распространяется на объекты и их экипажи, находящиеся в космическом пространстве.

Преступление считается совершенным на территории России, если начинается оно за границей, а оканчивается в РФ.

Также решается рассматриваемый вопрос и в том случае, если за границей осуществлялась организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество, а исполнитель действовал на территории РФ.

В тех случаях, когда приготовительная деятельность для совершения преступления за границей осуществлялась в Российской Федерации или же на нашей территории, имело место соучастие в совершении преступления за рубежом, ответственность также следует по УК РФ.

В соответствии с территориальным принципом действия уголовного закона все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, в том числе иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, подлежат уголовной ответственности по УК РФ. Из этого общего правила в ч. 4 ст. 11 УК РФ предусмотрено исключение, касающееся лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей, согласно действующим законам и международным договорам, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации решается дипломатическим путем (ч. 4 ст. 11 УК).

Личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной ответственности пользуются: глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советник, торговые представители и их заместители; военные, военно-полевые и военно-воздушные атташе и их помощники; первый, второй и третий секретарь, атташе и секретарь-архивариус, а также члены их семей, не являющиеся гражданами Российской Федерации и проживающие с ними совместно.

На началах взаимности ограниченным иммунитетом от уголовной ответственности пользуются консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также представители и должностные лица международных организаций, члены парламентских и правительственных делегаций. Право неприкосновенности распространяется на служебные и жилые помещения, на средства передвижения дипломатических представителей. Однако это не дает права использовать дипломатическую неприкосновенность в целях, несовместимых с функциями дипломатического представительства. Лица, преступно злоупотребляющие правом дипломатической неприкосновенности, объявляются персонами non grata и должны покинуть территорию Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 98 Конституции РФ установлено, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Следовательно, они не могут быть подвергнуты уголовной ответственности без от мены их неприкосновенности. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Депутаты законодательных органов субъектов Федерации и иных уровней правом неприкосновенности не обладают. Несмотря на это на территории ряда субъектов Федерации в нарушение Конституции РФ действовали акты, устанавливающие неприкосновенность депутатов законодательных органов субъектов Федерации.

Конституционный Суд РФ неоднократно признавал такие местные акты неконституционными. Такое, например, решение Конституционного Суда РФ было принято в 1995 г. по закону Калининградской областной Думы, в 1996 г. - по закону Законодательного Собрания Тамбовской области. В январе 1998 г. Генеральный прокурор РФ издал приказ, предписывающий работникам прокуратуры и органам предварительного дознания привлекать депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации к ответственности на общих основаниях.

Как ранее отмечалось, существуют большие сомнения в обоснованности установления неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Правом неприкосновенности пользуются также судьи (ч. 1 ст. 122 Конституции РФ). Судья может быть привлечен к уголовной ответственности только в порядке, определенном федеральным законом. Этот порядок сложен и требует больших затрат времени.

1.2 Принцип гражданства

Принцип гражданства установлен в ч. 1 ст. 12 УК РФ. Он предусматривает, что граждане Российской Федерации и постоянно живущие в России лица без гражданства, совершившие преступления за рубежом, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. Невозможность повторного осуждения предопределена ч. 2 ст. 6 УК РФ, в которой воспроизведена ст. 50 Конституции РФ. При осуждении таких лиц наказание не может превышать верхний предел санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. (в редакции ФЗ от 6 февраля 1995 г.) гражданами России являются лица, приобретшие ее гражданство в соответствии с законом независимо от оснований его приобретения: по рождению, в порядке регистрации, в результате приема в гражданство, восстановления в гражданстве, принятия гражданства, а также выбора гражданства и по другим основаниям. В Законе определено, что лицами без гражданства (апатридами) являются лица, не принадлежащие к гражданству России и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Лица без гражданства могут постоянно проживать на территории России не менее 185 дней в календарном году или же - находиться в нашей стране временно. Первая категория апатридов при решении вопросов привлечения к уголовной ответственности приравнена к гражданам РФ, а вторая - к иностранцам.

Оно основывается на пяти принципах – территориальном, гражданства, покровительственном («специальном»), универсальном, реальном.

1) Территориальный принцип. Все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности в соответствии с ее Уголовным кодексом. При этом не имеет значения, являются ли эти лица гражданами Российской Федерации, лицами без гражданства или иностранцами. Этот принцип нашел свое закрепление в ч. 1 ст. 11 УК РФ .

К территории Российской Федерации относятся:

- сухопутное пространство (суша) в пределах Государственной границы РФ, определяемой Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1. 04. 1993 г.;

- водное пространство , включая внутренние воды (реки, озера, моря, расположенные внутри Государственной границы), территориальное море (примыкающий к суше и внутренним водам морской пояс шириной в 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ);

- исключительная экономическая зона Российской Федерации (море, простирающееся за пределами территориальных вод, на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море, а в некоторых случаях определяемых на основании договора РФ и прибрежного государства); Но на иностранных граждан юрисдикция РФ распространяется здесь только за преступления, связанные с деятельностью на этой экономической зоне. Например, за незаконный улов рыбы, можно, а допустим, за убийство одним иностранцем другого – нет.

- континентальный шельф РФ (морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка); Юрисдикция аналогичная той, что в искл. Экономической зоне.

- воздушное пространство (столб воздуха над сушей и водами в пределах Государственной границы, а также территориальными водами);

- недра (часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов).

- территориипосольств .

По уголовному закону РФ несут уголовную ответственность также лица, совершившие преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ независимо от места их нахождения. Что касается невоенных судов и кораблей, приписанных к РФ и находящихся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов нашего государства, то уголовный закон России применяется в том случае, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 3 ст. 11 УК РФ). Иные случае - это если наше судно находится во внутренних водах другого государства, а на нем совершено преступление, которое: а) касается внутренних дел прибрежного государства; б) связано с оборотом наркотиков или оружия; в) последствия которого могут иметь место для прибрежного государства; г) иное предусмотренное международными договорами.


Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г. Россия осуществляет свою юрисдикцию над запущенными ею в космос космическими кораблями и их экипажами.

2) Принципа гражданства . Он установлен в статье 12 УК РФ и предусматривает, что в случае если международным договором не предусмотрено иное, граждане РФ, совершившие преступление за рубежом, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве , в котором, оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

В случае, если гражданин нашей страны имеет двойное гражданство, может возникнуть вопрос, по чьему закону он несет ответственность, совершивши преступление на территории третьего государства. На помощь приходит принцип «эффективного гражданства» - применяется закон того государства, на территории которого гражданин и его семья постоянно проживают, имеют работу етс.

3) Покровительственный принцип (принцип специального режима ). Так как РФ участвует в борьбе с международными преступлениями, то в статье 12 установлено, что иностранцы и апатриды, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне РФ, могут подлежать ответственности, в случаях, предусмотренных международными договорами страны, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ. Этот принцип вытекает из международных обязательств РФ.

4) Универсальный принцип . Универсальный принцип, базирующийся на действии ряда международных соглашений, участницей которых является РФ, предполагает применение уголовного закона России к иностранцам и лицам без гражданства, не проживающим постоянно на территории РФ, совершившим преступление за пределами РФ, в отношении которого Россия обязалась принимать меры по пресечению и наказанию. Российская Федерация является участницей международных соглашений по борьбе с фальшивомонетничеством, угоном воздушных судов, незаконным распространением наркотиков и др. Так же, как и в случае применения реального принципа, необходимо, чтобы виновное лицо не понесло наказания в иностранном государстве и привлекалось к уголовной ответственности на территории России.

5) Реальный принцип . Реальный принцип дает основания для привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно на территории российского государства, за преступления, совершенные за границей РФ, если они направлены против интересов РФ. В этом случае Россия выступает в роли своеобразного "потерпевшего", в силу чего виновные лица несут ответственность по российскому уголовному закону. Однако требуется, чтобы указанные лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекались к уголовной ответственности на территории России.

6) Выдача преступника. В рамках универсального принципа иногда требуется выдача преступника другому государству, на территории которого он совершил преступление (но по каким-либо причинам оказался в РФ). Следовательно, данный вопрос регулируется Европейской Конвенцией «О выдаче лиц, совершивших преступления». В международном праве действует правило: "или наказывай, или выдай". Вопрос о выдаче решается на основе двусторонних соглашений между государствами - договоров о правовой помощи или других международных договоров.

В соответствии с Европейской Конвенцией выдача осуществляется в отношении лиц, совершивших преступления, наказуемые в соответствии с законодательством, запрашивающей и запрашиваемой сторон лишением свободы не менее одного года. При этом недопустима возможность применения смертной казни. Следовательно нужно 4 условия : а) в обоих странах преступление наказуемо; б) в обоих странах за него санкция минимум 1 год лишения свободы; в) от одной страны должен быть официальный запрос к стране, задержавшей преступника; г) когда государство выдает преступника, оно должно убедиться, что его не казнят.

Что касается выдачи российских граждан, совершивших преступление за границей, то в УК установлен принцип невыдачи собственных граждан. В силу действия принципа гражданства такие лица будут отвечать по УК РФ.

  • 5. Наличие системы права (право издавать законы).
  • 6. Гос-во имеет символы и атрибуты (герб, флаг, гимн).
  • 6. Государство и политические партии.
  • 7. Власть как признак государства. Отличие государственной власти от иных форм властвования.
  • 8. Понятие и классификация функций государства. Пределы государственного вмешательства в сферу гражданского общества.
  • 10. Формы государственного правления.
  • 11. Формы государственного устройства.
  • 12. Место и роль государства в политической системе общества.
  • 13. Типология государства. Множественность подходов.
  • 14. Политический режим.
  • 1. Демократический
  • 2. Антидемократический (авторитарный, тоталитарный, фашистский и др.)
  • 15. Политическая система общества: понятие и структура.
  • 16. Правовое государство: понятие, признаки.
  • 17. Соотношение и взаимосвязь государства и права.
  • 19. Соотношение права и закона.
  • 20. Легализация и легитимация государственной власти.
  • 21. Понятие правовой системы. Виды правовых систем современности.
  • 22.Деформация правосознания. Правовой нигилизм и пути его преодоления в рф.
  • 23.Принципы права: понятие, виды.
  • 24.Функции права: понятие, виды.
  • 26.Правотворчество: принципы, формы стадии.
  • 27. Нормативно- правовой акт. Понятие, виды.
  • 28. Сущность права. Назначение права в обществе.
  • 29. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  • 30. Систематизация нормативных актов и ее виды.
  • 31. Юридическая техника.
  • 32.Прававое регулирование: понятие, предмет стадии. Способы и типы правового регулирования.
  • 33. Механизм правового регулирования
  • 34.Соотношение права и морали.
  • 35.Механизм государства: понятие, значение, структура.
  • 36.Норма права: понятие, признаки, виды.
  • 37.Структура правовой нормы и способы её изложения в законе.
  • 38.Понятие правового отношения его структура.
  • 39.Правовой статус: понятие и структура. Виды правового статуса.
  • 40.Социологический и психологический подходы к понятию права.
  • 41,42.Субъективное право: понятие, структура, значение и юридическая обязанность.
  • 43.Юридические факты их классификация. Фактический состав.
  • 44,45.Реализация права: понятие виды. Применение права: понятие стадии.
  • 46.Пробелы в праве и пути их восполнения.
  • 47.Акты применения права: понятие, виды, структура. Требования к актам применения права.
  • 48,49.Толкование права: понятие, виды толкования по объему. Способы толкования.
  • 50. Виды толкования по субъектам.
  • 51.Правомерное поведение: понятие, виды, значение.
  • 52.Правонарушение, его состав. Виды правонарушений.
  • 53.Юридическая ответственность: понятие, основания и виды.
  • 54.Правовое сознание, его роль в правовом регулировании.
  • 55.Правовая культура: понятие, виды.
  • 56.Законность: понятие и принципы.
  • 57.Законность и правопорядок.
  • 58.Гарантии законности.
  • 59.Единство государственной власти и её разделения на «ветви».
  • 60.Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
  • 62. Государство и церковь(конфессии).
  • 16,63.Проблемы создания правового государства.
  • 64.Социальное государство и его функции.
  • 65.Государство и гражданское общество.
  • 66.Нормативистская теория.
  • 67.Юридические коллизии и их разрешение.
  • 68.Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  • 69.Тгп в системе юридических наук.
  • 70.Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения.
  • 29. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Определить действие НПА – значит установить с какого времени он вступил в силу и с какого времени прекратил свое существование.

    НПА может вступить в силу:

    Со дня принятия правотворческим органом

    По истечении установленного срока после его опубликования (зак-ны через10 дней, указы через 7)

    Со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие;

    С момента подписания (характерно для подзаконных актов);

    С даты фактического получения акта исполнителями (характерно для подзаконных актов);

    С даты утверждения (регистрации) акта.

    Установление точного времени вступл. в силу важно, т.к. лишь с этого момента, его предписания подлежат исполнению. Новый НПА распространяет свое влияние только на те отн-ния, которые возникают после его вступл. в силу.

    НПА утрачивают силу

    По истечении срока действия акта;

    В связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший акт

    На основании прямого указания компетентного органа о его отмене.

    Закон обратной силы не имеет (ретроактивность) (общее правило).

    Исключение:

    В самом законе говорится о том, что его нормы имеют обратную силу;

    Если закон смягчает или устраняет ответственность.

    Действие законов в пространстве (по территории)

    Пределы действия определяются территорией, на которую распространяется суверенная власть конкретного государства, либо территорией, указанной в самом законодательном акте районы Крайнего Севера и т.д.)

    Выделяются : - территориальное действие;- экстерриториальное действие (за пределами гос-ва)

    Территория гос-ва – это земная, водная поверхность, воздушн. пространство, недра в пределах госуд. границы, в том числе территор. вод, континентальных шельфов.

    Условная территория – это посольства, консульства, терр. воинских подраздел. дислоцируемых за границей, терр. гр. кораблей, салоны возд. судов наход. на нейтр. терр. и иных.

    Действие законов по кругу лиц

    Распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений в отношении официальных представителей других государств, дипломатов и других лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.

    Исключения :

    1. лица пользующиеся правом экстерриториальности, дипломатического иммунитета

    2. Иностранцы, лица без гражданства не могут быть субъектами некот. прав по законодат. страны пребывания.

    3. Гражданин одного гос-ва наход на территор. др. гос-ва и совершивший преступлен. м.б. привлечен к ответственности в стране пребывания и в стране гражданином кот. он является.

    4. Специальные субъекты права, на кот. кроме общих норм распростран. еще и спец. прав. нормы, кот. не имеют значения для всех др. граждан.

    30. Систематизация нормативных актов и ее виды.

    Систематизация НПА – это деятельность направленная на упорядочение, приведение действующих нормативно-правовых актов в единую, согласованную, цельную систему.

    Значение : В рез-те систематиз. устран. противоречия м/у правовыми нормами, отмен. или измен. устаревшие нормы и созд. новые более совершенные, отвеч. потребн. общественного развития.

    Виды систематизации законодательства: кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.

    Учет – это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии НПА, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необход. прав. информации в массиве актов взятых на учет.

    Учет осущ. практически всеми гос. органами и юр. лицами, для удовлетв. собств. портебн. а правовой информ, либо в коммерч. целях для обеспеч прав. инф. иных субъектов.

    Для быстрого находж. прав. инф. при учете созд. информац-поисковые системы, т.о. задачей учета явл. сбор и поддерж. НПА в сост. позволяющ. оперативно находить нужную прав. инф.

    Кодификация - форма систематизации, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт.

    Признаки кодиф:

    1. кодифик. деят-тью заним. только компет. правотворч. органы

    2. В рез-те кодиф. созд. новый НПА включ. нормы существенно отлич. от ранее действовавших

    3. Кодиф. акт явл. сводным актом, т.к. в нем сводятся во едино нормы находивш. ранее в разл. актах, но регулир. одну и ту же сферу общ. отношений.

    4. Кодиф. акт явл. основным среди актов, кот. действ. в данной сфере общ. отношений. Он регулирует важную, значительную область общ. отношений.

    5. Рассчитан на длительное время действия.

    Виды: Основы законодательства; Кодексы; Уставы; Положения; Регламенты.

    Инкорпорация - форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания.

    Виды инкорпорационных актов

    Сборник;

    Собрания;

    Свод законов.

    Виды инкорпорации

    по субъекту:

    Официальная - издание компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений;

    Неофициальная - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, учеными, практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов.

    По способу упорядочения:

    Хронологическая - форма систематизации, при которой упорядочение производится по времени опубликования и вступления в законную силу НПА.

    Систематическая (предметная) - упорядочение действующих НПА по предметному признаку, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.

    Консолидация – множественность НА преодолевается путем их сведения в один укрупненный акт. Новый укр. Акт полностью заменяет вошедшие в него НА поскольку заново принимается компетентным правотворч. органом.

    Не меняется содержание правов. регулир. обществ. отношений. Все норм. установленые ранее принят. актов объед. в новом акте без изменений. В лучшем случае провод. их редакционная правка. Устраняются противоречия, повторы, длинноты фразы и т.д.

    Отличается от инкорп. конечным рез-м, т.е. появляется вновь созд. акт., акты утрачивают свою силу.

    Выбор редакции
    В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

    Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

    Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

    Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
    Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
    Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
    В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
    Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
    Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...