Земельным участком как объектом земельных отношений является. Объекты земельных отношений: понятия и виды


"Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах", 2013, N 3

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ

Организация труда водителей должна обеспечивать:

Четкую работу автотранспортных средств;

Безопасность перевозок грузов;

Полное использование нормы рабочего времени за учетный период;

Соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приема пищи, высокую производительность труда;

Соблюдение Правил дорожного движения.

Работа водителя грузового автомобиля осуществляется по следующей схеме:

Подготовительные работы, выполняемые водителем перед выездом на линию и по возвращении;

Время на проведение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;

Транспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы.

В целом состав рабочего времени водителя выглядит следующим образом:

1. Время управления автомобилем.

2. Время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.

3. Подготовительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены.

4. Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.

5. Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов.

6. Время простоев не по вине водителя.

7. Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

8. Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем.

9. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.

10. Время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Водители обеспечиваются списками (памятками) номеров телефонов для оперативного вызова автомобиля технической помощи и дежурного диспетчера автотранспортного предприятия (погрузочно-разгрузочного пункта), а также координатами заказчиков - грузоотправителей и грузополучателей.

Режим труда и отдыха водителей, осуществляющих перевозки, устанавливают в соответствии с Положением об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение), утвержденным Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 и зарегистрированным Минюстом России 1 ноября 2004 г. (рег. N 6094). Действие этого Положения распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих к зарегистрированным на территории Российской Федерации:

Организациям, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ);

Индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.

В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 ч в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 ч, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 ч.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 ч.

В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 ч.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 ч, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Одновременная работа в автомобиле двух водителей при отсутствии в автомобиле специального места для отдыха водителей запрещается.

Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 ч, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

Время управления автомобилем (пп. "а" п. 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч (за исключением случаев, предусмотренных в п. п. 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов - 8 ч.

При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 ч, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч.

На междугородных перевозках после первых 3 ч непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (пп. "б" п. 15 Положения) продолжительностью не менее 15 мин., в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 ч. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (п. 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (п. 5 Положения).

Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (пп. "в" п. 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (пп. "г" п. 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Время охраны груза и автомобиля (пп. "з" п. 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30%. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей (пп. "и" п. 15 Положения), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Время отдыха водителей устанавливается и в соответствии с разд. V "Время отдыха" Трудового кодекса Российской Федерации и разд. III "Время отдыха" Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15.

Водители пользуются правом на:

1. Перерывы в течение рабочей смены.

2. Ежедневный (междусменный) отдых.

3. Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых).

4. Нерабочие праздничные дни.

5. Отпуска.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 ч водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 ч.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 ч.

При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 ч продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 ч. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч.

В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода. Графики работы составляются для всех водителей ежемесячно на каждый день или смену с ежедневным и суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей за две недели до введения их в действие. В них устанавливаются время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время перерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедельного отдыха. График работы (сменности) водителей утверждается администрацией автотранспортного предприятия. Об изменении графика работы водителя он должен быть поставлен в известность не менее чем за сутки до начала работы.

Автотранспортное предприятие обязано обеспечить минимальные, в пределах установленных норм, затраты времени на подготовку автотранспорта к выезду, оформление путевой документации.

Отдел эксплуатации автотранспортного предприятия, выполняющего грузовые перевозки, с целью обеспечения безопасности движения автотранспорта осуществляет:

1. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей с обязательной отметкой об их проведении в путевом листе.

2. Обеспечение водителей перед выездом в рейс рекомендуемым расписанием движения и схемой маршрута с указанием опасных мест.

3. Анализ выполнения всех предусмотренных рейсов.

4. Регулярные проверки наличия водительских удостоверений и ежедневное информирование водителей при выезде в рейс о погоде и условиях проезда (туман, гололед и т. д.) с обязательной отметкой в путевом листе.

5. Установление пониженных скоростей, а при необходимости прекращение движения, если дорожные или метеорологические условия (разрушение дорожного покрытия, гололед, сильный снегопад, туман, заносы и т. д.) представляют угрозу безопасности перевозок грузов.

6. Контроль за режимом труда и отдыха водителей.

7. Установление режима работы и места отдыха в пути следования при направлении водителей в разовые дальние рейсы или командировки.

8. Контроль за работой подвижного состава на линии, соблюдением водителями Правил дорожного движения.

9. Медицинское переосвидетельствование водителей в установленные сроки.

10. Принятие необходимых мер по соблюдению установленных норм грузоподъемности, не превышающей общую грузоподъемность транспортного средства, указанную в технической характеристике автомобиля данной марки.

Формы организации труда водителей, применяемые в зависимости от характера грузопотоков, протяженности маршрутов и режима работы:

1. Работа водителей организуется по индивидуальному или бригадному методу организации труда. Бригады водителей создаются по принципу обслуживаемых объектов путем объединения водителей, занятых вывозом продукции с предприятий-изготовителей, железнодорожных станций, торгово-посреднических предприятий и т. д. Руководство бригадой осуществляет бригадир. Состав бригады и количество подвижного состава, закрепленного за ней, определяются исходя из объема и характера перевозок, а также режима работы пунктов переработки грузов.

2. На регулярных междугородных маршрутах должны применяться следующие системы организации труда водителей:

Одиночная езда - в автомобиле в течение всего оборота на маршруте работает один водитель. Применяется, как правило, на маршрутах, где оборот автомобиля совершается в течение рабочей смены водителя;

Сменная езда - автомобиль обслуживается бригадой водителей, смена которых производится на границах смежных участков, устанавливаемых в пунктах расположения автотранспортных предприятий или других населенных пунктах. Каждый водитель работает в одном автомобиле на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах протяженностью более 250 км;

Сменно-групповая езда - за несколькими автомобилями закрепляют бригаду водителей, каждый водитель работает на разных автомобилях, но на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах протяженностью более 250 км.

Для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя на грузовых автотранспортных средствах устанавливаются тахографы.

Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации утверждены Приказом министра транспорта РФ от 07.07.1998 N 86. Они были разработаны и введены в действие в целях реализации Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом", которым было предусмотрено оснащение вновь изготавливаемых грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 т, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами с 1 января 1998 г.

Тахографы, применяемые на грузовых автомобилях, предназначенных для междугородных и международных перевозок, должны соответствовать требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки. В связи с установкой тахографов на транспортных средствах на водителей и руководство транспортных организаций возлагается ряд дополнительных обязанностей.

Минтранс России Распоряжением от 18.12.2003 N АК-20-р утвердил Стандарт "Технические требования к цифровым тахографам, используемым на автомобильном транспорте при перевозках по территории Российской Федерации".

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранса России) от 14 декабря 2011 г. N 319 утвержден Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Порядок применяется к владельцам транспортных средств независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее - владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.

В таблице представлены обязанности водителей и владельцев транспортных средств по использованию тахографов в соответствии с правилами.

Обязанности водителей

Обязанности транспортной

организации

1. Обеспечение правильной эксплуатации

тахографа, его своевременное включение и

переключение ручек тахографа на

соответствующие режимы работы.

2. Своевременные установка, замена и

надлежащее заполнение регистрационных

листов, а также обеспечение их

сохранности.

3. Использование регистрационных листов

каждый день, в течение которого он

управлял транспортным средством, начиная с

момента его приемки.

4. При выходе тахографа из строя ведение

записи режима труда и отдыха на обороте

своего регистрационного листа от руки с

использованием нанесенной на него сетки с

соответствующими графическими

обозначениями и информирование об этом

транспортной организации.

5. Наличие и предъявление для контроля

сотрудникам инспектирующих органов

заполненных регистрационных листов за

текущую неделю и за последний день

предшествовавшей недели, в течение

которого он управлял транспортным

средством.

6. Предоставление возможности сотрудникам

инспектирующих органов производить

контроль списка клейма и установленных на

тахографах табличек с параметрами его

настройки

1. Выдача водителям

достаточного количества

регистрационных листов

установленного образца,

пригодных для использования в

тахографе, которым оборудовано

транспортное средство, имея

при этом в виду персональный

характер регистрационных

2. Хранение заполненных

водителя в течение не менее

чем 12 месяцев со дня

последней записи и

свидетельства о проверках

тахографов в течение 3 лет с

момента их выдачи.

3. Анализ данных в

регистрационных листах и в

случае установления нарушений

принятие мер по их пресечению.

4. Предъявление заполненных

регистрационных листов каждого

водителя для контроля

сотрудникам инспектирующих

5. Обеспечение исправных

тахографов, установленных на

транспортных средствах

Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31 (с изм. на 04.08.2000) в составе тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих утверждены характеристики на водителей автомобилей 4 - 6 разрядов.

Так, водитель грузового автомобиля 4-го разряда выполняет следующие работы:

1. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 10 т (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).

3. Проверку технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдачу его и постановку на отведенное место по возвращении в автохозяйство (транспортную организацию).

4. Подачу автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля.

5. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов.

6. Оформление путевых документов.

7. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы технического обслуживания автомобилей. При этом он тарифицируется на один разряд выше).

Работа водителя автомобиля 5-го разряда заключается в следующем:

1. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 т (автопоездом - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).

2. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов.

3. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

4. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы технического обслуживания автомобилей. При этом он тарифицируется на один разряд выше).

Водителю присваивается 6-й разряд, если он осуществляет управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 т (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).

Водитель должен знать:

1. Назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей.

2. Правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей.

3. Причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля.

4. Порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках.

5. Правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин.

6. Правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.

7. Правила перевозки грузов, в том числе скоропортящихся и опасных.

8. Влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля.

9. Способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий.

10. Устройство радиоустановки и компостеров.

11. Правила подачи автомобилей под погрузку-разгрузку.

12. Правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля.

Если водитель осуществляет перевозки опасных грузов, то ему необходимо знать:

1. Общие требования, предъявляемые к перевозке опасных грузов, и свои обязанности.

2. Основные виды опасности.

3. Превентивные меры и меры безопасности, соответствующие различным видам опасности.

4. Меры, принимаемые после дорожно-транспортного происшествия (первая помощь, безопасность дорожного движения, основные знания в области использования защитного оборудования, пр.).

5. Знаки и маркировку для обозначения опасности.

6. Назначение технического оборудования транспортного средства и управления им.

7. Поведение транспортного средства с цистернами или контейнерами-цистернами во время движения, включая перемещение груза.

Профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, безопасностью дорожного движения. Как известно, транспорт является средством повышенной опасности, и водители, управляя транспортным средством, порой рискуют не только материальными ценностями, но и жизнью своей и пассажиров. По этой причине гл. 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспортных предприятий, в том числе особенности учета рабочего времени водителей (ст. 329 ТК РФ), которые и являются предметом рассмотрения данной статьи.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ

В ч. IV ТК РФ содержатся нормы, которые частично ограничивают применение общих правил либо предусматривают для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Главой 51 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников транспорта. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (далее — Перечень работ).

К работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, относятся, в частности, водители автомобилей.

Трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.

Так, например, ст. 328 ТК РФ обязывает водителей проходить профессиональный отбор, подготовку и обязательные медицинские осмотры (обследования). Требование о медицинском обследовании содержится также в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 19.07.2011) и ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

При трудоустройстве водитель, кроме документов, установленных ст. 65 ТК РФ, обязан предъявить водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку, а также представить медицинскую справку о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением автомобильным транспортом.

Организация труда водителей регламентирована Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15; далее — Положение о работе и отдыхе водителей).

Обратите внимание! Действие Положения о работе и отдыхе водителей распространяется на водителей организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности, кроме водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ (п. 2 Положения о работе и отдыхе водителей).

ПЕРИОДЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды.

Пунктом 15 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что рабочее время водителей включает:

. время управления автомобилем;

. время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.

В рабочее время водителя включаются также иные периоды:

Подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

Время проведения медосмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

Время простоев не по вине водителя;

Время проведения работ по устранению возникших в течение работы неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

Время в других случаях, предусмотренных законодательством.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВРЕМЕНИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

По общему правилу время управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч.

При этом п. 16 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов время управления не должно быть более 8 ч в день (смену).

Введение суммированного учета рабочего времени предполагает, что время управления автомобилем может быть увеличено до 10 ч работы в день, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч .

Кроме того, для водителей предусмотрены специальные перерывы для отдыха .

Так, например, на междугородных перевозках после первых трех часов непрерывного управления автомобилем водителю должен быть предоставлен специальный перерыв от управления автомобилем в пути . Продолжительность такого отдыха составляет не менее 15 мин. В дальнейшем такие перерывы предусматриваются не более чем через каждые два часа.

В том случае, когда время специального перерыва совпадает со временем перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Обратите внимание, что специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути включаются в рабочее время водителя.

К другим особенностям учета рабочего времени водителей относится расчет времени охраны груза и рабочего времени, когда в длительной поездке для управления автомобилем направляют двух водителей .

Так, время охраны груза и автомобиля засчитывают водителю в рабочее время в размере не менее 30 % . А при направлении в рейс двух водителей время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, засчитывают ему в рабочее время в размере не менее 50 % .

Конкретные нормативы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Обратите внимание! Согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

При определении, каким работникам не разрешается работа по совместительству, следует руководствоваться Перечнем работ.

Словарь. Ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

У водителей, как и у остальных работников, нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 ч в неделю .

При этом для водителей, трудящихся по календарю пятидневной рабочей недели, длительность ежедневной работы (смены) не должна быть более 8 ч, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели — 7 ч .

Тем не менее из данного правила есть и исключения. Так, например, в п. 14 Положения о работе и отдыхе водителей сказано, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день.

При этом количество и продолжительность рабочих смен определяют исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляют на общих основаниях.

Нередко руководители фирм устанавливают для персональных водителей ненормированный режим рабочего времени, забывая при этом, что привлечение водителей к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени должно носить не систематический характер , а происходить время от времени (то есть эпизодически) и при достаточных основаниях, обусловленных производственными причинами .

Иными словами, работодатель может установить для водителей режим ненормированного рабочего дня, но только для водителей легкового автомобиля и за исключением водителей такси . Поэтому такой режим, как правило, устанавливают персональным водителям.

В трудовой договор с водителем может быть включено условие о режиме ненормированного рабочего дня, если данная профессия предусмотрена перечнем должностей с ненормированным рабочим днем. Такой перечень устанавливается локальным нормативным актом организации 7 .

Привлекать к работе водителя, которому установлен ненормированный рабочий день, можно как до начала рабочего дня, так и после его окончания 8 . При этом получать согласие работника на привлечение его к работе в данном режиме не требуется. Необходимо помнить, что при таком режиме работник обязан приходить на работу к началу рабочего дня, как и остальные, а уходить с работы — не раньше окончания рабочего дня. Иными словами, на него распространяется правило, установленное в локальном акте работодателя, о времени начала и окончания рабочего дня так же, как и на остальных работников.

Обратите внимание! Систематическое привлечение работника к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени может рассматриваться органами, осуществляющими надзор и контроль, и судебными органами как сверхурочная работа, за которую положена соответствующая компенсация.

В соответствии со ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск , продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Следует отметить, что продолжительность такого отпуска не может быть менее трех календарных дней .

СУММИРОВАННЫЙ УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ

Как следует из ст. 104 ТК РФ, основанием для введения суммированного учета рабочего времени являются условия работы, которые не позволяют соблюдать установленную для данной категории работников ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени.

В случае, если по условиям работы для отдельных категорий работников не может быть соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени, им устанавливают суммированный учет рабочего времени . При этом продолжительность учетного периода, как правило, составляет один месяц.

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. В свою очередь, вышеуказанные правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или при утверждении коллективного договора, если эти правила являются приложением к нему . В правилах внутреннего трудового распорядка должно быть указано основание для введения суммированного учета рабочего времени и должна быть установлена длительность учетного периода 11 .

Кстати. Пункт 8 Положения о работе и отдыхе водителей предусматривает, что на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев.

При приеме нового сотрудника на работу, выполнение которой осуществляется по правилам суммированного учета рабочего времени, его следует ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка под роспись. Если суммированный учет рабочего времени введен не во всей организации, а лишь для некоторых видов работ или отдельных категорий работников, то режим рабочего времени и времени отдыха для таких работников становится индивидуальным и обязательным условием трудового договора.

В трудовом договоре возможна следующая формулировка:

Работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени 40 ч в неделю с суммированным учетом рабочего времени, учетный период — месяц (квартал, но не более шести месяцев). Порядок ведения суммированного учета рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Графики сменности доводятся до работника не позднее одного месяца до дня введения их в действие.

Суммированный учет рабочего времени, применяемый согласно Положению о работе и отдыхе водителей, — это фактически специальный режим рабочего времени и времени отдыха, основанный на графиках сменности.

График сменности утверждается приказом руководителя с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации, если таковой имеется, и доводится до сведения сотрудников не позднее чем за месяц до введения его в действие . Продолжительность работы по графику сменности не может превышать норму рабочего времени в учетном периоде. При этом недопустима и недоработка до нормы рабочего времени.

При составлении графика сменности следует иметь в виду, что работа в течение двух смен подряд запрещается 13 .

Для формирования графика сменности можно использовать форму, предусмотренную для табеля учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12 или № Т-13).

Однако к уже имеющимся графам (1-6) необходимо добавить еще одну графу для подписи каждого работника. В ней сотрудник организации указывает, что с документом ознакомлен, проставляет дату и подпись.

При сменном режиме рабочего времени предусматривается, что выходные дни в течение рабочей недели предоставляются по скользящему графику .

Таким образом, введение суммированного учета рабочего времени для водителей автомобилей предполагает установление:

Продолжительности учетного периода (месяц, в отдельных случаях до шести месяцев);

Нормы рабочих часов за учетный период;

Графика работы.

Целесообразность введения суммированного учета рабочего времени подтверждается тем, что при таком режиме рабочего времени сверхурочная работа определяется по количеству часов за пределами учетного периода. В то время как при обычном режиме сверхурочной считается работа, которую работник выполняет по инициативе работодателя за пределами рабочего дня (смены).

Иными словами, при суммированном учете рабочего времени сверхурочной признается работа, выполняемая по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период .

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Это позволяет контролировать соблюдение трудовой дисциплины, отсутствие прогулов, опозданий, а также правильно определять заработную плату за фактически отработанное время.

Для учета рабочего времени водителей используются табели учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12 или № Т-13 14).

В случаях введения суммированного учета рабочего времени для водителей составляются графики сменности заранее на весь учетный период .

Данное требование вытекает из самого понятия учетного периода и условий правомерности его введения, предусмотренных ст. 104 ТК РФ и Положением о работе и отдыхе водителей. Ведь работодатель должен быть уверен в том, что нормальное число рабочих часов не превышено за учетный период, а работник должен убедиться в том, что в график не заложены сверхурочные, а также иметь возможность соотносить свои жизненные планы с загрузкой на работе.

Помимо указанных документов, основанием для начисления заработной платы водителю является путевой лист , который действителен только один день (смену). Исключение составляют случаи, когда рабочая поездка водителя может занять более чем одни сутки.

В путевом листе должны отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки . Таким образом, на основании путевого листа можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного работником времени.

Непроставление в путевых листах обязательных отметок о рабочем времени водителя может служить основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.

Например, в решении Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2009 по делу № А60-8739/2009-С6 указано, что в путевых листах не было отражено время возврата автомобиля к месту стоянки. На основании этого суд сделал вывод о том, что работодатель вел учет рабочего времени и времени отдыха водителей ненадлежащим образом.

Следует учитывать, что сведения, указанные в табеле учета рабочего времени и путевом листе, должны совпадать. Суды неоднократно указывали на то, что расхождение в этих сведениях не позволяет определить фактическую продолжительность времени, отработанного водителем .

Ответственность за нарушения в учете рабочего времени

При проверках контролирующими органами отсутствие у предприятия графика сменности или оставление работника на производстве в течение двух смен подряд квалифицируются инспекциями труда как административные правонарушения.

Ответственность за подобные действия предусмотрена ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ):

Для должностных лиц — в размере от 1 000 до 5 000 руб.;

Для предпринимателей — от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

Для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

Если должностное лицо ранее уже подвергалось административному наказанию по этой статье, ему грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что учет рабочего времени водителей, труд которых непосредственно связан с движением автотранспортных средств, регулируется как Трудовым кодексом РФ, так и специально разработанными нормативными документами.

Проведенный выше анализ раскрывает специфические особенности, которые необходимо принимать во внимание работникам кадровых служб организаций, чтобы в непростых жизненных ситуациях учитывать интересы водителей автотранспортных средств на основе соблюдения нормативных документов и требований трудового законодательства.


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое

Земельное право">


В общей теории права объекты правоотношений - те материальные и нематериальные блага, по поводу которых они складываются между разнообразными субъектами.

Земельные правоотношения отличаются от всех остальных тем, что имеют своим объектом землю. Сам термин «земля» многогранен. В самом широком смысле под землей принято понимать весь земной шар как планету. Существует понимание земли как места обитания человека, которое охватывает всю биосферу.

Некоторые ученые выделяют два самостоятельных, но взаимосвязанных понятия - объект правового регулирования и объект правовой цели. Применительно к земельным правоотношениям объектом правового регулирования является сама земля, а объектом цели - ее рациональное, эффективное использование, охрана, создание условий для правильного формирования и развития земельного рынка, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды, охрана прав субъектов земельных правоотношений .

Объекты земельных отношений (ст. 6 ЗКРФ)

1. Земля как природный объект и природный ресурс. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли.

2. Земельные участки. Как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения. Как объект права собственности и иных предусмотренных ЗКРФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами как ЗК РФ, так и ФЗ «О землеустройстве». В случаях и в порядке, которые установлены ФЗ, могут создаваться искусственные земельные участки. Законодательством выставляется несколько существенных требований по оформлению земельного участка. Земельный участок как объект отношений должен быть индивидуально определен - должен иметь определенные в соответствии с законодательством и закрепленные в правоустанавливающих и иных документах границы. О земельном участке также должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, разрешенное использование.

Земельный участок может быть:

  • - делимый - который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных ФЗми.
  • - неделимый - в соответствии со ст. 133 ГК РФ неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

3. Части земельных участков. Нюанс: Земельные доли в земельном участке, находящемся в общей долевой собственности, являются самостоятельным объектом земельных прав; при этом на местности не выделяются. Включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как природного объекта, природного ресурса.

Классификация земель и особенности земель как объекта правоотношений

1. Особенности, свойственные всем землям РФ. Особенности в том, что земля является частью окружающей среды, а поэтому субъекты земельных правоотношений обязаны использовать ее не в противоречии с действием объективных законов природы. Например, собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам вменяется в обязанность применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки. Земля – «основа жизни и деят-ти народов, проживающих на соответствующей территории». Поэтому землепользователи должны прежде всего учитывать интересы этих народов и рационально вести хозяйственную деятельность.

Вторая особенность - земля представляет собой единственное место обитания человека и незаменима иным местом. Поэтому при предоставлении, к примеру, земельных участков в местах проживания малочисленных народов и этнических групп для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, решение о согласовании места размещения будущего объекта принимается с учетом мнения местных жителей.

Третья особенность - в ограниченности, что требует экономного и нормированного использования. Получение земельных участков возможно в пределах установленных норм; нормирование земельных участков осуществляется при предоставлении их как для с/х целей, так и для строительства и предпринимательской деятельности.

Четвертая особенность - недвижимость, что порождает такие формы земельных отношений, как землеустройство, выражающееся в установлении на местности границ административно-территориальных образований, образование новых и упорядочение существующих землевладений и землепользовании, отвод участков в натуре на местности и т. п.

2. Особенности, свойственные отдельным категориям земель. Особенности вытекают из основного целевого назначения, т.е. того главного критерия, по которому тот или иной земельный массив отнесен к соответствующей категории. Так, земли с/х назначения отнесены к данной категории по пригодности их для использования в сельском хозяйстве.

Главный признак, по которому земли относятся к той или иной категории, не исключает наличия в этой категории земель с иными свойствами, не подходящими под эту категорию. Например, на территории земель лесного фонда могут находиться с/х угодья.

Категория земель никогда не может являться объектом собственности, владения, пользования или аренды одного субъекта земельных правоотношений, поскольку на ней располагается множество землепользователей многообразного целевого назначения.

3. Особенности, свойственные отдельным видам категорий земель. Особенности, свойственные земельным участкам, являющимся, как правило, непосредственным объектом земельных правоотношений, выражаются в их местонахождении и размерах на местности. Если местонахождение участка указывает на то, в какой категории земель он находится, а значит и какой режим на него распространяется, то размеры участка на местности указывают на то, с какими землепользованиями он граничит, какие ограничения возникают из данного соседства.

Так, в целях создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов устанавливаются зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, на которых устанавливаются охранные зоны, не изымаются у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, но в границах этих зон вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления указанных зон.

В зависимости от целевого использования земельного участка, юридическая значимость имеют и природные свойства земли: плодородие, эрозионные процессы, засоление и др. При использовании земли под строительство данные свойства не имеют значения; при ведении же сельхозпроизводства эти свойства юридически значимы и влияют на земельные правоотношения: у землепользователей возникает дополнительная обязанность по повышению плодородия почв.

Земельные участки по правовому режиму можно подразделить на :

  • - «чисто» земельные (не имеющие на себе природных объектов, т.е. находящиеся в сфере «чисто» земельно-правового режима)
  • - земельные участки, взаимосвязанные с другими природными объектами (имеющими «смешанный» правовой режим).

Так, часть территории природного парка может располагаться на землях других категорий, не входящих в состав природно-заповедного фонда. И если эта часть приходится на используемый субъектами земельных правоотношений участок, то они обязаны соблюдать требования не только правового режима земельного участка, но и положения правового режима данного парка.

Недвижимость земли предполагает возможность наличия на ней недвижимых объектов (строений, сооружений, мелиоративных устройств, вмонтированных в почву, и т. п.), в результате чего земельно-правовой режим таких участков переплетается с имущественно-правовым (гражданско-правовым).

Земельные участки можно подразделить на:

  • - свободные от недвижимого имущества;
  • - имеющие на себе имущественную недвижимость, которая влияет на правовой режим использования.

Например, переход права собственности на здание, сооружение к другим лицам допустим при условии одновременной передачи права на соответствующий земельный участок, а в случае перехода права собственности на здание к нескольким собственникам с разделом на доли права на земельный участок переходят в размере, пропорциональном долям собственности на это здание.

Кроме того, на земельных участках зачастую располагаются и природные объекты, и недвижимое имущество, в результате чего земельный участок приобретает смешанный земельно-имущественно-природо-ресурсовый режим. Так, земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений для с/х потребностей. В результате на земельном участке используются: водный объект, регулируемый водным законодательством; имущественный объект (сооружение), регулируемый гражданским законодательством; сам земельный участок, регулируемый земельным законодательством.

Итог :

  • 1. Объект земельного правоотношения - земельные участки и доли, относящиеся к землям определенных категорий и видов.
  • 2. Свойства и особенности земель как объекта правоотношения оказывают влияние на правовое содержание этого отношения, внося специфику в правомочия субъектов. Однако это присуще не всем свойствам и особенностям земель, а лишь тем, которые учтены в законе и предусмотрены правовыми нормами.
  • 3. Свойства и особенности земель, влияющие на правоотношения, можно подразделить на присущие всем землям (природный характер происхождения земли, единственное место обитания всех человеческих поколений, ограниченность, неподвижность); на присущие определенным категориям земель; на присущие определенным земельным участкам.
  • 4. Земельные участки можно подразделить на «чисто» земельные; на имеющие природные объекты; на не имеющие на своей площади недвижимых имущественных объектов; на имеющие на своей площади имущественные и природные объекты. Соответственно и земельные участки имеют «чисто» земельно-правовой режим; смешанный земельно-природоресурсный правовой режим; смешанный земельно-имущественный правовой режим; смешанный земельно-природоресурсно-имущественный правовой режим.

Земельные отношения возникают в связи с владением, пользованием и распоряжением участками. Специфика взаимодействий обуславливается особенностями самих наделов, выступающих в качестве производственных средств. Она проявляется в политике и экономике. В хозяйственной сфере представляет собой основной источник получения продовольствия и сырья. В политике значение взаимодействий определяется тем, что фермеры, крестьяне и другие владельцы и пользователи наделов составляют значительную либо основную часть населения в большинстве стран. Соответственно, земля, как объект земельных отношений, всегда рассматривается как источник борьбы.

Ключевые элементы

Взаимодействия, связанные с пользованием, распоряжением и владением территориями, включают в себя следующие компоненты:

  1. Содержание.
  2. Объекты и субъекты земельных отношений.

Классификация

Законодательство предусматривает определенные виды объектов земельных отношений. Взаимодействия возникают между участниками по поводу пространственно-ограниченных, юридически однородных массивов. Объектами земельных отношений выступает территория, разделенная по установленному порядку. Она имеет целевое назначение и специальную категорию. Объектами земельных отношений являются :

  1. Доли наделов.
  2. Участки и их части.
  3. Права на наделы, их доли и части.

Участники

Они именуются Их состав определяется 5 статьей ЗК. Участниками взаимодействий могут быть:

  1. Граждане.
  2. Российская Федерация.
  3. Юрлица.
  4. Регионы РФ.
  5. Муниципальные образования.

Указанные субъекты могут быть:

  1. Собственниками.
  2. Пользователями.
  3. Обладателями сервитутов.
  4. Арендаторами.
  5. Владельцами.

Объекты земельных отношений могут находиться в постоянном бессрочном или безвозмездном срочном пользовании, пожизненном наследуемом владении. В производственных или иных хозяйственных целях наделы передаются в аренду. В этом случае пользование участками осуществляется в соответствии с договором. Участники взаимодействий, владеющие сервитутом, обладают ограниченным правом на эксплуатацию чужого надела.

Специфика

Согласно 124-125 статьям ГК, регионы, Российская Федерация, сельские, городские поселения и прочие МО вступают в земельные отношения на равных началах с другими субъектами - юрлицами и гражданами. От их имени действуют органы государственной и местной власти. Эти структуры приобретают определенные права, несут обязанности.

Формы собственности

Они имеют ключевое значение в системе взаимодействий и формируют ее основу. При первобытно-общинном строе была общинная форма собственности. В она трансформировалась в частную. Впоследствии эта форма собственности на получила развитие при феодализме и капитализме. После 1917 года вследствие национализации территорий установилась монополия госсобственности. На этой базе формировались социалистические отношения. В 1990-м была проведена реформа. Наряду с государственной, была введена и частная собственность. В результате земельные отношения коренным образом перестроились.

Рента

Объекты земельно-имущественных отношений , как выше было сказано, могут предоставляться в пользование. При этом собственник получает ренту - доход от эксплуатации надела другим лицом. Она может существовать в одной из следующих форм:

  1. Отработочная - барщина.
  2. Оброк - рента продуктами.
  3. Денежная оплата.

Типы

При капитализме сформировалось два вида ренты: дифференциальная и абсолютная. Под первой понимают добавочную прибыль, которая возникает в случае, когда индивидуальная производственная цена ниже, чем общественная. в свою очередь, может быть двух видов. Первая является дополнительной прибылью, возникающей, когда объектами земельных отношений являются территории, разделенные по местоположению и плодородию. Дифференциальную ренту первого типа получают со средних и лучших наделов. Она возникает при любой форме собственности и будет зависеть от реализационной стоимости продукции, которая получена с худших территорий. Это обуславливает связь этого типа ренты с плодородием почвы, расположением участков относительно рынков сбыта, транспортной инфраструктуре и так далее. Дифференциальный доход второго типа возникает при новых капвложениях. Эта рента появляется в случае, когда рентабельность инвестиций выше, чем норма прибыли в данном регионе либо отрасли. Монопольный (абсолютный) доход возникает вследствие расположения сельскохозяйственного предприятия в исключительных условиях природы.

Формы пользования и владения

Они устанавливаются в порядке, определенном в законодательстве. С развитием общества эти формы изменяются. Так, при первобытно-общинном строе передел территории происходил между племенами, их союзами и семьями. Вследствие этого объекты земельных отношений находились в разных формах пользования. При рабовладельческом строе наделы эксплуатировали знатные владельцы и свободные крестьяне. Впоследствии земля сосредоточилась в руках феодалов. При капитализме появились крупные магнаты, арендаторы, мелкие крестьянские и фермерские хозяйства. В советское время господствовали такие формы, как колхозы и совхозы. После земельной реформы они были преобразованы в товарищества, общества, крестьянские хозяйства, их ассоциации, а также сельхозкооперативы.

Закономерности развития

Экономические условия и развитие производительных сил существенным образом влияют на содержание земельных отношений. В этой связи их совершенствование отличается поступательным характером в том случае, когда они согласуются с процессами в промышленном секторе страны. Экономический закон соответствия выступает в качестве основной закономерности формирования и расширения сферы земельных отношений. Суть и характер взаимосвязей по поводу распоряжения, пользования и владения территориями определяется тем или иным способом производства. При переходе от первобытнообщинного к рабовладельческому строю изменилось содержание собственности. Основной особенностью в этот период стало то, что во владении были не только , но и люди. В феодальную эпоху формировались вотчины и поместья. В этот период усиливалось закрепощение крестьянства. При капитализме возник новый вид земельных отношений. Он складывался между наемными людьми и владельцами территорий, арендодателями и арендаторами. После революции и до 1990-х взаимодействия возникали между государством и хозяйствующим лицом. Существенные коррективы в ситуацию внесла реформа. Вместе с государственной стала существовать и индивидуальная собственность.

Административные обследования объектов земельных отношений

В действующем ЗК были внесены поправки относительно государственного надзора. В соответствии с этим правительство постановлением № 251 от 18.03.2105 утвердило правила выполнения нового этапа контроля. Участникам земельных отношений рекомендовано особое внимание уделить последствиям его проведения. Поправки в ЗК вступили в действие с 1 апр. 2015 г. В соответствии с ними, существенно расширились полномочия служащих госнадзора. Им предоставляется право проводить . Этой процедуре посвящена ст. 71.2 Кодекса. По сути, данная процедура является частью госнадзора, так как ее результаты будут приниматься во внимание при формировании ежегодных планов выполнения проверок. Выявленные при обследовании нарушения требований ЗК будут являться основанием для осуществления внеплановых ревизий с дальнейшим привлечением виновных к административной ответственности.

Особенности процедуры

По утвержденным Правилам, проверку проводят должностные лица структур госземнадзора, имеющие полномочия выполнять плановые и внеплановые ревизии. Следует обратить внимание на то, что процедура выполняется без взаимодействия с обладателями наделов, а также доступа служащих непосредственно на территории. Должностным лицам разрешено только запрашивать у органов местной, государственной власти, а также организаций-операторов информационных систем, владельцев архивных фондов документы, необходимые для проверки. После этого они самостоятельно, не получая никаких дополнительных разрешений, анализируют полученные сведения. Плановые осмотры, которые выполняются в рамках федерального не относятся к административным обследованиям.

Приоритетный порядок

Он предусмотрен для определенных категорий наделов. В частности, в приоритетном порядке будут проверяться, кадастровая стоимость которых выше удельного показателя в соответствующем МО, а также наделы, востребованные в гражданском обороте. В последнем случае анализируется статистика сделок купли-продажи в соответствии с данными ЕГРП. Приоритетный порядок проверок предусмотрен в отношении участков, используемых для осуществления сельскохозяйственного производства, селекции, сортоиспытаний, семеноводства, разведения племенного скота, опытно-учебной, научно-исследовательской деятельности.

Результаты

Если при обследовании не будут выявлены нарушения, в течение трех последующих лет плановые проверки выполняться не будут. Результаты оформляются специальным актом или заключением. Первый документ составляется в случае выявления нарушений. Заключение оформляется при их отсутствии. Документы составляются в электронной форме, заверяются цифровой подписью. Если это сделать невозможно, то заключение (акт) оформляется на бумажном носителе. Непосредственно результаты обследования публикуются на официальном сайте органа, выполнившего его. Следующая проверка будет выполняться спустя два года.

Категории

Вся территория в пределах госграницы России составляет ее фонд. В зависимости от экономических и хозяйственных характеристик он разделяется на категории. Всего их 7:

  1. Они находятся за пределами населенных пунктов и предоставляются либо предназначаются для с/х нужд. В их составе выделяют фонд перераспределения. В него входят выморочные изъятые из оборота, или наделы, от которых собственники добровольно отказались.
  2. Территории населенных пунктов. Эти земли используются для застройки. Они всегда отделяются границами от прочих территорий.
  3. Земли спецназначения. Они располагаются за пределами населенных пунктов. Права на них возникают по основаниям, установленным ЗК.
  4. Особо охраняемые территории. В них включены земли, имеющие научную, культурно-историческую, природоохранную, эстетическую, рекреационную ценность. Для них устанавливается специальный правовой режим.
  5. Лесной фонд.
  6. Земли запаса. Они находятся в муниципальной либо госсобственности и не предоставляются юрлицам и гражданам, за исключением с/х территорий.
  7. Водный фонд. На объектах, входящих в него, может быть искусственный земельный участок. Как объект земельных отношений он используется по общим правилам. Он создается путем отсыпки либо намыва грунта, с применением других технологий.

Важнейшими юридическими характеристиками участков являются разрешенное использование и целевое назначение. Последнее представляет собой условия и порядок эксплуатации надела, установленные законодательством. Предусматриваются конкретные цели для определенного участка согласно категории. Разрешенным использованием называют условия и порядок эксплуатации с учетом установленных обременений/ограничений и целевого назначения.

Изменение категории

Данная процедура регламентируется соответствующим федеральным законом. Земельный участок как объект земельных отношений может быть переведен из одной категории в другую по решению:

  1. Правительства - для федеральных территорий.
  2. Исполнительных региональных органов - для наделов сельхозназначения, находящихся в муниципальной или частной собственности.
  3. Местными структурами власти - для прочих территорий.

Нюансы

Объектом земельных отношений является земельный участок , права на который зарегистрированы в установленном порядке. Законодательство предусматривает ряд случаев, когда муниципальные и госорганы могут провести перевод самостоятельно. Указанные структуры могут ходатайствовать об изменении категории без согласия правообладателя:

  1. Если процедура связана с корректировкой или установлением границ для населенного пункта.
  2. При формировании особо охраняемой природной территории без ее изъятия у правообладателя.

В остальных случаях инициатива должна исходить от собственника или иного законного владельца. Перевод будет считаться состоявшимся после внесения записи в ЕГРП. При этом изменения правоустанавливающей документации не требуется.

Границы

Земельный участок, как объект земельных отношений, должен быть четко обозначен непосредственно на территории и на карте. Границы наделов устанавливаются путем проведения межевания. Оно выступает в качестве подготовительного этапа к постановке на кадастровый учет. При проведении процедуры составляется межевой план. Он включает в себя графическую и текстовую части. В первой указывают:

  1. Информацию о кадастровом плане или выписки по участку.
  2. Сведения о доступе к наделу.
  3. Местоположение границ.

К любому участку должен быть проложен проезд/поход. Текстовая часть содержит данные об участках и их частях в объеме, определенном в ФЗ "О госкадастре". В этом же разделе приводятся сведения о согласовании границ (в случаях, когда это установлено законодательством).

Образование наделов: требования

В законодательстве установлены правила, которые должны соблюдаться при создании участков. В частности, предъявляются следующие требования:

  1. Предельные минимальные и максимальные размеры наделов должны соответствовать показателям, определенным Если на какую-либо территорию действие нормативного документа не распространяется или он не предусмотрен для какого-то участка, допустимые величины устанавливаются, согласно ФЗ. Если размер надела не соответствует требованиям градостроительного регламента, допускается использовать территорию, если это не причиняет ущерб здоровью, жизни людей, окружающей среде и особо охраняемым комплексам.
  2. Границы участков не должны пересекаться с линиями, разделяющими населенные пункты.
  3. Образование наделов не должно вызывать чересполосицу, вклинивание, изломанность границ, невозможность размещения сооружений, препятствовать рациональному использованию и охране, нарушать требования ФЗ.
  4. Запрещено создавать участки, эксплуатация которых в соответствии с разрешенным использованием невозможна.

Дополнительно

Объекты земельных отношений образуются:

  1. При объединении/разделении наделов.
  2. При перераспределении земель.
  3. При выделе из территорий, находящихся в муниципальной или госсобственности.

Целевое использование и назначение вновь образованных наделов сохраняется. В законодательстве предусматривается запрет на объединение участков, которые предоставлены на правах бессрочного постоянного, срочного безвозмездного пользования, а также наследуемого пожизненного владения. Исключение составляют случаи, когда наделы находятся у одного лица.

Объектом земельного правоотношения считается индивидуально определенный (т.е. сформированный) земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения. В сфере государственного управления земельным ресурсом объектами земельных отношений могут быть весь федеральный земельный фонд в целом, его составные части в пределах границ субъектов РФ, административно-территориальных образований, отдельные участки. Земельное право: учебник / под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева. - М.: Проспект, 2008. - 74 с.

Статья 6 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень объектов земельных отношений:

  • 1. земля как природный объект и природный ресурс;
  • 2. земельные участки;
  • 3. части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений имеет законодательно установленные признаки. В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, которая введена Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ и вступила в силу 23 октября 2008 г., земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, земельный участок становится таковым с момента установления его границ.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр объектов недвижимости.

Земельный участок как объект земельных отношений может быть делимым и неделимым (п.2 ст.6 ЗК). Делимым является "земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами".

В настоящее время немаловажное значение, имеет принцип подробного распределения всех земель по своему целевому назначению (ст.7 ЗК РФ). Это значит, что земли в Российской Федерации четко подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земельным кодексом РФ предусмотрена возможность указывать вышеперечисленные категории земель в актах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления, регламентирующих порядок предоставления земельных участков, а также в договорах, предметом которых являются земельные участки, кроме того, в документах государственного земельного кадастра и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кодекс возлагает на Правительство РФ обязанности по отнесению земель, находящихся в федеральной собственности, к определенным категориям, а также по их переводу из одной категории в другую. За органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ЗК РФ закрепляет определенные обязанности, в круг которых входит отнесение к той или иной категории земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности. На органы местного самоуправления возложены обязанности по отнесению земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, к определенным категориям и их переводу из одной категории в другую.

Земли, находящиеся в частной собственности, подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения и земли иного целевого назначения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут относить земли к категориям или переводить их из одной категории в другую, в частности по землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в частной собственности, а органы местного самоуправления могут выполнять те же функции, но в отношении земель иного целевого назначения, находящихся также в частной собственности. Чмыхало, Е.Ю. Земельное право РФ: конспект лекций / Е.Ю. Чмыхало. - М.: СГАП, 2009. - 28 с.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...