Что называется номенклатурой. Формирование номенклатурных принципов в ссср


В своей работе любое предприятие имеет дело с массой документов и бумаг. Четкая их классификация необходима для систематизации, контроля, а также для эффективного принятия решений. Ведь, если бы бухгалтерия или кадровая служба просто составляли документы, не присваивая им номер и дату, то разобраться в приказах и отчетах было бы просто невозможно. А для того, чтобы быстро найти в архиве то или иное дело, нужен единый справочник, которым является номенклатура дел. Номенклатура - это составленный определенным образом перечень всех пронумерованных дел.

Предназначение номенклатуры на предприятии

Без четкой систематизации в архивах творился бы хаос. Поскольку номенклатура - это важная составляющая работы любого предприятия, важно определить ее значение.


Виды номенклатуры

Номенклатура дел может быть представлена в трех видах: типовой, примерной и индивидуальной.

Типовую используют все однотипные предприятия, например, из одной отрасли. При этом она на распространяется на все эти предприятия и является нормативным документом.

Эти два вида разрабатываются государственными службами по делопроизводству и являются обязательными для применения. Чаще всего это касается заголовков, шапок документов. Лишь изредка в них можно вносить некоторые коррективы с учетом специфики предприятия.

Индивидуальная номенклатура дел разрабатывается исключительно в границах организации. Ее используют только для документации внутреннего назначения.

Составление классификационного списка

Если на новообразованном предприятии отсутствует номенклатура учреждения, то рекомендуется поскорее заняться построением книги и классификационного списка. Это можно сделать двумя основными путями: поручить выполнение кадровой службе или посторонней организации, специализирующейся на делопроизводстве.

В первом случае существенное преимущество - это то, что можно разработать номенклатуру исключительно под предприятие, учитывая специфику производства и индивидуальные особенности. Но большой минус в том, что не все специалисты кадровой службы знают, как правильно организовать эту работу. В процессе можно сделать много ошибок, которые приведут к потере важных документов.

И второй вариант - пригласить профессиональных делопроизводителей и заплатить им гонорар за составление номенклатуры. Минус - придется тратить деньги. Плюс - работа будет выполнена качественно и быстро.

Этапы формирования

В процессе построения списка документов необходимо пройти несколько главных этапов, без которых номенклатура организации не будет качественно выполнена и ее нельзя будет использовать.

1. На первом этапе номенклатура визируется ответственным за архив сотрудником.

3. Потом собирается экспертная комиссия предприятия, для согласования номенклатуры. По итогам заседания составляется протокол.

4. После этого готовая номенклатура отправляется на рассмотрение экспертно-проверочной комиссии соответствующей архивной организации. Делать это нужно раз в 5 лет (данный этап не касается организаций, которые не передают друментацию на государственное хранение).

5. И последний штрих - подпись руководителя организации на грифе утверждения.

После успешного завершения всех пяти пунктов, номенклатура готова к использованию.

Пример составления номенклатуры

Поскольку номенклатура - это определенным образом составленный список документов, он имеет типичную структуру. Рассмотрим на примере, как должна выглядеть классификация в бумажном или электронном формате:

Общий вид номенклатуры представлен на рисунке:

В конце года в отдельной графе заполняется запись об общем количестве заведенных дел, переданных в архив, уничтоженных.

от латинского слова nomenklatura - список) - список должностей, утверждаемых сверху; господствующий класс в тоталитарных обществах коммунистической окраски, состоящий из партийно-государственной бюрократии.

Сталинский марксизмленинизм как моноидеология тоталитарного общества отвергал любые разговоры о бюрократическом перерождении правящего в странах "реального социализма" слоя номенклатуры в особый "новый класс", называл подобные разговоры ревизионистскими выдумками известного югославскою политика и политолога Милована Джиласа (см.: Новый класс. Анализ коммунистической системы. Нью-Йорк, 1957). Однако, в противоположность этим утверждениям ни К.Маркс (см. азиатский способ производства), ни Ф.Энгельс не отрицали возможности возникновения новых классов при посредстве исполнения общих управленческих функций.

Так, Ф.Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884), говоря о возникновении отношений господства и подчинения, классового деления, подчеркивал, что "они возникают двояким путем" (Соч., т.20, с. 183). В данном случае особое значение имеет первый путь. Он заключается в том, что необходимое для существования любого общества, в том числе и первобытного, осуществление общих функций, сосредоточиваясь в руках отдельных лиц, все более обособляется от общества, превращаясь в функции, передаваемые и используемые в корыстных целях, что приводит к противопоставлению господствующих групп и подчиненных масс. "Нам нет надобности, - писал Ф.Энгельс, - выяснять здесь, каким образом эта все возрастающая самостоятельность общественных функций по отношению к обществу может со временем вырасти в господство над обществом; каким образом первоначальный слуга общества, при благоприятных условиях, постепенно превращается в господина над ним; каким образом господин этот выступает, смотря по обстоятельствам, то как восточный деспот или сатрап, то как греческий родовой вождь, то как кельтский глава клана и т.д.; в какой мере он при этом превращении применяет в конце концов и насилие и каким образом, наконец, отдельные господствующие лица сплотились в господствующий класс" (Соч., т.20, с. 184). Развивая свою мысль, он добавлял: "Нам важно только установить здесь, что в основе политического господства повсюду лежало отправление какой-либо общественной должностной функции и что политическое господство оказывалось длительным лишь в том случае, когда оно эту свою общественную должностную функцию выполняло" (там же).

Милован Джилас, рассматривая партийно-государственную бюрократию, номенклатуру как "новый класс", надолго утвердившийся в качестве господствующего в странах "реального социализма", рассуждал в рамках истинно марксистских традиций. Тем более, что Ф.Энгельс прямо называл бюрократию "классом". Как же утверждалась в странах "реального социализма" власть номенклатуры, каковы цели и исторические судьбы этого "нового класса"? Ключевое значение для ответа на эти вопросы имеет вопрос о номенклатуре в СССР - "первой стране социализма", ибо случившееся в других странах "реального социализма" шло уже проторенным путем, но со своими особенностями.

В СССР номенклатура утвердила свою власть и реализовала свой социальный идеал в рамках Советов и под руководством И.Сталина. Дело в том, что в реальном процессе, посредством которого утверждались и развивались Советы, с самого начала содержалась опасность постепенного угасания в них черт народовластия и признаков самоуправления. Речь идет об общих ограниченностях представительной демократии, которые были присущи и Советам. Когда, используя представительную демократию, говорят: властвует народ, правит пролетариат и т.д., то все сведущие люди прекрасно понимают, что это не совсем так, хотя бы потому, что ни весь народ, ни даже весь класс не могут усесться в правительственное кресло. Поэтому на деле "от имени" народа или класса власть вершат их представители, которые могут при этом действовать только от имени народа, осуществляя по сути свои собственные интересы, а могут и действительно вершить власть народа, реализуя его интересы, осуществляя его цели. В том и состоят диалектические качества представительной демократии, что она, делая причастными к власти, к общественному управлению миллионы людей, выбирающих и посылающих в органы власти своих представителей, вместе с тем посредством представительных органов маскирует, чья действительная власть (какого класса или слоя) на самом деле реализуется в том или ином демократическом государстве. Длительный опыт функционирования представительной демократии в ряде стран позволил выработать механизмы контроля, позволяющие классу или общественнополитической силе, пришедшим к политической власти, осуществлять через представителей свои интересы.

Таким опытом не обладали рабочие трудящиеся Страны Советов, впервые пришедшие к власти при отсутствии в стране демократических традиций. Это в огромной степени способствовало бюрократии, возникавшей номенклатуре постепенно оттеснить рабочий класс, трудящихся от политической власти. Если Ленин, указывая на существующие здесь сложности, подчеркивал, что "низкий культурный уровень делает то, что Советы, будучи по своей программе органами управления через трудящихся, на самом деле являются органами управления для трудящихся через передовой слой пролетариата, но не через трудящиеся массы" (ПСС, т. 38, с.170) и намечал пути реализации программной задачи Советов, то И.Сталин повел развитие в сторону узурпации власти создаваемой им партийно-государственной бюрократией - номенклатурой. Идя по этому пути, Советы постепенно превратились в безвластную демократическую ширму, прикрывавшую реальное господство в стране номенклатуры.

Что же собой представляет номенклатура? Каково ее историческое место, ее социальный идеал и перспективы?

Говоря о номенклатуре как новом угнетательском и эксплуататорском классе партийно-государственной бюрократии, сразу же следует подчеркнуть, что этим термином обозначаются вовсе не все государственные чиновники и не все члены правящей монопартии, а только высший корпоративный слой администраторов и функционеров, оторвавшихся от трудящихся, от народа и использующих управленческие функции, свое господствующее положение в своих корыстных интересах, чем этот класс и тормозит общественный прогресс, препятствует ему. В основе формирования и развития партийно-государственной бюрократии как нового класса лежит номенклатурный принцип, т.е. назначение и перемещение руководящих кадров по воле "верхов" партийно-государственной иерархии, а чаще всего и прямо по воле "вождя и учителя". Это и есть главный антидемократический стержень командно-административной системы управления, ибо этот принцип обеспечивает личную зависимость назначаемых кадров от верха управленческой пирамиды и полную неподотчетность этих кадров трудящимся, тем, кем они управляют. Это, если можно так выразиться, та самая покрытая позолотой власти и глазурью привилегий палочка-выручалочка, которую обсиживают все жаждущие власти и благ, готовые взамен быть беспрекословными исполнителями, бездумно подчиняющимися верхним эшелонам власти, молящимися на "вождя и учителя", от желания и каприза которого зависит не только их благополучие, но также карьера, а то и сама жизнь.

В историческом процессе для всевластья номенклатуры нет законного места. Поэтому и ее собственный социальный идеал наполовину если не украден, то позаимствован: это - "казарменный псевдосоциализм" - общество-монстр, двуликий Янус, клянущийся в своей верность людям труда, но служащий интересам партийно-государственной бюрократии. Создаваемая номенклатурой экономика - "мобилизационная экономика" - антигуманна, ибо ее цель - не удовлетворение насущных потребностей населения, а решение внеочередных чрезвычайных задач правящей номенклатуры, причем ценой разрушения самих механизмов общественного прогресса, что шаг за шагом заводит тоталитарное общество, управляемое номенклатурой в социально-экономический тупик. Господство номенклатуры обречено: дело в том, что господство партийно-государственной бюрократии в любой стране "реального социализма" содержит в себе неразрешимое противоречие. Его суть заключается в глубоком разрыве сущности и формы, слова и дела. Реализуя свои корыстные интересы (при обещании улучшить жизнь всех трудящихся), номенклатура вынуждена постоянно изобретать все новые и новые приемы, способы, методы сокрытия своего фактического всевластия и своей корысти. Именно это неразрешимое противоречие между обещаемым народу и делаемым для себя, противоречие политического и фактического господства бюрократии и порождает постоянные взрывы недовольства на обеих сторонах противоречия: со стороны масс, где накапливается критическое напряжение, и внутри номенклатуры, где периодически появляются лидеры типа Н.Хрущева и М.Горбачева, приближающиеся к тому, чтобы в борьбе с засильем партийно-государственной бюрократии встать на сторону народа и в противоречивом союзе с ним повести борьбу за свержение всевластья номенклатуры, за разрушение общества-монстра и возвращение на общечеловеческий путь прогрессирующей цивилизации.

Номенклатура. Вождь революции Ленин изобрел организацию профессиональных революционеров. Глава аппарата Сталин изобрел номенклатуру. Изобретение Ленина было рычагом, которым он перевернул Россию, оно, как писал Шульгин, сдано в музей революции. Изобретение Сталина было аппаратом, при помощи которого он стал управлять Россией, и оно оказалось гораздо более живучим.

Латинское слово "номенклатура" обозначает буквально перечень имен или наименований. Этимологический смысл термина в общем соответствует его содержанию в странах реального социализма.

Первоначально этим термином обозначали распределение функций между различными руководящими органами. Но постепенно этот смысл утрачивался и вытеснялся другим. Поскольку при распределении функций были расписаны между руководящими органами и те высокопоставленные должности, на которые эти органы должны были производить назначения, именно этот кадровый аспект, оказавшийся исключительно важным, и вместил в себя все содержание термина "номенклатура".

Номенклатура - это: 1) перечень руководящих должностей, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий орган, 2) перечень лиц, которые такие должности замещают или же находятся в резерве для их замещения.

В 1937 г. - через 20 лет после Октябрьской революции - ленинская гвардия профессиональных революционеров была весьма немолода. Но до естественного ухода ей оставалось еще примерно полтора десятка лет, если не больше. Этихто лет жизни ей и не хотели давать обосновавшиеся в разных звеньях номенклатуры карьеристы, метившие на занятые постаревшими революционерами высшие посты. Помните пророчество Шульгина: "Их, конечно, скоро ликвидируют", как только под ними "образуется дружина, прошедшая суровую школу. Эта должна уметь властвовать..."?

Номенклатурная дружина образовалась, прошла суровую школу и научилась властвовать. Осталось ликвидировать "двурушников" - ленинскую гвардию.

Опыт истории показывает, что господство каждого класса всегда было властью незначительного меньшинства над огромным большинством. Обеспечение устойчивости такой системы требует многочисленных тщательно продуманных мер. Тут - прямое насилие над недовольными и угроза его применения в отношении потенциальных противников, экономическое давление и поощрение, идеологическое одурманивание и не в последнюю очередь - маскировка подлинных отношений в обществе.

Так было всегда. Власть класса феодалов маскировалась как освященная Богом власть короля и тех, кому он ее делегировал. Господствующий класс стремился скрыть факт своего господства.

"Новый класс" идет в своей маскировке еще дальше: он скрывает самое свое существование. В области теории выдвигается с этой целью сталинская схема структуры советского общества; в области практики класс "управляющих" употребляет все свое искусство мимикрии, чтобы представить себя частью нормального - хотя при реальном социализме всегда патологически раздутого - государственного аппарата, армии обычных служащих, которые есть во всех странах мира.

Номенклатура и есть пресловутый "один из отрядов интеллигенции", "профессионально занимающийся управлением" и поставленный "в несколько особое положение по отношению к тем, кто занят исполнительским трудом". Ей принадлежит "особое место в общественной организации труда при социализме". Зачисленные в номенклатуру и есть "лица, которые от имени общества... выполняют организаторские функции в производстве и во всех других сферах жизни общества". Номенклатура - та организованная Сталиным и его аппаратом "дружина", которая научилась властвовать, а в годы ежовщины перегрызла горло ленинской гвардии. Номенклатура и есть господствующий класс советского общества. "Управляющие" - это номенклатура.

Она знает это и окружает себя завесой секретности. Все данные о номенклатурных должностях хранятся в строгой тайне. Списки номенклатуры считаются совершенно секретными документами. Только крайне ограниченному кругу лиц рассылаются отпечатанные типографским способом в виде книжки с заменяющимися листами "Списки руководящих работников", хотя, казалось бы, что в них секретного?

Номенклатура возникла как историческое продолжение организации профессиональных революционеров, сделавшихся после победы революции профессиональными правителями страны. Номенклатура - это "управляющие". Функция управления - стержень номенклатуры. С точки зрения исторического материализма, речь идет об управлении общественным производством. Во всех формациях господствующий класс осуществляет такую функцию. Но было бы неверно игнорировать существенную разницу в этом отношении между классом номенклатуры и классом буржуазии - управляющим общественным производством при капитализме.

Буржуазия руководит в первую очередь именно экономикой, непосредственно материальным производством, а уже на этой основе играет роль и в политике. Так пролег исторический путь буржуазии от ремесла и торговли, от бесправия третьего сословия к власти.

Иначе проходит исторический путь номенклатуры. Он ведет от захвата государственной власти к господству и в сфере производства. Номенклатура осуществляет, в первую очередь, именно политическое руководство обществом, а руководство материальным производством является для нее уже второй задачей. Политическою управление- наиболее существенная функция номенклатуры.

В своей совокупности номенклатура обеспечивает всю полноту власти в обществе. Все действительно подлежащие выполнению решения в стране реального социализма принимаются номенклатурой. Эта особенность делает необходимым четкое разделение политико-управленческого труда в номенклатуре.

Четкое осознание номенклатурой принципа разделения в ее рамках политико-управленческого труда нашло отражение и в номенклатурном жаргоне. На этом косноязычном, но всегда точно выражающем понятия волапюке принято говорить, что вышестоящие в номенклатуре не должны "подменять" нижестоящих.

Каждый номенклатурщик имеет свой отведенный ему участок властвования. Здесь заметно сходство режима номенклатуры с феодальным строем. Вся номенклатура является своеобразной системой ленов, предоставляемых соответствующим партийным комитетом - сюзереном его вассалам - членам номенклатуры этого комитета. Известно, что на заре средневековья эти лены состояли не обязательно из земельных наделов, но, например, и из права собирать дань с населения определенных территорий. Не кто иной, как Маркс, писал о "вассалитете без ленов или ленах, состоящих из дани". Номенклатурный "лен" состоит из власти.

Даже термин, применяемый в партжаргоне к номенклатуре, соответствует средневековому русскому термину, применявшемуся по отношению к вассалам: "посадить". О князе говорили в феодальной Руси, что сам он "сел на княжение", своих же ленников "посадил" в различные города и области; отсюда и термин "посадник" /княжеский уполномоченный/. В сегодняшней советской номенклатуре вы тоже то и дело слышите, что товарища такого-то "посадили на министерство", "посадили на область", "посадили на кадры".

Главное в номенклатуре - власть. Не собственность, а власть. Буржуазия - класс имущий, а потому господствующий. Номенклатура - класс господствующий, а потому имущий. Капиталистические магнаты ни с кем не поделятся своими богатствами, но повседневное осуществление власти они охотно уступают профессиональным политикам. Номенклатурные чины - сами профессиональные политики и, даже когда это тактически нужно, боятся отдать крупицу власти своим же подставным лицам. Заведующий сектором ЦК спокойно относится к тому, что академик или видный писатель имеет больше денег и имущества, чем он сам, но никогда не позволит, чтобы тот ослушался его приказа.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Чтобы правильно вести делопроизводство, необходимо знать, что такое номенклатура. Согласно определению, номенклатурой называется составленный по определённой системе список перечисления тех деталей, материалов, конструкций, которые были использованы производством. При составлении такого списка каждому упомянутому материалу присваивается условно код из цифр, букв или буквенно-цифровой комбинации - номенклатурный номер.

В делопроизводстве номенклатура дел - это систематизированный по содержанию перечень деловых бумаг (или дел), которые оформляются в процессе работы какой-либо организации. Номенклатурой определяется, какой срок должны бумаги сохраняться, и в каком порядке оформляться. Например, в учебных заведениях среднего звена (гимназии) школьные журналы хранятся у завуча ещё 5 лет после выпуска учащихся.

Основные функции

Главная задача при составление номенклатуры дел - сделать работу управленческого аппарата более совершенной, производительной, избавиться от бюрократической тянучки. Оперативное и качественное решение многих проблем, деятельность всей организации часто находятся в зависимости от того, в каком порядке содержатся документы, как легко их можно по требованию найти, насколько грамотно они классифицированы и систематизированы. Правильная классификация позволяет не только оперативно работать с документами, но и облегчает работу с архивами и в архивах.

Рассмотрим на примерах, что такое номенклатура дел, и в каких направлениях она более всего эффективна.

  • Систематизация документов - когда документы были использованы в каком-либо деле (составление договоров, заключение сделок, завершение уголовного дела, плановый отчёт отдела и т.д.), а затем из активного употребления вышли, согласно номенклатуре, они хранятся в организациях в определённом порядке. Это касается как бумажных документов, так и электронных, хранящихся в базе данных компьютера.
  • Содержание сведений о том, на какие сроки документ сохраняется, как долго он может иметь силу. У каждого дела, включенного в номенклатуру, есть свои указанные сроки сохранения документов, входящих в него. Чем ценнее и важнее документ, тем дольше он будет сохраняться. Т.е., при работе с документами в деле сразу происходит их оценка - своего рода экспертиза ценности. Это помогает и работе с самим делом.
  • Закрепление индексации часто используется в процессе а номенклатурный индекс дела становится составной частью документа. Это можно пронаблюдать при составлении описи, когда на производстве или в учреждение идёт инвентаризация.
  • Выполняет роль справки при изучении организационной структуры учреждения и т.п.
  • В делопроизводстве считается основой для описи дел с постоянным или временным сроком хранения и учёта документов.
  • Используется в качестве образца, схемы для создания картотеки и справки по использованным документам.

Таким образом, хорошее знание, что такое номенклатура и навыки в работе с нею необходимы в любой организации или учреждении, на предприятии. Номенклатура должна распространяться на всю документальную деятельность учреждения.

Номенклатурная классификация

У номенклатуры есть свои стандарты и требования в оформлении, их нельзя нарушать. Изложены они в специальных методичках и

Принято выделять три вида деловой номенклатуры:

  • типовая;
  • примерная;
  • индивидуальная, разработанная для определённой организации.

Номенклатура типовая, понятно из названия - это нормативные документы, в них устанавливается состав дел, используемых в организациях одного типа.

Примерная номенклатура предназначена для установления примерного состава дел, которые заводятся в делопроизводстве организации, где эта номенклатура распространяется. Такие образцы делопроизводства носят не нормативный, а рекомендательный характер. Отличительная черта - в документах данного типа указываются индексы.

Типовые и примерные делопроизводственные номенклатуры разрабатываются организациями вышестоящими для своих подведомственных организаций.

Индивидуальная номенклатура - разработанная именно для конкретной организации и учитывающая специфику её деятельности. За образец обычно берётся типовая или примерная и в них вносятся необходимые изменения.

Введение.

Советы возникли стихийно во время двух русских революций (1905 г. и февраль 1917 г.) и были самыми массовыми организациями трудящихся.

Номенклатура возникла как историческое продолжение организации профессиональных революционеров, сделавшихся после победы революции профессиональными правителями страны. Создание номенклатурных списков являлось рождением замкнутого слоя правящей элиты. Появилось два понятия «номенклатура» и «бюрократия». Эти два термина абсолютно противоположны по своему значению. Бюрократия есть распределение функций между руководящими органами, а номенклатура - перечень руководящих должностей в государственном аппарате и общественных организациях, замещение которых производит вышестоящий орган.

Политической системой Советского Союза являлась Коммунистическая партия Советского Союза, сами Советы (а также комсомол, различные профсоюзы и т.д.), которые по идее В.И. Ленина должны были связывать партию с народом.

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении причин появления и развития номенклатуры с момента образования СССР и положение этого явления на современном этапе. Именно номенклатура как господствующий социальный слой, сформированный за десятилетия правления в СССР советского режима, требует приоритетного внимания при анализе существующих политических порядков, необходимом для оценки перспектив развития России.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить конкретные задачи:

раскрыть теоретические основы: сущность, классификацию номенклатурного принципа организации власти в СССР, функции органов управления, методы и способы принятия решений во властной структуре;

проанализировать прошлое номенклатуры и на основе выводов попробовать спрогнозировать её дальнейшую трансформацию.

В данной работе были использованы материалы М.С. Восленского. В его работе отчётливо отражена тема о господствующем классе номенклатуры, история её появления и развития. А также были задействованы исторические труды Т.Г. Архиповой об истории государственной службы; А.А. Пригарина, В.К. Дяченко, Л.А. Гриффена о связи социализма с российской системой управления; А.Н. Марковой, Т.П. Коржихиной об истории Российской государственности и др.

Формирование номенклатурных принципов в СССР.

Понятие номенклатуры.

Суть номенклатуры заключается в том, она сама диктует свою волю государственным органам через решения, мнения и указания руководящих партийных инстанций. Формальный механизм формирования номенклатурных кадров в СССР состоял в назначении на руководящие должности по решению органов КПСС, но фактически такие назначения осуществлялись по протекции конкретных партийных функционеров соответствующего уровня партийной иерархии и оформлялись решениями партийных органов. При этом партийные функционеры всех уровней иерархии стремились в первую очередь предоставить руководящие должности, находящиеся в сфере их влияния, кадрам, проверенным на личную преданность. Следует особо подчеркнуть, что процессы формирования и деятельности советской номенклатуры полностью контролировались КПСС, обладавшей строго централизованной иерархической структурой, хотя номенклатурные методы подбора и расстановки кадров непосредственно зародились и получили широкое распространение, прежде всего, в самой партийной среде. Протекционистский Протекционизм - подбор должностных лиц не по деловым качествам, а по знакомству, по протекции. механизм назначения на руководящие должности исходя из критерия личной преданности и определяет основные онтологические Онтология - философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой. свойства номенклатуры, которая и в посткоммунистической России составляет социальную основу правящего режима.

В самой номенклатуре нет жёсткой иерархии рангов, обеспечивающей сравнимость чиновничьих постов в различных сферах государственной структуры. Но главное - в номенклатуре нет составляющего суть чиновничества планомерного перемещения всех чиновников вверх по ступеням иерархической лестницы. Легко меняются специальности, кабинеты, но незыблемой остается принадлежность к номенклатуре. Эта незыблемость гарантируется самим особым порядком формирования номенклатуры. Итак, «номенклатура» - это буквально латинское слово «ном» (перечень имён или наименований). В бюрократии всё с точностью до наоборот. Первоначально, при Сталине также, этим термином обозначалось распределение функций между различными руководящими органами. Таким образом, номенклатура - это перечень руководящих должностей в государственном аппарате и общественных организациях, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий орган. В то же время этот термин обозначает и перечень лиц, которые такие должности замещают или же находятся в резерве для их замещения.

Датой оформления номенклатуры можно считать 12 июня 1923 г., когда Оргбюро ЦК приняло постановление «О назначениях». В октябре 1923 г. ЦК партии вынес решение об основных задачах учётно-распределительной работы, 16 ноября 1925 г. Оргбюро приняло новое развёрнутое положение о порядке подбора и назначения работников.

Так называемые, номенклатурные списки - это документы, скрывающие сущность механизмов господства и воспроизводства касты «руководителей», и основанная на них система, запускающая эти механизмы. Создание таких документов не было обычной организационно-технической процедурой. Оно представляет собой важнейшую политическую и социальную акцию - рождение замкнутого слоя власть имущих, «канонизированных» начальников всех уровней власти.

Работа по совершенствованию процедуры пополнения номенклатуры и перемещения в ней продолжалась и далее. Про неё вспомнили сразу же после Второй мировой войны. Но в целом это были уже дополнения и уточнения, процесс рождения нового господствующего класса уже завершился. Номенклатура прочно взяла в свои руки власть в обществе и до 80-х гг. только модернизировалась.

После 1970 г. постепенно исчезает в биографических данных высшей номенклатуры графа «социальное происхождение», такие сведения засекречиваются. Скорее всего, это связано с появлением нового класса «служащих», разнородной смеси больших социальных групп. Это образование, оказавшееся между высшей номенклатурой и работниками материального и духовного производства, являлось непосредственным хранителем материальных ценностей, распорядителем рабочей силы и учётчиком рабочего времени. Эти признаки и многочисленность позволяют говорить именно о классе.

Показательны и изменения в образовательном уровне номенклатуры. Брежневская номенклатура, в основном, имеет техническое, военное или сельскохозяйственное образование. Юристы в рядах номенклатуры были большой редкостью. Их профессионализм был крайне опасен установившемуся корпоративному режиму.

Положение номенклатурного работника в 70-е гг. было более комфортным, чем в 30-е. Он уже не жил в постоянном страхе за свой пост. В сталинское время насколько легко люди оказывались на вершине власти, настолько легко они могли быть от неё отстранены. Очень частым явлением были «чистки» как партийных рядов, так и госаппарата. При всех неудачах было традицией искать виновных - это «врагов народа», «вредителей» и др. «Перетряхивание» парт-, госаппарата, кооперативных и общественных организаций проводилось в период с 1925 по 1932 гг. специальными комиссиями из представителей партийных, профсоюзных и советских органов. «Вычищено» было примерно 10 % от общего числа проверенных.

От «чисток» перешли к более радикальным мерам - репрессиям, которые коснулись всех слоёв общества. Это были самые сложные годы для номенклатуры. Репрессии действительно оказались сильным потрясением для номенклатуры, запомнившей, что власть её не вечна. Поэтому особенно важной вехой в истории номенклатуры стало подчинение ей КГБ. Верхушка номенклатуры продолжала следить за тем, чтобы органы не вышли из-под её контроля, что явилось наиболее важным шагом к неотчуждаемости номенклатуры. К этому времени в номенклатуре вырастает классовое сознание, она чувствует свою общность. Как замкнутая каста, правящий класс СССР начинает переходить к самовоспроизводству. Номенклатурная должность не наследуется, но принадлежность к классу номенклатуры становится фактически наследственной. Ещё одной характерной чертой номенклатуры было обладание различными «благами», недоступными простым советским гражданам. Список этих благ довольно обширен: бесплатные или льготные путёвки в дома отдыха и санатории, предоставление квартир в домах повышенной благоустроенности, спецбольницы и поликлиники, госдачи и т.д.

Так как номенклатура - это «управляющие», то функция управления - это стержень номенклатуры. Исторический путь развития этого класса проходит от захвата государственной власти до господства и в сфере производства.

Номенклатура осуществляет в первую очередь политическое руководство обществом, а руководство материальным производством является для неё второстепенной задачей. Политическое управление - это наиболее существенная функция номенклатуры.

Она обеспечивает всю полноту власти в обществе, все выполняемые решения в стране принимаются именно ею. Каждый номенклатурщик имеет свой отведённый ему участок властвования. Главное в номенклатуре - власть, а не собственность. Она стоит над законом. Тот, кто по счастливому стечению обстоятельств оказался в номенклатуре, может считать, что останется в ней прочно.

Господство каждого класса всегда было властью незначительного меньшинства над огромным большинством. Обеспечение устойчивости такой системы требует многообразных тщательно продуманных мер. Это и прямое насилие над недовольными, и угроза его применения в отношении потенциальных противников, и экономическое давление и поощрение, и не в последнюю очередь - маскировка, скрывание подлинных отношений в обществе. Господствующий класс всегда стремился скрыть факт своего господства. Трудно сказать, где границы «нового класса».

Номенклатура - та организованная Сталиным и его аппаратом «дружина», которая научилась властвовать.

Невозможна без их правильной систематизации. Основой систематизации документов в делопроизводстве является их правильная классификация для размещения в соответствующие дела.

Дело — это или совокупность документов, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных под одну обложку.

Порядок распределения документов в дела определяется номенклатурой дел.

Номенклатура дел — систематизированный перечень наименований дел, заводимых в делопроизводстве организации, с указанием сроков их хранения, по установленной форме.

Требования к содержанию и оформлению номенклатуры дел содержатся в Основных правилах работы архивов организации , Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Это объясняется огромной значимостью этого документа для деятельности организации. Обязательность составления номенклатуры дел предусмотрена также Правилами делопроизводства федеральных органов исполнительной власти.

Функции номенклатуры дел

Номенклатура дел — документ многоцелевого назначения.

Рассмотрим ее основные функции:

  • Номенклатура дел является основой для размещения и поиска документов по папкам.
  • Номенклатура дел закрепляет индексацию документов и дел.
  • Номенклатура дел устанавливает сроки хранения документов и является пособием по проведению первого этапа экспертизы ценности.
  • Номенклатура дел — учетный документ для дел временного (до 10 лет) хранения.
  • Номенклатура дел — основа для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу и актов на уничтожение дел организации с истекшими сроками хранения.

Виды номенклатур дел

Различаются три вида номенклатур дел : типовая, примерная и индивидуальная номенклатуры дел конкретной организации.

Типовая номенклатура дел устанавливает состав дел, заводимых в делопроизводстве однотипных организаций, и является нормативным документом.

Примерная номенклатура дел устанавливает примерный состав дел, заводимых в делопроизводстве организаций, на которые она распространяется, с указанием их индексов, и носит рекомендательный характер.

Типовая и примерная номенклатуры дел разрабатываются службами документационного обеспечения управления организаций, имеющих подведомственную сеть учреждений. Они являются методическими пособиями и используются организациями для составления конкретных номенклатур дел. В номенклатуру дел организации из типовой или примерной номенклатуры дел переносят заголовки дел, конкретизированные с учетом ее специфики. Сроки хранения переносятся в индивидуальную номенклатуру без изменений.

Индивидуальная номенклатура дел составляется сотрудниками службы документационного обеспечения организации с привлечением руководства структурных подразделений. Руководители знают о перспективах развития организации, что позволяет предусмотреть состав документов, которые могут появиться в будущем.

При составлении номенклатуры дел руководствуются учредительными документами организации (уставом или положением об организации), штатным расписанием, положениями о структурных подразделениях, планами и отчетами о работе, перечнями документов с указанием сроков хранения, типовыми или примерными номенклатурами дел (при их наличии), номенклатурами дел за предыдущие годы.

Рис. 5.1. Форма номенклатуры дел организации

Номенклатура дел состоит из разделов, соответствующих структурным подразделениям. Первым разделом должна быть служба докумен- тационного обеспечения управления, так как там хранятся документы руководства организации. В небольших организациях, где не существует четкой структуры, разделами номенклатуры могут быть основные направления деятельности (организационно-распорядительная, планирование, финансирование, управление персоналом и т. п.).

Рис. 5.2. Форма номенклатуры дел структурного подразделения организации

В номенклатуру включают заголовки дел для группировки всех документов, поступающих или создаваемых в организации. Свои индексы имеют справочные журналы и картотеки. Электронные документы и базы данных также включаются в номенклатуру дел. Не включаются в номенклатуру заголовки печатных изданий (книг, буклетов, брошюр).

Сводная номенклатура дел организации (рис 5.1) составляется на основании номенклатур дел структурных подразделений (рис. 5.2).

В первой графе указывается индекс дела. Он состоит из установленного в организации цифрового обозначения структурного подразделения (направления деятельности) и порядкового номера заголовка дела в пределах структурного подразделения. Индексы обозначаются арабскими цифрами. Например: 01-02, где 01 — наименование структурного подразделения (канцелярия), а 02 — порядковый номер заголовка дела («Положение о канцелярии и должностные инструкции сотрудников»).

Во вторую графу включается важнейший элемент номенклатуры — заголовок дела.

Заголовок должен максимально точно отражать содержание и состав , включенных в дело. Заголовок обычно состоит из следующих элементов:

  • название вида дела (дело, переписка, журнал и т.п.) или название вида и разновидности документов (протоколы, приказы и т.п.);
  • название адресата или корреспондента;
  • краткое содержание документов дела;
  • название местности, с которым связано содержание документов;
  • даты (период), к которым относится содержание дела;
  • указание на копийность документов.

Набор элементов не всегда будет полным и будет определяться характером документов, сгруппированных в дело.

Заголовки дел не должны содержать неконкретные, расплывчатые формулировки («разные материалы, входящие документы» и т.п.). Подумайте, в какой папке легче найти нужный документ: «Общая переписка» или «Переписка со средними школами Восточного округа по вопросам организации работы школьных библиотек»?

В заголовках дел, содержащих документы по одному вопросу, но не связанных последовательностью исполнения, в заголовок может выноситься название «Документы», но в конце в скобках указываются виды документов. Например: «Документы о проведении конференций (программы, списки, доклады)». Также термин «документы» применяется в заголовках дел, содержащих документы-приложения.

Внутри разделов заголовки дел располагаются по степени их важности. В начале располагают дела, содержащие учредительные, организационные и распорядительные документы. Заголовки дел, содержащих распорядительные документы вышестоящих органов, располагают перед заголовками дел с приказами руководителя организации.

Затем следуют заголовки дел содержащих плановые, отчетные, информационно-аналитические документы, переписку, отражающие специфику деятельности структурного подразделения.

Заголовки дел, составленных по корреспондентскому и географическому признакам, вносятся в номенклатуру по алфавиту названий.

Третья графа номенклатуры заполняется в конце года. В ней указывается количество единиц хранения. В одну папку помещают не более 250 листов. Если документов образуется больше, заводится следующая папка с этим же заголовком и индексом. Для их идентификации обычно применяется дополнительная нумерация по томам. Поэтому информация о том, сколько томов дела с данным заголовком было заведено, может быть получена в конце года.

В четвертой графе указывается срок хранения дела, номера статей по перечню. Одним из основных справочников для определения сроков хранения является Перечень типовых документов. Также источниками для определения сроков хранения являются типовые и примерные номенклатуры. Сроки хранения электронных документов соответствуют сроку хранения аналогичных видов документов на традиционных носителях. В одно дело не могут объединяться документы, имеющие временный и постоянный сроки хранения. При включении в дело документов, имеющих различные временные сроки хранения, в номенклатуре указывается наибольший срок.

Пятая графа «Примечания» служит для проставления отметок о заведении дел, о переходящих делах, о передаче дел, о выделении дел на уничтожение и т.п. Для дел, состоящих из электронных документов и баз данных, в этой графе проставляется отметка «в электронном виде».

Таблица в готовой номенклатуре должна быть заполнена полностью, за исключением графы 3, которая заполняется по окончании календарного года, когда становится ясно, сколько документов отложилось в деле. Если дело с постоянным и долговременным сроком хранения (свыше 10 лет) превышает 250 страниц, то его необходимо делить на тома (части). В графе 3 напротив таких дел проставляется количество томов, т.е. количество единиц архивного хранения.

Номенклатура дел структурного подразделения согласовывается с архивом и подписывается руководителем структурного подразделения.

Номенклатура дел организации оформляется на общем бланке, визируется руководителем архива, подписывается руководителем службы документационного обеспечения управления, согласовывается с экспертной комиссией организации. Организации, передающие документы на государственное хранение, передают проект номенклатуры на согласование экспертно-проверочной комиссии соответствующего архива. Необходимость согласования номенклатуры дел федерального органа исполнительной власти с архивом установлена Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. После согласования номенклатура дел утверждается руководителем организации.

В конце каждого года номенклатура дел уточняется, утверждается руководителем организации и вводится в действие с 1 января следующего календарного года.

В конце календарного года каждое структурное подразделение в выписке номенклатуры дел организации составляет итоговую запись (рис 5.3).

Выбор редакции
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...

12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....