Функции правосознания и правовой культуры. Тема: «Правосознание и правовая культура


Понятие и функции правосознания. Правосознание - это та часть общественного и индивидуального сознания, объектом которого являются законодательство в целом, отдельные акты и нормы, пра­ва, свободы и обязанности личности и других участников правоот­ношений, правоприменительные акты, правомерное и противо­правное поведение, правопорядок и законность и др.

Правосознание - это система правовых чувств, эмоций, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему праву, к юридическим по­нятиям и категориям, к юридической практике, к правам, свободам, обязанностям, так и к другим желаемым правовым явлениям.

В числе функций правосознания можно назвать: познавательную, регулятивную, функцию правового моделирования, оценочную, функ­цию правового воспитания, прогностическую функцию.

Оценочная функция правосознания выражается в установлении сходства (тождества) каких-либо социально-правовых явлений и сво­их собственных представлений о должной личностной или соци­альной полезности (ценности) этих явлений.

Познавательная функция правосознания выражается в получе­нии и систематизации правовых знаний, соответствующих уровню развития общества и способности человека усваивать и применять эти знания в практической деятельности.

Регулятивная функция правосознания проявляется в его регла­ментационно-результативном воздействии на поведение своих субъ­ектов (носителей правосознания).

Структура и виды правосознания. Правовое сознание складыва­ется из двух крупных составляющих: правовой идеологии и право­вой психологии.

Правовая идеология - это система взглядов и представлений, ко­торые в теоретической форме отражают правовые явления общест­венной жизни. Она представлена научными идеями, положениями, учениями, теориями, которые формируются в обществе и позволяют государству и его органам эффективно использовать их в правотвор­ческой и правоприменительной деятельности.

Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, на­строений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, коллективов, отдельных индивидов к праву, к системе правовых учреждений, действующих в обществе. Правовая психология является чрезвычайно сложной и насыщенной множе­ством разносторонних проявлений характеристикой проявлений че­ловеческой жизни. Она складывается из совокупности психологиче­ских и правовых явлений. К числу таковых относятся правовая по­требность, правовая установка, правовой менталитет, правовой мотив, ценностно-правовые ориентации, правовое настроение, пра­вовые чувства, правовые эмоции, правовые навыки, правовые при­вычки, правовая сплоченность и т.п.

Правосознание можно классифицировать по нескольким раз­личным основаниям. По степени общности: массовое (правосозна­ние нации, народа), групповое (правосознание социальных групп, формальных и неформальных коллективов) и индивидуальное (пра­восознание отдельных лиц, чувства и представления о праве от­дельных личностей). По содержанию: обыденное (житейские, порой довольно-таки поверхностные представления о праве людей, со­прикасающихся с правом в повседневных, семейных, трудовых, общественных и иных сферах жизни), профессиональное (основано на специализированных правовых знаниях, используемых в работе профессионалов-юристов) и научное (складывается на основе ши­роких и глубоких правовых обобщений или теоретического отно­шения к праву и правовым явлениям).

Правовая культура, правовое воспитание и правовая социализация. Если правосознание характеризует отношение к праву с внутренней стороны человеческой деятельности, то выразителем такого отно­шения вовне выступает правовая культура. Эти категории теснейшим образом связаны между собой.

Правовая культура - это обусловленная экономическим, полити­ческим, социальным и духовным уровнем развития общества разно­видность общей культуры, представляющая собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению.

В зависимости от степени распространенности (действенности) можно рассматривать правовую культуру общества, групп и коллек­тивов, а также правовую культуру отдельной личности. Социальное назначение правовой культуры выражается в выполняемых ею функциях. К основным из них относятся: ценностная, познаватель­ная, прогностическая, регулятивная, коммуникативная, правосо- циализаторская функции и другие направления ее воздействия на социально-правовую действительность.

Основными направлениями процесса формирования правовой культуры являются формирование навыков и привычек правомер­ного поведения в форме правовой агитации, правовой пропаганды, правового воспитания, правовое обучение и образование.

Правовое сознание личности в значительной степени формирует правовая социализация. Она оказывает огромное влияние на ста­новление правовой культуры личности. Правовая социализация - это усвоение человеком правовых знаний и требований, постепенное овладение необходимыми социально-правовыми навыками с целью формирования и обеспечения правомерного (законопослушного) поведения.

1. Понятие правосознания, его структура и виды.

2. Правовая культура.

1. Понятие правосознания, его структура и виды.

Общество, в отличие от природы, представляет собой продукт взаимодействия людей, наделенных волей и сознанием. На основе сознания, то есть представлений, идей, чувств и переживаний, люди вступают в общественные отношения. Однако сознание личности, группы людей, общества не только отражает, познает окружающий мир, но и активно преобразует его. Именно общественное и индивидуальное сознание формирует ценностное отношение к действительности.

Формами общественного сознания являются мораль, религия, наука, идеология, правосознание. Как особая форма общественного сознания правосознание представляет собой совокупность взаимосвязанных идей, теорий, чувств, настроений, выражающих отношение общества, группы лиц, индивидов к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Правосознание как способ духовного осознания правовой действительности и ее изменения в соответствии с представлениями о желаемом правовом порядке обладает рядом признаков:

– правосознание является специфической формой общественного сознания, в которой экономические, социальные, политические и иные интересы осознаются как правовые;

– правосознание включает в себя как отношение к прошлому и действующему праву, так и представления о желаемом правовом порядке;

– правосознание сопоставимо с источниками права, ибо оно составляет систему общепризнанных идеалов, ценностей, идей, признаков;

– носителями правосознания выступают субъекты права;

– правосознание является внутренним мотивом правового поведения;

– правосознание в отличие от морального, политического и иных видов общественного сознания представляет собой более четкую, определенную и жесткую систему взглядов и представлений, поскольку оно основано на нормах права.

Элементами правосознания считаются правовая идеология (система правовых взглядов, идей и представлений ) и правовая психология (чувства, настроения, эмоции, переживания, стереотипы, привычки, на основе которых формируется отношение общества, группы лиц или индивидов к праву ). Самостоятельным элементом правосознания можно назвать правовой менталитет совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить и переживать эмоциональные состояния по поводу правовых отношений, устойчивая настроенность мотивации и ценностных ориентаций человека, сплачивающая его в социальные группы и исторические общности, следующие единым правовым нормам.

Данная модель в большей степени характеризует нормативное сознание, чем правосознание. Правосознание как действующий феномен имеет мало общего с моделью нормативного сознания. Оно представляет собой осознанное и духовное правочувствование, которое проявляется в признании ценности права и в стремлении к справедливости. Нормативное сознание, напротив, признает только силу закона, видит в правовых предписаниях средство обуздания индивидуальных притязаний и стремится использовать право как в целях защиты, так и нападения.

Правосознание выполняет несколько функций: регулятивную, познавательную, оценочную и прогностическую.

Наиболее важной функцией правосознания является регулятивная. Чем выше правосознание, тем крепче законность и правопорядок в обществе и, напротив, чем ниже правосознание, тем больше совершается правонарушений. Познавательная функция правосознания проявляется в качественном овладении правовыми знаниями, умениями и навыками. Оценочная функция правосознания проявляется в определенном отношении к праву. Это отношение по своему характеру может быть положительным, отрицательным, двойственным либо индифферентным (безразличным). В любом случае сознательно-волевое отношение к праву реализуется в практических действиях либо в бездействии индивида. Прогностическая функция правосознания заключается в умении предвидеть результаты правотворческой, правоприменительной, научной, правомерной и неправомерной деятельности.

Правосознание можно классифицировать:

1. По характеру субъектов – на массовое, групповое, индивидуальное.

Массовое правосознание отражает общественное мнение в отношении роли и ценности права в жизни общества и проявляется в правовых взглядах, идеях, представлениях и правовых установках, поддерживаемых обществом.

Групповое правосознание выражает специфику правового сознания конкретных социальных групп.

Индивидуальное правосознание представляет собой систему познавательных, ценностных и мотивационных элементов, характеризующих отношение личности к праву и правовым явлениям.

2. По уровню выделяют три вида правосознания: эмпирическое (обыденное), профессиональное (юридическое) и доктринальное (научное).

Наименее глубоким является обыденное правосознание. Представления о праве на этом уровне ограничены личным опытом и житейскими устремлениями. Знания имеют фрагментарный, зачастую поверхностный и бессистемный характер. Отношение к праву противоречиво и во многом зависит от господствующих настроений и сиюминутных эмоций. В бытовом правосознании преобладают психологические элементы.

Профессиональное правосознание включает в себя программные юридические знания и предметно-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно реализовать правовые нормы и качественно применить правовые навыки.

Доктринальное правосознание имеет концептуальный характер. Его содержание составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. Отличительными свойствами доктринального правосознания являются целостность, системность, способность к прогнозированию. Отношение к праву и правовым явлениям у носителей доктринального правосознания обусловлено теоретическими воззрениями.

Вследствие различных причин правосознание может иметь различные дефекты и деформации.

Профессиональные деформации представляют собой искаженные под воздействием неблагоприятных факторов профессиональной деятельности представления и взгляды юристов на право и правовую действительность.

В зависимости от характера искажений можно выделить два типа деформаций: репрессивный и криминальный. В случае репрессивной деформации сотрудниками правоохранительных органов овладевает отрицательное отношение к гражданам – все население воспринимается как контингент правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, вплоть до несанкционированного насилия. Например, можно говорить о начале репрессивной деформации правосознания у капитана Жеглова, героя произведения братьев Вайнеров «Эра Милосердия», говорившего: «Наказание без вины не бывает!»

При криминальной деформации сотрудники правоохранительных органов приходят к убеждению, что правонарушения являются вполне приемлемыми способами удовлетворения жизненных потребностей. Обычно криминальная деформация начинается с пьянства, разврата и злоупотребления властью, а затем приводит к смычке с преступными элементами либо полному криминальному перерождению.

Дефекты правосознания – это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его тенденциозности или несформированности. Наиболее распространенными дефектами правового сознания являются правовой нигилизм, правовой фетишизм, правовой идеализм, правовой релятивизм, правовой субъективизм и правовой инфантилизм.

Правовой нигилизм (от лат. «nihil» – «ничто») – это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, непризнании его силы и социальной ценности. Носители этого дефекта склонны подчиняться только насилию и сами действуют с позиций силы.

Правовой фетишизм – это вера во всесилие закона, в его принудительную силу. Фетишисты ошибочно считают, что хорошие законы способны решить все проблемы общества без участия граждан в их реализации.

Правовой идеализм – это слепая вера в торжество закона при полном отказе борьбы за право. Идеалисты ошибочно считают, что право защищает законные интересы автоматически, без вмешательства заинтересованных лиц.

Правовой релятивизм проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональный кривотолк. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием.

Правовой субъективизм – это одностороннее отношение индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.

Правовой инфантилизм – это слабое знание права и незрелое отношение к нему как явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному. Носители «темного» инфантильного правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов их защиты.

2. Правовая культура.

Правовая культура в широком смысле – это правовая культура общества, которая охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе ясные законы, совершенную законодательную технику, развитую правовую науку, высоко организованную юридическую практику и другие качественные достижения в области правовой деятельности.

Правовая культура в узком смысле, то есть культура отдельного лица, является элементом общей культуры личности и включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информированности. Правовой культуры чужды правовой нигилизм и правовой фетишизм.

В юридической литературе в качестве структурных элементов правовой культуры выделяют цивилизованное право, высокое правосознание, законность, правопорядок и эталонное поведение субъекта. Вместе с тем, структура правовой культуры может быть представлена как системное образование, которое включает в себя культуру правового сознания, правового поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения характеризуется наличием правовой ориентации и определенным характером и уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

Правовую культуру можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от уровней выделяют три вида правовой культуры: обыденная, профессиональная и доктринальная.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правовая культура имеет поверхностный и неглубокий характер. Такой уровень культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми навыками и умеют действовать профессионально.

Доктринальный уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.

Правовая культура выполняет несколько функций: познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, коммуникативную и прогностическую.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка. Регулятивная функция правовой культуры осуществляется посредством реализации правовых и других социальных норм. В этом смысле правовая культура обеспечивает следование правовым предписаниям и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в «измерении» индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. В результате культурно-правовой оценки одни элементы правовой действительности получают одобрение, другие – подвергаются критическому осмыслению.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей. Коммуникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Общественное сознание обладает определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (научное, эмпирическое и др.) и формы. Последние классифицируются по характеру общественных отношений на религиозное, этическое, эстетическое, политическое сознание. Особое место занимает правовое сознание.

Правосознание - форма общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о действующем или желаемом праве и о регулируемом им поведении. Правовое сознание не может существовать обособленно от иных форм общественного сознания (например, морали или политического сознания), которые активно воздействуют на формирование правовых идей и убеждений, однако оно характеризуется рядом существенных особенностей:

1 В правосознании отражаются только те явления окружающей действительности, которые непосредственно связаны с правом. Объектами правосознания могут быть нормативно-правовые акты и процесс их создания, реализация правовых норм в правоотношениях, правоприменительная практика, действия правоохранительных органов и т. д.

2. Осознание правовых явлений жизни общества происходит, как правило, посредством юридических понятий и категорий (например, преступление, наказание, юридическая ответственность).

3. Правосознание формируется многими поко-ениями людей и характеризуется преемственностью.

Структура правосознания включает в себя два элемента: правовую психологию и правовую идеологию.

1. Правовая психология - система правовых чувств, эмоций, настроений, иллюзий, привычек, выражающих отношение граждан как к действующему праву, так и к желаемым правовым явлениям. Одним словом, правовая психология представляет собой эмоциональное восприятие людьми правовых явлений (например, чувство уверенности в справедливости закона, прочности правопорядка, нетерпимое отношение к правонарушителям). На основе психологических элементов формируются идеологические.

2. Правовая идеология - это систематизированное, научно обоснованное, теоретизированное отражение правовых явлений (правовые знания, понятия, категории, принципы, убеждения, идеи, оценки перспектив развития права). Правовая идеология формируется путем более глубокого, рационального осмысления правовой действительности, а иногда и путем научного обобщения политико-правового развития общества. Однако правовая психология в структуре правосознания имеет первичный характер, поскольку правовые чувства и эмоции зачастую возникают ранее правовых идей.

По субъектам правосознание может быть индивидуальным, групповым и общественным. Под групповым правосознанием понимают отношение к праву различных групп и коллективов. Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности того или иного общества. В результате усвоения и активной переработки на основе личного опыта системы ценностей группового и общественного правосознания складывается индивидуальное правосознание отдельного человека.

В зависимости от уровня, глубины отражения правовой действительности правосознание делится на обыденное, профессиональное и научное.

Обыденное (эмпирическое) правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных жизненных условий людей, их личного опыта и правового образования. Обыденное правосознание отражает непосредственно воспринимаемые конкретные правовые явления. Оно обычно индивидуально, хотя бывает и групповым, и общественным, отражая массовые представления людей о праве.

Профессиональным правосознанием обладают юристы, специалисты-практики. Оно характеризуется тем, что идеологические и психологические элементы гармонично сочетаются в нем с умениями и навыками познавать право и применять его при анализе и решении конкретных юридических вопросов. Профессиональное правосознание реализуется в решении конкретных юридических дел.

На основе глубокого и специального исследования правовой действительности, выявления закономерностей ее развития, сопровождающегося правовыми обобщениями, формируется научное (теоретическое) правосознание. Его содержание - правовая идеология, форма выражения - нормативно-правовые акты, юридическая наука. Этот уровень является непосредственным источником правотворчества.

С правосознанием тесно связана правовая культура, представляющая собой, однако, более широкое явление, будучи неотъемлемой частью общей культуры человека и общества. В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые ценности, все, что создано людьми и их коллективами в правовой сфере (законодательство, правовая наука, система правоохранительных и судебных органов, режим законности и т. д.)- Правовая культура в узком смысле - это определенный уровень правосознания, включающий в себя знание действующего законодательства, правильное его понимание, соблюдение, исполнение, использование, применение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Высший уровень правовой культуры - социально-правовая активность, использование правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка. Человек, обладающий таким уровнем правовой культуры, не является посторонним наблюдателем, созерцателем общественных процессов, активно включаясь в решение социальных проблем.

Правовая культура включает в себя знание и понимание права, развитие правового мышления, юридических установок, идей, убеждений, представлений и взглядов, т. е. отражает уровень зрелости правосознания. Поэтому в структуру правовой культуры входят и психологические элементы (правовая психология), и идеологические элементы (правовая идеология), и поведенческие элементы (юридически значимое поведение).

Правовую культуру в зависимости от ее носителей можно разделить на индивидуальную и общественную. Последняя характеризует качественное состояние правовой жизни общества. Уровень правовой культуры общества зависит от степени развитости правосознания населения, от уровня правотворческой культуры, от правоприменительной, правоохранительной деятельности, от степени совершенства всей системы правовых актов. Большое влияние на уровень правовой культуры общества оказывает правовая культура государственных организаций и служащих.

Высокий уровень правовой культуры общества является важнейшей предпосылкой режима законности и правопорядка, гарантией демократии, условием формирования гражданского общества и правового государства.

Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание - целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения.

Выделяют следующие формы правового воспитания:

а) самовоспитание и самообразование (чтение юридической литературы, знакомство с текстами нормативно-правовых актов и др.);

б) формирование правосознания и правовой культуры в семье;

в) распространение правовых знаний через средства массовой информации, публикации научно-популярных, научных, нормативных материалов, передачи радио и телевидения на правовую тематику;

г) преподавание юридических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях;

д) профессиональная юридическая подготовка в средних специальных (колледжи, лицеи, гимназии и пр.) и высших учебных заведениях;

е) популяризация правовых знаний учеными-юристами (чтение публичных лекций, выпуск книг и брошюр);

ж) система юридической учебы (курсы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров) должностных лиц органов государственной власти и управления (особенно правоохранительных органов).

Однако не менее важна для правового воспитания и юридическая практика. Если жизненный опыт человека расходится с официальными просветительскими установками, то приоритет неизбежно будет за жизненным опытом. Правовая воспитанность общества в более значительной степени зависит от качества законодательства, практики и форм правоприменения, состояния судебной защиты прав и свобод человека, уровня раскрываемости преступлений, вообще от общей упорядоченности правовой сферы, чем от усилий правовой пропаганды.


| |

3. Правовая культура: сущность и виды.

4. Правовое воспитание.

1. Понятие, структура, виды и функции правосознания

Правосознание возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание оказывают воздействие: социально-политические, экономические, культурные, правовые факторы. Взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Правовое мировоззрение.

Каждый человек является носителем определенного правосознания. Неважно какого - высокого или низкого, развитого или незрелого, правильного или искаженного. Главное то, что гражданин имеет собственное мнение о праве, пусть и не вполне компетентное. Задача заключается в том, чтобы формировать у всех нужное, должное, желаемое правосознание.

Правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков. Это - разнообразные, порой полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или отрицательная реакция на его действие.

Юридическое мировоззрение было отличительной чертой общественного сознания древних римлян. Римское частное право – защита частной собственности.

Для буржуазного общества характерно юридическое мировоззрение с учетом принципов свободы, равенства, справедливости, гуманизма.

Особую роль правосознание играет в судебной, прокурорской и следственной практике. В истории нашей страны использовалось "революционное правосознание".

Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, правам, обязанностям, правосудию и т.д.)

Элементы правосознания:

Правовая идеология, т.е. правовые идеи, взгляды, принципы, требования общества и населения;

Правовая психология - совокупность правовых чувств, ценностей, настроений, желаний, переживаний, эмоций. В уголовном праве при квалификации некоторых преступлений принимаются во внимание такие психологические состояния лица, как сильное душевное волнение (аффект), цинизм, жестокость, низменные побуждения, невменяемость и т.д. В соответствующих случаях назначаются психологические экспертизы. Вообще субъективная сторона правонарушения определяется в науке как психическое отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям.

Примерами сильных эмоциональных проявлений могут служить факты, когда люди возмущаются каким-либо особо тяжким преступлением, беззаконием, грубым произволом, негодуют по поводу того, что преступник не пойман и не осужден. Или, напротив, испытывают чувство удовлетворения тем, что зло наказано и справедливость восторжествовала, законность восстановлена. Это - психологическая сторона правосознания.



Поведенческие элементы (привычки, установки, готовность к деятельности...)

Функции правосознания:

1. Познавательная (получение юридических знаний). Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

2. Оценочная (определенное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики). Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т.е. критической. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка). Уйти от оценочного суждения правосознания очень трудно.

Правосознание определяет "что такое хорошо" и "что такое плохо" в правовой сфере.

3. Регулятивная (правовые установки и ценностно-правовые ориентации).

4. Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов. Прогнозирование - важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также предполагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона дает отрицательные результаты, то это означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован. Типичный пример - принятые в середине 1980-х гг. (в разгар "перестройки") так называемые антиалкогольные законы, принесшие при их реализации только вред. Прогнозирование включает в себя учет всех объективных и субъективных факторов, могущих повлиять на правовое развитие страны, ход правовой реформы.

Основные черты правосознания:

Является одной из форм общественного сознания;

Состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;

Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

Обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;

В отдельные периоды развития общества является формой права;

Ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения.

Виды правосознания:

1. По субъектам:

- Общественное правосознание выражает правовые воззрения определенной части общества (пенсионеров, студентов, военнослужащих…)

- Индивидуальное правосознание - это представления о праве и правовых требованиях, которые имеет каждый гражданин. Уровень индивидуального правосознания у различных людей различен, зависит от возраста, опыта, образования…

- Массовое, "эффект толпы". Французский социолог Гюстав Лебон одним из первых заявил о начале эры толпы и стал системно изучать это явление. Он считал, что толпе чужда демократия. Ей обязательно нужен вождь (за это ученого обожал Гитлер). Главное свойство толпы - это превращаемость. На эмоциональном фоне она может впадать в ярость, ужас, страх и иные полярные состояния, несовместимые с правовым характером действий. Это может происходить спонтанно и в то же время может намеренно стимулироваться.

Таким образом, провокаторы могут добиваться социальных беспорядков с достижением в последующем определенных политических целей, вплоть до изменения государственного строя. В то же время руководители при помощи грамотных действий специальных служб и применения психологических приемов могут переориентировать ее действия, превратить толпу одного вида в другой.

Слухи! Соль подорожает! Вижу огни!

Социологи различают понятия "толпа", "массы" и "народ".

2. По уровням правосознание делится на обыденное (эмпирическое), научное (доктринальное) и профессиональное.

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений - в доказательности, компетентности, убедительности.

Обыденное правосознание - это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым. На этом же уровне нередко встречается индифферентное (безразличное) отношение к праву в силу крайне слабой осведомленности о нем. В то же время вырабатываются так называемые правовые привычки, когда субъект почитает и соблюдает законы потому, что так воспитан, приучен, таковы семейные и иные традиции.

2. Формы деформации правосознания. Правовой нигилизм, правовой идеализм.

Деформация правосознания - это искажение позитивных (положительных) идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Это противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, отрицание правовой системы и ее необходимости; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

Виды деформации правосознания

Правовой инфантилизм - бесформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке.

Правовой дилетантизм - вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям.

Правовой нигилизм

Нигилизм как общесоциальное явление. Нигилизм вообще (в переводе с лат. - "отрицание") выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это - одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.

Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер, Бакунин, Кропоткин и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь - культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике.

Однако в целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в наше время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. Выбираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм.

Социальный нигилизм особенно распространился у нас в период "перестройки" и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. Развенчание и осмеяние прежнего опыта, сложившихся культурно-исторических традиций и привычек, изображение уходящего времени только в черных красках, глумление над людьми старшего поколения, их романтизмом, верой в будущее. "У нас все плохо, у них все хорошо".

В то же время значительные слои населения резко осуждали "танцы на гробах".

Отречение от всего, что было "до того", от старых фетишей объективно подпитывало нигилистические разрушительные тенденции. Ниспровергались не только коммунизм, партия, идеология, режим, но и (вольно или невольно) страна, культура, народность, традиции, государственность.

Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых ("рыночных") ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против "шоковых" методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров.

В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти. Представления о праве как указаниях "начальства" настойчиво культивировались в народе - то, что исходит "сверху", от властей, то и есть право.

Не зря говорят: "На Руси всегда правили люди, а не законы". Отсюда - наплевательское отношение к закону как свойство натуры русского обывателя. Герцен: жить в России и не нарушать законов нельзя. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство. Салтыкова-Щедрин: суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, морально-психологическая неустойчивость общества.

Политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий.

Некомпетентность и бестолковость чиновников.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, реальное поведение. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.

Формы выражения правового нигилизма .

1. Прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Это уголовно наказуемые деяния, гражданские, административные, дисциплинарные.

2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) стремятся жить по "своим правилам", а не по требованиям правовых норм. Неисполняемость законов - признак бессилия власти. Неподчинение же законам наносит не меньший вред обществу, чем их прямое нарушение.

Еще римские юристы провозгласили: бессмысленны законы в безнравственной стране. Они также утверждали, что бездействующий закон хуже отсутствующего. В России сложилась ситуация, когда игнорирование юридических норм, самой Конституции стало привычкой.

3. Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов. Коллизии в праве.

Между законами, указами, судебными решениями, правительственными постановлениями, а также между федеральными и региональными актами.

Противоречия бюджетов, суверенитетов, компетенций, юрисдикций, телерадиоэфиров, кланов, "авторитетов", олигархов, компроматов и т.д.

4. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции.

Целесообразность может быть государственной, партийной, местной, региональной, практической, идеологической и даже личной.

5. Конфронтация (противостояние) представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях.

6. Нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.

Характерные черты современного правового нигилизма :

Подчеркнуто демонстративный, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность;

Глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

Многообразие форм проявления - от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от "верхушечных" до бытовых;

Особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;

Слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый разрушительный процесс;

Охват всех сфер жизни, тотальный характер.

Пути преодоления правового нигилизма.

Повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др.

Выход общества из социального, экономического, политического, духовного, нравственного кризисов.

Правовой фетишизм (или идеализм) - гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Это прямо противоположное правовому нигилизму явление.

Безграничная вера в закон существует на протяжении всей истории человечества. Специалисты отмечают следующие основные формы проявления правового идеализма :

1. Необоснованное забегание законодательства вперед, выражающееся в том, что ни само государство, ни население не готовы выполнять предлагаемые правовые предписания.

2. Отсутствие реального механизма, предназначенного реализовывать правовые предписания.

3. Отсутствие в государстве надлежащих политических, идеологических, экономических, социально-психологических и иных условий, в которых должна действовать норма права.

Если правовой нигилизм означает недооценку или игнорирование права, то правовой идеализм - его переоценку, идеализацию. Оба эти явления происходят из-за юридического невежества, неразвитого и деформированного правосознания, дефицита политико-правовой культуры.

Идеи о возможности принципиального изменения общества с помощью одних только мудрых законов - древнего происхождения: Платон, французские просветители.

В практическом плане на право нельзя возлагать несбыточные надежды - оно не всесильно. Наивно требовать от него большего, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института. Непосильные задачи могут только скомпрометировать право. Поэтому его нельзя возводить в абсолют.

Якобы достаточно принять хорошие, умные законы, как все сложнейшие и острейшие проблемы общества будут решены.

Нужны, прежде всего, социальные, экономические, политические, организационные и иные меры - плюс законы. Лишь совокупное действие всех этих факторов может дать желаемый эффект.

Закон, как известно, есть официальное признание факта и не более того. Он лишь оформляет, "протоколирует" реально сложившиеся отношения. Как ни избиты у нас слова классиков о том, что право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества, они верны, так как проверены практикой.

Любому государству хочется побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в Конституции желаемые отношения.

Распространению юридического идеализма способствовало и то, что у нас долгое время преобладал чисто прагматический подход к праву (орудие, инструмент, средство, рычаг и т.д.). В соответствии с этим на право взваливали "неподъемный груз", возлагались слишком большие надежды, которые в дальнейшем не оправдались.

Инерция политического и правового идеализма идет еще от старых коммунистических времен, когда господствовал своего рода культ всевозможных планов, решений и постановлений - "исторических", "судьбоносных", "эпохальных" о дальнейшем развитии, усилении, укреплении, повышении чего-либо... Насаждалась безоглядная вера в их магическую силу. И все они, как правило, переводились на язык законов, которые из-за этого сильно напоминали партийные резолюции.

Например, указы и другие акты о борьбе с коррупцией и преступностью давно охарактеризованы в печати как популизм, демагогия. Они не только не приводят ни к какому прорыву в данной области, а, скорее, наоборот, усугубляют положение, подрывают веру людей в закон и власть.

"Федеральная программа борьбы с преступностью принята для того, чтобы сказать: уважаемая общественность, борьба с преступностью ведется".

В это вкладываются огромные деньги.

Если тот или иной закон не работает, это еще не означает, что он плох. Не все зависит от самого закона. Определенные слои населения психологически не готовы к переменам, нередко сопротивляются им. Юридические нормы не могут развязать тугие клубки возникающих противоречий, а в ряде случаев встречают противодействие. Еще Дж. Локк советовал: "Создавайте немного законов, но следите за их соблюдением".

Правовая демагогия - общественно опасное, внешне эффектное воздействие отдельного лица либо различных объединений граждан на чувства, представления, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего представления правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народа и благосостояния государства.

3. Правовая культура: сущность и виды

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества.

Люди соблюдают или не соблюдают законы не столько по причине правовой осведомленности, но вследствие отношения к праву и к практике его применения.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура - важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.

В отечественной юриспруденции - Гранат, Кейзеров, Каминская, Ратинов, Сальников, Семитко, Синюков и др.

Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю.

Характерные черты правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Правовая культура отдельных социальных общностей - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания того или иного класса, общественного слоя, особых социальных групп. Высокого уровня правовой культуры требует юридическая профессия, связанная с нормативно-правовым регулированием общественных отношений, обеспечением правопорядка, правовой оценкой поведения членов общества.

Правовая культура общества - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания общества в целом, компетентно-профессиональное творение норм права, их социальная эффективность.

Высокий уровень правовой культуры - важнейший признак правового государства. От уровня правовой культуры зависит степень общественной активности граждан, их непосредственного участия в управлении государственными, общественными делами. Чем выше уровень правовой культуры, тем качественнее и эффективнее правотворческая и правоприменительная деятельность, тем совершеннее институциональное обустройство государства, деятельность его органов.

Формирование правовой культуры, ее содержательная определенность достигаются посредством правового воспитания, включающего привитие специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков.

Главным фактором в правовом воспитании выступает существующая в государстве система юридического образования (начального, среднего, высшего), обеспечивающая приобретение необходимых знаний о феномене права как социальном явлении, принципах и приемах правотворческой и правоприменительной деятельности, способствующая развитию чувства уважения к праву, активной и справедливой правовой позиции в сфере общественных отношений.

Поскольку не все члены общества приобретают специальное юридическое образование, важное значение для формирования правовой культуры имеет пропаганда правовых знаний, навыков, правовой идеологии, т.е. их распространение и компетентное разъяснение, среди различных слоев населения по месту их жительства, учебы, работы с учетом национального фактора, что особенно актуально в многонациональных государственных образованиях. Осуществляется это работниками юстиции, юристами (учеными и практиками) как в прямой устной форме (например, в форме бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов и т.п.), так и посредством использования широкой сети средств массовой информации - радио, телевидения, печати, Интернета.

Существенный вклад в деятельность по пропаганде правовых знаний вносят уполномоченные по правам человека (омбудсмены), занимающиеся, кроме своих обязанностей по внесудебной защите прав человека, правовым просвещением по вопросам прав человека, форм и методов их защиты. Уполномоченные, в частности, в школах и вузах выступают с лекциями, проводят семинары на темы об основных направлениях деятельности государственных правозащитных органов, о международных стандартах в области прав человека, осуществляют подготовку, издание и распространение периодических и информационных материалов, просветительской литературы, связанной с охраной и защитой прав человека.

Ценностную значимость имеет взаимосвязь правовой культуры с нравственной культурой, генетическая и функциональная специфика которой обусловлена закономерностями общественного бытия и имеет диалектический характер. И та и другая содержат определенный регулятивный потенциал, отражающий человеческие потребности, интересы, но сферы непосредственного действия этих культур не идентичны. Они не имитируют друг друга, ни одна из них не подчинена другой, и вместе с тем они не противостоят друг другу, имманентно взаимосвязаны. Повышение правовой культуры невозможно без повышения нравственной культуры, и наоборот.

4. Правовое воспитание

Правовое воспитание - целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Цель правового воспитания - выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Воспитание человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.

Среди форм правового воспитания обычно выделяют:

а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение "круглых столов"; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода "юридический всеобуч");

б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.);

в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);

г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.

Весь процесс современного правового воспитания должен быть направлен на достижение указанных целей, формирование высоких волевых качеств личности, способной защитить добро от зла, право от неправа, справедливость от несправедливости.

Реферат по предмету:

«Правоведение»

Тема: «Правосознание и правовая культура»

Введение

1. Понятие, структура и виды правосознания

2. Правовая культура: понятие, структура, уровень

Заключение

Список литературы

Введение

Формирование правосознания является процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума.
От утопического, мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому – так можно определить основной вектор в продвижении общественною сознания к дальнейшим рубежам и высотам. Правосознание придает общественному сознанию характер рациональности, сознания «здравого смысла». Такое утверждение может показаться странным, но по сути в нем нет ничего удивительного. Растет роль и ценность права как основной регулятивной системы, которая формирует цивилизованное общество. Соответственно, совершенствуется и юридическое мировоззрение, которое становится условием благополучного существования индивида, его коллективных образований, общества.
Разумеется, правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертывание во времени.
В данном реферате мы рассмотрим понятие правосознания, его структуру и виды, а также правовую культуру, правовое воспитание и правовую социализацию.

1.Понятие, структура и виды правосознания

Правосознание - это совокупность идей, взглядов, представлений о том, каким должно быть право с точки зрения его справедливости, а также целесообразности, эффективности в утверждении ценностей, признанных в обществе и складывающихся на их основе оценок и чувств. Правосознание - явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.

Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, с другой - определенное к нему отношение. В правосознании выражается одобрение или неодобрение существующего права, представления о том, каким должно быть хорошее, нужное, необходимое право, на каких принципах, идеях оно должно строиться.

Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

Правосознание - сложное по своей структуре явление. Оно складывается из знания права, правовой идеологии, оценок, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

Знание права - необходимый элемент правосознания, элемент информационный. Чтобы оценить право, выразить к нему свое отношение, необходимо обладать хотя бы минимумом информации о праве или конкретном законе. Объем этой информации, конечно, различен у разных субъектов, и зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия профессиональной юридической подготовки, места работы и т. д. В зависимости от уровня знаний право и правосознание подразделяются на виды: обыденное (любого гражданина), профессиональное (лиц, профессионально занимающихся юридической деятельностью) и научное (лиц, занимающихся наукой в сфере права).

Правовая идеология - это идеи, взгляды, представления о том, каким должно быть право с точки зрения определенной системы ценностей. В этих идеях отражается то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях отражаются прежде всего общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, его правовая безопасность и социальная защищенность, а также ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества.

Правосознание, его идеи - это форма общественного сознания. Как таковое оно, безусловно, имеет социально-экономические истоки. Оно коренится в условиях жизни самого общества, отражает ценности, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные его социальные группы и классы.

Подчеркивая общечеловеческий характер многих правовых идей, не следует забывать, что есть и такие правовые идеи, которые имеют классовый характер и разделяются далеко не всеми членами общества, социальными группами. Между тем в последнее время стало модным обходить этот вопрос - вопрос о классовом характере правосознания. Однако не следует забывать, что правовая идеология остается именно идеологией, в качестве таковой она является частью политической идеологии. Политические идеи закладываются в программах политических партий, в их избирательных платформах прежде всего в виде правовых идей. Это и объяснимо: партии ведут борьбу за политическую власть для того, чтобы эти идеи воплотить в законы, чтобы с помощью законов достичь тех целей, к которым эти партии стремятся. Поскольку партии выражают интересы определенных социальных групп, классов, то и многие правовые идеи (конечно, далеко не все) носят классовый характер.

В нашей стране политическая борьба партий концентрируется (как, впрочем, и везде) вокруг основополагающих ценностей, собственности и власти. Эта борьба в определенной мере выступает как борьба правовых идей, борьба за то, какие из них следует воплотить в праве. Здесь мы встречаем зачастую противоположные идеи: установить ли право частной собственности на землю с ее свободной куплей-продажей или рассматривать ее как общенародное достояние; регулировать ли цены или оставлять их свободными; сохранить ли свободу внешней торговли или установить государственную монополию; расширить ли законодательно права парламента или предпочесть сильную президентскую власть; оставить ли республику президентской или заменить ее парламентской и т. д. Перечень идей, зачастую противоположных, которые стремятся те или иные политические силы воплотить в законах, можно было бы продолжить.

Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Возникает вопрос: как и на основе чего складываются, формируются правовые эмоции? Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, каким должно быть право справедливое, право эффективное в достижении определенных целей, утверждении определенных ценностей, какие правовые средства должны использоваться для их утверждения и охраны. Если тот или иной закон оценивается как закон справедливый, эффективный в утверждении желаемых для субъектов ценностей, то возникают положительные эмоции - чувства удовлетворения, радости и т. д. Если же закон находит негативные оценки, рассматривается как несправедливый, неэффективный, то, напротив, возникают негативные эмоции- чувства неудовлетворенности, огорчения, неприятия, злости и т. д.

Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка - это определенное психологическое состояние субъекта, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закрепленных правом. Правовая установка - это предрасположенность личности, ее психологическая готовность к соблюдению норм права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом, выражающаяся в предрасположенности к нарушению права.

Известны различные виды правосознания. По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер. Общественное и групповое правосоз-нание не существует вне индивидуального.

С точки зрения глубины отражения правовой деятельности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное. Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению.

Теоретическое (научное) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики, так как нет ничего более практичного, чем хорошая теория.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов, основанное на глубоком знании права и предполагающее уважительное отношение к праву.

Взаимодействие права и правосознания аналогично взаимодействию права и нравственности. Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права. В ходе правотворчества законодатель неизбежно стремится воплотить господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учетом правосознания. В рамках закона выбирается то решение, которое больше соответствует сложившемуся в обществе правосознанию.

Наконец, уровень правосознания общества способствует соблюдению и исполнению права. В свою очередь право формирует правосознание членов общества, способствует внедрению в их сознание правовых идей.

2.Правовая культура: понятие, структура, уровень

Правовое сознание дает представление о духовных ценностях индивида и общества. Но только с субъективной стороны, с той, которая выражается в чувствах, представлениях, идеях, а не в материализованном виде. Поэтому более глубоким и плодотворным в уяснении механизма правового воздействия на общественные отношения является освоение такой категории, как правовая культура.

Само понятие правовой культуры многопланово. Правовая культура предполагает:

определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; надлежащую степень знания населением законов; высокий уровень уважения норм права, их авторитета; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.). Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсальных обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизации. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру как на категорию, охватывающую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности. Основополагающей культурной ценностью является само право. Правы те ученые, которые уподобляют «изобретение» законов появлению, например, колеса. Закон как инструмент организации общественных отношений – пока непревзойденное и всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля. Открытие права, конструирование правовых законов является важнейшим завоеванием цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает право. Право как дитя культуры проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка. Об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие процессы, как парламентские процедуры по принятию законов и отправление правосудия по уголовным и гражданским делам. Если отвлечься от многообразных проявлений правовой культуры, не давать их перечень, но попытаться классифицировать, то можно выделить четыре разновидности: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Составные каждой из названных разновидностей могут быть классифицированы по своим основаниям. Но так или иначе все членения будут укладываться в четыре состояния культуры: идеолого-психическое; нормативное, фиксируемое совокупностью норм права; поведенческое, указывающее на характер правовых действий; объективированное, закрепляющее результаты правовой деятельности. Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. Разумеется, оценки эти относительны. Для одного общества на определенном этапе развития по отношению к каким-либо правовым явлениям будут употребляться одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка – другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Иными словами, как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизационные критерии в определении уровня культуры, и на той основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К их числу следует отнести: формирование чувств права и законности; освоение достижений логико-правового мышления; совершенствование законодательства; повышение уровня законопроектных работ; увеличение объема и качественное совершенствование право-послушного поведения; совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности; разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений; изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования. Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой – надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Было бы утопичным желание сделать каждого гражданина юристом. Но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм – это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекает задачи для тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях или по занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум. Эти задачи следующие: обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни; создать базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права; обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы; осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности»; активизировать правомерное поведение. Поддержание и повышение правовой культуры требуют постоянных усилий на пропагандистском, просвещенческом и образовательном уровнях. Формы такой работы известны: лекции среди населения, пропаганда и просвещение средствами массовой информации; лектории правовых знаний; специальные циклы лекций на предприятиях, в организациях и учреждениях в системе политики – правовой учебы; преподавание в общеобразовательных учебных заведениях, в техникумах и вузах; юридическое образование; занятия в системе повышения квалификации. Особые требования в части повышения правовой культуры предъявляются к должностным лицам. Это и понятно: они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказывается на уровне культуры в целом, включая и политическую, и нравственную. Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Однако в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируя при этом право и правопорядок.

Заключение

Анализ вышеизложенного материала по выбранной теме позволяет сделать следующие выводы. Формирование правосознания и правовой культуры – сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов.Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правового сознания и правовой культуры общества. Правосознание и правовая культура – необходимые условия сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правосознания и правовой культуры выше, чем в Росси. Тем более важно обучить этому будущих юристов – профессионалов, чтобы основную цель в своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, то есть защищать слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правового сознания и правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правового сознания и правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусства.Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правового сознания и правовой культуры.

Список литературы

1.Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина. – Москва: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996.

2. Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева. - 3-е изд., переработанное и дополненное - Москва: Юристъ, 2001.

3.Теория государства и права: Учебник для вузов/Под редакциейА.Ф. Черданцева. - Москва: Юрайт-М, 2002.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...