Институты конституции рф. Основные институты конституционного права: их понятие и соотношение


Под конституционно-правовым институтом понимается совокупность норм конституционного права, регулирующих определенную часть системы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих институтов ˸

· политическая система, государственный суверенитет и форма правления; права и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства;

· государственное устройство (в федеративном государстве регламентировано более подробно);

· избирательное право и избирательная система;

· законодательная власть и статус депутатов;

· исполнительная власть, институт главы государства и функции правительства;

· судебная власть и статус судей;

· конституционный контроль;

· местное управление и самоуправление.

5. Конституционно-правовые отношения и их субъекты .

Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между ᴇᴦο сторонами в основном в результате наступления юридических фактов). Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя) и судоустройства, избирательной системы, закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным [[отрасль права|отраслям права

К числу субъектов конституционного права относят˸

физические лица (прежде всего граждане , но также иностранцы , лица с двойным гражданством и лица без гражданства );

государство (посредством государственных органов );

субъекты федерации федеративном государстве ) и административно-территориальные образования ;

социальные и этнические общности (народ , нации и другие этнические группы , классы - в социалистических государствах и др.);

общественные объединения граждан (партии , общественные организации и пр.), например, в процессе избирательной кампании ).

6. Источники конституционного права Российской Федерации.

Источник права - это субстанция, содержащая норму отрасли права. Источники могут быть письмен­ные и устные.

Источники конституционного права отличаются большим многообразием, однако ведущую роль в их системе занимает Конституция РФ.

Среди источников конституционного права выде­ляют следующие.

1. Конституция РФ. Является Основным Законом РФ, обладает верховенством по отношению ко всем прочим законам и нормативным актам, которые долж­ны в свою очередь соответствовать положениям Кон­ституции РФ. Конституция РФ имеет прямое дей­ствие. Это означает, что при правоприменении она должна быть использована непосредственно, т. е. на её нормы можно сослаться в правоприменительном документе, жалобе, исковом заявлении и так далее при условии, что норма не требует дополнительной законодательной регламентации. Конституция являет­ся как бы почвой для принятия других законов, по­скольку устанавливает основы конституционного строя, федеративное устройство РФ, полномочия ря­да важнейших государственных органов, их компе­тенцию, а также порядок замещения федеральных должностей (таких, например, как судьи, Президент, депутаты и т. д.). Конституция РФ закрепляет основ­ные принципы функционирования механизма госу­дарства, задает систему ʼʼсдержек и противовесовʼʼ.

Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституци­онно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков. Конституционное право Российской Федерации является еди­ной отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.

Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее су­веренитета, верховенства федеральной Конституции. Совокуп­ность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законода­тельстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной от­расли конституционного права отдельного субъекта.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действую­щего механизма правового регулирования общественных отноше­ний в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законо­дательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права.

Отрасль права - не простая совокупность норм. Между норма­ми существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми свя­зями, которые существуют между ее нормами и определяют ос­новы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе от­расли отражаются основные линии взаимодействия и связи кон­ституционно-правовых норм.



Конституционное право, как и другие отрасли права, вы­страивается в систему институтов. Институты - это правовые образования-подсистемы отрасли права, структурирующие правовые нормы в группы или комплексы, регулирующие оп­ределенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последова­тельности, которая задается их юридическими свойствами.

Большинство государствоведов склонны представлять сис­тему институтов, основываясь на структуре Конституции Рос­сии. Такой подход не лишен оснований, так как на самом деле Основной закон Российского государства структурируется в разделы и главы, регулируя в них определенные, взаимосвя­занные конкретными признаками общественные отношения.

Основные институты, определенные Конституцией РФ следующие:

2. основы правового статуса человека и гражданина;

4. система государственной власти;

5. система местного самоуправления.

Особенность представленных институтов заключается в том, что они носят комплексный, интегрированный характер, и их единство обусловлено общностью правовых норм, на ос­нове которой они объединяются.

В приведенной классификации каждый из выделяемых ин­ститутов отличается значительной широтой охвата и разнооб­разием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы или подинституты. Ряд ученых, например, А.А. Безуглов и С.А. Солдатов , предлагают называть институты, определяемые Конституцией РФ, комплексными или генеральными, которые в свою вклю­чают несколько более узких конституционно-правовых инсти­тутов. Представляется, однако, что для удобства оперирова­ния терминологией целесообразнее использовать схему: ин­ституты и подинституты .

Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты как основы кон­ституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти. Некоторые государствоведы последний из названных институтов стремятся дифференцировать при решении научной задачи структуриро­вания отрасли конституционного права на институты. Например, по мнению М.В. Баглая , система российского конституционного права включает в себя следующие основ­ные правовые институты с их основными внутренними под­разделениями (подсистемами):

1. основы конституционного строя;

2. основные права и свободы человека и гражданина;

3. федеративное устройство государства;

4. избирательная система (избирательное право);

5. президентская власть;

6. законодательная власть;

7. исполнительная власть;

8. судебная власть и прокуратура;

9. местное самоуправление;

10. порядок внесения поправок и пересмотр Конститу­ции.

В приведенной классификации лишь институт системы го­сударственной власти подразделяется на подсистемы, осталь­ные, структурированные Конституцией РФ, представлены без градации. М.В. Баглаем особо выделяется также порядок вне­сения поправок и пересмотр Конституции РФ, который по степени значимости может быть вполне отнесен к основам конституционного строя и в рамках данного института интег­рироваться с основами государственного строя.

Основы конституционного строя можно подразделить на: 1) основы общественного строя и 2) основы государственно­го строя, либо представить в виде четырех элементов как:

систему основ политической; экономической; социальной; духовно-культурной жизни общества.

Институт основы правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты как:

· гражданство;

· основные личные права и свободы человека и гражданина;

· основные политические права и свободы человека и гражданина;

· основные экономические права и свободы человека и гражданина;

· основные социальные права и свободы человека и граж­данина;

· основные духовные и культурные права и свободы чело­века и гражданина;

· основные обязанности человека и гражданина.

Названные подинституты можно в свою очередь диффе­ренцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей на две группы: 1) права, свободы и обязанности, которыми обладают толь­ко граждане, и 2) те из них, которыми обладает любой человек, включая иностранцев и лиц без гражданства.

Возможны и другие градации. Например, как замечают АА. Безуглов и С.А.Солдатов , основные права свободы и обя­занности человека можно рассматривать как комплексный правовой институт, включающий в себя:

а) институт основных прав;

б) институт основных свобод;

в) институт основных обязанностей.

Система государственной власти может быть дифференци­рована на следующие подинституты:

· глава государства;

· парламент;

· правительство;

· судебная система и прокуратура.

Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как:

· правовые принципы федеративных отношений;

· правовой статус Федерации;

· правовой статус субъектов Федерации;

· правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.

Самым компактным по структуре является институт системы местного самоуправления , но и его можно структуриро­вать на подинституты, выделив, в частности:

· основы местного самоуправления;

· самоуправление населения;

· статус муниципальных образований;

· система органов местного самоуправления.

Вышеприведенный структурный анализ обнаруживает тот факт, что использование лишь структуры российской Консти­туции не позволяет охватить все институты конституционного права в их целостном виде. Наряду с рассмотренными выше, в системе российского конституционного права сформировались, по меньшей мере, еще и такие элементы как институт прямой демократии , подинститутами которого являются референдум, выборы, народное обсуждение важных вопросов и др., и инсти­тут системы общественной власти (система органов, статус и порядок деятельности общественных объединений).

Исходя из изложенного, уместно расширить систему ин­ститутов, структурируемых Конституцией РФ, и представить институты конституционного права России, по меньшей мере в следующем виде :

1) основы конституционного строя Российской Федерации;

2) основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации;

4) прямая демократия в Российской Федерации;

5) система общественной власти в Российской Федерации;

6) федеративное устройство Российской Федерации;

7) система государственной власти Российской Федера­ции;

8) система местного самоуправления в Российской Феде­рации.

По мнению Конюховой И.А ., такая система институтов позволяет более емко и ком­плексно охватить все содержание конституционного права России.

Каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования и норм, объединяемых в его рамках.

Институт основ конституционного строя Российской Федерации отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими институтами. Его нормы носят базовый характер для всей российской правовой системы, так как за­крепляют концептуальные идеи, основополагающие для дан­ного общества и государства. Содержание данного института полностью определено Конституцией России.

Сущностное содержание правового воздействия основ кон­ституционного строя влияет на все сферы общественных от­ношений, все стороны социальной реальности. Нормы данно­го института являются определяющими для всех других ин­ститутов конституционного права, направляют конституцион­но-правовое регулирование, предопределяют содержание всех других отраслей права.

Никакие другие положения Конституции России не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном федеральной Конституцией, а их пересмотр требует принятия нового основного закона Рос­сийского государства (ст.ст. 16 и 135 Конституции РФ). Таким образом, правовые положения, объединяемые данным институтом, обладают особой, наиболее высокой юридической си­лой по сравнению с положениями, объединяемыми другими институтами. Нормы данного института по своим функциям являются опре­деляющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.

В целом, институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфичес­кие черты . Нормы этого института:

1. воздействуют на общественные отношения путем установле­ния определенных начал устройства общества и государства;

2. как правило, не порождают конкретных правоотношений;

3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут проти­воречить никакие другие положения Конституции РФ;

4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;

5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Консти­туции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;

6. устанавливаются преимущественно в конституционной форме;

7. являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;

8. предполагают для практической и правовой реализации со­держащихся в них целей «включение» всех отраслей права;

9. призваны обеспечить системное закрепление концептуаль­ных идей, основополагающих для данного общества и государства.

Общерегулятивный характер имеют нормы, объединенные в институт основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации . Эти нормы реализуются по преимущест­ву вне конкретных правоотношений. Одной из сторон правоот­ношений выступает личность- человек и гражданин. В отноше­нии этих норм также действует особый режим охраны. Положе­ния, составляющие основы правового статуса личности не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конститу­ции России (ст.ст. 64, 135 Конституции РФ.). Непосредственная реализация конституционных прав и обязанностей осуществля­ется путем применения норм других отраслей права (трудовое, гражданское, семейное и другие отрасли права).

Нормы института конституционного права, закрепляющие ос­новы правового статуса человека и гражданина:

1. воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неот­чуждаемыми прав человека;

2. реализуются по преимуществу вне конкретных правоотно­шений;

3. входят в сферу взаимоотношений государства и личности;

4. включают в качестве субъекта права человека (гражданина), как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;

5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;

6. предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудо­вых, гражданских, семейных и др.).

Федеративное устройство Российской Федерации - ин­ститут, который объединяет нормы, регулирующие государст­венное устройство. Для данного института присущ специфи­ческий круг субъектов, их особая правоспособность. Имеются характерные черты и в составе норм данного института. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ раз­граничение предметов ведения и полномочий между федеральны­ми органами и органами субъектов РФ осуществляется Конститу­цией РФ, Федеральным и иными договорами. Некоторые особенности присущи соотношению федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов РФ по юриди­ческой силе. В предусмотренных Конституцией РФ случаях пос­ледние имеют приоритет перед федеральными законами (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ). Для норм данного института предусмот­рен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возника­ющих в процессе правоприменения, - путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд Российской Федерации.

Институты прямой демократии в Российской Федерации, системы общественной власти в Российской Федерации, системы государственной власти Российской Федерации и системы местного самоуправления в Российской Федерации также имеют свои особенности. Нормы данных институтов обладают свойством преимущественно прямого регулирую­щего действия и реализуются в конкретных правоотношениях. У данной группы институтов нормы российской Конституции по объему незначительны, но играют определяющую роль для текущего законодательства, регулирующего механизм реали­зации прямой демократии и разнообразных форм общественной власти, организации и деятельности государственной вла­сти и местного самоуправления.

Нормы института, который определяет систему органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:

1. это нормы преимущественно прямого регулирующего дейст­вия; они реализуются в конкретных правоотношениях;

2. в качестве субъектов возникающих на их основе правоотно­шений выступают органы государства и органы местного самоуп­равления в их статусе органов народовластия;

3. преобладающая часть данных норм устанавливается на осно­ве Конституции России в актах текущего законодательства, де­тально определяющих порядок образования органов, их компетен­цию, формы деятельности;

4. для норм этого института характерно специфическое, отлич­ное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Рос­сийской Федерации, а также на территориях, в которых осущест­вляется местное самоуправление.

Между конституционно-правовыми институтами существу­ет такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм дру­гого, определяют их направленность и содержание . Иногда од­на и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Например, полномочия Президента РФ назначать всероссийский референдум представ­ляют собой норму, входящую одновременно в два института: институт главы государства и институт прямой демократии.

Нормы института, закрепляющего основы конституцион­ного строя, занимают верхнее место в иерархии институтов конституционного права. В них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

Следующее верхнее положение занимает институт, уста­навливающий основы правового статуса человека и гражда­нина, его основные права, свободы и обязанности. Такое по­ложение этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государ­ственных и общественных структур и основной обязанностью государства.

Институт федеративного устройства создает предпосылки для организационного построения системы государственных органов. Нормы этого института устанавливают существую­щие в Российской Федерации государственно-территори­альные образования, разграничивают власть между Федераци­ей и ее субъектами, исходя из чего, строится система органов государства.

Для лучшего понимания системы отрасли конституционно­го права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с отраслью конституционного законодательства. Эти два право­вых явления связаны между собой, но не совпадают полностью. Для системы отрасли конституционного права характе­рен более высокий, чем для системы конституционного зако­нодательства уровень обобщения правовых норм. По структу­ре отрасль конституционного права шире одноименной отрас­ли законодательства. Источником права помимо законода­тельства являются правовые обычаи, решения судебной вла­сти Отрасль конституционного права образуется не только на формально-юридическом уровне, но и как система фактиче­ских конституционно-правовых отношений. Вместе с тем именно признание наличия одноименной отрасли законода­тельства служит в качестве одного из определяющих основа­ний для констатации факта существования полноценной от­расли конституционного права.

Конституционно-правовые институты отличаются друг от друга по следующим основаниям:

1. по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осу­ществляться в формах закрепления, установления, регулирова­ния, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;

2. по особенностям механизма действия конституционно-пра­вовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотно­шения общего характера;

3. по характеру направленности конституционно-правового ре­гулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения;

4. по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы дру­гих - всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотно­шений, конкретное выражение их правообязанностей;

5. по способу правовой защиты действия конституционно-пра­вовых норм, формам и методам ответственности правообязан-ных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - кон­кретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;

6. по специфике форм выражения охватываемых данным инсти­тутом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по пре­имуществу конституционную форму выражения, в других - пре­обладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;

7. по видовому характеру норм соответствующего конституци­онно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;

8. по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конститу­ционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционно-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосред­ственно в рамках конституционно-правового регулирования;

9. по целенаправленности правового регулирования. В рамках об­щего назначения отрасли конституционного права правовое регу­лирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот ре­зультат, который должен быть достигнут действием данной груп­пы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется законо­мерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституци­онно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не форму­лируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;

10. по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового ин­ститута показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;

11. по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, ко­торым подчинено совокупное действие всех норм данного инсти­тута.

Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.


В системе конституционного права принято также выделять следую­щие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1. основы конституционного строя;

2. основы правового статуса человека и гражданина;

3. федеративное устройство государства;

4. систему органов государственной власти и органов местно­го самоуправления.

По мнению, Козловой Е.И. и Кутафина О.Е. , такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, кото­рые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отно­шений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздей­ствия, его характеру.

К числу основных институтов конституционного права относятся институт основ конституционного строя (глава 1 Конституции РФ), институт прав и свобод человека и гражданина (глава 2 Конституции РФ), институт федеративного устройства Российской Федерации (глава 3 Конституции РФ), институт органов публичной власти (главы 4-8 Конституции РФ). Рассмотрим подробнее каждый из них.

Институт основ конституционного строя

Каждое современное государство обладает определенными свойствами, которые определяют его специфику. Они позволяют охарактеризовать государство как демократическое или тоталитарное, как республику или монархию и т.д. Совокупность таких свойств позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или, точнее, о государственном строе. Строй, зафиксированный в конституции государства, становится его конституционным строем, минимальными признаками которого ныне является судебная защита прав человека и разделение властей .

Конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

Легализация понятия «основы конституционного строя» является новым фактом не только для конституционного права нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конституции РФ, глава 1 которой так и называется: «Основы конституционного строя» . К основам конституционного строя относятся закрепленные в Конституции РФ устои, наличие которых призвано обеспечить России характер конституционного государства. Соответственно в главе 1 «Основы конституционного строя» закреплены не все общественные отношения, характеризующие российскую государственность и входящие в предмет конституционно-правового регулирования, а только наиболее важные из них. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образуют конституционно-правовой институт, занимающий ведущее место в системе конституционного права России. В нем получили юридическое выражение основополагающие ценности общественного и государственного строя России. Это - ценности демократии:

«Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство» (ч. 1 ст. 1); «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2); «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3); «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 3) и др.

Это - ценности государственности:

«Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ч. 1 ст. 4); «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории» (ч. 3 ст. 4) и др.

Это - ценности социального мира:

«Запрещается... разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13) и др.

В Конституции РФ эти и другие основополагающие ценности переведены на язык права, получив предметное выражение в принципах конституционного строя. К ним Конституция РФ относит: суверенитет народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; федерализм; республиканскую форму правления; разделение властей; правовое, демократическое, социальное, светское государство; политический плюрализм; социальное рыночное хозяйство; многообразие и равноправие форм собственности; признание и гарантирование местного самоуправления.

Важно охарактеризовать следующие основы конституционного строя.

Российская Федерация - это демократическое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ). Демократическое государство - это государство, в котором решение публичных дел происходит в соответствии с волей народа, большинства населения и власть не является монополией узкой группы лиц.

Российская Федерация является суверенным государством. Суверенитет государства означает возможность самостоятельно и независимо осуществлять государственную власть как в международных отношениях, так и внутри страны. Носителем суверенитета Российской Федерации является многонациональный народ Российской Федерации.

В Российской Федерации провозглашается народовластие. Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации единственный источник власти - ее многонациональный народ. Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством. Конституция РФ предусматривает две формы народовластия: непосредственное осуществление народом своей власти и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народом имеет место на выборах, референдуме, при проведении голосования по отзыву депутата, на собраниях, проводимых среди жителей муниципальных образований, и т.д. Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни. Высшие формы непосредственной демократии - референдум и выборы на основе всеобщего равного тайного голосования. Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности.

Российская Федерация - это государство с федеративным устройством, основными принципами его являются: государственная целостность РФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между различными уровнями государственной власти и государственными органами, равноправие субъектов РФ. Государственное устройство - это важнейший элемент государства, закрепляемый в Конституции РФ, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений. Российская Федерация юридически закрепляет добровольность объединения народов, но не предусматривает права выхода субъекта из Федерации. Россия состоит из следующих субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Конституцией РФ предусмотрена возможность расширения состава субъектов Федерации как за счет вступления новых субъектов, так и за счет изменения границ имеющихся субъектов, выделения из них нового. Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае его изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Равноправие субъектов проявляется общим для всех них определением предметов ведения, которое вытекает изст. 71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России. Если вопрос относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, то законы и иные правовые акты издаются субъектами в соответствии с федеральными законами по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, то они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Таким образом, конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории и по установлению структуры органов государственной власти на своей территории. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Федерации отнесены вопросы, которые носят общий характер и обеспечивают единство государства. К ведению Федерации относятся вопросы принятия и изменения Конституции РФ, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов власти, определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, национального развития России, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д. Самостоятельную группу образуют полномочия РФ в сфере внешних сношений и обороны.

Российская Федерация - это правовое государство, непреходящим общим началом которого является его связанность с правом. В своих началах, нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе «индивид - общество - государство». Взаимное равновесие элементов есть необходимое условие свободы, обеспечения юридической справедливости, при котором только и возможно правовое государственное устройство, отвечающее своему предназначению. Соответственно правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях государства с индивидами и различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.

Поэтому правовое государство характеризуется наличием такой системы законодательства, которое обеспечивает защищенность прав и свобод граждан, функционирование демократической организации государственной власти, основанной на принципе разделения властей, независимости суда.

В Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью. Государство обязано защищать, признавать и соблюдать права и свободы человека, установленные главой 2 Конституции РФ.

В Российской Федерации провозглашается принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательными (представительными) органами. Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и быть подотчетной главе государства. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение всей полноты государственной власти на одну из ветвей власти. Судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно. Ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью. Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом РФ. Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы всех ветвей власти, устанавливать способы их взаимного влияния.

В Российской Федерации провозглашается независимость местного самоуправления. Гарантии самостоятельности местного самоуправления установлены в ст. 12 Конституции РФ.

В Российской Федерации провозглашается идеологическое, политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений. Ни одна идеология в Российской Федерации не может устанавливаться в качестве государственной.

Российская Федерация - это светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Как видим, к основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления, которые не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства - и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются республиками (например, Великобритания, Дания, Япония). Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя РФ вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

Основы конституционного строя РФ могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией РФ. Никакие другие положения действующей Конституции РФ не могут противоречить основам ее конституционного строя (ст. 16). Неслучайно главу 1 Конституции РФ называют «конституцией» в Конституции РФ. Этим обеспечивается неизменность провозглашенной государственной воли народов России относительно фундамента всего правового регулирования государственной и общественной жизни России.

Однако это не означает автоматического обеспечения конституционного характера нашего государства. Для решения этой задачи требуется реализация на практике всех закрепленных в Конституции РФ основ конституционного строя. А здесь Российская Федерация, как показывает жизнь, находится еще на начальном этапе решения этой задачи.

  • Конституционное (государственное) право зарубежных стран / под ред.Б.А. Страшуна. Общая часть. М., 2000. С. 1-2.
  • Сам конституционный строй как форма организации российского государства содержательно закреплялся в той или иной мере и всеми российскими советскими конституциями. Впервые же он был юридически частично обозначен в Основных законах23 апреля 1906 г. - акте конституционного значения. См.: Кутафин О.Е. Российскийконституционализм. М. : Норма, 2008. С. 195.

Конституционное право, как и другие правовые отрасли, выстраивается в систему институтов. Институт – это правовое образование-подсистема отрасли права, структурирующая правовые нормы в группы или комплексы и регулирующая определенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.

Совокупность юридических особенностей каждой группы правовых норм придает им качество элемента отрасли. Исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются ими.

Основные институты конституционного права, определенные Конституцией РФ, следующие:

1) основы конституционного строя;
2) основы правового статуса человека и гражданина;
3) федеративное устройство государства;
4) система государственной власти;
5) система .

В приведенной классификации каждый из выделяемых институтов отличается значительной широтой охвата и разнообразием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы, или подинституты.

Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты, как основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти с их основными внутренними подразделениями (подсистемами).

Основы конституционного строя можно подразделить на основы общественного строя и основы государственного строя либо представить в виде четырех элементов основ:

1) политической системы;
2) экономической системы;
3) социальной системы;
4) духовно – культурной системы государства и общества.

Институт основ правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты, как:

1) гражданство;
2) основные личные права и свободы человека и гражданина;
3) основные политические права и свободы человека и гражданина;
4) основные экономические права и свободы человека и гражданина;
5) основные социальные права и свободы человека и гражданина;
6) основные духовные и культурные права и свободы человека и гражданина;
7) основные обязанности человека и гражданина.

Названный институт можно также дифференцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей – субъектов – на две группы:

1) права, свободы и обязанности, которыми обладают только граждане;
2) права, свободы и обязанности, которыми обладает любой человек (каждый), включая иностранцев и лиц без гражданства.

Институт системы государственной власти может быть разделен на следующие подинституты:

1) глава государства;
2) ;
3) правительство;
4) судебная система;
5) прокуратура, иные правозащитные и ;
6) органы государственной власти в субъектах РФ.

Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как:

Правовые принципы федеративных отношений;
- конституционно-правовой статус Федерации;
- конституционно-правовой статус субъектов РФ;
- правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.

Самым компактным по составу является институт системы местного самоуправления, но и его можно структурировать на подинституты, выделив в частности:

1) основы местного самоуправления;
2) самоуправление населения;
3) конституционно-правовой статус муниципальных образований;
4) систему органов местного самоуправления.

Возможны и другие градации.

Наряду с институтами конституционного права, обозначенными непосредственно в Конституции РФ, федеральными законами формируются иные институты данной отрасли права; к ним следует отнести, в частности, институт непосредственной демократии, подинститутами которого являются референдум, выборы (избирательная система), народное обсуждение важных вопросов, отзыв выборного лица избирателями и другие формы непосредственного выражения воли народа. Другой институт конституционного права – система общественной власти, – который структурируется, по меньшей мере, в виде таких подразделений, как конституционные основы общественной власти, виды и формы общественной власти, конституционно-правовой статус общественных объединений, конституционно-правовой статус политических партий, конституционно-правовой статус профсоюзов, конституционно-правовой статус религиозных объединений и другие подинституты, определяющие формы организации и осуществления общественной власти. Весьма интенсивно в Российской Федерации формируется институт конституционно-правовой ответственности. Его можно структурировать по субъектам ответственности, системе мер ответственности, процедурам привлечения к конституционно-правовой ответственности и другим группам норм, связанным с данным институтом.

Таким образом, к основным институтам, формирующим систему конституционного права России, можно отнести следующие:

1) основы конституционного строя Российской Федерации;
2) конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации;
3) непосредственная демократия в Российской Федерации;
4) система общественной власти в Российской Федерации;
5) федеративное устройство Российской Федерации;
6) система государственной власти в Российской Федерации;
7) система местного самоуправления в Российской Федерации;
8) конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации.

Каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования и норм, объединяемых в его рамках.

Содержание института основ конституционного строя Российской Федерации полностью определено Конституцией РФ. Данный институт отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном федеральной Конституцией, а их пересмотр требует принятия нового основного закона Российского государства (ст. 16 и 135 Конституции РФ).

Нормы основ конституционного строя носят базовый характер для всей российской правовой системы, так как закрепляют концептуальные идеи, основополагающие для общества и государства. В сущностном смысле правовое воздействие основ конституционного строя испытывают все сферы общественных отношений и все стороны социальной реальности. Нормы данного института являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют конституционно-правовое регулирование, предопределяют содержание всех других отраслей права.

Общерегулятивный характер имеют многие нормы, объединенные в институт конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Данные нормы реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений, одной из сторон которых является личность – человек и гражданин. В отношении рассматриваемых норм также действует особый режим охраны. Положения, составляющие основы конституционно-правового статуса личности, не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конституции России (ст. 64, 135 Конституции РФ). Непосредственная реализация конституционных прав и обязанностей осуществляется путем применения не только норм конституционного права (например, избирательные права, право на участие в референдуме, право на участие в управлении государственными делами), но и других отраслей права (гражданское, административное, трудовое, семейное и другие отрасли права).

Федеративное устройство Российской Федерации – институт, который объединяет нормы, регулирующие государственное устройство. Для данного института присущ специфический круг субъектов, их особая правоспособность. Комплексом конституционно-правовых, договорных и обычных норм права регулируется современное федеративное устройство России. Важное значение для формирования и развития федеративного устройства имеют нормативно-доктринальные положения, содержащиеся в решениях Конституционного Суда РФ, разрешающие правовые коллизии и конфликты в данной сфере.

Институты непосредственной демократии, системы общественной власти, государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации также имеют свои особенности. Нормы указанных институтов обладают свойством преимущественно прямого регулирующего действия и реализуются в конкретных правоотношениях. У данной группы институтов нормы российской Конституции по объему незначительны, но играют определяющую роль для текущего законодательства, регулирующего механизм реализации непосредственной демократии и разнообразных форм общественной власти, организации и деятельности государственной власти и местного самоуправления.

Иногда одна и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Например, полномочия Президента РФ назначать всероссийский референдум представляют собой норму, входящую одновременно в институт системы государственной власти, его подинститут главы государства и институт непосредственной демократии.

Между конституционно-правовыми институтами существует и такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

Понятие и предмет КП

Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются (важнейшие) общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа, принципов государственного устройства и разделения властей

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, иностранцев и апатридов, прав и свобод человека и гражданина, и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти РФ

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В КП применяется совокупность двух методов:

· императивного;

· диспозитивного.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

Система конституционного права России. Связь конституционного права с другими отраслями права.

Система КП России представляет собой объединение конституционно-правовых норм, близких по характеру регулируемых ими общественных отношений; совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Элементы системы КП в целом совпадают со структурой Конституции. Это институты

· Основ конституционного строя

· Основ правового статуса личности

· Федеративное устройство

· Система гос власти

· Организация местного самоуправления

Источники КП – нормативно правовые акты, в которых устанавливаются конституционно правовые нормы. К ним относятся: Конституция, ФЗ, ФКЗ, Конституции Республик, Уставы субъектов и муниципалитетов, Федеративный договор РФ, международные договоры, решения КС РФ.

Предмет – важнейшие общественные отношения во всех сферах жизни, метод – императивный и диспозитивный.

эта отрасль права имеет ве­дущий характер в системе права. С конституционно­го права начинается формирование (необязательно исторически, но безусловно логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может раз­виваться, если она не находит опоры в конституционных прин­ципах или нормах конституционного законодательства, а тем бо­лее противоречит им.

Конституционно-правовые нормы и основные институты конституционного права РФ. Их понятия и соотношение.

Конституционно-правовой институт является составной частью системы конституционного права как отрасли. Система конституционного права как отрасли права представляет собой совокупность взаимосвязанных групп конституционно-правовых норм, каждая из которых регулирует относительно обособленные общественные отношения. В системе конституционного права выделяются следующие институты: «закрепляющие основы конституционного строя; закрепляющие правовое положение (статус) личности в Российской Федерации; определяющие федеративное и административно-территориальное устройство Российской Федерации и её субъектов; закрепляющие систему органов государственной власти, принципы их организации и деятельности (институты президентства, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти); закрепляющие систему местного самоуправления в Российской Федерации; определяющие порядок изменения Конституции Российской Федерации».

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные государством, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы Конституции Российской Федерации, но и правовые нормы, содержащиеся в иных источниках конституционного права.

Конституционно-правовые нормы обладают всеми признаками, присущими правовой норме: общеобязательность, установление государством, формальная определённость, обеспечение их реализации с помощью государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т. д.

4. Источники Конституционного права России

Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).

Наиболее общее деление нормативных правовых актов – это их деление на законы и подзаконные акты. Закон – понятие собирательное, правовой системе современной России известны следующие виды законов:

1) Конституция РФ – Основной Закон государства;

2) федеральные конституционные законы. это органические законы, они принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, в развитие ее положений.

3) федеральные законы. Это самый многочисленный вид источников конституционного права. Источниками являются не все законы, а только относящиеся к предмету регулирования КП

4) законы о поправках к Конституции РФ. Эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только на основании специфики их содержания, но и в силу особой процедуры принятия.

5) законы субъектов РФ.

Также к источникам относятся следующие виды подзаконных актов (но регулирующие предмет КП): Указ Президента, Постановления правительства, ведомственные акты, акты палат Федерального Собрания.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...