Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации - файл n1.rtf. Нормативный правовой акт


(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.05.2008 № 406,
от 07.11.2008 № 814, от 08.08.2009 № 649, от 15.06.2010 № 438,
от 24.03.2011 № 210)

I. Общие положения

1. Федеральное архивное агентство (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 № 649)

2. Федеральное архивное агентство находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации.

3. Федеральное архивное агентство руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства культуры Российской Федерации, а также настоящим Положением.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 № 406)

4. Федеральное архивное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральное архивное агентство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. организует:

5.1.1. информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, в том числе путем создания и ведения информационных поисковых систем по архивным документам;

5.1.2. исполнение запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства;

5.1.3. работу по подготовке документальных публикаций, а также документальных экспозиций и справочников о составе и содержании документов Архивного фонда Российской Федерации;

5.1.4. экспертизу архивных документов, заявленных к вывозу за пределы Российской Федерации, для выдачи в установленном порядке юридическим и физическим лицам заключений о возможности их вывоза;

5.1.5. экспертизу документов Архивного фонда Российской Федерации, заявленных к временному вывозу за пределы Российской Федерации, для выдачи в установленном порядке юридическим и физическим лицам заключений о возможности их временного вывоза;

5.1.6. экспертизу документов Архивного фонда Российской Федерации, временно вывезенных за пределы Российской Федерации, после их возвращения;

5.1.7. централизованное хранение страхового фонда уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации;

5.1.8. работу федеральных архивных учреждений по рассекречиванию в установленном порядке носителей сведений, составляющих государственную тайну;

5.1.9. координацию деятельности научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов;

5.2. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;

5.3. ведет:

5.3.1. государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации;

5.3.2. Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации;

5.4. осуществляет:

5.4.1. функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций;

5.4.2. функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;

5.4.3. согласование списков источников комплектования федеральных государственных архивов;

5.4.4. согласование перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерных номенклатур дел, инструкций по делопроизводству федеральных органов государственной власти;

5.4.5. согласование положений о центральных экспертных комиссиях и центральных архивах, а также иных нормативных правовых актов по архивному делу федеральных органов государственной власти и подведомственных им органов и организаций;

5.4.6. меры по обеспечению преимущественного права Российской Федерации на покупку архивных документов, находящихся в частной собственности, в случае их аукционной или комиссионной продажи;

5.4.7. экспертизу проектов национальных стандартов в области архивного дела и документационного обеспечения управления;

5.4.8. обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов;

5.4.9. контроль сроков возврата архивных документов, временно вывезенных за пределы Российской Федерации;

5.4.10. взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.5. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.6. обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке;

5.6(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Агентстве, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по гражданской обороне;
(пп. 5.6(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 № 438)

5.7. организует профессиональную подготовку работников Агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.8. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;

5.9. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.10. осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

6. Федеральное архивное агентство в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. издавать индивидуальные правовые акты по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства;

6.2. запрашивать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства;

6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Агентства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.4. давать в пределах своей компетенции юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства;

6.5. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.6. оказывать методическую помощь органам управления архивным делом субъектов Российской Федерации, государственным и муниципальным архивам в организации их работы по комплектованию, учету, обеспечению сохранности и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации;

6.7. проводить конкурсы работ в области архивоведения, документоведения и археографии.

7. Федеральное архивное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Агентства не распространяются на полномочия руководителя Агентства по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Агентства, контролю деятельности в возглавляемом им Агентстве (его структурных подразделениях).

III. Организация деятельности

8. Федеральное архивное агентство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра культуры Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 № 406)

Руководитель Федерального архивного агентства несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство функций.

Руководитель Федерального архивного агентства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром культуры Российской Федерации по представлению руководителя Агентства.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 № 406)

Количество заместителей руководителя Федерального архивного агентства устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федерального архивного агентства:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. представляет Министру культуры Российской Федерации:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 № 406)

9.2.1. ежегодный план работы и показатели деятельности Агентства, а также отчет о его деятельности;

9.2.2. проект положения об Агентстве;

9.2.3. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников Агентства;

9.2.4. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Агентства;

9.3. вносит на рассмотрение Министра культуры Российской Федерации проекты нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 № 406)

9.4. утверждает положения о структурных подразделениях Агентства;

9.5. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Агентства;

9.6. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Агентстве;

9.7. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Агентства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание аппарата Агентства в пределах ассигнований, предусмотренных на соответствующий период в федеральном бюджете;

9.8. представляет в установленном порядке особо отличившихся работников Агентства и подведомственных организаций к присвоению ведомственных почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2008 № 814)

9.9. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 № 406)

9.10. назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений и иных организаций, заключает, изменяет, расторгает с указанными руководителями трудовые договоры.

10. Финансирование расходов на содержание Федерального архивного агентства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание федеральных органов исполнительной власти.

11. Федеральное архивное агентство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральное архивное агентство вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством культуры Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2011 № 210)

12. Место нахождения Федерального архивного агентства - г. Москва.

  • Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации (Документ)
  • Общие требования и правила оформления расчетно-пояснительной записки по ГОСТу дипломных и курсовых работ (Документ)
  • Курсовая работа - Организация архивного хранения документов (Курсовая)
  • Современные аспекты правового регулирования торговой деятельности продовольственными товарами в России и за рубежом (Документ)
  • КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск Комментарий к проекту изменений Гражданского кодекса Российской Федерации (Документ)
  • Глотов В.И., Никулина Е.Н., Иванов А.П., Коминар С.А. Система финансового мониторинга в Российской Федерации (Документ)
  • Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации (Документ)
  • Гришаев С.П. Комментарий к Федеральному закону О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового пол (Документ)
  • Методики расчета нормативного количества образования отходов производства и потребления (Документ)
  • Пищита А.Н. Совершенствование правового обеспечения медицинской деятельности в условиях реформирования здравоохранения Российской Федерации (Документ)
  • Грачева Ю.В., Князькина А.К. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (Документ)
  • n1.rtf

    Соотношение закона и подзаконного
    нормативного правового акта Российской Федерации

    Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография. М.: Народный учитель, 2002. - 186 с.
    В монографии рассматривается место закона и подзаконного нормативного правового акта в обновленной правовой системе Российской Федерации, основные аспекты соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта, а также различные варианты взаимоотношений федеральных законов с подзаконными нормативными актами Российской Федерации.

    Книга предназначена для практических работников органов государственной власти, студентов, аспирантов и преподавателей юридических учебных заведений.

    Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии информатизации, доктор юридических наук, профессор Пиголкин А.С.

    Кандидат юридических наук, доцент Казаков В.Н.

    Введение

    Глава 1. Закон и подзаконный нормативный правовой акт как источники

    права в Российской Федерации

    1. Источники права в Российской Федерации и их соотношение

    2. Характеристика закона и его виды в Российской Федерации

    3. Понятие и виды подзаконных нормативных правовых актов

    Глава 2. Теоретико-правовые основы соотношения закона и подзаконного

    нормативного правового акта

    1. Основные аспекты соотношения закона и подзаконного нормативного

    правового акта

    2. Нормативные основы соотношения закона и подзаконного

    нормативного правового акта

    3. Формы развития и конкретизации положений законов и подзаконных

    нормативных правовых актах

    Глава 3. Взаимоотношение федеральных законов и конкретных видов

    подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации

    и пути его совершенствования:

    1. Федеральный закон и указ Президента Российской Федерации

    2. Федеральный закон и постановление Правительства России

    3. Федеральный закон и нормативный правовой акт федерального органа

    исполнительной власти (на примере актов МВД России)

    4. Федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты

    иных ведомств Российской Федерации (Центральный Банк,

    Генеральная прокуратура, Центральная избирательная комиссия)

    Заключение

    Введение

    Современный период отличается возрастающей потребностью в регулировании различных сторон общественной жизни. С начала 90-х гг. прошлого столетия федеральным законодательным органом России принято около полутора тысячи законов. Изменение роли закона в обновленной правовой системе России создает необходимость теоретического изучения закона, определения его значения в условиях формирования правового государства и демократизации общественной жизни.

    За последнее десятилетие изменилась структура органов государства: с 1990 г. введена должность Президента Российской Федерации. С самого начала своей деятельности он стал активно использовать свои правотворческие полномочия. Им принимается значительное число нормативных указов. Однако Конституция Российской Федерации не достаточно четко разграничила полномочия между Федеральным Собранием и Президентом Российской Федерации. Поэтому остро встает проблема взаимоотношений между федеральным законом и нормативным указом Президента России.

    Помимо этого, органы исполнительной власти также активно занимаются правотворческой деятельностью. Проблемы взаимоотношения принимаемых ими подзаконных нормативных правовых актов с законами на всех уровнях правовой системы приобретают первостепенное значение в условиях коренных демократических преобразований в стране.

    Актуальность темы определяется также особенностями деятельности федеральных органов исполнительной власти в переходный период становления новой российской государственности. Практическая деятельность федеральных органов исполнительной власти все больше и больше, чем, к примеру, в предыдущий, советский, период строится в соответствии с федеральными законами и в значительной степени связана с их реализацией. В этой связи взаимоотношение нормативных актов этих органов с федеральными законами имеет большое значение.

    Действующая Конституция Российской Федерации предусматривает формирование таких органов, которые не входят в систему разделения государственной власти. К ним относятся Центральный Банк Российской Федерации (Банк России), Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации, Счетная Палата Российской Федерации и др. Некоторые из этих органов имеют право на издание своих нормативных правовых актов, которые направлены на установление специфических форм взаимоотношения с федеральными законами. Отдельные варианты таких взаимоотношений будут также рассмотрены в данном исследовании.

    Помимо федеральных органов государственной власти свои нормативные правовые акты принимают и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают свои конституции (для республик) и уставы (для остальных субъектов Российской Федерации), а также законы. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают подзаконные нормативные акты. Доля нормативных актов субъектов Российской Федерации в общей массе всех нормативных правовых актов Российской Федерации существенно увеличилась, а по отдельным направлениям стала даже доминировать.

    В настоящем исследовании соотношение федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не рассматривалось, поскольку оно опосредовано другим источником права - нормативным договором, в частности, Федеративным Договором от 31 марта 1992 года, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также другими видами внутригосударственных договоров. Отдельные аспекты такого соотношения будут рассмотрены в параграфе 1 первой главы и параграфе 2 второй главы .

    Однако общие подходы в установлении соотношения федеральных законов и подзаконных нормативных актов федеральных органов государственной власти могут быть использованы и при формировании правовой системы второго уровня - субъектов Российской Федерации, т.к. формирование правовой системы всех уровней строится в соответствии с едиными принципами. Учет этих принципов в значительной мере отвечает потребностям времени, служит укреплению вертикали государственной власти в стране.

    Проблема взаимоотношения нормативных актов различной юридической силы возникла не сейчас, она имеет давнюю историю. Еще в конце 19 в. русский ученый М.Н. Коркунов рассматривал ее в своей работе "Указ и закон" (1898 г.). Обращались к этой теме и другие русские ученые.

    В советское время неоднократно обращалось внимание на противоречия между различными видами нормативных правовых актов, в частности, на противоречия между указами президиумов верховных советов Союза ССР, союзных республик и законами, принимавшимися верховными советами соответствующего уровня, между законами и правительственными актами, особенно между законами и ведомственными нормативными актами. Проблемы взаимоотношений нормативных актов различной юридической силы в не меньшей степени присущи правовой системе современной России.

    Каких-либо всесторонних теоретических исследований по проблемам соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта в нашей стране не проводилось. В то время как одним из условий формирования правового государства является наличие согласованного и непротиворечивого законодательства (в широком смысле - как совокупность всех нормативных правовых актов). Предстоит еще провести серьезные комплексные исследования в определении оптимального соотношения нормативных правовых актов различной юридической силы, разработать практические рекомендации для определения соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта в Российской Федерации.

    Данная монография лишь частично восполняет названный пробел, в ней на примере анализа соотношения федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется обоснование их взаимодействия в правотворческой деятельности компетентных органов, пути определения оптимальных вариантов соотношения между законом и подзаконным нормативным правовым актом.

    Нормати́вный правово́й акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение .

    Указанное выше определение с точки зрения права принципиально не совпадает с определением, указанным в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в 9 пункте которого перечислены существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Указанное выше определение подходит под нормативный акт.

    Нормативный правовой акт - это акт правотворчества , который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

    Законы и подзаконные акты

    Нормативные правовые акты в Российской Федерации

    Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

    В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

    На уровне муниципального образования - решения муниципального образования.

    Однако нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут иметь высшую юридическую силу по отношению к законам Российской Федерации, если они были изданы вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации .

    Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов .

    • в зависимости от содержания, то есть отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами):
    • гражданско-правовые
    • уголовно-правовые
    • административно-правовые
    • комплексные (муниципальные, экологические)

    При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путём принятия нового нормативного правового акта с указанием в нём, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.

    Статья 5. Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

    Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

    • настоящим Кодексом;
    • иными федеральными законами;
    • указами Президента Российской Федерации;
    • постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
    • конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
    • актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

    Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

    Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

    Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

    Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

    В случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

    Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс.

    Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем

    Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

    В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.

    Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников.

    Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного настоящим Кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

    Статья 13. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве

    Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

    Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации.

    Статья 20. Стороны трудовых отношений

    Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

    Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

    Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

    Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

    По обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в установленном законом порядке.

    Статья 22. Основные права и обязанности работодателя

    Работодатель имеет право:

    • заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
    • вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
    • требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;
    • привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
    • принимать локальные нормативные акты;
    • создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

    Работодатель обязан:

    • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
    • предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
    • обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
    • обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
    • обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
    • выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами;
    • вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;
    • предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
    • своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    • рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
    • создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
    • обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
    • осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
    • возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
    • исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.

    Статья 33. Представители работодателей

    Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

    При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

    Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.

    Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией

    Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

    • учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором;
    • проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
    • получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
    • обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
    • участие в разработке и принятии коллективных договоров;
    • иные формы, определенные настоящим Кодексом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

    Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

    • реорганизации или ликвидации организации;
    • введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
    • профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
    • по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

    Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

    Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора

    Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

    Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

    Статья 68. Оформление приема на работу

    Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

    Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

    При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.

    Статья 70. Испытание при приеме на работу

    При заключении трудового договора соглашением сторон может быть обусловлено испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

    Условие об испытании должно быть указано в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят без испытания.

    В период испытания на работника распространяются положения настоящего Кодекса, законов, иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения.

    Испытание при приеме на работу не устанавливается для:

    • лиц, поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном законом;
    • беременных женщин;
    • лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;
    • лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности;
    • лиц, избранных (выбранных) на выборную должность на оплачиваемую работу;
    • лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
    • в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором.

    Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций - шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.

    В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.

    Статья 88. Передача персональных данных работника

    При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:

    • не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом;
    • не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;
    • предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном федеральными законами;
    • осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации в соответствии с локальным нормативным актом организации, с которым работник должен быть ознакомлен под расписку;
    • разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
    • не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;
    • передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном настоящим Кодексом, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

    Статья 94. Продолжительность ежедневной работы (смены)

    Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

    • для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;
    • для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования,
    • совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 3,5 часа;
    • для инвалидов - в соответствии с медицинским заключением.

    Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

    • при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов;
    • при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.

    Для творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников, утверждаемых Правительством Российской Федерации, продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным договором либо трудовым договором.

    Статья 96. Работа в ночное время

    Ночное время - время с 22 часов до 6 часов.

    Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час.

    Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором.

    Продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список указанных работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом.

    К работе в ночное время не допускаются: беременные женщины; инвалиды; работники, не достигшие возраста восемнадцати лет, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.

    Порядок работы в ночное время творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации и профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом либо соглашением сторон трудового договора.

    Статья 105. Разделение рабочего дня на части

    На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

    Статья 116. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска

    Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.

    Статья 121. Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск

    В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются:

    • время фактической работы;
    • время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с федеральными законами сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска;
    • время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;
    • другие периоды времени, предусмотренные коллективным договором, трудовым договором или локальным нормативным актом организации.

    В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются:

    • время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Кодекса;
    • время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста;
    • время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более семи календарных дней.

    В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

    Статья 124. Продление или перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска

    Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен в случаях:

    • временной нетрудоспособности работника;
    • исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого законом предусмотрено освобождение от работы;
    • в других случаях, предусмотренных законами, локальными нормативными актами организации.

    Ежегодный оплачиваемый отпуск по соглашению между работником и работодателем переносится на другой срок, если работнику своевременно не была произведена оплата за время этого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала.

    В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

    Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

    Статья 129. Основные понятия и определения

    Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

    Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

    Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

    Тарифная ставка (оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.

    Тарификация работы - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

    Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника.

    Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

    Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов.

    Тарифная система - совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий.

    Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

    Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами, а в других организациях - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.

    Статья 135. Установление заработной платы

    Системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются:

    • работникам организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;
    • работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;
    • работникам других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

    Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях, устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

    Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

    Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами.

    Статья 153. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни

    Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

    • сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
    • работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой ставки;
    • работникам, получающим месячный оклад, - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.

    По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

    Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, установленными Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании трудового договора, коллективного договора или локального нормативного акта организации.

    Статья 162. Введение, замена и пересмотр норм труда

    Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

    О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

    Статья 168. Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой

    В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

    • расходы по проезду;
    • расходы по найму жилого помещения;
    • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
    • иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

    Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

    Статья 189. Дисциплина труда и трудовой распорядок организации

    Дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

    Работодатель обязан в соответствии с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

    Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

    Правила внутреннего трудового распорядка организации - локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.

    Статья 287. Гарантии и компенсации лицам, работающим по совместительству

    Гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с обучением, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы.

    Другие гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Кодексом, другими законами и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме.

    Статья 372. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права

    Работодатель в предусмотренных настоящим Кодексом случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации.

    Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

    В случае, если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

    При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

    Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

    Выбор редакции
    12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

    Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

    У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

    © Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
    Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
    В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
    Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
    АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
    Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...