Какие нормы в конституции рф. Нормы конституции


Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу. Еллинек Г. Конституции, их изменения и преобразования / пер. с нем. Б.А. Кистяковского. СПб., 2007. - 82 с.

20 Еллинек Г. Конституции, их изменения и преобразования / пер. с нем. Б.А. Кистяковского. СПб., 2007. - 91 с.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений - предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию - основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование). Еллинек Г. Конституции, их изменения и преобразования / пер. с нем. Б.А. Кистяковского. СПб., 2007. - 95 с.

22Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права. В 9 тт. Т. 1. М.: «Весь Мир», 2011. - 380с.

Согласно Конституции РФ 1993, федеративное устройство страны основано на её гос. целостности, единстве системы гос.власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов РФ.

По состоянию на 1.3.2008, в состав РФ входят 83 субъекта РФ:

Республики: Адыгея, Алтай, Башкортостан (Башкирия), Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан (Татария), Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чеченская, Чувашская (Чувашия);

Края: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;

Области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская, Читинская;

Автономная область: Еврейская;

Города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург;

Автономные округа: Ненецкий, ХантыМансийский-Югра, Чукотский, ЯмалоНенецкий, Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий и Корякский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенский.

В 2000 в РФ образованы федеральные округа: Центральный, Сев.-Зап., Юж., Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. В 2010 из состава Юж. федерального округа выделен Северо-Кавказский федеральный округ.

Ход социально-экономических преобразований в РФ в немалой степени зависит от проведения эффективной региональной политики, которая имеет два основныхаспекта - собственно политический и экономический. Политическая составляющая в применении к РФ определяется как федерализм, ключевой принцип которого - разделение полномочий между федеральными и региональными органами гос. власти.

В основе социально-экономической составляющей региональной политики (илирегиональной политики в её традиционном понимании) лежит процесс гос. перераспределения ресурсов между регионами с целью сглаживания социального неравенства,порождённого географическими особенностями страны. С учётом мероприятий, проводимых в рамках нивелирования регионального развития, выделяют такие направления региональной политики, как:

· бюджетное (перераспределение междурегионами гос. финансов);

· налоговое (установление системыналоговых платежей и льгот, определяющей налоговый режим региона);

· ценовое (гос. регулирование цен и тарифов с учётом регионального фактора);

· инвестиционное (меры по поддержанию инвестиционной активности в регионе и повышению его инвестиционной привлекательности);

· структурное (меры по поддержке иреструктуризации отраслей пром-сти и отдельных предприятий);

· институциональное (система мер, связанных с приватизацией и взаимоотношениями государства с частным собственником);

· социальное (мероприятия, направленные на обеспечение социальных гарантий населения, улучшение состоянияокружающей среды и т.д.). Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. М.: «Юристъ», 2008.

Понятие. Под нормами права обычно понимают исходящие от государства или санкционируемые им, охраняемые государством общеобязательные, общие (не индивидуальные), формально-определенные правила поведения. Они очерчивают регулируемые правом отношения, вводят обстоятельства, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение данных отношений. Нормы права называют участников этих отношений, закрепляют права, обязанности последних, определяют объекты (предметы, явления), по поводу которых люди, их объединения взаимодействуют между собой в рамках правовых отношений. Это понимание норм права справедливо и для конституционно-правовых норм.

Особенности. Важнейшую часть конституционно-правовых норм составляют конституционные нормы (нормы Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, уточняющие их позиции конституционных (уставных) судов). Отличает конституционно-правовые нормы также то, что они направлены на детальное закрепление устройства и порядка деятельности институтов верховной государственной власти, политической системы.

В качестве одной из особенностей норм конституционного права зачастую называют отсутствие в их структуре санкций. Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций, некоторые из них содержатся в конституционных актах. В их числе роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.

Виды норм. Нормы конституционного права по их назначению и роли в правовой системе делятся на учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные (гарантийные), дефинитивные, коллизионные, оперативные .

Учредительный характер имеют конституционные нормы, учреждающие социально-экономические, политико-управленческие, духовно-культурные, правовые устои общества, основы правового положения человека и гражданина. В то же время многие конституционные предписания дополнительно играют и иную роль (регулятивную, обеспечительную, др.).

Регулятивные нормы опосредуют текущую нормативно допускаемую деятельность органов публичной власти, граждан, их объединений. Они закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц. Таковы, например, нормы избирательного законодательства, законодательства о референдумах, определяющие допускаемое поведение людей на выборах, референдумах.

Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, направленные на обеспечение правопорядка (предупреждение кандидата в депутаты о недопустимости нарушений избирательного законодательства, роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). К их числу следует относить нормы, вводящие механизмы и порядок применения принудительных мер (конституционное судопроизводство и др.).

Обеспечительные (гарантийные) нормы направлены на поддержку надлежащего использования гражданами прав, свобод, осуществления деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Дефинитивные нормы вводят определения исходных правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Такие нормы имеют в своей структуре, как правило, только диспозицию (само правило).

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны при их применении. Указанная норма соединяет в своей структуре диспозицию (правило о приоритете международного договора) и гипотезу или условие действия данного приоритета (применение в стране закона и (или) международного договора).

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция РФ вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования.

Нормы, закрепляющие возможности и долженствования субъектов конституционного права, делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их прав, полномочий. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По характеру регулируемых отношений выделяют материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы направлены на закрепление прав, обязанностей, полномочий разных субъектов. Процессуальные нормы определяют порядок осуществления прав, несения обязанностей, исполнения полномочий. Материальные нормы, например, определяют устройство парламента, его статус, статус его отдельных звеньев, депутатов. Процессуальные нормы устанавливают порядок деятельности парламента, в частности порядок осуществления депутатами законодательной деятельности.

По характеру содержащихся в нормах конституционного права велений выделяют нормы императивные, диспозитивные, рамочные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.

Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что субъекты РФ могут учреждать свои конституционные (уставные) суды

(ст. 27). Иметь или не иметь такой суд каждый субъект РФ решает самостоятельно.

Рамочные нормы сочетают в себе признаки императивных и диспозитивных норм. Они предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах. Так, п. 8 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет, что устанавливаемый субъектом РФ минимальный возраст кандидата на выборах депутатов в региональный парламент не может превышать на день голосования 21 год. Следовательно, субъект РФ свободен в выборе конкретного возрастного ценза на указанных выборах, но лишь в отрезке от 18 лет (минимальный возраст для пассивного избирательного права) до 21 года включительно.

По субъектам правотворчества выделяют, к примеру, нормы, исходящие от федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, международных организаций, некоммерческих объединений, граждан, принимающих нормативные правовые акты на соответствующих референдумах, сходах (собраниях).

По юридической силе нормы различаются в зависимости от актов, в которых они содержатся. Нормы федеральных конституционных законов обладают большей силой, чем нормы федеральных законов. Однако и в рамках одного акта разные нормы могут обладать разной юридической силой. Так, нормы гл. 1 Конституции РФ обладают большей юридической силой, чем нормы иных ее глав.

По территории действия различают нормы, действующие на всей территории страны (например, нормы Конституции РФ), на территории отдельных субъектов РФ (законы субъектов РФ), на территории муниципальных образований (уставы муниципальных образований).

  • О видах правовых норм см., например: Теория государства и права: учебник / отв.ред. В. Д. Перевалов. 3-е изд. М., 2004. С. 162-166 (авт. главы - В. Д. Перевалов).

Как отрасль права прежде всего представляет собой большой и разнообразный массив правовых норм. Это не просто совокупность норм, а внутренне организованная система.

Первичные элементы этой системы - правовые нормы выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.

Первичный элемент отрасли конституционного права - ее нормы.

Нормы конституционного права в самом общем виде - нормы права, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Нормам конституционного права характерны все признаки юридических норм, присущие данному виду правил поведения и характерные для любой отрасли права, т.е. безотносительно их отраслевой принадлежности.

Такие качества называются общими признаками нормы права:

Общеобязательность;

Установление государством;

Обеспечение реализации с помощью системы государственных гарантий;

Защита специальными государственно-правовыми средствами, в том числе путем принуждения и т.д.

Наряду с общими чертами нормам конституционного права присущ ряд специфических признаков , предопределяемых характером предмета конституционного права.

1. Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей права по степени важности .

Они обладают особой значимостью и регулируют наиболее важные общественные отношения, относящиеся по своей природе к публичным. Среди них особо выделяются такие фундаментальные сущностные отношения как основы государственного и общественного строя, основы взаимоотношений личности и государства.

2. Нормы конституционного права выделяются по содержанию и субъектам.

Регулируя широкой круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются. Иначе говоря, субъекты конституционно-правовых отношений являются одновременно сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных отношений.

3. Нормы конституционного права имеют особенность по источникам, в которых они закрепляются.

Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой в системе источников права, - в Конституции РФ. Нормы конституционного права содержатся в таких специфических актах, как декларации, постановления Конституционного Суда РФ и т.д.

4. Нормы конституционного права имеют особенности по их юридической силе.

Речь идет о высшей юридической силе значительной части норм конституционного права - тех, что содержатся в Конституции РФ, а также об особой юридической силе постановлений Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов, за исключением Конституции РФ.


5. Особенностью значительной части конституционно-правовых норм является учредительный характер их предписаний .

В данном случае подразумевается прежде всего то качество конституционно-правовых норм, содержащихся в Основном законе государства, как их первичность.

Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных правовых актов, принятия их принятии и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти и компетенцию государственных органов и т.д.

6. По степени обязательности специфик а конституционно-правовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования вместе с дозволительным, который широко используется в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина.

7. Нормы конституционного права имеют особенности структуры .

Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Как правило, норма конституционного права содержит только гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Только в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права. На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка (например, ч. 3 ст. 41 Конституции РФ «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом).

8. В отношении норм конституционного права действует особый механизм их реализации.

Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализации подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в составе РФ).

Общий характер норм конституционного права обусловливает такую особенность механизма их реализации, как издание на их основе других нормативных правовых актов. Отсюда среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм (например, чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законов (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ).

9. Особенность конституционно-правовых норм может быть выделена и с точки зрения специфики субъектов , на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены.

Такими особыми субъектами являются народ, государство, нации и народности, составные части России - субъекты РФ, муниципальные образования, представительные (законодательные) органы государственной власти.

10. В качестве еще одной значительной особенности следует отметить тесную связь норм права с нормами нравственности .

Здесь необходимо принимать во внимание гуманистическую направленность конституционно-правового регулирования. Среди наиболее ярко выраженных совпадений норм нравственности и юридических норм можно назвать положения Преамбулы и с. 21 и 59 Конституции.

Статья 21 устанавливает, что «достоинство личности охраняется государством». В данном случае нравственная категория получает конституционно-правовую защиту.

В ч. 1. ст. 59 Конституции РФ не только обязанностью, но и долгом гражданина РФ называется защита нашего Отечества.

11. Нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью видов).

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Конституционно-правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям:

1. В зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают.

Первичным является деление норм права на:

- регулятивные - учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия государственных органов, должностных лиц. Они устанавливают порядок осуществления прав и несения обязанностей.

- охранительные - устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе и ответственности (роспуск парламента, отрешение от должности президента и т.д.).

Регулятивные нормы делятся на нормы специализированные:

- общие;

- дефинитивные;

- нормы-принципы;

- нормы-цели;

- нормы-гарантии;

- коллизионные;

- оперативные;

Общие нормы - фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений (например, условия правосубъектности - ст. 60 Конституции устанавливает, что российский гражданин может самостоятельность в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет).

Дефинитивные нормы - вводят определения базовых правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции устанавливает, что Федеральное Собрание - парламенте РФ - является представительным и законодательным органом РФ.

Нормы-принципы, нормы-цели - устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности. (Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон).

Принцип разделения властей (ст. 10), принципы федеративного устройства РФ (ст. 5).

Гарантийные нормы - направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти (ч. 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации).

Коллизионные нормы - указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции органов государственной власти. (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора).

Оперативные нормы - направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм (предписания п. 1 Раздела второго Конституции РФ «Конституция РФ вступает в силу со дня официального опубликования по результатам всенародного голосования).

2. По методу правового регулирования, т.е. по приемам м способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, нормы конституционного права подразделяются на:

- управомочивающие -наделяют субъектов правоотношений юридическими благами, т.е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации (например, каждый в РФ имеет право на свободу и личную неприкосновенность ст. 22 Конституции РФ).

- обязывающие - принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия (например, обязанность каждого платить установленные налоги и сборы ст. 57 Конституции РФ).

Особенность конституционно-правовых норм выражается в том, что обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например, к государству, нации (например, в соответствии со ст. 2 Конституции «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

Запрещающие - нормы устанавливают запреты, т.е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для применения норм права (например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции «никто не может присваивать власть в Российской Федерации»).

3. По юридической природе и степени обязательности предписаний нормы могут быть:

- императивные - когда в них повелительно предписывается правили поведения (например, в соответствии со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционным нормам основаниям).

Диспозитивные - как правило, формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения (ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции если Государственная Дума дважды выражает недоверие Правительству РФ, то Президент РФ соответственно принимает решение об отставке Правительства или распускает Государственную Думу).

4. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы делятся :

Материальные - регулируют содержание правил поведения (действия или бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что можно или нужно делать или не делать.

Процессуальные - определяют формы и процедуры реализации правил поведения и отвечают на вопрос: как можно или нужно действовать или бездействовать (например, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы, ст. 100, 101, 104-109 Конституции РФ).

5. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:

Постоянные - не ограничены сроком своего действия (ст. 2 Конституции РФ);

Временные - нормы, в которых указан срок их действия (заключительные и переходные положения);

Исключительные - действуют на случай чрезвычайных обстоятельств и приостанавливают на определенное время действие отдельных постоянных норм (например, при введении военного или чрезвычайного положения).

6. По территории действия нормы конституционного права разграничиваются на те, которые действуют:

В масштабах всей страны - общенациональные, общегосударственные ;

На территории отдельных субъектов - региональные ;

На территории местного самоуправления (муниципального образования) - муниципальные или местные .

В юридической литературе (И.А. Конюхова) приводятся иные виды:

1) нормы - декларации - которые получают закрепление в Преамбуле Конституции РФ (например, ст. 1 Конституции РФ - норма-декларация - РФ- Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления).

Ст. 2 в виде нормы-декларации провозглашает высшей ценностью права и свободы человека.

2) нормы-разъяснения - направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений, объекта, предмета, субъекта права.

Например, в ст. 1 Конституции РФ содержится норма-разъяснение о том, что понятия «Российская Федерация» и «Россия» - равнозначны. Такие нормы редко встречаются в конституционном праве и, как правило, отражают специфические, чаще всего, исторические, культурные, национальные особенности развитие страны.

3) Конституция РФ содержит и такой редкий вид норм, как дескриптивные нормы . Так, ст. 65 Конституции РФ описывает структуру или состав России как Федерации.

4) нормы-символы , как правило, употребляются в сочетании с нормами-дефинициями (например, ФКЗ «О Государственном флаге», «О Государственном гербе» и «О Государственном гимне» (от 25 декабря 2000 г.).

  • Теоретические основы конституционного права Российской Федерации
  • Конституционное право как отрасль права
    • Понятия «конституционное право» и «государственное право»
    • Предмет и метод конституционного права России
    • Конституционно-правовые отношения и их субъекты
    • Система конституционного права
      • Конституционно-правовые институты
      • Конституционно-правовая норма
    • Система источников конституционного права
    • Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права
    • Особенность международных договоров как источников конституционного права
    • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты
    • Коллизии источников конституционного права и способы их преодоления
  • Конституционное право - юридическая наука и учебная дисциплина
    • Понятие и предмет науки конституционного права
    • Источники и методы науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Конституция и этапы ее развития
    • Конституционализм и этапы его развития
    • Понятие и функции Конституции
    • Форма и структура Конституции
    • Юридические свойства Конституции
    • Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок
  • Основы конституционного строя
  • Система социальных, экономических и политико-правовых отношений как основа конституционного строя
  • Конституционные основы гражданского общества
    • Гражданское общество: понятие, признаки, структура
    • Гражданское общество и государство
    • Общественные объединения и политические партии в Российской Федерации
    • Статус средств массовой информации
    • Контроль и надзор за деятельностью общественных организаций
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
  • Гражданство в Российской Федерации
    • Гражданство: понятие, сущность, принципы
    • Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
    • Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
  • Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
    • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России
    • Правомочия граждан по самозащите прав и свобод
    • Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводствах
    • Организационно-правовые гарантии основных прав и свобод в сфере исполнительной власти
  • Деятельность Уполномоченного по правам человека в России как гарантия защиты прав и свобод личности
    • Становление института Уполномоченного по правам человека
    • Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  • Международная защита прав и свобод человека и гражданина
    • Международно-правовые акты защиты прав и свобод человека и гражданина
    • Взаимовлияние и соотношение международного права и законодательства государств
    • ООН и ее специализированные учреждения по защите прав и свобод человека
    • Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы
  • Федеративное устройство
  • Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
    • Государственное устройство: понятие и формы
    • Особенности Федерации в России
    • Конституционно-правовой статус Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательное право в Российской Федерации
    • Современные тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
    • Источники, нормы и принципы избирательного права в Российской Федерации
    • Субъекты избирательного процесса. Права и обязанности
  • Избирательный процесс
    • Понятие и основные стадии избирательного права
    • Организация и порядок проведения выборов
    • Голосование: классификация видов и итоги
  • Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
  • Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
    • Общие положения
    • Государственные органы и их система: понятия, признаки
    • Органы государственной власти России и субъектов Федерации
  • Президент Российской Федерации
    • Сущность президентской власти
    • Полномочия Президента РФ
    • Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
  • Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации
    • Парламент в государственном механизме
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Совета Федерации
    • Рассмотрение Советом Федерации вопросов, отнесенных к его ведению
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Государственной Думы
    • Процедурные правила рассмотрения вопросов
    • Законодательная процедура парламента РФ
  • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
    • Конституционно-правовой статус. Депутатский мандат. Срок полномочий
    • Полномочия парламентариев
    • Гарантии депутатской деятельности
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти
    • Правительство РФ: формирование, срок полномочий, отставка
    • Полномочия Правительства РФ
    • Акты Правительства РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
  • Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации
    • Понятие «национальная безопасность»
    • Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации
    • Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения
  • Местное самоуправление - одна из основ демократического общества и правового государства
    • Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции
    • Права и обязанности
    • Проблемы совершенствования местного самоуправления
  • Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации
    • Система безопасности в Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус Совета Безопасности РФ
    • Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
    • Следственный комитет РФ
    • Конституционно-правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

Конституционно-правовая норма

Поскольку правовой институт представляет собой совокупность норм, уточним понятие конституционно-правовой нормы.

Конституционно-правовая норма - это принятые непосредственно народом, органами местного самоуправления, установленные (или санкционированные) государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Нормы конституционного права имеют формальное закрепление в различных источниках права данной отрасли. Эти нормы содержатся главным образом в нормативных правовых актах, лишь в редких случаях такие нормы создаются путем судебного прецедента, конституционного обычая и нормативного договора.

Конституционно-правовым нормам присущи все признаки норм иных отраслей права: государственное веление, в котором воплощается воля государства; общеобязательное предписание, охраняемое государством; правило общего характера, осуществляемое неоднократно и действующее постоянно; установление государством; обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий; защита от нарушений принудительными средствами и т.д.

Специфика предмета конституционного права определяет и особенности конституционно-правовых норм.

1. Особое содержание - нормы конституционного права отличаются от других правовых норм содержанием и сферой регулируемых ими общественных отношений. Они закрепляют основные устои общества и государства, регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения в сфере публичной власти.

2. Основополагающий источник - нормы конституционного права отличаются от других правовых норм формой закрепления: большое количество этих норм содержится в Конституции РФ и федеральных конституционных законах, вследствие этого они обладают высшей юридической силой, и им должны соответствовать все другие нормы права.

3. Учредительный характер предписаний - они определяют основы построения государственной власти, местного самоуправления и всей правовой системы. Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают порядок, общеобязательный для создания всех правовых норм других отраслей: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и систему органов государственной власти и местного самоуправления, основные институты гражданского общества.

4. Своеобразие вида норм - в конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм-принципов, норм-дефиниций и правил общерегулятивного, а не конкретно регулирующего характера.

Нормы конституционного права подразделяются на нормы общего регулирования и нормы детального, подробного и, как правило, исчерпывающего регулирования. Первые выступают как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Они рассчитаны на все правоприменяющие субъекты независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.). К ним можно отнести, например, нормы Конституции РФ, определяющие Россию как демократическое, правовое, социальное государство, нормы, закрепляющие принципы разделения властей. Вторые - это, например, нормы Конституции РФ о предметах ведения Федерации, о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов, о предметах ведения Совета Федерации, Государственной Думы.

5. Особый механизм реализации - возможна реализация норм вне конкретных правоотношений, через конкретные нормы других отраслей права.

6. Особый состав субъектов . Среди особых субъектов конституционных отношений можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы и т.д.

7. Особенности структуры - статьи нормативных актов, закрепляющие нормы конституционного права, имеют усеченную структуру. Как известно, в классическом варианте статьи, закрепляющие правовые нормы, состоят из трех составных частей: гипотезы (условия, при котором данная норма должна действовать), диспозиции (права и обязанности, права, обязанности) и санкции (юридические последствия соответствующей реализации диспозиции). Для большинства статей, закрепляющих конституционно-правовые нормы, не характерна трехзвенная структура. Чаще всего они имеют только одну диспозицию (т.е. права или обязанности) или же диспозицию и гипотезу, а санкции содержатся, как правило, в других законодательных актах иных правовых отраслей. Например, ст. 3 Конституции РФ устанавливает запрет на захват власти или присвоение властных полномочий. Такие действия, указывает Конституция, преследуются федеральным законодательством. Конкретные санкции за такого рода действия содержатся в нормах уголовного права. Санкции за нарушение норм избирательного законодательства, направленные на обеспечение свободного участия граждан в выборах, предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Классификация конституционно-правовых норм

Многообразие и своеобразие норм конституционного права диктуют необходимость их классификации, которая проводится по различным основаниям.

1. По характеру содержащихся в них предписаний . По этому критерию нормы делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

  1. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такие нормы закрепляют компетенцию Российской Федерации, ее субъектов (ст. 71-73). С помощью таких норм определяются полномочия различных государственных органов (например: «Президент Российской Федерации: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации...» - ст. 83 Конституции РФ).
  2. Обязывающие нормы устанавливают обязанности субъектов соотносить свое поведение с требованиями нормы, выбирать соответствующие вид и меру поведения. Именно такие нормы закрепляют обязанности граждан (например: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» - ст. 58: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» - ч. 1 ст. 59 Конституции РФ). К обязывающим следует относить и нормы, которые исключают любой другой вариант действия, кроме того, который предусмотрен нормой. Так, ст. 11l Конституции РФ закрепляет, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. После трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур он назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Норма Конституции обязывает Президента РФ совершить именно те действия, которые ею предусмотрены.
  3. Запрещающие нормы содержат запреты на совершение тех действий, которые в них сформулированы (например, ст. 6 Конституции РФ запрещает лишение гражданства и лишение права на его изменение; в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ «запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»).

2. По степени определенности содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на императивные и диспозитивные.

  1. Императивные нормы не предоставляют субъектам права менять условия и характер отношений по своему усмотрению, а предписывают определенный вариант поведения при соответствующих обстоятельствах (например: «Никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление» - ст. 50 Конституции РФ).
  2. Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения участником конституционно-правового отношения (например: «Государственная Дума может быть распушена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации» - ч. 1 ст. 109; «По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе» - ч. 3 ст. 66 Конституции РФ).

3. По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права подразделяются на материальные и процессуальные.

  1. Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, устанавливающих права и обязанности субъектов (например: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой» - ч. 1 ст. 105 Конституции РФ).
  2. Процессуальные нормы определяют порядок, в которых материальные нормы должны быть реализованы (например: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации» - ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).

4. По действию в пространстве . Действие норм конституционного права в пространстве связано с их распространением на государственную территорию. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы: действующие на территории всей России (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и др.); на территории субъектов Российской Федерации (Конституция республики, Устав края, области, законы субъекта РФ и др.); а также в пределах территорий муниципальных образований (устав муниципального образования и др.).

5. По действию во времени нормы конституционного права подразделяются на постоянные, временные и исключительные. Большинство конституционно-правовых норм постоянные, у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. К временным относится ряд норм, содержащихся во втором разделе Конституции РФ 1993 г. «Заключительные и переходные положения». Например, в п. 3 установлено, что Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации - России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств: такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.

6. По юридической силе нормы конституционного права подразделяются на нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормы других нормативных правовых актов.

7. В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права можно разделить на следующие группы:

  1. закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (гл. 1 Конституции РФ);
  2. устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве Российской Федерации, о статусе иностранных граждан);
  3. закрепляющие федеративное устройство (гл. 3 Конституции РФ, нормы Федеративного договора) и т.д.

В юридической литературе используются и другие критерии классификации конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и субъектов Федерации; и др.

По способу воздействия на субъекты права различаются: управомочивающие (дозволяющие), обязывающие и запрещающие нормы. Управомочивающие (дозволяющие) нормы – это все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и др.), права и свободы человека и гражданина.

Обязывающие нормы возлагают на субъекты обязанности совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами, «избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям». Как справедливо отмечается в юридической литературе, «к этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права».

Примером обязывающих конституционных норм, адресованных физическим и юридическим лицам, являются закрепленные в ст. ст. 57-59 Конституции РФ обязанности каждого: «платить законно установленные налоги и сборы»; «сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам»; долг и обязанность гражданина защищать Отечество. Среди обязывающих конституционных норм, адресованных государственным органам и должностным лицам, можно, в частности, назвать: обязанность Президента РФ в течение семи дней подписать и обеспечить опубликование ранее отклоненного им федерального закона, если при повторном рассмотрении этого закона возражения Президента были отклонены Парламентом и Государственная Дума и Совет Федерации вновь одобрили закон в ранее принятой ими редакции (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ 1993 г.).

В качестве примера диспозитивной нормы как нормы, допускающей регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливающей правило лишь на случай отсутствия соглашения, называют, в частности, ст. 6 ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В ней устанавливается, что «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу». Другой пример обязанности, обращенной к государственному органу (должностному лицу) – формула ст. 106 Конституции РФ, где сказано, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по шести видам вопросов - федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, статуса и защиты государственной границы, войны и мира и др.



Применительно к государству, его органам и должностным лицам обязывающий характер имеют не только нормы, формулирующие собственно обязанности этой категории субъектов конституционного права. Помимо этого, и нормы о полномочиях органов и должностных лиц публичной власти, хотя они и сформулированы как меры возможного поведения (действий), являются не только управомочивающими, но одновременно и обязывающими нормами. Такая квалификация обусловлена публично-правовым характером статуса государства и государственных образований, как и государственных органов и должностных лиц. Для последних полномочия, составляющие их компетенцию, не являются личной привилегией, а имеют публично-правовой характер. Реализация указанных конституционных полномочий – это не только права, но и обязанность государства, государственных образований, государственных органов и должностных лиц. Ответственность указанных субъектов наступает не только за неисполнение обязанностей, но и за неиспользование (ненадлежащее осуществление) своих полномочий.

Запрещающие нормы – это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий. В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ 1993 г., «никто не может присваивать власть в РФ» (п. 4 ст. 3); «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (п. 3 ст. 6); «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (п. 2 ст. 21); в РФ «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 1 ст. 14); «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).

По критерию характера взаимоотношений субъектов правоотношения конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы регулируют отношения между субъектами, где стороны находятся в неравноправном положении (отношения власти-подчинения). Диспозитивные же нормы допускают регулирование отношений по соглашению сторон, между тем как нормативное правило действует лишь при отсутствии такого соглашения.

Под императивными нормами понимаются те, в которых правила поведения сформулированы повелительно, однозначно, безальтернативно. Под диспозитивными же подразумевают нормы, которые содержат возможность выбора того или иного варианта поведения.

По времени их действия нормы конституционного права делятся на три вида:

а) действующие в течение неопределенного времени (их большинство);

б) действующие лишь в определенные периоды времени (так, нормы, регулирующие режим военного либо чрезвычайного положения. Последние, в частности, предусмотрены Конституционным законом РФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» и действуют лишь в периоды введения, соответственно, военного либо чрезвычайного положения).

в) нормы конституционного права, исчерпываемые во времени своего действия. Например, целый ряд подобных норм зафиксирован в разделе II «Заключительные и переходные положения Конституции РФ».

К исчерпавшим себя по времени действия относятся и нормы конституционного права, содержащиеся в нормативных актах, которые принимаются как временные правовые акты – на период, пока будет подготовлен и принят постоянно действующий нормативный акт, пока будет осуществлено основное правовое регулирование. О временном характере подобного рода актов указывается в их тексте. Так, в РФ довольно долго действовали три акта о государственных символах (атрибутах): Положение о государственном гербе (от 30 ноября 1993 г.); Положение о государственном флаге РФ (от 11 декабря 1993 г.) и Положение о Государственном гимне (от 11 декабря 1993 г.) – утвержденные Указом Президента РФ, где говорилось, что названные Положения действуют до вступления в силу соответствующих законов. 25 декабря 2002 г. приняты три федеральных конституционных закона «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ», в связи с чем действие указанных выше Положений исчерпано.

По территориальным масштабам их действия можно выделить такие разновидности норм конституционного права: а) общефедеральные; б) действующие на территории отдельного субъекта РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа); в) локальные (действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования).

В зависимости от такого критерия, как их «поведенческий потенциал», конституционно-правовые нормы бывают двух видов: нормы общего характера и конкретные, поведенческие нормы.

а) Нормы общего характера регулируют поведение социальных субъектов косвенным образом: не устанавливают конкретных моделей, вариантов поведения, а закрепляют лишь основные ориентиры, важнейшие параметры поведения (его цели, границы, перспективы, способы, условия и т.д.). Таким образом рассматриваемые нормы оказывают косвенное влияние на поведение, но конкретных правил поведения не устанавливают. К общим конституционным нормам относятся нормы-цели, нормы-принципы, нормы программного характера, нормы-декларации и др. Значительное их число содержится в преамбуле и главе I «Основы конституционного строя» Конституции РФ 1993 г.

б) Конкретные, поведенческие нормы – это содержащиеся в Конституции РФ и иных источниках конституционного права конституционно-правовые нормы: о сферах ведения и полномочиях Федерации и ее субъектов, нормы о компетенции конституционно учрежденных государственных органов и должностных лиц; нормы о конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина.

Литература:

1. Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. С. 249; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России . С. 256

2. Конституционное право Российской Федерации . М., 1998; Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994;

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998.

4. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.

6. САФИНА С.Б. Основы правового статуса личности в конституциях республик в составе Российской Федерации14//Власть.2013 №5

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...