Виды депутатских мандатов. Анализ депутатского мандата: конституционно-правовые элементы


Мандат – слово латинское (mandatum), которое в переводе означает «поручение». В Древнем Риме это положение было закреплено в конституции. Оно означало, что с разрешения императора чиновникам и управителям провинций выданы инструкции о порядке и способе решения различных вопросов. Эти лица имели ряд полномочий для выполнения предписаний. Мандаты действовали лишь во время правления императора, выдавшего их. Если преемник считал целесообразным, то они выдавались вновь.

Некоторые лингвисты утверждают, что слово имеет французские корни. Действительно, во французском языке есть слово «commandement», которое означает «приказывать». По звучанию оно сходно с латинским. Однако во Франции мандат имел несколько иное значение, чем в Риме. Так во время Французской революции называли денежные знаки.

Значение слова

В современном языке слово имеет несколько значений:

  • Документ, подтверждающий определенные полномочия. Например, после Первой мировой войны Германия лишилась своих колоний. Лига Наций передала мандат на управление ими Великобритании. Однако, стоит учесть, что мандатарий – сторона, получившая полномочия управления – имеет не только права. Ее также обязывают выполнять определенные действия. В случае с колониями, они направлены на создание благоприятных условий жизни для населения.
  • Документ, определяющий взаимоотношения депутата и избирателя. Он подтверждает законность полномочий, а также их объем и выдается после выборного процесса. Причем депутат может являться не только представителем парламента или партии, но и всей нации. В этом случае ему выдается общенациональный мандат.


Есть еще одно значение, но оно не прижилось в нашем обществе. В экономическом словаре написано, что управление банка различными видами ценных бумаг по поручению клиента называется мандатом. Однако на практике используют другой термин – договор управления.

Виды мандатов

Наиболее распространенное понятие – депутатский мандат. Условно документы можно разделить на такие виды:

  • императивный. Депутат обязан выполнять наказы избирателей и отчитываться перед ними. Избиратели, в свою очередь, имеют право отозвать досрочно депутата, если он не справился со своими обязанностями;
  • свободный. Депутат действует от имени народа, руководствуясь при этом своими убеждениями. Он не связан наказами избирателей, подчиняется только партии или фракции, от которой он был избран, и народу в целом.

В молодой Советской Республике положение об императивном мандате было закреплено в 1917 году в одном из первых Декретов. Оно просуществовало до 1993 года. Хотя уже в 1990 году институт наказов избирателей, как таковой, не действовал.


Сегодня в отдельных странах свободный мандат имеет некоторые черты императивного. Например, депутат Госдумы РФ по закону обязан работать с избирателями, рассматривать их обращения и информировать о своей депутатской деятельности. Хотя лишить его мандата за невыполнение наказов избирателей нельзя.

    ДЕПУТАТСКИЙ МАНДАТ - МАНДАТ … Юридическая энциклопедия

    - (см. МАНДАТ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    См. Мандат … Энциклопедия юриста

    депутатский мандат - см. мандат … Большой юридический словарь

    - (лат. mandatum, от mandare приказывать) 1) дипломатический термин: полномочие, даваемое посланникам, или право представительства выборных от народа. 2) род бумажных денег по время французской революции, которые должны были заменить упавшие… … Словарь иностранных слов русского языка

    мандат - а, м. mandat m. <лат. mandatum. Повеление, приказ. Ныне просит <яган Гошка>, чтоб учинить жалованье по его царского величества мандату. ПБП 3 9. 1. Ассигнаты <директории> были просто напросто обменены в отношении 30:1 на так… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (mandate) Победа на выборах расценивается добившейся успеха партией либо коалицией как получение от народа мандата на правление в его интересах или особого мандата на проведение конкретной политики. Учитывая, какое множество обещаний дают партии… … Политология. Словарь.

    МАНДАТ, мандата, муж. (лат. mandatum Поручение). 1. Официальный документ, удостоверяющий те или иные полномочия предъявителя (офиц.). Депутатский мандат. Императивный мандат (связывающий действия избранного определенными полномочиями по каждому… … Толковый словарь Ушакова

    - (от латинского mandatum поручение), документ, удостоверяющий те или иные полномочия предъявителя, права на что либо (например, депутатский мандат) … Современная энциклопедия

    - (от лат. mandatum поручение) документ, удостоверяющий те или иные полномочия или права предъявителя, напр. депутатский мандат … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Депутатский мандат в РФ Конституционно-правовые основы Учебное пособие , Фадеев В.И.. В книге на основе анализа историко-теоретических и конституционно-правовых основ народного представительства в России рассматриваются вопросы правового статусадепутатов представительных…

МАНДАТ

императивным и свободным . Императивный мандат предусматривает такую форму взаимоотношений депутата и избирателей, при которой депутат, совмещая свою депутатскую деятельность с основной работой на предприятии, в учреждении, организации, несет ответственность перед избирателями. Сущность императивного мандата в том, что каждый депутат обязан выражать волю избирателей и может быть отозван ими. Особенность императивного мандата заключается в том, что депутат связан наказами избирателей - поручениями общественно значимого характера, которые депутат обязан положить в основу своей деятельности. В Советском государстве, как правило, такие наказы вносились в период избирательной кампании во время встреч кандидатов в депутаты с избирателями. Наказы не имели юридической силы, но тем не менее были обязательны для избранного депутата. Депутат (Совет депутатов) не вправе был отказаться от их исполнения. Реформа избирательной системы конца 90-х гг.

Муниципальное право

привела к отказу от обязательности наказов. Сейчас если такие наказы (пожелания, просьбы) и вверяются депутату, то они носят скорее рекомендательный характер.

Свободный мандат

Императивный мандат

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) - это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно - открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
  • Энциклопедические
  • Отраслевые
  • Этимологические и заимствований
  • Глоссарии устаревшей лексики
  • Переводческие, иностранные
  • Фразеологический сборник
  • Определение неологизмов
  • Прочие 177+

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, - все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое.

ДЕПУТАТСКИЙ МАНДАТ

Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Правовая природа депутатского мандата в Российской Федерации. МАНДАТ (представительский, депутатский) (лат

МАНДАТ (представительский, депутатский) (лат. mandatum — поручение) — юридическое отношение представительства, а также документ, удостоверяющий законность этого представительства. Депутатский мандат — документ, удостоверяющий законность и объем полномочий депутата, а также публичная функция, которая возлагается на депутата парламента или иного представительного органа власти выборами и содержание которой (характер М.) определяется конституцией и иными конституционно-правовыми актами. Мандат определяет также характер взаимоотношений депутата с его избирателями. В современных демократических государствах принят общенациональный мандат, в силу которого депутат считается представителем всей нации, а не какого-либо избирательного округа. В своей деятельности он не может быть связан никаким наказом (императивным мандатом) и не подлежит отзыву до истечения срока его мандата.

В современном демократическом обществе правомочия мандата включают депутатскую неприкосновенность (иммунитет) и право на получение вознаграждения за депутатскую деятельность (индемнитет).

По своей природе депутатский мандат может быть императивным и свободным . Императивный мандат предусматривает такую форму взаимоотношений депутата и избирателей, при которой депутат, совмещая свою депутатскую деятельность с основной работой на предприятии, в учреждении, организации, несет ответственность перед избирателями. Сущность императивного мандата в том, что каждый депутат обязан выражать волю избирателей и может быть отозван ими. Особенность императивного мандата заключается в том, что депутат связан наказами избирателей - поручениями общественно значимого характера, которые депутат обязан положить в основу своей деятельности.

Политический ликбез: как получить депутатский мандат?

В Советском государстве, как правило, такие наказы вносились в период избирательной кампании во время встреч кандидатов в депутаты с избирателями. Наказы не имели юридической силы, но тем не менее были обязательны для избранного депутата. Депутат (Совет депутатов) не вправе был отказаться от их исполнения. Реформа избирательной системы конца 90-х гг. привела к отказу от обязательности наказов. Сейчас если такие наказы (пожелания, просьбы) и вверяются депутату, то они носят скорее рекомендательный характер.

В РФ императивный мандат характеризует статус депутатов представительных органов местного самоуправления. Свободный мандат отображает такую форму взаимоотношений депутата с его избирателями, при которой депутат юридически не связан наказами избирателей и не может быть ими отозван. Свободный, или общенациональный, мандат означает отсутствие ответственности депутата перед избирателями, отсутствие у последних права отзыва депутата. По смыслу Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутаты Государственной Думы обладают свободным депутатским мандатом.

Императивный мандат – ограничение в действиях депутата парламента какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, отозвавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Императивный мандат у членов СФ, в Госдуме мандат свободный (депутат не может быть отозван до прекращения срока его полномочий).

Понятия иммунитета (ст.19 ч.2 п.а) и индемнитета (ст.19,35,27) закреплены в ФЗ «О статусе члена СФ и депутата ГД». В понятие индемнитета также входит возмещение ущерба, компенсация и материальное обеспечение депутата и его семьи.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Государство и самоуправление. Основные подходы и понятия

1. Политико-правовая природа местного самоуправления.

В настоящее время Российская Федерация идет по пути становления новой государственности, функционирующей на принципах демократии. Реальная демократия — это власть народа, осуществляемая посредством народа и в интересах народа…

Деформация правовой системы в Нацистской Германии

4. Политико-правовая обстановка в Германии в 30-40 годах XX века

Что же изменилось с приходом к власти Адольфа Гитлера? Национализм, фашизм, шовинизм присутствовали во всей деятельности НСДАП…

Договор в системе гражданско-правовых договоров

3. Правовая природа Договора

договор правовой хозяйственный доверительный В соответствии с предложенной О.А. Красавчиковым дифференциацией договоров, в основу которой положен «принцип направленности гражданско-правового результата»…

Залог прав

2. Правовая природа залога

Изучение истоков политико-правовой мысли

1. Политико-правовая мысль Древней Греции

Институт депутатского мандата в Российской Федерации

2.2 Юридическая природа депутатского мандата

В основе юридической природы депутатского мандата лежит конституционное положение о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следует отметить…

История государства и права зарубежных стран

1.4 Политико-правовая мысль об эволюции государства и права в Новейшее время. Модели современной интерпретации истории государства и права зарубежных стран

Конец XIX — начало XX века ознаменовался демократизацией общественной жизни наиболее развитых стран. Политика приобретает новый смысл, охватывает не только сферу деятельности государственной власти…

История концепции и перспективы развития института Конституционного собрания в Российской Федерации

1. Сущность и политико-правовая природа понятия конституционного собрания в Российской Федерации

Актуальность вопроса Конституционного Собрания касается, как возможно представляется на первый взгляд…

История политико-правовой мысли во взглядах Августина и Сперанского

1.4 Политико-правовая мысль

Современное правовое государство — как особая теоретическая концепция и соответствующая практика — имеет долгую и поучительную историю…

Конституционно-правовой статус депутата

2. Правовая основа статуса парламентария

Правовая база деятельности парламентариев является многоуровневой. Статус парламентария и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом…

Правовой статус членов парламента в зарубежных странах

1. Юридическая природа мандата парламентария

Парламентарии — это лица, состоящие по тому или иному основанию членами парламента. Называются они в разных странах различно, причем наименования эти не всегда кажутся логичными. Например…

Проблемы исполнения договорного обязательства в гражданском праве России

2.1 Правовая природа исполнения

В российской цивилистике отсутствует глубокое исследование понятия исполнения обязательства и его природы. Этот вопрос часто затрагивается попутно или весьма поверхностно…

Происхождение государства в отечественной политико-правовой мысли от древности до современности

2.2 Политико-правовая идеология В.Н. Татищева

Василий Никитич Татищев (1686-1750) был русским историком и государственным деятелем, происходил он из знатного дворянского рода…

Роль депутата в системе народного представительства субъекта Российской Федерации

1.2 Правовая основа мандата парламентария

Правовая природа парламентария раскрыта в Федеральном законе от 8.

1. Определение понятия «депутат». Депутатский мандат

05. 1994 № 3-ФЗ (в ред. От 12. 05. 2009) «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В ст. 1 этого закона сказано: «1…

Французское просвещение о государстве и праве

2. Политико-правовая идеология Ж. Руссо

Вопрос о полномочиях не регулируется в законодательстве, полномочия депутатов определяются в уставах муниципальных образований и в регламентах представительных органов.

Как правило, большинство муниципальных актов подразделяет их на определённые группы в зависимости от форм депутатской деятельности:

1. Поэтому выделяют полномочия, реализуемые на заседаниях представительного органа. Наиболее типичные наборы – право решающего голоса (все депутаты обладают этим правом по всем вопросам), право вносить предложения по повестке дня, право предлагать проекты решений представительного органа, избирать и быть избранным во все органы данного совета, данного представительного органа (предлагать свою кандидатуру в качестве председателя и так далее).

Конституционное право

Полномочия, которые они реализуют, работая со своими избирателями. В это число в основном входят обязанности: обязанность вести приём избирателей из своего округа, рассматривать поступающие от избирателей обращения и способствовать их разрешения, отчитываться о своей работе перед избирателями и ряд других, которые закреплены за ними в муниципальных актах.

3. Иные виды полномочий, которые могут закрепляться в муниципальных актах. Могут быть полномочия в работе постоянных комиссий и так далее.

Досрочное полномочий прекращение.

Статья 40, пункт 10 ФЗ-131.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

Положения пункта 7 части 10 статьи 40 в редакции Федерального закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ не распространяются на депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления, избранных до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Государственной Думы

Лекция 11

Правовой статус члена Совета Федерации и депутата

План:

Вопрос 1. Правовая природа депутатского мандата в РФ

Вопрос 2. Основные формы деятельности депутата.

Вопрос 3. Основные гарантии депутатской деятель­ности.

Получая на выборах «представительский мандат », депутаты законодательных (представительных) органов должны выражать волю избирателей, те общественные интересы, которые обеспечивают выполнение главной (законодательной) функции парламентов. Неумение и нежелание их уловить, понять и выразить, неспособ­ность правильно отражать интересы общества легко де­формируют содержание не только законодательной, но и иных парламентских функций.

Взаимоотношения между избирателями и депута­том могут строиться на принципах «императивного » и «свободного мандата ». Каждый из них содержит опре­деленный режим ответственности депутата перед из­бирателями.

До выборов 1993 г. в России отношения между депу­татом и его избирателями строились исключительно на признании императивности его мандата. Действующая Конституция закрепила новый принцип отношений с его избирателями, который получил в науке название «свободный мандат».

Свободный мандат. Впервые принцип свободного мандата был обоснован английским философом, государ­ственным деятелем Э. Берком в 1774 году. Это правило парламентаризма означает, что депутат юридически не связан поручениями избирателей и действует в парла­менте, сообразуясь со своими представлениями о долж­ном и собственной совестью. На этом основании отрица­ется право избирателей отозвать депутата, не оправдав­шего их доверия. В соответствии с современной доктриной конституционного права депутат в парламенте - преж­де всего полноправный член коллегии, обладающий вла­стью на всем пространстве страны.

Уже французская Конституция 1795 г. установила, что депутаты являются представителями всей нации. Либеральная трактовка содержания свободного манда­та включает в себя следующие положения:

· мандат является общим (хотя депутаты избираются по округам, они представляют весь народ);

· мандат факультативен (его осуществление свободно от принуждения, депутат не обязан участвовать в парламентских заседаниях и учитывать мнение сво­их избирателей);

· мандат не подлежит отзыву;

· одобрение действий депутата не требуется, так как он считается выражением воли народа.

Депутат избирается не потому, что он дает какие-либо обещания, а поскольку его взгляды и программа близки избирателям, полезны государству и обществу.

На практике обладающий свободным мандатом депутат оказывается зависимым от партии, поддерживающий его на выборах. Кроме того, депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его избиратель­ную кампанию или оказали ему другую поддержку. Хотя и предполагается полная независимость от электората, при последующих выборах депутат будет вынужден учи­тывать потребности и интересы избирателей.

Императивный мандат. Основоположником идеи императивного (властного) мандата является Жан-Жак Руссо, который считал, что народ может передавать власть, а не суверенитет, а потому депутаты являются не представителями народа, а его уполномоченными.

Анализ депутатского мандата: конституционно-правовые элементы

Принцип императивного мандата был воспринят марк­систско-ленинской доктриной, опиравшейся на опыт Парижской Коммуны 1871г. Затем после 1917г. он нашел отражение в Конституциях и законодательстве Союза ССР, других социалистических стран.

Понятие «императивный мандат» включает совокуп­ность трех элементов:

Обязательность наказов избирателей;

Обязательность отчетности депутата;

Право отзыва избирателями, если он не выполняет или плохо выполняет наказы.

В данном случае депутат представляет жителей того округа, в котором он избран. Он связывает себя наказа­ми перед избирателями и несет ответственность за неис­полнение своих обязательств. Существо ответственнос­ти выражается в отказе избирателей поддержать депу­тата на очередных выборах или в его отзыве.

В современных государствах используется сочетание «свободного» и «императивного» мандата. Как прави­ло, на общегосударственном уровне применяется сво­бодный мандат, а на уровне местного сообщества, где депутат более всего чувствует связь с избирателями, - императивный,

В России депутаты Государственной Думы обладают свободным мандатом, а на уровне субъектов Федерации (Тамбовская, Калининградская, Московская области) и на местном уровне в их деятельности просматриваются элементы императивного мандата.

Депутаты Государственной Думы - это избранные народом представители, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Федеральном Собрании от име­ни всего российского народа. Статус депутата законода­тельного органы Российской Федерации определяется прежде всего Конституцией и Федеральным законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депута­та Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской федерации» от 08.05.1994 г. № 3-ФЗ (с измене­ниями на 25 июля 2006 г.).

Депутатами Государственной Думы могут быть толь­ко российские граждане, достигшие 21 года и обладаю­щие активным избирательным правом. Они не вправе быть депутатами любого другого представительного орга­на, в том числе и Совета Федерации, а также не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподава­тельской, научной и творческой. В течение всего срока своих полномочий депутаты Государственной Думы ра­ботают на постоянной профессиональной основе.

  • 9. Устав муниципального образования: понятие, признаки, структура.
  • 10. Теории местного самоуправления
  • 11. Реформа самоуправления земств и городов в 19 - начале 20 в.В.
  • 12. Основы организации местной власти в период с 1917 до конца 90-х хх века.
  • 13.Местное самоуправление: понятие, содержание, аспекты, система.
  • 14 .Местное самоуправление в системе Конституционного строя. Децентрализация.
  • 15. Местное самоуправление как форма осуществления публичной власти. Позиции кс рф.
  • 16.Принципы местного самоуправления
  • 17. Муниципально-правовые отношения: понятие, особенности, виды.
  • 18. Функции местного самоуправления.
  • 18.Муниципально-территориальное устройство: понятие, элементы, соотношение с адм-территориальным устройством.
  • 20.Муниципальное образование: понятие, виды, уровни.
  • 21.Преобразование муниципальных образований (виды, порядок).
  • 22.Городское, сельское поселение как мо.
  • 23.Муниципальный район как мо.
  • 24. Городской округ как муниципальное образование.
  • 25.Особенности организации мсу в зато
  • 26. Компетенция муниципальных образований: понятия, структура.
  • 27.Вопросы местного значения: общая характеристика, виды. Символика мо.
  • 28.Наделение омс отдельными государственными полномочиями: понятие, процедура.
  • 29.Компетенция органов местного самоуправления: понятие, содержание.
  • 30. Социально-значимые и общественно-полезные работы: понятие, порядок осуществления.
  • 31.Органы местного самоуправления: понятие, система, структура.
  • 32.Представительный орган муниципального образования: понятие, структура, состав.
  • 33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности.
  • 34.Глава мо. Полномочия и акты главы мо.
  • 35.Местная администрация в структуре омс: понятие, структура, полномочия.
  • 36.Муниципальная служба: понятие, признаки, принципы, виды.
  • 37. Ответственность органов и должностных лиц мс: понятие, виды.
  • Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
  • 38. Муниципальные выборы: понятие, виды.
  • 40.Местный референдум.
  • 41. Территориальное общественное самоуправление
  • 42. Публичные слушания
  • 42.Финансово-экономическая основа местного самоуправления.
  • 44. Местный бюджет: понятие, структура, виды.
  • 88.Бюджетный процесс в мо.
  • Тема 1 57
  • Тема 1 Муниципальное право – отрасль российского права. Понятие муниципального права.
  • Особенности муниципально-правовых норм.
  • Тема 3. Местное самоуправление (общие положения).
  • Общественное самоуправление
  • Территориальное с/у
  • 4) Принцип соответствия материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочием.
  • Тема 4. Территориальные основы местного самоуправления.
  • Тема 5. Органы местного самоуправления. Общая характеристика. Понятие органов местного самоуправления
  • Тема 6. Местные представительные органы.
  • Тема 7. Глава муниципального образования и исполнительно-распорядительные органы местной администрации.
  • Тема 8. Муниципальная служба
  • Понятие, признаки, принципы муниципальной службы.
  • Муниципальная должность: понятие, виды.
  • Муниципальные служащие: понятие, классификация.
  • Муниципальные служащие: правовой статус.
  • Прохождение муниципальной службы.
  • Тема 10. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления.
  • Местные референдумы.
  • Муниципальные выборы.
  • Территориальное общественное самоуправление (тос).
  • Раздел: экономические основы местного самоуправления.
  • Тема 2. Финансовые основы.
  • Тема №3. Бюджетный процесс.
  • 1. Понятие бюджетного процесса.
  • Тема № 4. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц и гарантии местного самоуправления.
  • 1) Татарстанское дело
  • 2) Пкс от 31 июля 1995 г. N 10-п по делу о проверке конституционности указа
  • Президента рф от 30 ноября 1994 г. N 2137 "о мероприятиях по восстановлению
  • Постановление кс рф от 31.10.1995 n 12-п "по делу о толковании статьи 136 конституции рф"
  • 5) Постановление кс рф от 28 ноября 1995 г. N 15-п по делу о толковании части 2 статьи 137 конституции рф
  • 6) Пкс от 18 января 1996 г. N 2-п по делу о проверке конституционности ряда положений устава (основного закона) алтайского края
  • 8) Постановление кс рф от 22.04.1996 n 10-п
  • 9) Пкс от 14 июля 1997 г. N 12-п по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 конституции рф положения о вхождении автономного округа в состав края, области
  • 11) Постановление кс рф от 11.12.98г. По делу о толковании положений ч. 4 статьи 111 Конституции рф
  • 12) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.10.1999 № 13-п
  • 14.Пост. Кс рф от 4 апреля 2002 г. №8-п. («1»).
  • 16) Постановление Пленума Верховного Суда рф от 10 октября 2003 г. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров рф.
  • 19.Пост. Кс рф от 3 марта 2004 г. №5-п. («1»).
  • 20. Пост. Кс рф №16-п от 16 ноября 2004 г
  • Особое мнение судьи кс рф в.Г. Ярославцева
  • Особое мнение судьи кс рф а.Л. Кононова
  • 29)Постановление Конституционного Суда рф от 10 октября 2013 г. N 20-п"
  • 30)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 г. N 27-п город Санкт-Петербург
  • 31)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 6-п г.
  • 33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности.

    Депутат - лицо, избранное жителями соответствующего избирательного округа в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Правовой статус депутата представляет место депутата в системе общественных отношений, урегулированное нормами права и в качестве структурных элементов включает в себя права и обязанности, гарантии и ответственность. Сам правовой статус депутата является составной частью правовой модели депутатской деятельности.

    Характер связи депутатов с избирателями определяется природой депутатского мандата, которым наделаются депутаты в результате выборов и который выступает юридической основой осуществления функций представительной власти на местном уровне как вида публичной власти.

    Мандат - должность в представительном органе с соответствующими правами и обязанностями; - синоним «статуса депутата»; - один из элементов статуса депутата, обозначающий опосредованный правом характер взаимоотношений депутата с избирателями, обусловленный фактом уполномачивания депутата избирателями на осуществление воли народа в представительном органе.

    Депутатский мандат является средством, связующим депутатов и граждан в рамках конституционного принципа народовластия. Депутатский мандат выступает как итог взаимодействия граждан и депутатов, облекаемого в форму конституционно-правового отношения. В данном отношении праву граждан быть представленными в органах власти противостоит обязанность депутатов обеспечивать полноценную реализацию данного права путем осуществления властных полномочий, исходно принадлежащих первичному субъекту публичной власти. Данная обязанность депутата появляется у депутата в результате его избрания в ходе выборов или иной правонаделительной процедуры.

    Еще одним элементом депутатского мандата является та или иная модель взаимоотношений депутата и граждан после избрания депутата.

    В зависимости от того кто является носителем мандата и сложившейся модели взаимоотношений депутата и избирателей можно выделить:

    I. Индивидуальный депутатский мандат:

    1) Императивный мандат - уполномоченный избирателями.

    Структура:

    Наказы избирателей

    Отчет депутата перед избирателями

    Возможность отзыва депутата избирателями.

    2) Свободный мандат Структура:

    Нет первых двух элементов, характерных для императивного мандата.

    3) Реализуется в полупредстаивтельном режиме, основой которого является полусвободный или смешанный депутатский мандат.

    Структура: - нет отчетов -нет наказов -информирование -возможность отзыва

    II. Совокупность мандатов (депутатские группы, мандат депутатского корпуса).

    Основания возникновения и прекращения статуса депутата. Сроки полномочий.

    Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

    Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов.

    Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:

    1) смерти;

    2) отставки по собственному желанию;

    3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

    4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

    5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

    6) выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

    7) прекращения гражданства РФ

    8) отзыв; Основание – решение конкретного депутата, противоречащее уставу, законодательству; действия, бездействия обоснованные и подтвержденные в судебном порядке. Алтайское дело – отзыв должен производиться по решению большинства зарегистрированных избирателей.

    9) досрочного прекращения полномочий соответствующего ОМС;

    9.1) призыва на военную службу;

    Права и обязанности депутата представительного органа.

    Самое важное – нормотворческая инициатива.

    Права и обязанности, виды:

    1. В представительном органе

    а) на реализуемые в заседаниях представительного органа:

    Организационные

    Контрольные

    Учредительные

    б) в деятельности постоянных комиссий;

    в) в деятельности депутатских объединений;

    2. В избирательном округе по отношению к избирателям.

    Рассмотрение обращений

    Решение вопросов содержащихся в обращении

    Ведение приема граждан,

    Проведение встреч с избирателями

    Изучение общественного мнения

    Права и обязанности депутатов в представительном органе, группы:

    Индивидуальные

    Коллективные

    Общеколлегиальные (в процессе заседания представительного органа)

    В избирательном округе и по отношению к избирателям права и обязанности определяются характером мандата.

    Участие в работе представительного органа:

      участие в заседании представительного органа;

      обеспечение выполнения решений представительного органа;

      участие в работе комитетов (комиссий) представительного органа;

      участие в выполнении поручений представительного органа;

      участие в депутатских слушаниях – обсуждение законопроектов

      участие в работе депутатских объединений и депутатских групп;

      обращение с депутатским запросом.

    Депутат обязан:

      соблюдать правила служебной этики

      отчитываться перед избирателями не реже двух раз в год

      выполнять поручения представительного органа, поручения комитета, комиссии, членом которых он является

    Депутат не вправе: не могут одновременно исполнять полномочия депутата иного муниципального образования. Не вправе заниматься предпринимательской, быть членом коммерческой организации а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

    Гарантии депутатской деятельности.

    Гарантии - это условия и средства, обеспечивающие эффективное осуществление депутатами своих прав и обязанностей.

    1) Общие гарантии - это те условия, которые имеются в государстве и на основании которых депутат осуществляет свою деятельность. - политические, экономические гарантии, правовые гарантии.

    2) Специальные гарантии - это установленные законодательством меры возможного и должного поведения, соответствующих субъектов права по обеспечению депутатской деятельности:

    А) Организационные гарантии, которые связаны с обязанностью органов и ДЛ обеспечивать, создавать условия для реализации депутатами их прав и обязанностей (освобождение депутатов от трудовой деятельности по месту работы; освобождение от призыва на военную службу; предоставление служебного помещения, средств связи и техники; принятие депутата должностным лицом в первоочередном порядке и рассмотрения его обращения; обеспечение депутата необходимой информацией; оказание безвозмездной помощи по правовым вопросам; повышение квалификации за счет бюджет; наличие помощников;)

    Б) Социально-экономические гарантии (гарантии трудовых прав; право на ежегодный отпуск; обязательное страхование жизни; льготы связанные с пенсионным обеспечением; ежемесячное денежное вознаграждение; возмещение расходов депутатов; право на бесплатный проезд на всех видах транспорта, кроме такси в пределах муниципального образования; медицинское обслуживание)

    В) Юридические гарантии. Депутатская неприкосновенность:

    депутатский индемнитет - невозможность привлечения к ответственности за его выступления;

    депутатский иммунитет - запрещение преследования депутата за все действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей. Порядок привлечения к уголовной ответственности устанавливается УПК

    Депутатский мандат - документ, подтверждающий назначение депутата на его должность. Такой статус говорит о полномочиях депутата, которые были предоставлены ему избирателями.

    Особенности демократического строя

    Демократия существует, когда делегируют (передают) полномочия от населения депутатам, которые обязуются защищать и представлять интересы народа. Приобретая полномочия и депутатский мандат, избранники наделяются особыми привилегиями, а также имеют определенные права и обязанности.

    Мандат - это основа взаимоотношений между электоратом и депутатом. Данное слово заимствовано из французского языка, имеет латинское происхождение. В Риме так называли императорский закон, предоставляющий особые права провинциям.

    Смысловая нагрузка понятия

    В современном мире данный термин несет в себе два основных смысла.

    Во-первых, это документ, который удостоверяет определенные полномочия. К примеру, в период после 1-й мировой войны такой статус позволял управлять колониями. Или, как сейчас, такой документ дает право на депутатские полномочия.

    Во-вторых, значение слова - вакантное место, которое может занять лицо, получившее одобрение избирателей. Так, например, в парламенте количество депутатских мандатов равняется 450 местам, которые заполнятся по итогам выборов.

    Выборы в Думу

    В современной России действует двухпалатный парламент. Нижней палатой является Госдума, члены которой избираются путем голосования народа через бюллетени раз в четыре года. Для подсчета голосов применяется способ распределения депутатских мандатов по методу Хэйра. Важно, чтобы проголосовало за партии не менее шестидесяти процентов избирателей на всех. Организовывает процесс выборов ЦИК (Центральный избирательный комитет), который также занимается подсчетом голосов по всей стране, подводит итоги и объявляет победившие политические партии, которые затем делят в своих рядах мандаты.

    Права депутата

    После получения такого статуса законодательством утверждаются основные обязанности. Становится понятна правовая природа депутатского мандата. К числу ключевых прав членов Совета РФ и депутатов Госдумы относятся:

    Быть избранным и избирать на строго определенные должности в Думе;

    Высказывать свое мнение по составу кандидатур и органов должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Парламентом;

    Вносить в повестку дня вопросы для рассмотрения;

    Предлагать проект правового акта и поправок к нему для обсуждения на заседании;

    Вносить различные предложения, а также замечания по рассмотрению обсуждаемых вопросов;

    Предлагать на заседании заслушивать внеочередной отчет или информацию органа, либо должностного лица местного самоуправления, которое является подконтрольным Думе по Уставу;

    Выносить на рассмотрение вопрос о недоверии составу образованных или выбранных Думой органов, либо должностных лиц в случаях, предусмотренных Уставом;

    Вносить предложения о необходимости проведения проверок исполнения Устава и нормативных правовых актов органами местного самоуправления;

    Участвовать в дебатах, задавать соответствующие вопросы ораторам и председательствующим на заседании Думы, требовать ответа, выступать с подтверждением своих предложений;

    Зачитывать обращения граждан, которые, по мнению депутатов, имеют общественное значение;

    Право избирательной инициативы - оно осуществляется посредством внесения депутатами в государственную думу законопроектов, различных к ним поправок, законодательных предложений о создании и принятии новоявленных федеральных законов и проектов и дальнейшем внесении и дополнение в законы Российской Федерации, а также посредством работы, направленной на признание утративших силу некоторых законопроектов;

    Имеет решающий голос по всем вопросам, которые рассматриваются соответствующей палатой Федерального собрания (данное право позволяет лично участвовать каждому депутату в работе палаты парламента страны);

    Участвовать в работе комиссий и комитетов, членами которых депутаты являются;

    Полномочия на получение и распространения информации. Депутаты обеспечены всеми необходимыми документами, которые были приняты Федеральным Собранием, а также обеспечиваются справочным и информационным материалом, которые официально распространяются Администрацией Президента, Конституционным Судом, Правительством РФ, а также иными высшими судебными органами страны и общественными объединениями. Если депутат обращается в органы гос. власти, в органы местного самоуправления, на предприятие, в учреждение, в общественные объединения, в организации (в их число входят воинские части, учреждения Минобороны РФ), то соответствующее должностное лицо обязано обеспечить его необходимой документацией и информацией, независимо от уровня секретности, соблюдая, естественно, условия, предусмотренные федеральным законодательством о гос. тайне. Более того, директора организаций, учреждений и предприятий должны предоставить депутату право обратиться за консультацией профессионалов по вопросам, связанным с его деятельностью в качестве депутата.

    Отсутствовать на заседаниях Государственной Думы депутат не имеет права.

    Обязанности депутата

    Одна из самых важных обязанностей депутата - это поддержание постоянной связи с электоратом. Те из них, которые избраны в регионах, поддерживают связь с избирателями в своем округе. При этом, конечно, учитывают, с каким краем, областью, городом была связана трудовая и политическая работа депутата Государственной думы. Организация проведения встреч с народом происходит при активной поддержке и участии органов гос. власти субъектов России, а также органов местного самоуправления, командования воинских частей, руководителей различных предприятий и прочего.

    Депутат должен предоставлять отчет избирателям о результатах своей работы, проведенных встречах и так далее. Это возможно организовать через СМИ или по просьбе населения и депутата. Администрация на безвозмездной основе выделяет помещение, проводит информирование избирателей о месте и времени проведения встречи.

    Народный избранник обязан придерживаться правил депутатской этики. За ее нарушение ответственность устанавливается Регламентом Думы РФ. Он также должен выполнять порученя Думы, комиссии, членом которой он является.

    Виды депутатского мандата

    При Советском союзе был императивный мандат. Его значение определялось тем, что представитель народа должен был прислушиваться к наказам населения и их исполнять. Если он не справлялся с задачей, народ мог его отозвать и лишить полномочий.

    В современной России действует свободный депутатский мандат. Он не связывает депутата с избирателями обязательствами.

    Признаком свободного депутатского мандата является то, что на встречах принимаются к сведению пожелания электората, но никакой юридической ответственности не возникает. Такое встречается во многих демократических государствах. Депутат, обладающий таким мандатом, имеет право свободного входа и выхода из состава комиссий. Также признаком свободного депутатского мандата является отсутствие возможности досрочного отзыва депутата избирателями.

    Полномочия обладателя мандата

    Пройдя выборы в Госдуму, участники партий наделяются мандатом, который дает им полномочия, но и налагает ответственность. Депутат не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, его основной доход - заработная плата. Он обязан участвовать во всех заседаниях парламента, в деятельности комиссий и комитетов. Имеет право выносить на рассмотрение различные законопроекты, посещать органы власти беспрепятственно.

    В течение всего срока действия депутатского мандата избранник обладает личной неприкосновенностью. Его не имеют права арестовывать, только если он не задержан на месте преступления, проводить личный досмотр, обыскивать машину либо квартиру. Такие меры предусмотрены с целью защитить от определенного давления, которое возможно при выполнении депутатом своих должностных обязанностей. К сожалению, случается и так, что такие полномочия используют в личных целях, которые могут быть корыстными. Также депутат освобождается от обязанности свидетельствовать в связи с выполнением своих компетенций.

    Почему могут лишить депутатского мандата?

    Законом предусмотрены причины, по которым депутат лишается своего мандата. Первая причина того, что лишили депутатского мандата - это участие в предпринимательской деятельности, а именно: собственный бизнес или управление коммерческим предприятием. Во-вторых, это может быть связано с доказательством через суд обвинения в преступлении.

    В заключение

    Сейчас активно идет обсуждение изменений закона о статусе депутата, которые коснутся еще ряда причин лишения депутатского мандата. На рассмотрении такие пункты, как счета в банках за границей и приобретенное там имущество, стоимость которого намного больше дохода депутата, незадекларированная прибыль. Такой список собираются применить не только к депутатам, но и к чиновникам. Важный дополнительный пункт в этом списке - декларация о доходах ближайших родственников.

    Выбор редакции
    Солдаты, одетые в костюмы химической защиты, пробираются через туннель в Кэмп Стенли, Южная Корея. В Корее угроза «туннельной войны» со...

    Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

    Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

    Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...
    Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
    Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
    Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
    Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
    Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...