Какие понятия являются предметом криминологии. Предмет криминологии


Метод революционного преобразования деятельности предприятия, коренной перестройки его бизнеса, который получил название реинжиниринг бизнес- процессов, появился на Западе в конце 80-х годов прошлого столетия. Основателями теории реинжиниринга являются Майкл Хаммер и Джеймс Чампи. Они определили реинжиниринг как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность ».

Другими словами, реинжиниринг бизнес-процессов (РБП, англ. business process reengineering, BPR) в отличие от известных в последние десятилетия многочисленных методов постепенного совершенствования работы компаний, означает, по сути, решительную, стремительную и глубокую «прорывную» перестройку основ й организации и управления внутри предприятяия.

Специфика реинжиниринга состоит в том, что существующая более 250 лет узкая специализация Адама Смита и обусловленная ею многократная передача ответственности в производстве и, особенно, в управлении, не соответствует современным требованиям. Производство и управление преобразуются в настоящее время в сквозные бизнес-процессы , ответственность за которые от начала и до конца берут на себя сплоченные командным духом группы единомышленников, способные выполнять широкий спектр работ.

К основным понятиям РПБ относятся понятия «фундаментальный», «радикальный», «существенный» и «процессы»:

1. Фундаментальный . РБП начинается с «чистого листа» -никаких готовых предложений, ничего заранее заданного. Компания, приступающая к реинженирингу должна избегать традиционных подходов. РБП прежде всего призван определить, чем компания действительно должна заниматься, и только потом уже - как она должна это делать. При РБП ничего не принимается на веру как нечто само собой разумеющееся. РБП игнорирует то, что есть, он нацелен на то, что должно быть.

2. Радикальный. Радикальное перепроектирование означает обращение к самым корням явлений: не проведение косметических изменений и не перетасовку уже существующих систем, а решительный отказ от всего отжившего. Радикальное перепроектирование при РБП сбрасывает со счетов все существующие структуры и методы и предполагает изобретение совершенно новых способов работы. Осуществление реинжениринга бизнеса - это все равно, что создать бизнес заново, а не усовершенствовать уже существующее дело, не модернизировать его или внести изменения.


3. Существенный. РБП не имеет ничего общего с небольшими частичными или приростными улучшениями, он призван обеспечить общий мощный рост результатов. РБП нужен только тогда, когда ощущается потребность осуществить серьезный прорыв. Частичные улучшения требуют тонкого, деликатного подхода; существенные улучшения достигаются только путем решительного отсечения всего старого, отжившего и замены его на новое и жизнеспособное.

4. Процессы. Бизнес-процессы можно определить как совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт или услуга, представляющие ценность для потребителя. Мышление, ориентированное на задачи, - фрагментация работы на ее простейшие компоненты и распределение их между соответствующими специалистами - лежало в основе организационной структуры компании на протяжении последних двух столетий. Фрагментированные процессы, столь характерные для традиционных компаний, обусловливают узкую специализацию трудовых заданий и организаций, основанных на функциональных отделах. РБП предполагает создание интегрированных процессов, которые порождают многогранные трудовые задания, выполнение которых лучше всего может быть организованно посредством процессных команд.

Таким образом, РБП не предполагает осуществления постоянных, но незначительных изменений, ведущих к небольшому «приростному» (на единицы и даже десятки процентов) улучшению показателей функционирования компании. В результате успешно проведенного РБП, т.е. быстрого осуществления глубоких и всесторонних коренных изменений системы управления — компания достигает существенного, «прорывного» роста эффективности (в десятки и сотни раз).

К основным свойствам РБП относятся:

· Отказ от устаревших правил и подходов и начало делового процесса с нуля, что позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм;

· Пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности - если невозможно переделать свою деловую среду, то можно переделать свой бизнес;

· Приведение к значительным изменениям показателей деятельности (на порядок отличающихся от предыдущих).

Реинжиниринг необходим в случаях потребности очень существенных улучшений, например, таких как эти 3 основные ситуации , требующие вмешательства:

1. В условиях, когда предприятие находится в состоянии глубокого кризиса. Этот кризис может выражаться в явно неконкурентном уровне издержек, массовом отказе потребителей от продукта предприятия и т.п.

2. В условиях, когда текущее положение предприятия может быть признано удовлетворительным, однако прогнозы ее деятельности являются неблагоприятными. Предприятие сталкивается с нежелательными для себя тенденциями в части конкурентоспособности, доходности, уровня спроса и т.д.

3. Реализацией возможностей РБП занимаются благополучные, быстрорастущие и «агрессивные» организации. Их задача состоит в ускоренном наращивании отрыва от ближайших конкурентов и создании уникальных конкурентных преимуществ.

К участникам РБП относятся:

- лидер проекта РБП;

- управляющий комитет;

- менеджер, осуществляющий опера-тивное руководство;

- менеджеры процессов;

- рабочая команда реинжиниринга.

Первое место занимает лидер проекта РБП — один из высших менеджеров предприятяия, который возглавляет реинжиниринговую деятельность. Помимо организационных обязан-ностей, он отвечает за идеологическое обоснование проекта реинжиниринга, создание общего духа новаторства, энтузиаз-ма и ответственности. Лидер должен обладать высокой внут-ренней энергией.

Второй участник — управляющий комитет, состоящий из членов высшего руководства предприятяия, лидера РБП, менеджеров процессов. Осуществляет функции наблюдения, согласования целей и стратегии РБП, согласова-ния интересов различных рабочих команд и решения конф-ликтных ситуаций между ними. В случае отсутствия комитета его функции выполняет лидер РБП.

Особое место занимает менеджер, осуществляющий опера-тивное руководство РБП в целом. Часто он выполняет формальную роль помощника лидера РБП. Функции, им выполняемые, — разработка методик и инструментов РБП обучение и координация вла-дельцев процессов, помощь в организации рабочих команд.

Менеджеры процессов — это руководители, каж-дый из которых ответственен за обновление отдельного дело-вого процесса. Если в организации не определены процессы как таковые, в этом качестве выступают функциональные менеджеры. Менеджер формирует команду для перестройки дан-ного процесса и обеспечивает условия для ее работы. Также он осуществляет функции наблюдения и контроля. Таким образом, менеджер процесса является своеобразным заказчиком реинжиниринга данного процесса.

Рабочая команда — группа работников предприятия (методисты, администраторы, сотрудники по обеспечению качества изделий, документирования, координации), а также внешние участники (консультанты, разработчики). Все они и осуществляют непосредственную работу по реинжинирингу конкретного процесса.

Основные приемы проведения РБП следующие:

· Несколько работ комбинируются в одну. Определяется конкретный человек, несущий ответственность за все шага про-цесса от начала до конца. Благодаря этому появляется тот, который может ответить на любые вопросы, возникающие у клиента. Этот человек часто называется менеджером клиен-тов. В тех случаях, когда один человек не может справиться со всеми работами в процессе, организуется группа с аналогич-ными функциями и ответственностью.

· Работники сами принимают решения. В отличие от пе-риодических принятий самостоятельных решений, естествен-ных в любой реальной работе, в этом случае принятие реше-ний вводится в функциональные обязанности работника. Та-кой подход применяется и к рабочим, и к управленцам.

· Шаги в процессе выполняются в их естественном поряд-ке. Этот порядок не фиксируется директивным предписанием. Он определяется работниками по ходу выполнения работ и в соответствии с реальной обстановкой. Многие шаги могут вы-полняться параллельно.

· Процессы имеют множество версий. Это весьма сущест-венно для условий, отличающихся от массового промышлен-ного производства.

· Работы выполняются там, где это имеет наибольший смысл и пользу. Работы не обязаны концентрироваться на соответствующих шагах вокруг соответствующих специалистов, которые могут размещаться в самых различных местах (поме-щениях, зданиях).

· Контрольные проверки и объемы управления сокраща-ются. Так как управление не создает прямой добавленной по-требительной стоимости, оно вводится только на тех участках работ, где это имеет экономический смысл.

· По аналогичной причине минимизируются согласования.

· Преимущественно используются как централизованные, так и децентрализованные операции. Цель — использовать пре-имущества, имеющиеся у обоих подходов.

Хотя и реинжиниринг, и управление качеством (TQM) отводят центральную роль бизнес-процессам, существует принципиальное отличие: управление качеством принимает имеющиеся процессы и старается их улучшить, в то время как реинжиниринг заменяет существующие процессы на новые.

Бизнес-процесс - четко очерченный набор операций, совершаемых с определенным алгоритмом и ради достижения конкретного результата, принципиально важного для компании.

Бизнес-процесс не всегда совпадает с зоной ответственности того или иного отдела. Обычно в нем участвуют сотрудники разных подразделений фирмы.

Основоположником данной науки является М. Хаммер. Он подчеркивал: «Бизнес-процесс пересекает функциональные границы, поэтому бизнес-процессы имеют следующую структуру:

1. - стратегическое планирование (формирование целей и политики компании);

2. - производство (от закупки сырья до отгрузки продукции);

3. - разработка нового продукта (от выработки концепции до создания образца);

4. - продажи (от выявления потенциального клиента до получения заказа);

5. - выполнение заказа (от оформления заказа до получения платежа)».

«Как есть» и «Как надо» - это 2 сдандартных базовых подхода в процессном управлении.

По мере движения от одного состояния к другому происходит оптимизация бизнес-процесса.

1. Реинжиниринг бизнес - процесса

Реинжиниринг существует 15 лет (с 1997г). Он подразумевает скачкообразное увеличение показателей эффективности функционирования бизнеса. Реинжиниринг предполагает не медленное получение результата, а быстрое осуществление глубоких и всесторонних коренных изменений системы управления, т.е. прорыв роста эффективности в десятки и сотни раз.

Таким образом, метод революционного преобразования деятельности предприятия, коренной перестройки его бизнеса и получил название реинжиниринг.

Автор реинжиниринга определил его следующим образом - это «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектироние бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность».

2. Ключевые понятия реинжиниринга

Фундаментальный реинжиниринг - это ответ на вопрос «Почему мы должны делать то, что мы делаем?», «Почему мы должны делать это тем способом, которым мы это делаем?». В этом случае реинжиниринг сначала определяет «что предприятие должно делать» и только затем «как делать», т.е. концентрируется на том, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ.

Радикальный реинжиниринг - радикальность означает изменение вещей и ситуаций в самом их корне. В бизнес - реинжиниринге радикальность означает отбрасывание всех существующих структур и процедур, и воплощение новых способов выполнения работ.

Координальный реинжиниринг - реализация программы постепенного улучшения качества, т.е. в этом случае бизнес-реинжиниринг применяется только тогда, когда есть острая необходимость во «взрывном» воздействии.

3. Способы улучшения бизнес - процесса

Существует 2 способа улучшения бизнес-процесса:

Редизайн - эволюционное изменение;

Реинжиниринг - революционное изменение.

Реинжиниринг - радикальное изменение предпринимательских процессов в самых важных направлениях. В любом случае процесс должен быть тщательно задокументирован. Для этого используется 3 способа описания:

1. текстовой - в виде формулировок, которые предположительно будут понятны всем участникам процесса.

2. при помощи таблиц, должностных инструкций - стандартные формы документооборота накладывают ограничения на формулировки во избежании разночтений.

3. графическая форма - процессы отражены в виде схем и диаграмм.

4. Основные принципы реинжиниринга бизнес-прцессов

1. Концентрация ответственности (несколько работ объединяются в одну);

2. Делегирование полномочий в сочетании с самоконтролем (оперативные решения принимаются работниками на местах);

3. Естественный порядок выполнения процесса, параллельный или последовательный;

4. Работа выполняется там, где ее можно выполнить наиболее эффективно, вплоть до передачи клиенту процесса;

5. Сокращается объем согласований, проверок и контроля (контроль со стороны менеджеров заменяется по возможности контролем со стороны потребителей результатов данного процесса);

6. Должна устраняться всякая работа, не добавляющая потребительскую стоимость.

Бизнес-процессы - самый важный элемент в определении реинжиниринга и наиболее трудно понимается руководителями.

Бизнес-процессы - горизонтальные иерархии внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или ее отдельных компонентов.

Существуют следующие категории бизнес-процессов:

Процессы, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции;

Процессы планирования и управления;

Ресурсные процессы;

Процессы преобразования.

Бизнес-процесс характеризуется:

Существующей технологией реализации бизнес-процесса;

Существующей структурой бизнес - системы;

Средствами автоматизации оборудования; механизмами, обеспечивающими реализацию бизнес-процесса.

5. Основные показатели оценки эффективности бизнес-процессов

1. Количество производимой продукции заданного качества, оплаченного за определенный интервал времени.

2. Количество потребителей продукции.

3. Количество типовых операций, которые необходимо выполнять при производстве продукции за определенный интервал времени.

4. Стоимость издержек производства продукции.

5. Длительность выполнения типовых операций.

6. Капиталовложения в производство продукции.

6. Изменения в бизнесе, не являющиеся реинжинирингом

1. Реинжиниринг нельзя непосредственно отождествлять с автоматизацией бизнес-процессов, т.е. автоматизация бизнес-процесса с использованием информационных технологий.

2. Программное обеспечение, задача которого состоит в переписывании на основе современных технологий устаревших информационных систем.

3. Реинжиниринг не является ни реструктурированием , ни уменьшением размерности - эти термины обозначают уменьшение возможностей компании.

4. Изменение организационной структуры - это реструктуризация, а реинжиниринг имеет дело с бизнес-процессами.

5. Реинжиниринг - не улучшение качества и не глобальное управление качеством, хотя реинжиниринг и управление качеством отводят центральную роль бизнес-процессам, но существует принципиальное отличие:

а) управление качеством принимает имеющиеся процессы и старается их улучшить;

б) реинжиниринг заменяет существующие процессы на совершенно новые.

10. Основные свойства реинжиниринга

Реинжиниринг - это перепроектирование деловых процессов для достижения радикального улучшения деятельности фирмы. Реинжиниринг бизнеса требует все начать с нуля. В рамках реинжиниринга старые формулировки утрачивают свое значение, т.к. важным является то, как фирма желает организовать работу именно сегодня с учетом сегодняшнего спроса на рынке.

Основными свойствами реинжиниринга является:

1. отказ от устаревших правил и подходов к деловому процессу и начать его с нуля;

2. пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами компании. Радикальное изменение способов хозяйственной деятельности;

3. приведение к значительным изменениям показателей деятельности.

11. Основные ситуации в бизнесе, требующие вмешательства реинжиниринга

Реинжиниринг необходим в случаях потребности очень существенных улучшений. Известны 3 основные ситуации, требующие вмешательства реинжиниринга:

1. - В условиях, когда фирма находится в состоянии глубокого кризиса. Этот кризис может выражаться в неконкурентном уровне издержек, в массовом отказе потребителей от продукта фирмы.

2. - В условиях, когда текущее положение фирмы может быть признано удовлетворительным, однако прогнозы ее деятельности являются неблагоприятными. Фирма сталкивается с нежелательными для себя ситуациями - в конкурентоспособности, доходности и уровне спроса.

3. - Реализацией возможностей реинжиниринга занимаются не профессионалы, хотя их задача состоит в ускоренном наращивании отрыва от ближайщих конкурентов и создании уникальных конкурентных преимуществ.

12. Участники реинжиниринговой деятельности и их функции

Для реализации реинжиниринговых процессов необходимо сформировать организационную структуру во главе с основными ее участниками.

Лидер проекта реинжиниринга - один из топ - менеджеров фирмы, возглавляющих реинжиниринговую деятельность. Функции лидера:

Организационные обязанности

Идеологическое обоснование проекта реинжиниринга

Создание в коллективе общего духа новаторства, интузиазма и ответственности

Лидер должен обладать высокой внутренней энергией.

Управляющий комитет состоит из:

Членов высшего руководства фирмы

Лидера реинжиниринга

Менеджеров бизнес - процессов.

Функция наблюдения за процессом

Функция согласования целей и стратегии реинжиниринга

Согласование интересов различных рабочих команд

Решение конфликтных ситуаций между рабочими командами.

В случае отсутствия комитета, эти функции выполняет лидер проекта.

Менеджер, осуществляющий оперативное руководство.

Выполняет формальную роль помощника лидера

Разрабатывает методики и инструменты реинжиниринга

Обучение и координация действий ответственных руководителей бизнес - процесса

Помощь в организации рабочих команд.

13. Виды реинжиниринга

Школы реинжиниринга:

1. американская школа - рушим все потом собираем снова, «to-be», цель: создание новой ИС или доработка существующей

2. российская школа - «мягкий реинжиниринг».

1. цель оптимизации

2. выбираем критерии, наиболее важные для компании

А) объем прибыли

Б) Доля рынка компании

В) качество обслуживания компании

3. классификация БП компании

4. выбор тех, что приносят прибыль

5. строим по ним модель БП

Дорабатываем (оптимизируем) сначала те процессы, что приносят прибыль (осн), после всопогательные.

В реинжиниринге выделяют 2 вида деятельности:

1) кризисный реинжиниринг, где речь идет о решении крайне сложных проблем организации.

2) реинжиниринг развития, который применим тогда, когда дела у организации идут в целом неплохо, но ухудшилась динамика развития и стали опережать конкуренты.

Реинжиниринг развития может привести к заметному улучшению, но всего лишь к приростному по отношению к существующему уровню ведения бизнеса. Это происходит за счет отказа от малоценных дополнительных видов деятельности; передвижения границ между подразделениями и делегирование полномочий с целью повышения производительности, экономии требуемых ресурсов.

Кризисный реинжиниринг как бизнес - процессов, так и всей организации в целом требует перепроектирования в первую очередь взаимоотношений между поставщиками и потребителями. Любой вид деятельности реинжиниринга должен осуществляться после глубокого и тщательного обследования, вскрывающего как недостатки, так и скрытые возможности персонала, процессов, информации и технологии.

В результате тщательного анализа обнаруживаются области, требующие совершенствования бизнес - процессов посредством управления и упрощения.

14. Деятельность организации посредством бизнес - процессов

Чтобы обеспечить эффективную деятельность организации достаточно всего от 3-х до 10-ти основных бизнес - процессов.

Выделяют 3 вида типичных бизнес - процессов:

1. Выработка стратегии.

2. Разработка нового товара.

3. Выполнение заказов.

Масштаб программы реинжиниринга зависит от того, сколько основных бизнес - процессов будет ею охвачено. Для большинства российских компаний наиболее актуален кризисный реинжиниринг, поскольку перед ним стоит проблема банкротства, следовательно задачами реинжиниринга является:

Объединение информационных ресурсов структурных подразделений компании и создание интегрированной корпоративной информационной системы управления.

Обеспечение общего снижения затрат и имеющий возможность гибкого реагирования на изменение рыночной ситуации в системе управления.

15. Объекты реинжиниринга

Модель бизнеса - представление основных хозяйственных процессов фирмы, взятых в их взаимодействии с деловой средой фирмы.

Будущий образ фирмы - это упрощенный образ оригинала, отражающий главные его черты и не учитывающий второстепенные детали.

Процесс реинжиниринга базируется на 2-х этих понятиях:

Будущий образ фирмы

Модель бизнеса

Объектом реинжиниринга являются не организации, а процессы. Компании подвергают реинжинирингу не отделы продаж, а работу, выполняемую персоналом этих отделов.

В каждой фирме присутствуют следующие объекты реинжиниринга:

а) разработка продукта - от выработки концепции продукта до его создания;

б) продажи - от выявления потенциального клиента до получения заказа;

в) выполнение заказа - от оформления заказа до получения платежа;

г) обслуживание бизнес - процесса как объект - от получения запроса по претензиям до разрешения возникшей прпоблемы.

16. Основные этапы реинжиниринга

1. Формируется желаемый образ фирмы - это происходит в рамках стратегии фирмы и ее ориентиров;

2. Создается модель реального или существующего бизнеса фирмы - реконструируется система действий, работ, при помощи которых компания реализует свои цели;

3. Разрабатывается модель нового бизнеса (прямой реинжиниринг):

а) перепроектируются выбранные хозяйственные процессы

б) формируются новые функции персонала

в) создаются информационные системы, необходимые для осуществления реинжиниринга

г) производится тестирование новой модели бизнеса (предварительное применение в ограниченном масштабе);

4. Внедрение модели нового бизнеса в хозяйственную реальность фирмы.

17. Базовые методы и формы работы, положенные в основу реинжиниринга

1. Несколько рабочих процедур объединяются в одну - происходит горизонтальное сжатие процесса. Если не удается привести все шаги процесса к одной работе, то создается команда, отвечающая за данный процесс.

2. Исполнители принимают самостоятельно решения - в ходе реинжиниринга осуществляется не только горизонтальное, но и вертикальное сжатие процессов - это происходит за счет самостоятельного принятия решения исполнителем, т.е. наделение сотрудников большими полномочиями и увеличение роли каждого из них в работе компании приводит к значительному повышению производительности людей.

3. Шаги процесса выполняются в естественном порядке.

4. Процессы имеют различные варианты исполнения.

5. Работа выполняется в том месте, где это целесообразно

6. Уменьшается количество проверок и управляющих воздействий

7. Минимизируется количество согласований

8. Уполномоченный менеджер обеспечивает единую точку контакта, т.е. играет роль буфера между сложным процессом и заказчиком.

9. Преобладает смешанный централизованно - децентрализованный подход к управлению.

18. Методологии моделирования бизнес - процессов

На практике осуществление реинжиниринга необходимо начинать с выбора наиболее подходящей методологии описания (моделирования) бизнес - процесса.

Наиболее эффективным является:

1. - Блок - схема бизнес - процесса, состоящая из прямоугольников (обозначающих действия), ромбиков (обозначающих принимаемые решения) и стрелок, соединяющих эти элементы между собой и друг с другом.

2. - Словесное описание бизнес - процесса, отвечающее на вопросы ЧТО? КТО? ГДЕ? КАК? ЗАЧЕМ? и ПОЧЕМУ? а также каковы затраты времени денежных средств на принятие решений, ожидание и осуществление действий в бизнес - процессе.

Данные модели являются простыми и очевидными, но сложность вопросов, возникающих в процессе бизнеса, требуют более эффективных моделей и методологий. Для этого существуют компьютерные программы.

19. Инструменты реинжиниринга

В системе реинжиниринга объединены возможности ключевых современных информационных технологий, которые применимы с использованием следующих инструментов:

Графический, объективно ориентированный язык для описания моделей и проектов;

Средства анимации и имитационного моделирования реконструируемых процессов;

Методы искусственного интеллекта для полного и адекватного представления экспертных знаний о процессах.

Все это открывает доступ к непосредственному моделированию и реконструированию бизнес - процессов новой группе пользователей - менеджерам.

20. Реинжиниринг в России

Реинжиниринг важен для российского предпринимательства, т.к. ему необходимы существенные изменения. В отечественных условиях не сформированными являются бизнес - процессы, бизнес - процедуры, регламенты учетной практики - без чего реинжиниринг не возможен.

Основными составляющими процесса управления изменениями является:

Оценка готовности к изменениям самой фирмы;

Разработка плана внедрения этих изменений.

Российским менеджерам предлагается следующая методика использования потенциала реинжиниринга:

1. определение направления развития бизнеса

2. определение масштаба и конечных целей проекта

3. планирование процесса, осуществляемое специалистами

4. определение структуры организации и кадровой политики

5. технологическая поддержка

6. определение физической инфраструктуры (здания, оборудование)

7. осуществление внутренней политики фирмы и оценка влияния действующего законодательства

8. мобилизация ресурсов для осуществления проекта

криминология преступность закон социальный

С исторической точки зрения, наука криминология среди других общественных наук и юридических в частности, сравнительно молода. Отсчет ее жизни начинается примерно со второй половины XIX в. Преступность как явление всегда интересовала не только специалистов различных направлений, но и всех людей. Считается, что термин «криминология» ввёл в 1879 году антрополог Топинар. В 1885 году впервые с названием «Криминология» вышла книга итальянского ученого Р. Гарофало. Однако, представления о преступном поведении и борьбе с ним можно обнаружить и в более ранних источниках, например в труде Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Примерно в то же время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время.

Отвечая на вопрос - «почему именно криминология?» (ведь криминология не единственная наука изучающая преступность), стоит отметить, что например, Уголовное право изучает отдельные составы преступлений и назначаемые за их совершение наказания. Оперативно-розыскная деятельность раскрывает механизм поиска и изобличения преступников. Криминалистика познает технику, тактику и методику расследования преступлений. Уголовно-процессуальное право изучает систему уголовного судопроизводства с момента выявления преступления и преступника до момента назначения соответствующего наказания. Уголовно-исполнительное право познает систему реализации наказаний за совершенные преступления. Все эти науки и каждая из них по своему, конечно, изучают и преступления, и преступников, и наказания. Но, ни одна из них не обладает наиболее полной системой знаний о преступности как относительно массовом социальном явлении. Таковой системой знаний обладает наука криминология. Сразу оговорюсь, являясь самостоятельной наукой, криминология все же тесно связана и с уголовным правом, и с другими правовыми науками, а так же с социологией, философией и медициной, особенно психиатрией. То есть, криминологию нельзя рассматривать в отрыве от непрерывно растущего научного знания, в области социологии и права. В то же время ее невозможно рассматривать, игнорируя или недооценивая ее самостоятельности. Она как бы венчает здание наук, изучающих преступность и меры предупреждения. Через нее, прежде всего, осуществляется связь уголовно-правовых наук с другими юридическими дисциплинами, с неюридическими общественными науками социологией, психологией и пр. В этом смысле криминология и занимает центральное место в системе наук. Именно она, синтезируя знания о преступности, решает комплекс задач борьбы с этим явлением. Криминологии принадлежит самая ведущая роль в решении этих задач.

Помимо прочего криминология представляет собой в известном смысле не только систему знаний о преступности, но и систему познания преступности. То есть обладание системой криминологических знаний дает возможность исследовать преступность и ее детерминанты в любой области общественных отношений. Как утверждают ученые, именно отсюда появились и выросли такие самостоятельные направления криминологических исследований, как криминология молодежной преступности, криминология женской преступности, криминология бытовой преступности, криминология организованной преступности и т.д.

Развитие криминологии, как и любой другой науки, представляет собой не прекращающийся процесс. При этом выдвигаются и решаются все новые криминологические проблемы. Как отмечено в научной и учебной литературе, сегодня они (проблемы) сложны и серьезны как никогда, поскольку ранее мировое сообщество не сталкивалось с такими опасными проявлениями преступности, возводящими ее в разряд первостепенных проблем. Достаточно, например, вспомнить о терроризме, занимающем сегодня, пожалуй ведущее место в ряду социальных опасностей, угрожающих человечеству и развитию мировой цивилизации. В числе факторов образования криминологии как самостоятельной науки можно назвать:

  • - общественную потребность, порожденную фактом существования преступности;
  • - необходимостью накопления специального исследовательского материала о данном общественно опасном явлении (материала, позволяющего описывать и объяснять это явление, разрабатывать соответствующие прогнозы);
  • - потребность в разработке мер по предупреждению преступности.

Криминология изучает преступность как социально обусловленное, исторически изменчивое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени, которое с позиции общественных интересов относится к разряду социальной патологии и оценивается отрицательно.

Понятием преступности охватывается совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций типа, например, состава преступления. В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется определенным закономерностям, имеет фиксированные качественно-количественные характеристики, которые и изучаются криминологией. К ним относятся: уровень, структура и динамика преступности. Причем, правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними, такие, например, как пьянство, проституция, наркомания и т. п. - рассматриваются криминологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и разработке мер их предупреждения. Исследования же этих явлений и проблем борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.

Возвращаясь к самому определению криминологии как науки, отмечается, что в научной и учебной литературе встречается наиболее часто ее краткое определение, примерное содержание которого я приводил во введении: «Криминология («наука о преступлении», от лат. crimen - преступление и др.-греч. лпгпт (логос)- учение) - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства ее предупреждения».

Вместе с тем фактическое содержание науки криминологии более широкое. Криминология изучает закономерности отдельных видов преступлений, индивидуального и массового преступного поведения, причины совершения человеком преступлений, разрабатывает рекомендации по совершенствованию принимаемых мер по борьбе с преступностью. В этом состоит ее отличие от уголовного права, которое изучает преступления, ответственность и наказание за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике. Таким образом, мы имеем дело с социолого-правовой наукой.

Как отмечает профессор В.Д. Малков - Такое определение данной науки характеризует лишь общую направленность криминологии и в достаточной степени не отражает содержания этой отрасли научных знаний. Как общественная наука, криминология изучает широкий круг социальных явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т.е. ответ на вопрос, что именно она изучает.

В этом смысле наиболее приемлемым представляется следующее определение данной науки, в котором перечислены элементы ее предмета. «Криминология - это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений». Предложенное определение, по моему мнению, отражает социально правовой характер науки криминологии, ее теоретическую направленность и практическую значимость. Поскольку предупреждение преступности является одной из основных частей составляющих предмет криминологии, его не возможно не рассмотреть хотя бы и вкратце.

«Предупреждение преступности является и предметом и целью этой науки (криминологии) одновременно»

«Предупреждение преступности» или иначе называемая - «Профилактика преступности». Эти два термина (с точки зрения этимологии) идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими.

По своей сути предупреждение преступности - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

Преступность, основной элемент предмета криминологической науки. Определений преступности бесчисленное множество. Они несут в себе отпечаток философских взглядов авторов, социологических школ и направлений, правовых и даже религиозных воззрений.

Криминология рассматривает преступность как явление общественной жизни и изучает ее с этой стороны, не игнорируя правовых характеристик. Социальный и правовой аспекты - это две стороны преступности, представляющие ее нераздельное единство. Преступность - объективная социальная реальность. Преступность по своему существу - явление негативное, приносящее вред как обществу в целом, так и конкретным его членам.

«Преступность - отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущие негативные для общества и людей последствия, и требующие спецефических государственных и общественных мер контроля за ней»

«Преступность - относительно массовое, исторически изменчивое, социально-правовое, антиобщественное явление, слагающееся из совокупности действий, запрещенных уголовным законом (преступлений), совершаемый в данном государстве в тот или иной период времени»

Система криминологии строится на двух главных основаниях: по предмету и по уровню обобщения научно-практической информации. Исходя из предмета криминологии, ее положения систематизируются по четырем основным проблемам: преступность, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение преступности и конкретных преступлений. По уровню обобщения выделяются общая и специальная части криминологии. В общей криминологические явления и понятия анализируются в целом, обобщенно, без выделения специфики видов преступлений. В особенной криминологическая характеристика дается по соответствующим видам преступлений либо по особенностям социального положения преступников. Особенная часть в криминологии более динамична, чем общая, так как она отражает быстро меняющуюся картину преступности и ее причин.

2. Предмет криминологии. . . . . . . . 4 а) преступность. . . . . . . . . 4 б) причины преступности. . . . . . . 7

в) личность преступника. . . . . . .
11 г) предупреждение преступника. . . . . .
12
Заключение. . . . . . . . . . .
13

Список литературы. . . .. . . . . .
14

ВВЕДЕНИЕ

Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире.

Общее представление о содержании данной науки можно получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова "crime" (преступление) и греческого слова "logos"
(учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает "учение о преступлении". Принимая во внимание то обстоятельство, что термин "преступление" практически равнозначен термину "преступность", более точно, можно обозначить криминологию как "науку о преступности".
Причем, если уголовное право изучает преступление, ответственность и наказание за них в законодательной форме и правоприменительной практике, то криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления.

Таким образом, можно определить криминологию сугубо с практической точки зрения, как науку о преступности и методах ее предупреждения. Но это
- весьма общее понятие. Более конкретно, можно сказать, что криминология изучает преступность, виды преступности, преступления; их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.

Важно отметить, что понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности.
Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления, установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального исправления и перевоспитания. Знания криминологии необходимы не только сотрудникам внутренних дел, но и работникам судов, прокуратуры, органов юстиции и другим категориям служащих, в той или иной мере сталкивающихся с проблемами правонарушений, их причин и условий.

Наука криминология имеет сложную структуру. В своей работе я хочу рассмотреть базовый вопрос - понятие криминологии и ее предмет, т.к. эти вопросы являются основными вопросами любой науки.

1. Понятие криминологии.

Впервые термин " КРИМИНОЛОГИЯ " появился на страницах печати в конце девятнадцатого столетия. Сначала под ним понимали проблемы этиологии (исследования причин преступности). О чем, в частности, можно прочитать в книге Топинарда и Гарофало "Криминология". Примерно в то же время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время. В общем виде их можно свести к пяти основным направлениям:

Представители первого направления не выделяют криминологию в качестве самостоятельной научной дисциплины, а считают ее частью уголовного права, если его рассматривать в широком смысле слова. В настоящее время такие взгляды представляют лишь исторический интерес.

Представители второго направления включают в нее изучение причин преступности, методов борьбы с ней, проблемы уголовной политики, пенологии и уголовного права. Эта концепция возникла в первые годы нашего столетия.
Ее основоположником стал австрийский юрист Ганс Гросс (1847-1915). Он считал, что криминология включает в себя уголовную антропологию, уголовную социологию, криминалистику, криминальную психологию, уголовную политику, пенологию, уголовное право и ряд других отраслей науки. Мысль Г.Гросса об объединении всех "вспомогательных по отношению к уголовному праву наук с включением науки о следствии и пенологии" в единую систему криминологии нашла отражение во взглядах ученых второй половины ХХ века, что на наш взгляд, внесло много путаницы.

Третье направление, создателем которого был Лист (1851-1919) - известнейший представитель социологической школы уголовного права, рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах наряду с криминалистикой, уголовным правом и уголовной политикой.

Как можно заметить, два последних направления объединяет одинаковое понимание содержания криминологии и криминалистики, что объясняется их единой средой возникновения. Обе они возникли в силу необходимости обеспечения потребностей практики познать причины такого опасного социального явления, как преступность, и разработать эффективные методы борьбы с ней. Причем в период своего возникновения они не имели определенной сферы исследования, что в значительной мере повлияло на последующий подход к проблеме связи между криминологией и криминалистикой.

Четвертое направление отражает современные тенденции развития криминологических исследований. Оно рассматривает криминологические проблемы в связи с пенитенциарными, т.е. большое внимание уделяется изучению личности преступника, в т.ч. лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением и применяемых к ним мер. Этот подход наиболее широко используется в США.

Последнее - пятое направление рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах. Это направление характерно для европейской правовой школы.

Что же касается Российских правоведов, то они, в настоящее время, придерживаясь консервативных взглядов, незначительно изменили свои взгляды на предмет изучаемой дисциплины. В ряде учебников его основными составными назывались: преступность, причины и условия преступности, личность преступника, предупреждение преступности.

Проанализировав различные взгляды на понятие и предмет
Криминологии, я бы определила Криминологию как науку, изучающую преступность, ее причины, личность преступника, а также разрабатывающая меры предупреждения преступности.

2. Предмет Криминологии

Исходя из приведенного определения, в предмет изучения криминологии входят четыре составляющие:

Преступность

Причины преступности

Личность преступника

Меры предупреждения преступности.

Преступность

Основным элементом науки криминологии является преступность как исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой целостную совокупность множества преступлений, совершенных в конкретных исторических условиях за определенный период времени. Понятием преступности охватывается совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций типа, например, состава преступления. Правонарушения, не образующие состав преступлений, но тесно связанные с ними, рассматриваются при анализе причин и условий различных видов преступлений.

В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется определенным закономерностям и характеризуется такими количественно качественными показателями, как уровень, структура и динамика.

Уровень преступности является количественной характеристикой, измеряемой в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений и их участников (виновных лиц), а также в коэффициентах или индексах преступности. Официальная статистика использует два показателя:

Количество зарегистрированных преступлений (и их субъектов) и

По данным о судимости.

Уровень исчисляется из количества преступлений, совершенных на той или иной территории за определенный период времени в расчете на заданное число жителей, например, на 1 000, 10 000 или 100 000. Уровень преступности в данном толковании и называется коэффициентом преступности.
Он рассчитывается по формуле:

К = П Х 1 000 (10 000 или 100 000)

где К - коэффициент преступности,

П - число преступлений

Н - численность населения (в целом или в возрасте от 14 лет и старше).

Коэффициенты позволяют сравнивать интенсивность преступности в разных административно-территориальных единицах с различной численностью населения, а также в разные периоды в одном и том же районе, области с учетом изменения численности населения.

Структура преступности раскрывает внутреннее содержание преступности, соотношение групп или отдельных видов преступлений в общем их числе за определенный период времени на определенной территории, выделенных по разнообразным группировочным признакам: уголовно-правовым, криминологическим, социально-демографическим и др. От того, какова структура преступности, должно зависеть и “направление главного удара” в борьбе с ней.

Показатель структуры определяет удельный вес (долю) тех или иных преступлений (либо преступников), которые называют видами преступности, в общей совокупности преступлений (преступников), взятых за 100%.

В своей работе я хочу остановиться на таких показателях структуры преступности, как ее "география”, “экология” и “топография”.

География преступности занимается проблемами пространственно- временного распределения девиантности, делинквентности и преступности
(места преступлений, места жительства преступников) в мире, частях света, государствах, городах и в сельской местности (например, в районах, граничащих с бывшими республиками СССР и пр.). Она изучает также проблемы наличия чувства безопасности (вопрос о страхе населения перед преступностью, отношение к уголовной юстиции, риска стать жертвой преступления). Она выясняет также влияние социальной структуры того или иного района на уровень и характер преступности, устанавливает пределы и направления перемещений преступников (от места жительства к месту преступления и обратно), изучает региональные различия в реакциях на преступность.

В отличие от этого экология преступности исследует взаимодействие среды, климата, природного ландшафта, растительного и животного мира, структуры строительства - с одной стороны, и человеческих переживаний
(виктимизация - страх перед преступностью) и преступного поведения - с другой.

Топография преступности сосредотачивается на анализе мест преступления, которые могут быть и внутри зданий, и в квартирах, и в магазинах, и в гостиницах, и в больницах.

Последней характеристикой преступности является - динамика преступности, то есть изменение ее уровня и структуры за тот или иной период времени (год, три года, пять лет, десять лет и т.д.), т.е. темп и направление изменений основных черт совокупности преступных деяний. Анализ динамики преступности в научно-практическом отношении имеет, по меньшей мере, две цели:

1. Дать представление об изменениях показателей за прошедший период, выявить тенденции и закономерности этих изменений;

2. На их основе осуществить прогноз о возможном характере преступности в ближайшем и отдаленном будущем, что является основой необходимого оптимального криминологического планирования мероприятий по борьбе с ней.

Причины преступности

Причины преступности - представляют собой совокупность социально- негативных экономических, демографических, идеологических, социально- психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые непосредственно порождают, продуцируют, воспроизводят
(детерминируют) преступность как свое следствие.

Наряду с собственно причинами преступности предметом криминологического анализа являются ее условия. Это такие явления и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию (совокупности деяний, нарушающих уголовный закон).

Исследование причин преступности раскрывает природу этого социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, в настоящее время его оживлению, а что этому противодействует. Только на основе подобных знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их сокращению.

Всякое явление, в том числе и преступность, имеет не только ряд
(иерархию) причин, но и ряд (иерархию) условий, способствующих наступлению данного явления. Одни условия имеют сопутствующий характер - не оказывают непосредственного воздействия на совершение преступлений (например, ночное время при совершении кражи, разбоя, грабежа). Другие условия более существенны (неорганизованность досуга, плохая воспитательная работа, отсутствие контроля, способствующие хулиганству и правонарушениям в сфере межличностных отношений в коллективе пограничной заставы). Особое значение имеют необходимые условия, без которых причина не может породить следствие, например, недостатки в охране оружия и боеприпасов при их хищениях.

Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности, полнее выявлять их на практике и целенаправленно осуществлять необходимые мероприятия по их устранению и нейтрализации, нужны надлежащие их дифференциация и классификация. Каждое направление криминологической мысли
(школы) проводят их по различным критериям, исходя, прежде всего, из своего предмета исследования. Российские криминологи используют классификации по различным критериям.

1. Классификация “по уровню действия (субординации)». С этой точки зрения следует различать несколько видов этого подхода. Первый из них:

Причины и условия преступности в целом как определенного социального явления, существующего в конкретных социальных условиях и проявляющегося в совокупности общественно-опасных деяний - преступлений;

Причины и условия различных групп (видов, категорий) преступлений, образующих структурные подразделения преступности (умышленные и неосторожные, насильственные и корыстные и пр.);

Причины и условия отдельных видов преступлений - убийств, хулиганства, воинских и пр.

Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на уровне всего общества (макро уровень), отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.

Уровни эти взаимосвязаны, но содержание причин и условий преступности на каждом из них не тождественно.

На обще социальном уровне мы выявляем наиболее общие причины и условия, с которыми связано само существование преступности в данных исторических условиях.

На уровне социальных групп фиксируются причины и условия, характерные для этих групп и коллективов.

На индивидуальном уровне речь идет о причинах и условиях конкретного преступления, совершенного отдельным лицом, здесь много индивидуального, субъективного и ситуативного, порой случайного (особенности личности, ее индивидуальный жизненный опыт, связи, знакомства, влияния, стечение обстоятельств и т.п.). Вместе с тем обще социальные причины и условия преступности трансформируются в индивидуальные, а наиболее типичные индивидуальные причины и условия “складываются” в обще социальные.

Изучение причин и условий на обще социальном и групповом уровнях имеет научно-познавательное значение и служит практике для разработки и организации системы социальной профилактики преступности в рамках всего государства, отдельных его регионов, социальных групп и коллективов.

Выявление причин и условий конкретного преступления (индивидуальный уровень) подчинено непосредственно практическим - правильному решению каждого конкретного дела, индивидуализации к субъекту интереса и устранению обстоятельств, способствующих совершению им данного преступления. Причины и условия конкретного преступления (индивидуальные обстоятельства его совершения) могут быть нетипичными. Однако в индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее. Поэтому научно- практическое изучение причин и условий преступности основывается на обобщении данных, полученных из различных источников.

2. Важное практическое значение имеет классификация причин и условий преступности по их содержанию. Различают детерминанты преступности:

Политические;

Экономические;

Идеологические;

Социально-психологические;

Организационно-управленческие.

3. Надо подчеркнуть, что все детерминанты преступности проявляют себя в подобном качестве через психологию, сознание людей, формируя или поддерживая, оживляя или усиливая антисоциальные взгляды, стремления, побуждения. Поэтому в конечном итоге преступность всегда связана с социально-психологическими детерминантами.

Социально-психологические явления - взгляды, традиции, привычки - часто называют субъективными детерминантами преступности, а все, что находится вне индивида и влияет на его психологию - объективными ее детерминантами. Это психологическая классификация:

Объективными являются причины и условия, существующие независимо от воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и пр.)

Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений (планировании, культурно-воспитательной работе и пр.)

4. Причины и условия преступности можно различать и по направленности, механизму их действия.

Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения и пр.)

Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.)

Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая - является преимуществу условиями совершения преступлений.

В свою очередь условия классифицируют на:

Формирующие (связаны с противоречиями в обществе) и

Способствующие (недостатки в системе профилактики и отсутствии организации и управления).

5. И последняя классификация предлагается с точки зрения временной и пространственной распространенности. Здесь различаются:

Причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями);

На всей территории государства, отдельных его регионах и специфических зонах (республики, портовые города, курортные зоны, прилегающие к государственной границе и пр.), а также имеющие местный, локальный характер.

Личность преступника

Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем является вопрос о личности преступника.
Значимость этой проблемы выражается прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей работы по предупреждению преступлений.

Личность преступника изучается как система социально- демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления. Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

Выделение личности преступника из всей массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического и социального (социально- психологического). Исходя только из юридического критерия, личность преступника определяется как лицо, совершившее преступление. Однако в этом суждении можно усмотреть элементы тавтологии. Такое понятие личности преступника «имеет формальный оттенок». Поэтому юридический критерий должен быть по необходимости дополнен критерием социальным (социально- психологическим), в соответствии с которым личности преступника присуща та или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как минимум, отдельные антисоциальные черты.

Данное положение относится не только к злостному, но и к, так называемому, случайному преступлению, а также к лицам, совершающим преступления в состоянии аффекта и даже по неосторожности. Сюда же включается и изучение тех лиц, которые еще не нарушили уголовного закона, но в силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в виде совершения соответствующих административных правонарушений, могут встать на преступный путь. То есть в предмет рассматриваемой отрасли научных знаний входит личность правонарушителя, понимаемая в указываемом выше смысле и включающая не только собственно преступника, но и другие категории лиц, подвергающиеся целенаправленному профилактическому воздействию.

В целом, данные о личностных свойствах применительно к субъектам всех преступлений и отдельно по их видам содержат существенную информацию о причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер, направленных на предупреждение новых преступлений.

Предупреждение преступности

Все, что рассматривалось выше о преступности, ее причинах, личности преступника в конечном счете преследует цель – овладеть современными криминологическими знаниями о предупреждении преступности.

По своей сути предупреждение преступности или иначе называемая - профилактика преступности (эти два термина (с точки зрения этимологии) идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими) - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением, как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо заметить, что все рассмотренные основные элементы предмета криминологии, во-первых, органично взаимосвязаны, а во- вторых, изучаются не только этой наукой. Например, преступность может привлекать внимание социологов при исследовании ими социальных отклонений; проблема личности преступника имеет наряду с криминологическим криминалистический, оперативно-розыскной и другие аспекты; вопросы, связанные с предупреждением преступности путем назначения и исполнения наказания, изучаются в уголовном и исправительно-трудовом праве.

Но специфика криминологического подхода к изучению указанных выше явлений проявляется в следующем:

1. Криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность.

2. Специфика криминологического познания состоит и в том, что в нем делается выраженный акцент на причинном объяснении изучаемых этой наукой социально-правовых явлений и процессов.

3. Во главу криминологических исследований ставится задача предупреждения преступности.

4. Криминология принимает участие в разработке не только правовых, но и иных по содержанию средств борьбы с преступностью, ее предупреждения
(социально-экономических, культурно-воспитательных и т.д.).

Некоторыми отечественными учеными предмет криминологии дополняется историей криминологической науки, организацией и методикой изучения преступности, криминологическим прогнозированием и т.п. В настоящее время этот вопрос остается открытым и мы можем лишь наблюдать за его решением, определив устоявшееся и апробированное представление о криминологии как социально-правовой науке, которая изучает сущность, закономерности и формы проявления преступности, ее причины и иные детерминанты, личность преступника и других категорий правонарушителей, могущих встать на преступный путь, а также систему предупреждения преступности и на этой основе разрабатывает общую теорию предупредительного воздействия на преступность и меры криминологической профилактики.

Список литературы
1. Криминология М., Изд. Московского университета, 1984;
2. Криминология М., Юридическая литература, 1988;
3. Холыст Б. Криминология. Основные проблемы. М., Юридическая литература,
1980;
5. Четвериков В.С. Криминология. М., ИНФРА-М, 1996.

-----------------------
Стручков Н.А. «Проблема личности преступника» Л.,1983
Антонян Ю.М. Изучение личности преступника М.,1982, с.45


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1. Понятие, предмет, система и задачи криминологии.

2. Место криминологии в системе наук.

3. Методы криминологии.

Криминология от латинского Crimen и греческого Logos - наука о преступлении.

В виде самостоятельной отрасли знаний криминология существует менее двух веков. Хотя, бесспорно, некоторые суждения о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в трудах римских и греческих мыслителей, а также в трудах мыслителей XVI-XIX в.в., например, в труде Чезаре Беккариа , но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных знаний. Впервые термин «криминология» появился в работе антрополога Топинарда в 1879 году, а далее криминологию как самостоятельную науку, употребили итальянские исследователи Топинард и Гарофало, которые в 1885 году опубликовали монографию под аналогичным названием.

С момента зарождения и до настоящего времени не существует единой теории по поводу изучения преступности.

Понятие криминологии определяется через ПРИЗНАКИ КРИМИНОЛОГИИ:

1. Криминология - это наука, система знаний.

2. Природа криминологии как науки связана с отраслевой принадлежностью криминологии.

По мнению Долговой и Кузнецовой, криминология является междисциплинарной наукой. Кудрявцев и Антонян считают, что криминология является общетеоретической наукой, а Кваша - что криминология - это межотраслевая наука. Большинство исследователей склоняются к тому, что криминология - это социально-правовая наука .

3. Криминология - это система правовых норм, содержащихся в правовых документах и регламентирующих проведение общей предупредительной и индивидуально-предупредительной работы. Хотя говорить о том, что криминология - это отрасль права, необоснованно.

4. Предмет криминологии. Устоявшимся мнением является рассмотрение предмета криминологии как совокупности 4 самостоятельных элементов : преступность, личность преступника, причины и условия преступности (криминогенные детерминанты), превенция преступности.

Такое представление о предмете криминологии сформировалось не сразу, и хотя оно является доминирующим, однако не единственным. Одни исследователи предлагают исключить из пред-мета криминологии отдельные блоки, другие - напротив, расши-рить предмет криминологических исследований. Так, например, некоторые исследователи не наделяли в качестве самостоятель-ного предмета криминологических исследований личность преступ-ника, обосновывая это тем, что одни свойства личности преступ-ника изучаются в разделе причин и условий преступности, дру-гие - в разделе предупреждения преступности.


По их мнению, внимание нужно сосредоточить на изучении социально-психологи-ческого механизма индивидуального преступного поведения, по-скольку нет социально-типичных свойств, отличающих лиц, совер-шивших преступления, от законопослушных граждан. Таким обра-зом, подвергается сомнению правомерность существования самого понятия «личность преступника», ставится знак равенства между этим понятием и понятием субъекта преступления.

В целях профилактики обществу всегда будет необходим среднестатистический портрет преступ-ника, который помогает установить, какие свойства личности и в какой степени были включены в механизм преступного поведе-ния. Это означает, что выделение в качестве самостоятельного предмета криминологических исследований социальных свойств преступников, по мнению профессоров ТГУ Прозументов и Шестлера, объективно необходимо. Однако, учитывая, что нет преступника как определенного социально-психологического типа, правильнее этот раздел криминологии именовать как личность ли-ца, совершившего преступление.

Например, проблема личности подростка, совершившего преступление в группе, никогда не исчерпывалась изучением только лиц, совершивших преступле-ние в соучастии. Это обусловлено тем, что в преступную группу как реальную социальную общность входят все лица, создающие необходимые условия для ее жизнедеятельности, а не только уча-ствующие в совершении конкретных преступлений. Исключение этих лиц из предмета криминологических исследований означало бы невозможность вскрытия механизма образования этих групп, выработки мер по их разложению или переориентации.

Хохряков предлагает в качестве одного из элементов предмета криминологии ввести жертву преступления. Долгова предлагает ввести в предмет криминологии подверженность преступности различным воздействиям . Эминов предлагает ввести в предмет криминологии отдельно последствия преступности (однако статистические данные о преступлениях практически никогда не содержат исчерпывающих данных о последствиях совершения конкретных видов преступлений). Антонян выделяет в предмете криминологии самостоятельный элемент - факторы, которые непосредственно связаны с преступностью (слишком широкое понимание факторов, связанных с преступностью). Кудрявцев предлагал отдельно выделять планирование, координирование профилактической деятельности, анализ истории криминологии и частные криминологические теории .

Система криминологии строится исходя из двух главных оснований:

1) исходя из ее предмета;

2) по уровню обобщения научно-практической информации выделяют:

Общую часть криминологии - криминологические явления анализируются, в общем и целом, без выделения специфики конкретных видов преступности.

Особенную часть (Специальную) - характеристика видов преступлений изучается отдельно. Виды преступности выделяются либо по содержанию преступных деяний (корыстные, насильственные, неосторожные), либо по субъектному составу (по особенностям контингента преступников)

Задачи криминологии:

1. Предупреждение преступности. Все нормы уголовного закона, прежде всего, являются социально и криминологически обусловленными.

2. Экспертиза проектов НПА на предмет криминологической обусловленности.

3. Подготовка НПА, содержащих нормы о необходимости проведения мероприятий, направленных на борьбу с преступностью. Существуют определенные общественные организации и другие коллективные образования, которые занимаются вопросами, вытекающими из этой задачи криминологии.

4. Изучение и использование международного опыта борьбы с преступностью.

Криминология - социально-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, а также предупреждение преступности.

Криминология — это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...