Методы правового регулирования делятся на. Способы и методы правового регулирования, его основные типы


Способы и методы правового регулирования, его основные типы.

Правовое регулирование - это воздействие на поведение людей с целью его упорядочения.

Способы правового регулирования - это совокупность предписаний (средств), зафиксированных в норме права, при помощи которых происходит правовое воздействие на субъектов права. Выделяют следующие способы правового регулирования.

1. Дозволение - закрепление за субъектом прав (возможностей) Например, ст. 53 Конституции закрепляет за каждым право на возмещение вреда, причинённого незаконными действиями или бездействиями органов государственной власти или их должностных лиц.

2. Запрещение - (обязывание пассивного характера) установление запрета на совершение действий. Так, при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции).

3. Обязывание - (обязывание активного характера)возложение обязанности совершать действия. В частности, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу (ч. 1 ст. 82 Конституции).

Метод правового регулирования - это совокупность приёмов, с помощью которых производится правовое регулирование общественных отношений. Используются методы: координации, т.е. основанный на равенстве сторон в отношении (гражданское право), и субординации, т.е. основанный на подчинении одной стороне отношения другой (административное право). При определении метода правового регулирования главным является юридическое положение сторон, статус субъектов права.

1. Метод субординации (централизованный метод) - при котором правовое регулирование осуществляется на властно-императивных началах, поскольку субъекты отношений связаны на основе власти и подчинения (уголовные, административные отношения).

2. Метод координации (децентрализованный) - при котором правовое регулирование осуществляется на основе активности самих субъектов права, строящих отношения между собой на принципе равенства (гражданские, семейные и др. отношения).

В некоторых отраслях права имеет место сочетание элементов того и другого методов, а иногда и их доминирующие черты.

Тип правового регулирования - это определённое сочетание способов правового регулирования, дозволения, обязывания и запрещения.

1. Общедозволительный тип правового регулирования - можно делать всё, что не запрещено правом и не противоречит ему. В его основе лежит общее дозволение. Регулирование строится по принципу: “Дозволено всё, кроме...”. Это означает, что лица вправе совершать любые действия, лишь бы они не подпадали в разряд запрещённых.

Конечно, это не означает вседозволенности. При отсутствии конкретных норм граждане, юридические лица должны вести себя в соответствии с духом законодательства, его принципами, целями, задачами, моральными принципами и обычаями делового оборота.

Общедозволительный тип правового регулирования применяется лишь в отношении граждан, юридических лиц.

При общедозволительном типе правового регулирования ориентиром служат нормативные обобщения (принципы, цели, задачи) (презумпции, фикции?). Таким образом, можно делать всё, но нельзя выходить за правовое поле, ограниченное принципами, задачами, целями права.

2. Разрешительный тип правового регулирования - можно делать только то, что правом прямо разрешено. Всё остальное делать нельзя. Например, в ст. 137 Трудового кодекса РФ определены случаи, когда могут производится удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности предприятию, учреждению, где они работают.

В рамках разрешительного типа правового регулирования может определяться поведение как должностных лиц, так и граждан. Оно строится по принципу: “Разрешено только это, а остальное запрещено”.

50. Способы толкования права. Виды толкования права по объёму.

Способ толкования - это совокупность приёмов и средств познания смысла и содержания принципов и норм права. (способ толкование - это уяснение - усвоение содержания принципов и норм права “для себя”). Различают несколько способов толкования (уяснения): грамматическое, логическое, систематическое и историческое.

1. Грамматическое толкование - предполагает уяснение знания отдельных слов, связи между словами и предложениями, роли употребляемых предлогов, союзов, знаков препинания и т.п. Грамматическое толкование - это толкование, которое основывается на данных грамматики, лексики, наук филологического цикла. Его суть заключается в тщательной грамматико-синтаксической, “буквальной” проработке текста закона, в анализе слов, предложений, словесных формулировок юридических норм. Грамматическое толкование является среди всех способов толкования первичным и исходным. Ибо юридические нормы существуют только в языковой форме, всегда выражены в тексте нормативного документа, конструируются в виде грамматических предложений.

2. Логическое толкование - уяснение смысла принципов и норм права с помощью законов и правил логики (достаточного основания, исключения третьего, доведение до “абсурда” и др.). Это - толкование, которое основывается на законах и правилах формальной логики. Здесь используются способы - аналогия, преобразование предложения, доведение до абсурда, аргументы от противного и т.д., причём, как и при грамматическом толковании, - на материале самой юридической нормы (т.е. не выходя за пределы текста закона).

3. Систематическое толкование - выявление связи данных принципов и норм права с другими, определение их места и роли в системе права (институте, отрасли в целом). Это - толкование, которое основывается на знаниях связей каждой юридической нормы с другими нормами, с общими нормативными положениями, с принципами права. Его суть заключается в том, что норма сопоставляется с другими нормами, устанавливается её место и значение в данном нормативном акте, в отрасли права, во всей правовой системе.

4. Историческое толкование - уяснение целей, исторических обстоятельств, условий принятия нормативного акта, заключения нормативного договора, появления правового обычая. Так, без изучения экономической, социальной, политической ситуации в стране невозможно объяснить появление нового гражданского, уголовного кодексов. Это - толкование, основанное на данных, относящихся к исторической обстановке издания закона, к связанным с этим историческим событиям, ходу и характеру подготовки, обсуждения и принятия закона, его отдельных положений. Существенное значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, публикации в печати при обсуждении проекта, в особенности дебаты в законодательном органе, вносимые поправки, основания их принятия или отклонения и т.д. Важнейший источник сведений по всем этим вопросам - протоколы заседаний законодательного органа, свидетельства разработчиков проекта, участников дискуссий.



Виды толкования права по объёму.

Данный вид толкования связан с выявлением меры сходства (совпадения) действительного содержания (буквального смысла) и текста (словесного выражения смысла) принципов и норм права. Различают буквальное (адекватное), расширительное и ограничительное толкование.

1. Буквальное (адекватное) толкование - оно возможно только тогда, когда действительный смысл нормы права и его текстуальное выражение полностью совпадают. Такое толкование предполагает совпадение в результате толкования смысла правовой нормы с её буквальным текстом.

2. Расширительное толкование - применимо в случаях, когда действительный смысл нормы права шире его текстуального выражения. Так, из буквального текста ч. 2 ст. 15 Конституции РФ вытекает, что из физических лиц только граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию России. Однако действительный смысл нормы шире - Основной закон должны соблюдать также иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы. Расширительное, или распространительное, толкование предусматривает раскрытие более широкого смысла, нежели предусмотренного текстом.

3. Ограничительное толкование - используется, когда действительный смысл нормы права уже его текстуального выражения. Например, из буквального текста ч. 1 ст. 34 СК РФ следует, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Это правило не касается вещей индивидуального пользования (одежды, обуви и т.п.). Они хотя и приобретены во время брака за счёт общих средств супругов, однако не являются совместной собственностью. Таким образом, ограничительное толкование предусматривает раскрытие более узкого смысла, нежели предусмотренного текстом.

51. Термин и понятие «право», их многозначность. Подходы к правопониманию.

Термин «право» имеет множество значений. Однако в каком бы значении не употреблялся термин «право», с точки зрения цивилизационного подхода под ним всегда понимается - уравновешенная, оправданная свобода или возможность поведения людей в обществе.

1. Общесоциальное (неюридическое) значение термина «право». Связано с использованием термина «право» в сфере корпоративных, эстетических, моральных прав и т.д. В неюридическом смысле слово «право» используется при указании на моральные возможности - поступить по совести, самостоятельно решать, что есть зло, а что есть добро и т.д., эстетические возможности - изменять, следуя моде, свой внешний вид (причёску, одежду), корпоративные возможности - осуществлять права члена общественного объединения, неформальной молодёжной группы. Эти и им подобные свободы вытекают из правил этики, эстетики, традиций, привычек, обычаев и поддерживаются общественным мнением.

2. Формально-юридическое значение термина «право». Право в юридическом смысле появляется тогда, когда вкладывается государство, появляется документальное оформление, когда гарантируется и поддерживается государством. В юридическом значении термин «право» употребляется в таких сочетаниях, как естественное и позитивное право, объективное и субъективное право, частное и публичное право, материальное и процессуальное право.

Естественное право - это свобода или возможности поведения, обусловленные природой человека и принадлежат ему от рождения. Естественное право - это свойство личности, оно неотчуждаемо от человека. Сюда относится непосредственно действующее право на жизнь, свободу, достоинство, собственность. Хотя их появление на свет не связано с государством, последнее обязано признавать, соблюдать и защищать права человека.

Естественное право выводится из природы человека, это его качество. Оно возникло раньше государства. Основа естественного права - нравственные права человека. Почему естественное право рассматривается в юридическом смысле? Потому что на государство возлагается обязанность защищать и гарантировать естественные права. И они могут быть незакреплены официально.

Позитивное право - это свобода или возможности поведения сформулированные и закреплённые в официальных источниках права, либо признаны в них (в той или иной стране). Позитивное право складывается в результате правотворческой деятельности законодателей, судей, договаривающихся сторон. В итоге такой деятельности и рождаются правовые документы: законы, судебные прецеденты, нормативные договоры или то, что принято называть позитивным правом.

В современных условиях налицо глубокое проникновение естественного права в позитивное право. Права человека, будучи закреплёнными в позитивном праве, определяют смысл и содержание законов. Это позволяет говорить об естественности позитивного права.

Позитивное право - это реально существующее - писанное, можно увидеть, можно воспользоваться. Наиболее рациональное, с точки зрения юриста-практика. Позитивное право закрепляет основные идеи естественного права - они стали нормами. Современное право - естественно-позитивное. Основа и критерий, позволяющий говорить: закон правовой или нет.

Объективное право - это выраженные в системе правил поведения свобода или возможности, принадлежащие персонально неопределённому числу субъектов. Это право не отдельного человека, а право человек и граждан вообще. Оно потому и именуется объективным, что существует и действует независимо от воли того или иного индивида. Воспользоваться объективным правом потенциально может каждый человек, если он окажется в орбите его влияния. В норме части 1 ст. 30Конституции РФ так записано: «... каждый человек имеет право на объединение...».

Субъективное право - это свобода или возможность поведения, принадлежащая данному, конкретному субъекту (человеку). Субъективное право, в отличие от объективного права, не существует и не может существовать в отрыве от индивида (человека), обладателя этого права. Субъективное право возникает и реализуется по воле субъекта, в рамках правоотношения. В основе субъективного права лежит объективное право, т.е. субъективное право возникает на основе объективного права. Так, граждане В, Г, Д, исходя из объективного права на объединение, создают общество любителей книги. Тем самым они осуществляют свои субъективные права.

Естественное и позитивное право показывает происхождение права, объективное и субъективное право показывает адресатов, кому принадлежит право.

Частное право - это свобода или возможности поведения, которые необходимы для реализации личных, индивидуальных, эгоистических интересов субъекта (человека).

Личность действует в своих интересах, правомерно. Государство не должно вмешиваться. Когда человек обладает правом, то он никому не обязан. Частное право предоставляет большие возможности, но при этом нельзя нарушать права и свободы другого.

Публичное право - это свобода или возможности поведения, которые реализуются в рамках преобладания общественного либо государственного интереса. Публичное право направлено на реализацию прав и свобод, но для всех, поэтому ведущая роль принадлежит государству. Оно должно обеспечить, гарантировать нравственность, защиту и т.п.

Материальное право - это свобода или возможности поведения, с помощью которых человек (субъект) приобретает духовные и материальные блага.

Процессуальное право - это свобода и возможности поведения, с помощью которых субъект может защитить, отстоять свои права и свободы.

Правоприменительная практика в борьбе с

ювенальной юстицией и не только с ней.

Основы и примеры.

(Несмотря на то, что адвокат Анатолий Макаров обращается только к православным христианам, его советы могут помощь в защите наших прав в борьбе с этой чудовищной системой).

Господи, благослови!

Общая часть

В настоящее время через школы активно ведется сбор персональных данных, как о школьниках, так и о членах их семей, с целью создания полных автоматизированных информационных досье на всех граждан. Причем объем данных существенно превышает все разумные пределы, а предлог, под которым это делается, не выдерживает никакой критики (например, формирование школьной информационной среды, т.е. там настолько бедная информационная среда, что не хватает только сведений о членах моей семьи и их образовании).

Предлог, конечно, смехотворный. Значит, данные эти нужны для других целей, которые озвучивать совсем неблаговидно, просто ничего другого придумать не получается. Нельзя же ведь вслух сказать: «Нам нужны ваши данные, чтобы вас держать в жестком подчинении». Ведь одна из основных целей ювенальной юстиции - держать нас в повиновении, и, в первую очередь, отвернуть от Веры Православной через воздействие на наших детей.

Тот же сбор данных о нас уже осуществляется посредством давления на наших детей. Все, кто ко мне обращался, начинали со слов: «Учительница сказала, что если мы не дадим согласия на сбор и обработку наших данных, у нашего ребенка начнутся проблемы, вплоть до исключения из школы». Т.е. вот она, ювенальная юстиция, во всей своей красе! Она уже есть здесь и сейчас. Наших детей уже сделали заложниками в борьбе с нами, в первую очередь, с православными верующими.

В то же время, любая информация, которую о нас собирают, всегда может послужить основанием для изъятия ребенка из семьи. Например, сведения о заработной плате родителей, так ювенальщики, посчитав, что ее недостаточно для нормального содержания детей, могут забрать их из семьи. А ведь уровень нормального содержания детей - категория оценочная и очень субъективная. Видимо русская поговорка «Даст Бог роток, даст и кусок» им непонятна. Я знаю случай, когда прокуренная тетка из ИДН, не имеющая собственных детей, заглядывая в семейный холодильник многодетной семьи, с остервенением кликушествовала, о том, что если в нем нет апельсинов, то нечего и детей заводить. Отсутствие апельсинов, с ее, либерально-феминистской, точки зрения - нарушение прав ребенка. Поэтому объяснять, что у детей диатез, было бессмысленно. Т.е. людям, предоставившим информацию о содержимом холодильника, впоследствии пришлось объясняться. Безусловным, с точки зрения ЮЮ, нарушением прав ребенка является соблюдение постов, а так же воскресное воздержание от пищи и питья перед Святым Причастием. Родители - мракобесы, ребенка голодом морят! Дальше ставится вопрос об изъятии ребенка из семьи за тем, чтобы кормить его по международным нормам, и пусть он только попробует этого не съесть или вспомнить о Боге и перекреститься! Вас просто лишат родительских прав!

Поэтому даже самые безобидные сочинения на тему «Моя семья», «Как я провел каникулы» или «Как я провел выходные» могут стать источником информации, которая может негативно отразится на вашей семье.

Так нашей задачей является не допустить подобных ситуаций.

Потому что защищать свой дом, семью и детей - это не только право, предоставленное нам Конституцией, но и обязанность, возложенная на нас Богом.

Теперь перейдем к практическим методам защиты. Краткий курс применения права в миру просто необходим, иначе будет сложно понять дальнейшее.

Итак, все слышали о Конституции РФ, особо много о ней любят говорить различного рода либералы. Конституция - это нормативно-правовой акт прямого действия. Это основной закон, поэтому никакой другой закон, подзаконный акт, инструкция не должны противоречить Конституции, они изначально незаконны и юридической силы не имеют.

Так вот, нам тоже следует обратить внимание на Конституцию, будет даже лучше, если мы ее прочитаем. А когда мы ее прочтем, то узнаем, что хотя Церковь и отделена от государства, мы, православные, в гражданских правах не поражены и являемся такими же полноценными гражданами России как и все остальные. Так на нас распространяются как обязанности, так и права основного закона.

Если говорить просто, то обязанности мужчин заключаются в том, что они должны служить в армии, платить налоги, заботиться о несовершеннолетних детях и нетрудоспособных родителях. На женщин возлагается все то же самое, за исключением службы в армии. Остальные обязанности возникают у граждан исключительно при вступлении их в какие либо правоотношения и регулируются конкретным законодательством в соответствии с Конституцией.

Все остальное - наши права.

Теперь о правах. Права есть и у нас, граждан, и у государства, в лице его исполнительных органов.

Разберемся, в чем заключается разница.

Гражданин пользуется разрешительными нормами права, т.е. такими нормами права, которые разрешены.

А запрещено, это когда есть прямой запрет и санкция за его нарушение. Например, в законе указано, что в случае выезда на встречную полосу движения следует санкция в виде запрета на управление автотранспортным средством на определенное количество времени. При этом дорожная разметка в виде сплошной линии и является тем самым знаком, запрещающим выезд на полосу встречного движения. Как мы видим в законе имеется и запрет, и санкция за его нарушение.

Таким образом, если в законе нет запрета, мы имеем право сказать, что мы это делаем, потому что это не запрещено. Так же наличие установленного законом запрета и наличие санкции за его нарушение порождает у гражданина обязанность соблюдать этот запрет (при условии, что запрет не противоречит Конституции) .

Орган пользуется нормами права запретительными, т.е. ему разрешено только то, что разрешено.

Все, что органу разрешено, является его полномочиями, которые четко прописаны в законах и должностных инструкциях. Это сделано для того, чтобы не было злоупотребления должностными полномочиями, т.к. гражданин изначально поставлен с органом в неравное (властно-подчиненное) положение.

Все, кто служил в армии, знают, что солдат с оружием на посту - часовой, находящийся при исполнении своих обязанностей, но если он отошел хоть на шаг в сторону, то он уже является вооруженным преступником, нарушившим закон. Орган (полицейский, чиновник и пр.) не имеет права сказать: «А мне это не запрещено». Этого он не может сказать ни гражданам, ни вышестоящему начальству. Если в уставе строевой службы написано: движение строем начинать с левой ноги, а мы заявим, что нет запрета на движение с правой, нам обязательно будет сказано: «Кто тебе разрешал? В уставе что написано?»

Более того, права органу даны исключительно для выполнения своих обязанностей! А обязанности четко прописаны в законе. Их перечень расширительному толкованию не подлежит, равно как и перечень прав.

Т.е. сотрудник органа не имеет права явиться к нам по своей инициативе, хотя у него есть право к нам явиться. Он может к нам прийти только при наличии предписания вышестоящего начальника в рамках исполнения своих обязанностей.

В предписании обязательно должно быть указано основание в виде проверки, либо возбужденного административного или иного производства с обязательными реквизитами этих оснований (номер, дата вынесения постановления о проверке либо возбуждении производства, либо заявитель и суть его заявления). Т.е. любая функция органа обязательно прописана в законе и должностных инструкциях. Если это оперативно-розыскное мероприятие (ОРМ), то оно производится исключительно в рамках проверки возбужденного уголовного дела, которое имеет свои реквизиты. Если у мероприятия отсутствуют реквизиты и имеются только расплывчатые предложения вроде: «В целях выявления и пресечения ….» - данное мероприятие незаконно.

Также сотрудник не имеет права выйти за рамки прав, указанных в предписании. Если в предписании указано: «Обследование помещения» (не путать с жилищем, куда Вы без постановления суда имеете право его не пускать), то единственное, что он может - это составить акт обследования помещения с его планом. Без права заглядывать в шкафчики, если мы не совершим ошибку и не откроем шкафчик по его требованию или просьбе. Если мы откажемся шкафчик открыть, а он это сделает сам - с его стороны будет превышение полномочий, что запрещено законом.

Но это еще не все, наличие прав у органа не всегда порождает ответную обязанность у граждан. Например, в законе о полиции, сказано, что полицейский имеет право получать от граждан объяснения, но при этом нигде не указана обязанность граждан эти объяснения давать, а так же отсутствует санкция за отказ дать объяснения.

А как мы уже знаем: нет санкции - нет обязанности.

Нет обязанности - имеем право. Вот так.

В связи с этим, хочу вас предупредить, братья и сестры, что если нет нашей обязанности ходить в полицию и давать объяснения, мы никогда не докажем в суде, что нас заставляли дать объяснение, или заставили явиться в отделение полиции. Если мы вошли в отделение полиции без повестки, в которой указывается санкция за отказ прибыть, значит, мы все делали добровольно. И все разговоры, что на нас оказывалось психологическое давление, в том числе и зачитывание прав полицейских, на суд не возымеют никакого действия. Только наличие на теле следов насилия могут быть доказательством, что нас туда доставили против вашей воли.

Запомните, мы никому ничего не обязаны объяснять и доказывать, в том числе и невиновность. Это наше право закреплено в ст. 49 Конституции РФ

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

И еще, православные, прошу запомнить: никого не интересует, как все было на самом деле - суд, следователя и прокурора не интересует, кто прав, а кто виноват. Их интересуют только совокупность доказательств нашей вины. В законе так и написано: судья (а так же следователь и прокурор) руководствуются собственным убеждением, законом и совестью. Прошу обратить внимание на установленное законом место для совести. Это место последнее!. После собственного убеждения и закона. Поэтому не стоит искать в суде справедливости. Тем более, что по словам Паисия Святогорца, упокой, Господи, его душу: «Если бы на земле была справедливость, мы бы уже горели в аду». Так что нет не только обязанности, но и смысла кому-то что-то доказывать. Тем более тем, кому ничего доказать невозможно в силу их профессиональной принадлежности.

Поэтому, если мы не хотим чтобы мы и наши дети стали объектом произвола, то мы просто обязаны использовать свои права для самозащиты. Ведь, как уже и упоминалось раньше, Господь дал нам, православным, права для осуществления своих обязанностей по защите Веры, Семьи и Отечества.

Возвращаясь к Конституции, хочу особо остановиться на ч.1 ст.51 «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

Это вообще замечательная статья. О ней все знают, все слышали, но практически никто не применяет. Хотя, если вы не распишетесь в протоколе о том, что вам она разъяснена и понятна, то протокол является не действительным. Почему-то все расписываются, после чего дают показания против себя и своих близких. Причем в полной уверенности, что ничего такого не говорят. Но, братья и сестры, как уже говорилось выше, самый безобидный, с нашей точки зрения, вопрос о размере заработной платы или содержимом холодильника может привести к очень даже нехорошим последствиям для нашей семьи. Поэтому, если наше воспитание не позволяет нам с порога послать представителя органа или мы по своей слабости сами пришли к ним, причем без адвоката, то наша задача- с самого начала заявить следующее, а лучше это уже иметь в написанном виде в трех экземплярах собственноручное объяснение: «Учитывая, что любые мои показания могут быть использованы против меня, руководствуясь ст. 51 Конституции РФ, отказываюсь отвечать на какие - либо вопросы. Надеюсь, что за соблюдение Конституции РФ никакого наказания не понесу. Прошу данное собственноручное объяснение приобщить к материалам проверки. В случае отказа в приобщении, требую дать письменный мотивированный ответ, т.к. я намерен обжаловать его в соответствии с Конституцией РФ в суде. Надеюсь на законность и обоснованность ваших решений и действий. С уважением. Дата, подпись». Почему в трех экземплярах? Практика свидетельствует о том, что некоторые чиновничьи особи, особо полицейские из ИДН, могут в припадке рвения один экземпляр порвать. Если откажутся принимать, то надо сдать один через канцелярию, а второй нужен для соответствующей отметки канцелярии о приеме. Еще замечательно действует подача такого «объяснения» телеграммой. Только надо, чтобы телеграфистка заверила копию телеграммы, а если еще и вашу подпись, то в высшей степени превосходно. И никуда не надо ходить.

Самое замечательное, что:

1) после этого вам никто не имеет права задавать никакие вопросы, так как все последующие после подачи вашего «объяснения» вопросы незаконны;

2) вы не отказываетесь от показаний, вы просто не говорите ни да, ни нет, т.е. им нечего опровергать и доказывать;

3) после получения от вас объяснений в этой части проверка закончена. Ведь что такое проверка? Как уже говорилось выше, любое мероприятие органа строго регламентировано. Так вот, проверка состоит из исследования обстоятельств (документов, предметов) и получения объяснений. А вот что в объяснении написано, роли не играет. Главное, что вы его дали. Оно есть, и в этой части проверка закончена. А вот если вы еще в соответствии с той же ст.51 Конституции РФ и не дадите возможности исследовать содержимое вашего холодильника, не допустите их в дом, не дадите справок о доходах, и пр, т.е. не дадите материала для вынесения решения об изъятии ребенка, то как говорится: «На нет и суда нет» .

Иногда можно услышать мнение вроде: «Если мы откажемся что-нибудь говорить или что-то предоставлять, они могут о нас плохо подумать». Более того, эти самые «они» это мнение усиленно поддерживают: « Если в соответствии со ст. 51 Конституции, отказываетесь что-либо говорить или что-либо предъявлять, значит, у вас есть что скрывать, вы тем самым подтвердите наши подозрения и мы будем о вас плохо думать». Тут ответ простой: во-первых, каждому человеку есть, что скрывать, и сотрудник органа не священник, которому следует исповедоваться. Во-вторых, какая вам разница, что о вас подумает собака бойцовской породы, которая явно «положила на вас глаз» и пошла вам на встречу? Ваша задача: успеть зайти в дом, закрыть за собой дверь и не дать этой собаке проявить свои чувства, в чем бы они не выражались. Главное, чтобы она вас не укусила, а что она при этом подумала - это уже предмет второстепенный, боль исключительно ее собачьей души. Но никак на ваша.

К общей части так же относится ч.1 ст. 48 Конституции РФ: Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Это означает, что вы по любому вопросу имеете право обратиться к адвокату и ни одним федеральным законом это ваше право не может быть ограничено. И запомните, если вам говорят, что вам адвокат не нужен, надо просто поговорить, и зачем же обострять, мы же хотим как лучше, значит, у них на вас ничего нет и основная задача вас разговорить и дать нужные показания. Лучшего для вас хочет только Бог, священник и родители -все остальные хотят от вас лучшего для себя.

С Общей частью пока все, перейдем к конкретике.

Специальная часть

Перейдем к тем случаям, когда в школе через давление на ваших детей пытаются получить от вас добровольное согласие на сбор и автоматическую обработку персональных данных.

Итак, в соответствии с ч.1 ст.24 Конституции РФ: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Т.е. в Конституции РФ прямо указано, что без вашего согласия никто не имеет права на сбор, хранение, использование и распространение информации о вашей частной жизни. Более того данное конституционное право на неприкосновенность частной жизни охраняется Уголовным кодексом РФ. Статья ч. 2. ст. 137 УК РФ предусматривает до 4-лет лишения свободы за «Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну без его согласия».

Теперь понятно, почему от нас требуют согласие. Потому что без него все действия по сбору наших персональных данных противоречат Конституции и уголовно наказуемы.

А поскольку мы активно сопротивляемся и такого разрешения не даем, то как рычаг давления на нас используют наших детей.

Что делать?

Во-первых, помнить, что никто нас не может лишить конституционных прав, кроме, как по решению суда. Данный случай под решения суда не попадает, так как мы никакого правонарушения не совершаем.

Во-вторых, понимать, что таким способом нас принуждают отказаться от своего конституционного права на тайну личной жизни, что противозаконно.

В-третьих, как бы не было страшно, не бояться.

Давайте разберем, что такое школа. Я могу на эту тему говорить достаточно компе-тентно, т.к. в прошлом сам был учителем. Так вот: школа - это явление постсоциальное, самое консервативное в обществе, призванное за 10-11 лет сделать из ребенка кирпич в стене государства (неважно какого). Поэтому школа не может идти впереди общества, только вслед за ним. Школа - это срез общества, уменьшенная копия государства, в которой все особенности государства доведены до гротеска. А учитель - это самый заинструктированный чиновник. Без какого-либо права на самостоятельность. Он не хороший и не плохоq, у него должность такая - учитель (прошу не путать должность и призвание). У него есть инструкции в виде методичек, где указано что и в какой время урока он должен довести детям, а также очень жесткий механизм контроля, что ведет к полной зависимости учителя от школьного руководства. Учителя всегда есть за что наказать.

Директор школы так же лицо жестко подконтрольное, независимо от личных качеств. Хотя ко времени занятия места директора школы личные качества большинства из них гипертрофируются, и мы часто слышим что-то вроде: «Я и сам против таких инициатив, но, что делать, я человек подневольный, такие указания сверху» и виновато улыбаясь продолжает исполнять противные ему инициативы. Причем очень с превели-ким усердием - иначе его накажут.

Вообще, особенность служивого - чиновничьего образа мысли, равно как и сотрудников органов, заключается в том, что они мыслят рефлексами: «Больно - плохо, не больно - хорошо». А «законно-незаконно», «честно-нечестно», «милосердно-немило-сердно» - категории им неведомые.

Поэтому не надо идти у них на поводу и входить в их положение, а твердо и последовательно отстаивать наши семьи и наших детей.

Для этого надо помнить, что для служивого (сотрудника органа, чиновника) нет более увлекательного занятия, чем спасение собственной шкуры (личного благополучия), и создать ему проблему существенно легче, чем обычному гражданину. Поэтому не надо их заставлять решать наши проблемы, надо им создать их собственную одну большую проблему, в процессе решения которой они о нас просто забудут.

Один из таких способов - следующее заявление:

Директору_________________________

Копия начальнику РОНО

Копия Прокурору города

Копия Президенту РФ

От ______________________________ отца(матери) ученика (цы) _____________________________________ 1-го (а) класса __________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

«____» ___________20___года учитель (преподаваемый предмете, классный руководитель,класс ФИО) _____________________ потребовал от нас,

родителей ученика (класс ФИО), под угрозой исключения из школы (изложить иные виды угроз) дать разрешение (согласие) на сбор, автоматическую обработку, использование и распространение сведений, относящихся к тайне личной жизни членов нашей семьи.

В то же время согласно ч.1 ст.24 Конституции РФ, тайна личной жизни гражданина охраняется законом, в том числе и Уголовным Кодексом Российской Федерации - ст. 137 УК РФ, соответственно, никто не вправе без достаточных на то предусмотренных законом оснований собирать сведения, составляющую тайну личной жизни гражданина. Именно поэтому законом не предусмотрены санкции за отказ граждан подобные сведения предоставлять.

Поэтому данным заявлением я подтверждаю отказ от требований учителя (предмет, класс ФИО) подписать добровольное согласие на предоставление персональных данных членов своей семьи. В дальнейшем любые попытки репрессий в отношении моего ребенка со стороны руководства и сотрудников школы буду считать местью за отказ в предоставлении данных и оказанием давления, с целью моего отказа от конституционного права на тайну личной жизни.

Так же, руководствуясь Конституцией РФ и действующим законодательством, прошу дать письменный ответ на поставленные ниже вопросы

1. Какие санкции предусмотрены законом для учеников, чьи родители отказываются добровольно от предоставления персональных данных, составляющих тайну личной жизни.

2. Насколько угрозы учителя (ФИО)_________, применимы_(изложить суть угрозы)_________________, за отказ от предоставления персональных

данных, составляющих тайну личной жизни, законны и обоснованы

Так же довожу до Вашего сведения, что в случае не предоставления ответа в установленный законом срок Ваши действия (бездействия) будут обжалованы в суде.

Искренне надеюсь на законность и обоснованность Ваших решений и действий,

с уважением

Способ применения данного вида заявления и его последствия.

Оно должно быть отправлено во все адреса, указанные в начале заявления. В чем эффективность? В том, что они боятся света. Любое освещение их неблаговидных дел - это плохо для них. А до тех пор, пока мы с ними разговариваем по-человечески, а не вытаскиваем в правовое поле, мы в проигрыше. В борьбе бульдогов под ковром они нас переиграют. Поэтому, понимая особенности чиновничьей системы, мы эти особенности и используем в целях защиты.

Во-первых, директор и ГОРОНО сразу видят, что дело вышло за пределы образовательной системы и им придется объясняться в прокуратуре. Более того, зная, что со стороны учителя действительно были угрозы, они, конечно, будут утверждать, что такого не было, но при этом необходимо помнить, что учитель тоже будет объясняться в прокуратуре, а вдруг он там с испугу или по злому умыслу скажет, что его заставил так поступать директор школы. А ведь по закону чиновничьей системы наказывают не за нарушения закона, а за то, что об этом стало известно.

Во-вторых, прокуратура - это тоже система, и у нее есть тоже цели и задачи выявлять правонарушения, особенно, касающиеся нарушения прав несовершеннолетних. Провозгласили права ребенка? Защищайте! А еще у прокуратуры есть план, и тут ведомственные интересы расходятся. Она обязательно проведет проверку и даст юридическую оценку происходящему. Если она этого на первый раз не сделает, то сделает на второй, если ее бездействия вы обжалуете в суде.

В-третьих, прокуратура обязательно пришлет вам ответ по результатам проверки, смысл которого, в первую очередь, будет сводиться к тому, что ваши конституционные права не нарушены, т.к. согласие на сбор и обработку персональных данных дело сугубо добровольное, вы не обязаны его давать, и вы этот документ будете показывать любому, кто потребует от вас ваши персональные данные и не факт, что это будет только в школе, где учится ваш ребенок. Т.е. у вас будет на руках документ, вынесенный органом, который обязан осуществлять контроль и надзор за исполнением действующего законодательства! Пусть теперь Министерство образования поспорит с прокуратурой, посмотрим, как это у них получится. И еще, если директор не врет, и говорит о том, что он «подобные инициативы» не приветствует, то ответ прокуратуры будет ему только в помощь перед вышестоящими: «Видите, как я старался, а они написали в прокуратуру, а прокуратура дала свое заключение, что мы не имеем права принуждать дать согласие».

В-четвертых, пусть вас не смущает, что в ответе прокуратуры будет указано, что факты угроз со стороны учителя не подтвердились, ведь ваша задача не наказывать, а пересекать. Учителю хватит одного похода в прокуратуру. А если не хватит, у вас на руках есть ответ из прокуратуры, в котором зафиксирован факт вашего обращения в связи с угрозами учителя, и этот ответ всегда можно обжаловать в суде.

В-пятых, копия, направленная Президенту РФ, тоже имеет значение. Президент, безусловно, с этим разбираться не будет, но аппарат спустит эту заявление бумагу либо в Министерство образования, либо в прокуратуру. Главное, что руководство школы и ГОРОНО будут знать, что придется не только объясняться в прокуратуре, но и быть вынужденным вам так же дать ответ, из которого вы узнаете, что давать согласие вовсе не обязательно и что факты угроз так же не подтвердились, а также уговаривать вас больше ничего не предпринимать. Что нам в итоге и требуется.

В-шестых, не бойтесь испортить отношения с директором. Надо бояться испортить отношения с Богом. Многие считают: «Не надо их злить». Дело в том, что механизм разозлить невозможно. Человека - да, механизм - нет. Механизм можно только остановить, сломать, уклониться от него или ему поддаться. И еще, какая собственно разница, с каким выражением лица вас будут принуждать отказаться от своей Веры, благостным или свирепым? Ведь от этого суть деяния не меняется…

Здесь я привел только один из конкретных способов абсолютно законной борьбы за свои права не предоставлять персональные данные, а так же за исключение наших детей из числа заложников в борьбе прогрессивного мирового сообщества с православием.

Пока писал, мне позвонил друг из Тамбовской области и рассказал, что их учительница обещала, что при отказе дать согласие на сбор, обработку и использование персональных данных их семьи, «отказников» будут вызывать в ФСБ.

В таких случаях отсылается телеграмма в адрес руководителя ФСБ России, ФСБ области и копия директору школы примерно следующего содержания: « Прошу подтвердить угрозы учителя (предмет, школа ФИО) репрессий со стороны органов ФСБ по отношении ко мне за отказ дать добровольное согласие на сбор, обработку и использование моих персональных данных, а так же прошу указать норму закона, на основании которых подобные репрессии будут ко мне применены». Эффект гарантирован.

Чем больше будет подобных заявлений и телеграмм, тем меньше у Минобразования будет желания участвовать в подобных делах.

Бог в помощь, православные!

http://golosuite.ru/index.php

СООБЩИТЕ О СУЩЕСТВОВАНИИ ЭТОГО САЙТА СВОИМ ДРУЗЬЯМ И ЗНАКОМЫМ.

Достаточно часто приходится слышать истории, когда обладание собственным жильем в многоквартирном доме, будь оно собственное или наемное, новое или старое, омрачается неблагополучным соседством. Вряд ли кому-то понравится грязь на лестничной клетке перед квартирой, наличие шприцов от соседей-наркоманов и их «друзей», пьяных дебошей посреди ночи соседей-алкоголиков. Не говоря уже о возможных оскорблениях, нападках со стороны соседей. Бывает, что и детей-то страшно отпускать из квартиры из-за подобного соседства.

Практика показывает, что ведение разъяснительных бесед, увещевания и просьбы не действуют. Причем не действуют совершенно. Никак. От этого порой опускаются руки. Некоторые встают на «тропу войны» и начинают пакостить надоевшим соседям своими силами. Да, возможно, какое-то моральное удовлетворение от этого и наступает, но вот разрешение ситуации и изменение ее к лучшему – нет. В особо запущенных случаях, когда в ход идут угрозы, рукоприкладство, могут пострадать и сами добропорядочные собственники. Замкнутый круг?

Первое, что приходит сразу на ум в качестве меры законной борьбы – вызвать полицию. Но если Вы относитесь к тем, кто это уже делал, вряд ли Вы подтвердите, что это «работает». Сотрудник полиции, возможно, даже и приедет, даже составит соответствующий протокол, даже посочувствует Вам по-человечески. Максимум, что грозит неблагополучным соседям – мизерный штраф. Вряд ли они его оплатят. Как правило, у наркоманов и алкоголиков деньги уходят далеко не на штрафы.

Может ли действующее законодательство предложить нам что-то в качестве орудия возмездия и для защиты прав своих граждан? Оказывается, может. Это две статьи Кодекса об административных правонарушениях:

– Статья 6.4. «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта». Ею можно воспользоваться, когда соседи разводят антисанитарию, влияющую на нормальный ход жизни жильцов многоквартирного дома. Наказание – штраф.

Статья 7.21. «Нарушение правил пользования жилыми помещениями». В части первой этой статьи речь идет о порче жилых помещений. Когда неблагополучные соседи будут своими действиями разрушать квартиру и, тем самым, причинять Вам беспокойство или даже ущерб, данная статья окажет Вам помощь. Наказание – также штраф. Всего до 1500 рублей.

Понятно, что наложение штрафов вряд ли сыграет решающую роль для изменения ситуации. Но есть и крайние меры – и лишение права собственности. Принудительное выселение предусмотрено ст. 91 Жилищного кодекса РФ. Прекращение права собственности регулируется статьей 293 ГК РФ. И выселение, и лишение права собственности на квартире применить можно исключительно в . Т.е. должно быть решение суда по конкретным собственникам или нанимателям жилья, обоснованное и вступившее в законную силу. Оснований для лишения права на квартиру только три:

1) систематическое нарушение прав и законных интересов других жильцов

2) использование жилого помещения не по назначению

3) жильцы (собственники) допускают порчу и разрушение квартиры.

Таким образом, положения закона предусматривают, что неблагополучного жильца, независимо от того, является ли он нанимателем квартиры или ее собственником, можно выселить. Как же обстоит дело в реальности? Суды применяют эти статьи и выселяют. Но для этого нужно запастись терпением, временем и нервами. советуют действовать не в одиночку, а группами соседей, потому что для обращения в суд необходимо собрать базу доказательств. Придется доказывать факты нарушения прав и интересов других жильцов, порчи квартиры или использования ее не по назначению путем сбора письменных показаний жильцов, путем сбора протоколов об административном правонарушении, доказывать факты неоднократных вызовов полиции и применения к жильцам мер административного воздействия. Доказанные факты наличия задолженности по оплате за квартиру и коммунальные услуги, факты антисанитарии, подтвержденные также соответствующими органами надзора, увеличат шансы на благоприятный исход дела о выселении.

Важный момент, который следует помнить – в суд обращаются не соседи , а орган местного самоуправления, как правило, в лице жилищной инспекции – подразделения администрации. Т.е. важно понимать, что для начала надо будет убедить администрацию обратиться в суд с соответствующим заявлением. Реальность такова, что администрация будет всячески уклоняться от лишней работы и, возможно, придется жаловаться на бездействие администрации. И в случае положительного исхода по жалобе, Вы, возможно, добьетесь подачи иска в суд. Далее придется приложить все усилия, чтобы обеспечить максимальную явку свидетелей по делу, как жильцов-соседей, так и сотрудников управляющей компании, жилищной инспекции, участкового. От тщательности подготовки к судебному разбирательству зависит положительное решение суда. Но даже если добиться реального выселения беспокойных соседей в суде не получится, есть шанс, что судебное разбирательство и сама реальная угроза лишиться жилья повлияет на поведение дебоширов и нарушителей.

А как поступать, если спокойно жить соседям мешают арендаторы квартиры? Здесь решающую роль будет играть договоренность с собственником жилого помещения и то, на чью сторону в данном случае встанет собственник. Если отношения между собственником и квартирантами не оформлены договором, то выселение производится с участием прокурора и полиции. А если есть договор, на основании которого квартиранты находятся в съемной квартире, то придется обращаться в суд с требованиями о его расторжении, указывая в качестве оснований нарушения прав жильцов, порчу жилого помещения или использование жилья не по назначению.

Проблема законодательства зачастую даже не в получении решения суда в свою пользу, а его исполнение. Поэтому следует также учитывать, что путь к выселению нежелательных соседей может не закончиться получением вступившего в законную силу решения суда. Решение еще предстоит исполнить.

Понятие и классификация юридических фактов и фактических составов.

Объекты правоотношений.

Понятие и виды субъектов правотворчества, правосубъектность и правовой статус субъектов права.

Виды правоотношений.

Понятие, признаки и состав правоотношений.

1.Понятие, признаки и состав правоотношений . Вопрос о понятии правоотношений является дискуссионным. Существует 2 точки зрения. 1ая – Правоотношения это урегулированные нормами позитивного права и охраняемые государством общественные отношения участники которых связаны между собой субъективными правами и юридическими обязанностями.

Исходя из этого можно выделить 3 признака: 1ый – правоотношения это определенный вид общественных отношений. 2ой – правоотношения – это волевые общественные отношения т.е. эти отношения носят волевой характер. Волевой характер правоотношений выражается в следующем: во1ых – в государственной воле которая всегда выражена в правоотношениях. Во2-ых – волевой характер правоотношений выражается в волеизъявлении участников правоотношений. 3ий признак - правоотношения это общественные отношения возникающие на основе норм позитивного права. 4ый – правоотношения это общественные отношения охраняемые государством поскольку эти отношения возникают на основе норм права то есть по воле государства то государство охраняет обеспечивает существование этих правоотношений. 5-ый – правоотношения это общественные отношения участники которых является носителями субъективных прав, юридических обязанностей и связаны с друг другом этими правами и обязанностями.

Состав правоотношений: - характеризует структуру точнее то из каких элементов состоят (складываются) правоотношения. Обычно выделяют в составе правоотношений 3 элемента: 1ый элемент – это субъекты правоотношений то есть это лица между которыми возникают, складываются правоотношения. По этому в правоотношениях принято выделять 2 стороны: управомоченную и обязанную. Управомоченая сторона это носитель субъективных прав, обязанная сторона – носитель юридических обязанностей. В реальных правоотношениях нередко одна сторона имеет 2 стороны. 2ым элементом правоотношений входящих в состав является содержание правоотношений которые образуют субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений. 3ий элемент правоотношений это объекты правоотношений это объекты правоотношения – это то по поводу чего возникают, складываются правоотношения.

2. Виды правоотношений, классификация . Правоотношения в юридической науке принято классифицировать по различным основаниям. 1ая классификация по отраслевому признаку т.е. с учетом отраслей права правоотношения подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовные, и тд.



2ая классификация с учетом основных видов правовых норм правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения складываются на основе регулятивных норм, охранительные на основе охранительных.

3я классификация с учетом поведения обязанной стороны правоотношения делятся на активные (активного типа) и пассивные (пассивного типа). В активных правоотношениях обязанная сторона должна вести себя активно т.е. совершать определенные действия. В пассивных обязанная сторона вести себя пассивно т.е. воздерживаться от совершения определенных действий (Никто не в праве посягать на чужую собственность).

4ая классификация – по степени определенности субъектов (участников) правоотношений. Правоотношения подразделяются на относительные, абсолютные и общие. В относительных правоотношениях чётко определены и конкретизированы обе стороны: управомоченная и обязанная. В абстрактных правоотношениях четко определена и конкретизирована управомоченная сторона. Обязанной стороной является любой и каждый. Общие правоотношения – в них четко не определены и не конкретизированы обе стороны. Это правоотношения между всеми и всеми. Существуют и другие классификации.

3. Понятие и виды субъектов права и субъектов правоотношений, правосубъектность и правовой статус субъектов права. Субъекты права – это индивиды и организации которые могут быть участниками правоотношений т.е. носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Близким к понятию субъекты права является понятие субъекты правоотношений. Нередко эти понятия отождествляют и рассматривают как равнозначные. Принципиальной ошибки здесь нет, но определенные различия между субъектами права и субъектами правоотношений все же существуют. Это различие состоит в том, что субъекты права это возможные потенциальные участники правоотношений. Субъекты правоотношений это уже реальные участники правоотношений. По этому под субъектами правоотношений следует понимать индивидуумов и организации которые являются участниками конкретных правоотношений. Т.о. понятие субъект права шире чем понятие субъект правоотношений.

Виды Традиционно субъекты права и субъекты правоотношений подразделяют не 2 вида (категории). На индивидов или физических лиц и организации или юридических лиц. К индивидам относятся во первых граждане государства, во 2ых иностранные граждане или иностранцы. 3я разновидность – лица без гражданства (апатриды) – не являются гражданами какой либо страны. Нередко сюда относят бипатридов (2ое гражданство). В последнее время в литературе к индивидам стали относить беженцев, временных переселенцев, лица находящиеся в политическом убежище. 2я категория. К организациям относят во первых государство в целом. 2 разновидность – это органы государства, 3я – государственные организации (государственные учреждения, предприятия) 4я – не государственные организации (не государственные предприятия, предприятия, общественные организации, движения). Организации которые могут быть субъектами гражданских то есть имущественных правоотношений именуются в юриспруденции юридическими лицами. Т.е. юридические лица – это субъекты гражданских правоотношений. Понятие организации шире чем понятие юридическое лицо (некоторые ученые). Иногда выделяют еще одну категорию субъектов: социальные общности (первый предложил Алексеев) – народ, нации, трудовые коллективы. В последнее время в юриспруденции различают субъекты публичного и частного права. Субъектов публичного права подразделяют на индивидуальных субъектов или индивидов и коллективных субъектов (организации), а субъекты частного права подразделяются на физические и юридические лица.

Понятие и элементы правосубъектности. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов права . Для того, что бы быть субъектом правоотношений индивиды и организации должны обладать таким качеством как правосубъектность – это способность быть субъектом права отсюда и субъектом правоотношений. Вместе с тем правосубъектность это комплексное понятие включающее в свой состав 2 элемента: правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – это способность иметь юридические права и обязанности то есть если индивид или организация способны иметь юридические права и обязанности, значит они правоспособны. Обычно правоспособность рассматривают как абстрактную возможность иметь юридические права и обязанности. Принято различать правоспособность индивидов, в частности граждан возникает с момента их рождения и прекращается смертью. А правоспособность организации возникает с момента официального создания организации и прекращается с момента ликвидации. В литературе нередко правоспособность подразделяют на общую, отраслевую (трудовая) и специальную (некоторые организации обладают).

Дееспособность – это способность самостоятельно своими действиями осуществлять свои юридические права и обязанности. Понятие дееспособность имеет значение только для индивидов, поскольку дееспособность организаций сливается с их правоспособностью и автономно от правоспособности существовать не может. Дееспособность индивида имеет значение только в области гр. права. Правоспособность с рождения, а дееспособность с 18ти лет. На дееспособность влияет возраст, психическое здоровье индивида т.к. лица имеющие психические заболевания могут быть признаны судом недееспособными. Во 2ых некоторые др. факторы могут повлиять на дееспособность: родственные отношения, лица принимающие алкоголь или наркотики могут быть признаны частично недееспособными. Права недееспособных лиц осуществляют их законные представители.

Разновидностью дееспособности является деликтоспособность – это способность самостоятельно нести юридическую ответственность за правонарушение. Деликтоспособность часто выделяют как дееспособность в охранительных правоотношениях. Иногда деликтоспособность придают самостоятельное значение и рассматривают её не как разновидность дееспособности, а как самостоятельный третий элемент правосубъектности.

Материальное содержание правоотношений составляют сами фактические общественные отношения. Юридическое содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений. Акцентируют внимание именно на юридическом содержании, поскольку оно составляет специфику правоотношений.

Субъективное право – это мера возможного (дозволенного) поведения субъекта правоотношений (управомоченная сторона обладает субъективными правами). Субъективное право – это не само поведение, не сами действия управомоченного субъекта, а лишь возможность определенного поведения, возможность совершить определенные действия. Субъективное право именуется в правоотношениях субъективным потому что оно принадлежит конкретному субъекту. В субъективном праве принято выделять 3 элемента которые называются правомочиями. 1. Право на положительное действия т.е. возможность субъекта правоотношений совершить те или иные действия (право собственности). 2. Право требования – это возможность управомоченной стороны требовать поведения от обязанной стороны (договор займа). 3. Право притязания – это возможность управомоченной стороны обратится в компетентные органы за защитой нарушенных прав и интересов. Выделяют и 4ый элемент – право на социальное благо (проф. Матузов), но оно растворяется как бы в трёх предыдущих.

Юридическая обязанность в правоотношении это мера должного необходимого поведения в правоотношении. Юридическая обязанность выражается в должном поведении. Юридическая обязанность в правоотношении это тоже не само поведение, не сами действия обязанной стороны, а только лишь долженствование или необходимость совершения определенных действий. Юридическая обязанность в правоотношениях тоже является субъективной, поскольку принадлежит конкретным субъектам, поэтому её можно назвать субъективной обязанностью. Однако термин субъективная обязанность в юриспруденции употребляется редко. Юридическая обязанность в правоотношениях имеет определенную структуру в составе которой обычно выделяют 2 элемента: 1. пассивная обязанность – это обязанность воздерживаться от совершения каких либо действий. 2. активная обязанность – это обязанность совершить определенные действия. Некоторые ученые выделяют 3ий элемент: юридическую ответственность – обязанность ответить за совершенное правонарушение.

5. Объекты правоотношений. Объекты правоотношений и объекты права . Объекты правоотношений – это те социальные блага по поводу которых возникают те или иные правоотношения и на которых направлены субъективные права и юридические обязанности субъекта правоотношений. Объекты делятся на материальные и на нематериальные.

Материальные – различные материальные блага (вещи, деньги, ценные бумаги и тп.). Нематериальные – различные нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, имя человека, различные духовные блага).

Кроме материальных и не материальных нередко к объектам правоотношений относят действия и результаты действий обязанной стороны. Объекты правоотношений следует отличать от объектов права.

Соотношение этих двух понятий зависит от того в каком значении употребляются термин объект права. Если под объектом права подразумевается объект объективного права, т.е. норм позитивного права, то в этом случае объекты правоотношений и объекты права не совпадают т.к. объектами правоотношений являются определенные социальные блага, а объектами объективного права, т.е. правовых норм являются общество.

Если же под объектом права подразумевается объект субъективного права, то в этом случае объекты субъективного права совпадают с объектами правоотношений, т.к. объектами субъективных прав тоже является определенные социальные блага.

6. Понятие и классификация юридических фактов и фактических составов . Юридические факты – это основания возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Признаки: 1. Юридические факты – это определенные жизненные обстоятельства, т.е. факты реальной действительности, связанные с жизнью людей. 2. Юр-ми фактами являются только такие факты реальной действительности, которые нашли отражение в гипотезах правовых норм и с которыми нормы права связали наступление определенных юридических последствий, т.е. либо возникновение либо изменение, либо прекращение правоотношений.

Классификация юридических фактов. 1) С учетом волевого содержания или связи фактов с индивидуальной волей отсюда юридические факты подразделяются на: события и действия. События – это факты, наступление которых прямо не связано с волей человека. События делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные – это такие факты, наступление которых вообще не зависит от воли человека (стихийные бедствия, достижение определенного возраста, естественная смерть). Относительные – это факты, наступление которых связано с волей человека. Начинается факт обычно по воле человека, а заканчивается помимо воли (рождение ребенка, смерть человека в результате самоубийства).

Действия – это юридические факты, которые всецело зависят от воли людей. Действия подразделяются на: Правомерные и неправомерные. Правомерны е – это действия связанные с выполнением требований правовых норм. Подразделяются на: 1. Юридические акты – это правомерные действия, имеющие своей целью вызвать определенный правовой результат (сделки, договоры, АПП и тп.) 2. Юридические поступки – это правомерные действия, которые вызывают правовой результат уже в силу своего существования, т.е. целенаправленность таких действий никакого значения не имеет (художник рисует картину и становится автором в любом случае).

Неправомерны е – это действия, нарушающие нормы прав, носящие противоправный характер. К ним относятся: правонарушения, объективно противоправные деяния (нет либо субъекта субъективной стороны), злоупотребление правом.

2) С учетом правовых последствий юридические факты делят на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Правообразующие вызывают возникновение правоотношений т.е. объем субъективных прав и обязанностей (подача заявление о приеме на работу). Правоизменяющие - изменяют юридическое содержание правоотношений, т.е. объем субъективных прав и обязанностей. Правопрекращающие – прекращают правоотношения (смерть человека). Нередко один и тот же факт может быть в одних случаях правообразующим в другом правопрекращающим.

3) С учетом элементарного состава (сложности) юридические факты делятся на: простые и сложные. Простые – одноэлементные факты (договор займа). Сложные – многоэлементные элементы (правонарушение).

4) С учетом продолжительности существования юридические факты делятся на: факты однократного действия и на факты состояния. Факты однократного действия существуют непродолжительное время (договор займа). Факты состояния существуют неопределенно длительное время (состояние в родстве, в браке).

5) С учетом формы выражения юридические факты делятся на: положительные (реально существующий факт) и отрицательные (отсутствие факта тоже факт).

Нередко для возникновения, изменения или прекращения правоотношений требуется не один юридический факт, а определенная совокупность. Такая совокупность юридических фактов в юриспруденции именуется фактическим (юридическим составом). Фактический состав – это такая совокупность юридических фактов, которая необходима для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Классификация фактических составов . 1ая с учетом правовых последствий подразделяются на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. 2ая с учетом порядка накопления юридических фактов в состав, юридические составы делят на: простые, сложные и смешанные. Простые – факты накапливаются в любой последовательности в любом порядке. Сложные – в строго определенной последовательности. Смешанные - вначале в любой, затем в строго определенной последовательности.

Фактические составы необходим отличать от сложных юридических фактов. Это отличие состоит в том, что фактические составы – это всегда совокупность юридических фактов то есть несколько юридических фактов, взятых вместе, а сложный юридический факт – это всегда один факт, но состоящий из нескольких элементов.

Тема: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1. Понятие и виды правового регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие . Правовое регулирование – это осуществляемая при помощи норм права и др. правовых средств воздействие общественные отношения с целью их упорядочения.

Признаки: 1. Правовое регулирование – это определенное воздействие на общественные отношения. 2. Правовое регулирование – воздействие которое осуществляется либо государством, либо с разрешения государства. (правовое регулирование это в принципе государственное регулирование). 3. Правовое регулирование – это воздействие которое осуществляется при помощи норм права и др. правовых средств (правоотношений, актов реализации права, АПП). 4. Правовое регулирование – это воздействие направленное на упорядочение общ-ых отношений, на приведение их в определенную систему.

Виды правового регулирования: 1. с учетом субъектов осуществляющих правовое регулирование делятся на: государственное и не государственное. По средствам делится на: нормативное (при помощи нормативных актов) и ненормативное (при помощи индивидуальных правых средств, АПП). Правовое регулирование не следует отождествлять с правовым воздействием, т.к. правовое воздействие понятие более широкое. Правовое регулирование – это лишь одна из форм (основная).

Др. формами правового регулирования является информационное воздействие права и ценностно-ориентационное правовое воздействие. Информационное правовое воздействие выражается в том, что право несет определенную информацию. Ценностное правовое воздействие выражается в том, что право ориентирует поведение людей на определенные поступки (на совершение или не совершение каких либо действий).

Информационное и ценностное правовое воздействие осуществляются параллельно с правовым регулированием (когда НА вступил в силу и начал действовать) или предшествует правовому регулированию (когда НА опубликован но в законную силу не вступил т.к. не все НА начинают действовать с его момента опубликования).

2. Предмет, сфера в пределах правового регулирования . Предмет правового регулирования – это общественные отношения, но не все общественные отношения регулируются правом, по этому предмет правового регулирования состоит в следующем:

1. Волевые общественные отношения (есть и те которые складываются помимо воли людей)

2. Конкретные волевые отношения (право не способно регулировать волевые отношения как процесс - Пример: не может регулировать демографический процесс).

3. Конкретные волевые отношения поддающиеся внешнему контролю (право не может регулировать не поддающиеся контролю отношения – любовь, дружбу). Т.о. предмет правового регулирования составляют поддающиеся внешнему контролю конкретные волевые общественные отношения в регулировании которых государство заинтересованно.

Близким к понятию предмет правового регулирования является понятие сфера правового регулирования. Нередко эти понятия отождествляют. В тоже время сферу правового регулирования следует рассматривать шире, а именно как круг тех общественных отношений, которые регулируются и должны регулироваться правом. В этом случае предмет правового регулирования – это часть сферы правового регулирования.

Близкими к понятиям предмет и сфера правового регулирования является понятие пределы правового регулирования – это границы, рамки в которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Существуют объективные и субъективные пределы правового регулирования. Объективные обусловлены самими общественными отношениями (право объективно не может регулировать некоторые общественные отношения). Субъективные пределы правового регулирования определяются правотворческими органами. Законодатель определяет какие отношения регулировать а какие нет. Наиболее значимыми среди субъективных пределов являются временные, пространственные и субъектные (личностные) пределы. С этими пределами связано действие норм права и НПА во времени, пространстве и по кругу лиц.

3. Действие норм права НПА во времени. Обратная сила и переживание закона . Действие во времени норм права и НПА – характеризуется началом и окончанием действия НПА т.е. вступлением их в силу и утратой ими юридической силы. НПА начинают действовать т.е. вступают в силу, либо с момента указанного в самих НПА, либо с момента определенного специальными НА. Если в акте не определяется момент вступления его в силу то НА вступают в силу следующим образом: ФЗ и законы некоторых субъектов РФ вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования. Нормативные указы президента РФ и НА правительства РФ вступают в силу по истечении 7 дней с момента их официального опубликования. НА центральных органов исполнительной власти имеющие всеобщее значение вступают в силу по истечении 10 дней с момента их опубликования. НА прекращают свое т.е. утрачивают силу в следующих случаях: 1. Временные НА по истечении срока на который они были изданы. 2. В случае их официальной отмены правотворческим органом. 3. В случае принятия и вступления в силу аналогичного НА (конституция). 4. В случае признания акта не законным судебными органами (КС и ВС). С действием НА во времени связаны обратная сила и переживание закона.

Обратная сила закона (НА) это распространенное действие НА на факты и отношения возникшие и сложившиеся до вступления этого акта в силу. По общему правилу закон обратной силы не имеет т.е. он распространяется только на те факты или отношения которые возникли с момента вступления этого акта в силу. НО в двух случаях закон может приобретать обратную силу. Во первых обратную силу приобретает закон который смягчает или устраняет ответственность (ст. 54 К РФ). Во вторых закон приобретает обратную силу если об этом прямо сказано в самом законе.

Переживание закона – это фактическое действие НА, формально утратившего силу. Имеет место тогда когда закон отменен или по другим причинам утратил свою силу, а урегулированные отношения сохраняются, но это имеет место тогда когда новый закон не приобрел обратной силы (применяется закон, действовавший в момент совершения преступления и если новый закон не отменил или не смягчил ответственность).

5. Методы, способы и типы правового регулирования . Методы это определенные способы и приемы которые используются государством при регулировании общественных отношений. Традиционно выделяют 2 основных метода правового регулирования:

1. метод централизованного регулирования (метод субординации, императивный, авторитарный, метод власти и подчинения).

Во вторых метод децентрализованного регулирования (метод координации, диспозитивный, автономии, равенства сторон). Императивный метод используется в публичном праве для регулирования вертикальных отношений т.е. отношений между государством и гражданами. В таких отношениях всегда присутствует властный субъект. Метод децентрализованного управления используется в частном праве при регулировании частных между гражданами и их организациями, властвующих субъектов нет.

Способы правового регулирования – это пути воздействия права на общественные отношения. Принято выделять 3 основных и 2 вспомогательных способа правового регулирования. К основным способам относят: запрет (запрещение), предписание или позитивное обязывание и дозволение. К вспомогательным способам относятся поощрения и рекомендации.

Типы правоотношений – это определенные режимы регулирования общественных отношений. Принято выделять два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный. Общедозволительный используется в частном праве, в его основе лежит общее дозволение и частные запреты. Регулирование строится по принципу разрешено всё кроме того, что конкретно запрещено. Разрешительный тип используется в публичном праве, в его основе лежит общий запрет и частное дозволение. Регулирование строится по принципу: запрещено все кроме того, что конкретно дозволено (определенная компетенция государственных органов).

Деление на обусловлено наличием у каждой из них специфических предмета и метода правового регулирования.

— совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.

Метод правового регулирования включает следующие компоненты:

  • порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);
  • степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения);
  • способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);
  • способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок).

Различные сочетания этих компонентов образуют метод конкретной отрасли права. В теории права различают два противоположных метода правового регулирования; императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономии).

Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.

Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

Предмет правового регулирования

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

В качестве более конкретного предмета правового регулирования иногда называют общественно значимое поведение людей. Однако понятие «общественное отношение» богаче по содержанию, так как включает, в частности, разнообразные связи между людьми.

Общественные отношения, подвергаясь правовому регулированию, не теряют своих свойств, т.е. они остаются социальными, духовными, экономическими, политическими и т.д. Правовому регулированию подвергаются только те общественные отношения, в которых есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что общественные отношения в той или иной мере должны зависеть от воли людей. Чем меньше отношение от этого зависит, тем меньше возможностей его урегулировать. Например, экономические отношения, связанные со спросом и предложением, установлением стоимости товара, объективны и мало зависят от воли конкретных лиц. Поэтому попытки «отменить» такие отношения приводят к тому, что они все равно существуют, развиваются по своим законам, как это показал советский период истории нашей страны.

Метод правового регулирования — сложное, системное образование, которое включает ряд составляющих элементов, в первую очередь средства и способы воздействия на общественные отношения и отвечает на вопрос «как регулируются отношения?» (рис. 1).

Рис. 1. Метод правового регулирования

Средства воздействия на общественные отношения — дозволение, позитивное обязывание, запрет (основные), уполномочивание, ограничение, закрепление определенных отношений (статуса, целей и принципов деятельности), рекомендация, поощрение, предоставление льгот, государственное принуждение. Перечисленные средства используются при формировании структурных элементов нормы (рис. 2).

Определяют особенности связей участников упорядочиваемых отношений. Существуют автономный способ (равенство участников, как в имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом), приказной (властное отношение, когда один субъект подчинен другому, как в административном праве, которое регулирует отношения в сфере государственного управления), субординационный (сочетание равенства в одних случаях и подчинение в виде контроля властных структур — в других, как в области предпринимательских отношений, когда хозяйствующие субъекты государственным органам напрямую не подчиняются, однако последние осуществляют контроль и надзор за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности).

Рис. 2. Средства правового регулирования

Отдельно выделяют методы правового регулирования: разрешительный и запретительный, диспозитивный (когда есть возможность отступить по соглашению сторон от намеченных в норме правил поведения либо изменить их) и императивный (когда такая возможность отсутствует).

В разных отраслях права применяются различные сочетания средств, способов воздействия, поэтому можно говорить о наличии отраслевых методов правового регулирования.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...