Отличие административной ответственности от других видов ответственности. Сроки и решения в административном судопроизводстве


Противоправное поведение человека во все времена преследовалось по закону, но сегодня уровень развития права позволяет разграничивать ответственность по степени опасности. Уголовный и административный кодексы во многом описывают дублирующие друг друга составы наказуемых деяний, но в правоприменительной практике есть существенные отличия. Они в первую очередь касаются размера ответственности: нельзя судить человека за переход улицы в неположенном месте так же, как за изнасилование или подделку денежных средств. Разграничить отдельные составы порой бывает очень трудно даже специалисту.

Уголовная ответственность – это применение мер воздействия со стороны органов государственной власти за совершение деяния, предусмотренного уголовным кодексом Российской Федерации. Преступления делятся по тяжести (от не представляющих общественной опасности до особо тяжких), а также по иным основаниям (против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, собственности и т.д.). При этом подвергнуть человека уголовному преследованию можно лишь в том случае, если состав деяния чётко прописан в кодексе и доказан в суде.

Административная ответственность – это государственно-властное воздействие на физических и юридических лиц за совершение правонарушения, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях России. По своей форме такие деяния имеют незначительную опасность для общества. Административная ответственность выражается лишь в применении предупреждения, штрафа, ареста, исправительных работ, конфискации предмета, в особых случаях — выдворении за пределы РФ.

Вопрос о квалификации деяния – ключевой для органов правопорядка. Так, причинение телесных повреждений может повлечь и административную, и уголовную ответственность: в зависимости от тяжести наступивших последствий. То же самое касается кражи, умышленного уничтожения или повреждения имущества, а также других составов правонарушений. К уголовной ответственности можно привлечь только физическое лицо (дееспособный субъект старше 14 лет), а к административной – ещё и юридическое лицо.

Впрочем, между данными видами воздействия на субъекты правоотношений есть и целый ряд сходств. И административный, и уголовный процесс предполагают состязательность. Однако первый может проводиться широким перечнем государственных органов (от судов до налоговых инспекторов), второй – лишь судами. Решения первой инстанции можно обжаловать в надзорном и кассационном порядке, но сроки для осуществления данного права существенно разнятся.

Выводы сайт

  1. Субъект. Административное правонарушение может совершить как физическое, так и юридическое лицо, уголовное преступление – только дееспособное физическое лицо.
  2. Орган, ведущий процесс. Привлекать к административной ответственности может большое количество субъектов, в то время как к уголовной – только суд.
  3. Тяжесть содеянного. Правонарушение, в отличие от преступления не несёт большой опасности для общества, в связи с чем процесс в значительной степени упрощён. Разделение по составам осуществляется с помощью соответствующих кодексов.
  4. Наказание. За уголовное преступление предусмотрена более строгая ответственность, нежели за административное правонарушение.

Административную ответственность нельзя воспринимать иначе, чем в контексте с другими видами ответственности, потому синтезирующим началом здесь является необходимость отвечать за собственные действия, противоправные поступки, брать на себя вину за их последствия. Несмотря на наличие общих черт, которые присущи любому виду юридической ответственности, административная ответственность, в то же время, отличается от других видов юридической ответственности. К критериям разграничения можно отнести:

а) основания привлечения к административной ответственности;

б) круг субъектов, которые наделены правом возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях; установление административной отлове дальности;

в) правовые последствия;

г) процессуальная процедура; г) санкции.

Административная ответственность отмежевывается от уголовной по следующим признакам:

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, состав которого определяется как законами (Коап, Таможенный кодекс Украины, Закон Украины "Об объединениях граждан"), так и подзаконными актами (решение органов местного самоуправления). Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, состав которых определяется исключительно нормами Уголовного кодекса Украины;

Правом возбуждения дел об административных правонарушениях, как и правом рассмотрения таких дел наделен широкий круг субъектов публичной администрации. Правом возбуждения уголовных дел, наделены исключительно органы дознания и предварительного следствия, определенные УПК Украины, и органы прокуратуры, а правом рассмотрения - исключительно суды. Что касается субъектов, которые устанавливают юридическую ответственность, то, в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается исключительно Верховной Радой Украины, административная - устанавливается и другими субъектами публичной администрации (органов местного самоуправления);

К уголовной ответственности привлекаются только физические лица, а к административной - как физические лица так и юридические лица;

Привлечения лица к административной ответственности и применения к нему административных санкций не приводит к таким последствиям, как судимость, что в дальнейшем проявляется в определенных ограничениях ее правосубъектности (например свободный выезд за пределы Украины);

Административная ответственность реализуется как во внесудебном, так и в судебном порядке, уголовная - только в судебном;

Привлечения лица к административной ответственности происходит в короткие сроки и по упрощенной процедуре (возможность наложения административного взыскания на месте совершения противоправного деяния, без составления протокола об административном правонарушении-ст. 258 Куоап).

Следует также отметить, что уголовная ответственность имеет приоритет перед ответственностью административной. В ч. 2 ст. 9 Кодекса Украины об административных правонарушениях отмечается, что административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Коап, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут в соответствии с законом уголовной ответственности.

В основу отграничения административной ответственности от гражданско-правовой можно положить все указанные признаки, за исключением той, которая дает характеристику круга субъектов ответственности - административной и гражданской ответственности они совпадают.

Административная ответственность отмежевывается от гражданско-правовой по следующим признакам:

В институте административной ответственности действует презумпция невиновности, а в гражданском - презумпция вины;

Целью привлечения к административной ответственности является воспитание лица и предупреждения совершения правонарушений в дальнейшем и другими лицами, гражданской - в первую очередь, возмещение ущерба;

Административная ответственность относится к компетенции органов публичной администрации и их должностных лиц, а гражданско-правовая-к компетенции судов;

Мероприятиями гражданской ответственности общественные отношения, как правило, защищаются за счет имущества виновного с целью восстановить прежнее имущественное положение потерпевшей стороны, а меры административной ответственности, как уголовной, направленные также против личности нарушителя;

Нормативные основания административной и гражданско-правовой ответственности регулируются разным законодательством - административным и гражданским. Различия по фактическим основаниям заключаются в специфике конкретных составов административного и гражданского проступков - объекта противоправного посягательства, правовых последствий их совершения.

Объектом гражданских противоправных действий являются имущественные отношения, которые защищаются в судебном порядке. Объект административных противоправных действий другой - общественные отношения в сфере публичного администрирования, которые защищаются как в судебном, так и во внесудебном порядке властью соответствующих органов и должностных лиц.

Административная ответственность отличается от гражданской и последствиям противоправного деяния. Если для административных правонарушений такой элемент, как противоправный следствие (материальный ущерб) не всегда является обязательным, то состав гражданского правонарушения, как правило, его предусматривающая;

Административная ответственность наступает преимущественно во внесудебном порядке в короткие сроки или даже на месте совершения проступка, зато гражданско-правовая не может иметь места без соответствующего обращения заинтересованной стороны в суд с иском. Сроки привлечения к гражданско-правовой ответственности, в отличие от административной, до 3 лет, они могут прерываться, удлиняться, обновляться и т.д.

Значительное сходство наблюдается между административной и дисциплинарной ответственностью. Они имеют примерно одинаковую степень общественной опасности. Характеризуются такими чертами, как виновность, противоправной^, наказуемость.

Свидетельством о их близость является позиция законодателя, который в ст. 15 Куоап устанавливает, что лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность.

Она подкрепляется разъяснениями Пленума Верховного Суда Украины "О практике рассмотрения судами жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях", где указано, что привлечение должностных лиц и граждан к дисциплинарной ответственности за совершенные ими правонарушения не исключает применения к ним мер административного взыскания за эти самые нарушения и не освобождает от обязанности возместить причиненный ими вред.

Вместе с тем, актуальной потребностью является определение признаков, по которым административная ответственность отличается от дисциплинарной, а именно:

Главным признаком, который обусловливает все другие различия между административной и дисциплинарной ответственностью, является их разная правовая природа. Свое выражение она находит в том, что обязанность придерживаться правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, на соответствующих субъектов возлагается властно. Обязанность придерживаться правил, за нарушение которых предусмотрена дисциплинарная ответственность, соответствующими субъектами принимается на себя добровольно.

Да, природа административной ответственности - публично-правовая. Она наступает при нарушении общеобязательных правил, устанавливаемых публичной администрацией. Такие правила являются юридическим выражением обобщений о социально-полезное поведение субъектов общественных отношений. Они содержатся в законах и действуют в пределах всей страны, независимо от территориальных, институциональных, этнических, имущественных, демографических, производственных и других особенностей регионов и их населения. С помощью этих правил осуществляется укрепление законности, предотвращение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, к правилам общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом. А также охрана и защита прав и свобод граждан, собственности, конституционного строя Украины, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного правопорядка.

Общеобязательные правила подлежат исполнению всеми субъектами, независимо от личных представлений об уместности тех или иных поступков, их нарушение предусматривает юридическую ответственность (административную ответственность).

Природа дисциплинарной ответственности - гражданско-правовая. Она возникает при условии, что стороны заключили трудовой договор и пришли к соглашению о взаимных прав и обязанностей, которые будут добровольно выполняться. Неотъемлемой составляющей таких согласований является обязательство соблюдать внутреннего трудового распорядка (установленных в организации правил дисциплины) и нести за его нарушение ответственность. Следует определить, что дисциплинарный проступок - это нарушение дисциплины, которая действует в рамках конкретной организационной структуры. В этом контексте дисциплина - это совокупность нормативных предписаний, которые регулируют обязанности сторон трудовых правоотношений. Юридическая энциклопедия дает такое определение дисциплинарному проступку: противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, за что к нему может быть применено дисциплинарное стягнення1. Таким образом, административной и дисциплинарной ответственности разные по своей сути объекты посягательства. Так, объекты посягательства административного правонарушения характеризуются общегосударственным масштабом и значением (конституционный строй, установленный правопорядок, собственность, права граждан). А объекты посягательства дисциплинарного правонарушения локализованные трудовым договором в рамках конкретной организационной структуры. Общим объектом здесь будет дисциплина труда. Непосредственными объектами - отдельные ее элементы. Например, правила использования рабочего времени, организация трудового процесса на предприятии, правила использования имущества собственника, правила пропускного режима, правила предоставления информации, правила прохождения обязательного медицинского осмотра и т.д.

Следует отметить, что в ряде случаев трудовые обязанности и обязанности общие (административно-правовые) могут совпадать. Это касается водителей, работников торговли и т.д. В таких случаях, совершенные ими нарушения являются одновременно дисциплинарными и административными;

Административная ответственность осуществляется по законодательству об административных правонарушениях, которое в настоящее время выступает отдельной законодательной отраслью. Здесь дается определение административного правонарушения, описываются конкретные составы, устанавливается подведомственность рассмотрения дел, подробно регламентируются процессуальные вопросы. Дисциплинарная ответственность отдельную отрасль законодательства не образует. Она прямо или косвенно выражается в нормативном материале административного, трудового, исправительно-трудового и других отраслей права. Это, например, Кодекс законов о труде Украины от 10 декабря 1971 г. (статьи 40,41,139,140,147); Уголовно-исполнительный кодекс Украины от 11 июля 2003 г. (статьи 68,82 другие); законы Украины "Об охране труда" от 14 октября 1992 г. (ст. 19); "О коллективных договорах и соглашениях" от 1 июля 1993 г. (статьи 17,18,19); уставы и положения о дисциплине (например, "Дисциплинарный устав службы гражданской защиты" от 5 марта 2009 г., "Дисциплинарный устав Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины" от 4 сентября 2008 г., "Дисциплинарный устав органов внутренних дел" от 22 февраля 2006 г.).

Центральное место среди перечисленных нормативных актов принадлежит Кодексу законов о труде. Он служит ориентиром для всех других актов, которые устанавливают дисциплинарную ответственность.

В отличие от четко выписанных составов административных правонарушений, составы дисциплинарных проступков определяются в самом общем виде. Так, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Украины признает дисциплинарным правонарушением нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка. Дисциплинарный устав органов внутренних дел признает дисциплинарным проступком невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом рядового или начальствующего состава служебной дисциплины;

Административная ответственность отличается от дисциплинарной характеристикой субъекта, совершившего противоправное деяние. Субъектом административного проступка является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и выполнила описанный в законе состав административного проступка. Таким образом, главными признаками субъекта административного проступка являются возраст, вменяемость, виновность. А субъектом дисциплинарного проступка может быть только лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем. Такое лицо может быть как совершеннолетним, так и несовершеннолетним. Главным признаком субъекта дисциплинарного проступка является пребывание в трудовых отношениях с работодателем. Отсутствие этого признака исключает признание лица субъектом дисциплинарного проступка;

Административные проступки отличаются от дисциплинарных по характеристике субъекта, который имеет право их рассматривать и выносить решения. Так, субъектом рассмотрения дисциплинарных дел является руководитель коллектива, в котором работает правонарушитель. Между ними (руководителем и нарушителем дисциплины) обязательно существуют устойчивые организационные связи типа "начальник-подчиненный". А субъектом рассмотрения дел об административных правонарушениях является носитель функциональной власти, полномочия которого четко определены и зафиксированы в законодательстве. Между ним и правонарушителем нет устойчивых организационных связей.

Итак, административная ответственность представляет особый вид юридической ответственности. Административной ответственности присущ ряд специфических черт, которые отличают ее от других видов юридической ответственности. Традиционно правовую ответственность связывают с применением мер государственного принуждения, рассматривают ее как предусмотренную санкциями правовых норм реакцию на правонарушение, как реализацию, применение и осуществление санкций. Применение мер юридической ответственности влечет для правонарушителя обременительные последствия имущественного, морального, личностного и иного характера, которые он обязан претерпеть и фактически. Тем самым правонарушитель "держит ответ" перед государством за неправомерное поведение.

Цели административной ответственности.

Цели адм. ответственности определяются целями адм. взысканий. Адм. взыскание – это мера адм. ответственности, которая применяется к лицу, совершившему правонарушение.

Цели: 1) воспитание физ. лица, совершившего адм. правонарушение; 2) предупреждение совершения адм. правонарушения.

Адм. взыскания подразделяются на:

1) Индивидуальные – применяются в отношении одного лица, чтобы больше не допускать его совершения.

2) Общие – налагается на любого субъекта отношений, причем не только на лицо, совершившее адм. правонарушение, но и его окружение, с целью формирования у данного окружения неприятия неправомерного поведения.

Адм. ответственность – неблагоприятные моральные или материальные последствия, которые претерпевает лицо, совершившее адм. правонарушение.

Адм. ответственность наступает за совершение деяний, урегулированных нормами адм.-деликтного права.

То есть главное отличие в источниках, регулирующих те или иные общественные отношения:

1) Адм. отв-ть за адм. правонарушения, регулируемые КоАП.

2) Уголовная за преступления за преступления (Уголовный кодекс).

3) Гражданская отв-ть регулируется нормами гражданского права.

4) Дисциплинарная регулируется нормами трудового законодательства.

Кроме того отличие в виде и мерах ответственности.

59. Принципы адм.ответственности

АО основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

Привлечение и освобождение от АО осуществляется не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании закона.

Физ.лица, совершившие адм.правонарушения, равны перед законом и подлежат АО независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства и др.

Лицо подлежит АО только за те адм.правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Адм.взыскание должно назначаться с учётом характера и вредных последствий совершённого адм.правонарушения, обстоятельств его совершения, л-ти физ.лица, совершившего адм.правонарушение.

Физ.лицу, совершившему адм.правонарушение, д.быть назначено адм.взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания, кот.не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физ.лица или причинение ему физ.страданий.

Административное взыскание, налагаемое на юрид.лицо и индивид.предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.

60. 61. Адм.взыскания как меры адм.ответственности

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, как применение взыскания к правонарушителю. При этом наказание – общеправовая категория, присущая и в выговоре за нарушение труд.дисциплины, и в адм.штрафе, и в лишении свободы, назначенном по приговору суда. Адм.взыскание (АВ) – мера ответственности за адм.правонарушение, один из видов карательных санкций. АВ применяются в целях: а) воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку; б) предупреждения совершения им новых правонарушений; в) предупреждение совершения правонарушений др.лицами. АВ выражаются,как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. АВ явл-ся карательными, «штрафными» санкциями. Как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершённый проступок (деликт) деликвент (правонарушитель) либо лишается к.-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензии) и др.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности. Кара – это правовой урон, причинённый привлечённому к ответственности. АВ причиняет ему опред.страдания, лишения. Однако кара не явл.самоцелью, она – необходимое ср-во воспитания, предупреждения правонарушений. Взыскания м.б.разовыми, единовременными (конфискация, предупреждение, штраф) и длящимися, растянутыми во времени (административный арест, лишение спец.права, исправительные работы). Согласно действующему законодательству АВ в качестве санкций устанавливаются законодательными актами РБ и актами местных органов представительной и ИВ. Т.образом, под АВ понимается мера гос.принуждения, применяемая полномочными органами гос.управления (ИВ), их должностными лицами, судами (судьями) к лицам, виновными в совершении адм.проступка, в целях наказания, воспитания нарушителя, предупреждения совершения им новых правонарушений.



62. Система и сущность отдельных видов АВ

В законе перечень взысканий дан в строго опред.порядке: от менее суровых к более суровым, т.е.закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издаёт нормы права, и для тех, кто их применяет. В частности, велико её значение в том случае, когда нормы содержат альтернативные санкции. В ст. 23 КоАП закреплены след.виды АВ:

1. предупреждение

3. возмездное изъятие предмета, явившееся орудием совершения или непосредственным объектом адм.правонарушения

4. конфискация предмета, явившегося….

5. лишение спец.права, предоставленного данному гр-ну (права управления транспортными ср-ми, права охоты)

6. исправительные работы

7. администрат.арест

8. взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственно объектами адм.правонарушения

9. адм.выдворение из пределов РБ иностр.гр-н и лиц без гр-ва

Все названные виды взысканий тесно связаны между собой и образуют единую с-му. Их прежде всего объед-т общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших адм.правонарушения, предупреждение совершения иных нарушений.

Предупреждение явл.наиболее мягк.мерой взыскания и состоит в письм.предостережении физ.лица о недопустимости противоправного поведения.

Штраф – это мера имущественного характера. Минимальный размер штрафа не может быть менее одной десятой базовой величины – на физ.лицо, на инд.предпринимателя – менее 2 базовых величин, а на юрид.лицо – менее 10 базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на физ.лицо, не м-т превышать 50 базовых величин, на инд.предпринимателя – 200 базовых величин, а на юрид.лицо – 1000 базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.

Исправительные работы устан-ся на срок от 1 до 2 мес и отбываются по месту работы физ лица, освобождённого от УО с привлечением к адм.ответ-ти в порядке, предусмотренном ст.86 УК РБ.

Лишение спец.права, предоставленного физ.лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом на срок от 6 мес.до 3 лет. Лишение права заниматься опред.д-тью применяется на срок от 6 мес.до 1 года с учётом характера совершённого адм.правонарушенияч, связанного с занятием видом д-ти, на осуществление кот.треб-ся лицензия, если будет признано невозможным сохранение за физ.или юрид.лицом права заниматься таким видом д-ти.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собств-ть гос-ва дохода, полученного в рез-те противоправной д-ти, предмета адм.правонар-я, а также орудий и ср-в соверш-я адм.правон-я.

63. Классификация АВ. Основные и дополнит.АВ.

Предупреждение, штраф, исправительные работы и адм.арест применяются в качестве основного адм.взыскания. Лишение спец.права, лишение права заниматься опред.д-тью, а так же депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного АВ. Конфискация, взыскание стоимости предмета адм.правонар-я применяются в качестве дополнительного АВ. За 1 адм.правонар-е м.б.наложены основное либо основное и дополнительное АВ из числа указанных в санкции статьи Особенной части КоАП. Дополнительные АВ применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП.

64. Общие положения о наложении АВ.

АВ за совершённое адм.правонар-е налагается в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАп, предусматривающей ответственность за данное адм.правонар-е. При наложении АВ на физ.лицо учитываются хар-р совершённого адм.правон-я, обстоят-ва его совершения и л-ть лица, его совершившего, степень его вины, хар-р и размер причинённого им вреда, имущественное положение, смягчающие или отягчающие адм.ответ-ть. При наложении АВ на юрид.лицо учитываются хар-р адм.правон-я, хар-р и размер причинённого вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие адм.ответ-ть, а также финансово-эконом.положение юрид.лица. Наложение АВ не освобождает физ.или юрид.лицо от исполнения обяз-ти, за неисполнение кот. Было наложено указанное взыскание.

Предупреждение - вид взыскания, преследующий целью моральное осуждение правонарушителя. Предупреждение, как правило, производится в письменной форме и применяется за неосторожные правонарушения, совершаемые лицом впервые.

Административный штраф - это разовое денежное взыскание, назначаемое в определенной денежной сумме. Величина штрафа может устанавливаться: 1) кратно минимальному размеру оплаты труда; 2) кратно стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества; 3) фиксированной денежной суммой. Возмездное изъятие предметов применяется в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Это взыскание состоит в принудительном изъятии предмета и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета (например, нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте влечет в том числе возмездное изъятие этих объектов).

Конфискация - это принудительное безвозмездное отчуждение в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершенного правонарушения (например, конфискация таможенным органом предмета, провоз которого через границу запрещен).

Лишение специальных прав представляет собой взыскание, направленное на права, которые предоставлены лицу компетентным органом власти. Правонарушитель может быть лишен следующих прав: управления транспортным средством; охоты; эксплуатации радиоэлектронных устройств.

Исправительные работы представляют собой удержание в доход государства сумм из заработка нарушителя. Удержание устанавливается в процентном отношении (но не более 20 %) к заработной плате и производится в течение некоторого периода.

Административный арест - кратковременное (не более 15 суток) лишение свободы, применяемое за наиболее опасные правонарушения. Данное взыскание налагается судом.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства - это принудительное (самостоятельное) и контролируемое перемещение через государственную границу Российской Федерации за пределы страны. Данное взыскание применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным правилам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений.

Отличие административной ответственности от других видов ответственности.

Административная ответственность является конкретным видом юридической ответственности. Присущие ей особенности позволяют провести грань между нею и другими видами такой ответственности.

Особенности административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности:

Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность - законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством);

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда);

Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица (субъекты уголовной ответственности - только физические лица);

За административные правонарушения применяются административные наказания (за преступления - меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания);

Административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные - судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы - лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания - увольнение с работы);

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности -в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).

Подводя итоги, отметим отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности.

Так, для уголовной ответственности основанием является совершение преступления; наступает она исключительно в судебном порядке; ее основные стороны регламентированы УК РФ и УПК РФ; уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Дисциплинарная ответственность, хотя и наступает во внесудебном порядке, что сближает ее с административной ответственностью, характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен органу или должностному лицу, являющемуся субъектом дисциплинарной власти. Основанием ее служит дисциплинарный (служебный) проступок, представляющий собой нарушение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, за что на виновное лицо налагается дисциплинарное взыскание.

Для гражданско-правовой ответственности (имущественной) характерно возмещение убытков или вреда, а потому ее основное содержание составляют последствия имущественного характера, включая восстановительные меры. Административная же ответственность не предполагает возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

Понятие административной ответственности и её отличие от других видов юридической ответственности.

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путём издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнении этих мер.

Административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Административная ответственность характеризуется некоторыми признаками, общими для всех видов юридической ответственности, таковыми являются:

Государственное принуждение;

Правовое принуждение;

Наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы;

Итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства;

Ретроспективная или негативная ответственность, т.е. рассмотрение юридической ответственности в качестве результата правоотношения.

Каковы же основные черты административной ответственности, присущие только данному институту административного права?

Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления , а также и некоторые другие. Так, с одной стороны, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д.

С другой стороны, административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений - административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем преступления.

Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица - предприятия, учреждения, организации.

Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного, а также в предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений как лицами, привлечённым к административной ответственности, так и другими гражданами.

Совершение нарушений административно-правовых норм влечёт за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные взыскания. Именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер, применяются в результате привлечения к административной ответственности.

Административную ответственность отличает порядок её установления. Административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, полномочных её устанавливать. К ним относятся законодательные органы РФ и субъекты РФ, Правительство РФ, правительства и администрация субъектов РФ, а при стихийных бедствиях и эпидемиях и органы местного самоуправления.

Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, налагают на правонарушителей административные взыскания. К ним относятся суды и судьи, комиссии по защите прав несовершеннолетних, администрация местного самоуправления, многочисленные органы исполнительной власти.

Привлечение к административной ответственности и наложение административного взыскания не влечёт для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы.

Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок её реализации.

Административной ответственности присущ всеобщий характер (правила пожарной безопасности, строительные правила и т.д.), который проявляется в следующем: во-первых, во всеобщей обязательности правил для всех граждан и юридических лиц, несоблюдение которых влечёт административную ответственность; во-вторых, во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

Важная черта административной ответственности состоит в том, что её можно рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений, т.е. материально деликтных, вызванных совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснование и справедливое решение, обеспечить его исполнение.

Особенность административной ответственности заключается также в том, что нередко при её реализации материальные и процессуальные правоотношения как бы сливаются, образуя единое целое. Например, штраф налагается и взимается на месте совершения административного правонарушения. Здесь нет самостоятельного и отдельного административного процесса, тут отмечается так называемый усечённый процесс ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.

Под принципами административной ответственности следует понимать ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение:

Юридическое равенство всех перед законом и судом;

Наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли;

Наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя;

Законность привлечения к административной ответственности;

Справедливость административной ответственности и ее индивидуализация;

Своевременность ответственности;

Принцип целесообразности привлечения к административной ответственности;

Принцип неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений.

Первый принцип по своей сути представляет собой продолжение общеправового принципа формального юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип ответственности за противоправное деяние, а не за мысли, означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности за совершение того или иного административного правонарушения, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Иными словами, основанием для привлечения лица к административной ответственности могут служить только его противоправные действия (или в ряде случаев - бездействие). Так, например, само по себе намерение лица - участника внешнеэкономической деятельности без надлежащих на то законных оснований ввезти в страну или вывезти из нее какие-либо товары и не влечет за собой административной ответственности, а вот предоставление этим лицом в таможенный орган документов, содержащих недостоверные сведения, дающие ему право на перемещение через таможенную границу таких товаров, либо перемещение этих товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (т. е. совершение им конкретных действий по реализации своего намерения) уже влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 16.1 КоАП РФ.

Принцип наступления ответственности только при наличии вины в действиях правонарушителя означает, что без нее (вины) вообще беспредметно говорить об административном правонарушении, а следовательно, и об ответственности за него. Наличие вины физического лица означает осознание этим лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им результатов, а юридическое лицо признается виновным, когда будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению этих норм и правил.

Принцип законности привлечения к ответственности означает, что ответственность за правонарушения наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих правовых норм и в строгом соответствии с установленными для этого требованиями. Действующим же законодательством предусмотрены и специальные гарантии законности привлечения к административной ответственности, предупреждающие и всячески пресекающие выход за рамки закона, злоупотребления и ошибки при применении как материально-правовых норм (таких, как неправильная юридическая квалификация деяния, определение меры административного наказания вне пределов предусмотренной для этого санкции соответствующей статьи КоАП РФ и пр.), так и норм процессуальных (например, процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, сбора, фиксирования и исследования доказательств, обжалования вынесенного по делу постановления и пр.).

Наряду с законностью иногда в качестве самостоятельного принципа юридической ответственности выделяют и принцип поп bis in idem («не дважды за одно»), согласно которому никто не должен дважды нести уголовную, административную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Этот принцип относится к применению штрафных (карательных) санкций и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому административной ответственности (карательной санкции, например, штрафу), применяются и восстановительные санкции. Например, хулиган, разбивший витрину магазина, не только подвергается штрафу по ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»), но и обязывается возместить причиненный правонарушением ущерб (оплатить стоимость разбитой витрины).

В то же время принцип «не дважды за одно» нельзя противопоставлять такому принципу, как принцип двусубъектности ответственности, характерному именно для административного права. Этот принцип означает, что, например, за совершение по сути одного правонарушения допускается привлечение одновременно юридического лица к административной и физического лица, непосредственно виновного в этом, - к административной или уголовной ответственности. Так, в частности, если при перемещении через таможенную границу России незадекларированного товара неким абстрактным акционерным обществом при наличии признаков так называемой «коммерческой» контрабанды таможня выяснит, что недекларирование товара произошло по вине конкретного сотрудника этого акционерного общества, уполномоченного в силу своих служебных обязанностей на совершение данной процедуры (процедуры декларирования), то наряду с привлечением к административной ответственности самого юридического лица по ст. 16.2 КоАП РФ («Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и/или транспортных средств») должно быть привлечено к уголовной ответственности и конкретно виновное в этом физическое лицо по ст. 188 УК РФ («Контрабанда»). То есть, правонарушение по сути, казалось бы, одно, а субъектов ответственности может быть два.

Справедливость как принцип юридической ответственности выражается в том, что мера административной ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного административного правонарушения. При привлечении лица к ответственности за совершение того или иного административного правонарушения правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ совершения правонарушения, наличие или отсутствие в деле обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, и др.) и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответственности в пределах санкции соответствующей правовой нормы Особенной части КоАП РФ или принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Индивидуализация наказания - непременное условие его результативности. Индивидуализация административной ответственности является частью принципа ее справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил (с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств). Если административное правонарушение совершено в соучастии, то при назначении административного наказания правоприменителем должны быть учтены степень и характер вины каждого из соучастников в совершении данного правонарушения.

Своевременность как принцип юридической ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности лишь в течение так называемого «срока давности привлечения к ответственности», т. е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения. Для административных правонарушений, в частности, такой срок определен в ст. 4.5 КоАП РФ и по общему правилу составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения либо при совершении длящихся проступков - два месяца с их обнаружения. По отдельным категориям административных правонарушений этот срок составляет один год. Сроком давности ограничено также исполнение постановления о наложении административного наказания - один год со дня его вступления в законную силу (ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ).

Целесообразность как принцип юридической ответственности - это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам. Так, в частности, применительно к лицам, привлекаемым к ответственности за совершение административных правонарушений, правоохранительными органами могут быть использованы такие меры обеспечения производства по делу, как доставление и административное задержание правонарушителей. Такие меры могут быть использованы, а могут использованы и не быть. Выбор правоприменителем соответствующей меры принуждения должен быть обоснован исходя из целесообразности ее применения.

Целесообразность как принцип административной ответственности проявляется также и в наличии предусмотренной законом (ст. 2.9 КоАП РФ) юридической возможности для правоприменителя (судьи, органа или должностного лица, уполномоченного решить дело об административном правонарушении) освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного проступка (т. е. по сути - при отсутствии назначения административного наказания) и ограничиться при этом устным замечанием.

Неотвратимость как принцип административной ответственности означает, что априори ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным. А реализация данного принципа является существенным фактором эффективной борьбы с правонарушениями вообще и административными правонарушениями в частности, а также является одним из основных показателей качества всей правоохранительной и правоприменительной деятельности уполномоченных на это государственных органов и должностных лиц.

Можно назвать такие специфические признаки административной ответственности:

1)основанием административной ответственности является административное правонарушение, а иногда вообще неправомерное деяние;

2)она состоит в применении к субъектам административных взысканий, является карательной ответственностью. Поскольку административные проступки менее вредны, чем преступления, административные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания;

3) к административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законом. Все они являются субъектами функциональной власти , реализуя которую, они налагают административные взыскания. В настоящее время субъектами административной юрисдикции являются суды, судьи, многие органы исполнительной власти;

4) к ней привлекаются индивидуальные субъекты (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели) и юридические лица;

5) существует особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту;

6) она урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности.

Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:

Нормативное, то есть систему норм, регулирующих ее;

Фактическое, то есть деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);

Процессуальное, то есть акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание – противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить взыскание за правонарушение.

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего это происходит путем установления административной ответственности за действия, которые ранее вообще не считались административными проступками (нарушение избирательных прав, правил заключения коллективных договоров, неуважение к суду, невыполнение требований прокурора, многих должностных лиц и др.).

Расширение административной деликтности идет также путем введения административной ответственности за правонарушения, которые раньше признавались преступлениями (декриминализации), дисциплинарными проступками, гражданско-правовыми деликтами. Так, сейчас не уголовные, а административные санкции применяются за повторное мелкое хулиганство, повторное управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии, систематическое нарушение правил административного надзора и др. Появилось много норм, которые устанавливают административную ответственность юридических лиц за административные нарушения.

Чем обусловлено повышение роли административной ответственности в обеспечении правопорядка? Во-первых, отрицательными последствиями научно-технического развития. Широкое применение сложной техники, электричества, газа, радиоактивных элементов, продукции современной химии, компьютеров и т. д. требует, чтобы общество позаботилось о своей противопожарной, санитарной, информационной и иной безопасности. Достаточно напомнить о вреде, который причиняют дорожно-транспортные происшествия, загрязнения водоемов промышленными отходами. Возникла необходимость усилить охрану людей, материальных ценностей, окружающей среды от отрицательных последствий научно-технического прогресса.

Во-вторых, принятие норм, устанавливающих ответственность за неисполнение законных актов государственных и муниципальных органов, представителей власти, за неуважение к суду призвано создать условия для нормальной деятельности публичной власти в условиях ослабления дисциплины в обществе.

В-третьих, административными санкциями прежде всего охраняются обновленное налоговое, таможенное дело, борьба с монополизмом и многие другие экономические отношения, возникшие в ходе экономических преобразований.

2. Понятие административного наказания и классификация мер административного наказания .

Под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном порядке судьей, мировым судьей, полномочным органом (должностным лицом) к виновному лицу, совершившему административное правонарушение, не только в целях наказания конкретного лица, но также для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание является одним из видов административно-принудительных мер. Итак, статья 3.1 КоАП указывает, что административное наказание применяется в целях а) предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем; б) предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения прежде всего своей функционально-целевой направленностью.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Назначением административного наказания реализуется прежде всего карательная функция административной ответственности. Однако это не исключает и предупреждение им совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, что зафиксировано ст. 3.1 КоАП.

Только административное наказание является мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере государственного управления, носит наказательный характер, т.е. они являются санкциями, содержащими обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

K административным наказаниям нельзя относить так называемые восстановительные санкции, в число которых включают, например, изъятие и уничтожение самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки, изъятие работниками государственной торговой инспекции из употребления неправильных измерительных приборов, подлинников документов, образцов недоброкачественных товаров, свидетельствующих о нарушениях или злоупотреблениях, снос самовольно возведенных строений, возмещение причиненного ущерба.

Разумеется, административным наказанием, как и уголовным наказаниям, присущ воспитательный характер. Однако суть и тех и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства. Вообще в результате применения любого наказания лицо претерпевает лишения морального, физического и иного характера.

Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата наложенного штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо наказание обращается на его имущество).

Являясь правовым последствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей «суровости» может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о «мягкости» этих мер.

Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как правило, являются относительно определенными.

Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что они налагаются широким кругом государственных органов и должностных лиц. При этом административные наказания применяются как в единоличном, так и в коллегиальном порядке: должностными лицами органов исполнительной власти - единолично; комиссиями по защите прав несовершеннолетних – коллегиально.

С рассмотренной особенностью административного наказания тесно связан и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по рассмотрению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это рассмотрение в относительно простом порядке, что обусловливается самой сущностью административного правонарушения. Административные правонарушения часто настолько бесспорны и очевидны, что одно и то же должностное лицо, согласно закону, и констатирует факт нарушения, и принимает решение о наложении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте). Но, несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам об административных правонарушениях призван обеспечить достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение. Применительно к административному наказанию этот порядок его наложения является административно-процессуальным, в рамках которого административные наказания могут быть наложены полномочным органом на виновное в совершении административного правонарушения лицо (физическое или юридическое), не находящееся в его непосредственном подчинении.

Применение административного наказания влечет для лица «состояние административной наказанности». Это обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса о наложении административного наказания при повторном, совершении административного правонарушения в этот период.

Применение административных наказания в случае повторного совершения административного правонарушения служит обстоятельством, отягчающим юридическую ответственность.

Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП состояние административной наказанности продолжается в течение года со дня окончания исполнения наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без специального решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергавшимся административному наказанию.

Классификация мер административного наказания :

Административное наказание - это наказание, применяемое в установленном законе порядке уполномоченным органом (должностным лицом) к виновному физическому или юридическому лицу. Оно может выражаться в моральном или материальном воздействии на виновного или во временном лишении его специального права.

По целевому назначению меры административного принуждения могут быть подразделены на следующие группы:

1. административно-предупредительные меры, которые используются в целях предупреждения правонарушения в сфере государственного управления, предотвращения обстоятельств, угрожающих общественной безопасности;

2. меры административного пресечения - способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления общественно-опасных последствий;

3. меры административно-процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - обеспечивают объективное оформление и рассмотрение административных дел;

4. меры административной ответственности - административные наказания.

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. За административные правонарушения применяются меры административного наказания. Административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами.

Применение административного наказания не влечет судимости или увольнения с работы – лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение определенного срока.

Административные наказания обладают рядом отличительных признаков:

2. причиняют правонарушителю менее отрицательные последствия, чем уголовное наказание;

3. налагаются широким кругом государственных органов и должностных лиц;

4. применяются в процессе специальной деятельности соответствующих органов и их должностных лиц по разбирательству и разрешению дел об административных правонарушениях, причем в относительно простом порядке.

Система административных наказаний характеризуется рядом особенностей.

Во первых, эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

Во вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ.

В третьих, она дифференцирует административные наказаний на основные и дополнительные (конфискация предметов, административное выдворение), причем последние могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний; другие административные наказания, указанные в ст. 3.2 КоАП могут применяться только в качестве основных. Дополнительные наказания не могут назначаться самостоятельно, а могут только присоединяться к основным мерам наказания. За конкретное административное правонарушение может быть наложено либо основное, либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается.

В четвертых, эта система включает наказания морального характера (предупреждение), имущественные наказания (штраф, конфискация) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение).

Выбор редакции
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...

1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...

В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....

Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...
Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...