Памятка арбитражному управляющему по срокам. Требования к кандидату в арбитражные управляющие


Ни одно банкротство не обходится без участия арбитражного управляющего. Относится это к признанию несостоятельности как физических, так и юридических лиц. Во многом именно от деятельности этого специалиста зависит исход дела, как для должника, так и для кредиторов. И каждой стороне хочется, чтобы выбранный управляющий был лоялен именно к ней. Напомним, что кандидатуру имеет право предложить и должник, и кредитор, в зависимости от того, кто подает заявление в судебный орган.

Но закон устанавливает строгие требования к арбитражному управляющему. А его деятельность и соответствие нормам закона контролируется саморегулируемой организацией. Рассмотрим основные требования, предъявляемые к арбитражному управляющему.

  • Членство в СРО;
  • Отсутствие ограничительных условий по ст. 20.2 127-ФЗ.

Управляющий должен разбираться не только в юридических тонкостях банкротства, но и владеть знаниями в области антикризисного управления, иметь практический опыт управления предприятием в таких условиях. Все это связано со спецификой работы. Ведь заниматься он будет не просто подготовкой заявлений, консультациями, взысканием задолженности, правовым и экономическим анализом, но и на некоторых этапах и реальным управлением компанией.

Требования к кандидатуре арбитражного управляющего

Обычно их принято подразделять на:

  • Общие;
  • Условно-ограничительные.

К первым относятся требования, которые обозначены в статье 20 127-ФЗ. В основном, это действительное членство в одной из СРО арбитражных управляющих. Требования для этого у СРО следующие:

  • Гражданство Российской Федерации;
  • Наличие высшего образования;
  • Опыт работы на руководящих должностях не менее одного года;
  • Стажировка помощником арбитражного в делах о несостоятельности, как минимум, 2 года;
  • Успешное прохождение профильного теоретического экзамена;
  • Отсутствие запрета на занятие должности или дисквалификации в качестве наказания;
  • Отсутствие судимостей;
  • Наличие страхования действий арбитражного управляющего;
  • Оплата компенсационного взноса для членства в СРО;
  • Регулярная оплата взносов для членства в СРО.

К условно-ограничительным требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего, относятся:

  • Отсутствие личной заинтересованности в деле по отношению к кредитору или должнику;
  • При наличии решения суда о возмещении убытков по предыдущему делу о несостоятельности, такие убытки должны быть полностью возмещены;
  • Если управляющий — индивидуальный предприниматель, то он не доложен быть официально признан несостоятельным;
  • Он не должен быть дисквалифицирован, не должен иметь запрета на занятие руководящих должностей, а также на определенную профессиональную деятельность;
  • Обязательно наличие договора по страхованию ответственности;
  • При необходимости – требуется допуск к работе с государственной тайной.

Вознаграждение

Оплата услуг арбитражного управляющего, как правило, состоит из 2 частей: фиксированной помесячной зарплаты и процентов от возврата долгов. В первом случае сумма зависит от стадии банкротства. Так, временный управляющий получает за месяц работы по тридцать тысяч рублей, а административный всего по пятнадцать тысяч. Однако в случае необходимости кредиторы могут дополнительно финансово мотивировать управляющего, если так решит собрание кредиторов.
Вторая составляющая зависит от суммы возврата долгов и от балансовой стоимости предприятия. Конкретные цифры в зависимости от стадии банкротства и стоимости компании прописаны в статье 20.6 127-ФЗ.

В Законе о банкротстве определён ряд требований, предъявляемых к арбитражному управляющему. Так, в соответствии со ст. 20 арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который:

Ÿ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

Ÿ имеет высшее образование;

Ÿ имеет стаж руководящей работы не менее 2 лет в совокупности;

Ÿ сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

Ÿ прошёл стажировку сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

Ÿ не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

Ÿ является членом одной из саморегулируемых организаций.

Каждый пункт требований является значимым и обязательным к исполнению.

Наличие высшего образования и регистрации в качестве индивидуального предпринимателя подтверждается соответствующими документами.

Руководящей признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику.

Теоретическая подготовка арбитражных управляющих осуществляется по специальной программе. Единая программа подготовки арбитражных управляющих утверждается ФСФО РФ.

Стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего организуется и проводится саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

Кроме общих требований к арбитражному управляющему, определённых статьями 20 и 23 Закона о банкротстве, устанавливаются также требования, которые конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) вправе предусмотреть при рассмотрении кандидатуры арбитражного управляющего:

Ÿ наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

Ÿ наличие у кандидата определённого стажа работы на должности руководителя организации в соответствующей отрасли экономики;

Ÿ установление количества процедур банкротства, проведённых кандидатом в качестве арбитражного управляющего.

Кроме требований в Законе предусмотрен ряд ограничений для арбитражных управляющих. Так, арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных, административных, внешних или конкурсных управляющих арбитражные управляющие:

Ÿ которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику или кредиторам, в отношении которых введена процедура банкротства;


Ÿ которые не возместили убытки, причинённые должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;

Ÿ которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном Законом о банкротстве, права занимать руководящую должность и/или осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и/или управлять делами и/или имуществом других лиц;

Ÿ которые не имеют заключённых в соответствии с требованиями Закона о банкротстве договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Кандидатуру арбитражного управляющего представляет в арбитражный суд саморегулируемая организация арбитражных управляющих. Соответствие кандидатуры перечисленным требованиям Закона о банкротстве подтверждается соответствующим документом.

Саморегулируемая организация, подбирая кандидата из числа своих членов, самостоятельно оценивает их, для чего создается специальный орган (подразделение) по оценке и отбору кандидатур арбитражных управляющих.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова экономическая сущность и роль арбитражного и антикризисного управления?

2. Назовите основные сходства и различия антикризисного и арбитражного управления.

3. В чём заключается государственное регулирование деятельности арбитражных управляющих?

4. Охарактеризуйте систему подготовки арбитражных управляющих и механизм допуска их в профессию.

5. Какова система требований (общих и частных) к арбитражным управляющим, предъявляемая Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»? Каковы основные виды ответственности арбитражных управляющих за результаты своей деятельности?

6. Назовите функции, цели деятельности, права и ответственность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

7. Перечислите основные права и обязанности антикризисных управляющих, прошедших обязательный порядок лицензирования, предусмотренный текущим законодательством РФ.

8. Как назначается и как отстраняется от исполнения возложенных на него обязанностей арбитражный управляющий?

9. Какие функции и задачи выполняет временный управляющий? Охарактеризуйте деятельность временного управляющего.

10. Каковы взаимоотношения временного управляющего с администрацией предприятия и судебными органами?

11. Какие права предоставляются административному управляющему?

12. Какие функции выполняет арбитражный управляющий? В какой срок он должен разработать план внешнего управления предприятием-должником?

13. Какие функции выполняет административный управляющий?

14. Каковы функции, права и обязанности конкурсного управляющего?

Поскольку арбитражный управляющий наделен значительными правами и обязанностями в конкурсном процессе, и нередко от его действий зависит судьба должника (кроме того, ученые совершенно справедливо отмечают социальную значимость деятельности арбитражного управляющего, от которой "порой зависит благополучие трудовых коллективов и населения целых городов"), 1 законодательство о банкротстве предъявляет достаточно серьезные требования к кандидатуре управляющего. Требования можно разделить на позитивные (те, которые обязательно должны присутствовать) и негативные (те, которые обязательно должны отсутствовать).

Позитивные требования могут быть основными (обязательными) и дополнительными (возможными); охарактеризуем сначала основные требования. 2

1. Гражданство РФ. Требование гражданства является новеллой Закона 2002 г.; из его предъявления можно сделать вывод о наличии ограничений правоспособности иностранных граждан и апатридов, что в соответствии с ГК РФ вполне допустимо на основании прямого указания в Законе.

2. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Речь идет об общих требованиях, установленных Законом РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - особенностей регистрации именно арбитражных управляющих законодательство не содержит; регистрация в настоящее время осуществляется налоговыми органами.

3. Высшее образование. Специальные знания в области конкурсного права и управления предприятиями, что реализуется в сдаче теоретического экзамена по программе арбитражного управляющего. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 308 утвердило "Правила проведения и сдачи теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих", которые определяют, что Министерство юстиции РФ утверждает программу подготовки арбитражных управляющих; формирует комиссии по приему экзамена (на основании равного представительства Министерства юстиции и образовательного учреждения, осуществлявшего подготовку управляющего); определяет порядок, дату и место проведения экзамена (в том числе, повторного); порядок выдачи свидетельства о сдаче экзамена (подробное рассмотрение Правил выходит за рамки настоящего исследования).

3. Стаж руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности.

4. Стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего в течение не менее 6 месяцев. Постановление Правительства РФ от 9 июля 2003 г. N 414 утвердило "Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего", которые устанавливают, что организация и проведение стажировки осуществляется саморегулируемой организацией; определяют требования к помощнику управляющего, основания отказа в прохождении стажировки; порядок привлечения помощника к деятельности управляющего (в частности, серьезное практическое значение имеют положения о том, что у одного управляющего одновременно могут проходить стажировку не более трех помощников; о полномочиях руководителя стажировки); порядок разрешения споров между руководителем стажировки и помощником управляющего; порядок выдачи и учета свидетельств о прохождении стажировки и др. (подробное рассмотрение Правил выходит за рамки настоящего исследования).

5. Членство в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (подробнее о статусе этих организаций будет сказано ниже).

6. Наличие предусмотренных Законом договоров страхования ответственности (этот вопрос регламентирован нормами п. 8 ст. 20 Закона - один договор страхования заключается обязательно на один год с обязательным последующим возобновлением на тот же срок; страховая сумма должна быть не менее 3 млн. рублей в год; второй договор - дополнительный - должен быть заключен в течение 10 дней с даты утверждения лица арбитражным управляющим; этот договор необходим, если балансовая стоимость активов должника более 100 млн. рублей; страховая сумма определяется в соответствии с пп. 4-6 п. 8 ст. 20 Закона; ВАС РФ в п. 12 постановления N 4 уточнил, что непредставление в течение 10 дней дополнительного договора страхования может являться основанием для отстранения управляющего, т.е., во-первых, данный срок квалифицирован как пресекательный, во-вторых, возникает проблема опоздания - представляется, что 10-дневный срок должен быть увеличен; более того, на мой взгляд, следует установить, что управляющий не должен отстраняться, если до рассмотрения судом вопроса о его отстранении заключит договор страхования).

Следует отметить, что в настоящее время не сохранено требование Закона 1998 г. об обязательной регистрации арбитражного управляющего в одном из арбитражных судов. 1

Кроме того, в настоящее время не требуется лицензирования деятельности арбитражного управляющего.

Целью настоящей работы не является подробное рассмотрение порядка лицензирования деятельности арбитражного управляющего. 2 Отметим, что положения о лицензировании управляющих были предусмотрены ст. 19 Закона 1998 г. Лицензирование осуществлялось в соответствии с Положением о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1544. С 10 февраля 2002 г. в связи со вступлением в силу Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающего исчерпывающий перечень таких видов, деятельность по арбитражному управлению перестала подлежать лицензированию. Обратим внимание на интересный факт: редакция данного Закона от 13 марта 2002 г. (ФЗ N 28-ФЗ) включила деятельность арбитражных управляющих в число лицензируемых видов деятельности. Однако одновременно (тем же Законом от 13 марта 2002 г.) в ст. 18 Закона о лицензировании было внесено дополнение, в соответствии с которым лицензирование прекращается с 1 июня 2002 г.

Хотелось бы отметить, что некоторые ученые считали не соответствующими Конституции РФ нормы о разделении лицензий по категориям, предусмотренные Положением о лицензировании, т.к. фактически при этом происходило ограничение на ведение предпринимательской деятельности актом более низкого уровня, нежели Федеральный закон, в то время как в соответствии со ст. 34, 55 Конституции РФ права человека (в том числе на ведение предпринимательской деятельности) могут быть ограничены только законом, а не постановлением Правительства. 1 Эта мысль представляется интересной, но, на мой взгляд, противоречие не возникает, если какой-либо вопрос постановление Правительства решает на основании полномочия, предоставленного ему законом, что было сделано ч. 3 п. 2 ст. 25 Закона 1998 г.

В настоящее время цели лицензирования достигаются за счет определенных обязанностей и полномочий саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Дополнительные требования (возможность их установления является новеллой Закона 2002 г.) могут быть предъявлены к кандидатуре управляющего кредиторами:

Конкретное высшее образование (экономическое, юридическое либо по специальности, соответствующей сфере деятельности должника, - иные варианты невозможны);

Наличие определенного стажа в соответствующей отрасли экономики;

Определенное количество проведенных процедур банкротства.

Обратим внимание, что решение вопроса о предъявлении требований к кандидатуре управляющего относится к исключительной компетенции собрания кредиторов (в силу ч. 5 п. 2 ст. 12 Закона - заметим, что речь идет о любом управляющем, кроме временного). Решение по данному вопросу собрание принимает обычным порядком - большинством от числа голосов кредиторов, присутствующих на собрании.

На практике возникают ситуации, когда кредиторы пытаются предъявлять иные дополнительные требования (например, состоящие в том, что кандидатом должен быть мужчина, либо человек определенной национальности) - все это является незаконным.

Негативными требованиями для кандидатуры управляющего являются следующие:

Заинтересованность в отношении должника или кредиторов (критерии заинтересованности установлены ст. 19 Закона - выделяется заинтересованность в отношении как юридических, так и физических лиц. При этом субъектами, заинтересованными в отношении юридического лица, являются: 1) материнская либо дочерняя компания; 2) руководитель юридического лица - должника либо кредитора; 3) члены совета директоров (наблюдательного совета); 4) члены коллегиального исполнительного органа; 5) главный бухгалтер (бухгалтер), включая субъектов последних четырех категорий, освобожденных от своих обязанностей в течение одного года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве; 6) субъекты, находящиеся с указанными выше физическими лицами в определенных родственных отношениях: супруг (супруга); родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям; сестры, братья и их родственники по нисходящей линии; сестры и братья супруга (супруги). Лицами, заинтересованными в отношении физического лица (гражданина), являются физические лица шестой категории, перечисленные выше);

Дисквалификация (административное ограничение на осуществление деятельности по управлению делами и(или) имуществом других лиц);

Судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие. На практике часто возникают ситуации, когда на должность арбитражного управляющего претендует субъект, имеющий судимость, которая погашена или снята; при этом указанному субъекту иногда отказывали в выдаче лицензии. Правомерно ли это? Чтобы ответить на этот вопрос, уточним рассматриваемые категории. Судимость представляет собой уголовно-процессуальное последствие окончания исполнения любого наказания (в том числе условного). В зависимости от степени тяжести преступления судимость продолжается от года до восьми лет. По окончании этого срока судимость погашается автоматически. Но сам субъект может поставить вопрос о снятии судимости - для этого необходимо его обращение в суд по месту жительства и принятие судом соответствующего решения.

В силу п. 6 ст. 86 УК РФ от 24 мая 1996 г. (вступившего в силу 1 января 1997 г.) 1 погашение либо снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. На этом основана точка зрения, в соответствии с которой арбитражным управляющим может быть лицо со снятой или погашенной судимостью. На первый взгляд, эта точка зрения представляется логичной, но, взглянув внимательнее, мы обнаружим, что она не вполне основана на принципах закона, а следовательно, небесспорна. Пункт 6 ст. 86 УК РФ может определять только уголовно-правовые последствия, следовательно, снятие (погашение) судимости аннулирует именно их. Устанавливать какие-либо нормы гражданского либо административного права УК РФ не может; значит, для применения к арбитражному управляющему п. 6 ст. 86 УК РФ необходима ссылка на эту статью в Законе о банкротстве. 2 Подобных ссылок нет, следовательно, мы можем сказать, что для целей лицензирования деятельности управляющих имеет значение только судимость; понятия "снятие" и "погашение" судимости применению не подлежат. Отметим, что законы некоторых государств уделяют внимание решению данной проблемы - так, в ст. 14 Закона Латвии сказано, что не могут назначаться администраторами лица, "осужденные за преступления против собственности, в связи с предпринимательской деятельностью, должностные преступления, преступления против правосудия или против порядка управления независимо от погашения либо снятия судимости");

Возбуждение в отношении кандидата производства по делу о несостоятельности (банкротстве);

Неполное возмещение убытков, причиненных при исполнении обязанностей арбитражного управляющего.

Следует отметить для сравнения, что возможно предъявление кандидатам в управляющие и других требований. Так, согласно п. 1 ст. 14 Закона Латвии физическое лицо не вправе быть администратором более чем в 3 процессах о банкротстве; согласно п. 7 ст. 15 Закона Литвы физическое лицо одновременно может быть назначено администратором только одного предприятия; п. 1 ст. 15 Закона Грузии говорит о том, что управляющий должен быть "опытным физическим лицом"; в силу п. 3 ст. 19 Закона Азербайджана управляющий должен "обязательно иметь соответствующее образование в области права, хозяйственного управления, экономики или бухгалтерского учета или же приравненный к нему практический опыт"; согласно ч. 3 ст. 22 Закона Молдовы "управляющим может быть только лицо с высшим экономическим или юридическим образованием, имеющее опыт административной работы на предприятии или правовой работы не менее трех лет в течение последних 10 лет".

В результате проведенного исследования содержания норм, закрепляющих требования к арбитражному управляющему, отмечено, что законодатель уделяет большое внимание уровню профессиональных знаний и практических навыков арбитражного управляющего. Об этом говорит наличие требований к уровню образования, стажу руководящей работы, сдаче теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, прохождению стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего. Указанные требования подтверждают вывод о том, что деятельность арбитражного управляющего является профессиональной деятельностью.

Вместе с тем, предлагается усовершенствовать данные требования. В частности, закрепление требований о наличии высшего юридического или экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника, а также о наличии стажа руководящей работы в соответствующей отрасли экономики, гарантировали бы значительно более серьезный уровень профессионализма арбитражного управляющего.

Нормы Закона о банкротстве (ст.19) определяют, что арбитражный суд, если иное не предусмотрено законом, может назначить арбитражным управляющим физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. По действующему законодательству юридическое лицо не может стать арбитражным управляющим.

Закон, определяя правовой статус арбитражного управляющего, устанавливает предъявляемые к последнему требования. Всю совокупность требований принято разделять на две группы: позитивные, которыми должен обладать кандидат в арбитражные управляющие, и негативные, которые должны у него отсутствовать.

Позитивные требования:

а) наличие специальных знаний в области несостоятельности;

б) обязательная регистрация кандидата в качестве индивидуального предпринимателя;

в) наличие лицензии на право осуществления деятельности по арбитражному управлению;

г) обязательная регистрация в качестве арбитражного управляющего в арбитражном суде.

Негативные требования:

а) отсутствие заинтересованности лица в отношении должника или кредиторов;

б) неосуществление кандидатом на данную должность управления делами должника в течение трех лет до момента назначения его арбитражным управляющим;

в) отсутствие дисквалификации;

г) отсутствие судимости.

Арбитражным управляющим может стать только квалифицированный специалист. Поэтому претендент на указанную должность, во-первых, обязан иметь высшее юридическое или экономическое образование, во-вторых, должен пройти специальное обучение на курсах подготовки арбитражных управляющих для получения профессиональных знаний о несостоятельности. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее - Федеральная служба) организует подготовку арбитражных управляющих через аккредитованные организации, как правило, это высшие учебные заведения. После освоения программы и успешной сдачи квалификационного экзамена кандидату выдается свидетельство - документ, подтверждающий наличие специальных знаний о несостоятельности.

Следующим позитивным требованием, установленным законом, является регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей определен положением "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г.

Вид деятельности - арбитражное управление (иногда регистрационные органы называют его антикризисным управлением) - должен быть прямо указан в регистрационном свидетельстве индивидуального предпринимателя. Этот вид деятельности указывается в свидетельстве о государственной регистрации только при наличии свидетельства о сдаче экзамена по типовой программе обучения специалистов по антикризисному управлению Федеральной службы. Если гражданин был ранее зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, то ему придется переоформить свидетельство для включения в него указанного вида деятельности.

После регистрации кандидат обязан стать на учет в налоговых органах и после получения свидетельства о постановке на учет подать заявление о выдаче лицензии в Федеральную службу. Наличие лицензии - это третье позитивное условие.

Российским законодательством предусмотрена выдача лицензий трех категорий:

Лицензия первой категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, граждан, индивидуальных предпринимателей, малых предприятий. Для получения лицензии первой категории достаточно выполнения перечисленных позитивных и негативных требований закона.

Лицензия второй категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, за исключением тех из них, которые отнесены в установленном порядке к категории крупных экономически или социально значимых. Для получения лицензии второй категории гражданин в качестве дополнительного условия должен иметь стаж работы в качестве арбитражного управляющего не менее 6 месяцев.

Лицензия третьей категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций (т.е. всех должников без исключения). Для получения лицензии третьей категории гражданин должен в период работы арбитражным управляющим с лицензией второй категории завершить не менее двух процедур внешнего управления и (или) конкурсного производства, получивших положительное заключение экспертной комиссии по арбитражному управлению, а также пройти переподготовку (повышение квалификации) арбитражных управляющих и успешно сдать квалификационный экзамен.

Срок действия лицензий всех категорий - 3 года. Передача (продажа) лицензии другому лицу запрещается.

После получения лицензии кандидат обязан зарегистрироваться в течение 30 дней хотя бы в одном арбитражном суде. Закон допускает регистрацию в нескольких арбитражных судах.

Закон о банкротстве наряду с получением лицензии предусматривает получение аттестатов для отдельных категорий арбитражных управляющих. В соответствии со ст.149 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, наряду с лицензией арбитражного управляющего должен иметь аттестат, выдаваемый государственным органом РФ, занимающимся регулированием рынка ценных бумаг. Обязанность получения арбитражным управляющим квалификационного аттестата Центрального банка РФ предусмотрена в ст.6 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" при проведении процедур банкротства кредитных организаций.

Арбитражный управляющий не должен относиться к числу лиц, заинтересованных в делах должника или кредиторов. Круг заинтересованных лиц очерчен в ст.18 Закона о банкротстве. К таковым относятся:

1) руководитель должника (кредитора), а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) должника (кредитора), коллегиальный исполнительный орган должника (кредитора), главный бухгалтер (бухгалтер) должника (кредитора), в том числе и освобожденные от своих обязанностей в течение одного года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве;

2) супруги лиц, перечисленных в первом пункте, их родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, сестры и братья супругов.

Если лицо в течение трех лет до момента назначения арбитражного управляющего уже осуществляло управление делами должника - юридического лица, то оно не может быть назначено арбитражным управляющим. Это второе негативное требование.

Следующим требованием является отсутствие ограничений на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц. Иначе говоря, у претендента не должно быть взысканий за совершение административного правонарушения (например, лишение специального права, предоставленного гражданину).

Наличие наказания за совершенные преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ (например, лишение лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), противоречило бы четвертому негативному требованию, и это правило не следует путать с предыдущим. В данном случае речь идет о том, что гражданин, желающий стать арбитражным управляющим, не должен иметь судимости. Для подтверждения отсутствия судимости кандидату необходимо представить в лицензирующий орган наряду с прочими документами справку из информационного центра Управления внутренних дел.

Наличие всех позитивных и отсутствие всех негативных требований дает лицу право быть назначенным арбитражным судом на должность арбитражного управляющего.

Правовая природа деятельности арбитражного управляющего

Согласно ст.19 Закона о банкротстве, арбитражным управляющим может быть лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Это обязательное условие для осуществления деятельности арбитражного управляющего дает основание предположить, что данный вид деятельности законодатель относит к разряду предпринимательской.

В то же время на арбитражного управляющего на различных стадиях банкротства возлагаются функции руководителя должника (при наблюдении - могут быть возложены), в таком случае арбитражный управляющий, по юридическому статусу индивидуальный предприниматель, станет исполнительным органом должника.

Эта двойственность породила разные подходы к определению его статуса.
С одной стороны, арбитражный управляющий - это исполнительный орган должника. При возложении полномочий руководителя должника на арбитражного управляющего последний становится "новым директором" на период банкротства.
С другой стороны, арбитражный управляющий является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим самостоятельный вид предпринимательской деятельности - за вознаграждение обеспечивает сохранность имущества должника, управляет и распоряжается им в интересах всех кредиторов.

Следует отметить, что даже для обозначения деятельности арбитражного управляющего используется разная терминология. В Законе о банкротстве она называется "деятельность для проведения процедур банкротства". В экономической литературе можно встретить термин "антикризисное управление". В лицензии этот вид деятельности определен как "деятельность в качестве арбитражного управляющего".

Для уяснения статуса арбитражного управляющего по действующему законодательству сопоставим его правовое положение с положением индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В первую очередь предпринимательство является деятельностью, т.е. совокупностью постоянно или систематически осуществляемых действий. К определяющим признакам деятельности относятся: а) системность - наличие в действиях единой неразрывной связи; б) целенаправленность - подчиненность всей системы действий единой цели; в) постоянство - длительность осуществления операций. Деятельность арбитражного управляющего, таким образом, представляет собой совокупность действий по осуществлению процедур банкротства.

Второй признак предпринимательства - самостоятельность осуществления деятельности. Самостоятельность предполагает волевое осуществление деятельности своей властью и в своих интересах. Арбитражный управляющий может участвовать в процессе банкротства от своего имени и осуществлять полномочия, предусмотренные федеральным законом для различных процедур банкротства. В этом случае можно говорить о деятельности арбитражного управляющего, осуществляемой своей властью в интересах кредиторов или должника. В то же время в соответствии со ст.69, п.2 ст.98 и п.1 ст.101 Закона о банкротстве на стадиях внешнего управления и конкурсного производства на внешнего и конкурсного управляющего возлагаются полномочия органов управления должника, в том числе и по распоряжению его имуществом. Даже на стадии наблюдения, когда не происходит обязательной передачи временному управляющему функций исполнительных органов, в случае недобросовестного поведения руководителя должника (препятствие временному управляющему, необеспечение сохранности имущества должника, иные нарушения требований законодательства) арбитражный суд вправе отстранить руководителя от должности и возложить все его функции на временного управляющего. Таким образом, арбитражный управляющий может выступать как от своего имени в интересах кредиторов или должника, так и выражать волю должника, действуя от его имени и в его интересах. Это обстоятельство свидетельствует о том, что деятельность арбитражного управляющего имеет существенные особенности, не свойственные другим индивидуальным предпринимателям.

В качестве третьего признака предпринимательской деятельности названа ее цель, определенная в законе как систематическое извлечение прибыли. Однако указанная цель все же не является единственной. В литературе справедливо утверждается, что для предпринимательской деятельности характерно единство двух целей. Во-первых, должен быть создан товар, способный удовлетворить или сформировать потребности общества. Во-вторых, посредством этого товара необходимо извлечь прибыль.

Что касается арбитражного управляющего, то его товаром являются профессиональные навыки и умения, которые позволяют ему осуществлять процедуры банкротства, руководство должником и управление его имуществом. Причем реализация его возможностей идет в рамках достижения целей всего процесса банкротства. Такими целями являются: а) управление должниками, столкнувшимися с финансовыми трудностями, и, в случае наличия у них производственного потенциала, оказание им поддержки для выхода из кризисного положения; б) ликвидация убыточных предприятий; в) защита законных прав и интересов должников и кредиторов. Перечисленные цели, на наш взгляд, являются основными и для деятельности арбитражного управляющего. Что же касается такой цели, как извлечение прибыли, то, безусловно, деятельность арбитражного управляющего, как и любая другая деятельность в обществе, должна быть оплачена. В статье 22 Закона о банкротстве установлено, что вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определенном собранием кредиторов и (или) утвержденном арбитражным судом. Можно ли в данном случае вознаграждение, за вычетом затрат, считать прибылью, которую он получает как предприниматель за свою деятельность?

Понятие прибыли раскрывается в налоговом законодательстве. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) устанавливает, что прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Арбитражный управляющий получает вознаграждение за счет имущества должника. Если имущества последнего недостаточно, вознаграждение может выплачиваться кредиторами (способ оплаты может быть различным, на юридической природе вознаграждения это не отражается). В любом случае размер вознаграждения утверждается определением или решением арбитражного суда. На основании указанного акта бухгалтерия должника или кредитора (в зависимости от того, из чьих средств выплачивается вознаграждение), производит выплаты в том же порядке, что и по исполнительным документам.

Поскольку понятие прибыли раскрывается в российском законодательстве с точки зрения уплаты налогов, то необходимо подчеркнуть, что порядок налогообложения доходов арбитражного управляющего не отличается от порядка, установленного для других индивидуальных предпринимателей. Вознаграждение за деятельность включается в совокупный доход, который уменьшается на размер затрат, произведенных для осуществления деятельности (расходы на проезд к местонахождению должника, почтовые расходы, канцтовары и др.). Оставшаяся часть является прибылью и облагается подоходным налогом. Таким образом, с экономической и фискальной точек зрения вознаграждение арбитражного управляющего, за вычетом затрат, можно признать прибылью.

Легальный подход к регулированию оплаты деятельности арбитражного управляющего имеет свои особенности. Во-первых, федеральные законы и иные правовые акты могут определять максимальный или минимальный размеры вознаграждения. Во-вторых, закон вправе установить дополнительное вознаграждение арбитражному управляющему. В-третьих, минимальный размер вознаграждения выплачивается по договору из фонда при Федеральной службе по финансовому оздоровлению и банкротству. Возникает вопрос: можно ли представить, что государство устанавливает сумму выручки индивидуального предпринимателя или гарантирует получение ее минимального размера? Очевидно, что нет. Нехарактерно для практики индивидуального предпринимателя и утверждение государственным органом суммы выручки подобно тому, как арбитражный суд утверждает размер вознаграждения арбитражному управляющему. Как же в этом случае определить юридическую природу вознаграждения арбитражного управляющего?

По российскому законодательству гражданин может получать от другого хозяйствующего субъекта денежные средства в качестве заработной платы, вознаграждения по гражданско-правовым договорам или по решению суда.

К заработной плате вознаграждение отнести невозможно, так как для ее получения лицо должно состоять в трудовых отношениях с должником или кредитором. При этом необходимо учитывать, что наличие трудовых отношений с кредитором и должником может явиться так называемым негативным требованием для назначения арбитражного управляющего.

Можно было бы вознаграждение приравнять к выплатам по гражданско-правовым договорам, но для этого необходимо как минимум заключение такого договора, а закон ничего не говорит о договорных отношениях арбитражного управляющего с должником или кредитором. Представляется, что определение прав и обязанностей арбитражного управляющего в подобных договорах неизбежно будет вести к нарушению прав и интересов участников процедур банкротства.

В случае с арбитражным управляющим вознаграждение устанавливается арбитражным судом, а обязанность платить установленную сумму возникает на основе судебного акта. Это уникальная ситуация, когда размер вознаграждения, которое, за вычетом затрат, с экономической точки зрения является прибылью индивидуального предпринимателя, определяется судом. Юридическая природа вознаграждения неоднозначна, законодательство использует по отношению к нему такие способы регулирования, которые к прибыли неприменимы.

Четвертым признаком предпринимательской деятельности является осуществление ее на свой риск. К сожалению, легального определения риска нет. В литературе он трактуется как "психическое отношение субъектов к результату собственных действий или действий других лиц, а также к результату объективно случайных либо случайно-невозможных действий, выражающееся в осознанном допущении отрицательных имущественных последствий". Арбитражный управляющий, безусловно, несет множество рисков при осуществлении своей деятельности. Но "свой риск" означает возможность отрицательных последствий именно для себя. А ведь арбитражный управляющий в большинстве случаев рискует не своим имуществом, последствия его деятельности касаются прежде всего управляемого должника или кредиторов. В то же время при выполнении полномочий руководителя на арбитражного управляющего возлагается и риск убытков должника. Распределение предпринимательского риска между участниками процедур банкротства принимает более сложные формы, чем при обычных хозяйственных отношениях, что придает особые черты статусу арбитражного управляющего как предпринимателя.

Пятым признаком, не указанным в легальном определении предпринимательской деятельности, является самостоятельная гражданская ответственность предпринимателя. Она состоит в обязанности нести неблагоприятные последствия, применяемые в установленном законом порядке. Предприниматель несет ответственность всем своим имуществом. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей арбитражным управляющим арбитражный суд может отстранить его от исполнения обязанностей. Если эти же действия причинят убытки должнику или кредиторам, то Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству может отозвать у арбитражного управляющего лицензию. Кроме того, должник и кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных его незаконными действиями. В этом случае применяются положения о гражданско-правовой ответственности, и предприниматель обязан возместить убытки даже при отсутствии вины. Условием освобождения его от ответственности является только действие непреодолимой силы.

Шестым признаком предпринимательской деятельности является обязательная государственная регистрация. Каждый предприниматель, прежде чем начать деятельность, должен стать на учет в государственных органах. За невыполнение этого требования предусматривается административная и уголовная ответственность.

После получения регистрационного свидетельства и постановки на учет в статистические и налоговые органы, внебюджетные фонды предприниматель вправе осуществлять указанные в его свидетельстве виды деятельности. Ограничение установлено только для лицензируемых видов деятельности, которые можно осуществлять с момента получения лицензии. Для арбитражных управляющих, вопреки общим правилам, предусмотрена совершенно уникальная процедура, согласно которой он не вправе действовать ни с момента регистрации, ни с момента получения лицензии, а только с момента назначения его арбитражным судом. В данном случае суд не влияет на деятельность арбитражного управляющего, а только определяет начальный момент ее осуществления в отношении конкретного должника.

Сопоставление правового статуса предпринимателя и арбитражного управляющего позволяют сделать некоторые выводы.

Арбитражный управляющий по правовому положению значительно отличается от исполнительного органа юридического лица, поэтому нет оснований утверждать, что арбитражный управляющий становится "новым директором" должника на период банкротства. Во-первых, установленные Законом о банкротстве полномочия арбитражного управляющего значительно шире полномочий исполнительного органа юридического лица. Во-вторых, цель деятельности арбитражного управляющего иная, чем цель деятельности должника, от имени которого выступает исполнительный орган. В-третьих, исполнительный орган не обладает той самостоятельностью, которая свойственна арбитражному управляющему как предпринимателю. Арбитражный управляющий в отличие от исполнительного органа действует не только в интересах должника, но и в интересах кредиторов. В-четвертых, при осуществлении своей деятельности арбитражный управляющий как предприниматель несет больше рисков, чем исполнительный орган юридического лица.

Деятельность арбитражного управляющего содержит в себе все признаки предпринимательской деятельности. Это требующая государственной регистрации самостоятельная деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на свой риск и под свою ответственность.

Правовое положение арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя имеет свои особенности, которые были рассмотрены в настоящей статье. Оно обусловлено спецификой процедур банкротства и находит свое выражение в необходимости особого распределения предпринимательских рисков и осуществления арбитражным управляющим деятельности как от своего имени, так и от имени должника, как в интересах должника, так и в интересах кредиторов. Даже получение вознаграждения, которое с экономической точки зрения является прибылью, регулируется способами, не применимыми к прибыли.

Для арбитражного управляющего как предпринимателя государственная регистрация обязательна, но начальный момент осуществления его деятельности определяется не государственной регистрацией или получением лицензии, а определением или решением арбитражного суда.

Российское законодательство в настоящее время определяет правовой статус арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя. Многочисленные проекты изменений и дополнений в действующий Закон о банкротстве предлагают изменить и объем полномочий арбитражного управляющего, и порядок его ответственности, и многие другие положения, которые все больше выделяют его среди индивидуальных предпринимателей. Но в одном прослеживается последовательность - в целом подход к правовому статусу арбитражного управляющего законодатель менять не намерен.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...