Постановление о воинской обязанности и военной службе. Закон "О военной службе и воинской обязанности": описание, особенности


В Российской Федерации все мужчины обязаны проходить военную службу, за исключением невоеннообязанных граждан из-за слабого здоровья. Процедура призыва на службу и другие аспекты указаны в Федеральном Законе № 53.

Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» принят членами Государственной Думы 6 марта 1998 года. Спустя 6 дней после его принятия, законопроект получил одобрение со стороны Совета Федерации (12 марта). Вступил в действие 53 закон 28 марта 1998 года.

Данный законодательный акт исполняет правовое регулирование в сфере военной службы и военных обязанностей. Издание закона необходимо с целью реализации российскими мужчинами конституционного долга и обязанности по защите Родины. Также ФЗ № 53 осуществляет правовое регулирование в отношении иностранных граждан, которые на территории России могут поступить на военную службу.

Состоит рассматриваемый закон из 9 разделов и 65 статей:

  • 1-ый раздел обуславливает общие положения закона;
  • 2-ой раздел регламентирует нюансы воинского учета;
  • 3-ий раздел содержит аспекты, касающиеся добровольной подготовки к армии;
  • раздел под номером 4 — обуславливает принципы и условия призыва мужчин служить в военных войсках;
  • 5-ый раздел устанавливает правила поступления на воинскую службу на основании контракта;
  • раздел под номером 6 — содержит нормы и процесс прохождения военной службы;
  • 7-ой раздел устанавливает причины и порядок увольнения из армии;
  • раздел 8 — характеризует запас Вооруженных Сил;
  • раздел 8.1 — устанавливает нормы мобилизации людских резервов Вооруженных Сил;
  • 9-ый раздел отражает заключительные положения законодательного акта.

Правовое регулирование военного дела осуществляют:

  • настоящий ФЗ № 53;
  • Конституция России:
  • законы в сфере обороны (ознакомиться с текстом ФЗ 61 об обороне можно ).

Согласно, настоящему законопроекту к военной службе представлены:

  • граждане РФ, призванные служить на добровольной или на контрактной основе;
  • граждане других государств.

Скачать

По законодательству РФ, воинская служба представляет собой федеральную государственную службу, которая исполняется гражданами России и лицами иностранных государств.

Федеральный Законодательный акт содержит множество аспектов и нюансов, касающиеся условий, процедуры, сроков прохождения военной службы и порядок становления на учет. Для детального изучения законопроекта «О воинской обязанности и военной службе» можно скачать его последнюю редакцию по

Последние изменения ФЗ № 53

С течением времени, в каждый законодательный акт вносятся изменения, дополнения и поправки (за исключением постановлений о бюджете на предстоящий год). Члены Государственной Думы вносят изменения для того, чтобы сделать закон актуальным в настоящее время.

Федеральный Закон № 53 совершенствовался и в него неоднократно были внесены поправки, изменения и дополнения. В законопроект последние изменения были внесены 28 декабря 2016 года. Нововведения коснулись 51 статьи.

Ст 51 п 1

Статья посвящена основаниям для освобождения от служения в военных войсках. В качестве оснований для увольнения выступают:

  • возраст — по закону, мужчина достигший предельного возраста пребывания в военном органе подлежит освобождению от обязанностей;
  • наступил срок окончания военной службы (по контракту или по призыву);
  • неудовлетворительное состояние здоровья приводит к непригодности для служения военным войскам (оформить заключение о состоянии здоровья вправе лишь военно-врачебная комиссия);
  • лишение воинского звания;
  • военнослужащий потерял доверие лица, стоящего в высшем звании и уполномоченном составить акт об увольнении.

В 1 п 51 статьи внесли дополнение в подпункт «д1». Дополнения касаются определения об иностранных финансовых инструментах и гласят: «При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном указанным Федеральным законом.

1 ст 53 закона

Данная статья гласит о процедуре воинской обязанности:

  • обязательная служебная подготовка;
  • призыв;
  • прохождение служения на посту;
  • пребывание в запасе.

Поправки были внесены в эту статью в 2004 и 2005 гг, в последней редакции она осталась без изменений.

Ст 2 Ф № 53

Согласно положениям 2 статьи настоящего закона, мужчины могут проходить службу в:

  • Вооруженных Силах Российской Федерации;
  • Войсках национальной гвардии России;
  • Инженерно-технических;
  • Дорожно-строительных воинских формированиях;
  • Спасательных воинских формированиях;
  • Службе внешней разведки;
  • Органах государственной охраны;
  • Органах Следственного Комитета.

2-ая ст претерпевала внесение изменений множество раз, но в последней редакции она не корректировалась.

Каждый гражданин Российской Федерации мужского пола обязан пройти военную службу. Исключениями считаются невоеннообязанные мужчины и имеющие плохое здоровье. Все права, обязанности, процедуры приема и призыва регламентируются ФЗ 53 о воинской обязанности и военной службе.

Общие положения

Закон о воинской обязанности и военной службе в РФ был принят Государственной Думой 6 марта 1998 года, а одобрен Советом Федераций 12 марта того же года. Последние изменения в ФЗ 53 были внесены 26 июля 2017 года. Он имеет 9 разделов и 65 статей.

Краткое содержание закона:

  • В первом разделе описаны общие положения закона. Права и обязанности должностных лиц, что такое воинская обязанность и военная служба, какие мероприятия проходят для поступления и исполнения обязательств, чем обеспечиваются поступившие на службу граждане и какую несут ответственность за отказ;
  • Во втором разделе описан учет, на который становятся лица и их обязанности;
  • В разделе номер три подробно описана подготовка каждого лица к военной службе. Виды спорта, перечень программ для подготовки, описание этих программ, процедуры получения образования и каким образом государственные органы участвуют в подготовке граждан к военной службе;
  • В четвертом описаны сроки, способы и процедура призыва. Перечислены обязанности граждан, получивших повестку, перечень комиссии по призыву, причины и процедура отсрочки или освобождения от военной службы граждан;
  • В пятой г. описана система поступления на службу по контракту. Требования к кандидатам, процедура и форма заявления;
  • В главе шесть прописан процесс прохождения военной службы, сроки, форма, присяга, перечень должностей, составы и звания, как могут лишить, восстановить или понизить в звании;
  • В седьмой описан порядок и процедура увольнения или отстранения;
  • В восьмом разделе описана система, должности и состав Запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, ФСБ (подробности о законе про ФСБ ) и Службы внешней разведки РФ;
  • В девятом оформлены все дополнительные положения, условия, требования, звания, особенности и акты, не включенные в закон.

Воинской обязанностью каждого гражданина считается воинский учет, подготовка, призыв, прохождение службы и нахождение в запасе военных сил. Каждое лицо зачисляется в определенный государством орган и имеет свою должность.

Какие были внесены изменения?

Все последние изменения закона о воинской обязанности были оформлены в Федеральном законе номер 192 26 июля 2017 года.

Во второй статье описываемого ФЗ 53 предоставляется список органов, куда может поступить на службу желающий или куда направляют при призыве мужчин:

  • Вооруженные Силы РФ;
  • Следственный Комитет;
  • Национальная гвардия;
  • Органы гос. охраны;
  • Инженерно-технические войска;
  • Внешняя разведка РФ;
  • Воинские дорожно - строительные подразделения;
  • Спасательные подразделения;

Прохождение службы гражданами происходит по призыву или в добровольном порядке, по контракту.

В четвертой статье , которая претерпела несколько изменений при последней редакции, описаны все обязанности вышестоящих и других органов в связи с военной службой. Была добавлена информация о том, что если лицо должно быть уволено, руководитель лица обязан выслать военному комиссариату уведомление по факту увольнения. В остальном обязательства руководителей не изменились, они обязаны высылать гражданам призывные повестки по месту прописки, помогать лицам своевременно явиться на вызов, при получении уведомления от комиссариата высылать им всю необходимую информацию в течение двух недель.

В шестой ст. прописана информация о том, что если гражданин собирается выполнять любые действия для того, чтобы поступить на военную службу, на это время он освобождается от работы или учебы. За человеком сохраняется его место, выплачивается средняя зарплата или стипендия, оплачиваются расходы на проезд или проживание и т. д. К тому, поступившим на службу по контракту, оформленным в военной структуре лицам выплачиваются премии и денежные вознаграждения, сумма которых регулируется другими законами Российской Федерации.

В ст. 10 перечислены и описаны все обязанности граждан по воинскому учету. Каждый гражданин мужского пола Российской Федерации обязан состоять на воинском учете, учет ведется по месту жительства человека. Из состоящих на учете каждый обязан явиться на объявленное в повестке место в указанное там время. При любых изменениях, как увольнение или освобождение от наказания в виде лишения свободы, лицо обязано явиться в комиссариат по месту жительства в течение двух недель. Копии документов о переезде, смене семейного положения или работы, направляются в военный комиссариат. Последним обязательством является хранение военного билета в целости и сохранности.

В 17 статье описана подготовка гражданина к военной службе, если он поступил добровольно.

Такое лицо будет заниматься:

  • Военно - прикладными видами спорта;
  • Обучаться по программе подготовки сержантов, старшин или старших матросов;
  • Обучаться по программам, созданным дополнительно в общеобразовательных учреждениях для подготовки к военной службе граждан, не достигших возраста 18 лет;
  • Прохождением военной подготовки в специальных военных центрах;
  • Теоретическим образованием на военной кафедре.

Статья 28 описывает все процессы, происходящие при военной кафедре во время призыва и обязанности сотрудников этого комиссариата. Согласно последним изменениям этой статьи, граждане или их представители, проходящие комиссию, имеют право направить заявление или ходатайство с информацией и доказательствами о том, что в военной службе им было отказано без причин. В таком случае военный комиссариат обязан в течение пяти рабочих дней выслать государственным органам объяснительные, в которых должны быть описаны причины отказа в военной службе гражданина.

В 34 ст. оформлен список лиц, имеющих право оформить контракт для прохождения службы. Также в этой части закона описано то, каким образом органы выбирают кандидатов, какие нужны требования для заключения контракта. Если лицо уже составляло контракт, но у него истек срок, то это лицо имеет полное право обновить бумаги и получить новый срок действия договора. Также автоматически составляется контракт с теми гражданами, которые проходят обучение в специальных профессиональных учреждениях военного типа.

В 44 описаны причины и виды переводов военнослужащих из одних органов в другие. Государственные органы имеют полномочие на перевод лица из Вооруженных Сил РФ, к примеру, в любой федеральный гос. орган и наоборот, из государственного органа в Вооруженные Силы. Однако вышестоящие органы имеют право переводить служащих только если существует веская причина для этого. Причина может быть не оглашена переведенному, но она обязательно должна быть.

Название статьи 53 — «Состав запаса». Все лица, находящиеся в запасе при государстве, делятся на определенные в этой статье разряды. Солдаты, старшины, прапорщики и матросы до 35 лет имеют первый разряд, с 35 до 45 - второй, а до 50 лет - третий. Высшие офицеры же до 65 лет имеют первый разряд, а с 65 до 70 лет - второй.

Скачать ФЗ 53 в новой редакции

Закон о воинской обязанности регулирует все правоотношения и предоставляет возможность гражданам реализовать себя и защитить Отечество. Закон также контролирует и регулирует способы, процедуры и мероприятия по набору, выбору кандидатов и исполнению их обязанностей.

Скачать Федеральный закон 53 «О воинской обязанности и военной службе» Российской Федерации можно

Воинская обязанность – это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и предусматривает:

Призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

Прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.

Мобилизация – комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение – особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах и выражающийся в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время – период фактического нахождения государства в состоянии войны. Оно характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и в межгосударственных отношениях и введением в действие законов военного времени.

Схема 9

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против нашей страны, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА

Воинский учет – это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Не обязаны состоять на воинском учете следующие категории граждан:

Освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»;

Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женщины, не имеющие военно–учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Воинский учет граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

В документах воинского учета предусматриваются следующие сведения на каждого военнообязанного:

Фамилия, имя, отчество;

Дата рождения;

Место жительства;

Семейное положение;

Образование;

Место работы;

Годность к военной службе по состоянию здоровья;

Профессиональная пригодность к подготовке по военно–учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;

Основные антропометрические данные (окружность грудной клетки, масса тела, мышечная сила кисти, жизненная емкость легких);

Прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;

Прохождение военных сборов;

Владение иностранными языками;

Наличие военно–учетных и гражданских специальностей;

Наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;

Возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;

Наличие судимости;

Бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ГРАЖДАН НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 2 января по 32 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Ее осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в этих организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно–учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

При первоначальной постановке гражданина на воинский учет проводятся мероприятия профессионального психологического отбора с целью определения годности его к обучению по военно–учетным специальностям и постановке на воинский учет, либо внесения на рассмотрение вопроса о зачислении его в запас или освобождения от воинской службы.

После проведения всех мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии (или по его поручению секретарь комиссии) объявляет гражданам решение комиссии и разъясняет их обязанности по воинскому учету.

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

Состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военкомата, – в органах местного самоуправления;

Являться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;

При увольнении с военной службы в запас прибыть в двухнедельный срок со дня исключения их из списков части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для постановки на воинский учет;

Сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;

Сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;

Бережно хранить военный билет (удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу); в случае утраты этих документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для решения вопроса о получении новых документов взамен утраченных;

Гражданин, подлежащий призыву на военную службу и выезжающий в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должен лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАН ПРИ ПОСТАНОВКЕ ИХ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ И ПРИ ПРИЗЫВЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами–специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости врачами других специальностей.

Перед медицинским освидетельствованием, но не ранее чем за 30 дней, у всех граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, проводится флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализ мочи, анализ крови, а в день освидетельствования – измерение роста и массы тела.

При проведении медицинского освидетельствования врачи–специалисты, изучив представленные медицинские документы и обследовав гражданина, оценивают состояние его здоровья, физическое развитие и выносят заключение о соответствии его одной из категорий годности к военной службе:

«А» – годен к военной службе;

«Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;

«В» – ограниченно годен к военной службе;

«Г» – временно не годен к военной службе;

«Д» – не годен к военной службе.

Граждане, признанные при медицинском освидетельствовании годными к военной службе (категория «А») или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»), подлежат призыву на военную службу. При этом граждане, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, не могут направляться для прохождения военной службы в Воздушно–десантные войска, морскую пехоту и Военно–Морской Флот (плавающий состав). Гражданам, признанным временно негодными к военной службе (категория «Г»), предоставляется отсрочка от призыва на 6 или 12 месяцев для обследования и лечения. Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе (категория «В»), зачисляются в запас Вооруженных Сил РФ и подлежат периодическому (один раз в 3 года) освидетельствованию до достижения ими 27–летнего возраста, а признанные негодными к военной службе (категория «Д») исключаются с воинского учета.

Граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет нуждающимися в обследовании и лечении, военным комиссариатом направляются в медицинские учреждения. Направление на обследование выдается им при объявлении решения комиссии по постановке на воинский учет. В направлении указывается наименование медицинского учреждения, диагноз, цель обследования и срок повторной явки на освидетельствование. Контроль за своевременностью обследования (лечения) и повторного освидетельствования осуществляет военный комиссариат.

Граждане, желающие поступить в военное учебное заведение, проходят предварительное освидетельствование при военном комиссариате, а окончательное – в военно–учебном заведении. На предварительное освидетельствование направляются граждане, имеющие нормальное цветоощущение, остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции, артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/50 мм рт. ст.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет, кроме медицинского освидетельствования для определения их годности к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору. Этот отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на качественное комплектование воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально–психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно–профессиональной деятельности. В военных комиссариатах этот отбор проводится группой профотбора, которая по данным социально–психологического изучения и результатам психологического и психофизиологического обследования определяет профессиональную пригодность гражданина к обучению в военно–учебных заведениях или к подготовке по военно–учетным специальностям в государственных и общественных организациях.

По результатам отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на конкретных воинских должностях:

Граждане, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности, не могут быть направлены для подготовки по военно–учетным специальностям и в военно–учебные заведения, а также не подлежат приему на военную службу по контракту.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Обязательная подготовка гражданина к военной службе установлена Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441.

Эта подготовка предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;

Подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования, на учебных пунктах организаций;

Военно–патриотическое воспитание;

Подготовку по военно–учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

Медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

Проведение лечебно–оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе

условно можно разделить на два периода: подготовка к военной службе граждан допризывного возраста до первоначальной постановки их на воинский учет; подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете, до отправки их к месту прохождения военной службы.

В первый период эта подготовка направлена на получение гражданами необходимого общего образования, позволяющего успешно исполнять воинские обязанности. Работа организуется по следующим направлениям: совершенствование физической подготовки, формирование психологических качеств, необходимых для службы и жизни в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей.

Во второй период подготовка граждан к военной службе имеет более целенаправленный характер. Призывники знакомятся с содержанием военной службы по призыву, основными требованиями к состоянию здоровья и к индивидуальным психологическим качествам военнослужащих. После этого они должны составить план своей индивидуальной подготовки так, чтобы подготовиться к успешному выполнению обязанностей военной службы.

ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Добровольная подготовка граждан к военной службе проводится в соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и предусматривает:

Занятия военно–прикладными видами спорта;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах;

Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Военное обучение студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса Вооруженных Сил Российской Федерации.

Студенты – граждане Российской Федерации, обучающиеся по очной форме в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие другим установленным требованиям, имеют право заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт. Этот контракт предусматривает обучение по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и в дальнейшем прохождение военной службы по призыву.

Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательного учреждения. Оно состоит из теоретического и практического курсов обучения в вузе, учебных сборов, проводимых в воинской части, военно–учебном заведении, учебном центре или полигоне.

Общее количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.

Учебные сборы, предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, считаются военными сборами. В период их прохождения студенты именуются курсантами. Продолжительность учебных сборов по всем военным специальностям, за исключением специальностей «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация», составляет 30 дней. По военным специальностям «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация» сборы продолжаются в течение 75 дней.

В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, а после прохождения всей учебной программы они сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинской части, учебном центре или вузе и принимаются специально созданной для этого экзаменационной комиссией. Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваиваются офицерские звания, и они зачисляются в запас. Призыв этих граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Вопросы и задания

1. Дайте определение воинской обязанности и расскажите о ее содержании.

3. Какие обязанности в целях обеспечения воинского учета возложены на граждан РФ?

4. Какие мероприятия проводятся в рамках обязательной подготовки граждан к военной службе?

5. Какие виды добровольной подготовки граждан к военной службе предусмотрены Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»?

6. Разработайте и оформите графически схему содержания медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет и при призыве на военную службу. _

Конституция и Федеральный Закон о воинской обязанности

Воинская обязанность - закрепленная Конституцией РФ и регулируемая нормами военного права обязанность граждан РФ нести военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках и защищать Отечество. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Воинская обязанность регулируется ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне", от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и другими нормативными актами. По действующему законодательству формами исполнения воинской обязанности являются: подготовительные (воинский учет, подготовка к военной службе, военное обучение в военное время); основные (поступление на военную службу, прохождение военной службы, прохождение альтернативной гражданской службы, пребывание в запасе); специальная - служба (работа) в качестве военных строителей. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами (военкоматами) по месту жительства (об основных формах исполнения В. о. см. Альтернативная служба. Военная служба).

Правовые основы военной службы регламенти рованы соответствующим законодательством. Оно представляет собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отноше ний, возникающих в связи с исполнением воин ской обязанности гражданином Российской Феде рации. Это законодательство структурно состоит из конституционных норм, законов и иных нормативных правовых актов. В целом оно представ ляет собой системное образование, имеющее общий предмет - правовое регулирование.

Основы правового регулирования обеспечения обороны страны и строительства Вооруженных Сил содержатся в Конституции Российской Феде рации. Значимость Конституции для нормальной жизнедеятельности государства, в том числе и для военной деятельности, состоит в том, что ее нормы и институты обладают высшей юридиче ской силой. Это означает, что все иные законы и правовые акты созданы на основе и в соответст вии с Конституцией и не могут ей противоречить.

указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»;

закон «Об обороне»;

закон «О воинской обязанности и военной службе»;

закон «О статусе военнослужащих»;

Федерации»;

закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внут ренних дел и их семей»;

военная доктрина;

общевоинские уставы и др.

Вот что написано о воинской обязанности в Конституции РФ.

Статья 59 .

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Другими основными законодательными и нор мативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:

Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»

После распада СССР перед независимой Россией вновь встал вопрос о формировании российских ВС. 7 мая 1992 г. Президент РФ издал Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», в котором подчеркивалось… «создавая собственные ВС Российской Федерации сохраняет и подтверждает преемственность лучших боевых традиций российской армии…». Отмечалась необходимость использования ВС только для защиты свободы и независимости России, обеспечения ее безопасности и суверенитета. Среди принципов строительства ВС РФ выделено создание многонациональной кадровой армии комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту и ряд других.

Федеральный закон «Об обороне»

Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

1. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу;

2) гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу.

3. Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, - министром обороны Российской Федерации.

4. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации создается запас военнообученных людских ресурсов .

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

В марте 1998 г. был принят очередной, ныне действующий закон «О воинской обязанности и военной службе», определяющей порядок подготовки и прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ. Служить в ВС – служить Родине. Военнослужащий – защитник Отечества, на которого в современных условиях возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, именно поэтому он должен обладать рядом качеств .

Прежде всего, военнослужащий – патриот, который любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а потому, что это его Родина. Любовь к Родине – это проявление патриотизма, защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

Военнослужащий ВС РФ – это человек, соблюдающий воинскую честь и достоинство, обладающий гуманностью, человеколюбием. Военнослужащий всегда должен быть готов в любых условиях соблюдать военную присягу и законы. Патриотизм, долг и честь солдата – это те морально-духовные качества, которые делают армию непобедимой.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

В этом законе определяется статус военнослужащих, права и обязанности, которые на них возлагаются. Вот как определяются основные обязанности в этом документе.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации»

В законах и правовых актах представлены не только обязанности военнослужащих и вопросы их правовой и социальной защиты, которые касаются также сечей военнослужащих. Об этом говорится в следующих статьях:

Статья 39. Правовая защита военнослужащих, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей

Военнослужащие, непосредственно участвующие в защите Государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности, установленным Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих». Они являются представителями федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Никто, кроме лиц, специально уполномоченных на то федеральным законом, не вправе вмешиваться в их деятельность.

Воспрепятствование исполнению военнослужащими обязанностей по защите Государственной границы, посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество военнослужащего или членов его семьи в связи с выполнением им этих обязанностей влекут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 41. Социальная защита военнослужащих и других граждан, участвующих в защите Государственной границы

Социальная защита военнослужащих и других граждан, непосредственно участвующих в защите Государственной границы, гарантируется законодательством Российской Федерации.

Статья 42. Установление дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы

Военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (в пределах их полномочий) могут быть установлены и иные, кроме предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации.

Федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внут ренних дел и их семей»

Статья 6. Реализация права на пенсионное обеспечение.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается (абзац 2 введен Федеральным законом от 28.11.95 N 186-ФЗ).

Статья 7. Право выбора пенсии (в ред. Федерального закона от 28.11.95 N 186-ФЗ).

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (с учетом исключения, установленного статьей 5 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"). Жены лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших в период Великой Отечественной войны, не вступившие в новый брак, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии.

Статья 8. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, которые подверглись радиационному воздействию, и их семей.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

Военная доктрина

В разделе II. «Военно-стратегические основы» Военной доктрины говорится:

16. Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.

Одновременно Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Общевоинские уставы

Приведем, к примеру, описание Устава внутренней службы вооруженных сил российской федерации утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года

Настоящий Устав определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.

Уставом внутренней службы руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования* Вооруженных Сил Российской Федерации. Положения Устава, в том числе и обязанности должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей, кораблей и подразделений. Обязанности должностных лиц, не указанных в Уставе, определяются соответствующими положениями, наставлениями и руководствами.

Действие Устава распространяется на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, военнослужащих системы федеральных органов государственной безопасности. Главного управления охраны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних, дел и других министерств и ведомств Российской Федерации.

На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно определяются Корабельным уставом Военно-Морского Флота.

В военное время в полевых условиях и в мирное время на учениях и занятиях по обучению военнослужащих действиям в бою внутренняя служба определяется боевыми уставами, наставлениями по обеспечению боевых действий, и также настоящим Уставом.

Многим соотечественникам хорошо известно, что такое – служба в рядах Вооруженных Сил. Однако не каждый из граждан государства знает, что служба в армии опирается на соответствующий федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». В статье рассмотрены все подробности.

Военная служба

Согласно российскому законодательству, служба в армии является особым видом повинности, который распространяется на граждан Российский Федерации. При этом важно подчеркнуть, что речь идет о лицах, не имеющих при этом гражданства какой-либо иной страны. Каким образом данный закон предписывает проходить службу? Обычно граждане призываются в осенний и весенний призыв, хотя люди, прошедшие срочную службу в армии (или обладающие званием офицера после окончания ВУЗа, где существует ) могут пойти служить добровольно. Также не возбраняется служба подданных иностранного государства (однако в данном случае речь идет именно о службе по контракту).

Важно понимать, что служить можно в нескольких видах воинских формирований:

    Вооруженные силы.

    Росгвардия.

    Спасательные службы.

    Инженерно-технические войска и иные образования.

    Разведывательные службы.

    ФСБ (включая подчиненные инстанции).

    СК России и подчиненные ему инстанции.

Воинская обязанность

Гражданин, который будет служить на благо России, должен пройти совокупность следующих этапов (все или большую их часть):

    Постановка на воинский учет.

    Призыв на службу.

    Подготовка.

Кроме того, ФЗ о воинской службе описывает и процессы, которые необходимо выполнять и соблюдать и во время мобилизации. Например, при объявлении военного положения (времени) в стране повинность несения службы базируется на основе ФЗ или прочих актов/положений. Все вышеуказанные нормативные документы описывают следующие ситуации:

    Призыв в военный или мобилизационный период.

    Спецобучение и прямое несение

Россиянам, таким образом, все же дается освобождение от армии, однако, опять-таки, лишь на основании нормативных документов федерального уровня. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов возможность альтернативный вариант вместо обычного призыва.

Постановка на учет в армию

Процедура постановки также регламентируется вышеописанным федеральным законом о воинской обязанности. Этот документ описывает сам процесс учета и его организацию. Например, он гласит, что, все граждане РФ обязаны нести службу. Исключение составляют следующие категории:

    Лица женского пола.

    Российские граждане, отбывающие наказание в местах заключения.

    Граждане, которых запрещено призывать в ВС.

    Лица, уже пребывающие на службе.

Процедура утверждена руководством страны. Сам учет возлагается на плечи военкоматов, занимающихся этой процедурой по месту жительства каждого призывника. Военкоматы, тем не менее, могут иметь и собственные структурные подразделения. В таких ситуациях все операции по постановке могут осуществляться силами локального самоуправления. Следует оговориться, что вышеописанное подразумевает т. н. первичный учет (когда гражданин ранее не служил в рядах Вооруженных Сил).

В данном случае военные комиссариаты для каждого призывника, обязаны собрать следующие данные:

    Семейное положение.

    Место трудойстройства.

    Дата рождения.

    Образование.

    И прочие сведения.

Подготовка к армии

Соответствующий ФЗ разъясняет, каким образом осуществляется и подготовка военнообязанных лиц. Например, в такую подготовку входит следующее:

    Приобретение знаний в сфере обороны.

    Воспитание патриотической личности.

    Приобретение практических навыков в военной подготовке.

    Практические знания по ВУС, касающимся солдат, сержантов, матросов и старшин.

Все призывники обязаны ознакомиться с базовыми знаниями, касающимися и сферы обороны. Приобретение подобных знаний осуществляется в образовательных учреждениях в рамках среднего образования.


Призыв на службу

Также федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» поясняет, каким образом должен осуществляться призыв будущего защитника Отечества. Военкомат может призывать следующие категории:

    Мужчины призывного возраста (18-27 лет).

    Военнослужащие вооруженного запаса.

    Граждане РФ, уже стоящие на учете.

    Лица, не присутствующие в перечнях военнослужащих, однако обязанные стоять на учете.

Ходят слухи об , но это остается всего лишь слухами. Возраст остается таким же, 18-27 лет.

    Россияне, служащие в настоящее время в рядах вооруженных формирований России

    Граждане, в соответствии с обследованием, являющиеся ограниченно годными по здоровью для службы в рядах ВС.

Кроме того, запрещено призывать на службу следующие категории граждан:

    Лица, отбывшие наказания.

    Преступник, чья не погашена.

    Лица, являющиеся обвиняемыми в уголовных делах.

Некоторые граждане страны вправе рассчитывать на отсрочку от армии, которая предоставляется им на законном основании. Таковыми являются: студенты высших учебных заведений (им дается до завершения ими обучения в ВУЗе); лица, воспитывающие двух или более детей; лица, вынужденные заниматься регулярным уходом за близким человеком (например, по состоянию физического или психического здоровья последнего).

Контрактная служба

Контракт, по сути, служит договором, заключающийся между частным лицом и Минобороны РФ. В этом документе должны отражаться сведения о том, что гражданин желает служить добровольно. Также в описан период прохождения службы, ряд некоторых особенностей.

Началом действия контракта является дата его подписания обеими сторонами. Контракт утрачивает свою силу в тот день, когда гражданин исключается из соответствующего перечня военнослужащих. Каким именно образом осуществляется само заключение такого договора, поясняет как вышеописанный закон, так и прочие законодательные акты и нормативные положения.

Как уже упоминалось, служить в структурах России может и гражданин иностранного государства. Если он готов послужить в рядах ВС РФ, ему понадобится заключение особой медкомиссии. При этом непременным условием для прохождения службы является, хорошее знание русского языка. Также иностранные граждане должны обладать специальным психотипом, что также устанавливается соответствующей медкомиссией.


Обязанности служащих в армии

Главные обязанности, которые ложатся на плечи служащих, также описываются в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Например, гражданин, поступивший на службу в ВС, обязан:

    Участвовать в боях, выполнять свою работу при введении в стране военного положения или ЧС.

    Содействовать обеспечению интернационального мира и безопасности.

    Выполнять базовые обязанности согласно своему текущему служебному положению.

    Осуществлять дежурство, выполнять свою работу в составе суточного наряда.

    Исполнять приказы/команды от руководства

    Участвовать в командировках, связанных с рабочей деятельностью.

    При необходимости находиться на лечении.

    Участвовать в прохождении сборов.

    Прибывать к месту начала службы; выполнять иные возложенные задачи.

Увольнение

Насчет увольнения из рядов Вооруженных Сил подробные пояснения можно найти в 7-м разделе «О воинской обязанности и военной службе». Здесь можно остановиться на некоторых моментах.

Военнослужащих высшего командного состава имеет право увольнять лишь Президент страны. Практически всегда такие лица отправляются в запас, кроме ситуаций, когда военные покидают службу из-за ухудшения здоровья. Тем не менее, не всем военнообязанным государство предоставляет возможность увольнения с дальнейшим учетом. Это:

    Лица, отправленные в отставку.

    Уволенные/отчисленные из структур лица женского пола.

    Граждане зарубежных государств.

    Осужденные лица

    Лица, которые после увольнения планируют уехать на ПМЖ в другую страну.

Между тем, также регламентируется ряд причин, на основании которых служащих можно увольнять. Тут можно обратить внимание на следующее:

    Достижение военнослужащим возрастом увольнения.

    Завершение контракта или периода срочной службы.

    Проблемы со здоровьем.

Иначе говоря, ФЗ, касающийся обязанностей служащего, вполне четко поясняет довольно большое число моментов, на основании которых военнослужащего можно уволить.

Запас

Вооруженный запас также вполне подробно рассмотрен в законе о несении службы. Это подразумевает возможность оперативного приведения в боевую готовность всех воинских образований России, если для таких действий будет необходимость.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...