Правила работы за компьютером. Как защитить глаза от компьютера


1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К работе с персональными компьютерами (ПК) допускаются лица не имеющие медицинских противопоказаний.
1.2. На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по охране труда, проходит стажировку в течение 2-6 смен, проверку теоретических знаний в объеме пользователя, проверку знаний правил электробезопасности в объеме I квалификационной группы.
1.3. Повторный инструктаж пользователь ПК проходит один раз в 6 месяцев.
1.4. При работе с ПК на человека оказывают действие следующие опасные и вредные производственные факторы:
– повышенные уровни электромагнитного, рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений;
– повышенный уровень статического электричества;
– повышенное содержание положительных аэроионов в воздухе рабочей зоны;
– пониженное содержание отрицательных аэроионов в воздухе рабочей зоны;
– повышенный уровень пульсации светового потока;
– повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
– напряжение зрения, внимания;
– интеллектуальные, эмоциональные нагрузки;
– монотонность труда, длительные статические нагрузки;
– большой объем информации, обрабатываемой в единицу времени.
1.5. Не допускаются к работе на ПК женщины со времени установления беременности и в период кормления грудью.
1.3. О любом происшествии и (или) несчастном случае на рабочем месте необходимо сообщить своему непосредственному руководителю.
1.4. О неисправностях ПК, программного обеспечения, периферийных устройств (монитора, принтера, сканера и т.п.) пользователь должен сообщить электронику поликлиники.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед включением персонального компьютера осмотреть и привести в порядок рабочее место:
– убедиться в достаточности освещенности, отсутствии отражений на экране, отсутствии встречного светового потока;
– убедиться в целостности корпуса устройств и изоляции проводов;
– проверить правильность подключения оборудования в электросеть;
– протереть специальной салфеткой поверхность экрана и защитного фильтра (при его наличии).
2.2. При обнаружении каких-либо неисправностей сообщить электронику и не приступать к работе до их устранения.
2.3. При включении компьютера необходимо соблюдать следующую последовательность включения оборудования:
– включить блок питания (при наличии);
– включить периферийные устройства (монитор, принтер, сканер и т.п.);
– включить системный блок (процессор).

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При работе с ПК необходимо:
– соблюдать требования, изложенные в инструкциях по эксплуатации устройств;
– держать открытыми все вентиляционные отверстия устройств;
– при работе с текстовой информацией выбирать наиболее физиологичный режим представления черных символов на белом фоне;
– соблюдать расстояние от глаз до экрана в пределах 60-80 см;
– при печати на принтере использовать только предназначенную для этого бумагу.
3.2. Продолжительность непрерывной работы на ПК не должна превышать 1 часа, после чего необходим 15-ти минутный перерыв.
В перерывах рекомендуется выполнять упражнения (см. приложение) для глаз, шеи, рук, туловища и ног.
3.3. Запрещается:
– производить частые переключения питания;
– касаться одновременно экрана монитора и клавиатуры;
– прикасаться к задней панели процессора и других устройств, а также очищать их от пыли и загрязнений при включенном питании;
– переключать разъемы интерфейсных кабелей и периферийных устройств при включенном питании;
– натягивать или перегибать провода компьютерной техники, а также располагать их в непосредственной близости от нагревательных приборов, батарей системы отопления;
– выдергивать штепсельную вилку из розетки за шнур (усилие должно быть приложено к корпусу вилки);
– производить отключение питания во время выполнения активной задачи;
– сдвигать с места включенную компьютерную технику, подвергать ее ударам и вибрации;
– самостоятельно производить вскрытие и ремонт оборудования;
– самостоятельно вытаскивать «зажеванную» бумагу из принтера;
– пользоваться клавишами, кнопками, тумблерами и т.д. неизвестного назначения;
– загромождать верхние панели устройств бумагами и другими предметами;
– допускать захламленность рабочего места бумагой, в целях предотвращения накапливания органической пыли;
– допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств, в т.ч. работать мокрыми руками;
– включать сильно охлажденное (принесенное с улицы в зимнее время) оборудование.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. Во всех случаях обнаружения обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления несвойственных звуков (шума), запаха гари немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации системному администратору.
4.2. При обнаружении человека, попавшего под напряжение: освободить его от действия тока путем отключения электропитания, оказать потерпевшему первую доврачебную помощь, следуя указаниям « » (И 01-2014), при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь по телефону – 03.
4.3. В случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости – невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем руководителю и обратиться к врачу.
4.4. При возгорании оборудования отключить питание и принять меры к тушению очага пожара имеющимися средствами пожаротушения, при необходимости вызвать пожарную команду по телефону – 01, сообщить о происшествии руководителю.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ
5.1. По окончании работы отключить ПК, соблюдая следующую последовательность:
– произвести закрытие всех активных задач;
– выключить питание системного блока (процессора);
– выключить питание всех периферийных устройств;
– отключить блок питания.
5.2. Привести в порядок рабочее место.

Приложение к инструкции (необязательное)

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
Вариант 1
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивал головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх-налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх-направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Вариант 2
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивал головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо: после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую сторону с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
Вариант 3
1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК
Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
Физкультминутка общего воздействия может применяться, когда физкультпаузу по каким-либо причинам выполнить нет возможности.

1. ФМ общего воздействия
1. Исходное положение (и.п. ) – основная стойка (о.с. ) 1-2 – встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками, 3-4 – дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки вперед, 1 — поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
3. И.п. 1 – согнуть правую ногу вперед, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу, 2 – приставить ногу. Руки вверх-наружу 3-4 – то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. ФМ общего воздействия
1. И.п. – о.с. 1-2 – дугами внутрь два круга руками в лицевой плоскости, 3-4 – то же, но круги наружу. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1-3 – круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо, 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – о.с. 1-е шагом вправо руки в стороны. 2 – два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс, 4 – и.п. 1-4 — то же влево. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний.
3. ФМ общего воздействия
1. И.п. – стойка ноги врозь, 1 – руки назад, 2-3 – руки в стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 – с поворотом туловища налево «удар» правой рукой вперед. 2 — и.п. 3-4 — то же в сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.
4. ФМ общего воздействия
1. И.п. – руки в стороны. 1-4 – восьмеркообразные движения руками. 5-8 – то же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-3 – три пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и.п. плечевого пояса, 4 – и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.
3. И.п. – о.с. 1 – руки в стороны, туловище и голову повернуть налево, 2 – руки вверх, 3 – руки за голову, 4 – и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
— наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность;
— раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
1. ФМ для улучшения мозгового кровообращения
1. И.п. – о.с. 1 – руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад, 2 – локти вперед, 3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И. п. стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1 – мах левой рукой назад, правой вверх-назад, 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. ФМ для улучшения мозгового кровообращения
1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо, 3-4 – то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше, 2 – и.п. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
3. И.п. – сидя на стуле, руки на пояс. 1 – повернуть голову направо. 2 – и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. ФМ для улучшения мозгового кровообращения
1. И.п. стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 – и.п. 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – о.с. Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше, 2 – движение рук через стороны хлопок в ладоши вперед на уровне головы. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
3. И.п. – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо, 2 – и.п. 3 – голову наклонить влево, 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. ФМ для улучшения мозгового кровообращения
1. И. п. – стоя или сидя. 1 – руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад, 2 – повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. – стоя или сидя, руки в стороны. 1-3 – три рывка согнутыми рука ми внутрь: правой перед телом, левой за телом, 4 -и.п. 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый
3. И.п. – сидя. 1 – голову наклонить вправо, 2 – и.п. 3 – голову наклонить влево, 4 – и.п. 5 – голову повернуть направо, 6 – и.п. 7 – голову повернуть налево, 8 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ
С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК

— динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления от дельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

1. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. – о.с. 1 – поднять плечи. 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
2. И.п. – руки согнуты перед грудью. 1-2 – два пружинящих рынка назад согнутыми руками, 3-4 – то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-4 четыре последовательных круга руками назад, 5-8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4-6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.
2. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. – о.с. кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. – о.с. 1-4 – дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими, небольшие воронкообразные движения, 5-8 – дугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – тыльной стороной кисти на пояс. 1-2 – свести вперед, голову наклонить вперед, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 1 – дугой кверху расслабленно правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево, 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. – о.с. 1 – руки вперед, ладони книзу, 2-4 – зигзагообразными движениями руки в стороны, 5-6 – руки вперед, 7-8 – руки расслабленно вниз. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – о.с. 1 – руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться, 2 – расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. – о.с. 1 – дугами внутрь, руки вверх – в стороны, прогнуться, голову назад, 2 – руки за голову, голову наклонить вперед, 3 – «уронить» руки, 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. – руки к плечам, кисти в кулаках. 1-2 – напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед. 3 – руки расслабленно вниз. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.
3. И.п. – о.с. 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ТУЛОВИЩА И НОГ
физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.
1. ФМ для снятия утомления с туловища и ног
1. И.п. – о.с. 1 – шаг влево, руки к плечам, прогнуться, 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. – стойка ноги врозь, 1 – упор присев, 2 – и.п. 3 – наклон вперед, руки впереди, 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову, 1-3 – круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 – то же в другую сторону, 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2.ФМ для снятия утомления с туловища и ног
1. И.п. – о. с. 1 – выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны, 2 – толчком левой приставить ногу, дугами внутрь руки вниз, 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. – о.с. 1-2 – присел на носках, колени врозь, руки вперед – в стороны, 3 – встать на правую, мах левой назад, руки вверх, 4 – приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть руками, 5-8 – то же махом правой ногой назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь, 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. ФМ для снятия утомления с туловища и ног
1. И.п. – руки скрестно перед грудью. 1 – взмах правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в стороны. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка ноги врозь пошире, руки вверх – в стороны. 1 – полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – выпад левой вперед. 1 – мах руками направо с поворотом туловища направо. 2 – мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом правой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4. ФМ для снятия утомления с туловища и ног
1. И.п. – стойка ноги врозь, руки вправо. 1 – полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз. Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавал тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево. 2 – то же в другую сторону. Упражнения выполнять слитно. Повторить 4-6 раза. Темп средний.
2. И.п. – руки в стороны. 1-2 – присед, колени вместе, руки за спину. 3 – выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ
Физкультурная пауза (ФП) – повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.
Физкультурная пауза 1
Ходьба на месте 20-30 секунд. Темп средний.
1. И.п. – о.с. 1 – руки вперед, ладони книзу. 2 – руки в стороны, ладони кверху. 3 – встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 – и.п. повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – ноги врозь, немного шире плеч. 1-3 наклон назад, руки за спину. 3-4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – руки за голову, поворот туловища направо. 2 – туловище в и.п. руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 – выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
4. И.п. – руки к плечам. 1 – выпад вправо, руки в стороны. 2 – и.п. 3 – присесть, руки вверх. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
Физкультурная пауза 2

1. И.п. – о.с. Руки за голову. 1-2 — встать на носки, прогнуться, отвести локти назад. 3-4 – опуститься на ступни, слегка наклониться вперед, локти вперед. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. – о.с. 1 – шаг вправо, руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями вверх. 3 – приставить левую ногу, руки вверх. 4 – руки дугами в стороны и вниз, свободным махом скрестить перед грудью. 5-8 – то же влево. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон вперед к правой ноге, хлопок в ладони. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4. И.п. – стойка ноги врозь, левая впереди, руки в стороны или на поясе. 1-3 – три пружинистых подуприседа на левой ноге. 4 – переменить положение ног. 5-7 – то же, но правая нога впереди левой. Повторить 4-6 раз. Перейти на ходьбу 20-25 с. Темп средний.
5. И.п. – стойка ноги врозь пошире. 1 – с поворотом туловища влево, наклон назад, руки назад. 2-3 – сохраняя положение туловища в повороте, пружинистый наклон вперед, руки вперед. 4 – и.п. 5-8 – то же, но поворот туловища вправо. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный.
6. И.п. – придерживаясь за опору, согнуть правую ногу, захватив рукой за голень. 1 – вставая на левый носок, мах правой ногой назад, правую руку в сторону – назад. 2 – и.п. 3-4 – то же, но согнуть левую ногу. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
7. И.п. – о.с. 1 – руки назад в стороны, ладони наружу, голову наклонить назад. 2 – руки вниз, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

Физкультурная пауза 3
Ходьба на месте 20-30 с. Темп средний.
1. И.п. – о.с. Правой рукой дугой внутрь. 2 – то же левой и руки вверх, встать на носки. 3-4 – руки дугами в стороны. И.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И. п. – о.с. 1-е шагом вправо руки в стороны, ладони кверху, 2-е поворотом туловища направо дугой кверху левую руку вправо с хлопком в ладони. 3 – выпрямиться. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-3 – руки в стороны, наклон вперед и три размашистых поворота туловища в стороны. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4. И.п. – о.с. 1-2 – присед, колени врозь, руки вперед. 3-4 – встать, правую руку вверх, левую за голову. 5-8 – то же, но правую за голову. Повторить 6-10 раз. Темп медленный.
5. И.п. – о.с. 1 – выпад влево, руки в стороны. 2-3 – руки вверх, два пружинистых наклона вправо. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
6. И.п. – правую руку на пояс, левой поддерживаться за опору. 1 – мах правой ногой вперед. 2 – мах правой ногой назад, захлестывая голень. То же проделать левой ногой. Повторить по 6-8 махов каждой ногой. Темп средний.
7. И.п. – о.с. 1-2 – правую ногу назад на носок, руки слегка назад с поворотом ладоней наружу, голову наклонить назад. 3-4 – ногу приставить, руки расслабленно опустить, голову наклонить вперед. 5-8 то же, отставляя другую ногу назад. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

Глобальная компьютеризация – неоспоримый технический прогресс. Сегодня работать за компьютером могут как пожилые люди, так и двухлетние дети, чем родители особо гордятся. И дети, и подростки могут проводить за монитором сутки напролет.

При этом мало кто задумывается о том, откуда именно берут начало детские истерики и почему у подростков возникают головные боли или проблемы со сном, у, казалось бы, здоровых и необремененных детей.

Отказаться от компьютера полностью нереально, поскольку в современном мире это устройство стало ключевым элементом. Но так же, как и любой другой технический гаджет, компьютер нужно использовать с умом, строго соблюдая условия, время и перерывы в работе.

Вред здоровью, который наносит компьютер, иногда преувеличен. Негативное влияние создается вследствие ненормированного времени работы за компьютером, получается, что человек сам повышает риск негативного влияния.

Электромагнитное излучение

Любой бытовой прибор является источником электромагнитного излучения, но человек не спит рядом с работающим холодильником или микроволновой печью, также он не смотрит телевизор на расстоянии 25-40 см, тогда как при работе с компьютером все источники влияния на организм сосредоточены в одном месте: клавиатура, мышь, системный блок, монитор.

Независимое исследование персональных компьютеров, распространенных на рынке, которое проводилось сотрудниками Центра ЭМ безопасности, позволило сделать неутешительное заключение, а именно присутствии биологически опасного уровня электромагнитного излучения в зоне нахождения пользователя.

Персональный компьютер повышает общий электромагнитный фон, который создается бытовыми приборами и способен облучать не только пользователя, который непосредственно находится перед компьютером, но и окружающих. Опасной считается зона в радиусе около 1,5 м вокруг компьютера.

Повышенный ЭМИ фон приводит к развитию:

    нервозности, усталости;

    головной боли;

    снижения сопротивляемости организма к инфекциям, начиная от патологий кожи и до патологий внутренних органов;

    также электромагнитный фон вносит существенный вклад в рост количества онкологических заболеваний.

Мониторы персональных компьютеров, которые изготовлены на основании электронно-лучевой трубки

Являются научно доказанным источником ультрафиолетового рентгеновского (мягкого), низко-и сверхчастотного, радиочастотного, инфракрасного, видимого ЭМИ. Больше всего излучения дают боковая и задняя стенки монитора. Ежегодно принимаются все более жесткие меры и нормы относительно мощности излучения монитора. При этом производители идут на хитрости, они не уменьшают мощность излучения, а лишь повышают уровень защитного покрытия, которое наносится на лицевую часть самого экрана. При этом излучение со стороны боковых и задних стенок не уменьшается.

Системный блок

Системный блок также является источником серьезного излучения. Организм человека более чувствителен к излучению в диапазоне 40-70 ГГц. Длина волн на такой частоте соизмерима с размерами клеток, поэтому излучение беспрепятственно проникает глубоко в ткани. Особенностью современных компьютеров является:

    повышение рабочей мощности до 400-600 Вт;

    увеличение рабочих частот процессора и периферических устройств.

Это приводит к тому, что в течение последних нескольких лет излучение в диапазоне 40-70 ГГц увеличилось в тысячи раз.

ЖК мониторы и ноутбуки

Ноутбуки и ЖК мониторы, которые выполнены на основе жидких кристаллов, считаются безопасными, поскольку не генерируют такого количества излучения, которое характерно для электронно-лучевых трубок. Однако не только трубка является источником излучения – генерировать вредное поле также способен и преобразователь питания, схема управления и прочие элементы аппаратуры.

При этом ноутбуки всегда располагаются близко к пользователю, а некоторые и вовсе привыкли пользоваться устройством, просто поставив его на колени.

Исследование: Центры испытаний «ЭЛИТА» и «Циклон-тест» выполнили исследование 5 типов ноутбуков от известнейших производителей. Измерения уровня электромагнитного излучения производилось в 8 направлениях от устройства, включая клавиатуру, поскольку она соединена с компьютером. При этом расстояния измерений брались немного меньше, чем нормируемые стандартом MPR II.

Результаты исследования показали, что в случае питания устройства от сети и от аккумулятора нормы MPR II не выполнялись у большинства образцов по всем направлениям. Особенно высокие показатели регистрировались справа и спереди от ПК.

Влияние электромагнитного излучения на беременных и детей

Мозговое вещество у ребенка отличается повышенной проводимостью, при этом кости черепа тоньше, соответственно, это провоцирует большее поглощение излучения мозгом. Таким образом, вредное для организма излучение проникает в более глубокие отделы мозга.

ЭМИ является активным фактором по отношению к эмбрионам. Известно, что чувствительность эмбриона к любого рода повреждающим факторам в несколько раз выше, по сравнению со взрослыми. Внутриутробное повреждение во время работы за компьютером возникает чаще на ранних стадиях развития, провоцируя пороки развития и выкидыши.

Зрение

Современные мониторы лишены характерной в прошлом проблемы мерцания, однако это не значит, что компьютер перестал оказывать нагрузку на глаза, которую можно сравнить с нагрузкой при просмотре телевизора.

    Снижение зрения – слабость мышц глаза при перенапряжении становится причиной падения зрения. Дети, которые увлечены картинкой на мониторе, забывают моргать, соответственно роговица пересушивается, что провоцирует ухудшение зрения.

    Стресс – бесконтрольное пользование компьютера в детском возрасте провоцирует перенапряжение зрительного аппарата, что можно приравнять к сильнейшему стрессу. Последствия стресса могут быть различными.

На итоговое напряжение глаз сразу влияют четыре фактора:

    организация рабочего места;

    длительность работы;

    интенсивность работы;

    качество монитора.

Экранное изображение отличается от естественного. В отличие от отраженного естественного света, оно светится самостоятельно и имеет небольшой контраст, который уменьшается при внешнем освещении. Изображение на мониторе выполнено из отдельных точек, которые постоянно мерцают. Четких границ у компьютерного изображения нет, как, к примеру, у картинки на бумаге.

Повышению зрительной нагрузки сопутствует необходимость постоянного смещения взгляда с бумажного листа на экран. Ситуация усугубляется некачественным программным обеспечением, неудачно расположен монитор, неудобочитаемый шрифт, несочетаемые соединения цвета, плохо организованное рабочее место (несоблюдения расстояния глаз до экрана, отсвечивание и блики с экрана).

В сумме это приводит к развитию зрительного компьютерного синдрома:

    изменение концентрации;

    появляется усталость;

    изображение начинает двоиться и становится нечетким;

    глаза начинают слезиться.

Обследование людей, которые долго работают за компьютером, привело к определению таких симптомов:

    двоение и потемнение в глазах 2-0,16%;

    слабость – 3%;

    головная боль – 9%;

    дискомфорт – 5-10%;

    мушки в глазах – 36%;

    зуд окологлазной области – 41%;

    боль в глазах – 9%;

    покраснение глаз – 48%.

Кроме субъективных ощущений, у группы людей также наблюдались и физиологические отличия в зрительной системе:

    снижение остроты зрения в 34% случаев;

    изменение стереозрения – в 47%, бинокулярного зрения в – 49%;

    нарушение аккомодации – у 45% случаев, конвергенции – у 52%.

Сидячее положение

    Продолжительное сидение перед компьютером в вынужденной (фактически) позе провоцирует застой крови в области малого таза, что провоцирует развития варикозной болезни.

    Нагрузка на опорно-двигательный аппарат провоцирует нарушение осанки и развитие сколиоза в детском возрасте, также сопутствует отложению солей и развитию остеохондроза у взрослых.

    Гиподинамия провоцирует слабость мышц и ожирение. Малоподвижный образ жизни становится причиной повышенного уровня холестерина уже в 35/40-летнем возрасте, что грозит инсультами и инфарктами.

Относительно детей, то проблема более чем серьезная. Когда родители сталкиваются с проблемой нарушения осанки у ребенка, им известно, насколько трудно исправить такую ситуацию в будущем. Компьютер настолько захватывает внимание ребенка, что малыш даже не ощущает, что сидит ссутулившись. В растущем детском организме патологический процесс запускается настолько быстро, что:

    сначала появляется едва заметная сутулость;

    ребенку становится все сложнее удерживать спину в нормальном положении;

    при нахождении в сидячем положении спина приобретает круглую форму;

    неправильная поза и слабость мышечного аппарата приводят к искривлению позвоночника, прогресс процесса можно заметить даже невооруженным глазом.

Нагрузка на суставы кистей рук

Многие отмечают, что после продолжительной работы за компьютером кисти начинают неметь, что особенно ощущается в области подушечек пальцев. Хочется все время потереть руки, поскольку кажется, что они затекли. Это является следствием нарушения работы мелких суставов, иннервации и кровоснабжения.

Воздействие химических веществ, грязи и пыли

ПК в процессе работы притягивает пыль и различную грязь, которая аккумулируется в системном блоке, оседает на мышке и клавиатуре. Система охлаждения компьютера обеспечивает циркуляцию пыли внутри помещения.

    Доказано, что клавиатура содержит намного больше микробов, чем крышка унитаза.

    Пыль является одним из активных аллергенов, который может стать причиной гиперчувствительности, аллергического бронхита или насморка. В свою очередь такие патогенные микроорганизмы проникают с немытыми руками в организм и становятся причиной развития тяжелых инфекций.

Шведские зоологи обнаружили, что на протяжении двух лет после изготовления монитор выделяет в воздух специфическое химическое соединение трифенилфосфат, которое считается сильным аллергеном. Данное вещество входит в состав пластмассы, и в процессе работы и нагревания начинает выделяться в воздух. Во время работы за ПК уровень трифенилфосфата превышает в десять раз.

Влияние на психику и нервную систему

Этот фактор считается наиболее опасным и в некоторых случаях приводит к необратимым последствиям и формированию полной психической зависимости от ПК.

Влияние на детей

Неустойчивая подростковая и детская психика страдает от компьютерной зависимости. Возникают проблемы, которые связаны с категорическим нежеланием оставлять компьютер и заниматься привычными делами (есть, гулять на свежем воздухе). После этого ребенок начинает отказываться от сна.

В дальнейшем начинает появляться раздражительность и частые истерики. Наблюдается нарушение памяти, депрессивное, а в некоторых случаях и агрессивное поведение.

Настроение и вкус к жизни возвращаются только в процессе игры за компьютером. При этом происходящее вокруг абсолютно не интересует ребенка, обращение к малышу во время игры агрессивное или игнорируется. В буквальном смысле слова дети превращаются в настоящих зомби, которым не интересна реальная жизнь.

Влияние на взрослых

Взрослые довольно часто убегают от реальных проблем путем погружения в виртуальный мир, в котором они являются победителями. При этом события, происходящие в игре, воспринимаются в качестве реальных с настоящими эмоциями и переживаниями. Адреналин, который вырабатывается в процессе игры, не разрушается, как в процессе тренировки или езды на велосипеде. Накопление гормона приводит к разрушению нервной системы, развитию психоза и неврастении.

Компьютерная зависимость по силе сравнима с наркоманией и алкоголизмом. Однако в случае последних двух принимаются радикальные методы борьбы, тогда как игромания остается в тени.

Вредно ли излучение от Wi-Fi роутера?

Наличие беспроводной точки доступа к интернету сегодня есть практически в каждой квартире. Это экономично и удобно, при этом те, кто перешел «на сторону вай-фай», вряд ли вернутся к проводному интернету.

    Частота излучения роутера чуть выше, чем у микроволновой печи – 2,4 ГГц.

    Мощность излучения составляет около 18 мВт (мобильный телефон излучает 1Вт).

    В случае если устройство находится в постоянно включенном состоянии, воздействие на человека также является постоянным. Большинство людей не выключают роутер даже на ночь, при этом спят в комнате, где и размещается точка доступа, а это совершенно недопустимо.

    Переизбыток радиоволн может стать причиной утомляемости, раздражительности, развития других симптомов

Работая на высоких частотах, роутер имеет довольно небольшую мощность. Таким образом, рациональное использование прибора на безопасных расстояниях, вне спальных помещений, является допустимым и по воздействию приравнивается к электромагнитному излучению холодильника, телевизора. Чем ближе от человека располагается источник излучения и чем дольше он работает, тем более негативное влияние оказывает он на человека.

В местах публичного доступа к беспроводному интернету роутер находится вдали от пользователей, поэтому и не оказывает пагубного влияния на здоровье. В таких случаях больше электромагнитного излучения оказывает средство, которое служит для выхода в интернет (планшет, телефон).

Правила работы на персональном компьютере

Все перечисленные выше проблемы могут быть устранены, если придерживаться правил работы за компьютером и не давать поблажек собственным детям в виде «еще 5 минуточек».

Время работы за персональным компьютером – сколько времени можно сидеть перед ПК?

Совокупное время пользования компьютером для взрослого человека составляет 6 часов в сутки (максимум 8 часов в сутки, в случае профессиональной необходимости). Это не значит, что если сесть за компьютер в восемь часов утра, то можно сидеть беспрерывно до двух часов дня. Нет, нужно делать перерывы, которые оговорены ниже.

    Детям до 5 лет вообще запрещено сидеть за компьютером.

    Ребенку в возрасте 5-7 лет позволяется поиграть не более 30 минут.

    Детям от 7 до 10 лет можно поработать за компьютером около 1 часа.

    Подросткам от 12 до 16 в день позволяется проводить за компьютером не больше 2 часов.

Регламентированные перерывы в работе

Для предупреждения перегрузки систем и органов, а также возникновения психического дискомфорта нужно прерываться на активный отдых. Недостаточно просто отвернуться от экрана и посмотреть в окно.

    В течение каждого часа работы нужно выполнять 2-3-минутные перерывы каждые 15-20 минут, отводить глаза от монитора или закрывать их, обеспечивая мини-разгрузку зрительного органа.

    Каждые 45 минут работы нужно сделать 10-15 минутный перерыв: походить, размяться. При наличии возможности – полежать с закрытыми глазами.

    Через 3 часа работы нужно сделать получасовой отдых, прогуляться и подышать свежим воздухом, перекусить.

    Также полезно выполнять гимнастику для глаз – вращения глазными яблоками, частые моргания, переведения взгляда с ближнего на удаленный предмет.

Организация рабочего места – как правильно сидеть за компьютером

Для работы за компьютером необходимо иметь соответствующую мебель – компьютерный стул и стол. В продаже доступна как детская, так и взрослая мебель, которую можно отрегулировать, отталкиваясь от роста. При этом высота стула должна соответствовать высоте стола.

    Освещение должно быть ровным, не должно быть контрастных источников света рядом с монитором.

    Лучший вариант для размещения монитора – угол комнаты, это позволяет стенам поглощать электромагнитное излучение. Расстояние до монитора должно составлять 40-50 сантиметров, при этом он должен находиться на несколько сантиметров ниже глаз, таким образом, человек смотрит сверху вниз. Частота обновлений экрана монитора должна составлять не менее 85 Гц.

    Системный блок должен находиться максимально удаленно от пользователя.

Для работы за персональным компьютером можно пользоваться специальными очками, которые не влияют на качество картинки, однако защищают зрительный орган от перенапряжения.

Уход за компьютером

Хотя бы раз в течение месяца нужно снимать заднюю крышку системного блока и аккуратно пропылесосить корпус. Монитор и клавиатуру нужно протирать специальными средствами ежедневно.

Для того чтобы компьютер, который не используется, не генерировал излучения, нужно отключать его от сети. Это правило распространяется также и на роутеры.

Микроклимат в помещении

Во время перерывов в работе нужно производить сквозное проветривание помещения, во время работы нужно держать окно на проветривании. Работа ПК провоцирует повышение уровня заряженных позитивно ионов и уменьшение отрицательно заряженных.

Пятнадцатиминутное проветривание приводит показатель в норму. В процессе проветривания помещение покидают также и прочие химические вещества, которые попадают в воздух в процессе работы компьютера.

Как избавить ребенка от зависимости и не позволить ей сформироваться в будущем

    Сегодня сложно полностью оградить школьника от компьютера, но здоровье должно быть в приоритете. Компьютер необходимо использовать только для выполнения домашних заданий и только под контролем взрослых. Дав слабину однажды и позволив поиграть после «домашки», в дальнейшем о продуктивности учебы можно забыть. Задания, которые предполагают работу за компьютером, должны выполняться в первую очередь.

    Персональный компьютер не должен позиционироваться в качестве бонуса за что-либо. Нельзя также превращать компьютер в суперзапретное, также как не стоит делать из компьютера поощрительный приз. Ребенок должен осознавать, что компьютер является прибором для взрослых.

    Необходимо постараться занять свободное время ребенка полезными делами: подойдут различные кружки – хоккей, гимнастика, танцы, бассейн. Отдавая свободное время и энергию более полезным и активным занятиям, у ребенка не останется времени на компьютерные игры.

    Также не стоит подавать на негативный пример, слишком усердно сражаясь с виртуальными монстрами и противниками у детей на глазах. Пусть лучше гаджет ассоциируется у ребенка с рабочей необходимостью.

    Проводите с детьми больше времени и старайтесь исключать время, которое взрослые выделяют для собственных нужд, позволяя ребенку тихонько сесть и не мешать за компьютером. Ребенок должен активно развиваться, соответственно он должен играть в настольные и уличные игры, и лучше, если в них будут участвовать и родители.

    Начинать знакомство ребенка с персональным компьютером не стоит сразу с настоящего ноутбука или ПК, если ребенок так хочет такой гаджет – можно купить игрушечное устройство для развития, которое внешне походит на ноутбук.

Здоровье человека и компьютер – это противоречащие друг другу понятия, которые при разумной организации работы можно соединить таким образом, чтобы негативное воздействие ПК оказывало минимально влияло на здоровье.

Рабочее место - это система функционально и пространственно организованных технических средств и предмета труда, обеспечивающая условия для успешного решения человеком-оператором поставленной перед ним задачи. Принципы организации рабочего места зависят от характера решаемых задач, конкретного содержания деятельности человека и особенностей предметно-пространственного окружения.

На рабочем месте программиста должны быть созданы условия для высокопроизводительного труда. В настоящее время всё большее применение находят автоматизированные рабочие места, которые оснащаются персональными ЭВМ с графическими дисплеями, клавиатурами и принтерами.

Общие требования безопасности

  • 1. К работе на персональном компьютере допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам труда, вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте.
  • 2. При эксплуатации персонального компьютера на работника могут оказывать действие следующие опасные и вредные производственные факторы:
    • - повышенный уровень электромагнитных излучений;
    • - повышенный уровень статического электричества;
    • - пониженная ионизация воздуха;
    • - статические физические перегрузки;
    • - перенапряжение зрительных анализаторов.
  • 3. Работник обязан:
  • 3.1) Выполнять только ту работу, которая определена его должностной инструкцией.
  • 3.2) Содержать в чистоте рабочее место.
  • 3.3) Соблюдать режим труда и отдыха в зависимости от продолжительности, вида и категории трудовой деятельности
  • 3.4) Соблюдать меры пожарной безопасности.
  • 4. Рабочие места с компьютерами должны размещаться таким образом, чтобы расстояние от экрана одного видеомонитора до тыла другого было не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
  • 5. Рабочие места с персональными компьютерами по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.
  • 6. Оконные проемы в помещениях, где используются персональные компьютеры, должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
  • 7. Рабочая мебель для пользователей компьютерной техникой должна отвечать следующим требованиям:
    • - высота рабочей поверхности стола должна регулироваться в пределах 680 - 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм;
    • - рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, глубиной на уровне колен не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног не менее 650 мм;
    • - рабочий стул (кресло) должен быть подъемно - поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также - расстоянию спинки от переднего края сиденья;
    • - рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов; поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм;
    • - рабочее место с персональным компьютером должно быть оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов.
  • 8. Для нормализации аэроионного фактора помещений с компьютерами необходимо использовать устройства автоматического регулирования ионного режима воздушной среды.
  • 9. Женщины со времени установления беременности и в период кормления грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием компьютеров, не допускаются.
  • 10. За невыполнение данной Инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно правилам внутреннего трудового распорядка или взысканиям, определенным Кодексом законов о труде Республики Беларусь.

Требования безопасности перед началом работы

  • 1. Подготовить рабочее место.
  • 2. Отрегулировать освещение на рабочем месте, убедиться в отсутствии бликов на экране.
  • 3. Проверить правильность подключения оборудования к электросети.
  • 4. Проверить исправность проводов питания и отсутствие оголенных участков проводов.
  • 5. Убедиться в наличии заземления системного блока, монитора и защитного экрана.
  • 6. Протереть антистатической салфеткой поверхность экрана монитора и защитного экрана.
  • 7. Проверить правильность установки стола, стула, подставки для ног, пюпитра, угла наклона экрана, положение клавиатуры, положение "мыши" на специальном коврике, при необходимости произвести регулировку рабочего стола и кресла, а также расположение элементов компьютера в соответствии с требованиями эргономики и в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела.

Требования безопасности во время работы

  • 1. Работнику при работе на ПК запрещается:
    • - прикасаться к задней панели системного блока (процессора) при включенном питании;
    • - переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;
    • - допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств;
    • - производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования;
    • - работать на компьютере при снятых кожухах;
    • - отключать оборудование от электросети и выдергивать электровилку, держась за шнур.
  • 2. Продолжительность непрерывной работы с компьютером без регламентированного перерыва не должна превышать 2-х часов.
  • 3. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно - эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотонического утомления выполнять комплексы упражнений.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

  • 1. Во всех случаях обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений, появления гари, немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации руководителю.
  • 2. Не приступать к работе до устранения неисправностей.
  • 3. При получении травм или внезапном заболевании немедленно известить своего руководителя, организовать первую доврачебную помощь или вызвать скорую медицинскую помощь.

Требования безопасности по окончании работы

  • 1. Отключить питание компьютера.
  • 2. Привести в порядок рабочее место.
  • 3. Выполнить упражнения для глаз и пальцев рук на расслабление.

Сегодня в каждой организации есть компьютеры. Работая с электронно-вычислительной техникой, помните, что ее питание происходит от электросети. Поэтому очень важно соблюдать технику безопасности при работе с устройством.

Компьютер не только помогает быстро обрабатывать информацию. Эта техника негативно влияет на здоровье человека, особенно на глаза. Специалисты утверждают, что хорошее зрение и компьютер – несовместимые показатели . Следует помнить, что длительная работа за компьютером может вызвать умственную и эмоциональную перегрузку.

Доказано, что компьютер – это мощный источник излучения . Монитор является основным источником негативного влияния на здоровье человека. Лучевая трубка устройства создает рентгеновское (ионизирующее) излучение.

Максимально снизить этот показатель позволяет надежная экранизация современных мониторов. Благодаря этому воздействие излучения снижается до естественного радиационного фона.

Он способствует возникновению электростатического поля, электромагнетического, инфракрасного и ультрафиолетового излучения.

Работа с компьютерной техникой вызывает опасность возникновения:

  • риска поражения электричеством при замыкании;
  • возгорания;
  • шума от работающего устройства;
  • излучения.

Ионизирующее излучение негативно сказывается на организме человека. Часто у людей, работающих у компьютера, значительно снижается работоспособность, возникают сильные головные боли. Поэтому специалисты рекомендуют находиться человеку минимум на расстоянии 60 см от монитора .

А вот электростатическое поле благотворно влияет на скопление и образование пыли и аэрозольных частиц не только на окружающей мебели, но и на теле пользователя. По этой причине у людей возникает сухость кожных покровов, аллергические реакции.

В статье 212 Трудового кодекса РФ указано, что каждый работодатель обязан разработать и утвердить инструкцию по охране труда.

Кроме того, все работники на предприятии должны быть ознакомлены с данным документом. Другими словами, каждый руководитель должен утвердить специальный документ, в котором будут указаны все выполнения трудовых операций с электронной техникой.

Информационный лист должен находиться на видном месте. В инструктаже должно быть описано полный цикл взаимодействия вычислительной техники и человека. Он включает в себя не только особенности работы с устройством, но и установку сервисной службой и утилизацию вышедшей из строя техники.

Руководители некоторых отраслей хозяйственной деятельности пользуются типовыми инструкциями по охране труда. К примеру, инструкция по охране труда при работе на ПК ТОИ Р-45-084-01, утвержденная Приказом Минсвязи РФ от 02.07.2001 №162 .

Общие правила

Правильная работа за компьютером — это, прежде всего, хорошая осанка. Ведь сидеть в одной позе длительное время очень тяжело. Тело устает, возникает боль в плечевых суставах и позвоночнике. Поэтому необходимо правильно выбрать компьютерное кресло. Его конструкция должна правильно и равномерно распределять вес всего тела. Таким образом, нагрузка на позвоночник и мышцы будет незначительной.

При работе за компьютерным столом следует обратить внимание на положение рук . Руки должны быть расположены под углом 90 0 по отношению к клавиатуре . Такое положение не вызовет усталости в мышцах и болевых ощущений в локтевых суставах, предплечьях и кистях.

Желательно, чтобы в помещении было естественное освещение – дневной свет . Рабочее место должно быть расположено таким образом, чтобы свет из окна падал на стол с левой стороны от пользователя. Следует установить хорошие приборы электрического освещения.

Инструктаж по технике безопасности представлен ниже.

Нормы работы для учащихся

Компьютеры сегодня есть в каждом доме. Можно смело сказать, что это устройство позволяет значительно расширить кругозор, узнать много полезной информации. Но дети часто используют компьютер в развлекательных целях. Поэтому родители должны постоянно контролировать период использования техники детьми.

Сколько времени ребенку можно находиться перед монитором?

  • 1-3 класс – до 45 минут в неделю;
  • 4-6 класс – до 1,5 часа в неделю;
  • 7-9 класс – до 2,5 часа в неделю;
  • 9-11 класс – до 6 часов в неделю.

Перед началом работы с устройством

Если техника используется ежедневно, не стоит терять бдительности. Перед включением необходимо убедиться в том, что в зоне досягаемости нет оголенных шнуров . Они будут создавать на рабочем месте не только дискомфорт, но и опасность возникновения короткого замыкания.

Если на устройстве есть видимые повреждения, нельзя начинать работу с ним. Следует сразу же обратиться в сервисный центр за специализированной помощью.

На рабочем столе должно быть аккуратно и убрано. Использованию клавиатуры и мышки ничего не должно мешать.

Экран должен быть чистым. Запрещается ставить на системный блок предметы . Они могут нарушить работу устройства.

Компьютер – это электроприбор, поэтому на него распространяются все основные правила безопасности при работе с электрическими устройствами.

  1. Запрещается размещать на проводах вещи.
  2. Нельзя переставлять без особой нужды провода.
  3. Запрещается держать возле составляющих компьютера емкости с жидкостью. Это касается кофейных автоматов, кулеров. Они должны быть размещены вдали от рабочего места. Если на устройство прольется вода, возникнет опасность замыкания.
  4. За рабочий стол нельзя садиться с мокрыми руками.
  5. Удалять пыль с поверхности компьютера необходимо тогда, когда устройство выключено.
  6. Категорически запрещается снимать корпус с устройства, когда он включен в электросеть. А ремонтными работами должен заниматься только специалист.
  7. За рабочим столом нельзя употреблять пищу, курить.
  8. Если появился незначительный запах гари в помещении, следует быстро отключить компьютер и обратиться к специалисту.

Каждый пользователь ПК должен знать основные правила работы , которые помогут минимизировать негативное влияние на организм.

  1. Клавиатура должна находиться дальше от края стола на 25 см.
  2. Расстояние до монитора — минимум 60 см.
  3. Стул необходимо расположить таким образом, чтобы спина немного прикасалась к его спинке.
  4. Следует правильно подобрать высоту сидения, чтобы осанка была ровной. При этом локти должны быть согнуты под углом 90 0 , а в кистях не должно быть напряжение.
  5. Ноги должны быть распрямлены вперед и упираться в пол. Если рост не позволяет пользователю поставить ровно ноги на пол, можно использовать специальную подставку.
  6. Обязательно следует проследить за тем, чтобы можно было регулировать угол наклона монитора.
  7. Регулярно необходимо проводить зарядку. Достаточно уделить всего 5 минут в час. Необходимо подняться, размять суставы и мышцы.
  8. Следует проводить зарядку и для глаз. Необходимо моргать, двигать глазами в стороны, по кругу. Специалисты рекомендуют смотреть в окно, меняя фокус зрения.

В аварийной ситуации

Каждый пользователь ПК должен быть бдительным на рабочем месте. Ведь это позволит избежать неприятных ситуаций, сохранить целостность техники и свое здоровье.

  • Если появились какие-либо неполадки в электроснабжении, следует сразу отключить устройство о сети.
  • В офисе должно быть необходимое количество ведер и огнетушителей. Персонал должен знать об их местоположении.
  • Если обнаружили оголенный провод, всех работников следует оповестить об этом, чтобы не допустить контакта с ним кого-нибудь. Также следует незамедлительно вызвать специалиста и устранить данную проблему.
  • Если сотрудника поразило током, следует сразу оказывать первую медицинскую помощь. Проводят внешний интенсивный массаж сердца, делают искусственное дыхание. Обязательно нужно вызвать скорую помощь.

К завершению своего рабочего дна, следует правильно закрыть все программы. Помните, из системного блока необходимо изъять активные носители информации – флешки и диски. Порядок отключения всех составляющих компьютера: системный блок – периферия – общее питание.

При отключении электропитания, необходимо крепко держаться за корпус штепсельной вилки. Категорически запрещается тянуть за провод.

После отключения устройства необходимо вытереть рабочее место влажной тканью из микрофибры.

Требования к рабочему месту

Особое внимание следует уделить требованиям к рабочему месту: расположению монитора, клавиатуры, стула, стола и т.д.

Размещение монитора

  • Монитор компьютера должен быть размещен по центру относительно пользователя.
  • Размещают экран таким образом, чтобы пользователь мог дотянуться кончиками пальцев до верхнего угла устройства. Если диагональ дисплея более 20 дюймов, расстояние увеличивается.
  • Дневной свет не должен создавать на экране блики.
  • Если в офисе компьютерные столы стоят в 2 ряда, следует устанавливать защитный экран, который устранит избыточное облучение.

Выбор кресла

Кресло – важная составляющая рабочего места . Правильно выбранный стул поможет предотвратить перенапряжение мышц, улучшит кровоток и дыхание работника. Сидеть за рабочим столом нужно прямо, не сутулясь.

Выбирать кресло нужно в зависимости от роста пользователя и времени его пребывания за ПК . Оно должно не только обеспечивать правильное расположение спины, но и быть комфортным.

Выбирая кресло, проследите, чтобы его структура была жесткой. Это способствует хорошему кровообращению в малом тазу.

Выбор очков для работы с компьютером

Для защиты глаз от негативного влияния компьютера можно использовать очки. Выбирают их только у специалиста. Ведь используя неподходящую модель, ваш организм будет постепенно подстраиваться под них. Таким образом, можно ухудшить зрение.

Выбирать очки для работы с компьютером следует учитывая, сколько времени вы проводите за монитором. Если большую часть дня вы обрабатываете информацию, лучше выбирать модель, которая уберет полутона и усилит контраст. Если вы работаете с графическими редакторами, лучше отдать предпочтение очкам, которые максимально будут передавать цвет изображения.

Акустика

Акустический шум – неотъемлемая часть работы с ПК. Он незначительно влияет ультразвуком на барабанные перепонки. Поэтому работодатель должен предотвратить возникновение слуховой травмы у сотрудников, снизив уровень шума при помощи звукопоглощающих материалов.

Площадь рабочего места

Для одного сотрудника необходимо выделить площадь рабочего места минимум 6 м 2 . Компьютерную проводку нельзя размещать рядом с отопительными приборами. Системный блок должен стоять в специальном отсеке, который не будет препятствовать хорошей вентиляции устройства.

Дополнительная информация представлена в данном видео.

Требования по электрической безопасности.

Персональный компьютер - электроприбор. От прочих электроприборов он отличается тем, что для него предусмотрена возможность длительной эксплуатации без отключения от электрической сети. Кроме обычного режима работы компьютер может находиться в режиме работы с пониженным электропотреблением или в дежурном режиме ожидания запроса. В связи с возможностью продолжительной работы компьютера без отключения от электросети следует уделить особое внимание качеству организации электропитания.

  1. Недопустимо использование некачественных и изношенных компонентов в системе электроснабжения, а также их суррогатных заменителей: розеток, удлинителей, переходников, тройников. Недопустимо самостоятельно модифицировать розетки для подключения вилок, соответствующих иным стандартам. Электрические контакты розеток не должны испытывать механических нагрузок, связанных с подключением массивных компонентов (адаптеров, тройников и т. п.).
  2. Все питающие кабели и провода должны располагаться с задней стороны компьютера и периферийных устройств. Их размещение в рабочей зоне пользователя недопустимо.
  3. Запрещается производить какие-либо операции, связанные с подключением, отключением или перемещением компонентов компьютерной системы без предварительного отключения питания.
  4. Компьютер не следует устанавливать вблизи электронагревательных приборов и систем отопления.
  5. Недопустимо размещать на системном блоке, мониторе и периферийных устройствах посторонние предметы: книги, листы бумаги, салфетки, чехлы для защиты от пыли. Это приводит к постоянному или временному перекрытию вентиляционных отверстий.
  6. Запрещается внедрять посторонние предметы в эксплуатационные или вентиляционные отверстия компонентов компьютерной системы.
Особенности электропитания монитора. Монитор имеет элементы, способные сохранять высокое напряжение в течение длительного времени после отключения от сети. Вскрытие монитора пользователем недопустимо ни при каких условиях. Это не только опасно для жизни, но и технически бесполезно, так как внутри монитора нет никаких органов, регулировкой или настройкой которых пользователь мог бы улучшить его работу. Вскрытие и обслуживание мониторов может производиться только в специальных мастерских.

Особенности электропитания системного блока.

Все компоненты системного блока получают электроэнергию от блока питания. Блок питания ПК - это автономный узел, находящийся в верхней части системного блока. Правила техники безопасности не запрещают вскрывать системный блок, например при установке дополнительных внутренних устройств или их модернизации, но это не относится к блоку питания. Блок питания компьютера - источник повышенной пожаро-опасности, поэтому вскрытию и ремонту он подлежит только в специализированных мастерских.
Блок питания имеет встроенный вентилятор и вентиляционные отверстия. В связи с этим в нем неминуемо накапливается пыль, которая может вызвать короткое замыкание. Рекомендуется периодически (один - два раза в год) с помощью пылесоса удалять пыль из блока питания через вентиляционные отверстия без вскрытия системного блока. Особенно важно производить эту операцию перед каждой транспортировкой или наклоном системного блока.

Система гигиенических требований.

Длительная работа с компьютером может приводить к расстройствам состояния здоровья. Кратковременная работа с компьютером, установленным с грубыми нарушениям гигиенических норм и правил, приводит к повышенному утомлению. Вредное воздействие компьютерной системы на организм человека является комплексным. Параметры монитора оказывают влияние на органы зрения. Оборудование рабочего места влияет на органы опорно-двигательной системы. Характер расположения оборудования в компьютерном классе и режим его использования влияет как на общее психофизиологическое состояние организма, так и им органы зрения.

Требования к видеосистеме.

В прошлом монитор рассматривали м основном как источник вредных излучений, воздействующих прежде всего на глаза. Сегодня такой подход считается недостаточным. Кроме вредных электромагнитных излучений (которые на современных мониторах понижены до сравнительно безопасного уровня) должны учитываться параметры качества изображения, а они определяются не только монитором, но и видеоадаптером, то есть всей видеосистемы в целом.

Требования к рабочему месту.

В требования к рабочему месту входят требования к рабочему столу, посадочному месту (стулу, креслу), Подставкам для рук и ног. Несмотря на кажущуюся простоту, обеспечить правильное размещение элементов компьютерной системы и правильную посадку пользователя чрезвычайно трудно. Полное решение проблемы требует дополнительных затрат, сопоставимых по величине со стоимостью отдельных узлов компьютерной системы, поэтому и биту и на производстве этими требованиями часто пренебрегают.
Несмотря на то, что школьники проводят в компьютерном классе сравнительно немного времени, обучить их правильной гигиене труда на достойном примере очень важно, чтобы полезные навыки закрепились на всю жизнь. Это не просто требование гигиены, а требование методики.


Требования к организации занятий.

Экран монитора - не единственный источник вредных электромагнитных излучений. Разработчики мониторов достаточно давно и успешно занимаются их преодолением. Меньше внимания уделяется вредным побочным излучениям, возникающим со стороны боковых и задней стенок оборудования. В современных компьютерных системах эти зоны наиболее опасны.
Монитор компьютера следует располагать так, чтобы задней стенкой он был обращен не к людям, а к стене помещения. В компьютерных классах, имеющих несколько компьютеров, рабочие места должны располагаться по периферии помещения, оставляя свободным центр. При этом дополнительно необходимо проверить каждое из рабочих мест на отсутствие прямого отражения внешних источников освещения. Как правило, добиться этого для всех рабочих мест одновременно достаточно трудно. Возможное решение состоит в использовании штор на окнах и продуманном размещении искусственных источников общего и местного освещения.
Сильными источниками электромагнитных излучений являются устройства бесперебойного питания. Располагать их следует как можно дальше от посадочных мест пользователей.

В организации занятий важную роль играет их продолжительность, от которой зависят психофизиологические нагрузки. Для школьников старших классов продолжительность сеанса работы с компьютером не должна превышать 30 минут, для школьников младших классов - 20 минут. Остальное время урока информатики отводится общению с учителем и учебными пособиями.
В связи с нехваткой оборудования в компьютерных классах иногда проводят групповые занятия, во время которых двое-трое учащихся занимаются на одном рабочем месте. Этот организационный прием недопустим с гигиенической точки зрения. Некоторым учащимся приходится располагаться сбоку от монитора, что негативно сказывается как на органах зрения, так и на опорно-двигательной системе. Учебный процесс необходимо планировать так, чтобы каждый учащийся имел возможность освоить правильные приемы работы с компьютером.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...