Принципы экологической безопасности. Экологическая безопасность


Гарантией, обеспечивающей выполнение требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности по удалению названных выше видов отходов, служит проведение государственной экологической экспертизы экологических обоснований соответствующих лицензий.[ ...]

Гарантии экологических прав человека - это система государственных и общественных (в том числе международных) организационно-правовых мер, обеспечивающих реализацию законных прав человека в процессе взаимодействия его с природой.[ ...]

Гарантии реализации экологических прав граждан.[ ...]

Гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, В учреждениях, организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Они направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с цей; другими словами, на обеспечение экологической безопасности.[ ...]

Гарантией реализации общих и отраслевых принципов государственной и социальной политики в сфере обеспечения экологической безопасности является придание им административно-правового характера и возложение на органы государственной власти любого уровня и общественные организации юридической обязанности их соблюдения.[ ...]

ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ - включают обязанности гос. органов должностных лиц, а также страхование, возмещение вреда, осуществление гос. контроля, привлечение к ответственности и др. Основным гарантом реализации конституционных прав граждан, в т. ч. права на благоприятную окружающую среду, является Президент РФ.[ ...]

В экологическом страховании используется эффект рассредоточения риска во времени и пространстве. Уплачивая страховые премии, величина которых относительно необременительна для страхователя, последний перекладывает гарантию возмещения убытков третьим лицам на страховщика, причем возмещаемый ущерб может многократно превосходить взносы страхователя. Страховщик же учитывает то, что аварии носят вероятностный характер, как правило, они не происходят одновременно на одном и том же предприятии.[ ...]

Для гарантии экологического благополучия необходимо усилить экологические аспекты в использовании земли, ввести экономические санкции за снижение почвенного плодородия, перейти на адаптивно-ландшафтное земледелие, ввести методы стимулирования рационального землепользования.[ ...]

Лучшей гарантией экологических прав граждан является их осведомленность о состоянии и перспективах изменения окружающей среды. Для этого общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды по единой системе осуществляет сбор, хранение, поиск и обработку информации о состоянии атмосферного воздуха, других природных ресурсов. Заинтересованные государственные и общественные органы, предприятия и организации обеспечиваются систематической информацией и прогнозами об уровнях загрязнения атмосферы под влиянием хозяйственной деятельности и метеорологических условий. Если в результате неблагоприятного сочетания различных факторов и вредных воздействий на воздух в отдельных районах возникает угроза здоровью людей, об этом немедленно сообщается заинтересованным учреждениям и организациям, и они переводят на специальный режим или временно приостанавливают работу предприятий и транспорта с целью снижения интенсивности выбросов, осуществляют в необходимых случаях временную эвакуацию населения.[ ...]

Одна из гарантий реализации данных требований - соблюдение деления лесов на группы по их хозяйственному и экологическому значению. Выделение соответствующих лесов в первую группу означает запрет на заготовку леса путем вырубки. Другой гарантией служит расчетная лесосека, позволяющая использовать принцип неистощительности лесов. Важное значение имеет требование лесного законодательства о необходимости соблюдения расчетной лесосеки на уровне одного лесхоза, т. е. о недопустимости замены и компенсации недоруба леса в одном регионе за счет переруба в другом.[ ...]

Материалы экологических обоснований инвестиций в природоохранные мероприятия (ПОМ) на предпроектном этапе используются для разработки бизнес-плана, обеспечивающего подтверждение гарантии по кредитам, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, переговоров с государственными и местными органами исполнительной власти о предоставлении ему субсидий и налоговых и иных льгот согласно природоохранному законодательству. В обосновании должны выполняться альтернативные проработки, включающие расчеты по экологической безопасности проживания населения, рациональному землепользованию, улучшению экологической обстановки, оценке последствий эксплуатации объекта и др.[ ...]

Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.[ ...]

Обострение экологической обстановки, возрастание роли взаимодействия общества и природы привели к необходимости появления в числе внутренних функций государства самостоятельной экологической функции. Главное назначение экологической функции государства выражается в обеспечении научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, в создании необходимых гарантий реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни человека природную среду.[ ...]

Безопасность экологическая - 1) обеспечение гарантии предотвращения экологически значимых катастроф и аварий благодаря совокупности действий, состояний и процессов, прямо или косвенно не приводящих к этим событиям; 2) степень соответствия существующих или прогнозируемых экологических условий задачам сохранения здоровья населения и обеспечения длительного и устойчивого социально-экономического его развития; 3) комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающих экологический баланс на Земле и в любых ее регионах на уровне, к которому физически, социально-экономически, технологически и политически готово человечество. Б.э. может быть рассмотрена в глобальных, региональных, локальных и условно-точечных рамках, в т.ч. в пределах государств и их подразделений.[ ...]

Существенной гарантией этических норм лесопользования в деле охраны лесов и их рационального использования является оптимальное сочетание основных направлений государственной экологической политики с принципами и методами экологического лесопользования. Это позволит устранить ошибки, допущенные в прошлом по отношению к лесным ресурсам, и определить оптимальный режим ведения лесного хозяйства. Естественно, в таких условиях огромное теоретическое и практическое значение приобретает проблема установления гармоничных связей между экологическим направлением и экономикой лесопользования, между потребностями экономического развития и необходимостью защиты и улучшения лесных ресурсов.[ ...]

Оценка уровня экологического риска является необходимым показателем, используемым при оценке качества окружающей природной среды. Государственная экологическая экспертиза при утверждении технико-экономического обоснования проектов, размещения объектов и т. д., проверяет обеспечение в них допустимого экологического риска и его гарантии.[ ...]

Президент РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, включая и их экологические права. Одним из полномочий Президента РФ является право формировать и возглавлять Совет Безопасности РФ (ст.83 ж) Конституции РФ). Аппарат Совета Безопасности РФ входит в структуру Администрации Президента РФ как самостоятельное подразделение.[ ...]

Закон закрепляет гарантии эффективности государственной экологической экспертизы. Ее требования распространяются на две группы субъектов. Во-первых, на тех, кому адресовано экспертное заключение. Тем самым подкрепляется его обязательный, а не рекомендательный характер. Во-вторых, предусматривается ответственность тех, кто выносит экспертное заключение, что способствует повышению качества экспертизы.[ ...]

Смежным с понятием государственной экологической политики является понятие экологической функции государства. М. М. Бринчук определяет ее как деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Экологическая функция государства выражается в том, чтобы обеспечить сбалансированное соотношение экологических и экономических интересов общества и предоставить необходимые гарантии для реализации (и защиты) прав человека на благоприятную для жизни природную среду. А. С. Шестерюк, к примеру, считает основной стратегической целью экологической политики обеспечение стабилизации обстановки, выхода из состояния, близкого к катастрофическому, и последующие улучшения качества окружающей среды, соответствующего мировым стандартам. С этим мнением трудно не согласиться, учитывая сегодняшние российские реалии.[ ...]

В Российской Федерации государственные гарантии экологических прав сводятся к страхованию граждан, образованию государственных и общественных фондов, контролю и наблюдению за состоянием природной среды, содействию исполнительных органов гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей.[ ...]

Установление стандарта является важным экологическим актом. В тех случаях, когда технология позволяет обеспечить выполнение более высоких требований при небольших затратах, это должно быть в виде дополнительных гарантий безопасности учтено в стандарте. Так, современные бактериологические стандарты на питьевую воду являются более строгими, чем это необходимо.[ ...]

Достижение этих общих целей обеспечения экологической безопасности Российской Федерации, а, по существу, создание социально-экономических и конституционно-правовых гарантий их реализации может быть успешным лишь в том случае, если экологическая политика государства будет ориентироваться на достижение определенных, жизненно важных приоритетов, т.е. на обеспечение целей и задач устойчивого, а равно и безопасного с экологической точки зрения развития природы, общества и человека.[ ...]

Органической частью современной концепции экологической безопасности в Российской Федерации, которая предполагает изменение традиционных подходов к охране окружающей среды, является международно-правовое сотрудничество в обеспечении всеобъемлющей системы международной безопасности, предполагающее создание комплекса правовых, организационных и материальных государственно-правовых гарантий экологических прав человека и его защиты от вредного воздействия, источники которого расположены за пределами государства.[ ...]

Залоговый депозит используется с целью обеспечения гарантий выполнения экологических требований загрязнителями или природопользователями. Они должны внести депозит в форме залога. Залог возвращается, когда обязательства выполнены.[ ...]

Документом, который отражает результаты проведения экологического аудита, является Заключение, состоящее из нескольких стандартных разделов, констатирующих правовые и организационные аспекты конкретного аудита, характеристики и информацию по экологически значимой деятельности предприятия, например, по контролю за обращением с отходами и т.п., подробное описание проведенных практических и теоретических работ, отчет о финансовых затратах, различные гарантии и подтверждение качества Заключения и т.д.[ ...]

Образование и подготовка в области охраны окружающей среды нужны как гарантия того, что все сотрудники обладают надлежащими и современными знаниями о законодательных и других регламентных требованиях, внутренних нормативах, а также о политике и целевых экологических показателях организации. Уровень и детальные подробности подготовки могут варьироваться в зависимости от стоящей задачи.[ ...]

К общим принципам государственной и социальной политики в области обеспечения экологической безопасности можно отнести: единство и оптимальное соотношение централизованных и децентрализованных форм и методов проведения государственной и социальной политики в области обеспечения экологической безопасности; создание социально-экономических и государственноправовых (в частности, административно-правовых) гарантий прав граждан на благоприятную среду обитания и т.д.[ ...]

Новое в законодательстве - введение раздела о праве граждан на здоровую, благоприятную среду. Гарантами этого служат нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также система экологического контроля за их соблюдением. Обеспечивается право граждан проживать в благоприятных природных условиях, устраняются ограничения на прописку для проживания в регионах, наиболее благоприятных для здоровья конкретного гражданина, обеспечивается право на получение земельного участка для строительства дома, ведения личного подсобного или фермерского хозяйства.[ ...]

Соотношение государственно-правовых и социальных (социально-психологических) элементов в структуре экологической политики является самостоятельной задачей государственной политики, а установление критериев данного соотношения позволяет судить о действующих в обществе реальных социальных и государственноправовых гарантиях реализации экологических прав граждан.[ ...]

Страхование является одним из механизмов сбалансированного подхода к природопользованию, обеспечения экологической безопасности, гарантий инвестиций в высокорисковые виды технологических процессов. Потребность в экологическом страховании объясняется тем, что практически невозможно привлечь лиц, причиняющих вред, к оперативной финансовой ответственности по компенсации убытков и ликвидации последствий аварий, катастроф и вредного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду из-за отсутствия необходимых средств. Экострахование - механизм аккумулирования средств как для финансирования превентивных мероприятий, так и последующего покрытия затрат, возникающих при страховых ситуациях .[ ...]

Строгое соблюдение величин ПДК и ВДК в отдельных компонентах биосферы и продуктах питания еще не является гарантией сохранения здоровья людей и обеспечения чистоты окружающей среды. В последние годы ПДК многих химических соединений неоднократно пересматривались и в подавляющем большинстве случаев - в сторону их уменьшения. Кроме того, известно, что многие живые организмы и растения значительно чувствительнее к загрязняющим веществам, чем люди. Поэтому в будущем нормативы содержания химических соединений в окружающей среде должны устанавливаться не только с санитарно-гигиенических, но с экологических позиций, что неизбежно приведет к дальнейшему снижению величин ПДК и ВДК.[ ...]

Сама охрана окружающей среды не является самоцелью - ее главная задача заключается в обеспечении реальных гарантий прав человека и гражданина на здоровую и благоприятную окружающую среду, экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.[ ...]

Важнейшим элементом включения гражданско-правовых отношений в сферу оценки и компенсации ущерба является система экологического страхования. При этом страховым возмещением ущерба является сумма, выплачиваемая страховщиком в покрытие ущербов вследствие страховых случаев. Гарантией компенсации ущерба служит перестрахование экологического риска, а также другие элементы страхового дела в условиях рынка.[ ...]

Таким образом, в действующем государственно-правовом механизме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав человека.[ ...]

Конституция РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана окружающей среды - важный фактор обеспечения охраны здоровья. Гарантиями такого обеспечения являются в соответствии с ч. 2 ст. 41 финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систём здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.[ ...]

В раджах данной программы представляются субсидии Линсккм предприятиям и обществам при условии, что инвестиции содействуют главным образом применению финской экологической технологии. Совместные проекты должны бить реализованы главным обпязом местными усилиями. Финское государство может предоставлять для совместных проектов в области охраны окружающей среды выделенные для этих целей ассигнования, как правило, не больше 50!? от общий стоимости финской части проекта. Другая форма оказания помощи - предоставление субсидий для уплаты процентов за кредиты. Центр государственных гарантий Финляндии уполномочен щюдоставить гарантии для кредитов, предназначенных для экологических проектов. Предназначенная зарубежным предприятим или обществам субсидия выплачивается финскому исполнителю.[ ...]

Взаимодействуя со страховыми компаниями, инвестиционные компании должны обеспечивать также предоставление льготных ссуд и субсидий для осуществления приоритетных экологических мероприятий и гарантий по ссудам банков для этих целей.[ ...]

Несмотря на уже имеющиеся нормы, для России важно обсудить вопрос о необходимости принятия специального акта в форме федерального закона, регулирующего понятие, правовой статут, процедуры собирания и предоставления экологической информации, гарантии прав граждан, обязанности органов государственной власти и управления в этой сфере. Полезным для этого может быть использование международных и Зарубежных достижений.[ ...]

Неоднократно предлагались некоторые меры по устранению этих недостатков - правовая подготовка законодателей, обеспечение процедур подготовки, обсуждения и принятия законопроектов, учета общественного мнения, механизм и гарантии экологического информирования населения (см.: С.А. Боголюбов. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Норма, 1999; его же - Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных объединений.[ ...]

Результаты расчета свидетельствуют о том, что кроме выигрыша в капитальных вложениях (8% стоимости затрат) сокращается на 45% протяженность коммуникаций, а в составе коридоров отсутствуют агрессивные пластовые флюиды, что является гарантией экологической безопасности промысла. Во втором варианте отсутствует перекачка пластовых вод от кустовых площадок к пунктам сепарации нефти и обратно, что дает экономию электроэнергии около 520 тыс. кВт ■ ч/год.[ ...]

Кроме того, строительство и эксплуатация объектов нефтяной и газовой отрасли допускаются только при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительных заключений государственной экологической экспертизы и финансовых гарантий реализации таких проектов.[ ...]

В рамках сформировавшейся общественной системы эти генеральные цели действительно определяли характер экономического развития. Вот только характер системы помешал достигнуть и высокой производительности труда, и «полного благосостояния», не говоря уже о создании благоприятных социально-экологических условий для людей и сохранности природных богатств страны. Обсуждавшиеся в последнее время проекты новой Конституции России, кроме провозглашения права человека на здоровую среду обитания, также не содержат конституционных гарантий экологической безопасности и экологической обеспеченности социально-экономического развития.[ ...]

Поскольку расчет рассеивания загрязняющих (вредных) веществ, выбрасываемых промышленными (транспортными или иными) объектами в атмосферу достаточно объемен, он проводится на ЭВМ по одной из специально отобранных и аттестованных универсальных программ. Такими, в частности, являются специализированные программы экологических расчетов серий «Эколог» и «Гарант».[ ...]

Человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС, вызванного экономикой, является центральной темой Закона РФ об охране ОПС. В нем человек предстает не только как субъект активной преобразовательной деятельности, но и как объект воздействия отрицательных последствий собственной хозяйственной деятельности. Впервые в экологическом законодательстве и конкретно в данном Законе выделен особый раздел, где характеризуется право граждан на здоровую и благоприятную ОПС. Это право раскрывается как сложный эколого-правовой комплекс, который включает три аспекта экологических прав человека: на здоровую среду, на благоприятную для жизни среду, на активное участие в охране ОПС. Разумеется, эти права останутся просто декларацией, если не будут обеспечены реальными гарантиями их выполнения. Таковыми служат утверждаемые государством нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и здоровье человека, а также существующая система экологического контроля за их соблюдением и ответственности за их невыполнение. Право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС, юридически оформленное в статье 11 упомянутого Закона, относится к числу важнейших субъективных прав граждан. Оно определяет показатель качества жизни человека и степень демократичности современного общества.

Куликов К.И., директор Департамента экологического консалтинга компании "Финансовый и организационный консалтинг"

Понятие экологической безопасности (ЭБ) формулируется в Законе РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следующим образом: «экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий».

Обеспечение ЭБ территорий и населения региона основано на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Этим принципом признается отсутствие «абсолютно безопасных» технологий, производств, видов хозяйственной и иной деятельности.

Отсюда следует важнейший вывод: любая намечаемая и осуществляемая хозяйственная деятельность несет в себе угрозу ЭБ.

Обеспечение ЭБ на любом уровне (отдельного предприятия, города, региона) - сложный комплексный и многостадийный процесс. Он базируется на выполнении ряда обязательных условий, таких как:

  • неуклонное соблюдение существующего в том или ином государстве законодательства (не только экологического), а также норм международного права;
  • серьезная научно-методическая основа, позволяющая практически реализовывать и обеспечивать как систему контроля, так и технологические и иные нормы промышленных и других производств, воздействующих на окружающую среду;
  • экологическая культура и сознание всего общества.

В Указе Президента РФ «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» подчеркивается, что «к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:

  • рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;
  • предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;
  • предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;
  • экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;
  • безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;
  • создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации».

При этом основными объектами национальной безопасности устанавливаются:

  • личность - ее права и свободы;
  • общество - материальные и духовные ценности;
  • государство - конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Очевидно, что проблему обеспечения ЭБ следует рассматривать в рамках наиболее крупной проблемы - национальной безопасности в целом. Она тесно взаимосвязана с государственной, общественной, оборонной, информационной и иными видами безопасности страны и регионов, ее составляющих, в том числе Дальневосточного, разработка концепции ЭБ которого и была поручена компании «Финансовый и организационный консалтинг».

Известно, что в процессе практической деятельности по реализации интересов объективно возникают противоречия между индивидами, слоями общества, классами, государствами в результате их взаимодействия в ходе общественного развития. Результатом противоречий и интересов различных субъектов по отношению к компонентам окружающей среды является появление угроз ЭБ .

Категория «угроза» имеет не меньшее значение в теории национальной безопасности, чем категория «жизненно важные интересы». Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности имеют первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.

«Угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.» Угроза ухудшения экологической ситуации и истощения природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России в целом и различных ее регионов эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

При решении вопросов обеспечения ЭБ, особенно имеющей техногенную основу, важнейшим фактором для управления и оценки складывающейся ситуации является процедура оценки и управления рисками, т.к. экологическая опасность (как и многие другие виды опасностей) характеризуется интегральной оценкой - риском.

Оценка риска - это последовательное, системное рассмотрение всех аспектов воздействия анализируемого фактора на здоровье человека или состояние окружающей среды, включая обоснование допустимых уровней воздействия.

Управление риском - это разработка и реализация мероприятий по снижению риска. Цель управления риском - уменьшение возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе реализации принятых решений до приемлемого уровня. Сам уровень приемлемого риска определяется с помощью математических моделей или экспертным путем.

Внедряя в любом регионе систему ЭБ, основанную на данных принципах, необходимо иметь в виду, что под приемлемым риском понимается такой уровень риска, который был бы оправдан с точки зрения экономических и социальных факторов, т.е. приемлемый риск - это риск, с которым общество в целом готово мириться ради получения определенных благ в результате своей деятельности.

При этом необходимо учитывать, что уровень риска, влияющий в том числе на степень ЭБ, связан, прежде всего, с безаварийной деятельностью промышленных, оборонных и других предприятий и с соблюдением экологических нормативов их деятельности.

При обеспечении ЭБ важнейшую роль также играет законодательное и нормативно методическое обеспечение . Только знание и неукоснительное исполнение существующей законодательной и нормативной базы, наряду с ее научно-методическим обеспечением, сможет способствовать развитию региона на единой основе в соответствии с основополагающими принципами управления.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Названные конституционные права граждан обеспечиваются выполнением государством своей экологической функции. Экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Кроме обязательного использования двух названных выше механизмов обеспечения ЭБ региона (оценка и управление рисками и нормативно-правовое управление), важно задействовать и экономические механизмы , стимулирующие природопользователей к выполнению требований природоохранного законодательства.

К таким механизмам относятся: снижение платы за использование природных ресурсов на предприятиях, использующих передовые природоохранные технологии; снижение налоговых нагрузок, субсидии и льготные кредиты для приобретения наиболее современных очистных сооружений и заводов по переработки отходов и т.п. Для этого, безусловно, необходима коррекция существующей законодательной основы в данной сфере.

При разработке генеральной схемы развития Дальневосточного региона необходимо соблюдение всех вышеперечисленных положений по обеспечению ЭБ территорий и населения.

Дальневосточный регион является уникальной природной территорией и обеспечивает биосферно-климатическую стабильность в регионе, вмещая при этом такой уникальный объект, как озеро Байкал, и обладает огромным ресурсным потенциалом. Необходимость в развитии региона с использованием этого потенциала неизбежно приводит к конфликту с основополагающими принципами охраны окружающей среды и обеспечения ЭБ. Неизбежное и естественное экономическое развитие региона диктует необходимость поиска компромиссов в решении проблем обеспечения ЭБ. Современный уровень понимания механизмов и путей достижения такого компромисса позволяет решать задачи экономического подъема и развития территории с минимальным вмешательством в окружающую среду, ее функционирование. Такой компромисс возможен на однозначном понимании и следовании принципам обеспечения ЭБ регионов, территорий и населения.

При решении проблем предотвращения и снижения ЭБ в Дальневосточном регионе угрозы, главным образом, связаны с:

  • уже существующей экологической обстановкой в перечисленных выше регионах и необходимостью рекультивации и санации загрязненных и нарушенных земель и водных объектов;
  • опасностью, исходящей от существующих источников негативного воздействия;
  • новыми производствами и объектами, размещение и экологические характеристики которых, особенно без проведения на должном уровне процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), могут значительно обострить, вплоть до катастрофической, экологическую обстановку в регионе.

Обеспечение ЭБ в Дальневосточном регионе также необходимо базировать на внедрении на предприятиях системы экологического менеджмента в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 19011. Повсеместное внедрение данного стандарта позволит руководству предприятиями осуществлять постоянный внутренний контроль за всеми экологически опасными параметрами и принимать адекватные необходимые меры по оптимизации работы соответствующих узлов и служб.

Для обеспечения ЭБ Дальневосточного региона необходимо использовать особые правовые способы и инструменты управления опасными антропогенными воздействиями, которые позволяют решать проблему охраны окружающей среды:

  • нормирование в сфере охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду;
  • экологическая экспертиза;
  • экологический мониторинг;
  • экологический аудит;
  • установление экологических требований к размещению и эксплуатации хозяйственных и иных объектов и некоторые другие способы.

При этом необходимо в полной мере реализовывать все возможности управления в сфере охраны окружающей среды, представляющие собой подзаконную исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, основной целью которой является организация обеспечения сохранения окружающей природной среды, ее восстановления и, в конечном итоге, обеспечение ЭБ.

Все названные общие принципы обеспечения ЭБ в регионе в обязательном порядке должны учитывать как наиболее современные и передовые технологии, так и физико-географические, климатические, геологические и иные особенности территорий, где они будут внедряться.

Анализ ситуации показал, что важнейшими вопросами и принципами, лежащими в основе обеспечения экологически безопасного функционирования Дальневосточного региона, с учетом его дальнейшего социально-экономического развития, без решения которых невозможно обеспечить ЭБ, являются следующие:

1. Высокая сейсмоопасность (в том числе опасность цунами) должна быть одним из важнейших критериев для проектирования и эксплуатации всех без исключения опасных техногенных объектов. При этом необходимо тщательно моделировать все экологические последствия и развития событий при разных сценариях сейсмообусловленного негативного развития событий (оценка, анализ и управление рисками).

2. Разрабатывая стратегию развития региона на длительный период, необходимо иметь в виду, что, по существующим оценкам, именно регионы Сибири, Дальнего Востока и арктического побережья наиболее пострадают от потепления. Природные катаклизмы, в причине возникновения которых велика роль климата, с каждым годом будут нарастать, и всем органам власти необходимо быть в состоянии готовности к последствиям изменения климата. В плане по минимизации последствий потепления необходимо дать квалифицированную оценку метеорологической ситуации в регионе, описать факторы риска, характерные для этой территории, и план действий. Потепление климата грозит населению нетипичными для регионов «южными» инфекциями, авариями на инженерных сетях, проложенных в зонах вечной мерзлоты.

3. Проблемы обеспечения ЭБ в регионе неразрывно связаны с существующими экологическими проблемами вокруг озера Байкал. Необходимо принять все меры, полностью исключающие негативное воздействие на озеро и водосборные площади. Для выполнения этой задачи уже существует ряд программ, в том числе государственных, анализ невыполнения или плохого выполнения которых не входит в задачи данной Стратегии. При этом необходимо сказать, что к выполнению этих программ необходимо подойти с государственных и даже общемировых позиций, исключающих частные экономические выгоды.

4. Особое внимание необходимо уделять крупным существующим производствам и проектам, затрагивающим инфраструктурные изменения территории и изменяющим ландшафтный и природоресурсный потенциал региона. К таким производствам, прежде всего, относятся:

  • из существующих: Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат, ЛПК «Континенталь-Менеджмент», Аркагалинская АТЭЦ, месторождение титаново-магнетитовых руд в Амурской области и строительство ГОК (Большой Сиэм), Иркутская ГЭС, Братская ГЭС, Усть-Илимская ГЭС, Мамаканская ГЭС, Аркагалинская АТЭЦ, Колымская ГЭС, Владивостокский морской торговый порт;
  • из проектируемых: проект по освоению золотоурановых месторождений Эльконского района, развитие космодрома «Восточный», Амурский ЦБК, модернизация Братского и Усть-Илимского ЦБК в Иркутской области, Вилючинская плавучая АЭС (Камчатская обл.) Билибинская АЭС (Чукотский АО), достройка Усть-Среднеканской ГЭС (Магаданская обл.), достройка Бурейской и строительство Нижне-Бурейской ГЭС (Амурская обл.), строительство и модернизация Березовской ГРЭС, Минусинской ТЭЦ, Благовещенской ТЭЦ, хабаровских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс.

5. При проектировании трубопроводов, например, таких как Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО-1), необходимо использовать технологии прокладки участков нефтепровода под дном рек методом наклонно-направленного бурения, что не будет нарушать гидрологический режим, устойчивость берегов и в целом экологическую ситуацию в бассейнах рек.

6. При проектировании и эксплуатации новых и существующих ГЭС основное внимание, в том числе в материалах ОВОС, должно уделяться проблемам рыбозащитных мероприятий (особенно молоди), гидрогеологическому прогнозу (угроза подтопления), криолитологической оценке, оценке изменений климата, оценке изменений миграционных путей животных и т.п.

7. Также необходимо интенсифицировать перевод ТЭЦ региона с мазута на природный газ, что значительно снизит негативное воздействие на населенные пункты. В этот же блок проблем входит и скорейшая модернизация очистных сооружений, которая в настоящее время не выдерживает никакой критики.

8. Учитывая планируемое увеличение мощностей деревообрабатывающей промышленности, в том числе строительство новых ЦБК, необходимо предусмотреть организацию целлюлозно-бумажного производства с замкнутым циклом водопользования, а также значительное сокращение или полное исключение ряда составляющих вредных выбросов в атмосферу и особенно таких особо вредных веществ, как хлорорганические и серосодержащие соединения.

9. В дальневосточных морях вылавливается более 70% биоресурсов в России, не говоря уже обо всем уникальном биоразнообразии дальневосточных вод, и необходимо самое пристальное внимание уделять их экологическому состоянию. Для этого необходимо установить самый жесткий контроль над существующими источниками загрязнения. Планируемые к вводу предприятия (в том числе в особых экономических зонах) необходимо сооружать и эксплуатировать в строгом соответствии с существующим природоохранным законодательством. При этом для выполнения проектов по ОВОС необходимо на жесткой конкурсной основе привлекать наиболее знающие и опытные научные кадры и организации. Необходимо ужесточить контроль над несанкционированным ловом, что также приводит к тяжелым эколого-экономическим последствиям и является негативным фактором, снижающим национальную безопасность как региона, так и России в целом.

10. Важнейшим фактором обеспечения ЭБ региона является дальнейшее расширение площадей и, что не менее важно, ужесточение контроля над природопользованием в особо охраняемых природных территориях. При этом необходимо расширять площадь национальных парков как для придания территориям природоохранного статуса, так и для воспитательных целей, развития рекреационного направления, крайне важного и имеющего важное социально-экономическое значение.

11. Важнейшим контрольно-предупредительным механизмом должна стать система экологического мониторинга в регионе, собирающая сведения об экологической обстановке, ее влиянии на живые организмы, планирование мероприятий по предупреждению негативных последствий хозяйственной деятельности на территории. Все это требует накопления и обработки большого объема пространственно-распределенной и реестровой информации. Успешное решение многофакторной проблемы ЭБ возможно лишь с участием специалистов разных отраслей знаний и на основе современных информационных технологий и путем создания и развития интегрированной системы экологического и социально-гигиенического мониторинга, мониторинга потенциально опасных объектов, позволяющей обеспечить принятие оптимальных, своевременных и эффективных управленческих решений на основе использования современных геоинформационных технологий. Данные работы необходимо проводить, особенно имея в виду потенциальную опасность трансграничного загрязнения, в том числе со стороны Китая.

12. Важнейшей и актуальной задачей является оценка существующего негативного воздействия на окружающую среду и подготовка разрешительной документации в соответствии с установленными региональными, в том числе геохимическими, нормативами состояния окружающей среды. Тем более это важно в столь сложном в геологическом и геохимическом отношении регионе, как Дальневосточный.

13. Необходимо продолжать процесс заключения соглашений и договоренностей между Россией и Китаем, направленных на повышение ответственности за экологические правонарушения.

14. Одним из важнейших и перспективных факторов, способствующих обеспечению ЭБ региона, является повышение экологического самосознания населения, выработка специальных учебных программ, формирование психологии ответственности за состояние окружающей среды. Решение этой задачи должно базироваться как на создании соответствующего постоянного информационного поля в СМИ, школах, вузах, дошкольных заведениях, на предприятиях и в организациях, так и на создании системы неотвратимости ответственности за экологические правонарушения.

15. Необходимым условием обеспечения ЭБ региона является широкое участие населения в решении экологических проблем в соответствии с существующим законодательством. Все формы участия населения (от общественных слушаний до проведения общественной экологической экспертизы проектов) могут оказать значительный положительный эффект при реализации всех отмеченных в данной Стратегии проектов, ни один из которых, в соответствии с названным выше принципом потенциальной экологической опасности, не может считаться безупречным.

16. Максимальное приближение технологий, уровней риска, отчуждаемых площадей и тому подобное к критериям устойчивого развития возможно лишь на неукоснительном выполнении существующего природоохранного, природоресурсного и иного законодательства в сфере экологической, промышленной, санитарно-эпидемиологической безопасности, основанном на контроле их выполнения как государственными институтами, так и общественными организациями.

Основными направлениями повышения экологической устойчивости территории являются:

  • сохранение и восстановление природных экосистем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций, в том числе на основе создания новых и расширения существующих особо охраняемых природных территорий, реализация мероприятий, направленных на охрану редчайших видов фауны и флоры;
  • незамедлительное принятие мер по полному прекращению негативного воздействия на озеро Байкал и прилегающие водосборные площади;
  • развитие инфраструктуры по захоронению и переработке отходов: строительство отвечающих современным экологическим и гигиеническим требованиям объектов захоронения отходов (полигонов) и реализация проектов по переработке и обезвреживанию отходов производства и потребления;
  • экологическая оптимизация отраслей экономики региона, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов, осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности;
  • реабилитация зон экологического неблагополучия;
  • охрана водных биоресурсов и акваторий;
  • строгое исполнение существующих норм закона и разработка новых инициатив, направленных на ужесточение контроля над природопользованием;
  • осуществление всей системы природопользования, основываясь на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
  • осуществление эффективного государственного экологического мониторинга за состоянием окружающей среды на территории Дальневосточного региона;
  • внедрение системы экологического менеджмента по международным стандартам на предприятиях, организациях всех форм собственности, органах власти всех уровней;
  • формирование высокой экологической культуры населения на основе комплексной и непрерывной системы экологического образования, воспитания и просвещения.

Таким образом, базовым принципом обеспечения ЭБ Дальневосточного региона является комплексный триединый подход при решении задач охраны окружающей среды и благополучия населения:

1) все существующие и вновь планируемые промышленные и иные, хотя бы минимально затрагивающие функционирование природных и природно-техногенных систем проекты должны реализовываться только на основе анализа и управления рисками;

2) проектирование, эксплуатация опасных производственных объектов и постэксплуатационные мероприятия, а также любые формы природопользования должны быть основаны на обязательном исполнении норм международного права и российского законодательства, в том числе необходимо ужесточить ответственность за его неисполнение;

3) основой всех действий по природопользованию должен стать глубокий научный анализ возможных последствий, основанный на фундаментальных законах естествознания, заложенный в основу процедуры ОВОС.

КУЛИКОВ Кирилл Иванович . Кандидат биологических наук. Проблемами экологии занимается с 1995 г. Работал старшим научным сотрудником географического факультета МГУ, начальником отдела мониторинга земель Роснедвижимости. Принимал участие в оценке воздействия на окружающую среду деятельности горно-металлургических предприятий, газоконденсатных месторождений, паспортизации районов падения отделяющихся частей ракет-носителей, экологическом аудите предприятий. Эксперт высшей квалификации по рейтингу Romir - ГУ-ВШЭ, аудитор Национальной аудиторской экологической палаты.

1. Основной комплексный законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере охраны окружающей среды
Конституция Российской Федерации
Экологическая доктрина Российской Федерации от 31 августа 2002 г.
ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29.101982 г. № 37/7 «Всемирная хартия природы»

2. «Основная единица» водопользования в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации
водные ресурсы
водный объект
водохозяйственный участок
речной бассейн

3. Источник экологического права
нормативные правовые акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой
правовой обычай, правовой прецедент, нормативный правовой акт и договор нормативного содержания
совокупность правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей

4. В соответствии с федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под нормированием в области охраны окружающей среды понимается …
установление нормативов на эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот
установление нормативов качества окружающей среды
установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
разработка нормативных правовых документов в области охраны окружающей среды

5. Государственными природными заказниками являются территории …
сохранения и изучения естественного хода природных процессов, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем
относящиеся к уникальным природным объектам и природным комплексам, имеющим реликтовое, научное, историческое, экологическое значение
имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса
включающие природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, эстетическую и историческую ценность, и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях

6. В настоящее время не осуществляется лицензирование …
водопользования
лесопользования
недропользования
использования объектов животного мира

7. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях …
наблюдения за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия
наблюдения за состоянием воздействия источников антропогенного воздействия на окружающую среду
государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
обеспечения потребности государства, юридических и физических лиц в достоверной информации

8. В соответствии с законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» в муниципальной и иных формах собственности могут находиться …
недра в границах Российской Федерации
полезные ископаемые Российской Федерации
добытые в Российской Федерации полезные ископаемые
участки недр Российской Федерации

9. Принцип, относящийся к основным экологическим принципам:
устойчивость природопользования;
законность
гласность
принцип комплексного подхода
платность

10. Общественный экологический контроль осуществляется в целях …
реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду
обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды
обеспечения исполнения законодательства в области охраны окружающей среды
предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды

11. В соответствии с федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под мониторингом окружающей среды (экологическим мониторингом) понимается …
независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды
система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды
комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов
вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности

12. Порядок осуществления государственного экологического контроля устанавливается …
отраслевыми законами
федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Правительством Российской Федерации
законодательными актами субъектов Российской Федерации

13. Объекты животного мира могут предоставляться в краткосрочное пользование гражданам на основании …
краткосрочной лицензии
именной разовой лицензии
именного разрешения
охотничьего билета

14. Право на приоритетное пользование животным миром распространяется на …
местное население среды обитания объектов животного мира
коренные малочисленные народы и этнические общности
граждане Российской Федерации
общественные природоохранные объедения (организации)

15. Общественный экологический контроль осуществляется …
общественными объединениями и некоммерческими организациями
физическими лицами
инициативными группами
гражданами

16. К видам негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со статьей 16 федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не относится (ятся)…
загрязнение недр, почв
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ
размещение отходов производства и потребления
переработка отходов производства и потребления

17. Под особым природопользованием понимается пользование природными ресурсами …
в результате деятельности, связанной с нуждами обороны и безопасности страны
осуществляемое на основе полученной в установленном порядке лицензии
без необходимости осуществления юридических действий
принадлежащими каждому гражданину с момента рождения

18. В Уголовном кодексе Российской Федерации в основном сформулированы … составы экологических преступлений
материальные
общие
формальные
специальные

19. Для общего пользования предназначен (а) …
береговая полоса водного объекта, находящегося в государственной собственности
водный объект, находящийся в федеральной собственности
береговая полоса водного объекта, находящегося в частной собственности
водный объект, находящийся в муниципальной собственности

20. Положения федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на …
использование природных ресурсов
эксплуатацию химически опасных производственных объектов
деятельность, работы и услуги в сфере использования атомной энергии
деятельность, связанную с производством дезинфекционных средств

21. К лимитам на использование природных ресурсов можно отнести
положения Земельного кодекса Российской Федерации о размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения отдельных видов сельскохозяйственной деятельности
перечень объектов животного мира, предоставляемых в пользование
установленные Водным кодексом Российской Федерации положения, регулирующие право собственности на водные объекты
лимиты на размещение отходов производства и потребления

22. Озоновый слой – это часть атмосферного воздуха, предохраняющая живые организмы от радиационного и ультрафиолетового воздействия и расположенная на высоте …
до 30 км
от 10 до 70 км
до 50 км
от 20 до 50 км

23. Граждане имеют права свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку …
пищевых лесных ресурсов
живицы
древесины
недревесных лесных ресурсов

24. Составы экологических проступков в основном сконцентрированы в …
природоресурсных законодательных актах
федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации

25. Объекты экологических правоотношений
предметы материального мира
объекты охраны окружающей среды
естественные экосистемы, природные ландшафты и комплексы, заповедники, парки
земля, недра, почвы, воды, животный и растительный мир

26. Один из основных критериев разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по установлению порядка пользования недрами в целях разработки месторождений полезных ископаемых
расположение месторождения полезных ископаемых
отнесение полезных ископаемых, предполагаемых для разработки, к общераспространенным
утвержденные запасы полезных ископаемых
особенности разработки полезных ископаемых

27. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в …
ведении субъектов Российской Федерации
ведении МПР и экологии России
ведении Российской Федерации
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

28. В Российской Федерации в систему нормативов, как важнейшего инструмента охраны атмосферного воздуха, включены предельно допустимые…
вредные физические воздействия на атмосферный воздух
выбросы
уровни
вредного физического воздействия

29. Экологические правоотношения – это …
регулируемые нормами экологического права общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
регулируемые нормами права и охраняемые государством общественные отношения в сфере природопользования
урегулированные нормами экологического права общественные отношения по охране окружающей среды
урегулированные нормами экологического права, которые возникают, существуют и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным законодательством об охране окружающей среды

30. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду …
освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды
не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды
освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде
не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде

31. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
проекты соглашений о разделе продукции
проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности
материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения
проекты технической документации на новые технику, технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду

32. Экологическое право – это …
институт права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области взаимодействия общества и природы
совокупность юридических норм, регулирующих относительно обособленную и качественно однородную обширную сферу общественных отношений
самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой
самостоятельная отрасль, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей природной среды

33. Экологическая экспертиза основывается на принципах
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности
обязательности проведения государственной экологической экспертизы
независимости контроля в области охраны окружающей среды
научной обоснованности, объективности и законности

34. Пребывание граждан на территории государственного природного заповедника …
запрещено
ограничено
разрешено
осуществляется при наличии разрешений

35. Содержание права природопользования
установленная в силу закона или договора возможность гражданина или юридического лица использовать от или иной природный ресурс
система норм, регулирующих использование природных ресурсов
совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов
установленная законом, договором и лицензией на соответствующий вид природопользования система условий, дозволений и запретов, формирующая рамки поведения конкретного природопользователя

36. Становление экологического законодательства происходило в … период.
современный
послереволюционный
послевоенный
советский

37. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство леса осуществляется исходя из понятия о лесе как о (об) …
экологической системе
совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов
биологическом понятие леса
природном ресурсе

38. Информация о состоянии окружающей среды, её изменении, полученная при осуществлении государственного экологического мониторинга, используется …
для разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации
в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды
для разработки целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации
для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений

39. В соответствии с ч.2 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в …
государственной и муниципальной формах собственности
федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности
формах собственности, установленных федеральными законами
частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности

40. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются исходя из …
допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
нормативов качества окружающей среды
нормативов образования отходов производства и потребления
технологических нормативов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Принципы экологической безопасности

1. Экология и другие классификационные структуры

Интенсивное развитие хозяйственной деятельности людей, деградация природных экосистем, аварии и катастрофы на промышленных и оборонных объектах явились разрушительным воздействием на окружающую среду и привели природу к состоянию кризиса, грозящего экологической катастрофой.

Поэтому перед человечеством встала задача рационального природопользования в сочетании с эффективным снижением отрицательного воздействия промышленного производства на окружающую природную среду.

Биосфера - это оболочка Земли, обусловленная прошлой или современной деятельностью живых организмов. По определению академика В.И. Вернадского, биосфера - часть Земного шара, в пределах которой существует жизнь. Биосфера охватывает часть атмосферы , верхнюю часть литосферы, так называемую кору выветривания и гидросферу. Биосфера сформировалась на нашей планете около 4 млрд лет назад. Венцом развития биосферы явился человек. На Земле появились созданные человеком заводы, фабрики, транспортные системы, объекты ядерной техники. Весь этот искусственно созданный технический мир назвали техносферой.

Технический мир находится в явном противоречии с законами жизни на Земле - идет объективное разрушение окружающей среды. С другой стороны, диалектика взаимодействия общества и природы ставит задачу лишь о различной глубине этих противоречий и о разных возможностях их разрешения. Таким образом, рождается ряд вопросов, связанных с качеством окружающей среды и жизни человека.

Вся эта область задач и вопросов является предметом экологии. Термин «экология» предложил в 1866 г. немецкий биолог Э. Геккель. Экология - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой обитания. Современная экология изучает также взаимодействие человека и биосферы, общественного производства с окружающей его природной средой и другие проблемы. В настоящее время экология является научной базой для развития прикладной экологии: охраны окружающей среды, защиты биосферы, инженерной экологии, промышленной экологии, экологической безопасности и других самостоятельных подразделений, составляющих многоплановую дисциплину экологии.

К этому комплексу относятся законодательные, организационные, санитарно-гигиенические, инженерно-технические и другие мероприятия, предупреждающие или снижающие вредное воздействие результатов деятельности человека на биологические системы.

Наряду с проблемами теоретической экологии большую актуальность приобрели проблемы ее прикладных ответвлений, связанных с решением задач по идентификации и оценке опасностей антропогенных воздействий, защите окружающей среды и обеспечению высокого уровня жизни людей. К числу такого рода проблем относится вопрос экологической безопасности, формирования, прогнозирования антропогенных загрязнений и химического мониторинга.

Понятия экологическая обстановка, экологическая опасность и ресурсосбережение в настоящее время широко применяются при рассмотрении многих экологических проблем, особенно прикладного характера. Большое распространение находят такие понятия, как химическая обстановка, химическая опасность, радиационная обстановка, допустимые уровни шума, электромагнитных излучений и другие, относящиеся к частным областям взаимодействия природы с живыми организмами.

Например, экологическая безопасность трактуется как любая деятельность человека, исключающая вредное воздействие на окружающую среду. Под экологической безопасностью понимают также положение, при котором путем правового нормирования, выполнения экологических, природозащитных и инженерно-технических требований достигается предотвращение или ограничение опасных для жизни и здоровья людей, разрушительных для народного хозяйства и окружающей среды последствий экологических катастроф.

Понятие окружающая среда трактуется как совокупность всех материальных тел, сил и явлений природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека. Окружающая среда - это совокупность абиотической, биотической и социальной среды, совместно оказывающих влияние на человека и его деятельность.

Понятие природная среда является более узким. Оно включает в себя совокупность объектов и условий природы, в которых протекает деятельность какого-либо субъекта.

К факторам, проявляющимся в результате деятельности человека, относятся антропогенное и техногенное воздействие на природную среду.

Под антропогенным воздействием имеется в виду любой вид хозяйственной деятельности в его отношении к природе. Техногенное воздействие понимается несколько уже - это целенаправленный процесс технической деятельности человека в биосфере и околоземном пространстве.

В зависимости от вида антропогенного воздействия понятие экологическая безопасность может трансформироваться в широко применяемое на практике понятие химической безопасности.

Химическая безопасность - это совокупность определенных свойств объектов окружающей среды и создаваемых условий, при которых удерживаются на разумно низком, минимально возможном уровне риска возникновение аварий на химически опасных объектах, прямое и косвенное воздействие этих веществ на окружающую среду и человека, и исключаются отдаленные последствия влияния химически вредных веществ для настоящего и последующих поколений.

Экологизация технологий - мероприятия по предотвращению отрицательного воздействия производственных процессов на природную среду. Осуществляется путем разработки малоотходных технологий, аппаратов и оборудования, дающих на выходе минимум вредных выбросов.

Экологизированные технологии - производственные процессы и производства, которые не нарушают естественные круговороты в природе, сводят до минимума поступление загрязняющих веществ в биосферу и гармонично вписываются в природные условия.

В их основу должны быть положены следующие принципы:

Пространственная компактность: каждое предприятие должно занимать минимально разумную территорию, а его цеха и отделы - работать по принципу: создание экологически чистой продукции -* ее сбыт -» возврат отходов в производство.

Малоотходность технологий и про-изводств.

Замкнутость производственных циклов, что позволяет сохранить в чистоте природную среду и уменьшить потребление природных ресурсов.

Возможность вторичной переработки отходов до такой степени, чтобы сделать их допустимыми для разложения и включения в естественные круговороты.

Теперь, опираясь на основные понятия экологии и ее прикладных ответвлений, можно рассматривать и устанавливать главные способы разрешения конфликта человека с природой, сохранение высокого качества окружающей среды и здоровья населения.

Комплексное решение данной задачи возможно лишь при владении специалистом того или иного производства знаниями в области экологии, позволяющими ему оценивать свои технологии с позиций охраны окружающей среды, то есть обладать экологическим мышлением. Мы должны перейти в новое состояние, имя которому ноосфера, то есть сфера разума. У человечества нет иного выбора. Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная деятельность человека становится определяющим фактором.

Триада «биосфера - техносфера - ноосфера» - это системное образование современности, обладающее внутренним единством и логикой развития. Логической основой этого образования являются следующие практические разделы экологии как науки.

Прикладная экология - дисциплина, изучающая механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывающая принципы рационального использования природных ресурсов без деградации среды жизни.

Инженерная экология - дисциплина, изучающая общие и локальные закономерности формирования техносферы и способы управления ею в целях защиты и безопасности природной среды, или система инженерно-технических мероприятий, направленных на сохранение качества среды в условиях растущего промышленного производства.

Промышленная экология - дисциплина, рассматривающая воздействие промышленности - от отдельных предприятий до техносферы - на природу и, наоборот, - влияние условий природной среды на функционирование предприятий и их комплексов.

Фактически, исходя из вышеупомянутых определений, существуют две группы задач охраны окружающей природной среды: экологические и инженерные, причем первые могут решаться с помощью вторых.

2. Экологизированные технологии

Малоотходные технологии и замкнутые циклы - одна из самых радикальных мер защиты окружающей среды от загрязнений. Ниже сформулированы четыре основных направления их развития:

Создание бессточных технологических систем различного назначения на базе существующих и перспективных методов очистки и повторно-последовательного использования нормативно очищенных стоков.

Разработка и внедрение систем переработки промышленных и бытовых отходов, которые рассматриваются при этом как вторичные материальные ресурсы.

Разработка технологических процессов получения традиционных видов продукции принципиально новыми методами, при которых достигается максимально возможный перенос вещества и энергии на готовую продукцию.

Разработка и создание территориально-промышленных комплексов с возможно более полной замкнутой структурой материальных потоков и отходов производства внутри них.

Безотходная технология - экологическая стратегия промышленного производства, включающая комплекс мероприятий, обеспечивающих минимальные потери природных ресурсов при максимальной экономической эффективности.

Критерием безотходной технологии является такое комплексное использование сырья и энергии, при котором процесс производства продукции не сопровождается загрязнением окружающей среды. При этом техногенный круговорот сырья, продукции и отходов предопределяют замкнутость производственного цикла, что по существу и составляет основу безотходной технологии. Принцип безотходной технологии затрагивает все звенья производственной деятельности: разработку новых технологических рецептов, аппаратурного оформления, экономических, экологических мероприятий и т.д. По официальному определению, «безотходная технология - это такой способ осуществления производства продукции, при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле: сырьевые ресурсы - производство - потребление - вторичные ресурсы, таким образом, что любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования».

К концепции безотходной технологии существует два подхода. Один из них основан на законе сохранения вещества, в соответствии с которым сырье всегда может быть преобразовано в ту или иную продукцию. Следовательно, можно создать такой технологический цикл, в котором все экологически опасные вещества будут преобразовываться в безопасный продукт или исходное сырье. Согласно другому подходу, полностью безотходную технологию нельзя создать ни практически, ни теоретически. Другими словами, полностью безотходная технология - это идеальная система, к которой должен стремиться всякий реальный технологический цикл, и чем больше будет это приближение, тем меньшим будет экологически опасный след.

В этом отношении более реальной является так называемая малоотходная технология, под которой понимается такой способ производства продукции, когда вредное воздействие на окружающую среду доведено до санитарно-гигиенических норм и соответствующих предельно допустимым концентрациям ПДК.

Иногда используют понятие экологически чистая технология, подразумевая такой метод производства продукции, при котором сырье и энергия применяются настолько рационально, что объемы выбрасываемых в окружающую среду загрязняющих веществ и отходов сведены к минимуму.

Таким образом, приняв за основу, что полностью безотходная технология - это идеальная модель производства, можно утверждать, что и малоотходная технология требует определенных корректирующих коэффициентов, оценивающих степень их приближения к безотходной.

Так, например, для химической промышленности коэффициент безотходности:

где f - эмпирический коэффициент; к мр - коэффициент использования материальных ресурсов; к эр - коэффициент полноты использования энергетических ресурсов; к э - коэффициент соответствия экологическим требованиям.

Для угольной промышленности:

где к п _ коэффициент использования породы, образующейся в результате горных работ; к в - коэффициент использования попутно забираемой воды, образующейся при добыче угля; к пг - коэффициент использования пылега-зовых отходов.

В общем случае для оценки степени совершенства технологического процесса, учитывая взаимодействие с окружающей средой, за критерий безотходности принят коэффициент экологического действия, определяемый как:

где В т - теоретическое воздействие, необходимое для производства; В ф - фактическое воздействие; В п - воздействие, определяемое конкретным производством.

Если Вф » В т , то К -» 0, то есть данное производство абсолютно не учитывает требований экологической безопасности, что неизбежно ведет к так называемому экологическому «просчету» или экологическому «бумерангу». Чем выше значение коэффициента экологического воздействия К, тем более совершенно производство с учетом воздействия на окружающую среду, тем более существенно приближение к безотходной технологии.

3. Международный контроль и государственное управление качеством окружающей среды

Международное сотрудничество в области охраны природы и природопользования осуществляется обычно по схеме: проведение международных совещаний - заключение договоров - создание международных правительственных и неправительственных организаций - разработка и координация программ экологической безопасности.

Решение этого комплекса задач принципиально возможно только на основе согласованного международного сотрудничества. Значительные усилия РФ и иностранных партнеров в этой области в соответствии с Программой ООН по охране окружающей среды позволили разработать и принять следующие международные документы: декларацию Стокгольмской конференции ОНН по окружающей среде, Лимскую декларацию руководящих принципов контроля, Всемирную стратегию охраны природы, Хартию предпринимательской деятельности в интересах устойчивого развития, Международную конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в транспограничном контексте, декларацию Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию и др., а также создать международные правительственные и неправительственные организации:

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде, с 1972 г., штаб-квартира в Найроби;

Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера», с 1971 г., штаб-квартира в Париже;

Люцернская декларация министров стран по формированию организационной инфраструктуры, 1993 г.;

Всемирная организация здравоохранения;

Всемирная метеорологичекая организация;

Международный Союз Охраны Природы, с 1948 г., штаб-квартира в Гланде;

Международный Зеленый Крест, с 1993 г., штаб-квартира в Гааге и др.

Кроме ООН и ЮНЕСКО в области охраны окружающей среды работают Совет Европы, Европейское сообщество, Европейская экономическая комиссия, Сообщество северных стран и др.

Охрана окружающей среды в современных условиях развития промышленности, транспорта, коммунальных служб и сельского хозяйства является одной из важнейших задач экологической безопасности нашего государства.

В Конституции РФ определены материальная основа, цели и задачи, принципы и формы всей деятельности по охране природы.

Важнейшими законодательными актами являются Закон РФ «О безопасности», Положение об образовании Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологической безопасности, Постановление Правительства РФ «О специально уполномоченных органах государственного управления в области охраны окружающей среды», Положение о Государственном комитете РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Положение о Межведомственной комиссии по проблеме геологического обеспечения безопасного захоронения радиоактивных отходов, Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия», Закон РФ «О градостроительстве в РФ», Постановление Совета Министров, Правительства РФ «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства» и др.

Возможности права в охране окружающей природной среды, обеспечении рационального использования природных ресурсов, экологической и промышленной безопасности осуществляются на уровнях федерально-республиканском - автономных образований - краев, областей - городов Москвы и Санкт-Петербурга - местном.

Специально уполномоченные государственные органы ООПС и ЭБ - Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и его подразделения на местах. Иные центральные органы федеральной исполнительной власти, осуществляющие отдельные экологические функции: Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство внутренних дел РФ, Государственный комитет РФ по делам архитектуры и строительства и др.

4. Контроль качества окружающей среды

При обосновании требований к параметрам биосферы необходимо знать оценку различных факторов и состояние элементов окружающей среды до и после вредного воздействия. При этом большое значение имеют методы и организационные формы проведения экологического контроля в стране и на местах.

При рассмотрении методов не следует забывать, что состояние биосферы изменяется под влиянием как естественных, так и антропогенных воздействий.

Контролем естественных изменений состояния природной среды занимаются геофизические службы. Контролем изменений состояния природной среды под влиянием жизнедеятельности человека занимаются службы экологического мониторинга. В общем случае под мониторингом понимается комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий.

Создание универсальных методов измерения вредных выбросов как в атмосфере, так и в локальных выбросах представляет сложную метрологическую задачу. Главным образом это связано с тем, что вещества-загрязнители характеризуются многими параметрами, что затрудняет однозначное определение их концентраций и идентификацию. В зависимости от области применения измерительную аппаратуру делят на основные группы: 1 - приборы, предназначенные для контроля запыленности атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны; 2 - приборы для измерения содержания и дисперсного состава пыли в аспирационных выбросах; 3 - приборы для анализа воздуха и водных сред.

Существует классификация систем мониторинга по учитываемым факторам и источникам воздействий, реакциям основных составляющих биосферы на эти воздействия, методам наблюдения и т.п. Наиболее представительной является Единая государственная система экологического мониторинга, сочетающего как геофизические, биологические, так и техногенные аспекты.

Организационные формы проведения экологического контроля можно представить следующим образом.

Государственная экологическая экспертиза проводится с целью установления правильности определения заказчиком хозяйственной и иной деятельности, возможных экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий ее осуществления, а также полноты и достаточности предусмотренных им мер по предотвращению отрицательных экологических последствий. ГЭЭ проводят специально уполномоченные на это экспертные органы системы Госкомприроды РФ. Главными задачами ГЭЭ являются: рассмотрение представленной документации в соответствии с нормами и правилами проведения экспертизы; подготовка заключения для представления его на рассмотрение органов, принимающих решение о возможности и сроках реализации намеченных мероприятий; контроль за выполнением условий, принятых к реализации проектов хозяйственной и иной деятельности, прошедших ГЭЭ и получивших ее положительное заключение.

Экологическое аудирование - вид деятельности по управлению качеством окружающей среды. В общем же виде ЭА можно определить как добровольную внутреннюю самопроверку деятельности некоторой производственной структуры с целью приведения этой деятельности в соответствие с документами, регламентирующими природопользование, и сокращение тем самым существующего и потенциального экологического и финансового ущерба из-за несоблюдения этих регламентирующих документов. Эффективность программ ЭА обеспечивают следующие положения:

Непременная поддержка ЭА и оценка его результатов руководством предприятия.

Независимость функции ЭА от реализуемой деятельности.

Профессионализм группы аудиторов.

Четко обозначенные цели, рамки, ресурсы и частота проведения экологического аудирования.

Адекватность процесса сбора, анализа, интерпретации и документирования результатов целям аудирования.

Наличие специальных процедур, обеспечивающих объективное изложение результатов ЭА в письменных отчетах.

Мероприятия, гарантирующие качество ЭА.

Оценка воздействия на окружающую среду - заключение о воздействии хозяйственного объекта на окружающую среду, составленное в соответствии с утвержденными правилами. С 1988 г. требование о проведении ОВОС было распространено на все сферы деятельности.

Подобные документы

    Глобальные проблемы изменения климата и загрязнение окружающей среды. Истощение сырьевых и энергетических ресурсов. Неконтролируемый прирост населения. Основные принципы управления качеством окружающей среды. Пути выхода России из экологического кризиса.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2012

    Основные проблемы и угрозы глобальной экологической безопасности и усилия мирового сообщества по их решению. Изучение традиционных и новых концепций международной безопасности. Государственная политика в области экологии и охраны окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2015

    Охрана окружающей среды как неотъемлемое условие обеспечения экологической безопасности, устойчивости экономического и социального развития общества. Государственное управление и контроль природных ресурсов в Белоруссии в области охраны окружающей среды.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Сущность глобальных проблем человечества, исследуемых на современном этапе, пути и методики их разрешения, характеристика. Предпосылки развития и определение степени опасности мировой экологической катастрофы на современном этапе, ее составляющие.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2010

    Недостатки нормативно-правового обеспечения, комплексный подход к природопользованию и охране окружающей среды. Экологическая сертификация, страхование, аудирование и государственная экологическая экспертиза. Методы управления качеством окружающей среды.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Принципы формирования и функционирования, а также оценка роли и значения системы государственного контроля в области обеспечения экологической безопасности. Истоки, состояние и перспективы экологической ситуации в Казахстане с учетом различных факторов.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2015

    Законодательно-правовая основа нормирования и управления качеством окружающей среды в РБ. Уровни управления экологической безопасностью, структура стандартов и нормативов. Деятельность международных организаций по охране окружающей природной среды.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2016

    Изучение системы управления экологической деятельностью на транспорте. Экономические методы обеспечения общей экологической безопасности транспорта. Состав экологического страхования, лицензирования и сертификации. Плата за загрязнение окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 05.08.2013

    Принципы природопользования и охраны окружающей среды в Беларуси. Общее понятие о методах и методике экологического исследования. Государственное управление природопользованием: сущность, методы и функции. Правовое регулирование охраны окружающей среды.

    дипломная работа , добавлен 25.11.2012

    Понятие, цели, направления и проблемы государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Организация государственного управления в сфере экологии. Функции экологического контроля, его недостатки.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...