Разница между правами и свободами.
СХОДСТВА |
Определяются через возможность избрать тот или иной вид поведения (например, создавать общественные объединения как право образовывать их, так и свобода граждан входить в них). Еще Ш. Монтескье писал: «свобода есть право делать все, что разрешено законом» (современная версия звучит: свобода есть право делать все, что не запрещено законом). Иногда даже употребляются формулы «право на свободу», например, в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» |
|
РАЗЛИЧИЯ |
Права - возможность получения каких-либо социальных благ |
Свобода в широком смысле - возможность избежать воздействия со стороны государства тех или иных ограничений |
Право - «закрепленное нормой с достаточной определенностью возможное поведение или набор вариантов возможного поведения субъектов» (А. Г. Мамонтов) |
«Свобода» подразумевает более высокую степень вариантности поведения субъекта права в сфере неограничиваемых и охраняемых законом общественных отношений (А. Г. Мамонтов) |
|
Осуществление прав чаще всего возможно только при наличии встречных действий, предоставления соответствующего блага, условия реализации таких прав предполагают тщательное нормативно-правовое регулирование. «Степень юридической свободы здесь резко уменьшается, а правовая определенность возрастает» |
«Свободы» - это всегда естественные права, т. е. не предоставленные гражданам государством, а вытекающие из самой природы человека. Отношения по их реализации не носят предоставительно-обязывающего характера, т. е. не требуют от государства (или кого-либо) встречных действий: «жить, свободно выражать свои мысли, трудиться человек может даже на необитаемом острове. Главная обязанность всех иных лиц в таких отношениях - не мешать» . |
Таким образом, свободы в отличие от прав представляют собой сферы, области деятельности человека, в которых человек (с большей долей вариативности поведения) проявляет независимость от государства (свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ); свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ); свобода труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ), избегает его ограничений, свободы не требуют встречных действий (кроме как не мешать). Если права подразумевают возможность получить какие-либо блага от государства, то свободы - избежать вмешательства государства.
Хотя все выделенные отличия выглядят весьма условными. В законодательстве же многие естественные права называются правами, а не свободами. Даже сами сторонники нетождественности понятий отмечают «условность и умозрительность выделяемых отличий» . Употребление терминов «права» и «свободы» считают данью минувшему времени, когда правовые возможности человека виделись в независимости от государства. Поэтому очень часто термины используются, если не как синонимы, то, как однородные, близкие по значению, что является более оправданным.
Другой важный вопрос относительно прав и свобод человека - это отличие от прав и свобод гражданина. Конституционно-правовая теория исходит из того, что первые «проистекают из естественного права», а вторые - «из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер» .
Права и свободы человека - исходные права и свободы, которыми люди обладают от рождения (по ч. 2 ст. 17 Конституции РФ права и свободы человека принадлежат каждому от рождения), независимо от наличия гражданства того государства, в котором они живут. Когда в конституциях или иных законах, международных актах идет речь о таких правах и свободах, применяются следующие выражения: «никто не может быть лишен...», «каждый имеет право...», «все…», «ни один человек…» и т. п. (например, в Конституции РФ: каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26), каждый имеет право на жилище (ст. 40), каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53)).
Права и свободы гражданина - права, которые закрепляются за лицом в силу его принадлежности к государству (гражданство). При этом в конституциях четко говориться: «граждане имеют право». Например, в Конституции РФ: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36).
Но нельзя забывать, что любой гражданин того или иного государства обладает всем тем комплексом прав и свобод, которые относятся и к правам и свободам человека, а лицо, не являющееся гражданином государства (иностранцем, апатридом) - лишь правами и свободами человека.
Как отмечает Е. А. Лукашева, такой подход, как разграничение прав и свобод на права и свободы человека и права и свободы гражданина «не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного» . То есть лишь Конституция РФ закрепила различия между человеком и гражданином.
Преимущественно правами граждан являются по Конституции РФ политические права: право собраний, митингов, демонстрации; избирать и быть избранным; право участвовать в управлении делами государства; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Но есть и социально-экономическое право частной собственности на землю.
Не только в Конституциях государств отражены такие различия. Например, в Международном пакте о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право па свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); и в тоже время в статье 5 закреплены права каждого гражданина - на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным и т. д.
В целом права человека представляют собой возможности выбора и использования человеком существенных для него благ в пределах, ограниченных правами других лиц, ограничиваясь личной ответственностью, соотносимо с активной или пассивной обязанностью других лиц. Свободы в отличие от прав представляют собой более широкие возможности выбора поведения в тех сферах, в которых человек проявляет независимость от государства, избегает его ограничений (свобода совести, свобода вероисповедания; свобода мысли и слова; свобода труда); свободы не требуют встречных действий (кроме как не мешать). Если права подразумевают возможность получить какие-либо блага от государства, то свободы - избежать вмешательства государства. Употребление терминов «права» и «свободы» как однородных, близких по значению, является более оправданным, чем употребление их как синонимов.
Права и свободы человека - исходные права и свободы, которыми люди обладают от рождения, независимо от наличия гражданства того государства, в котором они живут. Права и свободы гражданина закрепляются за лицом в силу его принадлежности к государству (гражданство). Любой гражданин обладает всем комплексом прав и свобод, которые относятся и к правам и свободам человека, а лицо, не являющееся гражданином - лишь правами и свободами человека.
Впервые права человека и права гражданина были четко разделены в Народном соглашении от 28 ноября 1647 года (Великобритания). В нем, к примеру, отмечено, что выборы нового парламента - это право гражданина. А религия, которую человек выбирает только в соответствии со своей совестью, - это право человека. Четко закрепила 2 вида прав (права человека и права гражданина) французская Декларация 1789 года .
Во Всеобщей декларации прав человека в преамбуле и ст. 2 говорится о правах и свободах . Главный документ Европы по правам человека имеет название Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод.
В ст. 2 Конституции Республике Беларусь и ряде других статей также говорится о правах и свободах человека.
Разграничение это возникло давно, о чем свидетельствует хотя бы название знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Сохранилось оно и в большинстве современных деклараций и конституций. Однако в наше время указанное деление все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае, внутри государства разграничение прав на "два сорта" лишено практического значения, тем более что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международного права.
В литературе высказано мнение, согласно которому права человека носят двойственный характер, они соединяют в себе как субъективные права личности, так и международные морально-правовые стандарты. Права человека, содержащиеся в международных документах, но не вошедшие в национальную систему права, не являются субъективными правами граждан конкретного государства. Вместе с тем субъективные права, не носящие всеобщего характера (например, права должностных лиц), не выступают как права человека.
В юридической науке, как известно, все права граждан именуются на сугубо профессиональном языке субъективными, т.е. индивидуальными, принадлежащими не только всем, но и каждому, открывающими перед их носителями простор для разнообразной деятельности, удовлетворения своих потребностей, интересов, пользования теми или иными социальными благами, предъявления законных требований к другим (обязанным) лицам и организациям. Субъективное право -- это гарантированная государством мера возможного (дозволенного, допустимого, разрешенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса. В основе субъективного права лежит категория юридически обеспеченной возможности, которая предполагает:
Иными словами, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование. При этом субъективно-притязательный характер имеют не только гражданские, имущественные, социально-экономические права, но и политические и личные свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, мнений, убеждений, совести и т.д.
С юридической тоски зрения права и свободы идентичны и должны быть в одинаковой мере гарантированны государством. Различия заключаются в способе реализации прав и свобод и степени участия самой личности и государства в этом процессе. Принято считать, что свободы реализуются гражданами самостоятельно помимо государства, которое не должно вмешиваться в процесс их реализации. При реализации свобод у человека есть широкие возможности индивидуального выбора, не связанного с его конкретным результатом. То, что требуется от государства - это стать гарантом свобод, не понуждая личность к обязательному пользованию ими. Примером может служить ст. 33 Конституции Республики Беларусь, где указано: "Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение" . Это не означает, что каждый человек обязательно должен иметь свое мнение по любому вопросу, тем более должен его публично выражать. В этой же статье содержится норма, подтверждающая общее правило пользования свободами: "Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них" .
В отличие от свобод термин "право" определяет конкретное действия человека по использованию определенных общественных благ в собственных интересах, которые создаются в первую очередь государством. Примером может служить ст. 49 Конституции Республики Беларусь, где указано: "Каждый имеет права на образование" . Поскольку право на образование предполагает доступность для человека учреждений образования, то далее в этой статье говориться: "Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования" .
Права и свободы человека в целом идентичные понятия. Права и свободы - это возможности индивида пользоваться определенными благами в политической, экономической, социальной, духовной и иных сферах. Свободы, это те же права, представляющие собой сферу человека, в которую (в отличие от прав) государство не должно вмешиваться.
Свобода - это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основании закона в тех пределах, которые продиктованы интересами развития правового государства. В соответствии со ст. 23. Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц .
Права и свободы можно классифицировать по различным признакам.
С позиции субъекта (гражданина, человека) можно выделить:
· права и свободы человека;
Права человека - это субъективные права, выражающие реальные возможности индивида удовлетворять свои жизненные потребности и интересы. Такие права носят всеобщий универсальный характер. Эти права человек имеет, где бы он ни находился.
· права и свободы гражданина.
Права гражданина - совокупность прав и свобод, закрепляемых государством в отношении граждан.
Объем прав будет зависеть от того, является ли человек гражданином государства либо нет. До тех пор, пока сохраняется государственное деление мира, права личности будут определяться двумя группами прав - правами человека и правами гражданина. Права человека существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления. В противоположность им права гражданина выражают политико-правовую связь личности с конкретным государством или объединением государств, властью, законом. Гражданин (подданный) находится в устойчивой правовой связи с определенным государством, в силу чего ему государство гарантирует (может гарантировать такие права, которые оно не гарантирует иностранцам или лицам без гражданства (избирательные права, право занимать высшие государственные должности, свобода митингов, собраний, передвижения и т.д.). Права человека шире прав гражданина, поскольку они над национальны и экстерриториальны. Но права человека уже прав гражданина, поскольку в своей стране гражданин может обладать такими правами, которые государство не гарантирует не гражданам. В этом плане различие прав и свобод человека и гражданина имеет гораздо большее практическое значение. Это различие основано на разном правовом статусе гражданства этого государства, т.е. иностранцев и лиц без гражданства, пребывающих на его территории. Иностранцы и лица без гражданства имеют большинство прав и свобод и могут ими пользоваться на территории государства пребывания. В Конституциях и международных актах по правам человека, в случае, когда говорится о правах человека, без различия государственной принадлежности, применяется термин "каждый" (как вариант "никто"). К примеру: "Каждый имеет право на свободу объединений" , "Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества" . В случае, когда речь идет о правах, которые не предоставляются иностранцам и лицам без гражданства, это ограничение фиксируется словом "граждане". К примеру, в ст. 37 Конституции Республики Беларусь говорится: "Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей" . Безусловно, что права и свободы граждан будут всегда шире, чем права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.
Существует мнение, что права человека - это так называемые позитивные права, а свободы - негативные права. То есть право предполагает активную обязанность государства по отношению к человеку, а свобода - это налагаемые на власть запреты вмешиваться в ту или иную сферу жизни человека. Таким образом, право - это обязанность власти что-то сделать, свобода - это запрет ей действовать в какой-либо сфере.
В юридической науке, как известно, все права граждан именуются на сугубо профессиональном языке субъективными, т.е. индивидуальными, принадлежащими не только всем, но и каждому, открывающими перед их носителями простор для разнообразной деятельности, удовлетворения своих потребностей, интересов, пользования теми или иными социальными благами, предъявления законных требований к другим (обязанным) лицам и организациям. Субъективное право -- это гарантированная государством мера возможного (дозволенного, допустимого, разрешенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса.
· возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;
· возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;
· возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);
· возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.
Тем не менее, следует иметь в виду, что язык и формулировки норм не всегда точно передают смысл выделенных позитивных и негативных прав. Поэтому зачастую разграничение между правами и свободами провести трудно. Так, закрепленное в ст. 31 Конституции Республики Беларусь право самостоятельно определять свое отношение к религии означает запрет вмешательства в вопросы вероисповедания, т.е. свободу религиозных убеждений. А в ст. 36 в формулировке "Каждый имеет право на свободу объединений" право и свобода вообще объединены .
Кроме того, в основе каждого права лежит свобода человека в его решении, пользоваться этим правом либо нет. Таким образом, различие в терминологии является скорее традиционным и не влияет на юридическую значимость и гарантированность прав человека .
Итак, различия между правами человека и правами гражданина имеют под собой определенные основания, которые заключаются в следующем. Во-первых, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности, -- естественные неотчуждаемые права, принадлежащие всем и каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды) и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные.
Однако следует знать, что права и свободы человека в любом обществе не являются безграничными и абсолютными. Их нельзя отождествлять с произволом, выражающимся иногда в обывательском выражении "что хочу, то и ворочу".
Права и свободы человека ограничены:
· во-первых, объемом его знаний об объективной действительности, о законах развития природы, экономики, политики, духовной сферы жизнедеятельности общества;
· во-вторых, материальными возможностями данного государства. Естественно, что права человека могут быть полнее реализованы в странах, которые имеют более высокий уровень экономического, социального и культурного развития, чем в странах соответственно с низким уровнем развития;
· в-третьих, права и свободы каждого человека ограничены интересами, потребностями и устремлениями существующих рядом с ним людей. Посягательство со стороны одного человека на ценности другого человека приводит к нарушению прав этого человека, к конфликтам, борьбе и напряженности в обществе .
Таким образом, права человека и права гражданина различаются по ряду признаков. Права человека являются правами члена человеческого общества, права гражданина - это права государственно-политической личности .
Международные документы и наше законодательство применяет понятия «права человека» и «свободы человека». В чем же сходство и отличие этих понятий?
Если говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах (международные документы, конституции и др.), их реализации, а также о механизмах защиты, то трудно провести между ними четкую границу. В этой плоскости это идентичные понятия. Свободы - это те же права.
Российская императрица Екатерина II сделала вывод, что свобода - это уверенность в том, что дозволено делать все, что не запрещено законом. Иногда даже употребляются формулы «право на свободу»: «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии», - признает Всеобщая декларация прав человека.
Вместе с тем в этих понятиях есть определенная специфика. Если рассмотреть их с точки зрения правомочий в отношении «человек (гражданин) - государство», то различия выразятся в следующем.
Свободы человека - сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контур, территорию, на которой человек действует либо не действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в мои свободы, но и должно обеспечить защиту границ моих свобод от вторжения власти и вмешательства других лиц.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Лишь закон может установить пределы свободы.
Например, демократическому государству нет никакого дела до моих религиозных убеждений, оно не должно влиять на приверженность человека тому или иному вероисповеданию, устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной - это мои свободы, это мой выбор.
Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (см. ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, ст.18Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.13, 17, 29, 55 Конституции РФ и др.)
Всем известны примеры: ограничение деятельности религиозных сект Муна в Соединенных Штатах, «Белое братство» на Украине, «Аум Синрикё» в Японии и т.п. Права и свободы человека, в которые не вправе вмешиваться ни частные лица, ни публичная власть, нормативно признанные и охраняемые государством, называют также негативными правами и свободами.
Права человека - это признанные и гарантируемые государством возможности действий (правомочия) человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права.
Данным правом можно воспользоваться, реализовать его, либо не воспользоваться, ведь право не обязанность. Например, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Вместе с тем в последнее время в России многие не реализуют активное избирательное право. Безусловным и однозначно определенным является право каждого на жизнь. И также известно, что иногда люди добровольно отказываются от этого права.
Государство обязуется не только гарантировать и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области. В отличие от негативных прав здесь государство должно предпринять целый комплекс организационно-распорядительных, финансовых и других мер для обеспечения реализации этих прав. В силу того, что государство должно предпринять положительные, позитивные действия, такого рода права еще характеризуют как позитивные права и свободы.
Однако подчеркнем еще раз, в рассматриваемом нами правозащитном контексте понятия «права человека» и «свободы человека» идентичны.
Ограничения прав и свобод
Международное право и законодательная практика демократических государств предусматривают определенные ограничения прав и свобод. Важно отметить, во-первых, что ограничения прав и свобод могут быть введены в условиях чрезвычайного положения только федеральным конституционным законом.
Такие ограничения не могут быть введены решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Во-вторых, такие ограничения могут носить только временный характер.
В-третьих, ограничения прав и свобод должны носить соразмерный угрозам безопасности характер. В-четвертых, ограничения могут вводиться только в определенных в Конституции России целях:
Для обеспечения безопасности граждан,
- основ конституционного строя
- нравственности
- здоровья
- прав и законных интересов других лиц
Обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, даже в условиях чрезвычайного положения, не могут быть ограничены. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации.
Это право на жизнь, достоинство личности, свобода от пыток, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и другие. В теории прав человека эти права иногда определяют как абсолютные, ате, которые могут подлежать ограничению, - относительные права.
Юридическое различие между правом (субъективным) и свободой провести довольно трудно. Из общей теории права нам известно, что субъективное право есть мера возможного поведения лица. Думается, что данное определение подходит и к свободе.
Примечательно, например, что согласно ч. 1 ст. 11 германского Основного закона «все немцы пользуются свободой передвижения в пределах всей федеральной территории», а согласно ч. 2 «это право может ограничиваться лишь законом или на основе закона...» (курсив наш. – Авт.). Следовательно, в данном случае свободу германский законодатель понимает как право.
Иногда в конституциях можно встретить упоминание права на какую-либо свободу, но чаще говорится о праве свободно что-либо делать или, наоборот, не делать. Например, согласно части первой ст. 21 Конституции Итальянской Республики 1947 года «все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и любым другим способом распространения мыслей». А Конституция Союзной Республики Югославии 1992 года содержит норму, управомочивающую лицо не сообщать свою национальность (часть вторая ст. 45).
Все же в большинстве случаев, когда речь идет о субъективном праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обязанность. Например, если провозглашается право на охрану здоровья, обязанным субъектом по природе вещей должны выступать государственные (в некоторых случаях также негосударственные) учреждения здравоохранения либо определенные практикующие медики. Когда же говорится о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу, то есть практически к любому возможному нарушителю свободы.
Скажем, если конституционно провозглашена свобода слова, человек вправе требовать у государства защиты от любого субъекта, препятствующего ему публично говорить то, что хочет.
Изложенное различие между правом и свободой достаточно условно, оно применимо не во всех случаях. Например, если провозглашена свобода преподавания (академическая свобода), то очевидно, что данная свобода преподавателя, работающего в учебном заведении, непременно предполагает наличие обязанного субъекта – администрации или попечителя учебного заведения, которые прежде всего обязаны уважать и гарантировать данную свободу, но которые прежде всего и могут оказаться нарушителями свободы.
Интересно характеризует соотношение свободы и субъективного права проф. М.В. Баглай: «...Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы»*. Можно к этому добавить, что в странах англосаксонской правовой системы законодатель в конституциях обычно не прибегает к формулированию позитивных субъективных прав или прибегает к этому в ограниченной мере, предпочитая гарантировать свободы. Типичный пример дают многие поправки к Конституции США 1787 года.
* Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. М.: Норма – Инфра. М, 1999. С. 84.
Еще по теме 3. Права и свободы:
- Права, свободы человека и права, свободы гражданина: общее и особенное
- Тема 18 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ГРАЖДАНСТВО РФ
Права и свободы человека являются самыми важными среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в демократических обществах.
Права человека, их генезис, назначение - одна из «вечных» проблем общественно-культурного развития всего человечества, постоянно находившаяся в центре внимания политической, правовой, философской, этической и религиозной мысли. Права человека – сложное и многомерное явление, в значительной мере связанное с генезисом правовых норм, в которых сформулированы права человека.
В своем современном виде область знаний, относящаяся к правам человека, возникла после второй мировой войны, но ее истоки четко прослеживаются уже в эпоху древности, средневековья и особенно в эпоху Просвещения.
Концепции прав человека базируется на трех основных положениях:
Каждая власть ограничена.
Каждый человек располагает своим автономным миром, вмешиваться в который не может никакая власть.
Каждый человек, защищая свои права, может предъявить претензии к государству.
Прежде чем перейти к анализу конкретных прав и свобод человека, необходимо определить смысл основных понятий, применяемых в этой области. И поэтому, не пытаясь предложить общепринятые дефиниции (впрочем, таковых и нет), постараемся разобраться в некоторых из них.
В самом общем виде права человека могут быть определены как права, присущие людям от рождения и без которых они не могут жить как человеческие существа. Права человека формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для нормального функционирования не только индивида и общества, но и государства в целом. Права человека основаны на стремлении человечества к такой жизни, в которой врожденное достоинство и ценность каждой человеческой личности будут пользоваться уважением и защитой со стороны государства. Понятие врожденного человеческого достоинства является основным для концепции прав человека. Оно вытекает из самой сути человечества, оно присуще как младенцу, который еще ничего не успел сделать, так и взрослому человеку. Достоинство есть прежде всего нравственная самооценка человеком самого себя, своего места и значения в обществе, а также признание обществом его социальной ценности, уникальности и неповторимости.
Достоинство человека - источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами дает человеку возможность самораскрыться и самореализоваться как личности.
В определении сущности и содержании прав человека можно выделить различные правовые доктрины и точки зрения.
Учение естественного права утверждает, что права человека являются прирожденными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми. Поскольку в их основе лежит сама природа человека, они не дарованы человеку ни богом, ни государством и не зависят от государственного усмотрения и произвола, постольку человек никому не обязан за свои права. Поэтому они получили название естественные права человека.
Целью естественно-правовой доктрины является ограничение притязаний государства по своему усмотрению определять объем прав и свобод человека, без учета необходимого для нормальной жизнедеятельности индивида набора прав, которые объективно являются независимыми от воли государства. Поэтому эти права не могут быть противопоставлены государству, которое должно брать на себя функцию не только их защиты и обеспечения, но и их законодательного формулирования.
Естественные права человека не нуждались до возникновения государства и права в каком-либо писаном, юридическом оформлении. И хотя эти права принадлежат человеку от рождения, «защищенность» им придает юридическая форма, т.е. форма закона. Эта необходимость привела к появлению писаного права, которое на первых порах вобрало в себя обычное право, моральные права и запреты, в том числе права и свободы человека, и получило название позитивное право.
Это послужило основой для возникновения позитивистско-правовой доктрины, которая противостояла естественно-правовой традиции. Согласно этому подходу, права человека, их объем и содержание определяются государством. Именно оно «дарует» эти права человеку. Главная идея этой точки зрения состояла, таким образом, в подчинении и обязанности индивида беспрекословно соблюдать право, а также в подчинении индивида государству, а не утверждении приоритета прав человека по oотношению к последнему.
Основные права и свободы человека характеризуются различными чертами. Права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В течение всей своей жизни он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него.
Прaвa человека носят все общий, универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав и свобод человека проявляется в следующих параметрах.
Все люди без какой-либо дискриминации имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательства демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, языка, национальности, происхождения и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, языковой, национальной, социальной или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право на гражданство, право свободного передвижения, право на свободу убеждений - это наиболее общие права и свободы всех людей независимо от политического режима, формы государственного устройства и формы правления, общественного строя страны, к которой человек принадлежит.
Всеобщность прав и свобод человека находит свое выражение и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переехал, - в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами. И это обладание не зависит от того, является ли эта территория независимой или несамоуправляющейся, или каким-либо другим образом ограниченной в своем суверенитете.
Наконец, проблема прав человека - это всеобщая проблема, решать которую необходимо с точки зрения концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Она основывается на следующих посылках:
Все права человека неделимы и одинаково важны. Необходимо избегать противопоставления одной группы прав другим группам, поскольку стремление добиться осуществления одной из этих групп прав может быть использовано для ущемления других прав.
Принцип уважения прав человека не противоречит другим принципам современного международного права. Поэтому никакие оправдания на необходимость защиты основных прав и свобод человека не могут быть использованы для нарушения таких принципов, как уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга и т.д.
Под нарушением принципа уважения прав человека понимается общая политическая и правовая ситуация, которая свидетельствует об игнорировании данным государством своего обязательства уважать права человека и о массовом нарушении последних.
Права и свободы человека: сходство и различия. Язык международных документов и национальные законодательства применяют понятия «права человека» и «свободы человека». Возникает вопрос: являются ли эти понятия тождественными или между ними существуют различия?
Если коснуться проблемы юридической природы и нормативного закрепления прав и свобод в правовых актах (международные документы, конституции и др.), то провести между ними четкую границу достаточно трудно. В этой плоскости они идентичны. Свободы - это те же права. Но относительно проблемы правомочий в отношении «человек – государство» они отличаются друг от друга. И эти различия сводятся к следующему.
Свободы человека - это области деятельности человека, в которые государство по должно вмешиваться. Оно может лишь очертить с помощью правовых норм границы, в рамках которых человек действует по своему выбору и усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в свободы человека, по и обязано обеспечить защиту границ этих свобод, ос вмешательства других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход его за пределы дозволенных свобод. Например, демократическому государству нет никакого дела до религиозных убеждений конкретного человека, оно не должно влиять на его предпочтение какому-либо вероисповеданию или устанавливать ту или иную религию в качестве обязательной - это свободы, принадлежащие конкретным людям. Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения справедливых требований морали и общественного порядка в демократическом обществе.
Права человека - это установленные и гарантируемые государством правомочия и потенции действий человека в конкретной сфере. Причем государство обязуется обеспечить и защитить правомерные действия человека в указанной законом области. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права. Им можно либо воспользоваться и реализовать его, либо не реализовать. Но подчеркнем еще раз, что с точки зрения права понятия права и свободы человека идентичны.
Говоря о юридических характеристиках прав человека, необходимо различать «права и свободы человека» в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле права и свободы человека - это система международных и национальных правовых норм, которые устанавливают правовой статус личности, закрепляют ее положение, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства. В субъективном смысле права и свободы человека - это принадлежащее конкретному лицу правомочие того или иного действия, поступка, предусмотренного правовой нормой и защищаемого государством.
Классификация прав . В правовой литературе и в исследованиях по международному праву можно встретить различные подходы и точки зрения относительно классификации, группировки прав и свобод человека.
Чаще всего выделяют в особую группу естественные права человека, акцентируя внимание на первичности их существования, догосударственности, дополитичности. К ним относятся такие права, как право на жизнь, свобода выражения мнений, физическая и психическая неприкосновенность, свобода вероисповедания и другие.
Существует несколько уровней классификации прав человека:
Первый уровень прав ориентирован на выявление их статусного состояния в системе прав человека. В соответствии с этим они делятся на две группы: негативные и позитивные. Под негативными понимаются те права, по отношению к которым государство должно воздерживаться от вмешательства в их реализацию и от ограничений, нарушающих свободу личности. Свобода слова или свобода совести - это запрет вмешательства государственной власти в данные вопросы. Под позитивными правами, наоборот, понимаются права, требующие обязательств и гарантий государства по обеспечению выполнения этих нрав.
Второй уровень определяет собой сферы реализации прав человека. В соответствии с ним происходит подразделение прав на гражданские, коллективные, экономические, социальные, политические и культурные. Причем под гражданскими понимаются личные или индивидуальные права.
В Уставе ООН и Международном билле о правах, включающем Всеобщую Декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативные протоколы к нему, выделяются пять основных групп прав: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Остановимся кратко на их характеристике.
Гражданские права - это мрака естественного характера, т.e. такие, которыми человек наделен от рождения. Они призваны гарантировать индивидуальную свободу человека, защищать личность от произвола со стороны государства и его органов. К ним относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести, достоинства, деловой репутации, на справедливый, независимый публичный суд и ряд других.
Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. Важнейшие из них: право избирать и быть избранным в paзличные органы власти, свобода союзов и ассоциаций, партий, демонстраций и собраний, свобода слова, мнений, печати, совести.
Экономические права призваны обеспечить экономическую свободу и достойный жизненный уровень человека. Они включают: право на труд, на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на частную собственность, запрет на принудительный труд за некоторыми исключениями, право на социальное вознаграждение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и т.
Социальные права обеспечивают человеку минимум экономической безопасности, без которого было бы трудно предъявлять свои права достойным образом. Они содержат: право на труд, отдых, досуг, социальное обеспечение, т.е. происходит дублирование некоторых экономических прав. Поэтому зачастую их объединяют в социально-экономические права.
Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека: право на свободу убеждений и свободное их выражение, право на образование, право на участие в культурной жизни общества, право на защиту моральных и материальных интересов.
Американская традиция, идущая от Билля о правах (первых десяти поправках к Конституции 1787 г.), под правами человека имеет в виду своеобразно понимаемые права и свободы. Их содержание отличается от формулировок Устава ООН и Международного билля о правах. США в силу разных причин не признают существование социально-экономических, социальных и культурных прав.
В Европе - родине теории естественного права и естественных прав человека - сегодня законодательно признаны все группы прав: гражданские, политические, экономические, социальные и права в области культуры. Они закреплены в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в дополнительных протоколах к ней, в Европейской Социальной Хартии и других документах.
Поколения прав. Права человека, если исходить из их классификации, относятся к различным сферам жизнедеятельности. Но это не единственное различие между ними, поскольку они различаются и по времени возникновения. Развитие знаний о правах человека привело к выводу о складывании исторически-последовательных больших групп прав, которые получили название «поколения прав человека». Начиная с 80-х годов, утвердилось разделение прав на три поколения.
Первое поколение прав включает традиционные ценности, в частности, гражданские и политические права: право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданина на ведение государственных дел, право на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и справедливое рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других.
Второе поколение включает социальные, экономические и культурные права. Их признание явилось результатом идеологического, правового компромисса между бывшими социалистическими и капиталистическими государствами. Так, в Конституции СССР 1936 г. был закреплен широкий набор прав второго поколения. И, хотя социальная защищенность советских граждан практически оказалась минимальной, тем не менее, она существовала и оказывала определенное воздействие на мировое общественное сознание, на идею формирования прав второго поколения.
В Европе на признание таких прав, по всей вероятности, повлияла также и. растущая социальная ориентация стран, которые имели возможности не только для провозглашения этих прав, но и для обеспечения гарантий их реализации. В послевоенные годы конституции ФРГ, Франции, Италии и других стран характеризовали свои государства как социальные, закрепляя различные социальные, экономические и культурные права. Это привело к оформлению таких международных документов, как Европейская Социальная Хартия, принятая в 1961 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).
Третье поколение включает, в отличие от первых двух, коллективные права, права меньшинств, права народов. В этом заключается их своеобразие. Они ocуществляются целым коллективом, общностью людей. Естественно, отдельная личность принимает участие в реализации этих прав, но только как член какой-либо общности, т.е. реализация этих прав связана напрямую не с его личным, а с коллективным статусом. В 80-е годы ООН разработала документы о правах меньшинств, правах народов, а затем были приняты региональные международные нормы.
Между поколениями прав существуют различия. В частности, различия между первым и вторым поколениями прав связаны с позицией государства по отношению к ним. Права первого поколения нуждаются в защите от какого-либо вмешательства , индивидуального или государственного, в их осуществление. Для осуществления прав второго поколения, наоборот, необходимы гарантии и обязательства государства по их претворению в жизнь.
Различия между двумя первыми и третьим поколениями прав сводятся к следующему:
Права первого и второго поколения являются правами индивидуальными, а права третьего поколения - коллективными. Они неразрывно связаны между собой. Их взаимоотношения строятся на принципе, согласно которому осуществление коллективных прав не должно ущемлять права и свободы индивида.
Они различны также и по своей природе. Права личности - это естественное право, присущее человеку от рождения. Права коллектива не являются естественными, поскольку формируются по мере становления интересов той или иной общности. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность. Это качественно иные права, определяемые целями и интересами коллективного образования. Они не должны игнорировать права человека, противоречить им или подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии.
Такой подход является единственно правильным, однако его реализация весьма затруднительна. Поэтому постоянно возникающие противоречия между правами человека, правами государства, народа, национальных меньшинств, малых народов являются одной из причин участившихся межнациональных конфликтов. В этих конфликтах каждая из сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, правомерности, отстаивает свое право на суверенитет, свои притязания на пересмотр границ. При этом игнорируются права любого другого человека, не принадлежащего к этой общности. Следовательно, на передний план выдвигаются коллективные права нации, народа, которые они стремятся реализовать любой ценой, даже ценой массового истребления своего и чужих народов, а также в ущерб правам индивидуальным. Таким образом, в самом общем виде выше были рассмотрены основные понятия концепции прав и свобод человека, отраженные в международно-правовых нормах, политико-правовых и философских доктринах. Конечно, они не представляют собой нечто абсолютное, застывшее, а будут постоянно развиваться и совершенствоваться вместе с развитием мирового сообщества.
- Пошаговый рецепт с фото и видео Рецепт пряников медовых для рисования
- Мороженое шоколадное: рецепт и фото
- Постный чечевичный суп с грибами
- Диетические блюда из творога с указанием калорий
- Спагетти с чесноком и острым перцем
- К чему снится Снежная Лавина?
- Толкование сна мозоли в сонниках
- Гадание Таро: беременность - онлайн
- Коктейль «Куба Либре» — лучшие рецепты приготовления
- Вина из слив в домашних условиях
- Толкования Густава Миллера
- Как проходит ограничение родительских прав
- Социальные стипендии студентам Стипендия детям инвалидам в вузе
- Особенности вычета на лечение родителей
- Льготы пенсионерам по земельному налогу
- Рецепт: Песочное печенье с джемом - домашнее со сладкой начинкой
- Заправка для борща на зиму, очень вкусные рецепты из свеклы Заготовка для зеленого борща на зиму рецепт
- Ром с соком – беспроигрышный вариант Ром с апельсиновым соком название
- Как приготовить рыбу кижуч
- Слоеный салат «Печенкин Салат печенкин с куриной