Связь эмансипации с другими явлениями. Эмансипация - что это? Полная дееспособность несовершеннолетних


Эмансипация женщин – это направление социально-политического реформаторского движения, основой которого является стремление к освобождению женщин от угнетения на основе гендерной принадлежности. Эмансипация женщин простыми словами подразумевает предоставление им полного равноправия во всех социальных проявлениях, как на уровне государства и общественности, так и в трудовой, а также семейной жизни. По сути, данное движение требует предоставления равных прав с мужчинами, возможность участвовать в выборе дальнейшего курса движения (как в политике, так и собственной семье), а также активном преобразовании действительности.

Что это такое

Понятие эмансипации приобрело свою известность в контексте борьбы женской половины за свои права, однако этот термин обозначает освобождение от любой зависимости, предрассудков или угнетения. Данная категория используется в социологических сферах и характеризует не только освобождение женщин, но также выход из-под отцовской власти детей и признание их дееспособности.

Относительно различных национальностей понятие используется для обозначения отмены угнетения в правах различных народов (особенно ярко это видно на процессе эмансипации иудейских народов). Помимо человеческих сфер, эмансипация используется в любых сферах, где необходимо подчеркнуть независимость или свободу самостоятельного выражения, даже в музыке это характеризует отсутствие необходимости попадать в диссонанс, что может приводить к рождению новых творческих произведений.

Помимо отказа неадекватной власти, эмансипация предполагает восстановление правовой сферы и наделение одинаковыми обязанностями. Эти устои обязаны соблюдать обе стороны, т.е. не бывает так, что только женщина или ребенок требуют своей независимости и равноправия, а и тот человек, который теоретически может ущемить права должен соблюдать свободу и требовать соответственное выполнение обязательств от второй стороны.

Эмансипация, как общечеловеческое движение подразумевает добровольный отказ от притеснения. Это очень важный момент, поскольку ранее человека могли формально освободить от повинностей или уничижительного отношения, а по факту передать право собственности на его жизнь и решения другому или же воздействовать на уровне психологического давления и .

В первоначальном историческом контексте термин употреблялся относительно детей, которые сепарировались от родителей и переставали пребывать под их влиянием и опекой. Только со временем это стало синонимом равноправия и стало распространяться на различные социальные группы, свободы которых ущемлялись по тем или иным причинам. Наиболее распространенной является женская эмансипация и стремление фемин к получению равных свобод.

Движение за эмансипацию женщин в 19 веке

История эмансипации женщин официально началась во времена французской революции, однако нельзя говорить, что подобные идеи только тогда и зародились, скорее это был удобный момент для переворота сознания и создания новых социальных и правовых устоев. Фемин пытались отстаивать свои права и получать новые уровни свободы, действуя подпольными методами – они устраивали демонстрации и забастовки, собирали закрытые собрания и кружки, где обсуждали роль собственного мнения и возможности реализации своего личностного ресурса. Из-за официального запрета женщинам влиять на политику, они переодевались в мужские костюмы и таким образом пытались изменить действующее законодательство, чем вызвали бурное возмущение со стороны мужчин. После подобных выходок были официально запрещены собрания и протесты, а те, кто поддерживал подобные акции, наказывались, как нарушители действующего режима.

Представители за женскую эмансипацию не остановились после наложенных запретов, и в итоге им удалось отстоять собственную точку зрения и добиться сдвига в равноправии. Естественно изначально каждая новая возможность отвоёвывалась с большим трудом, да и по настоящий момент есть сферы, куда эмансипированные деятели ещё не добрались. Многовековой уклад патриархата, восприятие женщины, как более низкого существа надолго отпечатались в истории, законодательстве и психологии невозможно искоренить из психики и общемирового уклада за один день.

Помимо самостоятельного женского движения с целью получения дополнительных свобод, экономическое развитие в 19 веке привело к тому, что требовалось все больше рабочих на заводах и фабриках. Именно такая новая индустрия превратила женщин из домашних наседок в наёмных рабочих, которые выполняли свои обязанности наравне с мужчинами, за что получали соответствующее вознаграждение. Двигалось и интеллектуальное развитие, и все больше женщин начинали пользоваться формальным согласием на получение образования – стали появляться учёные и доктора наук, многие уходили преподавать в университеты или делали новые научные открытия.

Можно сказать, что социально-экономическая ситуация и развитие многих стран помогло развитию эмансипированного движения изнутри, поскольку при иных внешних условиях женский бунт был бы банально подавлен и всё вернулось на круги своя. Революционные периоды навсегда оставили в прошлом множество запретов и предоставили возможности для самореализации, но вместе с тем появились новые проблемы, как на личностном уровне, так и на общесоциальном. Изменение роли женщины оказывает непосредственное и очень яркое влияние на систему всего общества, на его дальнейшее развитие и рамки существования.

Проблемы и последствия эмансипации женщин

Положительные стороны эмансипации были чётко расписаны еще в революционные времена, сейчас о них продолжают говорить при каждом удобном случае, когда отстаиваются новые уровни равноправия, но при этом для справедливости стоит отметить, что новая организация социума принесла и новые проблемы.

Получив равные права после долгих времён запрета, многие женщины стали вести себя, как подростки, у которых родители уехали на дачу. Неконтролируемое употребление алкоголя и курение, работа на тяжёлых производствах с одной стороны наносят вред её здоровью, а с другой постепенно уничтожают всё человечество. Женский организм быстрее приобретает зависимость, хуже справляется с переработкой ядов, и в итоге разрушенной оказывается не только индивидуальная судьба женщины, но и её детей, если такие вообще могут появиться с нарушением здоровья.

Повлияло равноправие и на семейные отношения, где люди договорились о совместном выполнении семейных обязательств. На данном этапе уже существуют официальные исследования и подтверждённые данные того, что семьи, живущие по старому укладу, разводятся реже. Причина кроется в том, что мужчины внутренне не хотят идти навстречу, готовить обеды или мыть полы, а женщины устраиваются на полноценный рабочий график, и просто не имеют времени этим заниматься, что приводит к постоянным . Если обязанности делятся не по времени, а по функционалу, то это начинает напоминать рабочие договорённости, что в итоге лишает отношения яркости чувств, непосредственности проявления и первоначальной романтической составляющей.

Это всё только добавляет острых углов, а с тем, что женщины получили финансовую независимость, то они более не стремятся к сохранению отношений любым путем, а с лёгкостью идут на разрыв. Нельзя сказать, что это однозначно негативно, ведь жить с человеком, постоянно унижающим достоинство, не имеет смысла и теперь есть возможность положить этому конец, но в некоторых моментах люди перестают ценить сами отношения в принципе.

На психологическом уровне происходит искажение гендера, женщины становятся более маскулинными, что в свою очередь усиливает феминную часть мужчин. Стираются ранее чёткие границы между полами, общество становится андрогинным, увеличивается количество разнополовых связей. Мужчины всё чаще пользуются женскими правами, например, уйти в декретный отпуск, заниматься ребёнком, освоить вышивку или танцы. Это нельзя однозначно считать негативом просто в переломный момент общество ещё не готово принять те изменения, которые происходят.

Сейчас есть достаточно большое количество людей, живущих по прежним понятиям мужского и женского, они пытаются всё вернуть к исходному состоянию, что вызывает только конфликты. Сами женщины, пользуясь карьерой, преодолевая трудности, недоступные мужчинам, добивающиеся успехов и воспитывающие в себе активные мужские качества начинают чувствовать тоску по сильному плечу.

Внутри тех, кто боролся за свободу и самостоятельность жива внутренняя память о тех временах, когда можно было не брать на себя столько ответственности и спрятаться за сильной спиной. В настоящем же мире, где женщины становятся всё сильнее, мужчины не наращивают силу, а слабеют – закон сохранения энергии, который никто не учёл.

Общая нагрузка на женщину в итоге увеличилась, поскольку прежние домашние и семейные обязанности никуда не делись, только теперь к ним добавились профессиональные. Негативная сторона заключается в том, что мужчины отказывают в помощи, указывая на то, что каждый самостоятелен и может помочь себе.

Если раньше женщина просто писала список всего необходимого, то сейчас она ещё должна его приобрести, а потом держать в нормальном состоянии хозяйство и работу. Там, где мужчины не понимают внутренний смысл понятия, и не присутствует помощь со стороны няни, домработницы и прочих людей, женщина собственными усилиями попадёт в ещё большее рабство, выбраться из которого невозможно, поскольку винит только себя.

Как и в любых реформаторских начинаниях, главной остаётся проблематика правильной подачи информации и отсутствие искажения смысла. Там, где это сделано правильно и аккуратно, женщины получают исключительно возможности для развития, реализации и возможности положительно повлиять на мир. В тех ситуациях, где понятие искажается самими женщинами, мужчинами или властью происходит подмена понятий и то, что планировалось для улучшения жизни, в итоге её не только утяжеляет, но в некоторых ситуациях и губит. Поэтому, если вы лично знаете, что ваш не будет помогать вам по дому, придерживается старых традиций, то имеет смысл позаботиться о себе и выбирать только ту работу, которая будет приносить удовольствие и давать много ресурса и свободного времени, а ответственность за обеспечение семьи переложить на его плечи.

Эмансипация – это только один из возможных путей, вариант развития собственной жизни, а насколько его использовать необходимо решать самостоятельно. На уровне же государства и законодательной базы, женская свобода реализации всегда отстаивается благодаря усилиям революционерок.

emancipatio ) - отказ от различного рода социальных зависимостей, в том числе детей от родителей, женщин от мужчин, прекращение действия ограничений, приобретение адекватных прав и обязанностей.

Само это слово происходит от латинского глагола emancipare - освобождать ребёнка от родительской власти, в более широком смысле - отказываться от каких-либо полномочий или прав собственности, причём формально эти полномочия и права не уничтожались, а передавались другому лицу, и эмансипированный таким образом обретал не свободу, а нового властителя. Подобное действие - отказ от своих полномочий и передача их другому лицу - было юридическим актом, зафиксированным ещё в Законах двенадцати таблиц , и называлось emancipatio .

Позднее об эмансипации стали говорить не только применительно к римскому праву , называя так аналогичные действия в других правовых системах, например в германском праве . В конце XIX - начале XX веков под детской эмансипацией стали понимать освобождение детей бедноты от непосильного (наравне со взрослыми) труда.

Полная дееспособность несовершеннолетних

Эмансипация несовершеннолетнего - объявление его полностью дееспособным посредством решения органа опеки и попечительства либо суда по достижении шестнадцатилетнего возраста.

В КР гражданин при несовершеннолетии может быть объявлен дееспособным после того как им выпишут разрешение.

В КР праве несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя, или занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным имеет место также при вступлении несовершеннолетнего в брак, при этом при расторжении брака полная дееспособность сохраняется. Однако при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Вступление в брак не является основанием для того, чтобы считать лицо эмансипированным.

Эмансипация женщин

Митинг в Петрограде с требованиями предоставить женщинам право быть избранными, февраль 1917

Эмансипация женщин представляет собой предоставление женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. Равноправие предполагает право женщин на образование, право избирать и быть избранной в государственные органы власти, право на труд и равную зарплату. См. также Суфражистки , Женское избирательное право .

Эмансипация мужчин

Эмансипация мужчин представляет собой процесс окончательного освобождения мужчин от избыточного объёма общих обязанностей (ввиду отсутствия избыточного объёма общих прав), то есть процесс достижения, завершения борьбы за окончательное равенство полов, а также предоставление мужчинам равных с женщинами прав на исконно женских территориях, например, в отношении детей и опеки над ними.

emancipatio ) - отказ от различного рода зависимостей, в том числе и родителей, прекращение действия ограничений, приобретение адекватных прав и обязанностей.

Само это слово происходит от латинского глагола emancipare - освобождать ребёнка от отцовской власти, в более широком смысле - отказываться от каких-либо полномочий или прав собственности, причём формально эти полномочия и права не уничтожались, а передавались другому лицу, и эмансипированный таким образом обретал не свободу, а нового властителя. Подобное действие - отказ от своих полномочий и передача их другому лицу - было юридическим актом, зафиксированным ещё в Законах двенадцати таблиц , и называлось emancipatio .

Позднее об эмансипации стали говорить не только применительно к римскому праву , называя так аналогичные действия в других правовых системах, например в германском праве . В конце XIX - начале XX веков под детской эмансипацией стали понимать освобождение детей бедноты от непосильного (наравне со взрослыми) труда.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Структурная социология (10): Социология гендера

    Российские женщины и эмансипация: культурная традиция или разрыв с традицией?

    ✪ Александр Дугин: индивид - это случайный набор комбинаторных нарративов

    Субтитры

Полная дееспособность несовершеннолетних

Эмансипация несовершеннолетнего - объявление его полностью дееспособным посредством решения органа опеки и попечительства либо суда по достижении шестнадцатилетнего возраста.

В российском гражданском праве несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя, или занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным имеет место также при вступлении несовершеннолетнего в брак, при этом при расторжении брака полная дееспособность сохраняется. Однако при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Вступление в брак не является основанием для того, чтобы считать лицо эмансипированным.

Эмансипация женщин

Эмансипация женщин представляет собой предоставление женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. Равноправие предполагает право женщин на образование, право избирать и быть избранной в государственные органы власти, право на труд и равную зарплату. См. также Суфражистки , Женское избирательное право .

В литературе: Эмансипированные женщины . предполагает процесс декриминализации и депатологизации гомо- и бисексуальности, а также предоставления им семейных прав и защиты от дискриминации в обществе.

- (лат. emancipare эмансипировать). Освобождение от подчиненности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭМАНСИПАЦИЯ [лат. emancipatio] освобождение от зависимости, от предрассудков; уравнивание в правах.… … Словарь иностранных слов русского языка

эмансипация - и, ж. émancipation f. <лат. emancipatio. 1. Освобождение от какой либо зависимости; свободы от того, что стесняет разум и деятельность человека. БАС 1. Католики.. тотчас запустят лапу, но англичане все обдумают и возмут твердые меры не давать … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЭМАНСИПАЦИЯ - ЭМАНСИПАЦИЯ, эмансипации, мн. нет, жен. (лат. emancipatio) (книжн.). 1. Освобождение от какой нибудь зависимости, приводящее к уравнению в правах. Эмансипация женщин. Эмансипация крестьян. «Когда состоялась крестьянская эмансипация, то за души… … Толковый словарь Ушакова

эмансипация - См. освобождение... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. эмансипация избавление, освобождение; суфражизм, эманципация, раскрепощение С … Словарь синонимов

ЭМАНСИПАЦИЯ - (от лат. emancipatio) освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни … Большой Энциклопедический словарь

ЭМАНСИПАЦИЯ - (от лат. emancipatio освобождение от зависимости), успешный выход организма за пределы пессимума экологического. Возможны, по крайней мере, два типа эмансипации: сдвиг диапазона потенции путем акклимации (например, спячки) и уклонение от… … Экологический словарь

Эмансипация - (от лат. emancipatio освобождение сына из под отцовской власти) освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. Политическая наука:… … Политология. Словарь.

ЭМАНСИПАЦИЯ - (от лат. emancipatio) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. В соответствии со ст. 27 ГК РФ человек, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или (с … Юридический словарь

ЭМАНСИПАЦИЯ - ЭМАНСИПА ИЯ, и, ж. (книжн.). Освобождение от зависимости, угнетения, неравноправия. Э. женщин. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЭМАНСИПАЦИЯ - (от лат. етапсгра tio освобождение от зависимости, подчиненности) англ. emancipation; нем. Emanzipation. Освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков; отмена ограничений, получение самостоятельности и равноправия индивидом, соц. группой … Энциклопедия социологии

Книги

  • Эмансипация педагогики , Житомирский К.Г.. Сборник содержит работы незаслуженно забытого ученого филолога и педагога Константина Григорьевича Житомирского. Его труды привлекают внимание не только с точкизрения истории российской… Купить за 420 грн (только Украина)
  • Эмансипация педагогики , К. Г. Житомирский. Сборник содержит работы незаслуженно забытого ученого филолога и педагога Константина Григорьевича Житомирского. Его труды привлекают внимание не только с точкизрения истории российской…

: Электровозбудительная сила - Эрготинъ . Источник: т. XLa (1904): Электровозбудительная сила - Эрготин, с. 704-708 ()


Эмансипация женщин - стремление к уравнению прав обоих полов, исходящее от мысли, что первоначально все человеческие индивидуумы были равны между собой и что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами. Э. является, таким образом, актом освобождения, восстановлением естественного состояния и торжеством права над узурпацией. О судьбах женщины до XIX в. см. XI, 873 и сл. Э. женщин - явление новое, начатки которого относятся к великой французской революции. Вслед за декларацией прав человека Олимпией де Гуж (см. IX, 869) формулирована была «декларация прав женщины». Главные требования её заключались в активном и пассивном избирательных правах и в допущении ко всем должностям. Во времена конвента женщины принимали участие в клубах, вмешивались в прения, основывали особые женские клубы («Amies de la constitution », «Femmes républicaines» и др.) и защищали свои права в особых печатных органах. Когда вожди женского движения стали предлагать представительницам своего пола одеть мужские костюмы, чтобы уничтожить внешние различия полов, конвент постановил лишить женщин права иметь свои собрания и закрыть женские клубы (30 октября 1793 г.). Э. женщин вновь выступила на сцену в эпоху июльской революции 1830 г.; к этому времени относится и появление самого термина («émancipation de la femme »). Возрождение женского вопроса находилось в тесной связи с французским социализмом и достигло кульминационной точки в сенсимонизме, с его учением о «паре» (couple, см. XXIX, 570). Более реальные цели стали преследоваться сторонниками Э. со времени февральской революции 1848 г., когда за это движение стал Консидеран (XVI, 43) , предложивший в парламенте даровать избирательные права женщинам. Несколько позже то же предложение и столь же неуспешно внесено было Пьером Леру. С половины XIX в. феминистическое движение во Франции все развивалось, но больших политических приобретений им не сделано. В 1892 г. женщинам-рабочим было предоставлено право голоса в добровольных третейских разбирательствах с работодателями. - В Англии Мэри Вольстонкрафт в книге: «Vindication of the rights of woman» (Лондон, 1792), написанной под влиянием Кондорсе, старалась доказать, что недостатки и слабости женского пола - исключительно последствия неправильного воспитания и ложного общественного положения женщин. Она указывала на необходимость экономической независимости женщин и признания за ними тех же общественных и политических прав, какими пользуются мужчины. Во имя нравственной чистоты она предлагала воспитывать мальчиков и девочек совместно в общественных школах. В половине XIX в. Э. женщин в Англии много обязана литературной деятельности Бентама, Герберта Спенсера, в особенности, Дж. Стюарта Милля (см. XIX, 306) . О росте гражданских прав женщины в Англии во второй половине XIX в. см. Женщина в праве (XI, 882) . По почину социологического общества, в Англии появился первый союз для поощрения женского промышленного труда, за которым последовали другие общества подобного же характера. С 1865 г. началась агитация за избирательные права женщин при парламентских выборах. Право активного участия в муниципальных выборах было предоставлено в 1869 г. самостоятельным (незамужним), платящим налоги женщинам. Акт о местном управлении 1894 г. дал женщинам в Англии активное и пассивное право при выборах в общинный и окружной советы; они могут даже председательствовать в этих советах, но не имеют права быть мировыми судьями. Стремление к дарованию женщинам права участия в парламентских выборах до сих пор оставалось безуспешным, но предложение, сделанное по этому предмету в 1897 г., получило большинство в палате общин; только несогласие палаты лордов не дало законопроекту войти в силу. Из британских колоний дальше всего на пути Э. женщин пошла Новая Зеландия, где с 1893 г. все местные жительницы, не моложе 21 года, имеют избирательные права. Такие же права женщинам в 1894 г. даны и Южной Австралией. Во всей Австралии в отношении общинных выборов не признается различия прав обоих полов. В Канаде женщинам принадлежит активное право участия в общинных выборах. - В Германии еще в 1792 г. Т. фон-Гиппель издал книгу: «Ueber die bürgerliche Verbesserung der Weiber», в которой во имя государственного блага требовал освобождения женщины. Он стоял за совместное воспитание мальчиков и девочек и за допущение женщин ко всем профессиям. Для облегчения физического воспитания он предлагал одинаковую одежду до 12-летнего возраста. Предложения Гиппеля не встретили поддержки в германской литературе, и до последнего времени в Германии практически не существовало политического женского движения. Избирательные права принадлежат женщинам только на местных общинных выборах, но и то не везде и большей частью только незамужним. С 1860-х годов стали появляться многочисленные общества и союзы, чаще всего устроенные одними женщинами; стали возникать учебные заведения, сильно подвинувшие вперед женское образование (см. XXI, 869) - В Северной Америке с самого начала положение женщины было более выгодное, чем в Европе. То обстоятельство, что женское население в большинстве местностей в Штатах долго было в меньшинстве, привело к тому, что как замужние, так и незамужние женщины искони пользовались здесь большей свободой и самостоятельностью, чем у народов более древней культуры. Эбигайль Смит Адамс, жена президента Адамса, еще в 1776 г. требовала допущения женщин к общественным школам и политической их равноправности. Первое из этих требований было удовлетворено, но требование политической равноправности для всей совокупности Соединенных Штатов осталось невыполненным: только Нью-Джерси и Виргиния на первых порах предоставили женщинам избирательное право. В настоящее время число должностей и занятий, открытых для женщин в Штатах, весьма значительно, и во многих либеральных профессиях женщины главенствуют: например, в учительском персонале женщины составляюсь в Штатах ⅔. Существование гражданской равноправности вызывает в Штатах усиленное движение к политической равноправности, так как до сих пор в федеральных выборах женщины в Америке не принимают участия, несмотря на предоставленное им в нескольких штатах право голоса. Главным аргументом американских женщин в пользу дарования им избирательных прав являются избирательные права негров: они находят несправедливым отказ образованным женщинам в праве, данном представителям низшей расы. - В Норвегии 23 мая 1901 г. женщинам, достигшим 25 лет и лично или сообща с мужем платящим 300-400 крон подоходного налога, предоставлено право голоса в коммунальных общинных выборах. Тогда же в Христиании Рагною Нильсен основан был «Союз женщин-избирательниц», поставивший себе целью вести самостоятельную политику. Количество избранных коммунальными представительницами женщин оказалось весьма незначительным, менее 1% числа мужчин, причем меньше всего женщин было избрано в деревнях. Между тем, женщины-избирательницы представляли собой ⅓ всех голосов в стране. Те немногие женщины, которые были избраны, оказались, однако, весьма энергичными и, во всяком случае, не принесли вреда своей деятельностью. - В настоящее время почти во всех государствах Европы и Америки насчитываются союзы женщин, преследующих цели Э., или феминистические союзы . Феминистки (то есть сторонницы женской Э.) имеют свои периодические органы и создали уже целую литературу по своему предмету. Для международного общения феминисток устраиваются международные съезды или конгрессы. Союзы для развития женской Э. на первых порах исключительно преследовали цели образования и приискания заработка. Первое общество подобного рода - лондонское общество для поощрения женских работ, - основано было лордом Шэфтсбюри и National Association for social science. По его примеру в 1865-66 гг. появился германский Lette-Verein, прототип позднейших германских женских экономических и образовательных союзов, которые в 1869 г. соединились в один «Verband der deutschen Frauenbildungs und Erwerbvereine». Больше внимания на развитие женских прав обращена было в лейпцигском женском союзе, основанном Луизой Отто-Петерс и Августой Шмидт. Созванная в 1865 г. первая женская конференция привела к основанию «всеобщего германского женского союза», органом которого служил журнал «Neue Bahnen» (Лпц., 1875 и след.). По примеру Германии, и в Австрии многочисленные женские союзы составили «всеобщий австрийский женский союз». В конце 1880-х годов в Германии стало развиваться более радикальное течение, приведшее к основанию обществ под общим названием «Frauenwohl». Здесь уже прямо ставится вопрос о равноправности, а также о защите женщин-работниц. В 1899 г. сформировался союз прогрессивных женских обществ, избравший для своих занятий пять областей: 1) вопрос о работницах, понимая под этим и заботу о детях рабочих и т. п., 2) призрение сирот и бедных, 3) заботу об арестованных женщинах, 4) вопрос о совместном обучении обоих полов и 5) вопрос о надзоре за нравственностью. На конгрессе 1901 г. был еще прибавлен вопрос о женской прислуге. Для целей исключительно образовательных учреждено общество «Frauenbildung-Frauenstudium», распространенное по всей Германии. Женские профессиональные союзы появились с 1890-х годов почти повсеместно в Германии. В 1891 г. в Америке создался национальный союз женщин (National council of women), по образцу которого в 1894 г. в Берлине устроен союз германских женских обществ (Bund deutscher Frauenvereine). Подобные союзы появились и в других государствах. Среди работниц на фабриках стали появляться особые общества с 1870-х годов. Многие из них возникли в австралийской колонии Виктории в 1880-х годах. После того как союзы мужчин-рабочих высказались в 1889 г. за организацию представительниц женского труда, подобные общества стали в большом числе появляться в Англии. Решение мужчин-рабочих вызвано было тем соображением, что улучшение платы за женскую работу сделает женскую конкуренцию менее опасной мужчинам. Особенно трудилась над устройством женских рабочих союзов леди Дильк, а еще раньше неё - г-жа Мод Станлей явилась горячей поборницей устройства клубов для лондонских работниц. В Соединенных Штатах конгрессы женщин стали собираться с 1848 г. В 1850 г. состоялся первый женский конгресс, исключительно касавшийся вопросов избирательного права (National Woman Suffrage Convention). В 1869 г. создались два больших общества: ежегодно собирающееся в Вашингтоне National Woman Suffrage Association, с газетой «The Revolution», и передвижное общество American Suffrage Association, с журналом «Woman’s Journal». В 1890 г. они слились в «National American Woman Sufrage Association». По типу этих обществ основано в Англии в 1867 г. National Society of Women, первым президентом которого был Дж. Ст. Милль. Первым международным учреждением в области Э. женщин явилась основанная в Женеве в 1868 г. Ligue internationale des femmes. В 1888 г. в Чикаго был основан «международный совет женщин» (International council of women), к которому примкнули 11 обществ, в том числе германский Bund deutscher Frauenvereine. Ростом движения в пользу Э. следует объяснить и появление большого количества женских благотворительных обществ, имеющих целью то взаимную поддержку, то заботу о бедных, больных, рожающих, безработных. Своеобразным явлением в области феминизма является американское женское общество трезвости - Woman’s Christian Temperance Union, основанное в 1873 г. в Бостоне, насчитывающее теперь более 200000 членов и обладающее капиталом в 150000 фн. стерл.

Избыток во всех культурных государствах женского населения над мужским привел, помимо всяких законодательных распоряжений, к частичному занятию женщинами под давлением нужды некоторых профессий, ранее находившихся в сфере исключительно мужского труда. По данным конца XIX в. % женского рабочего населения сравнительно с общим количеством женщин был: в Австрии - 47%; в Германии - 20%; в Италии - 40,8%; во Франции - 21,6%; в Англии - 17,3%. В Германии наибольшее количество женщин занято сельскохозяйственными работами, приготовлением одежды, ткачеством и продажей в магазинах. Участие женщин в кустарной промышленности значительнее, чем участие в ней мужчин. На местах руководителей предприятий и на самостоятельных работах женщины встречаются реже мужчин. В либеральных и высших профессиях количество их все усиливается, особенно в учебном и врачебном деле. Учительницы составляют следующий % преподавательского персонала: в Австрии - 20%, во Франции, в Италии, в Англии - 50-60%, в Германии - 17%.

Весьма значительно число женщин на службе путей сообщения, почт и телеграфов. Низшие должности среди чиновничества часто занимаются женщинами в Америке (около 8% всех должностей). Весьма невелико число женщин-адвокатов и женщин-пасторов (в Америке последних - около 165). Немало женщин-художниц, архитекторов, бухгалтеров и писательниц. В области труда женская Э. от мужского покровительства достигнута еще далеко не вполне. Женский труд оплачивается ниже (на ½ - ⅔) мужского, что объясняется, с одной стороны, сравнительной новизной этого труда, с другой, - меньшей требовательностью и большей беззащитностью женщин. Ср. Лили Браун, «Женский вопрос. Его историческое развитие и экономическое значение» (2 изд. на русск. яз.); Магу Wollstonecraft, «Vindication of the rights of woman» (Лонд., 1792); Th. v. Hippel, «Ueber die bürgerliche Verbesserung d. Weiber» (B., 1762); Laboulaye, «Recherches sur la condition civile et politique des femmes depuis les Romains » (П., 1843); J. St. Mill, «On the subjection of woman» (Л., 1869; 5 изд., 1883); Th. Stanton, «The woman question in Europe» (Л., 1884); Behel, «Die Frau und der Socialismus» (Штуттгарт, 1900, 31 изд.); Helene Lange und Gertrud Bäumer, «Handbuch der Frauenbewegung» (I-II, Б., 1901). нем. журнал «Die Frau» (издат. Helene Lange, В., с 1893 г.); Станлей Мод, «Клубы для работниц в Англии» (1902).

Если в Западной Европе женское движение направлялось по двум, правда, переплетающимся руслам, из коих одно конечным своим пунктом имеет уравнение женщин с мужчинами в гражданских и политических правах, а другое, - обеспечение экономической самостоятельности женщин, главным образом, путем расширения их образования,- то в России для женского движения первое русло было и остается совершенно закрытым. Действительно, в сфере гражданских прав (за исключением области наследования) русское законодательство издавна признавало за женщинами то, чего на Западе им приходилось добиваться путем настойчивой борьбы (см. Женщина в гражданском праве, XI, 879-885). Крупным шагом вперед является состоявшийся недавно сенатский указ, открывший женщинам крестьянского сословия возможность получать, при наличности известных условий, вид на жительство и без согласия мужа. В области публичного права женское движение не может найти у нас почву уже в силу общих условий нашего правового строя. Тем не менее и здесь кое-что может быть отмечено. Женщинам предоставляется участвовать, по имущественному цензу, в выборах дворянских, земских и городских, но не иначе как через уполномоченных ими на то лиц мужского пола, причем круг лиц, коим может быть дано такое полномочие, ограничен по закону ближайшими родственниками и мужем. В последнее время многие земства высказались за расширение избирательных прав женщин в области земского самоуправления, в смысле отмены ограничений по выдаче полномочий на участие в выборах (Тихвинское, Гжатское), или в смысле предоставления женщинам права непосредственного участия в выборах (Звенигородское, Тамбовское, Бирское, Казанское, Елецкое), или даже в смысле предоставления женщинам права быть избираемыми в земские гласные. В Казани дворянское собрание высказалось за то, чтобы лица женского пола, приглашаемые уездными предводителями дворянства в помощь по наблюдению за начальной школой, могли быть избираемы в члены училищных советов. В 1898 г. состоялся закон о даровании прав государственной службы женщинам-врачам. Движение в пользу бытового уравнения женщин и мужчин проявилось у нас первоначально на почве теории о «свободе чувства», проникшей в русское общество под влиянием идей Жорж Санд. Освобождение крестьян, поставившее значительную часть дворянства в необходимость изыскивать средства к существованию трудом, присоединило к этому экономический фактор, а общее движение 1860-х годов, производившее переоценку всех устоев русской жизни, придало стремлениям женщин отчасти и угловатые формы, дававшие обильный материал для беллетристов всех направлений (ср. образ Кукшиной в «Отцах и детях» Тургенева). Скоро, однако, крайности стерлись, и в результате получилось здоровое движение в пользу распространения и расширения женского образования (XI, 866-872) , приводящего к расширению сфер применения женского труда и служащего, следовательно, главнейшим залогом экономической самостоятельности женщины. В этой области замечается за последнее 10-летие значительное оживление. К восстановленным в 1889 г. высшим женским курсам в Петербурге присоединились: женский медицинский институт, положение о коем Высочайше утверждено 1 июня 1895 г.; женский педагогический институт, преобразованный в 1903 г. из педагогических курсов, существовавших при петербургской Александровской гимназии с 1863 г., в высшее учебное заведение с двумя отделениями (математическое и словесное) и четырехгодичным курсом; высшие женские курсы, восстановленные в 1900 г. в Москве и в 1903 г. в Одессе. Число слушательниц, которые могут найти место в этих высших учебных заведениях, далеко, однако, недостаточно, что вызывает к жизни частные учреждения подобного рода, напр., в С.-Петербурге «курсы для воспитательниц и руководительниц физического образования», руководимые П. Ф. Лесгафтом, «естественнонаучные курсы», руководимые В. М. Шимкевичем, «общеобразовательные вечерние курсы при гимназии М. Н. Стоюниной» и др., а равно отдельные курсы лекций, открываемые преимущественно в университетских городах, но не имеющие постоянной организации. Постепенно расширяются и права воспитанниц высших женских учебных заведений. В 1901 г. министру народного просвещения предоставлено разрешать назначение окончивших высшие женские курсы преподавательницами всех классов женских гимназий; такое же право предоставлено в 1903 г. главноуправляющему канцелярией по учреждениям Императрицы Марии по отношению ко всем институтам. Высочайшим повелением 6 мая 1903 г. начальству вновь образованного женского педагогического института, с открытием 4-го курса института, дано право ходатайствовать о предоставлении окончившим институт прав преподавания по предметам их специальности во всех классах женских гимназий, институтов и равных с ними заведений. Женщины допускаются преподавательницами музыки и иностранных языков в младших классах мужских средних учебных заведений. Жизнь выяснила, что даже чисто теоретическое образование женщин может получить прикладное значение и помимо сфер преподавания и литературного труда. Так, широкая постановка преподавания химии на с.-петерб. высших женских курсах привела к тому, что слушательницы этих курсов, специально изучавшие химию, получали места в лабораториях как правительственных, так и при частных заводах и фабриках. Иногда бывшие слушательницы курсов не только служат лаборантками, но и занимают вполне самостоятельное и ответственное положение. В пору «промышленного оживления» 1890-х годов спрос на специалисток по химии превышал даже число желавших занять такие места. К женщинам-врачам, женщинам-дантисткам и женщинам-фельдшерицам присоединились за последнее время женщины-фармацевты. Изучающие фармацию женщины, окончившие полный курс женской гимназии и выдержавшие экзамены по латинскому языку в объеме первых четырех классов мужских гимназий, могут после двухлетней практики, держать экзамен на звание помощника провизора, а после трехлетней помощнической практики женщины-фармацевты будут допускаться к слушанию лекций на особых курсах при военно-медицинской академии, по окончании которых будут получать звание провизора. Широкое развитие получило применение женского труда и в правительственных учреждениях (особенно в почтово-телеграфном ведомстве) после того, как они разновременными распоряжениями стали допускаться к занятиям в этих учреждениях по вольному найму, причем, однако, женщины получают оклады значительно меньшие, нежели мужчины, при одинаковой количественной и качественной работе. В государственном банке существует отдел (по резке купонов при отделении вкладов на хранение), в котором к занятиям допускаются только женщины и начальником которого состоит также женщина. Широкое применение получил женский труд на железных дорогах. По отчету пенсионной кассы служащих на железных дорогах (в которой участвуют не все служащие) число служащих женщин простиралось к 1 января 1900 г. до 24601 (9½% всего числа служащих) из коих значительная часть (15176) - замужние, имеющие детей. Стремясь к поднятию образовательного уровня агентов службы движения, министерство путей сообщения признало желательным, чтобы на всех железных дорогах были предприняты опыты замещения женщинами, окончившими средние учебные заведения, должностей начальников станций, их помощников и кассиров. Первый такой опыт был сделан и оказался вполне удачным на Рязанско-уральской железной дороге. В открытые в 1903 г. в С.-Петербург при Импер. русском технич. обществе «железнодорожные курсы» принимаются и женщины. Многообещающим началом является разрешение, данное в 1903 г. инженер-генерал-майору Труханову открыть в Москве технические женские курсы по специальностям строительной, механической и электротехнической. В периоде зарождения находится у нас сельскохозяйственное образование женщин, хотя начало ему было положено еще в 1883 г. г-жею Мариуца-Гриневой, открывшей первую женскую сельскохозяйственную школу в Киевской губ., в Бердичевском у. В настоящее время сельскохозяйственных женских школ, преимущественно средних, насчитывается свыше 15. С 1899 г. существует в С.-Петербурге «Общество для содействия сел.-хозяйственному образованию женщин», председателем которого состоит И. А. Стебут, горячий поборник этого дела. Обществом представлен министерству земледелия проект учреждения высшего женского сельскохозяйственного института, который мог бы служить как для образования сведущих хозяек, так и для подготовки учительниц в средних и низших сельскохозяйственных училищах. Наконец, экономической самостоятельности женщин служат курсы коммерческие, счетоводные, бухгалтерские, стенографические, частью специально женские, частью допускающие к занятиям женщин наряду с мужчинами, в С.-Петербурге, Москве, Саратове и некоторых других городах.

Наиболее характерными для женского движения в России учреждениями, помимо обществ содействия отдельным отраслям женского образования, являются: «Русское женское взаимно-благотворительное общество», «Общество охранения здоровья женщин», «Российское общество защиты женщин», а также «Общество попечения о молодых девицах» - все четыре в С.-Петербурге. При «Русском женском взаимно-благотворительном обществе», являющемся в то же время клубом, куда допускаются исключительно женщины, и насчитывающем 835 членов, существуют: общежитие для членов общества; временное общежитие для нуждающихся женщин до приискания ими занятий; очаг для детей интеллигентных тружениц; библиотека имени Н. В. Стасовой; литературно-музыкальный кружок; бюро для приискания занятий; касса взаимопомощи; кружок «на помощь детям». «Общество, охранения здоровья женщин», существующее с 1899 г. и насчитывающее около 350 членов, имеет целью развитие среди русских женщин любви в физическим упражнениям, реформу современного женского костюма, популяризацию гигиены во всех слоях общества, выработку условий более нормального женского воспитания и т. п. «Российское общество защиты женщин» поставило себе между прочим целью борьбу с торговлей «живым товаром»; «юридический отдел» общества оказывает юридическую помощь женщинам. Отделы общества устраивают для женщин ремесленниц и фабричных работниц воскресные чтения и развлечения. При обществе действует попечительство о еврейских девушках-ремесленницах, устраивающее такого же рода чтения и развлечения по субботам. Отделения общества существуют в Нижнем Новгороде, Баку, Томске. «Общество попечения о молодых девицах», состоящее из нескольких отделов, в разных частях города устраивает для молодых девушек (преим. женская прислуга и фабричные работницы) воскресные чтения и развлечения.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...