Типы управления оповещением о пожаре. Требования к системам оповещения и эвакуации


А. Пинаев
к.т.н., директор ОДО «Авангардспецмонтаж»,

В. Коротков
ТИП ЗАО «НПП «Иста-См»

Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 5-го типа вызывают постоянные дискуссии и рассуждения на тему, что это такое и каковы способы их реализации. Во многом это обусловлено отсутствием технически четкой и корректной нормативной базы. Ни НПБ 104-95, ни НПБ 104-2003, ни СП 3.13130.2009 не отвечают на поставленные вопросы. Например, в СП 3.13130.2009, кроме таблицы 1 и некоторых упоминаний в тексте («...п. 5.1...В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности», «...п. 3.3...В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения»), больше ничего о 5-м типе оповещения и его реализации не говорится.

Единственной попыткой на нашей памяти каким-либо образом это конкретизировать было ПОСОБИЕ к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в общественных зданиях», но документ 1992 года имеет неопределенный статус, отсутствует в нормативной базе, да и просто устарел.

Стань участником Партнерской программы «Актив-СБ» и вы получите:

Рассрочку платежа на складские позиции (при условии предоставления полного пакета документов);

Размещение компании в разделе "Монтаж", при закупке оборудования ежемесячно на сумму более 100 000 руб;

Кэшбэк по Бонусной программе в размере до 5% от суммы покупок

Наверняка у каждого специалиста, связанного с проектированием систем оповещения, существует и собственное видение проблемы.

Нам бы хотелось высказать свои соображения, основанные на многолетнем опыте проектирования, исследованиях проблематики, включая анализ реальных пожаров и учений подразделений МЧС по эвакуации людей из крупных административных и общественных зданий.

Напомним, что системы оповещения 5-го типа предполагают множественность алгоритмов эвакуации и полную автоматизацию этих процессов. Поскольку речь идет об автоматизации, то нелишне отметить, что аксиомой любого управления является наличие трех базовых составляющих:

Достоверная и оперативная информация (входная величина);

Эффективные управляющие воздействия (выходная величина);

Модель реакции на входные воздействия.

Соответственно, автоматическая система управления должна предполагать автоматизацию получения информации, ее обработки и формирования управляющих воздействий.

Рассмотрим каждую из трех составляющих по порядку.

1. Получение достоверной информации о развитии ЧС и, в част-

ности, пожара основывается на использовании данных от пожарных из-вещателей: температуры, плотности дыма, концентрации опасных веществ, скорости изменения этих показателей. Необходимо иметь в виду, что состояние извещателей не всегда достоверно характеризует потенциальную угрозу, например, показания дымовых извещателей, размещенных на пути потока дымовоздушной смеси в открывшийся клапан вентиляции, дадут совершенно искаженное представление о реальной ситуации. Кстати, это одна из наиболее часто встречающихся ошибок проектирования, когда предполагается, что по сработавшим дымовым извещателям можно определить безопасный путь эвакуации.

По результатам неоднократно проводимых экспериментов и учений подразделений МЧС по эвакуации людей из административных и общественных зданий установлено, что при возгорании в коридоре длиной 60-80 м срабатывание дымовых из-вещателей происходит за 10-15 с с интервалом 2-3 с. Ну и куда отправлять людей, если время эвакуации намного больше времени срабатывания всех извещателей? Какова должна быть реакция автоматической системы управления на подобную динамику изменения ситуации? Может, ей вообще следует выключиться?

Очевидно, что для получения объективной оценки происходящего необходима либо комплексная оценка совокупности показателей, либо принципиально иные ее способы.

В качестве альтернативы можно было бы выделить показатели, в наиболее явном виде отражающие обстановку на путях эвакуации. Такими показателями могут являться величина нейтральной зоны и динамика ее изменения. Напомним, что под нейтральной зоной понимается область, безопасная для человека, ограниченная снизу температурой или ПДК опасных газов, а сверху слоем дыма. По мере развития пожара размеры этой области уменьшаются. Понятие нейтральной зоны широко используется при анализе развития пожара и оценке его последствий, но законодательно определение величины зоны и ее использование техническими средствами пожарной сигнализации не предполагается и не регламентируется. Соответственно, никто не будет ставить адресные дымовые извещатели вверху, а максимально-дифференциальные и газовые на высоте 60-80 см от пола.

В зависимости от конкретных объектов и ситуации, к информативным входным данным могут быть отнесены и другие параметры: результаты видеонаблюдения, данные от систем контроля и управления доступом и т.п.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1. Способы оповещения:

звуковой

(сирена, тонированный сигнал и др.)

(передача специальных текстов)

световой:

а) световые мигающие оповещатели

б) световые оповещатели «Выход»

в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения

г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения

3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

4. Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения

5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

П р и м е ч а н и я:

1. «+» - требуется; «*» - допускается; «-» - не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5-го типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

2. Трудности достоверной оценки ситуации усугубляют небогатый арсенал возможных управляющих воздействий. По сути, они сводятся к управлению световыми эвакуационными указателями и речевым сообщениям с полным отсутствием обратной связи между событиями, воздействиями и их последствиями. Необходимо отметить невысокую эффективность обоих воздействий с точки зрения процесса управления, поскольку речевые оповещения способны только подать команду на начало эвакуации (далее оператор и сам с трудом может понять, что происходит), а световые эвакуационные указатели стандартно включаются (а чаще - постоянно включены) над всеми выходами. Обилие фонограмм и большая длительность их звучания, реализуемые в аппаратуре управления, являются скорее маркетинговыми инструментами, чем технически обоснованными решениями. Если в аппаратуре предусматривается 40 и более фонограмм, то кто и по каким критериям должен их выбирать и какова необходимость трансляции неповторяющегося текста в течение 5 мин., если, к примеру, время эвакуации 2 мин.? Кто это будет дослушивать?

С точки зрения микрофонных сообщений и включений нужного направления указателей, то на удалении оператор, даже если он профессионально подготовлен, не в состоянии принять объективные решения. Например, фраза «выход влево» для людей, вышедших из комнат по разные стороны коридора, дает столь же разные указания. Если же использовать обратную связь зоны оповещения с диспетчерской для корректировки указаний, то исчезает смысл термина «полная автоматизация» и система реально является 4-го типа.

Уже многократно говорилось о низкой информативности световых эвакуационных указателей - их недостаточной видимости из-за особенностей установки (за счет увеличения плотности дыма вверху они быстро перестают восприниматься), а яркость свечения не нормируется и, соответственно, минимальна. Отсутствует динамика показаний - свечение постоянное, не пульсирующее, что психологически воздействует на человека, полагающего, что он брошен и должен ориентироваться самостоятельно, только по собственной субъективной оценке обстановки. Имеет смысл на особо ответственных объектах устанавливать указатели на уровне или невысоко от уровня пола с динамической индикацией типа «бегущая стрелка».

Практически забыты в нормативных документах световые мигающие оповещатели. В СП 3.13130.2009 п. 2.7 их смешали со световыми эвакуационными указателями. А ведь задачи у них разные: световые оповещатели (КРАСНОГО ЦВЕТА) должны продублировать речевое (или звуковое) оповещение о пожаре для людей с ограниченными возможностями по слуху, а это, практически, все общественные и административные здания;световые эвакуационные знаки (ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА) должны показывать направление к эвакуационному выходу (Е01-16) и сам эвакуационный выход (Е22-23), по ГОСТ Р 12.4.026-2001. Необязательность применения световых мигающих оповещателей (табл. 1, СП 3.13130.2009) и отсутствие единых технических требований к ним на практике оборачиваются неприменением их и, тем самым, снижением возможностей оповещения на начальном этапе.

3. Касаясь моделей, реализуемых в аппаратуре управления, то следует отметить, что отсутствие методов получения достоверной информации и эффективных способов влияния на управляемый процесс лишает необходимости разрабатывать математические модели для автоматического управления. Фактически, все существующие системы автоматизированного (не автоматического) управления эвакуацией основаны на выборе из фиксированного набора эвакуационных алгоритмов одного или нескольких вариантов, которые принимаются оператором или автоматически, на основе ограниченного набора информации, поступившей на момент возникновения ЧС. Парадокс заключается в том, что управление при ЧС, являющееся весьма динамичным процессом, принимается как статичный процесс, не развивающийся во времени, т.е. в предположении, что дальнейшее развитие ситуации прогнозируемо. Единожды выбранный вариант эвакуации, как правило, полагается неизменным на всех последующих стадиях развития ситуации.

Таким образом, после команды на начало эвакуации управление этими процессами прекращается. Как правило, основная масса посетителей и персонала успевает покинуть опасную зону, а оставшиеся, потеряв ориентацию на толпу, в дыму лишаются возможности найти безопасный выход. И для этих оставшихся работа системы управления эвакуацией может быть единственным шансом на спасение.

Возвращаясь к заглавию статьи и резюмируя вышесказанное, следует признать, что полноценная реализация СОУЭ 5-го типа в настоящее время невозможна, это обусловлено как отсутствием нормативной базы, определяющей порядок получения достоверной информации о ситуации (проектирования соответствующей ПС), так и отсутствием нормативной базы, определяющей порядок реализации (проектирования) управляющих воздействий и, как следствие, необходимых технических средств. Чаще всего под СОУЭ 5-го типа у нас понимают СОУЭ 4-го типа, с фантазийными и не всегда безопасными «наворотами» проектировщиков.

Приветствую всех постоянных Читателей нашего блога и коллег по цеху. Сегодня мы продолжаем публикацию статей из цикла «Противопожарная автоматика». Напоминаю, что на страницах сайта, на сегодняшний день, уже опубликованы тринадцать статей из упомянутого цикла, ознакомиться с ними можно, пройдя по следующим ссылкам:

Пожарные извещатели - тип, описание. Первая статья из цикла статей “Пожарная автоматика”.

Пороговая, адресная, адресно-аналоговая пожарная сигнализация. Вторая статья из цикла “Пожарная автоматика”.

Системы оповещения людей при пожаре. Третья статья из цикла “Пожарная автоматика”.

Системы порошкового пожаротушения. Четвертая статья из цикла “Пожарная автоматика”.

Системы газового пожаротушения – обзор. Пятая статья из цикла «Пожарная автоматика».

Системы водяного пожаротушения. Шестая статья из цикла “Пожарная автоматика”.

Системы пенного пожаротушения. Седьмая статья из цикла “Пожарная автоматика”.

Системы аэрозольного пожаротушения. Восьмая статья из цикла “Пожарная автоматика”.

Системы радиоканальной сигнализации. Девятая статья из цикла “Пожарная автоматика”.

Аспирационные пожарные извещатели. Десятая статья из цикла “Пожарная автоматика”.

Пожарные извещатели пламени. Одиннадцатая статья из цикла “Пожарная автоматика”.

Автономные пожарные извещатели. Двенадцатая статья из цикла “Пожарная автоматика”.

Огнестойкие кабельные проходки на сетях систем противопожарной автоматики. Тринадцатая статья из цикла “Пожарная автоматика”.

Сегодня, в четырнадцатой статье из цикла «Пожарная автоматика», мы разъясним тему – тип системы оповещения людей о пожаре СОУЭ, как именно определить какой тип СОУЭ нужен на Вашем объекте, установим критерии выбора СОУЭ и каким именно нормативным документом необходимо руководствоваться для определения типа СОУЭ.

Итак, согласно СП3.13130-2009, СОУЭ разделяется по типам, всего типов – пять. Типы СОУЭ разделяются по способам оповещения и представляют собой следующее:

  1. тип системы оповещения СОУЭ 1 – обязательно – звуковой (сирена, тонированный сигнал), допускается – установка световых мигающих оповещателей и световых оповещателей «Выход»;
  2. тип системы оповещения СОУЭ 2 – обязательно – звуковой (сирена, тонированный сигнал), установка световых оповещателей «Выход», допускается – установка световых мигающих оповещателей и эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающие направление движения;
  3. тип системы оповещения СОУЭ 3 – обязательно – речевое оповещение (передача специальных текстов), установка световых оповещателей «Выход», допускается – звуковые сирены, световые мигающие оповещатели, установка эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающие направление движения, разделение здания на зоны пожарного оповещения, обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской;
  4. тип системы оповещения СОУЭ 4 – обязательно – речевое оповещение (передача специальных текстов), установка световых оповещателей «Выход», эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, разделение здания на зоны пожарного оповещения, обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской. Допускается – звуковые сирены, световые мигающие оповещатели, световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением, возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения;
  5. тип системы оповещения СОУЭ 5 – обязательно – речевое оповещение (передача специальных текстов), установка световых оповещателей «Выход», световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением, разделение здания на зоны пожарного оповещения, обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской, возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения, координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре. Допускается – звуковые сирены, световые мигающие оповещатели.

Теперь о том, как производить выбор типа оповещения СОУЭ. Для этого следует руководствоваться СП3.13130-2009, разделом 7, таблицей 2. Чтобы четко рассмотреть текст в таблице, Вы можете щелкнуть по ней мышкой – табличка увеличится и станет четкой и понятной – сохраните ее на компьютер. Или второй вариант – скачайте текст норматива по ссылке ниже – там есть такая же таблица в формате ПДФ.

Таблица 2

Примечания:
1 Требуемый тип системы оповещения СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения, или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип системы оповещения определяется по числу этажей здания.
2 Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.
3 На объектах защиты, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4 или 5 типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.
4 В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с пониженным слухом или зрением, СОУЭ должна учитывать эти особенности.
5 Для зданий категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности, в которых предусмотрено устройство СОУЭ 3-го типа, в дополнение к речевым пожарным оповещателям, установленным внутри зданий, должна быть предусмотрена установка речевых пожарных оповещателей снаружи этих зданий. Способ прокладки соединительных линий СОУЭ и расстановка пожарных оповещателей снаружи зданий определяется проектной организацией.
6 В учреждениях, где требуется оповещение только обслуживающего персонала, расстановку речевых оповещателей следует производить в соответствии с требованиями настоящего свода правил.
7 Одноэтажные складские и производственные здания, состоящие из одного помещения (категории по взрывопожарной и пожарной опасности В4, Г, Д) площадью не более 50 м без постоянных рабочих мест или постоянного присутствия людей, допускается не оснащать СОУЭ.

Пользоваться представленными данными очень просто и для этого не надо быть специалистом в области пожарной безопасности. Смотрите в первой колонке таблицы назначение Вашего объекта, далее выбираете во 2 и 3 колонке нормативный показатель (этажность, количество людей или категории по пожарной опасности) и напротив в 4 колонке Вы увидите необходимый Вам тип системы оповещения . Обращайте внимание на примечания в 5 колонке – написаны не просто так. По выбранному типу СОУЭ читаете состав средств оповещения и в общем то все – Вы достигли желаемого результата.

Полный текст документа СП3.13130-2009 Вы можете скачать на нашем сайте, в библиотеке нормативщика, или просто, пройдя по ссылке

На этом статью «тип системы оповещения СОУЭ, критерии выбора» завершаю. Буду рад, если в данной статье Вы почерпнули для себя какую то полезную информацию. Копировать статью для размещения на иных ресурсах в интернете разрешаю только при условии сохранении всех нижеперечисленных ссылок на наш сайт, предлагаю Вам ознакомиться с другими статьями нашего блога по ссылкам:

Режим работы световых оповещателей

Два эвакуационных выхода из помещения торгового зала

Пожарная сигнализация или пожаротушение на объекте?

– исходные данные для проектирования

– отключение вентиляции при пожаре

Мы в Одноклассниках –

И управления эвакуацией (СОУЭ) - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости использования путей эвакуации. Оповещение о пожаре и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

Подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

Трансляцией текстов о необходимости эвакуации при пожаре, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

Трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс при пожаре;

Размещением эвакуационных знаков безопасности (далее - указателей) на путях эвакуации; включением эвакуационных знаков безопасности;

Включением эвакуационного освещения;

Дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками);

Связью поста-диспетчерской с зонами оповещения.

Оповещение о пожаре должно проектироваться с целью реализации планов эвакуации. При проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны.

Оповещение о пожаре должно включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой сигнализации о пожаре или . Допускается использовать в оповещении дистанционное и местное включение, если в соответствии с нормативными документами для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения, а также автоматической сигнализацией. Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения о пожаре, время начала оповещения в отдельных зонах определяются исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости. При этом оповещатели должны подключаться к сети без разъемных устройств.

В зависимости от способа оповещения о пожаре, деления здания на зоны оповещения и других характеристик предусматривается пять типов систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях.

1ый предусматривает:

2й предусматривает:

Звуковое оповещение (сирена, тонированный сигнал и др.).

3й предусматривает:

Световое оповещение (оповещатели “Выход”).

4й предусматривает:

Речевое оповещение (передача специальных текстов);

Световое оповещение (оповещатели “Выход”).

Зонное оповещение (разделение помещений, строений на зоны пожарного оповещения).

Зонное оповещение с обратной связью зон оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской.

5й предусматривает:

Речевое оповещение (передача специальных текстов);

Световое оповещение (оповещатели “Выход”);

Для Всех
Разъяснение Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС РФ от 16 декабря 2004 г.

По вопросам применения требований норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"

1. О применении пластиковых коробов, не распространяющих горение, при прокладке соединительных линий СОУЭ
Основным требованием, заложенным в п. 3.9 НПБ 104-03, является обеспечение выполнения системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) своих функций в течение всего времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Временные параметры обеспечения безопасной эвакуации людей из здания в соответствии с п. 3.8 могут определяться на основании требований нормативных документов по пожарной безопасности, т.е. в виде жестко заданного отрезка времени или с помощью расчетных сценариев, что допускается п. 4.5 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

При решении вопроса о возможности использования для прокладки проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ пластиковых проводов необходимо учитывать, что провода и кабели, наряду с техническими средствами и соединительными линиями, являются одним из элементов системы. При этом на них, как и на другие элементы СОУЭ, допускается воздействие опасных факторов пожара лишь в той степени, в которой это воздействие не приведет к отказу системы, в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Это условие можно записать в следующем виде:

Tотк > tр + tн.э

Где tотк - время начала пожара до момента отказа СОУЭ в результате воздействия опасных факторов пожара, мин;

Tр - расчетное время эвакуации людей, мин;

Tн.э - интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей, мин.

При выполнении этого условия можно допустить применение пластиковых коробов.

2. Об обратной связи при построении СОУЭ 4-го и 5-го типов
В НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" необходимость обратной связи зоны оповещения с помещением поста - диспетчерской предусмотрена для СОУЭ 4-го и 5-го типов. В качестве такой связи можно использовать внутреннюю телефонную сеть здания и другие технические средства, позволяющие диспетчеру (дежурному радиотелефонисту) получать оперативную информацию о процессе эвакуации, месте возгорания, распространении ОФП, а также передавать управляющие команды лицам, ответственным за эвакуацию в зонах оповещения.

3. О разработке спецтекстов для речевого оповещения
Разработкой спецтекстов в настоящее время занимаются сами проектировщики СОУЭ. Пока не существует утвержденных типовых текстов для речевого оповещения. Однако основные требования к такому тексту можно сформулировать следующим образом.

Текст для речевого оповещения должен:

Учитывать несколько основных ситуаций, которые могут возникнуть при пожаре;

Способствовать предотвращению паники;

Обеспечивать однозначность понимания людьми содержания передаваемого сообщения;

Указывать на последовательность действий людей при пожаре;

Способствовать изменению субъективной оценки опасности возникшей ситуации.

4. О размещении пункта управления СОУЭ
Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения поста-диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям НПБ 88-2001*. Пособие к СНиП 2.08.02-89* может рассматриваться как информационный и справочный материал в части, не противоречащей НПБ 104-03 и НПБ 88-2001*. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения. Допускается использовать в СОУЭ 3 - 5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть использованы требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

5. О сопряжении СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны
В соответствии с разделом 2 НПБ 104-03 система оповещения и управления эвакуацией - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации.

Таким образом, СОУЭ людей при пожарах в зданиях и сооружениях и система оповещения гражданской обороны имеют различное функциональное назначение и включаются в работу по разным побудительным мотивам. В связи с этим полное сопряжение СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны не представляется возможным. Однако в целях реализации п. 3.2 НПБ 104-03 под возможностью сопряжения СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны может подразумеваться использование отдельных технических средств оповещения - звуковых и речевых пожарных оповещателей для передачи сигналов гражданской обороны, транслируемых через средства массовой информации (телевидение, радио).

6. О необходимости устройства системы оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек
Необходимость установки и тип СОУЭ определяется в соответствии с п. 5.1, табл. 2 НПБ 104-03. Допускается не предусматривать систему оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек и для данного здания в соответствии с п. 5.1, табл. 2 НПБ 104-03 не требуется система оповещения людей о пожаре.

При единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Система (установка) оповещения людей о пожаре, предусмотренная п. 16 ППБ 01-03, должна быть спроектирована в целях реализации планов эвакуации (п. 3.2 НПБ 104-03).

Таким образом, полагаем целесообразным в целях реализации требований п. 16 ППБ 01-03 (при отсутствии требований НПБ 104-03 по оборудованию здания СОУЭ) предусмотреть способ оповещения с использованием световых оповещателей "Выход" и статистических указателей направления движения. В случае нахождения на этих этажах глухих и слабослышащих людей необходимо также предусмотреть использование световых мигающих оповещателей.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...