Участник конфедерации. Конфедеративная форма государственного устройства


Современная политическая карта мира пестрит разнообразием форм государственного устройства . Республики, федерации и автономии соседствуют с королевствами, княжествами и эмиратами. Одной из многочисленных форм государственности является конфедерация.

Вконтакте

Что такое конфедеративное государство

Важно! Конфедерация - особая форма политического и административного устройства, когда добровольно объединяются несколько государств.

Основными признаками такого устройства считаются:

  1. Сохранение суверенитета участников объединения.
  2. Приоритет законов стран – участниц над общими законами (если таковые имеются).
  3. Принцип свободного выхода из конфедерации.
  4. Наличие общего, координирующего органа.
  5. Основой принятия решения служит согласие всех членов конфедерации.

При этом сохраняется полная независимость субъектов . Государства – субъекты вместе решают различные виды проблем.

Для решения вопросов создаются наднациональные органы, координирующие интересы членов союза. Законы, действующие на территории субъектов, приоритетны перед общими законами.

Конфедерация политически слабее , чем или федеративное государство. Возможность свободного выхода любой части временного союза делает его существование нестабильным, чувствительным к влиянию действующих исторических процессов.

Отличие подходов к принципу свободного выхода из союза разделяет конфедеративную и федеративную форму управления.

Но конфедерализм как способ политического объединения зачастую оказывается крепче унитарных моделей государств , основой которых стали ошибочные принципы управления.

Союзы государств и территорий

Самой известной конфедерацией стал союз трёх швейцарских кантонов, образовавшийся около 1291 г. Территории Швиц, Ури, Унтервальден подписали федеративную хартию , послужившую основой формирования Швейцарии.

Причина крылась в противостоянии императорской власти и местной элиты, поддержанной большинством населения. Провозгласив независимость, союз трёх кантонов отстоял её в войнах против Габсбургов, постепенно расширяя территорию.

В XIV – XVI веке территория северной Европы контролировалась Кальмарской унией . В унию входили такие страны, как:

  1. Дания.
  2. Швеция.
  3. Норвегия.

Скандинавские государства сообща противостояли засилью Ганзейского союза на торговых путях. Но что особенно интересно – последствиям изменений европейского климата.

Похолодание вызвало экономический кризис , поэтому феодалы, владеющие землями по всей северной Европе, нуждались в общей центральной власти.

Другой пример – Речь Посполитая. Объединившись после династического брака в одну страну, Польское королевство с Великим княжеством Литовским представляли собой фактическую конфедерацию .

Обе части государства имели отдельные органы управления , законы, вооружённые силы, армию, суд. Во внешних делах, войнах и охране границ Речь Посполитая функционировала, как единое целое , под управлением действующего монарха.

Конфедерации Азии и Южной Америки

Ещё одним вынужденным союзом было государство Маратхов на территории современной Индии. Созданное индуистскими правителями для противодействия мусульманской экспансии империи Моголов, оно просуществовало более ста лет. Коалиция маратхских княжеств эффективно противодействовала исламским государствам , очистив центральную часть полуострова Индостан.

С 1858 по 1862 год на карте мира обозначалась Гранадская конфедерация . Она возникла на территории республики Новая Гренада из-за многочисленных противоречий внутри страны. В попытке удержать её от центробежных тенденций, конфедеративное устройство было предложено частью парламента. Но целостность страны сохранить не удалось . Во многом «благодаря» усилиям , добившихся выделения Панамы в особую единицу.

Внимание! Финансово – промышленные круги США фактически отторгли от суверенного государства значительную территорию, для того чтобы проложить Панамский канал.

Союзы племён и другие догосударственные конфедерации

Довольно частыми были союзы между племенами или государственными образованиями древности. Они возникали как ситуативные объединения, имевшие целью увеличение военной мощи. Как для нападения, так и для отражения агрессии. Наиболее известны:

  1. Союз семи славянских племён.
  2. Конфедерация Аро (Африка).
  3. Германские военные союзы племен периода войн с Римской империей.
  4. Племенные союзы североамериканских индейцев.

Последний наиболее интересен как опыт противостояния экспансии высокоразвитой цивилизации.

Индейские конфедерации

Западную индейскую конфедерацию организовали 17 племён для переговоров с Британской империей и Соединёнными Штатами, объявившими Войну за независимость.

Опыт взаимодействия позволил краснокожим выработать общую линию поведения , а также наладить контакт между мобильными вооружёнными группами, находящимися под управлением разных командиров.

Получая оружие и советников – англичан, индейцы дезорганизовали работу тыла вражеской армии. В течение долгого времени они успешно вели войну против американцев , отвергая их предложения о перемирии, одержав несколько громких побед.

Политическая эволюция конфедерализма

Не имеющие прочной основы племенные союзы распадались по достижению результата, либо после военного поражения. С развитием экономики база добровольных государственных союзов стала гораздо более прочной, скреплённой к тому же религиозными, историческими и культурными составляющими . Более сложные формы взаимодействия как между людьми, так и между социумами приводили к образованию геополитических связей , нацеленных на длительную перспективу.

Даже конфедеративное государство средневековья – Швейцарский союз — имел целью уже не аккумуляцию лишь военной силы для достижения тактического успеха. Австрия, независимости от которой добивались швейцарцы, была вполне лояльна к мятежным горцам. Подоплёкой конфликта с имперской властью явилось стремление к единоличному контролю над торговыми путями через горные перевалы.

Устойчивость добровольных союзов Европы

Образование и развитие устойчивых конфедераций именно в Европе объясняется значительной степенью свободы, которую имело население и социально-политические образования (цеховые союзы, города, торговые сообщества). Основанные ввиду опасности либо возможной выгоды, они, при кажущейся рыхлости своего устройства, оказались очень эффективными .

Внимание! Особенности конфедерации европейских стран заключается в том, что ни одна из них не распалась в результате сепаратизма отдельных частей.

Примеры хорошо известны из истории, если изучить список стран - союзов:

  1. Швейцарский союз. Сохранился до настоящего времени.
  2. Речь Посполитая. Завоёвана соседями.
  3. Соединённые провинции Нидерландов. Прекратила существование из-за экспансии революционной Франции.
  4. Германский союз. Потерпел вместе с Австрией поражение от стремительно развивающейся Пруссии.
  5. Конфедерация Ирландии. Пала под натиском английских войск.

Как исключение можно отметить Шведско – норвежскую унию . Однако этот союз имел много исторических и экономических противоречий. Кроме того, уния создавалась с целью удержания Норвегии.

Добровольные объединение государств оказались зачастую крепче иных империй . Более того, начав с защиты своих территорий, они быстро переходили к расширению сферы своего влияния.

Даже Конфедеративные штаты Америки, те, кто спустил флаг только после тяжелейшей изнурительной войны за независимость, это ещё один пример того, чего можно добиться на основе свободного союза.

Североамериканская конфедерация

Недолгое существование союза южан прошло под знаком кровопролитной Гражданской войны . В популяризированной форме конфликт подаётся как война прогрессивного Севера против рабовладельцев – южан. Однако истоки войны гораздо глубже, кроме того, позиционирование северян ревнителями свободы негров не бесспорна.

Наряду с экономическими и политическими мотивами конфликта, существовал ещё один, не менее важный. Уклад жизни, ментальность, основные ценности противоборствующих сторон настолько расходились, что в сражениях участвовало множество добровольцев. Среди них было много подростков . Негры из армии генерала Ли сражались за Юг с не меньшей храбростью, чем их «братья» из частей северян.

Несмотря на ограниченность ресурсов (основная часть военных заводов была расположена на севере США), конфедераты смогли наладить управление , создать вооружённые силы и нанести ряд крупных поражений врагу.

Поражение Юга обусловили не отделение её частей и даже не превосходство янки в военном отношении: это произошло из-за обескровливания экономики (план Анаконда).

Конфедерации и конфедерализм в современной истории

В ХХ веке, середина которого ознаменовалась демонтажем колониальной системы, возникло немало образований, имеющих признаки конфедеративного государства. Это, прежде всего, арабские союзы 60–70 годов (ОАР, Федерация Арабских Республик, Объединённые Арабские Государства, Арабская Исламская Республика). Интересной явилась попытка Сенегала объединить однородные по национально-культурному признаку территории Сенегала и Гамбии в Сенегамбию .

После распада СССР существует Содружество Независимых Государств и Союзное государство, имеющее некоторые признаки конфедерации . В большей степени принципы конфедерализма применяются Европейским Союзом.

Внимание! Конфедерализм как явление развивается вместе с другими формами общественно – политического устройства.

Формы государственного устройства

Конфедеративные Штаты Америки

Принципы интеграции будущего

Сущность и потенциал конфедеративного устройства меняется в зависимости от текущей политической жизни мира в целом, а также конкретного региона в частности. Экстраполировать условия, при которых развивались Швейцария или Голландские провинции, на современные реалии некорректно. Однако принципы формирования свободных союзов с успехом можно применять для решения вызовов сегодняшнего дня. Добровольное сотрудничество способно положить начало интеграции регионов, нивелировать конфликты внутри больших объединений (Европа) или остановить распад отдельных стран (Грузия, Молдавия, Украина).

Для осуществления таких принципов необходима добрая воля различных групп , их терпимость, понимание проблем партнёров и готовность к сотрудничеству . Возможно, с выходом цивилизации на новый уровень развития принцип конфедерализма станет основой построения всемирного государства.

История возникновения современных государств насчитывает немало примеров, когда новые государства складывались из отдельных политически независимых друг от друга соседних регионов в результате развития между ними более тесных отношений, подчиненных единым интересам и формирующих со временем единую центральную власть.

Так крупные государства-федерации были образованы из конфедераций, представляющих ту самую начальную стадию, послужившую предпосылкой для их формирования.

В настоящее время конфедерация встречается довольно редко.

Конфедерация – союз нескольких государств, имеющий общий орган по координации их деятельности в области совместных внешнеполитических, экономических, военных и др. интересов.

Конфедерацию следует отличать от федерации. Несмотря на тот же латинский корень foederātiō — объединение, союз, федерация - это форма государственного устройства, проистекающая из союза субъектов федерации.

Спецификой конфедерации является отсутствие единой для всех входящих в нее государств конституции и гражданства, а также возможность свободной сецессии для членов конфедерации.

Сецессия – выход из союза, отделение от государства.

Признаки конфедерации

К ключевым характеристикам конфедерации относят:

    слабый управляющий центр; Прямой юрисдикцией над своими гражданами обладают только субъекты конфедерации, органы совместного управления могут воздействовать на них лишь опосредованно и с согласия членов конфедерации.

    отсутствие единой экономической, политической и правовой системы;

    территориальную независимость субъектов конфедерации;

    международный договор вместо единого законодательства;

    суверенитет государств-членов конфедерации;

    право субъектов устанавливать таможенные и иные ограничения на передвижение лиц, товаров, капиталов и т.д.

Исторические примеры конфедераций

Ярчайшими примерами конфедераций в мировой практике стали Соединенные Штаты Америки на начальной стадии своего формирования и Швейцарские кантоны.

В последней четверти XVIII века США представляли собой конфедеративный союз с крайне слабым центром, законодательные органы которого выполняли лишь консультативную функцию, тогда как вся полнота власти закреплялась за каждым из штатов.

Еще раньше, в конце XIII века, после подписания союзного договора была сформирована Швейцарская Конфедерация.

В итоге оба государства преобразовались в федерацию, таким образом проиллюстрировав преобладание центробежных сил в государственных объединениях.

Речь Посполитая, возникшая в XVI веке из Польского Королевства и Великого княжества Литовского, тоже считалась конфедерацией, так как обладала единым государственным устройством при наличии собственного административного аппарата, бюджета, войска и законов у каждого из 2-ух ее субъектов.

Современные конфедерации

В современном мире нет государств, обладающих строго конфедеративными чертами.

Фактически конфедерацией является Босния и Герцеговина, хотя в конституции этого государственного объединения нет прямого указания на характер связывающих его субъекты отношений. Более того, члены данной конфедерации не могут свободно выйти из нее.

Еще один пример современной конфедерации – Евросоюз, включающий в себя 28 государств Европы, 19 из которых имеют общую денежную систему и составляют так называемую еврозону. Евросоюз преследует цель общеевропейской интеграции, прежде всего, в экономической и политической сферах.

Главная его особенность в том, что, сочетая в себе признаки международной организации и государства, Евросоюз не является ни тем, ни другим.

А для объеденного общими целями союза характерна конфедеративная форма управления. В истории встречаются примеры таких союзов, которые образовывали конфедерацию для внешних и внутриполитических целей. Чаще всего страны конфедерации создавались для решения следующих вопросов: армия, транспорт, внешняя политика, система коммуникации.

Конфедерация считается достаточно слабой формой управления и имеет непродолжительный срок существования. Итогом деятельности конфедеративного государства может быть его преобразование в федерацию или прекращение существования после достижения поставленных целей. Неустойчивость конфедерации объясняется тем, что каждый из ее субъектов по своему желанию может расторгнуть договор о членстве в данном объединении. Яркий пример конфедерации - это США, страна, созданная в результате союза независимых штатов, а впоследствии преобразованная в федерацию. Зачастую конфедерацию представляют как переходный этап к образованию нового независимого государства.

Конфедеративное государство имеет свои специфические черты, которые характеризуют его как особую форму правления. Членами конфедерации являются независимые страны, у которых сохраняются их элементы государства, в том числе законодательная, исполнительная, Не меняется денежная система, армия остается прежней, сохраняется деятельность налоговых органов. Конфедеративное государство - это некая противоположность федерации, и ее участники могут быть членами одной или нескольких конфедераций единовременно.

Характеризуется наличием бюджета, конфедеративное государство формирует его из установленных взносов, которые обязаны выплачивать все страны, входящие в этот союз. В конфедерации ведут деятельность собственные органы управления, в которые входят члены союзных

государств. Они занимаются координацией только тех вопросов, которые способствуют достижению поставленных целей. Прямой силой эти органы власти не обладают, а действуют исключительно через субъекты. Огромным преимуществом нахождения государства в конфедерации является упрощение порядка передвижения граждан по территории государств-союзников. Вводятся безвизовые режимы. Важно отметить, что конфедеративное государство не исключает возможности создания общей политики среди государств и других общих институтов.

Современное понятие конфедерации имеет очень размытые рамки, и о существовании такой самостоятельной формы управления ведутся дискуссии. Причиной этому служит тонкая грань взаимодействия разных государств, которая зачастую переходит рамки конфедерации.

В настоящее время нет выраженных конфедераций в их общем виде, хотя существуют объединения государств, которым присущи характерные черты. Самым важным условием создания конфедеративного государства является законодательное закрепление этого факта. Поэтому многие современные государственные союзы, к которым можно отнести ООН и СНГ, не относятся к конфедерации.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

  • - конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
  • - конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
  • - сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
  • - государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

Конфедеративная форма государственного устройства.

Конфедерация - форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

Как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящее время не существует нигде. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как междyнаpодно-пpавовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), аконфедеpации с многонациональным составом (Австpо-Венгpия, Hоpвегия и Швеция, Сенегамбия и ряд других) распались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое.

Наиболее известны две конфедерации - североамериканская и швейцарская. В настоящее время Европа стремится к конфедерации (но только в экономическом вопросе) США: с момента обретения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное государство, в котором практически вся власть сохранялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией - Статьи Конфедерации. Статьи Конфедерации предусматривали орган представительной власти - Конгресс конфедерации. Имеется ввиду принадлежность к единой американской нации, а не этническое происхождение; наличие единого, принятого в общественной жизни языка.

Конгрессу делегировались следующие полномочия: право объявлять войну, заключать договоры и вступать в союзы, формировать армию, чеканить монету, делать займы и т. д. Наиболее важные полномочия осуществлялись с согласия 9 из 13 штатов. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость. Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения - таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787 г., учредившая федеральную форму государственного устройства.

Швейцария: Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии - Сейм - конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет - был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

  • 1) Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.
  • 2) Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.
  • 3) Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.
  • 4) Предметы ведения конфедерации ограничены перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.
  • 5) В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.
  • 6) В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
  • 7) Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.
  • 8) Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.
  • 9) Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.
  • 10) Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
  • 11) Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения
  • 12) Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

В конфедерации нет союзного гражданства.

В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

В теории государства и права всегда велись споры по поводу формы государства. Это сложное понятие состоит из нескольких взаимосвязанных структурных элементов, которые, в свою очередь, также являются сложными механизмами. Форма государства помогает познавать страны, изучая их форму территориального устройства, политический режим, форму правления. В совокупности все эти элементы дают возможность разобраться в самых незначительных особенностях той или иной державы.

Государственных форм очень много, при этом все они абсолютно разные по своей сути. Но в представленной статье мы разберёмся не с формой в целом, а с её особым элементом - формой территориального устройства.

Форма территориального устройства государства

Многие учёные-классики, изучающие теорию государства и права годами, выделяют следующие типы территориальной организованности государства, а именно:

  • федерация;

Если не вдаваться в подробности, то два этих вида очень легко различить. Федерация - это форма территориальной организации, при которой её субъекты (составляющие части, например, земли, штаты, кантоны и прочее) наделены определённым суверенитетом во внешних и внутренних делах. Несложно догадаться, что прямой противоположностью федеративному устройству является унитарный, при котором субъекты практически не имеют независимости. Весь их суверенитет ограничивается путём жёсткой централизации власти. Помимо этих особенностей, в каждой из форм существуют другие, индивидуальные аспекты. Но в теории государства и права выделяют ещё одну форму - конфедерацию. По поводу неё ведутся дискуссионные баталии вот уже несколько десятилетий. Именно о ней пойдёт речь далее.

Конфедерация в теории государства и права

Сразу следует оговориться, что этот термин достаточно неоднозначно воспринимается многими учёными по всему миру. Даже на просторах постсоветского пространства представители разных школ теории государства и права по-своему воспринимают термин "конфедерация". Это понятие породило много споров по поводу его принадлежности к форме территориального устройства. Существует два основных взгляда на конфедерацию:

  1. Конфедерация - это структурный элемент территориальной формы государства, другими словами, следующая после федерации форма.
  2. Приверженцы второй теории не воспринимают конфедерацию как форму вообще. На их взгляд, понятие вообще не относится к форме территориального устройства и является отдельной правовой категорией.

Нужно отметить тот факт, что вторая теория более популярна в кругу западных учёных. Споры по поводу принадлежности понятия «конфедерация» к составу форм, ведутся исключительно между отечественными учёными.

История появления термина

Конфедеративный тип создания государства появился ещё в 1777 году, на территории современных США. В то время американские штаты вели кровопролитную войну с английскими колонизаторами. Для большей эффективности и организации своих действий некогда разрозненные штаты объединились в один конфедеративный союз. В данном случае идёт речь больше не о территориальном, а о политическом союзе. В «Статьях Конфедерации» были чётко прописаны все аспекты управления этой территориально-политической машиной. Упор был сделан на независимость каждого члена во внутренней и внешней политике, а также других насущных вопросах. С этого момента можно говорить о появлении термина «конфедерация».

Следует также выделить такие конфедеративные образования, как Швейцария и Европейский Союз. Они были созданы в менее горячих условиях, а задания и функции претерпели сильную эволюцию со времён американских колоний. Швейцария и Евросоюз созданы для удовлетворения экономических, а не военных интересов.

Конфедерация - это…? Суть понятия

Итак, учитывая все представленные выше факты, можно сделать вывод, что конфедерация - это союз независимых суверенных государств, с целью координации и выполнения совместных действий, которые направлены на получение конкретного позитивного результата, экономического или политического. Подобный союз требует создания единых органов власти, причём их юрисдикция не будет распространена на территорию и граждан субъектов. Любые решения должны быть приняты каждым составляющим звеном отдельно. Конечно, подобная власть будет очень слабой, так как будет иметь низкий процент централизации, поэтому многие учёные вообще исключают существование конфедеративной формы. Тем не менее, конфедерация - это форма государственного устройства, пусть и утопическая, однако существующая. Возьмём, к примеру, Евросоюз. Тут есть страны-участники, единые органы власти. Цель создания конфедерации - торговля и экономическое благосостояние. Решения высших органов конфедеративной власти исполняются.

Таким образом, конфедерация - это достаточно сложное политическое и территориальное формирование, которому присущи характерные признаки.

Признаки конфедеративного устройства

Можно выделить много признаков данной формы, но в любой литературе представлены основные семь, например:

  1. Внутри конфедерации отсутствуют границы. Вся территория воспринимается как единая.
  2. Общие органы власти хоть и существуют, но играют чисто номинальную роль.
  3. Гражданство, финансовая система, конституция - эти все элементы представлены только внутри государств-участников. Прецедент с единым гражданством имел место во времена Конфедерации Америки. Однако в то время США еще не имели государственности, поэтому вопрос гражданства достаточно спорный.
  4. Субъекты конфедерации наделены полным суверенитетом.
  5. Общий орган конфедеративной власти состоит из делегатов от каждой страны.
  6. Все решения органа власти принимаются законодательным органом каждой страны в отдельности.
  7. Все участники имеют вольное право выхода из конфедерации.

Политическая основа конфедеративного строя

В процессе изучения формы территориального устройства государства нужно понимать тот факт, что федерация, конфедерация, унитарное государство - это не только характеристика государственного деления, но ещё и пример взаимосвязи высших органов власти с отдельными частями страны. С этой точки зрения, конфедеративное устройство - это эволюция политических взаимоотношений.

Существует теория, что конфедерация - это форма правления внутри особого наднационального сотрудничества государств. Но в таком случае термин подходит для определения даже межправительственных организаций, таких как ООН, НАТО, ОБСЕ и т. п. Подобное утверждение полностью опровергается одним-единственным фактом: любая конфедерация должна занимать территорию, состоящую из территорий стран-участниц, и иметь общую, открытую внутреннюю границу.

Плюсы и минусы конфедерации

Многие современные специалисты в области теории государства и права говорят, скорее, о негативных, нежели позитивных аспектах конфедеративного союза. Они объясняют свою точку зрения тем, что подобная форма межгосударственного сотрудничества совершенно не подходит современным странам. Во-первых, в мире очень много военных конфликтов локальных. Действия окружающих государств направлены не на уничтожение страны, в которой присутствует горячая точка, а на поддержание порядка и организацию помощи. Во-вторых, с экономической точки зрения конфедерация способствует не улучшению, а ухудшению национальной экономики государств-участников. Любые невзгоды экономического плана в одной стране по цепочке вызовут серьёзные проблемы во всех остальных. В-третьих, политическая власть практически не существует, если форма сотрудничества между государствами - конфедерация. Государство - это сложный социально-политический механизм, которым практически невозможно управлять извне.

Из позитивных моментов можно выделить огромные прерогативы в области торговли. Внутри конфедеративного образования она развивается постоянно. Но этот рост продолжается вплоть до первых экономических невзгод.

Страны конфедеративного строя

Во все времена существовали политические образования, которые имели все черты конфедерации:

  • Самой яркой формой подобного строя в современности является швейцарская конфедерация. Это объединение кантонов на законодательном уровне.

  • Речь Посполитая изначально была конфедерацией, пока поляки не ассимилировались с литовским населением.
  • Конфедерация Штатов Америки существует и сейчас.

  • Босния и Герцеговина по факту объединены на основе конфедерации.
  • Европейский союз - это второй по популярности «механизм», изначально основанный как конфедерация.

Итог

В заключение нужно оговориться, что федерация и конфедерация - это, по сути, одно и то же. Отличие состоит лишь в сути организации власти и размерах каждого политико-территориального образования. В статье были приведены примеры и основные особенности, отличающие конфедерацию от других форм территориального устройства.

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...