Законопроект насилие в семье. Домашнее насилие в россии


Радулова написала пост про то, что нужно принять закон о домашнем насилии – такой, как в 120 с лишним странах.
Наверное, 1000 раз все видели в американских фильмах, как мужику не разрешают жить в общем с женой доме, подходить к ней ближе, чем на 100 (или сколько там?) метров. Как потом при разводе он теряет право на дом и детей и т.д. Жестоко? Но таков закон.
Впрочем, возможны варианты, и все решает суд. Да и не у всех дом есть. Часто женщине приходится прятаться в приюте, а иногда даже менять фамилию и внешность.
Но у нас ничего такого нет.
В советское время жене было достаточно вызвать милицию – по телефону или лично. Буяна ждали 15 суток ареста, а иногда и суд. Могли, в конце концов, выселить за 101 км.
Милиция занималась домашними ссорами довольно плотно: участковый вел воспитательные беседы, сообщали на работу и т.д.
Да что там милиция – соседи и те часто вступались за женщину и детей, хотя и тогда было много убийств на бытовой почве. Например, одна моя знакомая с детства помнит случай, как сосед зарубил жену топором прямо у их дверей. Потом мозги пришлось отчищать…

Вот поэтому и нужен закон: ведь обычно убийство не случается на ровном месте – ему предшествуют ссоры, побои, может быть, и не такие значительные, чтобы возбуждать уголовное дело. Но агрессор расходится постепенно и звереет.

Но я вернусь к посту Радуловой. Она все верно написала, но боже мой, сколько народу набежало! И каждый доказывает, что закон о домашнем насилии не нужен и вреден.

Во-первых, чем убийство или тяжкие телесные повреждения отличаются, если они получены дома, а не на улице. Как чем? На улице – это случайность, а дома закономерность. Уличного насильника можно больше никогда не встретить, а домашний – вот он, рядом.
Особо одаренные пишут, что приюты женщине не нужны – она всегда может где-то снять квартиру или ее должна приютить подруга, родные. Да, кто-то так и делает. Но нужно, чтобы родные жили в том же городе, чтобы они имели возможность принять родственницу с детьми. Но нужны деньги, чтобы снять жилье. А где взять таких подруг, чтобы приютили на длительный срок да еще не побоялись получить под раздачу? Это, извините, уже фантастика.
Да и почему женщина должна бежать, сломя голову, побираться, проситься к кому-то Христа ради? Должен быть закон, который ее защитит.

Второе возражение то, что женщины начнут нарочно ставить себе синяки, чтобы избавиться от мужей, и даже, что этим займутся дети, чтобы избавиться от родителей. Жуть-то какая!
При применении любого закона возможны какие-то злоупотребления, но они не носят такой массовый характер, чтобы не принимать закон.

У нас очень любят такие вещи: начинают пугать друг друга ужасными последствиями благих намерений. Так полюбили поговорку, что благими намерениями выложена дорога в ад, что готовы лучше жить в аду. Прямо, нет ничего хуже благих намерений.

Начнешь говорить о пересмотре итогов несправедливой приватизации – а у вас квартиру отберут! Ловко тогда придумали: одни получили недра, леса, реки, заводы, пароходы, а другим заявили, что те квартиры, в которых они родились, теперь принадлежат им – рот и заткнули. А кому они раньше принадлежали? Нельзя же было оставить человека без жилья, и столько бездомных, сколько сейчас в стране не было. И вот нет бы сообразить, что их надули, как последних дураков, так дрожат за свои квартиренки и мирятся с тем, что уже всю страну по частям за границу вывезли.

Или начнешь возмущаться коррупцией – так сразу: а у нас везде коррупция. И несут что-то такое, чего и во сне не приснится. Вот начнут сажать коррупционеров, а потом тебя Сибирь отправят за то, что ты дорогу не там перейдешь.

Те же самые аргументы и против закона о домашнем насилии.

Третье возражение то, что всем нужно соблюдать старые законы, а не принимать новые. Какая глубокая мысль! Скажите это тому типу, что недавно отрубил жене обе руки или тому, который 5 часов избивал жену и забил до смерти.

Четвертое возражение, что баба сама дура, что вышла замуж за негодяя - так ей и надо.

Главное, что этим комментаторам жалко, если примут новый закон? У них лично от этого что-то убудет? Или у Радуловой в коментах собрались исключительно насильники, которые боятся, что закон обернется против них? Как же их много-то!

(Москва) – Находящийся на рассмотрении российского парламента законопроект может серьезно ослабить гарантии защиты от домашнего насилия, заявила Хьюман Райтс Вотч. Законодатели должны отклонить его как опасный и несовместимый с международно-правовыми обязательствами в области прав человека.

Женщина на одиночном пикете против декриминализации домашнего насилия у здания Государственной Думы РФ с плакатом "Я тебя породил, я тебя и убью. За 2015 год от насильственных преступлений в семье пострадало 11 756 мальчиков и девочек." Москва, 11 января 2017 года.

© 2017 Private

«Принятие этого законопроекта отбросит Россию далеко назад в ситуации, когда пострадавшим от домашнего насилия и без того невероятно сложно получить помощь или добиться правосудия, - говорит , исследователь Хьюман Райтс Вотч по России. – Декриминализация побоев в семье смягчит санкции для инициаторов насилия, при этом риск для жертв только увеличится».

Предлагаемая поправка в Уголовный кодекс направлена на отмену уголовной ответственности за «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль», но не достигающих уровня причинения легкого вреда здоровью, в отношении близких лиц, включая женщин и детей. При этом сохраняется уголовная ответственность для лиц, ранее привлекавшихся за побои к административной ответственности . Таким образом, на первый раз агрессор может отделаться символическим штрафом, арестом на срок до 15 суток или обязательными работами.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении назначено на 25 января 2017 г.

Нынешняя законодательная инициатива резко диссонирует с недавними шагами по борьбе с домашним насилием в России. В июле 2016 г. была введена уголовная ответственность за насилие в отношении близких лиц. Тогда некоторые депутаты говорили, что это негативно скажется на «традиционных семейных ценностях», а Русская Православная церковь раскритиковала июльские поправки как не имеющие «нравственных оправданий и юридических оснований».

Сенатор Елена Мизулина, которая еще летом активно выступала против криминализации побоев в семье, публично : «Мы не обижаемся, даже когда, видите, бьет мужчина свою жену - такой обиды нет, как если обидеть, унизить мужчину». В парламенте она говорила, что в российской традиционной семейной культуре родительско-детские отношения строятся на авторитете родительской власти и что принимаемые законы должны поддерживать эту семейную традицию, не препятствуя «шлепкам».

Елена Мизулина является одним из инициаторов поправки о декриминализации побоев в семье.

«Стыдно полагать, что битье родственников является проявлением ‘семейных ценностей’, - говорит Юлия Горбунова. – В защите нуждаются жертвы, а не причинители насилия».

Российские активисты за права женщин многие годы выступают за принятие всеобъемлющего закона о домашнем насилии, который ожидает рассмотрения в парламенте с 2014 г.

По официальным данным , около 40% всех насильственных преступлений в России совершаются в семье. Независимые исследования дают еще более удручающую картину. Исследованием 2013 г. было выявлено , что более 80% насильственных преступлений в отношении женщин совершаются супругом или сожителем. Каждый день с насилием в семье сталкиваются до 36 тыс. женщин и 26 тыс. детей.

В опросе 2011 г. 38% из 30 тыс. женщин в 60 российских регионах заявили, что подвергались психологическому насилию, при этом каждая пятая утверждала, что подвергалась физическому насилию со стороны мужа или партнера. В опросе 2005 г. 70% женщин из 2,2 тыс. человек в 50 городах по всей России, заявили, что подвергались со стороны супруга по меньшей мере одной из форм насилия (физическому, сексуальному, экономическому или психологическому), а 36% - что подвергались и физическому, и психологическому насилию.

Российское правительство систематически не обеспечивает эффективного предупреждения домашнего насилия и правосудия для его жертв. Заявления по таким фактам обычно оставляются без расследования или даже без ответа, существует острый дефицит приютов для женщин, пострадавших от насилия. В Москве на более 12 млн. населения имеется меньше 150 мест в приютах.

Необеспечение жертвам домашнего насилия надлежащей защиты и доступа к правосудию нарушает международно-правовые обязательства России в области прав человека. Россия является участником Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, запрещающей насилие в отношении женщин как в общественных местах, так и в доме, и признающей такое насилие формой дискриминации. В 2015 г. по итогам рассмотрения восьмого периодического доклада России Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин отметил сохраняющуюся обеспокоенность «широко распространенным насилием в отношении женщин» и настоятельно рекомендовал принять «всеобъемлющее законодательство для предотвращения и пресечения насилия в отношении женщин, включая бытовое насилие».

Россия также является участником Конвенции о правах ребенка, запрещающей насилие в отношении детей, в том числе в семье. В 2014 г. по итогам рассмотрения четвертого и пятого периодических докладов России Комитет по правам ребенка настоятельно рекомендовал правительству уделять приоритетное внимание ликвидации всех форм насилия в отношении детей и запретить в законодательном порядке применение всех форм телесного наказания везде, в том числе в семье.

«Этот законопроект бьет по усилиям, направленным на искоренение домашнего насилия и в России, и в мире, - говорит Юлия Горбунова. – Вместо смягчения существующего законодательства России нужно ужесточать его в интересах профилактики домашнего насилия, защиты жертв и привлечения агрессоров к ответственности».

В России вступил в силу закон, отменяющий уголовную ответственность за побои в семье, совершенные впервые. Противники закона ожидают, что число жертв домашнего насилия вырастет, так как принятый закон «развязал руки» дебоширам.

Госдума России в конце января приняла закон о декриминализации домашнего насилия, который вступил в силу после подписания его 7 февраля президентом РФ Владимиром Путиным. Теперь за побои в отношении близких родственников, совершенные впервые, вместо уголовного преследования полагается административное наказание в виде штрафа до 30 тысяч рублей, ареста до 15 суток или 120 часов исправительных работ. Уголовная ответственность наступает, если нарушение будет совершено повторно в течение года. В первые два дня после вступления в силу закона в одном из российских городов-миллионников, где велись наблюдения, число обращений в полицию выросло в 2,5 раза.

Зачем декриминализировали

Законопроект вносили депутаты из партии «Единая Россия». Раньше побои в семье наказывались более строго — лишением свободы на срок до двух лет — чем побои при некоторых других обстоятельствах. Теперь депутаты решили устранить дисбаланс.

«Уголовная ответственность за побои в семье противоречит основным юридическим принципам. Если мать-одиночка обнаружит у сына в тумбочке наркотики, и даст ему затрещину, она по этому закону действующему становится уголовницей, а чужой дядя, поставивший ему фингал на улице, — нет, — цитировало первого зампреда «Единой России» Андрея Исаева радио «Эхо Москвы».

Идею декриминализации поддержал и Верховный суд России. «Заместитель председателя Верховного суда Владимир Давыдов не скрывает, что декриминализация в том числе и побоев позволит значительно «разгрузить» суды. Я считаю, что декриминализировать что-либо нужно исключительно исходя из состояния преступности в стране, а не из желания разгрузить то или иное ведомство», — возмутился Александр Кошкин, юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений.

Контекст

Насилие - это не по-мужски

Die Welt 30.01.2017

Насилие без вреда для здоровья

Die Welt 27.01.2017

Женщины ищут защиты от насилия

El Confidencial 26.01.2017 В результате за закон о декриминализации голосовали 380 депутатов, против — 3. Среди последних — писатель Сергей Шаргунов, известный своими консервативными взглядами.

«Закон оставляет весьма странное впечатление. Некоторые утверждают, что иначе ювенальная юстиция станет изымать ребенка из семьи «за шлепок». Но никакого закона "о шлепках" никогда не было. Речь о реальных побоях. Со следами. Их нужно доказать, зафиксировать, потом уже возбуждали дело. Чтобы обратиться в полицию по поводу побоев, обычно нужна серьезная причина. До 90% таких заявлений и так забирают обратно. Не было никаких оснований пересматривать прежние правила, ведь сколькие женщины и дети страдают от домашних садюг… Второго обращения может не случиться», — написал Шаргунов в своем аккаунте в Facebook.

Несмотря на то, что в Госдуме против принятия этого закона проголосовали только три депутата, противников у него было много. Еще на стадии рассмотрения законопроект вызвал серьезный общественный резонанс в СМИ. Против закона выступали многие правозащитники, общественные активисты, журналисты.

Ошибочный закон

Юрист и руководитель проекта «Насилию.Нет» Анна Ривина считает принятый закон ошибкой, так как статья, которая была в законе, брала на себя превентивную задачу, то есть предотвращала более тяжкие преступления. Она прогнозирует, что теперь число женщин, пострадавших от домашнего насилия, вырастет.

Аналогичной позиции придерживается и мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Спустя два дня после вступления в силу закона о декриминализации чиновник написал на своей страничке в соцсети, что если раньше полиция Екатеринбурга выезжала на бытовые конфликты и семейное насилие 120-130 раз в сутки, то сразу после принятия закона количество вызовов увеличилось до 300-350 в сутки.

«То есть, декриминализацию по статьям 116 и 117 УК РФ (побои и истязания) восприняли так: Было нельзя, а стало можно! Те, кто работает с этим "на земле", прогнозируют увеличение количества случаев и утяжеление последствий», — отметил Евгений Ройзман.

При этом январский опрос ВЦИОМ, посвященный декриминализации побоев в семье, показал, что россияне в большинстве своем осуждают семейное насилие, но поддерживают инициативу смягчить наказание за первый случай нанесения побоев. Идея смягчения наказания нашла поддержку у 59% опрошенных, и лишь 33% респондентов высказались против такого подхода. Более того, многие из принявших участие в опросе полагают, что эта мера приведет к снижению числа семейных побоев.

По официальной статистике МВД, в 2015 году число преступлений, сопряженных с насильственными действиями в отношении члена семьи, составило порядка 50 тысяч. Абсолютное большинство жертв — женщины. Причем эта цифра отражает только число обратившихся в полицию. «Как правило, около 30% случаев семейного насилия попадают в статистику МВД. Из них только одна десятая становится основанием для возбуждения уголовного дела. И только 3-7% таких дел доходят до суда», — пояснила Ривина.

Противники закона указывают на то, что если нарушителя обяжут заплатить штраф, то выплачиваться он, скорее всего, будет из семейного бюджета, а не за счет обидчика. А если это будет арест, то по возвращении это будет разъяренный человек, не ограниченный никакими механизмами.

Нужен отдельный закон против домашнего насилия

Активисты, включая независимый благотворительный Центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры», Центр по предотвращению насилия «Анна», а также адвокатов, среди которых Алена Попова, Анна Ривина, Мари Давтян, уже несколько лет добиваются принятия специального закона против домашнего насилия. Они подали более 10 законопроектов в Госдуму, но безрезультатно. Последний раз попытка была сделана в 2015 году, но снова законопроект был проигнорирован. Теперь юристы и организации готовят новый документ.

«В январе этого года, когда депутаты рассматривали законопроект о декриминализации, мы обратились с просьбой к председателю Совета федерации Валентине Матвиенко заморозить документ до принятия специального закона о домашнем насилии, но нас не услышали», — рассказала Ривина.

Такой закон работает более чем в 140 странах мира, включая такие постсоветские страны, как Казахстан, Украина, Беларусь, Молдова и Кыргызстан, но в России его принимать не спешат. При этом в стране каждые 20 минут от домашнего насилия страдает одна женщина, сообщается в докладе Министерства труда и социальной защиты РФ.

«Я больше десяти лет прожила в браке с мужем, у нас двое детей. Последние несколько лет семейной жизни стали для меня адом, — рассказала 35-летняя жительница Владивостока Анна. — Муж подсел на наркотики. […] У него начались жуткие психологические проблемы, […] и в моменты таких приступов он держал под прицелом ружья меня и моих родителей, врывался в квартиры к соседям с угрозами. Я никуда не могла от него спрятаться. И кроме как к полиции обратиться за помощью некуда, нет никаких государственных институтов ни для женщин, страдающих от домашнего насилия, ни для наркоманов, где бы их можно было лечить насильно. Я несколько раз писала заявления в полицию, но мужа там держали несколько часов и отпускали. И как ни ужасно это звучит, но моим спасением стала смерть другого человека. Мой муж подрался с приятелем, который скончался от его побоев, и в итоге мужу дали 9 лет за убийство. Только тогда я вздохнула спокойно».

Эксперты приводят в пример опыт Белоруссии, где действует закон о домашнем насилии. Если в семье происходит насилие, то агрессора изолируют, а на пострадавшую выписывается охранный ордер, ей стараются обеспечить охрану жизни и здоровья. Для нарушителей есть различные реабилитационные программы, после прохождения которых они меняют свое поведение.

«Специальный закон [против домашнего насилия] нужен не для того, чтобы засадить как можно больше людей, а для того, чтобы насилие не было нормой жизни», — объяснила Ривина, подчеркивая, что ключевой момент закона заключается в том, что каждый человек имеет право чувствовать себя в безопасности и в плане жизни, и в плане здоровья. А в российском контексте, отмечает юрист, смелые женщины зачастую те, кто просто умудряется выйти из таких отношений и уйти от агрессора. При этом они после ухода преследуются, у них отбирают детей, им поджигают дома, избивают бывших тещ. И в итоге такие женщины, защищая свою жизнь, порой оказываются в тюрьме, по статьям об умышленном причинении вреда здоровью или умышленном убийстве, хотя они много раз просили у государства помощи, а государство игнорировало их.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

28 сентября 2016 г. в Госдуму РФ внесен законопроект N 1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия» (далее - законопроект о профилактике) и законопроект N 1183394-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О профилактике семейно-бытового насилия» (далее - законопроект N 1183394-6) .

Законопроект о профилактике семейно-бытового насилия преподносится его инициаторами как правовой акт, направленный на защиту семьи.

Однако анализ показывает, что истинной его целью является создание условий для разрушения института семьи. Юридическая техника проекта не выдерживает критики. Используемые формулировки настолько широки и размыты, что явно противоречат принципу правовой определенности закона и приведут к страшным злоупотреблениям на практике.

1. Понятие насилия.

Впервые на уровне федерального закона вводятся детальные определения четырех форм насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Извлечем из определений законопроекта самые впечатляющие места.

«Физическим насилием » по закону объявляются «умышленные насильственные действия, причинившие вред здоровью и (или) физическую боль, любое иное использование физической силы, попытки такого насилия ...» (п. 4 ст. 3).

Итак, применение физической силы дома и даже попытки такового объявлены вне закона. Авторы проекта ловко манипулируют словами, смешивая понятия насилия и силы. Без использования физической силы жить вообще невозможно. Так что данное определение дает почву для вмешательства в любую семью.

«Психологическое насилие » - это «высказывание угроз совершения насилия по отношению к пострадавшему, его родственникам..., знакомым, домашним животным, преследование..., изъятие документов, удостоверяющих личность...; умышленное уничтожение, повреждение или удержание имущества пострадавшего либо его родственников » (п. 5 ст. 3).

С таким определением под репрессивные меры закона может попасть родитель, сказавший в воспитательных целях непослушному ребенку что-то типа: «Ты у меня получишь!».

Забрать паспорт у ребенка, желающего вопреки мнению родителей, совершить какое-нибудь опасное путешествие, также по законопроекту недопустимо.

В данном определении материальный вред (уничтожение имущества) волшебным образом превратился в «психологическое насилие». Однако если открыть словарь, можно узнать, что психология - «наука о душе» Иными словами, то, что касается «психологии», происходит с душой человека, а не с его имуществом. Таким образом, и в данной части определение несостоятельно.

Предложенный в проекте подход к «психологическому насилию» не допускает никаких запретов имущественного характера в семейной сфере: исключено «удержание имущества» любого члена семьи. Однако понятно, что невозможно воспитать ребенка, не изымая у него иногда тех или иных вещей.

Кроме того, в свете приведенного определения возникнут явные сложности с приучением строптивых домашних котов и собак к правильному месту для отправления естественных надобностей, поскольку для этих целей хозяевами нередко используются «угрозы».

«С ексуальное насилие» по проекту - это «деяние, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу пострадавшего, в том числе принуждение к половым отношениям посредством силы , угроз или шантажа...» (п. 6 ст. 3).

Однако преступления сексуального характера у нас давно запрещены Уголовным кодексом РФ (ст.ст. 131-135). Например, согласно ст. 131 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), наказуемо изнасилование, которое определено как «половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей». В проекте же говорится просто о применении «силы». Какой мощности должна быть примененная сила, чтобы говорить о «сексуальном семейно-бытовом насилии», определять будет третье по отношению к «семейно-бытовому кругу» лицо, и, как правило, не суд в отличие от уголовных дел.

При этом закон прямым текстом распространяет свое действие на супругов. В связи с чем можно получить новую удивительную для России практику о репрессивных мерах к супругу за действия, приглашающие супругу к исполнению соответствующего долга. Самое интересное, что заявление по данному вопросу (как вообще о любом насилии) может быть организовано третьими лицами (см. ниже). Другой вариант, который возникнет на практике «благодаря» определению «сексуального насилия» - это использование закона недобросовестными женщинами с целью выселения мужчин их своих жилищ (детали ниже).

«Экономическое насилие» включает по закону «умышленное лишение человека... имущества, денежных средств, на которые он имеет предусмотренное законом право, умышленное уничтожение или повреждение имущества, либо иное причинение имущественного вреда; запрет или создание препятствий во владении, пользовании общим имуществом;... принуждение к тяжелому и вредному для здоровья труду, в том числе несовершеннолетнего члена семьи, а также иные подобные действия, вызывающие негативные материальные последствия для пострадавшего » (п. 7 ст. 3).

Семейные отношения переводятся в сферу бизнес-отношений, в которых за любой вещественный ущерб надо отвечать по всей строгости закона. Не будут приняты во внимание никакие мотивы, которые могут быть связаны с заботой об истинном благе для семьи либо со случайным срывом в ссоре.

Интересно также, как уполномоченные органы будут трактовать принуждение ребенка к «тяжелому труду», запрещенное проектом? Автору известен случай, когда в Германии мать была уволена с работы за то, что ее семилетняя дочь с радостью помогала ей на работе вытирать пыль. На счет России: в органах опеки Москвы для всеобщего обозрения размещались картинки, на которых был изображен перечеркнутый ребенок с пылесосом. В общем, вполне возможно, что с таким определением на практике под запретом окажется обычный детский домашний труд. Обсуждаемые формулировки закона окончательно подрывают возможность воспитывать детей адекватными милосердными людьми, а не хамоватыми скотоподобными существами.

По законопроекту планируется внедрение министерством образования школьных программ, обучающих детей мерам, направленным на профилактику семейно-бытового насилия (п. 2 ч. 1 ст. 12). Попросту говоря, детей в школе научат праву на непослушание. Противостоять внедрению антисемейной пропаганды смогут только сильные духом учителя. Дело в том, что законопроект обязывает учителей доносить в органы внутренних дел «о ставших им известными фактах семейно-бытового насилия или угрозах его совершения » (ч. 2 ст. 12). Даже об «угрозе насилия»! С учетом формулировок закона, фактически запрещающих любые воспитательные маневры, неприятные ребенку, «угроза» такового есть в каждой семье. Соответственно, после принятия закона на учет можно ставить все семейное население страны.

Факт наличия в законопроекте неопределенных норм является нарушением Конституции РФ. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, «неопределенность содержания правовой нормы препятствует ее единообразному пониманию, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к нарушению принципов равенства и верховенства закона; поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущего ее произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции РФ (постановления от 6 апреля 2004 г. N7-П , от 20 декабря 2011 г. N29-П , от 2 июня 2015 г. N 12-П и др.)».

2. Лица, к которым может быть применен закон.

В соответствии с п. 8 ст. 3 «семейно-бытовой нарушитель - лицо, совершившее семейно-бытовое насилие».

Согласно п. 3 ст. 3 «семейно-бытовые отношения - круг отношений между лицами находящимися в семейных отношениях , отношениях свойства (отношения супруга с родственниками другого супруга, а равно между родственниками супруга), либо имеющих общего ребенка (детей), лицами, проживающими совместно либо ранее проживавшими совместно в пределах индивидуального жилого дома, квартиры или иного жилого помещения и ведущими (ведшими ранее ) совместное хозяйство, а также между лицами прекратившими семейные отношения и отношения свойства ».

Неясно, какие лица по законопроекту являются «находящимися в семейных отношениях».

Так, в ст. 2 СК РФ сказано, что семейное законодательство регулирует «отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами».

А в соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ «К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи ».

Что касается подселенных к себе собственником лиц, новый законопроект по сравнению с Жилищным кодексом РФ устраняет субъективный момент (в ЖК РФ было желание «вселить лица как члена семьи »). По закону о профилактике для отнесения субъекта к кругу лиц, в отношении которых действует закон, достаточно объективного признака «совместного проживания и ведения хозяйства».

При этом законопроект включает в круг интересующих его субъектов также лиц, «ведших ранее совместное хозяйство» и даже «прекративших семейные отношения».

Но сколько времени должно длиться «совместное проживание», упомянутое в законопроекте? Что, если пара несколько дней проживала под одной крышей, совместно занимаясь домашними делами? Что если жильцы разных комнат одной коммунальной квартиры в прошлом некоторое время вели общее хозяйство? Исходя из обсуждаемого определения, во всех этих случаях закон будет действовать.

Как видно, законопроектом предпринята попытка выделить новый для юриспруденции круг связанных между собой лиц - «семейно-бытовой». До сих пор закону известны были лишь понятия «близких лиц» и «членов семьи».

Однако понятия «семейный» и «бытовой» имеют разное смысловое наполнение, их смешение не имеет никаких правовых оснований. По аналогии можно предложить законопроект о «семейно-офисных» или «рабоче-бытовых» отношениях, абсурдность которых очевидна.

Если же развести понятия «семьи» и «быта», то возникает еще один вопрос к авторам законопроекта: к какому кругу («семейных» или «бытовых») они относят лиц, «прекративших семейные отношения и отношения свойства», а также «ранее проживавших совместно и ведших совместное хозяйство»? Ведь если у людей в настоящее время нет семейных отношений и нет совместного быта, то они выпадают из круга «семейных» и «бытовых» связей. Похоже, авторы имели ввиду охватить также «ранее семейные» и «ранее бытовые» отношения.

Суть проблемы в том, что предложенное в законопроекте определение специально создано для облегчения вмешательства власти в любые относительно близкие человеческие отношения : чуть ли не всякая связь между людьми может привести к квалификации их отношений как подпадающих под закон.

3. Меры профилактики и основания их принятия.

Закон предусматривает пять мер профилактики: профилактический учет; профилактическая беседа; специализированные психологические программы; защитное предписание; судебное защитное предписание (ч. 2 ст. 17).

Однако, профилактические учет и беседа, а также специализированные психологические программы (правда, под названием «социальная адаптация», «ресоциализация», «реабилитация») введены в качестве мер профилактики другим не менее опасным законом - ФЗ РФ N 182-ФЗ от 23 июня 2016 г. «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» (далее - Закон об основах профилактики) . В итоге мы получаем из новшеств лишь защитное предписание, которое и является истинной целью принятия закона.

В ст. 18 сказано, что основанием для принятия мер профилактики является , например, «непосредственное обнаружение сотрудником полиции обстоятельств, или данных, свидетельствующих о совершении семейно-бытового насилия, попытки его совершения или угрозы его совершения », а также «сведения, поступившие из органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций , от должностных и физических лиц ».

Это значит, что на практике достаточно будет любого сообщения о факте насилия, чтобы предполагаемого правонарушителя направить на профилактику.

Рассмотрим более детально вопрос о такой мере профилактики как защитные предписания.

4. Защитные предписания.

Законопроект предусматривает два вида предписаний: (1) защитное и (2) защитное судебное.

4.1. По ст. 22 защитное предписание - это акт сотрудника полиции в отношении правонарушителя, в котором будут установлены:

Обязанность правонарушителя пройти психологическую программу;

Запрет «преследования» пострадавшего, в частности, розыск пострадавшего, ведение телефонных переговоров, посещение мест учебы и работы против воли пострадавшего и любые иные действия, «вызывающие страх у пострадавшего за безопасность » (п. 13 ст. 3). Наличие страха явно будет предполагаться. Такого рода предписание может быть исполнено в отношении супругов, проживающих в одном жилом помещении, лишь путем устранения одного из них из жилья, а в отношении ребенка - лишь путем его изъятия.

Иными словами, на практике предписание будет означать полный запрет на общение правонарушителя с пострадавшим.

При этом,

(а) по ч. 1 ст. 22 проекта:

- основанием для вынесения полицией предписания являются «данные, указывающие на совершение семейно-бытового насилия, либо попытки его совершения или угроз его совершения ».

- «защитное предписание выносится незамедлительно »!

Закон дает сотруднику полиции возможность вынести предписание не только по месту совершения насилия, но и в служебном помещении .

Итак, звонок в полицию любого лица с передачей «данных» о «попытке насилия» в некоей семье должен приводить к моментальному вынесению запрета на общение членам этой семьи . Без суда и следствия. Еще раз - просто «при наличии данных» о «попытке». Надо ли объяснять, что «попыткой» можно расценить что угодно, а факт поступления в полицию «данных о попытке» никто проверить не сможет. С учетом того, что «насилие» по закону включает в себя обычные житейские ситуации и воспитательные меры, «попытки» создания таких ситуаций имеются в каждой квартире.

(б) Предписание может быть вынесено в отношении лица, достигшего 16 лет.

С учетом того, что до 18 лет человек считается ребенком, защиту прав лица от 16 до 18 лет возьмет на себя государство (например, путем направления его в детский дом).

(в) Срок действия предписания - до двух месяцев (ч. 8 ст. 22).

(г) Защитное предписание может быть вынесено без согласия пострадавшего , если сотрудник полиции сочтет, что пострадавший в силу зависимости от правонарушителя либо «по иной причине, не может выразить согласие» (ч. 1 ст. 22).

Понятно, что пострадавшие (женщины и дети на 100%) в подавляющем большинстве случаев будут признаны «находящимися в зависимости», прежде всего психологической.

(д) Характерно, что любые свидетели «семейно-бытового насилия» также могут потребовать предписание для своей защиты , причем в отсутствие согласия пострадавшего (ч. 13 ст. 22). Т.е., любое заявление недоброжелателя семьи не только приведет к вынесению предписания, разрушающего возможность продолжения семейной жизни, но и будет обеспечено невозможностью выяснить отношения с доносчиком под страхом наказания лиц, пострадавших от доноса.

(е) Законопроект вводит нормы, грубо противоречащие процессуальному законодательству. Так, проект дает всего 3 дня на обжалование предписания полиции . В то же время решения и действия представителей органов власти по действующему закону оспариваются в течение 3 месяцев (ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ). Из этого понятно, что разработчики законопроекта преследуют цель сохранения в силе незаконных предписаний, поскольку за 3 дня неподготовленный человек не успеет подать жалобу.

Нарушение предписания приведет к штрафу до 20 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.5 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях; далее - КоАП РФ), повторное - к аресту до 15 суток (ч. 2 ст. 19.5 2 КоАП РФ) . Причем штрафовать за первое нарушение предписания будет та же полиция. Вырисовывается весьма интересная финансовая схема: выдача предписания нормальной семье по анонимному сигналу о «попытках насилия» и выписка штрафа члену семьи, который пытается воссоединиться с близкими, «отрезанными» от него предписанием.

Выдача предписания может сопровождаться привлечением правонарушителя к ответственности за «семейно-бытовое дебоширство », которое в законопроекте N 1183394-6 определено так: «Действия гражданина, нарушающие права членов его семьи , а также лиц, проживающих с ним совместно, на здоровье, честь или достоинство, на покой в жилом помещении, в том числе сопровождающееся нецензурной бранью, а равно уничтожением и (или) повреждением имущества или шумом». Данную норму предлагается включить в КоАП РФ (ст. 20.1 1).

Приведенная статья включает в себя неопределенные понятия, такие как «покой в жилом помещении» (покой - это субъективно оцениваемое состояние), «члены семьи» (по ЖК РФ и по СК РФ «члены семьи» - это разные лица). В итоге подобная норма приведет к страшным злоупотреблениям на практике и грубом вмешательстве в семейную сферу.

При этом по законопроекту N 1183394-6 любое «нарушение покоя», которое сопровождалось повреждением имущества (например, разбита чашка) либо нецензурным словом, приведет к штрафу (ч. 1 ст. 20.1 1), а при повторности - к аресту до 15 суток (ч. 2 ст. 20.1 1).

4.2. Судебное защитное предписание.

По ст. 23 проекта судебное предписание выносится мировым судьей по заявлению пострадавшего либо по заявлению субъектов профилактики семейно-бытового насилия, перечень которых безразмерен. Исходя из п. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 6 законопроекта выдачу защитного предписания могут инициировать «родственники пострадавшего, совместно проживающие с ним лица, свидетели семейно-бытового насилия , включая несовершеннолетних, работник организации социального обслуживания и иные лица , в случае, если имеются основания полагать, что семейно-бытовой нарушитель может причинить им моральный, физический, имущественный вред, либо воспрепятствовать их законной деятельности, реализации прав, либо высказывает угрозы, оскорбления в их адрес».

Аналогично предписанию полиции судебное предписание:

Выдается «при наличии данных , свидетельствующих о совершении... насилия, либо угроз или попытки его совершения » (ч. 6 ст. 24);

- может быть выдано против воли пострадавшего , если будет признано, что последний по какой-либо причине не может выразить согласие (ч. 3 ст. 23).

При получении заявления о выдаче предписания суд незамедлительно должен вынести постановление о временном судебном защитном предписании на срок рассмотрения судом дела (ч. 3 ст. 24). Иными словами, суд, получив любую кляузу «свидетеля» о попытке насилия в некоей семье, обязан сразу и без всякого разбора дела выдать запрет на общение членов этой семьи до момента выяснения обстоятельств дела в рамках процесса. Пусть это кратковременный запрет (дело должно быть рассмотрено за 15 дней по ч. 2 ст. 24), но он способен нанести страшный вред психике и здоровью в целом членов семьи, особенно малолетних.

Изложенное показывает, что законопроект исходит из презумпции вины любого лица, в отношении которого поступает сигнал. Это обстоятельство не вписывается в рамки ни уголовного, ни административного права, которые базируются на презумпции невиновности лица до момента установления вины решением суда (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ, ст. 5 УК РФ, ст. 49 Конституции РФ).

В отличие от предписания полиции, которое действует до 2 мес. (ч.ч. 7-8 ст. 22), судебное предписание действует до года, при этом может продлеваться до двух лет (ч.ч. 5, 7 ст. 23). Примечательно, что такого ограничения (2 года) не предусмотрено в законопроекте N 1183394-6, которым прописаны правки КоАП РФ, предлагаемые в связи с принятием закона о профилактике. В ч. 10 ст. 123.10 КоАП РФ предусмотрено право судьи «неоднократно продлевать» срок предписания, что может привести к бесконечному запрету на общение членов семьи. Впрочем, устроить такой запрет можно также путем выдачи нового предписания, взамен истекшего по сроку.

Неисполнение лицом, получившим судебное защитное предписание, указанных в нем запретов, влечет за собой административную ответственность до 15 суток ареста (ст. 17.4 1 КоАП РФ).

Поэтому желание помириться со второй половиной после ссоры при наличии предписания, запрещающего приближаться к жертве ближе, чем на определенное расстояние, может быть расценено как преследование и обернуться арестом.

Поражает циничностью норма п. 1 ч. 3 ст. 25 о том, что суд может предписанием обязать правонарушителя покинуть жилье на время действия предписания, причем вне зависимости от того, является ли он собственником жилья . Эта норма нарушает установленное Конституцией РФ право частной собственности (ст. 35). Авторы закона пытаются оправдать это несоответствие Конституции ссылкой на ст. 140 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), которая допускает ряд ограничений в отношении имущества в гражданском процессе. Однако данную попытку следует признать безуспешной. Ст. 140 ГПК РФ регулирует обеспечительные меры по иску. Согласно ч. 2 ст. 139 ГПК РФ «обеспечение иска допускается..., если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда». Пример обеспечительной меры: запрет продажи вещи ответчику до момента решения спора по иску о возвращении указанной вещи истцу. Иными словами, (1) запреты пользоваться (распоряжаться) имуществом устанавливаются ГПК РФ по спорам, касающимся имущества, и (2) длятся до окончания судебного дела. А законопроект о профилактике предполагает, что запрет на имущество (1) вводится по делу о недолжном поведении собственника в быту, и (2) будет являться результатом судебного дела. В итоге собственник может быть фактически лишен своего имущества на срок до 2 лет.

По п. 3 ч. 3 ст. 25 законопроекта суд может обязать нарушителя оплатить расходы пострадавшего на консультирование, на аренду пострадавшим жилья , если совместное проживание с нарушителем будет признано невозможным.

При этом по ч. 5 ст. 17 предполагается возможность выдачи предписаний в течение двух лет со дня совершения «семейно-бытового насилия».

С учетом того, что предписание против собственника может организовать любое лицо, с которым собственник проживал даже короткое время, в т.ч. спустя два года после факта «насилия» или «попытки» такового, понятно, что данной опцией с размахом будут пользоваться разного рода тунеядцы (обоих полов), лица, желающие наказать собственника за нанесенную обиду и т.п.

С другой стороны, закон приведет к тому, что ссора при недоброжелателях может стоить супругам совместной жизни и детей даже через два года после инцидента.

Предписания, как видно, являются жесткими репрессивными мерами, близкими по своей природе к уголовным наказаниям. Не случайно, в ч. 3 ст. 17 законопроекта сказано: «Меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия определяются с учетом индивидуальных особенностей нарушителя,... характера и степени общественной опасности совершенных им правонарушений».

Однако дело в том, что, с юридической точки зрения, «общественно опасными » деяниями являются только уголовные преступления (ст. 14 Уголовного кодекса РФ). Поэтому законопроект пытается по факту подвести квалификацию действий, подпадающих под определение насилия, под уголовные преступления в обход уголовного кодекса, что недопустимо.

5. Вмешательство в жизнь семьи некоммерческих организаций (далее - НКО).

Согласно ч. 1 ст. 15 законопроекта «некоммерческие организации, осуществляющие уставную деятельность в сфере профилактики семейно-бытового насилия,... оказывают социальные услуги пострадавшим от семейно-бытового насилия и принимают меры по их социальной адаптации и социальной реабилитации, а также проводят специализированные психологические программы с нарушителями».

В ч. 3 ст. 35 сказано, что НКО «предоставляется финансовая поддержка за счет средств государственного и (или) регионального бюджетов», а «предложенные ими программы мероприятий по профилактике семейно-бытового насилия включаются в ведомственный или региональный план».

Так что можно ожидать грандиозного наплыва НКО, желающих заработать, в сферу борьбы с «семейным» насилием.

Психологические программы по проекту осуществляются только «организациями социального обслуживания», при этом «органы государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания обеспечивают реализацию консультационных психологических программ для нарушителей в достаточном объеме » (ч. 3 ст. 21).

Иными словами, госорганы будут полностью отстранены от данной формы профилактики, но будут обязаны выделять «достаточные» бюджетные ресурсы для работы НКО.

Из зарубежной практики известно, что удержание родителей на обучающих программах по воспитанию детей, по «борьбе с гневом» выгодно поставщикам соответствующих услуг, поэтому длится долгое время, на которое обычно изымают ребенка, в целях защиты от «некомпетентного родителя».

В ювенальной системе родитель - никто. Германский психолог Р. Моритц пишет: «Любой жадный до денег и некомпетентный психолог может суду дать свое определение блага / опасности для ребенка» , а суд по ювенальным делам в 100% случаев базируется на заключениях экспертов . О том, что у родителей «нет шансов» против этой системы пишет и другой германский исследователь - М.Ж. Леонард в «Черной книге Югендамта» (2011) . М.Ж. Леонард вторит Р. Моритцу: вопрос о способности родителя воспитывать детей решается судом исключительно на заключении одного психолога .

Поэтому система будет подстегивать НКО к сотрудничеству с органами опеки в целях оказания им всяческой «помощи». Не случайно согласно ч. 4 ст. 15 «федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе привлекать некоммерческие организации для реализации полномочий, возложенных на них настоящим федеральным законом». Похоже, в том числе - для изъятия детей. Кстати, эта норма позволит передавать НКО полномочия по проведению «профилактических бесед», которые по Закону об основах профилактики принадлежат госорганам. Однако закон, принятый позже (о профилактике семейно-бытового насилия), а также имеющий более ограниченную сферу действия («семейно-бытовую») будет иметь приоритет перед ранее принятым Законом об основах профилактики. Так что НКО смогут весьма серьезно подменять государство.

Что касается выдачи защитных предписаний, то согласно ч. 3 ст. 15 «некоммерческие организации... вправе обратиться в органы полиции или суд с заявлением о вынесении защитного или судебного защитного предписания по просьбе пострадавшего либо его законного представителя ». Поскольку порядок получения заявления пострадавшего не прописан, соответствующее «заявление» может оказаться лишь желаемым, а не действительным фактом, особенно, если речь о ребенке. Но пока уполномоченные органы будут выяснять этот вопрос, предписание уже с успехом начнет действовать, разрушая психику пострадавших членов семьи.

При этом в законе нет никаких ограничений по кругу НКО, которые могут участвовать в профилактике семейно-бытового насилия. Ими могут оказаться финансируемые из-за рубежа организации, которые на деле ведут гибридную войну против России под видом оказания социальных услуг. С помощью нового закона может быть запущен процесс узаконенного уничтожения страны через разгром института семьи.

6. Анонимность беззакония.

Согласно ст. 34 «информация о личности... пострадавшего является конфиденциальной , и её раскрытие разрешается только в случаях, предусмотренных законодательством РФ». Фактически это приведет к замалчиванию проблемы в обществе, к невозможности широко освещать конкретные дела, в которых семьи столкнутся с беспределом при применении закона.

7. Лица, заинтересованные в принятии закона.

В законе могут быть заинтересованы недобросовестные сотрудники МВД. Полиция, благодаря закону, получит хорошую статистику (работа не «пыльная», раскрываемость дел стопроцентная).

Законопроект дает плодотворную почву для коррупции, поскольку члены нормальных семей, опасаясь защитных предписаний, искусственно их разводящих, будут пытаться договориться с правоохранителями за взятки.

Благодаря закону получат существенные прибыли организации, предлагающие курсы «по управлению гневом», они заработают на каждом человеке «с предписанием».

В результате принятия закона достигнут исполнения поставленной задачи по разрушению семейной базы российского общества международные НКО, которые будут заниматься выявлением домашнего насилия и оказанием прочих социальных услуг, там где это не требуется.

8. Критика пояснительной записки к законопроекту.

8.1. Статистика.

Авторы законопроекта сообщают в пояснительной записке, что якобы «в настоящее время проявление насилия в семье в различных его формах приобрело угрожающие масштабы... В Российской Федерации 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье».

Это ложь . «Согласно статистике ФКУ ГИАЦ МВД России 2014 году потерпевшими от насильственных преступлений было признано 46567 несовершеннолетних, из которых 6264 человека (13,4%) стали жертвами родительских преступлений. По данным Росстата лишь около 0,02% от количества всех российских детей становятся потерпевшими от преступных посягательств в семье (в среднем в год), а жертвами убийств в семейной среде становятся не более 0, 001% всех детей. Число женщин, признанных потерпевшими от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, в 2014 году насчитывало 165750 человек, из них от насилия со стороны супруга пострадало 15246 (9%) человек, со стороны детей - 4722 человека (2,8%), от иных членов семьи - ещё 1390 человек (6,9%). Следовательно, в целом удельный вес официально зарегистрированного семейного насилия в отношении женщин составляет 18,7%, а на долю несемейного приходится 81,3% » . В отношении детей - доля неродительского насилия за последние годы колебалась от 94 до 88% . Иными словами, у нас остро стоит проблема несемейного насилия .

Другое дело, что лоббисты считают насилием родительский запрет, критику либо наказание.

В этом ключе примечательна фраза из пояснительной записки: «Семейное насилие происходит систематически с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной ». Авторам проекта, очевидно, не по душе, что родители в России контролируют своих детей, которых в проекте переименовали в «пострадавших» в силу их «подконтрольности родителю».

8.2. Источник исследований инициаторов закона.

В пояснительной записке в качестве обоснования законопроекта приводятся ссылки на данные «Национального центра по предотвращению насилия «АННА» (далее - центр «АННА»).

Во-первых, интересен вопрос о том, насколько центр является «национальным». Указанная организация создана в 1998 г. при помощи Фонда Форда . Согласно Докладу «Методы и технологии деятельности зарубежных и российских исследовательских центров, а также исследовательских структур и ВУЗов, получающих финансирование из зарубежных источников: анализ и обобщение», опубликованному Российским институтом стратегических исследований (2014), Фонд Форда тесно связан со специальными службами США . Поэтому, скорее всего, центр «АННА» продвигает национальные интересы заокеанской страны.

Во-вторых, забавны данные о правонарушителях, предлагаемые центром «АННА». В частности, сообщается, что на телефон доверия центра «ежегодно поступает порядка 4 тыс. звонков, среди которых больше всего жалоб на физическое, морально-психологическое, сексуальное, экономическое насилие, прежде всего со стороны мужа, бывшего мужа, партнера, другого лица ». Другого лица! Может быть, больше всего жалоб на притеснения от «другого лица», а не от мужа?

В-третьих, вызывают удивление «типичные жалобы пострадавших» по данным центра «АННА»: например, жалуются на то, что «обидчик... запрещает видеться с друзьями или родственниками, контролирует, как и где пострадавшая сторона проводит время ». Однако бывает так, что запрет на встречи с некими друзьями может быть и на пользу семье, особенно ежели речь идет о детском увлечении неполезной компанией. Причем тут насилие? Что касается «контроля» за местом нахождения супруги (-а), ребенка, то этот факт свидетельствует напротив о благополучии семьи, члены которой небезразличны друг другу.

8.3. Вопрос о создании дополнительных социальных приютов.

В записке поясняется, что в настоящее время существует недостаточное количество приютов для потерпевших от насилия. Однако, даже если это так, для решения данного вопроса явно не требуется принятие отдельного закона репрессивного характера.

Попутно заметим, что развитие сети «приютов для женщин» в Германии привело к т.н. «женскому туризму», в рамках которого недобросовестные женщины используют широчайшие возможности закона по борьбе с насилием для того, чтобы решить жилищный вопрос, избежать оплаты долгов по квартире, пожить в приличных условиях и др.

8.4. Действующее законодательство РФ содержит достаточное количество норм, направленных на защиту жизни, здоровья, половой неприкосновенности, чести и достоинства личности любых лиц, в т.ч. женщин и детей (главы 16, 17, 18, 20 Уголовного кодекса РФ). Применение физической силы, причиняющее боль, было давно запрещено ст. 116 УК РФ , не говоря о более серьезных составах в виде причинения вреда здоровью.

При этом по делам частного и частно-публичного обвинения (побои, причинение легкого вреда здоровью, изнасилование и др.) уголовное дело может быть возбуждено «и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы» (ч. 4 ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Кроме того, ст. 5.61 КоАП РФ установлена административная ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Применяется эта норма в отношении любых лиц. Что касается случаев неисполнения родителями своих обязанностей в отношении детей, то они отвечают по ст. 5.35 КоАП РФ.

Если указанные законы плохо функционируют на практике в случаях реального насилия, то это повод для работы с правоприменителями, а не для принятия антиконституционных правовых актов, позволяющих грубо вторгаться в семейные отношения.

8.5. Зарубежный опыт.

В пояснительной записке в хвалебных тонах описан западный опыт применения законов о борьбе с семейным насилием. Однако данная позиция полностью опровергается реальными данными .

Например, в США с 1994 г. существует закон, аналогичный критикуемому законопроекту (Violence Against Women Act, разработанный Джо Байденом). На его основании штаты стали принимать свои внутренние законы, разрешающие арест «домашнего правонарушителя». Многие граждане США отзываются о таком законе как об акте, разрушающем семьи, причем за счет членов семьи. Наличие закона в США не только не повлияло на процент т.н. «домашних» насильственных преступлений в общей структуре насильственной преступности, но в последнее время показывает обратный результат. Данные Минюста США с 2001 по 2010 год дают общее снижение процента насильственных преступлений при сохранении на одном и том же уровне насильственных домашних преступлений (см. Доклад Минюста 2012 года // http://www.bjs.gov/content/pub/pdf/ipv9310.pdf).

По американской практике известно, что судьи выдают защитные предписания при простом намеке на домашние проблемы . Это установка системы. Судьи думают лишь о том, что отказ в выдаче предписания при возникновении последующих домашних проблем, приведет к негативной оценке их работы.

Исследования, проведенные в Массачусетс в 1994 г., показали, что 50% предписаний выдано на основании простых предположений о возможном насилии либо при наличии «страхов» .

Имеются данные о том, что введение закона о семейном насилии лишь усугубляет существующие проблемы:

После приезда полиции на место далеко не всегда понятно, кто виновник домашнего конфликта, поэтому репрессивные меры применяются в том числе к пострадавшим;

Закон никак не помогает искоренить истинные причины домашнего насилия (отсутствие занятости, экономические проблемы и др.);

Пострадавшие женщины утрачивают процессуальные преимущества, поскольку они становятся перед угрозой изъятия у них детей;

На примере Нью-Йоркской организации, помогающей пострадавшим, отмечается, что при расследовании домашнего насилия сотрудничают менее 25% пострадавших: это показывает, что большинство людей, попавших под действие закона, выступают против него ;

Защитное предписание нередко добавляет правонарушителю ярости .

Профессор права, директор семейной консультации в Университете Балтимор Л. Гудмарк отмечает, что существующий закон абсолютно слеп к желанию женщины остаться вместе со спутником . Не случайно защитные предписания в США называют «разводом де-факто».

Многочисленны критические замечания к закону от простых граждан. Таковы типовые отзывы американцев: «Все, что сделал этот закон для меня - это 100%-ное недоверие Правительству. То, что они делают - это криминал. Так много невиновных людей преследуются из-за этого дурного закона »; «Приюты от домашнего насилия, адвокаты, суды молятся на Ваше имущество. Имущество, которое включает Ваших детей и Ваши жизни ... Мой муж умер, имущество украдено, дом продан..., похоже, как в других историях» .

Исследования 2008 г. (США) показывают, что 72% защитных предписаний было выдано без реальных оснований .

В докладе общественного движения «SAVE», США (2010), сообщается, что по скромным подсчетам американским налогоплательщикам приходится ежегодно платить 20 млрд долларов на поддержку семей с одним родителем, лишившимся супруга (-и) по ложному обвинению в домашнем насилии; ежегодно 175 тыс. детей вовлечено в процессы о разводе родителей, запущенному на основании ложных обвинений в насилии .

Многочисленные исследования свидетельствуют, что защитные предписания не являются для лиц, получивших предписание, сдерживающим фактором с точки зрения возможности будущего насилия .

В Германии закон, направленный на борьбу с домашним насилием путем выдачи охранных ордеров, принят в 2001 году . Он подвергается серьезнейшей критике . В частности, адвокат по семейному праву д-р Д. Клостер-Харц пишет, что этот закон - база для серьезнейших злоупотреблений на практике , правовой инструмент для шантажа женщинами мужчин. Адвокат метко называет этот закон «молотком для ведьм», желающих оперативно получить квартиру мужчины в свое личное пользование .

Немецкий криминолог профессор Майнцского университета им. Иоганна Гутенберга М. Бок дал крайне негативное заключение на закон, когда он находился в стадии проекта, и рекомендовал Бундестагу отклонить его . Профессор указал среди прочего, что этот закон даст основания для ложных обвинений в мужском насилии. «Закон требует не конструктивного диалога между полами, а исключительно лишения прав, лишения власти, изоляцию, наказание мужчин» .

9. Зарубежные корни законопроекта.

Законопроект в ключевых моментах копирует Конвенцию Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбул, 2011), не ратифицированную Россией (далее - Стамбульская конвенция). В частности, четыре вида «домашнего насилия» и защитные предписания представлены в указанной Конвенции (ст.ст. 3, 52, 53 и др.).

Законы по борьбе с домашним насилием исходят из ложной презумпции, что мужчина - всегда преступник, а обратное надо доказать . ООН в 1999 г. даже учрежден Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин - 25 ноября. Со временем ООН одного дня в году стало мало, и были организованы «оранжевые дни» по борьбе против мужского насилия 25 числа каждого месяца с целью вовлечения в «оранжевые» просветительские акции девочек всего мира .

Вся эта феминистическая истерия создана искусственно и опровергается многочисленными исследованиями, доказывающими одинаковую склонность женской и мужской части общества к силовым действиям . Однако распространение феминистических мифов (в т.ч. через псевдонаучные работы на т.н. «гендерные» темы) оплачивается миллионными грантами . Как отмечают германские источники, любые возражения против изложенного феминистического подхода блокируются в СМИ, в политике, в юстиции, поэтому население в целом принимает навязываемые ложные установки .

10. Какова цель борьбы с «домашним насилием»?

После изучения закона возникают вполне обоснованные опасения за институт семьи.

Как верно отмечено в заключении германского профессора М. Бока, в результате применения закона по борьбе с домашним насилием общество получит в долгосрочной демографической перспективе нежелание мужчин создавать семьи и иметь детей . От себя добавим - нежелание возникнет не только мужчин, но и у женщин.

Обсуждаемый законопроект является по факту реализацией одного из направлений Каирской программы действий, принятой на международной конференции ООН 1994 г. по народонаселению и развитию с участием России.

Принципом 4 Каирской программы предусмотрена борьба с насилием в отношении женщин и девочек. Из других положений программы очевидна ее основная цель - сокращение населения земли, в т.ч. через «планирование семьи», внедрение «различных типов семьи», просвещение подростков по вопросам контрацепции и т.п. (п.п. 1.8, 1.11, 1.12, 3.13, 3.14, 3.18, 4.29, 6.7 (с), принципы 6, 9 и др.). Сокращение коэффициентов рождаемости прямо называется в Каирской программе «прогрессом» (п. 1.8, 7.3). В связи с этим нет никаких сомнений в том, что задачи борьбы с «домашним насилием» те же самые, что у Каирской программы в целом.

При этом Цели устойчивого развития до 2030 года, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года, прямо предусматривают дальнейшую реализацию Каирской программы 1994 года.

Чтобы осознать суть и направленность борьбы с домашним насилием, достаточно процитировать ст. 12 Стамбульской конвенции, согласно которой члены Конвенции «принимают все необходимые меры по внедрению изменений в социальных и культурных моделях поведения женщин и мужчин с целью искоренения... традиций и любой иной практики, которые основаны на... стереотипных представлениях о роли женщин и мужчин ».

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...