30 акцизы. Порядок исчисления и формулы расчета акциза


Акцизный налог представляет собой своеобразную надбавку к цене, величина которой не связана с затратами на производство товара. К какой налоговой группе относится акциз, в какие бюджеты поступает, а также об иных тонкостях «акцизного» налогообложения узнайте из нашего материала.

Акциз — это налог или сбор?

Для ответа на данный вопрос воспользуемся ст. 8 НК РФ, дающей расшифровку понятий «налог» и «сбор».

Налог обладает следующими признаками:

  • обязательность,
  • индивидуальность,
  • безвозмездность,
  • государственно-финансовая направленность налогового платежа.

Широкий спектр информации о налогах получите с помощью подготовленных специалистами нашего сайта материалов:

По положениям п. 1 ст. 179 НК РФ плательщиками акцизов признаются фирмы и ИП. При этом вид их деятельности при уплате акцизов значения не имеет — главенствующую роль здесь играет вид операций с подакцизными товарами.

Какие товары попадают в разряд подакцизных — см. в материале .

Таким образом, исходя из терминологии НК РФ, акцизы - это налоги. Определив акциз как один из видов налогов в налоговой системе РФ, возникает следующий вопрос: акциз - это какой налог и в какую группу налогов включается? Об этом узнайте из следующего раздела.

Группа налогов, к которой относится акциз: это прямой или косвенный налог?

Чтобы определить, к какой группе налогов относятся акцизы , детализируем свойства прямых и косвенных налогов.

Основной признак, по которому налоги подразделяются на прямые и косвенные — метод их взимания. При этом налог относится к группе:

  • прямых — если он установлен непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, пользование и владение которым обосновывает налогообложение (налог на прибыль, имущество и др.);
  • косвенных — если представляет собой надбавку к цене товара (работы, услуги), оплата которой перекладывается на потребителя. Субъектом прямого налога выступает продавец товара, при этом его фактическим плательщиком является потребитель.

Акцизы относятся к группе косвенных налогов, одним из отличительных признаков которых является регулирование потребления тех или иных видов товаров. При этом «одногруппники» акциза — налоги, попавшие в группу косвенных налогов несмотря на свою принадлежность к указанной группе, имеют свои задачи и свойства — об этом в следующем разделе.

Подробности о прямых и косвенных налогах см. в статье .

Что включается в систему косвенных налогов государства кроме акцизов

Остановимся на 2 основных налогах, входящих вместе с акцизами в группу косвенных, — НДС и таможенных пошлинах.

При сравнении акцизов с НДС можно отметить различающие их признаки, например:

  • индивидуализация ставок — по акцизам устанавливаются ставки в разных размерах на конкретные группы операций или подакцизных товаров, при этом ставки НДС ограничены тремя значениями (0, 10 и 18%) и применяются к широкому спектру товаров (работ, услуг);
  • виды налоговых ставок — для акцизов могут применяться твердые, адвалорные и комбинированные ставки, тогда как НДС устанавливается всегда только в % от налоговой базы;
  • отношение к процессу производства — акцизы не имеют отношения к издержкам производства и никак от них не зависят, а НДС взимается от формируемой на каждом этапе производства любого товара (работы, услуги) стоимости;
  • иные отличительные признаки.

Сравнение акцизов с таможенными платежами показывает, что в отличие от НДС таможенные пошлины схожи с акцизами по индивидуализации ставок, но зависят не только от вида товара (ввозимого, вывозимого или перемещаемого через территорию РФ), но и от страны выпуска и специфических условий, устанавливаемых межгосударственными договорами.

Каким налогом является акциз и в какой пропорции акцизы относятся к разным видам бюджетов РФ

Чтобы разобраться,, воспользуемся схемой:

Акцизы относятся к налогам группы «федеральные налоги»и по отдельным объектам налогообложения и подакцизным товарам подлежат зачислению:

  • полностью в бюджет РФ (по автомобилям, табаку, спирту этиловому и др.);
  • частично в бюджет РФ и бюджеты субъектов (моторные масла, автомобильный бензин и др.);
  • полностью в бюджет субъектов РФ (на топливо печное бытовое, алкоголь крепостью менее 9% и др.).

С особенностями структуры налоговых систем разных стран вас познакомят размещенные на нашем портале статьи:

Кроме того, 2016 год ознаменовался введением новых «акцизных» деклараций.

О внесении изменений в используемые налогоплательщиком электронные сервисы заполнения налоговой отчетности по акцизам — в сообщении .

В 2017 году акцизы ждет ежегодная индексация по отдельным группам подакцизных товаров. Под главным прицелом — алкоголь и табак.

С акцизными планами государства вас познакомит сообщение .

Кроме того, список подакцизных товаров с 2017 года дополнился новыми объектами. Например, под «акцизное» обложение попали электронные системы доставки никотина и жидкости для них.

Какие еще товары могут пополнить список подакцизных — см. сообщение .

В чем особенности «акцизного» налогообложения следующих товарных групп

Рассмотрим отдельные нюансы обложения акцизами самых распространенных подакцизных товаров — табака и алкоголя.

Табачные изделия

Среди основных характерных особенностей «табачного» акциза:

  • законодательно установленное нижнее пограничное значение суммы начисленного акциза;
  • присутствие в расчете термина «расчетная цена», не свойственная другим видам подакцизных товаров;
  • применение комбинированной акцизной ставки;
  • учет при расчете «табачного» акциза связан с понятиями «минимальная цена» и «максимальная цена», применение которых контролируется налоговиками.

Как указанные нюансы влияют на конечную сумму «табачного» акциза — узнайте из материала .

Алкоголь

У «алкогольных» акцизов своеобразный набор отличительных свойств. Например:

  • ставка акциза находится в непосредственной взаимосвязи с уровнем крепости алкоголя (наименьшая ставка у безалкогольных напитков, наибольшая — у крепкого горячительного);
  • усложненная процедура документального обеспечения акцизного налогообложения (особые требования к объединенным банковским гарантиям и др.);
  • модернизированная система определения налоговой базы — с 2017 года налоговую базу по алкоголю необходимо сравнивать с объемом реализованного алкоголя по данным единой информационной госсистемы (ЕГАИС), и при наличии расхождений «алкогольной» базы по данным налогоплательщика в меньшую сторону в сравнении с информацией ЕГАИС расчет акциза производится исходя из зафиксированного ЕГАИС объема;
  • иные особенности.

Дополнительные меры Правительства по повышению «алкогольных» акцизов — см. в сообщении .

Итоги

Акциз как вид налога является федеральным в общей налоговой системе РФ и относится к группе косвенных налогов. С помощью регулирования акцизных ставок государство корректирует потребление определенных видов товаров.

Как правило, государство облагает акцизами товарами с неэластичным спросом, т.е. независимым от изменения стоимости. Это, например, табак, алкоголь, бензин. В этом отличие акциза от налога на расходы и сбора с оборота.

Цели установления акцизов могут быть экономическими и фискальными. В последнем случае речь идет об увеличении пополняемости бюджета за счет изъятия сверхприбыли у производителей высокорентабельных товаров. Акцизы могут устанавливаться и для косвенной защиты товары-заменителей или национальных производителей. Например, в стране-производителе пива могут устанавливаться повышенные акцизы на вино.

Виды подакцизных товаров

В России в число подакцизных товаров входят:

Этиловый спирт и спиртосодержащая продукция;

Продукция;

Табачная продукция;

Автомобили легковые;

Автомобильный бензин и дизельное топливо;

Моторные масла;

Прямогонный бензин;

Печное бытовое топливо.

Порядок расчета и оплаты акциза

Плательщиками акцизов признаются производители подакцизных товаров независимо от их формы собственности (организации или ИП). Акцизами облагаются обороты по реализации подакцизных товаров. Оборот - это совокупная стоимость проданных подакцизных товаров без учета НДС. Дата оборотной операции определяется по отгрузке или по фактической оплате.

Сумма акцизов к уплате плательщики определяют самостоятельно на основе стоимости товаров и установленных налоговых ставок. Они оплачиваются в бюджет например, ежедневно или ежеквартально. В России акцизы выплачиваются ежемесячно не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Например, за июль необходимо заплатить до 25 августа.

Сумма акциза равна умноженная на налоговую базу. В России различают твердую и комбинированную ставку по акцизу.

Пример фиксированной ставки - 15 р. за 1 л реализованного пива. Если организация реализовала пиво в количестве 100 тыс. л, соответственно, акциз, который подлежит оплате в бюджет составит 1.5 млн р. (100000*15).

Комбинированная ставка сочетает в себе адвалорной (процентную) и фиксированную ставку. Например, при продаже сигарет взимается акциз 8% от максимальной розничной цены реализованных сигарет плюс 550 р. за каждые 1000 штук. Если организация реализовала 100 тыс. пачек сигарет (2 млн шт.) по цене 40 р. за пачку, получается сумма акциза к оплате составит (100000*40*8%+2000000/1000*550)= 1.42 млн р.

Для контроля правильности суммы расчетов налогоплательщики представляют налоговым органам расчеты по акцизам по форме и в сроки, установленные законодательством.

По общему правилу реализация подакцизных товаров на территории России облагается акцизом, если товары реализуют их производители.

Что считается реализацией

Товары считаются реализованными, если право собственности на них перешло от продавца к покупателю (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Для целей исчисления акцизов к реализации приравниваются следующие операции:

  • безвозмездная передача права собственности на подакцизные товары или использование подакцизных товаров при натуральной оплате (подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ);
  • недостача подакцизных товаров в части, превышающей нормы естественной убыли (п. 4 ст. 195 НК РФ).

Когда начислять акциз

При реализации (передаче) подакцизного товара акциз начислите в день отгрузки (передачи) покупателю (получателю) товаров (п. 2 ст. 195 НК РФ, письмо Минфина России от 14 января 2010 г. № 03-07-06/03).

Если организация продает товары в розницу, то датой реализации для целей исчисления акцизов признается дата передачи товаров подразделению, которое осуществляет розничную продажу (п. 2 ст. 195 НК РФ).

Исключением является случай реализации товаров, переданных в залог, если они с момента заключения договора залога находились у залогодержателя. В таком случае начислить акциз можно только после проведения публичных торгов. Это объясняется тем, что при заключении договора залога товары передаются залогодержателю не с целью реализации (ст. 337 ГК РФ).

Если обязанность по уплате акциза связана с обнаружением недостачи товаров, датой реализации является дата обнаружения недостачи. При этом акцизом облагается то количество недостающего товара, которое превышает нормы естественной убыли (п. 4 ст. 195 НК РФ).

По операциям передачи товаров, произведенных из давальческого сырья, акциз начисляется на дату подписания акта приема-передачи таких товаров (п. 2 ст. 195 НК РФ).

Акциз начислите по всем операциям, дата реализации (передачи) которых относится к текущему месяцу (п. 5 ст. 194, ст. 192 НК РФ).

Ситуация: в какой момент нужно начислить акциз при реализации товаров через посредника?

При реализации товаров по посредническим договорам акциз начислите в момент передачи товаров посреднику.

Объясняется это так.

При реализации произведенных подакцизных товаров возникает объект обложения акцизами (подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Реализацией товаров признается передача права собственности на товары (на возмездной или безвозмездной основе) от одного лица к другому (п. 1 ст. 39 НК РФ). То есть в общем случае датой реализации считается дата перехода права собственности.

Вместе с тем, для целей исчисления акцизов дата реализации подакцизных товаров определяется как день их отгрузки (передачи) (п. 2 ст. 195 НК РФ).

Таким образом, если условиями договора предусмотрен переход права собственности, начислять акциз нужно на дату отгрузки товаров в рамках исполнения такого договора независимо от даты перехода права собственности на него или дату оплаты. Этот вывод подтверждается письмом Минфина России от 14 января 2010 г. № 03-07-06/03.

При реализации товаров через посредников право собственности на товары сохраняется за производителем до момента продажи их посредником (п. 1 ст. 996, ст. 1011 ГК РФ). Однако передаются они посреднику с целью их реализации, в результате которой право собственности от производителя перейдет непосредственно к покупателю. Поэтому на основании изложенных выше норм начислить акциз нужно на дату отгрузки товаров посреднику. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 октября 2008 г. № 03-07-06/87.

Ставки акциза

После определения момента начисления акциза определите ставку акциза по реализованному (переданному) товару. Это связано с тем, что порядок определения налоговой базы зависит от вида налоговых ставок, установленных для различных подакцизных товаров.

Налоговым законодательством предусмотрены три вида ставок акциза:

  • твердые или специфические - в рублях на единицу измерения объема реализованного (переданного) подакцизного товара;
  • адвалорные - в процентах от цены (стоимости) реализованных (переданных) подакцизных товаров;
  • комбинированные - одновременно включающие в себя как твердые, так и адвалорные налоговые ставки.

В настоящее время применяются только два вида налоговых ставок :

  • комбинированные - установлены в отношении сигарет и папирос;
  • твердые или специфические - установлены в отношении остальных подакцизных товаров.

Такой вывод следует из положений пункта 2 статьи 187 и статьи 193 Налогового кодекса РФ.

Ставку акциза определяйте на основании положений статьи 193 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: по какой ставке начислять акциз при реализации газированной винной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 8,5 процента?

При реализации газированной винной продукции начисляйте акциз по ставке, установленной в отношении игристых (шампанских) вин.

Объясняется это следующим.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) винная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 8,5 процента представляет собой вино газированное (код ОКП 15.93.11.210). То есть вино с объемной долей этилового спирта от 8,5 до 12,5 процента, полученное путем искусственного насыщения столового виноматериала двуокисью углерода. В свою очередь, вина газированные (код 15.93.11.210) входят в группу 15.93.11 «Вина игристые и газированные». Даже если газированная винная продукция изготовлена на основе плодовых вин, относить ее к напиткам сброженным (код 15.94.10) нельзя.

В отношении алкогольной продукции применяются ставки акцизов, установленные в статье 193 Налогового кодекса РФ. Для газированных вин отдельная ставка акциза не предусмотрена. Однако, основываясь на группировке алкогольных напитков, представленной в Общероссийском классификаторе продукции, в целях расчета акцизов газированные вина следует отнести к игристым винам (шампанским).

Таким образом, при реализации газированной винной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 8,5 процента применяйте ставку акциза 26 руб. за 1 л.

Общий порядок расчета налоговой базы

После того как ставка акциза определена, рассчитайте налоговую базу по каждому виду подакцизных товаров. В настоящее время для всех подакцизных товаров (кроме сигарет и папирос) налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении. При этом объем реализованных подакцизных товаров следует рассчитывать в тех единицах измерения, которые указаны в ставке акциза.

Такой порядок следует из положений статьи 187 Налогового кодекса РФ.

Если организация реализует товары одного вида, но с разными ставками акциза, налоговую базу определяйте отдельно по каждому подвиду реализуемой (передаваемой) продукции, применительно к каждой ставке (п. 1 ст. 190 НК РФ). Для этого необходимо вести раздельный учет (п. 2 ст. 190 НК РФ). Если ведение такого учета невозможно, всю реализуемую (переданную) продукцию обложите по единой ставке налога. Определить ее нужно исходя из максимальной ставки акциза, предусмотренной для данного вида товаров. Об этом сказано в статье 190 Налогового кодекса РФ

Пример определения налоговой базы по акцизу при реализации одного вида товара, для которого установлены различные налоговые ставки

ООО «Альфа» производит пиво различной крепости. Так, в ассортименте «Альфы» есть сорта:

  • безалкогольного пива (с объемной долей этилового спирта до 0,5 процента);
  • пива (с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 8,6 процента);
  • крепкого пива (с объемной долей этилового спирта свыше 8,6 процента).

В отношении каждой из этих трех групп пива установлены различные ставки акциза .

Если «Альфа» ведет раздельный учет операций с пивом в разрезе этих трех групп, то для расчета акциза она должна определить три налоговые базы и применить к ним соответствующие ставки.

Если «Альфа» не ведет раздельный учет, ей придется определить единую налоговую базу по пиву. После чего рассчитать акциз исходя из максимальной ставки акциза, предусмотренной для пива (37 руб. за 1 л).

Пример определения налоговой базы при реализации подакцизного товара, в отношении которого установлена твердая ставка акциза

ООО «Альфа» занимается производством пива. В июле организация реализовала 500 бутылок пива (с объемной долей спирта от 0,5 до 8,6 процента). Из общего количества проданных бутылок пива 400 бутылок были емкостью 0,5 литра и 100 бутылок емкостью 0,33 литра. Договорная стоимость реализованного товара - 23 600 руб. (в т. ч. НДС - 3600 руб., акциз - 3495 руб.). Ставка акциза для пива с объемной долей спирта от 0,5 до 8,6 процента установлена в размере 20 руб. за 1 л.

В июле:

Дебет 62 Кредит 90-1
- 23 600 руб. - отражена выручка от реализации пива;


- 3600 руб. - начислен НДС с выручки от реализации;


- 4660 руб. ((400 бут. × 0,5 л + 100 бут. × 0,33 л) × 20 руб./л) - начислен акциз при реализации пива.

Налоговая база по табачным изделиям

При реализации сигарет и папирос налоговая база состоит из двух частей и определяется как:

  • объем реализованных (переданных) товаров в натуральном выражении - для применения твердой налоговой ставки;
  • расчетная стоимость этих товаров - для применения адвалорной налоговой ставки.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 187 и статьей 193 Налогового кодекса РФ.

Для определения расчетной стоимости сигарет или папирос воспользуйтесь следующей формулой:

Минимальная и максимальная розничная цена

Организация не вправе продавать табачную продукцию по цене ниже минимальной розничной цены и выше максимальной (п. 5 ст. 13 Закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ).

Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой пачка сигарет или папирос не может быть реализована конечным потребителям. Эта цена должна быть указана на пачке. Об этом сказано в пункте 2 статьи 187.1 Налогового кодекса РФ.

Максимальная розничная цена устанавливается производителем самостоятельно отдельно по каждой марке (наименованию) сигарет и папирос. Следовательно, по приведенной формуле нужно определить расчетную стоимость по каждой марке (каждому наименованию) реализованных сигарет или папирос. А затем, если ставка акциза по ним одинакова, сложить полученные величины для определения итоговой расчетной стоимости. Это следует из положений статьи 187 Налогового кодекса РФ.

Информация производителей о максимальных розничных ценах на табачные изделия опубликована на официальном сайте ФНС России .

Минимальная розничная цена составляет 75 процентов от максимальной розничной цены, установленной производителем (п. 3 ст. 13 Закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ).

Ситуация: может ли организация установить разные максимальные розничные цены на сигареты одного наименования? Сигареты реализуются в разных регионах, и затраты на их реализацию отличаются .

Да, может, если сигареты одного наименования, которые реализуются в разных районах России, будут квалифицироваться как различные марки.

Максимальная розничная цена, которая обязательно должна быть указана на пачке сигарет или папирос, устанавливается производителями табачных изделий отдельно по каждой марке (п. 2 ст. 187.1 НК РФ). При этом под маркой понимается ассортиментная позиция табачных изделий, которая отличается от других марок хотя бы одним из следующих признаков:

  • название;
  • рецептура;
  • размеры;
  • наличие или отсутствие фильтра;
  • упаковка.

Так, например, сигареты, предназначенные для реализации в районах Крайнего Севера, могут отличаться от сигарет аналогичного названия, реализуемых в других регионах, окраской упаковки. Изменение упаковки дает производителям право отнести сигареты одного названия к разным маркам. Как следствие, устанавливать на них разные максимальные розничные цены.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 20 января 2009 г. № 03-07-06/4.

Внимание: за продажу сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке), предусмотрена административная ответственность:

  • для должностных лиц - штраф в размере 50 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет;
  • для юридических лиц - штраф в двукратном размере излишне полученной выручки вследствие реализации сигарет или папирос по цене выше указанной на пачке. Излишне полученная выручка определяется за весь период продажи таких товаров, но не более чем за 1 год (ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ).

Регистрация минимальных и максимальных цен

Для установления минимальной и максимальной розничной цены производитель должен подать в налоговую инспекцию по месту учета (таможенный орган по месту декларирования) уведомление о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия.

Форма уведомления для налоговых инспекций (в отношении табачных изделий, произведенных в России), а также электронный формат и порядок заполнения формы утверждены приказом ФНС России от 28 марта 2014 г. № ММВ-7-3/120.

Форма уведомления для таможни (в отношении импортных табачных изделий) в настоящее время не утверждена.

Подать уведомление нужно не позднее чем за 10 календарных дней до начала налогового периода, начиная с которого указанные в уведомлении максимальные розничные цены будут наноситься на упаковку.

Организация имеет право изменить максимальную розничную цену сигарет или папирос. Для этого нужно подать новое уведомление. Указанные в нем максимальные розничные цены должны указываться на пачках с первого числа месяца, следующего за датой подачи уведомления, но не ранее истечения минимального срока действия предыдущего уведомления.

Если организация к началу месяца, с которого на пачки наносятся новые максимальные розничные цены, имеет нереализованные остатки сигарет, то может возникнуть ситуация, когда в течение налогового периода реализуются табачные изделия одного наименования с разными максимальными розничными ценами. В таком случае расчетная стоимость определяется в отношении каждой максимальной розничной цены. Затем определяется суммарная расчетная стоимость реализованных сигарет или папирос этой марки.

Такой порядок следует из положений статьи 187.1 Налогового кодекса РФ.

Расчетная стоимость табачных изделий

Пример определения расчетной стоимости реализованных сигарет. За налоговый период были проданы сигареты двух марок

ООО «Альфа» производит сигареты с фильтром двух марок: «Балкан» и «Звезда».

В июле организацией были проданы сигареты обеих марках в следующих количествах:

  • марки «Балкан» - 75 000 сигарет (3750 пачек);
  • марки «Звезда» - 37 000 сигарет (1850 пачек).

На проданных в июле пачках сигарет «Балкан» была указана максимальная розничная цена 50 руб. На пачках сигарет марки «Звезда» - 55 руб.

  • «Балкан» - 3750 пачек × 50 руб. = 187 500 руб.;
  • «Звезда» - 1850 пачек × 55 руб. = 101 750 руб.

Для всех сигарет с фильтром установлена одна ставка акциза. Поэтому бухгалтер рассчитал совокупную расчетную стоимость реализованных в июле сигарет с фильтром:
187 500 руб. + 101 750 руб. = 289 250 руб.

Пример определения расчетной стоимости реализованных сигарет. За налоговый период были проданы сигареты одной марки с разной максимальной розничной ценой

ООО «Альфа» производит сигареты с фильтром одной марки. В августе организация реализовала 100 000 сигарет с фильтром (5000 пачек).

С 1 августа на основании уведомления на произведенных пачках сигарет «Альфа» указывает максимальную розничную цену в размере 60 руб.

За август «Альфой» были проданы как сигареты, произведенные в августе, так и сигареты, произведенные в июле. В июле «Альфа» на пачках сигарет указывала максимальную розничную цену в размере 57 руб.

Количество реализованных в апреле сигарет, которые были произведены в июле, составляет 20 000 штук (1000 пачек).

Расчетная стоимость сигарет с максимальной розничной ценой 57 руб. составляет:
- 57 руб. × 1000 пачек = 57 000 руб.

Количество сигарет, которые были и произведены, и реализованы в августе, составляет 80 000 штук (4000 пачек). Их расчетная стоимость равна:
- 60 руб. × 4000 пачек = 240 000 руб.

Таким образом, расчетная стоимость сигарет, реализованных «Альфой» в августе, составляет:
- 57 000 руб. + 240 000 руб. = 297 000 руб.

Общий порядок расчета акциза

После того как налоговая база определена, рассчитайте сумму акциза.

При реализации (передаче) подакцизных товаров, для которых установлена твердая ставка, рассчитайте акциз по формуле:


Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 194 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета акциза при реализации подакцизных товаров, на которые установлены твердые ставки акциза

ООО «Альфа» занимается производством ликеро-водочных изделий с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

Ставка акциза для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта более 9 процентов установлена в размере 500 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.

В июне «Альфа» приобрела для использования в производстве 200 литров безводного этилового спирта стоимостью 11 800 руб. (в т. ч. НДС - 1800 руб.) Предварительно (в мае) организация перечислила в бюджет авансовый платеж акциза за приобретаемый спирт (п. 6 ст. 204 НК РФ). Сумма авансового платежа составила 100 000 руб. (200 л × 500 руб.) (абз. 5 п. 8 ст. 194 НК РФ).

Приобретенный спирт «Альфа» использует для производства ликера с объемной долей этилового спирта 14 процентов. В июне «Альфа» произвела 2000 бутылок ликера емкостью 0,7 литра. Объем использованного спирта составил:
2000 бут. × 0,7 л × 14% = 196 л.

В июле готовая продукция была полностью реализована. Договорная цена реализованного товара - 180 000 руб. (включая НДС - 18% и акциз).

При расчете акциза бухгалтер «Альфы» исходит не из объема реализованных ликеро-водочных изделий, а из количества содержащегося в нем безводного этилового спирта.

Сумма акциза за июль будет равна:
2000 бут. × 0,7 л × 14% × 500 руб./л = 98 000 руб.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие проводки (операции, связанные с производством готовой продукции, не рассматриваются).

В мае:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по авансовым платежам акциза» Кредит 51
- 100 000 руб. - перечислен авансовый платеж акциза (до приобретения спирта).

В июне:

Дебет 10 Кредит 60
- 10 000 руб. - оприходован спирт;

Дебет 19 Кредит 60
- 1800 руб. - отражен НДС, предъявленный поставщиком спирта;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 1800 руб. - принят к вычету НДС по спирту.

В июле:

Дебет 62 Кредит 90-1
- 180 000 руб. - отражена выручка от реализации ликера;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 27 457,63 руб. (180 000 руб. × 18/118) - начислен НДС с выручки от реализации;

Дебет 90-4 субсчет «Акцизы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»
- 98 000 руб. - начислен акциз при реализации ликера;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 68 субсчет «Расчеты по авансовым платежам акциза»
- 98 000 руб. - зачтен авансовый платеж по акцизу.

Сумму авансового платежа акциза по спирту в пределах суммы акциза, начисленного с реализованной продукции, «Альфа» принимает к вычету (п. 16 ст. 200 НК РФ). Поскольку авансовый платеж превышает сумму акциза, начисленного при реализации, по итогам июля «Альфа» акциз в бюджет не уплачивает.

Оставшуюся часть авансового платежа акциза, не принятую к вычету в июле (2000 руб. = 100 000 руб. - 98 000 руб.), бухгалтер «Альфы» примет к вычету в последующих налоговых периодах, в которых приобретенный этиловый спирт будет использован для производства ликеро-водочных изделий с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.


Сумму акциза, рассчитанную таким образом, необходимо сравнить с минимальной суммой акциза. Минимальная сумма установлена в ставке налога. Уплатить в бюджет необходимо большую из указанных сумм.

Такой порядок следует из положений статей 193 и 194 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19 июля 2012 г. № 03-07-06/187.

Пример расчета акциза при реализации сигарет. Сумма акциза, определенная исходя из расчетной стоимости, меньше минимальной суммы акциза

ООО «Альфа» производит сигареты с фильтром одной марки. В мае организация реализовала 100 000 сигарет с фильтром (5000 пачек). На всех реализованных «Альфой» в феврале пачках сигарет была указана одинаковая максимальная розничная цена в размере 60 руб.

Для сигарет с фильтром установлена следующая ставка акциза:
1250 руб. за 1000 шт. + 12,0% расчетной стоимости, определяемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 1680 руб. за 1000 шт.).

Это комбинированная ставка акциза. Поэтому при расчете акциза за май бухгалтер «Альфы» отдельно определяет налоговую базу для применения твердой ставки акциза и налоговую базу для применения адвалорной ставки акциза.

Бухгалтер «Альфы» рассчитал сумму акциза по твердой ставке:
- 100 000 шт. × 1250 руб.: 1000 шт. = 125 000 руб.

После этого бухгалтер «Альфы» рассчитал налоговую базу для применения адвалорной ставки:
- 60 руб. × 5000 пачек = 300 000 руб.

и сумму акциза по адвалорной ставке:
- 300 000 руб. × 12,0% = 36 000 руб.

Общая сумма акциза составила:
- 125 000 руб. + 36 000 руб. = 161 000 руб.

Общая величина акциза на 1000 штук сигарет не должна быть меньше 1680 руб. Чтобы убедиться в соблюдении этого правила, бухгалтер рассчитал сумму акциза на 1000 штук реализованных сигарет:
161 000 руб. : 100 000 шт. × 1000 шт. = 1610 руб.

Полученная сумма меньше минимально установленной величины акциза по сигаретам с фильтром. Следовательно, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет «Альфой», равна минимально установленной величине - 168 000 руб.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие проводки.

В мае:

Дебет 62 Кредит 90-1
- 300 000 руб. (60 руб. × 5000 пачек) - отражена выручка от реализации сигарет;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 38 135,59 руб. (300 000 руб. : 118 × 18) - начислен НДС с выручки от реализации;

Дебет 90-4 субсчет «Акцизы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»
- 168 000 руб. - начислен акциз при реализации сигарет.

Акциз — налог, взимаемый с и при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.

  1. По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам .
  2. По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .
  3. По характеру использования акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения , т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;
  4. По способу изъятия акцизы также как и относятся к косвенным налогам ;
  5. По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на ;
  6. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в , так и в региональные бюджеты.

Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.

Состав подакцизных товаров

Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит следующие группы: спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, прямогонный и автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, автомобили . Налоговым кодексом предусмотрено освобождение некоторых видов подакцизной продукции от налогообложения при соблюдении установленных ограничений (табл. 11).

Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом Таблица 11

Наименование продукции

Условия освобождения от налогообложения

Внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Внесены в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлиты в емкости не более 100 мл.

парфюмерно-косметическая продукция,

1. с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно;

  • разлитая в емкости до 100 мл;
  • наличие пульверизатора.

2. разлитая в емкости не более 100 мл.;

  • с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно.
  • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей;
  • образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликерово- дочных изделий;
  • соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

Плательщики акциза

Плательщиками акцизов являются , индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся плательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Поскольку ст.179 устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, к налогоплательщикам относятся все лица, совершающие данные операции, в том числе и иностранные экономические субъекты. Плательщиками акцизов по факту совершения операций с подакцизными товарами являются также обособленные подразделения организаций.

При совершении операций с отдельными видами подакцизных товаров установлены особенности возникновения обязанности налогоплательщика. К примеру, при налогообложении операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются лишь непосредственные производители прямогонного бензина. Аналогичный подход установлен в отношении производства продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина.

Особенности возникновения статуса налогоплательщика установлены также для организаций, осуществляющих деятельность в рамках договора простого . Налоговым кодексом предусмотрена солидарная ответственность исполнения обязанности по уплате акциза в рамках договора простого товарищества. Однако возможно исполнение обязанности по исчислению и уплате акцизов как совместно всеми товарищами, так и отдельным лицом, на которого данные обязанности возложены иными участниками. Данный субъект обязан в срок не позднее дня осуществления первой операции известить об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества и повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от факта постановки на учет как налогоплательщика, ведущего собственную деятельность. При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается выполненной.

Объект налогообложения

Ст. 182 НК РФ признает объектом налогообложения определенный перечень операций, совершаемых с подакцизными товарами. К ним относятся как операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров, операции по получению и оприходованию подакцизной продукции, отдельные виды передачи подакцизных товаров, в том числе на давальческой основе, операции по перемещению подакцизных товаров через таможенную границу РФ.

Согласно ст. 182 НК РФ, реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.

Объектом обложения акцизами признаются и некоторые операции по передаче на территории РФ произведенных подакцизных товаров:
  • передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  • передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  • передача лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача подакцизных товаров для переработки на давальческой основе;
  • передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • передача на территории Российской Федерации организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества.

Согласно п. 1, п. п. 6 ст. 182 НК РФ, объект возникает и в случае реализации экономическими субъектами конфискованных, бесхозяйных или подлежащих обращению в государственную или муниципальную собственность подакцизных товаров.

Под налогообложение попадает передача на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организации, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества. Объектом налогообложения является также импорт подакцизных товаров на таможенную территорию России.

Особенностью возникновения объекта при производстве подакцизной продукции является то, что, согласно п. 3 ст. 182 НК РФ, в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого ст. 193 НК РФ установлена повышенная ставка акциза нежели на товары, использованные в качестве сырья.

В особую группу операций, вызывающих объект налогообложения, можно выделить операции получения (оприходования) подакцизной продукции. При этом объект возникает лишь при оприходовании такой подакцизной продукции, как денатурированный этиловый спирт и пря- могонный бензин. Под оприходованием понимается принятие к учету в качестве готовой продукции подакцизной продукции, произведенной из собственного сырья и материалов. Кроме того, для факта возникновения объекта обязательным условием является наличие соответствующего свидетельства.

Предприятия получают свидетельства на добровольной основе. Свидетельства не являются документом, разрешающим или запрещающим осуществлять перечисленные в них виды деятельности, и не заменяют собой соответствующую лицензию на производство денатурата или неспиртосодержащей продукции. Таким образом, свидетельство — это документ, непосредственно связанный лишь с исчислением акциза на денатурированный спирт. Свидетельства выдаются организациям при соблюдении требований, перечисленных в п. 4 ст. 179.2 НК.

Условия предоставления Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином имеют некоторые отличительные особенности. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

  • производство прямогонного бензина, в том числе из давальче- ского сырья (материалов);
  • производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, в том числе из давальче- ского сырья (материалов).

Для получения свидетельства на производство прямогонного бензина необходимо, чтобы у заявителя имелись мощности по производству указанного вида товаров. Производственные мощности могут принадлежать организации-заявителю на праве собственности, на праве владения или пользования либо на других законных основаниях.

Получить свидетельство на переработку прямогонного бензина можно при наличии у заявителя договора об оказании им услуг по переработке давальческого сырья, в результате которой производится прямогонный бензин. Данное условие должно сочетаться с требованием о наличии производственных мощностей по производству продукции нефтехимии. На основании договора об оказании услуг по переработке прямогонного бензина свидетельство выдается, если заявитель является собственником перерабатываемого бензина и договор заключен с производителем продукции нефтехимии.

Операции, освобождаемые от налогообложения

Ряд операций с подакцизной продукцией подлежит освобождению от налогообложения. К таким операциям в соответствии со ст. 183 относятся:
  • реализация подакцизных товаров на экспорт;
  • передача подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров между подразделениями одной организации (при условии, что эти подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками);
  • первичная реализация конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
  • Согласно п. 2 ст. 184 НК, налогоплательщику предоставляется освобождение от уплаты акциза при совершении экспортных операций:
  • вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта;
  • ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

В обоих случаях для получения освобождения от уплаты акцизов требуется предоставить в налоговый орган поручительство банка в соответствии со ст. 74 НК или . Кроме того, в установленный срок — документы, подтверждающие факт экспорта.

Для подтверждения факта экспорта в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации подакцизных товаров, представляются следующие документы (п. 7 ст. 198 НК РФ):
  • контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
  • платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации на счет налогоплательщика в российском банке;
  • грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа;
  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории России.

Ставки акцизов

Налоговым кодексом (ст. 193) установлены единые на территории Российской Федерации ставки для налогообложения подакцизной продукции, которые подразделяются на две группы: твердые и комбинированные.

Твердые ставки установлены в абсолютном значении на единицу налоговой базы. К примеру, на 1 т. нефтепродуктов соответствующего вида, на 1 л. безводного этилового спирта, на количество единиц. Комбинированная ставка предполагает сочетание твердой (специфической) составляющей и доли от стоимостного показателя (расчетной стоимости).

Предусмотрена дифференциация ставок по видам подакцизной продукции, а также по ее подвидам. К примеру, с 2011 г. предусмотрена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок на топливо более высокого качества.

Предусмотрена индексация твердых ставок акцизов в соответствии с прогнозируемым индексом потребительских цен.

Отдельные виды подакцизных товаров, например алкогольная и табачная продукция, подлежат обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными марками. В то же время марка служит способом идентификации легальности производства или ввоза товара на территорию России.

Обязательной маркировке акцизными марками подлежит табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации. Цена акцизной марки составляет 150 рублей за 1 тыс. штук без учета налога на добавленную стоимость.

В целях осуществления контроля за уплатой налогов и обеспечения легальности производства и оборота на территории Российской Федерации подлежит маркировке алкогольная продукция. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

  • алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством;
  • алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными марками не допускается. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществления контроля за уплатой налогов.

Существуют два вида маркировки: федеральная специальная марка и акцизная марка. Акцизной маркой маркируется вся продукция импортного производства, ввозимая на территорию Российской Федерации, федеральной специальной маркой — продукция отечественного производства.

Налоговая база

Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога. Налоговая база в зависимости от установленных ставок определяется:

  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки;
  • как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса, без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;
  • как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.

При применении комбинированной ставки по отдельным видам подакцизной продукции, в частности табачным изделиям, в Налоговом кодексе используется понятие расчетной стоимости. Расчетная стоимость — произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При этом под максимальной розничной ценой понимается цена, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована конечному потребителю. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Налоговый кодекс содержит требование ведения раздельного учета операций с подакцизными товарами. В частности, статьей 190 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен организовать раздельный учет операций с подакцизными товарами, по которым установлены различные налоговые ставки. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

В отношении различных видов подакцизной продукции также применяется особый порядок определения налоговой базы и применения ставки. К примеру, при применении ставки по алкогольной продукции налоговая база определяется как объем реализованной продукции в натуральном выражении, т. е. в литрах, что вызывает необходимость пересчета на безводный этиловый спирт.

Пример : Ликеро-водочный завод производит алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 40%. За январь произведено 400 л. данного подакцизного товара. Применяемая налоговая ставка — 210 руб за 1 л. безводного этилового спирта. Сумма акциза по приобретенному этиловому спирту — 1400 руб. Рассчитаем сумму акциза.

1. Определим налоговую базу в пересчете на безводный спирт: 400 л. * 40% = 160 л.

2. Определим сумму акциза по реализованной подакцизной продукции:

  • 160 л * 210 руб. = 33600 руб. 00 коп.

3. Определим сумму акциза, подлежащего уплате по алкогольной продукции. Для этого исчисленная сумма акциза уменьшается на сумму налоговых вычетов.

  • 33600 — 1400 = 32200 руб. 00 коп.

Некоторые особенности определения налоговой базы установлены при ввозе подакцизной продукции на территорию Российской Федерации. Установлено, что в данном случае налоговая база определяется либо как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении по тем товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, либо, в случае применения адвалорных ставок, как сумма таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. В отношении подакцизных товаров, по которым применяются комбинированные налоговые ставки, налоговая база формируется из следующих элементов: объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, определяемая в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.

Налоговым периодом является календарный месяц — для организаций и индивидуальных предпринимателей, а для лиц, признаваемых налогоплательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу России — согласно Таможенному кодексу России.

Порядок исчисления акцизов

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые или адвалорные ставки, определяется по формуле:

А=НБ*Cm ,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база (в рублях либо в натуральном выражении);
  • Cm — ставка налога (в процентах или в рублях за единицу продукции).

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется по формуле:

А=НБ*Cm + R*Рмах ,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база в натуральном выражении;
  • Cm — ставка налога в рублях за единицу продукции;
  • R — доля в процентах;
  • Рмax . — максимальная розничная цена подакцизных товаров.

Общая сумма акциза исчисляется сложением всех сумм акциза по каждому виду подакцизного товара, облагаемому по разным акцизным ставкам, по итогам каждого налогового периода и применительно ко всем подакцизным операциям.

Налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары либо производящий подакцизные товары из давальческо- го сырья, обязан предъявить к оплате покупателю товаров либо собственнику давальческого сырья сумму акциза. Сумма акциза выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах. В случае реализации подакцизной продукции в розницу сумма акциза включается в цену товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма акциза не выделяется. Сумму акциза не выделяют отдельной строкой и в том случае, когда совершаемые операции с подакцизными товарами освобождены от налогообложения на основании Кодекса (например, при реализации товаров на экспорт). В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах делается надпись или ставится штамп «Без акциза».

Согласно ст. 200 НК РФ, налогоплательщики имеют право уменьшить исчисленную сумму акциза на суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, которые в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров. При этом налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками подакцизных товаров, в части сумм акциза, фактически уплаченных продавцам при приобретении указанных товаров. Условием применения данного вычета является списание приобретенного сырья в производство.

Важным условием вычета является факт уплаты акциза. Пунктом 3 ст. 201 также установлено, что в случае, если в отчетном налоговом периоде стоимость подакцизных товаров отнесена на расходы по производству других подакцизных товаров без уплаты акциза по этим товарам продавцам, то суммы акциза подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором произведена его уплата продавцам.

Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой акциза и суммами налоговых вычетов. В случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой акциза в отчетном месяце налог в данном периоде не уплачивается, а сумма превышения подлежит зачету в счет текущих (или предстоящих) платежей по акцизу.

Условия применения вычетов при расчета акциза перечислены в ст. 201 Налогового кодекса.

Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности

При определении сроков уплаты акцизов необходимо определить дату реализации подакцизной продукции. Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется ст. 195 НК РФ как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию. Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.

Согласно ст. 204 НК РФ, уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту их производства, за исключением прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта. При получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При получении прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, — не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Выбор редакции
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...